В общем, это руководство включает следующее:

  • Почему организации должны использовать семинары по процессному совершенствованию
  • Общие ошибки при планировании и проведении семинаров
  • Ключевые мероприятия, необходимые для планирования эффективных семинаров
  • Практический подход для содействия эффективному семинару

Почему проводят семинары?

Я провел множество семинаров и обнаружил, что они являются наиболее эффективным способом добраться до сути процессов и улучшить их . Я видел, как люди тратят месяцы работы, проводя настолько глубокое изучение процессов, беседуя с сотрудниками, что проекты закрывались, прежде чем они приближались к выявлению улучшений. Этого можно избежать. То, чего можно достичь при хорошо структурированном семинаре, может устранить недели или даже месяцы ненужной деятельности по изучению процесса. Также во время семинара мы получаем сотрудников, которые вовлечены в изменение их процессов к лучшему. По сути, это помогает в менеджменте изменений , так как персонал чувствует свою причастность к этому с самого начала. Это не посторонние изменения их процесса, они чувствуют, что в ответе за собственную судьбу .

Общие ошибки

Диктовка будущего процесса

Я считаю отвратительным, когда процессные консультанты входят в бизнес и начинают проектировать будущий процесс так, как, по их мнению, будет правильно . Я верю, что хороший процессный консультант способствует будущему процессу, но никогда не диктует клиенту, каким он должен быть . Часто будущий процесс может быть очевидным для процессного посредника, но жизненно важно, чтобы клиенты пришли к собственным выводам по поводу того, каким должен быть процесс (с помощью посредника).

Одним из главных преимуществ метода, который я использую, является то, что участники семинара активно вовлекаются в проектирование не только существующего и будущего процесса, но также определяют, какие действия необходимы для того, чтобы перейти от настоящего процесса к будущему.

Работа посредников направлять клиентов в правильном направлении, а не давить на них.

Планировать слишком многого

Против моей воли, меня однажды заставили написать документ на 25 страниц о том, как проводить семинары – это задержало проект на 3 месяца. Семинары это не сложно, поэтому не усложняйте подготовку к нему . Создайте электронную таблицу со всеми вашими семинарами, их временем проведения, заказанными комнатами и участниками. Это все, что вам нужно – это не более чем испечь торт!

Поспешные семинары

Дайте себе больше времени, чем вам, на ваш взгляд, необходимо. Не проводите семинары раньше крайнего срока. Не торопитесь и сосредоточьтесь на верном его проведении, вы же закладываете фундамент для последующей работы .

Планирование семинара

Тщательно выберете комнату для проведения семинара

Найдите самую большую комнату – она Вам необходима. В идеале проводите каждый день семинара в одной и той же комнате , и Вы не будете тратить время на перемещение материалов. Гигантские карты процессов лучше оставить на стенах!

Определите весь персонал, который вовлечен в процесс

Важно получить представление о персонале, который вовлечен в непрерывный процесс. Должны быть включены все - от менеджеров и до сотрудников, работающих с клиентами. Менеджеры могут иметь искаженное представление процесса, которое не всегда соответствует реальности.

Выберете правильных участников

Возможно, проще спросить у высшего руководства, кто, по их мнению, должен посетить семинар, но, скорее всего, они пришлют вам людей, который не заняты, вместо персонала, который Вам действительно необходим. То, что вам нужно, это люди, которые знают процесс и имеют реальный драйв для проведения улучшений . Это лучше, чем привлекать людей, которые знают процесс изнутри, но не имеют творческого потенциала для создания новых идей. В идеале, у Вас должно быть представление о списке участников семинара до того, как вы будете подтверждать это у менеджера.

Рассмотрите динамику группы

Присутствие менеджеров или руководящего персонала на семинаре может заставить замолчать сотрудников – избегайте этого. Менеджеры должны доверять своему персоналу проведение семинара без их вмешательства (ведь, кто знает процесс лучше).

Создайте слайды

Для руководства на протяжении семинара используйте краткий пакет слайдов, который поможет вам сфокусироваться на ключевых этапах и поможет вам ничего не упустить. Воздерживайтесь от утомительных текстовых слайдах – графики и фото , которые отображают каждый этап семинара, будут держать вас в верном направлении.

Организуйте средства и материалы для проведения семинара

Ниже представлен список того, что Вам необходимо для проведения семинара:

  • Ноутбук и проектор – для отображения Ваших слайдов
  • Большие стикеры – для определения различных каналов и ролей в процессе
  • Средние стикеры – для записи задач в процессе
  • Маркеры – чтобы участники записывали задачи на стикерах
  • Blu - Tack – чтобы прикрепить плакаты на стены
  • Клейкая лента – для того, чтобы закрепить бумагу на ровной поверхности (необходима при использовании бумаги, которая скручена в рулон!)
  • Стикеры малые (разноцветные) – для отображения диагностики процесса, такой как точки взаимодействия с клиентом или определения времени; наклеиваются на задачи
  • Ножницы – чтобы резать листы бумаги по размеру
  • Камера – для получения моментальных снимков, для дальнейшего рассмотрения

Совет: Не все канцелярские товары равные! Используйте хорошую бумагу, на которой не растечется текст, а также «супер липкие» стикеры. Более дешевые отпадут через несколько часов.

Предварительно поговорите с участниками

Объясните персоналу процесс, который Вы рассматриваете и что Вы хотите достичь . Это позволит им чувствовать себя более комфортно. Позвольте им посещать семинар в повседневной одежде и начните его немного позже, чем обычный рабочий день, позвольте персоналу чувствовать себя более спокойно.

Составьте график семинара!

Проводите семинар в течении 2 дней – в первый день проанализируйте текущее состояние , а во второй – спроектируйте новое (будущее) состоянии процесса . Сделайте перерыв между семинарами хотя бы на несколько дней, чтобы дать участникам время подумать над новыми идеями. Оповестите всех участников о проведении семинаров заранее . Убедитесь, что у Вас есть достаточно перерывов во время семинара, чтобы предотвратить усталость от инноваций!

Подготовьте таблицы и скрайб

Настройте таблицу, чтобы охватить все итоги семинара. Должны быть охвачены все детали, такие как процессные задачи, системы, персонал, диагностика, тайминги и идеи по улучшению.

Договоритесь о скрайбе, который будет заносить детали процесса в таблицу. Ваша работа сфокусироваться на помощи, а не на печатании!

Совет: Не упрощайте процесс, стараясь описать все детали после семинара – это намного сложнее. Держите скрайб в комнате. В идеале, назначьте человека, который будет рисовать карты процесса, выполняя функцию скрайба.

День перед семинаром

Оформите комнату , приклеив 3 плаката по всему периметру комнаты, насколько это возможно.

Расставьте стулья таким образом, чтобы они все стояли лицом к плакатам, а не к столу. Это способствует менее формальному и более интерактивному стилю . Убедитесь, что проекционный экран установлен таким образом, что к нему будет легко повернуться и смотреть.

НЕ размещайте любые существующие процессы на стене! Это ограничивает мышление!


Проведение семинара - День 1

Анализ текущего состояния

Почему я здесь?

Не думайте, что участники знают, почему они здесь. Скорее всего, найдется кто-то, кто не читал материалов, которые Вы ему отослали или же кто-то, кто только слез с кровати. Вступительная речь это Ваш шанс объяснить, почему они были выбраны , и создать основы для увлекательного путешествия. Это - Ваша возможность применить свои маркетинговые способности и продать мечту о захватывающем новом мире, который могут построить только они . Объясните, что они являются экспертами процесса, а Вы здесь для того, чтобы помочь в улучшении их деятельности, а также улучшении качества жизни их клиентов.

Разрушение стен

Попросите всех участником представиться относительно их функций и личной жизни. Держитесь непринужденно, попросив рассказать их что-то уникальное о себе, например, о скрытых талантах.

Определите область применения процесса

Определите общую картину , обсуждая область применения процесса, то есть начало и конец процесса, а также некоторые каналы и триггерные точки процесса

Совет: Часто существует путаница в терминологии. Для одних – что такое процесс, для других – что такое процедура. Возможно, Вам будет необходимо объяснить разницу между процессом, процедурой и задачей.

Определите выход(ы), необходимые клиенту

Критически важно определить, что действительно необходимо клиенту , так как все в процессе должно соответствовать потребностям клиента. Поставьте себя на место клиента и определите:

  • В какой процесс вовлечен клиент, по его мнению (он может отличаться от фактического процесса!)
  • Что может случиться во время процесса, по мнению клиента (и плохое, и хорошее!)
  • В чем действительно нуждается клиент ? (объедините это все в одну строку клиентского выхода).

Определите текущую задачу процесса

Раздайте каждому участнику стикеры и ручки, и попросите каждого написать их личную интерпретацию процесса (никакого сотрудничества!). Это займет некоторое время (в некоторых случаях до 30 минут). Как только все участники закончат, попросите их подсчитать стикеры. Пригласите человека, у которого наибольшее количество стикеров, и пусть он приклеит их к плакату . Опросите всех участников, есть ли у них другие задачи.

Объедините все отдельные процессы вместе, чтобы создать единый согласованный процесс.

Совет: Не пытайтесь организовать стикеры в одну линию с ролями – это отнимает много времени, является запутанным и часто бессмысленным, учитывая, что процесс в любом случае будет меняться.

Не рассматривайте только «солнечные дни» процесса, когда все идет хорошо, рассматривайте все, что может пойти не так. Рассмотрите все исключения из правил в вашем процессе. Рассмотрите все изменения процесса и его триггерные точки .

Как только согласуете процесс, пронумеруйте каждую задачу . Это облегчит проверку задачи и отображение процесса. Примечание: не обращайте внимания на порядок номеров - это не имеет значения, пока каждая задача имеет свой уникальный ссылочный номер.

Добавьте диагностическую информацию

Информация о диагностике процесса - это любая информация, которая присуща любой задаче и может оказать помощь при анализе. Например, типичный набор информации о диагностике процесса может включать:

  • Роли (сотрудник, который выполняет задачу)
  • Среднее время , необходимое на выполнение задачи
  • Используемые системы
  • Точки взаимодействия с клиентами
  • Передача обслуживания между сотрудниками или системами
  • Бизнес-правила (решения или системы, управляемые логикой)

Как только вы согласуете текущее состояние процесса, попросите сотрудников прокомментировать каждую задачу с диагностической информацией, используя маленькие стикеры. Используйте разные цвета стикеров для каждого вида диагностики .

Совет: Всегда используйте маленькие стикеры для диагностической информации или же Ваш процесс превратится в огромный беспорядок из непонятных цветных стикеров!

Завершение

Когда добавлена вся диагностическая информация, поблагодарите всех участников за оказанную помощь и кратко объясните, что они будут делать во второй день .

Как только участники выйдут, приклейте задачи к плакату с помощью липкой ленты . Это предотвратит их падение или скручивание, если Вам понадобиться снять плакат

Проведение семинара - День 2

Улучшение процесса

Повторение

Во второй день проведите короткое 5-ти минутное повторение того, что было сделано в первый день. Поясните участникам, что второй день это их время, чтобы проявить свою креативность, выступить с новыми и инновационными идеями, что нет ничего сумасшедшего, глупого или нереального.

Инновационный мозговой штурм

Как начало второго дня, а также, чтобы разбудить участников, хорошо выполнить упражнение инновационного . Чтобы выполнить его, разделите участников на две группы – это создаст здоровую конкуренцию! Попросите каждую группу придумать двадцать разных идей относительно того, как они могут улучшить процесс. Подчеркните, что они должны придумать минимум двадцать идей (но если хотят, могут придумать и больше). Попросите каждую команду выбрать человека, который воспроизведет их идеи для другой группы.

Устранение или улучшение

После этого, используя идеи, полученные методом мозгового штурма, проработайте каждый шаг с вопросом:

  • Будет ли это устранение или
  • Улучшение

Поощряйте участников за то, что они подвергают сомнению все и переделывают процесс, обращая внимание на действия по устранению (при этом сфокусировавшись на результатах, требуемых клиентом). Если они говорят, что что-то не может быть устранено или улучшено, задайте им вопрос «почему» несколько раз. Уговорите, умасливайте, подталкивайте, предлагайте, но никогда не говорите им, что они должны сделать. Не бойтесь быть несколько жестким с участниками, когда речь идет об устранении или улучшении задач. Вы можете потратить некоторое время, чтобы заставить их мыслить творчески, ведь они вынуждены были долгое время делать работу привычным способом, не оспаривая это.

Если задача устранена, нарисуйте большой крест на стикере. Если задача улучшена, поставьте небольшую отметку на стикере, если ничего не изменилось, отметьте стикер знаком «тире» (-).

Попросите скрайб документировать все возможные улучшения по каждой задаче в таблице Плана действий, четко отметив, какие задачи устранены, улучшены или же остались прежними

Совет: Не паникуйте, если процесс идет слишком медленно в начале упражнения по устранению или улучшению. Вы увидите, что устранение нескольких задач в начале процесса, будут иметь эффект снежного кома и устранят больше задач далее по процессу. Часто одна хорошая идея может иметь огромное влияние на процесс.

Как только вы проработаете все задачи процесса, попросите участников быстро просмотреть процесс, есть ли еще что-то, что можно устранить или улучшить. Иногда идеи могут появиться в середине, но затем могут быть повторно применены к предыдущим частям процесса.

Завершение

Не забудьте поблагодарить участников за их участие и объясните, что вы будете делать с результатами семинара , в конце концов, семинар это простое средство для предоставления информации с целью достижения реальных улучшений в бизнесе, и, самое главное для его клиентов .

После того, как участники уйдут, не забудьте сфотографировать весь процесс для последующего анализа (а также картирование процесса или моделирование, если требуется), но не забудьте сохранить бумажные карты процесса для дальнейшего использования.

Заключение

Это руководство дает советы для планирования и проведения семинаров по улучшению . Однако ничто не высечено на камне и все предприятия уникальны, поэтому я призываю Вас использовать эту информацию для создания еще более эффективных способов создания ценности посредством семинаров.

© Материал подготовлен Анной Джежик
по материалам зарубежных изданий
http://www.сайт/

Семинар – это такая форма учебных занятий, которая дает студентам возможность практического использования теоретического знания, при этом преподаватель может моделировать условия, соответствующие различным видам будущей профессиональной деятельности обучающихся: научный диспут, круглый стол, пресс-конференция, ролевая игра и т.д.

Семинар достаточно гибкая форма обучения, так как предполагает не только организующую роль преподавателя, но и интенсивную самостоятельную работу студентов.

Семинар способен стимулировать регулярное изучение лекционного материала, основной и дополнительной литературы, интенсифицировать самостоятельную работу, расширять круг знаний, прививать навыки самостоятельного мышления, устного выступления, умения вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, развивать в себе способность к самокритике.

На семинарские занятия выносятся такие вопросы тем, которые или наиболее значимы для формирования компетенций будущих специалистов, или наиболее трудны для понимания.

Среди многообразия форм семинарских занятий можно выделить традиционные и активные формы.

К традиционным можно отнести следующие:

Развернутая беседа . Эта форма семинара предполагает рассмотрение вопросов занятия в виде беседы преподавателя со всей группой студентов. Отметим положительные стороны такого ведения занятия: преподаватель, поскольку он ведущий семинара, не теряет, заранее им намеченную нить; он может обратить внимание и на тех студентов, которые пытаются «отсидеться». Вместе с тем, налицо целый ряд негативных моментов: при недостаточной подготовленности группы к семинару, последний может вырождаться в «вопросно-ответную» форму, когда поставленные вопросы с великим трудом доходят до обучающихся; можно столкнуться и с «запланированной» активностью, когда вопросы занятия заранее распределяются между студентами. Самое главное – в структуре такого семинара, как правило, отсутствует активизация познавательной деятельности.

Широко распространен в высшей школе докладный метод . Он предполагает подготовку докладов по каждому вопросу занятия докладчиком, а также назначение оппонентов. На такой семинар выносятся 2-3 доклада по 12-15 минут каждый. Желательно. Чтобы оппоненты получили свою литературу, или были бы ознакомлены с докладом товарища заранее, что очень проблематично. Безусловно, подготовка доклада способна прививать научной, творческой деятельности, воспитывать самостоятельность мышления. При хорошей подготовленности докладчиков и оппонентов может получиться предметное обсуждение вопросов. Но кем? Только самими выступающими, группа же пассивно слушает.

Поэтому использование такой формы проведения семинара ставит перед преподавателем задачу разработки таких приемов ведения занятия, которые могли бы активизировать работу всей группы. Очень важно, чтобы студенты группы знали, что есть материал, который необходим для усвоения всеми, поэтому темы докладов не должны совпадать с вопросами занятия. Для осуществления обратной связи целесообразно перед обсуждением докладов провести:


- «интеллектуальную разминку» - беглый опрос по основным понятиям темы;

- понятийный диктант на 5-7 минут – преподаватель называет понятие, а студенты должны дать определение, или наоборот, преподаватель дает определение, а студенты устанавливают определяемое понятие;

Как элемент самостоятельной работы в ходе семинара может быть применен «викторинный метод». Метод эффективен там, где содержание изучаемого курса может быть представлено в виде кратких, четко формулируемых утверждениях. Задания должны быть различной степени сложности, расположенные по мере возрастания их трудности, Сначала предлагаются задания, для ответа на которые достаточно воспроизвести информацию, которая сообщалась на лекции. Потом даются задания, в которых надо к частному случаю применить знания теоретического курса, наиболее сложные те, в которых от студента требуется синтезировать знания, полученные в различных разделах курса. Проводя викторину, преподаватель дважды четко формулирует вопрос, который должен быть лаконичен и хорошо восприниматься на слух (если занятие проводится в оборудованной техническими средствами аудитории, то уместно задание вывести на экран). На обдумывание и запись своего ответа дается 2-3 минуты, причем студент может воспользоваться своим конспектом, но общение с товарищами запрещено. Ответ записывается, но одной из сторон листа. Ответив, студент подводит под своим текстом черту, после чего начинается свободное обсуждение, в ходе которого формулируется правильный ответ. Соотнеся его со своим ответом, студент должен на другой половине листа записать то, что не вошло в его ответ, или правильный ответ полностью, если обучающимся была допущена ошибка (в оборудованном классе на экране можно вывести правильный ответ). По заранее обговоренным с преподавателем критериям каждый студент выставляет себе оценку, которую сообщают преподавателю. Некоторые работы могут быть взяты на контроль.

Для активизации работы студентов, принимающих участие в этих традиционных формах занятий, целесообразно использовать решение познавательных задач . Например, по приведенному высказыванию философа определить к какому философскому направлению он принадлежит, на основе предложенного фрагмента текста дать оценку позиции (или позиций, если предлагается какой-либо философский спор), высказать свое отношение. Или перевести ту или иную пословицу и поговорку на язык законов и категорий и наоборот и т.д. Подробнее с задачами подобного типа можно ознакомиться в следующих пособиях (17;18; 21; 32)

Одним из очень эффективных элементов семинарских занятий, особенно на младших курсах, когда чтение философских первоисточников для студентов затруднительно, является комментированное чтение фрагментов первоисточников. Это задание предполагает, что у каждого студента есть текст, преподаватель предлагает какому-либо студенту вслух прочитать необходимый фрагмент и в совместной беседе, отвечая на вопросы преподавателя, студенты достигнут адекватного понимания.

Одной из основных форм активизации мыслительной деятельности студентов на семинарских занятиях является проблемный семинар . Особенность проблемного семинара заключается в том, что он предельно обостряет работу мысли, требует решения проблем, законченности анализа, разрешения противоречий, уточнения точек зрения.

Вопросы на проблемном семинаре не разбираются описательным способом. Отличает этот семинар то, что он позволяет соединить в себе и семинар диспут, и семинар собеседование, и метод «доклад-оппонент», семинар конференцию и другие формы.

Проблемный семинар выполняет несколько функций:

1. Познавательно-эвристическую, которая помогает студентам находить более четкие, конкретные или более глубокие и общие выводы, делать «открытия» для себя в отношении значимости известных важных положений, приходить к важным убеждениям.

2. Познавательно-синтезирующую, дающую навыки обобщения, формулирования общих выводов, положений, выделения в единичном и особенном общих и всеобщих черт, связей, закономерностей.

3. Логико-методологическую, которая в ситуации активно-творческого, группового обсуждения вырабатывает у студентов:

а) навыки четкого логического выражения своих мыслей, выявление логических несоответствий в аргументах своих оппонентов;

б) помогает выяснить взаимосвязь вопросов в рамках данного раздела, их внутреннюю логику.

Проведение проблемного семинара предполагает создание атмосферы заинтересованного, эмоционально-творческого поиска, ибо только в такой атмосфере вырабатывается личностная позиция студента по обсуждаемым вопросам, знания, способные перерастать в убеждения.

Достижение этой цели предполагает разнообразие методов активизации аудитории и достигается тогда, когда цели семинара будут целями не только преподавателя, но и всей студенческой группы: углубление знаний, постижение новых истин, выработка цельного системного видения предмета.

Можно выделить несколько уровней проблемности, которые могут быть достигнуты в проблемном семинаре:

1-й уровень – преподаватель ставит проблему и раскрывает логику ее решения;

2-й уровень – преподаватель ставит проблему, а студенты вместе с ним осуществляют поиск решения проблемы;

3-й уровень – поставленную преподавателем проблему студенты решают самостоятельно;

4-й уровень – студенты самостоятельно ставят и решают проблему.

Задачам проблемного семинара в большей степени отвечают 2-й – 4-й уровни.

Активизировать семинарское занятие можно введением в него проблемных ситуаций . (О некоторых способах создания проблемных ситуаций говорилось ранее).

Проблемная ситуация является «пусковым» элементом семинара-дискуссии – очень эффективной формой усвоения теоретических положений, а также формирования практического опыта совместного участия в разрешении проблем, что способствует выработке ряда компетенций, необходимых будущему специалисту. Иногда создать проблемную ситуацию на таком семинаре можно, подготовив по проблеме, выносимой на семинар, двух докладчиков. Их следует заранее ориентировать на изучение альтернативной литературы и поставить целевую установку на высвечивание в докладах определенных положений, которые, как предполагает преподаватель, с необходимостью вызовут у слушающих студентов ситуацию некоторого психологического затруднения: кто же из докладчиков прав. Выступления докладчиков должны быть достаточно короткими, ясными, четкими, положения доклады должны выражаться в категорической, как бы не требующей возражения, форме. На короткое время докладчик стал «рупором» автора текста. Такая ситуация бесспорно создаст очень эффективную проблемную ситуацию.

Так как подобный семинар является моделью предметных и социальных отношений членов научного коллектива, то студент должен научиться точно выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, опровергать ошибочные мнения оппонентов. На таком семинаре возрастает значимость проблемных вопросов как средство взаимодействия участников семинара. Необходимое условие эффективности дискуссии – наличное знание каждого студента, полученное на лекциях и в процессе самостоятельной работы с литературой. Необходимо учить студентов культуре дискуссии обращая внимание на терпимость к мнениям сокурсников, необходимость слушать другого, критически переосмысливать свою позицию.

Управление дискуссией эффективно тогда, когда преподаватель опирается на систему заранее подготовленных дополнительных вопросов. Эти вопросы должны обнаруживать относительный характер истинности тезиса или антитезиса и тем самым не позволять мышлению застывать на одной из противоположных точек зрения. Так как дискуссия может развиваться по нескольким направлениям, целесообразнее использовать уже возникший в ходе дискуссии интерес к какому-либо аспекту исследуемой проблемы, чем настойчиво пытаться повернуть обсуждение в том направлении, которое было спланировано самим преподавателем. Но для этого необходимо быть готовым к самым разнообразным поворотам дискуссии.

Конечно, все предусмотреть невозможно, но чем больше у преподавателя домашних заготовок различных направлений дискуссии, тем успешнее он ею руководит.

Дискуссия может иметь два исхода: студенты могут найти решение проблемы сами или его сформулирует преподаватель в заключительном слове, оба варианта имеют свои достоинства и недостатки. Самостоятельное решение проблемы доставляет студентам наибольшее удовлетворение, внушает им веру в свои творческие возможности. Но это случается только в отношении сравнительно несложных проблем. Если же добиваться во что бы то ни стало от студентов самостоятельного решения проблемы, то это может превратить запланированную активность в ее противоположность. Если становится ясным, что аудитория не может самостоятельно справиться с проблемой, и никакая переформулировка ее не приводит к желаемому результату, то преподавателю лучше самому изложить решение проблемы, делая ставку на мысленное соучастие студентов, как это делается на проблемной монологической лекции. А по ходу изложить и метод решения подобных проблем, проанализировав методологические ошибки которые привели к неудаче.

Завершение дискуссии требует от преподавателя учета некоторых психологических моментов:1) дискуссию имеет смысл продолжать лишь до тех пор, пока не исчерпаны все аргументы, то есть наличные знания сту3дентов по данному вопросу; 2) при правильной постановке дискуссии накал ее должен возрастать и к моменту завершения достичь высшей точки.

Развитием формы семинар-дискуссия может быть «мозговой штурм». Задачей его является выдвижение на начальном этапе как можно большего количества идей по разрешению проблемы. Выдвинутые идеи не подвергаются критике. На следующем этапе отбираются наиболее адекватные идеи и подвергаются анализу и критическому осмыслению, развиваются, проводится оценка возможности их доказательства, или они отбрасываются, если не выдержали этой проверки.

Эффективной формой проведения семинара может быть семинар, проводимый силами самих студентов . Имеется в виду, что на роль ведущего семинарское занятие назначается наиболее подготовленный студент, с которым преподаватель проводит большую подготовительную работу по отбору материала, разработке сценария будущего занятия, проработке возможных проблемных ситуаций, заготовке интересных познавательных задач, созданию системы дополнительных вопросов, способствующих углублении знаний программного материала. Когда ведущий семинара будет готов, можно проводить такой семинар, в котором преподаватель может стать или рядовым участником работы группы, или сторонним наблюдателем. Функции руководителя преподаватель возвращает себе, подводя итоги работы группы, в корректной форме уточняя некоторые положения, или акцентирую внимание на тех вопросах, которые по какой-либо причине не стали предметом тщательного анализа, а по существу дела являются важными для раскрытия изучаемой темы.

Семинар пресс-конференция так же как и предыдущий, предполагает большую предварительную индивидуальную работу преподавателя с ведущими.. Их может быть два или три, в зависимости от количества вопросов, выносимых на рассмотрение. Преподаватель должен обговорить с ведущими «логику» будущей конференции, отобрать основную и дополнительную литературу по вопросам, а затем проверить глубину владения ведущими своим материалом. Каждый студент группы должен изучить основную литературу и в обязательном порядке придумать вопрос по существу изучаемой проблемы, но который мог бы поставить ведущего конференцию в затруднительное положение. Подобное задание стимулирует изучение и дополнительной литературы, так именно там можно найти «свой» вопрос. Можно использовать один из двух вариантов проведения конференции:

1. Ведущий конференции в достаточно краткой форме излагает самые основополагающие положения своего вопроса. После чего аудитория начинает задавать свои вопросы. А так как это все-таки учебный семинар, то допустимо, если на вопрос, поставивший ведущего в затруднение, ответит сам задавший вопрос. Когда вопросы иссякнут, ведущий подводит кратко итог и слово берет следующий ведущий.

2. Ведущие по очереди излагают свои вопросы, после чего аудитория задает вопросы, на которые отвечает тот из ведущих, в чьем ведении этот вопрос находится.

Преподаватель заранее сообщает студентам, как будет оцениваться и работа ведущих, и поставленные студентами вопросы, что может мотивировать желание очень хорошо подготовиться. Какие же функции отводит себе преподаватель на таком занятии? Проведя активную работу перед конференцией с ведущими, непосредственно на занятии преподаватель может занять место среди ведущих и «спасать» положение, переводя на себя наиболее сложные вопросы, которые оказались непосильными для ведущих пресс-конференцию. Или он может быть представителем тех, кто пришел на эту конференцию, и тогда его задача в поддержании эмоционального настроя аудитории, ее познавательной активности.

После окончания пресс-конференции преподаватель возвращает себе свои непосредственные функции, подводит итог и оценивает работу. При рейтинговой системе данная форма проведения семинара дает возможность достаточно адекватно оценить вклад в проведении семинара каждого студента.

Эффективной формой проведения семинарского занятия является семинар по методу «малых групп» . Он сочетает в себе методы исследования, демонстрации, критики, отвечает принципу сочетания индивидуального и коллективного в обучении, Вся группа готовится по вопросам плана семинарского занятия. Непосредственно на семинаре учебная группа разбивается на 4-5 подгрупп численностью 3-5 человек. Группы желательно формировать так, чтобы они были по качественному составу более или менее однородными. В каждой «малой группе» выбирается самими студентами или назначается преподавателем «лидер», в задачу которого входит руководство группой.

Преподаватель выносит на рассмотрение «малых групп», такие проблемы, формулировки которых не звучали в вопросах семинарского занятия, но органично присутствуют в том материале, который был вынесен на семинарское занятие. Во вступительном слове преподаватель формулирует проблемы, подлежащие рассмотрению в той последовательности, в которой они будут рассматриваться и лает краткие методические указания по решению их. Затем «малые группы» под руководством своего «лидера» обсуждают проблему, план ответа. Этот этап семинара несет очень большую смысловую нагрузку, так как студентами всеми без исключения осуществляется исследование проблемы, предлагаются свои варианты решения. В таких случаях иногда мысль товарища может подтолкнуть к рождению очень плодотворной идеи. «Лидер» выстраивает последовательность ответа группы. Очень приветствуется, чтобы каждому участнику группы нашлось что сказать. Кроме того, в этот период студенты могут задать уточняющие вопросы и преподавателю. После 2-4 минутной консультации по группам, преподаватель назначает основным выступающим одну из групп, остальные группы в это время внимательно слушают, продумывают свои вопросы выступающей группе, готовят рецензию и дополнения (но, что важно, ни одна из групп не знает, какую из них преподаватель назначит оппонирующей группой). После ответа группы «докладчика», назначенная «оппонентом» группа задает вопросы, а потом делает критические замечания, разбирает ответ и делает свои дополнения. Иногда параллельно с выступлением «малой группы» некоторым студентам выборочно, или представителям другой «малой группы» можно предложить написать короткую рецензию на выступление основной группы. Некоторые из рецензий могут быть зачитаны после выступления группы-«оппонента». После чего преподаватель ставит перед группами новую проблему.

При таком проведении семинара проблемные ситуации, альтернативные точки зрения могут возникать непроизвольно, без вмешательства преподавателя, как следствие полемической активности самих студентов. В этих случаях преподавателю остается лишь более отчетливо сформулировать перед аудиторией сущность возникших разногласий и направить дискуссию в нужное русло.

Студенты должны знать, что вызванной отвечать может оказаться и та группа, которая уже отвечала, или была «оппонентом», это поддерживает интерес и познавательную активность. Выделение же лучшей группы при частом использовании такого метода проведения семинарского занятия, создает в аудитории ситуацию здоровой конкуренции.

Обсуждается в методической литературе и семинар - ролевая игра . Предлагается, например, провести ролевую игру, имитирующую обсуждение научного доклада или диссертации (3, С.125-126). Назначается ведущий , докладчик, оппонент, логик, психолог, эксперт.

Ведущий наделяется всеми полномочиями преподавателя: руководит ходом обсуждения, следит за аргументированностью доказательств и опровержений, корректностью отношений в процессе обсуждения.

Докладчи к должен подробно осветить изучаемую проблему, показать имеющиеся альтернативные ее решения, обосновать собственную точку зрения.

Оппонент, в задачу которого входит воспроизвести процедуру оппонирования диссертации или обсуждения научного доклада, должен воспроизвести основную позицию докладчика, проявив тем самым ее понимание, а также найти уязвимые места, ошибки докладчика и предложить свой путь решения.

Логик выявляет ошибки, противоречия в высказываниях, как докладчика, так и оппонента, уточняет определения используемых понятий, анализирует и оценивает логику доказательств и опровержений

Психолог отвечает за климат на семинарском занятии, следит, чтобы дискуссия велась корректно, чтобы студенты не вступали в пререкания, не переходили на личности, должен сглаживать острые углы, следить за правилами проведения защиты диссертации или обсуждения доклада.

Эксперт должен подвести итог всего семинара, оценить предложенные и обсужденные гипотезы по разрешению исследуемой проблемы, оценить вклад каждого участника проводимого «действия».

Другие студенты, не получившие указанные роли, должны принимать активное участие в свободной дискуссии, где они могут выступить с собственным видением проблемы, выступить с критическими замечаниями в адрес как докладчика, так и его оппонентов. Иногда целесообразно вводить по два оппонента, логика, эксперта. Ролевая игра подобного типа может модифицироваться в зависимости от желаний, потребностей студентов, той будущей профессии, которую они готовятся получить (Так, на юридическом факультете возможно провести ролевую игру как «суд присяжных», где с некоторыми модификациями содержательное наполнение ролей, как правило остается прежним).

Как и в предыдущих формах проведения семинарского занятия большая организационная о подготовительная работа лежит на плечах преподавателя. Он определяет проблему и подпроблемы, подготавливает литературу для докладчика, ведущего, оппонентов, эксперта. Желательно, чтобы наряду с инвариантным содержанием, в предлагаемых источниках имелись ярко выраженные альтернативные подходы к решению изучаемой проблемы. Кроме того, преподаватель консультирует исполнителей ролей, подводит общие итоги проведенного семинара, оценив роль каждого участника и выставив ему рейтинговый балл.

Пытаясь оценить все многообразие приведенных форм проведения семинарских занятий, надо отметить, что наиболее эффективным может быть смешанный семинар, где преподаватель использует ряд методов и приемов, модифицируя их в зависимости от конкретной ситуации. Осуществить такую мобильность преподавателю дает правильная подготовка к проведению занятия.

Семинары и мероприятия всегда проводились для того, чтобы участники получали полноценный опыт. Таким образом, организация мероприятия требует обширного планирования и выполнения больших подготовительных работ, по крайней мере, за несколько месяцев до даты проведения мероприятия. В большинстве случаев, кажется, что семинары проходят подобно часовому механизму, со всеми гладко проходящими согласно графику событиями. Однако в действительности, большая часть основных работ осуществляется с целью развития необходимой атмосферы в дополнение к приобретению полезного опыта участников.

1. Определение темы мероприятия

Каждое мероприятие следует теме и цели, которые будут контролировать и направят на необходимый курс процесс проведения мероприятия потенциальных клиентов или участников, гостей и маркетинговый подход. Вообще, бизнес события, подобные международным конференциям специфической промышленности, обращены к участникам, бизнес деятельность которых связана с обсуждаемой промышленностью, так же как и спонсоры, которые извлекают выгоду от информирования своих товаров в течение проведения мероприятия.

Кроме этого, тема семинара также определит тип каналов маркетинга, с помощью которых будет проводиться реклама. Это также имеет смысл для маркетинговой команды, которой необходимо знать тему семинара, чтобы правильно определить целевых участников и компании, на которых будет ориентировано мероприятие.

2. Выбор места проведения.

Выбор места встречи в высшей степени зависит от масштаба проводимого мероприятия. Обычно он определяется количеством участников, присутствием почётных гостей (например, особенные люди или политические деятели), проводимыми действиями в течение мероприятия или существованием дополнительной площадки, необходимой для демонстрации каких-либо важных вещей.

Обычный семинар, рассчитанный на аудиторию от 100 до 200 человек, может комфортно проводиться в семинарной комнате гостиницы, оборудованной в театральном стиле или подобно классной комнате. Однако, проведение широкомасштабных мероприятий, где число присутствующих колеблется от 500 до 1000 человек, вероятно, будет требовать большого холла, танцевального зла, аудитории или конференц-зала.

Месторасположение и представительность встречи также очень важны, особенно если мероприятие предусматривает участие VIP гостей. По этой причине место проведения должно обладать соответствующим авторитетом, а также должно быть оснащено широким диапазоном доступного и высококачественного оборудования, необходимого для обслуживания семинара. Перед тем как принять решение, с вашей стороны было бы мудро рассмотреть несколько мест проведения, соответствие их месторасположения, уровень обслуживания, окружающую обстановку и затраты.

Безусловно, маркетинг семинара является самой важной и зачастую наиболее вызывающей и проблематичной задачей в организации мероприятия, и также часто рассматривается в качестве наиболее важного фактора успешности мероприятия. Это по причине того, что число участников, выступающих во время семинара, в высшей степени зависит от силы маркетинговой кампании и рекламы. Так или иначе, достигнет ли семинар своих целей, т.е. будут ли организаторы возвращаться домой с прибылью или потерями, в значительной степени зависит от конкурентоспособности мероприятия. Это означает, что верный выбор стратегии маркетинга или месторасположение семинара должны быть учтены, чтобы проведение мероприятия было адекватно всем организационным усилиям.

В своём большинстве, организаторы мероприятий, которые обладают большими бюджетами, будут стремиться создать сильный маркетинг, посредством рекламных объявлений в газетах и журналах, так же как, с помощью рекламы на радио и телевидении, чтобы придать мероприятию гласность. В газетах так же могут быть представлены пресс-релизы и интервью, чтобы создать понимание приближающегося события. Дополнительно могут быть куплены информационные рекламные баннеры и эмблемы, чтобы создать рекламу мероприятия в наиболее оживлённых местах. Потенциальные клиенты вашего мероприятия, которые приобретают используемые вами печатную рекламу, определённые журналы или газеты должны составлять основную массу их читателей. Также вся информация, размещаемая на страницах СМИ, должна быть способной привлечь внимание, выдвигая на первый план обширные выгоды от участия.

Если же бюджет ограничен, то нижеследующие советы также могут быть весьма эффективными. В случае, когда темой семинара является определённая промышленность, то было бы разумно и вполне выполнимо по факсу разослать информацию компаниям, деятельность которых непосредственно связана с обсуждаемой индустрией. Маркетинг посредством телевидения представляет собой очень эффективный канал рекламирования для информирования необходимых групп участников. К тому же, идеальной и эффективной стратегией было бы, если вы направили коммерческий персонал для того, чтобы проявить внимание к большим группам участников. Массовая рассылка электронных писем на сегодняшний день является одним из самых эффективных и стоящих методов, направленных на обращение к потенциальным клиентам. Этот метод на самом деле мог бы быть очень эффективным, если бы у организаторов мероприятия уже существовала база данных. Если же это не так, то список имён потенциальных клиентов может быть арендован у компаний, обладающих необходимыми базами данных, для достижения тех же самых результатов.

4. Сотрудничество со спонсорами.

Нахождение уважаемых спонсоров для участия в мероприятии поможет повысить доверие к этому событию, так же как и снизить затраты на его проведение. Также спонсоры могут помочь с маркетингом, поскольку этим они предают гласности ваше мероприятие своим клиентам. Кроме этого, многие из спонсоров могут взять на себя все расходы арендной платы за место проведения семинара в обмен на выставочную площадку или рекламу для себя. Иногда обязательным требованием спонсоров является озвучивание короткой информации о своей компании, которая должна быть оглашена участникам в течение проведения мероприятия. Некоторые предпочитают раздавать участникам пробные изделия или подарки.

5. Управление людьми и работа с дикторами.

Семинар не будет успешен без людей, управляющими его процессом, так же как без спикеров, которые делятся своими знаниями с участниками. Пригласите спикеров, обладающих авторитетом и опытом проведения мероприятий, которые обеспечат уместной информацией относительно работы, промышленности или бизнеса участников. Подготовьте спикеров заранее и проведите работу с ними относительно того, на что необходимо сделать упор, а также сообщите им о процессах логистики, рассчитываемом времени и ожидаемом размере аудитории. Обратите внимание на все специальные требования, типа необходимости подвесного проектора или дополнительных микрофонов, которые будут использоваться во время, отведённое для ответов на интересующие вопросы.

Проведение всех мероприятий требует хорошей команды, которые отлично справляются с работой сопровождения, регистрацией, обслуживанием клиентов, а также наличие хороших финансистов. Ознакомьте команду с любыми требуемыми пунктами протокола мероприятия, чтобы устранить возможность замешательств или каких-либо ошибок. Для того чтобы гарантировать гладкое проведение, каждый человек должен быть ознакомлен со своей индивидуальной ролью, т.е. каждый должен знать и выполнять то, что ему поручено. Это может быть достигнуто посредством подготовки детального списка действий мероприятия вместе с распределением ролей и обязанностей между всем рабочим персоналом. В идеале, управляющий проектом должен контролировать всю команду и гарантировать, что каждый выполняет свою обязанность добросовестно и эффективно. Кроме этого, управляющий менеджер также должен быть наделён делегированной властью, чтобы иметь дело со всеми, косвенными и прямыми, участниками мероприятия, например, с управлением здания, в котором проводится семинар или спонсорами данного события.

6. День проведения мероприятия – подготовка, регистрация, сопровождение, отклики.

Планирование и приготовления семинара, завершение 80% всех работ - всё это сделано ради мероприятия, которое может длиться лишь в течение нескольких часов или дней. За день до его проведения, посетите место встречи, чтобы убедиться, что всё находится в порядке согласно требованиями и спецификациям. Микрофоны, проекторы, аудио и видео системы - всё должно быть проверено, чтобы находилось в отличном рабочем состоянии. В офисе подготовьте список и передайте лист всех требуемых пунктов относительно проведения встречи, по крайней мере, за день до мероприятия. Штат семинара должен быть отправлен для приготовления участка, включая установление кабинок, декораций и рекламных плакатов за день до мероприятия.

В день проведения мероприятия персонал должен присутствовать на месте встречи, по крайней мере, за час до его начала. Служащие должны доложить обстановку на своих позициях и быть готовыми встретить участников за полчаса до намеченного времени начала мероприятия. Регистрация должна осуществляться у дверей, чтобы гарантировать санкционированный доступ. Пометка имени, содействующие подарки, план проведения мероприятия или буклеты должны быть розданы перед тем, как швейцары укажут участникам на их места в зале.

Персонал также будет ответственен за обеспечение советами или помощью участникам в течение проведения мероприятия. Наконец, должны быть розданы формы для откликов участников, на основе которых затем будет определён уровень удовлетворения относительно полученного опыта от всех рассматриваемых аспектов семинара. Это делается для того, чтобы получить указатели, идеи и советы для будущих усовершенствований.

План проведения семинара

Подготовка к семинару:

1. Групповая установочная консультация:

Время проведения;

Ее основное содержание;

Дополнительная литература.

2. Индивидуальные консультации (вызов курсантов для ознакомления с подготовкой к семинару и оказания им помощи).

3. Работа с докладчиком:

Обсуждение основных положений содержание,

Контроль и оказание помощи.

4. Просмотр документального, учебного фильма и другие мероприятия в помощь предстоящему семинару.

5. Подбор технических средств обучения и наглядных пособий.

6. Связь с учебными группами студентов.

2. Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинарского занятия.

3. План или тезисы вступительного слова:

Значение темы;

Задачи семинара;

Важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению;

Порядок работы семинара и т.д.

4. Дополнительные вопросы к плану семинара:

Дается перечень вопросов.

5. Организация работы студентов на семинаре:

Кому предоставить слово в первую очередь;

Кого и когда вызвать для контроля.

6. Порядок использования ТСО, наглядных пособий, иллюстраций, художественной литературы.

7. Заключительное слово:

Оценка семинара в целом;

Оценка доклада;

Разбор выступлений студентов;

Освещение и обобщение наиболее важных теорети­ческих вопросов;

Вывод по теме.

Особое внимание преподавателю в ходе проведения семинара следует уделить элементам педагогического менеджмента.

1. Обычно семинарское занятие начинается вступитель­ным словом преподавателя.

Оно должно быть кратким, рассчитанным на 5-10 минут и не дублировать того, что было сказано в период подготовки занятия, на консультации.

Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, четко показывает место и значение изучаемой темы.

Обращает внимание участников семинара на основные положения, проблемные вопросы, активное участие в об­суждении которых должны принять все студенты.

Нацеливает студентов на рассмотрение теоретичес­ких вопросов в тесной связи с жизнью, практикой и опы­том.

Указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности.

Выясняет, все ли студенты готовы к занятию.

2.После вступительного слова преподавателя обычно следует доклад (реферат) одного из студентов.

Доклад посвящается, как правило, одному из важней­ших теоретических и политических вопросов, центральной проблеме всего семинарского занятия.



Продолжительность доклада: 5-10 минут.

Следует предостеречь докладчика от стремления за­тронуть все вопросы, стоящие в плане занятия.

Немаловажное значение имеет и форма выступления докладчика. Наиболее распространенная ошибка многих выступающих с докладом - это чтение по тексту. Оно снижает интерес студентов, ослабляет контакт с доклад­чиком, мало помогает выработке навыков публичных выступлений.

3. После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы.

Следите за тем, чтобы вопросы относились непо­средственно к теме доклада и семинара.

Практикуется для сокращения времени подавать вопросы в письменном виде. Записки подаются преподава­телю, который решает, какие из них дать для ответа докладчику, какие поставить на обсуждение группы, а на какие вопросы ответить самому.

Если докладчик на какие-то вопросы не может ответить, они ставятся на обсуждение группы. В ходе обсуж­дения доклада или в заключительном слове преподавателя они получают свое разрешение.

4. Порядок обсуждения доклада может быть не всегда одинаковым.

На одних семинарах доклад целесообразно подверг­нуть специальному обстоятельному рассмотрению:

Вокруг доклада развертывается дискуссия;

Преподаватель добивается, чтобы содержание док­лада, основная проблема семинара были всесторонне изучены и хорошо усвоены всеми.

На других семинарах обсуждение доклада может идти не отдельно, а вместе с остальными вопросами семинара.

5. Организация обсуждения вопросов плана семинара.

Часть преподавателей практикуют одновременное обсуждение всех вопросов, содержащихся в плане семи­нарского занятия. Это наименее удачная форма, так как:

Отсутствует система в обсуждении;

Слушатели не приучаются к логическому мышле­нию;

Принижается роль преподавателя.

Более приемлем другой порядок проведения, когда, не обсудив один вопрос, слушатели не переходят к обсужде­нию другого.

Для того чтобы правильно в методическом отношении подойти к организации обсуждения вопросов, надо хо­рошо знать студентов, степень их подготовки, осо­бенности каждого.

Некоторые преподаватели дают слово при обсуждении тому, кто первым поднял руку.

Педагогически правильнее дать первому слово тому, кто слабее подготовлен, реже выступает.

С другой стороны, регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке студентов к последующим занятиям.

В целом, довольно широко практикуются выступления добровольные, но не следует исключать и выступления по вызову преподавателя. Это следует лучше всего делать тогда, когда нет желающих выступить или когда препода­ватель решил проверить подготовку отдельных студентов, вовлечь их в обсуждение проблемы.

Выступления на семинаре не должны превышать 10-15 минут. Нужно учить студентов излагать свои мысли кратко, содержательно, логично и ясно.

Иногда студенты выступают по заранее «облюбован­ному» ими вопросу. Такие выступления допустимы лишь при условии, что обучаемый готов и по всем другим вопросам семинара.

6. Вмешательство преподавателя в обсуждение воп­росов при выступлении студентов допустимо и оправда­но в случаях, когда надо сразу же поправить выступающе­го, если он допустил грубую ошибку, если выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса.

7. Практикуется организация творческих дискуссий по наиболее острым, спорным вопросам или в случае ошибки в выступлении, неточностей.

Важно, чтобы дискуссия не сбивалась с главных во­просов на второстепенные.

8. В ходе семинара у студентов возникает много вопросов. Важно использовать их для развития активного обсуждения темы.

Не всегда выгодно и методически правильно отвечать на возникающие вопросы в заключительном слове.

9. На семинаре преподаватель должен работать в первую очередь со всей группой, а не с отдельными студентами, не злоупотреблять диалогом, соблюдать педагогический такт.

10. Активное использование ТСО, наглядных пособий.

11. Заключительное слово преподавателя должно содержать:

Характеристику подготовленности группы к семи­нару и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки;

Анализ доклада и выступлений, дополнение и углу­бление содержания рассматриваемых вопросов;

Всесторонний анализ доклада;

Учет пропагандистского мастерства, умения устано­вить контакт с аудиторией, форм изложения, логичности мысли, убедительности и яркости речи;

Оценку самостоятельности разработки доклада.

При разборе выступлений надо вначале сказать о степени их активности, отметить тех, кто выступал впервые (редко выступают), кто отмалчивался на предыдущих занятиях;

Указать, насколько остро умеют реагировать участ­ники семинара на неточные или ошибочные выступления;

Правильно ли ставились вопросы докладчику;

Несколько глубоко изучен и обсужден материал темы семинара.

Преподаватель исправляет допущенные в ходе семинара и не замеченные студентами неточности и ошибки, обязате­льно дает правильное, научное толкование вопроса.

Раскрывает содержание тех вопросов, которые стави­лись, но не получили должного освещения.

Отвечает на вопросы, которые по его предложению задаются студентами перед заключительным словом.

При разборе выступления недопустимо распека­ние выступавших, унижение их достоинства.

Заключительное слово завершается выводами по теме семинара и методическими советами по дальнейшей само­стоятельной работе.

Требования к проведению семинара

«ЖИЗНЬ БЕЗ ЕДЫ»

Сроки проведения семинара (режим тур).

Близлежащие города объединяются по времени проведения семинаров с таким расчетом, что семинары следуют один за другим с недельным интервалом. Для реализации этого момента необходимо тесно поддерживать связь с организаторами из соседнего города. Координаты организаторов можно получить у авторов семинара. Города объединяются по маршруту – 4 семинара за одну поездку. Дата проведения семинара назначается после подтверждения участия 90% от необходимого количества участников и согласовывается с авторами семинара и организаторами семинаров в соседних городах.

Сроки проведения двухдневного семинара.

Дата проведения семинара назначается после подтверждения участия 90% от необходимого количества участников и согласовывается с авторами семинара и организаторами семинаров в соседних городах.

Вариант двухдневного семинара.

Переезд в город назначения – вторник- среда.

Сопутствующие лекции, встречи, интервью – четверг – пятница.

Углубленный семинар – суббота – воскресенье (с 11-00 до 19-00).

Видео съемка и аудио запись запрещается.

Примерная смета на 2 дня семинара.

  • Переезд. Примерно 500 у.е.

Переезд оплачивается на двух человек из города, где состоялся предыдущий семинар или (если он не проходил на предыдущей недели) из Одессы. Обратный проезд оплачивается на двух человек в Одессу. Если после семинара состоится следующий семинар в другом городе – переезд за счет принимающего города.

  • Организация переезда авторов семинара.

Если семинары проводятся туром (не менее 3-х городов) то переезд с места на место осуществляется самолетом или поездом (СВ купе на двоих). Встреча и сопровождение в место проживания и место проведение семинара обязательна.

  • Проживание. Примерно 450 у.е.

Однокомнатная или двухкомнатная квартира, без подселения. Посуточная аренда. Вариант размещения обязательно заранее согласовывается с авторами семинара в электронном режиме. Расположение места проживания - недалеко от места проведения семинара. Время проживания в туровом режиме – неделя.

  • Аренда лекционного зала. Примерно 400 у.е.
  • Гонорар авторам семинара - 1000 у.е.

Итого: примерно 2350 у.е. – один город.

Минимальная стоимость участия в двухдневном семинаре на одного в городе с населением меньше 2 млн. - 100 у.е. В остальных – 150 у.е

Дополнительные лекции в рамках пребывания в городе оговариваются отдельно. Организаторы имеют право назначать стоимость дополнительных мероприятий и передать 50% от полученных средств авторам семинара. Минимальная стоимость на любое мероприятие с участием авторов семинара – 30 у.е. Некоторые рекламные встречи можно проводить без оплаты за участие, но формат таких мероприятий обязательно заранее оговорить с авторами семинара. Организация дополнительных лекций (2-3 часа), интервью, встреч по усмотрению организаторов семинара, но при согласовании с авторами. Организаторы имеют право устанавливать любую максимальную стоимость посещения семинара для участников. В случае если доход организаторов от проведения семинара будет превышать гонорар автора, этот сверх доход распределяется следующим образом:

Количество участников:

На двухдневном семинаре – минимум 24 чел.

На лекции – неограниченно.

Дополнительные поступления организаторам (не авторам):

· Поступления от дополнительных лекций, интервью.

· Дивиденды от использования семинара в качестве продвижения услуг и т.п.

Дополнительные затраты за счет организаторов и поступлений от участников семинара:

· Полиграфия (афиши, постеры, баннера, буклеты)

Пиар и промоушин.

  • Возможна передача всех прав на проведения тура-семинара организациям, занимающимся организацией подобных мероприятий на профессиональной основе. Для этого просьба связаться с авторами семинара. Желательно использовать туровое проведение семинаров.
  • Телевидение. Приветствуется реклама семинара на телеканалах, но с согласия авторов семинара.
  • Возможно проведение интервью на телеканалах во время проведения семинара в городе.
  • Расклейка рекламных афиш. (только по макетам авторов семинара)
  • Реклама семинара на бордах. (только по макетам авторов семинара)
  • Интернет включая (вконтакте). Условия рекламы в интернете – использование единого визуального стиля мероприятий.
  • Возможно создание нового сайта рассказывающего о турне и наличие Он-лайн видео режима (в случае семидневного присутствия).
  • Благотворительные организации, экологические организации и партии, клубы йоги и т.д. могут входить в план посещения авторами семинара. В план посещения города авторами семинара могут входить различные выступления, посещения и популяризация здорового образа жизни и даосизма.

Предоплата участия:

  • 50% гонорара авторам семинара перечисляется заранее на расчетный счет, предоставленный автором.
  • Остаток гонорара передается автору сразу по прибытию автора в город проведения семинара.
  • Средства на оплату билетов на проезд перечисляются автору семинара заранее за неделю .

Номер карты Альфа-Банк - 5486 7320 0201 0411

Реквизиты счета (рубли) ФИО: МАЧНЕВА КРИСТИНА ЛЕОНИДОВНА Номер счета:40820810308490000354 (RUR) Банк получателя:ьОАО "Альфа-Банк"

Получатель / Beneficiary: Machneva Kristina Leonidovna Счет получателя / Beneficiary"s Acc №:
40820840708490000173 (USD) Банк-корреспондент / Correspondent bank:
Bank of New York, New York, One Wall Street, New York, NY 10286

По окончанию семинара копии всех видео записей, осуществляемых с разрешения автора, передаются автору семинара. В случае нарушения организаторами договоренностей с авторами семинара, ответственность за его перенос или отмену возлагается на организаторов. Предоплата не возвращается.

Если у вас возникли иные варианты проведения семинара и предложения по организации – просьба связаться с авторами семинара для обсуждения.

Технические нюансы по проведению семинара. Памятка для организатора.

· Наличие вешалок для верхней одежды или гардероба;

· Доска с листами и маркеры (30 листов на 2 дня);

· Достаточное количество розеток, удлинителей;

· Возможность повесить 2 баннера высотой 210см и шириной 100см;

· Зал должен быть не подвальный, с окнами, чистый, опрятный, просторный, проветриваемый, светлый.

· Наличие стульев для каждого участника.

Оборудование:

· Радио-микрофон гарнитура, колонки (если потребуется);

· Проектор или плазма (если потребуется);

Дополнительно:

· Несколько ручек и тетрадей для тех, кто забыл;

· Три перерыва в день по 10 минут и один 30 минут в середине дня;

Обязанности организатора непосредственно перед семинарами и во время:

· Встреча участников семинара и проводы их в зал по необходимости;

· Расстановка стульев;

· Регистрация новых участников;

· Налаживание звука, дополнительного оборудования;

· Проветривание окон в перерывах по необходимости;

· Возможна потребуется фото и/или видеосъемка отдельных моментов семинара;

· Развешивание баннеров в зале;

· Предоставление бухгалтерии после окончания всех мероприятий в городе;

В виду вышеперечисленных пунктов у организатора должен быть минимум один помощник.

Обязанности организатора во время пребывания Константина и Кристины в городе проведения семинара:

· Помощь в оформлении документов требуемых для нахождения в городе иностранцам;

· По окончанию семинара предоставить финансовый отчет;

· Возможно помощь в решении бытовых вопросов;

· Трансфер в место проведения семинара, в случае если квартира находится более чем в 5 км или рядом нет прямой ветки метро;


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07