Обечайки гитары - это изогнутые тонкие пластины или ламели дерева. Бывают, конечно, и фанерные обечайки или составные, т.е. состоящие из двух слоев. Но в статье пойдет разговор о том, как методом размачивания и нагрева согнуть цельные обечайки для гитары.

Заготовки на обечайки представляют собой две деревянные пластины толщиной от 2 до 2.5 мм ширина и длина естественно следует из размеров гитары, которую вы хотите сделать. Прибавьте к длине 30 мм, к ширине 5-10 мм для пожарной безопасности. На классическую гитару получается что-то похожее на 760*110*2,5 мм. Заготовки обычно равнотолщинные.

На чём основано гнутье?

На том, что при нагреве влажных заготовок древесина начинает гнуться и после остывания и высыхания сохраняет заданную форму. Операция требует изготовления приспособ. От мастера к мастеру устройства различаются, но остаётся один принцип – должна быть штука, на которой греют и гнут и ещё одна, на которой обечайки фиксируют.

У монстров гитаростроения это может быть универсальная установка, но я хочу рассказать вам, как с минимальными затратами можно совершить это таинство.

Первая приспособа - это металлическое нечто, у которого есть рабочая часть, представляющая собой округлость радиусом не большим, чем радиус изгиба в талии вашей будущей гитары.

Эта рабочая часть должна хорошо нагреваться, чтобы при прикосновении влага из дерева начинала выкипать, но при этом древесина не обугливалась. Металлическая поверхность не должна пачкать дерево своими окислами.

Приспособа универсальная с грелкой

На картинке изображено универсальное приспособление и для гнутья, и для сушки, но оно достаточно сложно в изготовлении.

Принцип работы такого устройства это перекладывание обечаек с гибким нагревательным элементом (видно что-то рыжее с хвостиком торчит слева). У нас на форуме Пабло применяет такую технологию. Результат идеальный.

Вкратце. Формируется бутерброд из гибких металлических пластин с гибким нагревательным элементом. Для защиты от легкого подгорания между элементом и обечайкой кладется бумага. В ровном состоянии пакет прогревается, дерево приобретает способность гнуться и весь пакет выгибается по форме. Нюансы ищите на форуме.

Простая форма с подогревом

Нам нужен только шаблон. Надо сделать три прижима: в талии и по краям. Также стенки можно сделать из толстой фанеры или ДВП.

Схема: вырезаете две стенки из фанеры 10 мм (учтите толщину обечаек, контур сушилки - это внутреняя поверхность обечаек, а не внешний контур гитары) и по торцу оббиваете металлическим листом. Приспособа может быть сразу на две половинки обечайки, могут быть две разные на каждую из половинок обечаек. Рабочую поверхность сушилки после закрепления заготовки на приспособу некоторое время надо прогревать.

Есть такой эффект, как поперечное изгибание обечаек при сушке в открытом виде. Причина в том, что дерево изгибается на ту поверхность, которая сохнет сильнее. Лечение: применение внешнего гибкого металлического листа, шнуровка с внешней стороны. Не агрессивная сушка. Фактически после остывания дерево теряет способность гнуться, т.е. ещё влажным его можно засунуть в то, что мы называем ваймой и сохнуть обечайки будут в форме, но внутренней стороной наружу.

Процесс гнутья, один из вариантов

На 5 часов погрузите в воду заготовки, просто утопите в ванной. Только не оставьте их плавать, иначе поверхности дерева неравномерно впитают воду и обечайки изогнуться.

Я начинаю гнуть с талии. Отметили место максимального прогиба в талии и кладёте этим местом на разогретую гнулку. Вода, которая впиталась в древесину и находится на поверхности, закипает. Практически под тяжестью рук и небольшим напряжением по мере увеличения радиуса заготовка гнётся.

Постоянно елозьте по металлу участком, который гнёте, не стоите на одном месте, сначала прогрейте участок, потом гните. Когда вы прикладываете ровную заготовку на радиус, то площадь соприкосновения мала, поэтому постоянное движение необходимо. Кипяточек с кистью для добавления «поддайте-ка парку» также необходим. Сверяйтесь с шаблоном. Талию лучше согнуть очень точно. Когда вы будете гнуть остальную часть обечайки, то талия может постепенно разгибаться, как и всё остальное. Можно, после того как вы согнёте талию, подержать её под струёй холодной воды, чтобы материал остыл, разгибание явно замедляется.

На самом верхнем фото вы видите процесс изгибания обечаек дополнительно с помощью гибкой металлической пластины. Эта пластина позволяет гнуть дерево равномернее, именно изгибая по радиусу, а не переламывая о него. Такая методика позволяет работать с обечайками в местах с дефектами, какими-то опасными неоднородностями или специфической текстурой, предотвращая переламывание. Также пластина затрудняет испарение влаги с внешней стороны, а именно она не должна сильно подсыхать, так как при изгибе растягивается и должна быть пластичная.

По сути, вам нужно согнуть дерево до состояния, когда не требуется больших усилий, чтобы материал лёг в форму. Таким же образом гнёте остальное ещё больше обращая внимание на то, чтобы прогревать как можно большие площади и не гнуть в каком-то одном месте, а то изделие получится угловатое. Если перегнули, то переверните и выпрямите.

На краях и вокруг сучков или волн пользуйтесь палочкой-держалочкой, чтобы давить в самый край обечайки.

Можно остановиться на моменте, когда с небольшим придавливанием к сушилке обечайка ложится точно по поверхности. Закрепите в сушилке в трёх местах: в талии и по краям, больше не надо. Погрейте сушилку час, полтора, потом на несколько дней оставьте достаивать. Когда вы снимаете заготовку с сушилки, отгиб краёв от формы не должен превышать сантиметра.

Изгибание без монтажа, т.е. так это и выглядит. Конечно не могу сказать, что это полностью всё. Я немного красуюсь, смело надавливая на дерево, но индиец это позволяет, сами будьте осторожнее. Я сам намного осторожнее на незнакомом дереве. Некоторое время ещё на окончательную доводку потратить надо, но это уже несущественно. За кадром остаётся только идеальная подгонка - ничего интересного, приложили к шаблону, подогнули на гнулке.

Гну я индийский палисандр толщиной 3.0 мм. Замачивал перед изгибанием часов на пять.

Видео на нашем канале YouTube. Подписывайтесь!

Поэтому будем сегодня более углубленно говорить о самом главном, – какое дерево для акустической гитары используют во время производства, а также, какими свойствами обладает та или иная порода древесины.

Как вы знаете, на звучание любого типа гитар (особенно на акустические) влияет большое количество факторов – форма и размер инструмента, вес грифа, крепление пружин и т.д. Но, конечно же, самое главное в любой гитаре – это дерево, ведь именно от него во многом зависит качество звучания.

Опытные слушатели гитарной музыки знают, что звучат все гитары по-разному, в основном это явление объясняется разницей в сортах древесины, из которой их изготавливают. Поэтому, сейчас мы попытаемся разобраться, отбросив все условности и мелкие детали, каким образом различные породы дерева влияют на звук гитары.

Честно говоря, для изготовления гитар применяют огромное количество разных сортов, что вспомнить их все сразу будет довольно сложно. Зато есть, так называемые, «традиционные» сорта, о которых мы и будем дальше говорить.

Верхняя дека

Это наиболее влияющая на звук часть акустической гитары, поэтому начнем именно с нее. Для изготовления верхней деки есть два стандартных сорта дерева – кедр и ель. Кедр (cedar), как правило, имеет «обволакивающее» и более мягкое звучание, а ель (spruce), наоборот, обладает более звонким и резким звучанием.

В акустических гитарах наиболее часто применяют сорт ели под названием «ель ситхинская» (sitka spruce). Произрастает она как в США, так и в Европе. Цены на нее умеренные, т.к. эта порода не является редкой. На более дорогих гитарах можно увидеть верхнюю деку, сделанную из «немецкой ели» (engelmann spruce), ареал произрастания которой в основном находится в Канаде и Альпах.

Этот сорт древесины, в отличие от обычное ели, немного мягче, поэтому звучание не такое резкое. Цвет у немецкой ели имеет бело-молочный оттенок. Хорошо отличить эти два сорта можно по старым инструментам, где немецкая ель с годами становится слегка желтоватой, а обычная ель приобретает золотистый цвет.

На акустических гитарах стоимостью более 3000$, в очень редких случаях, можно встретить еще один сорт под названием «красная ель» (аdirondack spruce). Эта разновидность довольно дорогая и достаточно редкая, обладающая звонким, но более глубоким звуком, в отличие от обычной ели. Именно этот сорт в гитаростроении когда-то считался стандартом, но в нынешнее время основную массу гитар все же делают из ситхинской ели. Поэтому сегодня ель и кедр можно считать самыми популярными породами дерева для изготовления верхней деки.

Сочетание этих двух сортов дает специфическое звучание инструмента – ель более звонкая, а кедр придает более мягкий оттенок. Возможно, вы не знали, но ель подобна коньяку – чем она старше, тем более глубокий звук она приобретает и становится только лучше. Кедр же этим свойством не обладает, зато очень популярен в классических гитарах. Иногда попадаются довольно дорогие и приятно звучащие инструменты, корпус которых полностью выполнен из красного дерева (коа), но это все же исключение из вышеописанных стандартов производства.

Нижняя дека и обечайка

Изготавливают их обычно из одинаковых материалов. Чаще всего это клен (maple), красное дерево (mahogany), и палисандр (rosewood). Стандартом принято считать последние два, поэтому все остальные сорта принято сравнивать в первую очередь с ними. А вот все то, что хорошо для электрогитар, не всегда уместно для акустики. К примеру, липа (basswood) и ольха (alder) практически не используются для изготовления акустических гитар. Так какое дерево лучше?

Начнем с красного дерева. Этот сорт придает гитаре мягкий «ровный» звук средней глубины, где хорошо звучит в отдельности каждая струна. Поэтому, если вы любите играть переборами, то гитара из красного дерева будет отличным выбором для вас. А вот при использовании во время записи микрофона или внутреннего звукоснимателя, это дерево также дает замечательные результаты.

А чем же хорош палисандр? Это дерево отличается более глубоким «вязким» звучанием, особенно это можно почувствовать на басах. Гитары из палисандра хороши для игры в акустическом оркестре, для ритмических партий, а также для тех музыкантов, которые любят более глубокий звук. По отдельности струны слышны немного хуже, но зато можно получить объемный и сложный звук, играя боем. Записываться через микрофон будет немного сложнее, а вот при использовании встроенной электроники результаты вас не разочаруют.

Что касается остальных сортов, то клен, к примеру, обладает более звонким и резким звуком. Он ближе к красному дереву, но все же при этом не имеет той мягкости и мелодичности звучания. Орех (walnut) также довольно известное в гитаростроении дерево, звучание которого не очень глубокое, но довольно звонкое и если сочетать его вместе с кедром, то получается очень хороший инструмент.

Хотелось бы отдельно слово сказать о гавайской коа (koa), которая становится довольно популярной в последнее время. Звук у этого дерева довольно специфичный – немного глуховат, но при этом достаточно глубокий и мягкий без выраженной звонкости. Если звуком коа не может особо похвастаться, то вот внешний вид у нее на 5+, т.к. это один из самых красивых сортов древесины.

Еще есть бразильский палисандр, который считается элитным деревом для акустической гитары. В гитаростроении до 69-го года его использовали практически все производители, но потом был наложен запрет на его экспорт правительством Бразилии. Поэтому теперь приходится отдавать около 2000$ за две хорошие дощечки для стенок гитары, а это мало кому сейчас по карману. В связи с этим, основная масса акустических гитар изготавливается из палисандра, который экспортируют из других стран.

Еще один фактор, который влияет на акустические свойства той или иной древесины – место его происхождения, т.е. один и тот же сорт, произрастающий в разных странах, может немного отличаться по своему звучанию. Список разновидностей дерева еще можно было бы долго продолжать, но все перечислить просто не возможно в рамках данной статьи. Самое главное то, что мы рассмотрели основные сорта, которые наиболее часто встречаются в акустике. Все остальное – исключение, нежели правило.

На основе вышеописанного можно сделать вывод, что перед началом изготовления гитары, толковый мастер, в первую очередь думает о том, какое звучание инструменту он хочет придать в итоге. Когда же будет отдано предпочтение тому или иному звуку, остается самое важное – выбор материала для верхней и нижней деки. Понятия «мягкий звук» или «глубокий звук» здесь весьма относительны, но все же большинство гитаристов и мастеров согласны с этими терминами.

Гриф акустической гитары

Гриф, его накладка, а также струнодержатель практически не влияют на звук, хотя есть такие музыканты, которые утверждают обратное. Возможно, они обладают особым слухом, который у большинства гитаристов не так развит. Тут спорить можно очень долго. Грифы в большинстве своем делают из красного дерева либо из клена. Последний сорт, все же, используют чуть реже. Это относительно недорогие и достаточно твердые породы.

На классических гитарах часто можно встретить кедровый гриф с вклеенной полоской эбони (черное дерево), которое по своим физическим свойствам очень твердое, поэтому из него также принято делать струнодержатели и накладки. Эбони еще и достаточно дорогое дерево, используют его при создании гитар ручной работы и в элитных моделях именитых брендов. Вам же, скорее всего, попадется инструмент с палисандровой накладкой и струнодержателем.

Палисандр хоть и мягче черного дерева, но тоже достаточно хорош и вполне пригоден. Хотя есть музыканты, которые утверждают, что накладка из эбони приятнее, и что играть им на таких инструментах легче. Но вряд ли кто может, из большинства гитаристов, с закрытыми глазами отличить накладку из черного дерева от палисандра путем взятия на грифе ноты или аккорда. Поэтому не стоит слишком заморачиваться насчет этого.

Бытует мнение, что дерево, из которого изготовлены пружины, также придает звучанию свой оттенок, но по большому счету, здесь наиболее важны параметры самой формы и размера пружин, которые практически всегда делают из того же материала, что и верхняя дека.

Если вы столкнетесь с выбором акустической гитары, то как минимум в 9 случаев из 10, инструменты, предлагаемые в музыкальных магазинах будут сделаны из дерева, описанного выше. Если кто не знает, то большинство гитар среднего ценового диапазона делают не из цельного, а из ламинированного дерева. В последнее время такие инструменты по качеству становятся все лучше и лучше. Не опытный, да и бывалый музыкант тоже, не всегда поймет по звуку какое дерево у него в руках, цельное или ламинированное.

Но здесь все же стоит отдать предпочтение той гитаре, у которой верхняя дека будет все же из «настоящего» дерева, т.е. цельная, а остальное все уже не так важно. Но в чем же разница? Влияние дерева на звук в ламинированных гитарах существенно меньше, т.к. прессованные слои вибрируют не так свободно, как это может делать цельная деревянная пластина, поэтому такие гитары лишены своей «индивидуальности».

Расположение волокон – тоже немаловажный момент, который стоит учитывать. На любой приличной акустической гитаре, если хорошо присмотреться, можно увидеть, что верхняя и нижняя деки состоят из двух симметричных кусков. Обычно симметричны как сама форма, так и расположение волокон, которые должны быть ровно расположены. Это достигается при помощи системы специальной нарезки дерева. Благодаря этому можно заставить дерево вибрировать оптимально.

Также стоит обратить внимание, особенно на верхней деке, на расстояние между волокнами. Чем оно больше, тем дерево мягче, а звук, соответственно, менее звонкий и более мягкий. Наилучшим вариантом считается расстояние 1-2 мм по всей поверхности, особенно если оно не сильно изменяется от центра к краю. Иначе говоря – параллельные и ровные волокна позволяют дереву свободно вибрировать, что в итоге отражается в виде хорошего и красивого звучания.

Ну что ж, подведем итоги. Если вы ищите себе инструмент до 300$, то на дерево можете особо не обращать внимание. Лучше всего акцентируйте внимание на качество склейки, удобство игры ну и, конечно же, звучание. А если уже хотите что-то по дороже, то можете прислушаться к вышеописанным рекомендациям.

Так что, если вы не собираетесь посвятить свою жизнь гитарному мастерству, а просто хотите выбрать тот инструмент, который наиболее подходит под ваш стиль игры, то этих советов вам вполне должно хватить, и каких-либо трудностей у вас не возникнет.

«Самоучитель» Урок игры на гитаре № 2

Верхняя дека гитары изготовляется из резонансной ели или кедра, но обычно эти сорта деревьев используются на дорогих концертных гитарах. Здесь же на деке закреплена подставка с шестью отверстиями, служащими для крепления струн. Струны опираются на нижний порожек, который помогает удерживать их на определённой высоте над грифом гитары. На верхней деке находится резонаторное отверстие и обрамляющая его розетка с инкрустацией (узорами). С обратной стороны корпуса расположена нижняя дека. На мастеровых гитарах нижняя дека склеена из двух кусков древесины соединённых кантом. Обычно кант используется для усиления шва. В строении гитары гриф придаёт инструменту определённую изящность. Он изготавливается из очень твердого сорта дерева, такого как бук. Сверху грифа стоит накладка из чёрного дерева или палисандра с закреплёнными на ней ладовыми порожками. Заканчивается накладка верхним порожком помогающим удерживать струны над ладами и над головкой грифа до валиков, на которых с помощью колков натянуты струны. Для красоты на головке грифа иногда вырезается узор.

Внутреннее строение гитары

Внутреннее строение гитары имеет свои особенности, так как для усиления дек и улучшения тембра и звука инструмента применяются поперечные пружины верхней и нижней деки и веерообразные пружины верхней деки. Верхняя и нижняя деки крепятся к обечайкам (бокам инструмента) при помощи «сухарей». Благодаря таким креплениям деки превосходно соединены с обечайками.

Во внутреннем строении верхней деки классической гитары и внутреннем строении деки эстрадной акустической гитары существует разница в расположении веерообразных пружин, так как на этих инструментах используются разные струны (нейлоновые и металлические) по тембру, звучности и натяжению.

Верхняя дека классической гитары

Гитара - волшебный инструмент. Ее партии можно услышать в любом стиле музыки - от классики до современных рок-композиций. История этого уходит своими корнями в древние времена. Ведь уже более 4000 лет человечество использует родственные ей кифару, цитру, лютню. Часто в наших домах можно встретить этот прекрасный инструмент, но не каждый задается вопросом, из чего состоит гитара.

История возникновения

В переводе с персидского «чартра» - четырехструнный. Именно инструменты с четырьмя струнами попали в страны Ближнего востока и Европы из Древнего Египта и Месопотамии. Затем к гитаре добавилась пятая струна. Это случилось в Италии в эпоху Возрождения. В это время увеличилось и число ладов на грифе с восьми до двенадцати. Привычные нам шестиструнки появились в середине 17-го века, и с тех пор устройство классических гитар практически осталось неизменным. В 30-х годах прошлого века началась своеобразная гитарная революция, и к музыкальным инструментам добавились электронные компоненты, усилители, а в следующие десятилетия - различные звуковые эффекты.

Устройство и особенности классических гитар

Предшественниками классических инструментов были "испанки". Они имели пять двойных струн и не совсем привычную для Затем в 18-19 веках к испанской добавилась шестая струна, музыкальные мастера экспериментируют с формами, длиной мензуры, изобретают новые колковые механизмы. В результате получилась дошедшая до нас классика.

Так из чего состоит гитара классическая? Основными частями инструмента являются голова, гриф и корпус. На голове грифа с помощью колков крепятся и натягиваются струны, а сам он оборудован ладовыми порожками и ладами для изменения длины колеблющейся струны и тем самым частоты звука. Корпус инструмента представляет собой верхнюю деку, заднюю деку с обечайкой, резонаторное отверстие и подставку - место, где соединяются с корпусом. Далее рассмотрим, из чего состоит гитара акустическая.

Устройство и особенности акустики

Из чего состоит гитара такого вида? Акустика по устройству почти ничем не отличается от классических инструментов. Отличие заключается в размере корпуса и струнах - у они металлические. В зависимости от размеров такие инструменты подразделяются на дредноуты, джамбо и фолк гитары. Широко используются в таких музыкальных стилях, как блюз, рок, бардовская песня, и многих других песенных жанрах.

Для производства инструментов используются разнообразные породы дерева. Несмотря на то, что гитары из экзотических пород деревьев - не редкость, акустику делают из определенных пород. Ведь на звук влияет каждый деревянный элемент из её конструкции.

Устройство и особенности электрогитары

Электрические гитары отличаются от акустических и классических наличием звукоснимателей и электрической схемы с ручками регулировки и переключателями. Такие гитары требуют наличия аппаратуры усиления звука. Для игры дома наибольшей популярностью пользуются ламповые и транзисторные комбоусилители мощностью 4-35 Вт.

Магнитные звукосниматели появились в середине 20-х годов прошлого века в компании Gibson. А гитарная революция случилась десятилетием позже, когда джазовые музыканты открыли широкий диапазон возможных тембров электрогитары.

Если говорить о внешнем виде инструментов, то самыми самобытными и популярными формами являются:


Остальные модели гитар различных производителей так или иначе заимствовали черты этих инструментов.

Материалы для изготовления

Выше было рассмотрено, из каких частей состоит гитара. А из чего они изготавливаются? Верхняя дека оказывает самое значительное влияние на звучание.

Традиционный материал для неё у классических и акустических гитар - ель. Инструменты высокого уровня имеют деку, изготовленную из красной ели. Для моделей попроще используют более дешевые сорта. Используют для производства верхней деки и кедр. Инструменты из кедра и ели звучат по-разному, но по-своему прекрасно: у первых звук ярче, а у вторых - более мягкий и обволакивающий.

Красное дерево - самый популярный материал для задней деки и обечайки. Для производства этих гитарных частей используют один и тот же материал. Кроме красного дерева, можно встретить инструменты из палисандра, клена, ореха, дерева бубинга и коа.

Гриф акустической гитары чаще всего изготавливают из красного дерева. Вторыми по популярности являются кленовые грифы. Самая распространенная накладка на гриф - палисандровая. В акустических и электрогитарах более высокого класса из эбони - черного дерева.

Электрогитары, так же как акустические и классические инструменты, изготавливаются из дерева, хотя существуют металлические гитары и модели из искусственных материалов. «Классическая» схема для Gibson: дека и гриф из красного дерева, верхняя накладка на деку из клена, накладка на гриф из красного дерева.

Инструменты Fender: дека из ольхи, гриф из клена, накладка на гриф из клена или палисандра.

Устройство и особенности бас-гитар

Бас-гитары отличаются от других видов инструментов толщиной струн, увеличенной мензурой и, вследствие этого, большими габаритами.

Такая гитара является родственницей контрабаса. Струн обычно четыре или пять, хотя встречаются шести- и более струнные инструменты. Играют пальцами, используя специфическую технику, или медиатором.

Скрипки, контрабаса, виолончели или других струнных. Опытные мастера могут изготовить гитару самостоятельно, выбрав правильное дерево для деки. Разберемся с тем, что представляет собой дека гитары, и узнаем, где еще применяется это слово.

За что отвечает корпус гитары

Обратимся к физическим законам. Именно им подчиняется звучание гитары. Согласно им, дека - это усилитель звука колебания струн. Действует это просто: вы трогаете струну, и она начинает колебаться. Ее движения передаются в корпус инструмента и выходят обратно через резонаторное отверстие, усиленные в несколько раз.

Во время выбора гитары необходимо обращать внимание на соединение частей корпуса и качество изготовления дек и обечайки. Корпус гитары состоит из верхней и нижней деки, которые соединены между собой обечайкой. Форма дек и резонаторного отверстия зависит от типа гитары. Это может быть:

  • укулеле (гавайский четырехструнный инструмент, на таком играла Мерилин Монро в фильме «В джазе только девушки»);
  • классическая ;
  • дредноут;
  • джамбо;
  • флэттоп;
  • Добро (ударение на первый слог);
  • цыганская джазовая;
  • электроакустическая (может не иметь резонаторного отверстия).

Отвечает за особенности ее звучания и области применения. Также у гитар разных форм могут быть разные резонаторные отверстия.

Из какого дерева изготавливают деки

Для качественных музыкальных инструментов не выбирают фанеру. Она хороша только для любительских недорогих моделей. Ниже мы рассмотрим различия в звучании фанеры и массива, а пока вернемся к выбору правильной древесины.

В зависимости от расположения деки в инструменте взять для их изготовления можно разное дерево. Чаще всего используют:

  • палисандр;
  • красное дерево;
  • кедр;
  • клен.

Некоторые производители могут применять для создания инструмента более экзотические виды древесины, но в большинстве моделей используются именно эти сорта.

Нижняя дека

Она представляет собой сплошную с виду деталь, не имеющую никаких дополнительных элементов. Она сложна тем, что дерево по той детали должно иметь разную толщину. Иногда в средней и нижней части разница величин достигает всего нескольких десятых миллиметра. Лучшая дека (нижняя ее часть) изготавливается из Однако некоторые производители в последние годы стали использовать для этой детали углепластик или другие сорта древесины. Необычным вариантом является индийское розовое чайное дерево.

Обратите внимание, что обечайка, которая помогает соединять верхнюю и нижнюю деки, должна быть выполнена из того же материала, что и задняя часть корпуса. Обечайка помогает сделать корпус объемным и задает его форму. Она позволяет получить сильное и качественное звучание.

Верхняя дека

Верхняя часть корпуса струнного музыкального инструмента имеет более сложное устройство. Ведь на ней располагаются приспособления для установки струн, резонаторное отверстие и другие важные элементы. Если при изготовлении верхней деки будет нарушена технология, то инструмент можно будет выбросить - хорошего звучания от него не дождешься.

Верхняя дека - это главная деталь гитары. Именно ей уделяется больше всего внимания при производстве. Лучшие всего делать ее из ели. Ведь именно это дерево лучше всего звучит. Именно при помощи ели можно сделать качественный инструмент, который отличается чистым и звонким звуком.

Резонаторное отверстие

Это одна из важнейших деталей, располагающаяся на верхней деке. Ее также часто называют голосником - деталь, которая дает инструменту голос. Самый распространенный вариант - круглое отверстие в корпусе. Однако фото деки позволяют нам увидеть, что круглый голосник - это не единственный возможный вариант. Можно встретить инструменты, имеющие:

  • f-образные прорези;
  • несколько малых круглых отверстий разного диаметра, располагающихся сбоку от струн;
  • необычное по устройству отверстие гитары Добро (его лучше всего увидеть на фото);
  • овальное у цыганского инструмента;
  • небольшое овальное (располагается под струнами) у джазовой;
  • нестандартные и необычные фирменные варианты.

Резонаторное отверстие необходимо для поглощения звука и его передачи после усиления внутри корпуса. Его нельзя прорезать по своему желанию где угодно, важно правильно рассчитать положение голосника, исходя из формы гитары и вида дерева, из которого она сделана.

Виды розеток

Одна и самых незначительных деталей инструмента - это ее розетка. Это накладка, которая придает гитаре эстетичный и необычный вид. Мастера выполняют ее:

  • из дерева;
  • перламутра;
  • бумаги.

На дешевые инструменты розетка наклеивается, а на более дорогие врезается. Завершает работу по отделке верхней деки создание лакового покрытия. Часто мастера наносят на розетку свои фирменные знаки или специфические узоры.

Капля

Этот элемент верхней деки пришел к нам от классических струнных инструментов, на которых играют смычком. Там она имеет несколько другую форму и располагается под подбородком у музыканта. Если рассматривать именно гитару (она является наиболее популярным струнным инструментом, поэтому мы и ведем речь о ней), то у нее капля располагается под рукой играющего. Она представляет собой накладку, которая приклеена к верхней деке. Цвета ее могут быть самыми разнообразными, любители используют каплю как дополнительный способ самовыражения.

Она необходима, не только для обеспечения приятного внешнего вида инструмента. Ее изначально поместили на корпус, чтобы дека при игре медиатором не теряла свой внешний вид. Не запрещено использовать каплю на классических инструментах, так как при правильном выборе она не существенно меняет внешний вид гитары.

Подставка и порожек

Кроме нескольких эстетических элементов верхняя дека оборудована важной функциональной деталью - подставкой для струн. Она располагается на верхней части корпуса любого струнного инструмента: скрипки, виолончели, контрабаса, балалайки, домры и других. Этот элемент важно изготовить правильно. Ведь на ней струны должны удерживаться во время игры при помощи специальных кнопок.

Часто подставкой называют порожек, удерживающий струны на расстоянии от корпуса и грифа. Оба этих элемента располагаются на деке, но они отвечают за разные функции. Интересно, что фирмы по производству музыкальных инструментов редко играют с внешним видом деки (кроме случаев, когда иную форму нужно придать из-за особенностей модели), однако форма подставки может без слов назвать изготовителя. Яркий пример тому - фирма Dean, которая изготавливает подставки под струны в форме изогнутого треугольника.

Отличия звука гитары с декой из фанеры и массива

Термин «дека» мы чаще всего слышим именно в связи с гитарой. Одной из самых популярных тем на форумах является поиск отличия в звучании корпуса, изготовленного из фанеры и массива дерева. Труднее всего найти отличия звучания любителю. В то время как профессионал, даже не видя инструмента, может определить, из благородного ли материала изготовлен ее корпус:

  • дека из фанеры дает поверхностный звук (его часто характеризуют как дешевый);
  • древесина дает возможность получить глубокое красивое звучание.

Важно знать, что точно определить звуковые характеристики можно только в помещении с хорошей акустикой. Из всех струнных инструментов любителю легче всего понять отличия в звучании при испытании скрипки. Даже люди, не умеющие играть, смогут оценить достоинства деки хорошей скрипки из красного дерева.

Где еще используется название «дека»

Термин «дека» используется не только в музыке (хотя в этой отрасли он более популярен и известен). Это слово вы можете встретить во многих профессиональных сферах:

  1. Скейтбордисты позаимствовали термин «дека» у музыкантов. Так они называют основную часть доски. Этот термин используют спортсмены, катающиеся и на лонгборде.
  2. Математики и физики используют слово «дека» в качестве приставки. Она означает увеличение в десять раз и произошла от геометрической фигуры декаэдр.
  3. Меломаны используют жаргонное выражение «дека» в качестве названия от магнитофона-приставки. В этом случае происхождение слова английское - от tape deck.
  4. Военные декой называют верхнюю часть донных танков. Моряки имеют однокоренное называние «дек», употребляющееся для обозначения палубы военных парусных судов.

Это слово многим известно и как имя собственное. Так, например, для любителей пива «Дека» - это одна из российских компаний, производящих этот пенный напиток. Ее хорошо знают люди, проживающие в Новгороде. Кроме того, именно эта компания выпускает 32% от всего бутилированного кваса в России. Ей принадлежат марки:

  • «Никола».
  • «Добрыня Никитич».
  • «Большой».
  • «Степан Тимофеевич».
  • «Русский дар».

У строителей на слуху система «Дека». Это водопроводное оборудование одной из немецких марок, которое отличается своим высоким качеством. Оно изготовлено из винила. Сейчас компания открыла несколько собственных производств в России и изготавливает не только водостоки из винила, а имеет широкий выбор сайдинга разных цветов и гибкую черепицу.

Владельцы частных домов, которые имеют систему водоснабжения, рано или поздно задумываются об установке современного септика. Одной из распространенных моделей является «Дека-5». Его мощности достаточно для работы в доме с постоянным проживанием. Отечественный производитель DEKA разработал этот вариант с учетом залпового сброса воды до 344 литров, то есть вы можете одновременно включать посудомоечную и стиральную машины, мыться и пользоваться другой сантехникой. Система выдержит даже серьезные нагрузки.

«Дек Трекер» - что это?

Еще одно значение терминов «дек» или «дека» получило распространение с помощью любителей компьютерных игр. В Hearthstone дека является сленговым обозначением карт или колоды. Именно из этого игрового мира пошел термин «Дек Трекер». Так называют программу, способную отслеживать вышедшие из игры и оставшиеся в колоде карты.

Законность использования таких программ до сих пор остается под вопросом. С одной стороны, разработчики Hearthstone утверждают, что это стороннее приложение использовать можно (ведь оно не действует на игру, а лишь делает то, что игрок может самостоятельно фиксировать при помощи ручки и бумаги). Однако последние новости говорят об изменении отношения владельцев игры к «Дек Трекерам». Сейчас их использование может привести к блокировке игрового аккаунта.