Я Родину свою люблю, но государство ненавижу.


Булат Окуджава
  • № 12236

    Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины.


    Иван Павлов
  • № 12203

    Отчизна - это край, где пленница душа.


    Франсуа-Мари Вольтер
  • № 12202

    Истинное мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины.


    Георг Гегель
  • № 12201

    Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.


    Виктор Гюго
  • № 12200

    Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя.


    Луций Анней Сенека (младший)
  • № 12172

    Но люблю тебя, родина кроткая!

    А за что - разгадать не могу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.


    Сергей Есенин
  • № 12163

    Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более я стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр.


    Франсуа-Мари Вольтер
  • № 12122

    Изгнания воздух горький

    Как отравленное вино.


    Анна Ахматова
  • № 11968

    Может быть народ наш и плох, но он - наш народ, и это решает все.


    Василий Розанов
  • № 11967

    Язычество - утро, христианство - вечер. Каждой единичной вещи и целого мира. Неужели не настанет утра, неужели это последний вечер? Русская жизнь и грязна, и слаба, но как то мила. Вот последнее и боишься потерять, а то бы «на смарку все». Боишься потерять нечто единственное и чего не повторится. Повторится и лучшее, а не такое. А хочется «такого»…


    Василий Розанов
  • № 11808

    У народа есть душа, к которой надобно приобщаться для того, чтобы разуметь ее! Нет, преобразователи ее и просветители видят в ней только известную величину, известную данную умственной силы, над которую требуется производить опыты. И притом, какая удивительная смелость и самоуверенность! Требуется во имя какой-то высшей и безусловной цели производить эти опыты обязательно и принудительно!! Как производить их - в этом самом учители не только сходятся - в твердом намерении действовать на мысль и развивать, развивать ее! Напрасно возражают им слабые голоса, что у простого человека не один ум, что у него душа есть, такая же как у всякого другого, что в сердце у него та же крепость, на которой надо строить всю жизнь свою, и на которой до сих пор стоит у него церковное строение... Нет, - они обращаются все к мысли и хотят вызвать ее к праздной, в сущности, деятельности, на вопросах, давно уже легко и дешево решенных самими просветителями. Какое заблуждение!


    Константин Победоносцев
  • № 11796

    Народ, сохранивший чувство нации, не может погибнуть.


    Петр Врангель
  • № 11785

    Для большевизма как в его учении, так и в его практике нет родины, нет патриотизма, нет нации, а есть только интернациональная арена.

  • Для каждого Родина начинается с чего-то своего, особенного. Родина у каждого своя Родина – это то место, где ты родился, где прошло твоё детство. С Родиной связаны самые благодатные и незабываемые воспоминания.
    А для кого-то Родина начинается с семьи. А что же такое «Семья»? Обществоведы говорят, что это социальный институт, который обладает рядом важных функций: репродуктивной, хозяйственно-экономической, образовательно-воспитательной и т.д. А лично для меня семья – это мой мир, это мама, папа, бабушка дедушка, которые меня любят и пытаются вложить в меня самые правильные черты. Именно с любови, взаимопомощи, сочувствия начинается семья.
    Семейное тепло нужно всем. Ребёнок, родившись, попадает в окружение, которое его любит и защитит. Подросток так же нуждается в заботе, совете, любви и понимании. Взрослый человек, понимая, что без семьи нельзя прожить, создаёт свою. И в старости мы имеем в окружении тех, кто нас ценит, уважает, любит и чтит. А это значит, что СЕМЬЯ – основа нашей жизни!
    Зачем же нужна семья в современном обществе? Семья нужна для того, чтобы быть для человека основой, поддержкой, учителем, помощником и хранителем. Именно в семье передаются национальные, сословные, профессиональные традиции и ценности, которые лежат в основе любови к Родине. Эти традиции и ценности для каждой семьи свои. У кого традицией является собираться в дни памятных дат и праздников, у кого помогать людям, а кого-то служить Родине и Отчизне.
    У каждого человека есть своя малая родина – место, где он родился, то есть впервые попал в теплое окружение своих родственников, где провел свое детство. А если он находится далеко от своей Родине, то обязательно вспоминает о своей семье, о малой Родине, об отчизне. В этих воспоминаниях, в этой тяге к родному и проявляется общность чувств к семье и Родине.
    В литературе семья является важной характеристикой любого персонажа. Как правило у отрицательных персонажей нет семьи. Например, у Швабрина из произведения А.С Пушкина «Капитанская дочка», у Печорина из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и т.д. А вот у положительных персонажей наоборот есть семья, которая его воспитывала и давала наставления. Можно привести ещё один пример: Петруша Гринев из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Отец на прощание дает сыну наставление: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». И когда Петруша служил, он всегда помнил наказ отца. Этот пример доказывает, что именно семья дает нравственные ориентиры, которые определяют дальнейшее отношение к людям, к обществу, к Родине.
    В истории есть множество примеров, которые подтверждают то, что именно семья учит ребенка патриотизму и любви к своей стране, своей Родине. В пример можно привести великую царствовавшей династию Романовых. Правивший в эпоху дворцовых переворотов Петр III с самых малых лет воспитывался в другой стране, то есть ему были чужды национальные традиции, ценности, культура. По этому, взойдя на престол ему было сложно понять «русскую душу», то есть он часто совершал те поступки, которые не совершил бы истинный патриот своей родины. Но также история знает другой, противоположный пример в лице Екатерины II, которая не смотря на иностранное происхождение, все же смогла приобщиться к особенностям российской культуры. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что чувство любви к Родине берет начало из семьи
    Со временем, многое может забыться – даты, события, лица, НО забыть тепло общения, радушие, моменты радости, сопереживания, которые вы прочувствовали с родными людьми, нельзя!
    Как научиться беречь то, что мы имеем: свою семью, свой род, свой дом, свои семейные традиции? Как научиться быть достойным? Очень просто и легко – не забывать своих предков, которые сохранили для нас этот мир, эту страну. Не зря есть пословица «Береги землю родимую, как мать любимую».
    И если мы будем помнить своё начало, корни, традиции, т.е., то, что дала нам семья, мы будем всегда любить свою Родину! А это значит, никогда не предадим и не забудем свою Отчизну!

    Мудрые цитаты о любви к родине, афоризмы великих людей о патриотизме который вкладывают в наши головы с самого раннего возраста.

    Лучше черствый хлеб у себя дома, чем множество блюд за чужим столом.

    П. Аретино

    Любовь к отечеству должна выходить из любви к человечеству, как частное из общего.

    В. Г. Белинский

    Любить свою Родину - значит пламенно желать ви­деть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.

    В. Г. Белинский

    Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

    И. Г. Белинский

    П. Беранже

    Любовь к родине не признает половинчатости; кто не делает для нее всего - ничего не делает; кто не все отдает ей - тот во всем ей отказывает.

    Л. Берне

    Родина… Мы ей обязаны нашими силами, и вдохно­вением, и радостями.

    Л. Блок

    Отчизна - это край, где пленница душа.

    Ф. Вольтер

    Истинно е мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины.

    Г. Гегель

    Любовь к отечеству совместима с любовью ко всему миру.

    К. Гельвеций

    Чужбина родиной не станет.

    И. Гёте

    На родине у тебя и прошлое и будущее. В чужом краю - одно лишь настоящее.

    Л. Гиршфельд

    Валентина Ощепкова
    Проект «Любовь к Родине начинается с семьи»

    Актуальность проекта .

    С чего начинается Родина ? Для каждого человека она прежде всего начинается с семьи . Для маленького ребенка Родина – это мама , папа, бабушки и дедушки; это те люди, которых он видит первыми, которые его окружают любовью и заботой , составляют основу мира в первые годы жизни.

    А с чего же начинается семья ? С любви, взаимопомощи, взаимопонимания и с традиций, которые связывают все поколения, позволяют почувствовать единство.

    В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь , добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье .

    В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.

    В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных и неблагополучных семей.

    Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью , да и детски сад тоже.

    Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально-насыщенного образа родного дома, детского сада.

    Дети должны научиться не только брать, но и отдавать : заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом.

    Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений . Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи , что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи , воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , прививать к детям чувство привязанности к семье и дому .

    Тема проекта : «Любовь к Родине начинается с семьи »

    Вид : Творческий

    Продолжительность проекта : долгосрочный

    Участники проекта : дети второй младшей группы (3-4 года, родители , воспитатели.

    База проекта : проект реализовался на базе МБДОУ №38 г. Сыктывкара во второй младшей группе.

    Форма работы : групповая, фронтальная.

    Цель проекта : Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье , детскому саду.

    Задачи :

    Воспитывать любовь к родному дому , семье , детскому саду.

    Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

    Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий , к добрым делам для семьи , родного дома, детского сада.

    Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

    Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

    Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию.

    Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада .

    Ожидаемый результат : У детей :

    Расширятся представления об отношениях в семье ;

    Появятся начальные представления о семейных традициях;

    Обогатится словарный запас;

    появятся чувства : сострадание, внимание к родным и близким, взаимопомощи.

    Этапы реализации проекта :

    1 этап – Подготовительный

    Определение темы проекта . Обоснование его актуальности.

    Постановка целей и задач работы.

    Определение уровня знаний детей о семье , доме, детском саде. (Наблюдение за общением детей в группе)

    Опрос и беседа с детьми «Что такое семья , «Моя семья »

    Анкетирование родителей «Какого стиля воспитания в семье Вы придерживаетесь

    Подборка художественной литературы по тематическим блокам : «Родная семья » , «Детский сад» , «Дома бывают разные» .

    Чтение художественной и познавательной литературы.

    Создание картотеки дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

    Конспекты познавательных занятий, бесед.

    Подбор консультационного материала для родителей .

    2 этап – Познавательно – исследовательский (основной)

    Реализация проекта через разные виды деятельности.

    Игровая деятельность

    Сюжетно-ролевые игры : «Детский сад» , «Дом» , «Семья » , «Кто работает в детском саду?» , «Профессия моих родителей » , «День рождения» .

    Дидактические игры : «Что такое хорошо, что такое плохо?» , «Мои хорошие поступки» , «Как мы живем в детском саду» , «Моя семья , моя родословная» , «День рождения» , «Дарю подарки» , «Мое имя» , «Моя комната» , «Найди предметы» .

    Коммуникативные игры : «Я расту…» , «Назови ласково» , «Пусти имя по ветру» , «У меня есть голова» , «С днем рождения» .

    Театрализация по сказкам : «Дедка и Репка» , «Маша и медведь» , «Курочка Ряба и золотое яйцо»

    Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»

    Тема «Моя семья » . Цель : формировать представление о семье , как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью , активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье .

    Тема : «О моем любимом папе» . Задачи : обучит навыкам пересказа небольших историй на основе личного опыта.

    Тема : «Моя любимая мама» . Задачи : учить отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий рассказ (при педагогической поддержке) пользуясь алгоритмом.

    Беседы на темы : «С кем я живу» , «Хорошо у нас в саду» , «Мои мама, папа, бабушка, дедушка» , «Мамины, бабушкины руки» , «Моя комната» , «Мое любимое занятие» , «Мой лучший друг» , «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» , «Каким я хочу быть» .

    Чтение художественной литературы.

    Чтение : «Моя бабушка» , С. Капутикян; «Мой дедушка» , Р. Гамзатов; «Мама» , Ю. Яковлев; «Заплатка» , Н. Носов; «Грипп» , «Прививка» , А. Барто; «О мальчиках и девочках» , С. Маршак; «Мой додыр» , «Айболит» , К. Чуковский; «Вместе тесно, врозь скучно» , К. Ушинский.

    Заучивание стихотворений : «Если был бы я девчонкой» , Э. Успенской; «Бабушкины руки» , Л. Квитко; «Мама, почему?» , Г. Виеру; «Не мешайте мне трудиться» , «Вот так мама» , Е. Благинина.

    Загадки на тему : «Семья » , «Родной дом» , «Детский сад» .

    Художественно-эстетическое развитие.

    Рисование на тему : «Моя семья » «Цветные ниточки для бабушки» , «Разноцветные шары для мамы» , «Красивая тележка для папы» , «Машина для дедушки» .

    Аппликация : «Многоэтажный дом» , «Домик» , «Разноцветный коврик для мамы (шарики и кубики) ».

    Оформление выставок : «Моя семья » .

    Рисование с элементами аппликации праздничных открыток мамам, папам.

    Поздравление мальчиков в День Защитника Отечества. (вручение подарков мальчикам) .

    Прослушивание аудиозаписей. (В. Шаинского «Рано утром детский сад малышей встречает» , слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь» .

    Развлечение для детей «Широкая масленица» (Разучивание закличек о весне)

    Экскурсия по детскому саду «Что хорошо, а что плохо» .

    Работа с родителями .

    Оформление стенгазеты «Моя семья » .

    Выставка детско-родительских работ «Это мое генеалогическое древо» .

    Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?» , «Поощрение и наказание»

    Консультации : «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Будем вежливы…» , «Как правильно общаться с детьми» , «Можно ли обойтись без наказания?» , «Права ребенка в семье » , «Роль дидактической игры в семье и детском саду » , «Ошибки семейного воспитания» , «Роль отца в семейном воспитании» .

    Родительское собрание на тему «Моя семья » .

    Презентации родителей на собрании : здоровый образ жизни моей семьи , герб моей семьи .

    Совместное мероприятие на природе.

    3 этап – Контрольный

    Физкультурное развлечение на природе «Веселая семейка» совместно с преподавателем физкультуры (Лыжная база «Динамо» ).

    Оформление портфолио группы.

    Выставка детско-родительских работ "Моё генеалогическое древо".

    Родительское собрание : «Успехи 2-й младшей группы. Моя семья - что может быть дороже»

    Методический продукт : Презентация проекта «Моя семья »

    Представление опыта работы на педагогическом совете.

    Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более я стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр.

    (Вольтер)

    Можно состариться и не узнать, что любишь отечество; но для этого надо остаться в нем. Суть весны мы познаем зимою, за печкою поют лучшие майские песни.

    (Г. Гейне)

    Родина - наша вторая мать, а такая родина, как Урал, тем паче.

    (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

    Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это - сознание своей неотъемлемости от роди-ны, неотъемлемость переживаний вместе с ней её счастливых и несчастливых дней.

    (А.Н. Толстой)

    Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!

    (В. Дворянсков)

    Кроме матери родной,
    Нету матери на свете.
    Кроме родины – иной
    Нет родной земли на свете.

    (Б. Укачин)

    Россия нуждается не в возрождении, а – в очищении и восстановлении.

    (А.В. Шахматов)

    Что такое Отечество? Это сумма экономических, юридических, политических и т.п. фактов и идей, завещанных нам отцами.

    (Н. Михайловский)

    Страна не есть какое-нибудь дополнение к населению, индивидуумам, составляющим её; она сама является душой, совестью, личностью, живой силой.

    (Э. Ранан)

    Были люди до нас, теперь есть мы, будут и после нас. Воин русский на поле Куликовом – это воин при Кунерсдорфе. Воин при Кунерсдорфе – это воин на поле Бородинском. Воин на поле Бородинском – это воин на Шипке. Воин на Шипке – Это защитник Брестской крепости…
    Изменились идеи, другими стали люди. Но родина у них по-прежнему одна – это мать-Россия; и во все времена кровь проливалась во имя одного – во имя русского Отечества. Мы не провожали в поход павших на поле Куликовом. Не нас разбудили рыдания Ярославны.
    Мы не знаем имен, замерзших на Шипке… И все-таки мы их – знаем! Да, мы их помним, мы их видим, мы их слышим, мы их никогда не забудем. Ибо это наши предки, читатель.
    В истории есть голос крови. Этот голос ко многому нас обязывает. Не будем искать славы для себя.

    Мы говорили в дни Батыя,
    Как на полях Бородина:
    Да возвеличится Россия,
    Да сгинут наши имена!

    (В. Пикуль)

    И вокруг любви непобедимой
    К сёлам, соснам, к ягодам Руси,
    Жизнь моя вращается незримо,
    Как земля вокруг своей оси!…

    (Н. Рубцов)

    Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
    Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.

    (А.И. Куприн)

    У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.

    (А. Твардовский)

    Вы ещё не любите Россию: вы умеете печалиться да раздражаться слухами обо всём дурном, что в ней ни делается, в вас всё это производит только одну чёрствую досаду да уныние. … Если вы любите Россию, вы будете рваться служить ей..

    (Н.Гоголь)

    Россия всегда была страной философской. Но философской не в немецком и европейском смысле этого слова. Философия России всегда была сердечной философией, философией духа.

    (Д. Лихачёв)

    …Подобно тому как цветок вырастает из зерна, наша любовь к Родине имеет своим истоком тот «уголок земли», где мы родились и выросли.
    В раннем детстве мир наш ограничивается комнатами отчего дома, позднее - счастливым осознанием своей кровной причастности к тому священному и высокому, что называется именем родной страны.
    В далёких скитаниях я бережно носил имя и образ Родины в сердце, как носят в потаённом медальоне портрет матери. Я люблю на своей великой Родине всё - и её печальные тундры, и её реки, и её новостройки, волшебно оживляющие бесплодные недавно пустыни, и её дремучие леса, сохраняющие исконное очарование природы.

    (Н. Смирнов)

    В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

    (Н. Добролюбов)

    Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым, общим. Любят родной край, где родился и вырос. У одного это неоглядные степные просторы, у другого - оры, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного - палящее солн-це над головой, у другого - холодные вспышки северного сияния. У одного это тишина деревенского полдня, у другого - разноголосица городской улицы.

    (В. Пекелис)

    Любовь к Отечеству - это готовность защищать его независимость. Из этого складывается патриотизм - чувство великое, необходимое, прекрасное. Оно вбирает в себя любовь к Родине, преданность ей, стремление своими делами служить её интересам.

    (В. Пекелис)

    Истинный патриотизм можно определить как любовь к своей стране, уважение ко всем живущим в ней людям, знание обычаев и традиций своего народа, преданное служение на благо страны. Патриот – это тот, кто в любой ситуации ставит интересы страны выше своих собственных потребностей. Патриотизм направлен на истинное благо и процветание страны, которых нельзя достичь за счёт безнравственных поступков.

    (У. Хейнс)

    Истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам. В этом и заключается патриотизм - не противопоставление себя всему миру, но уважение и глубокое понимание своего народа, чувство ответственности за судьбу своей страны, помогающее видеть истинную ценность любой другой культуры.

    (У. Хейнс)

    Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.

    (Н. Карамзин)

    Ты не один в этой огневой буре русский человек. С вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый мастеровой Пётр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей!… И куда бы ни отправлялись за далёкие рубежи, кланялись в пояс родимой, и был им слаще мёду горький, полынный прах её дорог.
    И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословенье матери, на груди. И где бы ни оказался веленьем истории русский человек, сердце его, как стрелка компаса, неуклонно бывало устремлено в одном заветном направлении, в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на воинскую страду, как на светлый праздник. Тем и была крепка, тем и стояла столетья русская земля.

    (Л. Леонов)

    Известно, что чувство Родины в каждом гражданине соразмерно его личному творческому вкладу в общее дело, отсюда легко объяснить и патриотизм истинного труженика, и политическое безразличие мещанина.

    (Л. Леонов)

    …Гражданин не может состояться в человеке, оторвано от корневой системы своего народа. И потому всё воспитание молодых – от букваря до вузовской скамьи – надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к Родине и её природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чём лежит отпечаток мечты и золотых рук наших гениев.

    (Л. Леонов)

    Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Это сродни обучению писательскому или художественному мастерству: педагог может и не знать, получится ли из его ученика творец гениальных композиций, но вот привить ему тягу к прекрасному он в состоянии, верит в это и одержим этим. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России.

    (Ю. Тюрин)

    Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь - тебе, все наши помыслы с тобой»

    (М. Шолохов)

    О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками месточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селеньями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская…

    («Слово о погибели Русской земли»)

    Узнавание Родины многослойно и многообразно, как многообразно и многослойно познание тайн искусства, изучение природы, постижение закономерностей бытия. К цели ведёт не одна дорога, но главное - однажды ступить на свою дорогу, затем надо идти не сворачивая.

    Сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти.

    (К. Рылеев)

    История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою истроию, забывать её - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю…