Лариса Никишина
Сценарий развлечения «Деревенские посиделки»

Сцена ярко украшена . На заднем плане нарисованы печка и яркие красочные фигурки игрушек : всевозможные матрёшки и уточки, так же солнце. Посреди сцены стол , накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда.

Макет лома с завалинкой. зеркало, вышитое полотенце, деревянная посуда , русская печь (рисунок, рисунки учащихся для выставки, стол, пяльцы, прялка, музыкальные инструменты, плакат с пословицей "Не красна изба углами, а красна пирогами", конфеты и блины для угощения, русские народные костюмы.

Ведущий (на фоне музыки) .

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мшистом?

В радости ли?

В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Пролетели утки – уронили дудки.

Пролетели гуси – уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а с песней? С песней на Руси родились!

Дети исполняют песню «У моей России длинные косички»

У моей России длинные косички.

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи.

На меня, Россия, ты похожа очень.

П/в. Солнце светит. Ветры дуют.

Ливни льются над Россией.

В небе радуга цветная.

Нет земли красивей.

Для меня Россия – белые берёзы.

Для меня Россия – утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже.

До чего на маму ты мою похожа.

П/в 2 раза.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь.

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша – это я с друзьями.

П/в 2 раза.

В старые времена был такой обычаи у русских людей; как заканчивали полевые работы (собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали, коротали осенние дни да вечера вместе, устраивали посиделки . Как говорится в русской пословице : "От скуки бери дело в руки". Вот и проводили время за любимым рукоделием. Весело было. То песню затянут-то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня собрались на посиделки .

Хозяйка : Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин : Веселья вам да радости!

Хозяйка : Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин : У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко!

Хозяйка : Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.

На сцену входят гости . Девочки в пёстрых кофточках и длинных юбках из красного ситца, а на плечах - красивые цветные шали. Мальчики в рубахах навыпуск и отделанных яркой тесьмой. Гости кланяются хозяевам, рассаживаются.

Хозяин : Удобно ли вам, гости дорогие? Всем видно? И всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Один из гостей : Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин : В тесноте - не в обиде.

Хозяева усаживаются.

Хозяйка : Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.

Гости исполняют различные шутливые диалоги :

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить.

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Фома, что из леса не идёшь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идёт!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Сынок, сходи за водицей на речку!

Брюхо болит!

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать велит - надо идти!

Хозяйка– Небывальщины – небылицы

Лежат в бабушкиной светлице,

Завернуты в тряпицы, в медном ларце,

На дубовом поставце.

Кого хочешь, позабавь, а ларец на место поставь!

Выбегают четверо детей.

1-: Из-за леса, из-за гор выезжал дядя Егор.

Он на сивой на телеге,

На скрипучей лошади!

(Все четверо)

2-: Он овсом колеса мазал, дегтем лошадей поил,

Топором он подпоясан, кушаком дрова рубил.

(Все четверо, удивляясь) - Небывальщина – неслыхальщина!

3-: Вот во двор Егор въезжает,

Свою Дарью распрягает,

А лошадушку берет, прямо в горницу ведет!

(Все четверо) – Небывальщина – неслыхальщина!

4-: На заборе сидит утка, песню звонкую поет,

А Егорова старуха сено свежее жует.

Все - Небывальщина – неслыхальщина!

Хозяин – Небывальщиной потешились, пора песню запевать.

Поют песню «В хороводе были мы»

(каждая строка песни повторяется 2 раза)

1. В хороводе были мы

Были мы, были мы

2. Кого надо видели

Видели, видели

3. Красавицу – девицу,

Девицу, девицу.

4. Встань, девица, подбодрись

Подбодрись, подбодрись

5. Вправо, влево повернись

Повернись, повернись

6. Ну-ка, ну-ка, потанцуй.

Потанцуй, потанцуй.

7. В хороводе ты пройдись,

Пройдись да ты пройдись.

8. Кому хочешь поклонись,

Поклонись, поклонись.

9. В хороводе были мы,

Были мы, были мы.

10. Кого надо видели,

Видели, видели.

Гости продолжают диалоги.

Что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Фома, у тебя в избе тепло?

Тепло. На печи в шубе согреться можно!

Две девочки читают частушки перед исполнением пляски.

Эх, топни нога, топни правенькая.

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся народ по сторонушке!

Четыре девочки выходят плясать, исполняют частушки.

1-я девочка

Шире круг, шире круг.

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать.

Нас идёт четыре.

2-я девочка

Не хотела я плясать.

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3-я девочка

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала - подружки.

4-я девочка

По деревне я шла

И Ванюшку видела -

Под кустом сидел и плакал :

Курица обидела.

1-я девочка

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад :

Сапоги мои лежат.

2-я девочка

Балалаечка - гудок

Своё дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

3-я девочка

Сидит ёжик на берёзе -

Белая рубашка,

На головке - сапожок,

На ноге фуражка.

4-я девочка

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

1-я девочка

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Две гостьи заняты делом : одна вяжет, другая вышивает. Осуждая танцующих, обращаются друг к другу.

1-я гостья : Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.

2-я гостья : Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься и без рубашки.

Один из гостей обращается к ворчуньям :

Акуля, что шьёшь не оттуля?

2-я гостья : А я, батюшка, ещё пороть буду.

А поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют :

– Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

– Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т. е. Яшей, и игра продолжается.

Девочка :

Что-то мы немножко притомились.

Сядем рядышком на лавке.

Вместе с вами посидим .

Загадаем всем загадки.

Кто смышленей – поглядим!

Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Двойная бородушка. (Петух) .

Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет – песенку поет. (Кошка)

Маленький, беленький,

По дорожке прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

Пришла из лесу птичница в рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса)

Гладишь – ласкается. Дразнишь – кусается. (Собака)

Хозяин : А теперь, гости дорогие, отведайте пирогов наших!

Гость : Поиграли мы, позабавились. Пора и честь знать!

1-я : Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, за хлеб, за соль!

2-я : Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые!

3-я : Счастья вам!

4-я : Большого здоровья!

1-й гость : (обращаются к зрителям)

На новое вам лето,

На красное вам лето,

Куда конь хвостом,

Туда и жито кустом.

2-й гость :

Куда коза рогом,

Там и сено стогом.

3-й гость :

Кто любит трудиться,

Тому без дела не сидится.

Где есть труд - там есть и счастье

Здравствуйте. Меня зовут Буркова Ольга Михайловна. Вашему вниманию мы представляем сегодня проект фольклорного праздника «Деревенские посиделки» в рамках реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, кружок «Истоки».

Согласно ФГОС второго поколения - духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Современное воспитание опирается на постулат: «Нет, и не может быть школы… без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».

Так как основой для успешной учебной деятельности согласно ФГОС является технология системно-деятельностного подхода, то и для формирования личностных качеств учеников следует использовать эту же технологию , где ученик выступает не в роли пассивного слушателя, а в роли непосредственного участника самого процесса. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя их в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа.

В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев.

Программа «Истоки» имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиций России. Также работа по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Музыка», «Технология», «Изобразительное искусство», программы внеурочной деятельности школьников «Подвижные игры», через взаимодействие с родителями.

Цель проекта : воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения фольклора.

В процессе работы над проектом, при проведении представленного проекта решали следующие задачи:

Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями фольклора.

Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.

Развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров фольклора.

Для успешной реализации задач определили направления , по которым осуществляли деятельность в ходе предшествующей работы:

Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, потешки, приговоры, легенды)

Изучение музыкального фольклора (хороводы, песни, танцы, частушки, праздники)

Изучение игрового фольклора.

В процессе подготовки проекта прошла большая предшествующая работа с детьми, родителями. Собран фольклорный материал: сказки, песни, хороводы, частушки, танцы, обрядовые праздники, игры. С детьми проводились беседы, игры, разучивание фольклорных произведений.

Результат работы представлен фольклорным праздником «Деревенские посиделки».

Представленный проект рекомендую использовать учителям, музыкальным руководителям в организации работы по фольклору.

Итак, мы представляем вам наш проект «Деревенские посиделки». Помогать нам будет преподаватель музыкальной школы (баянист).

Дорогие гости,

Будьте как дома!

Наш уют домашний

Каждому виден.

В тесноте, быть может,

Да не в обиде.

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Хозяйка прибирает «в избе», ставит самовар, пороги. Поёт песню «ПИРОГИ», на проигрыше входят девушки и начинают подпевать хозяйке.

ПИРОГИ
музыка Виталия Алексеева
слова Инги Лейме

Текст песни

Жду подружек дорогих
В гости на неделе.
Я хочу, чтоб вы моих
Пирогов поели.

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

С пирогами будет чай
С мятою и хмелем.
Эй, подружка, не скучай,
Наливай полнее!

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Будем песни распевать,
Стоя на крылечке.
Будем "Барыню" плясать
С выходом от печки.

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Мы о вкусных пирогах
Спели вам частушки.
Ах, спасибо, что пришли,
Душеньки-подружки!

Пироги, пироги
Пышные, вкусные.
Пироги, пироги
С мясом, с капустою.

Хоз.

Рада видеть вас у себя в гостях.

Давно вас поджидаю.

Праздник большой, праздник радостный начинается,

что по старинному обычаю посиделками называется.

Под русскую народную песню «Светит месяц» выходят мальчики, подыгрывая на своих инструментах.

Мальчик: Стоит Фома

Посреди двора,

Супротив терема высокого,

Супротив крыльца широкого.

Нетёсан терем,

Нетёсан, только хорошо окрашен.

Мальчик: Дома ли Марья, дома ли Дарья,

Дома ли душенька Настюшенька?

Девочки: (все вместе из теремка) Мы туточки! (Под музыку из-за теремка выходят девочки).

Мальчики:

1-й.

Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут погулять немножко!

2-й.

Хлебу да соли долог век!

Хозяюшке более того!

3-й.

Живи, изба, здорово, живи богато!

Чтобы было тепло, чтобы было светло,

Чтобы своё водилось и нам хватило!

4-й.

А девицам-красавицам мы принесли подарки:

Пряники печатные, конфеты сахарные.

(Отдают угощение девочкам и садятся на лавки)

Хоз.

Спасибо на добром слове. А откуда вы пришли?

1-й.

Мы пришли из деревни Веселухино! Там песни и пляски круглый год. А стоит наша деревня посреди двух дорог: кто не пройдёт, всяк рассмеётся, кто не проедет - всякий спляшет и споёт.

Хоз.

Вот вы какие весёлые! А с чем вы к нам пришли на посиделки?

2-й.

А пришли мы с весёлой песней «Во кузнице» (после исполнения, рассаживаются по местам).

Девочка: Припасли мы для вас забавушки

На всякий вкус -

Кому сказку, кому правду,

Кому песенку.

Девочка: Небылицы в лицах,

Сидят в теремах-светлицах,

Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Дети поочередно выходят и инсценируют потешки:

Два мальчика поочерёдно:

Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Да один ворот остался!

Девочка и мальчик:

Сын, сходи за водой.

Да живот болит.

Сынок, иди кашу есть!

Что ж, раз мать зовёт, надо идти!

Две девочки:

На улице две курицы

С петухом дерутся.

Две девицы-красавицы

Смотрят и смеются:

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Как нам жалко петуха».

- «Ха-ха-ха, ха-ха-ха

Как нам жалко петуха».

Два мальчика:

Фома, что из лесу не идёшь?

Да медведя поймал.

Так веди его сюда.

Да он не идёт.

Ну, так сам иди.

Так он и меня не пускает.

Девочка.

А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!

Два мальчика.

Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"

Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!

Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.

Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!

Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает

Выходят девочка и мальчик.

Девочка: А ну хватит вам болтать,

Время пляску начинать.

Мальчик: Обойди хоть всю планету

Лучше русской пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь.

Девочка: Раздайся, народ!

Меня пляска берёт!

Пойду, попляшу,

На людей погляжу!

«Как у наших у ворот» (танец)

Девочка: Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец.

Мальчик: То был Ваня - удалец!

Удалец - молодец!

Девочка: Шла собака через мост

Четыре лапы - пятый хвост,

А шестое брюхо.

Выходи, Ванюха!

Мальчик: Эй, девчата-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Девочки исполняют частушки.

Начинаю я припевку

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать.

Чтобы песня лучше пелась,

Надо пляской помогать.

Не смотрите на меня -

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

У меня коса большая,

Ленточка коротенька.

Про меня не думай, парень,

Я ещё молоденька!

Я сирени наломаю,

Набросаю у ворот.

Заплету я русу косу.

Пусть завидует народ!

Частушки поют мальчики.

На окошке два цветочка -

Голубой да аленький,

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Я плясал на три ноги,

Потерял я сапоги.

Оглянулся назад -

Сапоги мои лежат.

Ёлки-долги, ёлки-долги,

Ёлки да осиночки.

На поляне девки пляшут,

Скрипают ботиночки.

Вновь поёт девочка.

За частушки, друг мой милый,

Три рубля тебе я дам,

По глазам по вашим видно,

Что понравились мы вам.

После исполнения частушек проводится игра «Как у дяди Трифона».

Как у дяди Трифона
Было семеро детей.

Было семеро детей - было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом делали вот так:
Все: "Как?"
"Трифон": "А вот так!" (один показывает какое-то движение танцевальное, все повторяют под наигрыш).

Девочка: Напекли мы для гостей

Много разных сладостей!

Все: Тары - бары - растабары,

Выпьем чай из самовара!

Поочерёдно: - С сухарями!

С кренделями!

С бубликами вкусными,

С сушками, ватрушками!

Все: Тары - бары - растабары,

Посидим у самовара!

Чаю сладкого попьём,

Нашу песенку споём!

Инсценировка русской народной песни «Блины» .

(На последнем куплете песни девочка проходит по залу и угощает гостей блинами.)

Девочка:

Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Два корыта киселя,

Девяносто два блина.

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте.

Нас добрым словом вспоминайте!

Общий поклон. Праздник заканчивается чаепитием.

небылицы, песни, сказка для учащихся 2 кл.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Деревенские посиделки» для 2 класса

Познакомить с русским устным народным творчеством;

приобщить к истокам культурных традиций народов России;
воспитывать любовь и уважение к традициям и народному творчеству;

учиться дружбе, уметь организованно работать.

Оборудование:

народные костюмы для ребят, элементы декора в русском народном стиле, костюмы и атрибуты для инсценировок, самовар, деревянные ложки, пряники, блины и пироги.

Ход мероприятия:
Звучит песня " Ах вы сени, мои сени"

Ведущая: В старые добрые времена собирались вместе красны девицы да добры молодцы коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит, кто из дерева ложки да игрушки разные вытачивает. А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать.

Участники:

1. На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

2. При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.

3. Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, -
Без общенья жизни нет.

4. А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

Ведущая: Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки!
Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами увидеть? Ну, тогда закройте глаза и считайте все до 10 ...

Ведущий: Оказались мы с вами в русской деревянной избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
(На сцене декорации русской деревни. Хозяйка за домашней работой, дочка занимается рукодельем, отец и сын плетут лапти).
Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие, входите пожалуйста.
Хозяин: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяйка: Пригласили мы вас для забавушек на всякий вкус, кому песню, кому сказочку, а кому и правду.
Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно?
Хозяин: В тесноте да не в обиде.
Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах, светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки.
Хозяйка: Дом вести - не головой трясти, Все надо припасти.

Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?

Дочка: Да, я, матушка, еще пороть буду.
Хозяйка: Поспешишь - людей насмешишь.
Дочка: Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!
Хозяин: Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).
Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.
Хозяин: А что это такое - рифмы?
Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было. Вот скажи, как твоего отца звали?
Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!
Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят.
Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: Федя!
Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!
Хозяйка: Будет вам ругаться, да ссориться.

Вбегают соседки.

Соседки: Вы слыхали? Про пожар слыхали? Ой, что было!
Хозяйка: Ой, соседушки, не спешите, отдохните, толком все нам расскажите.
1 соседка: У Иванова двора загорелася вода. Всем селом пожар тушили, а огонь не затушили.
2 соседка: Пришел дедушка Фома, расседая борода. Он народ прогнал в овин, затушил пожар один.

3 соседка: Как Фома тушил пожар, он об этом не сказал. Только слышно стороной, затушил он бородой!
Хозяин: Ой, за вашим языком не поспеешь босиком.
Хозяйка: Всех речей не переслушаешь! Оставайтесь, соседки, у нас гости сегодня будут.
1 соседка: Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки.
2 соседка: Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник!
Хозяйка: Оставайтесь, и отдохнуть надо.

Ребята, почему такие встречи назывались «посиделки»?

Где могли собираться на посиделки?

На таких посиделках язык и рот пели, а руки что, без дела сидели? Чем девушки и парни могли заниматься?

Не сидите, не скучайте, в «Ручеёк» скорей играйте.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватает?
Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин: В тесноте - не в обиде!

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.
Мальчик: Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота

Все: Вот это да!
Девочка: Выбегала палка

С мальчиком в руках,

А за ним тулупчик

С бабой на плечах

Все: Не может быть!
Мальчик: Деревня закричала: Сарафаны с бабами На пожар спешат!
Все: Правда?
Мальчик: Правда.
Девочка: Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Все: Ой-ой-ой!

Мальчик: Лошадь ела кашу,

А мужик - овес.

Лошадь села в сани,

И мужик повез.
Все: Небылицы, небывальщины!

Одна девочка мальчику

Девочка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Да кафтан прожег.
Девочка: Зачинить можно!
Мальчик: Да иглы нет.
Девочка: А велика ли дыра?
Мальчик: Да один ворот остался.

Другая девочка другому мальчику

Девочка: Где ты, брат Иван?
Мальчик: В горнице.

Девочка: А что делаешь?

Мальчик: Помогаю Петру.

Девочка: Петр что делает?

Мальчик: Да на печи лежит.
Хозяйка: Посмотрите-ка, ребята, на ваших столах лежат конверты со скороговорками. Попробуйте их быстро прочитать.

1. От топота копыт, пыль по полу летит.

2. Прокоп украл укроп.

3. Макара укусил комар. Убил комара Макар.

4. Полпогреба репы, полколпака гороха.

Ведущая: Что-то мы немножко притомились. Сядем рядышком на лавке. Вместе с вами посидим. Загадаем всем загадки. Кто смышленей - поглядим!
Загадки

1. Ходит барин по двору? Придирается ко всему. Красная головушка, Двойная бородушка. (Петух).

2. Мохнатенькая, усатенькая, Сядет - песенку поет. (Кошка)

3. Маленький, беленький, По дорожке прыг-прыг, По снежочку тык-тык. (Заяц)

4. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке - кур посчитать. (Лиса)

5. Гладишь - ласкается. Дразнишь - кусается. (Собака)

6. Толстый тонкого побьет, Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

7. Маленько, кругленько, А за хвост не поймать. (Клубок)

8. В воде родиться, а воды боится. (Соль)

Хозяин: Гости дорогие, не хотите ли конфеточки покушать, да сказочку послушать. (угощает всех конфетами)
Хозяйка:

Жили-были дед да баба,

Была у них курочка-ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое - золотое.

Начинается инсценировка сказки О. Высотской “Золотое яичко”

Баба: Ой, старик проснись скорей!
Дед: Волки, что ли, у дверей?
Баба: Да смотри, что я нашла:

Наша курочка - пеструха
Под кустом яйцо снесла.

Ну, снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела?

Баба: Да яйцо-то непростое,

А, гляди-ка, золотое.
Дед: Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели!
Баба: Погляди, горит как жар.
Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ой, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса!

Баба: Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его.

Раздается стук в дверь.

Нету дома никого!

Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.

Ты пойди, запри засов,

Да спустить бы надо псов.

Баба: (возвратившись)

В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.

Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.

Наказанье с глупым мужем!

Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Не к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Да уймись ты, не кричи!

Вон упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!

Дед: Я хозяин, или нет?!

Ох, яичко покатилось,

Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Все куда-то подевалось!

Ну, чего мы затужили?

От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.

И шубенку справить можно,

И подправить можно дом.

Только то, видать, надежно,

Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Эй, соседка!

Эй, сосед!Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И варенья, и соленья.

Дед и баба: Заходите без стесненья!
Мальчик:

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать людей!

Девочка:

Пропоём мы вам частушки,

Просим не смеяться.

Тут народа очень много,

Можем растеряться!

Девочки:

Станем,девицы, рядком,

Да частушки пропоём!

Мальчики:

Да и мы, пожалуй, встанем.

От подружек не отстанем!

(Исполняются частушки)

1. Эх, топни, нога,

Топни, правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая,

2. Я плясать пойду

По соломушке,

Раздайся народ

По сторонушке!

3. Я стояла босиком,

Осмотрела все кругом.

Оглянулася назад -

Сапоги мои лежат.

4. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла -

Я не удержалася.

5. Сидит ежик на березе -

Белая рубашка,

На головке - сапожок,

На ноге - фуражка.

6. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги

7. Балалаечка-гудок

Свое дело знает,

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

8. Если б Маша не глазела

В скважину замочную,

То на лбу бы не имела

Шишку крупноблочную.

9. По деревне я шла

И Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал -

Курица обидела!

10. Если б не было воды, Не было б и кружки,

Если б не было девчат, Кто бы пел частушки?

Сегодня мы будем петь и водить хороводы, какие водили наши прабабушки и прадедушки, когда были молодые.

Хоровод водят девочки под песню «Во поле берёза стояла», а мальчики поют.

Инсценировка русской народной песни «Блины».

(На последнем куплете песни девочка проходит по залу и угощает гостей блинами.)

Хозяин: Не красна изба углами,

А красна пирогами!

Хозяйка: Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла:

Два корыта киселя,

Девяносто два блина.

Хозяин с Хозяйкой:

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте.

Нас добрым словом вспоминайте!

Проходят по классу и угощают всех гостей пирогами.

Общий поклон.

Праздник заканчивается чаепитием.

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

Сценарий детского фольклорного праздника

«Деревенские посиделки»

Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:

Чебаненко. О.А.


Цели:
1. Познакомить детей с русским устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством,
2. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям,
3.Развивать внимание, память.

Группа ярко украшена. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. Возле стен стоят скамейки, на которых сидят дети. Дети одеты в русские народные костюмы.
(Девочки вяжут на спицах, вышивают на пяльцах платочки, в углу стоит прялка. Мальчики плетут пояса.)

Иван Т.Ф.: "Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменилась наша гостиная. Словно мы попали в деревенский домик, деревянную избу, не хватает только большой русской печки, такой как в сказке «По щучьему велению». Такие печки были в каждой русской избе.

Марья О.А.: Вдоль стен стояли лавки, на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают) .

Иван Т.Ф.: Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. А еще раньше, ребята не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми. Вот и у нас сегодня будут деревенские посиделки.


Звучит русская народная песня «Русская зима».

Ребенок 1.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках, каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок 2.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод,

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Ребенок 3.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Ребенок 4.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Ребенок 5.

Отдых-это не безделки-

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Все вместе:

Для друзей и для гостей.


Марья О.А.: "Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило
?"


Один из гостей:
"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"


Иван Т.Ф.: "В тесноте - не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку.".

Ну-ка сядем рядком,

Да поговорим ладком.

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот какие…

(Дети исполняют шутливый диалог-небылицу:)


Девочка: - Федул, что губы надул?
Мальчик: - Кафтан прожег.
Девочка: - Можно зашить.
Мальчик: - Иглы нет.
Девочка: - А велика ли дыра?
Мальчик: - Да один ворот остался.

Марья О.А.: "Ребята, сейчас мы слушали небылицу в лицах. Какое слово незнакомое для вас прозвучало? (Ответы детей ) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан - это длинная мужская одежда, которую носили в старину. Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его.

Иван Т.Ф.: Поговорим еще о таких незнакомых старинных словах:

Рубель. Предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время, укатывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора.

Марья О.А.: Ложки. Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт.

Иван Т.Ф.: Трещотка представляет собой как бы связку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент используется в быстрых плясовых песнях для четкого ритма.

Марья О.А.: Деревянная коробочка - очень скромный, но важный инструмент русского народного оркестра. Это небольшой, продолговатый, кленовый брусок. Звук извлекают барабанными палочками. Коробочкой подчеркивают стук каблучков в танцах.

Иван Т.Ф.: А мы продолжаем слушать небылицы в лицах".

Девочка: - Фома, что из леса не идешь?
Мальчик: - Да медведя поймал!
Девочка: - Так веди сюда!
Мальчик: - Да он не идет!
Девочка: - Так сам иди!
Мальчик: - Да он не пускает!

Девочка: - Сынок, сходи за водицей на речку!
Мальчик: - Брюхо болит!
Девочка: - Сынок, иди кашу есть!
Мальчик: - Что ж, раз мать велит - надо идти.

Марья О.А.: А сейчас наши девушки и парни споют для вас русскую народную песню «Посею лебеду на берегу».

Все дети поют песню: «Посею лебеду на берегу»:

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Пошлю казака по воду,
Ни воды нет ни казаченьки,
Ни воды не ни молоденького.

Посею лебеду на берегу,
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Марья О.А.: А мы продолжаем слушать небылицы в лицах.


Мальчик 1: - Что ваши девчата делают?
Мальчик 2: - Шьют да поют!
Мальчик 1: - А матушки?
Мальчик 2: - Порют да плачут.

Мальчик 1: - Фома, у тебя в избе тепло?
Мальчик 2: - Тепло. На печи да в шубе согреться можно.

Иван Т.Ф.: "Сейчас мы поиграем в народную игру «Бояре»!"

Парни приглашают девочек в круг на игру. Проводится русская народная игра "Бояре":
(Запевают девочки)

Девочки:
"Бояре, да вы зачем пришли,
Молодые, да вы зачем пришли?"
Парни:
"Княгини, да мы невесту выбирать,
Молодые, да мы невесту выбирать."
Девочки:
"Бояре, а какая вам мила,
Молодые, а какая вам мила?"
Парни:
"Княгини, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила."
Девочки:
"В нашем полку убыло, убыло"
(2 раза.)
Парни:
"В нашем полку прибыло, прибыло."
(2 раза.)

Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.

Марья О.А.: А сейчас наши девчушки-веселушки исполнят для вас частушки:

Девочка 1: - Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем растеряться.

Девочка 2: - Мой дружочек, ох хороший,

Да росточком очень мал.

Проводил меня до дому…

Я чихнула – он упал!

Девочка 3: – Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.

Девочка 4: – Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.

Девочка 5: – А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.

Девочка 1: – По деревне я пошла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.

Девочка 2: – Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

Девочка 3: – Балалаечка – гудок
Свое дело знает,
Она в Ваниных руках
Хорошо играет.

Девочка 4: – Сидит ежик на березе-
Белая рубашка.
На головке- сапожок,
На ноге- фуражка.

Девочка 5: – Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
Марья О.А.: А после такого веселья пора узнать, чем же заняты были люди вечерами.

(Две девочки заняты делом, одна вяжет, другая вышивает.)

1 девочка:
"Лодырь да бездельник- им праздник и в понедельник".
2 девочка:
"Ныне гуляшки и завтра гуляшки- находишься и без рубашки."

Иван Т.Ф.: "Ребята, а почему можно остаться без рубашки, как вы думаете? (Ответы детей ) В старину рубашку крестьянину негде было купить. Поэтому рубашки сначала выращивали в поле- сеяли лен, обрабатывали его, затем ткали ткань и из нее уже шили рубашки. А если все время гулять- работать некогда будет, можно остаться и без рубашки."

Мальчик:
– Акуля, что шьешь не оттуля?
1 девочка:
– А я, батюшка, еще пороть буду.

Марья О.А.: "Дорогие гости не хотите ли конфеточек покушать, да песенки послушать?"(угощает гостей конфетами).


Сейчас наши самые маленькие ребята познакомят вас с несколькими песнями-закличками.

Ребенок 1: Дождик, дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей!

Поливай мои бобы,

В лесу ягоды грибы!

Ребенок 2: Радуга – дуга!

Перебей дождя,

Дай нам солнышко,

Красно ведрышко.

Ребенок 3: Гром, гром!

Не бей в наш дом.

А бей в колоду,

В холодную воду.

Ребенок 4: Радуга-дуга!

Не давай дождя!

Давай солнышко,

Под оконышко.

Ребенок 5: Ветер-ветерцо!

Не дуй в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтобы идти было в силу.

Марья О.А.: Подошло время увидеть, как же наши девушки-красавицы умеют танцевать, себя женихам показать.


(Девочки исполняют песню-хоровод «Во поле береза стояла».
Слова и музыка народные. Девочки одеты в платья похожие на русских красавиц –берез.)

– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

– Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.

– Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.

– Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

– Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.


Марья О.А.: После такой красоты никто не устоит.


Иван Т.Ф.: "А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну, ребята, нашу любимую!"

Звучит песня «Ах вы сени мои сени», мальчики и девочки исполняют танец.

Две девочки:
1: – На улице две курицы
2: С петухом дерутся.
1: – Две девицы-красавицы
2: Смотрят и смеются:
1: «Ха-ха-ха, ха-ха-ха
2: Как нам жалко петуха!

Иван Т.Ф.: "А ну хватит вам болтать, пора пляску начинать!"

Марья О.А.: "Ну пляску или нет, а поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре, у которого завязаны глаза и поют:

Дети вместе: – Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

Дети вместе: – Свои руки положи,
Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.


Иван Т.Ф.: А теперь мы немного посоревнуемся, для начала разделимся на две команды. И посмотрим, чья же победит? Первый конкурс нашей эстафеты называется:

«Собери Матрешку.»

Марья О.А.: Для этого нам нужно будет одеть нашу маленькую матрешку: надеть платьице, повязать платочек, фартук, накрасить щечки помадой и дать в руки цветок. И тогда наша матрешка будет готова, а кто победит покажет конкурс.

Иван Т.Ф.: Нарядить матрешку мы нарядили, но и самим надо немного подкрепиться, чтобы хватило сил для соревнований. Итак, следующий конкурс:

«Рогалик.»

Марья О.А.: Каждой команде выдается по рогалику. Первый игрок по сигналу откусывает рогалик, передает следующему и так далее, пока рогалик не исчезнет. Но главное условие: каждый участник из команды должен попробовать его. Итак, начали.

Иван Т.Ф.: Вот мы и подкрепились, чтобы мозги хорошо шевелились. Переходим к следующему конкурсу, где нужно хорошо поработать головой. Конкурс называется:

«Предметы быта.»

Марья О.А.: На столе лежат картинки предметов быта русской избы и современной квартиры. Одна из команд будет собирать предметы интерьера русской избы, а вторая современной квартиры. А в этом нам поможет жеребьевка. Маленький цветочек обустраивает избу, а большой – квартиру. Готовы, тогда начнем.

Иван Т.Ф.: А сейчас для вашего внимания я предлагаю разгадать загадки.

Марья О.А.: Только одно условие: будем взаимно - вежливы и не перебивать друг друга.

Т.Ф.: Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук. )

О.А.: Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь .)

Т.Ф.: Лежит меж грядок,

Зелен и сладок. (Огурец. )

О.А.: Как на нашей грядке

Выросли ребятишки -

Сочные да круглые,

Вот такие крупные.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидор. )

Т.Ф.: Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком лежат

Круглые ребятки

Треснул домик гладкий,

Ускакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох .)

О.А.: Сто одежек и все без застежек. (Капуста. )

Т.Ф.: И зелен, и густ

На грядке вырос куст,

Покопай немножко:

Под кустом... (Картошка. )

О.А.: Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Кругла, крупна,

Сладка на вкус,

Узнали, кто я? (Свекла. )

Т.Ф.: Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко,

Что же это? (Репка. )

О.А.: Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз .)

Т.Ф.: Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Смородина. )

О.А.: На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки,

Собираем огоньки. (Земляника. )

Т.Ф.: Сидит рядом с нами,

Смотрит черными глазами

Черна, сладка, мала

И всем нам мила. (Черника. )

О.А.: Красненькая матрешка.

Беленькое сердечко. (Малина. )


Марья О.А.: "Кум-куманек, где же ты живешь?
Что куманек, ко мне в гости не идешь?"

Иван Т.Ф.: "Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эх, чай, чай, чай!
Уж ты кумушка, встречай!"

(Самовар ставится на заранее приготовленный столик)

Марья О.А.: "Не красна изба углами,
А красна пирогами!"

Иван Т.Ф.: "Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!"

Марья О.А.: "Жаль расставаться, но праздник кончается. Повеселились мы от души. Спасибо вам, порадовали вы нас, только играми да плясками сыт не будешь. Приглашаем всех отведать наших угощений."

Иван Т.Ф.: Приглашаем всех к столу. С пылу, с жару к нашему самовару!


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Марковская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА
«ДЕРЕВЕНСКИЕ ПОСИДЕЛКИ»
1

Подготовила и провела
руководитель школьного
краеведческого музея
Якимова Г. К.
2012­13 учебный год

"Деревенские посиделки"
(Посиделки проводятся после экскурсии по музею)
Цели:
 Знакомство со старинными обычаями и традициями русского народа;
 Формирование интереса и уважения к традициям на Руси:
 Активизация интереса обучающихся к истокам и истории своего народа:
 Воспитание нравственных качеств личности
Задачи:
 познакомить обучающихся с русскими обрядами, существовавшими в старину;
 воспитывать любовь к своей большой и малой Родине,
 прививать интерес к истории русского народа.
Ход мероприятия
2
1 ведущий: А сейчас приглашаем Вас в деревенскую избу на посиделки. В старые
времена был обычай на Руси: когда люди заканчивали свою работу, они устраивали
посиделки, чтоб на людей посмотреть, себя показать. Кто за вышивкой сидит, кто за
вязанием, кто ложки из дерева точит, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Всем было
весело.
Главой чертой посиделок были смех да веселье. Считалось, чем веселее
посиделки, тем плодородней и урожайней будет год. Поэтому безудержное веселье
стало самым главным на деревенских посиделках.
2 ведущий:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
1 ведущий:

Собрались мы позабавиться,
Пошутить! Поиграть,
Посмеяться!
Смех вам да веселье!
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте. Мимо не проходите, в избу заходите.
Хозяин: Веселья вам да радости!
Хозяйка: Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Гость: Ехал мимо, завернул до дыма.
Хозяйка: Просим в избу. Красному гостю – красное место.
Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко и словечко.
Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки. На всякий вкус: кому сказку, кому правду,
кому песенку.
Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли
места хватило?
Гость: Гостям­то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяин: В тесноте – да не в обиде.
Хозяйка: Небылицы в лицах, сидят в теремах­светлицах, щелкают орешки, да
творят насмешки
Песня «Завалинка». Выходят участники и рассаживаются на скамейке
3
Хозяин: Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Сосед:
Привез сарафаны я жене,
Мишке внучонку привез собачонку:
Носик торчком, хвостик крючком,
ма­а­ленькая!
А еще привез забаву,
На забаву – всем на славу!
Да где же они забавники?
Выходят Фома и Ерема.
Вместе:
А вот и мы оба: Фома да Ерема.
Низко поклонились – колпаки свалились.
Колпак надеваем – снова начинаем.
Мы пришли к вам оба: Фома и Ерема.
Фома: Людей посмотреть.
Ерема: Себя показать.
Фома: Да небылицы вам рассказать.
Ерема: Подвинься.

Фома: Нет, ты подвинься.
Ерема: Фома вредный, голос медный,
Сам с кувшин, голова с аршин.
Фома:
Шутку любишь над Фомой,
Так люби и над собой,
Ерему поднимали, животы надорвали.
Отворачиваются друг от друга.
Фома: Начинай
Ерема: Нет, ты начинай
Вместе:
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина.
Фома: Овцы в донцы,
Ерема: Тараканы – в барабаны,
Фома: Утки – в дудки,
Ерема: Сверчки – в смычки,
Фома: Комары – в котлы,
Ерема: Козел пляшет – ножкой машет
Фома:
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять,
Бух, бух, бух, бух
Захватило, братцы дух.
Ух, ух, ух, ух.
Ерема: Попляши, Фома, за двух.
Фома:
А теперь сядем рядком,
Да поговорим ладком.
Ерема:
Пошел я на лыко, гору драть.
Увидел – на утках озеро плавает.
Я бросил три палки:
Одну – еловую, другую – березовую.
Третью – рябиновую.
Бросил еловую – не добросил,
Бросил березовую – перебросил,
Озеро вспорхнуло, полетело,
А утки остались.
Фома:
Эх! Это что! А со мной случай был!
Летит пуля – жужжит.
4

Я в бок – она за мной,
Я в другой – она за мной,
Я упал в кусты – она хвать меня в лоб,
Я цап рукой, а это жук.
1 ведущий: Ох, и шутники вы! Проходите к нам, мы гостям всегда рады.
Хозяйка:: Ну­ка, девицы и молодцы, кто у нас самый смекалистый?
(Загадывает загадки).
1. У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем (Пальцы).
2. Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу – привечу (Шапка).
3. Черненькая собачка, свернувшись, лежит,
Не лает, не кусает, а в дом не пускает (Замок).
4. Черный конь скачет в огонь (Кочерга).
5. Черненька меленька,
В платье вскочила.
Царя разбудила. (Блоха).
6. Два брюшка,
Четыре ушка (Подушка).
7. Одну меня не едят,
А без меня мало едят (Соль).
8. Не огонь, а жжется (Крапива).
9. Мать толста,
Дочь красна,
Сын – сокол
Под небеса ушел. (Печь, огонь, дым).
10. Три братца
Пошли купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра, коромысло)
Хозяин:
5

Эй, девчата­хохотушки,
Запевайте­ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
частушки:
1.Начинаю я припевку
Первую, начальную
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Я частушек много знаю
И хороших и плохих
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Не смотрите на меня –
Глазки поломаете.
Я не с вашего села –
Вы меня не знаете.
Я плясал на три ноги,
Потерялись сапоги.
Оглянулся я назад –
Сапоги мои лежат.
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи!
Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споем.
Мой дружочек, ох, хороший,
Да росточком очень мал,
Проводил меня до дому,
Я чихнула – он упал!
На опушке два цветочка,
Голубой да аленький,
6

Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
За частушки, друг мой милый,
Три рубля тебе я дам.
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Хозяйка: А это дело было, голубчики, в старину.
Когда задумал дед Архип залезть на Луну.
Тогда сказки по воздуху летали,
Друг друга за крылышки хватали.
А я за ними на золотом коне скакала,
Да в мешок эти сказки собирала.
Одну переняла, да вам привезла
Сказка «Репка»
Дед:
Посадил я репку в грядке мягкой, теплой,
Поливал досыта вкусною водой.
Полюбило крепко солнце нашу репку,
Подружилась репка с ясною звездой.
Репка подрастала – выше грядки стала,
Репка вырастала – мне по пояс стала.
Репке мал огород!
Репка небо достает! (Тянет)
По­та­щу! По­та­щу!
Всю деревню у­го­щу!
Петух: Куры, куры, ку­ка­ре­ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры! Куры! Ко­ко­ко!
Интересно, кто кого?!
Народ: Тянет­потянет…
Вытянуть не может!
Бабка помоложе!
Бабка поможет!
Бабка: Погоди­ка, петушок!
Помолчи­ка, мой дружок!
Мы посмотрим, кто кого.
Я ведь бабка – ого­го!
Вместо утренней зарядки
Я пропалываю грядки,
И могу для внучки
Сшить по моде брючки.
7

Дай надену я косынку,
Да задую керосинку. (Тянет)
Репку я в единый миг…
То­то будет рад старик!
(те же слова)
Петух:
Народ: Тянет, потянет…
Вытянуть не может.
Внучка помоложе!
Внучка поможет!
Внучка: Подожди­ка, Бабка!
Подожди­ка, Дедка!
Подожди и ты меня
В огороде, репка!
Засучу я брючки,
Туфельки обую,
Кремом смажу ручки –
Ладно, подсоблю я!
До чего же сладка
Пареная репка! (Тянет)
Вот как надо, Бабка!
Тренируйся, Дедка!
(те же слова)
Петух:
Народ: Тянет, потянет…
Вытянуть не может.
Жучка помоложе!
Жучка поможет!
8
Жучка: Что за шум и что за драка?
Гав­гав­гав!
Я устала как собака!
Гав­гав­гав!
Я облаяла соседку
И соседкину наседку.
Во дворе так много дела:
Целый день хвостом вертела!
А теперь под самым носом
Репка выросла без спроса!
Кто позволил, чтобы репа
От земли росла до неба? (Тянет)
Это что за беспорядки?
Убирайся, репка, с грядки!
Гав­гав­гав!
(те же слова)
Петух:
Народ: Тянет, потянет…

Вытянуть не может.
Кошка помоложе!
Кошка поможет!
Кошка: Я Кэт или Катце,
По­здешнему – Кошка.
На всех языках
Я мурлычу немножко.
Ведь я занимаюсь наукой,
И против меня не мяукай! Мяу!
Мышей не ловлю я,
Боюсь, что устану.
Люблю изучать молоко и сметану.
Свои ноготки с маникюром
Люблю я показывать курам! Мяу!
Такие, как я, исключительно редки,
Какое мне дело до дедкиной репки? (Тянет)
Открою я вам по секрету –
Я рыбу люблю! А не репу! Мяу!
(те же слова)
Петух:
Народ: Тянет, потянет…
Вытянуть не может.
Мышка помоложе!
Мышка поможет!
Мышка: Я Мышка! Я Мышка! Я очень сильна!
Сильнее медведя! Сильнее слона!
Хотите, я вытащу репку одна?
И мне ваша помощь совсем не нужна.
Ну­ка, Дедка, за репку берись!
Ну­ка, Бабка, за Дедку держись!
Внучка, и ты не ленись! Крепче за Бабку возьмись!
Жучка – за Внучку, Кошка – за Жучку…
Чур, не кусаться! Задам я вам взбучку!
Репки хотите? Дружно тяните!!
Дед:
Эй, ухнем!
Бабка: Эй, охнем!
Внучка: Эй, ахнем!
Жучка: Эй, гавкнем!
Кошка: Мя­ук­нем!
Мышка: Эй, пискнем!
Петух: Куры! Куры! Ку­ка­ре­ку!
Мышка вытянула репу!
Ай да Мышка! Ко­ко­ко!
Нет сильнее никого!
9

Народ: Повалили репку на бок,
Развалили десять грядок,
Заняла она весь двор,
Скособочила забор!
Во дворе ни встать, ни сесть,
Вам одним ее не съесть!
Мышка: Репку вытянула я!
Без труда, в одно мгновенье!
Репка, стало бы, моя!
Всех зову на угощенье!
Слава Мышке! Ну сильна!
Дед:
Бабка: Ты и впрямь сильней слона!
Внучка: Одолела репку нашу…
Жучка: Видно, много ела каши…
Мышка: Я и с Кошкой поборюсь!
Кошка: Этой Мышки я боюсь!
Народ: Поздравляем с урожаем!
Все:
Дед:
Мышка: И еще останется!
Всех на репку приглашаем!
Каждому достанется!
Хозяйка: Ну, ребята, кто сказку слушал – тот меду покушал. А кто не слушал, да
зевал, тот пустое блюдо полизал!
Хозяин: Повеселились, потешились, пора и честь знать.
10
Ведущий: А после окончания праздника всей гурьбой шли по деревне. Парни
провожали девушек по домам. А на следующей неделе собирались в другой избе на
посиделки.
Материалы сайтов nsportal.ru, RusFolklor.ru
Журналы «Досуг в школе», «Педсовет»
Использованные ресурсы