Дольменная культура Западного Кавказа - археологическая культура среднего бронзового века. Занимала преимущественно горную (предгорья) территорию по обе стороны Главного Кавказского хребта. На востоке ограничиваясь бассейном реки Лаба, но, возможно, захватывала Карачаево-Черкесию и распространялась до города Железноводска в Ставропольском крае. По побережью Чёрного моря доходила до города Очамчира в Абхазии. В некоторых районах её ареал занимал и равнинные территории (Таманский полуостров; возможно, г. Майкоп и аул Уляп в Адыгее).

История открытия и исследований

Открытие культуры началось с изучения наиболее заметного её проявления - мегалитических гробниц. 1794 год - академик П. С. Паллас оставил первое упоминание о группе дольменов у местечка Чокрак-Кой (близ ст. Фонталовской) на Тамани. Затем и другие путешественники оставили свои наблюдения: 1818 год - Тебу де Мариньи, 1837-1839 гг. - Джеймс Белл, в эти же годы - Дюбуа де Монперэ. Впервые практическое изучение дольменов начал во второй половине XIX века Н. Л. Каменев (1869-1870 гг.). Затем дольмены копали Е. Д. Фелицын (1878-1886 гг.), в те же времена - П. С. Уварова, В. М. Сысоев, В. И. Сизов. Раскопки 1898 г. Н. И. Веселовского у станицы Царской (ныне Новосвободной) открыли миру культуру, предшествующую дольменной.

Позже памятники исследовали многие учёные (В. В. Бжания, О. М. Джапаридзе и др.), но внимание уделялось лишь дольменам. Хотя краевед И. Н. Аханов в 1945-1950 гг. исследовал в Геленджикской бухте древнее поселение, содержащее и дольменные материалы. В Воронцовской пещере в пятидесятые годы были обнаружены слои дольменной культуры Л. Н. Соловьёвым. В 1960 г. имеющийся к тому времени материал по дольменам обобщил и систематизировал в своей книге Л. И. Лавров.

Следующий этап ознаменует создание в 1967 г. специального отряда для изучения дольменов под руководством В. И. Марковина (участвовали также: П. У. Аутлев, В. И. Козенкова, В. В. Бжания). С 1967 по 1975 г. был добыт огромный материал. Особенно важно, что тогда началось направленное изучение поселений дольменной культуры. В первую очередь это раскопки в 1970 г. Дегуакско-Даховского поселения на реке Белой, в Адыгее. Также экспедицией было исследовано временное становище на Богатырской поляне, в районе станицы Новосвободной.

В 1967 г. археолог из Майкопа П. У. Аутлев открыл ещё два дольменных поселения в районе Новосвободной, на реке Фарс (Новосвободненское 1 - на Длинной поляне и Новосвободнеское 2 - в урочище Старчики). Первое из них шурфовалось в 80-е гг. XX в. А. Д. Резепкиным, а второе поселение, получившее название «Старчики» исследовалось тогда же в течение десятка лет М. Б. Рысиным. Постепенно известных поселений дольменной культуры становилось всё больше. Так в районе станицы Новосвободной сейчас известны ещё Осиновое II, Чубукин Бугор, Старчики II, а также ещё одна стоянка или поселение на Богатырской поляне.

Но всё же активных исследований поселений почти не проводилось. Основное внимание исследователей направлено на дольмены (А. М. Бианки, А. Н. Гей, А. В. Дмитриев, Н. Г. Ловпаче, В. И. Марковин, Б. В. Мелешко, А. Д. Резепкин, М. К. Тешев, В. А. Трифонов). Впервые в нашей стране были также проведены реконструкции мегалитических комплексов (В. А. Трифонов).

В последние годы развивается и такое направление исследований, как археоастрономия (Н. В. Кондряков, М. И. Кудин). Вместе с тем, профессиональными археологами и отдельными энтузиастами фиксируются всё новые и новые дольмены и дольменные группы. В первую очередь - на южном склоне Главного Кавказского хребта.

Dolmen_Culture_pot.jpg


Происхождение и датировка

Дольменная культура пришла на смену новосвободненской синкретичной культуре. Последняя объединяла в себе традиции, идущие ещё из местного энеолита культуры накольчатой жемчужной керамики и майкопской культуры, корни которой находятся в Месопотамии. Определённая преемственность между новосвободненской (или по-другому - поздним периодом майкопско-новосвободненской общности, МНО) и дольменной культурой наблюдается. Это мегалитические гробницы, некоторые параллели в керамике, месторасположение поселений и т. д. Но, тем не менее, пока ещё не решены вопросы - была ли смена населения при появлении дольменной культуры, что было в финале их истории. Тем более, что имеется много недостроенных дольменов. Предметом споров является проблема происхождения самого мегалитического строительства на Западном Кавказе. А оно может и не совпадать с движением этносов.

Дольменная культура следует непосредственно за новосвободненской, то есть появляется примерно с 2900-2800 гг. до н. э. Имеются некоторые даты радиоуглеродного анализа: 2340±40 л. до н. э. - возраст угля перед входом в дольмен комплекса Псынако-I, около 2070 л. до н. э. - возраст угля из гончарного горна из нижнего слоя (2060±80 л. до н. э.) Дегуакско-Даховского поселения. 1800-1500 гг. до н. э. - датировка дольмена Колихо. Дольмены перестают возводить около 1400-1300 гг. до н. э. Хотя существуют и другие взгляды на хронологию древних культур региона и даже на их последовательность.

Важным событием недавнего времени стали первые находки сюжетных петроглифов на дольменах - охотничьей сцены и борьбы двух человечков, «близнецов». Второе изображение с дольмена в посёлке Джубга имеет аналоги на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры Крыма и юга Украины. Это уже позволяет усматривать какую-то общность идеологий, а может быть, и происхождения населения двух сопредельных регионов.

Поселения и жилища

Поселения дольменной культуры располагались ближе к воде, на речных террасах или приречных склонах. Известны стоянки строителей дольменов на возвышенностях: на Богатырской поляне (около станицы Новосвободной) и на горе Аутль (у села Солох-аул). И другие небольшие поселения рядом с дольменами на возвышенностях, имеющие слой дольменной культуры, также могут оказаться стоянками строителей. Дома дольменников были турлучные, с глинобитными полами. Камень применялся только для незначительных выкладок. Имелись глинобитные печи и обмазанные глиной хозяйственые ямы. Для жилья использовали и пещеры. Обнаружены остатки глинобитной печи для обжига керамики.

Экономика

Экономика дольменной культуры базировалась на скотоводстве и мотыжном земледелии. Больше всего, видимо, было свиней. Содержали также крупный и мелкий рогатый скот. Имелась лошадь и собака. Какую-то роль играла также рыбалка и охота (в том числе и на дельфина). Из ремёсел были развиты керамическое производство, обработка камня, металлургия и ткачество. О ткачестве свидетельствуют пряслица. Занимались кожевенным делом. Землю обрабатывали с помощью грубых галечных мотыжек. Собирали урожай с помощью серпов с кремнёвыми вкладышами. А зерно мололи на зернотёрках. Развитая металлургия оставила следы в виде глиняных льячек, корольков и слитков металла, литейных форм (целых, и в обломках). И, конечно, имеются сами изделия из мышьяковистой бронзы. О дальней торговле свидетельствует сердолик из Ирана или Индии и бусы из него, а также пастовые бусы.

IMG_6522_1_002_1.jpg


Предметы быта

В керамике дольменная культура значительно превосходит своих предшественников по разнообразию форм и декора сосудов. Технология же гончарства осталась прежней. Сосуды были ручной лепки, часто имели пятнистый неравномерный обжиг. Отмучивание глины не проводилось. Использовались самые разнообразные отощители, иногда доволно крупных фракций. Выступающие частицы отощителя мог прикрывать слой ангоба, белого, жёлтого, коричневого, красного и даже сиреневого цветов. В декорировании применяли лощение, расчёсы, окраску красной краской (в том числе, и внутренней поверхности). Сосуды могли не иметь орнамента совсем, а могли быть и декорированы полностью (даже кольцевой поддон имел насечки). Орнамент наносили прочерчиванием; штампиками; ногтевыми вдавлениями; гребенчатым штампом, защипами; налепами в виде валиков, сосков, плюснутых шариков, жемчужника. Характерно прочерчивание внутренней поверхности сосудов. Сосуды имели ручки: разнообразные петельчатые, ручки-ушки для продевания верёвки и ручки-упоры.

Индустрия расщепления камня ещё существовала, но находилась на излёте - кремня сравнительно мало (вкладыши серпов с зубчатым или прямым лезвием, скребки и скрёбла, проколки, наконечники дротиков и стрел и т. п.). Наконечники дротиков имеют черешковые насады. Наконечники стрел иногда могут иметь пильчатую ретушь. Насады у них бывают разные: черешковые, с прямым основанием (базой), с вогнутым основанием и с опущенными шипами, с глубокой выемкой-насадом в прямом основании.

Имеется обилие абразивных инструментов - точил, тёрочников. Много зернотёрок, отбойников, гладилок. Продолжалось использование какого-то количества каменных клиновидных топоров и зубил для работы по дереву и мягкому камню при монументальном строительстве. Не очень часто, но применялось крупное сверление по камню, например, отверстий в булавах. Имеются находки необработанного сердолика, бус из него и из других видов камня. Находят также бусы из стеклянной пасты.

Мелкая пластика дольменников предположительно представлена маленькой человеческой головой из песчаника с довольно примитивным изображением лица. Она была найдена в окрестностях Адлера. Одна известняковая статуэтка грузной женщины была извлечена из дольмена селения Отхара в Абхазии. Больше достоверных сведений о дольменной скульптуре нет. Каменный диск с неясными знаками из дольмена на реке Колихо тоже пока не имеет аналогов.

Изделий из кости известно немного: проколки, подвески из зуба оленя и клыка кабана, какие-то неопределённые поделки. Была найдена муфта для каменного топора из рога оленя.

Металл представлен находками в дольменах листовидных бронзовых ножей-кинжалов с закруглёнными или заострёнными концами. Топоры имеются двух видов - колунообразные, предназначенные для работы по дереву, и боевые, имеющие вытянутое изогнутое книзу лезвие. Для работы по дереву и камню служили бронзовые тёсла. К орудиям труда относятся и бронзовые шилья. Имеются находки бронзовых крюков, предназначенных для доставания мяса из котлов. Из металла также делали украшения: височные подвески, спиральные трубочки, бусы.

Погребения

Dolmen_pyramid_in_Mamed_canyon.jpg


Несмотря на наличие довольно многолюдных дольменных поселений, погребений в простых грунтовых могилах, которые можно было бы отнести к этой культуре, нет. Найденные И. И. Цвинария грунтовые погребения в пределах кромлеха одного из дольменов у села Отхар в Абхазии, тоже как-то относятся к данному дольмену.

На южном склоне Главного Кавказского хребта дольменники сооружали небольшие подземные колодцевидные гробницы. Их выкладывали необработанным плитняком с перекрытием в форме неполного ложного свода. Верхнее отверстие перекрывалось плитой. Производились также захоронения в каменных ящиках, но их известно пока мало (Агойский могильник). Принадлежность к дольменой культуре мелких сооружений из необработанных камней пока остаётся под вопросом.

Относительно самих монументальных гробниц, то их предназначение никогда не было предметом научных споров. Так как оно вполне очевидно и было подтверждено уже самыми первыми исследованиями. Тем не менее, имеется ещё много нерешённых вопросов относительно погребального ритуала, социального статуса погребённых. Не ясно, как всё это менялось со временем.

Хотя дольмены часто использовали для своих захоронений более поздние народы, тем самым нарушая или даже полностью уничтожая первоначальные погребения, всё же было сделано достаточно наблюдений, чтобы восстановить погребальный обряд людей дольменной культуры. Возможно, что и не все его варианты. Погребения в наиболее ранних дольменах были скорченые одиночные и гораздо реже - парные. Но позже гробницы могли содержать кости и нескольких десятков людей. Так исследования В. А. Трифонова позволяют определить погребения в дольменах как вторичные. Т. е. это хранилища костей или частично мумифицированных останков, наподобие общественных мегалитических гробниц Западной Европы. Это однако не исключает индивидуальных захоронений привилегированных членов общества.

Святилища

Пока не обнаружено каких-то отдельных храмовых построек дольменной культуры. Но есть все основания считать, что такую роль выполняли дольмены. Об этом свидетельствует и соответствующее оформление фасадной части сооружений (портал, дворик), которая явно была предназначена для посещения людьми и отправления ими определённых культовых действий. Также другие особенности архитектуры дольменного комплекса (кромлех, дромос, менгир) несут информацию о религиозных представлениях и космогонии древнего народа. Много в этом плане даёт дольменно-курганное святилище Псынако I, под Туапсе. Последнее наиболее наглядно показывает роль в ритуале такой конструктивной особенности некоторых дольменов, как дромос. Дальнейшего изучения требуют гравировки на поверхностях дольменов и в их камерах (символы воды, гор, календарно-астральные символы), а также лунки, на самих дольменах или на отдельных камнях. Интересен также и астрономический аспект мировоззрения дольменников.

Хотя отдельные культовые объекты помимо дольменов всё же имеются. Такими объектами являются отдельно от дольменов расположенные чашечные камни c лунками, кругами и другими изображениями. Предположительно, к дольменной культуре относится и кудепстинский культовый или «жертвенный» камень - песчаниковая глыба с вырубленными на ней парой сидений, корытообразным углублением и лунками. Можно предположить, что на таких камнях и находились трупы, подвергаясь разложению и частичной мумификации. Или здесь происходили мистерии, посвящённые Великой Матери.

Имеются также сообщения о разграблении, а позже и полной разборке на камень пирамидальной конструкции в районе Архипо-Осиповки. По рассказам, сооружение высотой до 12 м было сложено из прямоугольных каменных плит.

Дольмены

Dolmen_Russia_Kavkaz_Jane_2.jpg


Распространены от Таманского полуострова (мысы Тузла и Фанталовский) и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии, а на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии).

Сооружали западнокавказские дольмены в конце 3 - второй пол. 2 тыс. до н. э. К настоящему времени сохранилось около 3000 западнокавказских мегалитов, включая частично разрушенные. Часто дольменами также называют мегалитические подкурганные гробницы новосвободненской культуры. Статус гробниц в Карачаево-Черкесии пока довольно неопределённый. Сейчас считается, что их построили люди позднего периода дольменной культуры, а средневековые аланы просто вставляли в них свои каменные ящики.

Кроме классических дольменов, на южном склоне Главного Кавказского хребта сооружали и мелкие дольмены, собранные из случайных камней. Там же имеются небольшие подземные колодцевидные составные гробницы. Они перекрываются неполным ложным сводом и покровной плитой. Есть даже наземные гробницы с настоящим куполом, набранным небольшими камнями и плиткой. Если колодцевидные гробницы однозначно относятся к дольменной культуре, то с хронологией других пока полной ясности нет.

Независимо от своего происхождения, дольмены на Западном Кавказе появились не на пустом месте. Более древние каменные гробницы известны в курганах майкопской и новосвободненской культур (или по-другому - в ранний и поздний период майкопско-новосвободненской общности). Некоторые сооружения представляют собой переходную фазу от новосвободненских гробниц к классическим дольменам. В то же время существует версия о первоначальном импульсе, послужившем причиной начала дольменостроительства на Кавказе, со стороны Средиземноморья. Так как именно там находят наиболее близкие аналоги кавказским дольменам, по архитектуре и в какой-то мере по инвентарю, содержащемуся в них. Есть параллели в орнаментальной символике. Наблюдается и временно́е соответствие. Путь носителей дольменной традиции прослеживают приблизительно так: Португалия - Сардиния - Северная Африка и Сицилия - Иордания и Сирия - Малая Азия и Балканы - Западный Кавказ.

Одновременно с дольменниками их соседи на западе и северо-западе - представители кеми-обинской культуры - строили каменные ящики, иногда с пазами в плитах и даже расписывали их. А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения, Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

В расположении дольменов имеются некоторые закономерности: они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - более 1000 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте.

Dolmen_Russia_Kavkaz_Jane_1.jpg


Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений всех времён и народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. Конечно, сооружения выполняли и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированные комплексы на реке Жане и на горе Нексис (оба под Геленджиком), а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменые комплексы были явно расчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.

В настоящее время дольменные кладбища, стараниями различных неадекватных, сектантствующих, ищущих популярности или выгоды личностей, превращаются в места паломничества и постоянного присутствия людей, что многократно усиливает нагрузку на ветхие строения, ускоряя их разрушение.

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков. В одной постройке могли сочетаться разные породы.

В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками, которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.

Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.

Архитектура дольменов

Конструкция

Dolmen_Russia_Kavkaz_Doguab_1.jpg


Большинство дольменов представляют собой некие домики, сложенные из больших каменных плит с отверстиями (лазами) на фасаде, которые закрываются каменной пробкой. Разновидностей их довольно много. Более того, каждый дольмен имеет свои особенности. Выделяют несколько основных типов.

Археолог и этнограф Л. И. Лавров составил классификацию типов дольменов:

Обычные или (по В. И. Марковину) плиточные дольмены. Это самый распространённый вид, сооружённый из цельных плит.
- Составные - с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит или камней.
- Корытообразные - вырублены в массиве скалы или в большом камне. Могут иметь обычную плиту-крышу или переворачивались дном вверх. Сейчас их иногда называют полумонолитами или даже объединяют с монолитами.
- Дольмены-монолиты - камера полностью вырублена в скале через входное отверстие.

Новосвободненских гробниц в этой схеме нет, так как они вошли в научный оборот позже.

Исследователь новосвободненской культуры А. Д. Резепкин в рамках своей теории происхождения мегалитов Западного Кавказа предложил другую классификацию:

Прямоугольные гробницы - одно- и двухкамерные новосвободненские и подобные им гробницы, являющиеся продолжением развития западно-европейских галерейных гробниц.
- Подковообразные гробницы, которые происходят от западно-европейских круглых купольных коридорных гробниц.
- Дольмены - конечный вариант развития предыдущего типа.

Истоком или одним из истоков для кавказских дольменов являются каменные гробницы майкопской культуры. Особенно - более поздние новосвободненские подкурганные гробницы. Классические дольмены отличаются от них обычно более толстыми плитами и наличием фундамента. Из собственно дольменов более древними считают, например, те, у которых полностью отсутствуют входные отверстия.

Дольмены могут иметь множество индивидуальных особенностей, которые соответствовали местным обычаям той или иной местности и менялись с течением времени. Плиточные дольмены в плане бывают квадратными, трапециевиднымии, прямоугольными. Составные ещё могут быть округлыми или полностью круглыми. В профиль и фас дольмены также бывают прямоугольными или трапециевидными. Плита перекрытия может лежать горизонтально или наклонно, поднимаясь к передней стороне. Иногда она сильно выступает вперёд, образуя козырёк. Соединяются плиты посредством желобков. Часто такое соединение выполнено с большой тщательностью. Но встречаются и неоправданно мелкие желобки или вообще их отсутствие (например, на крышках).

У плиточных дольменов боковые плиты могут выступать далеко вперёд (портальные выступы), образуя небольшое портальное пространство, которое может перекрываться основной потолочной плитой или дополнительным козырьком. Плита козырька может лежать выше основного перекрытия. Получается так называемый «летящий фасад». В очень многих случаях у дольмена фасад или портал оформлен приставными боковыми плитами со своим перекрытием. Это уже собственно «портальные дольмены». У них также перекрытие портала может быть выше основного.

Иногда боковые плиты дольмена подпирают контрфорсы из плит, поставленных под углом, или крупных камней. Они должны были обеспечить более сильное сжатие боковых плит. Так пытались (часто безуспешно) предотвратить падение фасадной и задней стенок. Этого же добивались, засыпая дольмен камнем и землёй. Фундаментом дольмена служат так называемые пяточные камни. Но часто портальные дольмены их не имеют или имеют только под фасадной плитой. В этом случае, плиты опираются на грунт или выкладки из строительных обломков и речного булыжника. Пол в дольмене может быть из одной большой плиты или состоять из нескольких мелких. Портал также может иметь пол. Полом в камере дольмена может служить и галечная засыпка.

Обычно, в нижней части фасадной плиты имеется отверстие, чаще всего круглое, но бывают овальные, в форме арки, подтреугольные и квадратные. Но наличие отверстия необязательно. Его может и не быть вовсе (ровная плита), а может быть также имитация закрытого пробкой отверстия на глухой фронтальной плите. Входное отверстие в таком случае располагается либо сзади, либо сбоку. Такие дольмены называются ложнопортальными.

Редко, но бывает, что на стенах внутри камеры находят горизонтальные канавки и валики. Это места крепления деревянной полки. И имеется один случай наличия круглого углубления над такой полкой, прямо напротив входного отверстия.

Составные дольмены могут отличаться от плиточных лишь тем, что не все плиты у них цельные. Но могут быть собраны из отдельных блоков в значительной мере или вообще полностью. Корытообразные дольмены, выдалбливаемые в скале или отдельном большом камне, обычно, имеют на фасаде имитацию портала плиточного дольмена. И они также могут быть ложнопортальными. Самый редкий вид - монолитные дольмены отличаются лишь тем, что не имеют съёмной крышы, так как выдалбливались через входное отверстие. Для дольменов последнего вида использовался только слабо цементированный в своей толще песчаник. К настоящему времени сохранился один относительно целый (Волконский дольмен) и два незавершённых монолита.

Дольмен часто расположен на склоне, и его портал может образовывать террасу. Известен один случай, когда несколько протяжённых террас образуют подобие зиккурата. Но чаще территория перед фасадом дольмена оформлена в виде дворика. Это разного рода мощёные площадки иногда даже окружённые стенами из крупных плит. Высота такой стены может достигать даже уровня крыши самого дольмена. Иногда дольмен окружает круг из врытых в землю камней - кромлех, который может играть и роль крепиды (керб) для полы кургана. Редким для кавказских дольменов является дромос - крытый коридор, с параллельными или сходящимися стенками, подводящий в дольменному отверстию. Коридор могла образовывать аллея менгиров, которые дальше переходила в округлый дворик. К сожалению, не все архитектурные изыски дожили до наших дней.

Не все дольмены стоят открыто. Многие находятся в каирне, то есть обложены камнями по крышу или выше. Некоторые ещё прикрывает и земляная насыпь кургана. Иногда лишь фасад дольмена оставался открытым. Иногда к нему вёл дромос. Известен единственный случай (Псынако I), когда дольмен не был засыпан камнем, а находился в под подобием купола, то есть в толосе, сооружённом методом ложного свода. Хотя кое-где ещё также наблюдаются возможные следы таких конструкций.

После прекращения захоронений, дольмены в курганах, но с открытым фасадом или с дромосом, всё равно оказывались в толще кургана. Их специально заваливали или просто со временем затекали земля и камни. Совсем не обязательно, что курганы над дольменами всегда строили люди дольменной культуры. Это могли делать и те, кто пришёл позже и переиспользовал гробницы.

Гробницы в Карачаево-Черкесии отличаются тем, что имеют в плане форму прямоугольника и построены из хорошо обработанных ровных плит. Длинные боковые стороны набраны каждая из каменных длинных плит или брусков. Торцовые плиты могут быть прямоугольными, с пазами для соединения с боковинами, и состоят из одной или двух частей или имеют форму ступенчатого треугольника. Перекрытия плоские из двух длинных плит или в форме домика. Во втором варианте, крыша набрана длинными брусками и начинается от самого низа. Всё соединяется с помощью сответствующих пазов. Иногда используется и соединение на шпонках. Имеется круглое входное отверстие, закрывающееся пробкой. Внутри этого сооружения находится меньшее - грубо собранный из плитняка каменный ящик.

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из них просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Орнаменты бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом - уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.

Mamedova_shell.jpg


Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины. Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного - неизвестно.

Известно также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры, а также на стелах во Франции. Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.

Особняком стоят склепы со средневековыми аланскими захоронениями в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Считается, что это аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых находят уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более ранний период.

Культура с монументальными (мегалитическими) сооружениями - дольменами, была распространена на территории Причерноморья - от Таманского полуострова до бассейна реки Кубань, занимая в основном предгорные и лесные районы.
на террритории древней Кубани появились, предположительно, в эпоху ранней бронзы, между 2400 - 2100 гг. до нашей эры. Это постройки, сложенные из каменных плит и больших блоков или высеченные в массивах скал.
Дольмены, по мнению ученых, служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более двух тысяч дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолитные, высеченные в массивах скалах. Дольмены снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, наиболее древние дольмены отверстий не имели.

Громадные строения предков

Когда в конце XVIII в. черноморские казаки переселились на Кубань, они обнаружили древнейшие сооружения жившего здесь неизвестного народа. Громадные строения, сложенные из больших каменных глыб, по мнению казаков, могли возвести только очень сильные люди. Некоторые из подобных сооружений достигают в высоту двух и более метров, простираются в длину почти на пять метров. Толщина плит, из которых они строились, достигает 40 сантиметров и более. Общий вес плит, из которых построены эти сооружения, достигал 25 и более тонн.
Объяснить назначение загадочных строений долгое время никто не мог. Казаки называли их «богатырскими хатками». По легенде, однажды казачий отряд занял одну из горных вершин. На соседней вершине располагалось странное сооружение, из которого вышел огромного роста мужчина. Он снял со своей «хаты» крышу - громадную плиту, посадил на неё жену и отправился дальше в горы. Преследовать богатыря казаки не решились.
Адыгские предания дают другое объяснение. В давние времена в горах жили племена карликов и великанов. Физически слабые карлики не могли самостоятельно построить себе дома, чтобы укрыться в них от непогоды. Глядя на их бесприютную жизнь, великаны решили взять работу по обустройству их жилищ на себя. Они обладали такой силой, что любой из них мог выломать каменную плиту в горах и, взвалив её на плечи, отнести к месту постройки. Для строительства такого «дома» требовалось принести пять плит: четыре составляли стены, а пятая - крышу. Шестую плиту клали на землю - она служила полом. Вместо дверей в лицевой плите пробивалось отверстие, которое закрывалось пробкой. Через эти отверстия карлики - испы - якобы въезжали в такой дом верхом на зайцах. Адыги назвали этот дом испун (дом испов).

Недавно мы вернулись из отпуска, часть которого провели в Геленджике и его окраинах. Одной из целей нашей поездки было посещение дольменов и общение с их духами. Нас было трое: Я (Светомир), моя жена и друг (Павел Светлый).

Нам очень хотелось прикоснуться к тайне дольменов и ощутить на себе древность и величие мест, где когда-то жили наши мудрые предки. Они знали о Вселенной на много больше чем современный человек и возможно предвидели наступление тёмных времён, что и послужило причиной построения дольменов в целях передачи знаний своим, вскоре уснувшим, потомкам.

Я не стану спорить с выводами наших учёных о построении и предназначении дольменов, как и об уровне цивилизации, построившей их, так как считаю современную науку не достаточно компетентной в области понимания Вселенной и устройства человека. Скажу лишь то, что эта статья не выдумка, не предположение автора, а реальный опыт, полученный из общения с духами дольменов.

Наше путешествие к дольменам началось с посёлка Светлый, который находится совсем рядом с городом Геленджик. Мы поднялись по пыльной карьерной дороге вверх, затем ещё выше по тропинке, ведущей к вершине горы Нексис, где свернули направо по дороге, проходящей мимо двух дольменов. Их называют Лунный и Солнечный.

Было около 11 часов дня. С горы открывался чудесный вид на горы, море и какой-то посёлок. Легкий ветерок обдувал наши тела, изжаренные при подъёме летним Кавказским солнцем. У дерева мы увидели первый дольмен, который уже изучала опередившая нас семья. Мы подождали, пока люди уйдут, сели у дольмена и попытались выйти на мысленный контакт.

Как я не старался расслабиться, чтобы услышать ответ на мой вопрос, к сожалению, ощутить ничего так и не смог. Та же неудача постигла и мою жену. Я уже хотел поинтересоваться у друга, как у него обстоят дела, как он, не скрывая своих эмоций, начал сразу же рассказывать о том, что вышел на контакт, и что впервые в жизни начал видеть на мысленном экране отдельные фразы, как бы написанные в пространстве. И не только это - сложные ответы он получал как набор ощущений и знаний в одно мгновение, на пересказ которых уходило время. Это и было то самое безмолвное знание, о котором писал К. Кастанеда и В. Мегре в своих книгах. От его рассказа я ощутил озноб на спине, что означало лишь одно - поход удался!

«Закрываясь от ветра я заглянул внутрь дольмена через круглый вход. С помощью маятника я задал вопрос о том, имеет ли значение где находится во время общения с Духом дольмена. Нужно ли заходить внутрь? Маятник ответил чётко и однозначно, что всё равно где находится, снаружи или внутри. Я сделал вывод, что каждый сам себе выбирает удобное место.

Я обошёл вокруг дольмена и сразу же выбрал место у правой стороны. Я подложил камень и прижался спиной к каменной плите. Прямо передо мной открывался прекрасный вид. Сразу же, как только я настроился на общение, посыпались вопросы и ответы.

Ответы приходили как вереница быстро сменявшихся образов, слов на мысленном экране и ощущений во всём теле. Такого полёта мысли я ещё никогда не испытывал. Больше всего меня удивила скорость и лёгкость нашего общения.

Я мгновенно получал информацию. Ответы на любые вопросы, казалось уже были готовы и в нужное время разворачивались передо мной.

Было очень сильное физическое ощущение силы и уверенность в себе. Сложнее всего оказалось интерпретировать открывшиеся знания. Чтобы описать своим друзьям свои образы, мне приходилось подбирать слова. Очень хотелось найти такие же яркие и сильные описания того, что я видел и чувствовал, как это происходило на невидимом плане.»

Мы провели не много времени у этого дольмена, так как начали приезжать люди, становилось шумно, да и в планах наших было посещение других дольменов к концу дня. Дух ответил на все подготовленные вопросы друга и на несколько вопросов от имени жены и меня.

Здесь сделаю небольшое отступление в целях объяснения понятия Дух. В данном контексте Дух - это Душа человека, или если хотите - Сущность. Но в изначальном понимании, Дух - это качественное определение Души, её энергия, а не сама Душа. Душа же состоит из нескольких энергетических (лёгких) тел человека, которые находятся в параллельных мирах, но связанных между собой каналами молекул ДНК и РНК. Через них проходит Дух (энергия), питающий и формирующий Душу. Для аналогии, можно сравнить Душу человека с его физическим телом, а Дух - с воздухом или едой, которые питают это тело. В Душе находятся сознание и эмоции человека, оставаясь там же и после смерти физического тела.

В разговорном языке всё это уже давно спуталось и забылось. Как впрочем и Дольмен назывался нашими предками «Упокойница». Поэтому в данной статье под Духом будем понимать Душу, а под Дольменом - Упокойницу.

Вернемся снова к дольменам. Дольмены строились 3-6 тысяч лет назад. Целью построения дольмена было сохранение и передача знаний потомкам своих родов. Давайте разберёмся, на сколько это важно, и каким образом это происходит.

Многие знают о существовании Души человека из различных религий. Там говорят, что Душа безсмертна, но почему-то скрывают её описание, возможности и предназначение. Что ж, религии молчат, а я немножко расскажу, так как это имеет непосредственное отношение к дольменам. Проверить эту информацию вы можете лично, пообщавшись с Духами дольменов.

Сознание и память человека находятся не в мозге физического тела, как об этом говорят «учёные», а в лёгких телах, живущих в параллельных мирах. Души современных людей имеют в своей основе от 3-х до 7-ми тел в зависимости от их РАзВИТИЯ.

В развитии Души кроется цель жизни любого существа во Вселенной и от этого зависит не только его жизнь, но и жизнь всей Вселенной (Бога).

Мир устроен таким образом, что Душе необходимо постоянно перерождаться в твёрдом теле, чтобы иметь возможность качественно развиваться. В зависимости от качества прожитой жизни осознанность сохраняется полностью или только частично. Необходимость проживания Душой жизнь за жизнью в твёрдом теле связана не только с попыткой «начать всё нуля», но и с получением пищи (Духа), которую Душа может получить в огромном количестве только посредством физического (твёрдого) тела, расщепляя твёрдые материи на первоматерии. Переродиться же Душа может только в генетически подходящей семье. И если Душа человека в плане развития значительно переросла своих детей и будущих потомков - она не сможет родиться заново из-за генетической разности.
В этом скрывается одна из причин необходимости сохранения и передачи знаний своему будущему роду. То же можно сказать и о развитии народа или целой цивилизации, где потеря знаний, накопленных предками, ведет к деградации и гибели этого народа или цивилизации.

Другая причина необходимости передачи знания кроется в рождении и росте ребёнка. Это серьёзное испытание для Души. На рождение, ей приходится отдать часть своего потенциала (Духа), накопленного в прежней жизни, что как следствие, влечёт за собой временную потерю памяти (опыта) прошлых жизней. Это связанно с разрывом связей между лёгкими телами. Восстановление этих связей у нового человека целиком зависит от родителей и социума (сознания рода и народа), которые должны передать ему опыт поколений. От этого опыта и его качества, зависит то, как быстро возобновятся связи между телами, и Душа выйдет на тот уровень развития, который был у неё до рождения в новом твёрдом теле. Только с этого момента Душа продолжит свой, когда-то начатый, путь Знания.

Если этого не произойдёт по причине искаженной передачи информации, либо от недостатка такой информации - Душа начинает деградировать. Постоянная деградация Души приведёт её к смерти, а деградация множества Душ народа может привести к исчезновению этого народа. Есть так же информация, что после выхода человека на «космический уровень», когда душа развивает все 6 лёгких тел (7 с физическим), - деградация больше не происходит.

Именно по этому очень важно сберечь опыт поколений, пополнить его и передать своим потомкам. Многие подумают - но ведь есть книги, библиотеки, школы, университеты, - там всё это можно найти. На что я отвечу - книги горят, библиотеки грабят, а в школах подменяют и упрощают знание. И всё это происходит не случайно, а по замыслу некоторых сил. Я не буду говорить о них в этой статье, хотя многие из вас могут их проследить даже на примере официально-лживой точки зрения истории русского народа или внимательного прочтения Библии. Но как бы эти силы не старались стереть память нашего народа - у них ничего не выйдет. Духи дольменов живут много тысяч лет и хранят эти знания для нас!

Как я уже говорил, под Духом дольмена понимается Душа человека, который однажды принял решение уйти в дольмен, чтобы помочь своему роду, народу, как и самому себе в развитии, а значит и в постижении вечной жизни. Далеко не каждый человек решался и мог уйти в дольмен, - это были сильные, мудрые и любящие люди.

Дольмены строились в местах Силы (перекрёстках геомагнитных линий Земли). В строительстве принимали участие несколько человек из общины уходящего под его собственным управлением. Плиты вырезали из каменных отложений и устанавливали их с помощью дерева, кожи и лошадей. Из дерева строился низкий передвижной и очень крепкий помост (платформа). Из бычей кожи сплетались прочные верёвки, которыми оплетали каменную плиту и привязывали к коням (6-8). Кони вытягивали плиту на платформу и подвозили к месту стройки. Начинали строить с лицевой плиты, предварительно прорубив долотом «окно». Затем затягивали один край в ров и, помогая коням кольями, поднимали в вертикальное положение. В конце натягивали верхнюю плиту.

Направление окна-входа выбиралось по типу энергетической структуры человека. Таким образом, человеку легче настраиваться на общение с Духами подобной энергетической структуры.

Для осуществления контакта с Духом, человеку следует расслабиться и мысленно сформулировать вопрос. После чего нужно следить за ощущениями в теле и мыслями, которые могут появиться.

Здесь у многих людей возникают сомнения по поводу появившихся мыслей - свои ли они или Духа. На это трудно дать какой либо совет, нужно просто пытаться пассивно слушать, доверившись Духу. У одних людей ощущения будут явными, без всяких сомнений. У других - сплошные сомнения и даже разочарование. Главное не отчаиваться. Не получилось сегодня - получиться завтра.

Умением расслабляться, полностью успокаивая своё сознание, владеет далеко не каждый, но это то, к чему следует стремиться. Территория дольмена усиливает эффект расслабления, приоткрывая энергетические каналы, через которые и происходит общение. Более развитые и чувствительные люди, могут общаться с Духами практически в любом месте планеты, в любое время. И не только с Духами дольменов, а и с другими - упокоенными, неупокоенными, душами некоторых животных, эгрегорами (совокупность душ по образу мысли) или Богом (совокупность всех душ вместе).

«Для общения с духом дольмена будет лучше, если вы почувствуете вибрации. Очень важны вибрации камня и всего сооружения в целом, потому что именно они усиливают ваши мысли и ощущения. Это будет значить что вы поднялись в своём восприятии выше физических ощущений.

Наша Вселенная состоит из колебаний (вибраций), поэтому чтобы настроится на общение с бесплотным духом, у которого нет рта и ушей, таких как у вас, нужно заглянуть к нему в «гости» на менее плотный уровень. Для этого прежде всего нужно развивать интуицию и иметь сильное намерение.

Так же, большое значение имеет какого рода вопросы вы задаёте. Туристам, посещающим дольмены, рассказывают что нужно просить исполнения желаний. Почти как у фонтана - бросил монету и ждёшь себе. Но это совсем не соответствует предназначению дольменов. Духи, оставшиеся в них, это не джины и не золотые рыбки.

Поэтому, призываю вас задавать действительно важные и нужные вопросы. Особенно те, в которых вы испытываете сомнения.

Ответы на простые вопросы, типа «да» и «нет» приходят легко. Не обязательно закрывать глаза. Такие ответы, после некоторой практики, можно легко получать во время разговора с другими людьми.

Но чем сложнее «задание» для духа дольмена, тем более серьёзного подхода он будет требовать от вас. Мне, например, для того чтобы рассмотреть какие-то ситуации, связанные с цепочкой событий или идущие из детства, нужно концентрироваться и уходить в лёгкую медитацию.»

Многие наверное слышали о душах, но не многие знают разницу между упокоенными и неупокоенными. Когда человек умирает, между ним и телом остаётся связь, которая притягивает его к месту смерти в течение определённого срока. Притягивают так же мысли родных, которые были не готовы расстаться с умершим, сильно переживая его смерть. И мысли самого умершего, который по разным причинам не смог кого-то простить. Их сознание, с физического мира поднимается только на уровень эфирного (2-го мира), когда у «вернувшихся» душ - оно поднимается до уровня их развития - 3-го - 7-го миров. Неупокоенные - это одинокие Души, которым остаются не доступными как опыт их прошлых жизней, так и доступ к общему знанию. Для возврата «домой», им нужно накопить Дух (энергию).

Для доступа к знанию Вселенной, человек должен развиться до определённого уровня. Это невозможно для слаборазвитых Душ из-за их неспособности нести ответственность за владение знанием. В случае же с Духами дольменов - такое ограничение снимается, а ответственность и доступность к знанию перекладывается на Дух дольмена. И в этом кроется великий смысл передачи знания потомкам...

Посетив дольмены «Солнечный» и « Лунный», мы направились на поиски посёлка «Широкая Щель», недалеко от которого, по нашим данным, должен находится дольмен «прамамочки» Анастасии, описанный в книге В. Мегре. Дорогу к посёлку нам подсказал гид УАЗика, подъехавшего к дольмену с хмельными туристами.
Идти пришлось долго, но лес, горы и разбитая дорога, по которой казалось могут проехать только танки и УАЗики, радовали нас своим величием и тишиной. Лишь, изредка из лесу доносилось пение невидимых нам птиц и мягкий шум ветра. В гуще деревьев трудно было ориентироваться, но мы доверились дороге, которая изгибаясь, вела нас куда-то вниз.

Лес закончился и дорога вышла на яблочные сады, удобно расположившиеся среди гор. По краям дороги волнами разрослись кусты ежевики. Мы с удовольствием подкрепились дарами природы и вскоре пришли к посёлку, который к нашему удивлению оказался не тем. Мы так долго шли, но оказались совершенно в другом месте. День подходил к вечеру и мы решили отправиться «домой» в Геленджик, переложив поход к другим дольменам на следующий день.

Ночью мы с другом решили искупаться в море, когда на пляже практически никого не было. Море было тихим и тёплым, как будто уже спало. Обсуждая пройденный день, друг вдруг почувствовал присутствие связи с Духом дольмена, у которого мы недавно были в гостях. Он начал снова общаться, причем связь была не чуть не хуже чем у дольмена. Пользуясь случаем, я расспросил Духа о причине, по которой мне не удалось войти с ним в контакт. Ответом на это оказалось моё детство, которое я сам должен вспомнить и пересмотреть, убрав из сознания навязанные мне «социальные программы», блокирующие «каналы связи». Друг же советовался с Духом о книге, которую он пишет, и получил для себя много интересной информации.

После «водных процедур» мы поблагодарили Духа и медленно побрели в свой номер. Через несколько шагов я ощутил давление в области живота и почувствовал как «мурашки» поползли по всему телу, наполняя меня какой-то удивительной легкостью. Я начал делиться с другом об этом ощущении, как он сказал, что чувствует тоже самое и ещё спустя мгновение улыбнулся и добавил - Дух поделился с нами Силой (энергией) и пожелал спокойной ночи..

На следующее утро мы взяли такси и поехали в посёлок «Широкая Щель» для посещения ещё двух дольменов. Один из них находился у ручья, плотно окруженный дачными участками, второй же нам предстояло найти самостоятельно, так как на картах он не был обозначен.

Дачный дольмен, названный «Продолжение Рода», был интересен объемным рисунком на передней плите - четыре полушара над знаком в виде буквы «П», в центре которой было входное отверстие. Связаться с Духом этого дольмена не удалось, на что Дух предыдущего дольмена сказал, что он уже очень глубоко и чтобы с ним общаться, нужно погрузиться в медитативное состояние.

Рядом с дольменом стоял мужчина в нетрезвом состоянии, а с ним была собака. Заметив нашу серьёзность и поняв что мы не простые туристы, заговорил с нами. Он поинтересовался, удалось ли нам пообщаться и сообщил, что много слышал от таких как мы о сакральной сути дольменов, хотя сам ничего в этом не смыслит. Мы спросили, не знает ли он о дольмене, который находится где-то в лесу, возможно «такие как мы» ему что-то рассказывали о нём. На что он рассказал удивительную историю об одной девушке, которая приехала зимой в поиске этого дольмена. У неё был рюкзак, больше её роста, в котором была палатка, спальный мешок и всё необходимое для проживания в лесу. Он был удивлён решительностью девушки найти этот дольмен, провел её к лесу и рассказал как идти дальше. Сам же он узнал о дольмене от других людей и там никогда не был, хотя и пытался несколько раз туда попасть с друзьями, чтобы попить там пиво, но каждый раз с ними что-то происходило, что заставляло их возвращаться. Он сказал, что проведёт нас к лесу и расскажет как идти дальше. Так же попросил нас передать привет той мужественной девушке из Украины, если когда-нибудь её встретим. (Девушке большой привет от всех членов нашей «экспедиции» и доброго гида, если она читает эту статью. Мы гордимся нашими русскими украинками!).

Дольмен «прамамочки» мы нашли не сразу, а после долгой прогулки по лесу с выходом на высокий горный хребет, от куда открывался незабываемый вид на Западный Кавказ. Мы поняли, что ошиблись поворотом и поэтому на обратном пути сразу же нашли дольмены - их оказалось два, но второй был разрушен. Дольмен «прамамочки» на наш взгляд находился в самом красивом и спокойном месте, среди множества деревьев. Мы были совершенно одни и этот момент радовал, так как можно было расслабиться и поговорить.

Друг с лёгкостью вышел на контакт с Духом «прамамочки» и удивился на сколько разные ощущения он испытывает при общении с ней по сравнению с Духом первого дольмена. Если предыдущий Дух ощущался мужским, строгим и сильным, то от «прамамочки» исходила забота и нежность. От неё шли любовь, радость жизни и благодарность. Общение с ней было не просто интересным, но и очень чувственным и приятным..

«Моё общение с ней начинается со слова "любовь" и улыбки:).»

После дольмена «прамамочки» мы посетили ещё несколько, но все они находились в туристических зонах, где было много людей и шума. Музейность дольменов по сути делает их бесполезными днём, но если прийти рано утром или ночью, то всё же можно пообщаться.

Я знаю, что многие люди желают посетить дольмены и попробовать поговорить с Духами, но далеко не у всех есть возможность сделать это. Я бы не расстраивался по этому поводу. Найдите место силы в своём районе или просто место на природе, где вы можете расслабиться и где вам хорошо. Сделайте фотографии дольменов, придите на это место, расположитесь по удобнее и задайте вопрос Духу дольмена, воображая, что вы находитесь в месте дольмена, в том, что на фотографии. Фотография поможет наладить связь с Духом, а место силы поможет выйти на контакт. Возможно не у всех сразу получится, но я уверен, что многие смогут сделать это с первого раза.

Дольмены - это живая библиотека! Научитесь пользоваться ей и вам откроются удивительные тайны мира!

Желаем всем удачи и добра!

С уважением,
Светомир и Павел Светлый

Дольменная культура

Культура с погребальными сооружениями в форме дольменов была распространена на значительной территории Причерноморья - от Таманского полуострова до г. Очамчири и бассейна реки Кубань, занимая в основном горно-лесные районы. Древнейшие дольмены на Западном Кавказе появились еще в эпоху ранней бронзы, между 2400-2100 гг. до нашей эры. Они представляют собой монументальные (мегалитические) постройки, сложенные из каменных плит и блоков или высеченные в скальном массиве. Дольмены служили усыпальницами. У адыгейцев и абхазов они известны под названием "испун", "спыун" ("дома карликов", "пещеры"), а также "кеунеж", "адамра" ("древние могильные дома"). Сейчас на территории Западного Кавказа известно более 2200 дольменов. Наиболее распространены сооружения плиточного типа, реже - монолиты, высеченные в скалах. Они снабжены отверстиями круглой или аркообразной формы, через которые покойника помещали в камеры. Наиболее древние дольмены отверстий не имели. Древнейшие дольмены содержали от одного до трех покойников, положенных скорченно и густо засыпанных красной охрой (таница Новослободская, бассейн р. Кизинки). Это были захоронения родо-племенных вождей. В эпоху расцвета дольменной культуры (первая половина II тысячелетия до н.э. появляются массовые захоронения в позе сидя. К этому времени относятся огромные скопления дольменов ("поляны") с сотнями построек.

Археологические находки из дольменов и отдельных поселений позволяют говорить о высокой культуре их строителей. Это были племена, занимавшиеся земледелием и скотоводством, а в приморской полосе - морским промыслом; они прекрасно владели мастерством не только обработки камня, но и металла; умели лепить прочную глиняную посуду, скупо украшенную орнаментом.

Исследователи полагают, что форма дольменов или появление их на Кавказе объясняется далекими морскими связями кавказских народов. Как бы то ни было, кавказские строители не просто заимствовали чужую практику возведения подобных построек, а вложили в нее собственную изобретательность. Эпоха существования дольменов на Северо-западном Кавказе была временем, когда возникало имущественное неравенство, а род еще представлял собой сильную общетсвенную организацию, хотя уже и разделившую между отдельными семьями свое некогда коллективное хозяйство, когда высокого уровня развития достигла строительная техника и получил распространение заупокойный культ.

Культуру дольменов обычно связывают с древнейшим абхазо-адыгейским этносом.

Дольмены в окрестностях Сочи представлены плиточными составными, монолитными, корытообразными и колодцеобразными гробницами. Рассмотрим каждую из этих групп в отдельности.

Первый, наиболее распространенный тип, зафиксированный во многих пунктах (Лазаревское, Красноалександровское, Цуквадже, Солохаул, Медовеевка, Красная Поляна), представляют собой дольмены, которые сооружали с помощью четырех монолитных четырехугольных плит, образующих стены, в то время как пятая плита служила крышкой. В таких гробницах часто присутствует и каменный пол, образованный одной или несколькими плитами, которые подстилают переднюю или заднюю стены. Фасадную стену делали обычно выше и шире задней, благодаря чему такой дольмен имел трапециевидный план, а его кровля - легкий уклон назад. Боковые плиты и крыша, как правило, выступают за фасадную плиту, образуя П-образный портал, который иногда наращивали дополнительными плитами, врытыми впритык к торцам боковых стенок. Последние обычно выступают и сзади. Снаружи их часто подпирали дополнительными, наклонными подставленными плитами-пилонами. Отверстие округлой формы в большинстве случаев находится в передней стенке дольмена, его затыкали массивной каменной пробкой. Один из дольменов на реке Цуквадже имеет отверстие и в задней, меньшей по величине плите. Размеры рассматриваемых дольменов различны. Высота фасадной плиты 2-2,5 м, длина боковых стенок 3-4 м, толщина плит колеблется между 0,11 и 0,75 м.

Перед дольменом оставалась площадка, служившая, по-видимому, для определенных ритуальных отправлений, связанных с очередным захоронением, либо поминанием умерших. Эту площадку иногда окружали оградой из поставленных на ребро плит (Лазаревское). Некоторые дольмены скрыты под курганообразными насыпями или окружены двойной кромлеховидной оградой (Медовеевка).

Составные дольмены отличаются тем, что их стены полностью или частично складывали в 2-3 яруса из тщательно подогнанных плит. Один из таких подковообразных в плане дольменов (Лазаревское) имел монолитными лишь фасадную и покровную плиты. Боковые же и задняя стены его были возведены из блоков, сложенных в два яруса. Площадка перед фасадом этого дольмена была окружена аналогичными плитами, поставленными на ребро в один ярус.

Замечательным образцом дольмена-монолита является гробница на реке Годлик юго-восточнее Лазаревского (Чемитоквадже). В огромном обломке песчаниковой скалы на высоте 4 м была вырублена ровная площадка. Над ней нависает оформленная нишей фасадная стена с отверстием, через которое выдолблена основная подковообразная в плане камера со сферическим потолком. На крыше этого дольмена имеется круглое углубление диаметром и глубиной до 60 см. К нему с площадки перед фасадом по торцу стены есть единственный удобный ступенчатый подход.

Корытообразные дольмены выявлены в Красноалександровском, Солохауле, в верховьях реки Лауры. Камера таких сооружений высечена в глыбе камня и сверху перекрыта отдельной плитой. Фасад их по оформлению обычно соответствует плиточным гробницам: портальные выступы, имитирующие торцы боковых стенок, площадка перед фасадом, отверстие, затыкавшееся массивной пробкой. Иногда камеру дольменов подвергали обработке и со стороны днища, в этом случае гробница приобретала подлинно корытовидный облик. У ряда таких дольменов отмечен ложный фасад: помимо портальных выступов здесь было и ложное отверстие, будто бы заткнутое пробкой, в то время как настоящее отверстие делали в задней или боковой стенках (Салоники, Солохаул).

Около десятка дольменообразных колодцевидных гробниц зарегистрировано в районе Красной Поляны. Все они сложены глубоко в земле из необработанного плитняка в несколько ярусов. Вокруг, снаружи и на полу отмечена галечная присыпка.

Помимо самих гробниц, к дольменной культуре относятся встречающиеся вблизи дольменов обломки скал с высеченными на них ямками, кругами и другими изображениями, имевшими культовое значение (Солохаул).

Особое место занимает кудепстенский "жертвенный" камень, известный у местного населения как "черкесский" камень. Это глыба песчаника, в плане имеющая форму треугольника, каждая из сторон которого длиной около 5 метров. В северо-восточном его крае высечены два углубления в форме сидений. Позади сидений на верхней плоскости камня сделано два параллельных корытообразных углубления длиной до 2 м и шириной до 1 м. Здесь же выбиты четыре ямки, чашеобразное углубление диаметром до 0,2 м. Рядом с первой глыбой лежит другая таких же размеров. На ее поверхности также видны чашевидные углубления. Перед глыбами были найдены остатки каменного фундамента от здания, которое, судя по характеру обломков керамических изделий, относится к раннему средневековью. Взаимоположение глыб и фундамента говорит о том, что в это время глыбы уже не играли никакой роли в жизни местного населения. Характер обработки камня, отдельные детали оформления и факт независимости комплекса глыб от фундамента позволяют отнести этот памятник не к XVI-XVII вв., как это считалось до определенного времени, а к дольменному времени, когда эти камни играли несомненно роль святилища.

В дольменах, раскопанных в окрестностях Сочи, найдены сердоликовые и пастовые бусы цилиндрической формы и имитирующие подвески из зубов молодого оленя, разнообразная керамика, каменные топоры, бронзовый наконечник копья. К дольменной культуре нужно отнести и серию бронзовых изделий, главным образом топориков и тесел, хранящихся в Сочинском музее краеведения, а также, возможно, человеческую голову из песчаника, найденную в окрестностях Адлера.

Поселение этого времени зафиксированно лишь в верхних культурных слоях Большой Воронцовской пещеры. Здесь обнаружены также каменные, кремневые, керамические и металлические изделия. Кремневые орудия представлены скребками, резцами, вкладышами для серпов и мотыжками типа "пик". Из каменных орудий следует отметить клиновидные топоры с просверленными отверстиями-проухами, бруски и другие изделия. Керамические находки включают плоскодонные сосуды, украшенные богатым нарезным орнаментом, пряслица. Здесь же найдено бронзовое шило четырехгранного сечения.

В эпоху средней бронзы, как и прежде, основу землехозяйства местного населения составляли мотыжное земледелие, придомное скотоводство, охота, различные ремесла, рассчитанные на удовлетворение внутриобщинных нужд. Земледелие иллюстрируют находки кремневых мотыг и вкладышей для серпов в соответствующих слоях Большой Воронцовской пещеры. Перед входом в один из дольменов Солохаула найдена челюсть лошади. Из ремесел следует отметить изготовление керамики, прядение и ткачество, обработку кожи и кости, металлургическое производство. Особенно высокого уровня достигла в связи со строительством дольменов техника обработки камня. На этой деятельности древних поселенцев необходимо остановиться подробнее.

Крупные (плиточные, составные, монолитные, корытообразные, подковообразные) дольмены сооружали заранее: люди при жизни готовили себе и своим потомкам прочные усыпальницы. Для этой цели недалеко от поселения выбирали подходящее место. В ряде случаев отмечено размещение дольменов вблизи родников, а дольмен на реке Годлик находится рядом с минеральным источником. Непременным условием выбора места для гробницы были, конечно, выходы песчаника и известняка. Эти породы залегают обычно слоями, что в определенной степени облегчало работу в каменоломнях. Выломку плит производили, вероятно, с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по заранее нанесенному на поверхность скалы контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера. Плиты подвергали грубой обработке и перебрасывали с помощью катков, рычагов и веревок, большого числа людей, а также, возможно, тягловых животных на место установки. Затем обе стороны фасадной плиты и внутреннюю поверхность остальных плит, а также все закраины и соответствующие им пазы в боковых и покровной плитах подвергали тщательной обработке. Пазы обычно округлые или прямоугольные в сечении. Обработку эту производили с помощью тесловидных бронзовых орудий с довольно узких лезвием, мелкими сколами, оставлявшими ямки.

Рядом с дольменами найдены и сланцевые плитки со следами сглаживания, которые, как пролагают, служили для подшлифовки деталей сооружений.

Высокого искусства требовало изготовление пробки, которую украшали бороздками, выпуклинами и другими элементами. Расчет величины и формы плит, отверстий, пробок производили предварительно, что указывает на определенные математические знания: понятие о прямых углах, различных измерениях квадрата, окружности и т.д.

Установка самого дольмена происходила, вероятно, следующим образом. В пазы пола или в специально вырытые для этого в почве канавки устанавливали сначала, по-видимому, переднюю и заднюю, а затем боковые плиты. В вертикальное положение их приводили с помощью клиньев, рычагов и веревок и подпирали снаружи одной или двумя плитами с каждой стороны. Зафиксированные в таком положении стены, должно быть, засыпали снаружи до самого верха грунтом и камнем. Затем скорее всего по заднему склону насыпи втягивали покровную плиту, которая ложилась пазами внутренней стороны на специально подтесанные для этого верхние торцы стен. В тех случаях, когда дольмен имел составные стены, сложенные из плохо пригнанных плит или плит, не связанных системой пазов, что не позволяло стоять ему без сплошной опоры извне, насыпь оставляли. Эта схема сооружения больших плиточных и составных дольменов с помощью земляных насыпей может быть спорна, так как насыпь могла быть заменена накатом бревен или нагромождением камней. Не исключено, что здесь использовали какую-то специфическую, трудно реконструируемую пока систему рычагов и блоков.

Техника обработки дольменов-монолитов требовала знания несколько иных приемов, связанных с вырубанием помещений в твердой породе. Причем эта работа усложнялась малым размером фасадного отверстия, через которое вынимали камень и выносили обломочный материал. Сооружение корытообразных гробниц представляло более легкую задачу, сводившуюся к открытому выдалбливанию погребальной камеры и изготовлению лишь одной покровной плиты. При строительстве подковообразных дольменов были необходимы определенные знания геометрических свойств круга, точность измерительных работ. Приходилось изготовлять серию дуговидных блоков, а затем на месте совмещать их в двух-трех ярусах. Колодцеобразные гробницы вообще не представляли трудной технической задачи. Здесь уже отпала как необходимость перемещения значительных тяжестей, кроме крышки, так и работа с теслом.

Сооружение больших дольменов, даже если предполагалось возможность использования теми, кто их сооружал, всех перечисленных выше орудий и приемов, требовало усилий такого большого коллектива, каким могла быть только родовая община. В то же время следует думать, что захоронения в дольменах удостаивались не все подряд члены рода, а лишь отдельные, избранные по каким-то признакам лица. Таким образом, можно сделать вывод, что дольменная группа - это, по-видимому, особое родовое кладбище, служившее в определенной степени, судя по жертвенным площадкам и другим атрибутам (чаши, углубления, солярные знаки и т.д.) одновременно для периодических молений и игравшее роль своего рода храмового комплекса. Существование такой сложной системы религиозных представлений позволяет предполагать выделение достаточно влиятельной жреческой касты. Вместе с тем широкая освоенность горной зоны свидетельствует о зарождении отгонного яйлажного скотоводства, что не могло не привести к увеличению роли последнего в жизни строителей дольменов. В этот период складываются основы патриархальных отношений, формируется родоплеменная верхушка: вожди, старейшины, жрецы, чем-то выделявшиеся на фоне рядовых общинников.

Каких-либо закономерностей, отражающих ритуальный характер, в ориентировке дольменов не прослеживается. Как правило, она направлены фасадом вниз по склону. Это объясняется тем, что строители дольменов учитывали накопление у стен почвы, сносимой со склона осадками, и стремились как можно дольше сохранять открытым подход к отверстию. Однако в отдельных случаях (корытообразные дольмены с ложным порталом) отмечено отверстие в задней или боковой стенках, обращенных вверх по склону. Объяснить это можно какими-то причинами религиозного порядка, заставлявшими скрывать настоящие лазы.

Об обряде погребений в дольменах до сих пор ведутся дискуссии. Однако в основных своих чертах этот обряд на рассматриваемой территории уже проявляется. Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в большинстве дольменов района г. Сочи, где сохранился непотревоженный слой, отмечено присутствие лишь отдельных, главным образом крупных костей человека. Это явление прослежено в двух плиточных дольменах (Красная Поляна), в корытообразном дольмене (Салоники). Показательны и результаты исследования одной из колодцеобразных гробниц в Красной Поляне. Здесь отмечены также лишь крупные кости, принадлежавшие по меньшей мере 6-7 особям. В то же время здесь находилось лишь три фрагмента черепов, а в одном из сосудов оказались остатки черепа, несущие на себе следы огня. Присутствие черт кремации в аналогичных гробницах Красной Поляны отмечалось и ранее. В той же гробнице найдено 16 как очень мелких, так и вполне нормального размера сосудов, что также свидетельствует о большом количестве захоронений, производимых скорее всего не одновременно, а с некоторыми перерывами. В то же время в мелких колодцеобразных гробницах Красной Поляны в двух случаях отмечены одиночные захоронения, по-видимому, женщин, лежавших в скорченном положении на боку головой к востоку и имевших по одному сосуду-кружке.

Характерной чертой заупокойного культа строителей западнокавказских дольменов является стремление как можно крепче изолировать внутреннее помещение дольмена от внешнего мира. Удивительная тщательность во взаимной подгонке плит не допускала ни малейшей щели. Миниатюрность находимой в дольменах керамики была вызвана, как полагают, тем, что эта посуда предназначалась не столько для умершего, сколь для души его, имевшей, по представлениям того времени, небольшую величину. Вероятно, в значительной мере тревога, страх заставили живых пойти на изобретение такого прочного, рассчитанного на тысячелетия жилища для душ своих родственников, заставили создавать условия полной герметичности для их вечного успокоения. Страх перед смертью, облеченный в форму страха перед духом, тенью умершего, характеризует определенный этап в развитии человеческого сознания.

Реконструкция погребального обряда в дольменах района города Сочи может дать следующую картину. Умершего оставляли в священной роще вблизи дольмена, где по истечению определенного времени в результате естественных превращений на площадке оставались лишь крупные кости. Тогда приступали к основному обряду, в котором, как можно полагать, главная роль принадлежала жрецу и его помощнику.

Дольменная культура зародилась еще в период ранней бронзы, но распространилась на Северном Кавказе и в Причерноморье во II тыс. до н.э. Термин дольмен (от бретонского tol - стол и men - камень) ввел в оборот французский археолог Бодэном (Baudin) в начале 19 века. Древнейшие из этих сооружений не уступают по возрасту Египетским пирамидам. Они представляли собой монументальные подкурганные постройки, сложены из четырех вертикально установленных каменных плит и накрыты пятой плитой, т.е. напоминали каменные ящики; они использовались как погребальные сооружения. Похожие на каменные ящики сооружения высекались и в горах, в скальном грунте. В ранних погребениях находились 1-3 умерших в скорченных положениях на спине, в более поздних - массовые захоронения в сидячей позе.

Чаще всего это четыре вертикально поставленные, тщательно подогнанные плиты, образующие прямоугольную камеру, перекрытые сверху пятой массивной плитой. Такой тип постройки называется плиточным дольменом. Если камера высекалась из одного цельного камня и перекрывалась плитой, то такой тип постройки относят к корытообразным дольменам . Существуют еще два типа дольменов: составные (собранные из отдельных блоков и имеющие сложную конфигурацию) и монолитные (полностью высеченные в камне).

Впервые с дольменной культурой Кавказа научный мир ознакомил французский академик Петр Симон Паллас в 1794 году. Паллас предположил, что строителями дольменов были средневековые черкесы, но эта теория впоследствии подверглась объективной критике и была опровергнута. С тех пор прошло больше двухсот лет, появилось множество научных, околонаучных, фантастических работ, посвященных дольменам. Интерес к их изучению со стороны исследователей не иссякает, по всей видимости это связано с тем, что дольмены не спешат раскрывать свои тайны, при этом задавая все новые загадки.

Большинство исследователей считают, что дольмены служили в качестве сакральных сооружений. На сегодняшний день мы можем только догадываться о конкретном смысле этой сакральности.

Племена дольменной культуры занимались не только земледелием и скотоводством, но и были связаны с морским промыслом. Высокая культура строителей дольменов подтверждается и многочисленными находками изделий из камня и металла, разнообразной керамики (гончарного круга они не знали).

Дольменная и майкопская культуры принадлежат далеким предкам абхазо-адыгских народов. В ряде случаев удается проследить связь некоторых форм материальной и духовной культуры древних «майкопчан» и дольменного населения с аналогичными формами культуры адыгов и абхазов нового времени: культ камня, культ солнца, культ быка, преемственность в инвентаре (например, вилообразные орудия, каменные оселки-подвески, упоминаемые и в Нартском эпосе), погребальных обычаях, сходства краниологических серий древнего и современного населения.

Таким образом, яркая и богатая майкопская культура явилась одним из главных компонентов становления северокавказской культурно-исторической общности (И тыс. до н. э.). Но формирование северокавказской культуры происходило в сложных условиях, вызванных воздействием степных культур севера, сопровождающееся прямым переселением ямных и катакомбных племен на Северный Кавказ.