Урок 68 ЖОРЖ САНД. «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ». СПОР ГЕРОЕВ О ПРЕКРАСНОМ*

13.05.2015 8000 0

Цель : ввести детей в художественный мир произведений Ж.Санд; расширить представление учащихся о зарубежной детской литературе; развивать умения анализа художественного произведения, формировать стремление к прекрасному.

Ход урока

I. Организационный этап занятия. Создание эмоционального настроя, постановка целей занятия.

II. Жорж Санд: страницы биографии.

Выразительное чтение вступительной статьи к главе учебника.

III. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Комментарий : сказка прочитана учениками дома.

Беседа по вопросам учебника (ученики подтверждают свои ответы цитатами из текста).

– Какой можно назвать сказку «О чем говорят цветы»: авторской или народной? Почему?

– Что утверждает главная героиня сказки? Как вы думаете, кто прав в споре: она или учитель ботаники? (Главная героиня сказки «О чем говорят цветы» думает, что она умеет слышать голоса цветов. Учитель ботаники считает, что цветы совсем не разговаривают. Фактически прав учитель, потому что цветы не могут разговаривать так, как люди. В то же время права и девочка, потому что ее внимание ко всему живому, сочувствие помогают ей как будто слышать голоса растений.)

– О чем спорили цветы? Что их возмущало? Почему они доказывали свои преимущества перед красотой роз? (Цветы спорили о том, кто из них красивее и лучше. Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют именно розе. Они хотели доказать свое преимущество перед красотой роз, потому что чувствовали себя обиженными и завидовали розе.)

– Что возмутило девочку? (Девочку возмутило соперничество цветов, их тщеславие и зависть, и она назвала разговоры цветов вздором.)

– Страницы какой сказки, созданной русским писателем, напоминает этот эпизод? (Сказку В. М. Гаршина «Attalea princeps».)

– Как представлено в сказке созидание и уничтожение? Можем ли мы назвать эти образы аллегорическими? Почему? (Уничтожение представлено в сказке в образе отца бурь и его сыновей, которые хотели разрушить все живое на Земле. Созидание представлено в виде «духа жизни», могучего божественного духа, который вырвался изнутри Земли и противостоял разрушению. Чем больше бури разрушали, тем больше новых форм жизни появлялось на Земле. В образах царя бурь и «духа жизни» автор представляет нам закон развития всего живого на Земле.)

– Как вы представляете себе розу из сказки Жорж Санд? (Роза обладала драгоценными дарами «кротости, красоты и грации». Именно она была призвана «очаровывать и примирять». Красавица роза победила сына царя бурь своей красотой и кротостью.)

– Как восприняли рассказ девочки учитель и ее бабушка? (Учитель не поверил девочке, потому что он разучился воспринимать красоту цветов и даже не чувствовал их запаха. Бабушка поверила внучке, потому что она помнила, как сама была маленькой и тоже наблюдала за цветами, прислушивалась к их голосам. В детстве она, как и внучка, понимала, о чем говорят цветы.)

– Как вы понимаете слова бабушки: «Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойства детей. Не смешивайте свойства с недугами!»? (Свойство понимать речь цветов, растений и камней связано с любовью и вниманием к природе, с желанием понять ее жизнь. Свойство – это то, что естественно присуще человеку. Недуг – это болезнь. Бабушка считает, что нельзя смешивать свойства с недугами, то есть особенности восприятия с проявлением болезни.)

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)».

Да, именно цветы говорят тогда, когда мы молчим. Кажется, что мягкие лепестки и нежный аромат каждого цветочка рассказывает обо всем, что даже нельзя передать словами.

Особенно популярен язык цветов на Востоке. Там он получил название - селам. Тот, кто владеет этим языком, знает тайну, символическое значение каждого цветка. Эти значения не просто придуманы, они собраны на основе долгих наблюдений, детального изучения и погружения в природу. Есть несколько особых видов цветов, которые изменяют свои значения в зависимости от цвета.

Цветы белой лилии символизируют чистоту и непорочность. Лилиями можно передать целый ряд сообщений, в зависимости от их типа и цвета.

Означают чистоту, невинность, верность (особенно в любви), красоту, простоту и терпение.

Ни один цветок не наделили такими разнообразием символов, как розу .

Красные розы - символ страсти и желания, настоящей любви.

Белая роза - символизирует любовь, согласие, чистоту, невинность, верность.

Розовая роза - символ романтической любви, нежности и страсти.

Желтая роза - дружба, счастье, радость. Цветок, выражающий позитивные эмоции.

Бордовая роза - пылкое чувство влюбленности, безумная страсть и восхищение.

Коралловая роза - желание, страсть.

Синяя роза - таинство, достижение невозможного.

Желтые и оранжевые розы - страсть, изобилие, богатство.


Мальва - символ любви к родной земле, к своему народу. Ее приносят в родительский дом. Мальва олицетворяет духовные корни человека, его верность духовному наследию предков.

Барвинок подходит людям с сильным характером.

Само название происходит от греческого слова - победитель. Считается, что этот цветочек приносит счастье и верную любовь.

Гладиолус - цветок гладиаторов. Его листья напоминают мечи. Эти цветы символизируют память, дружбу, верность, признание искренности, постоянстве, любви с первого взгляда...


Тюльпан - это признание в любви. Тюльпан символизирует идеальную любовь: чувственную, взаимную, безмятежную. Желтый тюльпан словно говорит получателю, что в его улыбке сияет солнце. Розовый тюльпан - это обещание вечной любви.

Орхидея означает красоту, совершенство, изящество, любовь, нежность, интимность. Орхидею принято дарить только любимым людям. Прекрасная орхидея является символом гармонии, эмблемой духовного совершенства, а также символом плодородия.

Кала символизирует красоту, уравновешенность и высшую степень поклонения, уважения, восхищения.


Гвоздика весьма неоднозначна. Ее часто предпочитают мастера дипломатии и формального общения, тщательно скрывают свою сущность. Гвоздика - это страсть, первая любовь, очарование, верность, непорочность. Розовая гвоздика - символ материнской любви.

Фиолетовая гвоздика - капризность, непредсказуемость.

Красная гвоздика - восхищение, гордость, очарование.

Полосатая гвоздика - отказ, но с сожалением…

Этот загадочный нарцисс

Один из первых весенних цветов - нарцисс несет в себе несколько значений: одно из них, новые начинания, а также нарциссы - это обманчивые надежды и желания. А вот желтый нарцисс говорит об уважении и неотразимости...

Нарцисс и по сей день относится к самым любимым цветам англичан, им принадлежит авторство многих сортов этого нежного романтического цветка.

В Пруссии нарцисс был символом любви, счастливого брака и семейного счастья на долгие годы. Сохранился даже старый обычай: выходя замуж и оставляя родительский дом, девушка выкапывала луковицу нарцисса из родительского сада и увозила ее с собой. В своем доме она сажала цветок и бережно ухаживала за ним, считая его хранителем своего семейного счастья.


В Швейцарии существовала красивая традиция проводить праздник нарциссов, который длился два дня. В эти дни улицы и площади утопали в цветах нарциссов: ими украшали стены домов, витрины, окна и двери, гирлянды развешивали на столбах, протягивали над улицами, женщины украшали голову венками из нарциссов, мужчины прикрепляли цветок к воротнику, над городом плыл свежий аромат. Праздник нарциссов сопровождался народными гуляниями и театральными представлениями.

В Европе нарцисс наделяли эротической силой: луковицы цветка служили талисманами на любовь противоположного пола, они служили частью магических любовных обрядов, снадобья из луковиц рекомендовали мужчинам для укрепления мужской силы, а женщинам - для усиления очарования.

Урок 68
ЖОРЖ САНД. «О ЧЕМ ГОВОРЯТ ЦВЕТЫ».
СПОР ГЕРОЕВ О ПРЕКРАСНОМ
*

Цель : ввести детей в художественный мир произведений Ж.Санд; расширить представление учащихся о зарубежной детской литературе; развивать умения анализа художественного произведения, формировать стремление к прекрасному.

Ход урока

I. Организационный этап занятия. Создание эмоционального настроя, постановка целей занятия.

II. Жорж Санд: страницы биографии.

Выразительное чтение вступительной статьи к главе учебника.

III. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Комментарий : сказка прочитана учениками дома.

Беседа по вопросам учебника (ученики подтверждают свои ответы цитатами из текста).

Какой можно назвать сказку «О чем говорят цветы»: авторской или народной? Почему?

Что утверждает главная героиня сказки? Как вы думаете, кто прав в споре: она или учитель ботаники? (Главная героиня сказки «О чем говорят цветы» думает, что она умеет слышать голоса цветов. Учитель ботаники считает, что цветы совсем не разговаривают. Фактически прав учитель, потому что цветы не могут разговаривать так, как люди. В то же время права и девочка, потому что ее внимание ко всему живому, сочувствие помогают ей как будто слышать голоса растений.)

О чем спорили цветы? Что их возмущало? Почему они доказывали свои преимущества перед красотой роз? (Цветы спорили о том, кто из них красивее и лучше. Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют именно розе. Они хотели доказать свое преимущество перед красотой роз, потому что чувствовали себя обиженными и завидовали розе.)

Что возмутило девочку? (Девочку возмутило соперничество цветов, их тщеславие и зависть, и она назвала разговоры цветов вздором.)

Страницы какой сказки, созданной русским писателем, напоминает этот эпизод? (Сказку В. М. Гаршина «Attalea princeps».)

Как представлено в сказке созидание и уничтожение? Можем ли мы назвать эти образы аллегорическими? Почему? (Уничтожение представлено в сказке в образе отца бурь и его сыновей, которые хотели разрушить все живое на Земле. Созидание представлено в виде «духа жизни», могучего божественного духа, который вырвался изнутри Земли и противостоял разрушению. Чем больше бури разрушали, тем больше новых форм жизни появлялось на Земле. В образах царя бурь и «духа жизни» автор представляет нам закон развития всего живого на Земле.)

Как вы представляете себе розу из сказки Жорж Санд? (Роза обладала драгоценными дарами «кротости, красоты и грации». Именно она была призвана «очаровывать и примирять». Красавица роза победила сына царя бурь своей красотой и кротостью.)

Как восприняли рассказ девочки учитель и ее бабушка? (Учитель не поверил девочке, потому что он разучился воспринимать красоту цветов и даже не чувствовал их запаха. Бабушка поверила внучке, потому что она помнила, как сама была маленькой и тоже наблюдала за цветами, прислушивалась к их голосам. В детстве она, как и внучка, понимала, о чем говорят цветы.)

Как вы понимаете слова бабушки: «Очень жалею вас, если вы сами никогда не слышали, о чем говорят цветы. Я хотела бы вернуть те времена, когда я их понимала. Это свойства детей. Не смешивайте свойства с недугами!»? (Свойство понимать речь цветов, растений и камней связано с любовью и вниманием к природе, с желанием понять ее жизнь. Свойство – это то, что естественно присуще человеку. Недуг – это болезнь. Бабушка считает, что нельзя смешивать свойства с недугами, то есть особенности восприятия с проявлением болезни.)

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево...)».

Когда я была ребенком, моя милая Аврора, меня очень беспокоило то, что я не могла уловить разговора цветов. Мой профессор ботаники уверял меня, что они ничего не говорят, был ли он глух или не хотел сказать мне правды, но он настаивал на том, что цветы ничего не говорят. Я же была уверена совершенно в ином. Я слышала, как они застенчиво перешептывались, особенно когда на них падала вечерняя роса, но, к несчастью, они говорили слишком тихо для того, чтобы я могла разобрать их слова, и потом они были недоверчивы. Когда я проходила по саду подле цветников или по тропинке мимо сенокоса, то в воздухе слышалось по всему пространству какое-то ш-ш-и, этот звук перебегал от одного цветка к другому и как будто хотел сказать: “Побережемся, замолчим! Подле нас находится дитя, которое нас слушает”. Но я настаивала на своем: я старалась идти так тихо, что под моими шагами ни одна травка не шевелилась. Они успокаивались, а я подвигалась все ближе и ближе. Тогда для того, чтобы они меня не заметили, я нагнулась и пошла под тенью деревьев. Наконец мне удалось подслушать оживленный разговор. Нужно было сосредоточить все свое внимание, потому что это были такие нежные голоски, до такой степени приятные и тонкие, что малейший свежий ветерок, жужжание больших бабочек или полет мотыльков - совершенно скрывали их.

Я не знаю, на каком языке они говорили. Это не был ни французский, ни латинский, которому меня тогда учили, но я как-то хорошо понимала его. Мне даже казалось, что я понимаю этот язык гораздо лучше, чем какой-нибудь другой, который мне до сих пор приходилось слышать. Раз вечером в одном прикрытом уголке я легла на песок, и мне удалось прослушать очень отчетливо весь происходивший вокруг меня разговор. По всему саду слышался какой-то гул, все цветы говорили разом, и не нужно было особенного любопытства, чтобы за один раз узнать не одну тайну. Я оставалась неподвижна - и вот какой разговор шел среди полевых красных маков.

Милостивые государыни и государи! Пришло время покончить с этой глупостью. Все растения одинаково благородны, наша семья не уступает какой-нибудь другой - и потому пусть, кто хочет, признает первенство розы, что касается меня, то я повторяю вам, что мне все это страшно наскучило, и я не признаю более ни за кем права считаться лучше меня по своему происхождению и титулу.

На это маргаритки ответили все разом, что оратор, полевой красный мак, совершенно прав. Одна из маргариток, которая была больше и красивее других, попросила слова.

Я никогда не понимала, - сказала она, - почему общество роз принимает на себя такой важный вид. Почему именно, спрашиваю я вас, роза лучше и красивее меня? Природа и искусство одинаково заботились, чтобы умножить наши лепестки и усилить яркость наших красок. Напротив, мы гораздо богаче, потому что у самой лучшей розы будет не более двухсот лепестков, у нас же их до пятисот. Что касается цвета, то у нас есть фиолетовый и чисто голубой - именно такие, каких у розы нет.

А я, - сказала с жаром большая Кавалерская шпора, - я принцесса Дельфиния, у меня на венчике лазурь небес, и мои многочисленные родственники имеют все розоватые оттенки. Мнимая царица цветов многому у нас может позавидовать, а что касается ее хваленого запаха…

Прошу вас, не говорите мне об этом, - перебил ее полевой красный мак. - Хвастовство с запахом действует мне на нервы. Что такое запах? Объясните мне, пожалуйста. Вам может, например, кажется, что роза пахнет скверно, а я благоухаю…

Мы ничем не пахнем, - сказала маргаритка, - и этим, надеюсь, подаем пример хорошего тона и вкуса. Духи есть признак нескромности и тщеславия. Растение, которое себя уважает, не дает о себе знать запахом: для него достаточно его красоты.

Я не разделяю вашего мнения! - воскликнул мак, от которого сильно пахло, - духи есть признак здоровья и ума.

Слова толстого мака были покрыты хохотом. Гвоздика держалась за бока, а резеда даже упала в обморок. Но он вместо того, чтобы сердиться, начал критиковать форму и цвета розы, которая не могла защищаться, потому что все кусты ее были подрезаны, а на новых побегах были одни только маленькие бутончики, крепко затянутые в свои зеленые пеленки. Роскошно одетые Анютины глазки страшно нападали на махровые цветы, но так как они в цветнике составляли большинство, то начали сердиться. Ревность, которую возбуждала во всех роза, была так велика, что все решили осмеять ее и унизить. Анютины глазки имели наибольший успех - они сравнивали розу с большим кочаном капусты и предпочитали последнюю за ее величину и полезность. Глупости, которые мне пришлось выслушать, привели меня в отчаяние, и я, ворча, заговорила их языком:

Замолчите! - закричала я, толкая ногой эти глупые цветы. - За все время вы не сказали ничего умного. Я думала среди вас услышать чудеса поэзии, о, как я жестоко обманута! Вы разочаровали меня вашим соперничеством, тщеславием и мелкой завистью.

Водворилось глубокое молчание, и я удалилась из цветника. “Посмотрим, - сказала я себе, - может быть дикие растения имеют более возвышенные чувства, нежели эти воспитанные болтуны, которые, получив от нас красоту, заимствовали также и наши предрассудки, и нашу лживость”. Я проскользнула в тенистую изгородь и направилась к лугу, мне хотелось узнать, была ли так же завистлива и горда таволга, которую называли царицей лугов. Но я остановилась подле большого шиповника, на котором все цветы говорили вместе.

“Постараюсь узнать, - подумала я, - чернит ли дикая роза розу столиственницу и презирает ли розу махровую”.

Главная героиня сказки «О чем говорят цветы» думает, что она умеет слышать голоса цветов. Учитель ботаники считает, что цветы не могут разговаривать. Фактически прав учитель, потому что цветы не могут разговаривать так, как люди. В то же время права и девочка, потому что ее внимание ко всему живому, сочувствие помогают ей как будто слышать голоса растений.

Цветы спорили о том, кто из них красивее и лучше. Их возмущало то, что люди больше внимания уделяют именно розе. Они хотели доказать свое преимущество перед красотой роз, потому что чувствовали себя обиженными и завидовали розе.

Цветы спорят о том, кто из них самый лучший и красивый. Их возмущает то что люди обращают на розу внимания больше, чем на остальные цветы. Они очень завидовали розе и чувствовали себя обиженными и хотели доказать свои преимущества.
Вьюнок называл себя «принц Дельфиниум» и говорил, что в его венчике отражается небесная глазурь.
Полевой мак считал запах розы неприятным, а свой приятным.
Астры называли себя благовоспитанными, потому что они вообще ничем не пахнут. Запах, по их мнению, признак хвастовства и нескромности. Ещё они хвастались своими оттенками лилового и синего цветов и говорили, что у ник бывает до 500 лепестков, а у розы только двести.
Девочку очень возмутило соперничество цветов, их зависть, гордость и тщеславие и назвала разговоры цветов вздором.
Ветерок рассказал цветкам шиповника о том, что он когда-то был старшим сыном царя бурь, и его целью было разрушение всего живого.
Вот однажды отправил его отец на Землю и приказал, чтобы на ней не осталось ни одного живого существа. Разрушительную силу ветра остановила роза, которая попросила ветер пощадить её. Ветер вдохнул аромат розы, его гнев исчез. Отец оторвал у него крылья и прогнал на Землю, и «дух жизни» пожалел изгнанника и превратил его в маленький ветерок.