Сергей Владимирович Седых – гитарист группы «Северо-Восток».

В 1989 году...

Краткая биография

Сергей Владимирович Седых – гитарист группы «Северо-Восток».
Родился 21 августа 1964 года в Москве. В 1981 году закончил школу, затем учился в МИРЭА, который закончил с красным дипломом в 1981 году, и практически параллельно учился играть на гитаре в студии джаза «Москворечье» - теперь это Московский Колледж Импровизационной музыки – это был 1986 год.
В 1989 году Сергей Седых и сам начал преподавать гитару в «Москворечье».
С 1989 по 1990 год играл в группе «Тайный Канал». В это же время начинает работать в аккомпанирующем составе вокального квинтета под управлением Наталии Овчаровой. Правда, недолго.
С 1991 по 1992 год, а затем в 1995-1996 году работал в группе «Гелиос», которая специализировалась на поп-рок музыке. Всего они вместе выпустили два CD-диска и один клип.
С 1992 года Сергей Седых начинает заниматься проектом, который на своем втором концерте, который состоялся в марте 1993 года, представил первый раз – его название «IN FOLIO». В это же время он увлекся фри-джазом и world music, выступал с разными музыкантами, довольно тесно сотрудничал с Михаилом Жуковым и Саинхо Намчилак.
1 июня 2002 года выступил на знаменитом концерте группы «Ария», который состоялся с симфоническим оркестром – Сергея Седых пригласили специально для всего одной песни – «Кровь за кровь», точнее – для всего одного соло.
С 2005 года проект Сергей Седых « IN FOLIO» преобразовался в «Северо-Восток».
Кроме работы в группе «Северо-Восток» музыкант помогает записывать сольный инструментальный альбом Сергею Анурову – соратнику по «IN FOLIO», преподает курс гитары (джаз, рок) в МКИМ, пишет книжки для начинающих гитаристов. || IN FOLIO || Сергей Седых ||

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Сергея Владимировича Седых в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Сергея Владимировича Седых в жанрах.

Хорошую музыку надо не только издавать, но и переиздавать. Именно поэтому на « ArtBeat Music » скоро выйдет новый релиз альбома «Переменная Облачность» группы «In Folio». Альбом – классика российского инструментала, культовый диск для его знатоков и любителей, но это, так сказать, ближайшая перспектива. А здесь и сейчас – беседа с гитаристом Сергеем Седых, лидером «In Folio» и другого известного проекта «Северо-Восток».

Биографию и дискографию Сергея легко найти в Сети – впрочем, как и его интервью, богатые по фактуре. Поэтому на ней мы решили не заморачиваться, а попробовать хоть как-то – текстом или подтекстом – вынуть из Седых слова о его взглядах на музыку и эволюции, как музыканта. Это было главной задачей.

Насколько мы с ней справились, судить вам.

Седых : – С чего начинать-то?

– Для начала – с того, каким ты вошёл в первый альбом «In Folio», в «Ten songs». И чего ради его делал.

– Чего ради, говоришь… (Через паузу.) Уж прости за пафос, но романтики, типа меня, начинают играть на гитаре не затем, чтоб денег заработать. И в музыку приходят только потому, что любят ее. Кстати, в этом трагедия многих музыкантов моего поколения: по ходу карьеры часто приходилось играть не то, что любишь, а то, за что платят – отсюда множество циников. Сейчас их меньше, сейчас это близко к сердцу не берут, и есть впечатление, что в людях что-то сместилось…

Так вот, к моменту создания «Ten songsby In Folio», к 30 своим годам, я уже успел поиграть блюз-рок в доброй традиции: Led Zeppelin, Queen, Deep Purple… тогда, если помнишь, было только два рока – лёгкий и тяжёлый, слова «попса» вообще не существовало, а «диско» и «панк» для нас были ничем. И очень хотелось играть что-то эдакое, чтоб атмосфера и струны были как наэлектризованные! Да и комплекса, что, мол, тебе 30, а ты не знаменитый, у меня не было: играю и играю, что сделаю, то и сделаю, лишь бы звучало то, чего я хочу… А еще тогда считалось, что в роке нельзя петь ахинею по-русски, а по-английски можно… я, кстати, до сих пор так считаю. (Смеется .)

В общем, собрал я команду, тексты написал друг, бывший однокурсник, у которого было неплохо с английским, он музыкальную учебную литературу переводил. И в команде был только один принцип: никаких рамок, играем так, как хочется – ну, и я развернулся по полной программе!.. Посидели мы, слепили материал, выступили с ним – людям понравилось. Так вот мы и пошли по блюз-роковой дорожке…

Мне, кстати, за тот альбом ни капли не стыдно: сходу было ясно, что это лишь этап, дальше будет рост, а для него первый альбом сделан правильно. Ну да, финансов не хватало! – например, чтоб записать барабаны, как надо. Но голь на выдумку хитра: я писал барабанщику ноты, он играл это уже со своими фишками, а я потом это всё с концертной записи снимал и забивал в ритм-машину. В общем, я уже тогда собаку на этом съел. И получилось настолько натурально, что не всякий спец отличит, да и альбом вышел с настроением, будто ток по струнам течёт. А чисто по музыке он… как бы сказать-то…

Чисто моё мнение: ты на нем просто наигрался всласть!

Сергей Седых образца 1992 года

– Так и есть! (Смеется .) Наиграл в свое удовольствие всё, чего наелся из западного, все, что чисто по-своему перевалил в кашу… до такой степени, что вроде местами и цитирую, но это уже стопроцентно моё! В одном соло правда, казус вышел… ха!.. оказалось, что у меня пара-тройка тактов Пейджа в ноль повторяют, а я-то думал, что сам наимпровизировал! Пришлось переписать. Кстати, та же история и с великими музыкантами. Помню, вылезает из-под пальцев фраза одна, думаю: «Ну точно у кого-то её слышал!» – и потом вспомнил: да, слышал и не раз, у трёх разных гитаристов!.. Они, думаю, сами её сыграли точно так же безотчётно – как народную традицию или как в известном мультике: «Берешь у народа – берешь у себя!»

Название команде – почему-то с книжным уклоном! – сам выбрал?

– Сам, но не сразу. Долго крутил в голове варианты, в том числе англоязычные. И вдруг – щелк! – выскочила латынь: in folio! Звучно и в меру пафосно. Вдобавок, книги in folio – они же ручной работы и максимального формата, круче не бывает… Правда, пришлось объяснить ребятам, что это такое и как понимать.

Ты том in folio в руках держал?

– Не-а. (Смеется .) По телевизору видел. Думаю, что не удержу… Так вот, первый альбом удалось сделать точно по той планке, которую я себе тогда поставил. Сводили его, помню, на студии в каком-то корпусе фабрики «Красная роза». Весь звук мы контролировали: «Здесь бы поднять, здесь надо звук покруглее, а здесь придавить…» Писались в два захода: четыре трека – осенью 1993 года, потом добыли ещё денег, и шесть остальных треков сделали в феврале 94-го. Сводил нас Антонов Миша, светлая ему память, а инженером записи был Володя Воронцов – мы, кстати, недавно столкнулись на студии Сергея Большакова, где записали с Володей часть материала для «Северо-Востока» – так же комфортно и по уму. (Пауза .) Первый диск – тьфу, какой «диск»! тогда же кассеты были! – мы продавали на концертах, где понемногу стали играть уже новое, и в итоге столкнулись с «Союзом», который решил профинансировать наш второй альбом – «In Folio too».

Его мы записали в 1996-ом, «по взрослому», с хорошими барабанами и классным звукорежиссёром Борисом Костиным. Звук получился очень достойный, Борис им гордился, но скромно так: «Звук, конечно, не британский, зато как голландский или немецкий, не хуже!» (Смеется. Через паузу.) По звуку ему виднее, но по музыке я был несколько разочарован: альбом получился, но… как-то сам по себе, не таким, как я хотел. А местами – сильно «не таким».

Почему?

– Потому что при том, что состав был тот же самый, во мне уже другая нитка выросла, мне хотелось расширить звучание. А под словом «звучание» я подразумеваю всё : палитру, построение, жанр, мелодии… До этого играл рок – и вдруг захотелось играть музыку!

Отличная формулировка, кстати.

– Так я ее тогда и родил – для самого себя. То есть, если в первом альбоме я всласть играл рок, то ко второму уже наигрался. И наверное, слава Богу: если б в коммерческом плане это пошло бы – ну там большая известность, эфиры, гастроли и всё такое, я бы то, старое, до сих пор бы пилил! Но, по счастью, к тому моменту я общался с авангардной джазовой тусовкой: Миша Жуков, Андрей Соловьёв, Дима Шумилов… там интересные люди были… мы уже и репетировали, и выступали, даже саунд-трек сделали для какого-то фильма, который на полку лёг. То есть чистым рокером к моменту написания второго альбома я не был. В общем, мне на тот момент, хотелось больше, чем я умел, руки отставали от головы: играешь – и чувствуешь: не то, отстаю… Не по технике конечно, а по музыкальности, что ли… Басист, помню, с радостью говорит на какой-то репетиции: «Смотри-ка, что ты ни придумаешь, а у нас всё “Цеппелин” получается!»… а меня как раз это и ломало!.. Доломало до того, что в итоге была сделана «Переменная Облачность».

До неё, если не ошибаюсь, были треки для «Дальнобойщиков» (популярной тогда компьютерной игры – Ред.) .

– Про них говорить особо нечего. Я записал дома несколько черновиков, показал заказчикам. Они мне: «Вот это хорошо, а это не годится» «Почему?!» «Слишком мелодично, будет отвлекать внимание от игрушки. Здесь надо фоновое рубилово». Так что по музыкальности задача там стояла, по сути, противоположная – можно сказать, шаг в обратном направлении. Ну, мы и сделали то, что нас просили… не как попало, конечно: подошли ответственно, даже интересно было, просто творческая задача была для нас нетипичной. Записали семь-восемь, что ли, треков, на студии в Останкино, которую арендовали заказчики, какое-то подразделение компьютерной компании «1С»… с ней нас свел один из моих учеников… а у меня тогда даже компьютера своего не было! Да и самой этой игры, «Дальнобойщиков», я тоже в глаза не видел (Смеется .) Зато был карманный секвенсор, купленный новеньким в 96-м, что ли, году – за безумные по тем годам деньги, полтыщи долларов! Потом ещё на цифровую восьмиканальную портостудию разорился…С этими железками мы у меня дома и записали «Переменную Облачность» (Через паузу.) Ты меня с чего-то важного сбил… о чем мы до этого говорили?

О звучании, которого ты хотел, да не получилось.

Тот же Седых, но уже в 1999-ом…

– Ага, точно… Как развивается нормальный музыкант? А просто: набирает знания, опыт, умение, своего рода багаж – при этом, как побочный эффект, приобретает штампы, от которых жаль отказаться. И если хочешь развиваться, начинается период, когда сдираешь их с себя, как кожу, лезешь вон из нее, потому что по-старому играть уже не интересно… хотя именно так получается лучше всего. И это, конечно, вгоняет в депрессию. Хотя уже на «In Folio too» я начал искать выход, но, наверное, просто не хватило умения всё это сдвинуть из колеи.. Вдобавок, в каждой сыгравшейся группе есть своя уже сложившаяся химия, в одиночку ее не изменишь… зато испортить можешь легко. Да и вообще: не то что группой – в одиночку из колеи трудно выбраться! Тут как получается? Хочешь играть от головы, а не от пальцев, но пальцам это неудобно. При записи с этим худо-бедно справляешься: пишешь, как сумасшедший, пару сотен дублей, из них выбираешь лучший. А на концерте такого ведь не сделаешь! нет возможности сыграть варианты соло, чтобы выбрать лучший! Поэтому мне было тяжело играть концерты… Помню, даже диагноз такой мне поставили: «Седых насочиняет, а потом всё это пытается сыграть…».

В общем, играть то, что не само собой из-под пальцев лезло, было тяжко. Только недавно это ушло: стало полегче, а иногда и совсем легко. Наверное, просто нужный гитарный опыт накопился.

Но сочинять тебе приятней, чем играть?

– Да!.. Точнее, главный кайф – придумать что-нибудь и представлять в голове, как именно я это сыграю. Но как только доходило до исполнения… помню, был неприятный период, примерно в 2000-м впервые накрыло: играю на концерте и где-то на второй вещи меня клинит: «Зач-чем я это делаю?! А ведь ещё целый концерт непрерывного гитарного соло играть… достало!» (Улыбается, но не весело .) Кстати, это пришлось как раз на те годы, когда народ в музыкальной тусовке резко перестал отличать, кто играет хорошо, а кто плохо – пошла мода на стёб, фрики всякие… поколение, что ли, сменилось?.. и захотелось вообще на музыку забить. Особенно, когда народу на концерте немного – смотришь на себя со стороны: «Седых! Ты ж уже седой! Кого ты из себя корчишь?!» (Через паузу.) Хотя, по правде, на жизнь мне грех жаловаться, положение у меня получше, чем у многих: играю то, что хочу, в офис не хожу, сам себе хозяин…

Разрыв по времени между вторым и третьим альбомами, между « In Folio too » и «Переменной облачностью»?

– Примерно четыре года.

За которые ты ушел в инструментал…

– Вернее сказать, постепенно к нему склонился. Под влиянием всяких разных и прочих… да просто наслушался хорошей инструменталки, особо не думая, нужна ли она кому-то еще или нет!

А толчком послужил случай. На каком-то рок-фестивале нам дали сет на полчаса, но наш вокалист, Олег Федоров, по какой-то причине не смог присоединиться, и мы решили выступить инструментально – благо, что вокальные линии это позволяли. И нас приняли очень хорошо!.. наверное, из-за контраста с остальными (улыбается). И пошло-поехало: периодически стали выступать без вокала – тем более что Олег часто не мог петь с нами, постепенно растворился, разошлись безболезненно, мы его даже на презентацию «Облачности» пригласили и спели с ним кое-что из старого…

Мне же те концерты оказались в кайф – потому что, как я уже сказал, после рока захотел играть музыку (Задумывается.) Ну, рок – это всё-таки, в первую очередь, драйв… митинг какой-то, что ли. А как только это становится именно что музыкой – это уже и не вполне рок. И потом – это, как правило, песни, а я к тому времени вырос, как инструменталист, и делать песни расхотел. Если уж совсем честно, мне тогда песни надоели совсем, абсолютно, как жанр – и как отрезало!

… и в 2002-ом

– Но не навсегда?

Да. Но это мы уже в будущее забегаем.

– Так забегай.

– Уже после выхода «Облачности», где-то в 2001-ом — 2002-ом, сначала был период работы с Наташей Княжинской: сделали с ней демо проекта, который назвали «Северо-Восток», оно каким-то путем попало на «Наше Радио», и мне оттуда позвонили: мол, проект с Натальей, «твоя гитара, ее голос – может получиться интересным». А как раз тогда в «In Folio» не то чтобы кризис был, но типа паузы. И мы вдвоем с Княжинской записали, считай, альбом – бас и барабаны я на компьютере сделал… потом на какое-то время к этому проекту охладел, вернулся к чистому инструменталу… и тут опять случай! В интернете объявили какой-то конкурс, я послал на него наши с Наташей треки – и мы по номинации «рок» попали в финал, который проходил в форме живого концерта, в клубе, с жюри, все по-взрослому. Но чуть ли не за неделю до концерта я узнал, что Натальи на нем не будет, позвал Свету Шебеко из «Кукурузы» – она нас потом еще не раз выручала… в общем, выступили достойно, и я понял, что с песнями все не так безнадежно, что «Северо-Восток» может иметь свое будущее, свою нишу.

Какую?

– Рок-группа в стилистике, схожей с «In Folio», с тем же драйвом, но с нормальным женским пением – без скрежета а-ля рок и, Боже упаси, без характерного «русского рока»… в общем, понятно, о чём я.

Наверное, странную вещь скажу: «Северо-Восток» на его первом альбоме «Вниз по реке» – это, на мой взгляд, группа «In Folio» даже в большей степени, чем на «Переменной Облачности». Другое дело, второй альбом, с которым вообще странная история получилась: после «Переменной облачности» постепенно накопился материал на почти готовый чисто инструментальный альбом, потом он года два пролежал недоделанным, а потом мы дополнили его несколькими песнями. Получился «Открытый берег» второй диск «Северо-Востока». Ну, получилось так, чего уж теперь… А изначально он был инструментальным и назывался «Свобода».

– Ты это рассказал, тебе и спорить с критиками. Я лишь свои «пять копеек» вставлю: название у альбома – «Свобода» – мягко говоря, наглое.

– Ну, да! (Смеется.) Но для меня именно такое название было важным – в альбоме, если вслушаться, полно внутренней свободы. Причем, я бы сказал, взрослой, заработанной, а не щенячьего восторга. В нем есть ломка стереотипов: из-под пальцев лезет рок, но музыке в нем тесно, она ищет новую опору, и каждый шаг, каждый такт, каждая пьеса – с боем, через завалы рока. При этом каждый шаг – к свободе. А какая у меня обложка к «Свободе» планировалась!

– Какая?

– Фото с сопки на Кольском полуострове, откуда шикарный вид на озера и море открывается и куда мы с огромным трудом поднялись, бросками метров по десять. И на фото – еще не на вершине! – я сижу почти совсем выдохшийся, спиной к объективу.

И все это вышло крошечным демо-тиражом, для своих, не для прибыли… пара сотен, что ли, экземпляров. А потом, в 2008-ом, «Свобода» вышла под названием «Открытый берег» – тоже абсолютно антикоммерческий релиз. (Через паузу.) Свобода – это не столько безоблачное счастье, сколько каторжный труд… В начале, так сказать, карьеры, когда рок меня вёл, казалось, что всё легко и гладко. А когда я стал его вести, быстро понял, насколько это неподъёмная вещь (смеется) – раз за разом сдирать с себя роковую шкуру, при этом оставаясь рокером.

– Могу ошибиться, но названия треков на «Открытом береге» не сильно-то роковые, а больше лиричные: «Когда пройдет зима», «Линия воды»…

– Да. Потому что «Северо-Восток» в большой своей части – это роковая лирика. И я уже давно перестал бояться ее делать… потому что и нравится, и получается. И играть стало легче поэтому, наверное

– Теперь давай о твоем общем с «АртБитом» деле.

– Дело такое: переиздать диск «In Folio» «Переменная Облачность».

А для этого его надо было поправить по звуку – вписать живые барабаны вместо электроники… Ну и, может, ещё что-нибудь совсем чуть-чуть… флейту, например, где-нибудь. Гитары трогать принципиально не стану. Что-то сейчас, может, по-другому сыграл бы – и, ясное дело, сыграл бы лучше… но не буду.

Понимаешь, у меня уже сколько лет ощущение, что всем этот альбом хорош, только недоделан, не доведен до точки. И раз уж судьба в лице «АртБита» дала шанс сделать это, я должен это сделать.

– И всё?

– В принципе, да. Если будут какие подробности, я про них в буклете напишу. Кому интересно, тот прочитает.

– Это ты так хитро его продвигаешь, продюсируешь?

– (Смеется .) Считай, что да.

Беседовал Дмитрий Филатов

Фото – из личного архива Сергея Седых

и с буклета переиздания «Переменной Облачности» (дизайнер Александр Медведев)

род. 21.08.1964
гитара, аранжировка, композиция, стихи, музыкальный руководитель

с 2005: гр. "Северо-Восток"
гитара, аранжировка, композиция, музыкальный руководитель, стихи

с 2009 по 2010: гр. "Мельница"
гитара

Родился в Москве 21.08.1964.
В 1981 г. закончил школу.
В 1987 г. закончил МИРЭА (с красным дипломом)
В 1986 г. пошёл учиться играть на гитаре в студию джаза "Москворечье", которая теперь называется Московским Колледжем Импровизационной музыки
(МКИМ http://www.mcim.ru).
С 1989 г. занялся преподаванием гитары там же, где учился (в МКИМ).
Ну и ещё много всего, что мало кому интересно.

Что я делал в музыке раньше?
1989-1990 - группа "Тайный Канал".
В это же время поработал в аккомпанирующем составе вокального квинтета п/у Наталии Овчаровой. Ну, это совсем махровый джаз был… Хотя, пели они классно!

1991-1992, а потом ещё 1995-1996 (кажется) - вместе с остатками Тайного Канала поработали в группе "Гелиос". Выпустили два CD. У меня даже есть один. Клип по MTV крутили, правда, не у нас - в Европе. У нас тогда MTV ещё не было.

С 1992 г. - начал заниматься проектом, который на своём втором концерте (март 1993) впервые выступил под названием IN FOLIO (http://www.in-folio.ru/), Всё это время увлекался фри-джазом и world music, выступал с разными музыкантами, но особенно тесно сотрудничал с Михаилом Жуковым и Саинхо Намчилак.

Был ещё один короткий, но запоминающийся эпизод - концерт с группой "Ария". Правда, это был всего один концерт, всего одна песня ("Кровь за кровь"), а ещё точнее - всего одно соло, ради которого меня и пригласили, но какой это был концерт! Тот самый - 1.06.2002 - с грандиозным шоу и симфоническим оркестром.

С 2005 года проект IN FOLIO преобразовался в Северо-Восток.

В 2008 году принял участие в подготовке и записи альбома "Дикие травы" группы Мельница. В 2009 и начале 2010-го гастролировал с Мельницей в качестве приглашённого соло-гитариста.

Ну, вот и всё, если не копаться в мелочах. Из всего этого самое интересное для меня в настоящий момент Северо-Восток

Чем я занят сейчас, кроме Северо-Востока?
- Всё так же веду курс гитары (джаз, рок) в МКИМ, а так же частным образом (http://www.in-folio.ru/mkim/lessons.html)
- Каждое лето со своими "Северо-Восточниками" (и не только) рассекаю волны северных морей и озёр - Северная Карелия, юг Мурманской области, Белое море.
Но это отдельный разговор.

P.S. Спасибо за фотку Сергею Луканкину (Корвину)

Список песен, в которых музыкант - автор музыки:

382-й "весёлый" (Москва-Мурманск)
Jemmie
В глубине материка
Ветер надо мной
Вниз по реке
Всадники
Для тебя
До дна
Доверься воде
Друг мой, ветер
За зелёными холмами
Иногда
Как пламя
Когда пройдёт зима
Лайда Остров
Линия воды
Небо в зените
От неба до неба (Наедине)
Открытый берег
Открытый берег (coda)
Переменная облачность