Фото 1900-x годов.
Фотоателье
"Rentz & Schrader"

Илья Ефимович Репин (24 августа 1844 года – 29 сентября 1930 года) художник-живописец.
Отец – Ефим Васильевич Репин (1804-1894) из семьи военных-поселенцев, занимался торговлей, принимал участие в трех военных компаниях, имел награды.
Мать - Татьяна Степановна Бочарова (1811-1880) занималась семьей, организовала небольшую школу, в которой занималась обучением детей и взрослых, шила шубы на продажу.
Первая жена – Вера Алексеевна Шевцова(1856 - 1919). Обвенчались в 1872 году. Было четверо детей: Вера (1872- 1948), Надежда (1874-1931), Юрий (1877-1954) и Татьяна(1880-1957). Развелись в 1887 году.
Вторая жена - Наталья Борисовна Нордман (1863-1914) . Сошлись с Ильей Ефимовичем в 1900 году и были вместе до ее смерти от туберкулеза.
Илья Ефимович Репин родился 24 августа (5 августа по старому стилю) в 1844 году в пригороде Чугуева в слободе Осиновке Харьковской губернии Российской империи (сейчас город Чугуев в Харьковской области Украины). В одиннадцать лет (1855 год) родители отдали его на учебу в корпус топограф в Чугуеве, а через два года в иконописную мастерскую к художнику Ивану Михайловичу Бунакову. В это время у него появляется желание поступить в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. К пятнадцати годам становится самостоятельным мастером, к нему приезжали заказчики со всей округи. В августе 1861 получает приглашение работать от иконописной артели, переезжающей из города в город, соглашается, и уезжает из дома.
Собрав денег для поездки в Санкт-Петербург, Илья Ефимович в 1863 году отправляется через Харьков в Санкт-Петербург, для осуществления свой давней мечты о поступлении в Академию художеств. Первое поступление было не удачным, и Репин устраивается на учебу в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Повторное поступление в Академию увенчалось успехом. К 1871 году Репин оканчивает Академию, уже имея известность, несколько наград и звание художника первой степени.
Окончание Академии дает Илье Ефимовичу право на шестилетнюю зарубежную поездку в качестве пенсионера Академии. Пенсионер или пансионер – ученик получающий содержание (пансион) от Академии для совершенствования. В пенсионеры попадали лучшие из лучших учеников, окончившие Академию с Большой золотой медалью. 29 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге открылась передвижная выставка, на которой была представлена работа Репина «Воскрешение дочери Иаира». Это было большим событием в жизни художников. За эту же картину он получил Большую золотую медаль.
В апреле 1873 года, Репин с семьей отправляется за границу. Он посетил Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, В октябре 1876 году возвращается в Чугуев. Проработав тут почти год, в сентябре 1877 года перебирается в Москву. В 1882 году, после долгих уговоров друзей, переезжает в Санкт-Петербург.
В 1884 году получает первый государственный заказ на картину и пишет «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве»
В 1894 году, уже имея широкую известность и звание профессора живописи, Репин начинает преподавать в живописной мастерской при Академии художеств. Педагогическая деятельность его продолжается до 1907 года.
В 1900 году Репин сходится с Натальей Нордман и переезжает жить с ней в поместье «Пенаты», расположенное в Куоккале в 44 километрах от Санкт-Петербурга (сейчас поселок Репино, в составе Курортного района Санкт-Петербурга). Здесь он начал писать мемуары. Сборник очерков «Далекое близкое» был подготовлен к печати в 1915 году, но вышел в свет в 1937.
В 1918 года Куоккала стала финской территорией и общение с прежними друзья осталось только по переписке. Предпринимались попытки уговорить Репина переехать в СССР, но он так и остался в Куоккале до самой смерти.
Умер Илья Ефимович Репин в возрасте восьмидесяти шести лет 29 сентября 1930 года в Куоккале и похоронен в «Пенатах» в выбранном им самим месте парка.
Автор таких знаменитых картин:«Бурлаки на Волге», «Письмо запорожцев турецкому султану», «Иван Грозный и его сын Иван».

5 самых известных картин Ильи Репина

5
самых известных картин Ильи Репина


Илья Репин до сих пор остается одним из самых знаменитых и выдающихся российских художников во всем мире. Он родился5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. С юности увлекся написанием картин, местные художники научили Илью владеть кистью и карандашом. Очень быстро талантливый парень стал самым известным иконописцем в округе, его приглашали работать в различные храмы. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала.

Он очень быстро становится знаменитым портретистом, но немалое внимание уделяет и историческим и социальным мотивам в творчестве. Постоянно развиваясь и совершенствуя мастерство, Репин никогда не считал себя великим. Все удачи не делали его зазнавшимся, а неудачи никогда не вселяли отчаяния. Простой человек, с собственным взглядом на жизнь, он просто всегда работал. До самых последних дней не выпускал из рук кисть.

Репин умер в Финляндии, куда переехал после того, как большевики пришли к власти. Хотя он и критиковал политику Николая Второго, коммунисты ему нравились не больше. Тем не менее, на родине его картины знали и любили. Коммунистические лидеры ставили его в одну линию с Толстым, Мусоргским и Римским-Корсаковым. Илья Репин олицетворял собой русскую культуру и искусство. Его не раз звали вернуться на Родину, но он отказывался, утверждая, что пока правят большевики, ему туда дорога закрыта.

За свою долгую жизнь Илья Ефимович написал множество картин, и мы сегодня вспоминаем самые известные из них.



«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - панно размером 2 метра на 3,5, было написано в период с 1880 по 1991 год. В картине Репин оживил историю написания знаменитого письма 1676 года, которое написали запорожские казаки в ответ на ультиматум султана Османской империи. Картина имеет историческое и культурное значение. Раскрыта способность Ильи Ефимовича передавать эмоции и историческую достоверность.




«Иван Грозный и сын его Иван» (Иван Грозный убивает своего сына) – картина была написана в 1883-1885 годах и очень не понравилась Александру III, была запрещена к показу. Лишь спустя три месяца запрет сняли. Тем не менее, картина осталась одной из самых выдающихся в истории искусства XX века.



«Бурлаки на Волге» - картина была написана в марте 1873 года. Над ней Репин работал долгих три года, стараясь максимально предать лица героев. Процессия движется из глубины, и можно увидеть перспективу, но, одновременно выделено каждое лицо, каждая эмоция.



«Крестный ход в Курской губернии» - хотя тема крестного кода является самой популярной в русской живописи, но только Илья Репин умел передавать толпу так явственно. Кажется, будто всех этих людей он и впрямь видел воочию. О каждом что-то знает. В его картине раскрываются характеры, социальные особенности. Толпа кажется единым целым и лишь при ближайшем рассмотрении отмечается индивидуальность каждого.




«Не ждали» - смелое изображение картины на революционную тематику. В ней раскрыто множество аспектов жизни. Революционер, наконец, возвращается в родной дом из ссылки. В нем борются сомнения и чувства, он не знает, как его примут в семье. Да и помнят ли они его? Наибольшее внимание художник уделял главному герою. Несколько раз он переделывал его лицо, пытаясь добавить драматизма. В итоге остановился на смятенном состоянии, в котором человек встречается с родственниками.

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом Украинском городе Чугуеве. Отец его был отставным военным, последним его поселением и стала Украина. Илья рано получил первые уроки рисования. Сначала он учился в местной школе военных топографов, а так же учился на частных занятиях у иконописца И.М.Бунакова. Уже в этом возрасте, с 1859 года Репин писал иконы на заказ.

В 1863 году в возрасте 12 лет Илья Репин перебирается в Петербург. Первым этапом была школа Общества поощрения художников, где он брал уроки у самого Крамского И.Н. Ну а в 1894 году Репин поступает в Академию художеств.
Первое время приходилось тяжело, денег едва хватало на еду. Зато показатели в Академии Репина были очень даже успешными. Практически во всех дисциплинах он был первым. В этот период Илья Репин поддерживает отношения с Крамским, который учил его пониманию искусства. На ряду с "программными" обязательными работами, Репин начинает рисовать в бытовом жанре, пишет портреты своей матери и брата.

Оказало влияние на творчество Репина русско-турецкая война. Под этим впечатлением он пишет "Проводы новобранца ". Это не банальное изображение батальных сцен. Репин подошел к проблеме через изображение крестьянской жизни.

Не оставили равнодушным его и революционные события. Многие его знакомые, в том числе художники-передвижники были вовлечены в действия. Картину Репина "Арест пропагандиста " не хотели допускать к показу. Дошло до того, что самого Царя уведомили о данной работе. Но все обошлось, выставка состоялась. В продолжении темы появляется "Отказ от исповеди ". Репин написал ее после того, как прочитал поэму Николая Минского "Последняя исповедь".

Самым сильным по своей революционной направленности стало произведение того времени "Не ждали ". На картине изображен революционер, вернувшийся домой из ссылки. Когда ее выставили на показ, картина преобрела невероятный успех, публика приняла восторженно.

Репин работал преимцщественно в историческо-бытовом жанре. Но критики счтали, что исторический жанр - совершенно не его стихия. Художник, как обычно, не собирался отступать. В следующих картинах "Запорожцы пишут письмо турецкому султану ", "Царена Софья в Новодевичьем монастыре " и "Иван Грозный и сын его Иван " большое внимание уделялось мельчайшим деталям, все было прорисовано очень конкретно. Но не смотря на всю историчность работ, перед взором они представали как вполне реальные объекты. Создавалось впечатление, что событие происходит перед твоими глазами и ты - непосредственный наблюдатель.

На создание картин у Репина уходило много времени, несколько лет. Лишь портреты он рисовал с легкой руки. Их он так же создал не мало. Очень любил рисовать Л.Н.Толстого ("Л.Н. Толстой на отдыхе в лесу ", "Л.Н. Толстой босой "), даже вылепил его бюст.
Последние годы жизни Репин провел на усадьбе Пинаты на берегу Финского залива поселка Куоккала. До последнего своего дня художник не выпускал кисть из рук. Из Пенат он продолжает отслеживать судьбу России, участвует в революционных протестах 1905 года. В это период он сближается с Горьким А.М. Появляется картина "М.Горький читает в Пенатах свою драму "Дети солнца" ".

Оставаясь поддержателем определенного стиля в письме, Репин все же вносит и современные нотки в свое творчество. Об этом свидетельствует его картина "Какой простор! ".

В начавшийся период революционных движений Репин приходит к переосмыслению своей жизни. Эти душевные метания сразу видны в его последующих работах - "Самосожжения Гоголя ", работы, посвященные Пушкину.

Репин писал: "Два типа гениев различаем мы в искусствах всякой эпохи. Первый гений - новатор… Второй гений - завершитель всесторонне использованного направления; натура многообъемлющая, способная выразить, в возможной полноте своего искусства, свое время; к оценке его накопляется большая подготовка - он ясен. Он заканчивает эпоху до полной невозможности продолжать работать в том же роде после него ".

В последние годы Репин создает свою самую религиозную картину "Голгофа ", в которой четко прослеживается трагизм художника. Илья Репин успевает поработать педагогом Академии художеств (ректор) и руководителем собственной мастерской.

В 1930 году 29 сентября художник скончался, оставив после себя наследие не только в виде работ, но и ту идеологию, которую Репин нес в массы.


На отделении топографии. После закрытия отделения по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову, где Илья проработал около четырех лет.

В 1863 году после неудачной попытки поступления в Академию художеств Репин стал учиться в частной рисовальной школе, где преподавал художник Иван Крамской.

Мемориальные музеи Репина также были открыты в 1969 году на Украине в городе Чугуеве, где живописец гостил у родителей с 1876 по 1877 год, в 1988 году — в Белоруссии в усадьбе "Здравнево", где художник проживал с 1892 года.
Илья Репин был дважды женат . Его первой супругой была дочь преподавателя рисования и черчения императорской Петергофской гранильной фабрики Вера Шевцова. В 1887 году они расстались.

Второй раз художник женился в 1899 году на писательнице и фотографе, адмиральской дочери Наталье Нордман-Северовой, которая ради брака с Репиным порвала со своей семьей.

От первого брака у Ильи Репина было четверо детей — три дочери Вера (1972-1948), Надежда (1874-1931) и Татьяна (1880-1957), сын Юрий (1977-1954).

Сын пошел по его стопам, окончил Академию художеств. С 1903 года работал вместе с отцом, участвовал в выставках Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. Юрий Репин писал портреты, картины на евангельские сюжеты, но более всего преуспел в исторических и батальных работах, за которые был награжден несколькими премиями. В 1930-е годы стал иконописцем.

Старшая дочь Вера была артисткой Александринского театра, в 1922 году переехала в отцовское имение "Пенаты", где стала полноправной хозяйкой, взяв на себя все бытовые заботы.

В течение нескольких месяцев перед смертью отца все дети жили в "Пенатах". После кончины Репина его вторая дочь Надежда, имевшая слабое психическое здоровье, умерла в 1931 году. Вера и Юрий переехали в Хельсинки, а Татьяна с семьей в эмигрировала во Францию.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Великий реалист. Живопись Репина знаменовала взлёт русской реалистической школы.

Родом из семьи военного поселенца. Военными поселенцами считались крестьяне в мирное время работающие на земле, но в случае необходимости призывались на службу. Сам художник говорил о военных поселенцах, как о людях презираемых, находящихся на положении рабов. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Когда школа была закрыта, из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И. Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях.

В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Он проходит подготовку в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где и познакомился с молодым, знаменитым И.Н. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Крамской ввёл своего ученика в среду, где обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны. Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории. Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру.

В 1864 году сбылась мечта молодого художника, он сдаёт вступительный экзамен и поступает в Академию художеств. Репин был образцовым студентом. Глубоко изучал академические дисциплины как: рисунок, перспектива, анатомия.

В 1869 году Репин получает малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». В 1871 за выпускную работу «Воскрешение дочери Иаира» - Большую золотую медаль.

Да, с одной стороны Репин по требованиям академии писал картины на библейские темы, но с другой, в это же время он пишет картину, сделавшую его известным в Европе. Это были «Бурлаки на Волге» (1870-73), картина была показана на международной выставке в Вене.

Илья Ефимович Репин женился в феврале 1872 года на дочери архитектора Вере Шевцовой. В конце того же года у них родилась дочь. Несмотря на то, что в их семье родилось ещё трое детей, семейный брак не был счастливым. Вера покинула мужа, узнав, что у него есть другие женщины, в 1884 году.

С 1873 по 1876 год Репин обучается за границей в Европе. Он был в Париже, посетил Италию и Англию. Обучение проходило за счёт Академии художеств. В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов в Париже. Репин был восхищён колоритом и светом новой живописи, но он не нашёл в ней социального смысла.

После возвращения в Россию Репин на год едет в родные места, Чугуево, где работает над картинами, сразу над несколькими полотнами, работает медленно и вдумчиво.

В 1877 русский художник снова в Москве, навещает Абрамцево подмосковное имение известного мецената Савы Морозова. Знакомится с Павлом Третьяковым.

В 1882 году Репин переезжает в Петербург. В это время он много ездит по России, набираясь новых впечатлений. Он был на Украине, в Курской губернии, на Кавказе.

Жизнь Ильи Ефимовича Репина была благополучной, недостатка в средствах он не испытывал. В 1891-92 годах организовал персональные выставки в Москве и Петербурге, которые пользовались большим успехом.

В сентябре 1894 года Репин становится профессором Академии художеств и начинает свою педагогическую деятельность. Студенты души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили о нём тёплые воспоминания. Репин продолжал писать картины, участвовал в общественной жизни страны. Так он внёс пожертвование в помощь голодающим деньгами, полученными от продажи картины в 1896 году. Он критически относился к царскому режиму, говорил о том, что странна управляется «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти».

В 1907 году профессор Репин покидает Академию.

В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой. Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В 1917 году, после Октябрьского переворота, Финляндия заявила о своей независимости, таким образом, Репин оказался в эмиграции. Однако в Советской России он оставался «своим». В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Умер русский художник в Пенатах. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Пенаты были превращены в мемориальный музей. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Восстановлен в 1962 году. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.

Известные произведения Репина Ильи Ефимовича

Картина И.Е. Репина «Садко в подводном царстве» написана русским художником в 1876 году и находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Собственно эта картина являлась заказом великого князя Владимира Александровича. Репин сделал наброски в 1873 году, а закончил её в Париже, в 1876 году во время трёх дневного вояжа. Благодаря именно этому своему произведению Репин стал академиком живописи.

Садко – главный герой картины – известный персонаж новгородских былин. Из былин Садко разбогатевший государь, который снарядил торговые корабли, замерли они во время штиля, а Садко по жребию опустился на дно моря, как жертва Морскому царю. Повидав великое множество морских чудес, Садко женится по желанию Морского царя на девице Чернаве, сделав выбор по подсказке Миколы Угодника. На картине изображён момент выбора невесты.

Чернава скромная девушка, скрыта в углу, на фоне представленных красавиц для женитьбы. Садко стоит на дне и любуется проплывающими мимо него красавицами. Крамской говорил о необычайно глубокой фантазии этого полотна. Из фольклора известно, что богатства Садко принесла золотая рыбка, её мы видим на заднем плане картины. Садко изображён в богатых одеждах с гуслями.

Портрет М.П. Мусоргского (1881) находится в Третьяковской галерее, в Москве. Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – великий русский композитор, автор опер «Борис Годунов», «Хованщина». Судьба композитора трагична, он страдал алкоголизмом и в 1881 году был помещён близкими друзьями в больницу. В это время, с 14 по 17 марта Репин пишет его портрет, а 28 марта Мусоргский в возрасте 42 лет умирает.

Портрет абсолютно реалистичен, он показывает состояние композитора в физических и душевных муках, в то же время передаёт силу духа портретируемого. Портрет необычайно жизненен, невероятно похож и передаёт натуру, характер, весь облик Мусоргского, а ведь написан всего за четыре сеанса. Печальный взгляд Мусоргского, но в то же время полное достоинства лицо, он мужественно принимает то, что его ожидает. Всклокоченные волосы, больничный халат драматизируют картину. Нос указывает на недуг композитора, ставший причиной его гибели. И это не скрывает Репин.

Картина «Крёстный ход в Курской губернии» написана И.Е. Репиным в 1880-83 годах и хранится в Государственной Третьяковской галерее. Курская губерния в ту пору славилась крёстными ходами, на одном из них и побывал Репин. Так он написал картину, которая была завершающим полотном в жанровой живописи Репина. Картина эта, по сути, является энциклопедией русской жизни, на ней изображена различная фактура виртуозно и мастерски, колорит поражает тонкостью цвета и оттенками. Репин смог точно подметить позы изображаемых людей. Картину «Крёстный ход в Курской губернии» купил Третьяков, однако сказал о том, что на ней нет ни одного приятного лица. На что Репин, как реалист, отвечал: «Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней “приятных” лиц?..»

В середине процессии, прижимая к груди икону, важно «плывёт» разряженная помещица, явно осознавшая своё превосходство над другими. Рядом с ней шествует отставной военный (несколько шаржированный), самодовольный подрядчик и грубый деревенский староста, отгоняющий палкой простых людей. Справа – нарядно одетые крестьяне несут украшенный лентой фонарь – они преисполнены всей серьёзностью ситуации, верующие. Полицейский конный замахивается нагайкой на провинившегося крестьянина. Священник в парадной рясе идёт, размахивая кадилом. Он тоже серьёзен, хотя заметно, что больше всего в происходящем, ему нравится он сам. На переднем плане почти «летит» вперёд калека-горбун, истово верующий в чудесное исцеление. Его отгоняет в сторону один из десятских, цепью окруживших крёстный ход. В набросках Репин изображал лицо горбуна в муках и страдании. В конечном варианте оно одухотворённое.

Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» написана И.Я. Репиным в 1878-91 годах, её можно увидеть в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Более десяти лет русский художник работал над этой картиной, внося изменения в композицию картины, уточняя её историческое содержание. В 1676 году разгневанный на казаков за истребление его 15-тысячного войска турецкий султан Махтуд IV повелел им сдаться и стать его подданными, грозя уничтожением казаков. На что получил насмешливое письмо. Репин запечатлел момент написания письма. Этот сюжет написан Гоголем в повести «Тарас Бульба». Репин дважды ездил на Украину, чтобы написать это полотно. Он пишет о казаках, как о народе свободы, равенства и братства.

Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожец в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»). Гоголевский Андрей мягко улыбается. Тут же израненный с презрительным, решительным взглядом запорожец. Обнажённый до пояса казак с крепкой «бычьей» шеей во многом символизирует «физический» и «нравственный» характер запорожской вольницы. Над письмом склонился предводитель казаков. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рождённой» издевательской фразой.

Шедевр И.Е. Репина – картина «Не ждали»

Широко известное и признанное произведение И.Е. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. Зритель становится участником происходящего. В картине интересно решена проблема пространства смежных комнат и пересекающихся взглядов её героев. Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю. Люди изображены в группах, разделённых пространством, используется боковое освещение. Вернувшийся революционер смотрит вопрошающим взглядом на свою мать, его худое лицо практически в тени, что подчёркивает впалость глаз. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Репин изобразил детей: дочь, не помнящая отца испугана, а мальчик преисполнен радостью и волнением. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.

  • Отказ от исповеди

  • Бурлаки на Волге