Дом-музей Цветаевой в Москве официально открылся в 1992 году при активной помощи общественности и инициативной группы известных деятелей культуры. Событие было приурочено к 100-летней годовщине со дня рождения поэтессы. Он располагается в центральной части города, в бывшем доходном двухэтажном доме середины XIX века в Борисоглебском переулке. В одной из его квартир с 1914 по 1922 год Цветаева жила со своей семьей.

Дом музея Цветаевой в Москве

Первые упоминания о земельном участке относятся к середине XIX века. В документах есть запись о том, что в 1844 году его владелицей числилась г-жа Т. Арцыбашева. Доходный дом на четыре квартиры возвели спустя 18 лет по проекту известного московского архитектора А. А. Никифорова. Общее домовладение включало несколько построек с внутренним двором, колодцем и хозпомещениями. Лишь два дома выходили на красную линию, а въезд внутрь двора ограждали чугунные ворота.

В 1875 года хозяином здания стал однофамилец Цветаевой. В дальнейшем им владело еще несколько человек. Поэтесса вместе с мужем и двухлетней дочерью вселилась в квартиру № 3 в 1914 году. Апартаменты включали отдельные комнаты для супругов, большую детскую, гостевую, столовую, кухню, помещения для прислуги и мансарду.

После революции жильцов «уплотнили», превратив семейное жилище в коммуналку. Дом не отапливался, и Марине Ивановне приходилось топить буржуйку своей мебелью из красного дерева. В 1922-м она вместе с дочерью покинула родину. Незадолго до этого Цветаева была признана «не ответственным съемщиком», поэтому получила отказ в праве проживания по адресу Борисоглебский переулок, 6.

При проведении ремонтных работ в 1962 году фасад лишился лепного декора, поверх паркета уложили дощатый настил, а часть дома, где когда-то была детская комната, — демонтировали и отстроили заново. Через полтора десятка лет власти заговорили о сносе здания, а еще через два года жильцов из коммуналок расселили, кроме одного квартиросъемщика — Н. И. Катаевой-Лыткиной. Она не только категорически отказалась выехать из дома, но и приложила максимум усилий в борьбе за его сохранность. При поддержке общественности здание удалось спасти, а в 1986-м его арендовала Городская библиотека им. Некрасова. Надежда Ивановна, стоявшая у истоков создания музея Цветаевой, прослужила в нем вплоть до своей смерти в 2001 году.

В настоящее время музей полностью занимает здание. На первом этаже выставляются регулярно сменяющие друг друга временные экспозиции. На уровне цоколя расположен гардероб и книжно-сувенирная лавка. Экспозиционное пространство начинается с гостевой комнаты. Основная часть музейной коллекции размещена на втором этаже. В нее входят рукописи поэтессы, архивные фотоснимки ее семьи, родных и наиболее близких друзей.

Несколько компактных помещений на третьем уровне детально воспроизводят интерьеры начала XX века, обстановку квартиры семьи Цветаевой. Отдельный зал посвящен периоду службы в Белой армии ее супруга Сергея Эфрона.

Интерьер мемориальной квартиры

Обстановка в доме приближена к типичным для дореволюционной эпохи московским квартирам. Большая часть утраченной мебели заменена аналогами. В гостевой комнате размещены антикварные предметы, к которым поэтесса проявляла интерес. Самое просторное и светлое помещение отведено под детскую. Здесь можно увидеть любимое зеркало Марины Ивановны, шкаф с книгами из семейной библиотеки. В малой гостиной стоит схожий с «цветаевским» рояль (оригинал после революции продали). В квартире есть кабинет поэтессы с письменным столом, шарманкой, граммофоном и живописью. Комната Сергея Эфрона посвящена его военной карьере, а кухня — его родителям.

Панорама кабинета М. Цветаевой

В 2017 году, к 125-летнему юбилею Марины Цветаевой, для посещений были открыты дополнительные площади, частично обновлена экспозиция и создана навигационная система, упрощающая передвижение по залам. Помещения пронумеровали, добавили информацию о структуре здания и его жильцах. Бо́льшая часть знаков выполнена из белого камня, надписи и план сделаны контрастным цветом.

История музея Цветаевой в Борисоглебском переулке

Одним из инициаторов открытия мемориальной квартиры поэтессы в Москве был известный российский культуролог, филолог и искусствовед, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Благодаря его усилиям, в 1990 году удалось решить вопрос создания Культурного центра «Дом Марины Цветаевой», а через два года — открыть музей.

Огромную роль в создании зарубежного собрания сыграло обращение Лихачева к русским эмигрантам и их потомкам, проживающим в Европейских странах. Его просьба о возвращении в Россию сохраненных реликвий, связанных с именем Цветаевой и других поэтов, вынужденно покинувших родину, была услышана. Откликнувшиеся на призыв академика высылали рукописи, автографы, изданные за рубежом прижизненные сборники русских авторов и эмигрантскую периодику.

Экспозиции Дома-музея Марины Цветаевой

Сегодня музейные фонды насчитывают 45 тысяч единиц хранения. Они разделены на семь тематических групп, в которых представлены:

  • документы и письма;
  • мемориальные вещи;
  • фотографии;
  • живопись;
  • скульптурные произведения;
  • графические работы;
  • книги, журналы и другие печатные издания.

По сути, экспозиция объединяет два объемных раздела. Один из них посвящен биографии поэтессы и ее современников, другой рассказывает о жизни и творчестве русских эмигрантов 1917-50 гг. Две линии нередко переплетаются и дополняют друг друга, давая максимально объемное представление о «цветаевской» эпохе. В музейном собрании есть материалы, освещающие судьбу Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Константина Бальмонта и многих других.

Настоящими жемчужинами постоянной экспозиции московского Дома-музея Марины Цветаевой являются:

  • любимое платье поэтессы, о котором упоминала в своих заметках ее дочь Ариадна. Оно было куплено в 1922 году в одном из универмагов Берлина;
  • клипсы из конского волоса, окантованного желтым металлом. Были приобретены Мариной Ивановной на Колониальной выставке в Париже в 1931 году, где она побывала вместе с сыном Георгием;
  • кукла-мулат — одно из новых поступлений. Она, видимо, была куплена «с рук» в эмиграции для Ариадны. На керамической голове куклы сохранилась дата отливки — 1894 год;
  • браслет, подаренный поэтессой своей золовке — Елизавете Яковлевне Эфрон, ставшей впоследствии хранителем семейных архивов Эфрон-Цветаевых;
  • старинная ваза из фаянса, случайно обнаруженная в чердачном чуланчике дома-музея, и т. д.

Архивная коллекция «Русское Зарубежье» насчитывает более 22 тысяч экспонатов. Она считается наиболее полной среди аналогичных собраний, представленных на территории России. Архив можно посетить в определенные дни и часы.

Дополнительные услуги

В музейной структуре есть научная библиотека и концертный зал. В доме проводятся лекции, спектакли, музыкальные выступления, презентации, литературные чтения и научные конференции на «цветаевские» темы. Сотрудники организовывают временные выставки и предлагают принять участие в авторских и обзорных экскурсиях. Есть детские программы.

На сайте музея Цветаевой в Москве можно найти краткие анонсы архивных и актуальных выставок, а также узнать периоды их проведения.

Режим работы

Для посетителей двери мемориального дома открыты ежедневно с 12:00 до 19:00, кроме понедельника и санитарного дня (последняя пятница каждого месяца). По четвергам музей принимает гостей до 21:00. Кассы закрываются за 15 мин. до окончания работы.

Посещение архива «Русское Зарубежье» возможно с 12:00 до 17:00 по вторникам, средам и четвергам.

Обзорные экскурсии проводятся без предварительной записи:

  • в четверг — с 19:00;
  • в субботу и воскресенье — с 12:30.

Остальные экскурсии нужно предварительно заказывать по указанному выше номеру телефона. Пешеходные туры осуществляются с мая по сентябрь.

Цены

Полный билет стоит 200 руб., льготный (для пенсионеров, школьников и студентов) — 100 руб. Бесплатный вход — детям до 7 лет и всем посетителям, пришедшим в 3 воскресенье месяца.

  • для взрослых — 400 руб.;
  • для учащихся и пенсионеров — 200 руб.

Участие в групповой пешеходной экскурсии (5-20 человек) стоит по 500 руб.

«Семейный билет» за 1200 руб. предоставляет возможность получить экскурсионное обслуживание в течение 45 минут в группе до 4 человек.

.

В столице РФ работают мобильные службы такси Uber, Gett, Яндекс. Taxi, Maxim, Такси-Класс, Standard, TaxiContact и др.

Мемориальный культурный центр знаменитой поэтессы Серебряного века «Дом-музей Марины Цветаевой» находится в центральной части Москвы. Открытие музея состоялось в 1992 году в Борисоглебском переулке благодаря общественности и неравнодушным людям.

История дома

Дом, в котором сейчас находится музей Марины Цветаевой, был выстроен еще в 1862 году. Здание является прекрасным примером уютной русской усадьбы. Внутренняя планировка помещений довольно нестандартна: небольшие комнаты, узенькие коридоры, множество лесенок. Поэтесса поселилась здесь с мужем и дочкой в 1914 году. Вскоре она познакомилась с другими поэтами Серебряного века: с Софьей Парнок и Осипом Мандельштамом, который влюбился в Марину.

Три последующих года стали самыми счастливыми для семьи поэтессы, но в 1917 грянула революция, а за ней пришли неустроенность, нищета, холод и голод. Рождается вторая дочь, а муж Цветаевой уезжает в Ростов, где собирается добровольческая армия. Новые власти превращают дом в общежитие, красивая мебель рубится на дрова, а семья поэтессы перебирается на кухню – в самое теплое место. Вскоре дела женщины с двумя детьми стали столь плохи, что она была вынуждена отправить дочек в приют, где одна из них умирает. Не в силах переносить наступившую безысходность, в 1922 году Марина Цветаева с выжившим ребенком уезжает за границу, а дом становится коммуналкой и постепенно разрушается.

В 1979 году совершенно ветхий дом собираются снести, но его спасает обычная женщина, жившая в нем. Надежда Катаева-Лыткина просто отказалась съезжать, и несколько лет «держала оборону» в аварийном доме, невзирая на то, что все остальные жители давно его покинули. Мужественную женщину поддержали в этой борьбе с бюрократами общественные организации, таким образом, усадьбу спасли. В 1990 году в мэрии был зарегистрирован Культурный Центр дом-музей Марины Цветаевой. А несгибаемая последняя жительница дома стала первым директором дома-музея.

Экспозиция музея

Экспозиция дома-музея повествует о судьбе Марины Цветаевой и ее домочадцев. В этом же доме расположены Научная библиотека, Архив Русского Зарубежья, зал для концертов и «Кафе поэтов». На нижнем этаже музея обустроились кассы и выставочные залы для временных экспозиций. В цоколе – гардероб и киоск с книгами Цветаевой. Этажом выше хранятся фотографии и рукописи. В жилых помещениях восстанавливается интерьер и дизайн таким, как он был во времена Марины Цветаевой.

На третьем этаже музея расположились маленькие помещения с низкими потолками. Здесь в нескольких комнатах тоже воспроизведены интерьеры тех лет, а некоторые – стали выставочными залами с памятными экспонатами, фотографиями и подлинными письмами семьи поэтессы. Есть отдельный зал, повествующий о белогвардейце Сергее Эфрон – муже поэтессы.

В доме-музее Марии Цветаевой хранится Архив Русского Зарубежья. В нем множество рукописей и личных фондов Адамовича, Куприна, Бунина и многих других писателей.

В доме-музее есть библиотека, в которой представлены книги на разных языках, связанные с именем Цветаевой. Дважды в год здесь проводятся Культурологические чтения и Международные Цветаевские конференции. В уютном Концертном зале музея часто проходят вечера писателей, презентации их книг и научных трактатов, встречи с художниками и музыкантами. В выставочном зале постоянно проводятся художественные и профильные выставки, а поэты и любители русской словесности собираются в «Кафе поэтов». Творческая жизнь в доме-музее кипит, и незримый дух великой поэтессы Марины Цветаевой витает в ее земной обители, где она провела самые счастливые и самые несчастные мгновения своей жизни.

В музее хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, а также археологические экспонаты из более чем ста стран.

Музей возник в 1918 году на волне интереса советской власти к сохранению мирового наследия: за пять послереволюционных лет было открыто более 250 музеев по стране. На тот момент в фонд Музея Востока, или Ars Asiatica, как он тогда назывался, вошли восточные коллекции Национального музейного фонда, музея бывшего Строгановского училища, ковровых и антикварных магазинов, складов «Северной компании». Со временем музею передали свои восточные коллекции Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Политехнический музей и многие другие. Также фонд значительно расширялся благодаря частным собраниям, закупочным и археологическим экспедициям. Многие экспонаты были переданы в дар музею входящими в состав СССР республиками и союзными странами. Особое место в постоянной экспозиции советского периода занимал раздел «Образ вождей пролетарской революции в искусстве нацреспублик». В частности, можно было увидеть, как в творчестве художников советского Востока раскрывается образ Ленина.

Окончательное местоположение музея и его коллекции было определено не сразу. Среди бывших залов Музея Востока − дом Гиршмана у Красных ворот, Исторический музей, Строгановское училище, Цветковская галерея на Кропоткинской набережной и здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле.

Сегодня древнейшая китайская керамика II тысячелетия до н. э. соседствует здесь с традиционными ритуальными предметами из Бурятии, которые неопытному глазу кажутся такими же древними, как и китайские, но на деле созданы не более ста лет назад. Это создает иллюзию, будто на Востоке время идет иначе, а где-то и вовсе остановилось. На одном этаже можно увидеть шедевр мирового значения − ворсовый шелковый ковер из Индии XVII века − и современный шерстяной ковер из Афганистана, где в традиционный узор совершенно естественно вплетены изображения танков и автоматов Калашникова. Если понятие «дизайн» применимо к древности, то за тысячи лет в азиатском дизайне мало что изменилось.

Каждый зал или группа залов музея посвящены отдельной стране или региону Востока: таким образом, начав с Ирана, вы заканчиваете путешествие в Казахстане, успев осмотреть щит из кожи носорога в Индии, гигантские маски для буддистской религиозной мистерии Цам в Монголии, японские боевые мечи катана, китайские баночки для сверчков, индонезийский теневой театр, рукописную книгу на пальмовых листьях в Лаосе, ковры Кавказа и вышивки сюзани в Узбекистане. В японском зале представлена уникальная фигурная композиция: белоснежный орел на сосне на фоне ширмы с изображением бушующего моря. Фигура орла выполнена в сложнейшей технике комбинированной сборки: туловище и крылья изготовлены из дерева, а оперение состоит из 1500 отдельных пластин слоновой кости. Но особенно интересно то, что эта композиция была привезена в Россию в 1896 году в качестве подарка Николаю II по случаю его коронации от японского императора Мэйдзи. Самого императора в составе делегации, прибывшей в Россию, не было, императорскую семью представлял принц Саданару Фушима. У всех ваз, кувшинов, мечей и ковров, у каждого предмета своя история. И у этих историй есть хранители. В научно-исследовательском институте при музее работает более 300 специалистов.

По-настоящему неожиданным после такого путешествия по традиционному Востоку становится последний зал живописи Кавказа и Средней Азии, где особого внимания заслуживают работы крупнейших мировых художников XX века Нико Пиросмани и Мартироса Сарьяна.

Этот дом на 4 квартиры построили в 1862 году для жены отставного подполковника А.Д. Сабко. Вскоре здание купил коллежский асессор А.А. Цветаев - нет, не родственник, просто однофамилец. Затем домом владели Вильсоны, Родионовы, Балашовы, Дмитриевы.

Марина Цветаева провела здесь и самый счастливый, и самый тяжелый периоды жизни. Она буквально расцвела после рождения дочери, но в 1917 году жизнь резко изменилась: голод, холод, нищета, неустроенность. В апреле родилась вторая дочь, а в январе 1918 года Эфрон уехал в Добровольческую армию. Вскоре его след оборвался.

Дом в Борисоглебском переулке стал общежитием, и Марине Цветаевой с дочерями досталась кухня. Чтобы выжить, пришлось рубить на дрова стулья и шкафы красного дерева, обменять рояль на пуд черной муки, варить кашу на воде и пустые похлебки в самоваре. Бумагу тоже нужно было экономить, и Цветаева писала стихи на обоях. В попытке спасти дочерей от нищеты, голода и безысходности, она отдала их в Кунцевский приют. Там в 1920 умерла от голода младшая, Ирина.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1921 году Марина Цветаева узнала, что ее муж в Константинополе. Но она с дочерью Алей отправилась за границу. Семья собралась уже в Болшево.

Дом в Борисоглебском переулке в советские годы оставался коммуналкой. Он постепенно ветшал, но о ремонте не было и речи. В конце 1930-х здание даже планировали снести, но помешала Великая Отечественная война.

О сносе вспомнили вновь в 1979 году. Все уже было готово: жильцов выселили, выключили воду и электричество. Но дом спасла Надежда Катаева-Лыткина: она просто отказалась съезжать. Несколько лет она в промерзающем полуразрушенном доме сохраняла культурное наследие для потомков. Ее поддерживали деятели науки и культуры - Д. Лихачев, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.

Наконец в 1990 году дом признали памятником, отремонтировали, и восстановили интерьеры. А в 1992 открылся культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой» и мемориальный музей Марины Цветаевой. Научным руководителем стала Надежда Катаева-Лыткина.

А вы бы хотели дополнить рассказ о музее Марины Цветаевой в Москве?

Поклонники творчества великой поэтессы Марины Цветаевой, конечно же, знают о ней все. Время от времени они посещают ее жилище, чтобы еще раз взглянуть на те мелочи, которыми она пользовалась в повседневной жизни. Сегодня организован в Марины Цветаевой. Он является государственным и российской столицы.

Информация о музее

Он располагается по адресу: Борисоглебский переулок, дом 6. Дом-музей Цветаевой в Москве в разные дни недели работает по разному графику. По понедельникам здесь выходной, по вторникам, средам, пятницам, а также в субботу и воскресенье центр работает с полудня до 7 вечера, в четверг - на 2 часа дольше, то есть до 21.00. Последняя пятница месяца также является выходным днем.

Открытие

Музей Марины Цветаевой в Москве, который является был открыт в 1992 году в день 100-летия поэтессы. Идея основать такой культурный центр принадлежит как общественным организациям, так и частным лицам, в частности Д. Лихачёву. Благодаря экспозиции музея мы узнаем о жизни и быте членов семьи поэтессы и самой Марины Ивановны. В здании музея также находится русский и зарубежный ее архивы, научная библиотека, "кафе поэтов" и концертный зал, где проводятся литературные вечера. С 2016 г. Е. И. Жук была назначена директором музея Цветаевой в Москве.

История

В этом доме великая поэтесса жила в годы своей молодости - с 1914 по 1922-й. С ней здесь проживали и другие члены ее семьи. Этот дом был построен в середине 19 века, в 1862 году, в архитектурном стиле классицизма. У него было 2 этажа, на которых размещались 4 квартиры. Позже под одним и тем же адресом было построено еще несколько строений (четыре жилых дома и хозяйственные постройки), которые объединялись зеленым двором, в углу которого имелся колодец. Все это находилось за чугунными воротами. Доходный дом, в котором снимала жилье семья Цветаевых, имел своеобразную архитектуру, особенно в интерьере: множество лестниц, узкие коридорчики, уютные комнаты и т. д. Те, кто собирается в музей Цветаевой в Москве, могут увидеть это собственными глазами.

Годы жизни в Борисоглебском переулке

М. И. Цветаева, ее муж С. Я. Эфрон и дочь Аля поселились здесь в начале осени 1914 года. Они жили очень тихо и мирно. В 1915-м Марина Ивановна познакомилась с Софьей Парнок - поэтессой, а еще через год с Мандельштамом, у которого сразу же после знакомства вспыхнули к ней чувства. Ее муж либо ничего не замечал, либо делал вид. Он боготворил свою жену.

1916 год был очень плодотворным для поэтессы. Ее стихи ежемесячно печатались в «Северных записках». Этот период был также самым счастливым в ее жизни. Она после рождения дочери расцвела по-особенному, носила платья в пол, украшая их аксессуарами из янтаря и аметиста.

Но идиллия ее семьи была разрушена войной и революцией, которые несли за собой голод, нищету, холод. В апреле 1917 года она родила вторую дочь, которую родители назвали Ириной. В январе 1918 г. муж поэтессы Эфрон уходит добровольцем в армию и пропадает на несколько лет. Дом, в котором они жили и который сегодня является музеем Цветаевой в Москве, превращается в общежитие. Им оставляют несколько комнат и кухню.

Чтобы обеспечить дочек теплом, Марина Ивановна вынуждена рубить всю мебель: стулья, шкафы, полки. Все вместе они устраиваются на зиму в кухне, чтобы хоть как-то согреться. Она меняет любимый рояль на муку низкого сорта, из которой варит кашу. Бумаги для творчества ей не хватает, и она начинает записывать свои сочинения на обоях. В какой-то момент Марина Цветаева, думая о своих невинных крошках, отдает их в Кунцевский приют. Это решение ей дается с трудом, но ведь так они будут хотя бы накормлены. Но маленькая Ирина, оставшись без материнского присмотра, умирает.

В 1921 г. поэтесса узнает, что ее муж жив и он находится в Стамбуле (Константинополе). В то же время до нее доходит весть о смерти Блока и Гумилева. Через год, забрав Алю из приюта, она уезжает за границу.

За годы советской власти этот в прошлом симпатичный дом оставался большой коммунальной квартирой. Естественно, никто за ним не ухаживал, и он все ветшал и ветшал, разрушался, в итоге потерял свой былой облик. Для властей он не представлял какой-либо культурно-исторической ценности. В 1930-м даже шли разговоры о его сносе. Потом была Отечественная война, и об этом и речи не могло быть. В 1979 году вновь заговорили о том, что дом, в котором когда-то жила М. Цветаева, должен быть снесен. Было вынесено официальное решение, жильцов выселили, выключили воду и электричество. И вот одна из жильцов, а именно Надежда Катаева-Лыткина отказалась съезжать оттуда, и процесс пришлось приостановить. Дом был спасен.

Идея о создании музея Цветаевой в Москве

В годы перестройки несколько общественных организаций стали бороться за то, чтобы у великой русской поэтессы был собственный музей, и лучшего места для этого, чем дом, в котором прошли ее самые счастливые годы, невозможно было найти. Однако идею эту получилось осуществить только после распада Советского Союза в 1992 году.