Строительство медресе было начато в 1417 году по распоряжению правителя государства Тимуридов Улугбека, внука Тимура. Это было второе медресе, построенное Улугбеком и носящее имя своего создателя (первое находится в Бухаре, а третье – в Гиждуване). Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории принесло городу славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части центральной площади города Регистан, напротив несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а в начале XVII века на их месте появились два других медресе - медресе Шердор и Тилля-Кари, образовавшие дошедший до наших дней целостный архитектурный ансамбль.

Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их такие из""вестные учёные как Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи, а также сам Улугбек.

Архитектура
Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где проживало более сотни студентов. Задняя сторона двора была занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагались четыре минарета.

Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики. Порталы-айваны с трёх оставшихся сторон были меньшего размера, задний портал служил входом в мечеть. Эти порталы несут чисто декоративную функцию. Их задача - произвести впечатление монументальности и величия, достигаемое за счёт преувеличенно больших размеров дверных ниш.





Медресе Улугбека является крупнейшим исторически сохранившимся учебным заведением Средней Азии. В нем помимо изучения религии, проводились лекции по философии, астрономии и математике. Всего существуют три Медресе Улугбека, построенные Мухаммедом Тарагаем, которого еще в юности прозвали Улугбеком ("великий хан").

Медресе в Бухаре

В 1417 году в столице среднеазиатского ислама Улугбек построил первое свое Медресе. Бухарское медресе по размеру сравнительно не велико, однако имеет необычные формы. Это медресе отличает строгость пропорций и сдержанный декор. Основу декора – это яркие майоликовые плитки и выкладки из глазурованных кирпичей. Двухайванный квадратный двор окружается худжрами в два этажа (кельями для студентов), мечетью и купольными залами аудиторий.

В школах Медресе изучали геометрию, арабский язык, религиозные предметы и астрономию с утра до вечера 80 студентов. Учеба длилась порядка 15-20 лет и многие учащиеся из Медресе пополняли ряды восточных поэтов и мыслителей.
На данный момент в медресе находится Музей истории реставрации.

Медресе в Самарканде

Медресе было построено 1417-1420 годах. Это самое прекрасное строение, возведенное им. Гордые громады древних башен и стен Улугбека возвышаются на площади Регистан, являющейся главной архитектурной достопримечательностью Центральной Азии.

Медресе двухэтажное, имеет квадратную форму с четырьмя айванами-дарсхона, четырьмя стройными минаретами, четырьмя высокими куполами и террасами для занятий в жаркую погоду. Каждая из 48 худжр делится на две комнаты, предназначенные для двух студентов. Освещались худжры масляной лампой.

В декоре применялись три цвета: синий, белый и голубой, что характерно для самаркандских мастеров. Главный фасад, обращенный на площадь Регистан, имеет величественный портал.

Студентов в Медресе было свыше ста. Тут работал Улугбек, а площадь Регистан являлась своеобразным центром мудрости. Сегодня на площади проводятся праздники и фестивали, а в будни работают лавочки и мастерские.

Гиждуванское Медресе

Это третье медресе, построенное в 1432-1433 годах. Гиждуван в старину был в числе крупных селений на Великом шелковом пути. Здание медресе здесь больше использовалось дервишским орденом, а не являлось высшим духовным заведением.

Планировка здания немного не похожа на Медресе: от входа по сторонам расположены общественные залы, а двор обнесен жилыми худжрами. Залы имели продолговатую форму.

Медресе, построенные в Бухаре, Гиждуване, Самарканде оказались наиболее долговечными из его построек.

Внук Амира Тимура - Улугбек - был просвещенным правителем и большое внимание уделял развитию науки в своем большом государстве. Помимо известного медресе (1417- 1420 гг.) в Самарканде на площади Регистан, а также медресе в г. Гиждуване ранее Улугбек построил аналогичное медресе в консервативной и строгой Бухаре - мусульманской столице Центральной Азии, надеясь, что тогда город станет центром просвещения в этой области. Медресе Улугбека в Бухаре долгое время служило образцом при строительстве подобных учебных заведений в других городах Центральной Азии .

Медресе Улугбека (1417 г.) было возведено лучшими зодчими своего времени - Исмаилом Исфагани и Нажметдином Бухари. Медресе отличается уравновешенностью и гармоничностью форм, сочетая в себе строгую величественность и простоту в отделке. Это масштабное прямоугольное здание с высоким порталом на фасаде главного входа и традиционным внутренним двором. Интересной особенностью медресе Улугбека является то, что коридор при входе ведет не во внутренний двор, как было принято при строительстве медресе, а разделяется и ведет в две стороны - в мечеть и дарсхону (учебный зал).

На дверях медресе Улугбека была вырезана фраза из Корана , которую можно назвать девизом самого Улугбека: «Стремление к знанию - есть обязанность каждого мусульманина и мусульманки». Здесь же имеется и другое изречение: «Над кругом людей, осведомленных в книжной мудрости, да будут каждый день открыты двери Божьих благословений».

Улугбек прославился на весь мир своими исследованиями в области астрономии . Неудивительно, что в элементах орнамента медресе Улугбека преобладают астральные мотивы, что символизирует его мировоззрение как ученого-астронома. Некоторые детали декора отличаются друг от друга методом нанесения - это связано с тем, что медресе несколько раз реставрировалось.

Медресе Улугбека могло принять до 80 студентов, которые изучали астрономию, математику, арабский язык и религиозные предметы. Многие выпускники медресе становились видными мыслителями и поэтами.

Сегодня медресе Улугбека - один из знаменитейших архитектурных памятников Бухары , который ежегодно посещают тысячи восторженных ценителей Восточной культуры. В здании медресе Улугбека находится Музей истории реставрации памятников Бухары .

Фотографии:

В каком туре можно посмотреть Медресе Улугбека :
  • - Тур в Узбекистан: основные достопримечательности Самарканда, Бухары и Хивы за 5 и 8 дней
  • - Гастрономический тур в Узбекистан
  • - Экскурсионный тур на майские праздники в Узбекистан
  • - Тур в Узбекистан на майские праздники
  • - Экскурсионный и джип тур в Узбекистан
  • - Новогодний тур в Узбекистан
  • - Самарканд, Бухара, Хива и Ташкент в дни новогодних праздников
  • - Тур на новогодние каникулы в Узбекистан: Ташкент, Бухара, Самарканд
  • - Любимые города Тамерлана, грандиозная архитектура эпохи Тимуридов
  • - Всеобъемлющий экскурсионный тур в Узбекистан
  • - Тур по городам Великого шелкового пути (участок Кыргызстан - Узбекистан)

Площадь Регистан является сердцем Самарканда. Слово Регистан означает «песчаное место». Регистан возник задолго до Монгольского вторжения как центр ремесел и торговли. Это пересечение шести дорог, которые идут от городских ворот. Регистан с трех сторон окружен величественными зданиями: Медресе Улугбека (1417 - 1420), Медресе Шер-Дор (1619 - 1636), Медресе Тилля-Кари (1647 - 1660).

В период правления Тамерлана Регистан был городской площадью, войска Тамерлана отправляясь в походы, собирались перед выступлением из города на этой площади. Внук Тамерлана Мирзо Улугбек, великий покровитель наук и сам учёный, в период своего правления изменил назначение площади.

В XVII веке на Регистане были построены два монументальных здания медресе Шер-дор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу - бессмертному памятнику зодчества - медресе Улугбека.

Распространенный в это время прием сопоставления однотипных монументальных построек получил здесь новое решение. Фасады зданий расположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как большой открытый с одной стороны двор с тремя громадными пештаками. Перед взором человека, подходящего к Регистану, сразу открывается зрелище, полное необыкновенного величия. Ритмично повторяются огромные геометрически четкие архитектурные объемы. Пештаки зданий обращены к зрителю гигантскими арками, которые своей стрельчатой, заостренной кверху формой заставляют почувствовать колоссальную тяжесть архитектурной массы, давящей на мощные пилоны и стены. Арки словно застыли в могучем напряжении, и кажется, что какая-то сверхъестественная сила заставляет стоять неподвижно массивы стен, купола, пилоны и минареты, на поверхности которых спокойно переливаются яркие краски выложенных изразцами узоров и надписей.

Мощным красочным аккордом звучит яркое изразцовое убранство, то цветной сеткой покрывающее большие плоскости стен и пилонов, то образующее колористически насыщенные, с преобладанием синего, голубого или оранжево-желтого цветные пятна в нишах нештаков, в тимпанах арок, на ребристой поверхности куполов.

Медресе Улугбека

В 1417 году Улугбек начал строительство медресе на площади Регистан, впоследствии носящего его имя. Медресе Улугбека первоначально имело 50 худжркелей, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся в медресе. В дальнейшем около медресе был построен целый ансамбль зданий, включавший мечеть, ханаку и караван-сарай.

В Медресе, помимо целой плеяды известных учёных (Казы-заде Руми, Маулана Кашани, Маулана Кушчи) читавших здесь свои лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, астрономии (включая астрологию), сводам учений о человеке и мировой душе, богословию, преподавал и сам Улугбек. А в качестве ректора Улугбек выбрал человека простого, но очень образованного - Маулана Мухаммеда Хавфи. В день открытия медресе, Хавфи прочитал лекцию в присутствии 90 учёных, но никто не мог понять лекции, кроме самого Улугбека и Казы-заде Руми (учителя Улугбека).

На портале Медресе Улугбека, помимо традиционных цитат из Корана, присутствует следующее сообщение: «Про этот дом можно сказать: он есть многостороннее озарение для людей, прямой путь, милость для людей, имеющих верное зрение. Достойный султан, сын султана, основатель этого здания науки и благодения, удовлетворитель мира и веры - Улугбек Гурган. Да хранит Аллах дворец его владычества, укрепит основание его до конца существования государства его. Подлинно хорошо жить в этом величественном медресе: Мир Вам! Вы были добрыми, за то войдите в него, оставаясь в нём навеки. Год 820 (1417). Да будет известно: это здание превосходнейшее и высочайшее из мест мира, совершеннейшее из построек по искусству и работе, указывает основы науки и руководствует в пути спасения; живущие в нём люди шариата и фатвы; потому названо это великое училище - «живут в нём учёные».

Медресе спланировано по канону с внутренним двором и огромным пештаком, выходящим на площадь. Архитектор этого сооружения доподлинно неизвестен, хотя и известно сообщение современника Улугбека - историка Васифи, что им был Камаледдин Мухандис, ученик Казы-заде Руми.

Медресе Улугбека представляет собой замкнутый прямоугольный двор, заднюю сторону которого занимала мечеть-аудитория. По углам ансамбля возвышались 4 минарета. Вокруг двора шли два яруса открытых наружу арок, за которыми располагались пятьдесят худжр-келий, в которых проживало свыше ста студентов, обучающихся здесь. На площадь выходит грандиозный портал. Еще три таких же портала, но меньшего размера, располагались на трех других сторонах здания. Задний портал служил входом в мечеть. Порталы - самые замечательные элементы постройки. Они несут чисто декоративную функцию, их смысл - только в производимом впечатлении монументальности и величия. Это впечатление достигается очень простым приемом - преувеличенно большими размерами дверных ниш.

При всей своей монументальности, здание производит впечатление легкости и изящества. Рельефные детали стен, говорящие о тяжести и толщине стен, или совсем отсутствуют, или сведены к минимуму. Мелкий декоративный орнамент, расцветка стен сине-голубыми изразцами, устраняют мысль о тяжести кладки. Стройные цилиндрические минареты как бы вписывали здание в вечно синее самаркандское небо.

Большой изысканностью отличается декоративная отделка медресе, особенно мозаики, по чистоте тонов глазури, тонкой гармонии в сочетании цветов, красоте линий и изяществу узора относящиеся к наиболее совершенным произведениям декоративного искусства средневекового Востока. На пилонах главного пештака по синему глубокого тона основному фону располагаются пышные розетки из белых, желтых, зеленых, марганцево-черных цветов, голубых и зеленых стеблей. Изящные и подвижные буквы белых и желтых надписей переплетены тонкими спиралевидно изогнутыми стеблями растений.

В 1932 минарет медресе Улугбека был выпрямлен - беспримерный случай в мировой практике.

В течении последующих двух веков караванные пути через Самарканд утрачивают своё значение. Упадок торговли и ремесленного производства приводит к застою в экономической жизни страны. Самарканд входит в состав Бухарского ханства, как особый удел. В это время Самаркандский эмир Баходур Ялангтуш на свои средства построит два других медресе на площади Регистан. Тем самым завершается строительство сохранившегося до наших дней великолепного по своей красоте ансамбля центральной площади.

Медресе Шер-дор

Медресе Шер-дор («Обитель львов»), воздвигнутое в промежуток времени с 1619 по 1636 г. зодчим Абдул Джаббаром и по своей архитектуре практически зеркально повторило первое здание ансамбля - Медресе Улугбека, но в искаженных пропорциях. Построено оно было на том месте, где при Улугбеке находилась ханака (обитель) для суфиев.

Традиционный для среднеазиатских медресе внешний облик здания определяется массивным блоком высоких стен, над которым со стороны главного фасада возвышаются пештак, купола на высоких барабанах и угловые минареты, образующие строго уравновешенную композицию. Квадратный внутренний двор окружен двумя ярусами келий - худжр; посередине каждой стороны двора устроен глубокий айван; в углах здания находятся купольные аудитории и мечеть. В пространство двора открываются стрельчатые ниши пештаков и арки худжр, повторение которых создает своеобразный орнаментальный ритм.

Декоративная отделка стен медресе, состоящая из мраморных панелей, цветных изразцов и резной мозаики, богата и красочна, но уступает тимуридской в техническом и в художественном отношении. Расцветка мозаик не так гармонична, некоторую пестроту вносят преобладающие в отдельных панно зеленая и желтая краски. Оригинальной особенностью мозаик медресе Шер-дор являются помещенные на фасаде в огромных тимпанах арки пештака изображения львов с косматой гривой и раскрытой пастью, бросающихся на маленьких белых ланей за фигурами львов помешены изображения солнца с человеческим лицом и с желтыми лучами. Сюжет мозаики определил современное название медресе: Шер-дор, то есть львов имеющее. В мозаичных панно дворовых арок много вьющихся цветов, бутонов образующих сложный ажурный орнаментальный узор. Мотив заключенного в рамы панно с пышными букетами цветов фигурных вазонах, символическое «древо жизни», часто используется в архитектурной орнаментике.

В отличие от внешнего оформления интерьер худжр-келий строг и аскетичен. Помещение с гладкими белыми стенами делилось на три части: передняя - для пребывания дома и занятий, небольшая кладовая для бытовых нужд, антресоль служила спальней.

Медресе Тилля-Кори

Медресе Тилля-Кори («отделанное золотом») было построено в 1646-1660 гг. на месте старого, оставшегося ещё со времён Улугбека караван-сарая. По замыслу Ялангтуша бий Баходура, Медресе должно было своим фасадом замкнуть площадь Регистан, а в самом здании должна размещаться и мечеть, чтобы студенты могли совершать молитву, не уходя из Медресе.

Фасад, решенный в бухарской архитектурной традиции, то есть украшенный двумя ярусами стрельчатых ниш, расположенных по обе стороны от портала. Этот прием, принесенный в самаркандскую архитектуру, не нарушил, однако, целостности и величия ансамбля, являющегося выдающимся памятником мирового зодчества. Главный фасад имеет симметричную композицию с центральным порталом, фронтальными крыльями с двумя ярусами худжр, обращенными на площадь арочными нишами - лоджиями и угловые башни - гульдаста. Обширный четырехайванный двор по периметру обстроен кельями (два этажа по главному фасаду; один - по остальным). Западную часть постройки занимает купольная здания мечети с двумя смежными галереями на столбах. В центре - квадратное, крестообразное в плане помещение. На дне - бордюры резных сталактитов. Остальные поверхности стен и свода были сплошь покрыты росписью «кундаль» с обильной позолотой. Позолочен был михраб и одиннадцатиступенчатый минбар (возвышение для проповедника - имама). Обилие золота в отделке и определило название Тилля-Кори.

Помещение мечети было перекрыто двойным куполом, но строительство наружного купола не было закончено. Наружные и дворовые фасады облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими узорами. Массивные деревянные двери украшены тонким растительным и эпиграфическим орнаментом.

К сожалению, начиная с конца XVII века наметился новый период застоя и упадка в жизни Самарканда, утратившего к тому времени статус столицы, которая была перенесена в Бухару. Великий Шелковый Путь проходил город стороной, медресе стояли пустыми и забытыми и в стенах их жили лишь дикие звери. Население города едва насчитывало тысячу семей. В 1875 году, площадь была приведена в порядок, выровнена и замощена. Регистан, как и раньше, стал центром города. В 1918 году, после установления Советской власти в Самарканде, деятельность медресе, как духовных школ, была прекращена. Через год снесены лавки. Однако, Советская власть потратила впечатляющее количество сил и средств на восстановление великолепных памятников площади Регистан: все три медресе были подняты из руин и воссозданы практически в первозданном виде. Реставрационные работы, начатые еще в 20-е годы ХХ века, завершились почти перед самым распадом Советского Союза.

Над входной аркой мозаичное панно с геометрическим орнаментом. Во дворе, имеющем квадратную форму, находятся мечеть, лекционные комнаты и, по периметру жилые комнаты, где жили студенты. По осям двора расположены глубокие ниши. Первоначально медресе Улугбека было двухэтажным зданием с четырьмя куполами над угловыми аудиториями. Это был один из лучших духовных университетов мусульманского Востока 15-го века. Знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами, учился здесь. Здесь же читал лекции сам Улугбек, во время правления которого, медресе было центром светской науки.Площадь Регистан находится в центре исторической части Самарканда. Слово «Регистан» переводится, как «насыпная площадь». Регистан с давних времен являлся, местом, где функционировали большие ярмарки, ремесленные базары. Здесь проводились большие городские мероприятия.

На площади Регистан гармонично располагаются три здания: Медресе Улугбек (1417 - 1420), Медресе Шер-Дор (1619 - 1636), Медресе Тилля-Кари (1647 - 1660).

В 1417 году любимый внук Амира Тимура - Улугбек начал здесь строительство медресе, носящего его имя. Это второе из медресе, построенного Улугбеком, носящего печать своего создателя. Первое из медресе Улугбека находится в Бухаре, а третье – в городе Гиждуване.

Медресе Улугбека в Самарканде с самого начала являлось высшим духовным заведением, своеобразным университетом средневековья. Первоначально медресе имело 50 худжрей (келий), в которых проживало более ста студентов, обучающихся здесь. В заведении обучался знаменитый таджикский поэт-мистик Абдурахман Джами. Согласно письменным источникам, в медресе читал курс математики сам Улугбек, а также другие знаменитые ученные, приближенные ко двору правителя - ученного.

В 17 веке на площади Регистан были построены еще два здания медресе- Шер-Дор и Тилля-Кари. Они отличаются внушительными размерами и роскошью отделки, хотя по своим художественно-архитектурным достоинствам все же уступают своему прототипу - бессмертному памятнику зодчества - медресе Улугбека. Медресе Шер-Дор, то есть «Здание со львами», расположено напротив медресе Улугбека. Оно строилось 17 лет по приказу самаркандского правителя эмира Ялангтуша Бахадура.

Спустя 10 лет после завершения Шердор, при том же правителе было начато строительство медресе Тилля-Кари, замыкающее Регистан с севера. Тилля-Кори, в переводе означает «отделанное золотом». Внутри оно богато отделано сусальным золотом. Это медресе, по мимо своей основной задачи – учебного заведения, выполняло роль мечети.

См. также

  • Регистан («песчаное место» ср одноимённая пустыня на территории Ирана) - одно из самых известных мест Самарканда. В средние века выполнял роль центральной площади города. В настоящее время представляет собой архитектурно оформленный ансамбль из трёх массивных строений - медресе:
    • Медресе Улугбека - западное строение 1417 г. В нём обучалось около 100 студентов.
    • Медресе Тилля-Кари (перс. «позолоченное» )- центральное строение с одноимённой мечетью на территории, 1660 г.
    • Медресе Шердор (перс. «с тиграми на дверях» ) - восточное строение, 1636 г.
  • Мавзолей Аксарай

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Медресе Улугбека, Самарканд" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Медресе Улугбека. Здание Медресе Улугбека узб. Ulug bеk mаdrаsаsi … Википедия

    Город, центр Самаркандской области Узбекской ССР. Самарканд отождествляют с городом Мараканда столицей Согда. Территория домонгольского Самарканда городище Афрасиаб (раскопки с 1885; нижние слои датируются серединой 1 го тысячелетия до н … Художественная энциклопедия

    Город, ц. Самаркандской обл., Узбекистан. Упоминается у др. греч. авторов (Птолемей, Страбон) как столица Согдианы Мараканда. Герат ский ученый историк и географ Хафизи Абру (XV в.) объяснял название города как Шамарканд селение Шамара или… … Географическая энциклопедия

    Шердор одно из трёх наиболее известных медресе в Самарканде, построенное в 1619 1636 годах на площади Регис … Википедия

    Город Самарканд узб. Samarqand Герб … Википедия

    Город, центр Самаркандской области Узбекской ССР. Расположен в долине р. Зеравшан (между каналами Даргом и Сиаб), на Большом Узбекском тракте (Ташкент Термез). Ж. д. станция на линии Красноводск Ташкент; от С. ж. д. линия (142 км) на… … Большая советская энциклопедия