Балет…как много в этом слове…труда, пота, крови, слёз, цветов, улыбок, света…
Балет приходит в жизнь очень рано, но и не задерживается надолго…

Когда впервые входишь в зал, сразу окунаешься в этот безграничный, необычайный, волшебный мир танца! Пребываешь в настоящей эйфории. Сначала часами стоишь у станка, затем выходишь на середину зала и, наконец, оказываешься на сцене. То ты бабочка, то снежинка, то падающий листок, то бегущая волна…
Для кого-то на этом всё и заканчивается. А танец остается лишь детским увлечением, о котором с нежностью и улыбкой вспоминают со временем. Но находятся и те немногие, кто идет дальше, потому что снежинки или цветочка им недостаточно. И впереди у них Кармен, Жизель, Джульетта…

И вот, наконец, попадаешь в зал, в профессиональный зал, дорога из которого ведет на большую сцену. Теперь ты живешь между станком, раздевалкой и сценой, между пуантами и пачкой, между батманами и арабесками. Иного не дано.

И вот ты приходишь на репетицию к своему новому балетмейстеру, и едва ли не первое, что ты слышишь из уст этой статной грациозной женщины: «У балерин не бывает детей. И это аксиома. Если вы этого не понимаете, не тратьте ни свое, ни мое время. Дверь этого зала всегда открыта, и только вам решать, по какую сторону от нее вы окажетесь».

Мне посчастливилось оказаться у нее на занятии лишь раз. Но этого я не забуду никогда. Вскоре после той репетиции балет остался для меня лишь светлым воспоминанием.
И вовсе не из-за ее «золотого правила».

…В мою жизнь балет пришел, когда мне было 6 лет, и ушел…нет, никуда он не ушел, он навсегда стал частью меня, правда, уже по другую сторону сцены.
Не прошло и года с того дня, когда я впервые вошла в зал, как из-за серьезной травмы позвоночника мне запретили, не то что танцевать, но даже сидеть. И это было невыносимо. Так продолжалось три года. Ни о каком балете и речи быть не могло. Но так думал врач. А я, несмотря на все запреты и угрозы, вернулась. И в моей жизни было еще несколько лет слёз и оваций. Но мир танца коварен, и расслабляться в нём нельзя.
Я уже готовилась к выпускным экзаменам, впереди была большая, манящая сцена театра. Была одна из последних репетиций. Пара батманов, тандю, фраппэ, спину размяла, а вот над подъемами толком не поработала. И вот спускаясь с поддержки на правую пуанту, я почувствовала ужасный хруст. Разрыв сухожилий. Это был приговор. И не только для моего красного диплома. Это был конец всему, потому что дважды по одной и той же лестнице тебе подняться уже никто не позволит. С тех самых пор я с дрожью в коленях и необъяснимым трепетом где-то в области диафрагмы вхожу в театр. Особенно, когда иду смотреть «Щелкунчик». Нет, это не любимый мой балет, но он был моим первым…

О ней ходили легенды, но, на самом деле, о ней никто ничего не знал. «У балерин не бывает детей», - именно этой фразой пугают юных девочек, изнуряющих себя диетами и бесконечными тренировками накануне вступительных экзаменов в хореографическое училище. «Великая и ужасная Терпсихора», именно так отзывались о ней студенты. Многие ее просто ненавидели, но никто никогда о ней не сказал дурного слова. Она была строгая, но справедливая, категоричная и бескомпромиссная. Она была бесконечно влюблена в искусство в себе, а вовсе не себя в искусстве. «У балерин не бывает детей», - и в это безоговорочно верила она. Она… Моя мать… Она, «Великая и ужасная Терпсихора», у которой в жизни была одна большая ошибка – я. И мне она этого так и не смогла простить.

***
А ведь у меня так и нет детей. Хотя ей об этом уже не узнать.

Карьера на сцене или семейная жизнь - еще недавно многие балерины придерживались этого правила. Однако современные танцовщицы не боятся становиться женами и матерями. За кого выходят замуж знаменитые артистки балета, как относятся к материнству и как восстанавливаются после родов, рассказывает сайт

Диана Вишнева. Фото: globallookpress.com

Ульяна и ее супруг Владимир Корнев придерживались строгого принципа: о личной жизни не распространяться. Потому о единственном муже балерины известно не так много. Они познакомились в 99-м на вручении питерской премии в области культуры, спустя два года поженились и обвенчались в кругу самых близких — не приглашали даже коллег Ульяны. Владимир — архитектор по образованию и писатель по зову души — после свадьбы занялся строительным бизнесом. Корнев ничего не понимал в балете и не любил разговоров о театре, однако после каждого спектакля дарил супруге 150 алых роз. В 2002-м году Корнев и Лопаткина стали родителями, а в 2010-м развелись — без объяснений и комментариев.


Фото: www.uliana-lopatkina.com

Рождение дочери Марии едва не стоило Лопаткиной карьеры. Во время беременности усугубилась давняя травма стопы — балерина с трудом могла ходить после пары часов тренировок. Декретный отпуск перерос в больничный: в 2003-м Ульяне сделали операцию на ноге. Восстановиться было непросто: организм тяжело переносил длительные нагрузки, не хватало выносливости. Однако Лопаткина, прислушиваясь к советам уже ставших мамами коллег, вернула былую форму и вновь вышла на сцену после двухлетнего перерыва. «Не могу сказать, как принято, что стала совсем другая. Этот особый род любви, что возникает между матерью и ребенком, очень продуктивен. Забот прибавляется, но появляется и больше энергии: начинаешь интенсивнее работать, серьезнее думать, возникает желание реализовывать себя в совершенно необычных ракурсах», — говорит о материнстве Ульяна.

Илзе Лиепа

Личная жизнь знаменитой балерины складывалась непросто: отношения со скрипачом Сергеем Стадлером закончились разводом, а рождения ребенка от второго супруга Владислава Паулюса пришлось ждать более 10 лет. Илзе впервые стала мамой в 2010-м году, в возрасте 46 лет. Надежда — настолько желанный ребенок, что танцовщица планировала ради дочери сделать годовой перерыв в карьере. Но не вышло. После родов женщине позвонил Николай Цискаридзе: «У нас скоро «Пиковая дама». Нужно репетировать». Лиепа вышла на сцену через 2,5 месяца после появления на свет дочери — вернуть форму женщине помогли занятия пилатесом.

После 14 лет совместной жизни Илзе и Владислав расстались, и даже рождение дочери не спасло их брак. Как рассказывала балерина, Паулюс не поддерживал ее в творчестве и бизнесе, устраивал скандалы, лишал финансовой помощи. Решение о разводе Лиепа приняла ради маленькой Нади. «Нет ничего страшнее, чем видеть мать, истерзанную ужасной семейной жизнью. Расставшись с мужем, я наконец-то перестала быть измотанным, опустошенным человеком», — объясняла танцовщица. Отношения между экс-супругами по-прежнему остаются напряженными: не так давно Владислав подал заявление в суд, чтобы добиться права чаще встречаться с наследницей.

Диана Вишнева

В 1995-м балерину приняли в трупу Мариинского театра, а уже через год Диана стала его солисткой. В партнеры девушке достался премьер Фарух Рузиматов, он же оказался ее первой большой любовью. Фарух старше Дианы на 13 лет, но это не мешало влюбленным выступать на равных на сцене и в жизни. Куда большей проблемой оказался сложный характер танцовщика. «Мы расставались, снова сходились - это была страсть, которая могла закончиться только трагически», — вспоминает Вишнева. Так и вышло: артисты разошлись, и только работа спасала балерину от переживаний — Диана уехала танцевать в Европу.

На Олимпиаде в Китае балерина познакомилась со своим будущим мужем Константином Селиневичем, на тот момент менеджером Александра Овечкина. Супруги вместе с 2008-го года, хотя узаконили отношения только в 2013-м — не хватало времени расписаться. Сейчас Константин — не только любящий муж, но и продюсер балерины. Помощник, опора, но не фанат — эту черту особенно отмечает Вишнева. В интервью Диана не раз говорила, что мечтает о детях. Понимала, что после родов уже не сможет танцевать классику так, как раньше, но карьеру выше семьи не ставила — просто «не складывалось». Вскоре желание танцовщицы исполнится: недавно стала известно, что .

Светлана с мужем Вадимом Репиным служат искусству: она — балету, он — музыке. Казалось бы, какие мысли о ребенке в череде постоянных гастролей, разъездов, концертов и спектаклей? Однако супруги очень ждали пополнения в семье, а для Светланы беременность стала… отдыхом. Захарова оставила сцену, гастролировала вместе с мужем, гуляла и просто наслаждалась отдыхом от физических нагрузок и выступлений.


Фото: globallookpress.com

В 2011-м году балерина родила дочь Аню, а уже через пару месяцев занималась в классе. До беременности Светлана уверяла, что не боится потерять форму и даже не задумывается об этом — ведь впереди такое счастье! Но после родов призналась: было страшно выйти на сцену после перерыва. Период восстановления был тяжелым, мышцы перестали слушаться, поднимать и держать ногу казалось невыполнимой задачей. Постоянные тренировки и поддержка мужа и мамы — только это помогло Захаровой справиться с собой.

Мужем примы Мариинки стал коллега — экс-солист Большого театра Артем Шпилевский. Будущие супруги вместе учились в Академии русского балета и, как выяснилось, давно нравились друг другу. Но признались в чувствах намного позже — во время совместных гастролей в Японии. В 2008-м артисты поженились и стали задумываться о ребенке. Дочь Милада появилась в их семье в 2013-м году — за месяц до 30-летия самой Виктории.


Фото: globallookpress.com

Материнство Виктория называет исключительно обдуманным и осознанным шагом, а мнение «роды рушат карьеру балерины» — мифом. За время беременности Терешкина поправилась на 14 килограммов, но лишний вес ушел без изнурительных диет — только благодаря тренировкам. Вновь встать на пуанты тоже оказалось не так сложно: поначалу ноги не держали, но мышечная память не подвела. Благодаря рождению дочери балерина стала увереннее чувствовать себя на сцене: «В какой-то момент понимаешь, что теперь самая главная твоя обязанность - быть мамой. И это очень помогает танцевать: уже не так волнуешься, ведь есть в твоей жизни что-то еще более важное, чем балет. Более того, мне стало легче физически, например, я замечаю, что у меня не так сводит ноги, как прежде». Справляться с новыми обязанностями Терешкиной помогают мама и муж — Шпилевский ушел со сцены, занялся бизнесом и воспитанием дочери. Хотя и сама Виктория старается как можно больше времени проводить с наследницей и уже с малых лет берет девочку с собой на гастроли.

На первом курсе института я подружилась с одной девочкой с очаровательным именем Сауле. Она рассказала о себе, что до 8-го класса училась в хореографическом училище на "классике" и могла стать профессиональной балериной. Могла, но не захотела. Когда мы это услышали, то не поверили: добровольно бросить учебу в таком заведении - тысячи девочек мечтают об этом, стоя на цыпочках перед зеркалом, а тут вдруг раз! - и бросить?.. Что-то тут не то... А Сауле объяснила свое решение очень просто: она не выдержала тех безумных физических нагрузок и 31 августа, перед самым Днем знаний забилась под стол и, рыдая, в истерике умоляла родителей перевести ее в нормальную школу. Уговоры и увещевания не помогли, Сауле 1 сентября пришла в 9 класс обычной средней школы...

И действительно, глядя из темноты зрительного зала на сцену, где хрупкие, воздушные девушки творят волшебство балета, мы забываем, какой ценой даются им эти легкость и изящество, которыми так щедро они одаривают нас.

Я полезла в Интернет посмотреть, а пишут ли балерины о том, как они достигают этого совершенства и чем расплачиваются за него. Скажу сразу - нашла я мало. Среди балерин, наверное не принято говорить о своем искусстве всю правду. Оно и понятно: для них балет не просто профессия, это гораздо больше даже, чем просто смысл жизни.


Девочек в балет приводят очень рано. Многие начинают заниматься еще с детсадовского возраста. Занятия обычно довольно жесткие, всякими тонкостями вроде нежной психики ребенка не принято заморачиваться - нужен результат.


Если результат педагога не устраивает - он не будет выяснять, что же такое с деткой происходит, скажет прямо и жестко... Ни о каких пропусках занятий тоже речь идти не может, уважительной причиной может быть разве что только температура под 40, варианты "мама не смогла привести ребенка" не проходят... Не можете водить регулярно - уходите, ваши сложности никого не интересуют, у нас тут очередь на ваше место. Главный девиз - пришёл в зал - работай! Жалко себя - иди домой, двери открыты, никого не держат.

Растяжки... Без растяжки НИЧЕГО не получится, а растяжки это БОЛЬ. Есть такая штука "мышечная память". Если колено согнуто, по нему слегка шлепают, и так раз 100, отчего иногда остаются синяки, тоже самое касается остальных частей тела. Плачут там все, на слезы даже никто не реагирует. Когда синяков накапливается много - мамам-папам становится жалко своих детей и они больше не приходят.

Мама одной маленькой балерины пишет на форуме: "У меня дочь занимается с 5 лет. Мы рассматриваем поступление в ХУ через два года, потому дома занимаемся через день по полтора-два часа. Иначе, при наличии даже хороших данных пойдет откат назад. Идеальные природные данные - это из области фантастики, где-то да есть пробел. Но что будет через два года - Бог его знает, может, все наши занятия пойдут насмарку, тогда будет очень обидно".

И это правда, по девочке, когда ей только 6-10 лет трудно сказать, какой она будет в 14-15.

Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: "Проблема лишнего веса в балете связана с переходным возрастом, когда формируется организм, и касается в первую очередь девушек. Девушки в балете подбираются специфические, обычно физически они развиваются позже ровесниц. Если кому-нибудь "посчастливится" уже к 13-14 годам обзавестись грудью и округлиться в бедрах, начинаются страдания и самые варварские диеты. Дело в том, что как раз в этом возрасте девочки переходят в балетный 5-й класс, после которого по традиции в хореографических училищах идет великая чистка: выгоняют всех - и явно неспособных, и просто рано созревших девиц. Педагоги не будут ждать, когда они к 20 годам скинут вес естественным образом. К этому рубежному классу худеют почти все.


Каждый старается как может. Самые жестокие диеты с применением медикаментов хранят в глубокой тайне. Девочки, которые быстро и радикально худеют, обычно врут, что сидели на фруктах и минералке. В 1970-е годы вес девочек старших классов не должен был превышать 50 кг независимо от роста. После рубежного 5-го класса в программу входил дуэтный танец, и считалось, что мальчикам больше полцентнера поднимать вредно. Каждую неделю у нас было контрольное взвешивание. За день до этого мы наедались фуросемида - сильного мочегонного и старались поменьше пить.

Еще один рубежный момент - выпускные экзамены. Мы сдавали "классику" в коротких розовых хитончиках, все наши телеса так и бросались в глаза, самим было противно. Одна из девиц, которой все равно предстояло ехать в Театр музкомедии в Саранск, так что о форме можно было не беспокоиться, из чистого перфекционизма на две недели села на жесткий сыр и сухое вино. От такой диеты она постоянно пребывала в легком подпитии и сразу после экзамена грохнулась в обморок. Некоторые, не столь рисковые, ели пресную гречневую кашу: три раза в день по две ложки, закусывая сухофруктами. Самыми уязвимыми, как ни странно, были дети из обеспеченных семей: они вечно экспериментировали с неведомыми лекарствами.

Случались трагические истории. Из училища выпускалась дочка известного теледиктора. Перед выпуском она сильно похудела, и, видно, в организме нарушился обмен веществ, у нее что-то случилось с психикой. После любого случайного яблока бежала в туалет, чтобы вызвать рвоту, а потом к зеркалу - не прибавила ли она лишнее. Когда она совсем ослабела, ее положили в больницу, кормили искусственно, внутривенно - она выдирала трубки. Закончилось все ужасно, она умерла. Говорят, что в последние дни эта высокая девушка весила 38 килограммов, у нее был желудок трехлетнего ребенка.

Есть счастливые люди, которые могут есть что хотят и сколько хотят, без всяких последствий для фигуры. Балерина Алла Михальченко имела прекрасные пропорции: длинные ноги, маленькую головку, изящную шейку. У нее была узкая кость, что тоже важно для балета - силуэт получается тонкий, графичный. У нее не было проблем с весом. Не страдавшая отсутствием аппетита, она всегда съедала полный обед, прикупала в буфете пирожное или пяток конфет и тут же шла на репетицию. Мы все тяжело и завистливо вздыхали."

В хореографическом училище довольно жесткие рамки относительно веса: младшие - рост минус 115, более старшие - рост минус 120, хотя у каждого педагога имеются свои критерии. В приватном разговоре с родителями они все понимают "да, кальций, да, витамины, да, полноценное питание ", а сами между тем снижают оценки и отчисляют. ЭТО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ!

Диета балерин

Первый разгрузочный день:

Завтрак - стакан томатного сока

Обед - 2 стакана томатного сока и один кусок черного хлеба

Ужин - стакан томатного сока.

Второй разгрузочный день:

Завтрак - стакан молока или кефира

Обед - стакан кефира и кусок черного хлеба

Ужин - стакан молока или стакан кефира.

Диета балерин (еще вариант)

Завтрак - 1/3 пачки нежирного 0% творога и стакан теплого молока 1%-3% или кефира.

2 завтрак - чашка кофе, кусок хлеба с маслом, чайная ложка меда

Обед - съесть столовую ложку вареного риса. Затем выпить одну чашку бульона и съесть кусочек мяса, не более 150 г.

Полдник - апельсин или яблоко. Если голодно, то можно и то, и другое.

Ужин - за два часа до сна выпить стакан теплого молока или кефира с одной чайной ложкой меда.

Остается только удивляться, как при таком меню они способны выдерживать такие нагрузки.

Профессиональные балерины - как и все молодые женщины, испытывающие тяжелые физические нагрузки, - болеют в четыре раза чаще обычных людей. Как правило, балерины страдают от неправильного питания, нарушения менструального цикла, остеопороза и сердечно-сосудистых заболеваний - это т.н. «тетрада».


Анна Хох, сотрудник Висконсинского медицинского колледжа (США) выяснила, что происходит с балеринами, когда не восполняется то количество энергии, которое было потрачено во время тренировок. В результате нарушается менструальный цикл, и у девушки возникают те же проблемы, с которыми сталкиваются пожилые женщины в постклимактерический период своей жизни.

Анна Хох провела обследование 22 профессиональных балерин, работающих в Milwaukee Ballet Company. Средний возраст артисток - 23 года, масса тела - 51 кг. У 86% балерин уже имеется по крайней мере один компонент «тетрады». 14% располагают всеми четырьмя.

Исследование показало, что 36% балерин неправильно питаются, у 77% обнаружен дефицит калорий, у 59% - кальция, у 45% - нехватка железа, у 23% - костная минеральная недостаточность (ранняя стадия остеопороза). У 27% прекратились месячные.

Самым страшным оказался вывод о том, что у 64% балерин развилась дисфункция кровеносных сосудов - прямая дорога к атеросклерозу.


Самая болезненная тема в закулисной жизни балета - ноги балерин. Дело в том, что до 18 века в балете и мужчины и женщины танцевали в обычной обуви на каблуках. С появлением пуантов балет превратился в исключительно женское явление.

Ниже - рентгеновский снимок ноги балерины, стоящей на пуантах. Такая стойка чревата множеством травм. В медицине существует даже отдельная специализация, занимающаяся исключительно травмами танцоров. Размер балетной туфельки гораздо меньше обычного размера обуви (чуть ли не в 2 раза) , это позволяет опираться на пальцы, стопа при этом деформируется.

Балетные туфли обычно шьют из розового атласа и пришивают к ним розовые ленты, но это лишь внешняя нежность, под которой скрывается жесткий каркас. Носок балетных туфель пуантов проклеен затвердевшим клеем и проложен картоном, образуя защитную твердую коробочку для пальцев ног, а подошва проложена толстой картонной стелькой и подшита тонкой кожей.

Новые пуанты балерина сразу ни за что не наденет, их нужно как следует подготовить. С ними, на первый взгляд, поступают жестоко: вначале разбивают молотком твердый носок до определенной мягкости, затем принимаются за стельку. Ее иногда и вовсе выдирают. Затем подошву трут о самую обычную бытовую терку.

А в конце подпиливают лезвием самый кончик туфли, а образовавшуюся дыру прошивают толстыми нитками. Все это делается для того, чтобы пуанты не скользили по полу. А чтобы они лучше «сели» по ноге - их можно слегка намочить.

Многие балерины очень трепетно относятся к выбору пуантов, ведь это, по сути, здоровье и долголетие их ног.


Балерины похожи на воздушных фей, на которых земное притяжение будто и не воздействует. Мы видим лишь как они редко касаются стопами сцены, а остальное время проводят в полете.

У обычных людей ноги мягкие, ноги балерины же по твердости ничуть не мягче ножки стула. Мышцы балерины крепкие, выносливые и сильные как железо. Ведь в противном случае, они не смогли бы удерживать вес своего тела на пятачке туфель пуантов площадью не более 2 квадратных сантиметров.

Чаще всего профессиональные травмы в балете связаны с переломами, вывихами и растяжениями, а также травмам связочного аппарата суставов. Существенную часть балетной травмы составляет также травма тазобедренного сустава, что влечет за собой целый комплекс проблем, с вовлечением в воспалительные процессы органов малого таза.



У балерин есть такое понятие - «ломать подъем», он заключается в насильственной растяжке связок верхней части стопы. Многие подсовывают пальцы под что-нибудь и так вытягивают подъем. Как и при любом противоестественном переизгибе, происходит вот что: растягиваются и нередко частично надрываются те связки, которые работают на растяжение, от чего связочный аппарат стопы слабеет и разбалтывается.

С возрастом этот процесс приносит известные неудобства, то есть нога легко подворачивается, особенно при беге и прыжках. Тромбофлебит, артриты-артрозы - это тоже частые профессиональные болезни балета. За красоту приходится платить таким образом.


Из воспоминаний балерины Евгении Петровой: " Животрепещущий для зрителей вопрос: легко ли балерин поднимать? Нелегко, конечно, но зависит это не от веса.

Профессия балерины – это не только изящество и постоянная собранность, не только поклонники и охапки цветов, ежедневные тренировки и мокрое от пота трико. Каждая «балетная» рано или поздно встает перед выбором – родить ребенка или сохранить карьеру. Большинство известных российских балерин 20 века выбирали последнее. Беременность, безусловно, сказывалась впоследствии на физической форме танцовщицы, которой уже было сложно также ловко крутиться и подпрыгивать, и тут уже никакими массажами не поможешь. Но есть и такие смелые женщины, которые отваживались на этот подвиг – рождение детей.

Дети для балерин: подвиг танцовщицы

Знаменитой балерине, блистательной приме Большого театра Людмиле Семеняке исполнилось 60 лет. В ее репертуаре были главные партии в «Лебедином озере» и «Жизели», «Спящей красавице» и «Раймонде», «Щелкунчике» и «Спартаке», но своим самым большим достижением Людмила Ивановна считает рождение сына – настоящий подвиг для любой талантливой и перспективной танцовщицы.

Людмилу Семеняку боготворили за виртуозное мастерство танца, в котором сочетались отточенная техника и необыкновенная выразительность. Но Людмила Ивановна смогла достичь высот не только на театральных подмостках. В самом зените славы Семеняка решилась на поступок, который для балерины ее уровня был невероятно рискованным – стала матерью. «Уже через три с половиной месяца после родов я вышла на сцену, а потом уехала на большие гастроли в Англию», – вспоминает она.

Теперь сын Ваня для нее самый дорогой человек на свете. «Это, если можно так выразиться, мой лучший «спектакль», – шутит артистка.

Сегодня можно услышать мнение о том, что представление о материнстве как главной угрозе для балетной карьеры – не более чем миф. Тем не менее, еще несколько лет назад это было именно так. У великой балерины Галины Улановой никогда не было детей, и лишь на закате жизни Галина Сергеевна призналась, что родить ребенка ей не разрешили родители.

«Балерина не должна иметь детей, если не хочет распрощаться со своей сценической жизнью», – сказала ей однажды мать.

Не смогла решиться родить ребенка и бросить сцену и другая прославленная балерина, Майя Плисецкая . «Балет предусматривает, помимо всего прочего, замечательное телосложение и отличную физическую форму. После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…», – оправдывал ее решение супруг, композитор Родион Щедрин. По некоторым сведениям Родион Константинович долго уговаривал супругу отважиться родить ребенка, но, в конце концов, смирился с ее выбором.

В 2002 году впервые стала матерью звезда Мариинского театра Ульяна Лопаткина . Как рассказывала впоследствии сама балерина, она неоднократно слышала о том, как опасно рожать танцовщицам, ведь после родов ухудшается форма, меняется психика. Однако ее желание стать матерью победило.

«Для меня было очень важно родить. Сейчас у меня есть замечательный опыт, в том числе и опыт восстановления после родов. Если грамотно восстанавливать свое тело, все должно получиться», – говорит Ульяна Лопаткина, которая вернулась на сцену в 2003 году.

Недавно Инна Гинкевич , прима-балерина театра имени Немировича-Данченко, во всеуслышание рассказала о подробностях развода со своим не менее знаменитым супругом – актером Дмитрием Исаевым. Любимый бросил успешную жену ради ее лучшей подруги – тоже балерины, но отказавшейся от карьеры ради мужа и нормальной семьи.

«Да она стояла в глухом кордебалете!» – язвительно отзывалась Инна о разлучнице, намекая на незаурядность. Но за кулисами театра шепчутся, что мужчину привлекло просто нормальное женское решение посвятить себя семье.

В 2010 году на свет появилась дочь солистки Большого театра Илзе Лиепа . Для Илзе этот ребенок стал выстраданным и долгожданным: артистка впервые стала мамой в довольно рискованном возрасте – в 46 лет.

Дарья Павленко
дочь Ярослава (7 лет)

«Мое возвращение после родов на сцену было сложным. До декрета я была очень худенькая, и чтобы родить, мне нужно было добрать вес. А потом уже мой организм не хотел расставаться с набранными килограммами. К тому же у меня еще была серьезная травма: я разорвала ахилл прямо на сцене, долго восстанавливалась. Конечно, у меня не было и нет супертаблетки для похудения. Любой женский журнал пестрит диетами, которым в реальности никто не следует. Никакой особенной балетной специфики нет, все же знают, что не надо есть много булки и картошку в одиннадцать вечера. Самое главное - психологическая установка, что ты можешь не зацикливаться на еде. Когда у женщины в голове постоянно сидит «всем можно есть, а мне нельзя», это очень тяжело. Сейчас есть много обманок: например, когда хочешь сладкого, можешь купить сахарозаменитель, безопасный и для фигуры, и для зубов»

Виктория Терешкина
Милада (2 года)

«Решение завести ребенка - спланированный и абсолютно осознанный шаг для меня. Мне кажется, сложился стереотип, что после родов будет очень сложно вернуться в прежнюю форму, сохранить гибкость и шаг. Но сейчас уже целое поколение балерин своим примером доказало, что роды не мешают вернуться на сцену. Большинство стали танцевать даже лучше, чем прежде: физические данные не меняются, а материнство привносит в каждую партию дополнительные краски и ощущения Когда я была в положении, даже не представляла, что мне так понравится быть мамой. Пока не родила, заранее соглашалась на какие-то гастроли и выступления в отдаленной перспективе, а как только дочь появилась на свет, сразу стала обдумывать свою жизнь так, чтобы как можно больше быть с ней. Сегодня во время выступлений где-нибудь в Европе я беру ее с собой, потому что для меня самое страшное - это разлучиться с Миладой»

Анастасия Матвиенко
дочь Елизавета (2 года)

«Сейчас придумано много способов поддерживать свою форму в течение беременности. Например, я занималась йогой, ходила на специальные занятия в спортзал, плавала по два раза в неделю. Все это помогает: не совсем уходят мышцы, остается растяжка, плавание позволяет держать спину. Сначала нужно было похудеть, потому что, конечно, я набрала вес - поправилась на семнадцать килограммов. К счастью, в театре теперь много рожавших коллег, есть с кем поговорить об этом. Я не ела после шести, ограничивала себя в мучном, но каких-то специальных диет не использовала. Начинала с гимнастики на полу, потом просто встала к станку и каждый день добавляла какое-нибудь движение. Когда почувствовала, что ноги набрали силу, начала репетировать. Мне очень помогла мой педагог в Мариинском театре Эльвира Геннадьевна Тарасова, она с большим терпением отнеслась к этому процессу. Когда Лизе было пять месяцев, я впервые станцевала па-де-де из балета «Дон Кихот» на концерте, а в шесть месяцев - «Жизель» в театре.