Динара Минияновна Гибадуллина
Литературная викторина по сказкам в старшей группе

Цель : создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения по средствам художественной литературы .

Задачи :

Образовательная :

Привлекать детей к правильному выполнению заданий.

Формировать чувства понимания образа литературных произведений , понимать смысл сказок .

Побуждать ранее прочитанных произведений.

Развивающая :

Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.

Развивать память, мышление, наблюдательность.

Развивать интерес к малым фольклорным жанрам.

Воспитательные :

Вызвать интерес к любимым героям сказок .

Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки .

Методы :

Словесный.

Наглядный

Практический.

Приемы :

Вводное слово.

Игровой (отгадывание загадок, дидактические игры)

Рефлексия.

Словарная работа :

Закрепить в речи детей названия главных героев сказок .

Индивидуальная работа :

Активизировать малоактивных детей.

Поощрение детей за выполненное задание.

Оборудование :

Выставка книг-сказок

Пазлы по русским народным сказкам

Предварительная работа :

Чтение сказок .

Инсценировка сказок .

Настольные игры

Рисование сказочных героев .

Воспитатель :

Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок . Сказка – это удивительный , волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки ? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Наши любимые сказки » . Лисичка – сестричка» и «Зайчик – побегайчик» .

1 конкурс «Разминка»

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили : дед, бабка, внучка? (Жучка)

Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

Как звали девочку, которая пошла, погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька) .

У кого избушка была ледяная, и в какой сказке ? (Лиса)

В какой сказке умели говорить : печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка – норушка)

2 конкурс «Назови сказку »

Дети по обложкам книг определяют названия сказок .

3 конкурс «Угадай героя сказки »

«Только прыг через порог - и пошел гулять без ног» . (Колобок)

«В огороде вырос овощ, приходите все на помощь.

Вытянуть не можем. Кто же нам поможет?» (Репка)

«Бабке с дедом повезло : много снегу намело.

И слепили себе дочь, чтобы им могла помочь.

Но весна красна, настала, без следа их дочь пропала» (Снегурочка)

«Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне» (Емеля)

«Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

«Способ есть, но он не прост – Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно… Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат! Хвост не вытащу назад» (Волк)

«Волшебница из проруби- бывает ли такое?

Ни палочкой волшебною не машет, ни рукою.

Но по ее велению, лишь было бы желание,

Случаются явления, достойные внимания» (Щука)

Физминутка «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка, стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка – Бабушка Яга живет .

Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят.

Ух, сердитая какая дыбом волосы стоят.

4 конкурс «Исправь ошибки»

«Петушок Ряба» «Даша и медведь»

«Волк и семеро ягнят» «Утки – лебеди»

«Лисичка с кострюлькой» «Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка» «Мальчик с кулачком»

5 конкурс «Ты мне я тебе»

Воспитатель : Кому принадлежат эти слова.

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано. (Корова)

Не пей братец, козленочком станешь. (Аленушка)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок.

Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Молочная река, кисельные берега,

Куда гуси – лебеди полетели. (Аленушка)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная. (Морозко)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. (Лиса)

Битый не битого везет, битый не битого везет. (Лиса)

6 конкурс «Вспомним сказки »

Команды по очереди называют сказки , героями которых являются заяц и лиса.

7 конкурс «Собери сказку »

Из пазлов команды собирают иллюстрации к сказкам , а затем называют сказку .

В заключении воспитатель предлагает поиграть в игру «Иван – Царевич» (с мячом) . Начало говорит воспитатель, заканчивают дети).

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, сестрица-Аленушка, братец-Иванушка, серый-волк, царевна-лягушка, шапка-невидимка, ковер-самолет, жар-птица, Василиса-премудрая, баба-Яга, мальчик-с-пальчик.

Воспитатель : Вот и закончилась наша викторина . Вам понравилась наша викторина ? Что вам больше всего понравилось?

Дети садятся на места. Воспитатель объявляет победителей. Награждение.

Участники: специалисты, воспитатели, дошкольники.

Цель. Развитие интереса к художественной литературе и чтению через творчество С.Я. Маршака – поэта, драматурга, переводчика.

Задачи.

  • Обобщить знания детей о писателе, многочисленных произведениях С.Я. Маршака.
  • Пробудить интерес к творчеству С.Я. Маршака.
  • Учить воспринимать содержание произведений.
  • Развивать умения отгадывать загадки.
  • Развивать слуховое восприятие, воображение, мышление, память и речь, коммуникативные навыки, культуру общения и поведения, эмоционально-волевую сферу.
  • Продолжать прививать интерес к художественной литературе, чтению книг, желание знакомиться с творчеством С.Я. Маршака.

Украшение зала: портрет С.Я. Маршака; выставка книг С.Я. Маршака и иллюстраций к его произведениям; выставка рисунков детей; буквы «Литературная викторина», воздушные шары.

Предварительная работа: чтение детям произведения С.Я. Маршака, разучивание наизусть отрывков и стихотворений.

Оборудование: ИКТ, презентация к викторине, загадки на карточках, картинки героев к сказкам, разрезные картинки, мольберты, магнитики, мяч, раскраски.

Ход мероприятия

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие ребята. Думаю, сегодня здесь собрались настоящие знатоки творчества С.Я. Маршака, ведь наша викторина сегодня посвящена его творчеству.

А что вы знаете о С.Я. Маршаке?

С.Я. Маршак, известный детский писатель, родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника.

Посмотрите, каким он был в детстве.

Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.

Ребята, а знаете, что папа Маршака работал на заводе, где изготавливали мыло? Мама занималась домашними делами.

В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы.

А вот таким Самуил Маршак был, когда учился в гимназии. В это время он написал свои первые стихотворения.

После окончания гимназии Маршак уехал в Англию и учился в университете. А потом вернулся в Россию и начал писать произведения для детей.

Поэт очень любил путешествовать, он побывал во многих странах. А во время войны читал свои стихи солдатам на фронте.

Поэт очень любил детей, поэтому часто устраивал встречи с ребятами, где знакомил их с новыми своими произведениями и вспоминали уже им знакомые.

Вот такой памятник в Москве посвящен знаменитому поэту С.Я. Маршаку.

Ведущий: - А кто знает, что такое викторина? (Это игра, где задают вопросы и говорят ответы).

Сегодня мы вопросы будем задавать, а вы на них будете отвечать. Посмотрим, кто же из вас внимательно читал произведения С.Я. Маршака.

Давайте начнем.

Ребята, мы знаем, что вы выучили стихотворения (дети читают стихи)

Звучит музыка, появляется Рассеянный с улицы Бассейной.

Р. с Б .: - Здравствуйте! Ой, я по ошибке куда-то не туда попал, где это я?

Ведущий: - Здравствуйте, Вы попали в детский сад, у нас сегодня викторина.

Р. с Б .: - Викторина????? А-А это когда все читают стихи?

Ведущий: - Нет, викторина – это игра, где задают вопросы и говорят ответы. Что-то я не пойму, кто это, странный он какой-то (обращаясь к детям, выслушивает их предположения).

Р. с Б .: - Правильно, я человек Рассеянный с улицы Бассейной и придумал меня автор А.С. Пушкин!

Ведущий: - Пушкин?Мне кажется, Вы опять что-то путаете. Ребята так ли это? (ответы детей, герой соглашается, что он опять все перепутал и очень переживает)

Ведущий: - А вот наши ребята очень внимательные посмотрите, мы сейчас поиграем и Вы в этом убедитесь.

Музыкальная пауза, танец «То, что нужно».

Ведущий: - Посмотрите на экран, какие задания вам предстоит выполнить.

Задание № 1 «Мастер-ломастер»

Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения:

Например:

  • мастер – (ломастер)
  • Усатый -… (полосатый)
  • Ванька -… (встанька)
  • Детки в … (клетке)
  • Дремота и … (зевота)
  • Вот какой … (рассеянный)
  • Круглый … (год)
  • Кот и … (лодыри)
  • Рассказ о неизвестном … (герое)

Задание № 2 «Загадки». ПРОВОДИТ ГЕРОЙ

Узнайте, что лежит в чемодане?

Я загадываю загадку, которую сочинил Маршак, а кто знает отгадку, тот поднимает руку (загадки С.Я. Маршака).

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)

Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела Дуб, дуб
Поломала Зуб, зуб. (Пила)

Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед)

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы)

Задание № 3 «Отгадай-ка»

Ведущий: - По картинкам с помощью героев произведений вспомнить и назвать данное произведение.

1. Сказка «О глупом мышонке»: мышка, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка.

2. Сказка «Теремок»: лягушка, мышка, петух, ёж, волк, лиса, медведь.

Задание № 4 «Собери картинку»

Ведущий: - Ребята, нужно сложить части разрезной картинки, вспомнить и назвать данное произведение. (Детки в клетке. Кошкин дом. Пудель.)

Задание № 5 «Знаешь ли ты этих героев?»

Ведущий: - А теперь угадайте, кому из героев принадлежат слова:

Простите! Извините!
Туда ли я попал?
Мы с вами незнакомы...
Ой, ой, какой скандал!
Я, кажется, надел не то...
Заметили, друзья?
А может это я - не тот?
Скажите, кто же я? (Рассеянный с улицы Бассейной, «Вот какой рассеянный»)

Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала. (Дама, «Багаж»)

Приказала их принцесса
Принести зимой из леса.
Принести зимой цветы!
А какие? Помнишь ты? (Подснежники, «Двенадцать месяцев»)

В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке… (Ленинградский почтальон, «Почта»)

Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»

Дети (хором).

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой! Раз, два, три – беги!!!

Дети передают мяч из рук в руки по кругу; тот, у кого мяч остался с концом предложения, разворачивается и держит мяч на вытянутых руках перед собой. Дети, стоящие справа и слева от мяча, встают спина к спине и по команде обегают круг и стараются взять мяч первым.

Задание № 6 «Доскажи словечко»

Ведущий: - Какими словами оканчиваются такие строчки стихов С.Я. Маршака:

Не хотел котенок мыться –
Убежал он из корытца
И в углу за сундуком
Начал мыться…. (языком) («Усатый - полосатый»)

Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не… (киска)! («Детки в клетке»)

Где обедал воробей
В зоопарке у (зверей) («Где обедал воробей?»)

У нее у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
А в ушах… (серёжки) («Кошкин дом»)

Задание № 7 «Найди лишнюю картинку»

Ведущий: - Посмотрите на экран, найдите лишнюю картинку. (Дама, «Багаж», «Кошкин дом», Ленинградский почтальон, «Почта»).

Ведущий: - Вот и подошла к концу наша викторина, все задания вы успешно выполнили.

Р. с Б .: - Мне очень понравилось у вас в гостях, как здорово, что вы ребята так много читаете и много знаете. Ребята, а знаете, что я вспомнил, я ведь появился у вас не просто так, я принес вам письмо от самого С.Я. Маршака.

В благодарность, за вашу помощь для вас интересные раскраски.

До свидания, до новых встреч.

Пожелание друзьям

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!

Прощается, уходит.

Награждение.

Литературная викторина по сказкам К. И Чуковского для дошкольников 6-7 лет

Цель:
1. Расширить знания детей о творчестве о прочитанных произведениях К. И. Чуковского;
2. Формировать социально-коммуникативные навыки за счёт умения работать в команде;
3. Развивать память, внимание за счёт умения определять прочитанные произведения по иллюстрациям и отрывкам из них;
4. Воспитывать уважение и любовь к сказкам;
5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом;
Материалы и оборудование:
Портрет К. И Чуковского;
Иллюстрации к произведениям К. И Чуковского;
Детские рисунки по произведениям К. И Чуковского;
Ромашка, на лепестках которой написаны отрывки из произведении;
2 корзины с вещами (телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, термометр, сито, перчатки, монета, мочалка, калош, шоколадка, книжки) ;
Два куба с тремя разрезанными картинками из сказок Чуковского, а четвертая из русских народных сказок;

Ход занятия.

Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.

Представление жюри. Приветствие команд.

(Соперники озвучивают название команды).

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высоким седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.

Корней Чуковский - это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

1 тур «Докажи словечко»
Ведущий читает отрывок из сказки. Задача команд узнать, из какой сказки строчки и продолжить их.

Отрывки из сказок:
1. «Ох, нелегкая эта работа. » (из болота тащить бегемота) «Телефон»
2. «Всех излечит, исцелит. » (Добрый доктор Айболит) «Айболит»
3. «Ехали медведи на велосипеде. » (а за ними кот задом наперед) «Тараканище»
4. «И сейчас же брюки, брюки. » (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»
5 «Только заинька был паинька. » (не мяукал и не хрюкал, под капустою лежал, по-заячьи лопотал и зверюшек неразумных уговаривал) «Путаница»
6. «Скачет сито по полям. » (а корыто по лугам) «Федорино горе»

2 тур «Кто есть кто»
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
1. Айболит - (доктор)
2. Бармалей - (разбойник)
3. Федора - (бабушка)
4. Каракула - (акула)
5. Мойдодыр - (умывальник)
6. Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
7. Цокотуха - (муха)
8. Рыжий, усатый великан - (таракан)

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: "Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял и стихи, сказки, загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!

3 тур «Ромашка»
Каждый участник по очереди походит к ромашке, берёт лепесток и передает воспитателю. Ведущий читает текст, а ребёнок сам отгадывает название сказки.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота - залог здоровья! » («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление - попытка убийства? («Муха - Цокотуха»,
6. Что просили животные в стихотворении - сказке «Телефон»: (Слон - шоколад, Газели - карусели, Мартышки - книжки, Крокодил - калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

4 тур «Корзинка с потерянными вещами»
В корзинке находятся разные вещи их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится о предмете.
1. Телефон (У меня зазвонил телефон);
2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,. а за ним комарики на воздушном шарике);
3. Мыло (Вот и мыло подскочило);
4. Блюдце (А за ними блюдца) ;
5. Термометр (И ставит им градусник) ;
6. Сито (Скачет сито по полям) ;
7. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? ») ;
8. Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) ;
9. Шоколадку (А всем по порядку даем шоколадку) ;
10. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) ;
11. Книжки (Пришлите пожалуйста книжки) ;

К. И Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К. И Чуковский особенно запомнил 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника, именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

5 тур «Загадки»
Пошла муха на базар и купила самовар;
(«Муха - цокотуха»)
Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет туфельки, сапожки, новые калошки;
(«Чудо - дерево»)
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало. Глянул заинька в окно, стало заиньке темно;
(«Краденое солнце»)
А посуда вперед и вперед, по полям, по болотам идет;
(«Федорино горе»)
Маленькие дети! Ни за что на свете не ходите в Африку, в Африку гулять!
(«Бармалей»)

Откуда? От верблюда. Что вам надо? Шоколада!
(«Телефон»)
И принесли к нему зайку, такого больного, хромого, и доктор пришил ему ножки, и заинька прыгает снова.
(«Айболит»)
Но, увидев усача, звери дали стрекача. По лесам, по полям разбежались, тараканьих усов испугался.
(«Тараканище»)
Вдруг из маминой, из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой.
(«Мойдодыр»)
А лисички взяли спички к морю синему пошли, море синее зажгли.
(«Путаница»)

Игра «Минутка бодрости с Айболитом»
Участники повторяют за ведущим движения, соответствующие строчкам стихотворения:
Нас не надо вам лечить, (шагают друг за другом по кругу)
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики, (поглаживают животики)
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем, (руки тянут вверх)
А потом к траве присядем. (приседают)
Как орлы летим, парим, («машут» руками)
Во все стороны глядим,
Где же Африка - страна? («глядят» из-под руки)
Может, помощь там нужна?
Вместе с Читой мы поскачем,
Как веселый, звонкий мячик.
Дружно к бедным страусятам
По траве пройдут ребята.
Ноги будут поднимать,
По густой траве шагать. (шагают, высоко поднимая колени)
Всем мы помощь оказали,
Сами сильными мы стали. (Показывают, какие сильные)

6 тур «Расшифруйте имена сказочных героев»
Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ ЦКТХ

МЙДДР ФДР

ЙБЛТ ТРКНЩ

КРКДЛ КРКЛ

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе".

7 тур «Домашнее задание»
Каждый участник читает наизусть отрывок из сказки своему сопернику, а он вспоминает, какими словами оканчивается строчка и называет сказку.

Веселится народ
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого. (комара)
«Муха - Цокотуха»

Нет - нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше (ворону).

«Телефон»
И мне не надо
мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких. (детей).

«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из - за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает. (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
Я больше идти. (не могу).
«Федорино горе»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
«Краденое солнце»

Волки на кобыле
Львы на автомобиле и. т. д
«Тараканище»

8 тур Игра «Четвертый линейный»
Каждая команда на кубе находит 4 ю лишнюю картинку и называет сказку.
Ведущий
С ранних лет стихи К. И Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита", "Федорина горя", "Телефона". Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать. Без этой способности человек - не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Нам жалко дедушку Корнея.
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И " Крокодила" не читал,
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Подведение итогов и награждение победителей.

Формировать умение подбирать слова с заданным звуком, подбирать рифму. Содействовать развитию у детей понимания такого языкового явления, как антонимия, умения активно использовать его в речи, овладению детьми умением с помощью суффиксов изменять значение слов. Развивать умение читать слово, складывать из слов предложение. Подводить к пониманию и объяснению смысла пословиц. Развивать умение обобщать, сравнивать, анализировать, логическое мышление, внимание, выдержку. . Формировать навыки культурного поведения в детском саду и в повседневной жизни. Совершенствовать навыки сотрудничества при работе в команде. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, .

Материал и оборудование

Демонстрационный: ворота, 2 дерева с листьями-сердечками красного и черного цвета с изображением сказочных героев, карточки со словами пословиц (для каждой команды), 2 листочка с отрывками из сказок, мольберт, аудиозапись песни из кинофильма «Маленький Мук» «Дорогою добра», буквы: «в», «о», «л», «к», «л», «и», «с», «а».

Раздаточный: эмблемы - «сказочные фанты» красного и зеленого цвета по количеству детей, 2 колокольчика, 2 разрезные иллюстрации по сказке (элементы по количеству детей), медальоны для награждения.

Ребята, мы с вами знаем очень много сказок и умеем их сами сочинять. Сегодня я предлагаю вам принять участие в викторине на лучшего знатока сказок. Викторина на лучшего знатока сказок будет проходить в сказочном королевстве.

Давным-давно, когда вас не было, не было ваших родителей и родителей ваших родителей не было на свете, в мире существовало одно сказочное королевство. В этом королевстве жили только очень и очень добрые сказочные герои. И в гости к ним приходили добрые-добрые люди. Все, кто приходил в королевство, могли в него только в том случае, если могли совершить добрый поступок. А вы хотите попасть в это королевство? (ответы детей).

Подойдем к его воротам (у входа два дерева с сердечками).

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет

А листочки на нем не простые

А листочки на нем цветные.

Ребята посмотрите на листочки. Вы заметили, что листья на деревьях разные? Какие? (Ответы детей).

А вы узнаете этих сказочных героев? Назовите их. (Ответы детей).

А как вы думаете, почему листья на деревьях разные? (Ответы детей).

Какой цвет обозначает доброту? Почему вы так решили? (Ответы детей).

А что означает черный цвет? (Ответы детей).

Какие герои живут на красных листочках? Почему?

Какие герои живут на черных листочках? Почему?

Правильно, ребята, красный цвет обозначает добро, добрые поступки, а черный цвет обозначает плохие поступки. Поэтому и сказочные герои, которые совершали добрые поступки «живут» на дереве с красными сердечками-листочками, так как у них доброе сердце, а герои, которые совершали плохие поступки «живут» на дереве с черными сердечками-листочками, и сердце у них злое.

Чтобы войти в это королевство и принять участие в викторине на лучшего знатока сказок, нам нужно сказать какие добрые поступки совершили мы.

Каждый ребенок называет поступок и проходит в ворота, получая при этом «сказочный фант» красного или зеленого цвета. Деление на две команды в соответствии с цветом фанта, придумать название команды в соответствии с тематикой и приветствие.

Правила литературной викторины:

Та команда, которая справится с заданием быстрее и даст правильный ответ, получает «сказочный фант».

« Путаница »

В сказочном королевстве давно уже никто не живет, поэтому названия сказок здесь перемешались и рассыпались. Нужно навести порядок.

Серая, хлеб, шапочка, легкий, красная, шейка.

Копытце, маленький, серебряное, снежная, Мук, королева.

Что же это за сказки?

« Собери сказку »

Каждая команда собирает иллюстрацию к сказке: добежав, до стола с разрезными картинками по сказке, ребенок берет один элемент и возвращается на свое место, потом бежит следующий участник за другим элементом и так, пока не соберут иллюстрацию. Кто первый соберет и назовет название сказки, получает «сказочный фант».

« Кто внимательный »

В королевство приходили разные сказочные герои, найдите в именах этих героев одинаковый звук:

Айболит, Айога, Аленушка, Алиса.

Морозко, Мальвина, Мук, Мойдодыр.

Назовите, кто из этих героев совершал хорошие поступки, и какие?

« Кто больше? »

Ребята, вспомните положительных литературных героев, в именах которых встречается звук «б», «в» (отрицательных). Каждая команда будет называть героя по очереди.

« Любопытный »

Назовите сказки, в которых описывается:

  • уничтожение уникального растения по прихоти девушки («Аленький цветочек»);
  • сбор первоцветов для букета («Двенадцать месяцев»);
  • превращение ребенка в животное из-за непослушания («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»);
  • где дружба и сплоченность помогли одолеть не только холод и голод, но и злейших врагов: лису, медведя и волка («Зимовье зверей»);
  • герои, оставшиеся ни с чем из-за своей жадности («Два жадных медвежонка»);
  • персонаж, не покинувший друга в беде («Конек-Горбунок»)

« Наоборот »

Я назову героев, которые поступали хорошо, а вы назовите тех героев, которые поступали плохо:

  • Золушка - (мачеха Золушки).
  • Айболит - (Бармалей).
  • Герда - (Маленькая разбойница).
  • Красная Шапочка - (Серый волк).

А сейчас назовите качества, какими обладают герои сказок тоже наоборот:

  • Храбрость - (трусость).
  • Верность - (предательство).
  • Честность - (обман).
  • Трудолюбие - (безделие, лень).
  • Щедрость - (жадность).
  • Вежливость - (невежество).

« Лишнее слово »

Назовите, какой герой лишний и почему?

  • Золушка, Хаврошечка, Федора, Снегурочка.
  • Сивка-бурка, Конёк-горбунок, Кот в сапогах, Баба Яга.

« Подбери рифму »

  • Палочка - (выручалочка)
  • Цветик - (семицветик)
  • Сивка - (Бурка)
  • Карабас - (Барабас)

« Из одного слова несколько »

В сказках живут хитрая лиса и злой волк. Придумайте слова, используя буквы слов «волк» и «лиса», как начальные и обозначали хорошие поступки, чтобы волк и лиса стали добрее.

В - вежливость

Л - любовь

О - отзывчивость

И - искренность

Л - любезность

С - скромность

К - культурный

А - аккуратность

« Измени слова »

Измените имена отрицательных сказочных героев так, чтобы они стали добрее, назовите их ласково.

  • Бармалей - Бармалейчик.
  • Кощей - Кощеюшка.
  • Баба Яга - Бабка Ёжка.
  • Серый волк - Серенький волчок.

« Пословицы »

Из слов, написанных на карточке, составьте пословицу объясните, что значит эта пословица.

  • Как аукнется - так и откликнется.
  • Что посеешь - то и пожнешь.

« Кто есть кто? »

Каким персонажам сказок принадлежат эти сказочные имена?

Айболит (доктор).

Бармалей (разбойник).

Федора (бабушка).

Герда (девочка).

Маленький Мук (мальчик).

Сивка-бурка (конь).

Винни-Пух (медвежонок).

Печкин (почтальон).

Вот и подошла к концу наша викторина. Наши сказочные герои пусть живут в своих сказках, а мы с вами не будем забывать о правилах культурного поведения. Тогда всем, кто будет рядом с нами, будет приятно общаться. А как хорошо бы жилось на Земле, если бы совершались только добрые поступки.

Звучит песня « Дорогою добра ».

Награждение команд подарками.

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей подготовительной группы детского сада

Литературная викторина «В гостях у сказки».


Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Задачи:
закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках;
прививать любовь к устному народному творчеству;
развивать память, мышление, наблюдательность, речь;
воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество; дружелюбие, честность в игре, справедливость;
способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы;
вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера;

Материал и оборудование:
загадки о сказках и сказочных героях:
разрезные картинки по сказкам;
раздаточные карточки по сказкам
фишки;
книги со сказками для оформления

Предварительная работа:
чтение русских народных сказок;
рассматривание иллюстраций;
оформление выставки книг с русскими народными сказками.

Ход викторины:

Ведущий: Мы все с детства любим сказки. Сказки учат нас жизни, рассказывает о добре и зле. Сказка помогает познать мир. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. А какие вы знаете и любите сказки, мы сегодня проверим. А для этого наши участники поделятся на 4 команды. Каждой команде будут заданы вопросы и даны задания, за каждый правильный ответ будут выдаваться фишки. Победит та команда, которая лучше справится с испытаниями, наберет наибольшее количество фишек.
Итак, начнём нашу викторину.
Для начала нашим командам надо будет угадать загадки о сказках, сказочных героях или сказочных предметах.
1 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок

3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга

4 Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок

5 Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь

6 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят

7 Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя

8 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка

9 Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух

10 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко -
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка

11 Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка

12 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Гуси-лебеди

13 Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели -
На царевне женился кто?
Емеля

14 Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба

15 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок

16 В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка

Ведущий: Продолжаем нашу викторину. Сейчас нашим командам надо будет вспомнить сказки, и ответить правильно на вопросы.

1. "Скоро сказка сказывается, да не скоро..." Что дальше?
Дело делается
2. От кого не ушёл Колобок?
От лисы
3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в...
Козлёночка
4. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч,
а кличку - Косолапый?
Медведь.....
5. Сколько козлят слопал волк в сказке "Волк и семеро козлят"?
Шесть
6. Отчего растаяла Снегурочка?
Прыгнула через костёр
7. "Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло - ..." Что дальше?
А в рот не попало
8. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»?
Зимой
9. Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка»?
В болото
10. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на пути...
Печку
11. Кто во всем помогал Крошечке -Хаврошечке?
Коровушка
12. «Битый небитого везет...». Из какой сказки эти слова?
«Лисичка-сестричка и серый волк»
13. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»?
Петух
14. Из какого инструмента мужик варил кашу?
Из топора
15. Кто сломал теремок?
Медведь
16. За какие леса несла лиса петуха?
За тёмные

Ведущий: Молодцы. Еще раз мы убедились, что все наши участники хорошо знают сказки, но пора нам и отдохнуть. (Проводится физ.минутка «Сказочные герои»)
Ведущий: А теперь мы проверим, смогут ли они угадать сказку по предметам.
Участники команд должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.

1 набор:
Миска, кровать и дом в лесу – 3 медведя
2 набор:
Лёд, петух, избушка – Заюшкина избушка
3 набор:
Избушка на курьих ножках, печка, река – Гуси-лебеди
4 набор:
Дом, лягушка, волк – Теремок
5 набор:
Рыба, прорубь, тесто – Лисичка – сестричка и серый волк
6 набор:
Лужа, купец, ведьма – Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор:
Поле, конь, царевна – Сивка – бурка
8 набор:
Печь, дрова, ведра – По щучьему велению

Ведущий: Молодцы. А сейчас проверим наши команды на внимание. Надо будет найти ошибку.

Царевна-мушка
По кошачьему велению
Иван царевич и зеленый волк
Сестрица Аленушка и братец Никитушка
Петушок - золотой пастушок
Мальчик-с-ноготок
Суп из топора
Сивка-мурка

Ведущий: Хорошо. Все справились. А наша викторина продолжается.
Все нам нравится собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинки из сказок. Кроме этого необходимо надо будет назвать эту сказку. Участники команд выбирают конверты с разрезными картинками (Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Маша и медведь, Заюшкина избушка, По щучьему велению, Теремок, Кот,петух и лиса,Колобок).

Ведущий: Вот наша викторина подошла к завершению. А сейчас мы подсчитаем количество заработанных фишек и узнаем, чья команда победила. (После подсчета и объявления победителей команды награждаются призами).

Ведущий: Вот ребята мы с вами и вспомнили сказки. Но мы не перестанем их читать, ведь благодаря им, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.

В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!