– многочисленный финно-угорский народ , который населяет центральную часть современной России. Представители этой народности являются коренным народом центральной России и одним из самых древнейших аборигенных этносов Восточной Европы. Общая численность представителей народа примерно 800 тысяч. Около 30% мордвы проживают в Мордовии, а вот остальная часть расселена в других областях России, особенно в Тамбовской, Самарской, Рязанской, Московской, Нижегородской и Пензенской областях. Этот народ возник в конце I тыс. до н. э. - начале I тыс. н. э.

Девушка мокша, девушка эрзя, мордвинская семья

Подгруппы мордвы(субэтносы).

Народ мордва делится на две подгруппы: эрзя и мокша . Мокша, в большинстве своем, живет именно на западе и юге мордвы, а эрзя – на востоке. Эрзя в свою очередь делятся на шокшан и терюхан. А это значит, что обычаи мордвы сильно отличаются у разных представителей этой культуры.

Язык мордвы.

По сей день язык мордвы не утратил свою бытовую актуальность, по крайней мере, для трети населения всей Мордовии, но большинство населения разговаривает на русском языке. Основная религия населения – это православие, но ещё присутствуют молокане , лютеране и старообрядцы .

Откуда появился термин «мордва»?

Термин «мордва» – это условное обозначение двух кардинально различных народов. На самом деле, традиции мордвы очень сильно разнятся у этих двух народов, они говорят на совершенно разных языках, абсолютно различны между собой внешне, и что самое значительное – они даже не поймут друг друга, если будут разговаривать на своих родных языках. Так что можно сказать, что обычаи мордвы крайне разнообразны. До советского периода жители обоих народностей не идентифицировали себя понятием «мордвин» или «мордва», более того – данный термин носил уничижительный или оскорбительный характер в их понимании. В наше время, естественно, все изменилось. Данное обобщение было привито на государственном уровне во время заседания Совета народных комиссаров в 1928 году. Изначально на заседании обсуждался вопрос создания Эрзяно-Мокшанского округа, но в те времена термин «мордва» был известен всему населению России и применялся равно как к эрзе, так и к мокша. Поэтому, было гораздо проще создание Мордовского округа и обозначение всех его жителей одной национальностью – мордва, что и было сделано. Именно с этого времени началась современная история мордвы.

История народов Мордовии.

До средних веков

Самые древние упоминания о племенах мордвы присутствуют еще в древних, античных записях. В те времена эти племена были более чем дикие. К примеру, в записях Геродота они именовались не иначе как андрофаги – людоеды. Плохой климат и низкий уровень жизни этих племен, создавали далеко не наилучшие условия для развития нормального общества того временного периода. Такой расклад событий приводил к нарастающему гневу населения. В пятом веке н.э. племена мордвы сталкивались в боях со скифами и сарматами, которые вытесняли их с привычных мест обитания. Столкновения мордвы с Русью начались еще в одиннадцатом веке н.э. После основания Нижнего Новгорода исторически отмечается большое количество удачных походов Русских князей против племен мордвы. Однако спустя несколько лет после этих событий эрзянская земля будет полностью опустошена Батыем. Эрзяне не признают зависимость от Золотой Орды и отступают в северные леса, племена мокши напротив – выступают в составе монгольской армии и совершают множественные походы и набеги, которые в большей степени заканчиваются для них прискорбно. Отступая на север, эрзя попадает под власть Нижегородско-Суздальского великого княжества, что приводит к расколу общины, так как часть эрзян принимает христианство. Этот момент можно считать переломным относительно становления всей культуры Мордовии. Те, кто в те времена отказался принять Христианство, уходят дальше на восток и пытаются там развивают свою культуру и быт. Эрзя участвует в разорении Нижнего Новгорода и предпринимает набеги на окрестности разорённого города, но их разбивают на пути домой.

Присяга московскому князю.

Постепенно русские князья все-таки подчиняют себе эрзян, а после похода Ивана Грозного на Казань мокшанские и эрзянские знатные роды присягнули на верность московскому князю. Каждый мордвин облагается тяжелыми поборами, что со временем приводит к ряду восстаний. Уйти от поборов удается только представителям знатных родов мордвы, и то – только тем, которые приняли христианство. Насильственные массовые крещения вынуждают население показать характер мордвы, и это периодически приводит к точечным бунтам, но в итоге все заканчивается фактически полной ассимиляцией мордвы рядом с русским населением.
История мордвы разносторонняя и незаурядная. Изучая ее можно лучше понять характер этой народности и ее ценности. Не удивительно, что история Мордовии интересует такое огромное количество людей, по всему миру. Ведь проникаясь в события того давнего времени, можно понять каким образом зарождалась эта незаурядная культура народов. Отдельного внимания заслуживают национальные костюмы этой народности, которые, внешне хоть и схожи с российскими, но имеют некоторые достаточно яркие отличия. Невзирая на сложную и тяжелую судьбу племен эрзя и мокша, несмотря на историческую вынужденность перебираться с места на место, традиции мордвы не канули в лету. Даже сегодня на фестивалях в Мордовии можно увидеть традиционные украшения и наряды, услышать старое наречие местного населения, и почувствовать дух и характер мордвы — удивительного и незаурядного народа.


На данной карте представлены точные территории этногенеза эрзи и мокши, с той лишь разницей, что для эрзянских земель определены границы земель в которых происходил этногенез народа до вхождения его в состав Московского государства в 16 веке.
Это не придуманные и не выдуманные территории, это официальная позиция учёных и исследователей, а именно эрзя это междуречье рек Волга, Ока, Сура, Мокша; мокша это бассейн р. Цна, Мокша и верховья р.Суры.
Помимо этого отображены и территории современной национальной автономии народов эрзя и мокша, это республика Мордовия(зелёным цветом). Почему эрзя и мокша а не мордва, откуда появилась Мордовия, и почему её территории значительно уступают историческим землям этногенеза этих народов? Итак по прядку.
Всем наверное приходилось слышать о таком народе "мордва", а кто-то наверное и поговорки о мордве слышал: "упрямый как мордвин", "поперечная мордва", "мордовский гвоздь - сучок" ну и подобные. Многие слышали о таком субъекте федерации как республика Мордовия(РМ) или ранее Мордовская автономная советская социалистическая республика (МАССР) и её столица - Саранск, кто-то наверное даже знает, что в 2018 году там будут проводиться матчи, не много не мало, а ЧМ по футболу. И вроде бы нет вопросов, мордва - Мордовия, и всё это где-то непонятно где. Но давайте разберёмся откуда пошло это название(мордва).
Итак, мордва это экзоэтноним, т.е внешнее название народов, которые именуют себя(на родных языках) эрзя и мокша. Внешнее, означает то, что мордвой народы эрзя и мокша называли их соседи, а не они сами. Сама форма слова "мордва" русскоязычная и в таком виде распространилась из русского языка т.е с запада(стоит заметить что восточные соседи этого слова никогда не применяли, они применяли наши этнонимы: чуваши называли нас - irse, татары - мухша.) Но корень слова имеет более древнее происхождение, а именно иранское от mard, murd - мужчина или человек. Так каким-же образом это слово из ираснких языков попало в русский? Для этого необходимо обратиться к древней истории народов Восточной Европы. Приведём первое упоминание "мордвы": Оно относится к 6 веку н.э, готским историком Иорданом упоминается некий народ "морденс", который числится в списке покорённых в 4 веке народов, готским королём Германарихом: thiudos: Inaunxis Vasinabroncas Merens Mordens Imniscaris Rogas Tadzans Athaul Nauego Bubegenas Coldas ” [Иордан, 116]. Его следует интерпретировать как сильно испорченный фрагмент текста на готском языке [Анфертьев 1994: 150-151], оригинал которого в части, касающейся интересующих нас территорий от Прибалтики до средней Волги можно восстанавливать примерно как “*þiudos: in Aunxis Vas, in Abroncas Merens, Mordens in Miscaris, Ragos stadjans / stadins ” и переводить: ‘[покорил] народы: в Аунуксе - весь, в Абронкасе (?) - мерю, мордву в Мещере, [по] Волге местности [атаул, навего, бубегенов, кольдов]’.
Википедия (Мещера)


Чтобы примерно было понятно какие территории занимали Городецкая и Дьяковская культуры(на карте "финно-угорские племена") нанёс точки расположения некоторых нынешних российских городов. Как видно они занимали основную часть восточно-европейской равнины. В начале нашей эры начинается так называемое великое переселение народов, на север вторгаются группы южных соседей тиссагетов(так Геродот называет племена Городецкой культуры) - сарматы-аорсы. Опытные воины-аорсы жестоко подавляют сопротивление местных лесных охотников - тиссагетов, подчинаяют их себе, и образуют что-то вроде фактории на средней Оке, которая впоследствии обособляется. Именно тогда по всей видимости и приходит слово"mord", происходившее от ираноязычных аорсов на территорию Мещеры. Позднее до Оки дотягивается и империя готского короля Германариха не задолго до её крушения в результате вторжения гуннов. Готы берут под контроль среднюю Оку, после чего начинают формироваться Рязано-Окские племена(3 век). Именно тогда готам становятся известны племена на Оке под названием "mordens". Позже Рязано-Окские племена независимы и начинают развиваться самостоятельно, готская верхушка ассимилируется среди местного населения. Именно тогда они начинают движение на земли восточнее от Оки в Оксо-Сурское междуречье и участвуют в этногенезе народа Эрзя, другая часть оседает на Цне и верхвьях Суры, формируюя Мокшанский этнос, с самого начала имевший отличия от эрзянского в ориентации грунтовых могильников, мокшанские были ориентированны головой на юг, юго-восток, эрзянские-же - на север, на северо-запад. Уже это говорит о различиях в религиозно-мифологических представлениях народов(обряд погребения целиком связан с религиозно-мифологическими представлениями народов). Однако, не смотря на то, что эрзя и мокша народы разные, на западе, среди славянских племён всё-таки сохраняется общее название этих народов со времён сарматского властвования над их предками - "мордъ" с собирательным окончанием "ва". Именно по-этому много веков спустя, летописец Руси - Нестор упоминает «А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык» . Стоит заметить финно-угорский народ мурома(дорусское население Мурома), так-же формируется под влиянием Рязано-Окцев, но летописец пишет о разности языка "мордъвы"(в данном случае эрзи) и "муромы".
Итак, мы разобрались с тем откуда к нам пришло название "мордва". Очевидно это иноэтническое название, а не народ, народы-же эрзя и мокша не определяли себя таким образом. Т.е определение мордвы как народ - ошибочное, но при этом оно достаточно широко муссируется властями и официальной наукой. На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к двум разым народностям указывали академик А. А. Шахматов и академик Лепёхин И. И.: «Разность двух мордовских поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялось мокшанам брать ерзянок, а ерзянам — мокшанок; но всяк довольствовался своею породою» . Очевидно оба этноса имели и меют собственное самосознание(эрзянское или мокшанское).
Часто со стороны сторонников мордвинизации можно услышать упрёк, в котором сравнивается "мордва" и марийцы. Сущность упрека заключается в том, что марийцы делятся по языку на луговых и горных, но при этом остаются марийцами. А мы, мол, несправедливо делим мордву по языкам на эрзя и мокша. Часто они это объясняют населению, опираясь на его неподкованность в знаниях о своём народе, тем самым убеждая их в своей правоте. Однако они несколько лукавят и многого не договаривают.
Во-первых, до революции марийцы определялись экзоэтнонимом "черемис"(Нестор их упоминает, см. выше). После революции черемисы добились того, что-бы их народ определялся их собственным этнонимом(названием на своём языке) - мары, мари. С этого момента они становятся широко известны под названием мари, а так-же возникает их автономия - Марий-Эл со столицей Йошкар-Ола(красный город), до этого было русское название - Царевококшайск. Очевидно это стало возможно благодаря тому, что как луговые, так и горные черемисы - это мари, у них родной этноним един, что говорит о единстве марийского народа. У "мордвы" этого нет. Нет родного этнонима у эрзи и мокши, который бы объединял их, исторически так сложилось, что нет. По-этому сегодня власти, чтобы усидеться на креслах начинают приставлять к инородному слову "мордва" окончание "сь", в итоге получается кошмар под названием "мордвась", ещё "вась-вась" не хватает подставить...
Вообще можно собрать целый список различий, по которому видно, что эрзя и мокша два народа, а не субэтносы одного.
1)Эрзянский и Мокшанский языки - разные языки.(как известно нет языка - нет народа) Общая лексика в эрзянских и мокшанских сёлах отдалённых р-онов Мордовии - 73%, для примера: русского и украинского - 86%, Что касается литературных языков, то власти подогнали общую лексику до 90%, но на чистом литературном никто не общается. По-этому такая цифра -лишь на бумаге.
2) Эрзя и Мокша - этнонимы двух народов, общего этнонима нет, есть только инороднический экзоэтноним.
3) Отличались в религиозно-мифологическом плане(выше описывал), так-же дохристианские божества имели разные названия (Инешки паз, Чам паз - эрзя; Вярде шкай, Шкабавас - мокша) - верховне боги. Тоже касается и других божеств.
4) Национальный костюм и орнамент различаются.
5) Зодчество
6) Антропологический тип

7) Что касается шокши - как раз она и есть этнографическая группа эрзи: они так-же себя называют эрзя. Т.е эрзя является общим этнонимом и для эрзи и для эрзи теньгушевского р-она(шокши). По-этому эрзя и шокша - один народ.
8) На исторических землях отсутствует чересполосное проживание эрзя и мокшан, т.е народы эрзя и мокша жили по соседству, но не в перемешку. Только после татар-монгольского нашествия эрзянский и мокшанский народы пришли в движение - эрзянские сёла появились в Пензенской обл. в перемешку с мокшанскими. Но даже при этом они сохраняют свое мокшанское или эрзянское самосознание .(и это спустя много веков!) Существует ещё множество более незначительных различий, не вошедших в список.
Однако не смотря, на то, что мы два народа - остаёмся близкородственными. У нас немало общего, и сформировались на одной "платформе" с обрусевшими народами меря, мурома, мещера.
Когда в 30-х годах 20 века обсуждался вопрос об образовании автономии для эрзян и мокшан, были варианты назвать автономию Эрзянско-Мокшанской, однако по причине, того, что, мол нас мало кто знает под своими названиями, решили назвать автономию в честь нашего экзоэтнонима - Мордовской, мол под этим названием нас точно все знают.(у меня вопрос неужели марийцы, удмурты больше чтят свои корни нежели мы? Почему они этим вопросом не задавались? Почему "черемисы" без вопросов стали марийцами, "вотяки" - удмуртами, а "мордва" как была "мордвой" так и осталась, где гордость-то? Откуда этот пофигизм?
Как видно по самой первой карте РМ сильно уступает в размерах этно-историческим территориям эрзян и мокшан. Причина в общем-то банальная, просто когда создавали МАССР, то в неё включались только те территории, где процент численности эрзян и мокшан был не менее 30%, те территории, где этот процент был ниже - просто включались в состав соседних областей, и в состав МАССР уже не входили, даже если эти территории исконные - эрзянские и мокшанские. Как только сегодня эрзянские земли не называют, то "земля Серафима Саровского", то "Земля Нижегородская" то ещё как нибудь, но только не Эрзянская, всячески скрывая реальную историю края, иначе говоря историю подчинения края.
Кстати пучему важно гнуть свою линию сейчас. Менталитет эрзян и мокшан таков, что когда приходит гость - ему тут-же подают лучший стул, а сами посидят у печки, когда гость - русскоязычный - тут-же все в доме начинают говорить по-русски, ну типа, что-бы ему(гостю) было комфортно. Вот таки дела, несомненно это хорошие качества в плане этики, они говорят о высокой нравственности народа, о заботе о ближнем, но привели они к очень нехорошим последствиям - полное обрусение многих сёл. Свой язык второсортным считался, типа "русский главнее и все понимают, так удобнее", когда телевизор с утра до вечера глаголит лишь по русски, то волей-неволей(см. психология) становишься убеждённым, что говорить надо непременно так-же. Однако крестьянин не тот человек, что-бы осознавать, что там за рекой нет страны Эрзянии, и то, что Эрзяния сохраняется лишь в его доме - ему было не важно, важно осознание того что вся скотина во во дворе накормлена, что корова надоена... Ему было не важно, что эрзянский под угрозой, в то время как русский язык - это более ста миллионов человек, в деревнях, в сёлах, в городах, что русский язык под защитой огромной Российской Империи/Советского Союза/Российской Федерации его все ОБЯЗАНЫ учить. У нашей культуры -защиты нет. По-этому пора осознать, что родная культура по угрозой, пора уважать своё, пора бросить куда подальше губительный фатализм и развиваться, развивать своё. Слишком дорогую цену эрзянский народ отплатил истории, слишком много народа не вернулось с чужих войн, слишком много налогов оплачено за чужие яхты, слишком много родного потерянно.

По материалам Н. Мокшина

Этноним мордва — один из старинных этнонимов Восточной Европы. Первое достоверное свидетельство дошло до нас с упоминания о нём в VI в. в труде византийского епископа Иордана "Гетика”, считающегося важным произведением эпохи раннего средневековья. Перечисляя ряд племен или народностей, покоренных вождем готов Эрманарихом, Иордан называет и народ Морденс (Mordens), под которым исследователи разумеют мордву. В других западноевропейских источниках средневековья мордва называется также Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordua, Morduinos.
Самое раннее письменное сообщение об этнониме эрзя (арису) дошло до нас в послании кагана Хазарии Иосифа (X в.), а об этнониме мокша (Moxel) — в записках фламандского путешественника Гильома Рубрука (XIII в.).
В древнерусских источниках, самыми ран-ними из которых являются летописи, этноним мордва встречается с XI века. В "По-вести временных лет" (второе десятилетие XII в.), составленной Нестором, говорится о мордве и месте её обитания: "А по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык, Мордъва свой язык". Наряду с этнонимом мордва в летописях фигурирует и этноним мордвичи ("Мордовскиа князи с Мордвичи”).
Этнонимы же мокша и эрзя в русских источниках стал появляться довольно поздно. "Мокшана", "мокшаня" впервые зафиксированы в "Книгах письма и меры" Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624-1626 гг. А этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XIII века. Это объясняется тем, что мордва во взаимоотношениях с русскими выступали как этнически единый народ (этнос). Так русские их и воспринимали, и так отразили в летописях.
Установлено, что в своей основе этноним мордва восходит к ирано-скифским языкам (сравните: иранское, таджикское мард — мужчина). В мордовских языках это слово сохранилось для обозначения мужа (мирде). В русском слове мордва частица -ва носит оттенок собирательности и может быть сопоставлена с этнонимами литва, татарва. В русских источниках вплоть до XVII в. мордва выступает только под идентичным этнонимом, т. е. этнонимом мордва. Но этот этноним мордва сама употребляет чаще при контактах с другими народами. Во внутриэтническом общении они чаще применяют самоназвания эрзя и мокша.
Осознавая себя единым мордовским народом, считая как тех, так и других (т. е. эрзю и мокшу) двумя составными частями этого народа, эрзяне и мокшане наряду с обще-мордовским самосознанием обладают и особым (эрзянским и мокшанским) самосознанием, что даёт основание считать их двумя субэтносами мордовского этноса. Таким образом, этнос этот является бинарным (бинарными являются и некоторые другие этносы нашей страны: марийцы (горные и луговые), чуваши (верховые и низовые), удмурты (северные и южные) и другие).
Этнонимы эрзя и мокша — не местного, мордовского происхождения, они также восходят к индо-европейским истокам: эрзя происходит от иранского arsan (самец, мужчина, герой), а мокша — от индоевропейского гидронима Мокша, который, в свою очередь, во-сходит санскритскому mokcha, означающему "проливание, утекание".
В количественном отношении в начале XX века эрзя примерно в 3 раза превосходила мокшу. В настоящее время более точное соотношение по переписям определить затруднительно. Но, по мнению мордовских учёных, это соотношение осталось таким же. Венгерские же учёные пришли к выводу, что вследствие процессов русификации и интернационализации к 3400 году мордва, как, впрочем, и другие угро-финские этносы, исчезнут вообще.
В литературе (и в массовом сознании) также существует ещё псевдоэтноним шокша. Слово шокша в этнонимическом значении стало использоваться сравнительно недавно для обозначения эрзян Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия (в которых проживают мокша). В Теньгушевском районе существуют 15 населённых пунктов (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшанка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Шелубей, Широмасово, Шокша) и 5 населённых пунктов в Торбеевском районе (Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка, Якстере Теште), насчитывающих около 10 000 человек, в которых проживают шокша.
Довольно давно оторвавшись от общей массы эрзи (в XVI-XVII вв.), эта группа оказалась среди мокши и испытала определенное влияние с её стороны, в том числе и в языке, но не настолько, чтобы утратить своё эрзянское самосознание (эта группа, например, одевается как мокша, но говорит на языке эрзя). Сама себя эта группа мордвы называет мордвой, мордвой-эрзей, эрзей, соседние мокшане именуют их чаще эрзей, русские — мордвой. Причисление этой группы мордвы к особой национальности или третьей ветви мордовского этноса — результат ненаучного подхода к этническим процессам и истории мордовского этноса со стороны некоторых учёных, а со стороны обывателей — недостатка знаний в этой области.
В научной литературе некоторое время, начиная с XVIII века, существовало мнение, что внутри мордвы кроме мокши и эрзи существовали ещё этнические группы каратаев и терюхан.
На территории Казанской губернии в середине XIX ве-ка было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде: Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Каратай, Каратаи при озере Менситов (починок Менси-тов), Малые Каратаи, или Шершалан, где проживала мордва. Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи.
В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские, а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде — татары. Видимо, название самого старого села со словом каратаи произведено от гидронима Каратаи.
Таким образом, каратаи были не отдельным мордовским племенем, а локальной группой мордвы, подвергшейся сильному татарскому влиянию: они восприняли татарский язык и некоторое элементы культуры татар, сохранив, однако, своё этническое, мордовское, самосознание. Окружающие их татары однозначно относят их к мордве, называя их мукша, мукшилар (по-татарски — мордва), русские и сами себя они также называют мордвой.
Терюхане начинают упоминаться в научной литературе со второй половины XIX века. В ходе изучения этой группы выяснилось, что это обрусевшие мордва-эрзя, проживавшие в 40 селениях Нижегородского уезда Ни-жегородской губернии (в Терюшевской волости — ныне Дальнеконстантиновский р-н). Слово терюхане связано с названием центра их расселения — села Большого Терюшева и происходит, вероятно, от мужского имени (Теряй — Терюхай — Терюш).
Терюшевские мордва были крещены только в середине XVIII века, позабыв к этому времени мордовский язык, но сохраняя, однако, мордовское самосознание и дохристианские во многом обычаи и обряды. В первых деся-тилетиях XX века они полностью утратили мордовское этническое самосознание, окончательно влившись в русский этнос.
Таким образом, и каратаи и терюхане — не этнонимы, а псевдоэтнонимы.


Мордва Сергачского уезда.
Раскрашенная фотография конца XIX века.

"... всё это по большей части народ крупный, высокого роста, видимо, хорошо питающийся, здоровый, с открытым и чистым лицом, смелым взглядом, с свободными, непринуждёнными движениями."

Н. Оглоблин "В Мордовском крае" (1899)

http://pckfun.ru/ Поволжский центр культур финно-угорских народов

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

  • Московская область :
    18 678 (2010 г.)
  • Москва :
    17 095 (2010 г.)
  • Украина :
    9 331 (перепись 2001)
    Казахстан :
    8 013 (перепись 2009)
    Узбекистан :
    5 000 (2000 г., оценка)
    Киргизия :
    1 513 (перепись 1999)
    Белоруссия
    877 (перепись 2009)
    Эстония :
    562 (перепись 2000)
    Латвия :
    392 (оценка 2011)

    Язык Религия Родственные народы

    Этноним

    Традиционный термин «мордва» является внешним названием этнической общности (то есть - экзоэтнонимом). Эрзяне и мокшане имеют различное этническое самосознание, имеют свои литературные языки, существенные различия в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре . Согласно версии Н. Ф. Мокшина, мордва - бинарный этнос, включающий в себя два субэтноса - мокша и эрзя, где каждый субэтнос, считая себя мордвой, в то же время обладает присущими только ему самосознанием и самоназванием (субэтнонимом).

    Точку зрения советской этнографии о двух субэтносах не разделяет Финно-угорская организация Эстонии (SURI), указывая, что эрзя и мокша являются разными народами: «Советская этнография утверждает, что эрзяне и мокшане - это субэтносы мордвы. Но учёные этой школы сами же противоречат себе указывая, что ни мокшане, ни эрзяне мордвой себя не называют - само слово отстутствует в словарях этих народов и имеет грубый, уничижительный оттенок. И главное - отсутствует само понятие „мордовский язык“. Эрзяне и мокшане используют два разных языка, при чём эрзяне и мокшане - т. н. „мордва“ - не понимают друг друга». .

    Этимология

    Обычно первым упоминанием экзоэтнонима мордва считается его форма Mordens в итинерарии готского историка Иордана (VI век н. э.). В. В. Напольских при этом замечает, что нельзя быть полностью уверенными, что под иранским экзоэтнонимом mordens in Miscaris скрываются именно мокша и эрзя . В X веке этот экзоэтноним упоминается византийским императором Константином Багрянородным в форме Μορδια в качестве географического названия для локализации одной из пачинакитских (печенежских) фем .

    Распространённая гипотеза выведения данного экзоэтнонима из древне-иранского *mardχvār- или *mǝrǝtāsa- «людоед», а следовательно - отождествления с андрофагами Геродота , признавалась М. Фасмером сомнительной .

    Согласно наиболее актуальной на сегодняшний день версии, экзоэтноним мордва происходит от иранского корня со значением «человек, мужчина» (ср. перс. mârd ‎, ягн. morti - от индоир. *mṛta «человек, смертный»). К тому же корню восходят слова эрз. мирьде , мокш. мирьдя «мужчина, муж», удм. мурт , коми морт «человек, мужчина». Разница в огласовке между этими словами и этнонимом объясняется разным временем заимствования и адаптацией в разных языках.

    История упоминаний

    Наиболее раннее употребление этнонима мордва предположительно фиксируется в трактате «О происхождении и деяниях готов» готского историка V века Иордана . Там, среди народов Восточной Европы, которые якобы были покорены Германарихом к 375 году н. э. упоминается народ «морденс», который помимо близкого написания ассоциируется с мордвой также на основании географического соседства с «меренс» (мерей) .

    Этнонимы мокша и эрзя в русских источниках стали появляться довольно поздно: «мокшана», «мокшаня» впервые зафиксированы в «Книгах письма и меры» Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624-1626 гг., этноним эрзя начинает встречаться ещё позднее, с XVIII века. Это объясняется тем, что русские воспринимали эрзян и мокшан как единый народ и так это отразили в летописях. Другие народы, исторически соседствовавшие с мокшанами и эрзянами, не называли их общим этнонимом.

    «В современных мордовских языках слово „мордва“ как этноним не сохранилось. Однако едва ли можно думать, что этот этноним употреблялся в качестве самоназвания в прошлом. Так ещё в XVIII в. известный русский учёный И. Г. Георги, путешествовавший в Поволжье, заметил, что мордвины: „<…> называются сами по поколениям своим мокшами и мокшанами, также ерзянами и ерзядами. Россияне же нарицают их вообще мордвою, которое наименование и между ними самими не употребительно“»

    На ошибочность употребления одного этнонима по отношению к двум разым народностям указывали также академик А. А. Шахматов и академик Лепёхин И. И.:

    «Разность двух мордовских поколений видна и из того, что до крещения их не дозволялось мокшанам брать ерзянок, а ерзянам - мокшанок; но всяк довольствовался своею породою»

    Первоначально этноним «мордва» относили только к эрзянам. Гийом Рубрук в своём «Путешествии в восточные страны» в 1253 году даёт следующее описание:

    К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар… Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых Латины называют Мердинис, и они - Сарацины

    С того времени, как стали они Российской державе подвластны, упражняются все в землепашестве, но живут не в городах, а в деревушках, подобно черемисским и чувашским, и весьма охотно строят жилища свои в лесах. Дворы, землепашество, небольшое скотоводство, домашняя рухлядь, пища и всё вообще расположение их хозяйства ни мало от черемисского и чувашского не разнится. По большей части бывают и у их дворов такие же, как у тех, огородцы, в коих садят про себя обыкновенную поваренную зелень. Но к звериному промыслу не столько они прикрепляются, как помянутые народы. Мордовки упражняются равномерно в таких же делах, как черемисские и чувашские женщины, и притом подобные им в прилежании и искусстве. Народ сей несет равную с соседями своими гражданскую тягость, да и в самом поведении им сообразен. Мокшаны живут в привольных к лесному пчеловодству местах; есть также между ними действительно и такие пчеляки, кои имеют у себя по сту и по двести ульев .

    вшед в землю Мордовьскую Пургасову волость пожгоша жита и потравиша и скот избиша, полон послаша назад. А мордва вбегоша в лесы своя в тверди, а кто не вбегл тех избиша наехавше Гюргеви молодии…

    Энциклопедия Кирилла и Мефодия также называет предводителя эрзянского войска Пургаса мордовским князем:

    …В то время как войска Улуса Джучи совершали первые два похода на Волжскую Булгарию (в 1229 и 1232 гг.) суздальские войска громили главного союзника булгар - мордовского князя Пургаса

    .
    .

    Из выступления директора института гуманитарных наук Мордовии В. А. Юрченкова на Сафаргалиевских чтениях, ежегодно проходящих в Саранске :

    <…>достоверно известно, что мокша , эрзя , буртасы , меря и мурома образовались после распада городецкой культуры и являются родственными племенами. Если учитывать и этот факт, то становится ясно, что мордва не просто пребывала в составе древнерусского государства в течение 10 веков, но и способствовала его образованию.

    .
    .

    Проблема с экзоэтнонимом, относящимся одновременно к двум разным народами привела к многочисленным несовпадениям и путанице. Из учебников истории, например, известно, что в XII веке происходили столкновения русских княжеств с мордвой, но последние то воюют с русскими князьями Ярославом , а затем Юрием , то вступают с ними в союз. Объяснение в том, что эрзянский князь Пургас пытался сохранить свой город Обран ош, на месте которого теперь стоит Нижний Новгород и рассчитывал на поддержку булгарского хана в борьбе с экспансией русских княжеств , в то время как мокшанский царь Пуреш являлся союзником князя Юрия и между ним и Пургасом долгие годы продолжалась непримиримая война. .

    В большинстве случаев использование одного экзоэтнонима для двух разных народов и одного названия для двух разных языков приводило к множественным ошибкам. Для того чтобы избежать этого, как в дореволюционной России так впоследствии и в советское время использовались двойные этнонимы мордва-мокша и мордва-эрзя и названия языков мокша-мордовский и эрзя-мордовский, где приставки «мордва», «мордовский» по сути не несли никакой информационной нагрузки .

    Современное бытование

    Согласно результатам переписи 1926 г., на территорииях Пензенской , Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тыс. эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тыс., эрзян - 795 тыс., в Барнаульском округе 1,4 тыс. мокшан и 1,4 тыс. эрзян, также 5,2 тыс. обрусевших мокша и эрзя назвались этнонимом «мордва» без указания субэтнонима. . По данным переписи населения 2002 года уже 843 350 человек назвали себя мордвой, в том числе мокшанами и эрзянами 49 624 и 84 407 чел. соответственно . В самой Мордовии 283,9 тыс. чел. назвали себя мордвой, в том числе 47,4 тыс. и и 79,0 тыс. - соответственно мокшей и эрзей. Эти противоречивые данные были получены вследствие того, что многие представители старшего поколения привыкли к тому, что ещё во время советского периода в графе национальность представителям мокшан и эрзян разрешалось указывать только именование «мордвин» , это правило вновь возродилось в Республике Мордовия в рамках кампании, предшествующей переписи 2010 , когда власти республики настоятельно рекомендовали указывать национальность «мордва» . В 2011 году власти Мордовии оказывали давление на портал finnugor.ru за упоминание мокша и эрзя, как отдельных народов, требуя использовать только термин «мордва» . Одной из причин противоречивости данных 2002 называют ошибки в переписи . Во внимание также следует принимать оторванность многих общин и диаспор мокшан и эрзян от своей исторической родины, масштабы естественной ассимиляции: обрусевшие мокшане и эрзяне не помнят своих корней и указывают в графе национальность «мордва» так как их предки происходили из Мордовии . По данным микропереписи 1994 года в Мордовии : 49 % мордовского населения назвали себя мокшей, 48 % - эрзей и лишь 3 % сказали, что они - мордва. В соседней Пензенской области из всей мордвы собственно мордвы - 69 %, а остальные 31 % - мокша или эрзя; на всей остальной территории России из всей мордвы собственно мордвы оказалось 99,8 % . По мнению директора В. А. Тишкова причиной преобладания в итогах микропереписи субэтнонимов эрзя и мокша на территории Мордовии стало некорректное интервьюирование респондентов переписчиками, которые минуя вопрос об этнониме, сразу спрашивали о субъэтнической принадлежности. Преобладание же за пределами Мордовии этнонима «мордва», по его мнению, связано с большей корректностью переписчиков в этих регионах . Результаты Всероссийской переписи 2010 года однако не вызывают уверенности в корректности её проведения , по её итогам за период с 2002 по 2010 численность назвавших себя этнонимом мокша сократилась в 10 раз.

    Правильное употребление экзоэтнонима

    Мордви́н - ед. ч., м. р.
    Мордо́вка - ед. ч., ж. р.
    Мордва́ - о народе, ед. ч., неизмеримое (собирательное имя)

    Устаревшие варианты экзоэтнонима

    Численность

    Общая численность мордвы (мокшан и эрзян) в конце XVI века составляла около 150 тыс. чел. , в 1719 г. - 107 тыс. чел., по данным III ревизии в 1764-221,1 тыс. чел., по данным IV ревизии в 1781-279,9 тыс. чел., по данным V ревизии в 1796-345,5 тыс. чел., по данным VIII ревизии в 1835-480 тыс. чел., по данным X ревизии в 1858-660-680 тыс. чел. . Согласно Переписи населения Российской империи 1897 г. численность говорящих на финских наречиях (мордовском) составила 1023,8 тыс. чел . К началу XX века они проживали в губерниях Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Симбирской, Казанской, Самарской, Саратовской, Уфимской, Оренбургской, Томской, Акмолинской, Енисейской и Тургайской. На 1917 г. общая численность мокшан и эрзян оценивалась в 1200 тыс. чел., согласно переписи 1926 г. на территорииях Пензенской , Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тыс. эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тыс., эрзян - 795 тыс., в Барнаульском округе 1,4 тыс. мокшан и 1,4 тыс. эрзян, также 5,2 тыс. обрусевших мокша и эрзя назвались этнонимом «мордва» без указания субэтнонима.

    Численность мордовского населения (мокшан и эрзян) по регионам РСФСР в 1926 году.

    Регион Общая численность мокшан и эрзян Процент от населения региона
    Пензенская губерния 376.983 17,1%
    Самарская губерния 251.374 10,4%
    Ульяновская губерния 178.988 12,9%
    Саратовская губерния 154.874 5,3%
    Сибирский край 107.794 1,2%
    Северо-Кавказский край 88.535 0,3%
    Уральская область 88.484 0,3%
    Нижегородская губерния 84.920 3,1%
    Башкирская АССР 49.813 1,9%
    Татарская АССР 35.084 1,4%
    Казакская АССР 27.244 0,4%
    Чувашская АССР 23.958 2,7%
    Оренбургская губерния 23.602 3,1%

    В 1937 г. общая численность мокшан и эрзян - 1249 тыс., в 1939 г. - 1456 тыс., в 1959 г. - 1285 тыс., в 1979 г. - 1191,7 тыс. чел. По переписи 1989 г., численность мокшан и эрзян в СССР составляла 1153,9 тыс. чел., из них в РФ - 1072,9 тыс. чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс. чел., что составляло 32,5 % населения республики. В 1989 г. проводился раздельный учёт эрзян и мокшан, а также учет назвавшихся этнонимом «мордва», что позволило также получить приблизительные данные о численности мокшан и эрзян. По данным Ethnologue за 2000 г. численность мокшан составляла 296,9 тыс. чел. , численность эрзян - 517,5 тыс. чел. По данным Российской переписи населения 2002 общая численность проживающих в России мокшан и эрзян составляла 843,4 тыс. чел., в том числе в Мордовии - 283,9 тыс. чел. (32 % населения республики) .

    В значительном количестве мокшане проживают в Пензенской, Тамбовской, Оренбургской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области, эрзяне - в Самарской, Нижегородской, Рязанской, Оренбургской, Ульяновской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области.

    История

    Этногенез

    Карта финно-угорских племён до прихода славян

    Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

    В начале-середине I тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена мари , мери , мокшан , муромы и эрзян . Племена Городецкой культуры испытывают сильное влияние пьяноборских племен , которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия. В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком. (В целом общая черта для приуральских финнов.) В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на северу и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска. На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская - эрзян. В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе - с балтоязычными

    С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён. Славянизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью московского княжества. До середины 20-го века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему. Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян.

    «По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, принадлежащими к совершенно иной языковой семье - индоевропейской. Поэтому многочисленные лексические схождения между финно-угорскими и индоиранскими языками свидетельствуют не об их генетическом родстве, а о глубоких, многообразных и длительных контактах финно-угорских и арийских племён.» ["От Скифии до Индии". Стр. 99.]

    Средневековье и новое время

    Древнейшие упоминания о мокшанах и эрзянах относятся к эпохе Геродота, который упоминает их под именами андрофагов и тиссагетов, описывая их роль в скифо-персидской войне в 512 до н. э. .

    Позже мокшане играют роль в истории Хазарского каганата , княжеств Владимиро-Суздальского и Рязанского , а эрзяне в истории Волжской Булгарии и Нижнего Новгорода . По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка мордва испытывали некогда культурное влияние соседствовавших с ними в разное время сарматов , хантов , гуннов , германцев , литовцев , венгров , хазар , а позднее татар и славян .

    Согласно археологическим данным, мокшане населяли в период своей древнейшей истории земли в верхнем течении реки Дон до Мокши и Хопра , а эрзяне - бассейн Волги и Оки ; далее на восток они расселились уже в позднейшее время, главным образом отступая от русских. К юго-востоку от Москвы встречается большое количество топонимов, напоминающих о том, что эти края являются историческими землями мордвы: Мордвес, Макшеево (Веневский район Тульской области), Мордово (Мордовский район Тамбовской области), Мокшан (Мокшанский район Пензенской области), Мордвиново (Сасовский район Рязанской области) и т. д.

    Столкновения с эрзянами начались у русских с 1103 года , когда в летопись занесено известие о нападении муромского князя Ярослава Святославича на эрзян: «бися Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден бысть Ярослав». В XIII веке русские стали одолевать «поганскую мордву» (эрзян), особенно после основания Нижнего Новгорода .

    Уже в первой половине XVII в. мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в XVIII в. широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям.

    Оставшиеся на прежних местах все более и более подвергались обрусению, в основном из-за насильственного массового крещения (особенно в половине XVIII в.). Новообращенные не понимали новой религии, а более ревностные язычники срывали с себя кресты и уничтожали иконы; тогда против них отправлялись войска, и виновные наказывались и даже приговаривались за святотатство к сожжению (Алена Арзамасская) .

    Попытки воскресить «старую веру», хотя и в иной, проникнутой уже христианскими понятиями форме, повторились у эрзян в начале XIX в.(«Кузьма Алексеев »).

    Мокша и эрзя всё более подвергалась обрусению, однако за Волгой, на новой почве, это обрусение шло медленнее, чем на коренных землях мордвы; среди эрзян развиты раскольничьи секты «Людей Божиих», «Собеседников», «Молокан » и др.

    В коренной области мокшан обрусение также сделало крупные успехи; многие селения утеряли свои прежние названия и их нельзя отличить от русских.

    Более стойко удерживает мокша свои особенности на севере Пензенской губернии, в уу. Краснослободском, Наровчатском и Инсарском; но и здесь группы их селений, окруженные русскими, все более подвергаются русскому влиянию, чему благоприятствуют улучшение путей сообщения, истребление лесов, отхожие промыслы и, наконец, школа.

    Антропологическое описание

    В большей степени мордва являются представителями европеоидной расы. В то же время антропологический облик мордвы сильно дифференцирован у различных групп . Среди части мордвы-мокши распространён субуральский тип, характеризующийся относительной длинноголовостью и довольно высоким лицом в пределах уральской расы . Для большей части мордвы-эрзи характерен сурский тип атланто-балтийской расы , для которого характерны мезокефалия , относительно узкое лицо, но не столь высокое, как у скандинавского типа. У некоторых групп мордвы-эрзи и южной мордвы-мокши встречается северопонтийский тип центральноевропейской расы, характерный также для русских Поволжья . Этот тип характеризуется длиной тела средней или выше средней, преобладающей мезокефалией, узким лицом, довольно часто встречаются волнистые волосы . Такие антропологические характеристики сближают мордовское население с населением, оставившим Пьяноборскую археологическую культуру .

    И. Н. Смирнов в конце XIX века описывал мордву следующим образом: мокша представляет большее разнообразие типов, чем эрзя; рядом с белокурыми и сероглазыми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты, с смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Рост обоих подразделений мордвы приблизительно одинаковый, но эрзяне, по-видимому, отличаются большею массивностью сложения (особенно женщины) .

    Языки

    Каждый из двух мордовских субэтносов имеют собственный язык: мокшане - мокшанский , эрзяне - эрзянский , оба они относятся к финно-волжской группе уральской семьи языков и имеют статус литературных . Считается признанным существование некогда единого мордовского праязыка, который лишь в середине I тыс. н. э. распался на мокшанский и эрзянский. Лингвистами подмечено, что в языке эрзя преобладают заимствования из русского языка, а в мокшанском - из тюркских (в основном татарского , чувашского) . Оба мордовских языка распадаются на ряд диалектов и смешанных говоров, локализованных в различных районах проживания мордвы. Мордовская письменность существует со второй половины XVIII века , и в настоящее время используют кириллицу, алфавит мордовской письменности совпадает с русским .

    Традиционная культура

    Комплекс одежды

    Мордовский крестьянин в традиционной одежде, Симбирская губерния, втор. пол. XIX века.

    Есть разница и в женском костюме: мокшанка носит рубашку и штаны, причём рубашка у неё спускается не до пят, как у эрзянки, а поддерживается у пояса; сверх рубашки эрзянка носит выбитый кафтан, так называемый шушпан , похожий на соответственный наряд черемиски. На голове эрзянки носят круглые кокошники и снабженные спереди рогообразным выступом сороки, а у мокшанок головной убор ближе к черемисскому и заменяется иногда полотенцем или шалью, навертываемыми в виде чалмы (впрочем, головной убор мордовок значительно варьирует в каждой группе ещё и по местностям). Мокшанки не носят также «пулая» - назадника, украшенного бисером и длинной бахромой и распространённого у эрзянок.

    Хозяйство

    В XIX веке исследователи отмечали, что мордва живёт лучше других народностей в тех же местностях; в Саратовской губернии, например, задолженность её меньше, чем чуваш, русских и татар. Во внешнем быту мордвы, её жилищах, способах земледелия и т. д. сохранилось мало оригинального, хотя в старину мордовские селения и избы отличались от русских большею разбросанностью и постановкой избы посреди двора или, если и на улицу, то окнами только в сторону двора. К специально-мордовским промыслам принадлежат в некоторых местностях, производства поташа , конопляного масла , домашних сукон (любимый цвет мордвы - белый). К искусству мордва равнодушнее чуваш и черемис, у которых, например, многие предметы украшаются резьбой; только мордовские женщины не менее заботятся об украшении своего костюма и старательно вышивают свои рубашки и головные уборы. В свадебных обрядах и обычаях мордвы сохранились ещё многие черты старины, отголоски старинного брачного и родового права.

    Кухня

    Мордовская кухня во многом напоминает русскую благодаря тесной и многовековой интеграции двух народов. Доказательством этого может служить тот факт, что самые распространённые блюда - это щи со свежей капустой, сваренные на мясном бульоне, а также каши из различных круп, картофель. Центральное место в национальной кухне занимают мордовские блины . Основу блюд составляют растительные и молочные ингредиенты. Если брать мясо, то больше всего используется свинина и говядина, баранина намного реже, ещё реже рыба. В то же время в блюдах практически отстуствуют острые добавки, соусы, специи, зато большим разнообразием отличается домашнее консервирование: соление или квашение овощей на зиму.

    Народные верования

    Переживанием родового быта является также культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок. У мордвы сохранилось ещё много языческих поверий, которые, однако, по своей отрывочности и сбивчивости не позволяют восстановить точнее древнюю мордовскую мифологию. Известно только, что мордва почитала много пасов (мокш. павас ) - богов, ава - духов, отцов, кирьди - хранителей, которые представлялись антропоморфно и отчасти слились с русскими представлениями о домовых , водяных , леших и т. д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т. д. Можно различить следы дуализма - антагонизма между Шкаем (небом) и Шайтаном , которыми созданы, между прочим, Алганжеи (носители болезней). У мордвы сохранились ещё местами моляны - остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти приуроченные к христианским праздникам .

    Всероссийский съезд мордовского (мокшанского и эрзянского) народа

    Начиная с 1992 года проходят Всероссийские съезды мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. Съезд, согласно принятому уставу, является высшим представительным собранием мокшан и эрзян, проживающих на территории Республики Мордовия и в других субъектах Российской Федерации. Делегаты съезда должны были избираться «в соответствии с нормой представительства: от 5 тысяч мордовского (мокшанского и эрзянского) населения - один делегат» - от республики Мордовия и всех мест компактного проживания мокшан и эрзян за её пределами. Первый съезд 14-15 марта 1992 г. состоялся по инициативе обществ «Масторава» и «Вайгель». Только на первом съезде было принято 10 документов (в том числе о статусе народов для мокшан и эрзян, вывода из ИТУ Мордовии заключенных других государств, сокращение общей численности заключенных в Дубравлаге , участия мокшан и эрзян в в международных политических организациях и др.) Второй и последующие съезды проходили под патронажем правительства РМ. На втором съезде вновь выставлялось требование в частности о статусе национальностей мокша и эрзя, о принятии Государственным собранием РМ Закона о языках, с закреплением статуса государственного за мокшанским, эрзянским и др.

    Примечания

    1. Всероссийская перепись населения 2010 года
    2. По переписи 1989 г. в РСФСР было 1 072 939 мордвы()
    3. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
    4. По переписи 1989 г. на Украине было 19 332 мордвы ()
    5. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения .rar)
    6. По переписи 1989 г. в Казахстане было 30 036 мордвы (), по переписи 1999 г. - 16 147 чел. (Агентство Республики Казахстан по статистике)
    7. По переписи 1989 г. в Узбекистане было 11 914 мордвы ()
    8. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии
    9. Перепись населения
    10. Статкомитет Эстонии Национальный состав населения Перепись 2000 г. ()
    11. Tabula: TSK11-03. IEDZĪVOTĀJU NACIONĀLAIS SASTĀVS (латыш.)
    12. Толковый словарь . Сайт Российского этнографического музея. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011.
    13. Народы и религии мира. - М .: «Большая Российская Эниклопедия», 1998. - С. 353. - 928 с. - ISBN 5-85270-155-6
    14. Народы России. - М .: «Большая Российская Эниклопедия», 1994. - С. 232. - 480 с. - ISBN 5-85270-082-7
    15. mordovia.info
    16. Большая советская энциклопедия .
    17. Эрзянские моляны
    18. Уральское пробство Церкви Ингрии
    19. Белых С. К. История народов Волго-Уральского региона: учебное пособие. Ижевск, 2006. С. 23.
    20. НДО «Учреждение Фенно-Угриа»
    21. Документы и материалы по истории Мордовской АССР, Саранск, 1939.
    22. Декларация о государственном суверенитете Мокшанской и Эрзянской Советской Республики. Проект // Общественные движения в Мордовии, 1990.
    23. Напольских В. В. Булгарская эпоха в истории финно-угорских народов Поволжья и Предуралья // История татар с древнейших времен: в 7 т. Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006. С. 100-115.
    24. Фасмер М.