Нужны ли литературные премии

Председатель правления некоммерческого объединения
Kunst im Dialog e.V. (Германия),
консультант ряда немецких издательств по вопросам
русской литературы и книгоиздательского рынка России,
литературный агент

В мире существует несметное количество литературных премий. Многие из них появились довольно давно. Премии в области литературы — это поощрение авторов, как моральное, так и материальное. Акция эта имеет очень большое значение для развития и дальнейшего творчества как самого автора, получившего премию, так и литературного процесса, который, в свою очередь, влияет на идеологию государства. Если продолжить эту цепочку дальше, мы увидим влияние и на положение нации в мировом сообществе и на само мировое сообщество. Как известно, самая крупная и престижная мировая премия в области литературы — Нобелевская, учрежденная Альфредом Бернхардом Нобелем и вручаемая Шведской Королевской Академией.

В данной публикации речь пойдет о литературных премиях Российской Федерации и их влиянии на литературные и социально-общественные процессы в России и мире.

Институт литературных премий в РФ достаточно развит. Премии за лучшие литературные произведения вручали еще в царской России, в середине XIX века, но они были общими и для писателей, и для ученых. Позже, в конце XIX века, Петербургская Академия наук учредила специальную литературную премию, а уже в СССР перед Великой Отечественной войной была учреждена Сталинская премия по литературе. Если брать общее число литературных премий в России, то их можно насчитать несколько сотен. Многие не только крупные, но и небольшие провинциальные города имеют свои литературные премии, что говорит о высоком уровне их культуры. Цель российских литературных премий — это повышение социальной значимости русской литературы, привлечение к ней внимания. У отдельных премий есть и свои специфические цели. Например, «Ясная поляна» поддерживает авторов — последователей морали и идеалов Льва Толстого, идеалов гуманистической прозы и поэзии, в произведениях которых выражаются многовековые традиции русской культуры.

Судя по размещенному в Интернете списку существующих сегодня премий, их может быть по нескольку десятков в том или ином крупном городе, и названы они, как правило, в честь советских и российских писателей — Анны Ахматовой, Федора Абрамова, Юрия Мамлеева и др. Есть также премии, присуждаемые толстыми журналами, такими как «Знамя», «Новый мир», «Юность» и др.

Главные литературные премии России — это «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер». Есть столь же известные, но помельче, например НОС (Новая словесность), которую учредил фонд Михаила Прохорова. Почти в каждой премии есть несколько номинаций, за счет чего можно отметить и поощрить большее количество авторов. Главное отличие премии НОС от других в том, что работа по оценке и аргументации членов жюри по каждому кандидату на премию проходит публично. Кстати, еще одно отличие от большинства премий — здесь проводится и читательское голосование.

Премия «Русский Букер» — это дочка литературной премии Великобритании «Букер» (Booker Prize). Впервые эта премия была вручена в 1969 году, а «Русский Букер» — в 1992-м.

«Большая книга» имеет невероятно большой экспертный совет — больше ста человек. Очень эффектно происходит выбор главных лауреатов этой премии. Прямо во время торжественного вручения, в другом помещении, собирается уже окончательное маленькое жюри, такая последняя инстанция, которая распределяет три премии, входящие в «Большую книгу».

«Ясная поляна», «Премия Белкина» — это уже менее значительные премии, но они имеют свое место в литературном процессе.

«Русская премия» учреждена для поддержки авторов, пишущих на русском языке, но живущих за границей, а также вручается за лучший перевод произведений русской литературы.

Премия «Дебют» — для лучших молодых авторов. Причем в этой премии много номинаций: проза, поэзия, драматургия, рассказ, критика. Можно назвать еще много разных литературных премий, но целью этой статьи является анализ внутренних процессов в литературе, на которые оказывают влияние такие внешние факторы, как присуждение литературных премий.

Литературные премии — это предприятия, где есть дирекция, бухгалтерия, сотрудники, которые занимаются организацией и проведением процесса приема и рассмотрения произведений, формирования жюри, организацией пиар-кампании и завершающей церемонии вручения премий. Очень важный момент — финансирование. Оно может быть как государственным — например Агентство по печати и массовым коммуникациям поддерживает премию «Большая книга», так и частным — фонд Михаила Прохорова финансирует премию НОС, которой руководит его сестра Ирина Прохорова, фонд «Поколение» — премию «Дебют» и т.д.

Особо следует отметить премию «Просветитель» за лучшие книги в области научно-популярной литературы. Учреждена она в 2008 году основателем фонда «Династия» Дмитрием Зиминым. Цель премии — популяризация науки и расширение рынка научно-популярной литературы. В этой премии две номинации — естественные науки и гуманитарные науки. Кроме того, премия имеет и денежный эквивалент.

Существуют литературные премии, которые присуждаются издательствами. Естественно, вручение такой премии автору того самого издательства абсолютно бессмысленно. Кроме того, это не совсем понятно. Ведь цель премии — отметить произведение, которое стало событием литературного процесса. А выбрав произведение именно этого автора для публикации в своем журнале, издательство уже выделило его из общего ряда. Тем не менее при оценке оснований для получения премии в этом случае предпочтения все-таки отдаются авторам этого издательства, а новые, возможно более талантливые, проходят мимо. Здесь вред наносится как автору, которого не отметили, так и литературе в целом.

Часто выбор жюри основан не на действительной уникальности текста, а на предпочтениях членов жюри, состав которого не всегда постоянен. Например, в жюри премии «Русский Букер» его члены и председатель меняются каждый год. Это не способствует объективной оценке произведений, представленных на соискание премии. В результате, победителей определяет жюри, состоящее из случайных людей, имеющих разные вкусовые предпочтения. Не обходится и без чисто человеческих симпатий и антипатий членов жюри к авторам, участвующим в конкурсе. Это не всегда способствует стимулированию литературного процесса, да и с точки зрения морали тоже не совсем корректно. Некоторые специалисты предлагают реформировать или переориентировать цели и задачи литературных премий и, в связи с этим, сущность таких премий. В первую очередь это относится к литературным направлениям. Сейчас в основном побеждают произведения не традиционных направлений, таких как реализм или его разновидности, допускающие некоторую девиацию, а произведения, которые считаются инновационными, то есть нереалистичными. Термин «постмодернизм» является пропуском в сообщество членов шорт-листов и обладателей премий. Предлагаются принципы специализации различных премий по жанру и форме. Раздаются призывы к жюри рассматривать произведения, номинированные на премии, не как развлекательное чтение, а как объект изучения. Специализация литературных премий, по мнению специалистов, усилила бы их способность ориентировать читателя, который будет проинформирован о сути произведения, получившего премию, присужденную за выполнение конкретных задач в литературе.

Валерий Печейкин (фотограф — Ира Полярная)

Как любое дело, некоторые премии умирают, если ими занимаются непрофессионалы или в случае прекращения финансирования, особенно во время экономического кризиса.

Литературные премии интегрированы в книгоиздательскую индустрию. Премии в области литературы — это инструмент продвижения русской литературы к читателю не только российскому, но и зарубежному. Литературные агенты знают, что сразу после объявления шорт-листов, а особенно после присуждения автору премии, на него выходят зарубежные издатели, потому что премия является для издателя навигатором в поиске авторов, которые, в случае издания их книг, могут принести прибыль. Присуждение премии делает имена новых авторов известными, но даже это не гарантирует, что произведения, получившие премию, будут напечатаны. Заинтересованный издатель, если он не видит перспективы продажи книги, например по причине не очень высокого качества текста или даже вследствие политической ориентации не только конкретного текста, но и самого автора, вряд ли примет ее в печать. Премии, конечно, оживляют культурную жизнь, люди обсуждают, спорят, высказывают свое мнение. Можно сказать, что литературные премии — это социокультурный феномен, который привлекает к современной литературе внимание не только специалистов, но и читающего сообщества в целом и отдельного читателя. При этом формируется репутация того или иного литератора. И не обязательно положительная. У автора, удостоенного престижной премии, сразу повышается статус — он становится лауреатом. Но в дальнейшем, если он не получает других премий или его книги не издаются за границей, — его рейтинг может постепенно упасть. И наоборот, талантливый автор, не отмеченный премией, тоже приобретает особый статус — он становится героем, которого незаслуженно, по каким-то, возможно, тайным причинам зажимают литературные эксперты. Но его известность не приносит ему больших тиражей книг и премий. Это такое своеобразное диссидентство. Надо сказать, что путь к премии и даже к длинному, а тем более к короткому списку очень непрост. Попадание в короткий список литературной премии — это уже прямой путь к премии.

Авторы, удостоенные литературной премии, вызывают интерес не только читателей и издателей. Премии делят авторов на группы: первая — те, кто удостоен премии; вторая — те, кто попал в шорт-листы; третьи — все остальные, хотя в этой группе часто находятся более талантливые писатели, чем в первых двух. К таким авторам можно отнести, например, Юрия Нечипоренко и Даниэля Орлова, удостоенных нескольких незначительных литературных премий, в том числе сетевых, но не получивших пока значимой премии в области литературы.

Авторы могут оказаться не в первых рядах по разным нелитературным причинам. Часто — из-за политической позиции автора или самого текста. Эта причина является и помехой для издания произведения автора за границей, где существует жесткая привязка авторов к идеологии, которая отвечает декларируемым «западным ценностям».

Литературные премии, несомненно, полезны, но одновременно и вредны. Можно сказать, что премии — убийцы литературы. Происходит вытеснение критерия художественности. Некоторые авторы пишут под премию, например под «Большую книгу». Уже известные авторы, отмеченные литературными премиями, позволяют себе элементарно «разгонять текст» до формата толстой книги. Хотя бывали случаи присуждения премии «Большая книга» произведению обычного формата. Как уже было сказано, судьба книги и автора зависит от вкусов членов жюри и других субъективных причин.

Отдельно можно отметить положительную роль премии «Дебют», которая дала зеленый свет многим молодым авторам, ставшим уже известными. Это, например, Валерий Печейкин — драматург, успешно сотрудничающий с Гоголь-центром, где ставят его пьесы, которые можно назвать в хорошем смысле инновационными.

Если подводить черту под всем написанным, можно сказать, что несмотря на все их недостатки, премии нужны. Без них уже трудно представить литературный процесс и читательское сообщество, а также книгоиздание и распространение книг. 

– форма поощрения литераторов за значимые литературные произведения или общий вклад в литературу, выражающая признание заслуг данного лица и влияния его творчества на литературный процесс в целом или на его отдельное направление.

Обязательными составляющими процесса присуждения литературной премии являются: а) круг экспертов, формулирующих число претендентов и выносящих окончательное решение; б) критерий выбора, т.е. формулировка того, на каких основаниях этот выбор делается; в) собственно премия, выражаемая в денежном эквиваленте или имеющая символическое значение (в последнем случае упор делается на значимость выбора тем или иным кругом экспертов) и г) собственно писатели или поэты – лауреаты премий, представляющие этот выбор.

В отличие от способов вознаграждения, принятых в средние века, когда литераторам давался статус приближенных ко двору – придворных поэтов или писателей, сопровождавшийся соответствующим денежным содержанием, литературные премии, практика которых широко распространилась в основном в 20 в., являются более демократичным способом признания заслуг литераторов. Современные премии имеют разовый характер и формально не требуют от литераторов никаких дальнейших обязательств. Впрочем, как показывает опыт, порой получение значимой статусной премии – международной или государственной – сказывалось на дальнейшем творчестве писателя и влияло на его судьбу.

Премии условно можно разделить на а) международные (Нобелевская, Букеровская и др.) и национальные (Гонкуровская французская, Пулицеровская американская, национальный Букер – английский, российский и т.д., Государственная российская и т.д.), б) отраслевые (в областифантастики, исторического романа и т.д.), в) именные – премия Астрид Линдгрен – международная премия в области детской литературы и т.д. г) неформальные – Антибукер, премия им. Андрея Белого и т.д.

Международные литературные премии. Нобелевская премия по литературе (см . НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ) – наиболее известная и престижная ежегодная международная премия в области литературы.

Букеровская Международная премия (Man Booker International Prize) – учреждена в 2005. Будет вручаться раз в два года за «творческую активность, развитие и общий вклад в мировую художественную литературу» и будет составлять 60 000 фунтов стерлингов. В отличие от существующей Букеровской премии, претендовать на которую могут только граждане Британского Содружества и Ирландии, новая премия открыта для всех, пишущих на английском языке.

Лауреатом 2005 стал албанский поэт Исмаил Кадаре.

Премия IMPAC (Improved Management Productivity and Control – компания-лидер в области повышения производительности труда) – международная премия, учрежденная в 1996 городским советом Дублина. Правом выдвижения соискателей обладают 185 библиотечных систем в 51 стране. Премия присуждается за произведение, написанное или переведенное на английский язык. Она составляет 100 000 евро – это самая большая премия, которую можно получить за отдельное произведение, вручается она в Дублине.

Среди награжденных – марокканец Тахар Бен Желлун за роман Слепящее отсутствие света , Эдвард Джонс за роман Известный мир .

Литературные кинжалы (Золотой кинжал, Серебряный кинжал, Дебютный кинжал, Библиотечный кинжал и др.). Премия присуждается с 1955 за лучший детективный роман года Ассоциацией детективных писателей Великобритании – открытым обществом по поддержке детективных писателей. Номинации «Беллетристика», «Non-fiction», «Рассказ». (см. ДЕТЕКТИВ)

ААИ (ААР ) Association of American Publishers. Учреждена Ассоциацией американских писателей и присуждается за заслуги входящих в нее издательств. В 2002 премию за перевод художественной литературы, способствующей взаимопониманию между Америкой и Россией, получила Т.А.Кудрявцева, переводчица Джона Апдайка, Уильяма Стайрона, Норманна Мейлера, Маргарет Митчелл и др.

Премия Либерти (Liberty ) – учреждена в 1999 эмигрантами из России. Присуждается за вклад в русско-американскую культуру и развитие культурных связей между США и Россией. Победитель получает диплом и денежную премию. Независимое жюри состоит из трех человек: Гриши Брускина, Соломона Волкова и Александра Гениса. Спонсорами являются Media Group Continent USA и Американский университет в Москве.

Лауреатами премии становились деятели культуры, живущие в Америке. Среди них В.Аксёнов, Л.Лосев, М.Эпштейн, О.Васильев, В.Бачанян, Дж.Билингтон

Национальные литературные премии. Букеровская премия (Man-Booker Prize for Fiction, Booker Prize ) (Великобритания ) – ежегодная британская литературная премия за лучший роман, написанный гражданином Великобритании или Британского содружества наций на английском языке. Ее цель – поддержка и развитие традиций такой литературной формы, как роман. Премия основана в 1969. Спонсором сначала выступала компания «Booker-McConnell plc.», и премия носила название «Booker-McConnell Prize». С 2002 премия стала называться «Man Booker», ее финансирует компания «Man Group». Размер премии поднялся с 21 000 до 50 000 фунтов стерлингов.

Присуждается независимой благотворительной организацией Книжный Фонд. Лауреатами английского Букера стали: в 1969 – П.Х.Ньюби (P.H.Newby, Something to Answer For ); в 1970 – Бернис Рубенс (Bernice Rubens, The Elected Member ); в 1971 – В.С.Найпол (V.S.Naipaul, In a Free State ); в 1972 – Джон Бергер (John Berger, G ); в 1973 – Дж.Г.Фарелл (J.G.Farrell, Siege of Krishnapur ); в 1974 – Стенли Мидлтон (Stanley Middleton, Holiday ); в 1975 – Надин Гордимер и Рут Джабвала (Nadine Gordimer, The Conservationist, Ruth Prower Jhabvala, Heat and Dust ); в 1976 – Дэвид Сторей (David Storey, Saville ); в 1977 – Пол Скотт (Paul Scott, Staying On ); в 1978 – Айрис Мердок (Iris Murdoch, The Sea ); в 1979 – Пенелопа Фитцджеральд (Penelope Fitzgerald, Offshore ); в 1980 – Уильям Голдинг (William Golding, Rites of Passage ); в 1981 – Салман Рушди (Salman Rushdie, Midnight"s Children ); в 1982 – Томас Кенелли (Thomas Keneally, Schindler"s Ark ); в 1983 – Дж.М.Кутзее (J.M.Coetzee, Life and Times of Michael K. ); в 1984 – Анита Брукнер (Anita Brookner, Hotel Du Lac ); в 1985 – Кери Хольм (Keri Hulme, Bone People ); в 1986 – Кингсли Эмис (Kingsley Amis, The Old Devils ); в 1987 – Пенелопа Лайвли (Penelope Lively, Moon Tiger ); в 1988 – Питер Кери (Peter Carey, Oscar and Lucinda ); в 1989 – Казуо Ишигуро (Kazuo Ishiguro, The Remains of the Day ); в 1990 – Байат А.С. (A.S.Byatt, Possession ); в 1991 – Бен Окри (Ben Okri, The Famished Road) ; в 1992 – Майкл Ондатье и Барри Ансворт (Michael Ondaatje, The English Patient ; Barry Unsworth, Sacred Hunger ); в 1993 – Родди Дойл (Roddy Doyle, Paddy Clarke Ha Ha Ha); в 1994 – Джеймс Келман (James Kelman, How Late It Was, How Late ); в 1995 – Пэт Баркер (Pat Barker, The Ghost Road ); в 1996 – Грэхем Свифт (Graham Swift, Last Orders ); в 1997 – Арундати Рой (Arundhati Roy, The God of Small Things ); в 1998 – Йен Макъюэн (Ian McEwan, Amsterdam ); в 1999 – Дж.М.Кутзее (J.M.Coetzee, Disgrace ); в 2000 – Маргарет Этвуд (Margaret Atwood, The Blind Assassin ); в 2001 – Питер Кери (Peter Carey, True History of the Kelly Gang ); в 2002 – Ян Мартел (Yann Martel, Life of Pi ); в 2003 – Д.Б.С.Пьер (DBC Pierre (Peter Warren Finlay), Vernon God Little ); в 2004 – Алан Холингхерст (Alan Hollinghurst, The Line of Beauty).

Среди лауреатов английского Букера встречаются всемирно известные романисты Мердок, Эмис, Голдинг и др., почти половина лауреатов – женщины. В последнее время среди лауреатов все больше выходцев из стран Британского содружества – Канады, ЮАР, Индии, Австралии и т.д.

Уитбредская премия. Присуждается Ассоциацией книготорговцев Великобритании. Лауреаты получают по 5000 фунтов стерлингов; из числа лауреатов в пяти номинациях («Роман», «Лучший первый роман», «Библиография», «Детская литература», «Поэзия») выбирается абсолютный победитель, который получает 25 тыс. фунтов стерлингов. Его произведение носит титул «Книга года»

Гонкуровская премия (Prix Goncourt ) (Франция ) – ежегодная французская литературная премия за достижения в жанре романа. Гонкуровская премия считается одной из наиболее почётных и авторитетных во Франции. И хотя номинально размер премии символичен – всего 10 евро, писателю гарантированы крупные доходы, так как после ее присуждения, как показывает практика, продажи книг лауреатов стремительно взлетают.

Гонкуровская премия была официально учреждена в 1896, но присуждать её начали только с 1902. Братья Гонкурыоставили огромное состояние, которое по завещанию Эдмона Гонкура переходило в Академию Гонкуров, официально учрежденную в 1896. В нее входят десять самых известных литераторов Франции, которые получают символическую плату – 60 франков в год. Каждый член академии имеет только один голос и может отдать его только за одну книгу. Президент Академии имеет два голоса.

Членами Гонкуровской Академии в разное время были писателиА.Доде, Ж.Ренар, Рони-старший, Ф.Эриа, Э.Базен, Луи Арагон и другие. Первым лауреатом Гонкуровской премии в 1903 стал Джон-Антуан Но за роман Враждебная сила .

Лауреатами Гонкуровской премии были Ахмад Курума, Франсуа Сальвен, Амели Нотомб, Жан-Жак Шуль.

Помимо Гонкуровской премии, во Франции существуют такие литературные премии, как «Ренодо», «Медичи», «Фемина», «Гонкур для лицеистов».

Фемина – одна из старейших литературных премий Франции, учреждена в 1904. Присуждает премию жюри, состоящего только из женщин, за лучший французский роман, иностранный роман, эссеистику.

Пулитцеровская премия (США )–одна из самыхпрестижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра, с 1942 – и в области фотожурналистики.

Премия была учреждена американским газетным магнатом венгерского происхождения Джозефом Пулитцером. В конце 19 в. он умело привлекал внимание читателей к издаваемым им газетам. Прожив 65 лет, в октябре 1911 Джозеф Пулитцер скончался, оставив неожиданное завещание – его последней волей стало учреждение Школы журналистики при Колумбийском университете и основание фонда его имени. На это им было оставлено 2 млн. долл.

С 1917 премия, названная Пулитцеровской, вручается ежегодно в первый понедельник мая попечителями Колумбийского университета. Формальное объявление о присуждении премии по традиции делает президент Колумбийского университета в апреле каждого года.

В области журналистики премия не обеспечена денежным призом, а представляет собой золотую медаль за «Служение отечеству», вручаемую самому изданию, а не его журналистам. В других областях решение принимается независимым жюри из 90 специалистов. Размер премии составляет 10 тысяч долларов.

Национальная книжная премия (США ). Основана в 1950 группой издателей. Премию вручают по четырем номинациям: художественная литература, документальная литература, поэзия, детская литература. Приз – около 10 000 долларов лауреатам, 1000 долларов номинантам, статуэтка и медаль за вклад в американскую литературу. Спонсор – американский Национальный книжный фонд.

Премию им. Сервантеса (Испания ) часто называют Нобелевской премией по литературе в испаноязычном мире. Была учреждена в 1979 министерством культуры Испании. Премиальный фонд – 90 тыс. евро. Премию вручает король Испании 23 апреля каждого года – в день смерти Сервантеса.

Среди лауреатов премии испанец Франсиско Умбрал, чилиец Хорхе Эдвардс, испанец Санчес Ферлосио.

Премия им. Ромуло Галлегоса (Испания ) учреждена в 1967 в память о венесуэльском романисте и бывшем президенте страны Ромуло Галлегосе. Премию вручают ежегодно за лучший роман, написанный на испанском языке, она считается одной из самых щедрых в испано-язычном мире: награда – 100 000 долларов и медаль.

Среди лауреатов – Габриэль Гарсиа Маркес за роман Сто лет одиночества .

Премия мира им. Ремарка (Германия ) учреждена в 1991 и вручается раз в 2 года в Оснабрюке. Присваивается за журналистские, беллетристические и научные сочинения, посвященные проблемам мира. Премиальный фонд – 30 тыс. евро.

Литературные премии России. Первой авторитетной общероссийской премией стала Демидовская премия в 1831–1865, присуждавшаяся Петербургской Академией наук по многим отраслям знаний, в том числе в области словесности. Ее сменила Ломоносовская премия. С 1856 в память о графе С.С.Уварове, бывшем президенте Академии наук, учредили Уваровскую премию. Ее давали в основном за труды по русской истории, но среди лауреатов были и писатели. Всего Петербургская Академия наук в разное время имела более 20 именных премий. Самой авторитетной была Пушкинская премия, учреждённая на деньги, оставшиеся от средств, собранных на памятник поэту в Москве. Премия в память А.С.Грибоедова была учреждена в 1883 за новые и лучшие пьесы театрального сезона Обществом русских драматических писателей и оперных композиторов.

Государственные литературные премии. С 1941 по 1952 присуждались Государственные Сталинские премии в основном за литературные произведения, которые отвечали идеологическим требованиям исторического момента, (И.Г.Эренбург за Падение Парижа , Джамбул за стихи о Великой отечественной войне, А.Н.Толстой за пьесу Иван Грозный и др.). С 1966 раз в 2 года присуждалась Ленинская премия. Среди лауреатов – М.А.Шолохов, А.Т.Твардовский и др.

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства , начиная с 1992, присуждается ежегодно в размере 300 тыс. рублей, с 2005 ее размер 100 тыс. долларов. Должность председателя комиссии традиционно занимают руководители администрации президента. Кандидатуры на соискание премии выдвигаются редакциями газет и журналов, издательствами и общественными организациями. Среди лауреатов – В.С.Маканин, В.Н.Войнович, А.Г.Волос, К.Я.Ваншенкин, Д.Гранин, В.И.Белов, К.Х.Ибрагимов, Г.М.Кружков.

Государственная премия за наиболее талантливые произведения для детей и юношества учреждена указом президента в 1998. Лауреатом 1999 стал Борис Заходер.

Государственная пушкинская премия России учреждена в июне 1994 указом президента РФ в ознаменование 200-летия со дня рождения А.С.Пушкина – «за создание наиболее талантливых произведений в области поэзии». Присуждается на конкурсной основе ежегодно с 1995 Президентом РФ по представлению комиссии по государственным премиям в области литературы и искусства при президенте РФ. Выдвижение кандидатов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, учебными заведениями, редакциями газет и журналов. Произведения, представленные на премию, рассматриваются специальной комиссией (секцией) под председательством И.Шкляревского в составе комиссии по Государственным премиям РФ. Денежное обеспечение премии в 1999 увеличено до 1600 минимальных размеров оплаты труда.

Премия Б.Окуджавы учреждена в 1998. Лауреатами премии становятся поэты и создатели авторской песни за выдающиеся произведения. Присуждается в сумме двухсоткратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ. В разное время премию получили Юлий Ким, Дмитрий Сухарев, Александр Дольский, Юрий Ряшенцев.

Букер – Открытая Россия (Russian Booker Prize – Русский Букер, Малая Букеровская премия ) – присуждается с 1992 из средств благотворителя, в течение многих лет желавшего оставаться неизвестным. В 2000 его имя было раскрыто – это английский общественный деятель Фрэнсис Грин. С 2002 генеральным спонсором премии стала Региональная общественная организация «Открытая Россия». Премия стала называться «Букер – Открытая Россия».

C 2003 вознаграждение составляет 15 тыс. долларов, финалисты, вошедшие в шорт-лист, получают 1 000 долларов.

Первоначально Малая Букеровская премия была своего рода филиалом «большого» «Букера». В настоящее время «Малый Букер» вручается не за роман, а каждый год за произведения разных жанров. Цель – поощрять наиболее новаторские и требующие поддержки направления в литературном процессе. В разные годы Малого Букера вручали: за лучшую книгу рассказов (Виктор Пелевин, Синий фонарь ), за лучший дебют в прозе (Сергей Гандлевский (см. МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ, Трепанация черепа ), за лучшие журналы русского зарубежья («Родник», «Рига», «Идиот», «Витебск»), за лучшее произведение, осмысливающее историю литературы (Михаил Гаспаров, Избранные статьи , Александр Гольдштейн (Тель-Авив), Расставание с Нарциссом ) и др. В 1999 премию вручали за произведение, развивающее жанр эссе в русской литературе, – лауреатом стал Владимир Бибихин за книгу Новый Ренессанс . В 2000 за литературный проект, то есть организаторскую деятельность по собиранию, упорядочению и представлению литературных текстов, реализующую определенные идеи и концепции, получил фонд «Юрятин» (Пермь, группа кураторов из 4 человек). Премия была вручена за книгоиздательскую работу (издание книг авторов современного русского зарубежья, значительных авторов провинции, молодых авторов Перми, краеведческой литературы), организацию и поддержку в Перми салона «Литературные среды в доме Смышляева», где выступали многие известные современные писатели, специально для этого приезжавшие в Пермь, и лектория, где читали краткие курсы лекций ученые-гуманитарии Георгий Гачев, Михаил Рыклин, Игорь Смирнов, Борис Дубин, Сергей Хоружий.

Лонг-лист и шорт-лист Большого и Малого русского Букера публикуются осенью. Шорт-лист объявляется и комментируется на специальной пресс-конференции. Лауреат объявляется в декабре.

В 2000 Малая Букеровская премия организационно отделилась от Большого Букера.

Премию вручает жюри, частично меняющееся каждый год. Кроме того, каждый год для работы в жюри приглашаются специальные эксперты по тому направлению, которое в этом году поощряется Малым Букером.

Пушкинская премия немецкого фонда Альфреда Тепфера. Фонд Альфреда Тепфлера стал источником целой системы поощрения деятелей культуры и науки стран Европы. Пушкинская премия была основана в 1989 для награждения пишущих по-русски писателей за выдающийся вклад в русскую литературу. Премия составляет 40000 евро и вручается при участии Русского Пен-центра. Вместе с премией ежегодно присуждается две стипендии по 6 тыс. евро для молодых писателей. Среди награждённых Андрей Битов, Евгений Рейн.

Литературная премия Андрея Белого. Учреждена в условиях культурного андерграунда (см. САМИЗДАТ) в 1978 самиздатовским журналом «Часы» (редакторы Б.Иванов и Б.Останин) как первая в истории России регулярная негосударственная литературная награда. Имена лауреатов определялись анонимным жюри. Премиальное вознаграждение составляли бутылка белого вина, яблоко, один рубль (аналог гонкуровскому франку) и диплом. Среди лауреатов, представлявших, как правило, авангардный и постмодернистский секторы литературного андерграунда, — поэты Виктор Кривулин (1978), Елена Шварц (1979), Владимир Алейников (1980), Александр Миронов (1981), Ольга Седакова (1983), Алексей Парщиков (1986), Геннадий Айги (1987), Иван Жданов (1988), Александр Горной (1991), Шамшад Абдуллаев (1994); прозаики Аркадий Драгомощенко (1978), Борис Кудряков (1979), Борис Дышленко (1980), Саша Соколов (1981), Евгений Харитонов (1981; посмертно), Тамара Корвин (1983), Василий Аксенов (1985), Леон Богданов (1986), Андрей Битов (1988), Юрий Мамлеев (1991); критики и культурологи Борис Гройс (1978), Евгений Шифферс (1979), Юрий Новиков (1980), Ефим Барбан (1981), Борис Иванов (1983), Владимир Эрль (1986), Владимир Малявин (1988), Михаил Эпштейн (1991).

После перерыва премия воссоздана М.Бергом, Б.Ивановым, Б.Останиным и В.Кривулиным в 1997. По заявлению учредителей, ей придан «характер общенационального культурного института, ставящего своей задачей поддержку экспериментально-интеллектуального направления в русской литературе, поисков в сфере языка, отражающих изменения в менталитете и речевой практике нового поколения, но учитывающих опыт русского модернизма, ярче всего выразившийся в творчестве Андрея Белого, чье значение мы полагаем неизменным на фоне самых невероятных изменений нашего культурного климата».

Вручается по четырем номинациям: поэзия, проза, критика и теория культуры. Предусмотрена также премия «за особые заслуги», остающаяся, как и прежде, прерогативой анонимного жюри. К традиционному материальному вознаграждению прибавляется нотариально заверенный договор на издание книги сочинений лауреата в течение следующего года в специальной серии «Лауреаты премии Андрея Белого». Имена лауреатов сначала оглашались в Санкт-Петербурге, позднее в рамках Московской выставки-ярмарки интеллектуальной книги, в день рождения Андрея Белого – 26 октября.

Антибукер – ежегодная премия; создана в 1995 при «Независимой газете». С 1996 присуждается отдельно за прозу («Братья Карамазовы»), поэзию («Незнакомка») и драматургию («Три сестры»). С 1997 присуждается премия за литературную критику и литературоведение («Луч света») и non-fiction(«Четвертая проза») с 2000.

Аэлита – Старейшая в России премия за научно-фантастическую прозу, была учреждена в 1982 Союзом писателей РСФСР и редакцией журнала «Уральский следопыт». Вручается ежегодно за лучшую научно-фантастическую книгу предшествующих двух лет на празднике любителей фантастики в Екатеринбурге. Объем денежного вознаграждения не разглашается. Первыми почетными лауреатами премии «Аэлита» были А. и Б.Стругацкие.

Премия «Дебют »учреждена в 2000 Международным фондом «Поколение» для авторов моложе 25 лет, пишущих на русском языке. Имеет семь номинаций: «Крупная проза», «Малая проза», «Поэзия», «Драматургия», «Киноповесть», «Публицистика», «Литература духовного поиска». Победители по всем пяти номинациям получают почетный приз «Птица».

Всероссийская литературная премия имени Св. блг. Князя Александра Невского «России верные сыны » учреждена Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира при поддержке Союза писателей России. Присуждается по номинациям «Поэзия», «Художественная проза», «Документально-публицистическая проза», «Книга для детей», «Критика и литературоведение», «Журнал и Газета». Комиссия состоит из священников, членов Союза писателей России. Главные принципы определения победителей – высокий художественный стиль, опирающийся на православную духовность, профессионализм, историческая достоверность, патриотическая направленность.

Присуждение премии проводится ежегодно в январе. За первые места присваивается медаль «литературная премия имени Св. блг. Кн. Александра Невского», грамота и денежная премия 2000 долларов. За вторые и третьи места – грамоты и денежные премии. Лауреаты, занявшие первое место, получают право стать членами комиссии на следующий год. Среди награжденных – Ю.Козлов, Е.Юшин.

Общенациональная премия им. А. и Б.Стругацких (АВС-премия ) учреждена в 1999 «Центром современной литературы и книги» при содействии литературной общественности Санкт-Петербурга и поддержке администрации и Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Премия поощряет «реалистические направления в фантастике, связь с прошлым, настоящим и будущим реального земного человека».

Лауреаты премии Е.Лукин, В.Михайлов, М.Успенский, Н.Галкина, С.Лукьяненко, В.Пелевин.

Премия Аполлона Григорьева учреждена в 1997 Академией русской современной словесности как «профессиональная экспертная премия за лучшее произведение года во всех жанрах, кроме критики, литературоведения и культурологии». Спонсоры премии — ОНЭКСИМбанк (1997), Госбанк (с 1998). Номинаторами выступают все члены Академии. По жеребьевке выбирается жюри (председатели: 1997 – Петр Вайль; 1998 – Александр Агеев; 1999 – Сергей Чупринин; 2000 – Алла Латынина; 2001 – Евгений Сидоров; 2002 – Андрей Немзер), определяющее трех лауреатов, а затем объявляющее и лауреата главной премии. Денежное обеспечение главной премии – 25 тыс. долл., другим лауреатам вручаются ноутбуки и принтеры (рабочее место писателя) на сумму 2 тыс. 500 долл. каждому.

Премия Ивана Петровича Белкина , учрежденная издательством «ЭКСМО» и журналом «Знамя», – единственная премия в России, названная именем литературного героя, учреждена в 2001. Присуждается за лучшую русскую повесть года. Правом выдвижения пользуются редакции газет и журналов, творческие организации, а также профессиональные литературные критики. Денежное вознаграждение: лауреату – 5 тыс. долл., суммами в 500 долл. вознаграждаются авторы остальных четырех повестей, вошедших в шорт-лист. Координатор премии – Наталья Иванова. Председатели жюри: в 2001 — Фазиль Искандер, в 2002 – Леонид Зорин.

«Бронзовая улитка » Учреждена в 1992 Андреем Николаевым и Александром Сидоровичем как личная премия Б.Н.Стругацкого (он является председателем и единственным членом жюри премии). Вручается по номинациям «Крупная форма», «Средняя форма», «Малая форма», «Критика/публицистика» на традиционных ежегодных конференциях писателей-фантастов, критиков, переводчиков, издателей в Репино под Санкт-Петербургом.

Премия «Северная пальмира » учреждена в 1994. Присуждается жюри (О.Басилашвили, А.Герман, Я.Гордин, А.Додин, А.Панченко, А. Петров, Б.Стругаций, А.Арьев и др.) за литературное произведение, созданное на русском языке и опубликованное в Санкт-Петербурге, по номинациям: поэзия; проза; публицистика и критика; книгоиздание. Спонсорами премии были банк «Кредит – Петербург» (1995), Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития (1996). Согласно регламенту, номинационная комиссия в течение года анализирует петербургскую литературу и выдвигает наиболее талантливые, по ее мнению, произведения. По завершении этой работы в каждом разделе премии остается по 7 претендентов. Голосование происходит анонимно, произведения не обсуждаются, чтобы члены жюри не оказали друг на друга давления.

Литературную премию им. Александра Солженицына присуждает фонд, основанный А.И.Солженицыным в 1997, как награду русским писателям, «чье творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы». Премия может быть присуждена за роман, повесть или совокупность рассказов, книгу или цикл стихов, пьесу, совокупность статей или исследование. В постоянное жюри входят А.Солженицын, Н.Струве, В.Непомнящий, Л.Сараскина, П.Басинский, Н.Солженицына. Денежная сумма премии – 25 тыс. долл..

Триумф. Присуждается Российским независимым фондом поощрения высших достижений литературы и искусства, учрежденным АО «ЛогоВАЗ» летом 1992. Фамилии претендентов предлагаются членами жюри, а также экспертами, и предварительно не оглашаются. Имена лауреатов определяет несменяемое жюри, в состав которого входят В.Аксенов, А.Вознесенский, Э.Неизвестный, В.Спиваков, И.Антонова, Ю.Башмет, А.Битов, З.Богуславская (координатор жюри), О.Табаков, Э.Климов, В.Абдрашитов, Е.Максимова, В.Васильев. В 1998 в состав жюри также вошли Д.Боровский, А.Демидова, М.Жванецкий, А.Козлов, О.Меньшиков, В.Познер, А.Сокуров, И.Чурикова. Размер премий устанавливается, исходя из призового фонда в 100 тыс. долл., после 1996 – 250 тыс. долл., и по традиции делится между пятью лауреатами. Помимо денежного вознаграждения, лауреаты получают диплом и медаль с изображением Триумфальной арки.

Международная премия Шолохова у чреждена в 1993 журналом «Молодая гвардия», издательством «Современный писатель» (ныне «Советский писатель»), МСПС и писательским АО. Нынешние учредители – МСПС, Союз художников России, издательство «Советский писатель», Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А.Шолохова. Бессменным председателем жюри является Ю.Бондарев. Денежное обеспечение премии не разглашается, лауреатам вручаются дипломы и медали.

Национальный бестселлер. Учреждена в 2000 фондом «Национальный бестселлер». На премию выдвигаются прозаические произведения на русском языке. Победитель получает премию в 10 тыс. долл. Среди награжденных М.Шишкин, В.Пелевин, А.Гарроса и А.Евдокимов, А.Проханов и Л.Юзефович.

Премия им. П.П.Бажова учреждена в ноябре 1999 к 120-летию писателя Свердловским отделением Литературного фонда России и финансово-промышленной группой «Драгоценности Урала». Конкурс фактически перешагнул рамки регионального и обрел статус общероссийского. Премия ежегодно вручается за достижения в литературной деятельности не только представителям Уральского региона, но и писателям других российских территорий за произведения на уральскую тематику. Пять номинаций: «Проза», «Поэзия», «Драматургия», «Литературоведение», «Публицистика». Каждый лауреат получает денежную сумму в размере 10 тыс. рублей, а также специально отлитые золотые и серебряные медали.

Премия им. Бояна учреждена Советом губернаторов приграничных городов и областей России, Украины, Белоруссии. В Положении о премии сказано, что она «присуждается за произведения, несущие свет славянской духовности, уходящие корнями в славянскую мифологию и фольклор и утверждающие идеи дружбы и братства славянских народов».

Премия им. Ф.М.Достоевского учреждена Союзом писателей России совместно с объединением русских литераторов Эстонии и некоммерческим объединением «Премия им. Ф.М.Достоевского». Впервые была присуждена в год 180-летия со дня рождения писателя. Премией награждаются писатели, внесшие значительный вклад в развитие и популяризацию русской литературы и культуры, как в Эстонии и России, так и в других странах.

Среди награжденных Валентин Распутин, Гейр Хьотсо, Анна Ведерникова, Анатолий Буйлов, Ростислав Титов, Б.Н.Тарасов.

Премия им. Игоря Северянина учреждена русской фракцией Рийгикогу и присуждается ежегодно деятелям культуры, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию русской культурной жизни в Эстонии и эстонской среди русскоязычного населения страны.

Всероссийская литературная премия имени Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами… »– ежегодный открытый конкурс произведений поэтов России, учреждённый Национальным фондом развития культуры и туризма и Союзом писателей России в 2005. Присуждается по четырем номинациям: «Большая премия» – на конкурс принимаются поэтические произведения (стихи и поэмы), «Взыскующим взглядом» – критические работы по русской поэзии, «Песенное слово» – тексты стихотворений, на которые положена музыка (не менее 3), «Русская надежда» – поэзия молодых (18–30 лет). Не позднее 3 октября текущего года комитет по вручению премии объявляет имена лауреатов.

Конкурс «Алые паруса » за лучшие издания для детей и юношества учрежден в 2003 Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Как показывает развитие современной литературы, литературные премии стали неотъемлемой частью литературной жизни, представляя своеобразные рейтинги произведений и писателей. Конечно, такой способ маркировки вызывает определенные нарекания субъективностью выбора, ангажированностью (когда выбирают «своих»), соображениями политической конъюнктуры и др. Однако при всех минуса, практика присуждения литературных премий будет, очевидно, продолжаться, поскольку представляет наглядный и доступный способ структурирования и оценки литературных произведений.

Ирина Ермакова

Найти "ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРЕМИИ " на


Нобелевский комитет долго хранит молчание по поводу своей работы, и только через 50 лет открывает информацию о том, как присуждалась премия. Второго января 2018 года стало известно, что в числе 70 кандидатов на Нобелевскую премию по литературе 1967 года был Константин Паустовский.

Компания подобралась очень достойная: Сэмюэль Беккет, Луи Арагон, Альберто Моравиа, Хорхе Луис Борхес, Пабло Неруда, Ясунари Кавабата, Грэм Грин, Уистен Хью Оден. Премию в том году Академия присудила гватемальскому писателю Мигелю Анхелю Астуриасу «за его живые литературные достижения, глубоко укорененные в национальных чертах и традициях коренных народов Латинской Америки».


Имя Константина Паустовского предложил член Шведской академии Эйвинд Юнсон, однако Нобелевский комитет отклонил его кандидатуру с формулировкой: «Комитет хотел бы подчеркнуть свой интерес к этому предложению по русскому писателю, однако по естественным причинам оно должно быть пока отложено в сторону». Трудно сказать, о каких «естественных причинах» идёт речь. Остаётся только привести известные факты.

В 1965 году Паустовский уже выдвигался на Нобелевскую премию. Это был необычный год, потому что среди номинантов на премию оказалось сразу четыре русских писателя – Анна Ахматова, Михаил Шолохов, Константин Паустовский, Владимир Набоков. Премию в итоге получил Михаил Шолохов, чтобы слишком не раздражать советские власти после предыдущего Нобелевского лауреата Бориса Пастернака, чьё награждение вызвало огромный скандал.

Впервые премия по литературе была вручена в 1901 году. С тех пор её получили шесть авторов, пишущих на русском языке. Некоторых из них нельзя отнести ни к СССР, ни к России в связи с вопросами гражданства. Однако их инструментом был русский язык, и это главное.

Иван Бунин становится первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1933 году, взяв вершину с пятой попытки. Как покажет последующая история, это окажется ещё не самый длинный путь к «Нобелю».


Награда была вручена с формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».

В 1958 году Нобелевская премия досталась представителю русской литературы во второй раз. Борис Пастернак был отмечен «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».


Самому Пастернаку премия не принесла ничего, кроме проблем и кампании под лозунгом «Не читал, но осуждаю!». Речь шла о романе «Доктор Живаго», который был опубликован за границей, что по тем временам приравнивалось к предательству родины. Положение не спасло даже то, что роман был издан в Италии в коммунистическом издательстве. Писателя вынудили отказаться от премии под угрозой высылки из страны и угроз в адрес его семьи и близких людей. Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и в 1989 году вручила диплом и медаль его сыну. На этот раз обошлось без эксцессов.

В 1965 году Михаил Шолохов стал третьим лауреатом Нобелевской премии по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».


Это была «правильная» премия с точки зрения СССР, тем более что кандидатуру писателя поддерживало непосредственно государство.

В 1970 году Нобелевская премия по литературе досталась Александру Солженицыну «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».


Нобелевский комитет долго оправдывался, что его решение не было политическим, как утверждали советские власти. Сторонники версии о политическом характере награды отмечают две вещи – от момента первой публикации Солженицына до вручения премии прошло всего восемь лет, что не идёт ни в какое сравнение с другими лауреатами. Причём к моменту присуждения премии не были опубликованы ни «Архипелаг ГУЛАГ», ни «Красное колесо».

Пятым лауреатом Нобелевской премии по литературе в 1987 году стал поэт-эмигрант Иосиф Бродский, награждённый «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью».


Поэт в 1972 году был насильно отправлен в эмиграцию и имел на момент награждения американское гражданство.

Уже в XXI веке, в 2015 году, то есть спустя 28 лет Нобелевскую премию как представительница Белоруссии получает Светлана Алексиевич. И снова не обошлось без некоторого скандала. У многих литераторов, общественных деятелей и политиков вызвала неприятие идеологическая позиция Алексиевич, другие считали, что её произведения – обычная журналистика и не имеет отношения к художественному творчеству.


В любом случае в истории Нобелевской премии открылась новая страница. Впервые премия присуждена не писателю, а журналисту.

Таким образом, почти все решения Нобелевского комитета, касающиеся писателей из России, имели политическую или идеологическую подоплёку. Это началось еще в 1901 году, когда шведские академики обратились с письмом к Толстому, назвав его «глубокочтимым патриархом современной литературы» и «одним из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего».

Основной посыл письма заключался в стремлении академиков оправдаться в своём решении не присуждать премию Льву Толстому. Академики писали, что великий писатель и сам «никогда не стремился к такого рода награде». Лев Толстой в ответ поблагодарил: «Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена… Это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло».

Сорок девять шведских писателей во главе с Августом Стриндбергом и Сельмой Лагерлеф написали письмо протеста нобелевским академикам. Всего же великий русский писатель выдвигался на премию пять лет подряд, последний раз это было в 1906 году, за четыре года до его смерти. Именно тогда писатель обратился в комитет с просьбой не присуждать ему премию, чтобы не пришлось потом отказываться.


Сегодня достоянием истории стали мнения тех экспертов, которые отлучили Толстого от премии. Среди них профессор Альфред Йенсен, который считал, что философия позднего Толстого противоречит завещанию Альфреда Нобеля, мечтавшего об «идеалистической направленности» произведений. А «Война и мир» и вовсе «лишена понимания истории». Секретарь Шведской академии Карл Вирсен ещё категоричнее сформулировал свою точку зрения о невозможности присуждения премии Толстому: «Этот писатель осудил все формы цивилизации и настаивал взамен их принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры».

Среди тех, кто становился номинантом, но не удостоился чести прочитать Нобелевскую лекцию немало громких имён.
Это Дмитрий Мережковский (1914, 1915, 1930-1937)


Максим Горький (1918, 1923, 1928, 1933)


Константин Бальмонт (1923)


Пётр Краснов (1926)


Иван Шмелёв (1931)


Марк Алданов (1938, 1939)


Николай Бердяев (1944, 1945, 1947)


Как видим, в списке номинантов в основном те русские писатели, которые на момент выдвижения находились в эмиграции. Этот ряд пополнился новыми именами.
Это Борис Зайцев (1962)


Владимир Набоков (1962)


Из советских русский писателей в список попадал только Леонид Леонов (1950).


Анну Ахматову, конечно, советским писателем можно считать только условно, потому что она имела гражданство СССР. Единственный раз она была в Нобелевской номинации в 1965 году.

При желании можно назвать ещё не одного русского писателя, который заслужил своим творчество звания лауреата Нобелевской премии. Например, Иосиф Бродский в нобелевской лекции упомянул трёх русских поэтов, которых были бы достойны оказаться на нобелевской трибуне. Это Осип Мандельштам, Марина Цветаева и Анна Ахматова.

Дальнейшая история Нобелевских номинаций наверняка откроет нам ещё много интересного.

Нобелевская премия по литературе присуждена в 107-й раз - лауреатом 2014 года стал французский писатель и сценарист Патрик Модиано. Таким образом, с 1901 года премии по литературе удостоились уже 111 авторов (четыре раза награда присуждалась одновременно двум писателям).

Альфред Нобель завещал вручать премию за «самую выдающуюся литературную работу в идеальном направлении», а не за тиражи и популярность. Но понятие «книга-бестселлер» существовало уже в начале XX века, а объемы продаж хотя бы отчасти могут сказать о мастерстве и литературной значимости писателя.

РБК составил условный рейтинг нобелевских лауреатов по литературе на основе коммерческой успешности их произведений. Источником послужили данные крупнейшего в мире книжного ретейлера Barnes & Noble о самых продаваемых книгах нобелевских лауреатов.

Уильям Голдинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года

«За романы, которые с ясностью реалистического повествовательного искусства в сочетании с многообразием и универсальностью мифа помогают осмыслить существование человека в современном мире»

За почти сорокалетнюю литературную карьеру английский писатель издал 12 романов. Романы Голдинга «Повелитель мух» и «Наследники» входят в число самых продаваемых книг нобелевских лауреатов по версии Barnes & Noble. Первый, выйдя в 1954 году, принес ему всемирную известность. По значимости романа для развития современной мысли и литературы критики нередко сравнивали его с сэлинджеровским «Над пропастью во ржи».

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Повелитель мух» (1954 год).

Тони Моррисон

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1993 года

« Писательнице, которая в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности».

Американская писательница Тони Моррисон родилась в Огайо, в рабочей семье. Она начала заниматься творчеством во время учебы в Говардском университете, где она изучала «английский язык и литературу». Основой для первого романа Моррисон под названием «Самые голубые глаза» послужил рассказ, написанный ею для университетского кружка писателей и поэтов. В 1975 году её роман «Сула» выдвигался на Национальную книжную премию США.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Самые голубые глаза» (1970 год)

Джон Стейнбек

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1962 года

«За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением»

Среди самых знаменитых романов Стейнбека - «Гроздья гнева», «К востоку от рая», «О мышах и людях». Все они входят в первую дюжину бестселлеров по версии американского магазина Barnes & Noble.

К 1962 году Стейнбека выдвигали на премию уже восемь раз, и сам он считал, что ее не заслуживает. Критики в США встретили награждение в штыки, полагая, что его поздние романы были намного слабее последующих. В 2013 году, когда были раскрыты документы Шведской академии (они хранятся в секрете на протяжении 50 лет), выяснилось, что Стейнбека - признанного классика американской литературы - наградили, поскольку он был «лучшим в плохой компании» кандидатов на премию того года.

Первое издание романа «Гроздья гнева» тиражом 50 тыс. экземпляров было иллюстрированным и стоило $2,75. В 1939 году книга стала бестселлером. На сегодняшний день продано более 75 млн копий книги, а первое издание в хорошем состоянии стоит более $24 тыс.

Эрнест Хемингуэй

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года

«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние, которое он оказал на современный стиль»

Хемингуэй стал одним из девяти лауреатов по литературе, которому Нобелевская премия была вручена за конкретное произведение (повесть «Старик и море»), а не за литературную деятельность в целом. Помимо Нобелевки, «Старик и море» принес автору Пулитцеровскую премию в 1953 году. Впервые повесть была опубликована в журнале Life за сентябрь 1952 года, и всего за два дня в США было куплено 5,3 млн экземпляров журнала.

Интересно, что Нобелевский комитет всерьез рассматривал вручение премии Хемингуэю в 1953 году, но тогда остановил свой выбор на Уинстоне Черчилле, который написал за свою жизнь более десятка книг исторического и биографического характера. Одним из основных мотивов «не затягивать» с награждением бывшего британского премьер-министра был его почтенный возраст (Черчиллю на тот момент было 79 лет).

Габриэль Гарсиа Маркес

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года

«За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента»

Маркес стал первым колумбийцем, получившим приз Шведской академии. Его книги, в числе которых «Хроника объявленной смерти», «Любовь по время холеры», «Осень патриарха», превзошли продажи всех когда-либо изданных книг на испанском, кроме Библии. Роман «Сто лет одиночества», названный чилийским поэтом и нобелевским лауретом Пабло Нерудой «величайшим творением на испанском языке после «Дона Кихота» Сервантеса», был переведен на более чем 25 языков, по всему миру было продано более 50 млн копий книги.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Сто лет одиночества» (1967 год).

Сэмюэл Беккет

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года

«За новаторские произведения в прозе и драматургии, в которых трагизм современного человека становится его триумфом»

Уроженец Ирландии, Сэмюэл Беккет считается одним из самых ярких представителей модернизма; наряду с Эженом Ионеску он основал «театр абсурда». Беккет писал на английском и французском языках, а самое известное его произведение - пьеса «В ожидании Годо» - было написано на французском. Главные герои пьесы на протяжении всего действа ждут некоего Годо, встреча с которым может внести смысл в их бессмысленное существование. В пьесе практически отсутствует динамика, Годо так и не появляется, и зрителю остается самому истолковывать, что это за образ.

Беккет любил шахматы, привлекал женщин, но вел замкнутый образ жизни. Нобелевскую премию он согласился принять только с условием, что не будет присутствовать на церемонии вручения. Вместо него премию получал его издатель Жером Линдон.

Уильям Фолкнер

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1949 года

«За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа»

Ехать в Стокгольм получать премию Фолкнер первоначально отказывался, но его уговорила дочь. На приглашение президента США Джона Кеннеди посетить обед в честь лауреатов Нобелевской премии Фолкнер, который про себя говорил «я не писатель, а фермер», ответил, что «слишком стар, чтобы ехать так далеко ради обеда с незнакомыми людьми».

По версии Barnes & Noble, самой продаваемой книгой Фолкнера является его роман «Когда я умирала». «Шум и ярость», который сам автор считал своим самым удавшимся произведением, долгое время не имел коммерческого успеха. За 16 лет после публикации (в 1929 году) роман разошелся лишь трехтысячным тиражом. Однако на момент получения Нобелевки «Шум и ярость» уже считался классикой американской литературы.

В 2012 году британское издательство The Folio Society выпустило «Шум и ярость» Фолкнера, где текст романа напечатан 14 цветами, как этого хотел сам автор (чтобы читатель мог видеть разные временные плоскости). Рекомендуемая издательством стоимость такого экземпляра составляет $375, однако тираж был ограничен всего 1480 копиями, и уже на момент релиза книги предзаказана была тысяча из них. На данный момент на eBay можно купить лимитированное издание «Шума и ярости» за 115 тыс. рублей.

Дорис Лессинг

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 года

«За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин»

Британская поэтесса и писательница Дорис Лессинг стала самым пожилым лауреатом литературной премии Шведской академии, в 2007 году ей было 88 лет. Лессинг также стала одиннадцатой женщиной - обладательницей этого приза (из тринадцати).

Лессинг не пользовалась популярностью массовых литературных критиков, поскольку ее произведения часто были посвящены острым социальным вопросам (в частности, ее называли пропагандистом суфизма). Тем не менее, журнал The Times ставит Лессинг на пятое место в списке «50-ти величайших британских авторов после 1945 года».

Самой популярной книгой на Barnes & Noble является роман Лессинг «Золотая тетрадь», изданный в 1962 году. Некоторые комментаторы причисляют его к классике феминисткой прозы. Сама Лессинг с этим ярлыком категорически не соглашалась.

Альбер Камю

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года

«За огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»

Французского эссеиста, журналиста и писателя алжирского происхождения Альбера Камю называли «совестью Запада». Одно из самых популярных его произведений - роман «Посторонний» - увидело свет в 1942 году, а в 1946 году в США начались продажи английского перевода, и всего за несколько лет было продано более 3,5 млн экземпляров.

Во время вручения писателю премии, член Шведской академии Андерс Экстерлинг сказал, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между принятием земного бытия и осознанием реальности смерти». Несмотря на частое соотнесение Камю с философией экзистенциализма, сам он отрицал свою причастность к этому течению. В своей речи в Стокгольме он сказал, что его творчество построено на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».

Элис Манро

Лауреат Нобелевской премии по литературе 2013 года

Премия была присуждена с формулировкой «мастеру современного жанра короткого рассказа»

Канадская новеллистка Элис Манро писала рассказы с подросткового возраста, но первый сборник («Танец счастливых теней») был издан лишь в 1968 году, когда Манро было уже 37. В 1971 году писательница опубликовала сборник взаимосвязанных рассказов «Жизни девочек и женщин», охарактеризованный критиками как «роман воспитания» (Bildungsroman). Среди прочих литературных работ - сборники «А кто ты, собственно, такая?» (1978), «Спутники Юпитера» (1982), «Беглец» (2004), «Слишком много счастья» (2009). Сборник 2001 года «Ненависть, дружба, ухаживание, влюбленность, брак» послужил основой для канадского художественного фильма «Вдали от нее» (Away from Her) режиссера Сары Полли.

Критики называют Манро «канадским Чеховым» за повествовательный стиль, характеризующийся ясностью и психологическим реализмом.

Самая продаваемая книга на Barnes & Noble - «Дорогая жизнь» (2012 год).

Со времени вручения первой Нобелевской премии прошло 112 лет. Среди русских достойными этой наиболее престижной награды в области литературы , физики, химии, медицины, физиологии, мира и экономики стало всего 20 человек. Что касается Нобелевской премии по литературе, русские имеют в этой области свою личную историю, далеко не всегда с положительным финалом.

Впервые вручаемая в 1901 году, обошла стороной наиболее значимого писателя в русской и мировой литературе – Льва Толстого. В своем обращении 1901 года, члены Шведской королевской академии формально выразили Толстому свое почтение, назвав его «глубокочтимым патриархом современной литературы» и «одним из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего», однако сослались на то, что ввиду своих убеждений великий писатель сам «никогда не стремился к такого рода награде». В своем ответном письме Толстой написал, что рад, что его избавили от трудностей, связанных с распоряжением такого количества денег и что ему было приятно получить ноты сочувствия от стольких уважаемых лиц. Иначе обстояло дело в 1906 году, когда Толстой, упредив выдвижение его на Нобелевскую премию, попросил Арвида Ярнефельда воспользоваться всевозможными связями, чтобы не быть поставленным в неприятное положение и отказаться от этой престижной награды.

Подобным образом Нобелевская премия по литературе обошла еще нескольких выдающихся русских литераторов, среди которых был также гений русской литературы – Антон Павлович Чехов. Первым писателем, допущенным в «нобелевский клуб» стал не угодный советскому правительству, эмигрировавший во Францию Иван Алексеевич Бунин .

В 1933 Шведская Академия представила Бунина к награде «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Среди номинантов в этом году были также Мережковский и Горький. Бунин получил Нобелевскую премию по литературе во многом благодаря вышедшим в свет к тому времени 4-м книгам о жизни Арсеньева. В ходе церемонии, Пер Хальстрем, представитель Академии, вручавший премию выразил восхищение умением Бунина «необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь». В своей ответной речи лауреат поблагодарил Шведскую академию за смелость и честь, которую она оказала писателю-эмигранту.

Непростая история, полная разочарования и горечи сопровождает получение Нобелевской премии по литературе Борисом Пастернаком . Выдвигаемый ежегодно в течение 1946 по 1958 и удостоенный этой высокой награды в 1958 году, Пастернак был вынужден от нее отказаться. Практически став вторым русским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе, литератор был затравлен на родине, получив в результате нервных потрясений рак желудка, от которого он и умер. Справедливость восторжествовала лишь в 1989 году, когда за него почетную награду получил его сын Евгений Пастернак «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

Шолохов Михаил Александрович получил Нобелевскую премию по литературе «за роман «Тихий Дон»» в 1965 году. Стоит отметить, что авторство этого глубокого эпического произведения, несмотря на то что была найдена рукопись произведения и установлено компьютерное соответствие с печатным изданием, находятся противники заявляющие о невозможности создания романа, свидетельствующем о глубоких познаниях в области событий Первой мировой и Гражданской войны в столь юном возрасте. Сам писатель, подводя итоги своей работы, сказал: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой… Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».


Солженицын Александр Исаевич
, лауреат Нобелевской премии по литературе 1918 года «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». Пробыв большую часть своей жизни в изгнании и ссылках, писатель создавал глубокие и пугающие своей достоверностью исторические произведения. Узнав о награждении Нобелевской премией, Солженицын выразил стремление лично присутствовать на церемонии. Советское правительство воспрепятствовало получению писателем этой престижной награды, назвав ее "политически враждебной". Таким образом, Солженицын так и не попал на желаемую церемонию, побоявшись, что не сможет вернуться из Швеции обратно в Россию.

В 1987 году Бродский Иосиф Александрович награжден Нобелевской премией по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». В России поэт пожизненного признания так и не получил. Творил, будучи в эмиграции в США, большинство произведений были написаны на безупречном английском. В своей речи нобелевского лауреата Бродский говорил о самом дорогом для него – языке, книгах и поэзии…