29.03.2013 24440 0

Урок 72
ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Цели : составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца; беседа по составленному плану с использованием цитат из романа, высказываний критиков Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, Д. И. Писарева.

Ход урока

Составление плана по теме. б еседа с учащимися.

Обломов и Штольц

I. Современное общество, представленное в романе И. А. Гончарова «Обломов».

II.Обломов и Штольц – сверстники, товарищи, образованные, мыслящие и чувствующие люди.

III. Противопоставление героев.

1. Черты характера:

1) Обломов – натура кроткая, мечтательная, доверчивая, нежная («голубиная» душа), благородная, добрая, чистосердечная: «невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко… Обломов любезен всем нам и стó ит беспредельной любви…» (А. В. Дружинин) ; Штольца отличают энергия, сильная воля, подвижность;

2) Обломов лишен самодовольства, честолюбия, в нем сердце преобладает над разумом; Штольц – натура рациональная, расчетливая;

3) отвлеченный ум, развитое воображение у Обломова, склонность к философским раздумьям о высоком назначении человека; трезвый, практический ум Штольца;

4) отсутствие у Обломова интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей; стремление Андрея Штольца к постоянному пополнению знаний, к деловым связям.

2. Образ жизни, идеалы:

1) праздность, пассивность Обломова; активность, кипучая коммерческая деятельность Штольца;

2) культ покоя, абсолютного безделья (Обломов); культ труда (Штольц).

3. Обстоятельства, влиявшие на формирование характеров героев:

1) крепостническая среда, взрастившая лень Обломова, сформировавшая его психологию и «гнусную привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других…» (Н. Добролюбов) ; деятельная атмосфера в семье Штольца;

2) Обломов воспитан нежно… ни холода, ни голода «никогда не терпел, нужды не знал…», Штольц воспитан в непрестанной деятельности;

3) отсутствие у Обломова связи с внешним миром; связи Штольца с деловыми людьми.

4. Несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой Ильинской: Обломов познает счастье настоящей жизни и ничтожество прошедшей благодаря чувству к Ольге и самой Ольге, однако инертность, апатия Обломова оказались сильнее любви; замкнутый круг интересов прозаически неутомимого, деятельного Штольца неприемлемы для требовательной, ищущей, самоотверженной Ольги, стремящейся идти вперед.

5. Способы художественной типизации образов:

1) внешность: леность, медлительность движений, отсутствие «всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица» Обломова; мускулистость, костистость фигуры Штольца;

2) диалоги, споры – основной способ раскрытия характеров героев, их взглядов;

3) внутренние монологи;

4) своеобразие языка героев: особенности лексики, манеры говорить;

5) характеристика сопоставляемых героев другими персонажами;

6) ретроспекция (отступление в прошлое героев);

7) бытовая деталь;

8) роль пейзажа в раскрытии характеров;

9) контраст – главный идейно-композиционный прием, позволяющий глубже понять мысли, чувства, поступки героев;

10) полнота, обстоятельность, яркость, пластичность обрисовки Обломова, изображенного в типичных патриархально-крепостнических условиях; схематизм, бледность, эмоциональная безликость Штольца, не показанного в типичных для него обстоятельствах;

11) доверительный тон повествования, сочетающий в себе мягкий юмор (а порой и иронию) и лиризм.

IV. Идейно-нравственный смысл образов.

1. Неспособность к труду, неприспособленность к жизни Обломова («Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить»), отсутствие высокой цели; предприимчивость, кипучая деятельность Штольца, для которого содержанием, целью жизни является труд (как средство собственного обогащения, личного благополучия).

2. Позиция автора: добродушное отношение к Обломову, к изображаемой жизни – при отрицании ее основ (Обломов – порождение и следствие «обломовщины», исторически уходящий тип носителя дворянской культуры); бесстрастное отношение к Штольцу: делец новой формации, представитель людей новой эпохи, однако практицизм Штольца, ограниченность его интересов далеки от нравственных идеалов .

V. Оценка героев русскими критиками (Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; А. В. Дружинин. «"Обломов", роман И. А. Гончарова»; Д. И. Писарев. «"Обломов". Роман И. А. Гончарова»).

Домашнее задание.

1. Женские образы в романе (Ильинская, Пшеницына).

2. Индивидуальное задание по тем е: Захар. Что общего между Захаром и Обломовым?


Сравнение по ключевым вопросам.

I. Происхождение героев.

|Обломов| Родился в богатой семье, которая принадлежала к дворянскому роду и чтила патриархальные традиции и устои.

|Штольц| Андрей же наоборот из небогатой и простой семьи.

II. Воспитание.

|Обломов| Герой рос в атмосфере спокойствия, беззаботности, умиротворения. С детства был окружен чрезмерной любовью и опекой.

Его приучали к праздности и покою, внушали, что труд - это наказание. В семье царил культ еды и сна.

|Штольц| С детства был самостоятельным и любопытным. Родители обучили его всем практическим наукам. Отец рано заставили Ивана работать, а позже отослал сына от себя.

III. "Заложенная программа".

|Обломов| Окружение Ильи формировало в нём лень, мечтательность и безразличие к ведению хозяйства, заложив в нём программу прозябания и пассивного начала.

|Штольц| Энергичная жизнь и бурная деятельность заложили в нём программу активного начала.

IV. Характеристика персонажей.

|Обломов| Добрый и ленивый персонаж, воплощение мягкости. Он любит уходить в себя, мечтая и рассуждая о своих желаниях, для исполнения которых он никогда ничего не делал. Илья имеет самосозерцательность, достойную философа.

|Штольц| Сильный и умный персонаж. Он находится в постоянной деятельности и не боится самой черной работы.

Можно заметить некоторое сходство с роботом - суховатый рационалист.

V. Нравственные идеалы.

|Обломов| Главным в жизни видел собственный покой. Для него жизнь - это сказка. Обломов отвергал службу, лишённую человеческого взаимопонимания; друзей, которые думали только о карьере и вели активную жизнь; женщин, не способные любить (в его понимании)

|Штольц| Главным в жизни видел строгость и аккуратность. Всего в своей жизни добивался сам.

VI. Испытание любовью.

|Обломов| В его понимании любовь - это забота и покой. Обломову нужна не равноправная любовь, а материнская. Её смогла ему подарить Агафья Пшеницына.

|Штольц| Штольцу необходима равноправная по взглядам и силе женщина. И он такую нашёл - Ольга Ильинская.

VII. Персонаж в финале.

|Обломов| Илья находит идеальные условия жизни в доме Агафьи Пшеницыной. Снова в халате целыми днями лежит на диване, герой терпит окончательное крушение. А позднее умирает от болезни.

|Штольц| Штольц женился на Ольге. Они по-своему счастливы и проживают активную жизнь. Они забрали Андрюшу - сына Ильи на воспитание и считают его членом своего семейства.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-02-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Произведение Обломов заняло свое место среди других шедевров русской литературы. Это работа, где затронул философские и социальные темы, которые раскрываются через жизнь героев произведения. Так, в произведении Гончарова мы знакомимся с такими типичными мужскими персонажами, как и Штольц. Это два друга, что знакомы с детства. Два человека, которых свела судьба, несмотря на то, что это совершенно разные люди, с разными взглядами на жизнь и чтобы понять это, давайте сделаем сравнение героев Обломова и Штольца.

Обломов и Штольц сравнение двух героев

Наше знакомство хотелось бы начать с главного героя, в честь которого и названо произведение. Это Илья Обломов. Помещик и дворянин, проживающий в Петербурге. Это хоть и был любознательный в детстве мальчик, но всю его любознательность, весь его интерес к новому, убила атмосфера, в которой он жил. Его всегда оберегали, за него все делали, ему оставалось только отдыхать и вкусно есть. В отрочестве Илья получил образование, но учился нехотя, без интереса. Единственная неудача на службе становится для Обломова концом карьеры. В основном он ведет ленивую жизнь и отдает предпочтение лежанию на диване, нежели активным действиям. Хотя он мечтатель, для своего круга вполне образованный, у него есть умные мысли, идеи, но вот не хватает стимула к движению. Обломова полностью засосала трясина обломовщины.

Продолжая сравнение героев, перейдем к Андрею Штольцу. Это прямая противоположность Обломову. В отличие от обрюзгшего главного героя, Штольц — это совокупность мышц, нервов и костей. Для него жизнь — это гонка, движение вперед. Он постоянно занимается саморазвитием, он весь в труде. Причем трудиться и учиться он начал с самого детства. Штольц считает, что труд смысл существования. Это скептик, реалист, который живет по бюджету, идет твердо, бодро и упрямо по избранной дороге. При этом Штольц не может смириться с ленью Обломова. Он пытается повлиять на друга, расшевелить его, но обломовщина оказалась сильнее.

Эти два разных характера, два друга, как показало нам наше сравнение Обломова и Штольца, сошлись вместе, чтобы помогать друг дружке. Штольц помогает Обломову с его насущными делами, а Обломов разбавляет жизнь Штольца приятными беседами, которые дают немцу душевное равновесие. Вот такие разные, но такие необходимые друг другу люди.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца

Ленивые всегда собираются сделать что-нибудь.

Люк де Клапье Вовенарг.

Роман «Обломов» был написан И.А. Гончаровым в 1859 году. Когда произведение было опубликовано, оно захватило всё внимание общества. Критики и писатели назвали роман «знамением времени» (Н.А.Добролюбов), «капитальнейшей вещью, которой давно не было» (Л.Н. Толстой), в обиходе появилось новое слово: «обломовщина». И.С. Тургенев однажды заметил: «Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова»».

Начиная читать это произведение, если быть честным, я был немного раздражён. С первых глав образ Обломова был мне непонятен, и даже… я питал некую неприязнь к этому персонажу. Не к самому произведению, а именно к нему. Я могу объяснить – меня сильно возмущал мой тёзка своей ленью и апатией. Это было невыносимо. И как я был рад, узнав в процессе прочтения этого романа, что у Обломова есть, как выражается Добролюбов, «противоядие» — его друг, Андрей Штольц. Странно, но отчего-то я был очень рад. Я заметил, что Гончаров неспроста воспользовался этой антитезой – он показывает две противоположности, изначально задуманные как противопоставление Запада и России. Но об этом я узнал чуть позже, на уроке литературы…

Что же по поводу сравнения этих персонажей? Взять, к примеру, образ Обломова в романе. Он рисуется не с сатирическим, а скорее с мягким, грустным юмором, хотя его лень и инертность часто предстают гротескными, например, в первой части романа описывается день Обломова, в течении которого герой долго и мучительно не может собраться с силами, чтобы встать с дивана. Таким предстаёт перед нами главный персонаж. А чему удивляться? Всё родом из детства! Вспомним Обломовку, деревню, где Илья жил в детстве… Обломовка – деревня покоя, благословенности, сна, лени, безграмотности, глупости. Каждый в ней жил в свое удовольствие, не испытывая никаких умственных, моральных и душевных нужд. У обломовцев не было никаких целей, никаких бед; никто не задумывался, зачем создан человек, мир. И именно в этой атмосфере рос и, не побоюсь этого слова… «воспитывался» Илья Ильич Обломов… Далее, в процессе прочтения, мы узнаём о его учёбе в пансионе, где он «…слушал, что говорили учителя, потому, что ничего другого делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки…» Примерно также позднее он относился и к службе. Правда, в самом начале он мечтал служить России, «пока станет сил». Но лень и безразличие к жизни были столь глубокими, что все его благородные мечты остались неосуществленными. Он превращается в ленивца и лежебоку. Окружающие привыкли к этому. Но не стоит думать, что Обломов безнадёжен окончательно. Все силы и все положительные качества его раскрываются в его романе с Ольгой Ильинской, который, однако, разрывается из-за неспособности Обломова в корне переменить свой образ жизни и сделать серьёзные практические шаги.

Что же Штольц? Штольц есть полнейший антипод Обломову. Наполовину немец по национальности, он рос в атмосфере умственного и физического труда. Штольц с детства приучен к порядку и твердо знает, что в жизни всего можно добиться только трудом. Эту мысль он повторял Обломову неустанно. Это естественно, ведь Илью Ильича взращивали, как «экзотический цветок в теплице». Штольц же рос «кактусом, привыкшим к засухе». И так же всё это и было почвой для дальнейшего образа жизни друга Ильи Ильича. Андрей энергичен, не лишён обаяния, создаёт впечатление надёжного человека. Как по мне, но я вижу в Штольце личность сильную и прямолинейную, не понимаю, отчего Чехов сказал про него иначе. Штольц – сверхэнергичный, мускулистый, деятельный, твердо стоящий на ногах, сколотивший себе большой капитал, ученый, много путешествующий. У него везде есть друзья, его уважают как сильную личность. Он один из главных представителей торговой фирмы. Он жизнерадостен, весел, трудолюбив… В этом и есть отличие от Обломова, которое видно налицо.

За антитезой Штольца и Обломова просматривается противопоставление Запада и России. Штольц изображается Гончаровым как гармоничная, всесторонне развитая личность, сочетающая в себе немецкий прагматизм и русскую духовность. Он явно идеализируется автором, который видит за Штольцем и ему подобным будущее России, возможность её прогрессирующего развития, это сюжетно подчёркивается тем, что именно Штольцу Ольга Ильинская отдаёт свою руку. В этом, по-моему, и заключается основное сравнение Андрея Штольца и Ильи Обломова.

Гениальный роман Ивана Александровича Гончарова знакомит нас с двумя диаметрально противоположными образами: характеристика их может занять страницы и страницы. Ведь они полностью различны: по своему темпераменту, по своему отношению к жизни и мировоззрению. Десять лет писал его Гончаров! Как вы считаете, дорогие читатели, стал бы «париться» академик Петербургской академии словесности целое десятилетие, сочиняя роман в виде «однослойного» пирога? Чего проще для члена-корреспондента - сочинить историю о двух друзьях! Один - без меры ленив. Другой - потрясающе работоспособен. Ан нет. Написан-то роман обо всех нас! И это мы постараемся доказать. Поможет нам в этом исследовании Обломова и Штольца.

Образ Ильи Ильича Обломова

Помещик Обломов внешне - полный рыхлый мужчина с темно-серыми глазами, предпочитающий пассивный образ жизни, лежание на диване, ничегонеделание. Во всем его облике просматривается беспечность, но его лицо одухотворено. И мысль присутствует в нем постоянно, она светится в глазах, прячется в морщинах лба, искривляется вместе с губами. Однако эта мысль «беззуба», она не имеет никакого практического приложения. Сравнительная и Штольца - явно не в пользу Ильи Ильича. Он - потомственній помещик. У него - 350 душ крепостных. Хороший, добротный особняк в Петербурге, дача, деревенский дом. Обломов понятия не имеет, как ухаживать за всем этим имуществом, находящимся в его собственности. Он как ребенок, его вначале обворовывает приказчик, а потом доводят до разорения мошенники Михей Андреевич Тарантьев и Иван Матвеевич Мухояров.

Он образован, но не имеет никакого практического опыта работы. Под влиянием первых неудач на службе у него сформировался психологический «комплекс ленивца», преодолеть который Илье Ильичу не по силам.

Образ Андрея Штольца

По сюжету романа они знакомы и дружны со школы: Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика указывает близость их кастового происхождения. Андрей Штольц родился в семье немца-приказчика Ивана Богдановича и простой, но образованной русской женщины. Соотношение его статуса со статусом друга-помещика подобны отношениям собственник бизнеса - топ-менеджер. С детских лет отец регулярными занятиями по наукам, а также счетоводству воспитал в нем трудолюбие. Андрей - сухощавый человек со впалыми щеками, смуглой кожей и зеленоватыми выразительными глазами. Он гиперактивен: постоянно, как акула, находится в движении. Писатель отзывается о своем герое, словно тот состоит из одних лишь мышц и сухожилий. Знает языки, сообразителен, поэтому именно его и посылает торговая компания-работодатель в качестве агента в Бельгию. Кроме того, Штольц способен творчески использовать свои знания. Поэтому коллеги предпочитают приглашать его для разработки проектов. По-разному относятся к деньгам Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика указывает на рачительность последнего.

Тайный подтекст гончаровских образов?

То, что, по большому счету, образы Штольца и Обломова не самостоятельны, а аллегоричны, автор романа показывает в их отношениях с Ольгой Ильинской. С одной стороны, ее не может ни завоевать, ни удержать, но неизменно привлекает своим романтизмом, чистой детской душой бесхарактерный Илья Ильич. С другой стороны, Штольц, ставший ее мужем, патологически не чувствует разницы между деловым сотрудничеством и душевностью. В романтической свадебной поездке в Париж он, мягко говоря, неубедителен.

Зачем Гончаров создал эти два образа: Обломов и Штольц? Сравнительная характеристика этих образов - просто поучительное умозаключение? Контрастирующие персонажи? А может быть, на это надо смотреть шире? Ведь каждый из нас, безусловно, знает, сколько в нем «Штольца» и сколько в нем «Обломова». Что такое Обломов? Это мечта, не касающаяся ногами земли. Мечта глобальная, лишенная всякого стремления по реализации. А что такое Штольц? Это приземленность, деловая хватка, чувство партнерства. Так зададимся же вопросом: «Если создавать что-то глобальное, можно ли сбрасывать со счетов мечту в принципе?» (Как известно, Штольц избегал мечтать.) Вряд ли.

И вы, дорогие читатели, согласитесь ли с нижеприведенным умозаключением? Чтобы создать действительно успешную личность, продвигающую фантастические проекты, нужно смешать в одном бокале 30% мечтателя-Обломова и 70% фанатика работы Штольца. Не об этом ли нам хотел сказать Гончаров? Ведь в семье Штольцов появился приемный сын. Конечно, надлежащее образоване воспитает у него деловую хватку. Ну а способность при этом мечтать? Гены все-таки, знаете ли...