Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии.

Детство

12 января 1628 года в Париже в семье Пьера Перро родились мальчики-близнецы. Их назвали Франсуа и Шарль. Глава семейства работал судьёй в парламенте Парижа. Его жена занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, которых уже до рождения близнецов было четверо. Спустя 6 месяцев маленький Франсуа заболел воспалением лёгких и умер, а его брат-близнец Шарль стал любимчиком в семье и в будущем своими знаменитыми сказками прославил род Перро на весь мир. Помимо Шарля известным был и его старший брат Клод – великий архитектор, автор восточной фасадной части Лувра и Парижской обсерватории.

Семья была обеспеченная и интеллигентная. Дед Шарля по отцовской линии был богатым торговцем. Мама происходила из дворянского рода, до замужества проживала в деревенском поместье Вири. В детстве Шарль частенько бывал там и, вероятнее всего, оттуда черпал потом истории для своих сказок.

Обучение

Родители приложили все силы, чтобы дети получили достойное образование. Пока мальчики были маленькими, с ними занималась мама, учила их чтению и письму. Отец был очень занят на работе, но в свободное время всегда помогал жене. Братья Перро все учились в университетском колледже Бове, и папа иногда проверял их знания. Все мальчики отлично проявляли себя в учёбе, за весь период обучения не были пороты розгами, в то время это была большая редкость.

Когда Шарлю было 13 лет, его выгнали с урока за пререкание с преподавателем. Парень бросил учёбу, потому что во многом был не согласен с учителями.

Дальнейшее образование он получал самостоятельно со своим лучшим другом Борэном. За три года они сами выучили латынь, историю Франции, греческий язык и античную литературу. Позднее Шарль говорил, что все познания, которые пригодились ему в жизни, были получены именно в период самообучения с товарищем.

Достигнув совершеннолетия, Перро занимался правоведением с частным преподавателем. В 1651 году ему был выдан диплом юриста.

Карьера и творчество

Ещё во время обучения в колледже Перро написал свои первые стихи, комедии и поэмы.
В 1653 году было издано его первое произведение – поэтическая пародия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска». Но Перро воспринимал литературу как увлечение, карьеру свою он строил совсем в другом направлении.

Как хотелось его отцу, получив диплом юриста, Шарль какое-то время работал адвокатом, но такой род деятельности вскоре показался ему не интересным. Он пошёл трудиться клерком к своему старшему брату, который к тому времени содержал архитектурное ведомство. Надо отметить, что карьеру Шарль Перро строил успешно, дослужился до советника Короля, главного инспектора построек, затем возглавил Комитет литераторов и отдел Славы Короля.

Жан-Батист Кольбер, государственный деятель и главный контролёр финансов, фактически управлявший Францией во времена Людовика ХIV, покровительствовал Шарлю. Благодаря такому покровителю в 1663 году при создании Академии надписей и изящной словесности Перро получил должность секретаря. Он добился богатства и влиятельности. Наряду с основным родом деятельности, Шарль успешно продолжал писать стихи и заниматься литературной критикой.

Но в 1683 году Кольбер скончался, и Перро стал немилостив при дворе, сначала его лишили полагающейся пенсии, а потом и должности секретаря.

На этот период приходится написание самой первой сказки о пастушке под названием «Гризель». Особого внимания этому произведению автор не уделял и продолжал заниматься критикой, написанием большого четырёхтомного сборника диалогов «Сравнение древних и новейших авторов», а также публикацией книги «Знаменитые люди Франции ХVII века».

Когда в 1694 году были изданы два следующих его сочинения «Ослиная шкура» и «Смешные желания», стало понятно, что пришла новая эра сказочника Шарля Перро.

В 1696 году напечатанная в журнале «Галантный Меркурий» сказка «Спящая красавица» в один миг стала популярной. А уже через год невероятным оказался успех вышедшей книги «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями». Сюжеты девяти сказок, вошедших в эту книгу, Перро услышал, когда кормилица его сына рассказывала их малышу перед сном. Он взял за основу народные сказки и придал художественную обработку, тем самым открыл им путь в высокую литературу.

Он сумел многолетние народные произведения привязать к современности, его сказки были написаны так доступно, что их читали люди из высшего общества и из простых сословий. Прошло более трёх столетий, а по всему миру мамы и папы читают перед сном своим детям:

  • «Золушку» и «Мальчика-с-пальчика»;
  • «Кота в сапогах» и «Красную Шапочку»;
  • «Пряничный домик» и «Синюю бороду».

На сюжеты сказок Перро поставлены балеты и написаны оперы в лучших театрах мира.
На русский язык сказки Перро впервые перевели в 1768 году. По количеству изданных произведений в СССР Шарль стал четвёртым среди зарубежных писателей после Джека Лондона, Ганса Христиана Андерсена и братьев Гримм.

Личная жизнь

Шарль Перро женился довольно поздно, в 44 года. Его избранницей стал юная, 19-летняя девушка Мари Гюшон. У них родилось четверо детей. Но брак продлился недолго, Мари умерла в возрасте 25 лет от оспы. Шарль больше не женился и сам воспитал дочь и троих сыновей.

В долине Шеврез, неподалёку от Парижа, расположены «Владения Кота в сапогах» –замок-музей Шарля Перро, где на каждом углу встречаются восковые фигуры персонажей его сказок.

12 января 1628 года в дружной семье Пьера Перро родились братья-близнецы – Шарль и Франсуа. Через полгода Франсуа умер от воспаления легких, но его брату Шарлю предстояло прославить семью и стать одним из величайших сказочников в истории человечества. Правда, старший брат Шарля, Клод, был весьма известным во Франции архитектором – достаточно сказать, что он является автором Восточного фасада в Лувре.

Пьер Перро, занимавший должность судьи в Парижском парламенте, дворянского титула не имел, но старался дать своим четверым сыновьям самое лучшее образование. В основном с детьми занималась мать – именно она научила детей читать и писать. Несмотря на большую занятость, ее муж помогал в занятиях с мальчиками, а когда восьмилетний Шарль начал учиться в колледже Бовэ, отец часто проверял у него уроки. В семье царила демократичная атмосфера, и дети вполне могли отстаивать близкую им точку зрения. Однако совсем другие порядки были в колледже – здесь требовались зубрежка и тупое повторение слов учителя. Споры же не допускались ни при каких обстоятельствах. И все же братья Перро были отличными учениками, а если верить историку Филиппу Арьесу, то за все время обучения они ни разу не подвергались наказанию розгами. По тем временам – случай, можно сказать, уникальный.

Однако в 1641 году Шарль Перро был выгнан с урока за пререкания с учителем и отстаивание своего мнения. Вместе с ним с урока ушел и его друг Борэн. В колледж мальчики решили не возвращаться, и в тот же день, в Люксембургском саду Парижа, составили план самообразования. Три года друзья вместе изучали латынь, греческий, историю Франции и античную литературу – фактически проходя ту же программу, что и в колледже. Много позже Шарль Перро утверждал, что все свои знания, пригодившиеся ему в жизни, он получил именно за эти три года, обучаясь самостоятельно вместе с товарищем.

Как продолжил свое образование друг Перро Борэн – неизвестно, а вот Шарль начал брать частные уроки правоведения. В 1651 году он получил диплом юриста и даже купил себе лицензию адвоката, но это занятие ему быстро опостылело, и Шарль поступил на работу к своему брату Клоду Перро – стал клерком. Как и многие молодые люди в то время, Шарль писал многочисленные стихи: поэмы, оды, сонеты, увлекался и так называемой «придворной галантной поэзией». Даже по его собственным словам все эти сочинения отличались изрядной длиной и чрезмерной торжественностью, но несли слишком мало смысла. Первым произведением Шарля, которое он сам считал приемлемым, стала поэтическая пародия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска», написанная и изданная в 1652 году.

Несколько лет спустя на Шарля Перро обратил внимание Жан Кольбер. В шестидесятых годах XVII века Кольбер фактически определял политику при дворе короля Людовика XIV в отношении искусств. Когда была снова образована Академия надписей и изящной словесности, именно посредничество Кольбера привело Перро в 1663 году на пост секретаря этой Академии. Кроме того, Шарль имел должность генерального контролера в сюринтендантстве королевских строений.

В 1665 году Шарль помог своему брату Клоду выиграть королевский конкурс по проектам фасадов Лувра. Это была очень большая победа архитектора, и с тех пор Клод Перро пошел в гору. Стал для семьи Перро и для всей Франции знаковым и 1666 год – Кольбер создал Академию Франции, и Клод Перро получил в ней членство. А Шарль был принят в Академию лишь через несколько лет – но зато возглавил работу по созданию «Всеобщего словаря французского языка». Во все эти годы он с успехом выступал также в качестве поэта и литературного критика.

Активно занимаясь своей карьерой, Шарль Перро женился лишь в сорок четыре года. Хотя для того времени это было вполне нормально. Его женой стала девятнадцатилетняя Мари Гюшон. Видимо, брак оказался счастливым – но, к сожалению, был недолгим. Мари оставила мужу троих сыновей и дочь и скончалась в возрасте двадцати пяти лет…

В 1683 году умер покровитель Перро, Кольбер, и милости, сыпавшиеся с королевского Олимпа на голову Шарля, почти иссякли. Покрайней мере, прекратились выплаты пенсии, которую выхлопотал ему, как литератору, Кольбер.

Свою самую первую сказку Шарль Перро написал в 1685 году – это была история пастушки Гризельды, ставшей, несмотря на все неприятности и невзгоды, женой принца. Сказка именовалась «Гризель». Сам Перро значения этому сочинению не придал. А вот через два года была опубликована его поэма «Век Людовика Великого» – и это произведение Перро даже зачитал на заседании Академии. По многим причинам она вызвала бурное негодование литераторов-классицистов – Лафонтена, Расина, Буало. Они обвинили Перро в пренебрежительном отношении к античности, которой принято было подражать в литературе того времени. Дело в том, что признанные писатели XVII века считали, что все лучшие и совершеннейшие произведения уже созданы – в античные времена. Современные же литераторы, по устоявшемуся мнению, имели право лишь подражать эталонам древности и приближаться к этому недостижимому идеалу. Перро же поддерживал тех писателей, которые считали, что в искусстве догматов быть не должно и копирование древних означает всего лишь застой.

Основным противником Шарля Перро в «la querelle des anciens et des modernes» (борьбе новейшего и древнего) выступал Николя Буало, написавший трактат о законах поэзии – «Поэтическое искусство». Перро же резко выступал против подражательства, заявляя, что такие авторы современности, как Сервантес, Мольер и Корнель, создали своеобразные и прекрасные произведения – и при этом обошлись абсолютно без духа «древней литературы». В поддержку своей философии Шарль Перро написал в течение девяти лет (с 1688 по 1687 годы) четырехтомное собрание диалогов «Сравнение древних и новейших авторов», в котором отстаивает идеи прогресса и рационализма в искусстве.

Возможно, что Шарль Перро вошел бы в историю Франции как ведущий функционер «партии нового искусства» – тем более что именно он опубликовал книгу «Знаменитые люди Франции XVII века», в которую вошли более чем сто биографий знаменитых поэтов, ученых, художников, историков и медиков. Этой книгой он ясно показал, что не только в древности были великие люди и что не стоит сожалеть о прошедших «золотых» временах. Но прославил Шарля Перро вовсе не этот капитальный труд.

В 1694 году публикуются его произведения «Смешные желания» и «Ослиная шкура» – начинается эра сказочника Шарля Перро. Через год он потерял свое место секретаря Академии и полностью отдал себя литературе. В 1696 году журнал «Галантный Меркурий» опубликовал сказку «Спящая красавица». Сказка мгновенно завоевала популярность во всех слоях общества, однако люди выразили свое возмущение тем, что подписи под сказкой не было. В 1697 году одновременно в Гааге и Париже поступает в продажу книга «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Несмотря на небольшой ее объем и очень простые картинки, тираж разошелся мгновенно, а сама книга обрела невероятнейший успех.

Те девять сказок, которые вошли в эту книгу, были всего лишь обработкой народных сказок – но как это было сделано! Сам автор неоднократно намекал, что в буквальном смысле подслушал сказки, которые кормилица его сына рассказывала ребенку на ночь. Тем не менее, Шарль Перро стал первым в истории литературы писателем, который ввел народную сказку в так называемую «высокую» литературу – в качестве равноправного жанра. Сейчас это может прозвучать странно, но во время выхода «Сказок матушки Гусыни» высшее общество с увлечением читало и слушало на своих собраниях именно сказки, а потому книга Перро мгновенно завоевала и высший свет.

Многие критики обвиняли Перро в том, что сам он ничего не выдумал, а лишь записал уже известные многим сюжеты. Но следует учесть, что он сделал эти сюжеты современными и привязал их к конкретным местам – к примеру, его Спящая красавица уснула во дворце, предельно напоминающим Версаль, а одежда сестер Золушки полностью соответствовала веяниям моды тех лет. Шарль Перро настолько упростил «высокий штиль» языка, что его сказки были понятны и простым людям. Ведь и Спящая красавица, и Золушка, и Мальчик-с-пальчик разговаривали именно так, как говорили бы в реальности.

Несмотря на огромную популярность сказок, Шарль Перро в свои почти семьдесят лет не отважился публиковать их под собственным именем. На книжках стояло имя Пьера де Арманкура – восемнадцатилетнего сына сказочника. Автор опасался, что сказки могут своей легкомысленностью бросить тень на его авторитет передового и серьезного литератора.

Впрочем, шила в мешке не утаишь, и очень быстро в Париже стала известна правда об авторстве столь популярных сказок. В высшем свете даже считалось, что Шарль Перро подписался именем младшего сына, для того чтобы ввести его в круг принцессы Орлеанской – молодой племянницы солнцеподобного короля Людовика. Кстати, и посвящение на книге адресовалось именно принцессе.

Надо сказать, что споры об авторстве этих сказок ведутся до сих пор. Тем более что ситуацию в этом вопросе окончательно и бесповоротно запутал самолично Шарль Перро. Он написал мемуары незадолго до смерти – и в мемуарах этих подробно, с деталями описал все важнейшие дела и даты своей жизни. Упомянуты были и служба у всемогущего министра Кольбера, и работа Перро по редактированию первого «Словаря французского языка», и все до единой оды, написанные королю, и переводы итальянских басен Фаерно, и изыскания по сравнению новых и древних авторов. Но ни разу Перро даже не обмолвился о феноменальных «Сказках матушки Гусыни»… А ведь занести эту книгу в реестр собственных достижений было бы честью для автора! Если говорить современным языком, то рейтинг сказок Перро в Париже был невообразимо высок – лишь одна книжная лавка Клода Барбена продавала до пятидесяти книг в день. Вряд ли сегодня подобный размах может хотя бы присниться даже приключениям Гарри Поттера. Для Франции стал неслыханным факт того, что издателю всего за один год пришлось трижды повторить тираж «Сказок матушки Гусыни».

Одно время бытовала версия, что сказки были действительно написаны младшим сыном Перро – Пьером, а отец, как писатель, лишь литературно оформил и обработал сочинения юноши. Однако сказки-то были народные – возможно, Пьер просто собирал для отца материал. Но как бы то ни было, а счастья триумфальный успех книги Пьеру Перро не принес. Конечно же, он сразу вошел в число близких друзей принцессы Орлеанской, но всего через шесть месяцев ввязался в уличную драку, в которой применил шпагу и заколол Гийома Коля, сына вдовы столяра, то есть – простолюдина. Проблема была даже не в самом убийстве, а в том, что дворянская шпага была обагрена кровью не дворянина. Весьма аморальный проступок для того времени! От королевского двора Пьера, естественно, мгновенно удалили, да к тому же еще и посадили в тюрьму. Почувствовав запах денег, мать убитого подала иск на крупную сумму, и начался судебный процесс. Шарль Перро, человек весьма богатый и известный, пустил в ход все свои связи и немало золота. Ему удалось вызволить сына из тюрьмы и купить ему чин лейтенанта королевских войск, после чего Пьер оказался на фронте. В 1699 году он погиб. Сослуживцы его заявляли позже, что он выказывал безумную храбрость даже там, где она была совершенно не нужна.

Смерть сына стала безжалостным ударом для Шарля Перро. Он умер спустя четыре года, 16 мая 1703 года, в своем замке Розье.

Кончина сказочника окончательно запутала вопрос об авторстве. Даже в 1724 году «Сказки матушки Гусыни» печатались с именем Пьера де Аманкура в заглавии. Но общественное мнение все же решило позднее, что автор сказок – Перро-старший, и до сих пор сказки публикуются под его именем.

Мало кто сегодня знает, что Шарль Перро был членом французской Академии, автором научных трудов и прославленным поэтом своего времени. Еще меньшему количеству людей известно, что именно он легализовал сказку как литературный жанр. Но любой человек на Земле знает, что Шарль Перро – великий сказочник и автор бессмертных «Кота в сапогах», «Золушки» и «Синей Бороды». Судя по его биографии, сам Перро был бы очень огорчен подобной славой…

Нет, наверное, такого человека, который в детстве не читал сказок. При перечислении авторов произведений для детей среди первых, наряду с братьями Гримм и , на ум приходит имя Шарля Перро. Уже несколько сотен лет мальчишки и девчонки зачитываются удивительной историей Золушки, следят за приключениями Кота в сапогах, завидуют изобретательности Мальчика-с-пальчик.

Детство и юность

Шарль Перро и брат-близнец Франсуа родились в январе 1628 года в Париже. В состоятельной семье парламентского судьи Пьера Перро и домохозяйки Пакетт Леклеркуже было четверо детей – Жан, Пьер, Клод и Николя. Отец, ожидавший от сыновей больших свершений, выбрал для них имена французских королей - Франциска II и Карла IX. К сожалению, через полгода Франсуа умер.

Поначалу образованием наследников, которому родители придавали большое значение, занималась мать. Она научила детей читать и писать. В восемь лет Шарль, как и старшие братья, пошел учиться в университетский колледж Бовэ, недалеко от Сорбонны, на факультет искусств. Но из-за конфликта с преподавателями мальчик бросил учебу. Вместе с другом Борэном продолжил самообразование. Все то, что преподавали в колледже, мальчики выучили самостоятельно за несколько лет, а это греческий и латинский языки, история Франции, античная литература.

Позже Шарль брал уроки у частного педагога. В 1651 году получил диплом юриста и недолго поработал в адвокатской конторе. Юридическое поприще Перро вскоре наскучило, и молодой адвокат перешел на работу к старшему брату Клоду. Клод Перро впоследствии прославился как один из первых членов Французской академии наук и архитектор, приложивший руку к созданию Луврского дворца, Парижской обсерватории.


В 1654 году старший брат Пьер Перро приобрел должность сборщика налогов. Руководил тогда финансами Жан-Батист Кольбер, будущий могущественный министр эпохи «короля-солнце» . Шарль десять лет проработал у брата приказчиком. В свободное время читал книги из библиотеки, купленной у наследников аббата де Серизи, члена Французской академии.

Кольбер покровительствовал Шарлю, взял на должность секретаря, сделал своим советником в делах культуры и представил ко двору. При Кольбере Перро вошел в состав Комитета литераторов, в задачи которого вменялось восхваление короля и королевской политики. Перро руководил производством гобеленов и контролировал строительство Версаля и Лувра. Позже был назначен генеральным секретарем в Интендантстве королевских построек, фактическим руководителем Малой академии.


В 1671 году Перро избран членом Академии Франции (будущей Академии наук), в 1678-м назначен ее председателем. Карьера Шарля шла в гору, а вместе с ней и финансовое благополучие.

Литература

Первые шаги на почве сочинительства Шарль Перро сделал еще во время обучения в колледже – писал стихи и комедии. В 1653 году опубликовал пародию «Стены Трои, или Происхождение бурлеска».

В 1673 Шарль вместе с братом Клодом написал сказку в стихах «Война ворон против аиста» - аллегорию войны сторонников классицизма и новой литературы. Этому противостоянию посвящено сочинение 1675 года «Критика оперы, или Разбор трагедии под названием «Алкеста». Работа написана совместно с братом Пьером. Шарль много сотрудничал с братьями. Пьесы, включенные в «Сборник избранных произведений», пронизаны атмосферой дружеского состязания и диалога.


Иллюстрация к сказке Шарля Перро "Золушка"

Весной 1682 года ко дню рождения герцога Бургундского писатель издал оду «На рождение герцога Бурбона» и стихотворение «Росток Парнаса».

После смерти жены Перро стал очень религиозен. В эти годы он написал религиозную поэму «Адам и Сотворение мира». А после смерти своего покровителя Кольбера в 1683 году - поэму «Святой Павел». Этим трудом, опубликованным в 1686-м, Шарль хотел вернуть утраченное внимание короля.


Иллюстрация к сказке Шарля Перро "Кот в сапогах"

Через год Перро представил на суд читателей поэму «Век Людовика Великого». Очередной попыткой обратить на себя внимание монарха в 1689 году стала «Ода на взятие Филсбурга». Но Людовик проигнорировал обращение. В 1691 году Шарль Перро написал оду «Причины, по которым сражение подвластно королю» и «Оду Французской Академии».

По настоящему Перро увлекся литературным творчеством как дань моде. В светском обществе наряду с балами и охотой чтение сказок стало популярным увлечением. В 1694 году опубликованы сочинения «Смешные желания» и «Ослиная шкура». Через два года напечатана сказка «Спящая красавица». Книги, хотя и печатались тогда небольшими тиражами, быстро обрели поклонников.


Иллюстрация к сказке Шарля Перро "Спящая красавица"

В бестселлер того времени превратился сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями». Сказки, вошедшие в книгу, сочинил не сам Перро. Он только переработал и пересказал то, что услышал в детстве от няни либо доработал неоконченный сюжет. Единственным авторским произведением является сказка «Рике-хохолок». Книга опубликована в 1695-м и за первый год четырежды переиздана.

Стесняясь такого легкомысленного, по его мнению, увлечения, как сказки, Шарль подписывал произведения именем сына – Пьера д’Арманкура. Впоследствии данный факт позволил исследователям усомниться в авторстве Шарля Перро. Якобы черновые записи народных сказок делал Пьер. Но, тем не менее, отец превратил их в литературные шедевры. В высшем свете XVII века и вовсе считали, что таким образом Шарль попытался приблизить сына ко двору племянницы короля, принцессы Елизаветы Орлеанской.


Иллюстрация к сказке Шарля Перро "Красная Шапочка"

Однако не вызывает сомнения тот факт, что благодаря Перро фольклор «прописался» в дворцовых стенах. Писатель осовременил сказки, упростил для восприятия детьми любого возраста. Герои говорят языком обычных людей, учат преодолевать трудности и проявлять смекалку, как Жан и Мари из «Пряничного домика». Замок, в котором спит Принцесса из «Спящей красавицы», списан с замка Юссэ на Луаре. В образе Красной Шапочки запечатлен образ дочери Перро, умершей в 13 лет. Синяя Борода - тоже реальный персонаж, маршал Жиль де Ре, казненный в 1440 году в городе Нанте. И любое произведение Шарля Перро заканчивается определенным выводом, моралью.


Иллюстрация к сказке Шарля Перро "Синяя Борода"

Книги французского писателя имеются в каждом доме, где растут маленькие дети. Не счесть и количества переложений произведений Перро в кино и на сцене. Шедеврами театрального искусства признаны оперы Джоаккино Россини и Белы Бартока, балеты и . По мотивам русской народной сказки, сюжет которой перекликается со сказкой Перро «Подарки феи», режиссером снят фильм «Морозко». А сказка «Красавица и Чудовище» - лидер по количеству экранизаций, как в художественном кино, так и в мультфильмах и мюзиклах.

Одновременно с написанием сказок Шарль Перро занимался и серьезной академической деятельностью. В Академии Перро возглавлял работу над «Всеобщим словарем французского языка». Словарь занял у писателя почти сорок лет жизни и был закончен в 1694 году.


Он прославился как глава партии "новых" во время нашумевшей полемики вокруг сравнительных достоинств литературы и искусства античности и современности. В доказательство того, что современники не хуже героев прошлых веков, Перро издал сочинение "Знаменитые люди Франции XVII столетия". В книге описаны биографии знаменитых ученых, поэтов, врачей, художников – , Николя Пуссена, . Всего более ста жизнеописаний.

В 1688-1692 годах вышел в свет трёхтомник «Параллели между древними и новыми», написанный в форме диалога. Перро в своем труде ниспровергал незыблемый авторитет античного искусства и науки, критиковал стиль, привычки, образ жизни того времени.

Личная жизнь

О Личной жизни Шарля Перро известно мало. Увлеченный карьерой писатель женился поздно, в 44 года. Жена Мари Гюшон была моложе Шарля на 25 лет.

В браке родились три сына и дочь – Шарль-Самюэль, Шарль, Пьер и Франсуаза. Однако через шесть лет после свадьбы Мари Гюшон скоропостижно скончалась.

Смерть

В биографии Шарля Перро есть печальная страница. Сын Пьер, помогавший отцу собирать материал для сочинений, угодил в тюрьму за убийство. Шарль пустил в ход все свои связи и деньги, чтобы вызволить сына и купил ему чин лейтенанта королевских войск. Пьер погиб в 1699 году на полях одной из войн, которые тогда вел Людовик XIV.


Смерть сына стала безжалостным ударом для Шарля Перро. Он умер спустя четыре года, 16 мая 1703 года, по одним данным - в своем замке Розье, по другим - в Париже.

Библиография

  • 1653 - «Стены Трои, или Происхождение бурлеска»
  • 1673 - «Война ворон против аиста»
  • 1682 - «На рождение герцога Бурбона»
  • 1686 - «Святой Павел»
  • 1694 - «Ослиная шкура»
  • 1695 - «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями»
  • 1696 - «Спящая красавица»

Родился в состоятельной семье адвоката Парижского парламента, но дворянского звания он не имел. У него было трое братьев, и отец стремился всем детям дать достойное образование. Мать Шарля тоже была образованной женщиной и даже сама учила детей писать и читать. Двое из четырех детей этой семьи стали известными людьми: Клод Перро (старший сын) прославился, как архитектор, громкое имя сделал себе и младший сын – Шарль.

Но прославился не только как сказочник, а и, как глава партии «новых». Представители партии «древних» считали, что самые лучшие произведения уже созданы древними писателями, и нужно просто им во всем подражать, так как ничего нового современные поэты, писатели и художники создать не могут. Вот против этого утверждения и боролся спорщик Шарль Перро. В то время этот спор получил очень широкую огласку.

А спорить действительно очень любил, из-за этого он даже бросил колледж. Его обижало, что с учителем спорить было нельзя, а следовало слепо ему повиноваться. Зубрежка настолько вымотала мальчика, что он взбунтовался и ушел из колледжа, и вместе со своим приятелем Шарль стал заниматься дома, Через несколько лет дети получили превосходное образование, но не имели дипломов.

Несмотря на это, с помощью денег и связей отца, Шарль в 17 лет поступил в университет и в 23 года получил диплом юриста. Пять лет юноша работал адвокатом и защищал бедных людей. Он мог это себе позволить, так как никогда не был стеснен в средствах, и занимался только интересными с точки зрения адвокатуры делами. Но вскоре ему стало просто скучно, и он ушел работать в министерство финансов Франции. Это принесло Шарлю Перро признание при дворе Людовика IV.

Но молодой человек мечтал о славе поэта. Он писал поэмы, оды, длинные и возвышенные, но, к сожалению, о них никто не помнит. Шарль Перро жил во времена красивых дам с веерами и мушкетеров с пышными усами. А в это время сочинительство стихов считалось делом обыкновенным, и, без умения их сочинять, нельзя было завоевать расположение дам, а страсть к женщинам у Шарля была огромной.

Именно тогда он жениться на молодой красавице, на 13 лет моложе его, и вскоре у них родился сын – Пьер. На радостях Шарль так напился, что ему даже не дали подержать ребенка на руках. Правда, вскорости, своими капризами ребенок стал раздражать отца, и вскоре тот потерял к нему всякий интерес, а однажды даже ударил его. Возмущению жены не было предела, а Шарль ушел из дома и кутил в борделях 3 дня, но потом все же вернулся в семью. Отношения с сыном у Шарля Перро так и не стали сердечными и доверительными.

В XVII веке в Европе стали популярны сказки, и вот в Париже 8 октября 1696 года выходит книга сказок Матушки Гусыни. Автором книги значился Пьер Д Арманкур. Но правда быстро вышла наружу - под этим псевдонимом скрывался сын Шарля Перро. Отец пошел на эту хитрость, чтобы ввести Пьера в высший свет, ко двору короля, хотя книга была написана им самим.

Книга имела ошеломляющий успех, и юноша вошел в близкий круг принцессы Орлеанской, ведь именно ей была посвящена эта книга сказок. Но на свою беду в уличной драке Пьер (дворянин) заколол сына вдовы столяра (простолюдина) Гийоиа Колля. А в то время такое убийство считалось безнравственным поступком, и молодой человек оказался в тюрьме. Благодаря своим деньгам и связям выручил сына из тюрьмы и купил ему чин лейтенанта в полку короля. На фронте, в очередном сражении, Пьер погиб.

Но и для самого Шарля Перро дорога в высший свет была закрыта. За сочинительство сказок ученые и коллеги (а Шарль к этому времени уже был профессором) сживали его со свету, а дворянство закрыло перед ним двери своих домов.

Уставший и издерганный он проклинает сочинительство сказок и в 1703 году умирает. С собой в могилу он уносит тайну написания сказок, и только через 10 лет после его смерти было установлено, что все известные нам сказки вышли из-под пера отца Перро.

Впервые в Москве, на русском языке, сказки Шарля Перро вышли в 1768 году, и теперь в нашей стране нет человека, который бы не знал таких сказок, как «Спящая красавица», «Кот в сапогах», «Красная шапочка» и других интересных историй. По сказкам Шарля Перро написаны балеты, поставлены спектакли и сняты фильмы, но сам писатель так и не почувствовал сладкий вкус славы и популярности.

Ему предрекали славу блестящего адвоката или даже судьи. А он мечтал стать прославленным писателем, с серьезными и глубокомысленными произведениями за плечами. В его послужном списке есть трактаты, поэмы, философские размышления, но не они оставили имя Шарля Перро в веках. Он остался великим сказочником, автором бессмертной «Золушки », «Кота в сапогах », «Спящей красавицы ».

Во времена Перро, сказки были чем-то несерьезным. Даже жанра такого не было, истории для детей существовали только в устной форме, каждый рассказывал их на свой лад, добавляя собственных персонажей, детали, повороты сюжетов. Академик и автор многочисленных трактатов Шарль Перро, не признавался в авторстве сказок. Произведения подписывались именем сына – Пьера Перро. И даже в предсмертных мемуарах ни одного слова о «Золушке» или «Синей бороде».

Детство

Будущий сказочник появился на свет в Париже 12 января 1628 года, в весьма состоятельной семье. Отец – Пьер Перро - судья столичного парламента, мать - ПакеттЛеклерк происходила из знатного французского рода и была женщиной очень образованной и богатой. Шарль шестой ребенок в семье, он родился с братом-близнецом Франсуа, который был старше на несколько часов. К сожалению, Франсуа умрет в полугодовалом возрасте.

Шарль растет ребенком шустрым и любознательным. Любимая игрушка в детстве - средневековый замок. Это была большая постройка в рост ребенка, где можно было свободно перемещаться. Шарль часами просиживает внутри замка, представляя себя великим и отважным рыцарем.

Образование

Образованию детей в семье Перро уделяется большое внимание. С ними занимаются не только приглашенные гувернеры и учителя, но и родители. Будущего писателя читать научила мама. Все дети впоследствии поднимутся высоко вверх по служебной лестнице и сделают блестящую карьеру. Сын Жан станет известным юристом, Николя – профессором Сорбонны, Клод – архитектором, который спроектирует Лувр, а Пьер – генеральным сборщиком финансов Парижа.

Младший Шарль до восьми с половиной лет учится дома. Затем родители определяют его в известный колледж Бовэ на факультет искусств. Занимается юный Перро хорошо, известно, что за годы обучения его ни разу не били розгами, это свидетельствует об сверхпримерном поведении и прилежании. Но в 1644 году, на 8 году обучения, после спора с учителем Шарль уходит с урока и в колледж не возвращается. «Он (учитель) приказал мне молчать, на что, поднимаясь с места, я ему ответил, что раз мне не дают отвечать, что раз никто не будет больше спорить со мной, то мне больше нечего делать в классе. Я поклонился учителю, всем ученикам и вышел из класса».

Вместе с Перро уходит и его друг Борэн. Они решают заняться самообразованием и составляют собственный план занятий. Много читают, в списке Библия, Вергилий, Гораций, История Франции, занимаются переводами с латыни, дискутируют. По прошествии лет Перро скажет, что именно эти 3-4 года дали ему очень много в плане образования. Затем Шарль берет частные уроки по юриспруденции и получает лицензию адвоката.

Карьера

По специальности Шарль Перро практически не работает, он успешно защищает два дела, после чего устраивается клерком в архитекторскую контору брата Клода. Дело в том, что умирает отец Перро и никто больше не настаивает на адвокатской практике. Работу с бумагами Шарль успешно совмещает с началом писательской карьеры. Первые произведения выходят длинными, громоздкими, при этом не содержат особого смысла, автор уделяет внимание форме, а не содержанию.

Вскоре Шарль Перро попадает под покровительство могущественного Жана Кольбера, приближенного Людовика XIV, именно этот человек диктуетдворцовую политику в сфере искусств. Кольбер создает Академию изящной словесности и надписей, определяя Шарля Перро туда секретарём. Позднее писатель становится действующим членом этой академии и получает титул дворянина.

На литературном поприще

Шарль Перро мечтает снискать славу серьезного автора, виртуоза пера. Он много работает, создавая одним за другим труды, соответствующие духу времени. Так он пишет трактат «Сравнение древних и современных», где очень живо доказывает, то нынешние авторы ничуть не хуже античных. «За что ценить древних? Только за то, что они древние? Так и мы такие же, потому что в наше время мир более взрослый, да и мы обладаем большим опытом».

  • «Знаменитые», книга, которая стала закономерным продолжением трактата. Это огромный том, где Перро собрал биографии выдающихся французских деятелей 17 столетия;
  • В 1653 году автор пишет пародийную поэму « Стена Трои или Происхождении бурлеска»;
  • В 1687 году создаёт историческую поэму «Век Людовика Великого»;
  • В 1694 году свет увидела сатира «Апология женщин» и повесть «Потешные желания»;
  • В 1703 году Шарль Перро за несколько месяцев до смерти приступает к «Мемуарам»;
  • Также писатель является одним из авторов «Всеобщего словаря французского языка».

Сказочник Перро

При жизни Шарль Перро никогда не упоминал, что именно он является автором сказок. Сначала «Спящая красавица», опубликованная в 1696 году в журнале «Галантный Меркурий», а затем весь сборник «Сказок матушки гусыни» (1697 год) был выпущен под именем Пьера Перро де Арманкура, младшего сына писателя. Де Арманкур – это приставка поместья, принадлежавшего семье.

И только после смерти Шарля Перро, было доказано, что именно он автор сказок. Хотя некоторые были уверены, в писательском таланте сына. Споры на эту тему не утихают до сих пор. Но общепринятым считается факт, что именно Перро-отец автор знаменитых сказок.

Казалось, Шарль не сделал ничего особенного. Он просто пересказал существующие в народе истории, и только одну сказку «Рике с Хохолком» придумал сам. Но сборник еще при жизни Перро разлетался как горячие пирожки. Было подсчитано, что он пользовался большей популярностью, чем нежели «Гарри Поттер» сегодня. Все дело в том, что в 17 веке детской литературы не существовало совсем. Малыши учились читать по книжкам для взрослых. Сказки, пришедшие из средневековья, напоминали больше кровожадные страшилки, чем увлекательные истории и передавались только в устной форме.