- Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал?
- Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа? Ведь в этом не было особой нужды?
- Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками? Найдите эпитеты и сравнения, характеризующие его.
- Как встретил циклоп гостей? Какое впечатление произвёл? Прочитайте соответствующие строки.
- Гомер называет Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «постоянным в бедах», «богоравным». Как Одиссей оправдывает это в эпизоде с циклопом Полифемом?
- Каким предстаёт Одиссей в этом повествовании? Какие его качества особенно подчёркиваются?
- Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга?
- Каково отношение автора к своему герою?
- Обратите внимание на некоторые повторы, которые встречаются в тексте поэмы, например: «С трепетом сердца мы ждали явленья божественной Эос: Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Найдите другие примеры повторов и постарайтесь объяснить их роль.
- Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея?
«Одиссея». Калипсо. Художник А.Вёклин
Учимся читать выразительно
Выберите отрывок и подготовьте его для выразительного чтения. Постарайтесь при чтении передать особый ритм гекзаметра.
Литература и другие виды искусства
- Подготовьте устный рассказ по одной из иллюстраций к эпизоду «Одиссей у циклопа Полифема». Обратите особое внимание на внутреннее напряжение героев, их чувства и переживания.
- Какие кинофильмы, телефильмы, мультфильмы на тему поэмы Гомера «Одиссея» вам известны? Какие из них произвели на вас впечатление?
Подготовьте по плану устный рассказ на тему «Употребление профессиональных и диалектных слов в речи».
1
.Чем отличаются профессиональные и диалектные слова от общеупотребительных?
2
.Какие слова называют профессиональными? Приведите примеры.
3
.Какие лингвистические термины вы знаете? Что они обозначают? Как произносится слово термин?
4
.Какие слова называют диалектными?
Решение
1
.Профессиональные и диалектные слова отличаются от общеупотребительных тем, что они используются только определёнными группами людей.
2
.Профессиональными называются слова, которые употребляются только специалистами, то есть людьми определённой профессии.
3
. Термин [
т"].
Лингвистические термины:
наречие − неизменяемая часть речи;
обстоятельство − второстепенный член предложения, указывающий время, место, причину действия и т.д.;
омонимы − разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию;
фразеологизм − устойчивое словосочетание;
антонимы − слова, противоположные по лексическому значению;
синонимы − слова, близкие или совпадающие по лексическому значению;
фонетика − особый раздел языкознания, изучающий звучащую речь, звуковые единицы языка.
4
. Диалектными называют те слова, которые используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности.
Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.
Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят»
:
«В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».
Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.
Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год
: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».
На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.
За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня.
Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей.
Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».
Иллюстрация Е.Е.Лансере, 1899 год «Спасение Марии Кирилловны»
:
«…карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела княгиня, сказал ей:
— Вы свободны, выходите.
На картине изображен момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских, едущих в Арбатово после венчания в церкви.