1. Что насторожило Одиссея, когда он увидел пещеру циклопа Полифема? Какие чувства он испытал?
  2. Почему Одиссей остался на острове и ждал циклопа? Ведь в этом не было особой нужды?
  3. Каким предстал циклоп Полифем перед Одиссеем и его спутниками? Найдите эпитеты и сравнения, характеризующие его.
  4. Как встретил циклоп гостей? Какое впечатление произвёл? Прочитайте соответствующие строки.
  5. Гомер называет Одиссея «хитроумным», «многострадальным», «постоянным в бедах», «богоравным». Как Одиссей оправдывает это в эпизоде с циклопом Полифемом?
  1. Каким предстаёт Одиссей в этом повествовании? Какие его качества особенно подчёркиваются?
  2. Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга?
  3. Каково отношение автора к своему герою?
  4. Обратите внимание на некоторые повторы, которые встречаются в тексте поэмы, например: «С трепетом сердца мы ждали явленья божественной Эос: Вышла из мрака младая с перстами пурпурными Эос». Найдите другие примеры повторов и постарайтесь объяснить их роль.
  5. Мифом или легендой можно назвать рассказ о приключениях Одиссея?

«Одиссея». Калипсо. Художник А.Вёклин

Учимся читать выразительно

Выберите отрывок и подготовьте его для выразительного чтения. Постарайтесь при чтении передать особый ритм гекзаметра.

Литература и другие виды искусства

  1. Подготовьте устный рассказ по одной из иллюстраций к эпизоду «Одиссей у циклопа Полифема». Обратите особое внимание на внутреннее напряжение героев, их чувства и переживания.
  2. Какие кинофильмы, телефильмы, мультфильмы на тему поэмы Гомера «Одиссея» вам известны? Какие из них произвели на вас впечатление?

Подготовьте по плану устный рассказ на тему «Употребление профессиональных и диалектных слов в речи».
1 .Чем отличаются профессиональные и диалектные слова от общеупотребительных?
2 .Какие слова называют профессиональными? Приведите примеры.
3 .Какие лингвистические термины вы знаете? Что они обозначают? Как произносится слово термин?
4 .Какие слова называют диалектными?

Решение

1 .Профессиональные и диалектные слова отличаются от общеупотребительных тем, что они используются только определёнными группами людей.
2 .Профессиональными называются слова, которые употребляются только специалистами, то есть людьми определённой профессии.
3 . Термин [ т"].
Лингвистические термины:
наречие − неизменяемая часть речи;
обстоятельство − второстепенный член предложения, указывающий время, место, причину действия и т.д.;
омонимы − разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию;
фразеологизм − устойчивое словосочетание;
антонимы − слова, противоположные по лексическому значению;
синонимы − слова, близкие или совпадающие по лексическому значению;
фонетика − особый раздел языкознания, изучающий звучащую речь, звуковые единицы языка.
4 . Диалектными называют те слова, которые используются не повсеместно, а лишь на той или иной территории, в той или иной местности.

Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова, Е. Лансере и Б. Кустодиева к роману «Дубровский», помещённые в учебнике. Какие моменты запечатлены на них? Озаглавьте эти иллюстрации. Подготовьте устный рассказ по одной из них. Обратите внимание на то, как художники изобразили чувства и переживания героев.


Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский», 1919 год, «Троекуров выбирает щенят»
: «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, избрал для себя 2-ух, а иных повелел утопить».

Троекуров выбирает самых крепких щенят. Он безразличен к судьбе остальных щенят.


Иллюстрация Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского», 1949 год
: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».

На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» на переднем плане изображен Владимир Дубровский. Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, смотрит на огонь. Слева стоит его нянька — Арина Егоровна, в белом платке и переднике. Она опирается на руку Владимира, склонив голову к земле.

За Владимиром Дубровским и его нянькой стоят крепостные люди: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны. За кучером Антоном стоит кузнец Архип. Он запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку из огня.

Слева видны языки пламени, которые тянуться к Дубровскому. Дым и искры от пожара поднимаются к черному небу. На их фоне стоит телега, запряженная лошадьми и толпа людей.

Фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей угрюмы, но они настроены решительно идти за своим гордым барином: «…умрём, не оставим тебя, идём с тобою».



Иллюстрация Е.Е.Лансере, 1899 год «Спасение Марии Кирилловны»
: «…карета остановилась, толпа вооруженных людей окружила ее, и человек в полумаске, отворив дверцы со стороны, где сидела княгиня, сказал ей:
— Вы свободны, выходите.

На картине изображен момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских, едущих в Арбатово после венчания в церкви.