Cлайд 1

Cлайд 2

По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жизни. О.Н.Михайлов (критик, литературовед)

Cлайд 3

Детство 26 августа (7 сентября) 1870 года родился в городке Наровчате Пензенской губернии, в обедневшей разночинно-демократической семье. Отец - «из детей лекарских учеников», служил в канцелярии, умер в возрасте 37 лет, когда Саше исполнился только год. Мать из древнего рода татарских князей Куланчаковых, давно разорившихся.

Cлайд 4

Годы взросления 1874 – переезд в Москву, проживание в казённом учреждении – в общей палате вдовьего дома. 1876 – сиротское училище. Казённая обстановка, муштра, жестокое обращение воспитательниц доставляли страдания. 1880 – Вторая московская военная гимназия, через два года преобразованная в кадетский корпус. «Всеобщий культ кулака» калечил детские души. 1888 – Третье Александровское юнкерское училище в Москве. Занимается гимнастикой, танцами, литературой.

Cлайд 5

Военная тема в творчестве Годы обучения, атмосфера казённого быта, противоречия семейного и казарменного воспитания, истинное и мнимое понятие о чести, справедливости нашли отражение в повестях: «На переломе» («Кадеты»), «Юнкера», «Дознание», «Поединок»

Cлайд 6

Начало творческого пути Начинает сотрудничать с журналом «Русский сатирический листок», ещё обучаясь в юнкерском училище. Получает взыскание за выступление в печати. (Рассказ «Последний дебют») 1890 – назначается служить в 46-й Днепровский полк в городишко Проскуров Подольской губернии. Служба была отягощена бездельем, попойками, мелкими интрижкам.

Cлайд 7

Разочарование в службе В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года. 1894 – подаёт в отставку и уезжает в Киев. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.

Cлайд 8

От матери Куприн унаследовал внима-тельное отношение к жизни, тонкую наблюдательность, любовь к книгам, вдумчивое чтение. Большое влияние на литературное да-рование Куприна оказал единственный талантливый учитель в кадетском кор-пусе Цуханов, который читал воспитан-никам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. 1901 – приезжает в Петербург, знакомит-ся с Буниним, Чеховым, Горьким.

Cлайд 9

Cлайд 10

1902 – пишет о сломленных судьбою людях:«В цирке», « Болото», «На покое». 1903 – возникает новый герой, активный, борющийся с обстоятельствами. «Трус», «Конокрады». Ведёт активный образ жизни: организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Летит с Иваном Заикиным на самолёте «Форман». В 43 года всерьёз начинает учиться сильному плаванию у мирового рекордсмена Л.Романенко

Cлайд 11

Мать – Любовь Алексеевна

Из рода татарских
князей
Кулунчановых. У неё
не остаётся средств к
существованию, и
она переезжает с
детьми в Москву,
дочерей помещает в
закрытые заведения,
а сама вместе с сыно
поселяется во
Вдовьем доме

Разумовский пансион

В шесть лет Сашу
отдают в Разумовский
пансион (сиротское
училище), начинается
подготовка к
поступлению в
военную гимназию

1889-1890

Поступает в
Московский
кадетский корпус. О
своей учёбе в
кадетском корпусе
Куприн вспоминал в
повести «Кадеты»:
«воспоминание о
розгах в кадетском
корпусе осталось у
меня на всю жизнь»

Александровское училище

Из Александровского
училища выходит
через 2 года в чине
поручика.

Служба в армии

Служит в 46-ом
пехотном
Днепровском полку,
квартировавшем в
заштатных городках
Подольской
губернии.
В это время созревает
твёрдое убеждение
заниматься
литературой

Начало литературного творчества

В 1893-1894 годах в
петербургском журнале
«Русское богатство»
вышли его повесть
«Впотьмах», рассказы
«Лунной ночью» и
«Дознание». На
армейскую тему у
Куприна несколько
рассказов: «Ночлег»
(1897), «Ночная смена»
(1899), «Поход».

Отставка

В 1894 году выходит в
отставку, имея, по
свидетельству своего
биографа Ф.
Батюшкова, 4 рубля
в кармане.

Странствия по России

В целях приработка
исколесил пол-России,
освоил десятки
профессий:
Изучал зубоврачебное
дело
Открыл свой цирк
Был управляющим
имением
Актёром бродячей
труппы

Основная черта его натуры - страстность

Основная черта его натуры страстность
Страстен в своих
увлечениях, в
житейских
ситуациях, страстно
писал. Но отсюда и
недостаток его
таланта: часто
благодаря своей
страстности не
оттачивал фразу

Главное направление творчества Куприна

«Меня влечёт к
героическим
сюжетам. Нужно
писать не о том, как
люди обнищали духом
и опошлели, а о
торжестве человека, о
силе власти его».

Кумиры Куприна

Пушкин, Толстой, Чехов
В Пушкине ценил чувство
истории. Любимая мысль
из Пушкина:
Когда народы, распри
позабыв,
В единую семью сольются

О Толстом:

Он говорил нам,
недоверчивым и
скупым, о том, что
каждый человек
может быть добрым,
сострадательным,
интересным и
красивым душой».
«Смотрите, как
лучезарно прекрасен
и велик человек!»

Чехов и Куприн

У Чехова Куприн ценил мысль, что будущая
гармоничная культура облагородит человечество.

Раннее творчество

Торжествует
самоотверженное
чувство или
утончённое
влечение к
Прекрасному
«Лолли»
«Олеся»
«Сентиментальный
роман»
«Осенние цветы»

Более позднее творчество

Всё больше
произведений,
передающих
угасание или гибель
гуманных ценностей
в мрачной,
противоречивой
атмосфере
«К славе»
«Погибшая сила»
«Светлая любовь»

Куприн и революция

После захвата власти
большевиками писатель не
принял политику военного
коммунизма и сопряжённый
с ней террор. В 1918 году
ходил к Ленину с
предложением издавать
газету для деревни -
«Земля». Работал в
издательстве «Всемирная
литература», основанном
Горьким. Был арестован, три
дня просидел в тюрьме, был
выпущен и внесён в список
заложников.

Эмиграция

Жил в Гатчине. Осенью 1919 года, с
приходом белых, поступил в
чине поручика в СевероЗападную армию, получил
назначение редактором
армейской газеты «Приневский
край», которую возглавлял
генерал Краснов.
После поражения Северо-Западной
армии эмигрировал за границу.
Семнадцать лет, которые писатель
провёл в Париже, вопреки
мнению советского
литературоведения, были
плодотворным периодом

Возвращение на родину

Главное качество

Везде, даже в ограниченном, заблудшем
человеке, Куприн раскрывал природные,
«вытесненные» порочным миропорядком
возможности. Он смотрит на своего героя со
стороны и изнутри, постоянно переключаясь
с внешних событий на внутреннее состояние
личности.

Гранатовый браслет (1910)

Рассказ автобиографичен:
мать писателя получала
письма от анонимного
влюбленного. Он писал, что
разница в социальном
положении не позволяет ему
рассчитывать на
взаимность.
«…прислал моей матери
гранатовый браслет. Мой
дядя и отец отправились к
нему. Тот обещал не писать
больше и принял браслет.
Этим все и кончилось».

«Гранатовый браслет», 1910 год

Рассказ посвящен одной из главных тем творчества
Куприна – теме любви.
В основе рассказа лежит реальный факт – история
любви скромного чиновника к светской даме – матери
писателя Л. Любимова.
Куприн опоэтизировал частный случай, несколько
изменил финал рассказа, придав ему трагическое
звучание.
В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из
Второй сонаты Бетховена.

Главные герои рассказа

Вера Николаевна Шеина
Г.С. Желтков
Жена предводителя дворянства, «холодная и свы-сока
любезная», «с холо-ным и
гордым лицом»; деликатная и
самоотвер-женная, она изо
всех сил помогает мужу
сводить концы с концами,
«хотя жить приходилось
выше средств».
Бедный телеграфист,
«маленький человек» со
смешной фамилией, тихий,
незаметный, НО
Силой своей любви он
встает выше мелочной суеты,
любовь возвысила его:
«Меня не интересует в
жизни НИЧТО»

А.И. Куприн (1870 - 1938) — самобытный русский писатель-реалист. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы. Куприн в молодости пробовал себя во множестве профессий: он был учителем, рыбаком, цирковым боксером, пожарным, санитаром в морге. Писателем он стал случайно, но его удивительный талант завоевал себе призвание.

7 сентября 2015 г. отмечается юбилей — 145 лет со дня рождения писателя А.И. Куприна, поэтому в сентябре можно провести тематические классные часы или уроки литературы на эту тему.

Место творчества Куприна на уроках литературы

С произведениями А.И. Куприна учащиеся начинают знакомиться в начальной школе. Рассказы «Слон» и «Белый пудель» изучаются на уроках внеклассного чтения. В 5 классе ученики читают лирический рассказ «Синяя звезда».

Более подробное изучение творчества писателя происходит в старших классах школы. В 10-11 классах изучаются повести «Гранатовый браслет» и «Олеся». На уроках внеклассного чтения происходит знакомство с повестью «Поединок». Творчество А.И. Куприна пронизано любовью к людям, оптимизмом и добротой. Он твердо верил в силу духа человека и в светлое будущее.

На нашем вы можете скачать презентации по творчеству и биографии И. Куприна, чтобы сделать свои уроки более яркими.

Слайд 1

Александр Иванович КУПРИН (1870-1938)
Страницы жизни и творчества

Слайд 2

По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жизни. О.Н.Михайлов (критик, литературовед)

Слайд 3

Детство
26 августа (7 сентября) 1870 года родился в городке Наровчате Пензенской губернии, в обедневшей разночинно-демократической семье. Отец - «из детей лекарских учеников», служил в канцелярии, умер в возрасте 37 лет, когда Саше исполнился только год. Мать из древнего рода татарских князей Куланчаковых, давно разорившихся.

Слайд 4

Годы взросления
1874 – переезд в Москву, проживание в казённом учреждении – в общей палате вдовьего дома. 1876 – сиротское училище. Казённая обстановка, муштра, жестокое обращение воспитательниц доставляли страдания. 1880 – Вторая московская военная гимназия, через два года преобразованная в кадетский корпус. «Всеобщий культ кулака» калечил детские души. 1888 – Третье Александровское юнкерское училище в Москве. Занимается гимнастикой, танцами, литературой.

Слайд 5

Военная тема в творчестве
Годы обучения, атмосфера казённого быта, противоречия семейного и казарменного воспитания, истинное и мнимое понятие о чести, справедливости нашли отражение в повестях: «На переломе» («Кадеты»), «Юнкера», «Дознание», «Поединок»

Слайд 6

Начало творческого пути
Начинает сотрудничать с журналом «Русский сатирический листок», ещё обучаясь в юнкерском училище. Получает взыскание за выступление в печати. (Рассказ «Последний дебют») 1890 – назначается служить в 46-й Днепровский полк в городишко Проскуров Подольской губернии. Служба была отягощена бездельем, попойками, мелкими интрижкам.

Слайд 7

Разочарование в службе
В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года. 1894 – подаёт в отставку и уезжает в Киев. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.

Слайд 8

От матери Куприн унаследовал внима-тельное отношение к жизни, тонкую наблюдательность, любовь к книгам, вдумчивое чтение. Большое влияние на литературное да-рование Куприна оказал единственный талантливый учитель в кадетском кор-пусе Цуханов, который читал воспитан-никам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. 1901 – приезжает в Петербург, знакомит-ся с Буниним, Чеховым, Горьким.

Слайд 9

Слайд 10

1902 – пишет о сломленных судьбою людях:«В цирке», « Болото», «На покое». 1903 – возникает новый герой, активный, борющийся с обстоятельствами. «Трус», «Конокрады». Ведёт активный образ жизни: организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Летит с Иваном Заикиным на самолёте «Форман». В 43 года всерьёз начинает учиться сильному плаванию у мирового рекордсмена Л.Романенко

Слайд 11

Повести о любви
«Олеся» 1908 «Суламифь»

Слайд 12

Гранатовый браслет 1910 Повести о любви объединяет мысль: любовь – это великий дар, чистое и бескорыстное чувство. Оно полно испытаний и лишений. Только любовь помогает ощутить полноту жизни, пусть короткой, но яркой.

Слайд 13

В эмиграции
1920 – по приглашению Бунина уезжает в Париж. Наметился спад в творчестве, неприятие советского строя выливается в статьях, в которых Куприн критикует новые власти. 1927-1934 – появляются книги «Колесо времени», «Рассказы в каплях» и другие. Создаёт новеллы «Тень Наполеона», «Четверо нищих», пишет роман «Юнкера». Тоска по Родине настолько сильна, что Куприн признаётся: «…не могу спокойно письма написать туда, ком в горле».

Слайд 14

Последние годы
Куприн остро чувствовал свою вину перед Родиной. Не давала покоя мысль о возвращении и о его невозможности. Художник Билибин, получивший к тому времени разрешение вернуться в СССР, берёт на себя переговоры в посольстве, и в 1937 году писатель возвращается в Москву. Будучи в эмиграции, писатель тяжело заболел. 25 августа 1938 года Куприн скончался.

Александр Иванович Куприн (26.08.1870 - 25.08.1938)

Презентация разработана учителем

русского языка и литературы

ГОУ СОШ №690 г. Москвы

Мокшиной Татьяной Михайловной

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион). Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, "обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством". В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой". Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: "Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике". Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. В кадетском корпусе появились первые склонности к литературе. Будучи курсантом, Куприн впервые опубликовал первый рассказ «Последний дебют»(1889) Четырнадцать лет длилась военная жизнь Куприны с дочерьми Ксенией и Зиночкой Тяжелая болезнь (рак) помешала Куприну возобновить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался. Музей А. И. Куприна, филиал Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, открыт 6 сентября 1981 года. С пензенским краем А.И. Куприн связан рождением и ранними годами жизни. До четырех лет он жил в городе Наровчат Пензенской губернии. Музей расположен в одноэтажном, деревянном здании. Экспозиции музея посвящены: рассказу о жизни и творчестве А.И. Куприна Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку. Там находится 4 года. Этот период отражен в повести «Поединок». Это произведение принесло автору всероссийскую известность. Тема: кризис России, всех сфер русской жизни, т.к. проблемы армии всегда отражают жизнь общества

Повесть «Поединок» (1905)

Весной 1897 г. писатель находился в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой создания повести. «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, размах русской природы…» Тема: социальное неравенство людей, приводящее к печальным последствиям.

Повесть «Олеся» (1898)

Рассказ автобиографичен: мать писателя получала письма от анонимного влюбленного. Он писал, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность. «…прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец отправились к нему. Тот обещал не писать больше и принял браслет. Этим все и кончилось». А.И.Куприн

«Гранатовый браслет» (1910)