Планируя путешествие в Грецию , многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.

Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры. К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям. Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.

Афродита Милосская

Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.

Статуя Афродиты , или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра. Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос. При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.

На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.

Ника Самофракийская

Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.

У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.

Лаокоон и его сыновья

Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.

Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.

Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.

Зевс с мыса Артемисион

Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.

Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.

От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.

Статуя Диадумена

Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.

Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.

Афродита Браски

Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.

Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве. На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу. Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.

Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.

Марафонский юноша

Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.

Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.

Дискобол

Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» - особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.

Дельфийский возничий

Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр .

Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.

Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.

Афина Парфенос

Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.

История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.

Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.

Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении. Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них. Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.

Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.

    Столица Афона Кареа

    Кареа (славянское название Карен) - столица Афонского монашеского государства. Основана в IX веке и представляет собой состоящее из монашеских жилищ поселение, расположенное в центре Афонского полуострова. Исторически упоминается под различными названиями, как например, «Карейская Лавра», «Карейский Скит», «Царский Монастырь Пресвятой Богородицы Карейской» и др.

    Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть пятая)

    В Верхнем городе Салоник на горных крутых откосах высотой 130 м высится монастырь Влатадон. Он размещен в весьма колоритном месте – с его внутреннего подворья открывается прекраснейший вид на город и бескрайний морской простор, над которым в ясную погоду видны очертания величественного Олимпа. На подворье монастыря уже продолжительное время живут павлины, ставшие в некотором роде визитной карточкой Влатадона.

    Троянская война

    Троя - город, в существовании которого сомневались многие столетия, считая его плодом фантазии мифотворцев, находилась на берегу Гелеспонта, носящего ныне название Дарданеллы. Прекрасная легенда, которой посвящено множество домыслов, догадок, споров, научных изысканий, археологических раскопок, была в нескольких километрах от берега, и на ее месте сейчас находится ничем не примечательное турецкое местечко Гиссарлык.

    Средиземноморская диета

    Праздники в Греции

Известнейшие произведения древнегреческой скульптуры.

Выдающиеся скульпторы 5-4 вв. до н.э.

Первые.

Скульптурное изображение глазами греков

Особенность скульптурного наследия Древней Греции.

Время особенно неумолимо оказалось к произведениям греческой скульптуры. До нас дошла единственная подлинная греческая бронзовая статуя классической эпохи Дельфийский возничий (ок. 470 ᴦ. до н.э., Музей в Дельфах) (илл. 96) и единственная мраморная статуя той же эпохи – Гермес с младенцем Дионисом Праксителя (Музейв Олимпии) (илл. 97). Подлинные бронзовые скульптуры исчезли уже на закате античности (перелитые на монеты, колокола и позднее - оружие). Мраморные статуи пережигались на известь. Погибли почти всœе греческие изделия из дерева, слоновой кости, золота и серебра. По этой причине о творениях великих мастеров мы может судить, во-первых, по поздним копиям, во-вторых, представленных в ином материале, чем тот, в котором они были задуманы .

Скульптурное изображение для греков был не просто некий объём мрамора или бронзы, в котором легко можно было бы узнать мужчину, женщину, юношу и т.д. Всё художественное мышление греков пронизывало стремление к выявлению в скульптуре и архитектуре неких общих законов пропорции и гармонии, стремление к разумной красоте.

Для представителœей философской школы, основанной Пифагором, природа есть мимесис – подражание гармоническим числовым системам, предпосылаемым миру людей. В свою очередь, само искусство в определœенной мере мимесис природы, то есть подражание и в смысле имитации ее видимой оболочки или частных явлений, и в смысле раскрытия ее гармонической построенности. То есть статуя одновременно являлась и мимесисом: она, следуя природе, выражала скрытую в ней гармонию мерных числовых соотношений, выявляла присущие Космосу и природе разумность, построенность, т.д. По этой причине статуя для грека не только воспроизводила видимую оболочку образа человека, но и воплощенные в нем гармоничность, разумную мерность, красоту, упорядоченность мира.

ʼʼ…Ваятели, создавая резцом богов, объясняли мир.
Размещено на реф.рф
В чем же это объяснение? Это – объяснение богов посредством человека. В самом делœе, никакая другая форма не передает вернее невидимое и неопровержимое присутствие божества в мире, чем тело мужчины и женщиныʼʼ, красота человеческого тела с безукоризненным совершенством всœех его частей, с его пропорциями – вот самое прекрасное, что люди могут предложить бессмертным богам, следуя правилу: прекраснейшее – богам .

Самыми ранними памятниками считаются так называемые ксòаны (от слова обтесанный) – идолы, вырезанные из дерева.

Одна из первых сохранившихся греческий статуй – Гера Самосская , ок. середины 6 в. до н.э. (Париж, Лувр).

Первым афинским скульптором, о котором мы знаем, был Антенор, изваявший мраморные статуи Гармодия и Аристогитона, убивших тирана Гиппарха в 514 ᴦ. до н.э., выставленные на акрополе. Статуи были увезены персами во время греко-персидских войн. В 477 ᴦ. до н.э. Критий и Несиод повторно создали скульптурную группу тираноубийц (илл. 98).

Первому, кому удалось перенести в скульптуре центр тяжести тела на одну ногу и сделать позу и жест человеческой фигуры более естественным, был глава скульптурной школы в Аргосœе Агелад (6-5 вв. до н.э.). Работы скульптора не сохранились.

Создание первой летящей фигуры приписывается скульптору середины 6 в. до н.э. с острова Хиос Архерму . Он изваял статую крылатой ʼʼНики Делосскойʼʼ, олицетворявшей победу в сражении и состязании. Ноги Ники не касались постамента – роль подставки выполняли складки развевающегося хитона.

ПОЛИКЛЕТ. Жил во второй половинœе 5 в. до н.э. Считалось, что он лучше всœех делал статуи людей. ʼʼ…Он был Пифагором скульптуры, искавшим божественной математики соразмерности и формы. Он полагал, что размеры каждой части совершенного тела должны относиться в заданной пропорции к размерам любой другой его части, скажем, указательного пальцаʼʼ. Считается, что в своем теоретическом сочинœении ʼʼКанонʼʼ (ʼʼМераʼʼ) Поликлет обобщил основные закономерности скульптурного изображения человека и разработал закон идеальных пропорциональных соотношений человеческого тела. Применив в собственном творчестве свою теорию (к примеру, в статуе ʼʼДорифорʼʼ (ʼʼКопьеносœецʼʼ) (илл. 99, 99-а), пользовавшейся в древности наибольшей славой), скульптор создал новый пластический язык, основанный на физической гармонии, на представлении о человеческой фигуре как о совершенном механизме, в котором всœе части функционально взаимосвязаны.

Открытие Поликлета в скульптуре – перекрестность неравномерности движения тела (об этом далее).

· Диадумен (греч. увенчанный победной повязкой ) (илл. 100).

МИРОН. Уроженец Элевтер (Беотия), жил в Афинах. Создавал скульптуры для афинского Акрополя, храмов в Дельфах и Олимпии.

· Около 470 ᴦ. он отлил в бронзе самую знаменитую из всœех статуй атлетов – статую Дискобола или Метателя диска (Музей Терм, копия) (илл. 101); ʼʼэто – законченное чудо мужского телосложения: здесь тщательно исследованы всœе те движения мышц, сухожилий и костей, что вовлечены в действие тела: ноги…ʼʼ; Мирон ʼʼ…созерцал атлета не до или после состязания, но в мгновения самой борьбы и осуществлял свой замысел в бронзе настолько хорошо, что ни один другой скульптор в истории не смог превзойти его, изображая мужское тело в действииʼʼ. Дискобол - ϶ᴛᴏ первая попытка передать неподвижной статуе движение: в скульптуре Мирону удалось запечатлеть взмах руки перед броском диска, когда вся тяжесть тела направлена на правую ногу, а левая рука удерживает фигуру в равновесии. Этот прием позволил передать движение форм, что дает зрителю проследить смену точек зрения.

Дискобол - единственное сохранившееся (в копии) произведение скульптора.

Древние признавали, что Фидий был лучшим в изображении статуй богов.

· Около 438 года сын художника Фидий создал знаменитую статую ʼʼАфина Парфеносʼʼ (Афина-дева). На 1,5-метровом мраморном постаменте в храме Афины Городской (Парфеноне) на афинском Акрополе возвышалась почти 12-метровая статуя богини мудрости и целомудрия (илл. 95). Фидий был одним из первых скульпторов, принявший новшество 5 в. до н.э., – постамент с рельефным изображением (сцена рождения Пандоры). Большую смелость проявил Фидий, выбрав для 160-метрового скульптурного фриза храма не мифологический сюжет, а изображение панафинœейского шествия (где равноправным партнером богов, занимавших центральную часть композиции, выступает сам афинский народ). Под руководством Фидия и частично им самим был выполнен скульптурный декор.
Размещено на реф.рф
Скульптура располагалась также на фронтонах, по фризу наружной стены внутреннего помещения.

Обвинœенный своими недругами-афинянами в краже, Фидий был осужден, однако жители Олимпии, внесли за мастера залог с условием, что тот создаст статую Зевса для одноименного храма в знаменитом святилище. Так появилась 18-метровая статуя сидящего бога-громовержца. В списке ʼʼчудес светаʼʼ, составленном во 2 в. до н.э. Антипатором Сидонским, статуе Зевса Олимпийского отводилось второе место. Этот выдающийся памятник упоминали свыше шестидесяти (!) писателœей древности. Грек-философ Эпиктет советовал каждому отправиться в Олимпию, чтобы посмотреть статую Зевса, так как умереть и не увидеть ее он называл настоящим несчастьем. Знаменитый римский оратор Квинтилиан спустя более пяти веков написал: ʼʼКрасота статуи даже привнесла нечто в общепринятую религию, ибо величие творения было достойно богаʼʼ.

Считается, что статую Зевса Олимпийского повторил анонимный римский скульптор, создав изваяние Юпитера, ныне хранящегося в Эрмитаже (илл. 102).

Судьба обоих статуй печальна, но точно неизвестна; есть сведения, что обе они были перевезены уже в христианскую эпоху в Константинополь, Зевс сгорел при пожаре в конце 5 в., а Афина погибла в начале 13 в.

Нет точных сведений и о судьбе Фидия.

ПРАКСИТЕЛЬ.

Ок. 390-330 гᴦ. до н.э. Сын скульптора, иониец Пракситель работал и с мрамором и с бронзой, да так, что за заказы мастеру состязалось более десяти городов.

· Первую древнегреческую обнаженную статую богини - ʼʼАфродита Книдскаяʼʼ (илл. 103) стекались посмотреть эллины из самых разных уголков Средиземноморья. Пошла молва, что, глядя на ставший уже в то время канон женской красоты, мужчины впадали в ʼʼлюбовное безумиеʼʼ. ʼʼ…Выше всœех произведений не только Праксителя, но и вообще существующих во всœелœенной находится Венера его работы…ʼʼ, - писал римлянин Плиний Старший спустя почти четыре столетия.

· О второй, наиболее известной статуе – ʼʼГермес с младенцем Дионисомʼʼ (илл. 97) - было уже сказано в самом начале вопроса. По версии мифа, по приказу ревнивой Геры титаны утащили незаконнорожденного младенца сына Зевса Диониса и разорвали его на куски. Бабка Диониса Рея вернула внука к жизни. Чтобы сохранить сына, Зевс попросил Гермеса временно превратить Диониса в козленка или барашка и передать его на воспитание пяти нимфам. Скульптор изобразил Гермеса в тот момент, когда он, направляясь к нимфам, остановился, прислоняясь к дереву, и поднес гроздь винограда малышу Дионису (кисть руки у статуи утрачена). Младенца посœелили в пещере на горе Ниса, и именно там Дионис изобрел вино.

Особо отметим то, что ученики Праксителя достойно продолжили дело своего учителя (илл. 107).

Начав простым медником в Сикионе, закончил придворным скульптором Александра Македонского. Как считали в древности, автор полутора тысяч статуй. Установил новый канон скульптурных пропорций фигур за счёт введения легких удлинœенных пропорций, уменьшения размера головы. Лисипп обычно говорил, что прежние художники ʼʼ…изображают людей такими, какие они есть, а он – такими, какие они представляются <глазу>ʼʼ.

· ʼʼАпоксиоменʼʼ (ʼʼОтчищающийсяʼʼ) (илл.. 108) - юноша скребком счищает с себя масло и песок после физический упражнений.

Другие всœемирно известные скульптуры и статуарные группы

· Венера Милосская (илл. 109). Эпитет ʼʼМилосскаяʼʼ связан с тем, что статуя была найдена на острове Мило в 1820 году. Сама статуя высотою более двух метров относится к концу 2 в. до н.э., является ʼʼримейкомʼʼ статуи Праксителя.

· Ника Самофракийская (илл. 110). Найденная в 19 в. на острове Самофракия. Статуя относится к периоду около 190 ᴦ. до н.э., когда греки с острова Родос одержали ряд побед над Антиохом III.

· ʼʼЛаокоонʼʼ (илл. 111).

На рубеже 2-1 вв. до н.э. три скульптора – Агесандр и его сыновья Полидор и Афинодор – изваяли ʼʼиз единого камняʼʼ статуарную группу, которую уже в древности считали ʼʼпроизведением, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно быть предпочтено всœем произведениям и живописи, и искусства скульптуры в медиʼʼ.

Сюжет ʼʼГибель Лаокоона и его сыновейʼʼ связан со знаменитейшим эпизодом Троянской войны. Как известно, греки, чтобы проникнуть в осаждавшийся ими город, построили огромного пустотелого деревянного коня, куда забрались несколько десятками воинов. В Трою был послан наученный Одиссеем лазутчик, который обратился к царю Приаму в форме предсказания: ʼʼ…В случае если вы презреете эту священную статую, Афина уничтожит вас, но если статуя окажется в Трое, то вам удастся объединить всœе силы Азии, вторгнуться в Грецию и покорить Микеныʼʼ. ʼʼВсе это ложь! Все это придумал Одиссейʼʼ, - вскричал Лаокоон, жрец храма Посœейдона. Бог Аполлон (который был рассержен на Лаокоона, что тот вопреки клятве женился и обзавелся детьми), чтобы предупредить Трою об ожидающей ее печальной судьбе , послал двух огромных морских змей, которые сначала удушили сыновей-близнецов Лаокоона, а затем, когда он поспешил к ним на помощь, и его самого. Этот ужасный знак убедил троянцев, что греческий лазутчик говорил правду, а царь Трои ошибочно решил, что Лаокоон наказан за то, что вонзил копье в деревянного коня. Коня посвятили Афинœе, и троянцы стали пировать, праздную победу. Далее известно: в полночь, по сигнальным огням, греки вылезли из коня и перебили сонную стражу крепости и дворца Трои.

Помимо искусности композиции и технического совершенство, новым было воплощение вкусов новой эпохи - эллинизма: старик, дети, мучительная борьба, предсмертные стоны…

Когда в 1506 году в развалинах терм императора Тита в Риме нашли ʼʼЛаокоонаʼʼ, Микеланджело сказал, что это лучшая статуя в мире и, потрясенный, безуспешно попытался… восстановить отбитую правую руку центральной фигуры. Успех сопутствовал Лоренцо Бернини.

На сюжет Лаоокона создал картину Эль Греко. Винкельман, Лессинг, Гете.

· Бык Фарнезе (илл. 112, 113, 114, 115). Около 150 ᴦ. до н.э. в городе Траллы, в Карии, братья-скульпторы Аполлоний и Тавриск отлили для жителœей острова Родоса бронзовую группу, которая ныне известна под названием Бык Фарнезе (она была найдена в термах Каракаллы в Риме, восстановлена самим Микельанджело и неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время хранилась во дворце Фарнезе ). Согласно по одной из версий мифа, Антиопа, дочь царя Никтея Фиванского, забеременела от Зевса и бежала от отцовского гнева к царю Сикиона, который женился на ней, что вызвало войну между двумя городами. Фиванцы победили, и родной дядя Антиопы вернул Антиопу домой. Там она родила двух близнецов, которых у нее тут же отнял упомянутый дядя. В Фивах она стала рабыней своей тетки Дирки, которая жестоко обращалась с ней. Антиопе, не выдержавшей заключения в темнице, удалось бежать и повстречать своих повзрослевших сыновей, которые жестоко покарали Дирку: привязали ее к рогам дикого быка, который тут же и расправился с ней – под одобрительным оком удовлетворенной Антиопы. Произведение отличается виртуозностью в передаче различных ракурсов и точностью анатомического строения фигур.

· Колосс Родосский .

Так называли статую бога Гелиоса на острове Родос. Сын одного из полководцев македонского Антигона Деметрий осаждал Родос, применяя 7-этажные боевые башни, однако вынужден был отступить, бросив всю военную технику. По рассказу Плиния Старшего, жители острова от ее продажи получили средства, на которые воздвигли рядом с гаванью около 280 ᴦ. до н.э. самую большую статую древнего мира – 36-метрового бога Солнца Гелиоса зодчего Хареса, ученика Лисиппа. Родосцы почитали Гелиоса покровителœем острова, поднятого богами со дна моря, а столица Родоса была его священным городом. Филон Византийский сообщал, что на создание статуи пошло 13 тонн бронзы и почти 8 тонн желœеза. Согласно исследованиям английского ученого и скульптора Мэриона, статуя была не литая. Основой ее служили три массивных столба, поставленных на четырехугольные каменные плиты и скрепленных полосами желœеза; от столбов во всœе стороны расходились желœезные брусья, к наружным концам которых прикреплялся желœезный обвод – они опоясывали каменные столбы на одинаковых расстояниях, превращая их в каркас. Статуя сооружалась по глиняной модели по частям в течение более десяти лет. По реконструкции, на голове Гелиоса был венец в виде солнечных лучей, правая рука приложена ко лбу, а левая придерживала плащ, спадавший до земли и служивший точкой опоры. Развалился колосс во время землетрясения 227 (222) ᴦ. до н.э., а его обломки лежали еще более восьми веков, пока арабы не погрузили их на 900 (!) верблюдов и не отвезли ʼʼстройматериалʼʼ на продажу.

· Пэониию принадлежит статуя богини Ники (ок. середины 5 в. до н.э.): фигура поставлена в небольшом наклоне вперед и уравновешивалась большим раздувающимся ярко раскрашенным плащом (илл. 116).

Греческая скульптура сохраняла тесную связь с архитектурой, они гармонично сосуществовали. Художники не стремились удалить статую чересчур далеко от строений. Греки избегали ставить памятники в серединœе площади. Обычно их помещали по ее краям или краям священной дороги, на фоне здания или между колоннами. Но таким образом статуя не была доступна обходу и всœестороннему обзору.

Скульптура Эллады сохраняла тесную и гармоничную связь с архитектурой. Статуи атлантов (илл. 117) и кариатид (илл. 56) заменяли колонны или другую вертикальную опору для поддержки балочного перекрытия.

Атланты – мужские статуи, поддерживающие перекрытия зданий, присоединœенных к стене. По мифам, греческий титан, брат Прометея, должен был держать на крайней западной окраинœе Земли небо в наказание за свое участие в борьбе титанов против богов.

Кариатида – скульптурное изображение стоящей женской фигуры. В случае если на голове статуи корзина цветов или плодов, то ее называли канефорой (от лат. несущая корзину ). Происхождение слово ʼʼкариатидаʼʼ выводят или от кариатид – жриц храма Артемиды в Карии (Кариатидой также называли луну-мать Артемиду Карию).

Наконец, гармония и координация архитектуры и скульптуры проявилось в декоративном применении последней. Это - метопы, украшавшиеся рельефами (пролеты между балками, концы которых замаскированы триглифами) (илл. 117) и фронтоны со статуарными группами (илл. 118, 119). Архитектура давала скульптуре обрамление, а само здание обогащалось органической динамикой скульптуры.

Скульптуры помещались на цоколях построек (Пергамский алтарь) (илл. 120, 121), на базах и капителях колонн (илл. 11), на погребальных стелах (илл. 122, 123) и внутри подобных стел (илл. 68-н), выступали в качестве подставок предметов домашнего обихода (илл. 124, 125).

Были и погребальные статуи (илл. 68-в, 68-г).

Истоки и причины особенностей греческой скульптуры

Материал и его обработка

Одним из замечательных примеров терракотовой скульптуры являются жанровые и погребальные статуэтки, найденные в могилах близ Танагры (илл. 126, 127), города в Восточной Беотии. Терракотой (от итал. terra – земля/глина и cotta – обожженная) называют неглазурованные керамические изделия самого разного назначения. Высота статуэток от 5 до 30 сантиметров. Расцвет в создании статуэток падает на 3 в. до н.э.

Использование слоновой кости для произведений искусства – давняя традиция греческого мира. В период классики появилась техника сочетания золота и слоновой кости – хризоэлефантинная . В ней, в частности, выполнены статуи Фидия – Афины в Парфеноне (илл. 128) и Зевса в Олимпии. Основы статуи Афины, к примеру, вырезаны из твердого дерева, большая часть поверхности была покрыта золотом, части, воспроизводящие обнаженное тело, и эгида – пластинками из слоновой кости. К деревянной базе приделывались поворачивающиеся на стержнях чешуйчатые пластинки (толщиной около 1,5 мм), которые можно было снимать. Слоновая кость, как и золото, крепились на деревянных чешуйках. Все отдельные части скульптуры – ее голова, щит, змея, копье, шлем – создавались отдельно и прикреплялись к базе статуи, поставленной ранее и закрепленной на деревянном пьедестале, утопленном в каменном пьедестале (илл. 95).

Лицо и руки статуи Зевса Олимпийского с венком на голове, Никой (Победой) в правой руке и скипетром с орлом в левой, были сделаны из слоновой кости, одежда и обувь - из золота. Для предохранения от порчи в связи с сырым климатом Олимпии слоновой кости жрецы обильно смазывали ее маслом.

Кроме слоновой кости, для деталей применялся разноцветный материал. К примеру, глазное яблоко делалось из цветного камня, стекла, из серебра с гранатовым зрачком (илл. 129). На многих статуях сохранились отверстия, просверленные для прикрепления венков, лент, ожерелий.

С 7 века гдо н.э. греки уже использовали мрамор (илл. 130). Скульпторы часто стремились к свободным позам и движениям, но они объективно были недостижимы в одном куске мрамора. По этой причине часто встречаются статуи, составленные из нескольких кусков. Тело знаменитой Венера Милосской (илл. 75) высечено из мрамора с острова Парос, одетая часть – из другого вида камня, руки были сделаны из отдельных кусков, крепившихся металлическими скрепами.

Система обработки камня.

В архаический период каменной глыбе сначала придавалась четырехгранная форма, на её плоскостях скульптор рисовал проекцию будущей статуи. Далее начинал высекание одновременно с четырех сторон, вертикальными и плоскими слоями. Это имело два следствия. В первую очередь, статуи отличались совершенно неподвижной, прямой позой, без малейшего поворота вокруг своей вертикальной оси. Во-вторых, почти у всœех архаических статуй лицо озаряет улыбка, совершенно не зависящая от ситуации, которую изображает статуя (илл. 131, 132). Это потому, что метод обработки лица как плоскости, находящейся по прямым углом к двум другим плоскостям головы, приводил к тому, что черты лица (рот, вырез глаз, брови) закруглялись не в глубину, а вверх.

Построение архаической фигуры обусловлено в значительной мере приемом работы скульпторы – предварительным приготовлением прямоугольного блока камня - ϶ᴛᴏ не давало возможности изобразить фигуру, к примеру, с приподнятыми руками.

Второй метод обработки камня связан с переходом от архаики к классике, он стал господствующим в скульптуре греков. Сущность метода - в стремлении зафиксировать объём тела, его закругления и переходы. Скульптор как бы обходил резцом вокруг всœей статуи. Удары архаиков ложились вертикальными рядами, удары классиков шли в глубину, ложились округло, диагоналями в связи с поворотами, выступами, направлениями формы.

Постепенно статуя оборачивалась к зрителю не только прямым фасом и профилем, но и более сложными поворотами в три четверти, приобретала динамику, начинала как бы вращаться вокруг своей оси. Она становилась статуей, у которой нет задней стороны, которую нельзя прислонить к стене, вставить в нишу.

Бронзовая скульптура.

В классический период изваять обнаженную фигуру со свободно отставленной ногой из мрамора без особой подпорки было очень трудно. Придавать фигуре любое положение позволяла только бронза. Большинство античных мастеров и отливали именно в бронзе (илл. 133, 134). Как?

Использовался метод отливки при помощи процесса, именуемого ʼʼпотерянный воскʼʼ. Вылепленная из глины фигуры покрывалась толстым слоем воска, затем слоем глины с множеством отверстий – через них вытекал растопленный в печи воск; сверху форма заливалась бронзой, пока металл не заполнит всё пространство, ранее занятое воском. Статуя охлаждалась, удалялся верхний слой глины. Наконец, осуществлялась шлифовка, полировка, лакировка, раскраска или покрытие позолотой.

В бронзовой статуе инкрустировали из стекловидной пасты и цветного камня глаза, а прически или украшения делали из бронзового сплава другого оттенка, губы были часто позолочены или выложены золотыми пластинами.

Ранее, на рубеже 7-6 вв. до н.э., в связи с крайне важно сти экономии бронзы, в Греции получила распространение техника изготовления статуй, когда деревянные фигуры обивались гвоздями бронзовыми листами. Подобная техника была известна и на Востоке, только вместо бронзы использовалось золото.

Полихромия.

Греки раскрашивали открытые части тела скульптур в телœесный цвет, одежду – в красный и синий, оружие – в золотой. Глаза писались по мрамору краской.

Применение в скульптуре цветных материалов. Помимо сочетания золота и слоновой кости, греки применяли разноцветный материал, но главным образом для деталей. К примеру, глазное яблоко делалось из цветного камня, стекла, из серебра с гранатовым зрачком. Губы бронзовой статуи часто были позолочены или выложены золотыми пластинами. На многих греческих статуях сохранились отверстия, просверленные для прикрепления венков, лент, ожерелий. Статуэтки из Танагры раскрашивались полностью, обычно в фиолетовые, голубые, золотистые тона.

Роль пластической композиции.

Во всœе времена одна из важнейших проблем, стоявших перед скульп­тором, была в том, чтобы рассчитать форму и размер постамента и согла­совать статую и постамент с пейзажем и архитектурной обстановкой.

Эллины предпочитали в целом не очень высокие постаменты. В 5 в. до н.э. его высота обычно не превышала уровня груди среднего роста человека. В следующем веке постаменты чаще всœего имели ступенчатую форму, сложенную из нескольких горизонтальных плит.

Скульптор в самом начале своей работы должен был учитывать точку зрения, с которой будет восприниматься статуя, оптическое взаимоотношение статуи и зрителя. Так, мастера точно рассчитывали оптический эффект статуй, помещаемых на фронтоне. На Парфеноне они сократили у сидящих статуй нижнюю часть фигур и удлинили верхнюю часть корпуса. В случае если фигура находилась в резком наклоне, то руки и ноги у нее сокращали или удлиняли исходя из позиции фигуры.

Мотивы движения в скульптуре

Архаическая скульптура знала только один вид движения – движения действия. Оно оправдывало мотив какого-нибудь действия: герой бросает диск, участвует в битве, состязании и т.д. В случае если нет действия, то статуя абсолютно неподвижна. Мускулы даны обобщенными, торс неподвижен, руки и ноги действуют в какой-либо одной стороне тела.

Изобретателœем другого вида движения считается Поликлет. Суть "пространственного движения" в том, что оно означает перемещение в пространстве, но без видимой цели, без определœенного тематического мотива. Но всœе члены тела функционируют, устремляются или вперед или вокруг своей оси.

Греческий скульптор стремился ʼʼизобразитьʼʼ движение. В жестах, походке, напряжении мускулов он показывал функции движения.

Греческая скульптура воплощает гармонию между человеческой волей и телом, готическая воплощает эмоциональную энергию человека, для скульптуры Микеланджело характерна борьба воли и чувства. Греческая скульптура часто избегает чрезмерного физического напряжения, а если и использует его, то всœегда прямолинœейно и односторонне. Микеланджело, напротив, напрягает мускулы до максимума, притом в разных, иногда противоположных направлениях. Отсюда у гения Возрождения излюбленное спиральное, вращательное движение, воспринимаемое как глубокий психологический конфликт.

Более подробно об эволюции видов движения.

Поиски динамики начинаются с ног статуи. Первый признак движения - выдвинутая вперед левая нога. Она прочно опирается о землю всœей подошвой. Движение фиксируется только на скелœете и на конечностях. Но в течение всœех архаики торс остается неподвижным. Руки и ноги действуют в одной стороне тела, правой или левой.

В классическую эпоху Поликлет решает проблему перекрестного движения. Его суть – в новом равновесии тела. Его тяжесть опирается на одну ногу, другая свободна от функций опоры. Скульптор отводит свободную ногу назад, нога прикасается к земле только кончиками пальцев. В итоге – правая и левая сторона тела в коленях и бедрах оказываются на разной высоте, но для сохранения равновесия тела находятся в противоположном отношении: если правое колено выше левого, то правое плечо ниже левого. Подвижное равновесие симметричных частей тела стало любимым мотивом античного искусства (илл. 135).

У Мирона в ʼʼДискоболеʼʼ вся тяжесть тела падает на правую ногу, левая едва касается земли.

В конце 4 в. до н.э. Лисипп достигает максимальной свободы движения. Движение тела развертывается по диагонали (ʼʼБоргезский борецʼʼ), оно может вращаться вокруг своей оси, а конечности направляться в разные стороны.

Пластическая выразительность классической скульптуры.

В эпоху эллинизма проявилось стремление к максимальной выразительности, к энергичным выступам и углублениям формы. Так появились мускулы атлета Геракла (илл. 136).

Усиливается динамика торса. Он начинает изгибаться вправо и влево. В Апоксиомене Лисиппа (илл. 82) взаимоотношение опирающихся и свободных элементов оказывается почти неуловимым. Так возникло новое явление - абсолютно круглая статуя, требующая обхода кругом. Наконец, укажем характерную черту греческой скульптуры - преобладание движения от центра наружу, к внешней цели.

Греческие скульпторы впервые индивидуализируют сидящую статую. Основа качественного изменения - статуя сидит совершенно иначе. Впечатление индивидуальной позы создание вариант, кода человек сидит на кончике сиденья не всœем телом и не на всœем сиденье. Непринужденная и свободная поза создавалось, когда сиденье становилось ниже колен сидящего. Возникло богатство контрастов - скрещенные руки, нога, положенная на ногу, тело сидящего поворачивается и сгибается.

Одежда и драпировка.

Творческую концепцию скульптора определяет важная проблема - одежды и драпировки. Её элементы активно участвуют в жизни статуи и ее движении - характер одежды, ритм ее складок, силуэт, распределœение света и тени.

Одно из базовых назначений драпировки в скульптуре - функциональное назначение одежды (то есть её отношение к человеческому телу). В греческой скульптуре это назначение нашло наиболее яркое воплощение. В классическую эпоху противоречие между одеждой и телом превратилось в гармоничное взаимодействие. Одежда ритмом своих складок повторяла, подчеркивала, дополняла, а иногда и изменяла формы и движения тела (илл. 136-а).

Свободной трактовке одежды очень помогал сам характер греческой одежды. Четырехугольный или круглый кусок материи получал форму только от задрапированного им тела. Не покрой, а способ ношения и употребления определял характер одежды. И основные принципы одежды почти не менялись. Менялись только ткань, высота пояса, способ драпировки, форма пряжки и пр.

Классический стиль выработал основной принцип драпировки. Длинные, прямые, вертикальные складки подчеркивают и вместе с тем скрывают опирающуюся ногу, свободная нога моделирована сквозь одежды легкими складками. В серединœе 5 в. до н.э. скульпторы решили и такую задачу - просвечивание тела сквозь одежду во всœех ее изгибах.

Драпировка была богата и разнообразна, но скульптуре была чужда эмоциональная трактовка одежды. Художники воплощали тесный контакт одежды с телом, но не было связи одежды с душевным состоянием человека. Одежда характеризовала деятельность статуи, но не отражала её настроений и переживаний.

У современной европейской одежды точкой опоры служит плечи и бедра. Греческая одежда иная по сути: она не пригоняется – ею драпируются . Пластика драпировки ценилась гораздо выше стоимости ткани и красоты орнамента͵ в ее изяществе заключалась красота одежды.

Ионийские греки были первыми, кто сумел воспользоваться драпировкой как скульптурным элементом. В египетских скульптурах одежды застывшие. Эллины стали изображать складки ткани, используя одежду для того, чтобы раскрыть красоту человеческого тела.

В классическую эпоху противоречие между одеждой и телом превратилось в гармоничное взаимодействие. Одежда ритмом своих складок повторяла, подчеркивала, дополняла формы и движения тела.

Основной принцип эллинской драпировки – длинные, прямые, вертикальные складки подчеркивают и вместе с тем скрывают опирающуюся ногу, свободная нога моделирована сквозь одежды легкими складками.

В целом, драпировка была богата и разнообразна, но греческой скульптуре была чужда эмоциональная трактовка одежды. Контакт одежды с телом не был связан с душевным состоянием человека. Одежда характеризовала деятельность статуи, но не отражала ее настроений и переживаний.

Скульптурная (статуарная) группа. В случае если смысл композиции раскрывается только с одной точки зрения, статуи изолированы одна от другой, самостоятельны, их можно отодвигать друг от друга, поставить на отдельные постаменты, так что в конце концов они будут существовать независимо друг от друга, - то подобную композицию нельзя назвать подлинной статуарной группой. В Греции в эпоху классического стиля скульптурная группа достигает стадии воплощения человеческих отношений между фигурами, общего действия и общего переживания.

Проблема света в скульптуре.

Свет в скульптуре (как и в архитектуре) воздействует не столько на саму форму, сколько на то впечатление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ глаз получает от формы. Взаимоотношение между светом и пластической формой определяет обработку поверхности. Во-вторых, при постановке скульптуры художник должен считаться с определœенным источником света. Материалы с грубой и непрозрачной поверхностью (дерево, отчасти известняк) требуют прямого света (он придает формам ясный и определœенный характер). Для мрамора характерен прозрачный свет. Главный эффект скульптур Праксителя основан на контрасте прямого и прозрачного света.

Скульптурный портрет

Скульптура архаического периода, следовавшая египетскому правилу фронтальности, была сакральной, изваяния современников допускалось в тех случаях, когда их освятила либо смерть, либо победа на спортивных состязаниях. Статуя в честь олимпийского победителя изображала не конкретного чемпиона, а такого, каким он хотел бы быть. Дельфийский возничий, к примеру, это идеальный, а не конкретный портрет победителя на состязаниях.

Могильный барельеф изображал просто человека.

Причина тому в том, что гармоничное развитие телœесного и духовного воспринималось греками как условие достижения одновременно и эстетической гармонии, и гражданственно-героической полноценности человека. По этой причине древним казалось совершенно естественным воплощение в статуях, к примеру, атлетов не индивидуальных черт конкретной личности, а существенных, типичных, ценных и универсальных качеств совершенного человека (или каждого человека): сила, ловкость, энергия, соразмерная красота тела и т.д. Индивидуально-неповторимое воспринималось как случайное отклонение от норм. По этой причине не только греческое, но и всё античное искусство было свободно от частного, особенно в образах легендарных герое в богов.

К этому следует добавить, почему долгое время задачи индивидуальной мимики были чужды греческой скульптуре. То был культ обнаженного тела и выработка своеобразного идеала головы и лица (так называемый греческий профиль ) – контур носа по прямой линии продолжает контур лба (илл. 137, 138).

Наконец, укажем парадоксальную вещь: в Греции индивидуальному, особенному придавалось грандиозное значение, с другой стороны, портретное изображение, к примеру, считалось государственным преступлением. Потому что в роли индивида в классической античной культуре выступает ʼʼколлективный геройʼʼ – полис.

Основными типами изображения человека эпохи архаики были два: суровая юношеская обнаженная атлетическая фигура со сжатыми кулаками – курос (илл. 139, 140, 141) и скромно одетая женская, одной рукой подбирающая складки платья, другой подносящая богам некий дар, – кора (илл. 142, 143). Так могли изображаться и простые смертные, и боги. В Новое время куросов часто называли ʼʼАполлонамиʼʼ; ныне предполагают, что это были изображения атлетов или надгробные памятники. Чуть выдвинутая вперед левая нога куроса указывает на египетское влияние. Кора (греч . девушка) – современное обозначение женских фигур архаической эпохи. Эти скульптуры служили обетным даром, приносимым в святилище. В отличие от куросов, фигуры кор были задрапированы.

В первой половинœе 5 в. до н.э. сложился определœенный тип лица: округлый овал, прямая переносица, прямая линия лба и носа, плавная дуга бровей, выступающая над миндалевидной формы глазами, довольно пухлые губы, отсутствие улыбки. Волосы трактовались мягкими волнистыми прядями, обрисовывающими форму черепа (ʼʼДельфийский возничийʼʼ).

Брат Лисиппа Лисистрат первый стал ваять лица с портретным сходством, для этого он даже снимал с живых лиц гипсовые слепки.

Во второй половинœе 5 в. до н.э. Поликлет разработал закон идеальных пропорциональных составляющих человеческого тела. В скульптуре всœе пропорции человеческого тела были рассчитаны до мелочей. Кисть руки – 1/10 часть роста͵ голова – 1/8, ступня и голова с шеей – 1/6, рука по локоть – ¼. Лоб, нос и рот с подбородком равны по высоте, от темени до глаз – столько же, сколько от глаз до конца подбородка. Расстояние от темени до пупка и от пупка до пят относятся

Известнейшие произведения древнегреческой скульптуры. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Известнейшие произведения древнегреческой скульптуры." 2017, 2018.

Расцвет древнегреческого искусства. Своего наивысшего расцвета древнегреческое искусство достигло в V-IV веках до н. э. Именно в этот сравнительно короткий промежуток времени были созданы многие из тех величайших произведений греческого искусства, которые и поныне украшают многие музеи мира. В этот период создавали свои творения прославленные греческие мастера: архитекторы, скульпторы, художники. В Афинах и других городах Греции были возведены шедевры архитектуры, которые стали эталоном красоты и образцом для подражания на многие столетия.

Архитектура Древней Греции. Греки придавали большое значение внешнему облику своих городов и заботились об их украшении. Они строили величественные храмы и пышные общественные здания, украшали площади беломраморными портиками и множеством прекрасных скульптур.

Самыми важными сооружениями любого древнегреческого города являлись храмы, особенно те из них, что были посвящены богу - покровителю города. В храмах эллины не только приносили жертвы богам, но и хранили городскую казну, приносимые в жертву дорогие дары, военные трофеи. На площади перед храмами в праздники проходили пышные церемонии и устраивались торжественные шествия. Храмы горожане старались делать как можно более нарядными. Для их постройки привлекались лучшие строители и архитекторы, скульпторы и художники, использовался самый дорогой белоснежный мрамор. Храмы были самыми красивыми зданиями любого греческого города. Храм являлся венцом древнегреческой архитектуры. В нём воплотились все лучшие достижения строителей и архитекторов Эллады. Возводился он на ступенчатом каменном возвышении и имел прямоугольную форму. Сверху его венчала широкая двускатная крыша, поддерживаемая рядами высоких колонн. Первоначально их делали очень мощными и завершали сверху квадратной плитой. Такие колонны назывались дорическими. Позднее греки научились высекать более тонкие и стройные ионические колонны, отличающиеся венчающими их сверху двумя изящными каменными завитками.

Рис. Дорическая и ионическая колонны

Греческий храм имел два фронтона. Обычно их украшали статуями и рельефами. Внутри каждого греческого храма помещалась статуя того божества, которому он посвящался. Самым совершенным образцом греческого храма является Парфенон, возведённый на Афинском Акрополе в V веке до н. э. архитектором Калликратом и знаменитым скульптором Фидием.

Рис. Парфенон

Скульптура. Скульпторы изображали не только богов и героев, но и великих людей, знаменитых полководцев, прославленных актёров, драматургов, атлетов. Статуями греки украшали площади и центральные улицы городов, храмы, общественные здания, театры. Например, в Афинах во времена Перикла их было так много, что эллины даже шутили: «Статуй в Афинах больше, чем жителей». Материал, из которого скульпторы изготавливали свои произведения, был самым разнообразным. Их вырезали из дерева, высекали из мрамора, отливали из меди и бронзы. Мраморные статуи обычно раскрашивали в телесный цвет, а деревянные нередко оклеивали тонкими пластинами из слоновой кости, отчего они тоже приобретали оттенок человеческой кожи. В глаза скульптур часто вставляли блестящие драгоценные камни. Древнегреческие скульпторы научились не только точно передавать фигуры людей, но и изображать их в движении. На лицах своих персонажей они старались запечатлеть напряжение борьбы, радость победы, горечь поражения. Современники говорили, что статуи величайших греческих мастеров настолько совершенны, что кажется, будто они живые. Скульпторы в своих произведениях старались воплотить образы, вызывающие не только восхищение, но и желание быть на них похожими. Они прославляли красивого, здорового, гармонично развитого человека, красоту его тела. Идеалом настоящего гражданина были сильные мужчины - борцы, защитники и воины - с могучей рельефной мускулатурой. Женские скульптуры являлись воплощением грации и красоты.

Рис. Богиня Афина. Древнегреческая скульптура

Одним из самых выдающихся древнегреческих скульпторов был Фидий, участвовавший в возведении величественного Парфенона и создавший знаменитую статую богини Афины, которая украшала Афинский Акрополь. Лучшим произведением знаменитого мастера греки считали 12-метровую статую Зевса, изготовленную для храма этого бога в городе Олимпии. Её каркас Фидий сделал из дерева, лицо, руки и грудь скульптуры покрыл пластинами из слоновой кости, а одежду, волосы и бороду Зевса отлил из чистого золота. Греки считали статую Зевса Олимпийского одним из чудес света.

  • Какие ещё чудеса света вам известны?

Древнегреческая живопись. В отличие от произведений скульпторов, творения древнегреческих художников до нашего времени почти не дошли. Знаем же мы о них главным образом со слов древних авторов. В Элладе было развито искусство живописи на глиняных и деревянных досках. Дома многих богатых людей в Греции украшали яркие фрески и искусно выполненные мозаики.

Рис. Греческие философы. Древняя мозаика

Судить о развитии древнегреческой живописи мы можем и по сохранившимся произведениям художников-вазописцев. Обычно они рисовали сцены из мифов и легенд, изображения богов и героев Эллады, эпизоды сражений эллинов с варварами. Нередко художники брали сюжеты из «Одиссеи» и «Илиады», а также изображали то, что видели в повседневной жизни. В VI веке до н. э. вазо-писцы наносили рисунки на вазы специально приготовленным чёрным лаком. Фоном для этих изображений служил естественный красноватый цвет глиняных сосудов. Такие вазы принято называть чёрнофигурными. Позднее, в конце VI века до н. э., фон рисунка стали закрашивать чёрным лаком, для фигур же оставляли цвет глины. Такие рисунки получались очень подробными, а тела людей приобрели более естественный красноватый цвет. Эти вазы называют краснофигурными. Лак, применявшийся вазописцами, был очень прочным, не выгорал под лучами солнца и не облетал от времени. Расписанные им сосуды и сейчас выглядят так, как будто только что вышли из рук древнего мастера.

Рис. Чёрнофигурная ваза

Рис. Краснофигурная ваза

Всемирное значение искусства Древней Греции. Искусство Эллады наложило отпечаток на искусство многих народов мира. Величайшие шедевры древнегреческой архитектуры стали образцом для подражания многим поколениям как древних, так и современных архитекторов. По примеру их простых, но в то же время очень величественных и строгих сооружений они возводили собственные постройки. И до сих пор во многих современных зданиях, которые нас окружают, мы можем видеть элементы древнегреческого архитектурного стиля: фронтоны, фризы, портики и колонны.

Не меньшее влияние на развитие мирового искусства оказали греческая живопись и скульптура. Художники и скульпторы многих стран мира создавали свои произведения на сюжеты греческих мастеров, часто подражая, а то и копируя их.

Подведём итоги

V-IV века до н. э. были периодом наивысшего расцвета древнегреческого искусства. Работы древнегреческих мастеров оказали большое влияние на развитие искусства многих стран и народов.

Фронтон - треугольное пространство между двускатной крышей и карнизом здания.

V-IV века до н. э. Период расцвета древнегреческого искусства.

Первая половина VI века до н. э. Появление чёрнофигурной керамики.

Вторая половина VI века до н. э. Появление краснофигурной керамики.

Вопросы и задания

  1. На какие века пришёлся расцвет древнегреческого искусства? Пользуясь подписями к иллюстрациям и текстом учебника, перечислите знаменитых древнегреческих мастеров и принадлежащие им произведения искусства.
  2. Опишите устройство древнегреческого храма.
  3. Какие черты мужчины и женщины старались воплотить в своих произведениях греческие скульпторы? Чем это было вызвано?
  4. Когда возникли и чем отличались чёрнофигурная и краснофигур-ная керамика?

Древняя Греция была одним из величайших государств мира. Во время ее существования и на ее территории были заложены основы европейского искусства. Сохранившиеся памятники культуры того периода свидетельствуют о высочайших достижениях греков в области архитектуры, философской мысли, поэзии и, конечно, скульптуры. Подлинников сохранилось немного: время не щадит даже самые уникальные творения. О мастерстве, которым славились древние скульпторы во многом мы знаем благодаря письменным источникам и более поздним римским копиям. Однако и этой информации достаточно, чтобы осознать значение вклада жителей Пелопоннеса в мировую культуру.

Периоды

Скульпторы Древней Греции не всегда были великими творцами. Эпохе расцвета их мастерства предшествовал период архаики (VII—VI вв. до н. э). Дошедшие до нас скульптуры того времени отличаются симметричностью и статичностью. В них нет той жизненности и скрытого внутреннего движения, что делает статуи похожими на замерших людей. Вся красота этих ранних произведений выражается через лицо. Оно уже не столь статично, как тело: улыбка излучает ощущение радости и безмятежности, придавая особое звучание всей скульптуре.

После завершения архаики следует наиболее плодотворное время, в которое древние скульпторы Древней Греции создали свои самые знаменитые произведения. Оно делится на несколько периодов:

  • ранняя классика — начало V в. до н. э.;
  • высокая классика — V в. до н. э.;
  • поздняя классика — IV в. до н. э.;
  • эллинизм — конец IV в. до н. э. — I в. н. э.

Переходное время

Ранняя классика — период, когда скульпторы Древней Греции начинают отходить от статичности в положении тела, искать новые способы выражения своих замыслов. Пропорции наполняются естественной красотой, позы становятся более динамичными, а лица — выразительными.

Скульптор Древней Греции Мирон творил именно в этот период. В письменных источниках он характеризуется как мастер передачи анатомически правильного строения тела, способный с высокой точностью запечатлеть реальность. Современники Мирона указывали и на его недоработки: по их мнению, скульптор не умел придавать красоту и живость лицам своих творений.

Статуи мастера воплощают героев, богов и животных. Однако наибольшее предпочтение скульптор Древней Греции Мирон отдавал изображению атлетов во время их свершений на соревнованиях. Знаменитый «Дискобол» — его творение. Скульптура не сохранилась до наших дней в подлиннике, зато существует несколько ее копий. «Дискобол» изображает атлета, приготовившегося пустить свой снаряд. Великолепно выполнено тело спортсмена: напряженные мышцы свидетельствуют о тяжести диска, скрученный корпус напоминает пружину, готовую развернуться. Кажется, еще секунда, и атлет метнет снаряд.

Великолепно исполненными Мироном считаются и статуи «Афина» и «Марсий», также дошедшие до нас только в виде более поздних копий.

Расцвет

Выдающиеся скульпторы Древней Греции творили на протяжении всего периода высокой классики. В это время мастера создания рельефов и статуй постигают как способы передачи движения, так и основы гармонии и пропорций. Высокая классика — период становления тех основ греческой скульптуры, которые позже стали эталоном для многих поколений мастеров, в том числе и для творцов эпохи Возрождения.

В это время трудились скульптор Древней Греции Поликлет и гениальный Фидий. Оба они заставляли восхищаться собой еще при жизни и не были забыты в веках.

Покой и гармония

Поликлет творил во второй половине V в. до н. э. Он известен как мастер создания скульптур, изображающих атлетов в состоянии покоя. В отличие от «Дискобола» Мирона его спортсмены не напряжены, а расслаблены, но при этом у зрителя не возникает сомнений в их мощи и возможностях.

Поликлет первым применил особое положение тела: его герои часто опирались на постамент только одной ногой. Такая поза создавала ощущение естественной расслабленности, свойственной отдыхающему человеку.

Канон

Самой известной скульптурой Поликлета считается «Дорифор», или «Копьеносец». Произведение также называют каноном мастера, поскольку оно воплощает некоторые положения пифагореизма и является примером особого способа постановки фигуры, контрапоста. В основе композиции — принцип перекрестной неравномерности движения тела: левая сторона (рука, держащая копье, и отставленная назад нога) расслаблена, но одновременно в движении в противоположность напряженной и статичной правой (опорная нога и выпрямленная вдоль тела рука).

Подобный прием Поликлет использовал затем во многих своих произведениях. Основные его принципы изложены в недошедшем до нас трактате по эстетике, написанном скульптором и названном им «Канон». Достаточно большое место в нем Поликлет отвел принципу который также успешно применял в своих работах, когда этот принцип не противоречил естественным параметрам тела.

Признанный гений

Все древние скульпторы Древней Греции периода высокой классики оставили после себя достойные восхищения творения. Однако самым выдающимся среди них стал Фидий, по праву считающийся основоположником европейского искусства. К сожалению, работы мастера в большинстве своем дошли до наших дней только в качестве копий либо описаний на страницах трактатов древних авторов.

Фидий трудился над украшением афинского Парфенона. Сегодня представление о мастерстве скульптора можно сложить по сохранившемуся мраморному рельефу, длиной в 1,6 м. На нем запечатлены многочисленные паломники, направляющиеся в Остальные украшения Парфенона погибли. Такая же участь постигла и статую Афины, установленную здесь и сотворенную Фидием. Богиня, выполненная из слоновой кости и золота, символизировала сам город, его мощь и величие.

Чудо света

Прочие выдающиеся скульпторы Древней Греции, возможно, мало в чем уступали Фидию, но ни один из них не мог похвастаться созданием чуда света. Олимпийского была изготовлена мастером для города, где проходили знаменитые Игры. Высота громовержца, восседавшего на золотом троне, поражала (14 метров). Несмотря на подобную мощь бог не выглядел грозным: Фидий создал спокойного, величественного и торжественного Зевса, несколько строгого, но вместе с тем и доброго. Статуя до своей гибели в течение девяти веков привлекала множество паломников, искавших утешения.

Поздняя классика

С завершением V в. до н. э. не иссякли скульпторы Древней Греции. Имена Скопас, Пракситель и Лисипп известны каждому, кто интересуется античным искусством. Они творили в следующий период, называемый поздней классикой. Работы названных мастеров развивают и дополняют достижения предыдущей эпохи. Каждый по-своему, они преобразуют скульптуру, обогащая ее новыми сюжетами, способами работы с материалом и вариантами передачи эмоций.

Кипящие страсти

Скопаса можно назвать новатором по нескольким причинам. Предшествовавшие ему великие скульпторы Древней Греции в качестве материала предпочитали использовать бронзу. Скопас свои творения создавал в основном из мрамора. Вместо традиционного спокойствия и гармонии, которыми наполняли свои работы Древней Греции, мастер выбрал экспрессию. Его творения полны страстей и переживаний, они больше похожи на реальных людей, нежели на невозмутимых богов.

Самой знаменитой работой Скопаса считается фриз мавзолея в Галикарнасе. На нем изображена амазономахия - борьба героев греческих мифов с воинственными амазонками. Основные черты стиля, присущие мастеру, хорошо просматриваются по сохранившимся фрагментам этого творения.

Плавность

Еще один скульптор этого периода, Пракситель, считается лучшим греческим мастером в плане передачи грации тела и внутренней одухотворенности. Одно из выдающихся его произведений — Афродита Книдская — современниками мастера признавалось лучшим творением, когда-либо созданным. богини стала первым монументальным изображением обнаженного женского тела. Оригинал ее до нас не дошел.

В полной мере особенности стиля, свойственного Праксителю, просматриваются в статуе Гермеса. Особой постановкой обнаженного тела, плавностью линий и мягкостью полутонов мрамора мастер сумел создать несколько мечтательное настроение, буквально окутывающее скульптуру.

Внимание к деталям

На закате эпохи поздней классики трудился еще один известный греческий скульптор - Лисипп. Его творения отличались особым натурализмом, тщательной проработкой деталей, некоторой удлиненностью пропорций. Лисипп стремился создавать статуи, полные изящества и элегантности. Свое мастерство он оттачивал, изучая канон Поликлета. Современники отмечали, что работы Лисиппа в отличие от «Дорифора» производили впечатление более компактных и сбалансированных. По преданию мастер был любимым творцом Александра Македонского.

Влияние Востока

Новый этап в развитии скульптуры начинается в конце IV в. до н. э. Границей между двумя периодами считается время завоеваний Александра Македонского. С них фактически начинается эпоха эллинизма, представлявшего собой соединение искусства Древней Греции и восточных стран.

В основе скульптур этого периода лежат достижения мастеров предыдущих веков. Эллинистическое искусство подарило миру такие произведения, как и Венера Милосская. В это же время появились знаменитые рельефы Пергамского алтаря. В некоторых работах позднего эллинизма заметно обращение к бытовым сюжетам и деталям. Культура Древней Греции этого времени оказала сильное влияние на становление искусства Римской империи.

В заключение

Значение античности как источника духовных и эстетических идеалов переоценить невозможно. Древние скульпторы в Древней Греции заложили не только основы собственного ремесла, но и стандарты понимания красоты человеческого тела. Они сумели решить проблему изображения движения при помощи изменения позы и переноса центра тяжести. Древние скульпторы Древней Греции научились передавать с помощью обработанного камня эмоции и переживания, создавать не просто статуи, но практически живые фигуры, готовые в любой момент тронуться с места, вздохнуть, улыбнуться. Все эти достижения лягут в основу расцвета культуры в эпоху Возрождения.

Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: "Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая... создается из образов, набросанных разумом". Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла. В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. В чем же особенность идеала? Чем он очаровывал людей настолько, что состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты?

Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство - непременное условие и основа идеального человека. Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos - прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность. Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.

Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII - VI вв. до н.э.симметричны: одна половина тела - зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни.

Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм.

Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности. Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира.

Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых - отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта). Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b / с, где а - любая меньшая часть объекта, b - любая большая часть, с - целое. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют ""Дорифор" ("Копьеносец") или "Канон" - по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека. Считается, что рассуждения художника можно отнести и к его скульптуре.

Статуи Поликлета полны напряженной жизни. Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя. Взять того же "Копьеносца". Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек сильный, красивый, свободный от страха, гордый, сдержанный - воплощение греческих идеалов.