Культура и цивилизация находятся в центре научных дискуссий современной эпохи. В СМИ говорят об угрозе вой­ны цивилизаций - христианской и исламской, а социологи и антропологи рассуждают о плюрализме и многообразии культур. У каждого народа, пусть и самого малого, есть своя культура и своя самобытность. Но далеко не каждый народ может претендовать на собственную цивилизацию. Она при­суща крупным державам и огромным регионам мира. Мы го­ворим о китайской, западноевропейской и славянской циви­лизациях, подчёркивая их отличие, скажем, от нанайской или этрусской культуры. Для того чтобы лучше ориентиро­ваться в весьма непростых категориях социологии культу­ры, рассмотрим содержание двух фундаментальных поня­тий обществознания - цивилизации и культуры.

§ 8. Цивилизация

Что такое цивилизация. Цивилизация выступает самым крупным культурным комплексом, который часто отожде­ствляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда эти понятия оказываются синонимами. Цивили­зация понимается учёными в двух значениях.

В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену «варварству», иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.

Во втором случае цивилизацию связывают с географиче­ским местом, подразумевая локальные, региональные и гло­
бальные цивилизации, например восточную и западную. Они различаются экономическим укладом и культурой (сово­купностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга и пр. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, фило­софии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

Термин «цивилизация» может звучать претенциоз­но... но никакой другой термин не может быть достаточно всеобъемлющим, чтобы включать в себя такие понятия, как технология, семья, религия, культура, политика, бизнес, иерархия, лидерство, система ценностей, мораль и теория познания.

Элвин Тоффлер, американский социолог

Цивилизация ассоциировалась в Европе XVIII-XIX вв. с социальными установлениями, правами и свободами, а также с мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духов­ный мир. Скорее она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.

Постепенно в европейском сознании утвердилось представ­ление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и открытием новых источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные ус­пехи, а с культурой - духовный мир человека. Второе зна­чение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню: civis - не только гражданин, но и горожанин. Поэто­му цивилизация означает городскую культуру. В этом смы­сле получается, что все примитивные народы, не знавшие го­родов, не являются цивилизованными, хотя понятие «куль­тура» распространяется и на них.

В культурологии так и не сложилось единого понимания цивилизации. В частности, она понимается как степень культурного развития, которой достигли далеко не все стра­ны. Существует множество показателей цивилизованности: уровень смертности (особенно детской), экологическое со­стояние территорий и т. п. Самым важным показателем считается наличие письменности: хотя во всех культурах используется язык, не все они обладают письменностью.

Итак, цивилизация началась в эпоху письменности и земле­делия. Она явилась вершиной социального прогресса чело­вечества. Возникновение земледелия 10-12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культур­ном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта. Увеличение размеров при­бавочного продукта дало скачок развитию института торгов­ли - из случайного и нерегулярного обмена между локаль­ными группами торговля превратилась в систематическое профессиональное занятие большой группы людей, вскоре подчинившей себе всю структуру экономической жизни об­щества. Именно с возникновением земледелия фигура тор­говца стала главным экономическим и культурным агентом человеческого общества.

Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества. Благодаря ему стали возможны­ми наёмные армии и возведение дворцов и храмов; создание городов и развитие системы управления. Торговец, купец и промышленник на протяжении всей человеческой истории выступали постоянными меценатами, жертвователями, спонсорами культуры.

Соотношение понятий «цилилизация» и «культура». Иногда культуру понимают не как синоним цивилизации, т. е. нечто равное ей, а как её аспект, часть, сторону. Поэ­тому говорят о культуре как о символическом коде циви­лизации, не важно материализованном (в книгах, памят­никах и т. д.) или нематериализованном (нормы, этикет, знания).


Древний Китай, Древняя Греция, Древний Египет, Вави­лония, средневековая Европа и Россия до Новейшего време­ни принадлежат к одному и тому же историческому типу об­щества, а именно традиционному. Несомненно, каждая страна обладала собственной, непохожей на другие, культу­рой. А цивилизация? В рамках традиционного общества мы встречаем многообразие цивилизаций: античную, средневе­ковую, христианскую, восточную, древнеегипетскую, евра­зийскую.

Когда мы говорим об обществе, то вспоминаем социальную структуру, социальные институты, социальную стратифика­цию. А под культурой подразумевают среду общества - нор­мы, законы, манеры, этикет, обычаи, традиции и т. д. В пони­мание цивилизации следует включить отношение к прогрес­су, науке и технике, трактовку природы человека. Учёные применяют одно и то же понятие к противоположным явле­ниям. В частности, социологи уверены, что народы, стоящие на дописьменной стадии развития, нельзя считать цивилизо­ванными.

Знания, мифы, культ, церемонии, верования и т. п. - несомненные элементы культуры. Они универсальны. Но их содержание и роль в обществе, характер передачи, удельный вес - скорее признаки цивилизации. В результа­те не только культура - аспект цивилизации, но и цивили­зация - сторона, срез культуры. Оба подхода одинаково правильны.

Общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования человечества в усло­виях цивилизации оно жило не более 2% времени.

Цивилизация - глобальное понятие, обозначающее степень и своеобразие культурного развития общества или обществ.

Её понимают в двух смыслах: как историческое (время) и географическое (место) образование.

Уже на первых порах человек принялся заботиться не только о надёжности, но и о красоте своего жилища. В тёп­лых странах он раньше надел украшение, нежели прикрыл от холода своё тело. Украшение оружия и орудий труда так­же началось издревле.

Таким образом, цивилизация как забота о своём мате­риальном комфорте и культура как проявление высокораз­витого эстетического вкуса с самых первых пор шли рука об руку.


Цивилизация рождалась из человеческой неудовлетворённо­сти и нужды. Её развитие привело к резкому повышению чувства и состояния комфорта - материального, социального, психоло­гического. Строительство жилища, а затем посёлков обернулось в конечном счёте возведением многоэтажек и созданием мегапо­лисов. Люди живут в комфортных квартирах; пользуются личным и общественным транспортом; включают холодную и горячую во­ду, не выходя из кухни; набирают нужный номер и снимают трубку телефона для того, чтобы связаться с родным человеком, находя­щимся от них за тысячи километров. И всё это называется блага­ми цивилизации. Но когда мы идём в музей, читаем познаватель­ную книгу или отправляемся в театр, то говорим, что мы приобща­емся к культуре. Стало быть, цивилизация и культура выражают раз­ные стороны одного и того же. Но не только разные стороны. Они выражают или удовлетворяют разные уровни, типы человеческих потребностей.

Цивилизация - средство удовлетворения первичных, базовых, низших, биологических потребностей на всё более высоком уровне комфорта.

Культура - способ удовлетворения вторичных, надстроеч­ных, высших, социальных потребностей в наиболее совершен­ной форме.

Разумеется, между цивилизацией и культурой существу­ет не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта. При этом отдельные составля­ющие самой цивилизации также вступают между собой в противоречие. Создание индустрии быстрого приготовления пищи и искусственное выращивание овощей испортили не только желудки многих людей, но и повлияли на культур­ные традиции. Американская кухня, повсеместный атрибут бытовой культуры, считается одной из самых худших в ми­ре. «Макдонализация», охватившая ныне весь земной шар, воспринимается в негативном свете. Ожирением и гиподи­намией страдает более половины американского населения, а культ вещей вытеснил из сознания людей мир духовных ценностей. Американцы, а вслед за ними и европейцы чаще смотрят боевики, чем читают художественную литературу.

Как видим, цивилизация отражает уровень технического и бытового развития общества. Она выше в развитых стра­нах и ниже в отстающих. Но того же самого нельзя сказать о культуре. Многие специалисты полагают, что к ней вооб­ще неприложим уровневый подход. Не бывает культурно более и менее развитых обществ. У каждой страны своя само­бытная культура, и сравнивать их между собой практически невозможно. Они неповторимы. Африканские страны счи­таются экономически наименее развитыми, но в культур­ном плане они ничуть не отстают от индустриально продви­нутых США и Западной Европы.

Цивилизация способна прогрессировать, поскольку на смену устаревшим поколениям техники приходят более со­вершенные. Дисковый телефон сменяется клавишным, а на смену ему пришёл мобильный. Прогрессирует строитель­ная техника и средства транспорта, информационные тех­нологии и вооружение. Но обычаи и традиции прогрессиро­вать не могут. На смену одним нормам приходят другие, на смену одним ритуалам и привычкам - другие. Культура изменяется, а цивилизация прогрессирует, поднимаясь с одной ступеньки на другую, более высокую. Картины Джот­то и Рафаэля остаются непревзойдёнными шедеврами миро­вой культуры, хотя им уже не одно столетие. Золотые укра­шения древних майя или скифов не могут превзойти совре­менные ювелиры, хотя они используют более совершенные технологии.

В понятии «цивилизация» содержится очень сильный привкус социальности, которого в культуре почти нет. Вов­се не случайно цивилизацию столь же активно, как и куль­турологи, изучают социологи. Дело в том, что цивилизован­ное общество - это ещё и гражданское общество, а оно вы­ступает объектом изучения социологии.

Цивилизованное общество - открытое общество. В идей­но-политическом плане цивилизованное общество определя­ется как плюралистическое (от лат. plural - множествен­ный), в противовес тоталитарному обществу (от лат. total - целый, целостный), которое не допускает идейных разногла­сий. Цивилизованное общество - открытое общество, тогда как варварские общества часто стремятся к культурной само­изоляции. В цивилизованном обществе индивид может сво­бодно действовать в рамках юридического законодатель­ства, заботясь только о собственном благе и не смущаясь нравственными требованиями, если они не прописаны в за­конодательстве. Само законодательство должно ориентиро­ваться на «естественные права человека» как биологическо­го индивида, защищая его от чрезмерных притязаний обще­ства и государства. Нравственный прогресс человечества, с этой точки зрения, сомнителен и необязателен.

Итак, цивилизация - определённая часть или уровень развития культуры. Большинство исследователей соглас­ны в том, что цивилизация предполагает развитие интел­лекта и нравственности, повышает степень и уровень «оче­ловечивания» народов. Прогресс культуры идёт от варвар­ства к цивилизации.

Основные термины и понятия

Цивилизация, культура

Вопросы и задания

1. Что такое цивилизация? Дайте определение (определения) это­му понятию. Чем вы объясните затруднения, которые испытыва­ют люди, дающие определение понятию «цивилизация»? Назови­те не менее трёх причин.

2. Чем отличаются цивилизация и культура? Что общего в содер­жании этих понятий?

3. Прокомментируйте слова учебника о том, что «между цивили­зацией и культурой существует не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта».

4. Что означает следующее утверждение: «Цивилизованное обще­ство - открытое общество»? Может ли оно быть другим?

Практикум

1. В различных классификациях цивилизаций есть их деление на восточные и западные. В курсе истории вы знакомились с их раз­витием. Сформулируйте черты этих цивилизаций, заполнив таб­лицу в своих тетрадях.

Сравнительная характеристика восточной (аграрной) и западной (индустриальной) цивилизаций


Свободные строчки таблицы позволяют вам добавить от себя во­просы для сравнения.

2. Опираясь на ваши знания истории, приведите примеры ло­кальных, региональных и глобальных цивилизаций. Объясни­те, почему вы отнесли названные вами цивилизации к данным группам.

3. К факторам, определяющим сущность цивилизации, были от­несены следующие: географическая (или природная) среда, систе­ма ведения хозяйства (экономика), социальная организация (тип общества, социальная структура), религия (или идеология, возве­дённая в ранг религии), духовные ценности, политико-правовая система. Проанализируйте их, выясните, какие из них оказывают наибольшее влияние на развитие цивилизации, какие выступают следствием, а какие - причиной?

4. Сейчас многие исследователи говорят о формировании единой человеческой цивилизации. Опираясь на ваши знания истории и обществознания (вспомните изучение вопроса о глобализации), выскажите своё мнение о том, существует ли такой процесс или нет. Если вы считаете, что формирование единой цивилизации - реальное явление, то назовите его наиболее существенные при­знаки.

5. Признано, что одной из ведущих мировых цивилизаций являет­ся российская. Какие черты характерны для неё?

§ 9. Сущность культуры

Культура - одно из центральных понятий общество- знания. К нему в ходе изучения курса в 8 классе вы обра­щались не раз. Вопросы культуры были в центре внима­ния обществознания и в основной школе. Культура изуча­ется в ряде других предметов, прежде всего на уроках истории. И тем не менее к этому вопросу предлагаем обра­титься ещё раз, поскольку культура столь сложное, мно­гогранное и важное явление жизни общества, что много­кратное её изучение с различных позиций никогда не бу­дет лишним.

Что такое культура. В Древнем Риме, откуда и пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли. Оно происходит от глагола colo, cul- tum, т. е. обрабатывать, осваивать, заселять.

Перенесённое из сферы сельского хозяйства слово «культура» стало обозначать уход, улучшение, облагора­живание, но теперь уже не земли или почвы, а телесно-ду­шевно-духовных склонностей и способностей человека. В широком смысле культура - это совокупность проявле­ний жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

В понимании культуры социологи во многом солидарны с антропологами: и те и другие ставят знак равенства меж­ду двумя предельно широкими категориями - культурой и обществом. Различие между ними не принципиального характера, а скорее формального. Это два разных взгляда на одно и то же.

Если культура состоит из ценностей, а не только из норм и обычаев (они могут быть любыми), то фашизм или пре­ступность никак нельзя включить в состав культуры, по­скольку они не обладают позитивной для общества ценно­стью. Они направлены на уничтожение человека, следова­тельно, не являются гуманистическими ценностями. Но если нечто направлено на уничтожение создаваемых чело­веком позитивных ценностей, то это нечто необходимо на­зывать не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура - только то, что содействует развитию, а не деградации чело­века.

К настоящему времени учёные насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Напри­мер, культура - это сумма всех видов деятельности, обыча­ев, верований. Во вторую - те определения, которые связы­вают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура - социально унаследованный комп­лекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третью группу входят определения, в которых подчёркивается значение для культуры правил, организую­щих человеческое поведение. В других случаях учёные по­нимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчёркивали, что она - продукт деятельности людей. Иногда о культуре говорят как о сово­купности форм приобретённого поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из по­коления в поколение.

И по сей день классическим считается определение культуры, которое предложил Эдуард Тэйлор (1832- 1917) - выдающийся английский этнограф, один из осно­вателей антропологии. Хотя с тех пор в него добавляли новые штрихи, в общем портрет точно отражает свой ори­гинал:

Культура - совокупность традиций, обычаев, социаль­ных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто жи­вёт сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.


В этом определении органично соединились оба значения культуры - широкое и узкое.

Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют рав­ные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуа­ции и контекста. Разница между ними состоит вот в чём. В первом случае культура включает социальные проблемы, в частности социальные институты (религию, науку, се­мью, экономику, право). Во втором она ограничивается ис­торией и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент поставлен на социологи­ческих, антропологических, этнографических методах и данных, во втором - на искусствоведческих, философских и литературоведческих приёмах и данных.

В культуре выражены характерные черты определённо­го общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жили­ще, кухня, фольклор, духовные представления, верова­ния, язык и многое другое. В культуру входят также со­циально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиениче­ские привычки.

Три значения культуры в повседневной жизни. В повседнев­ной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трёх значениях.


Во-первых, под культурой подразумевают определённую сферу общества, получившую институциональное закреп­ление. В различных странах существуют министерство культуры с разветвлённым аппаратом чиновников; средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие спе­циалистов по культуре; журналы, общества, клубы, теат­ры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распро­странением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность ду­ховных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, молодёжной культуре, куль­туре рабочего класса и др.

В-третьих, культура выражает высокий уровень каче­ственного развития духовных достижений.

Мы употребляем выражения «культурный человек» в зна­чении «воспитанный»; «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство». Особый смысл мы вносим в понятие «культура», когда культу­ру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры.

Многовариантность общественного развития. Учёные подметили парадоксальную закономерность: все человече­ские общества начинали свою историю с одинакового уров­ня - первобытно-общинного строя. Десятки тысяч лет на-

А искусство и не требует одинакового восприятия

зад им был свойствен примерно одинаковый тип социаль­ной структуры, приёмов трудовой деятельности, верова­ний, бытовой и духовной культуры. Сегодня существует ко­лоссальное разнообразие социальных структур, политиче­ских систем, уровней и типов экономического развития, ду­ховной и художественной культуры.

Следовательно, по историческому пути все общества дви­гались с неодинаковой скоростью: одни - медленно, дру­гие - с ускорением. Воздействием какого-то единственного фактора - географического, экономического или духовно­го - объяснить неравномерность развития человеческих об­ществ науке так и не удалось.

Многовариантность общественного развития - основная черта развития человечества. Она и служит причиной нали­чия многообразия культур.

Культурное многообразие. Разнообразие культур возни­кает там, где одни и те же символы, нормы, правила и цен­ности, т. е. черты культуры приобретают разное, иногда противоположное значение. Культурное разнообразие наро­да, его отличие от других проявляется во всём: в приготов­лении пищи, приветствиях, гостеприимстве, манере обще­ния, жилище, отношении к работе и во многом другом.

Культурное многообразие - многовариантность, неодно­родность национальной культуры в целом либо отличия на­циональных культур в рамках общечеловеческой культуры.

Между культурами и культурными группами существует много схожего, но в то же время наблюдается большое количе­ство различий. Культурные различия нашли своё отражение в разных стилях одежды, росписи, ковки металла, вышива­ния; в этикете, кухне, присказках, поговорках и пословицах. В том числе и в приветствиях, которыми обмениваются люди.

В западной культуре мы привыкли пожимать другому человеку ру­ку при встрече, и рукопожатие стало для многих из нас ритуальным и автоматическим действием. Однако представители других культур приветствуют людей по-разному. Например, в некоторых культурах люди приветствуют друг друга лёгким наклоном головы. В других культурах этот наклон сопровождается сложением перед собой рук


наподобие молитвы. В каких-то культурах практикуется поклон в по­яс с опусканием лица так, что его становится не видно. В некоторых культурах ограничиваются быстрым взглядом и подъёмом бровей.

Национальные особенности проявляются и в правилах вежливости. Житель Вены при знакомстве с дамой говорит «целую руку», а поляк на самом деле целует ей руку. Англичане начинают письмо словами «до­рогой сэр», даже если он не очень уважает своего адресата. Христиа- не-мужчины при входе в церковь, костёл или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет трау­ра - чёрный, а в Китае - белый. У русских принято в гостях не остав­лять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается (показывают, что сыты).

В мире никогда не было двух одинаковых мнений. Двух одинаковых волос или двух зёрен. Самым универ- * сальным качеством является разнообразие.

Мишель де Монтенъ, французский философ

Культура проявляет себя в повседневном поведении. Но та­ком, которое считается естественным, привычным, совершается как бы автоматически. Европейцы, американцы и другие народы во время еды пользуются ножом, вилкой, а сидят на стульях и за столом; когда они ложатся спать, то кладут голову на подушку. Всё это естественное поведение. Правда, японец за едой присе­дает на корточки, а у других восточных народов принято сидеть на ковре. Ест японец с помощью двух палочек, а малаец, укладыва­ясь спать, подставляет под шею деревянную скамеечку. Южно­американский индеец вообще спит в гамаке. И такое поведение для всех них вполне естественно. Потребности в пище и сне - биологические потребности. По своему содержанию они универ­сальны, едины у всех народов. Однако формы их проявления мно­гообразны.

Европейцу трудно без привычки сидеть, скрестив ноги по-ин­дийски, или на корточках по-японски. В Японии же с трудом при­вился европейский обычай сидеть на стуле. Англичане и французы дивятся привычке южноафриканских зулу отдыхать, стоя на одной ноге. Долгое привыкание к определённому образу жизни затруд­няет такой переход. Привычный образ жизни становится традици­ей, а из традиций и обычаев складывается культура народа, её своеобразие.


Культурное своеобразие проявляется не только в удовле­творении биологических потребностей и естественных при­вычек поведения. Труд и хозяйство - вне биологии. Они часть культуры. Однако в том, как люди работают, какими орудиями пользуются или какие строят жилища, тоже ска­зываются традиции и культурное своеобразие.

Ирландский и французский кузнецы придавали в старину разную форму самому обыкновенному топору. Даже лопата у разных наро­дов имеет несхожие формы. Этническое своеобразие народов накладывает свой отпечаток на орудия труда и предметы быта. Рус­ские крестьяне в прошлом строили срубные дома из дерева даже в тех районах, где нет леса, например переселяясь в Узбекистан или Казахстан. На юге Украины русские переселенцы под влиянием ук­раинцев с огромным трудом и далеко не сразу перешли на новый строительный материал - глину.


Этнографы давно подметили любопытный факт: народы, живу­щие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставили дом к улице торцом, а русские южане располагали его вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы живут на Кавказе в тесной близости друг к дру­гу. Если первые строят каменные одноэтажные дома, то вторые - двухэтажные, а третьи - деревянные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было безошибочно определить, из ка­кой местности происходит человек. По одежде русской крестьянки XIX в. можно было точно установить, в какой местности она родилась.

Культурные и национальные особенности находят выражение и в способе употребления и приготовления пищи. В Молдавии хлеб пекут из кукурузы. Русский студень - специально охлаждаемое блюдо - становится на Кавказе горячим блюдом хаш.

Итак, культура - это фабрика, на которой биологиче­ские потребности и инстинкты - своеобразные полуфаб­рикаты - перерабатываются в социально обусловленные традиции и обычаи. Власть бессознательных стихий кон­чается там, где начинается культура. Любой человек обладает потребностью есть, спать и быть здоровым, про­должать свой род. Но они существуют и у животных. Они составляют суть Первой Природы и универсальны для всех живых существ. Потому их называют витальными. Только у человека они радикально изменяются, и не только по форме. Так возникает Вторая Природа - куль­тура. Природа начинается с приспособления, а культу­ра - с преобразования мира. Она удовлетворяет и те по­требности, каких нет ни у одного животного, например в познании мира или эстетическом восприятии действи­тельности.

Ещё одно отличие - социальные нормы. Культура обес­печивает присущие только человеку средства коммуника­ции. Общество возможно только при соблюдении людьми определённых правил поведения и быта. Культура отвечает за регулирование человеческих взаимоотношений. Чуть ли не самым ярким доказательством способностей культуры трансформировать всё, что попадается на её пути, является любовь.

К сожалению, культурные различия очень часто приводят людей, а то и целые страны к непониманию друг друга, к враждебности, предвзятости, к насилию и войнам, а в меж­личностном общении и в школьной среде - к дракам, накле­иванию оскорбительных ярлыков, превращению «инако- вых» людей в «козлов отпущения» или социальных изгоев.

Многокультурное образование. Многокультурное обра­зование - это способ противостояния культурному расиз­му, предубеждениям, ксенофобии, ненависти, предвзято­сти, дискриминации, сегрегации, этноцентризму, классиз- му (дискриминации, основанной на экономических разли­чиях), лингвисизму (дискриминации, основанной на язы­ковых и речевых особенностях), сексизму (дискримина­ции, основанной на половых различиях).

Глобальные процессы, происходящие ныне на нашей планете, породили такое явление, как мультикультура- лизм - особую практику и политику бесконфликтного со­существования в одном жизненном пространстве множе­ства разнородных культурных групп. Взаимодействие культур порождает общение, диалог, ёмко охарактеризо­ванный русским философом М. Бахтиным. «Единство культуры, - писал он, - это открытое единство: чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает се­бя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут ещё больше)».

Мультикультурализм (культурный плюрализм) пред­полагает, что индивиды и группы могут быть полностью инкорпорированы в общество без утраты своей нацио­нальной или иной идентичности, без ограничения своих прав.

Мультикультурная модель - стратегия в культурной по­литике развитых индустриальных стран, предполагаю­щая уважение к культуре национальных меньшинств; предоставление равных условий для развития домини­рующих и недоминирующих культур, для свободного и беспрепятственного овладения наряду с официальным также родным языком.

При такой стратегии правительство выделяет значитель­ные средства для развития местных этнических центров, культурных памятников, строительства школ и подготовки педагогических кадров для обучения молодёжи на родном языке.


Мультикультурная модель предполагает мирное сосуществование народов

К тому же мультикультурная модель ориентирована на сохранение и развитие культурной самобытности нацио­нальных меньшинств и малых этносов, исследование ма­лых культур, публикацию книг на их родных языках и диа­лектах. Она поощряет межнациональные контакты и вос­питывает уважение к ценностям чужой культуры. Особенно благоприятно она сказывается на подрастающем поколе­нии: дети учатся друг у друга обычаям и традициям чужого народа; живьём, а не по учебникам они знакомятся с куль­турной географией мира.

При культурном плюрализме ни одно национальное мень­шинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Такой плюрализм подразумевает, что представи­тели одной национальности добровольно овладевают привыч­ками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Основные термины и понятия

Культурное многообразие, мультикультурная модель Вопросы и задания

■■■■■■■■■■■■■^■■■■■■■■■■■■нншншшанамншнншннм

1. Что такое культура в широком и узком смысле слова? Приведи­те примеры подобного использования этого понятия.


2. Почему между культурой и обществом в науке зачастую ставит­ся знак равенства?

3. Приведите примеры трёх разных значений культуры, использу­емых в общественной жизни.

4. Что такое антикультура? По каким критериям можно опреде­лить проявление антикультуры?

5. Что такое мультикультурная модель? В какой степени она со­гласуется с процессом глобализации?

Практикум

1. В параграфе говорится о том, что известно приблизительно 500 определений культуры. Сколько из них дано в изученном па­раграфе? Выпишите их в тетрадь и сгруппируйте по признакам, предложенным вами.

2. Что значит «классическое определение»? Почему, на ваш взгляд, определение культуры, данное Э. Тэйлором, считается классическим?

3. «Культурные различия - объективный факт, хотя их вос­приятие - субъективный процесс». Как вы относитесь к данно­му высказыванию, прокомментируйте его. Проиллюстрируйте вашу позицию конкретными примерами из повседневной жизни.

Разумеется, между цивилизацией и культурой существу­ет не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта. При этом отдельные составля­ющие самой цивилизации также вступают между собой в противоречие. Создание индустрии быстрого приготовления пищи и искусственное выращивание овощей испортили не только желудки многих людей, но и повлияли на культур­ные традиции. Американская кухня, повсеместный атрибут бытовой культуры, считается одной из самых худших в ми­ре. «Макдонализация», охватившая ныне весь земной шар, воспринимается в негативном свете. Ожирением и гиподи­намией (нарушение опорно-двигательного аппарата) страдает более половины американского населения, а культ вещей вытеснил из сознания людей мир духовных ценностей. Американцы, а вслед за ними и европейцы чаще смотрят боевики, чем читают художественную литературу.

Как видим, цивилизация отражает уровень технического и бытового развития общества. Она выше в развитых стра­нах и ниже в отстающих. Но того же самого нельзя сказать о культуре. Многие специалисты полагают, что к ней вооб­ще неприложим уровневый подход. Не бывает культурно более и менее развитых обществ. У каждой страны своя само­бытная культура, и сравнивать их между собой практически невозможно. Они неповторимы. Африканские страны счи­таются экономически наименее развитыми, но в культур­ном плане они ничуть не отстают от индустриально продви­нутых США и Западной Европы.

Цивилизация способна прогрессировать, поскольку на смену устаревшим поколениям техники приходят более со­вершенные. Дисковый телефон сменяется клавишным, а на смену ему пришёл мобильный. Прогрессирует строитель­ная техника и средства транспорта, информационные тех­нологии и вооружение. Но обычаи и традиции прогрессиро­вать не могут. На смену одним нормам приходят другие, на смену одним ритуалам и привычкам - другие. Культура изменяется, а цивилизация прогрессирует, поднимаясь с одной ступеньки на другую, более высокую. Картины Джот­то и Рафаэля остаются непревзойдёнными шедеврами миро­вой культуры, хотя им уже не одно столетие. Золотые укра­шения древних майя или скифов не могут превзойти совре­менные ювелиры, хотя они используют более совершенные технологии.

В понятии «цивилизация» содержится очень сильный привкус социальности, которого в культуре почти нет. Вов­се не случайно цивилизацию столь же активно, как и куль­турологи, изучают социологи. Дело в том, что цивилизован­ное общество - это ещё и гражданское общество, а оно вы­ступает объектом изучения социологии.

Цивилизованное общество - открытое общество. В идей­но-политическом плане цивилизованное общество определя­ется как плюралистическое (от лат. plural - множествен­ный), которое допускает множество различных идей в противовес тоталитарному обществу (от лат. total - целый, целостный), которое не допускает идейных разногласий.

Цивилизованное общество - открытое общество , тогда как варварские общества часто стремятся к культурной само­изоляции. В цивилизованном обществе индивид может сво­бодно действовать в рамках юридического законодатель­ства, заботясь только о собственном благе и не смущаясь нравственными требованиями, если они не прописаны в за­конодательстве. Само законодательство должно ориентиро­ваться на «естественные права человека» как биологическо­го индивида, защищая его от чрезмерных притязаний обще­ства и государства. Нравственный прогресс человечества, с этой точки зрения, сомнителен и необязателен.

Итак, цивилизация - определённая часть или уровень развития культуры. Большинство исследователей соглас­ны в том, что цивилизация предполагает развитие интел­лекта и нравственности, повышает степень и уровень «оче­ловечивания» народов. Прогресс культуры идёт от варвар­ства к цивилизации.

Основные термины и понятия: цивилизация, культура

Вопросы и задания

1. Что такое цивилизация? Дайте определение (определения) это­му понятию. Чем вы объясните затруднения, которые испытыва­ют люди, дающие определение понятию «цивилизация»? Назови­те не менее трёх причин.

2. Чем отличаются цивилизация и культура? Что общего в содер­жании этих понятий?

3. Прокомментируйте слова учебника о том, что «между цивили­зацией и культурой существует не только область гармоничного сотрудничества, но и зона противоборства и конфликта».

4. Что означает следующее утверждение: «Цивилизованное обще­ство - открытое общество»? Может ли оно быть другим?

Практикум

1. В различных классификациях цивилизаций есть их деление на восточные и западные. В курсе истории вы знакомились с их раз­витием. Сформулируйте черты этих цивилизаций, заполнив таб­лицу в своих тетрадях.

Сравнительная характеристика восточной (аграрной) и западной (индустриальной) цивилизаций

Свободные строчки таблицы позволяют вам добавить от себя во­просы для сравнения.

2. Опираясь на ваши знания истории, приведите примеры ло­кальных, региональных и глобальных цивилизаций. Объясни­те, почему вы отнесли названные вами цивилизации к данным группам.

3. К факторам, определяющим сущность цивилизации, были от­несены следующие: географическая (или природная) среда, систе­ма ведения хозяйства (экономика), социальная организация (тип общества, социальная структура), религия (или идеология, возве­дённая в ранг религии), духовные ценности, политико-правовая система. Проанализируйте их, выясните, какие из них оказывают наибольшее влияние на развитие цивилизации, какие выступают следствием, а какие - причиной?

4. Сейчас многие исследователи говорят о формировании единой человеческой цивилизации. Опираясь на ваши знания истории и обществознания (вспомните изучение вопроса о глобализации), выскажите своё мнение о том, существует ли такой процесс или нет. Если вы считаете, что формирование единой цивилизации - реальное явление, то назовите его наиболее существенные при­знаки.

5. Признано, что одной из ведущих мировых цивилизаций являет­ся российская. Какие черты характерны для неё?


Похожая информация.


Если говорить о возможности приближения двух мегацивилизаций, то важно вернуться"друг к другу лицом"(по. Киплингу), чтобы услышать другого, понять его. Цивилизационные различия сохранятся но исчезнет непонимание, а значит, чувство превосходства одних над другими.

Именно в сохранении культурно-исторического многообразия многие исследователи видят основание успешного будущего человечества. Сторонники этой позиции подчеркивают ту бесспорную мысль, что в основе развития бу удь какого-либо жизнеспособного организма (в том числе сообщества людей) лежит многообразие форм и видов. Распространение же единых, общих для всех цивилизаций культурных традиций, жизненных укладов положит конец развития человеческого обществва.

Существует и другая точка зрения. Согласно ей отличие цивилизационных ценностей, хранимой приведет в перспективе к столкновению цивилизаций, в первую очередь, христианской и арабо-мусульманской. Вий йны перестанут носить межгосударственный, межнациональный характер, они станут межцивилизационными, а значит, еще более разрушительнымми.

Чтобы не допустить такого варианта развития событий, необходимо стремиться к стиранию различий между культурно-историческими сообществами, для того чтобы в перспективе утвердилась единая мировая цивилизация. Западные исследователи считают, что уже сегодня многие ценности, зародившиеся в европейской цивилизации, становятся общечеловеческими. В экономической сфере - это достигнутый уровень развития производительных сил современные технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, рыночное регулирование экономики. В политической сфере общечеловеческую базу составляют правовое государство, действующее на основе демокра политических норм, зрелое гражданское общество. В духовноморальний сфере достоянием всех народов есть большие достижения науки, искусства, а также общечеловеческие моральные ценности. А какова ваша позиция в этой суп еречциечці?

Основные понятия

Ценности. Востока. Ценности. Запада. Традиционное общество. Мировая цивилизация

Типология. Иерархия. Теократическая государство

Вопросы для самопроверки

1. В чем выражается цивилизационное многообразие мира?

2. Какие типы цивилизаций выделяют историки и социологи разных направлений?

3. Как и почему возник деление мира на. Восток и. Запад?

4. Какие черты присущи восточном обществу?

5. Под влиянием каких факторов состоял менталитет человека западного мира?

6. В чем суть дискуссии по вопросу о перспективах цивилизационного развития?

1. Некоторые исследователи сравнивают различия, хранящихся между. Востоком и. Западом с асимметрией головного мозга человека, в котором правое полушарие отвечает за художественное видение мира, интуицию, а левое - за л логику, анализ. Нормальную деятельность мозга обеспечивают в единстве оба полушария. Так же и человеческое общество может полноценно развиваться только при сохранении своеобразия. Востока и. Запада ли уместно приведено сравнение? вок?

2. Рассмотрим пример:

надомных работников при оплате 10 марок за изделие изготавливает 10 таких изделий за день, зарабатывая, таким образом, ежедневно 100 марок. После удвоения оплаты за единицу продукции он стал делать 5 изделий, зал оставив свой заработок прежним. Другой работник, находясь сначала в таких же условиях, после повышения оплаты за единицу продукции в 2 раза стал делать 15 изделий в день, доведя, таким образом, свой ежедневный доход до 300 марок. Поведение любого работника характерна для ментальности традиционного общества, а какого - индустриального общества? бір.

3. Индийский писатель. Р. Тагор высказал такую??мысль:. Восток изменит всю картину западной цивилизации,"вдыхая в нее жизнь там, где она механистическая, заменяя холодный расчет человеческим чувством и пр рагнучы не столько к мощи и успеха, сколько к гармоничному и живого развития, к истине и красоте"Согласны ли вы с такой оценкой роли. Востока в мировом развитии?. Обоснуйте свой висноввок.

Источник:

В интервью «Газете.Ru» помощник президента России по научно-образовательной политике Андрей Фурсенко рассказал о том, что ждет российскую науку в ближайшие годы, откуда ей ждать финансирования и новых задач.

— По прежнему многие ученые говорят — и справедливо — о недостатке финансирования науки в России…
— В этом году был сформулирован очень важный принцип: доля ВВП, которая тратится на фундаментальные исследования, не должна уменьшаться. Такое поручение было дано по итогам заседания президентского Совета по науке . Пожалуй, в первый раз на моей памяти расходы именно на фундаментальные исследования были отнесены к защищенным статьям. Президент специально подчеркнул, что, конечно, важна вся наука, но все-таки фундаментальная наука — это прямая ответственность государства. И по сравнению с прошлым годом расходы на нее по крайней мере не упадут. А может быть, немножко подрастут.

— А как быть с тем, что рубль упал?
— Эта проблема касается не только науки, но и всей экономики, включая покупки на бытовом уровне. Понятно, что когда экономическая ситуация обостряется, то однозначно возникают проблемы везде, в том числе и в такой зависимой от бюджета сфере, как наука, например с закупками импортного оборудования и импортных расходных материалов. Это означает, что надо лучше планировать, надо четче концентрировать имеющиеся ресурсы на выделенных приоритетах.

Но хотя разговоров про слабый рубль много, я пока не слышал, чтобы какие-то принципиально важные исследования из-за этого были остановлены.

— А согласитесь ли вы с тем, что существует слишком серьезный дисбаланс между финансированием фундаментальной науки и финансированием прикладной? Нужно ли с этим что-то делать?
— Соглашусь. В нашей науке очень мало внебюджетных средств. Когда мы оцениваем бюджетное финансирование нашей науки, видим, что находимся в группе лидеров. Но когда начинается оценка привлечения внебюджетных средств, то тут ситуация ухудшается, причем и в относительных показателях, и в абсолютных. В разных странах, конечно, это распределение выглядит по-разному, но в Японии, США и странах Европы доля бюджетных средств на науку составляет 20-40%.

У нас же из бюджета идет 75-80% от общего объема финансирования науки. Это ненормально.

Это означает, что у нас нет полноценного партнерства с экономикой, с промышленностью. Может быть, отчасти это связано с тем, что наша наука, которая конкурентоспособна в ряде секторов, в качестве приоритетов выбирает не те сферы, где есть спрос на результат. Известно, что сегодня существенная часть финансирования в науке во всем мире идет в сферу биотехнологий, в исследования, связанные с медициной, с продуктами питания. У нас же до последнего времени традиционно считалось, что главная наука — это физика и что основные средства должны идти именно туда. Причем речь касалась не только ОПК, но и гражданской науки.

Действительно, в этой сфере мы неплохо смотримся, на хорошем уровне.

Но надо понимать, что сегодня главный спрос и главный центр тяжести в новых исследованиях сместился в другую сторону. И мы за этим смещением в полной мере не уследили.

Я думаю, что если наш академический сектор в науке (а я включаю туда и исследования в ведущих университетах, и исследования в национальных исследовательских центрах) в большей степени обратит внимание на то, что сейчас наиболее востребовано — и в мире, и в стране, то, думаю, и система финансирования тоже может поменяться. А если не обратим на это должного внимания, то так и будет получаться, что у нас деньги будут тратиться на результаты «чужой науки». Будут закупаться под ключ новые технологии, новые приборы. У нас сейчас идет перевооружение, например, медицинской сферы, перевооружение сельского хозяйства, пищевой промышленности, строительства, ЖКХ. Подавляющая часть разработок, технологий, продукции, которые сегодня в этих сферах носят высокотехнологичный характер, куплены за рубежом, причем, что называется, под ключ.

— И что же с этим делать?
— Надо более тесно работать с бизнесом. В первую очередь привлекать бизнес к формированию заявок, заказа, добиваться того, чтобы бизнес включился в полной мере в целеполагание для науки. И еще одно: чтобы решить, что делать, надо понять, почему мы должны делать то или иное. Мы очень мало внимания уделяем анализу наших приоритетов. Первое, чем мы должны заниматься (президент на последнем заседании Совета по науке это подчеркнул), — это разработкой стратегии научно-технологического развития страны, включая определение приоритетов.

Нужно сформулировать принципы определения новых направлений, которые должны иметь максимальную поддержку. Чтобы был реальный спрос со стороны промышленности, экономики, со стороны общества.

И чтобы это стало серьезным побудительным мотивом для ученых — заняться именно этими работами, этими направлениями. Одновременно должны быть определены меры, которые обеспечат создание соответствующей инфраструктуры, кадровое обеспечение именно этих направлений.

— Что должно быть написано в этой стратегии? Вот, допустим, увеличение продолжительности жизни в стране. Такая цель может быть задачей, на основе которой какие-то мероприятия пойдут в стратегию?
— Даже это требует расшифровки. Мы какую жизнь хотим сделать более продолжительной? Если мы говорим, что должны обеспечить долгую качественную жизнь, то надо объяснить, что мы понимаем под качеством жизни для здорового человека.

— Экология, продукты…
— Правильно.

— И медицина…
— И медицина! Причем медицина нужна не только для того, чтобы лечить болезни, спасать в кризисной ситуации. Она нужна еще и для того, чтобы поддерживать и восстанавливать здоровье. Самое лучшее лечение — профилактика. Не менее важна и реабилитация. Чтобы, уж если ты заболел, лекарства тебя лечили и давали минимальные побочные эффекты. Вот я часто привожу пример (вы, наверное, об этом писали), что эра антибиотиков кончается. И это вызов для всего мира. Что придет им на смену?

Сумеем мы создать новое поколение антибиотиков, которые являются вредоносными для микроорганизмов и при этом к которым привыкание еще не наступило?

Поэтому если говорить о стратегии, то нужно понять, какие главные проблемы — не научные, а экономические и социальные — стоят перед человечеством в целом и перед нашей страной в частности. И когда мы эти проблемы сформулируем, то посмотреть, на какие из этих вопросов мы могли бы ответить наиболее эффективно с привлечением науки, с привлечением каких-то новых технологий. Стратегия не должна восприниматься как перечисление каких-то проектов. Это более широкая и более значимая вещь.

— Стратегия будет подготовлена в ближайшее время?
— Я не думаю, что это получится быстро. Думаю, полгода-год. Мы должны проанализировать не только научную составляющую,но и социально-экономическую ситуацию, национальную специфику, геополитическую обстановку.

— А кто над этой стратегией будет работать и уже работает?
— Это поручено правительству и нам, вместе с Академией наук.

— То есть по большому счету при желании все люди науки смогут поучаствовать в создании стратегии?
— Не только науки, я повторяю, не только науки. Это очень важно!

— На этой неделе вы выступаете на крупном конгрессе, посвященном взаимодействию науки и бизнеса . О чем вы там собираетесь говорить?
— Примерно о том, о чем мы с вами сейчас и говорили. Буду говорить о том, насколько значим именно комплексный подход. Как раз про то, что главное, что сегодня, на мой взгляд, науке нужно от бизнеса, — это не деньги. Деньги придут сами, если будут интересные предложения и достойные результаты.

Главное — это реальное участие в целеполагании, в формировании заказов. Причем не заказ конкретного изделия, а совместное с учеными формирование перспектив.

— А можете ли привести какой-нибудь пример такого взаимодействия?
— На мой взгляд, примером такого взаимодействия должна стать Научно-технологическая долина МГУ. Она будет состоять из нескольких кластеров, и в их рамках (а я знаю, что уже соответствующие аналитические работы проделаны) нужно будет понять, как отвечать на многие острые ключевые проблемы. Я видел один из обзоров, который делался «Иннопрактикой» — той командой, которая сейчас готовит проект технологической долины. Там встречается тот же самый вопрос, связанный с резистентностью к антибиотикам. Для другого кластера есть целый блок вопросов, связанных с принципиально новыми материалами. Например, для «Росатома», перед которым проблема материаловедения стоит очень остро. Я не хотел бы это обсуждать, правильнее, если об этом будут говорить люди, которые отвечают за разработку. Но многие бизнес-партнеры высказали готовность пойти в долину, и они ориентированы на то, что у них под боком будет очень серьезный интеллектуальный потенциал из МГУ, причем молодой потенциал. Молодые преподаватели и, что очень важно, студенты, аспиранты — это люди незашоренные.

И с этими людьми бизнес-партнеры смогут и обсуждать, и решать какие-то проблемы.

Чем хорош МГУ? Своей универсальностью, энциклопедичностью, фундаментальностью. Там очень серьезная медицина, хороший биофак, неплохое материаловедение и очень сильная математическая школа. Коли так, то бизнес — если он займется анализом того, что там есть, совместно с учеными, — действительно имеет шанс что-то найти вместе с ними для будущего. И самое главное, чтобы эта совместная работа была налажена.

Вы же слышали, наверное, кто в долине будет потенциальными партнерами.

Среди них есть люди, которые видят узкие горлышки в масштабных задачах. И они могут сказать ученым: вот это надо расширить.

Конечно, может, это идеалистическая картина, но надо ставить себе задачи такого масштаба.

— Хочется сравнить со «Сколково», но уже много говорили, что это разные проекты. Спрошу так: почему подобный проект никто не пытался создать раньше?
— А у нас многое изменилось за 10 лет, с момента начала национальных проектов в образовании, в здравоохранении и в сельском хозяйстве. Это были очень масштабные проекты. Параллельно с этим, вспомните, когда в 2008 году возник кризис, и стало ясно, что, к сожалению, кризис становится перманентным, было принято еще одно принципиальное решение: достаточно крупные суммы — 100 млрд руб. на три года — были брошены на развитие ряда новых инструментов в области науки, в том числе на программу «мегагрантов» и реализацию 218-го постановления, когда мы деньги начали давать не исследователям, а бизнесу, для того чтобы бизнес, добавив свои средства, сделал заказ университетам на интересующие его исследования.

В результате сегодня в России мы имеем несколько десятков университетов, которые абсолютно конкурентоспособны в мире, по всем направлениям. Это неплохо, согласитесь.

У нас как минимум такое же количество научных институтов, которые по своему оборудованию и по кадровому составу конкурентоспособны на мировом уровне. У нас начало расти количество научных работников в стране, причем за счет молодежи. Начали появляться более серьезные и масштабные задачи. Технологическая долина сегодня позволяет сделать следующий шаг в науке. Видимо, нужны новые формы. И нужен новый уровень задач.

— Ну все-таки далеко не все ученые в стране довольны своим положением…
— Ну, у нас по-прежнему «плач Ярославны» присутствует, что все плохо, все не так. На самом деле страна, в которой полторы сотни абсолютно конкурентоспособных исследовательских центров и университетов нормально работают, способна реализовать серьезные проекты. Мы можем сколько угодно сетовать на то, что у нас процент финансирования от ВВП не такой, как, например, в Финляндии или в Израиле. Но мы должны помнить, что масштаб нашей страны и масштаб нашей науки — не в удельном выражении, а в абсолютном — все-таки позволяют нам рассчитывать на большее. Поэтому те вопросы, которые мы перед собой ставим сегодня, они появились не только потому, что мы «взбодрились», а потому, что появились объективные возможности для решения вот этих задач.

Сейчас многие исследователи говорят о подземных базах пришельцев, где они могут безнаказанно проводит свои ужасные эксперименты над биологическими видами планеты. До сего времени такие заявления считали выдумкой уфологов, но реальные доказательства их деятельности находятся в архивах секретных документов.

В 60-х годах американская пресса писала о загадочном происшествии с Дэном Хенриксоном, отправившимся в горы вместе со своими товарищами. Молодой человек немного отстал от группы и заметил странных существ, забравших его с собой в космический корабль, после чего он потерял сознание. Очнулся свидетель события в темном помещении, где находились пришельцы, имеющие большие глаза на голове и четыре пальца на конечностях. От такого шока турист снова оказался без чувств и уже пришел в себя возле входа в пещеру. Она вместе с другими аналогами составила настоящий подземный лабиринт, но сотрудники полиции смогли отыскать пропавшего человека, тело которого покрывали непонятные порезы. Он сразу сообщил, что 3 дня провел на внеземной базе, после чего многие уфологии заподозрили, что инопланетяне скрываются здесь от людей.

Аналогичный случай произошел возле Бишопа, когда супруги, увлекающиеся спелеологией, нашли в пещере странный зал с надписями на стенах, освещаемый светом, проникающим сквозь отверстия. Они решили заглянуть туда, после чего ужасные звуки, напоминающие сирены, наполнили все пространство. Перед обмороком пара заметила открывающуюся дверь, после чего очнулась без оборудования возле входа. Британский исследователь Тимоти Гуд после своих экспедиций в Пуэрто-Рико написал ряд книг, посвященных пришельцам. Он выяснил, что жители часто замечали их, выходящих из земных недр, а также быстро исчезающих во время встреч с землянами. Карлос Меркада даже побывал на их подземном заводе, где заметил странные аппараты. Гуманоиды рассказали, что это части для их обслуживания, а сами они изучают жизнь на планете.

Тибетцы тоже сталкиваются с НЛО, вылетающими на поверхность возле Ладакха, где горный перевал контролирует Индия и КНР. В этом месте тоже есть космическое убежище внеземных гостей, что подтверждает ряд интересных фактов. В 60-х годах страны после долгого конфликта решили отменить свои претензии по поводу территории, что могло быть результатом тайного соглашения между властями и пришельцами. Сейчас в закрытой зоне кроме военных живет немногочисленное население, а в 2012 году это место пострадало от сильного землетрясения. Тогда многие люди говорили о возросшей активности аппаратов возле своей базы перед такими событиями. ВВС двух стран послали сюда самолеты, у которых кроме отключения двигателей выходили из строя все приборы. Затем индийское ТВ показало репортаж, и зрители увидели НЛО в форме треугольников, за которыми несся военный транспорт людей, готовый уничтожить любое препятствие на пути инопланетян. СМИ обвинили чиновников в таком соглашении и предположили, что страны защищают их в обмен на новые технологии.

Теперь можно обратить внимание на базу Дульце, где в подземных лабораториях пришельцы проводят свои опыты над людьми и животными. С 70-х годов кроме массового исчезновения скота, у выживших особей было замечено аномальное содержание калия в организме. Когда Джеймс Бишоп опубликовал свои материалы, касающиеся посещения объекта вместе с членами группы, он описал существ, напоминающих скандинавов, а также мог подойти к месту в каньоне, откуда вылетали НЛО. Джону Лиру удалось побывать в недрах земли и поговорить с существами, рассказавшими свою историю. Оказалось, что военные захватили их реактор, работавший на водороде, без которого они не могли покинуть Землю. Тогда гуманоиды захватили 44 людей и потребовали вернуть им украденный прибор, но вместо этого сюда прибыли спецслужбы. В результате все они погибли или пропали без вести, а база находится в полном распоряжении внеземных гостей.

В 80-х годах пресса опубликовала 30 материалов с базы, переданных Томасом Кастелло. Бывший сотрудник указал, что она имеет 7 уровней и 100 выходов из подземного лабиринта, а сотрудниками являются люди, работающие вместе с гуманоидами. Целью их опытов стало создание гибрида людей с космической расой, а также получение контроля над разумом. Внизу построены морозильные камеры с телами жертв и их органами, а также лежат эмбрионы, полученные после скрещивания. Его коллега Фредерик Атуотер добавил, что внеземная колония занимает огромную территорию, соединенную проходами. Американские власти прекрасно знают о таких экспериментах, но предпочитают молчать из-за получения новых знаний.

Инженеру Филу Шнайдеру довелось принять участие в подземном сражении и рассказать людям правду во время своих выступлений, но спецслужбы после пыток задушили свидетеля событий. Подземные базы для пришельцев создавались военными с 40-х годов, после чего команда президента подписала с ними договор о сотрудничестве. Гуманоиды могли использовать биологические виды для опытов, но они открыли военным технологии, способные вызвать искусственное землетрясение. Они были апробированы на Сан-Франциско и японском городе Коба, причинив намного больше разрушений, чем природный аналог. Также этот человек утверждал, что в 70-х годах из выделений внеземных существ генетики создали вирус СПИДа, но что в действительности происходит в таких местах? Уже известно о 130 объектах, находящихся на территории страны, так что ничто не может помешать гуманоидам в будущем, захватить планету.