Илья Ефимович Репин хорошо знал Льва Толстого. Когда Репин жил в Москве, в переулочке рядом с Плющихой, Толстой, тоже живший неподалеку, сам пришел к художнику познакомиться (к большому удивлению и переполоху в семействе Репиных). Знакомство вылилось в большую дружбу. Репин бывал у Толстого в Ясной Поляне, делал множество зарисовок с натуры и оставил очень интересные портреты писателя.

Репин И.Е. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне 1887
(Государственная Третьяковская галерея)

Репин сам в своих воспоминаниях сказал, как создавались подготовительные материалы к картине и какой жизненный факт отобразил он. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку... Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы... Шесть часов, без отдыха, он бороздил сохой черную землю, то поднимаясь в гору, то спускаясь по отлогой местности к оврагу. У меня в руках был альбомчик, и я, не теряя времени... ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа... А великий оратаюшка все так же неизменно методически двигался взад и вперед, прибавляя борозды. Менялись только тени от солнца да посконная рубаха его становилась все темнее и темнее, особенно на груди, на лопатках и плечах от пота и черноземной садившейся туда пыли».
Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Так, когда П.М.Третьяков высказал мнение, что неудобно изображать Толстого за плугом, это, мол, будет похоже на рекламу, и что-де с прежних писателей подобных картин не писали, Репин ответил, что он никогда в жизни с этим не согласится: «А что не писали этюдов с натуры с прежних гениев - это очень жаль.


Лев Николаевич Толстой на пашне Ясная Поляна Фотография В.Г.Черткова 1908



Лев Толстой в Ясной Поляне в кругу семьи


Репин И.Е. Лев Толстой за роялем с дочерью А.Л.Толстой 1908 (воспроизведено с антикварной открытки)


Лев Толстой босой, 1891

Характер портрета в определенной манере отражает духовные искания писателя: в то время он стремился к «опрощению», нередко занимался крестьянским трудом. Находясь под большим впечатлением от общения с Толстым, Репин писал его дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп».

Художник лишь по прошествии десяти лет закончил портрет, в котором передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя. При всей естественной простоте образ Толстого исполнен той значительности, к которой стремился художник.

Репин И.Е. Л.Н.Толстой босой 1901
(Государственный Русский музей)

Репин И.Е. Семейный портрет С.А. и Л.Н.Толстых

Репинская иконография Льва Николаевича Толстого, нам известная, насчитывает 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям; кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Огромная и великолепная картинная галерея! Вряд ли найдется другой художник в мире, который так последовательно воспроизводил бы в своих произведениях облик одного человека.

История в художественных образах (Л.Н.Толстой)

Писатель Л.Н. Толстой в конце XIX - начале ХХ века стал для России своеобразной "совестью нации": к нему прислушивались, с ним советовались, ему подражали. Его публицистические работы и взгляды на жизнь вызывали в обществе бурные дискуссии. 20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года стало настоящей трагедией для людей России: в Астапово и Ясную Поляну приходили тысячи телеграмм с выражением глубочайшей скорби, а в ряде городов состоялись рабочие и студенческие демонстрации в память о писателе. М.Горький писал: "Умер Лев Толстой. Получена телеграмма, и в ней обыкновеннейшими словами сказано - скончался. Это ударило в сердце, заревел я от обиды и тоски, и вот теперь, в полоумном каком-то состоянии, представляю его себе, как знал, как видел, - мучительно хочется говорить о нем. Представляю его в гробу, - лежит, точно гладкий камень на дне ручья... И руки наконец спокойно сложены - отработали урок свой каторжный..." И это только один отзыв, а их было великое множество - вся культурная Россия переживала и плакала. В память о Толстом было создано несколько музеев - в Москве и в Ясной Поляне, и неизменный интерес вызывают художественные портреты этого замечательного художника слова. И.Н.Крамской, И.Е. Репин, М.В. Нестеров, Л.О. Пастернак, Н.Н. Ге и другие, русские и зарубежные художники, неоднократно обращались к образу Льва Николаевича Толстого, создавая в отдельных случаях даже целые серии работ. Многие картины имеют свою историю, подчас необычную и курьезную.

Крамской И.Н. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого 1873

Иван Николаевич Крамской стал первым среди своих собратьев, создавшим живописный образ писателя, и выполнен он был в эпоху написания Толстым романа "Анна Каренина". Художник одновременно писал два портрета: один находится в Третьяковской галерее в Москве, второй в Яснополянском доме-музее. С.А. Толстая в записках "Моя жизнь" писала: "Несколько раз пытался Крамской исполнить желание Треьякова, но Лев Николаевич упорно отказывал. Наконец сам Крамской приехал, и очень понравился Льву Николаевичу. Лев Николаевич согласился, но позировать не обещал и, кроме того, поставил в условие, что Крамской напишет копию для нас за плату, которую сам назначит.. ." Сеансы проходили в Ясной Поляне почти ежедневно с 6 сентября по 3 октября, со спорами и рассуждениями об искусстве.

Крамской И.Н. Портрет Л.Н. Толстого 1882

В 1882 году И.Н. Крамской повторил свой знаменитый портрет Л.Н.Толстого для каталога Всероссийской выставки, проходившей в Москве в то время в специальной графической технике, предназначенной для воспроизведения методом фотолитографии. Представленная работа - графическая интерпретация живописного портрета, находящегося ныне в Третьяковке.

Ге Н.Н. Портрет Л.Н.Толстого 1884
(Государственная Третьяковская галерея)

Еще один из самых известных портретов Л.Н.Толстого - портрет работы художника Николая Николаевича Ге, написанный в 1884 году. После общения с Толстым, Ге стал последователем его нравственно-философского учения. Став чуть ли не членом семьи писателя, Ге за ковригу хлеба или вообще задаром клал печи крестьянам, почти разорвал отношения со своей семьей. Такова была сила воздействия на людей мыслей Льва Николаевича Толстого.

Репин И.Е. Портрет писателя Л.Н.Толстого 1887
(Государственная Третьяковская галерея)

Лев Толстой позирует И.Е.Репину

Самая большая серия портретов Льва Николаевича Толстого принадлежит кисти Ильи Ефимовича Репина. Их знакомство состоялось в октябре 1880 года, когда мастерскую художника в Большом Трубном переулке посетил, приехавший на несколько дней из Ясной Поляны в Москву, Лев Николаевич Толстой. Однако, по воспоминаниям современников Репин долго не решался начать писать портреты писателя и лишь в 1887 году на свет появилась первая его живописная работа - портрет Л.Н. Толстого с книгой в руке.

Репин И.Е. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне 1887
(Государственная Третьяковская галерея)

Лев Николаевич Толстой на пашне Ясная Поляна Фотография В.Г.Черткова 1908

Тогда же появилась и серия рисунков, изображающих Льва Николаевича пашущим. Эти зарисовки послужили впоследствии Репину материалом для создания картины "Толстой на пашне". Однако эта работа художника не очень понравилась домашним писателя, особенно Софье Андреевне, посчитавшим, что Репин обнародовал интимную сторону жизни писателя.

Лев Толстой в Ясной Поляне в кругу семьи

Репин И.Е. Лев Толстой в розовом кресле 1909

Репин И.Е. Лев Толстой за роялем с дочерью А.Л.Толстой 1908 (воспроизведено с антикварной открытки)

Нерадовский П.И. Толстой за роялем. Никольское-Обольяново Январь 1895

(Дом-Музей Толстого в Хамовниках, Москва)

Через всю жизнь Л.Н.Толстой проносит любовь к классической музыке, к русской народной песне и пляске. Не оттого ли так прекрасны описания сцен пребывания Наташи Ростовой на охоте с последующим отдыхом среди близких в простых деревенских условиях. Сын писателя, Сергей Львович, вспоминал: "В 70-х годах Толстой сам увлекался музыкой до того, что играл по три-четыре часа в день. Впечатление от его игры - одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в четыре руки с матерью ". Позже в этом действе участвовали все члены семьи и гости. Толстой любил слушать музыку и пение, сидя в глубоком вольтеровском кресле, которое сейчас можно увидеть в гостиной у рояля в доме-музее в Ясной Поляне. В этом-то кресле и изобразил Репин Толстого на портрете 1909 года "Л.Н.Толстой в розовом кресле". В также есть несколько рисунков Репина и других художников, изображающих Толстого за роялем.

Репин И.Е. Эскиз-рисунок Л.Н. Толстой в комнате под сводами

Репин И.Е. Лев Толстой в комнате под сводами 1891

"Комната под сводами" - одно из помещений яснополянского дома, которое более двадцати лет было рабочим кабинетом великого писателя. Здесь созрел план и было написано начало "Войны и мира". Здесь с 1887 по 1902 годы он пишет "Живой труп", "Воскресение", "Хаджи-Мурата" и многие другие свои произведения. В 1891 году И.Е.Репин в этой комнате работал без устали с натуры над своей картиной "Толстой в яснополянском кабинете под сводами". "Я послушался Илью Ефимовича и пошел за ним. Лев Николаевич уже сидел в своей комнате у окна и писал. Меня поразила обстановка, среди которой работал Лев Николаевич. Старинный подвал напоминал средневековую келью схимника. Сводчатый потолок, железные решетки в окнах, старинная мебель, кольца на потолке, коса, пила - все это имело какой-то таинственный вид. Сам Лев Николаевич в белой блузе, сидит поджав ногу, на низком ящике, покрытом ковриком, напоминая какого-то сказочного волшебника..." - так писал в своих воспоминаниях "Как я работал в Ясной Поляне" скульптор И.Я.Гинцбург.

Репин И.Е. Л.Н.Толстой босой 1901
(Государственный Русский музей)

В 1891 году И.Е. Репин пишет Л.Н. Толстого в лесу, на молитве, в длинной белой рубахе и босиком. Эта каритна вызвала настоящий фурор, который закончился довольно курьезным скандалом. Не буду здесь повторяться, а просто отошлю заинтересовавшихся читателей к ранее написанному материалу про эту картину вот сюда: Л.Н.Толстой босиком и без штанов (о пиаре в искусстве)

Репин И.Е. Студийные наброски зарисовки Л.Н.Тостого 1891

Репин И.Е. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу 1891
(Государственная Третьяковская галерея)

Репин И.Е. Л.Н.Толстой за работой у круглого стола 1891

Репин И. Е. (?) Лев Толстой за работой 1909

Репин И.Е. Лев Николаевич Толстой за работой 1887

Репин И. Е. Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете

Репин И.Е. Портрет Л.Н.Толстого 1891

Репин И.Е. Семейный портрет С.А. и Л.Н.Толстых (к сожалению в цвете портрет обнаружить не удалось)

Репин И.Е. Лев Николаевич Толстой за чтением 1891

О репинских работах можно писать бесконечно - как известно одних только портретов Л.Н.Толстого в разные годы им создано 12 (а по другим данным целых 40), кроме того сделано множество рисунков, эскизов. Выполнены были также иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого и портреты членов семьи.

Пастернак Л.О. Лев Толстой в кругу семьи в "Ясной Поляне"

Пастернак Л.О. Портрет Л.Н. Толстого 1908

Пастернак Л.О. Лев Толстой

Л.О. Пастернак - художник создавший также целую серию зарисовок и портретов Л.Н. Толстого. Он же выполнил большое количество иллюстраций к его произведениям. В 1898 году он работал в яснополянском доме, выполняя иллюстрации к роману "Воскресение". Чуть позже появятся и его известные работы, где Толстого можно увидеть в кругу семьи или за работой.

Еще несколько портетов Л.Н.Толстого русских художников

Нестеров М.В. Портрет Л.Н.Толстого 1907

Нестеров М.В. Портрет Л.Н.Толстого 1918
(Сумский художественный музей)

Мешков В.Н. Лев Толстой в яснополянской библиотеке 1910

Хазин С. Портрет Л.Н.Толстого 1900

Работа художника Хазина очень необычна - хранится она в музее г. Слободского Кировской области. Это графика, но какая! При внимательном рассмотрении на слегка растушеванной плоскости бумаги появляются бисерные слова, складывающиеся в строки. Строки знаменитой "Крейцеровой сонаты" создают графику портрета. Сделан этот рисунок художником С. Хазиным в Одессе на рубеже веков.

С.М. Прокудин-Горский Л. Н. Толстой. Единственный цветной фотопортрет писателя Л.Н.Толстого. И первый цветной фотопортрет в России. Ясная Поляна Май 1908

"Прилагаемый при настоящем номере портрет Гр. Л. Н. Толстого исполнен мною 23 мая 1908 года и является единственным портретом, сфотографированным в красках непосредственно с натуры. Несмотря на некоторые неблагоприятные условия фотографирования, вследствие проходившего в мае месяце циклона, который принуждал в значительной мере увеличить время экспозиции, я тем не менее мог ограничиться экспозицией всего в шесть секунд, включая сюда и время, потребное для передвижения очень большой кассеты. Съемка была сделана один раз, и кассета была доставлена мною на руках в Москву, где только было возможно вынуть из нее пластины для упаковки их. Проявление пластин произведено в Петербурге...

Мысль снять в большом размере портрет Гр. Л. Н. Толстого пришла мне в голову совершенно случайно, и работа эта выполнена мною скорее по настоянию моих друзей, чем по моей личной инициативе... Сравнительная слабость здоровья с одной стороны и преклонный возраст, в совокупности с постоянной работой и различными посещениями Льва Николаевича, не позволили мне сделать какой-либо предварительный опыт съемки и потому пришлось возложить надежду главным образом на свой многолетний опыт и чувствительность пластин.

Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования, оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича. Супруга Льва Николаевича, София Андреевна принимала с своей стороны все меры, дабы способствовать успеху этой работы, за что приношу ей искреннее спасибо.

В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы сохранить всю ценность подлинности воспроизведения ."

С. Прокудин-Горский

Творчество Льва Николаевича Толстого не прошло мимо и иностранных художников. Его портреы писалки как современники, так и ныне живущие художники. У них, конечно, свое представление о писателе, и поэтому некоторые работы выглядят несколько необычно, но и они имеют право на существование.

Ян Стыка (Jan Styka) Портрет Л.Н. Толстого 1908 и Лев Толстой обнимающий Христа

Ян Стыка (Jan Styka) На дороге к бесконечности

Ян Стыка (Jan Styka) Лев Николаевич Толстой 1910

Пабло Пикассо Лев Николаевич Толстой 1956

Маурисио Лазански (Mauricio Lasansky) Портрет Л.Н.Толстого 1986

Мейсенский фарфор Портрет Л.Н. Толстого 1972

Как было написано уже выше - дореволюционная Россия буквально молилась на Льва Толстого. Это подтверждает целая серия художественных открыток и фотографий, выпускавшихся огромными тиражами. Многие из них кроме того имели еще и образовательный характер - знакомили зрителей с мудростью великого старца.

Две открытки - Лев Толстой и его мысли о жизни 1910

Л.Н.Толстой художественная открытка

Художественная открытка - Л.Н.Толстой среди яснополянских детей

Открытка - Жизнь Л.Н.Толстого

Две самых последних предсмертных фотографии Л.Н.Толстого

"Он завещал похоронить себя на Яснополянском кургане, где играл в детстве.Там основал он с братьями «орден для спасения мира»; в кургане зарыл какую-то зеленую палочку, веря, что, когда ее отроют, «наступит на земле царство Божие».

Если это — легенда, то глубочайшая сущность его выражается в ней: детство, как царство Божие. «Если не обратитесь и не станете как дети, не можете войти в царство небесное».

Он исполнил этот завет: стал как дитя, чтобы войти в царство Божие. Этим начал и этим кончил жизнь.

За что мы все так вдруг полюбили его или, вернее, узнали, что любим? За то, что он—дитя Божье. Мы все хотим быть детьми, тоскуем о детстве, как будто о прошлом, а на самом деле о будущем, золотом веке. И как же нам не любить того, кто показал, что есть еще детство в мире, а, значит, и царство Божие на земле будет!

Да, всю жизнь был дитя. Потому-то и был так счастлив. Чем дети счастливее взрослых? Мы трудимся; дети играют. Мы спорим о Боге; дети молятся. Мы знаем; дети любят.

Он всю жизнь, как дитя, играл, молился и любил. Сначала играл в божественную игру искусства; потом оставил игру, чтобы молиться; наконец оставил молитву, оставил все, чтобы любить. И умер за любовь. «На свете миллионы страдающих людей. Зачем же вы все — около меня одного?»

Помянуть его нельзя никакими словами. Чтобы помянуть это Божье дитя, надо самим стать как дети. Мы себя не обманываем: знаем, как трудно это, почти невозможно для нас; знаем, какие все мы взрослые, сложные, скорбные, грешные… А все же попробуем. Если нам и не удастся, то самое усилие зачтется ."

Дмитрий Сергеевич Мережковский

("БЫЛО И БУДЕТ. ДНЕВНИК 1910-1914" Глава "Зеленая палочка")

P.S. Все изображения кликабельны и большая часть увеличивается до большого размера.

Айна Леон.
Офицер Толстой на Кавказе.

Я должна вернуться назад и рассказать о появлении графа Льва Николаевича Толстого в кружке «Современника». Он был тогда еще офицер и единственный сотрудник «Современника», носивший военную форму. Его литературный талант настолько уже проявился, что все корифеи литературы должны были признать его за равного себе.

Впрочем, граф Толстой был не из робких людей, да и сам сознавал силу своего таланта, а потому держал себя, как мне казалось тогда, с некоторой даже напускной развязностью.

Я никогда не вступала в разговоры с литераторами, когда они собирались у нас, а только молча слушала и наблюдала за всеми. Особенно мне интересно было следить за Тургеневым и графом Л. Н. Толстым, когда они сходились вместе, спорили или делали свои замечания друг другу, потому что оба они были очень умные и наблюдательные.

Мнения графа Толстого о Тургеневе я не слышала, да и вообще он не высказывал своих мнений ни о ком из литераторов, по крайней мере, при мне. Но Тургенев, напротив имел какую-то потребность изливать о всяком свои наблюдения.

Когда Тургенев только что познакомился с графом Толстым, то сказал о нем:

Ни одного слова, ни одного движения в нем нет естественного! Он вечно рисуется перед нами, и я затрудняюсь, как объяснить в умном человеке эту глупую кичливость своим захудалым графством!

А. Я. Панаева. Воспоминания. Москва, «Правда». 1986.

Иван Николаевич Крамской.
Портрет Л. Н. Толстого.
1873.

Графу Л. Н. Толстому

Как ястребу, который просидел
На жёрдочке суконной зиму в клетке,
Питаяся настрелянною птицей,
Весной охотник голубя несёт
С надломленным крылом – и, оглядев
Живую пищу, старый ловчий щурит
Зрачок прилежный, поджимает перья
И вдруг нежданно, быстро, как стрела,
Вонзается в трепещущую жертву,
Кривым и острым клювом ей взрезает
Мгновенно грудь и, весело раскинув
На воздух перья, с алчностью забытой
Рвёт и глотает трепетное мясо, -
Так бросил мне кавказские ты песни,
В которых бьётся и кипит та кровь,
Что мы зовём поэзией. – Спасибо.

Афанасий Фет.
Конец октября или начало ноября 1875.

Иван Николаевич Крамской.
Портрет Льва Толстого.
1873.

Мистики считают, - говорит А. Ф. Охатрин, - что любой человек способен оказывать энергоинформационное воздействие на свой образ во время нервных потрясений. Но самое сильное воздействие бывает во время смерти. Недаром Лев Толстой считал её важнейшим событием, к которому надо готовиться всю жизнь.

Станислав Зигуненко. Запрограммированные убийцы. Книга тайн-3. Москва, «Мистерия». 1993.

Айна Леон.
Портрет Л. Н. Толстого.

До пятидесяти лет был первый Толстой – чистый гений. А после пятидесяти лет был второй Толстой – помешанный гений, душевнобольной. Вот этого-то второго Толстого и отлучили от церкви. И этого же второго Толстого расхваливал Ленин, говоря, что это зеркало русской революции.

Гр. Климов. Князь мира сего. Имя мое легион. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1995.

Николай Николаевич Ге.
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого.
1884.

Как известно, Толстой считал, что успехи науки и техники не приносят добра людям – «они только увеличивают власть богатых над порабощенными рабочими и усиливают ужасы и злодейства войн»; путь прогресса он видел в религиозно-нравственном самоусовершенствовании людей…

Говорят, что Толстой как-то сказал о Мечникове: «Он милый, простой человек, но как бывает у людей слабость – другой выпивает, - так и он со своей наукой!.. Как вы думаете, сколько ученые насчитали разных видов мух? Семь тысяч! Ну где же тут найти время для духовных вопросов!»

Б. Токин. Мечниковы в Ясной поляне. «Наука и жизнь».

Илья Ефимович Репин.
Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне.
1887.

Не успели мы усесться, как опять пришел Л. Н., неся поднос со своим кофе и хлебом. Он сказал, что хочет посидеть с нами и выпьет кофе здесь, а не у себя, как обыкновенно это делает. Стали говорить о гигиеническом режиме о вегетарьянстве. Л. Н. говорил, что теперь ему было бы немыслимо уже есть говядину и что даже вид ее вызывает в нем отвращение. Из нерастительной пищи он ест только яйца и кислое молоко. Вина пьет несколько глотков, как лекарство, по настоянию доктора…

Потом пошли мы на село. Видимо, крестьяне вполне зажиточные: почти все избы – кирпичные и на некоторых даже железные крыши. При встрече все крестьяне останавливались, дружелюбно разговаривали, сообщали свои семейные и сельские новости и т. д. Сейчас видно, что отношения у них с Толстыми – самые хорошие, без всякой слащавости или неискренности с какой бы то ни было стороны.

Школа, оказывается, только сельско-приходская, очень скверная. Как это ни парадоксально, но Толстым не разрешается иметь своей школы из-за дурного влияния идей Л. Н.

Вернулись мы около 12 часов, к завтраку, и в саду навстречу шла нам Софья Андреевна, жена Л. Н. Она высокая, полная, еще красивая женщина, очень моложавая. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Встретила она нас очень любезно и стала говорить о том, что Л. Н. теперь в отличном периоде, бодр и спокоен. Затем сказала, что, вероятно, мы о ней слышали много дурного; всюду распространено мнение, что Л. Н. – небо, а она – земля. Но что поневоле будет так, когда надо же кому-нибудь заботиться о материальной стороне, которая дала бы возможность тому же Л. Н. спокойно работать, без мысли о зарабатывании, мысли, которая неизбежно имела бы дурное влияние на его произведения, так как он пишет медленно и долго и должен иметь спокойствие духа, мочь делать это. Кроме того – у них 23 внука! Поэтому ей приходится всем – и хозяйством, и изданиями – заниматься самой. Весь день поглощена она этим. По ночам же – до 3-х час. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года.

К завтраку опять пришел Л. Н. Ел он овсянку, картофель, кислое молоко и компот.

Стали говорить о литературе,.. Л. Н. доказывал, что писать в форме романа опасно, в том отношении, что романтическая сторона часто затемняет основную нравственную идею, так как большинство читателей обращает внимание на эту сторону, и часто, еще хуже, на одну чувственную. Таким образом результат достигается как раз обратный.

Как искусство, так и науку, Л. Н. признает только, поскольку они служат для объединения людей в добре. По этому поводу мы заговорили об Анне Карениной и были ужасно поражены, когда Л. Н. сказал, что, признаться, забыл ее содержание!!! Если бы не вполне простой и искренний тон, каким он сказал это, то не верилось бы.

После завтрака мы поехали к друзьям и соседям – к Чертковым. Туда Л. Н. сам правил, а назад он пересел на лошадь, на кот. Ехал раньше его сын. Ездит он великолепно, как юноша (он даже перескакивал через широкую канаву! Накануне он ездил верхом в Тулу – туда и назад 30 верст).

К 5 часам мы вернулись в Ясную Поляну и Л. Н., по своему обыкновению, лег спать до 6 час., когда обедают. В это время Соф. Андр. показала нам весь дом…

Дом Толстых похож на все помещичьи дома средней руки, но выделяется своей простотой. Мебель самая необходимая, старая, лишь бы на чем было сидеть. Никакого стремления ни к роскоши, ни даже к изяществу. Все – и стены, и полы, и обстановка, видимо, бесконечно давно не были возобновлены и стоят так, пока совсем перестанут быть годными. Как все это далеко от того, что рассказывают про роскошь и непоследовательность Толстого!

Письмо Ольги Николаевны Мечниковой Вере Александровне Чистович . «Наука и жизнь».

Илья Ефимович Репин.
Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне.
1887.

Одним из самых усердных читателей «Робинзона» был Толстой. С книгой Дефо он фактически не расставался всю жизнь. По заданию Толстого один из учителей яснополянской школы сделал краткий пересказ «Робинзона», Толстым опубликованный. Толстой не только читал «Робинзона», он старался «робинзонить» (выражение Руссо) на деле. Простая трудовая жизнь – вот что привлекало Толстого в судьбе Робинзона, который был для Толстого примером «нормального человека».

М. и У. Урновы. Робинзон Крузо. (Даниель Дефо. Робинзон Крузо. История полковника Джека. Кишинев, «Лумина». 1981.)

Илья Ефимович Репин.
Портрет писателя Л. Н. Толстого.
1887.

Кстати, скажите мне, кто, по-вашему, изобрел теорию концлагерей?

Ну, пожалуй, ГПУ или НКВД, - раздалось из аудитории. – Или попозже в Гестапо.

Нет, товарищи, теорию концлагерей разработал не Дзержинский и не Ягода, не Гитлер и не Гиммлер. Философскую подоплеку концлагерей подсказал не кто иной, как великий гуманист земли русской Лев Николаевич Толстой. Если вы почитаете его философствования, то найдете там и проповедь «лечения трудом». Исходя из этого, граф Толстой надевал крестьянские лапти и ходил за сохой или сам тачал сапоги. Ничего нового или оригинального он не выдумал. Это уже давным-давно применялось в монастырях: тяжелый труд и суровая жизнь, что умерщвляет плоть, но спасает душу. А граф Толстой действительно нуждался в спасении души: на старости лет у него зашел ум за разум, и он немножечко помешался.
- Когда революционеры сотнями убивали царских губернаторов, графов и князей, тогда граф Толстой молчал, как рыба. Но когда царское правительство по суду повесило несколько этих революционеров-убийц, тогда великий гуманист Толстой вдруг разразился на весь мир статьей-истерикой «Не могу молчать». Почему? Где логика? Да потому, что граф Толстой прекрасно знал, что эти революционеры такие же душевнобольные выродки, как он сам, его собратья. Кстати, скажите мне, где был первый советский концлагерь?

На Соловках, - сказал кто-то.

Да, на базе знаменитого Соловецкого монастыря. Вот вам прямая связь между монастырями и концлагерями. Лев Толстой удостоился похвалы от самого товарища Ленина в статье «Толстой, как зеркало русской революции». Само название говорит, какую роль сыграл граф Толстой в подготовке этой революции, которая уничтожила монастыри, но зато создала концлагеря. Если бы Толстой не умер, то по закону единства и борьбы противоположностей сидеть бы ему в одном из этих лагерей. И таскали бы там его за бороду: «Ну, как, граф? За что боролись – на то и напоролись?»

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 75.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете.
1887.

Рядом с комплексом вины и саморазрушения идет комплекс кастрации, служащий психологической мотивировкой секты скопцов. Ведь можно было бы просто уйти в монахи, а не заниматься варварским членовредительством. Этими скопцами очень интересовался Лев Толстой, который под конец проповедовал умерщвление плоти, а в реальной жизни наплодил 13 детей.

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 97.

Илья Ефимович Репин.
Портрет Л. Н. Толстого.
1891.

В своем дневнике от 12 июня 1900 г. Толстой пишет: «Я серьезно убежден, что миром управляют совсем сумасшедшие. Несумасшедшие или воздерживаются или не могут участвовать».

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 159.

Илья Ефимович Репин.
Этюды Л. Н. Толстого.
1891.

Затем Нордау берется за великого писателя земли русской Льва Толстого и пишет: «Какими бы достоинствами ни отличался художественный талант Толстого, своею мировой славою и влиянием на современников он обязан не ему. Его романы были признаны замечательнейшими произведениями литературы: и, тем не менее, в продолжение десятилетий «Война и мир» и «Анна Каренина» почти не имели читателей за пределами России, и критика восторгалась автором только с большими оговорками… Только появившаяся в 1889 году «Крейцерова соната» разнесла его имя по всем углам земного шара; небольшой рассказ переведен был на все европейские языки, издан в сотнях тысяч экземпляров; миллионы людей страстно зачитывались им. Начиная с этого момента, общественное мнение Запада поставило его в первые ряды современных писателей; его имя было у всех на устах… «Крейцерова соната», как художественное произведение, далеко ниже большей части его романов и рассказов; тем не менее, славу, не дававшуюся так долго автору «Войны и мира», «Казаков» и «Анны Карениной», она завоевала одним ударом…»

В чем же загадка этой «Крейцеровой сонаты»? Там муж убивает жену якобы из ревности к любовнику. Но психоаналитики, почитав этот рассказ, усмехаются и говорят, что муж был влюблен вовсе не в свою жену, а в ее любовника. И поэтому он кокнул свою жену не из ревности к ней, а из ревности к любовнику. Все наоборот – как 69. Знаете, 69 способов быть несчастным. Поэтому этот рассказ стоит во всех справочниках психопатологии, как яркий пример латентного или подавленного гомосекса. Кстати, жена Толстого терпеть не могла этот рассказ…

Доктор Нордау считает, что основную славу Толстому принесли не его романы, а его философия – больная философия, так называемое «толстовство», где основная заповедь – «непротивление злу насилием», то есть: «Не противьтесь пороку, не судите, не убивайте. Долой, таким образом, суды, войска, тюрьмы, подати»…

«Существенным пунктом учения Толстого о нравственности является умерщвление плоти. Всякое сношение с женщиной нечисто; брак – такое же греховное дело, как и свободное сожительство между двумя полами. «Крейцерова соната» воспроизводит это учение в художественных образах. Убийца из ревности Позднышев говорит: «Медовый месяц! Ведь название-то одно какое подлое!.. Это нечто вроде того, что я испытывал, когда приучался курить, когда меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их и делал вид, что мне приятно».

Затем Позднышев, устами которого проповедует Толстой, признается, что «его считают сумасшедшим». Кстати, образ жены Позднышева Толстой списал со своей собственной жены. Возможно, что это он описывал и свой медовый месяц – тянуло рвать и так далее.

В чем же дело? Толстого считают сверхмужчиной, у которого была целая куча детей. Но сам Толстой в своем дневнике от 29 ноября 1851 года, в возрасте 23 лет, пишет следующее: «Я никогда не любил женщину… но я довольно часто влюблялся в мужчин… Я влюбился в мужчину, еще не зная, что такое педерастия… Например, Дьяков – я хотел задушить его поцелуями и плакать. Это опубликовано во многих биографиях Толстого.

А жена Толстого все эти дневнички читала. Когда Толстому было уже за 80, а его жене за 60, взял он себе в секретари некого Черткова. А графиня бегает вокруг графа, во весь голос обвиняя его в педерастии – и грозится пристрелить чертова Черткова. И все это на глазах у их взрослых детей. Представляете себе – семейное счастье!

Потому-то в своем рассказе «Семейное счастье» Толстой уверяет, что мужчина и женщина, даже если они женятся по любви, после брака должны сделаться врагами. Толстой описывает дегенератов, но не говорит этого – и переносит эту мерку на всех людей. Вот вам и великий правдоискатель!..

Добавлю вам еще кое-что о Толстом. Известный немецкий писатель Стефан Цвейг в своей книге «Три певца своей жизни», анализируя жизнь Толстого, считает, что после 50 лет у Толстого началось то, что называется климактерическим психозом или климактерическим помешательством. Обычно эти психозы случаются у некоторых женщин в период, когда угасает деятельность половых желез. Но и у некоторых мужчин с надломленной психикой, где в душе перепутаны мужские и женские начала, этот период является как бы толчком, когда обостряются психические болезни, которые до этого как бы дремали в их душе…

Толстой хочет осчастливить весь мир. А самого близкого к нему человека, свою жену, он доводит до грани самоубийства и говорит, что она у него «камень на шее». Жена то хочет отравиться, то бегает в пруд топиться. А сам Толстой прячет от себя ружья и веревки, чтобы не застрелиться или не повеситься…

Весь мир восхищается необычайной добротой Толстого. А дети Толстого потом пишут в мемуарах, что его доброта хуже всякой подлости.

К концу жизни семейная жизнь Толстого напоминает сумасшедший дом. Наконец вызывают знаменитого психиатра Россолимо. Тот ставит диагноз: «Дегенеративная двойная конституция: паранойяльная и истерическая с преобладанием первой».

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 176.

Илья Ефимович Репин.
Л. Н. Толстой за работой у круглого стола.
1891.

В период своей «духовной трансформации» Толстой очень интересовался всяким сектантством – духоборами, скопцами, молоканами. Некоторые подумают, что секта молокан берет свое название от слова «молоко», но на самом деле это берет свое начало от греческого слова «малокой», что означает педерастию, о чем говорил уже апостол Павел.

Насчет скопцов можно сказать, что в психиатрии этому соответствует комплекс вины и кастрации, где люди таким варварским способом пытаются спастись от соблазняющего их дьявола.

Духоборы сейчас живут в Канаде и называют себя «Сынами свободы». Эти свободолюбы прославились в основном отказом посылать своих детей в школы, голыми маршами, взрывами и поджогами. В общем, канадскому правительству от них одни неприятности. А благодарить за это нужно никого иного, как великого человеколюбца Толстого, который играл главную роль в деле переселения «Сынов свободы» из России в Канаду и даже отдал на это весь свой гонорар за «Воскресение» - 40.000 рублей.

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 182.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой за чтением.
1891.

Сравнивая Толстого и Достоевского нужно отметить, что эволюция Толстого происходила от Бога к дьяволу, а у Достоевского как раз наоборот – от дьявола к Богу. Соответственно этому Достоевский умер счастливым, просветленным человеком. А жизнь Толстого перед смертью была сущим адом, где он все время носился с мыслью о самоубийстве.

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 268.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу.
1891.

Его навестили пасынки, графы Мусины-Пушкины, военные люди под тридцать лет, звенящие саблями и шпорами, строгие и внимательные. Они привели с собою и друга детства, графа Льва Толстого, доводившегося Горчакову троюродным племянником. Александр Михайлович завел с Левушкой речь о его «Севастопольских рассказах», подчеркнуто именуя их «очерками»… В ответ на критику автор отвечал:

Но мой «Севастополь в мае» прошел тройную цензуру, из восьмидесяти тысяч печатных знаков цензура выкинула тридцать тысяч. Как же при таком насилии писать правду?

Валентин Пикуль. Битва железных канцлеров. «Лениздат». 1978. С. 370.

Илья Ефимович Репин.
Л. Н. Толстой. Этюд.
1891.

Лев Толстой писал про свою жену, что она для него – камень на шее.

Гр. Климов. Протоколы советских мудрецов. Ростов-на-Дону, «Феникс». 1994. С. 56.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой в кабинете под сводами.
1891.

Лев Толстой 22 раза начинал писать роман из времен Петра Внликого и отказался наконец потому, сказал он, что «души этих людей для меня уже непонятны».

Илья Фейнберг. Читая тетради Пушкина. Москва, «Советский писатель». 1985. С. 451.

Леонид Осипович Пастернак.
За чтением рукописи (Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге в зале под сводами).
1893.

Могучий, независимый мыслитель Лев Толстой не подчинялся никаким авторитетам и всякий вопрос, всякую проблему передумывал по-своему. Некоторое время он сомневался в правильности учения Коперника и начал даже придумывать свою теорию движения Земли и планет. Желая обсудить свои построения с кем-нибудь из специалистов, он встретился как-то с Ф. Бредихиным. Выслушав Толстого, знаменитый астроном сказал ему: «Граф, пишите лучше свои повести, а заботы о планетах предоставьте нам».

«Граф, пишите лучше свои повести…». «Техника – молодежи» №9 1974.

Леонид Осипович Пастернак.
Л. Н. Толстой на Передвижной выставке.
1893.

12 февраля 1871 года – в семье Льва Толстого родился пятый ребенок – дочь Мария. «Роды были очень тяжелые, и мать, заболев родильной горячкой, была при смерти. Эта болезнь сильно повлияла на Софью Андреевну, ее пугала возможность повторения физических страданий при следующих родах, и у нее явилось желание избежать новой беременности. Такое решение жены было совершенно неприемлемо для Льва Николаевича. Брак без деторождения представлялся ему явлением уродливым, порочным, и у него возникла даже мысль о разрыве…»

В. Жданов. Любовь в жизни Толстого.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой за работой в кабинете хамовнического дома в Москве.
1893.

Илья Ефимович Репин.
Л. Н. Толстой босой.
1901.

Илья Ефимович Репин.

1901.

Леонид Осипович Пастернак.
Лев Толстой. Эскиз.
1901.

Леонид Осипович Пастернак.
Лев Толстой.
1901.

Леонид Осипович Пастернак.
Лев Николаевич Толстой с семьей в Ясной Поляне.
1902.

В. И. Плотников.
Портрет Льва Николаевича Толстого.
1978.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Л. Н. Толстой среди яснополянских детей.

Т. Л. Сухотина.
Толстой. Ясная Поляна.
1905.

Леонид Осипович Пастернак.
Портрет Л. Н. Толстого.
1906.

Михаил Нестеров.
Портрет Л. Н. Толстого.
1907.

Леонид Осипович Пастернак.
Портрет Л. Н. Толстого.
1908.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой в розовом кресле.
1909.

В. Н. Мешков.
Л. Н. Толстой в яснополянской библиотеке.
1910.

Василий Шульженко.
Лев Толстой.

06.07.2016

Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого»

Как известно, Илью Ефимовича Репина и Льва Николаевича Толстого связывала крепкая дружба, продлившаяся ни одно десятилетие. Будучи людьми образованными и интеллектуально развитыми, они любили спорить на всевозможные темы, часто выходя из себя, после чего, однако, примирялись и приходили к общему мнению. Много художников изображали Льва Николаевича на своих картинах, вот и Репин не смог обойти вниманием своего близкого друга. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Возможно, художник однажды застал друга за чтением и захотел обессмертить его благородный образ.

Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Фон за креслом писателя смазан и ничего не выражает, так как не несет в картине никакого смысла. Главное для художника - это тот уникальный момент, застывший в позе и выражении глаз писателя, момент задумчивости, причина которой так и останется загадкой. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Возможно, рисуя Толстого, Репин хотел передать характерные для его личности позу, выражение лица и задумчивый взгляд, которые не смогли подметить другие художники, оставив будущим поколениям гадать, о чем задумался писатель.

В отличие от своих предшественников, передвижники испытывали глубочайшую потребность, по словам Стасова, "написать лицо и облик того, кого они сами из значительных лиц увидали, узнали, поняли, оценили и захотели оставить в картине своей кисти для потомства". Они, как правило, не ждали заказов, не рассчитывали на щедрую плату и нередко сами просили, уговаривали людей, которых им хотелось запечатлеть.
В обширном ряду портретов Толстого, выполненых многими художниками, портрет работы Крамского – один из лучших. Портрет выполнен в спокойной темноватой живописной гамме. Толстой – в своей просторной серовато-синей рубахе-блузе, он сидит на просторном стуле, со сложенными на коленях руками. Композиция предельно проста, фон спокойный, нейтральный, ничто не заслоняет главного – выразительной головы Толстого с "мужицкими" чертами его типично русского лица и умными, проницательными глазами. Работа над портретом длилась менее месяца. И все это время между Толстым и Крамским шли оживленные разговоры об искусстве и жизни. Личность Толстого увлекла Крамского своей целеустремленностью, энергией, волей, могучим аналитическим умом и простотой внешнего облика: "На гения смахивает!" – говорил Крамской. Толстой и сам чрезвычайно заинтересовался беседами с Крамским и личностью художника, с интересом наблюдал и изучал его. Впечатления от этих бесед и наблюдений он, несомненно, использовал при создании образа художника Михайлова в романе "Анна Каренина", над которым в ту пору работал. Образ Михайлова отражает взгляды Крамского и даже сохраняет его облик.

"Чтобы написать портрет Льва Толстого для Третьяковской галереи, Крамской поселился в Козловке-Засеке, неподалеку от Ясной Поляны, и долго убеждал писателя, никак не соглашавшегося позировать.
– Я слишком уважаю причины, по которым вы отказываете в сеансах, – настойчиво повторял он Толстому, – но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее.
– Как так?
– Очень просто... Лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно...
"Написать его мне очень хочется", – признавался Крамской в письме Третьякову. И как же ощутимо это желание в замечательном портрете, где так правдиво и так проникновенно переданы и простота Толстого, и его мудрость. И как хорошо, что портрет был написан своевременно и что, кроме Толстого, седобородого патриарха, навсегда живым остался еще и этот – крепкий, скуластый, темноволосый, в синей рабочей блузе, со сверлящим, до глубочайших глубин проникающим толстовским взглядом." (Из книги: Наумович В.Л. Лицо времени. Детская лит. М.1965)

Крамской написал одновременно два портрета – для Третьякова, по заказу, и для семьи Льва Николаевича.
В большой зале усадьбы Толстого Ясная Поляна висит портрет писателя Л.Н. Толстого, созданный одновременно с портретом, ныне находящимся в Третьяковской галерее. Первый из живописных портретов Л.Н.Толстого. Написан по просьбе С.А.Толстой для семьи писателя. По свидетельству членов семьи, с натуры писались только лицо и руки, остальное – по памяти. Меньший холст, то есть портрет, хранящийся в ГТГ, был начат в четверг 6 сентября 1873 г. (упоминается в письме Крамского Третьякову от 15.09.1873) и в 3 сеанса художник добился поразительного результата. После этого он начал писать больший холст, то есть яснополянский портрет. 2-й портрет, по мнению Крамского, удался быстрее. Но в указанном выше письме Крамской признавался, что скоро и 1-й портрет он поправил настолько, что по общему отзыву он "стал лучше второго".

Ресурсы

ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО (1873) Крамской - Крамской.инфо

Альбом демонстрационного материала
с электронным приложением
«Л.Н. Толстой»

Комплектация: 20 постеров (30 x 42 см), методическое пособие

Нажмите на картинку для увеличения

1. Лев Николаевич Толстой
2. Предки Л.Н. Толстого
3. Родители. Ясная Поляна
4. Детство
5. Казань. Университет
6. На военной службе
6-а. Николай Николаевич Толстой (брат писателя). С дагерротипа. 1851
7. Севастопольские рассказы
8. Некрасовский «Современник»
9. Хозяин Ясной Поляны
9-а. Толстой на покосе. Рисунок И.Е. Репина. 1880
10. Школа Толстого
11. Софья Андреевна
12. Работа над романом «Война и мир»
13. Роман «Анна Каренина»
14–15. Театр Толстого. «Власть тьмы», «Плоды просвещения»
16. Роман «Воскресение»
17. Толстой и русская литература ХХ века
18. Толстой и российское общество
19. Толстой и мировая литература
20. Толстовские места России