Исследованиями, связанными с большим комплексом проблем, что относятся к социальной структуры общества, социальных групп социальных отношений в ней, призвана заниматься такая социологическая теория, как к теория социальной структуры (или социология социальной структуры.

В настоящее время существуют две влиятельные теории социальной структуры общества, разработаны. К. Марксом и. М. Вебером. Идеи этих исследователей стали большим вкладом в дальнейшее ее развитие

Согласно идей. Карла. Маркса, классы - это большие группы людей, которые имеют прямое отношение к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свою жизнь. Задолго до появления промышленности, средства произ водства непосредственно состояли из земли и инструмента (орудий труда).

В до индустриальном обществе существовало два класса: аристократы и дворяне; рабовладельцы, имевшие землю и рабов; классы, которые активно использовали в производстве землю, но не владели им - рабы и в свободные крестьян.

В индустриальном обществе появляются два новых класса: те, кто владеют средствами производства - промышленники или капиталисты и те, кто продает свой труд - рабочий класс или, по. Марксу, пролетарии а.

Маркс показал, что отношения между ними строятся на эксплуатации. В феодальном обществе эксплуатация принимает форму прямой зависимости одних людей от других. В капиталистическом обществе источники экспл луатации менее очевидные. Маркс уделяет большое внимание описанию их природы, раскрывая сущность неравенства, которая существует при капитализмезмі.

Кроме двух основных классов - того, кто владеет средствами производства, и того, кто ими не обладает,. Маркс иногда называет крестьянство третьим - промежуточным классом. Этот класс остался от предыдущего типа изде обництва.

Маркс уделяет внимание расслоению внутри классов. Примерами этого расслоения являются:

а) конфликты внутри высшего класса между банкирами-финансистами и промышленниками-капиталистами;

б) разница интересов между представителями малого бизнеса и обладателями крупных корпораций (обе эти группы относятся к классу капиталистов, хотя политика, которую проводят крупные бизнесмены, не всегда соотв знает интересам малого бизнеса)

) внутри рабочего класса существуют различия в условиях жизни большинства рабочих и тех, кто долгое время не имел работы и тд

Марксова концепция классов в своей основе сводилась к объективной структурной экономического неравенства в обществе

Мнения. Макса. Вебера формировались под влиянием теории. К. Маркса, но в подходе к рассмотрению теории классов их взгляды расходятся. Хотя. Вебер соглашался с. Марксом в том, что основой распределения обществ ва на классы есть объективные экономические условия, он рассматривает гораздо больше экономических факторов, влияющих на формирование классов. Согласно. Веберу, деление на классы существует не только за счет овладения человеком собственностью или осуществление полного или частичного контроля за средствами производства, но и за счет экономических различий * не имеющих прямого отношения к собственности. Таковы, например, нави ки и квалификация, которые определяют тип деятельности работника. Квалификация, наличие диплома, умения и навыки работника также являются основаниями деления общества на класскласи.

Макс. Вебер рассматривает также два других основания системы стратификации. Это - статус человека и его партийную принадлежность. Статус раскрывает различие между социальными группами или индивидами по их социал льным престижем в обществе. Различия людей по статусу отличаются от различий по их принадлежности к тому или иному классу. Привилегированные группы по своему статусу включают людей, которые посид ають престижное место в социальной структуртурі.

Владение собственностью ведет, конечно, к более высокого социального статуса человека, однако здесь существуют немало исключений. Если принадлежность человека к классу зависит от объективных факторов, то статус чел ловека зависит от субъективных. К ним относятся: уровень и тип образования, квалификация, специфический стиль жизни индивида или группы и тт.д.

Принадлежность к той или иной статусной группы определяется также принятием соответствующих ценностей и верований, соблюдением обычаев и правил поведения, подчеркивающие отличие данного общества от д других. Классовые же различия зависят от экономических факторов: владение собственностью и заработкау.

Важным аспектом власти, по мнению. Макса. Вебера, выступают в современном обществе партии. Они влияют на социальную стратификацию независимо от классов и статуса человека

Партия представляет собой группу индивидов, имеющая общие цели и интересы и ведет совместную деятельность

По этому вопросу наблюдаются расхождения во взглядах. К. Маркса и. М. Вебера. Маркс пытается объяснить как различия в статусе человека, так и его партийную принадлежность с точки зрения класса, к которому е др. належитить.

Вебер же считает, что партии могут включать людей из разных классов общества, то есть они могут быть основаны, например, на религиозных, националистических и других идеалах

Мнения. М. Вебера на теорию стратификации оказываются чрезвычайно важными в методологическом плане, поскольку они показывают, что помимо классовых различий, влияние на жизнь и деятельность людей имеют другие и виды социальных видминностей.

С определенной долей модификаций идеи. К. Маркса и. М. Вебера используются в социологии и сегодня. У каждого из них есть свои последователи их идеи имеют как определенные точки соприкосновения, так и различия

Американский социолог. Е. Райт, развивая положения. Маркса, обращается также и к теории. Вебера. С точки зрения. Е. Райта, в современном капиталистическом производстве существуют следующие виды контроля над эконо омическими ресурсами, что и дает возможность определять классы: контроль над денежным капиталом, контроль над физическими средствами производства (землей, заводами и тд), контроль над властью рабопраці.

Е. Райт считает, что к классу капиталистов относятся люди, которые осуществляют контроль над всей системой производства. Рабочий же класс, не осуществляет никакого контроля. Между этими двумя классами существует промежуточный клас ас, представители которого способны влиять лишь на некоторые аспекты производства, но лишены права осуществлять контроль над другими сферами производственной деятельности. Например, образ жизни служащих или проф есионалив-управленцев подобный образа жизни людей, занимающихся физическим трудом. В то же время, они осуществляют значительно больший контроль над средствами производства и процессом труда, по сравнению с заработной ичим классом. Это класс, представители которого не являются ни капиталистами, ни работниками физического труда, хотя имеют общие черты, как с теми, так и с другиміншими.

Мнения известного британского социолога. Ф. Паркин более близкие к взглядам. М. Вебера, чем. К. Маркса. Он соглашается, что собственность на средства производства является основным признаком классовой структуры обществ ва. Вместе с тем,. Паркин считает, что собственность выступает лишь одной из форм социальной препятствия, которое он определяет как процесс, в результате которого отдельные социальные группы пытаются получить тотальный контр оль над средствами производства, ограничивая доступ к ним. Кроме собственности, социальная препятствие включает различия в статусе человека, а также этнические, языковые, религиозные различияності.

Класс - понятие, употребляемое в социологии в нескольких знамениях:

для обозначения социальных страт, составляющих особую,"открытой"системы социальной стратификации, характерной для индустриального общества. Для нее, в отличие от"закрытых"кастовой и сословной с систем стратификации, характерен преимущественно достижимый статус,"открытые"социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;

как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (высший, низший и средний классы);

как теоретическое (аналитическое) понятие, что лежит в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии есть две влиятельные классовые теории - марксистская и веберовская

В марксизме класс используется как самое общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием вид деление классов считается собственность на средства производстваа.

Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов - эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим действующей ником социальных смиін.

Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия"класс в себе"- это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и"класс для себ бе"- класс, произвел классовое самосознаниеь.

Таким образом, в марксизме классы - это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее ча ас остается одной из самых влиятельныхх.

веберовской теории класса альтернативная марксистской. Вебер рассматривал классы как социальные группы, выделяемые в экономической иерархической структуре, т.е. как и у. Маркса, классы у. Вебера - это"экономические классы"Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позицияях.

В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения классов. Классы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значения - только в су участниками индустриальном обществе, прежде капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества.

Постиндустриальное общество часто определяют как"посткласове", подчеркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социально й мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиватьсяя.

Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. Классом, по. Веберу, есть категория людей, разделяющих похожие"возможности жизни", прежде всего перспективы соци иально мобильности, возможности выдвижения на более высокие статуси.

Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим - квалификация и образование. Соответственно этому. Вебер выделял четыре"экономические классы"- класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно. Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и ка-листе. Кроме эконом ичних факторов. Вебер выделял и другие факторы, что ведут к социальному неравенству частности, как важнейшие он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо"экономических классов"и классовой структуры возможно иснув. Ання в обществе других иерархических структур (политической, социокультурной и тп) и социальных групп, выделяемых в этих иерархических структурауктурах.

Существует тесная взаимосвязь между жизненными возможностями и социальным классом. Люди делятся на группы в соответствии с тем социального положения, которое они занимают в обществе

Существуют определенные вещи, которые некоторые люди не могут делать только потому, что им это не разрешено из-за их социальное положение; другим людям, напротив, это может быть посильным, поскольку они занимают более выгодные не положение в общественной иерархи.

Социальное неравенство приводит различные жизненные возможности. Социальное неравенство - это структурированный и систематический феномен, который влияет на людей из разных социальных классов в течение всей жизни социальными на стратификация как закреплена в обществе неравенство обусловливает жизненные возможности людией.

Итак, жизненные возможности - это определенные благоприятные возможности, которые индивиды имеют (или которых они не имеют) для участия в определенной общественной деятельности, для достижения определенных целей и реализации своих интересе ей и потребностей. Например, некоторые люди рождаются в очень обеспеченных семьях и поэтому имеют возможность учиться в самых лучших частных школах. Другие дети с такими же же интеллектуальными способностями, которые на родились в бедных семьях, не имеют возможности учиться в таких школах, поскольку их родители не в состоянии платить за обучениеня.

Интеллектуальные способности первых развиваются в полной мере, тогда как способности последних, возможно, не будут иметь развития из-за низкого уровня качества обучения тех школ, в которых они учатся. Ребенок с обеспеченной семьи имеет, таким образом, большие возможности, чем ребенок из бедной семьи, хотя они и имеют одинаковые природные данные. Они начинают жизнь с разными жизненными шансами только потому, что их семьи занимают различные позиции в социальной структуре общества. Итак, разные жизненные возможности некоторые исследователи склонны рассматривать как следствие социальной стратификацийції.

Социальный класс составляют люди, которые имеют примерно одинаковые условия жизни, жизненные шансы и возможности. Американский социолог. Л. Уорнер приводит, например, следующие признаки класса: род занятий, источник и размер прибыли, район проживания, тип жизненнотя.

Существуют различные модели классового деления общества. Наиболее часто используют трех или девьятикласни модели. Трьохкласна модель делит общество на высший, средний и низший классы

По мнению большинства социологов, средний класс имеет сложную структуру, поскольку объединяет и бизнесменов, и людей наемного труда (интеллигенцию, управленцев и тд), это может быть три четверти всего населе ения. Рост среднего класса наиболее часто связывают с развитием образования. При этом, традиционно рост среднего класса рассматривается как источник стабильности и расцвета общества. В девьятиклас ней модели каждый основной класс, в свою очередь, делится на три подкласса: высший, средний и низший. Трьохкласна модель общества более ярко, чем девьятикласна, показывает социальное неравенство между людьми мы, основанная на разных жизненных возможностях; в то же время, девьятикласна модель имеет преимущество в обнаружении нюансов в положении, которое занимают люди определенного социального класса. Например, в. США отличные во в прибылях человека, которая относится к низшему подклассу среднего класса, и человека, входит в высший подкласс того же класса, может составлять 50 тысяч долларов в ре на рік.

В трьохкласний модели они могут быть отнесены к категории людей, которые входят к среднему классу. Но человек, имеет дополнительные 50 тысяч долларов ежегодно, имеет большие возможности удовлетворять свои потребности еби и интересы, чем первый человек. Девьятикласна модель общества способна обнаруживать такое различие в возможностях людей и рассматривать их потенциальную значимостьть.

Каковы основные признаки социальной стратификации?

Социальная стратификация определяется с помощью многих признаков, каждая из которых может влиять на положение человека в обществе, что делает его выгодным или невыгодным по сравнению с другими

Такое положение не является следствием изменения какой-то одной признаки, полностью определяет позицию человека в социальной иерархии, скорее, это индивидуальное объединения факторов, их особая комбинация в каждом к конкретном случае, что обусловливает социальное положение человека, его принадлежность к определенному социальному класс.

Некоторые черты, характеризующие нас, находятся под нашим контролем, над другими мы гораздо меньше власти или не должны ее совсем. Первый тип чертам относят достигнутым рис, второй называют чертами внесенными.

Основные приписаны социальные стратификаторы: пол, раса или этническая группа (происхождения), возраст

Пол. Мы не можем решать, кем родиться, не можем выбирать мужскую или женскую пол по собственному желанию, хотя этот фактор будет существенно влиять на нашу жизнь сравнению с че-ловикамы, женщины в ба агатьох отношениях находятся в менее выгодном положении в обществе, чем человек. В среднем женщины зарабатывают меньше, чем мужчины. Уровень безработицы также почти всегда более высок среди жінок.

Большинство женщин работает в тех сферах общественной деятельности, которые не достаточно хорошо оплачиваются, имеют небольшие возможности для карьеры; немногие женщины имеют такую??работу, на-дает хороший заработок, пр рестиж, социальную защиту и возможности для карьер.

Расовое и этническое происхождение. Этот фактор также находится за пределами контроля со стороны индивидов, хотя расовом происхождении играет большую роль в их жизни и социальном положении

Границы социальных классов (в значительной мере) проводятся на основании расовой признаки. Например, в. США уровень образования среди афроамериканцев в среднем гораздо ниже, чем среди белых. Уровень безработицы также больше среди чернокожих американцев; сравнению с белыми они имеют меньший заработок и, соответственно, более низкий жизненный уровеньнь.

Возраст. Мы не можем контролировать свой возраст, поскольку это биологический процесс, не зависящий от человека, но он также значительно влияет на жизнь человека. Как правило, некоторое преимущество имеют люди зрелого возраста (30-40 г лет). Люди, что не достигших 30 лет, во многих обществах пользуются меньшим уважением и доверием именно в силу своего возраста, то есть из-за того, что им не хватает жизненного опыта и уверенности в своих силалах.

Во многих случаях для молодежи и подростков это означает, что они должны работать с максимальной отдачей для того, чтобы достичь общественного признания. В то же время, общество ставит в более сложные ум речи людей среднего или пожилого возраста (примерно 45 года и старше). Хотя мы и не менее ценим людей среднего возраста на основании их компетентности, но очень часто говорим, что"их время прошлов".

Явным тенденцией к дискриминации по возрасту является отношение к людям старшего возраста (65 лет и старше). Очень часто их опыт, знания и умения не признаются более молодыми людьми

достигнутых стратификаторамы называют признаки, которые, во-первых влияют на положение в социальной иерархии, во-вторых, над которыми мы имеем определенный контроль. Существует много таких признаков, но выделяют три осно овне, которые считаются важными в жизни людей: образование, семейное положение, судимостьь.

Образование. Не все люди имеют одинаковые возможности в получении образования, прежде всего - высшего, но этот фактор в значительной степени возможно контролировать почти каждому из нас. Например, каждый из нас может самост будут постоянно решать, посещать занятия или нет, сколько уделять времени самостоятельной работе, выполнению задач и т.п. (а все эти факторы влияют на уровень полученной нами образования). Исследование указывают на то что образование тесно связана с будущей трудовой деятельностью и доходами, которые люди смогут получать. Полученное образование, таким образом, становится источником социальной стратификацийації.

Семейное положение. Стратификация довольно часто является следствием наклеивания"ярлыков"на основании семейного положения. В некоторых общественных кругах считается недопустимым или нежелательным быть неженатым

Считается, что семейные люди более ответственны, чем неженатые. Например, в. США в некоторых современных корпорациях также считается, что все перспективные работники должны быть в браке

Уголовный опыт. Его наличие или отсутствие также достигнутым стратификатором. Факт судимости очень часто придается значение, которое социологи называют основным статусом. Основной статус - это"ярл лик", который включает такой активный подтекст, он начинает преобладать над другими качествами человека и влияет на отношение людей к нему. Человек, получивший такой ярлык преступника, воспринимается именно как с лочинець, которому нельзя доверятьряти.

Социальный престиж - общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе

Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, проявляющий оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор профес сиї.

Если в период индустриального развития престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас - банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным показателем м социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений. Вебер рассмотрение ав престиж как показатель социальной репутации,"ресурс особого рода", наделяющий социальной значимостью определенные статусные группупи.

В современной социологии. П. Бурдье выразил эту проблему в идее"символического капитала", который вместе с экономическим, культурным и социальным капиталом определяет позицию и влияние своего носителя в обществе

Согласно теории социальной стратификации (Е. Дюркгейм,. М. Вебер,. Т. Парсонс), высший класс определяется своим доминирующим положением относительно распределения богатства, власти и престижа

Различие между высшим классом, с одной стороны, и средним и рабочим классом - с другой, может быть проведена на основе таких критериев как состояние, сплоченность, доступ к ресурсам власти

Реальную власть высший класс может получить благодаря значительному количеству различных взаимосвязанных факторов, влияющих на позиции элиты. Те, кто занимает руководящие посты в бизнесе, политике, социальной служ жби, церкви и армии, как правило, имеют разностороннее образование, которое обеспечивает нужный мировоззрение и интенсивность личных контактев.

Средний класс - слой в системе социальной стратификации, который размещен между высшим и низшим (или рабочим) классом. Понятие используется как описательное для обозначения положения системе иерархических отл минностей.

Что касается теоретического определения среднего класса, то общая позиция не выработана и используются различные критерии его выделения и определения

Самый экономический критерий - средний для данного общества уровень текущей прибыли, а также накопленного богатства ("стандартный"имущественный набор в виде дома или квартиры, машины, пред дуете длительного пользования и тп), который в совокупности определяет уровень общей материальной обеспеченноститі.

Как показывают опросы населения, именно этот критерий используется как основание же отнесения к среднему классу. В развитых странах основная масса населения (60-70%) имеет общий уровень материал ной обеспеченности, близкий к среднему, число бедных и богатых относительно невелике.

Для Украины характерна другая схема - глубокая поляризация общества по уровню дохода и материальной обеспеченности в целом. Однако субъективно более 40% украинских относят себя к среднему классу, оценивая свое материальное положение как среднестатистическийй.

С точки зрения классовых критериев (отношение к средствам производства и характер и содержание труда) - к среднему классу относятся обладатели мелкой собственности на средства производства - мелкие и средние предпр риемци, торговцы, ремесленники и тп. Это так называемый"старый средний класс"К нему же относятся и люди, занятые умственным трудом, в иерархии статусов признавалась более престижной и обеспечивала отн осно благоприятную рыночную позицию для"белых воротничковів".

Однако сейчас позиции различных групп работников умственного труда существенно дифференцировались, и"белые воротнички"без высшего образования теряют престиж на рынке труда (их теперь обозначают как"нижний средний класс"))"Высший средний класс"составляют преимущественно представители так называемого"нового среднего класса", который растет быстрыми темпами и в западных странах достигает 20-25%.

Главным критерием его выделения является уровень образования и квалификация. К нему относят специалистов с высшим образованием - профессионалов. Иногда группы профессионалов объединяют с менеджерами и административными рабо работников ("сервис-класс")"Новый средний класс"связан со становлением постиндустриального, информационного общества, новыми технологиями. Поэтому по совокупности рыночных, трудовых и статусных позиции и, по уровню престижа он занимает устойчивое"среднее"положение в обществе - отличное от элитных, но также и от нижних слоеарів.

С точки зрения социально-политических характеристик, средний класс обычно рассматривается как гарант стабильности в обществе, носитель центристских политических взглядов, опора эволюционного развития общества ьство.

В социологии общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.

При этом система (от греческого "systema") определяется как комплекс взаимодействующих элементов. Это нечто целое, не сводимое к сумме своих элементов.

В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. К ним относятся:

  • Социальная структура
  • Социальные действия человека в обществе
  • Социальные взаимодействия и отношения
  • Социальные институты и организации
  • Социальные нормы и ценности и.тд.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие "подсистема ". Подсистемами именуются "промежуточные" комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, воплощаясь в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой "общество", в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обуславливают друг друга.

Разделение общество на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) Простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации);

б) Первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество;

в) В Западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формировании этой концепции большой вклад внес немецкий социолог Ф.Теннис, французский социолог Р.Арон, американский экономист У.Ростоу.

Традиционное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного развития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии.

Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна.

Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.

Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами.

В общественном сознании социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особый и заметно отличен от совремепного. Индивидуальность, самостоятельность в данном обществе не поощряются: социальная группа диктует личности нормы поведения. Можно даже говорить о "групповом человеке", не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы.

В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом, это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне. Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого "третьего мира" (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом "традиционного общества" выступает понятие "незападные цивилизации"). С европоцентристской точки зрения, традиционные общества - это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

Индустриальное общество

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической.

Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции.

В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство - расширенным.

Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если прединдустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения.

В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. Появляются новые классы - промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и

утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) - новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию.

Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации - в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению.

К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношении, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т.п.

Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкциина социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Сегодня индустриальное общество - понятие, знакомое во всех развитых и даже многих развивающихся государствах мира. Процесс перехода на механическое производство, падение прибыльности сельского хозяйства, рост городов и четкое разделение труда - все это основные черты процесса, меняющего социально-экономическую структуру государства.

Что такое индустриальное общество?

Кроме производственных характеристик, это общество отличается высоким уровнем жизни, становлением гражданских прав и свобод, появлением сервисной деятельности, доступной информации и гуманных экономических отношений. Предшествующие традиционные социально-экономические модели отличались сравнительно низким средним уровнем жизни населения.

Индустриальное общество считается современным, в нем очень быстро развиваются как технические, так и социальные составляющие, влияющие на повышение качества жизни в целом.

Основные отличия

Главное отличие традиционного аграрного общества от современного заключается в росте промышленности, потребности в модернизированном, ускоренном и эффективном производстве и в разделении труда.

Основными причинами разделения труда и поточного производства можно считать как экономические - финансовая выгода механизации, так и социальные - рост населения и повышение спроса на товары.

Индустриальное общество характеризуется не только ростом промышленного производства, но и систематизацией и поточностью сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, в любой стране и в любом обществе процесс промышленной реконструкции сопровождается развитием науки, технологий, средств массовой информации и гражданской ответственности.

Изменение структуры социума

Сегодня для многих развивающихся стран характерен особенно ускоренный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Немалую роль в изменении социально-экономических структур играет процесс глобализации и свободное информационное пространство. Новые технологии и научные достижения позволяют совершенствовать процессы производства, что делает ряд отраслей особенно эффективными.

Процессы глобализации и международного сотрудничества и регулирования также влияют на изменение социальных уставов. Индустриальное общество характеризуется уже совсем другим мировоззрением, когда расширение прав и свобод воспринимается не как уступка, а как нечто должное. В сочетании такие изменения позволяют государству стать частью мирового рынка как с экономической точки зрения, так и с социально-политической.

Основные черты и признаки индустриального общества

Основные характеристики можно условно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.

Основные производственные черты и признаки индустриального общества заключаются в следующем:

  • механизация производства;
  • реорганизация труда;
  • разделение труда;
  • повышение производительности.

Среди экономических характеристик необходимо выделить:

  • рост влияния частного производства;
  • появление рынка конкурентных товаров;
  • расширение рынков сбыта.

Основная экономическая черта индустриального общества - неравномерное экономическое развитие. Кризис, инфляция, спад производства - все это частые явления в экономике индустриального государства. Промышленная революция отнюдь не дает гарантии стабильности.

Главная черта индустриального общества в плане его социального развития - изменение ценностей и мировоззрения, на что влияет:

  • развитие и доступность образования;
  • повышение качества жизни;
  • популяризация культуры и искусства;
  • урбанизация;
  • расширение прав и свобод человека.

Стоит отметить, что индустриальное общество характеризуется также безоглядной эксплуатацией природных ресурсов, в том числе и невосполнимых, и практически полным пренебрежением к окружающей среде.

Исторические предпосылки

Кроме экономической выгоды и роста населения, индустриальное развитие общества было обусловлено рядом других причин. В традиционных государствах большинство людей было способно обеспечить себе средства к существованию, и только. Комфорт, образование и удовольствия могли позволить себе лишь немногие. Аграрное общество было вынуждено перейти к аграрно-индустриальному. Этот переход позволил увеличить производство. Однако аграрно-индустриальное общество характеризовалось негуманным отношением хозяев к рабочим и низким уровнем механизации производства.

Доиндустриальные социально-экономические модели держались на тех или иных формах рабовладельческого строя, что говорило об отсутствии универсальных свобод и низком среднем уровне жизни населения.

Промышленная революция

Переход к индустриальному обществу начался в период промышленной революции. Именно этот период, XVIII-XIX века, ответствен за переход от ручного труда к механизированному. Начало и середина XIX века стали апогеем индустриализации в ряде ведущих мировых держав.

В период промышленной революции оформились основные черты современного государства, такие как рост производства, урбанизация, экономический рост и капиталистическая модель общественного развития.

Обычно индустриальную революцию связывают с ростом машинного производства и интенсивным технологическим развитием, однако именно в этот период произошли основные социально-политические изменения, повлиявшие на становление нового общества.

Индустриализация

В составе как мировой, так и государственной экономики выделяются три основных сектора:

  • Первичный - добыча ресурсов и земледелие.
  • Вторичный - переработка ресурсов и создание продуктов питания.
  • Третичный - сфера услуг.

Традиционные общественные структуры основывались на превосходстве первичного сектора. Впоследствии, в переходный период, вторичный сектор стал догонять первичный, стала расти и сфера услуг. Индустриализация заключается в расширении вторичного сектора экономики.

Этот процесс проходил в мировой истории в два этапа: техническая революция, включающая в себя создание механизированных фабрик и отказ от мануфактуры, и модернизация устройств - изобретение конвейера, электроприборов и двигателей.

Урбанизация

В современном понимании урбанизация представляет собой прирост населения больших городов за счет миграции из сельских районов. Однако переход к индустриальному обществу характеризовался более широкой трактовкой понятия.

Города становились не только местами работы и миграции населения, но и культурно-экономическими центрами. Именно города стали границей истинного разделения труда - территориального.

Будущее индустриального общества

Сегодня в развитых странах наблюдается переход от современного индустриального общества к постиндустриальному. Наблюдается изменение ценностей и критериев человеческого капитала.

Двигателем постиндустриального общества и его экономики должна стать индустрия знаний. Поэтому научные открытия и технологические разработки нового поколения играют большую роль во многих государствах. Ценным рабочим капиталом считаются профессионалы с высоким уровнем образования, хорошей обучаемостью, и творческим мышлением. Доминирующим сектором традиционной экономики станет третичный, то есть сфера услуг.

Тема: Экономическое развитие России в начале 20 века.

Цель: сформировать представление об особенностях экономического развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российского типа модернизации.

Основные знания: причины и формы проявления государственного вмешательства в экономику; влияние иностранного капитала на развитие российской промышленности; особенности российского монополистического капитализма; роль докапиталистических форм производства в российской экономике; особенности развития сельского хозяйства в начале XX века; причины, обусловливающие низкую рентабельность сельскохозяйственного производства.

Основные понятия: многоукладная экономика, монополистический капитализм, синдикат, трест, картель.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

А) кроссворд . По горизонтали: 2. Большая группа людей в индустриальном обществе, отличающаяся друг от друга по роду занятий, величине дохода, власти и влиянию в обществе. 5. Вид городского транспорта в крупных городах. 6. Он нес службу на окраинах государства, но и занимался земледелием. 7. Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. 8. Социально - правовые группы, каждая из которых отличалась своим положением, определенными правами и обязанностями и обязанностями в обществе. 9. Пилот аэроплана. 10. Процесс создания крупной, основанной на машинном труде промышленности. По вертикали: 1. В его руках была сосредоточена вся высшая власть в российской империи. 3. Право, имевшееся у Финляндии, самостоятельно осуществлять государственную власть. 4. Усиление влияния и роли городов в экономической и культурной жизни как близлежащей округи, так и в целом в государстве.

Ответы. По горизонтали: 2. Класс. 5. Трамвай, 6. Казак. 7. Модернизация. 8. Сословие. 9. Авиатор. 10. Индустриализация. По вертикали: 1. Император. 3. Автономия. 4.Урбанизация.

Б) тест.

Тестовое задание . Продолжите предложения.

1. Совещательный орган при царе назывался... (Государственным советом).

2. Царские регалии состояли из... (короны, скипетра и державы).

3. Государственные символы состояли из... (государственных герба, знамени, гимна).

4. Самым многочисленным сословием Российской империи было... (крестьянство).

5. Финансовая поддержка художников, композиторов, ученых называется... (меценатством).

6. К привилегированным сословиям относились... (дворянство и духовенство).

7. Главная проблема сельского хозяйства в Российской империи состояла в... (крестьянском малоземелье).

8. Центральными исполнительными органами Российской империи являлись (Комитет министров и министерства).

9. За правильным функционированием судебных органов следил... (Се нат).

10. Дайте определение. Буржуазия - это... (социальный слой России-империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками).

В) фронтальный опрос.

Россия представляла собой среднеразвитую страну, обладающую значительным экономическим потенциалом. При этом ее экономическое развитие имело целый ряд особенностей, о которых и пойдет речь на уроке.

III. Изучение нового материала.

План:

  1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.
  2. Роль государства в экономике России.
  3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.
  4. Образование монополий в России.
  5. Сельское хозяйство.

Задание: выяснить, каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

1. Работа по карте. Внимательно рассмотри легенду карты и ответь на вопросы.

Какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале 20 века?

Какие города были центрами развития металлообрабатывающей промышленности?

Назовите центры развития пищевой промышленности.

Какие города были центрами развития текстильной промышленности?

Какие полезные ископаемые добывались в России?

Как осуществлялись сообщение между главными промышленными центрами страны?

Кто владел железными дорогами?

О каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?

1. Российская экономика на рубеже 19 – 20 вв.

Как повлияла на развитие России реформа 1861 года?

Какие последствия она имела?

С одной стороны развиваются капиталистические отношения, с другой стороны сохраняются старые крепостнические отношения. Таким образом, Россия была обречена на постоянную борьбу между старым и новым. Этим определяются особенности российской экономики в начале 20 века.

Быстрое развитие капитализма началось в России только после отмены крепостного права. Россия – среднеразвитая страна второго эшелона экономики. Экономика ее носила догоняющий характер. С 1890 – х гг. Россия вступила в полосу промышленного подъема. Происходило увеличение промышленного производства, оформились новые промышленные районы, шло интенсивное железнодорожное строительство, стремительно росли города и численность городского населения. Это сильные стороны.

К слабым сторонам относится: Россия оставалась аграрной страной, была низкая производительность труда, невысокий уровень производства на душу населения, нехватка капиталов, внешнеторговые обороты уступали оборотам ведущих стран.

Запись в тетради: сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.

2. Роль государства в экономике России.

Работа с учебником – страница 13 – 14.

Задание: выяснить роль государства в экономике России в начале 20 века.

Чем отличаются государственные предприятия от частных?

Какие государства находились в собственности государства?

Какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?

Какова роль государства в экономике России в начале века?

Запись в тетради: огромная роль государственного сектора экономики.

3. Иностранный капитал и развитие российской промышленности.

Работа с историческим документом – страница 14. «Из доклада министра финансов Витте»

Чем обосновывает Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?

В какие районы страны иностранцы вкладывали свои капиталы?

Почему производить продукции, на деньги зарубежных предприятий выгоднее было в России, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде?

Отечественное производство в значительной степени базировалось на иностранных капиталах, так как Россия с ее неисчерпаемыми запасами сырья и дешевой рабочей силой привлекала западноевропейских представителей буржуазии. Кроме того, иностранные инвестиции всячески поощрялись русским правительством. В результате в определяющих отраслях производства (горнодобывающая, металлообрабатывающая, машиностроительная) иностранные инвестиции превышали российские.

Работа по вариантам:

1 вариант – положительные последствия;

2 вариант – отрицательные последствия.

Роль иностранного капитала была неоднозначной:

Инвестиции помогали развивать русскую промышленность;

Приносили огромные прибыли;

Россия не попадала в полную зависимость от западноевропейского капитала

Свертывались возможности свободной конкуренции

Закрепилась технико – экономическая отсталость страны

Ужесточался налоговый гнет

Усиливалась эксплуатация рабочих.

Последствия:

Прибыль, которую получали иностранцы, уходила за границу, и за счет этой прибыли решались социальные проблемы их страны:

Сокращался рабочий день

Создавалась система пенсионного обеспечения.

1) русская буржуазия лишена такой возможности; таким образом, возрастала социальная проблема: рабочий класс был угнетен и открыт для революционной агитации.

2) все это лишало буржуазию свободы маневра и делало ее еще более осторожной в борьбе за изменение государственного строя в России, так как революционно настроенный рабочий класс был для нее страшнее самодержавия.

Запись в тетради: недостаток внутренних капиталов, привлечение иностранных инвесторов

4. Образование монополий в России.

Следующей тенденцией в развитии экономики России стал процесс образования монополий.

Определение – страница 17.

Запись в тетрадь: монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого – либо сырья.

В процессе монополизации в России историки выделяют несколько этапов:

1) в 80 – 90 – ее гг. 19 в. Возникли первые картели на основе временных соглашений о совместных ценах и разделе рынка сбыта. Происходило усиление банков;

Определение – страница 17.

Запись в тетрадь.

2) в 1900 – 1908гг. в период кризиса и депрессии создаются крупные синдикаты, которые объединяли сбыт товаров, но уже в определенной степени вмешивались в развитие производства входящих в них предприятий.

Определение – страница 18.

Запись в тетрадь.

Впоследствии возникают такие формы монополий, как тресты и концерны

Определение – страница 18.

Запись в тетрадь.

Но в России основной формой монополий стали синдикаты.

5. Сельское хозяйство.

Практическая работа. Проанализировать данные таблиц и ответить на вопросы.

Запись в тетради: сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.

IV. Закрепление.

Каковы особенности экономического развития России в начале 20 века?

Сравнительно позднее вступление в на путь индустриального развития.

Особая роль государства, которое выступает инициатором экономических преобразований и финансирует промышленность и ж/д строительство.

Недостаток внутренних капиталов для индустриализации, привлечение иностранных инвесторов, создание смешанных компаний.

Протекционизм и активная таможенная политика в целях защиты отечественного производителя.

Многоукладность промышленности, неравномерность развития ее отраслей.

Отсутствие колоний, ограниченность сбыта товаров.

Сохранение помещичьего землевладения, малоземелье крестьян.

Острота социальных проблем, наличие социально неблагополучных слоев городской бедноты и безземельного крестьянства.

V. Подведение итогов.

Согласны ли вы с тезисом, что «для России начала 20 века была предопределена постоянная нестабильность»?

На рубеже 19 – 20 вв. в России существовали элементы традиционных общинно - патриархальных отношений и новейшие формы капитализма, полуазиатская деспотичная власть царя и развивающееся социально – демократическое движение, неграмотность, невежество основной части населения и подлинный расцвет культуры. Как могли ужиться эти противоположные явления в одном обществе?

VI. Домашнее задание. Параграф. 2.