Однородное Временное правительство (2(15).03 – 2(15).04

1-е коалиционное Временное правительство Временное правительство

2-е коалиционное Временное правительство

(24.7. – 26.8)

3-е коалиционное Временное правительство (25.9. – 25.10)

Октябристы

Прогрессисты

Трудовики

Меньшевики

Другие партии

Беспартийные

2 марта 1917 г. монархисты А.И. ГУЧКОВ и В.В. ШУЛЬГИН по поручению думского комитета в Пскове вели переговоры с императором. Николай II решил отречься от престола в пользу брата Михаила Александровича, который 3 марта также заявил об отречении. Утром 4 марта 1917 г. опубликовали документы о передаче всей власти Временному правительству 50 .

ФЕВРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 1917 г. ЛОГИЧЕСКИ ЗАВЕРШИЛ ЦИКЛ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ, НАМЕТИВШЕГОСЯ НА РУБЕЖЕ XIX XX в .

Решали задачи, традиционно относимые к прерогативе западноевропейских революций:

    введение конституционного строя;

    обеспечение политических свобод;

    открытие пути развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности.

РЕВОЛЮЦИЯ ВЫРАСТАЛА НА ВОЛНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА, СВЯЗАННОГО С ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНОЙ, А ТАКЖЕ НЕБЫВАЛОЙ ДИСКРЕДИТАЦИЕЙ ВЛАСТИ .

В первые недели Временное правительство пользовалось необычайной популярностью и большой поддержкой населения, осуществив широкую демократизацию общества:

    провозгласив политические права и свободы;

    отменив национальные и религиозные ограничения;

    упразднив репрессивные органы царского режима.

Реорганизация государственного механизма непосредственным образом отразилась на правоохранительной и уголовно-исполнительной системах. Массовые антиправительственные выступления в период Февраля 1917 г. сопровождались разгромом полицейских и пенитенциарных учреждений, сожжением документации. Правовые основы организации и деятельности народной милиции определялись в постановлениях «Об учреждении милиции» и во «Временном положении о милиции», изданных 17 апреля 1917 г. Однако, «народная» милиция не смогла полностью заменить царскую полицию и жандармерию с ее сложным, широко разветвленным механизмом. 26 апреля 1917 г. Главное тюремное управление (ГТУ) преобразовали в Главное управление по делам мест заключения (ГУМЗ), а Совет по тюремным делам – в Совет по делам мест заключения (при формировании которого ввели выборные начала). Основной задачей пенитенциарной системы провозгласили социальное перевоспитание преступника. Этим же постановлением Временное правительство отменило высылку на поселение.

Февральский государственный переворот в России открыл краткий момент национального единения, сплотив на время расколотое общество, соединив революционную и реформистскую традиции. она способствовала подъему антивоенных революционных выступлений по всей Европе

В апреле 1917 г. в Германии состоялась массовая политическая стачка, в ходе которой предпринимались попытки создания рабочих Советов. В Италии рабочие выдвинули лозунг: “Сделать так, как в России”. В мае-июне волна стачек и демонстраций прошла во Франции. Эта волна революционных выступлений в Европе не привела к ликвидации политических режимов, но возродила надежды российских социалистов на интернациональную силу рабочего класса и даже на близость мировой революции.

Были ли альтернативы общественному развитию России после Февраля?

Данная фуркация зависела от основных социальных сил, их интересов. Переход от самодержавия к демократической республике предполагал необходимость достижения между классами и партиями согласия для национального спасения страны. Вместе с тем, события 1917 г. подтвердили в реальности альтернативы развития общества:

    буржуазно-демократическая (А.Ф. КЕРЕНСКИЙ);

    военно-диктаторская (Л.Г. КОРНИЛОВ);

    «однородно социалистическая» (О. МАРТОВ);

    большевистско-леворадикальная (В.И. УЛЬЯНОВ).

Выходу страны из тотального кризиса препятствовали:

    продолжавшаяся война;

    нетерпимость;

    личные амбиции многих политических лидеров.

С 27 февраля по 4 июля 1917 г. в стране эволюционировала уникальная ситуация мирного развития событий, названная двоевластием. Сущность ее заключалась в одновременном существовании двух властей:

    Буржуазии посредством Временного правительства.

    Революционно-демократической диктатуры рабочего класса и крестьянства через Советы.

БОРЬБА ЗА ЕДИНОВЛАСТИЕ СТАЛА КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТОМ ЖИЗНИ СТРАНЫ .

При рассмотрении Февраля и Октября 1917 г. как «узловых точек» единого процесса с ярко выраженным русским национальным характером важным является анализ политических кризисов в стране в тот период. Нота Временного правительства от 18 апреля 1917 г. о готовности России вести войну до полной победы вызвала столкновения сторонников и противников правительства, приведя к тому, что в начале мая 1917 г. образовали 1-е коалиционное Временное правительство из 16 министров (9 – представители буржуазных партий, 7 –социалистических). Премьер-министром остался Г.Е. ЛЬВОВ , но П.Н. МИЛЮКОВ и А.И. ГУЧКОВ ушли в отставку.

К июню-июлю 1917 г. ситуация на фронте и в стране обострилась. Массовая демонстрация в Петрограде 13 июня прошла под лозунгом недоверия правительству. События накалялись. 2 июля 1917 г. на заседании ЦК партии большевиков было решено удерживать массы от наступления, так как, по мнению ЦК, армия еще не готова поддерживать революционные силы. На следующий день в Петрограде начались стихийные антиправительственные выступления. Большевики решили возглавить выступление масс. 4 июля в столице прошла огромная 500-тысячная демонстрация под лозунгом “Вся власть Советам!”. По приказу Временного правительства войска применили оружие против демонстрантов. Около 700 человек оказалист убитыми и ранеными.

Вину за это правительство возложило на большевиков, закрыв газету “Правда” и приказав арестовать В.И. УЛЬЯНОВА (ЛЕНИНА) и Г.Е. ЗИНОВЬЕВА . В тюрьму попали Л. КАМЕНЕВ, Л. БРОНШТЕЙН (ТРОЦКИЙ), А. ЛУНАЧАРСКИЙ, А. КОЛЛОНТАЙ, Ф. РАСКОЛЬНИКОВ , др.

8 июля 1917 г. премьер-министром стал А.Ф. КЕРЕНСКИЙ , стремившийся проводить центристскую политику. Затем объявили состав нового, 2-го коалиционного Временного правительства.

К АВГУСТУ 1917 г. ВОПРОС ВСТАЛ ТАК: ЛИБО БУРЖУАЗНО-ВОЕННАЯ ВЛАСТЬ, ЛИБО ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА .

25 августа корниловские войска привели в боевую готовность. 26 августа А.Ф. Керенскому передали ультиматум Л.Г. Корнилова 51 явиться в Ставку и передать всю полноту военной и гражданской власти. На следующий день Керенский и Корнилов объявили друг друга врагами. Керенский отстранил Корнилова от командования русской армией, объявил его вне закона.

С выходом из правительства министров-кадетов оно фактически развалилось. Начался новый кризис правительственной власти. Премьер-министр А.Ф. Керенский обратился за поддержкой к Петроградскому совету, дав ему оружие. Меньшевики, эсеры, большевики, позабыв на время распри, отправили своих агитаторов в ударные батальоны. В течение недели корниловское выступление подавили. Л.Г. Корнилова и его сообщников арестовали и посадили в Быховскую (в Беларуси) тюрьму. Вместе с Корниловым в тюрьме находился генерал А.И. ДЕНИКИН 52 .

После подавления корниловского выступления 25 сентября 1917 г. объявили состав третьего коалиционного правительства. В этом последнем составе Временного правительства было 4 миллионера. Несмотря на то, что большинство в правительстве принадлежало министрам-социалистам (8 человек), “буржуазная семерка” сосредоточила в своих руках ключевые посты.

К ОСЕНИ 1917 г. НАЗРЕЛ НЕ ПРОСТО КРИЗИС, А КРИЗИС БУРЖУАЗНОЙ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ В ЦЕЛОМ .

В условиях мировой войны свертывались многие политические и гражданские права и свободы, углублялась поляризация общества. Демократия постепенно лишалась естественной основы, в условиях войны ей на смену шла диктатура. Большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) провели колоссальную работу по подготовке и осуществлению вооруженного восстания. К октябрю 1917 г. партия большевиков насчитывала около 400 000 человек. По возвращении в Петроград В.И. Ульянов (Ленин) отстоял свою позицию по вопросу о вооруженном восстании на заседаниях ЦК партии 10 и 16 октября. 12 октября при Петроградском совете, который с 22 сентября 1917 г. возглавлял Л.Д. Бронштейн (Троцкий), создали Военно-революционный комитет. Однако по вопросу о сроках выступления против Временного правительства в партийном руководстве не было единства:

    Л.Д. Бронштейн (Троцкий) как руководитель Совета полагал, что восстание должен санкционировать съезд Советов;

    В.И. Ульянов (Ленин) считал, что съезда ожидать не следует, так как он “ничего не может дать”;

    Л.Б. КАМЕНЕВ и Г.Е. ЗИНОВЬЕВ считали, что контрреволюция ослаблена, умеренные социалисты под влиянием масс пойдут влево и соглашательский блок распадется, а большевики постепенно получат перевес в Учредительном собрании. Вооруженное восстание лишь затормозит этот процесс.

Накануне восстания общая численность Красной гвардии по стране составляла около 75 000 человек. По призыву революции был готов выступить 240-тысячный гарнизон Петрограда. На стороне Временного правительства было 30–40 тыс. человек. Таким образом, большевики сумели создать перевес в вооруженных силах.

Однако о вооруженном восстании в Петрограде можно говорить лишь с натяжкой. Дело в том, что в ответ на опрометчивую попытку А.Ф. Керенского нанести 24 октября 1917 г. упреждающий удар по большевикам группой верных войск части Петроградского ВРК незаметно перешли в наступление. К утру 25 октября важнейшие объекты города почти без сопротивления захватили силы большевиков. Многие петроградцы, по словам Троцкого, даже не подозревали о происходившей смене власти. В ночь на 26 октября пал Зимний дворец и Временное правительство прекратило существование.

На II съезде Советов, открытом в 22 45 25 октября меньшевиком Ф.И. ДАНОМ , сформировали большевистское правительство во главе с В.И. Ульяновым (Лениным) . Официально Совет народных комиссаров (СНК) считался временным рабочим и крестьянским правительством и должен был осуществлять функции до созыва Учредительного собрания. В правительство вошли:

    председатель - В.И. Ульянов (Ленин) ;

    нарком по внутренним делам – А.И. РЫКОВ ;

    нарком земледелия – В.П. МИЛЮТИН ;

    нарком труда – А.Г. ШЛЯПНИКОВ ;

    нарком юстиции – Г.И. ОППОКОВ (ЛОМОВ) ;

    нарком почт и телеграфов – Н.П. АВИЛОВ (Глебов);

    нарком по делам торговли и промышленности – В.П. НОГИН ;

    нарком народного просвещения – А.В.ЛУНАЧАРСКИЙ ;

    нарком по иностранным делам – Л.Д. Бронштейн (Троцкий );

    нарком по делам национальностей – И.В. Джугашвили (Сталин );

    нарком по делам продовольствия – А.И.ТЕОДОРОВИЧ ;

    по военным и морским делам комитет в составе: В.А. ОВСЕЕНКО (АНТОНОВ), Н.В. КРЫЛЕНКО и П.Е. ДЫБЕНКО .

Съезд избрал также высший орган государственной власти между съездами – Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), председателем которого стал Л.Б. КАМЕНЕВ . В его состав вошли:

62 большевика;

29 левых эсеров;

6 социал-демократов интернационалистов;

3 украинских социалиста;

1 максималист.

Правительство (СНК):

    законодательно ввело рабочий контроль над производством и распределением;

    признало право народов России на свободное самоопределение;

    заявило о готовности новой власти приступить к строительству основ социализма. Но главные надежды связывались с перспективами скорой мировой революции.

С 25 октября 1917 г. по март 1918 г. советскую власть утвердили на большей части России. В результате значительного перевеса революционных сил в 79 городах из 97 ее установили мирным путем.

Причиной этого “триумфального шествия” 53 послужило то, что Октябрьский государственный переворот осуществили под знаком не столько социалистических, сколько общедемократических задач (земля, мир, власть советам, рабочий контроль на предприятиях), и поэтому объединили в борьбе против дискредитировавшего себя Временного правительства значительную часть рабочих, солдат, крестьян (причем, не только беднейших).

Большевики, захватив власть вооруженным путем, получили поддержку и удержались еще и потому, что вначале, выступая под лозунгом советской власти, обещали резко не ломать общественного устройства и условий жизни людей.

В обращении “К населению” В.И. Ульянов (Ленин) в октябре 1917 г. писал: ”Сопротивление капиталистов и высших служащих будет сломлено. Ни один человек не лишится нами имущества без особого государственного закона о национализации банков и синдикатов… Ни один трудящийся не потеряет ни копейки… Кроме строжайшего учета и контроля, кроме взимания без утайки налогов, установленных раньше, никаких других мер правительство вводить не хочет ” 54 .

Казалось бы, чего же лучше? Увы, реалии оказались другими. Наше Отечество попало в жестокий цивилизационный разлом, Гражданская война стала неизбежностью.

Ход революции.

Февраля 1917 года произошла февральская революция.

Причины революции – рост цен, острая нехватка продовольствия, поражения на фронтах продолжавшейся мировой войны, крайнее недовольство масс действиями правительства.

Активное участие приняли в революции меньшевики, эсеры, кадеты. Роль большевиков в ней была невелика.

18 февраля на Путиловском заводе в Петрограде началась забастовка. Рабочие требовали повышения заработной платы. В ответ хозяева завода закрыли производство. Без работы остались 30 тысяч человек. Это стало поводом для массовых выступлений в столице.

25 февраля началась всеобщая политическая стачка под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!».

26 февраля Николай II приказал направить солдат Павловского полка на подавление демонстраций. Солдаты отказались выполнять приказ. Их поддержали другие полки. Начался массовый переход солдат на сторону рабочих.

27 февраля восставшие захватили Зимний дворец, важнейшие правительственные учреждения, вокзалы, арсеналы с оружием. Город оказался под их контролем. Для управления страной был создан временный комитет Государственной думы во главе с М.В.Родзянко. В этот же день был создан еще один орган власти – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Его возглавил меньшевик Н.С.Чхеидзе. Заместителями Чхеидзе были назначены эсер А.Ф.Керенский и меньшевик М.И.Скобелев.

1 марта Временный исполнительный комитет Государственной думы и Петроградский Совет создали Временное правительство. Его задача – управлять страной до созыва Всероссийского Учредительного собрания, на котором планировалось установить форму правления и принять Конституцию России. Временное правительство возглавил князь Г.Е.Львов. Оно почти полностью состояло из кадетов и октябристов. В него вошел лишь один представитель социалистов – А.Ф.Керенский, получивший портфель министра юстиции.

2 марта Николай II отрекся от престола. Российское самодержавие прекратило свое существование.

Россия в период между революциями. Двоевластие (март-октябрь 1917 г.)

Сразу после Февральской революции в Петрограде созданы два органа власти, которые были фактически независимы друг от друга: Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство. В стране сложилось двоевластие.

Петроградский Совет был создан 27 февраля. Он состоял в основном из меньшевиков и эсеров. Исполком Совета возглавил меньшевик Н.С.Чхеидзе, его заместителями избраны эсер А.Ф.Керенский и меньшевик М.И.Скобелев.

Временное правительство образовано в ночь на 2 марта 1917 года совместным решением Петроградского Совета и исполнительного комитета членов Государственной думы. В него вошли в основном кадеты и октябристы. Единственным представителем социалистов был в нем министр юстиции А.Ф.Керенский. Главой правительства назначен Г.Е.Львов.


3 марта опубликована согласованная с Петроградским Советом декларация Временного правительства. В ней объявлялись политическая и религиозная амнистия, свобода слова, печати, собраний, отменены сословные, религиозные и национальные ограничения. Кроме того, сообщалось о начале подготовки к созыву Всероссийского Учредительного собрания, «которое установит форму правления и конституцию страны».

6 марта Временное правительство объявило, что страна будет участвовать в мировой войне до победного конца. Поэтому было решено не вводить в стране 8-часовой рабочий день, чтобы бесперебойно обеспечивать фронт всем необходимым. Был также отложен вопрос о разделе земли, который мог дезорганизовать фронт: солдаты, состоявшие из крестьян, могли возмутиться, что раздел земли прошел без их участия. Петроградский Совет поддержал эти решения.

Временное правительство (март-октябрь 1917 г.): состав, структура, функции. Аппарат центрального и местного управления в 1917 г.

Февральская буржуазно-демократическая революция положила конец феодальному типу государства и права России.

1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П. И. Милюков публично обвинил правительство в глупости и измене. Его речь стала сигналом к антиправительственному подъему. Великие князья Николай Михайлович и Николай Николаевич предложили царю создать министерство, ответственное перед Думой. Этого же требовали земские собрания и съезды. Ситуация осложнялась.

Первым ударом грома стало убийство царского фаворита Григория Распутина. Однако Николай II не почувствовал надвигавшейся грозы. Вместе с Протопоповым он разрабатывал планы военного подавления возможных беспорядков в Петрограде. В январе 1917 г. он назначил премьер-министром Н. Д. Голицына , которого не признавали даже его коллеги по министерству.

14 февраля 1917 г. в столице начались забастовки, которые уже не прекращались; 23 февраля стотысячная демонстрация работниц потрясла Петроград; 25 февраля император издал указ о роспуске Государственной Думы. 27 февраля в Петрограде началось восстание и был создан Временный комитет Государственной Думы, на основе которого 1 марта было создано Временное правительство. Оно формально ни перед кем не было ответственно, но фактически ему приходилось действовать под контролем Временного комитета, совместно с которым до мая 1917 г. оно проводило заседания. В то же время Петроградский Совет связал правительство рядом обязательств и следил за их исполнением. Это были требования: проведения немедленной и полной амнистии по политическим, аграрным и религиозным делам; осуществления свободы слова, собраний и других свобод, в том числе для военнослужащих; принятия немедленных мер по созыву Учредительного собрания на основе демократических выборов; замены полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным местному самоуправлению; демократических выборов органов самоуправления; отмены всех сословных, религиозных и национальных ограничений. Согласившись с общедемократическими требованиями Совета, буржуазные лидеры из Временного комитета Государственной Думы отказались от предложенного пункта о «воздержании от всех действий, предрешающих форму будущего правления».

При Министерстве юстиции создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Образованы новые органы : Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления. Временное правительство возглавил Львов .

В июне 1917 г. около 390 местных делегатов прислали своих делегатов на первый Всероссийский съезд советов, который избрал ВЦИК . В июне решено назначить выборы Учредительного собрания на 17 сентября, потом на ноябрь. В августе в Москве создано Государственное совещание, на котором произошел раскол умеренных и революционных групп. Временное правительство, потерявшее авторитет после «дела Корнилова», стало искать поддержки среди социалистов. 14 сентября созывается Совещание из председателей советов, кооперативов, земств и армейских организаций. Создан орган контроля над правительством . В октябре распускаются выборные члены Государственного совета, распускается Государственная Дума. Остатки высших органов старой власти исчезли окончательно.

  • 26 февраля 1917 г. происходят столкновения с полицией и жандармерией, но часть войск неожиданно для властей переходит на сторону восставших. 27 февраля начался повсеместный переход армии на сторону восставших. Создаются сразу 2 органа, управляющих этим восстанием :
  • 1) Временное правительство, которое является легитимным органом власти;
  • 2) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Временное правительство - это вся Россия на законных основаниях. Помимо Петроградского Совета, в марте 1917 г. возникло свыше 600 советов на местах, которые избрали постоянно действующие органы - исполнительные комитеты. Это были избранники народа, которые опирались на широкую поддержку трудовых масс.

Советы 1917 г. - выборный орган, но без единого документа об избрании, соответственно, долгое время не существовало органа, координирующего действия советов, и Петросовет взял на себя эту роль. В губерниях создавались советы двух типов :

  • 1) рабочих и солдатских депутатов;
  • 2) крестьянских депутатов.

Из этих советов и был создан совет, который сразу себя конституциировал, а на время между сборами совета его обязанности исполнял исполнительный комитет (ВЦИК).

Эсеро-меньшевистские лидеры Петроградского Совета хотели видеть Россию республикой, но не настаивали на этом, а кадеты - конституционной монархией. Однако в условиях революции кадеты на своем съезде в марте 1917 г. согласились с провозглашением России республикой. Сложилось своеобразное положение, когда в стране функционировали два правительства. Эти две альтернативные системы не могли быть соединены, поскольку они представляли интересы противоположных социальных слоев общества. В приоритетном положении оказалась та система, которую возглавляло Временное правительство, потому что у него были опытные кадры, знавшие науку и практику управления, были связи, знания, поддержка зарубежных политических сил и отечественного капитала, были средства.

В то время преобладающее влияние в советах, - как в Петроградском, так и в провинциальных, - имели представители партий меньшивиков и эсеров , которые ориентировались не на победу социализма, полагая, что в отсталой России нет для этого условий, а на развитие и закрепление ее буржуазно-демократических завоеваний. Такую задачу, считали они, в переходный период может выполнить Временное буржуазное правительство, которому в проведении демократических преобразований страны необходимо обеспечивать поддержку, а при необходимости оказывать на него давление. Фактически реальная власть и в период двоевластия находилась в руках советов, ибо Временное правительство могло управлять только при их поддержке и проводить свои декреты с их санкции. Советы рабочих и солдатских депутатов действовали совместно и проводили свои заседания в одном здании - Таврическом дворце, который превратился в центр политической жизни страны. Затем последовали кризисы Временного правительства :

  • 1) 18 апреля 1917 г. нота Милюкова - намерение Временного правительства довести войну до решительного конца - восстание - «долой Временное правительство!»;
  • 2) июньский кризис - Ленин сказал, что большевики готовы взять власть в свои руки, а его «партия - ум, честь и совесть нашей эпохи»;
  • 3) провал армии, 4 июля - выступления рабочих.

— высший исполнительно-распорядительный орган государственной власти России, действовавший с 15 марта (2 марта по старому стилю) по 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года.

Оно было сформировано после Февральской революции 1917 года и отречения императора Николая II Временным комитетом Государственной думы с согласия лидеров Петроградского совета на период до созыва Учредительного собрания. Выполняло также законодательные функции.

За время работы правительства с марта по ноябрь 1917 года сменилось четыре его состава. В первый состав вошли два октябриста, восемь кадетов и примыкающих к ним, один трудовик, с марта ставший эсером. Возглавлял правительство кадет, князь Георгий Львов. Ведущую роль в нем играли лидер партии кадетов Павел Милюков и лидер октябристов Александр Гучков. 22 марта (9 марта по старому стилю) первым его признало правительство США, 24 марта (11 марта по старому стилю) — Великобритании и Франции.

Временное правительство в своей программе, изложенной в декларации, опубликованной 16 марта (3 марта по старому стилю), и обращении к гражданам России от 19 марта (6 марта по старому стилю), провозгласило принцип "преемственности власти" и "непрерывности права"; заявило о своем стремлении довести войну "до победного конца" и выполнить все договоры и соглашения, заключенные с союзными державами.

В декларации излагалась программа первоочередных преобразований: амнистия по политическим и религиозным делам, свобода слова, печати и собраний, отмена сословий и ограничений по религиозным и национальным признакам, замена полиции народной милицией, выборы в органы местного самоуправления. Фундаментальные вопросы — о политическом строе страны, аграрной реформе, самоопределении народов — предполагалось решить уже после созыва Учредительного собрания.

В ходе Февральской революции руководство Советов рабочих и солдатских депутатов согласилось передать власть Временному правительству, но на практике в стране сразу сложилась ситуация двоевластия, причем реальная власть постепенно переходила в руки Советов. Без поддержки Советов Временное правительство не могло существовать и действовать первые четыре месяца.

Внутренние противоречия, недовольство населения политикой Временного правительства обусловили правительственные кризисы . Апрельский кризис привел к созданию 18 мая (5 мая по старому стилю) первого коалиционного правительства. Из состава Временного правительства вышли Милюков и Гучков, а в него, по соглашению с исполкомом Петроградского совета, были включены шесть министров-социалистов.

Председателем правительства вновь стал Георгий Львов.

Новое правительство не смогло эффективно бороться с разрухой и голодом, ограничившись бюрократическими мерами регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Затеянное им наступление на Юго-Западном фронте провалилось. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в стране, разногласия среди министров по вопросу отношения к украинской Центральной раде, неудачная попытка большевиков перехватить власть вызвали в июле новый правительственный кризис, который привел к ликвидации двоевластия в стране. Из состава Временного правительства вышли три министра-кадета. Вслед за ними ушел в отставку глава Временного правительства — князь Львов.

6 августа (24 июля по старому стилю) было сформировано второе коалиционное правительство. В его состав вошли семь кадетов и примыкающих, пять эсеров и народных социалистов, три меньшевика. Председателем правительства стал эсер Александр Керенский.

Следующий правительственный кризис был спровоцирован лидером правых контрреволюционных сил, верховным главнокомандующим генералом Лавром Корниловым, который 16 августа (3 августа по старому стилю) выступил против Временного правительства, двинув войска на Петроград (ныне Санкт-Петербург). Попытка переворота, предпринятая им, оказалась неудачной. Мятеж был подавлен. Новый правительственный кризис стал самым острым и продолжительным. В поисках выхода было решено 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1917 года временно передать власть Совету пяти (Директории), который возглавил Керенский, принявший одновременно на себя и пост главнокомандующего.

Переговоры о создании нового правительства затянулись до 8 октября (25 сентября по старому стилю), когда удалось составить третье и последнее коалиционное правительство. В его состав вошли шесть кадетов и примыкающих, два эсера, четыре меньшевика и шесть беспартийных. Возглавил правительство Керенский, оставшийся за собой пост верховного главнокомандующего.

Находясь в перманентном кризисе, Временное правительство опаздывало в принятии необходимых для укрепления власти решений. Принятые законы в области государственного строительства задерживались в исполнении. Медлительность и половинчатость социально-экономических реформ, просчеты в государственном строительстве способствовали нарастанию общенационального кризиса, который привел к Октябрьской революции. В ходе вооруженного восстания в ночь с 7 на 8 ноября (с 25 на 26 октября по старому стилю) 1917 года Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце. Лишь Керенскому удалось бежать из столицы.

За весь период существования Временного правительства в его состав входили 39 человек. Их пребывание на министерских постах было кратковременным, 23 человека исполняли свои обязанности не более двух месяцев. 16 министров Временного правительства ранее были депутатами Государственной думы разных созывов. 31 человек имел высшее образование, из них 24 окончили университеты. Двое имели два высших образования.

Большинство министров были юристами — 11 человек, врачей, экономистов и инженеров — по четыре, военных — трое, пять человек окончили историко-филологический факультет. По сословной принадлежности: 21 человек имел дворянское происхождение, в том числе трое имели титул князя; двое были выходцами из крестьян.

После Октябрьской революции 16 бывших министров в той или иной форме сотрудничали с Советской властью, 23 человека эмигрировали и первоначально вели антисоветскую деятельность. В дальнейшем некоторые из них изменили свои взгляды.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Центральные и местные органы власти от Февраля до Октября 1917 г.

Важнейшим фактором, влиявшим на развитие событий в России с Февраля 1917 г., являлась деятельность первого состава Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым. В соответствии со своей Декларацией и опираясь на завоевания Февраля оно осуществило ряд демократических преобразований. Был принят закон о свободе собраний и союзов, упразднены цензура и другие репрессивные органы царского режима (полиция, жандармерия, каторга и т.д.). Вместо департамента полиции создано Главное управление по делам милиции. Реорганизованы структуры и руководящий состав других государственных органов. Объявлена политическая амнистия. В то же время был санкционирован арест Николая II , а также его министров и других представителей прежней администрации.

По закону от 8 марта 1917 г. Совет министров и его канцелярия переименовывались во Временное правительство и его канцелярию. Министерство императорского двора и уделов было упразднено. При Министерстве внутренних дел во второй половине марта для руководства деятельностью комиссаров Временного правительства образуется Отдел по делам местного управления. При Временном правительстве было создано также Юридическое совещание, на которое возлагалась обязанность давать "предварительные юридические заключения" на мероприятия правительства.

В апреле 1917 г. возник правительственный кризис, в мае было сформировано первое коалиционное правительство, которое по-прежнему возглавлял князь Г.Е. Львов. Новое правительство провело реорганизацию государственных органов власти . На базе отдела труда Министерства торговли и промышленности создаются Министерство труда и Министерство почт и телеграфов. С целью оказания помощи семьям убитых и искалеченных на войне было образовано Министерство государственного призрения. В конце июня при Временном правительстве учреждаются Экономический совет для выработки "общего плана организации народного хозяйства и труда", а также Главный экономический совет "для проведения отдельными ведомствами и учреждениями всех мероприятий по регулированию хозяйственной жизни страны". В конце марта было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание.

В июле 1917 г. формируется второе коалиционное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Он, а также заместитель министра-председателя, министр финансов кадет Н.В. Некрасов, министр внутренних дел эсер Н.Д. Авксентьев, министр иностранных дел М.И. Терещенко и министр продовольствия народный социалист А.В. Пешехонов вошли в состав Комитета обороны. В начале августа упраздняется должность обер-прокурора Синода и образуется Министерство исповеданий. С 7 августа начала свое действие Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия (Всевыборы). В конце августа Кабинет военного министра был преобразован в Военный кабинет министра-председателя - Верховного Главнокомандующего. После ликвидации выступления генерала Л.Г. Корнилова вместо правительства "до окончательного формирования кабинета" 1 сентября создается Директория из пяти членов - А.Ф. Керенский, М.И. Терещенко, A.M. Никитин, генерал А.И. Верховский и адмирал Д.Н. Вердеревский.

Для решения вопроса о составе правительства в Петрограде 14 сентября начало работать Демократическое совещание, избравшее 21 сентября постоянно действующий Временный совет республики - Предпарламент. Через три дня Керенский сформировал третье коалиционное правительство.

Органы власти и самоуправления на местах.

В первые недели Февральской революции местные государственные учреждения царизма заменили губернские, городские и уездные комиссары Временного правительства. Их права первоначально не были регламентированы, и только 25 сентября 1917 г. было обнародовано "Временное положение о губернских (областных) и уездных комиссарах". Наряду с Советами создавались выборные временные комитеты общественных организаций, в которые входили гласные земских и городских органов самоуправления. Земства были созданы также в ряде окраинных регионов России . Общее руководство всей системой земских учреждений возлагалось на Всероссийский земский союз. Законом от 15 апреля в городах с населением более 150 тыс. человек были учреждены районные органы самоуправления (думы и управы), деятельность которых объединялась советом дум.