Иван Захарович Су́риков (25 марта 1841) — 24 апреля 1880) — русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Автор хрестоматийного стихотворения "Детство". Другое его стихотворение, «В степи», в народной переработке стало популярнейшей песней «Степь да степь кругом». На его стихи П. И. Чайковский написал романс «Я ли в поле да ни травушка была».

Зима

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.

Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.

Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.

Он теперь покоен —
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.

В русской литературе 19-20 веков существует такое направление, как крестьянская поэзия, яркими представителями которой являются Сергей Есенин и Николай Некрасов. К числу авторов, которые в своих произведениях воспевали сельскую жизнь, можно отнести и Ивана Сурикова, имя которого в наши дни незаслуженно забыто. Творческое наследие этого поэта, который родился в семье крепостного крестьянина, невелико, однако многие его произведения до сих пор на слуху у читателей, так как отличаются простотой слога, особой мелодичностью и удивительной яркостью образов.

Среди них стоит отметить стихотворение «Зима», написанное в 1880 году, незадолго до смерти Сурикова, который скончался в нищете, однако до самого последнего момента не утратил способности восхищаться окружающим миром и находил его совершенным даже вопреки тому, что судьба не проявляла к этому автору особой благосклонности. Тем не менее, поэт никогда не жаловался на жизнь и был убежден в том, что ему выпал счастливый жребий - быть поэтом.

Стихотворение «Зима» относится к разряду пейзажной лирики, и первые его строчки посвящены снегопаду, который укрывает землю белым и пушистым одеялом, преображая мир, делая его чище и светлее. От этих строк веет спокойствием и умиротворением, а также предвкушением праздника, который обязательно настанет уже хотя бы потому, что зима вступает в свои законные права. Ее приход поэт описывает весьма просто и лаконично - «вот пришли морозцы — и зима настала». Однако в этой простой фразе заключена философская мудрость бытия, смысл которого сводится к тому, что все мы подчиняемся законам природы. Поэтому любые перемены в окружающем мире следует воспринимать с радостью и получать удовольствие от каждого мгновения жизни, которое наполнено удивительным очарованием для тех, кто умеет ценить простые человеческие радости.

Описывая быт крестьян, поэт отмечает, что в солнечный и морозный зимний день у них по-прежнему достаточно забот. Нужно запрягать сани и ехать за дровами, без которых пережить стужу невозможно. При этом к зиме сельский житель готовится весьма основательно и заблаговременно, он давно уже укрыл снаружи избу соломой, чтобы защитить свое жилище от холода. Зато детворе в снежную зиму одно раздолье, и практически в каждой деревне «горы снеговые строят ребятишки».

Простой сельский быт описывается в этом произведении сдержанно и непритязательно. Главное для крестьян - позаботиться о своем доме, запастись дровами и продуктами питания, сеном для домашнего скота и теплыми вещами. Эта пора года для сельских жителей является довольно спокойной, и у них есть время уделить внимание своему скудному хозяйству, подготовиться к предстоящей посевной, от которой зависит благополучие всей семьи. Однако зима даже для сельского жителя не лишена романтики. И Иван Суриков, который большую часть своей жизни провел в деревне, не перестает удивляться красоте «темного леса», который за одну ночь обзавелся роскошной и пышной шапкой из снега, белым полям и коротким дням, на смену которым приходят длинные зимние вечера, наполненные особым очарованием. Так просто и безыскусно писать о сложных вещах под силу лишь по-настоящему одаренному человеку, который умеет ценить прекрасное и беззаветно любит родную природу, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой. Поэтому неудивительно, что Ивана Сурикова считают одним из наиболее ярких и самобытных поэтов русского села, который смог вдохнуть романтику в привычный уклад сельской жизни и преподнести его таким образом, чтобы каждому читателю захотелось скатиться с высокой снежной горы на окраине села или же побродить по спящему лесу, вслушиваясь в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.

Каждая из поэзий Сурикова о зиме так нам известна, что порой кажется: мы знаем их с детства. А еще каждый стих об этой чудесной поре очень искренний.

Наполнены чувством зимнего спокойствия и строки стихотворения с лаконичным, но точным названием «Зима». Тема этого произведения – приход в свои владения красавицы-зимы. Вступает в свои права зимушка сразу после того, как «пришли морозцы».

Эта поэзия – образец пейзажной лирики, в котором присутствуют философские раздумья о смысле жизни, ведь в ней многое подчинено законам матушки-природы,

Поэтому все изменения нужно встречать радостно, наслаждаясь каждым мгновением. Ведь жизнь полна приятных забот, и их не меньше у крестьян даже в морозные солнечные дни: надо привезти из лесу дрова, укрыть избу соломой, защищая свою обитель от зимней стужи. А вот детишкам в это время довольно весело, ведь они строят «снеговые горы».

Главная мысль этой поэзии Сурикова – воспевание сельской жизни, которая так близка сыну крестьянина. Стих отличается своеобразной мелодикой, насыщенностью образов и простотой слога. Его относят к разряду лирики пейзажной, так как уже с первых строк мы умиляемся пушистым снегом,

Белоснежность которого очищает окружающую среду.

Да, много забот у крестьян, однако это время года вносит в жизнь жителей села уютное спокойствие. А вот в представлении Сурикова зима у крестьян не лишена романтических ноток. Ведь «темный лес» под утро одевает снеговую шапку, а каждый зимний вечер просто переполнен великолепием.

Строф в стихотворении – восемь. Каждая их них состоит из четырех строк. Стих написан трехстопным ямбом (двухсложный размер), в нем перекрестная рифмовка, рифма женская (ударение на предпоследнем слоге).

Произведение Сурикова «Зима» насыщено и художественными приемами. К примеру, метафорами «злой мороз, сердитый», «лес…заснул», «пришли морозцы», эпитетом «снег пушистый». Во второй строфе происходит повторение сонорных «л», «н», то есть автор прибегает к аллитерации.

При детальном анализе синтаксиса произведения, можно увидеть, что многие предложения усложнены однородными членами с бессоюзной и союзной связью «падает, ложится», «крепко, непробудно», «зимы и стужи», «вьюги и метели».

Мне очень по душе пришлось стихотворение Сурикова «Зима». Вместе с автором пришлось погрузиться в красоту зимнего пейзажа: полюбоваться снегопадом, белоснежной пеленой поля и чудным лесом. Вместе с сельскими жителями был прожит замечательный зимний день, когда крестьянин заботиться об уюте в избушке, а ребятишки резвятся, лепя снежные комы.

Помогите сделать Письменный анализ стихотворения ко стихотворению И. З. Суриков зима


  1. Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Спокойная, печальная интонация соответствует содержанию стихотворения. Наступления зимы ждала природа, люди. Вс стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. Крестьянин готовился встретиь зиму. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора,
    сравнение, олицетворение. 1.сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Вс его одело... Тмный лес, что шапкой принакрылся чудной Снег, как шапка на деревьях. 2.Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли.. .Не надули б снега Вьюги и метели. 3.Эпитеты-снег пушистый, мороз сердитый, злой, снеговые горы.
  2. Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Спокойная, печальная интонация соответствует содержанию стихотворения. Наступления зимы ждала природа, люди. Вс стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. Крестьянин готовился встретиь зиму. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора,
    сравнение, олицетворение. 1.сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Вс его одело... Тмный лес, что шапкой принакрылся чудной Снег, как шапка на деревьях. 2.Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли.. .Не надули б снега Вьюги и метели. 3.Эпитеты-снег пушистый, мороз сердитый, злой, снеговые горы.
  3. 4 благиатора собрались вместе. сами ничего не можете придумать
  4. красивая у вас получился анализ из стихотворении
  5. Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Спокойная, печальная интонация соответствует содержанию стихотворения. Наступления зимы ждала природа, люди. Вс стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. Крестьянин готовился встретиь зиму. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора,
    сравнение, олицетворение. 1.сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Вс его одело... Тмный лес, что шапкой принакрылся чудной Снег, как шапка на деревьях. 2.Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли.. .Не надули б снега Вьюги и метели. 3.Эпитеты-снег пушистый, мороз сердитый, злой, снеговые горы.
  6. Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Спокойная, печальная интонация соответствует содержанию стихотворения. Наступления зимы ждала природа, люди. Вс стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. Крестьянин готовился встретиь зиму. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора,
    сравнение, олицетворение. 1.сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Вс его одело... Тмный лес, что шапкой принакрылся чудной Снег, как шапка на деревьях. 2.Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли.. . Не надули б снега Вьюги и метели. 3.Эпитеты-снег пушистый, мороз сердитый, злой, снеговые горы.
  7. 2 плагиата вот так ржака
  8. Настроение в начале стихотворения радостное, а потом появляются нотки грусти. Спокойная, печальная интонация соответствует содержанию стихотворения. Наступления зимы ждала природа, люди. Вс стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза. Крестьянин готовился встретиь зиму. Уж давно крестьянин Ждал зимы и стужи, И избу соломой Он укрыл снаружи. Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели, Не надули б снега Вьюги и метели. Эпитеты делают нашу речь яркой, выразительной, точной. Есть: метафора,
    сравнение, олицетворение. 1.сравнения: Поле забелело, Точно пеленою Вс его одело... Тмный лес, что шапкой принакрылся чудной Снег, как шапка на деревьях. 2.Метафора и олицетворение: Лес заснул непробудно, морозы пришли.. .Не надули б снега Вьюги и метели. 3.Эпитеты-снег пушистый, мороз сердитый, злой, снеговые горы.

Иван Захарович Суриков (1841 - 1880)

К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова. Выходец из крестьян, Суриков известен рядом поэтических шедевров, которые были усвоены самой широкой массой народа. Среди них песни: «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…», «Сиротой я росла…», «Точно море в час прибоя…» Под редакцией Зубаревой Е.Е. - М. Просвещение, 1989, - с.139 и другие. Чайковский написал на стихи Сурикова «Я ли в поле да не травушка была…» известный романс, который до сих пор входит в репертуар певцов. Художественному мастерству Суриков учился у Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Кольцова, Шевченко, Никитина. Вместе с этим Суриков использует неисчерпаемые богатства образов и языка из русского поэтического народного творчества, придавая народным песням новое поэтическое оформление, ритмичность и звучность.

Пейзаж в стихотворении «Зима»

Истинная народность и национальная характерность поэтического дара позволили Сурикову создать простые и в то же время глубоко поэтические стихи. Такое стихотворение «Зима». Оно было написано в начале 1880 года, уже в конце творчества поэта. Название стихотворение определяет его тему - о зиме, описывается прекрасная пора.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

Эпитеты, сравнения создают удивительную картину зимнего дня. Немногие формы поэтической образности, к которым прибегает автор (сравнение снега, покрывшего поля, с пеленою, а снега на деревьях с чудной шапкой и другие), не усложняют поэтической картины. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима.

Шипящие звуки («пушистый», «кружится») помогают услышать, как падает снег, затем наступает полная тишина. Как будто все замерло, умерло, заснуло. Все части речи представлены в стихотворении в равной степени: глаголы создают имитацию движения, существительные и прилагательные - состояние покоя.

Предложения с однородными членами показывают быстро сменяющуюся картину: только что было все черным-черно, а теперь пошел снег. Он укрыл поле, лес. Мы понимаем, что скоро наступит зима. Многоточие предполагает длинную паузу.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Сначала когда читаешь это стихотворение настроение спокойное, безэмоциональное, а затем радостное. Радостное чувство обновления, наступившего в природе с приходом зимы, знакомо каждому человеку - особенно ждут снега дети.

В этом стихотворении герой радуется зиме:

Уж давно крестьянин

Ждал зимы и стужи,

И избу соломой

Он укрыл снаружи.

Лирическому герою не страшны морозы, ведь его изба теперь защищена, «он теперь покоен».

Зима - это время года, когда детям радостно, они катаются с горок, лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Стихотворение им покажется очень близким, красивым и веселым.

Пейзаж в стихотворении «Детство»

В конце 1865 года Суриков написал стихотворение «Детство» («Вот моя деревня, вот мой дом родной…»). Поэт нарисовал картину детских зимних забав: ребятишки катаются на санках, слушают сказки. Поэту дороги далекие годы, и он с добрым чувством припоминает подробности своих детских игр.

Вот свернулись санки,

И я на бок - хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья- мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

пейзажная лирика русский поэт

Очень смешная, но в то же время грустная картина. Когда «поднялась вьюга», он весь прозяб и идет домой. Лирический герой сидит на печке и слушает бабушкины сказки «Как Иван-царевич птицу-жар поймал…».

Я прижмусь к старушке…

Тихо речь журчит,

И глаза мне крепк Сладкий сон смежит.

Вот какая типичная интересная история из детства. С каждым такая была, наверное. Здесь изображается природа в отношении с ребенком. Чувство, с каким написано стихотворение, понятно детям.

В стихотворении поэт использовал много средств художественной выразительности: «… уж село солнышко давно…», «руки не согнешь,…», «зимний вечер длится, длится без конца…», «сердце так и мрет» и другие.

Урок литературного чтения по теме И.З. Суриков "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении " изучается в 3 классе по программе "Школа России". Урок изучения нового материала. На уроке дети самостоятельно определяют тему и цель урока. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя происходит с помощью сообщения подготовленного ученика. Во время работы над стихотворением дети учились находить литературные приёмы (олицетворение, сравнение, эпитет), рассказывать о своих впечатлениях от прочитанного произведения. На уроке совершенствовались навыки правильного, сознательного, выразительного чтения. Дети, работая в группах, самостоятельно исследовали каждое четверостишие с последующей проверкой, затем читали выразительно вслух. Расширялся словарный запас детей при знакомстве с новыми словами. В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема раздела: «Поэтическая тетрадь»

Тема: " И. Сурикова "Зима. Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении "

Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова "Зима".

Задача:

Образовательные:

Учить анализировать поэтическое произведение;

Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу;

Учить рассуждать, делать выводы.

Развивающие:

Развивать навыки выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз;

Развивать коммуникативные умения в процессе совместной деятельности;

Формировать у детей навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

Развивать коммуникативность, умения работать над текстом в парах.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родине, к семье, к родным

Воспитывать любовь к русской поэзии

Формирование УУД :

Личностные:

Обладать мотивационной основой учебной деятельности ;

Использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности .

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу ;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей ;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя , сверстника .

Познавательные:

Использовать знаково - символические средства для решения поставленных задач ;

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям ;

Осуществлять анализ слов с выделение существенных признаков.

Коммуникативные:

Строить понятные для партнёра высказывания;

Вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

- уметь давать характеристику выполненной деятельности;

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Урок исследование.

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный, эвристическая беседа, элементы метода исследовательского обучения.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная.

Оборудование: Презентация под названием И. Суриков "Зима", аудиозапись, распечатанные тексты со стихотворением.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы все здоровы, к работе готовы!

Дети приводят в порядок рабочее место.

Регулятивные: обеспечение обучающимися организации учебной деятельности, эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха.

Коммуникативные (согласованность действий с партнером)

II Актуализация знаний

1. Речевая разминка

Проведём речевую разминку, чтобы домашнее стихотворение прозвучало выразительно.

Всё бело, бело, бело ,
Много снега намело!
Вот весёлые деньки,
Все на лыжи и коньки!

Белый снег, белый мел
Белый заяц тоже бел .
А вот белка не
бела
Белой Белка не была.

Найдите однокоренные слова?

Какое слово нельзя отнести к группе слов с корнем бел?

Почему?

Для чего мы выполняли это задание?

На каком уроке мы работали с этими словами?

Какую картину вы представили?

2. Домашнее задание по стихотворению И. Сурикова "Детство" было предложено выучить одну понравившуюся часть и нарисовать к иней рисунок.

Чтение скороговорки жужжащим способом, с ускорением, вполголоса (хором, индивидуально.)

Белый-бел-бело

Ответы детей.

Белка

Имеет другое лексическое значение.

Чтобы вспомнить однокоренные слова

На уроке русского языка

Зима, много снега.......

Чтение наизусть стихотворения по частям

Выставка рисунков.

Коммуникативные УУД

Познавательные : построение речевого

высказывания в устной форме.

III Постановка цели урока

Мы продолжаем работать над разделом «Поэтическая тетрадь».

Прочитайте название произведения.

Рассмотрите иллюстрации к нему.

Ребята, отталкиваясь от темы сформулируйте цель нашего урока.

На экране

Познакомиться........

Совершенствовать.....

Развивать умения........

Зима

–Мы продолжим знакомиться с творчеством И. З Сурикова и его стихотворением « Зима».

Будем совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения.

работать над текстом в парах, понимать настроение и мысли поэта

Регулятивные УУД (целеполагание)

(прогнозирование)

VI Открытие нового

1. Сегодня на уроке продолжим зимнюю тему. Прочитаем ещё одно произведение Ивана Захаровича Сурикова “Зима ”. А для начала посетим виртуальную экскурсию. Наши юные исследователи напомнят нам интересные факты из жизни поэта. Биографию поэта (презентация).

2. Работа до чтения

Давайте откроем учебник на странице 76 и прочитаем заголовок произведения.

В каком жанре написано это произведение?

Правильно. Как вы догадались, что перед вами стихотворение?

А как вы думаете, можно ли определить настроение этого стихотворения?

Какое настроение у стихотворения «Зима»?

3. Первичное чтение.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения "Зима".

1. Послушайте стих и представьте себе картину, которую автор описывает.

Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

– Какие чувства испытывали вы, когда слушали стихотворение?

Используйте словарь настроения.

Хорошее, веселое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, легкое, спокойствие, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое.

– Как вы думаете, что чувствовал поэт, когда писал? О чем думал?

- Взволновало ли вас это стихотворение?

- Какую музыку вы бы подобрали к этому стихотворению?

Два ученика заранее подготовили сообщение про И.Сурикова.

Иван Захарович Суриков- поэт- самоучка. Родился в 1841 году в селе Новоселово. Он жил в деревне с матерью. Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами.
Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали народными песнями. Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1840 году от тяжелой болезни, в нищете.

Зима

Это стихотворение.

перед нами небольшое произведение, написанное в поэтической форме, с рифмой.

Можно

Весёлое, волшебное, радостное.

Чувство покоя, радости, лирическое.

С нежностью вспоминал свою деревенскую жизнь, простую необычную красоту своей родной земли. Скучает, тоскует по тишине, покою зимней природы.

Да

Спокойную, плавную, медленную.

Познавательные УУД

Общеучебные познавательные УУД:

Умение работать с текстом

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Обмениваться впечатлениями

Коммуникативные УУД:

умение слушать ответы других детей

Физкультминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

2 ) Исследование произведения

Повторное чтение стихотворения учащимися про себя

а) Словарная работа

Какие незнакомые слова вам встретились?

Зачитайте лексическое толкование этого слова.

б) Деление стихотворения на логически законченные смысловые части

Ребята, на сколько смысловых частей мы разделим стихотворение?

3) Чтение по частям и беседа по содержанию .

а) Чтение первой части

– О чем говорится в первой части?

Что произошло с природой с приходом зимы? Перечислите признаки.

–Как описывает снег и лес?

С чем поэт сравнивает поле и лес?

Какие поэтические приемы использует поэт для создания образов?

Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы:. На слайде

б) Чтение второй части

– О ком эта часть?

– Как он называет крестьянина?

– Что несет зима крестьянину – труженику?

Как он готовится к приходу зимы?

- А зачем крестьянин накрыл избу соломой? Прочитайте в тексте.

Какое настроение стало у крестьянина? Найдите ответ в тексте.

– Как вы думаете, что хотел сказать вам поэт этим стихотворением?

4. Работа в парах: чтение строфами.

Посмотрите на стихотворение ещё раз, что вы заметили в записи?

Как называются эти части?

Из скольких строф состоит стихотворение?

Прочитайте друг другу это стихотворение с соответствующей интонацией строфами.
- Мы с вами познакомились с творчеством поэта И.Сурикова. А как вы думаете, какой он человек?

работа со словарем - Толковый словарь русского языка Ожегова

Точно пеленою, покоен, изба.

Пелена – это чистое, белое, лёгкое, пушистое покрывало. Нет ни одного тёмного пятна.

Покоен -находится в состоянии покоя.

Изба- деревянный крестьянский дом.

На две

Дети зачитываю смысловые части

о красоте зимней природы

Снег падает, дни коротки, солнце светит мало, морозы

первый снег – белый, пушистый; поле – точно пелена, лес – шапкой чудной

Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело...

Тёмный лес, что шапкой Принакрылся чудной

Эпитет , олицетворение, метафора Олицетворение (олицетворить ) - выразить, представить в образе живого существа. Метафора - оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

О крестьянине

Труженик

заботы, радость

Крестьянин свою избу укрыл соломой .

Чтобы в избу ветер Не проник сквозь щели.............

Ответы зачитывают отрывками произведения

Чтобы мы любили свою землю как и он

Разделены на части

Строфы

На слайде Строфа - группа стихов, объединенных одной мыслью, интонацией, способом рифмовки?

Из восьми

Ученики читают друг другу стихотворение И.Сурикова «Зима»

Суриков был добрым, отзывчивым человеком, который интересовался жизнью простых людей. Поэт даёт возможность понять, как сложно и тяжело жили простые люди в то время. Ещё Суриков очень красиво описывает природу.

Общеучебные УУД (умение работать с текстом) Общеучебные УУД (работа со словарем)

V Первичное закрепление

Прочитайте три группы выражений.(на слайде)

Исследуя стихотворение, подумайте и скажите, где здесь олицетворение, сравнение, эпитеты.

На столах лежат карточки с заданиями

1. Найдите и зачитайте в тексте олицетворение, метафоры,эпитеты.

2. Выразительное чтение.

Давай вспомним эти поэтические приёмы?

Проверка самостоятельной работы учащихся.

  1. Выразительное чтение группами по частям.
  2. Выступление одного человека от группы.

Дети работают в группе -

Каждая группа находит в стихотворении свой поэтический прием.

Дети зачитывают определения ещё раз на карточках.

Эпитет – это красочное определение предмета, явления. (например: синее море, златые кудри)

Снег пушистый, лес тёмный, шапкой чудной. Олицетворение – выразить, представить в образе живого существа.

Лес заснул, морозы пришли.

Сравнение – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.

Тёмный лес, что шапкой Принакрылся чудной…

Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело...

Дети зачитывают

Коммуникативные УУД

VI Рефлексия

Ребята, у вас на столах лежат лучики трёх цветов.

Ваша задача приклеить лучик.

Жёлтый - мне всё удалось

Красный- мне не всё удалось

Синий - у меня ничего не получилось

- Интересно, какое солнышко у нас загорит ярче?

От него у нас в классе станет тепло и светло.

Ученики берут свой лучик и наклеивают на круг.

Регулятивные УУД (самооценка)

Итог урока

Какую цель мы ставили в начале урока?

На слайде

Познакомиться........

Совершенствовать.....

Развивать умения........

Достигли мы этой цели?

- Если вы заинтересовались творчеством И.Сурикова, то вы можете в библиотеке найти другие его произведения.

С произведением И. З. Сурикова « Зима».

Работать над текстом в парах, понимать настроение и мысли поэта.

Коммуникативные УУД

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима»

Иван Суриков

I группа

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.


И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

II группа
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...


Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала.

III группа
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.


Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.

IV группа

Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.


Он теперь покоен -
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.