Подробно рассмотрены основные разделы курса "Возрастная анатомия и физиология". Особое внимание уделено вопросам становления и развития физиологических функций организма на каждом возрастном этапе. Терминологический аппарат соответствует международным анатомической и гистологической номенклатурам. Значительное количество иллюстраций облегчает восприятие учебного материала. Указатель терминов позволяет использовать пособие в качестве справочника.
Для студентов небиологических специальностей ("Психология", "Логопедия", "Дефектология", "Социальная педагогика", "Социальная работа", "Дошкольное образование" и др.), преподавателей педагогических и медицинских ВУЗов, колледжей и училищ. Может быть полезно педагогам, практическим психологам и социальным работникам.

Возрастная анатомия и физиология как наука, ее задачи и значение.
Анатомия - наука, изучающая строение человеческого организма и исследующая закономерности сто развития в связи с функцией и окружающей средой. Анатомия изучает организм человека как целостную систему, которая находится в единстве с условиями существования, поэтому она исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии - филогенезе. Для этого исследования используются данные сравнительной анатомии и учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей среды. Большое внимание уделяется процессу становления и развития человека в связи с развитием общества - антропогенезу.

Анатомия накапливает факты, описывает и объясняет их. Она представляет собой комплексную науку, в состав которой входят: систематическая анатомия, изучающая отдельные системы организма человека; топографическая, или хирургическая, анатомия, рассматривающая пространственное соотношение органов в различных областях тела; динамическая анатомия, изучающая строение опорно-двигательного аппарата и динамику движений; пластическая анатомия, представляющая собой прикладную анатомию для художников и скульпторов и изучающая только внешние формы и пропорции тела; возрастная анатомия.

Оглавление
От автора 9
Введение в возрастную анатомию и физиологию 10
1. Возрастная анатомия и физиология как наука, ее задачи и значение 10
2. Методы исследования в анатомии и физиологии 12
3. Краткий очерк развития анатомии и физиологии 15
4. Развитие анатомии и физиологии в Беларуси 22
5. Основные этапы развития возрастной анатомии и физиологии 25
6. Развитие возрастной анатомии и физиологии в Беларуси 29
7. Анатомическая терминология 30
1. Организм человека и составляющие его структуры 32
1.1. Клетка 32
Строение клетки 32
Деление клетки 41
Химическая организация клетки 45
1.2. Ткань 46
Эпителиальная ткань 47
Соединительная ткань. 49
Мышечная ткань 67
Нервная ткань. 69
1.3. Органы, системы и аппараты органов 73
1.4. Особенности развития, роста и строения человека 75
Внутриутробный период 75
Внеутробный период 77
2. Строение, функции и возрастные особенности скелета 80
2.1. Строение и классификация костей 80
2.2. Соединение костей скелета 83
2.3. Строение скелета 86
Позвоночник 87
Грудная клетка 92
Скелет верхней конечности 93
Скелет нижней конечности 97
Череп 103
2.4. Развитие скелета в онтогенезе 114
3. Строение, функции и возрастные особенности мышц 116
3.1. Строение мышцы 116
3.2. Классификация мышц 117
3.3. Типы мышц 119
3.4. Вспомогательный аппарат мышц 120
3.5. Мышцы туловища 121
Мышцы спины 121
Мышцы груди 123
Мышцы живота 124
3.6. Мышцы шеи 126
3.7. Мышцы головы 127
3.8. Мышцы верхней конечности 129
3.9. Мышцы нижней конечности 131
3.10. Работа и сила мышц 133
3.11. Утомление мышцы 134
3.12. Развитие мышечной системы в онтогенезе 136
4. Строение, функции и возрастные особенности дыхательной системы 140
4.1. Дыхательные пути 141
Полость носа 142
Гортань 143
Трахея 144
Бронхи 145
4.2. Легкие 145
Дыхательные объемы 148
Обмен газов в легких 149
Обмен газов в тканях 150
4.3. Регуляция дыхания 151
4.4. Развитие дыхания в онтогенезе 153
5. Строение, функции и возрастные особенности пищеварительной системы 154
5.1. Строение пищеварительной трубки 155
5.2. Полость рта 158
Пищеварение в полости рта 163
5.3. Глотка 165
5.4. Пищевод 166
5.5. Желудок 167
Пищеварение в желудке 169
5.6. Тонкий кишечник 171
Пищеварение в кишечнике 174
5.7. Поджелудочная железа 175
5.8. Печень 177
5.9. Толстый кишечник 179
Пищеварение в толстом кишечнике 181
6. Обмен веществ и энергии и их возрастные особенности 182
6.1. Обмен белков 182
6.2. Обмен жиров 184
6.3. Обмен углеводов 185
6.4. Обмен воды 186
6.5. Обмен минеральных веществ 187
Макроэлементы 188
Микроэлементы 191
6.6. Витамины 195
Водорастворимые витамины 197
Жирорастворимые витамины 202
Витаминоподобные вещества 204
Квазивитамины 205
6.7. Обмен энергии 206
Обменные процессы в онтогенезе 207
6.8. Терморегуляция 208
Изменение терморегуляции в онтогенезе 210
7. Строение, функции и возрастные особенности выделительной системы 212
7.1. Почки 212
Механизм образования и выделения мочи 216
Физико-химические свойства мочи 217
7.2. Мочевыводящие пути 218
Мочеточники 218
Мочевой пузырь 219
Мочеиспускательный канал 220
7.3. Выделение в онтогенезе 221
8. Строение, функции и возрастные особенности репродуктивной системы 222
8.1. Внутренние мужские половые органы 224
8.2. Наружные мужские половые органы 227
8.3. Сперматогенез 227
8.4. Внутренние женские половые органы 228
8.5. Наружные женские половые органы 232
8.6. Овогенез 233
8.7. Плацента 235
8.8. Половое созревание девушек 236
8.9. Половое созревание юношей 239
9. Строение, функции и возрастные особенности сосудистой системы 242
9.1. Строение кровеносных сосудов 242
Круги кровообращения 245
9.2. Сердце 247
Нагнетательная функция сердца 251
9.3. Артерии 254
9.4. Вены 259
9.5. Кровоснабжение плода 262
9.6. Гемодинамика 264
9.7. Кровообращение в онтогенезе 265
9.8. Лимфатическая система 266
10. Иммунная система 271
10.1. Центральные органы иммунной системы 275
10.2. Периферические органы иммунной системы 276
10.3. Иммунитет 277
10.4. Развитие иммунитета в онтогенезе 280
11. Гормональная регуляция функций организма и ее возрастные особенности 281
11.1. Особенности гормональной регуляции функций 281
11.2. Классификация желез 284
11.3. Строение и функции желез внутренней секреции 287
Гипофиз 287
Щитовидная железа 290
Паращитовидные железы 291
Надпочечник 292
Параганглии 294
Половые железы 295
Эпифиз 296
Поджелудочная железа 296
Диффузная эндокринная система (APUD-система) 298
11.4. Гормональный статус новорожденного 298
12. Нервная регуляция функций организма и ее возрастные особенности 299
12.1. Структурно-функциональная организация и значение нервной системы 299
12.2. Строение, функции и возрастные особенности отделов центральной нервной системы 301
Спинной мозг. 301
Головной мозг. 306
Кора головного мозга 315
Электрическая активность мозга и ее возрастные особенности 324
Сон 325
Развитие мозга в онтогенезе 327
12.3. Строение, функции и возрастные особенности периферической нервной системы 329
Черепные нервы 329
Спинномозговые нервы 332
12.4. Проводящие пути головного и спинного мозга 334
12.5. Вегетативная нервная система 338
Центральная часть вегетативной нервной системы 339
Периферическая часть вегетативной нервной системы 339
Метасимпатическая нервная система 343
Влияние симпатической и парасимпатической систем на деятельность внутренних органов 343
Вегетативная нервная система в онтогенезе 344
13. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности 345
13.1. Виды условных рефлексов 345
13.2. Механизм замыкания условного рефлекса 346
13.3. Условно-рефлекторная деятельность в онтогенезе 347
13.4. Виды и механизмы памяти 348
13.5. Торможение условных рефлексов 350
13.6. Координация рефлексов в коре головного мозга 352
13.7. Типы высшей нервной деятельности 355
13.8. Высшая нервная деятельность ребенка 356
14. Строение, функции и возрастные особенности анализаторов 359
14.1. Функции анализаторов 360
14.2. Зрительный анализатор 366
Механизм образования зрительного образа 371
Оптическая система глаза 373
Показатели восприятия пространства 375
Цветовое зрение 375
Зрение в онтогенезе 377
Вспомогательный аппарат органа зрения 378
14.3. Слуховой анализатор 379
Механизм образования звука 382
Слух в онтогенезе 384
14.4. Вестибулярный анализатор 385
Развитие вестибулярного анализатора в онтогенезе 387
14.5. Вкусовой анализатор 387
Механизм образования вкуса 389
Вкус в онтогенезе 391
14.6. Обонятельный анализатор 391
Обоняние в онтогенезе 394
14.7. Хемосенсорный анализатор 395
14.8. Соматосенсорный анализатор 396
Кожная чувствительность 400
Соматосенсорный анализатор в онтогенезе 403
14.9. Двигательный анализатор 404
Проприорецепция в онтогенезе 405
14.10. Висцеральный анализатор 405
Висцеральный анализатор в онтогенезе 407
14.11. Взаимодействие анализаторов 407
Литература 409
Указатель анатомических и физиологических терминов 411.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ГИГИЕНЫ Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека. Анатомия человека – это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия человека изучается, как правило, путем рассмотрения различных органов. Физиология – наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток, взаимосвязь и изменение функций в разных условиях окружающей среды и при различных состояниях организма.

5 слайд

Описание слайда:

Анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но и исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью: изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животного мира - филогенез; исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества - антропогенез; Задачи современной анатомии: 1.Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма. 2. Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями. 3.Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей. В настоящее время физиология и анатомия накопили огромный фактический материал. Это привело к тому, что от физиологии и от анатомии отпочковываются две самостоятельные науки – это возрастная анатомия и возрастная физиология.

6 слайд

Описание слайда:

Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни. Возрастная физиология – это наука, которая изучает особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни. Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.

7 слайд

Описание слайда:

Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие: изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом; выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды; определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы); установление закономерностей индивидуального развития.

8 слайд

Описание слайда:

Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность, и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда. Гигиена создает основы текущего и предупредительного санитарного надзора, санитарных мероприятий по оздоровлению условий труда и отдыха человека. Одной из задач гигиены является экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Современная гигиена разрабатывает нормативы воздушной среды населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов одежды, обуви с целью сохранения здоровья человека и предупреждения заболеваний для увеличения продолжительности жизни. Гигиенические нормативы, необходимые для сохранения здоровья человека, создаются на основе знаний анатомии и физиологии.

9 слайд

Описание слайда:

Из общей гигиены выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков (или школьная гигиена), военная гигиена, радиационная гигиена и др. Гигиена детей и подростков наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья. Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Известны санитарные предписания в своде законов Древней Индии, в которых указывалось на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зубами, запрещение в излишествах пищи.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. В настоящее время утверждена схема возрастной периодизации, согласно которой выделяют следующие этапы: новорожденность – до 1 мес. жизни; грудной возраст – от 1 мес. до 1 года; раннее детство – от 1 года до 3 лет; первое детство – от 4 до 7 лет; второе детство: мальчики – от 8 до 12 лет; девочки – от 8 до 11 лет; подростковый возраст: мальчики – от 13 до 16 лет; девочки – от 12 до 15 лет; юноше- ский возраст: юноши – от 17 до 21 года; девушки – от 16 до 20 лет.

12 слайд

Описание слайда:

ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков используются 4 критерия: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности (для оценки состояния здоровья ребенка последний критерий имеет особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития). Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмотре врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год. Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).

13 слайд

Описание слайда:

В зависимости от состояния здоровья, дети подразделяются на следующие группы: Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Сюда относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда же следует относить детей, перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

14 слайд

Описание слайда:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни. Правильный режим – это рациональная продолжительность и чет- кое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления. Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Режим сна. Поскольку дети легко утомляются, для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный сон. Общая суточная продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Режим питания. Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время. К моменту приема пищи возбудимость пищеварительных желез возрастает, они начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу. Продукты питания, поступившие в желудочно-кишечный тракт, быстро обрабатываются соками и хорошо усваиваются организмом. Частота приемов пищи. Дети первых месяцев жизни получают пищу 7 раз в сутки, от 2,5 – 3 мес. до 5 – 6 мес. – 6 раз, от 6 мес. до 9–10 мес. – 5 раз, от 9–10 мес. до 1 г – 5–4 раза, от 1 г до 7 лет – 4 раза. Соответственно продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4–4,5 ч.

21 слайд

Описание слайда:

Режим бодрствования. Во время бодрствования с новорожденными детьми необходимо как можно больше гулять. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, можно проводят игры и занятия. Дети старше 1,5 лет гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй – после полдника (2–3 ч). Общая продолжительность прогулок 4–5 ч. Прогулка при правильной ее организации является одним из важнейших моментов закаливания детей. Перед прогулкой важно одеть и обуть ребенка в соответствии с сезоном и погодой, чтобы обеспечить ему свободу движения и необходимый тепловой комфорт. Дети до 3 лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже – 15 °С, а 4–7 лет – при температуре до – 18–22 °С. При низких температурах время прогулки сокращается.

22 слайд

Описание слайда:

Гигиена зрения Иногда дети с практически здоровыми глазами, хорошим общим со- стоянием в условиях отличного освещения могут быть слабовидящими. Это объясняется тем, что соотношения между преломляющей силой оптических сред глаза (роговица, хрусталик) и переднезадним размером (дли- ной) глаза бывают различными, и лучи света не всегда фокусируются (собираются) на самой светочувствительной части сетчатки – желтом пятне. Эмметропия, или нормальная рефракция, характеризуется тем, что лучи света после преломления в роговице и хрусталике собираются на сетчатке, в области желтого пятна. При этом отмечается большая контрастность (резкость) и самая высокая острота зрения. При дальнозоркости, или слабой рефракции, лучи света фокусируются как бы за сетчаткой. Окружающие, особенно близкие, предметы кажутся расплывчатыми, неконтрастными. Маленьким детям свойственна дальнозоркость, так как у них перед незадний диаметр глазного яблока укорочен. Так, у 95 % новорожденных устанавливают дальнозоркость. Как правило, она с возрастом компенсируется большой силой преломляющих сред глаза и не требует очков; лишь в сильной степени дальнозоркости ребенку выписывают очки. Близорукость (миопия), или сильная рефракция, имеет противоположную дальнозоркости особенность: лучи света фокусируются перед сетчаткой. При этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; уда- ленные предметы видны как бы в тумане.

23 слайд

Описание слайда:

Гигиена органов дыхания и голосового аппарата У детей слизистые оболочки верхних дыхательных путей и голосовые связки очень нежны и легко ранимы, поэтому они часто страдают от насморка, воспаления гортани, бронхов и легких. Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание – через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. Этого не происходит при дыхании через рот. Кроме того, при дыхании через рот затрудняются нормальный ритм и глубина дыхания и прохождение воздуха в лег- кие в единицу времени уменьшается. Дыхание через рот у детей чаще все- го возникает при хроническом насморке, появлении в носоглотке аденоидов. Нарушение носового дыхания отрицательно сказывается на общем со- стоянии ребенка: он бледнеет, становится вялым, легко утомляется, плохо спит, страдает головными болями, физическое и психическое развитие его замедляется. Такого ребенка надо срочно показать врачу. Если причиной неправильного дыхания являются аденоиды, их удаляют. После этой не- сложной и неопасной операции состояние ребенка значительно улучшается, физическое и умственное развитие быстро приходит к норме.

24 слайд

Описание слайда:

При воспалении гортани (ларингите) заболевают в основном голосовые связки, расположенные на внутренней поверхности боковых стенок гортани. Ларингит имеет две формы: острую и хроническую. Острый ларингит сопровождается кашлем, першением в горле, болями при глотании, разговоре, хрипотой, иногда даже потерей голоса (афонией). Если не будут своевременно приняты необходимые меры лечения, острый ларингит может перейти в хроническую форму. Для предохранения органов дыхания и голосового аппарата от заболеваний у детей большое значение имеет отсутствие резких колебаний температуры воздуха и пищи. Не следует выводить детей из сильно нагретых помещений или после горячей ванны (бани) на холод, разрешать пить холодные напитки или есть мороженое в разгоряченном состоянии. Сильное напряжение голосового аппарата также может привести к воспалению гортани. Надо следить за тем, чтобы дети не разговаривали громко продолжительное время, не пели, не кричали и не плакали, особенно в сырых, холодных и пыльных помещениях или на прогулках в неблагоприятную погоду. Разучивание стихотворений и пение (с соблюдением голосового ре- жима и дыхания) способствуют развитию и укреплению гортани, голосовых связок и легких. Чтобы голосовые связки не перенапрягались, декламировать стихи надо спокойным, негромким голосом, петь без напряжения; непрерывность звучания не должна превышать 4–5 мин.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

Биология - одна из самых масштабных и крупных наук в современном мире. Она включает в себя целый ряд различных наук и разделов, каждый из которых занимается изучением определенных механизмов в работе живых систем, их жизнедеятельности, строения, молекулярной структуры и так далее.

Одной из таких наук как раз и является интересная, очень древняя, но по сей день актуальная наука анатомия.

Что изучает

Анатомия - это наука, изучающая внутреннее строение и морфологические признаки тела человека, а также развитие человека в процессе филогенеза, онтогенеза и антропогенеза.

Предметом изучения анатомии является:

  • форма человеческого тела и всех его органов;
  • строение органов и тела человека;
  • происхождение людей;
  • индивидуальное развитие каждого организма (онтогенез).

Объектом изучения данной науки является человек и все имеющиеся у него внешние и внутренние особенности строения.

Сама анатомия как наука сложилась очень давно, так как интерес к строению и функционированию внутренних органов был актуален для человека всегда. Однако современная анатомия включает в себя ряд смежных разделов которые тесно с ней связаны и рассматриваются, как правило, комплексно. Это такие разделы анатомии, как:

  1. Систематическая анатомия.
  2. Топографическая или хирургическая.
  3. Динамическая.
  4. Пластическая.
  5. Возрастная.
  6. Сравнительная.
  7. Патологическая.
  8. Клиническая.

Таким образом, анатомия человека - это наука, изучающая все, что хоть как-то касается строения тела человека и его физиологических процессов. Кроме того, данная наука тесно связана и взаимодействует с такими отпочковавшимися от нее и ставшими самостоятельными науками, как:

  • Антропология - учение о человеке как таковом, его положении в системе органического мира и взаимодействии с социумом и окружающей средой. Социальные и биологические характеристики человеческого существа, сознание, психика, характер, поведение.
  • Физиология - наука обо всех процессах, происходящих внутри человеческого организма (механизмы сна и бодрствования, торможения и возбуждения, нервные импульсы и их проведение, гуморальная и нервная регуляция и так далее).
  • Сравнительная анатомия - занимается изучением эмбрионального развития и строения разных органов, а также их систем, при этом сравнивая эмбрионы животных разных классов, таксонов.
  • Эволюционное учение - учение о происхождении и становлении человека со времен появления на планете и до наших дней (филогенез), а также доказательство единства всей биомассы нашей планеты.
  • Генетика - изучение генетического кода человека, механизмы хранения и передачи наследственной информации из поколения в поколение.

В результате мы видим, что анатомия человека - это совершенно гармоничное комплексное сочетание множества наук. Благодаря их работе людям известно очень многое о человеческом организме и всех его механизмах.

История развития анатомии

Свои корни анатомия обнаруживает еще в глубокой древности. Ведь с самого появления человека ему было интересно знать, что находится у него внутри, почему, если пораниться, идет кровь, что она собой представляет, почему человек дышит, спит, ест. Все эти вопросы издревле не давали покоя многим представителям человеческой расы.

Однако ответы на них пришли не сразу. Понадобилось не одно столетие, чтобы накопить достаточное количество теоретических и практических знаний и дать полный и развернутый ответ на большинство вопросов о работе человеческого организма.

История развития анатомии условно подразделяется на три основных периода:

  • анатомия древнего мира;
  • анатомия Средних веков;
  • новое время.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Древний мир

Народы, которые стали основоположниками науки анатомии, первые люди, интересующиеся и описывающие строение внутренних органов человека - это древние греки, римляне, египтяне и персы. Представители именно этих цивилизаций дали начало анатомии как науке, сравнительной анатомии и эмбриологии, а также эволюции и психологии. Подробно рассмотрим их вклад в виде таблицы.

Временные рамки Ученый Открытие (вклад)

Древний Египет и Древний Китай

XXX - III вв. до н. э.

Врач Имхотеп Первым описал головной мозг, сердце, движение крови по сосудам. Свои открытия делал на основе вскрытия при мумификации трупов фараонов.
Китайская книга "Нейцзин" Описаны такие органы человека, как печень, легкие, почки, сердце, желудок, кожа, мозг.
Индийское писание "Аюрведа" Довольно подробное описание мышц человеческого тела, описания головного мозга, спинного мозга и канала, определены типы темпераментов, охарактеризованы типы фигур (телосложений).
Древний Рим 300-130 гг. до н. э. Герофил Первый, кто вскрывал трупы с целью изучения строения тела. Создал описательно-морфологический труд "Анатомика". Считается родителем науки анатомии.
Эразистрат Считал, что все состоит из мелких частиц, а не из жидкостей. Изучал нервную систему, вскрывая трупы преступников.
Врач Руфий Описал многие органы и дал им название, изучил зрительные нервы, провел прямую зависимость головного мозга и нервов.
Марин Создал описания небного, слухового, голосового и лицевого нервов, некоторых частей ЖКТ. Всего написал около 20 сочинений, подлинники которых не сохранились.
Гален Создал более 400 трудов, 83 из которых были посвящены описательной и сравнительной анатомии. Изучал раны и внутреннее строение тела на трупах гладиаторов и животных. На его трудах около 13 веков обучались врачи. Главная ошибка была в теологических взглядах на медицину.
Цельс Ввел медицинскую терминологию, изобрел лигатуру для перевязки сосудов, изучал и описывал основы патологии, диеты, гигиены, хирургии.
Персия (908-1037 гг.) Авиценна Организм человека управляется четырьмя основными органами: сердцем, яичком, печенью и мозгом. Создал большой труд "Канон врачебной науки".
Древняя Греция VIII-III в. до н. э. Эврипид На животных и трупах преступников сумел изучить воротную вену печени и описать ее.
Анаксагор Описал боковые желудочки мозга
Аристофан Открыл наличие двух мозговых оболочек
Эмпедокл Описал ушной лабиринт
Алкмеон Описал ушную трубу и зрительный нерв
Диоген Описал многие органы и части кровеносной системы
Гиппократ Создал учение о крови, слизи, желтой и черной желчи как четырех основополагающих жидкостях организма человека. Великий врач, его трудами пользуются до сих пор. Признавал наблюдение и опыт, отрицал теологию.
Аристотель 400 работ из различных отраслей биологии, в том числе и по анатомии. Создал много трудов, считал основой всего живого душу, говорил о сходстве всех животных. Сделал вывод об иерархии в происхождении животных и человека.

Средние века

Данный период характеризуется разрухой и упадком в развитии каких бы то ни было наук, а также господством церкви, которая запрещала вскрытия, исследования и изучение анатомии на животных, считала это грехом. Поэтому значительных перемен и открытий в это время не совершалось.

А вот эпоха Возрождения, напротив, дала многие толчки к современному состоянию медицины и анатомии. Основной вклад внесли трое ученых:

  1. Леонардо да Винчи. Его можно считать основоположником Свои художественные таланты применил на благо анатомии, создал свыше 700 рисунков, точно изображающих мышцы, скелет. Анатомия органов и их топография показаны им четко и правильно. Для работы занимался
  2. Яков Сильвий. Учитель многих анатомов своей современности. Открыл борозды в строении головного мозга.
  3. Андеас Везалий. Очень талантливый доктор, много лет посвятивший тщательному изучению анатомии. Свои наблюдения проводил на основе вскрытия трупов, многое о костях узнал по собранным на кладбище материалам. Труд всей его жизни - семитомная книга "О строении человеческого тела". Его труды вызвали противостояние в массах, так как в его понимании анатомия - это такая наука, которая должна изучаться на практике. Это противоречило трудам Галена, которые находились на тот момент в большом почете.
  4. Главным его трудом стал трактат "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных". Он первым доказал, что кровь движется по замкнутому кругу сосудов, из крупных в мелкие через мельчайшие трубочки. Также ему принадлежит первое высказывание о том, что каждое животное развивается из яйца и в процессе своего развития повторяет все историческое развитие живого в целом (современный биогенетический закон).
  5. Фаллопий, Евстахий, Виллис, Глиссон, Азелли, Пекэ, Бертолини - имена тех ученых данной эпохи, которые своими трудами дали полное представление о том, что представляет собой анатомия человека. Это неоценимый вклад, давший начало современному старту в развитии данной науки.

Новое время

Данный период относится к XIX - XX векам и характеризуется рядом очень важных открытий. Все они смогли быть совершены благодаря изобретению микроскопа. Марчелло Мальпиги дополнил и обосновал практически то, что в свое время предсказал Гарвей - наличие капилляров. Ученый Шумлянский подтвердил это своими работами, а также доказал цикличность и замкнутость кровеносной системы.

Также ряд открытий позволил более подробно раскрыть понятие "анатомия". Это были следующие работы:

  • Гальвани Луиджи. Этот человек внес огромный вклад в развитие физики, так как открыл электричество. Однако он же сумел рассмотреть наличие электрических импульсов в животных тканях. Так он стал родоначальником электрофизиологии.
  • Каспар Вольф. Опроверг теорию преформизма, утверждавшую, что все органы существуют в уменьшенном виде в половой клетке, а потом просто вырастают. Стал основоположником эмбриогенеза.
  • Луи Пастер. В результате многолетних опытов доказал существование бактерий. Разработал методы вакцинации.
  • Жан Батист Ламарк. Внес огромный вклад в эволюционные учения. Он первым высказал мысль о том, что человек, как и все живое, развивается под влиянием окружающей среды.
  • Карл Бэр. Открыл половую клетку женского организма, описал и дал начало развитию знаний об онтогенезе.
  • Чарльз Дарвин. Внес огромный вклад в развитие эволюционных учений и объяснил происхождение человека. Им же доказано единство всего живого на планете.
  • Пирогов, Мечников, Сеченов, Павлов, Боткин, Ухтомский, Бурденко - имена русских ученых XIX-XX века, которые дали полное понятие о том, что анатомия - это целая наука, комплексная, многогранная и всеобъемлющая. Их трудам обязана медицина во многих вопросах. Именно они стали первооткрывателями механизмов иммунитета, высшей нервной деятельности, спинного мозга и нервной регуляции, а также многих вопросов генетики. Северцовым было основано направление в анатомии - эволюционная морфология, которое базировалось на основе (авторы - Геккель, Дарвин, Ковалевский, Бэр, Мюллер).

Своим развитием всем этим людям и обязана анатомия. Биология - это целый комплекс наук, но анатомия является древнейшей и ценнейшей из них, так как затрагивает самое важное - здоровье человека.

Что такое клиническая анатомия

Клиническая анатомия - это промежуточный раздел между топографической и хирургической анатомией. Она рассматривает вопросы строения общего плана какого-либо конкретного органа. Например, если речь идет о гортани, то врачу перед операцией необходимо знать общее положение данного органа в теле, с чем он связан и как взаимодействует с другими органами.

Сегодня клиническая анатомия очень широко распространена. Часто можно встретить выражения клиническая анатомия носа, глотки, горла или любого другого органа. Вот клиническая анатомия как раз и расскажет, из каких составляющих слагается данный орган, где он расположен, с чем граничит, какую роль играет и так далее.

Каждый врач-специалист узкого профиля знает полностью клиническую анатомию того органа, над которым работает. Это и есть залог успешного лечения.

Возрастная анатомия

Возрастная анатомия - это раздел данной науки, который занимается изучением онтогенеза человека. То есть рассматривает все процессы, сопровождающие его от момента зачатия и стадии эмбриона до момента окончания жизненного цикла - смерти. При этом главным фундаментом для возрастной анатомии является геронтология и эмбриология.

Основоположником этого раздела анатомии можно считать Карла Бара. Именно он первый высказал предположение об индивидуальном развитии каждого живого существа. Позже этот процесс был назван онтогенезом.

Возрастная анатомия дает представление о механизмах старения, что немаловажно для медицины.

Сравнительная анатомия

Сравнительная анатомия - это наука, главной задачей которой является доказательство единства всего живого на планете. А конкретно данная наука занимается сравнением эмбрионов разных видов животных (не только видов, но и классов, таксонов) и выявлением общих закономерностей в развитии.

Сравнительная анатомия и физиология - это тесно взаимосвязанные структуры, изучающие один общий вопрос: как выглядят и функционируют эмбрионы разных существ в сравнении друг с другом?

Патологическая анатомия

Патологическая анатомия - это научная дисциплина, занимающаяся изучением патологических процессов в клетках и тканях человеческого существа. Это дает возможность изучать различные заболевания, просматривать влияние их течения на организм и, соответственно, находить методы лечения.

Задачи патологической анатомии следующие:

  • изучить причины различных заболеваний у человека;
  • рассмотреть механизмы их возникновения и протекания на клеточном уровне;
  • выявить все возможные осложнения при патологиях и варианты исхода болезней;
  • изучить механизмы смерти от заболеваний;
  • рассмотреть причины неэффективности лечения патологий.

Основоположником данной дисциплины является Именно им была создана целлюлярная теория, говорящая о развитии заболеваний на уровне клеток и тканей организма человека.

Топографическая анатомия

Топографическая анатомия - это научная дисциплина, иначе именуемая хирургической. Основу ее составляет разделение тела человека на анатомические области, каждая из которых находится в определенной части тела: голове, туловище или конечностях.

Основными задачами данной науки являются:

  • детальное строение каждой области;
  • синтопия органов (расположение их относительно друг друга);
  • связь органов с кожей (голотопия);
  • кровоснабжение каждой анатомической области;
  • лимфоотток;
  • нервная регуляция;
  • скелетотопия (отношению к скелету).

Все эти задачи формируются в условиях принципов: изучение с учетом болезней, патологий, возраста и индивидуальных особенностей организмов.

Министерство образования и науки Российской Федераций

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

«Российский Государственный Профессионально-Педагогический Университет»

Контрольная работа

по дисциплине: «Возрастная анатомия и физиология»

Выполнил: Рамазанова Г.Ф.

Проверил: Югова Е.А.

Екатеринбург 2011


2. Роль выделительной системы в поддержании постоянства внутренней среды организма. Профилактика заболеваний органов выделительной системы


1. Зрительная сенсорная система. Понятие о рефракции и ее изменение с возрастом. Возрастные особенности зрения: зрительные рефлексы, световая чувствительность, острота зрения, аккомодация, конвергенция. Развитие цветового зрения у детей

Среди раздражителей внешней среды для человека особенно большое значение имеют зрительные. Большая часть сведений о внешнем мире связана со зрением.

Строение глаза.

Глаз расположен в глазнице черепа. От стенок глазницы к наружной поверхности глазного яблока подходят мышцы, с их помощью глаз двигается.

Защищают глаз брови, они отводят в стороны стекающий со лба пот. Веки и ресницы защищают глаз от пыли. Слезная железа, расположенная у наружного угла глаза выделяет жидкость, которая увлажняет поверхность глазного яблока, согревает глаз, смывает попадающий на него посторонние частицы, а затем стекают из внутреннего угла по слезному каналу в носовую полость.

Глазное яблоко покрыто плотной белочной оболочкой, защищающей его от механических и химических повреждений и проникновения посторонних частиц и микроорганизмов снаружи. Это оболочка в передней части глаза прозрачна. Она называется роговицей. Роговица свободно пропускает лучи света.

Средняя сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов, снабжающих глазное яблоко кровью. На внутренней поверхности этой оболочки тонким слоем лежит красящее вещество - черный пигмент, который поглощает световые лучи. Передняя часть сосудистой оболочки глаза называются радужкой. Цвет ее (от светло - голубого до темно- коричневого) определяется количеством и распределением пигмента.

Зрачок - отверстие в центре радужной оболочки. Зрачок регулирует поступление внутрь глаза лучей света при ярком освещений зрачок рефлекторно сжимается. При слабом освещений зрачок расширяется. За зрачком прозрачный двояковыпуклый хрусталик. Он окружен ресничной мышцей. Всю внутреннюю часть глазного яблока заполняют стекловидное тело – прозрачное студенистое вещество. Глаз пропускает лучи света таким образом, что изображение предметов фиксируется на внутренней оболочке – сетчатке. В сетчатке расположены рецепторы глаза – палочки и колбочки. Палочки – рецепторы сумеречного света, колбочки раздражаются только ярким светом, с ним связано цветное зрение.

В сетчатке происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг к зрительной зоне коры больших полушарий. В этой зоне происходит окончательное различии раздражений – формы предметов, их окраски, величины, освещённости, расположение и движение.

Рефракция глаза - преломляющая сила оптической системы глаза при покое аккомодации. Преломляющая сила оптической системы зависит от радиуса кривизны преломляющих поверхностей (роговица, хрусталик) и от состояния их друг от друга. Светопреломляющий аппарат глаза имеет сложное строение; он состоит из роговицы, камерной влаги, хрусталика и стекловидного тела. Луч света на пути до сетчатки должен пройти четыре преломляющие поверхности: переднюю и заднюю поверхности роговицы и переднюю и заднюю поверхности хрусталика. Преломляющая сила оптической системы глаза составляет в среднем 59,92 D. Для рефракции глаза имеет значение длина оси глаза, т. е. расстояние от роговицы до желтого пятна. Это расстояние составляет в среднем 25,3 мм. Поэтому рефракция глаза зависит от соотношения между преломляющей силой и длиной оси, что определяет положение главного фокуса по отношению к сетчатке и характеризует оптическую установку глаза. Различают три основные рефракции глаза: эмметропию, или «нормальную» рефракцию глаза, дальнозоркость и близорукость. Рефракция глаза изменяется с возрастом. У новорожденных наблюдается преимущественно дальнозоркость. В период роста человека происходит сдвиг рефракции глаза в сторону ее усиления, т. е. близорукости. Изменения рефракции глаза обусловлены ростом организма, в период которого удлинение оси глаза выражено больше, чем изменение преломляющей силы оптической системы. В пожилом возрасте происходит небольшой сдвиг рефракции глаза в сторону ее ослабления за счет изменений в хрусталике. Рефракцию глаза определяют субъективным и объективным методами. Субъективный метод основан на определении остроты зрения при помощи стекол. Объективными методами определения рефракции глаза являются скиаскопия и рефрактометрия, т. е. определение рефракции глаза при помощи специальных приборов - глазных рефрактометров. Этими приборами рефракцию глаза определяют по положению дальнейшей точки ясного зрения.

Конвергенция глаз (от лат. con сближаюсь, схожусь) сведение зрительных осей глаз по отношению к центру, при котором точечные световые раздражители, отражаемые от предмета наблюдения, попадают на корреспондирующие места сетчаток в обоих глазах, за счет чего достигается устранение двоения предмета.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью, Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать. Наблюдение с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Анатомия глаза Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко включает в себя несколько составляющих: светопреломляющий аппарат, представленный системой линз: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом; аккомодационный аппарат (радужная оболочка, цилиарная область и ресничный поясок), обеспечивающий изменение формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировку изображения на сетчатке, приспособление глаза к интенсивности освещения; и световоспринимающий аппарат, представленный сетчаткой. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы. Развитие зрения малыша внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам. Наблюдение одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ АНАТОМИЮ

И ФИЗИОЛОГИЮ

1. Возрастная анатомия и физиология как наука,

ее задачи и значение

Анатомия - наука, изучающая строение человеческого организма

и исследующая закономерности его развития в связи с функцией

и окружающей средой. Анатомия изучает организм человека как целостную систему, которая находится в единстве с условиями существования, поэтому она исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии - филогенезе. Для этого исследования используются данные сравнительной анатомии и учитываются принципы эволюционной морфологии, которая вскрывает движущие силы эволюции и изменения в процессе приспособления организма к конкретным условиям окружающей среды. Большое внимание уделяется процессу становления и развития человека в связи с развитием общества -антропогенезу.

Анатомия накапливает факты,описывает и объясняет их. Она представляет собой комплексную науку, в состав которой входят: систематическая анатомия, изучающая отдельные системы организма человека; топографическая, или хирургическая, анатомия, рассматривающая пространственное соотношение органов в различных областях тела; динамическая анатомия, изучающая строение опорно-двигательного аппарата и динамику движений; пластическая анатомия, представляющая собой прикладную анатомию для художников и скульпторов и изучающая только внешние формы и пропорции тела; возрастная анатомия.

Возрастная анатомия рассматривает процесс развития индивида -онтогенез - в течение всей его жизни: эмбриональной (утробный период) и постэмбриональной (внеутробный период) от рождения до момента смерти. С этой целью используются данные эмбриологии и геронтологии.

Физиология - наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Анатомия и физиология рассматривают один и тот же объект - структуру живого, но с разных позиций: анатомия - с точки зрения формы и организации живого, а физиология - с точки зрения функции и процессов в организме. В системе физиологических наук в настоящее время выделяют общую физиологию, сравнительную и эволюционную физиологию, физиологию человека, физиологию животных и возрастную физиологию.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза; рассматривает функции органов и систем, а также организма в целом по мере его роста и развития и особенности этих функций на каждом возрастном этапе. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирования и регуляции, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза. Разделами возрастной физиологии являются геронтология и гериатрия.Геронтология - наука о старении организмов, основная цель которой - поиск средств продления активной и полноценной жизни человека.Гериатрия изучает болезни людей пожилого и старческого возрастов, разрабатывает методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний. Данные возрастной физиологии чрезвычайно важны для гигиены с целью разработки санитарно-гигиенических требований.

Основные задачи возрастной анатомии и физиологии:

выяснение основных закономерностей развития человека;

установление параметров возрастной нормы;

определение возрастной периодизации онтогенеза;

выявление сенситивных и критических периодов развития;

изучение индивидуально-типологических особенностей роста и развития;

выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды.

В настоящее время одной из важнейших задач является воспитание и развитие здорового молодого поколении. Решение этой проблемы невозможно без знания возрастных особенностей структуры, функции и регуляции деятельности каждого органа, его взаимосвязей

с другими органами, то есть возрастных особенностей функционирования организма. Организация учебных занятий, занятий физической

культурой, труда и отдыха детей требует знания функциональных возможностей детского организма, которые определяются возрастными особенностями его структуры и функции. В связи с этим возрастная анатомия и физиология необходимы для успешного развития педагогики, психологии, физиологии питания, труда и спорта, гигиены и других дисциплин.

Для работников дошкольных и школьных учреждений знание морфофункциональных особенностей организма ребенка особенно важно, так как именно в период его становления при неправильной организации условий жизни и обучения особенно быстро возникают различные патологические нарушения функций нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Необходимо расширение знаний в области изучения развивающегося организма ребенка для повышения педагогической эффективности процесса обучения. Последняя зависит от того, насколько методы педагогического воздействия адекватны возрастным физиологическим особенностям школьников. Педагогическая эффективность определяется также соответствием условий организации учебного процесса возможностям детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития ребенка с повышенной чувствительностью и пониженной сопротивляемостью организма. В связи с этим возрастная анатомия и физиология являются необходимым компонентом знаний молодого специалиста, работающего с детьми: воспитателя, учителя, психолога, социального педагога, социального работника, гигиениста.

2. Методы исследования в анатомии и физиологии

Важнейшей задачей возрастной анатомии и физиологии является изучение строения и закономерностей изменений физиологических функций в процессе индивидуального развития. В физиологии развития наиболее широко применяются методы поперечного (кроссекционального) и продольного (лонгитюдинального) исследования.

Метод поперечного исследования представляет собой одновременное изучение тех или иных свойств у представителей различных возрастных групп. Сопоставление уровня развития определенных орга-

нов и их функций у детей разного возраста позволяет установить закономерности онтогенетического процесса. Метод прост и позволяет применять стандартные методики и приборы для обследования детей различных возрастов. Недостатком его является то, что он не дает возможности судить о динамике происходящих процессов, а показывает только результаты для отдельных точек возрастной шкалы.

Метод продольного исследования рассматривает динамику процесса и заключается в длительном наблюдении за одной группой детей.

Возрастная анатомия и физиология относятся к естественнонаучным дисциплинам, поэтому для оценки роста и развитии ребенка используются методы, традиционно применяемые биологическими

и медицинскими науками. Это прежде всего антропометрические

и физиологические показатели. Антропометрические показатели - масса и длина тела, окружности грудной клетки и талии, толщина кожно-жировой складки - используются для оценки физиологического развития детей. Физиометрические показатели - жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, становая сила и др. - отражают одновременно уровень анатомического развития и функциональные возможности организма.

В возрастной анатомии широко применяются анатомические

и физиологические методы исследования.

К методам анатомического исследованияотносятся: препарирование при изучении внешнего строения и топографии крупных образований, инъекции, распил замороженного тела («пироговские срезы») при изучении расположения какого-либо органа по отношению к другим образованиям, электронная микроскопия, сканирующая электронная микроскопия, дающая объемное изображение при малых

и больших увеличениях. Эти методы применяют лишь при работе

с неживым материалом и только для уточнения диагноза. При работе

с организмом человека используются электрорентгенография, позволяющая получить рентгеновское изображение мягких тканей, которые на обычных рентгенограммах не выявляются, так как почти не задерживают рентгеновские лучи; томография, с помощью которой можно получить изображения образований, которые задерживают рентгеновские лучи; компьютерная томография, дающая возможность видеть на телеэкране изображение, суммированное из большого числа томографических изображений; рентгеноденсиметрия, позволяющая прижизненно определять количество минеральных солей в костях.

14 Введение в возрастную анатомию и физиологию

В настоящее время широкое распространение получила виртуальная анатомия. В конце XX века появилось новое средство массовой информации, которое дает возможность получить объемное анатомическое изображение. Благодаря этому можно «проникнуть» сквозь ткани и наблюдать за работой органов и их состоянием. Можно продемонстрировать пациенту ход предстоящей операции, что не только позволит ему лучше ориентироваться в собственном заболевании, но и уменьшит страх перед хирургическим вмешательством. Используя эти модели, можно смоделировать воздействие того или иного лекарственного препарата на ткани, что особенно важно при исследовании данных препаратов. Следующим этапом станет моделирование заболеваний и сравнение здоровых и больных тканей. Затем исследователь сможет «ввести» лекарственный препарат и посмотреть, как он воздействует на органы.

Другой областью применения виртуальной анатомии является биомеханика. Медики могут препарировать виртуальное тело виртуальными скальпелями, что позволит выполнять пробные хирургические операции на экране. Это особенно важно для хирургов, которые получат возможность заранее узнать о трудностях предстоящих операций и подготовиться к их преодолению. Виртуальные «пациенты» также незаменимы для исследователей. На них можно испытывать новые операции, инструменты, аппаратуру, даже новое оборудование для скорой помощи или операционных.

К физиологическим методам исследованияфункций человеческого тела относятся наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент.

Метод наблюдения используется в любом научном исследовании, но изолированно от эксперимента он не вскрывает сущности физиологических процессов в организме. В эксперименте для изучения физиологического процесса создаются специальные условия. В них наиболее полно раскрываются качественные и количественные характеристики этих явлений. Промежуточной формой между наблюдением и лабораторным экспериментом является естественный эксперимент, проводящийся в обычных условиях жизнедеятельности человека.

Метод лабораторного исследования используется для изучения функции организма в определенных условиях. Меняя последние, можно целенаправленно вызывать или изменять тот или иной физиологический процесс. Широко применяется метод функциональных нагрузок или проб. Метод дозированных функциональных нагрузок основан на изменении в ходе исследования интенсивности или продолжи-

тельности воздействия. К функциональным пробам относятся: дозированные физические и умственные нагрузки, ортостатические пробы (изменение положения тела в пространстве), температурные воздействия, пробы с задержкой дыхания и др.

Метод телеметрии - регистрация с помощью передающих радиотехнических устройств функций организма на расстоянии - дает возможность получить информацию об организме в естественных условиях существования.

К современным методам изучения физиологических функций относится метод радиографии. При этом меченное радиоактивными изотопами вещество вводится в ткань, которая поглощает и транспортирует его. Путем фоторегистрации данного вещества в специальных срезах на бумаге с последующим микроскопическим анализом удается зарегистрировать все изменения, происходящие в тканях.

В последние годы активно используется метод позитронно-эмис- сионной томографии (ПЭТ). Суть его сводится к следующему: в кровяное русло человека вводится радиоактивный изотоп. Изотоп излучает позитроны, которые проходят на 3 мм в ткань и сталкиваются с электроном. Это приводит к образованию пары протонов, которые разлетаются в разные стороны. Пронизывая ткани, протоны регистрируются кристаллическими детекторами, расположенными в специальной камере, подключенной к компьютеру. Разность попадания протонов в кристаллические детекторы позволяет создать плоское изображение на определенном уровне. В исследовательских целях применяется метод компьютерного сканирования, при этом используются рентгенограммы, сделанные под различными углами.

Таким образом, методы изучения физиологии постоянно совершенствуются и способствуют созданию достаточно полной и объективной картины механизмов функционирования клеток и структур. В свою очередь правильное понимание функции того или иного органа в организме человека позволяет предметно и своевременно организовать процессы диагностики, профилактики и оказания помощи.

3. Краткий очерк развития анатомии и физиологии

История анатомии как науки известна с V века до н.э. Первые анатомические сведения были связаны с практической медициной, поэтому первыми анатомами были врачи. Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н.э.),

знаменитого греческого врача и мыслителя, называют «отцом медицины». В его трудах, дошедших до нашего времени, имеются описания костей человека. Другие органы он описывал по аналогии со строением телаживотных, неправильно представляя себе нервы, смешивая их с сухожилиями. Кроме Гиппократа и его школы следует упомянуть Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), который уже знал нервы и довольно правильно представлял значение сердца. Вклад в анатомическую науку внес выдающийся таджикский ученый, врач и философ Абу-Али Ибн Сина (Авиценна) (980-1037), написавший помимо других своих работ знаменитую книгу «Канон медицины», в которой были собраны все научные и медицинские сведения того времени, в том числе и по анатомии.

В странах Западной Европы традиции изучения анатомии уходят корнями в 300-е годы до н.э., когда в медицинских школах ее стали преподавать как науку. Однако детальное знание анатомии человека не было лишь европейской прерогативой. Строение человеческого тела было хорошо известно египтянам, которые с древнейших времен занимались мумификацией умерших, а также жителям Азии, особенно Китая, медицинские традиции которых были неразрывно связаны с тончайшими медицинскими познаниями.

Спустя несколько сотен лет опыт врачей Древнего Рима был обобщен врачом Клавдием Галеном (ок. 130ок. 200), оставившим после себя две наиболее знаменитые работы о строении человеческого тела: «О назначении частей человеческого тела» и «Об анатомии». Эти исследования в значительной степени опирались на данные александрийских медиков. Гален изучал строение организма путем наблюдения над трупами людей и вскрытия трупов животных. Он одним из первых применил вивисекцию и явился основоположником экспериментальной медицины. Выполнив колоссальный труд по обобщению уже известных сведений и личных наблюдений, Гален создал логически законченное учение о строении человека и назначении его органов. Однако поскольку Гален изучал анатомию в основном на трупах животных, в его работах содержалось немало ошибочных положений. Так, он считал центром кровеносной системы не сердце, а печень, в которой вырабатывалась кровь и разносилась затем по всему телу, питала его и полностью им поглощалась. Пульсирование артерий он объяснял особой «силой пульсации», рассматривал расслабление сердца - диастолу - как активное движение сердца, а систолу - как его пассивное спадение, утверждая, что желудочки сердца соединяются

через отверстие в перегородке. В течение всего Средневековья в основе медицины лежала анатомия и физиология Галена. Установить ошибки, допущенные Галеном, можно было только с помощью вскрытия человеческих трупов, но церковные порядки это не допускали. Поэтому учение Галена господствовало до начала эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения появились ученые, разрушившие схоластическую анатомию Галена и построившие новую научную анатомию. Леонардо да Винчи (1452-1519) одним из первых стал вскрывать трупы людей, правильно изобразил различные органы тела человека и оставил замечательные анатомические рисунки. В 1490 году в Венеции был создан первый анатомический театр. Медицинские школы появились в начале XIVвека в Италии (Болонья и Салерно) и во Франции (Париж и Монпелье). Самой известной работой по анатомии того времени является учебник по хирургии итальянца Мондино де Люцци.

В это время появился ряд знаменитых ученых, доказавших несостоятельность анатомии Галена и положивших начало современной анатомии человека. Первое место среди них занимает Андреас Везалий (1514-1564), использовавший объективный метод наблюдения

и систематически изучивший строение тела человека. Андреас Везалий родился в Брюсселе (Бельгия) в 1514 году, изучал медицину в Париже и других крупных европейских городах, а затем поселился на севере Италии, в Падуе, где снискал славу художника-анатомиста. Его самой знаменитой работой является трактат «О строении человеческого тела», который был опубликован в 1543 г. и стал поворотным моментом в утверждении анатомии как науки, основанной на наблюдениях. Появление этого труда стало важнейшим этапом в развитии медицинской науки, с которого началось становление современного подхода к медицине и биологии. Хотя самым главным в этой работе было то, что она радикально изменила учение Галена, намерения Везалия были совсем иными. Он не собирался опровергать Галена,

а стремился лишь исправить анатомические описания своего предшественника, используя результаты собственных открытий и наблюдений. В последующие столетия анатомия человека стала дополняться все новыми и новыми деталями, которые являлись результатом как использования новой техники, так и развития медицины как науки.

Из других ученых-анатомов, современников Андреаса Везалия, известны своими открытиями в области анатомии человека Габриеле Фаллопий (1523-1562) и Бартоломео Евстахий (1510-1574), заложившие в XVI веке основы описательной анатомии.

В трактате Везалия помимо чисто анатомических имелись и физиологические сведения. Его предположение о существовании кровообращения было подтверждено Р. Коломбо (1516-1559) и М. Серветом (1509-1553), описавшими путь движения крови через легкие - малый круг кровообращения, по-видимому, независимо друг от друга. Дж. Фабриций (1533-1619) обнаружил и описал венозные клапаны. Возникали все более серьезные противоречия между анатомическими данными о строении сосудистой системы и описанием движения крови, данным Галеном. В развитии анатомии XVII век явился переломным, и это было связано с работами английского врача, анатома и физиолога Вильяма Гарвея (1578-1657), работавшего в Падуанском университете и открывшего систему кровообращения. К изучению структуры органа Гарвей подходил с точки зрения физиологии и сравнительной анатомии, он стал основоположником эмбриологии. Небольшая по объему книга Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», основанная на результатах экспериментального изучения в сочетании с расчетным методом, открыла новую эпоху в естествознании.

До Гарвея легочное кровообращение в понятии ученых не связывалось со всей системой кровообращения. Гарвей опроверг представление о том, что «копоть» из левого желудочка переходит по легочной вене в легкие и оттуда наружу, показал, что левый и правый желудочки имеют одинаковые клапаны, описал работу сердца как нагнетающего насоса, установил значение малого круга кровообращения и описал большой круг, приведя при этом ряд доказательств циркулярного движения крови. Так, он вычислил количество крови, выбрасываемой сердцем при сокращении, и установил, что масса крови возвращается обратно в сердце, а не поглощается без остатка тканями организма.

Гарвей не только открыл большой круг кровообращения, но и указал на существование в организме явлений, протекающих по замкнутому пути. В системе кровообращения, представленной Гарвеем, был пробел - не хватало представлений о капиллярах. Этот пробел вскоре был восполнен микроскопическими исследованиями М.М. Мальпиги (1628-1694) и А. Левенгука (1632-1723), и, таким образом, была создана целостная картина кругового движения крови в организме. Изучение кровеносной системы было закончено А.М. Шумлянским (1748-1795), который при изучении строения почек обнаружил прямую связь между артериальными и венозными капиллярами.

в таблицах» показал строение нервных стволов. В XVIII веке Ж. Кювье (1769-1832), создавший учение о типах животных по строению нервной системы, стал основоположником сравнительной анатомии. Начало гистологии положил М.Ф.К. Биша (1771 -1802), изложивший

в труде «Общая анатомия» учение о тканях, органах и системах. Основы эмбриологии были заложены К.М. Бэром (1792-1876), открывшим яйцеклетку и описавшим онтогенез многих органов.

На Руси первые анатомические сведения о строении органов появились в древних рукописяхХ-XIII веков. Впервые в 1658 году в Московской медицинской школе состоялся выпуск врачей. Но систематическое развитие анатомических наук начинается во времена Петра I с образования в 1724 году в Петербурге Академии наук. Петром I были открыты госпитали и медицинская школа. При одном из госпиталей стали готовить медицинских работников для обслуживания армии

и флота. До этого времени врачи приглашались из Западной Европы. В XVII-XVIII веках на территории России были открыты академии анатомии.

В 1775 году в Московском университете начали преподавать анатомию, курс которой читал ученик М.В. Ломоносова академик А.П. Протасов (1724-1796), являющийся автором русской анатомической номенклатуры и работ о строении и функциях желудка. Первыми российскими анатомами были М.И. Шеин (1712-1762), А.М. Шумлянский (1748-1795), Е.О. Мухин (1766-1850) и П.А. Загорский (1764-1846). Последний был основателем Петербургской анатомической школы

и занимался вопросами сравнительной анатомии, выявлением связи между структурой и функцией органов.

Создателем топографической анатомии считается Н.И. Пирогов (1810-1881), который разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Основоположником функциональной анатомии стал П.Ф. Лесгафт (1837-1909), предположивший направленное изменение структуры человеческого организма в результате воздействия на него физических упражнений и давший начало рентгеноанатомии. В дальнейшем функциональное и экспериментальное направление в анатомии успешно развивается в работах В.Н. Тонкова (1872-1954): коллатеральное кровообращение, пластичность кровеносных сосудов при различных условиях, рентгеноанатомия скелета.