Вчера, после небольшого перерыва, для посетителей открыл свои двери обновленный музей Рериха в "Усадьбе Лопухиных". Не просто открытие, а презентация грандиозной выставки работ Николая Рериха "Николай Рерих. Восхождение" и нового филиала Государственного музея Востока. Выставочный проект представил около 190 произведений из собраний Государственного Русского музеея, Государственной Третьяковской галереей, Государственного музея Востока, а также Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.


1. Начну с самой усадьбы. Впервые большие двухэтажные каменные палаты на подклете упоминаются в 1689 году, когда они были подарены боярину Иллариону Аврамовичу Лопухину Петром I после свадьбы с дочерью Лопухина Евдокией. После череды нескольких хозяев усадьбу в начале XIX века приобретает графиня В. А. Протасова. Для новой владелицы восточный фасад главного дома был украшен увенчанным треугольным фронтоном шестиколонным коринфским портиком, дошедшим до настоящего времени.

К 1970-м годам состояние обветшавшей усадьбы достигло аварийного, фундамент главного дома просел, в результате чего стены покрыли трещины. От ограды середины XVIII века остались лишь фрагменты. Исходная внутренняя планировка и оформление к этому моменту были утрачены.

Первый проект реставрации главного дома был разработан Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ЦНРПМ), под руководством архитектора-реставратора Ирины Валентиновны Ильенко. Полноценная научная реставрация началась после 1993 года, когда в зданиях усадьбы разместился Центр-Музей им. Н. К. Рериха.

В середине 2010-х было много споров о деятельности Центра-Музея им. Н. К. Рериха, которую относили даже к псевдохристианским сектам. Да, там были представлены работы художника, но многие напрвления их деятельности совместить с культурой было сложно. И вот, благодаря вмешательству Министерства культуры Российской Федерации и ряда судебных решений Усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке стала Филиалом Государственного музея Востока.

2. В первом зале Усадьбы Лопухиных играет классическая музыка и все ждут открытие выставки "Николай Рерих. Восхождение". Рерих никогда не был обделен вниманием. Выставки проходили регулярно, но многие работы Николая Константиновича, представленные в залах, никогда не выставлялись вместе, даже если были задуманы художником, как единое целое.

3. Несколько коротких выступлений и залы нового московского музея будут открыт для гостей.

4. Так как Николай Рерих не только русский, но и индийский художник собравшихся поприветствовал директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру при Посольстве Индии в России.

5. И вот, заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов, Директор Культурного центра им. Джавахарлала Неру и директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев перерезают символическую ленточку. Выставка открыта. Теперь все желающие могут ознакомиться с экспозицией.

6. Только представьте, что много лет назад в эту дверь старинного дома мог входить сам Петр 1.

7. Представлены работы, рассказывающие об основных этапах творческого пути великого русского художника: от ранних исторических полотен до философских пейзажей и картин-притч.

9. Св. Сергий Радонежский, Мадонна Ориламма и Св. Франциск Ассизский находятся в собраниях разных музеев, хотя задуманы автором, как триптих.

10. Директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев и заместитель Министра культуры РФ Владимир Аристархов осматривают экспозицию музея.

11. Все, больше не гружу официозом, прогуляемся по залам выставки.

13. Триптих Fiat Rex (Да будет Владыка), 1931 год.

15. Святое приношение, 1924 год.

16. Св. София Премудрость из собрания Музея Николая Рериха в Нью-Йорке.

18. Работы из Маньчжурской экспедиции Рерихов.

19. Цветы Тимура, 1931 год, из собраний Музея Востока.

20. Работы из "древнерусского периода" Николая Рериха. Примечательно, во время знаменитых "Русских сезонов" С. Дягилева в Париже (1909—1913) в оформлении Н. К. Рериха проходили "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Бородина, "Псковитянка" Римского-Корсакова, балет "Весна священная" на музыку Стравинского, в котором Рерих выступил не только как создатель костюмов и декораций, но и как либреттист.

22. У Св. Софии, по моим наблюдениям, гости задерживались дольше всего.

23. Скоро большие новогодние выходные, и если вам не чуждо искусство, запланируйте посещение выставки работ Николая Рериха "Николай Рерих. Восхождение" в новом филиале Государственного музея Востока. Честно, не пожалеете.

Москва, Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

МОСКВА, 19 декабря. /ТАСС/. Выставка "Николай Рерих. Восхождение", которая откроется 19 декабря в Музее Рерихов (филиале Государственного Музея Востока, расположенного в усадьбе Лопухиных), впервые продемонстрирует все творческие этапы жизни художника. Об этом сообщил ТАСС директор музея Востока Тигран Мкртычев.

"Это будет первая выставка, на которой творчество Николая Рериха будет демонстрироваться по этапам, согласно тому, как проходило развитие художника", - сказал Мкртычев.

В экспозицию войдут около 190 произведений, которые музей разделил на несколько разделов. "Дореволюционный этап творчества Николая Рериха связан с жизнью в Российской империи, когда он был академиком и директором Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств. Второй этап приходится на 1917 - 1920-е годы, когда семья Рерихов оказалась в финской эмиграции и Николай Константинович вынужден был искать новые направления и жизненные опоры для своего творчества", - сказал директор Музея Востока.

Он также объяснил, что еще один экспозиционный зал посвящен американскому периоду художника, когда Рериха пригласили в США для чтения лекций и проведения выставок. "Здесь состоялось возвращение его в статус известного художника, общественного деятеля и педагога. Затем Рерих отправляется в Индию, а потом в экспедицию в Центральную Азию, после которой семья поселилась на севере Индии в местечке Нагар в долине Кулу", - сказал Мкртычев.

Произведения для выставки, которая продлится до 17 января 2018 года, предоставлены Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Государственным музеем Востока и Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке. В рамках экспозиционной программы предполагается проведение лекций, посвященных жизни и творчеству Николая Рериха и членов его семьи.

Арбитражный суд Москвы 20 марта удовлетворил иск музея Востока о выселении Международного центра Рерихов (МЦР) из двух зданий в центре столицы, до революции принадлежавших семейству Лопухиных. Позже, 4 апреля, Мосгорсуд признал законным решение Росимущества о передаче Государственному музею искусств народов Востока бывшей усадьбы Лопухиных, принятое в 2015 году. 28 апреля состоялось выселение МЦР. А в октябре 2017 года в усадьбе Лопухиных уже открылась первая выставка Музея Рерихов.

Николай Рерих (1874 - 1947) - русский художник, путешественник, писатель, философ-мистик, сценограф и общественный деятель. Совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны Центральной и Восточной Азии. Автор серий картин "Гималаи", "Шамбала", "Тибет", книг "Сердце Азии", "Врата в будущее", сборника стихов "Цветы Мории". Он также является автором идеи и инициатором принятия международного соглашения по охране памятников культуры (т.н. "Пакт Рериха", подписан рядом стран в 1930 - 1940-х годах). Его работы лежат в основе коллекции Международного центра Рерихов.

"Николай Рерих. Восхождение": в филиале Государственного музея Востока открылась выставка одного из самых загадочных художников XX века. Экспозиция из двух сотен картин расположилась в , вокруг которой совсем недавно утихли судебные тяжбы — здание, наконец, . Эта выставка впервые демонстрирует все этапы творческого становления художника.

Этого ждали четверть века. Долгая судебная тяжба, череда скандалов — и вот: коллекция Николая Рериха теперь доступна для всех. Новый музей имени эзотерика, поэта и художника открылся как государственный филиал Музея Востока.

"Согласно завещанию Рериха, коллекция должна была отойти Советскому фонду Рерихов. Поскольку он был ликвидирован, не оставив правопреемников, то она отошла государству. Нет уже СССР, нет Советского фонда Рерихов, но есть его воля, и мы ее исполняем", — говорит первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов.

Двадцать пять лет после распада Советского Союза особняк Лопухиных занимал Международный центр Рерихов. Картинами, по сути, также распоряжались частные лица. Содержание центра финансировал "Мастер-Банк" во главе с Борисом Булочником. После отзыва лицензии у этой финансовой организации была опасность, что картины уйдут с молотка за долги, после чего государство заявило о своих правах. Суды разных инстанций это право признали. Последнюю апелляцию оппонентов отклонили.

"Суд поставил точку в том, что будет . Что государство будет действительно нести ответственность за сохранность работ, за сохранность наследия, за популяризацию и пропаганду. То, что произошло — закономерный итог: государственное должно быть в государстве", — говорит директор Государственного музея Рерихов Тигран Мкртычев.

Эта экспозиция — под стать случаю. Выставка "Николай Рерих. Восхождение" собрала около двухсот работ мастера. Полотна привезли из Третьяковки, Русского музея и коллекции музея в Нью-Йорке.

— Это русский сказочный мотив XVII века о том, что с неба упала большая книга, и трое королей пытались разобраться в этой мудрости, и вся мудрость веков сосредоточена именно в этой книге.

Для работ великого мистификатора теперь созданы все условия. Как итог коллеги из Нью-Йорка без опасений отпустили в Москву две картины из знаменитого триптиха. Его Рерих создавал для конференции в Брюгге еще в начале века, но после одну из работ подарил югославскому королю, а две другие уехали в США.

"Впервые этот триптих соединился и был продемонстрирован на выставке именно в Москве. Это было сделано в первый раз два года назад к юбилею пакта Рериха, и сегодня снова это происходит", — говорит главный хранитель музея Николая Рериха в Нью-Йорке Дмитрий Попов.

В таком обобщённом формате экспозиция будет работать около месяца — до 17 января. Впрочем, это лишь первый шаг, говорят в музее. После возвращения картин и усадьбы государству здесь начнут масштабную научную работу по изучению тайн Рерихов.

В самом центре столицы, в усадьбе Лопухиных, за чугунным узором старинных ворот, расположен музей Рериха. Вся архитектура здания, аллея, к нему ведущая, и прочие приметы говорят нам о том, что это русская дворянская усадьба. Но экспозиция внутри не похожа на прочие галереи и художественные музеи. Несмотря на скромные размеры здания, хорошо осмотреть все экспонаты невозможно за одно посещение. Нужно будет приходить не один раз. История музея такая же удивительная, как и судьба человека, именем которого он назван.

Идея создания первого в мире культурного учреждения новой формации принадлежит самому Святославу Рериху, сыну выдающегося мыслителя и замечательного художника разнопланового ученого и талантливого педагога, Николая Рериха. Впрочем, и сам Святослав тоже был выдающимся художником и общественным деятелем. Музей задумывался как культурный центр, который должен быть не государственной, а общественной организацией. Мыслитель считал, что большая независимость, применение новых идей, культурная инициатива и сотрудничество с мировым сообществом, без чиновничьих барьеров, позволят создать в Москве музей XXI века. Рождение такого центра предопределено новым временем и новейшими историческими и культурными требованиями – таково было видение философа. Для воплощения в жизнь своей мечты Святослав встречался в Москве с М. Горбачевым, который и дал «добро» на открытие музейного центра.

Если говорить о содержательной части музейной экспозиции, то основная его часть – драгоценное культурное наследие семейства Рерихов, которое было ими передано центру. Здесь представлены картины, книги и научные изыскания, несущие в своей основе новейшее космическое видение мира, интерес к которому не угасает с годами. Всего творцом новой философской этики было написано более 7 тысяч картин и три десятка книг. Но среди экспонатов представлены не только его произведения и личная библиотека Николая Константиновича, но и произведения многих других талантливых членов его семейства. Все эти духовные богатства последний представитель семьи Рерихов еще в 1990 году завещал государству. Сразу же после подписания завещания специальным рейсом работы были отправлены из Индии в Москву.

Впечатления от экспозиции остаются очень сильные, особенно воздействует на эмоции необыкновенная живопись, а в особенности – гималайские этюды. Кроме тематических выставок в центре проводятся концерты, для которых приготовлен очень уютный зал. Передать все впечатления в статье – невозможно, лучше посетить этот замечательный музей самостоятельно.

Музей Рерихов, или «Лучше гор могут быть только горы»...
В Москве очень много музеев. Даже всезнающий Интернет называет лишь примерную цифру: около 400. Частные и государственные, большие и маленькие, художественные и технические... Всего не перечислишь. И, конечно, 400 это не миллион. При должном усердии за несколько лет можно посетить все. Даже без особого напряжения душевных и физических сил. Но... думаю, таких «героических» людей немного. К чему я это все. Мне кажется, у каждого есть есть свой список «отложенных музейных визитов». Те случаи, когда мы думаем: «Вот сейчас некогда. В этом музее все равно ничего радикально не изменится. А вот в соседнем выставка закончится, и все...». У меня в таким списке на одном из первых мест был «Музей Рерихов». Именно поэтому с радостью откликнулась на предложение сообщества московских блогеров moskva_lublu посетить экскурсию (спасибо!).
Не хочу делать большой и подробный отчет. Скажу одно: по моему мнению, «Музей Рерихов» - место, где нужно обязательно побывать. И даже неоднократно. Попытаюсь обосновать.
Содержание. Как я поняла, постоянной экспозиции в музее нет. Исключение – Мемориальный кабинет Н.К. Рериха. Там много интересного, не только большой и «многоуважаемый» (почти как чеховский шкаф) стол, который, противореча стандартным музейным правилам, разрешают потрогать и даже использовать по прямому назначению, но и личные вещи, много предметов материальной культуры, произведений декоративно-прикладного искусства, на которые стоит обратить внимание.
Все остальное пространство на двух этажах занимают выставки. Сейчас их две. Одна, «Николай Рерих. Святыни и твердыни», посвящена творчеству «художника (живописец, график, театральный художник, монументалист, педагог), писателя, поэта, философа, крупного деятеля искусства, археолога, путешественника, предпринимателя, общественного деятеля» (цитирую сайт музея), т.е. Николая Константиновича Рериха. По ходу осмотра можно узнать об основных этапах жизни и творчества, духовных поисках художника. Комментарии на специальных плакатах помогают ненавязчиво. Это хорошо: не «давит» и оставляет свободу выбора. С одной стороны, можно просто смотреть на картины и думать о своем. С другой, минимальную жажду знаний тоже удовлетворить можно. Думаю, для первого посещения все же предпочтительнее экскурсия. Правда, на нее нужно записываться предварительно.
Для меня принципиально важной стала информация о том, что Николай Рерих был учеником Архипа Куинджи. Собственно, это видно невооруженным взглядом. Но вот что интересно. Когда-то я слышала, что невероятные свет и цвет в картинах Куинджи – результат того, что художник обладал каким-то «особенным» зрением. Т.е. это природа, научить нельзя. Но Рерих научился! И, кстати, потом передал это знание своему сыну Святославу. Результаты нужно видеть, и именно своими глазами, так как такой СВЕТ, такие ЦВЕТА не передаст ни одна репродукция, ни одна фотография.
При всем сюжетном разнообразии меня поразили прежде всего пейзажи, горные пейзажи. Ощущение силы и покоя, которого так не хватает... Сложно писать о личном, но попробую. У меня сейчас такое время... много дел, еще больше бытовой суеты, все время куда-то бегу, не могу остановиться. А вот глядя на рериховские Гималаи, на небо и камни, понимаешь, что такое ВЕЧНОСТЬ. Они дают силы остановиться, перевести дух и здраво оценить происходящее.
Выставка «Вечная женственность в искусстве Святослава Рериха» тоже поможет отвлечься от будничной рутины и тьмы за окном. Здесь правят тепло и яркие краски Индии, многогранная, часто - экзотическая для нас красота женских образов. Ретроспектива помогает оценить путь художника с 20-х до 70-х годов, от ученичества до создания собственного уникального стиля.
Подводя итоги, могу сказать, что ходить в музей Рерихов нужно обязательно.
И есть еще несколько моментов, о которых стоит написать.
Место. Усадьба Лопухиных скромно разместилась «за спиной» монументального ГМИИ. Классицистический особняк, традиционный для Москвы, прожил длинную и нелегкую жизнь, но таит нсколько приятных сюрпризов для любителей архитектуры.
Удобства. Продажи книг и сувениров, увы, нет. Хотя очень хотелось бы. Буфета тоже нет. Правда, заботливо вывешено объявление о том, где можно поесть неподалеку.
Важно! Очень хочу поблагодарить администрацию и сотрудников музея за гостепреимство! Все было прекрасно: от экскурсии, которую провел директор и искусствовед Тигран Константинович Мкртычев, до завершившего мероприятие чаепития. Блогеры получили небольшие памятные сувениры, что тоже очень приятно. Хочу так же отметить вежливость и контактность смотрителей в залах.
Ссылки: сайт Музей Рерихов, группы в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube. СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu
@Moskva.Lublu
Ссылки: сайт Музей Рерихов - http://roerichsmuseum.ru/ , группы в соцсетях: в Фейсбуке - https://www.facebook.com/roerichsmuseum/, ВКонтакте - https://vk.com/roerichsmuseum, Инстаграм - https://www.instagram.com/roerichsmuseum/ - и видео-канал на Youtube - https://www.youtube.com/channel/UCM66YFSYxD1lLwLK5SvIbyw/. СООБЩЕСТВО МОСКОВСКИХ БЛОГЕРОВ moskva_lublu