Бинарный урок по окружающему миру и обществознанию в 3 классе по теме "Общество" разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Тип урока - изучение нового материала. На основе фактов истории и окружающего мира формируется представление об обществе, как коллективе людей.

Методы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесно - наглядные и практические.

Организуется фронтальная, индивидуальная, парная и групповая работа. На уроке используется мультимедийная презентация "Человек и общество".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Фроловского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Зеленовская средняя общеобразовательная школа»

Бинарный урок

по окружающему миру и обществознанию в 3 классе

по теме «Общество»

Мелихова Т.А., учитель начальных классов.

Денисова Н.И., учитель истории.

Фролово, 2012

Тема урока

Общество

Тип урока

Изучение нового материала

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

Окружающий мир 3 класс ч.1 учебник общеобразовательного учреждения. А.А. Плешаков. М.: Просвещение,2010г.

Окружающий мир 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательного учреждения.

Окружающий мир. Поурочные разработки, 3 класс: пособие для учителей общеобразовательного учреждения., Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова, М.: «ВАКО», 2004г.

Презентация «Человек-народы-общество».

Карточки с таблицами по теме урока для парной работы.

Карточки с изображением человека для групповой работы.

Политическая карта мира.

План урока

  1. Человек
  2. Семья
  3. Народы
  4. Общество

Цели урока

  1. На основе фактов истории и окружающего мира сформировать представление об обществе как коллективе людей. Развивать умение аргументировать свою точку зрения.
  2. Проследить взаимосвязь между семьей, народами и всем человечеством планеты Земля.
  3. Подвести учащихся к необходимости дружелюбного отношения и уважения к любому народу, помочь ученикам осознать себя гражданами России.

Формы и методы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративные;

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.

Основные понятия

Общество, государство, народ, семья, герб, флаг.

Планируемые образовательные результаты

Организационная структура урока

Этапы урока

Время (мин)

Обуч. и развив. компет. задания и упр.

Деятель-ность учителя

Деятельность учащихся

Формирование организационных взаимоотношений на уроке

Универсаль-ные учебные действия

Промежу-точный контроль

1.Организационный

[Т.А.]

Ребята, какой сегодня чудесный день. Мы с Н.И. рады вас всех видеть. Нам хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.

Кто пришел с хорошим настроением улыбнитесь нам.

[Н.И.]- Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!

[Т.А.]- Кто не любит ссориться, хлопните в ладони!

[Н.И.]-Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.

[Т.А.] Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок…

…окружающего мира

Фронтальная

Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его.

2. Актуализация знаний

Слайд №1

Слайд № 1.1

[Т.А.]Вспомните, какую тему изучали на прошлом уроке?

Кого мы называем человеком?

[Н.И.] Человек – часть природы. И он на земле появился не сразу. А знаете ли вы историю происхождения человека?

  • В библии, священной книге иудеев и христиан говорится, что Бог, создав мир за 6 дней, в самом конце сотворил человека: «по образу Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их».
  • А еще существует версия, что давным- давно нашу планету Земля посещали инопланетяне. Они отбирали особей женского пола снежного человека, проводили над ними опыты и возвращали гибридов Землю.
  • Ученые-историки предполагают, что человек произошел от волосатого и четвероногого животного. Сначала первобытные люди жили стадами как животные. Потом они объединились в родовые общины, позже родовые общины распались на семьи.

Ребята, а что такое семья, вы знаете?

[Т.А.] И домашнее задание у вас было посвящено семье. Ребята, поднимите свои творческие работы. Здорово! Мы с Н.И. обязательно посмотрим и оценим ваши работы, а некоторые послушаем сейчас.

Тема «Человек»

Разумное существо и т.д. (ответы детей)

Да, это коллектив родственников. У нас было домашнее задание рассказ о семье.

(Учащиеся поднимают вверх на альбомных листах рисунки, стихи, родословную, фотомонтажи).

Стихотворение о семье.

Фотомонтаж и рассказ о семье.

Фронтальная

Фронтальная

Познавательные : общеучебные – формирование ответов на вопросы учителя; логические – поиск существенной информации.

Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме о понятии «семья»; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – анализирование объектов

Устные ответы

3.Изучение нового материала

Слайд №2

Слайд №3

[Н.И.] 1.Ребята, семья – это маленький коллектив, который объединяет только самых близких людей, родственников. А все люди на Земле – огромная семья, которая состоит из разных людей и народов. Как будет называться такая семья? Где будем искать ответ?

2.Какую учебную задачу поставим: узнать о коллективе людей, большой семье на планете Земля? Как называется, из чего состоит эта семья?

3.И тема урока у нас какая будет?

Правильно, «общество».

А как вы понимаете слово общество?

Нам с Т.А. интересно ваше мнение, а где можно узнать точное, научное определение слова «Общество»?

Открываем словарь и ищем слово «общество»

Давайте еще раз вместе с учителем прочитаем определение на слайде.

[Т.А.] Ребята, а как называются большие группы людей, которые проживают в разных частях нашего земного шара.

Народы, как и семьи, тоже составляют общество.

А как вы думаете сколько народов сейчас на земле?

А где можно узнать точнее?

Например, какие?

А хотите узнать, сколько людей проживает в разных странах и какой народ саамы многочисленный?

- ([Т.А.] обобщает работу в парах)

С. 16, 2 абзац, читают и отвечают: «человеческое общество, общество».

Ответы детей.

В словаре.

Учащиеся зачитывают.

Народ.

(предположения детей)

В учебнике с. 17.

Русские, украинцы, англичане и т.д.

Парная работа с карточками- таблицами

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

Работа в учебником.

Работа со словарем.

Работа с учебником.

Задания по карточкам.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели. Вновь за дело.

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

[Н.И.] А как вы думаете, чем отличается каждый народ?

Дополним знания с помощью электронного ресурса.

Все народы живут в какой-нибудь стране. А знаете сколько стран на земле? А где узнаем?

А чем отличается любое государство?

Проверим свои знания с помощью электронного ресурса.

В каждой стране есть глава государства. В нашей стране кто глава?

Президент, его избирает народ всеобщим голосованием. А еще в каких странах руководит президент?

А как называют правителей в других странах, например, Япония, Швеция? Где прочитаем об этом?

[Т.А.] – Каждый человек живет в какой-нибудь стране и является ее гражданином, он любит свою страну и уважает своего правителя, соблюдает законы своей страны.

А мы с вами граждане какой страны?

К какому народу принадлежим?

А что является символом нашего государства?

В учебнике, с.17, 2 абзац.

Территорией, границей.

Читают вместе с учителем.

Владимир Владимирович Путин.

США, Франция.

В учебнике, с. 19, таблица.

Россия.

Россияне.

Герб, флаг, гимн.

Фронтальная

Работа с учебником

Работа с электронным ресурсом.

Работа с политической картой мира

Работа с учебником.

Работа со стендом.

4.Первоначальное осмысление и закрепление.

[Н.И.] Итак, все народы, государства, все люди и мы с вами являемся членами всего человеческого общества на нашей планете Земля. Все мы разные, с разными привычками, характером, но что-то, наверное, есть и общее, так как мы все вместе составляем человеческое общество.

Давайте попробуем узнать, какие мы и что у нас общего?

Подведем итоги: руководители группы, назовите, какими чертами характера обладает человек на нашей планете?

[Т.А.]- Ребята, что же у нас получилось? Где бы не проживал человек, к какому народу бы не относился, общие черты характера: доброта, трудолюбие, честность, справедливость присущи всем народам.

[Н.И.]- Вывод: если мы будем обладать этими качествами – и добротой, и честностью, и трудолюбием, и милосердием, и уважением, то на Земле исчезнут войны, ссоры, люди не будут страдать и ненавидеть друг друга, не5зависимо от цвета кожи и национальности, т.е. на Земле будет что?

Работа в группах, с карточкой «силуэт человека»: написать черты характера.

Мир и дружба.

(выходят 2 ученика и читают стихотворение)

Азербайджанцы мы и русские,

Грузины и карелы,

Мы черные и русые,

Мы смуглые и белые.

Мы школьники – ровесники,

Мы верные друзья,

Пускай живем не вместе мы,

У нас одна семья!

Работа в группах

Т.А. записывает на доске.

Задание творческого характера.

5.Итоги урока.

[Т.А.]- Ну вот, ребята, и заканчивается наш урок, давайте подведем итоги:

Какую учебную задачу мы решали?

Что такое общество?

Из чего оно состоит?

(учитель выставляет оценки)

Ответы учеников.

6.Домашнее задание

Вы можете изучить материал учебника с. 16-21 и по желанию составить рассказ о любом народе (стране).

Записывают домашнее задание.

7.Рефлексия.

Слайд №7

[Т.А.]- А теперь оценим свою работу на уроке.

Кто все понял и может объяснить товарищу, прикрепляет к доске красный кружочек.

[Н.И].- Кто усвоил хорошо, но нужна еще консультация учителя, прикрепляет желтый треугольник.

[Т.А.]- Кто ничего не понял, прикрепляет синий квадратик.

[Н.И.] Всем спасибо за урок.

Подписи к слайдам:

Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, умеет создавать орудия труда и пользоваться ими.

ОБЩЕСТВО – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.

НАРОД Большая часть общества.

Чем один народ отличается от другого?

ЯЗЫК НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ СКАЗКИ ПЕСНИ ТАНЦЫ ТРАДИЦИИ ЦВЕТ КОЖИ ЧЕРТЫ ЛИЦА

ЧТО ЕСТЬ У КАЖДОГО ГОСУДАРСТВА? 1. Своя территория, границы. 2. Столица. 3. Государственный язык. 4. Государственные символы. 5. Глава государства. 6. Законы. 7. Различные стороны жизни общества: экономика, наука, культура.

Итог урока: ·я понял тему очень хорошо, могу объяснить товарищу, ·я тему понял, но требуется дополнительная консультация учителя по некоторым вопросам, .я тему не понял, требуется повторное объяснение.


Конспект урока познания мира для 4 класса.

Тема: Семья – маленькое общество.


Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан.
Описание материала: Урок познания мира по теме «Семья – маленькое общество» разработан для учащихся 4 класса. Учащиеся на уроке подбирают ассоциации к слову семья, говорят о родственных отношениях в семье, рассматривают семейный бюджет. Каждый человек должен знать свою историю и историю своих предков. У казахского народа особое отношение к знанию родословной. «Кто не знает предков до седьмого колена, тот невежда» - говорят в народе. Если человек знает своих предков, это говорит о том, что он хорошо воспитан. В России тоже считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Для каждого человека его предки дороги и почитаемы. На данном уроке учащиеся читают свои сообщения по теме «Генеалогическое древо. Моя родословная».
Цель: Формирование убеждения о важности и роли семьи в обществе и жизни человека.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «семья», «общество»; раскрыть сущность родственных отношений;
2. Развивать речь учащихся; развивать умение аргументировать свои ответы; развивать умение слушать и слышать;
3. Воспитывать уважительное отношение к семье.
Оборудование: учебник «Познания мира», тетрадь, цветные карандаш маркеры, ватман, кирпичики для постройки дома, презентация, проекты учащихся «Моя родословная. Генеалогическое древо», карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Круг радости.
– Ребята мы начнём наш урок с «Круга радости» Встаньте в круг, прислоните ладошки друг к другу. Что вы чувствуете? (тепло, нежность, уверенность, поддержку друзей). Подарите улыбку друг другу. И с хорошим настроением начнём наш урок. (учащиеся садятся на свои места)
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
1. На экране появился ребус
- Ребята, какое слово спряталось в этом ребусе? (семья) Вы конечно догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно, мы поговорим о семье.
Мы ответим на такие вопросы: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Что такое семейный бюджет? Что такое родословная?
2. Откройте тетради и запишите тему урока «Семья – маленькое общество»
III. Работа по теме урока.
1. Ассоциации к слову «Семья» (составление кластера)


- Ребята, давайте подумаем, какие ассоциации можно подобрать к слову «Семья» (СЕМЬЯ – дом, мама, папа, сын, дочь, дедушка, бабушка, любовь, доброта, помощь, доверие и т.д.) (работу вывесить на доску, работа спикера)
2. Работа со словарём.
– Давайте обратимся к словарю. Прочитаем значение слова «семья» в словаре Ожегова С.И.:
1. Семья - это группа живущих вместе близких родственников;
2. Семья - объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
3. Семья – это родные люди, которые живут в одном доме или в разных домах, но эти люди заботятся друг о друге. А давайте построим дом, в котором должна жить семья. На столе у нас лежат кирпичики, на которых написаны слова. Ваша задача выбрать правильные слова, которые бы характеризовали семью и на доске выстроить дом. Дети строят дом. (на кирпичиках написаны слова: доброта, счастье, нежность, уют, уважение, злоба, понимание, ненависть, забота, согласие, любовь, доверие)

Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Заслушиваются ответы детей)
- Если в доме будет всё то, что написано на наших кирпичиках, то семья в этом доме будет счастлива и все члены семьи тоже будут счастливы. Ребята, мы изучаем казахский язык, давайте все эти слова переведём на казахский язык: доброта - мейеремделек, счастье - бакыт, уют - жайлылык, уважение - сайластык, понимание - тусерестек, забота - камкорлык, любовь - махаббат, доверие - сенем, дружба – достык, терпение – шыдамдылык, помощь – комек, уважение - курмет. Молодцы!
- Родной дом – это начало всех начал. У каждого он свой. Каждая семья - это очаг - тёплый и уютный, и для каждого семья - это, прежде всего родительский дом.
Семья - это маленькое общество.
4. Роль семьи в обществе.
А что такое общество?
Общество - это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями и интересами. Все жители нашего государства составляют общество Республики Казахстан. Благополучие каждой семьи очень важно для общества. По достатку в семье, по её благосостоянию судят о процветании общества. Семья - обязательная часть любого общества, государства. Поэтому она находится под защитой государства. В Казахстане приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ей главные обязанности - Семейный кодекс. «Брак, семья, материнство, отцовство находятся под защитой государства».
5. Семейный бюджет .
Семья-это маленькое общество или коллектив. А какие бывают коллективы? (классный, рабочий, трудовой, спортивный) А чем семья отличается от других коллективов?
- живём в одном доме;
- родители воспитывают и растят детей;
- свободное время проводят вместе;
- ведут совместное хозяйство;
- имеют общий бюджет.
Мы говорим о благосостоянии общества, а значит и о благосостоянии семьи. У каждой семьи есть свой бюджет. Что такое семейный бюджет? Из чего он состоит? Если в семье есть доходы, значит и есть расходы. Из чего складываются доходы и расходы? Давайте посмотрим таблицу.

Доходы – зарплата, пенсия, стипендия, пособия, реализация продукции сельского хозяйства.
Расходы – оплата коммунальных услуг (тепло, свет, вода, телефон, налоги), питание, одежда, образование, медицинское обслуживание, отдых, путешествие.
В создании семейного бюджета принимают участие все члены семьи. Вы тоже вносите свой вклад в создание семейного бюджета, потому что, помогая по дому, мы даём возможность нашим родителям работать. Благополучие каждой семьи очень важно для общества. По достатку в семье, по ее благосостоянию судят о процветании общества. В богатом обществе семьи живут, не зная нужды, потому что получают достойное вознаграждение за свой труд.
6. Чтение притчи.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
– Куда ты идешь? – спросил старик.
– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
– Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась – ? (семья)
– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники)
А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.
7. Игра « Кто кому кто?»
– Вика, ты кто для мамы? (Дочь)
– Мади, кто называет тебя сыном? (Папа)
– Мади, а кто ты для бабушки? (Внук)
– Карина, у твоего папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
– Мади, у мамы есть сестра? Кто она тебе? (Тетя)
– Вика, у папиных сестёр есть дети: сыновья и дочери. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)
- Карина, у твоей мамы есть брат. Кто он тебе? (дядя)
- Мади, у твоего папы есть папа, кто он тебе? (дедушка)
Мади, кто ты для своих родителей? (сын)
Молодцы! У нас очень много родственников.
IV. Защита проектов
- Правильно это наши родственники. В этом году ребята захотели узнать, кто является их родственниками, нам стало очень интересно узнать имя прадеда, а может прапрадеда. Человек говорят должен знать свою родословную в семи поколениях. Ребята собирали материал, им помогали родители. И у нас получились следующие родословные. (защита проектов «Моя родословная. Генеалогическое древо», ребята читают свои сообщения, показывают свои работы)
Рассказ о своей родословной Раимбекова Мади:


Каждый человек должен знать свою историю и историю своих предков. У казахов особенное отношение к знанию родословности «Кто не знает своих предков до седьмого поколения, тот невежа», - говорят в народе.Если человек знает своих предков, это говорит о том, что он хорошо воспитан.
Казах вел свою родословность по мужской линии. Он считал своим немере – внуком только того, кто рождался от сына. Тот,кто рождался от дочери,не мог считаться внуком, и поэтому назывался «жиеном»-дословно племянником, а его чадо нарекали «жиеншаром».
Предков до седьмого колена называют «әулет»-династия, потомки.
Я,Раимбеков Мади Жандосович ученик 4 «б» класса СШ №21.Я родился в Молодежном районе,Карагандинской области,село Сарыозек,в 2005 году. Я толенгут. Мою маму зовут Раимбекова Наталья Владимировна.Мама работает в СШ №21 библиотекарем.Мои бабушка и дедушка со стороны мамы (нагашы)-Исеев Владимир Ибрагимович и Исеева Людмила Федоровна.
Мой папа – Раимбеков Жандос Жанатович 1980года рождения,работает в КазТрансОил.Мои бабушка и дедушка со стороны папы Раимбеков Жанат Темирович и Титакова Каргаш Мухтаровна.
Если например взять отсчет от меня,то первый это я Мади,второй мой сын, третий (немере)-внук, четвертый (шөбере)-правнук, пятый (немене)-праправнук, шестой (журежат)-прапраправнук, седьмой (таужат)-прапрапраправнук.
Если взять отсчет до меня, то седьмой мой прапрапрапрадед – Байтас,сын Сакы.
Шестой прапрапрадед Жумабай, сын Байтаса.
Пятый прапрадед Раимбек, сын Жумабая.
Четвертый прадед Темир, сынРаимбека.
Третий мой дедушка Жанат, сын Темира.
Второй мой отец Жандос, сын Жаната.
Первый это я Мади.
Каждый из них в отдельности, представляет из себя «урпак» или поколение. В каждом из поколений есть свое значение. Свою родословность я постараюсь сохранить и передать своим детям.


Рассказ о своей родословной Ваниной Виктории:


Семья-это огромное дерево. Каждое дерево имеет корни. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Я думаю, что человеку важно знать свои корни. Давайте будем помнить о наших корнях. Я хочу рассказать о своей семье.
Меня зовут Ванина Виктория, я учусь в 4 «Б» классе СШ №21 села Сарыозек. Я в семье не одна, у меня есть старший брат Саша. Он учится в 11 «Б» классе. И еще у меня есть младшая сестренка Даша. Моего папу зовут Ванин Иван Викторович год рождения 1969 год. Работает водителем. Мой папа родился в с/з Кенчокинский. У папы есть три брата и четыре сестры.
Моя мама – Любарец (сейчас Ванина) Ольга Васильевна 1979 г.р. Родилась в г. Караганда. У мамы есть два брата и две сестры.
Родители папы мои дедушка и бабушка.
Дедушка – Дряхлов Виктор Степанович г.р. 1930 г.
Бабушка – Ванина (Дряхлова) Татьяна Трофимовна г.р. 1937 г.
Родителей дедушки Дряхлова Виктора Степановича (мои прабабушка и прадедушка) звали.
Прадедушка - Дряхлов Степан
Прабабушка – Дряхлова Татьяна
Родителей бабушки Ваниной Татьяны Трофимовны звали.
Прадедушка – Ванин Трофим Михайлович
Прабабушка – Ванина (Илларионова) Пелагея Федоровна
Родители мамы мои дедушка и бабушка.
Дедушка – Любарец Василий Иванович г.р. 1958 г.
Бабушка – Жуковская (Любарец) Татьяна Анатольевна г.р. 1960 г.
Родители дедушки Любарец Василия Ивановича (мои прабабушка и прадедушка) звали
Прадедушка – Любарец Иван Филиппович
Прабабушка – Любарец Лидия Тимофеевна
Родители бабушки Жуковской (Любарец) Татьяны Анатольевны звали
Прадедушка – Жуковский Анатолий Трофимович
Прабабушка – Королькова (Жуковская) Тамара Георгиевна
Моих прапрабабушку и прапрадедушку (по маминой ветви со стороны бабушки) звали: Корольков Георгий и Королькова (Каминецкая) Анастасия Ивановна.
Свою родословную я постараюсь сохранить и передать своим детям.


Учитель: Посмотрите на родословные ребят, все они разные, но все они о родственниках, о наших родных людях. Сохраните свои родословные для своих детей и может быть для внуков.
V. Рефлексия.
- Родословную своей семьи Вика изобразила в виде дерева. А наш урок я бы хотела закончить созданием «Дерева счастья и любви». Перед вами лежат сердечки красного и синего цветов. Я вам предлагаю оценить наш урок, если вам понравился урок, если вам было интересно и познавательно на нашем уроке, то вы должны взять красное сердечко и прикрепить к нашему дереву, а если урок был не интересный, вам было скучно, то возьмите синее сердечко. (ребята делают оценку урока) Вот такое «Дерево счастья и любви» у нас с вами получилось.

3. Страна, общество, государство. Следует различать 3 понятия: Страна – это территория, которая имеет определенные границы (например, Россия, США). Общество – это люди, которые живут вместе в одной стране (например, российское общество, американское общество). Государство – органы власти, которые управляют обществом: президент, парламент, суды, милиция, правительство (например, государство Российская Федерация, государство Соединенные Штаты Америки). Государство. Общество. Страна. Р о с с и я.

Слайд 5 из презентации «Общество 6 класс» . Размер архива с презентацией 1419 КБ.

Обществознание 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Общество 6 класс» - Конкретный этап в развитии народа. Семья. – Около 2-3 млн. Б) Объединение людей по происхождению (дворянское общество, высшее общество и т.д.). Народ. © Аминов А. М., 2008. Что такое общество? 3. Страна, общество, государство. 4. Несколько значений понятия «общество». Лет назад. Следует различать 3 понятия: Обществознание, 6 класс. Формы объединения людей. 1. Понятие общества.

«Семья 6 класс» - Совместное ведение домашнего хозяйства, планирование бюджета; Забота о малолетних и престарелых. Социальное неравенство характеризует неравный доступ членов общества к социальным благам. Функции семьи: Семья может быть. Тема: Семья. Повторяем: Многопоколенной Многодетной Полной. Презентация по теме «Семья» для 6 класса, учебник А.И. Кравченко. 6 класс. В России мужчин больше, чем женщин. Удовлетворяет потребности в любви, духовном общении, организации досуга. 1. Продолжение рода 2. Воспитание детей.

«Труд и творчество» - Тест. Токарь. (Оказывает услуги). Сварщик. (Создает товары). А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят! Ремесленники и Мастера. Артист. Обществознание, 6 класс. У кого золотые руки? Программист. Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? Врач. Изделия ремесленника и мастера. Кижи, ансамбль музея деревянного зодчества.

«Обществознание труд» - Минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет....... календарных дней. Трудовая деятельность человека требует.......... и.......... усилий. В Конституции России сказано: «Труд граждан является.............». 9. Заполни пропуски в датах и названиях праздничных дней: Международный документ, провозглашающий право каждого человека на труд, называется....................... . 1. Вставь пропущенное слово: Контрольный тест по обществознанию в 6 класс Учитель истории Ильинская М.А. Семейный кодекс РФ Гражданский кодекс РФ Уголовный кодекс РФ Трудовой кодекс РФ. А - Работник Б - Работодатель. 6.При устройстве гражданина на работу заключается.

«Бортпроводник» - Разнообразие. Есть здесь и свои недостатки: На работу - в полет. Васькинская основная общеобразовательная школа. Бортпроводник -. Представляем профессию. Бортпроводник. Обязанности бортпроводника: Является ли профессия бортпроводника мужской профессией? Главная задача -. Подготовила ученица 6 класса Гурова Анастасия.

«Семейное воспитание подростков» - Немой упрек тяжелее сказанного (русская). Сперва вытащи ребенка из речки, а потом уж карай (африканская). Родительское собрание № 1 6 класс. Поощрять или наказывать. В зад нахлещешь, а в голову не вобьешь (русская). Крайние точки зрения на воспитание детей (в «чистом виде встречаются редко»). Учи ребенка не палкой, а словом (киргизская). План работы: От наказания хороший улучшается, а плохой ухудшается (итальянская).

МЕСТО НАРОД ЧИСЛЕННОСТЬ (МЛН. ЧЕЛОВЕК) СТРАНА ПРОЖИВАНИЯ Бразильцы 149 Бразилия Американцы 194 США Русские 146 Россия Индусы (хинди) 244 Индия Бенгальцы 190 Индия, Бангладеш Японцы 126 Япония Китайцы 1220 Китай 1 4 2 5 7 6 3

Государственный флаг Государственный герб Государственный гимн Символы государства

Символы Российской Федерации флаг гимн герб

Предварительный просмотр:

Тема: Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.

Педагогическая цель: способствовать формированию целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Планируемые результаты:

Образовательная: создать условия для формирования представлений о людях, населяющих планету Земля; о символах РФ, дать представление об обществе и из каких частей оно состоит.

Развивающая: развивать умение работать с разными источниками информации; расширение кругозора, словарного запаса, развитие связной речи.

Воспитательная: воспитывать любознательность; способствовать формированию чувства патриотизма, воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.

УУД:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать.

Коммуникативные: работать в группе: координировать принимать различные позиции во взаимодействии, формулировать выводы и оценивать достижения на уроке

Личностные результаты

Формирование

Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,

Осознание своей этнической и национальной принадлежности

Ценностей многонационального российского общества;

Уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки

Сценарий урока

I. Самоопределение к деятельности

1. Приветствие

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания

ΙΙ. Актуализация знаний

- Посмотрите на слайд, что на нём изображено?

Можете ли вы разгадать данный ребус?

А как вы понимаете, что такое общество?

Общество – совокупность людей, объединённых общими условиями жизни.

И как вы думаете, какая же тема нашего урока?

III. Постановка проблемной учебной задачи

Как вы думаете, слово «общество» и «семья» связаны между собой? (семья это ячейка общества)

Какие задачи вы поставите перед собой?

научиться определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества;

1. Человек и общество.

– Объясните пословицы:

Человек без Р одины, как соловей без песни. (Человеку нужна родина, ведь соловей без песни не может, так и человек не может без родины)

На родной стороне и камешек знаком. (На Родине все любимо и знакомо)

Если дружба велика – будет Родина крепка. (Если мы будем в мелочи замечать истинный смысл, то и в большой части все будет хорошо)

Жить – Родине служить. (Жизнь должна пройти с пользой для общества)

На доске запись: семья, общество, человечество

– Постройте цепочку от меньшего множества к большему. (Семья, общество, человечество.)

– Какое из этих слов вы можете объяснить? (С емья.)

– Какое слово обозначает самое маленькое количество людей? (С емья.)

– Как вы объясните слово общество? (Общество.)

– Как вы объясните слово человечество?

Это главные понятия нашего урока.

IV. Открытие новых знаний

Работа по учебнику (с. 18–19).

Найдите ответы на вопросы:

– Что такое человечество?

– Что такое семья?

– Что такое народ? Сколько разных народов насчитывается на З емле?

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Человек живет среди людей, в обществе . Будучи частью природы, он одновременно является частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты, то обычно говорят «человеческое общество» или «человечество». Человечество – это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть общества – свою семью (рисунок в учебнике) . Семья – очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей.

Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях.

Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя все истоки, можно узнать все о них. Частью общества является и народ, к которому вы принадлежите.

А можно ли фото на с.19 назвать семьей?

– Как вы думаете, сколько сейчас на З емле народов? (Ответы учащихся.)

На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.

Подумайте еще раз можно ли назвать эти народы на фотографии, семьей?

Практическая работа

– Укажите место каждого народа в таблице (Слайд) :

Самые многочисленные народы

Место

Народ

Численность (млн. чел.)

Страна проживания

Бразильцы

Бразилия

Американцы

США

Русские

Россия

Индусы (хинди)

Индия

Бенгальцы

Индия, Бангладеш

Японцы

Япония

Китайцы

1220

Китай

Учащиеся выполняют задание. Подвожу итоги

Беседа:

– Чем отличается каждый народ? (Языком, культурой, национальным характером, религией, традициями и т. д.)

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

VΙ. Открытие нового знания (продолжение)

Всего на З емле около 200 государств (вывешивает карту мира) .

– Перечислите, что имеет любое государство (страна). (Государство (страна) имеет: территорию, государственную границу, столицу, народ, государственный язык, главу государства, символы государства (флаг, герб, гимн), законы, экономику, образование, науку, культуру.)

Россия – наша Родина.

– У поэта-песенника Михаила Матусовского есть хорошие слова:

С чего начинается Родина?

А может, она начинается

С картинки в твоем букваре,

С той песни, что пела нам мать.

С хороших и верных товарищей,

С того, что в любых испытаниях

Живущих в соседнем дворе.

У нас никому не отнять…

На этот вопрос каждый ответит по-своему, у каждого свои представления о Родине.

Что для вас означает слово Родина? Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.

– Как называется наша Родина?

– Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей – это русские, татары, чуваши, ненцы, якуты и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.

– К ак называется главный город России?

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

(В. Степанов.)

Сколько лет Москве? (870)

Москва – столица России. Столица – это город, в котором работает правительство страны.

Глава Российского государства – президент (Владимир Владимирович Путин).

Председатель П равительства России – премьер-министр (Дмитрий Анатольевич Медведев).

Государственные символы России.

– Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся.

Чтение стихотворения

У России величавой

Он смотреть бы сразу мог.

На гербе орёл двуглавый,

Сильный, мудрый он и гордый.

Чтоб на запад и восток

Он – России дух свободный.

(В. Степанов.Герб России.)

Флаг – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.

Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.

Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – красный – мир природный; выше – голубой – мир небесный; еще выше – белый – мир Божественный.

В России эти цвета издавна почитались и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.

Вот еще одна трактовка цветов (читает стихотворение) :

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

(В. Степанов.Флаг России.)

– Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы (столицы). Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

– Есть еще один важный символ нашей Родины – это гимн. Гимн – это торжественная хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны.

Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. Например, при встрече иностранных делегаций, на торжественных собраниях, при награждении победителей международных спортивных мероприятий. Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране.

Встанем и послушаем гимн.

– В любой стране есть глава государства. Кто глава государства в нашей стране? (В. В. Путин – президент России. Президента избирает народ.)

– Назовите еще страны, в которых есть президент. (США, Франция и др.)

– В других странах главой государства является монарх (это король или королева). Монарха обычно не избирают, его власть передается по наследству. В нашей стране в прошлом главой государства был монарх (царь или император), а теперь – президент.

– Какие вы знаете страны, где главой государства является монарх? (Великобритания), Швеция.)

– Кто еще может быть главой государства? (Работа с таблицей учебника, с. 21.)

Выполнение задания 2 с.21

– Каждый человек является гражданином какой-либо страны.

Кто запомнил какие страны являются монархиями(республиками)?

VΙΙ. Первичное закрепление

Выполнение заданий в рабочей тетради (№ 1, с.14).

Чтение стихотворение:

На карте мира не найдёшь

Мы не найдём на карте той.

Тот дом, в котором ты живёшь,

Но мы всегда на ней найдём

И даже улицы родной Свою страну – наш общий дом.

(В. Степанов.Наш дом.)

VΙΙΙ. Подведение итогов

– Итак, мы выяснили, что люди живут не по одиночке, а в обществе. Это нелегко, потому что каждый человек имеет свой характер, привычки, желания. Посмотрите (рисунок или фотографию) , это – человек. Мы не знаем, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. А теперь подумайте, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля, чтобы всем жить было легко, радостно, спокойно?

ΙX. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Какой вывод вы сделаете?

– Прочитайте вывод в учебнике (с. 22).

Х. Домашнее задание

Выполнить задания в р.т № 3, 5 (рабочая тетрадь, с. 8).


Человек живёт среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является и членом общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире.

Когда хотят сказать обо всех людях Земли, обычно говорят: человечество. Представить его себе сразу, целиком совсем непросто. Гораздо проще представить маленькую часть общества - свою семью.

Семья очень важная часть общества. Она объединяет самых близких друг другу людей. Они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге.

Частью общества является и народ, к которому ты принадлежишь. На Земле насчитывается до 4 тысяч различных народов. Среди них русские, украинцы, белорусы, англичане, французы, немцы и многие-многие другие. В одной только России 160 народов. У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.

Каждый человек живёт в какой-нибудь стране. Тебе уже знакома политическая карта мира. На ней изображены страны, или государства. Всего на Земле около 200 государств.

Любое государство имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык (иногда их два или больше). В нашей стране государственный язык - русский.

Символами государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Все эти символы есть и у России.

В любой стране есть глава государства. В одних странах (их большинство) главой государства является президент, которого избирает народ. В других главой государства является монарх (чаще всего король или королева). Монарха обычно не избирают, его власть передаётся по наследству. В нашей стране глава государства - президент.

Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Мы с вами - граждане России.

  1. С помощью таблицы определите, кто является главой государства в разных странах.
  1. Опишите (устно) эти достопримечательности по фотографиям.

1. Резиденция Президента России в Московском Кремле. 2. Резиденция Президента США -Белый дом. 3. Резиденция королевы Великобритании - Букингемский дворец. 4. Дворец Великого герцога Люксембургского. 5. Дворец султана в Омане.

  1. Назовите страны - родину этих народов: итальянцы, французы, шведы, бразильцы, китайцы, немцы, финны. Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (2).
  2. Люди живут в разных странах, принадлежат к различным народам. Почему же всех людей Земли считают единым человечеством?

Результаты вашей работы представьте классу.

Проверь себя

  1. Как ты можешь охарактеризовать место человека в мире?
  2. Почему семья очень важная часть общества?
  3. Сколько народов живёт на Земле?
  4. Сколько государств на Земле?
  5. Перечисли, что имеет любое государство. Найди некоторые из этих признаков на карте.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: семья, народ, государство, общество.
  2. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из народов России и мира или о любой стране.
  3. Используя информацию из учебника, дай характеристику нашему государству - России.

Странички для любознательных

Что такое государство?

Мы знаем, что государство - это страна. Но словом «государство» называют и власть в стране. Задача государства - организовывать жизнь общества. Государство принимает законы и следит за их исполнением. Оно заботится о том, чтобы все части экономики работали слаженно. Государство создаёт в стране системы образования, здравоохранения, поддерживает науку, культуру. Оно создаёт армию и полицию, которые обеспечивают безопасность граждан.

На следующем уроке

Узнаем, что изучает наука экология, что учёные называют окружающей средой. Будем учиться обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей.

Объясни, как ты понимаешь слово «экология».