АНАТОЛИЙ КУРЧАТКИН

Курчаткин Анатолий Николаевич родился 23 ноября 1944 года в Свердловске. Учился на вечернем отделении Уральского политехнического института (1962–1963), окончил Литинститут (1972; семинар Б. Бедного). Работал фрезеровщиком и техником-конструктором на «Уралмаше» (1962–1963), корреспондентом свердловской молодежной газеты «На смену!» (1966–1967), в редакциях журналов «Наш современник» (1971–1972) и «Студенческий меридиан» (1973–1977).

Печатает прозу с 1973 года: рассказ «На седьмом этаже крупнопанельного дома» в еженедельнике «Литературная Россия». Основные прозаические публикации с тех пор - в журналах «Октябрь», «Знамя», «Урал», «Грани», «Огонек», «Нева». Публикует также эссе и статьи о современной русской действительности и литературе. Сотрудничал как публицист с радиостанцией «Свобода».

По характеристике Георгия Вирена, «Курчаткин - не трибун, не учитель, он… исследователь. Его проза […] обладает сильным духовным последействием. Рожденная сегодняшней жизнью, она - на стороне ценностей вечных и простых». «Стилистическое мастерство Курчаткина, великолепное владение диалогом» отмечает английский славист Арчи Тейт, а американский литературовед Деминг Браун подчеркивает, что «Курчаткин обладает уникальным даром метафорического видения мира, и это придает его прозе мистическое, притчевое звучание».

По повести Курчаткина «Бабий дом» режиссером В. Криштофовичем снят кинофильм «Ребро Адама» (Мосфильм, 1989), по роману «Солнце сияло» режиссером М. Брусникиной поставлен одноименный спектакль на сцене МХТ им. Чехова (2005). Его произведения опубликованы отдельными изданиями в переводе в Болгарии, Германии, Франции, Чехии, Казахстане, а также в периодике Великобритании, США, Польши, Китая, Южной Кореи.

Член СП СССР (1977), секретарь СП Москвы (с 1991). Был членом исполкома Русского ПЕН-центра (1989–1999), редколлегий и редсоветов журналов «Советская литература (на иностранных языках)», «Урал» (до 1999), «Октябрь», жюри премии Бориса Соколова (2005).

Награжден медалью «20 лет Победы». Отмечен премиями журнала «Знамя» (1993, 2004), «Венец» (2001), «Российский сюжет» (2004). Роман «Солнце сияло» входил в шорт-лист премии «Букер - Открытая Россия» (2004).

Книги А. Курчаткина

1977 - Семь дней недели: Рассказы и повести. М.: Современник.

1978 - Переход в середине сезона: Рассказы и повести. М.: Молодая гвардия.

1981 - Через Москву проездом: Рассказы прошедшего года. М.: Сов. писатель.

1985 - Вечерний свет: Роман. М.: Сов. писатель. (Переиздано с восстановленными купюрами в 1989 г.)

1986 - Звезда бегущая: Повести, рассказы. М.: Молодая гвардия.

Истории разных мест: Повесть, рассказы. М.: Современник.

1988 - Повести и рассказы. М.: Сов. Россия.

1989 - Полоса дождей: Рассказы, повести. М.: Московский рабочий.

1991 - Портрет романтического молодого человека: Повести и рассказы. М.: Современник.

1993 - Записки экстремиста: Книга ирреальной прозы. М.: Московский рабочий.

2000 - Радость смерти: Частная картинная галерея из 9 холстов с памяткой о посещении, выдаваемой на входе. М.: Воскресенье.

2001 - Стражница: Роман. М.: Гелеос.

2002 - Счастье Вениамина П.: Повести, рассказы. М.: Центрполиграф.

Амазонка: Роман. М.: Аграф.

2004 - Солнце сияло: Роман. М.: Время.

2005 - Курочка Ряба, или Золотое знамение: Роман. М.: Время.

Победитель: Истинная жизнь легендарного разведчика. М.: Молодая гвардия.

2007 - Цунами: Роман. М.: Время.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СО) автора БСЭ

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Из книги 100 великих олимпийских чемпионов автора Малов Владимир Игоревич

АНАТОЛИЙ ГАВРИЛОВ Гаврилов Анатолий Николаевич родился 21 января 1946 года в поселке Шлаковом под Мариуполем Донецкой области. Окончил заочно Литинститут (1979; семинар Ю. Томашевского). Работал на заводах модельщиком и газоспасателем (1964–1965; 1968–1980), сцепщиком вагонов

Из книги 100 знаменитых спортсменов автора Хорошевский Андрей Юрьевич

АНАТОЛИЙ ГЛАДИЛИН Гладилин Анатолий Тихонович родился 21августа 1935 года в Москве. Учился в Литинституте (1954–1958). Работал электриком в НИИ, корреспондентом в газете «Московский комсомолец».Дебютировал как прозаик повестью «Хроника времен Виктора Подгурского» в журнале

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

АНАТОЛИЙ КИМ Ким Анатолий Андреевич родился 15 июня 1939 года в селе Сергиевка Казахской ССР. Его корейские предки жили в России с середины XIX века; отец преподавал в школе русский, а мать корейский язык. Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, окончил

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

АНАТОЛИЙ КОРОЛЕВ Королев Анатолий Васильевич родился 24 сентября 1946 года в Свердловске в семье служащих. Окончил филологический факультет Пермского университета (1970) и Высшие театральные курсы (1981). Служил офицером в армии, работал на Пермском телевидении (1964–1966), в

Из книги автора

АНАТОЛИЙ НАЙМАН Найман Анатолий Генрихович родился 23 апреля 1936 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский технологический институт (1958).Пишет стихи с 1954 года. Печатается как переводчик поэзии с 1959 года. С осени 1959 года вместе с И. Бродским, Д. Бобышевым, Е. Рейном входил в

Из книги автора

Анатолий Фирсов (1941–2000)Советский хоккеист. Чемпион IXзимних Олимпийских игр в Инсбруке (Австрия), 1964 год. Чемпион X зимних Олимпийских игр в Гренобле (Франция), 1968 год. Чемпион XI зимних Олимпийских игр в Саппоро (Япония), 1972 годВ хоккее советских времен было немало великих

Из книги автора

Фирсов Анатолий Васильевич (род. в 1941 г. – ум. в 2000 г.) Советский хоккеист. Трехкратный олимпийский чемпион (1964, 1968, 1972 гг.), многократный чемпион мира, Европы и СССР.Анатолий Фирсов был по-своему уникальным хоккеистом. Любителей хоккея и спортивных журналистов впечатляла

Из книги автора

КИМ АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ Анатолий Андреевич Ким (р. 1939). Русский писатель. Автор сборников рассказов «Голубой остров», «Четыре исповеди», «Соловьиное эхо»; повестей «Лотос», «Нефритовый пояс», «Вкус терна на рассвете», «Прошло двести лет», «Остановка в августе»; романов

Из книги автора

Д’АКТИЛЬ, Анатолий (1890–1942), поэт 10 Одна из них белая, белая, Была как попытка несмелая. Другая же алая, алая, Была как мечта небывалая. «Две розы» (1923), муз. А. Покрасса С 1925 г. в отдельных изданиях романса в качестве автора музыки вместо Аркадия Яковлевича указывался Самуил

Каждый писатель талантлив. Если он писатель. Потому что писатель без таланта – это уже что-то иное. Речь именно о писателе.
Талант писательства дается человеку, как рисунок лица, форма ушей, носа, цвет глаз. Как композитору абсолютный слух, как живописцу умение рисовать и чувство цвета, философу видение тайных пружин мироздания.
Однако талант без обработки – это тот самый природный алмаз в наплывах инородной породы, угластый и корявый, в котором непрофессиональный глаз никогда не разглядит будущий бриллиант. Вместе с тем сам по себе никакой алмаз не заблестит и не заиграет светом, если его обойдут руки ювелира: талант дается Небом, но огранку ему должно пройти в человеческих руках.
Талант должен овладеть ремеслом, без владения которым он неизбежно останется тем самым необработанным алмазом. Ремесло есть в каждой профессии, в каждом человеческом занятии. Землепашец элементарно должен уметь запрягать лошадь, кузнец раздувать огонь мехами, плотник владеть топором, долотом, стамеской…
Писатель должен уметь говорить с читателем внятно и выразительно – а то есть чувствовать и понимать как номинативное значение слова, так и значение метафоры в речи. Должен быть интересным читателю на уровне самой рассказываемой истории, а значит понимать значение сюжета и уметь строить его. Должен наконец быть «питательным» – чтобы читатель, закончив читать его произведение, испытывал ощущение некой обогащенности, что для читателя очень важно.
Можно учиться этому ремеслу, изучая книги больших мастеров – и читать больших мастеров непременно нужно, – но учась подобным образом, без поводыря, большинство рискует забрести в такие дебри, из которых может никогда не выбраться. Писательскому ремеслу, как и ораторскому, с момента возникновения на земле литературы всегда учились, передавая добытые секреты из рук в руки. Так было у древних греков, так было в средневековой Европе, так было и в России 18-19 веков: кружки, группы, школы, салоны.
В течение многих лет я веду прозаические мастер-классы на традиционных декабрьских совещаниях молодых писателей Союза писателей Москвы, а также на Всероссийском форуме молодых писателей, которые организует фонд СЭИП (фонд Сергея Филатова попросту). Не буду называть имен, чтобы – вдруг не помяну по забывчивости чье-то имя – не было никому обидно, но среди моих семинаристов двое стали лауреатами премии Русский Букер, несколько лауреатами других премий, например, «Венец» Союза писателей Москвы, выпускают книги (у кого уже и по десятку), печатаются в толстых литературных журналах.
В общем, наградить талантом я не смогу никого, но помочь таланту реализоваться по полной – это да, это я умею.

Родился в Свердловске (ныне Екатеринбург). Свободный художник. Член Союза писателей СССР. С 1992 г. – член Союза писателей Москвы, секретарь Союза. Член Русского ПЕН-клуба с момента его основания в 1989 г. (1989 – 2000 гг. – член его Исполкома). В разные годы член редколлегий журналов «Октябрь», «Урал», «Советская литература». Автор тридцати книг прозы. Печатался в журналах «Знамя», «Октябрь», «Урал», «Посев», «Грани», «Огонек», «Дружба народов», «Звезда» и других. Изданы авторские книги в переводе во Франции, Германии, Бельгии, Чехии, Польше, Болгарии, Китае, Казахстане, переводы в периодике Великобритании, США, Южной Кореи и других стран. Лауреат премий «Венец», «Москва-Пенне, им. Николая Кузнецова, «Серебряная пуля» издательства «Франс-тирьер», трижды лауреат журнала «Знамя». Роман «Солнце сияло» – победитель конкурса литературных произведений и сценариев «Русский сюжет», входил в шорт-лист премии «Русский Букер» (2004 г.). По повести «Бабий дом» поставлен фильм «Ребро Адама». По роману «Солнце сияло» – спектакль в МХТ им Чехова (2004 – 2009 гг.)

Закончил Литературный институт им. М. Горького, в молодости работал корреспондентом молодежной газеты «На смену!» в Свердловске, редактором в литературных журналах Москвы.

Библиография

  • Семь дней недели», рассказы и повести, предисловие Георгия Семенова, М., изд-во «Современник», 1977 (В том числе повести «Семь дней недели» и «Семейная жизнь).
  • «Через Москву проездом», рассказы прошедшего года, М., «Советский писатель», 1981 (В том числе повести «Гамлет из поселка Уш», «Десятиклассница», «Ноздрюха»).
  • «Вечерний свет», роман, М., «Советский писатель», 1985. Второе издание: М., «Советский писатель», 1989 (полный текст, без цензурных купюр, сделанных в первом издании).
  • «Истории разных мест», повесть, рассказы, М., «Современник», 1986. (В том числе повесть «Газификация», рассказы «Достоевщина», «Созерцатель»).
  • «Звезда бегущая», повести и рассказы, М., «Молодая гвардия», 1986 . (В том числе повесть «Бабий дом», по которой снят фильм «Ребро Адама» с Чуриковой в главной роли).
  • «Портрет романтического молодого человека», повести и рассказы, М., 1991. (В том числе роман-житие «Веснянка», рассказ Кривизна пространства»).
  • «Записки экстремиста», книга ирреальной прозы, М., «Московский рабочий», 1993. (Повесть «Строительство метро в нашем городе – Записки экстремиста» и 9 ирреальных рассказов, таких как «Гильотина», «Новый ледниковый период», «Сон в летнюю ночь»).
  • «Радость смерти», частная картинная галерея из 9 холстов с памяткой о посещении, получаемой на выходе, М., «Воскресенье», 2000. (роман-галерея). Второе издание: М., «ЭКСМО», 2009 г. (без определения жанра «роман-галерея» и с изъятой «памяткой») (главы «Киллер» и др в ж. «Знамя»:

Анатолий Николаевич Курчаткин (р. 1944) – русский прозаик.
Родился 23 ноября 1944 в Свердловске. Детство прошло в заводском поселке Уралмаша, где работали инженерами его родители и где сам он впоследствии был фрезеровщиком и техником-конструктором, одновременно учась на вечернем отделении Уральского политехнического института. После службы в армии (1963–1966), оставив институт, работал в свердловской молодежной газете «На смену!». Окончил Литературный институт им. А.М.Горького (1967–1972), работал в журналах «Наш современник» (с 1972), «Студенческий меридиан» (1973–1977).
Представитель т.н. «прозы сорокалетних», сочетающих натуралистичность повествования с особым внимание к повседневному бытию простого человека и острым социальным критицизмом, Курчаткин выпустил ряд сборников повестей и рассказов (Семь дней недели , 1977; Переход в середине сезона , 1978; Через Москву проездом , 1981), в которых проявил себя прежде всего знатоком жизни социального «дна», людей неустроенных, беспокойных, нередко тяготеющих к преступному миру. Таковы Генка Фомин – герой рассказа Фома из нашего двора (1966, опубл. 1986), «шалопутный хулиган и неудачливый вор, пьяница и инвалид, потерянный для страны человек», и Виталий – герой рассказа Гамлет из поселка Уш («Гамлет я без шпаги... Гамлопут...»). Идеалистическое стремление к истине и боль разочарования, поиск необычных переживаний и социальная апатия, желание вписаться в общество и недоверие к нему, «повсюдное разрушение прежних ценностных начал и жадное стремление к их обретению» (из статьи Кураева Время штиля , 1980) – эти характерные черты «застойного» времени нашли отражение и в многочисленных рассказах писателя, и в повести Газификация (1981), и в романе Вечерний свет (1979–1980; опубл. 1985 с цензурными сокращениями, полная ред. 1989).
Проза Курчаткина периода перестройки с болью показывает новые аспекты деградации общества: культ денег, поощряемое «сверху» развитие сухого прагматизма и эгоизма, чему сопротивляется исконная потребность людей в доброте, взаимопонимании, высоких идеалах (повесть Веснянка , 1989, с ее главным героем, «чудиком» Петром Горячевым, своеобразным современным Дон-Кихотом, полным неистребимой романтической веры в благородную осмысленность человеческого существования; роман Стражница , 1993, героиня которого, убежденная коммунистка, с надеждой принимает горбачевскую перестройку, все силы души направляет к «обережению» ее лидера и умирает, безвременно и символично, в день распада СССР). Проблема не только несбыточности, но и опасности социальных утопий, отзывающихся горечью отрезвления или бессмысленной жестокостью нового тоталитаризма, прочитывается в фантастической повести Курчаткина Записки экстремиста: Книга ирреальной прозы (1990), где повествуется об энтузиастах, добровольно, вопреки бюрократическим препонам, ушедших под землю строить метро, чей труд оказался не только ненужным, ибо за это время в городе была построена надземная дорога, но и вредным, т.к. тяжелые условия строительства породили под землей еще более жесткую общественную структуру, чем та, которую энтузиасты некогда отвергли, а также в философско-эссеистической, не лишенной автобиографизма книге Курчаткина Портрет романтического молодого человека (1991). Условность, сюжетный эксперимент как способ опробования, проверки, доказательства того или иного принципиально важного тезиса сближает прозу Курчаткина с художественным миром Г.Уэллса, Ф.Кафки, Е.И.Замятина и т.п. авторов, отличаясь, однако, вкусом к более наглядным, чувственно-ощутимым реалиям и узнаваемым, «прописанным» в конкретной локально-временной ситуации персонажам.

Источник: Энциклопедия Кругосвет

Читать

Перевернувшийся в августе 1991 года социальный уклад российской жизни, казалось многим молодым людям, отменяет и бытовавшие прежде нормы человеческих отношений, сами законы существования человека в социуме. Разом изменились представления о том, что...

, РСФСР) - русский советский писатель и журналист.

Биография

Газеты и еженедельники пестрели сенсационными сообщениями о погроме… 23 января Анатолия Курчаткина и меня пригласили для участия в программе «Взгляд». В ту пору «Взгляд» имел неслыханную популярность. Его смотрели по системе «Орбита» десятки миллионов зрителей на пространстве от Сахалина до Балтики, от Норильска до Ферганы. Вели передачу молодые журналисты Влад Листьев, Артём Боровик , Владимир Мукусев , Александр Политковский , Евгений Додолев .

Впервые телезрителям показали кадры, снятые Стеллой Алейниковой-Волькенштейн в тот вечер. Потом был вопрос: что это такое? У меня сохранилась аудиозапись передачи: «Курчаткин . …Одна страшная вещь: мы имеем дело с той разновидностью национального сознания, которую можно назвать словом „черный национализм“. Рекемчук . Мы давно и, пожалуй, напрасно прибегаем к эвфемизмам, говоря об этом явлении. Мы явно избегаем произносить слово „фашизм“. Вот почему мы предпочитаем говорить обиняками. Но нужно называть вещи своими именами: это движение политическое, фашистское».

Потом было множество телефонных звонков от тех, кто смотрел и слушал этот выпуск «Взгляда». Одни высказывали поддержку. В их числе был Юрий Нагибин : «Ты сказал то, что надо было сказать давно» . Другие же, не представляясь, не ввязываясь в спор, просто крыли меня трехэтажным матом.

По возвращении из Киева я буду вызван повесткой в суд, в качестве свидетеля по делу Осташвили-Смирнова.

Библиография

Романы

  • Вечерний свет: Роман. - М., 1985; М.: Советский писатель, 1989. - 601 с. - ISBN 5-265-00577-3 .
  • Записки экстремиста. Книга ирреальной прозы. - М.: Московский рабочий, 1993. - 245 с. - ISBN 5-239-01568-6 .
  • Радость смерти. - М.: Воскресенье, 2000.
  • Стражница. - М.: Гелеос, 2001. - 384 с. - ISBN 5-89763-028-3 .
  • Солнце сияло: Роман // «Знамя ». - . - № −; М.: Время , 2004. - 656 с. - ISBN 5-94117-149-8 .
  • Цунами: Роман // «Знамя». - . - № −.
  • Полёт шмеля: Роман. - М.: Время, 2012. 704с. ISBN 978-5-9691-0689-5

Повести и сборники рассказов

  • Семь дней недели: рассказы и повести / предисл. Г. Семёнова. - М.: Современник, 1977. - 381 с.
  • Через Москву проездом: рассказы прошедшего года. - М.: Советский писатель, 1981. - 373 с.
  • Звезда бегущая: повести, рассказы. - М.: Молодая гвардия, 1986. - 495 с.
  • Истории разных мест. Рассказы. - М., 1986.
  • Повести и рассказы. - М.: Советская Россия, 1988. - 381 с. - ISBN 5-268-00559-6 .
  • Записки экстремиста. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 160 с. - ISBN 5-235-01535-5 .

Другие работы

  • Переход в середине сезона. - М., 1978.
  • Портрет романтического молодого человека. - М., 1991.

Также печатался в журналах «Октябрь », «Урал », «Грани», «Огонёк », «Дружба народов », «Звезда », «Нева ».

По мотивам повести «Бабий дом » в году был снят художественный фильм «Ребро Адама » (режиссёр Вячеслав Криштофович , сценарий Владимира Кунина).

Напишите отзыв о статье "Курчаткин, Анатолий Николаевич"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Курчаткин, Анатолий Николаевич

Из молодежи, не считая старшей дочери графини (которая была четырьмя годами старше сестры и держала себя уже, как большая) и гостьи барышни, в гостиной остались Николай и Соня племянница. Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отененным длинными ресницами взглядом, густой черною косой, два раза обвившею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору; но против воли ее глаза из под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию cousin [двоюродного брата] с таким девическим страстным обожанием, что улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб еще энергичнее прыгнуть и заиграть с своим соusin, как скоро только они так же, как Борис с Наташей, выберутся из этой гостиной.
– Да, ma chere, – сказал старый граф, обращаясь к гостье и указывая на своего Николая. – Вот его друг Борис произведен в офицеры, и он из дружбы не хочет отставать от него; бросает и университет и меня старика: идет в военную службу, ma chere. А уж ему место в архиве было готово, и всё. Вот дружба то? – сказал граф вопросительно.
– Да ведь война, говорят, объявлена, – сказала гостья.
– Давно говорят, – сказал граф. – Опять поговорят, поговорят, да так и оставят. Ma chere, вот дружба то! – повторил он. – Он идет в гусары.
Гостья, не зная, что сказать, покачала головой.
– Совсем не из дружбы, – отвечал Николай, вспыхнув и отговариваясь как будто от постыдного на него наклепа. – Совсем не дружба, а просто чувствую призвание к военной службе.
Он оглянулся на кузину и на гостью барышню: обе смотрели на него с улыбкой одобрения.
– Нынче обедает у нас Шуберт, полковник Павлоградского гусарского полка. Он был в отпуску здесь и берет его с собой. Что делать? – сказал граф, пожимая плечами и говоря шуточно о деле, которое, видимо, стоило ему много горя.
– Я уж вам говорил, папенька, – сказал сын, – что ежели вам не хочется меня отпустить, я останусь. Но я знаю, что я никуда не гожусь, кроме как в военную службу; я не дипломат, не чиновник, не умею скрывать того, что чувствую, – говорил он, всё поглядывая с кокетством красивой молодости на Соню и гостью барышню.
Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и выказать всю свою кошачью натуру.
– Ну, ну, хорошо! – сказал старый граф, – всё горячится. Всё Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры. Что ж, дай Бог, – прибавил он, не замечая насмешливой улыбки гостьи.
Большие заговорили о Бонапарте. Жюли, дочь Карагиной, обратилась к молодому Ростову:
– Как жаль, что вас не было в четверг у Архаровых. Мне скучно было без вас, – сказала она, нежно улыбаясь ему.
Польщенный молодой человек с кокетливой улыбкой молодости ближе пересел к ней и вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор, совсем не замечая того, что эта его невольная улыбка ножом ревности резала сердце красневшей и притворно улыбавшейся Сони. – В середине разговора он оглянулся на нее. Соня страстно озлобленно взглянула на него и, едва удерживая на глазах слезы, а на губах притворную улыбку, встала и вышла из комнаты. Всё оживление Николая исчезло. Он выждал первый перерыв разговора и с расстроенным лицом вышел из комнаты отыскивать Соню.
– Как секреты то этой всей молодежи шиты белыми нитками! – сказала Анна Михайловна, указывая на выходящего Николая. – Cousinage dangereux voisinage, [Бедовое дело – двоюродные братцы и сестрицы,] – прибавила она.
– Да, – сказала графиня, после того как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез, и как будто отвечая на вопрос, которого никто ей не делал, но который постоянно занимал ее. – Сколько страданий, сколько беспокойств перенесено за то, чтобы теперь на них радоваться! А и теперь, право, больше страха, чем радости. Всё боишься, всё боишься! Именно тот возраст, в котором так много опасностей и для девочек и для мальчиков.
– Всё от воспитания зависит, – сказала гостья.
– Да, ваша правда, – продолжала графиня. – До сих пор я была, слава Богу, другом своих детей и пользуюсь полным их доверием, – говорила графиня, повторяя заблуждение многих родителей, полагающих, что у детей их нет тайн от них. – Я знаю, что я всегда буду первою confidente [поверенной] моих дочерей, и что Николенька, по своему пылкому характеру, ежели будет шалить (мальчику нельзя без этого), то всё не так, как эти петербургские господа.
– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere!
– Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох!

Анатолий Николаевич Курчаткин — русский писатель, член Союза писателей СССР (с 1977), секретарь Союза писателей Москвы (1991−94), член Русского ПЕН-центра, редсовета журнала «Урал» (в 1990-е), общественного совета журнала «Октябрь». Автор "Записок экстремиста" (1993), "Радости смерти" (2000) и других произведений. Работал в редакциях журналов «НС» (1971−72) и «Студенческий меридиан» (1973−77). По мотивам повести Курчаткина «Бабий дом» в 1990 году был снят художественный фильм «Ребро Адама» (режиссёр Вячеслав Криштофович, сценарий Владимира Кунина).

Оригинал взят у kurchatkinanato в НОВАЯ ЛОШАДЬ РУССКОЙ ПОЛИТИКИ

В Кремле совершен переворот. С поста главы администрации ушел Сергей Иванов, которого называли главой партии войны, или, во всяком случае, выразителем ее идеологии и проводником. Так это было или нет - Бог весть. Место его занял непубличный прежде человек, канцелярист Антон Вайно. Что мне, писателю, до всего этого? Я глубокомысленного анализа наших пикейных жилетов, посвященного таким перестановкам, не просто не читаю, а просто не вижу - что в газете, что в Интернете. Но нынешнее кадровое обновление меня задело. Потому что, мне кажется, в свете того, что сейчас происходит в стране, в нем есть ЗНАК. Позвольте мне написать так, прописными буквами. И вот почему..

Первый раз я мог видеть В. Путина вблизи и даже участвовать в достаточно камерном разговоре на рубеже веков, когда он впервые баллотировался в президенты. Он тогда приезжал к нам в ПЕН-клуб, никаких рамок с металлоискателями для встречи с ним еще не полагалось, пришел с пропуском в виде, как говорится, своего фейса, и все. Я не пошел, не надеясь услышать что-либо путное. Как мне потом передавали, ничего путного сказано и не было. Но речь не о сказанном, не о некоей программе будущего президентства. На встрече была поднята проблема удушающей налоговой политике для организаций культуры, в частности о судебной тяжбе ПЕН-клуба по поводу этих налогов, будущий глава государства внимательно все выслушал, вник, отдал во всеуслышание своему помощнику повеление дать исполнительному директору клуба, покойному уже, к сожалению, ныне поэту Александру Ткаченко свой глубоко законспирированный телефон - и чтобы в течение месяца вопрос был решен в пользу ПЕН-клуба (а в этой тяжбе все было очевидно, государство нарушало там свои же решения-постановления)

Помощник кормил Сашу обещаниями года полтора, прося перезвонить через неделю, через месяц, через полтора, пока Ткаченко не понял, что исполнять решение шефа помощник и не собирается. С какой стати, зачем? Что за интерес? Он был сам себе контролер и, еще когда передавал Саше свой глубоко законспирированный телефон, знал, что этим актом высокой передачи все и ограничится. На полуторагодовой давности встречу с Путиным во время года литературы я уже пошел. Тут уже были спецсписки, металлоискатели, часовая очередь на проход, но на этот раз мне хотелось увидеть главу государства вблизи. Во всяком случае, с места, где я сидел, до него на трибуне было метров двадцать - видна вся мимика во время речи, видна вся степень его погружения в текст, предварительной знакомости его с тем.

Впечатление было печальное. Конечно, я прекрасно отдаю себе отчет, что этот доклад президент не мог писать сам. Но чтобы такая степень чуждости человека, читающего с трибуны текст доклада, этому самому тексту! Там не было никакого участия личности в зачитывании текста. Текст мог быть другим, с другими акцентами, в другой стилистике написанный - все было бы зачитано точно с той же степенью «вживленности» в него. Равнодушие абсолютное, стопроцентное, нескрываемое. Президент оживился, лишь когда речь зашла о мате. Тут он оторвался от страницы перед ним и со своей фирменной усмешкой, добро и порицающее сказал, что знает-знает, как писатели хотят материться на страницах своих произведений, но ничего не поделаешь, придется потерпеть. Все, больше проявления живого человеческого чувства на протяжении доклада не было.

И вот что мне стало тогда, окончательно и бесповоротно ясно. Есть такое выражение «править длинной вожжей». Вот он правит очень длинной вожжей. Такой у него талант. Он умеет передавать властные функции другим людям, и его не заботит, как на самом деле исполняются его решения. И в этом смысле он действительно человек текущего момента. С плеч долой - и хорош. С глаз долой - из сердца вон. Вот откуда его пресловутое долготерпение, нежелание принимать скорые решения и т.п., о чем с таким смаком и серьезностью пишут наши аналитики. Поэтому-то замена такой знаковой фигуры, как Сергей Иванов на Антона Вайно значит много. Она действительно очень важна. И что она готовит стране? Поживем - увидим, конечно. Но не задуматься об этом сейчас невозможно. Кто там радуется уже и хлопает в ладоши? Погодите, к добру ли все это.

А уж так страна заждалась добра. Да что же, неужели она недостойна его? Оставьте, кто утверждает это! Ничуть не хуже русский народ других. История у него в 20-м веке была… никому не пожелаешь. А так нормальный народ, с тем же процентом дурных и хороших людей, что другие народы. Вот только дела обстоят так, что наверх поднимается… ну, что всегда наверх, если не перемешивать, поднимается.