После реставрации. Фото: Мосгорнаследие

Помпезное, с концертом и визитом высоких гостей, открытие главного дома усадьбы Прове можно оправдать нынешней функцией здания: в нем расположился Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина. Вывеска на здании гласит: «Культурный центр „Минин-хор“». Открытие должно было произойти давно: правительство Москвы передало здание хору еще в 2002 году. Точнее, передана была половина особняка — вторая отошла другому знаменитому коллективу, Государственному академическому русскому хору им. А.В.Свешникова.

В середине XIX века этот участок занимал сад соседней усадьбы Левашовых, в которой жил и умер Петр Чаадаев. Нарядный, с рустованным фасадом, двухцветный особняк, спрятанный за кованой оградой в глубине двора, лишь часть усадьбы, построенной архитектором Карлом Трейманом в 1895 году для удачливого коммерсанта Ивана Карловича Прове (1833-1901), прибывшего в Россию из Германии. Он был потомком бежавших из Франции гугенотов. Главный дом усадьбы предназначался для детей Прове, двойняшек Федора и Адели — отсюда и две самостоятельные половины, приютившие нынче два хора, и отдельные входы. Брату и сестре принадлежали главный усадебный дом и флигели. Отец жил по соседству, на Старой Басманной, 16, а еще он владел несколькими зданиями в ближайших окрестностях. Сегодня сказали бы, что Прове был одним из основных застройщиков в этих местах, сохранившихся лучше большинства районов старой Москвы.

Интерьеры усадьбы после реставрации. Фото: Мосгорнаследие

В 1910 году в особняке после свадьбы ненадолго поселилась с мужем 17-летняя Вера Холодная, будущая королева экрана. А накануне революции здесь жила одна Адель Прове, в замужестве Калиш. В 1918-м ее отсюда выкинули. «Детский» особняк со временем отдали под медицинские нужды, десятки лет в нем работал кожно-венерологический диспансер, у которого, понятно, не было ни средств, ни намерения реставрировать здание. Но советская бедность его и спасла: сохранились закрытые обоями стены и местами даже застеленные линолеумом полы.

Здание едва не погубила первая, крайне неудачная, если не сказать бессовестная, попытка реставрации, которая, к счастью, была сразу пресечена. Последовали многолетние суды. Хор Минина их выиграл и вернул выделенные правительством Москвы на реставрацию 300 млн руб. Только в 2016 году началась реальная реставрация. Ее выполнили специалисты ООО «Возрождение», а автором и руководителем проекта стала Наталия Сафонцева, один из самых авторитетных столичных архитекторов, работающих в этой сфере.

Несмотря на сжатые сроки, удалось восстановить оригинальные колористические решения, парадную лестницу, колонны и пилястры, отделанные искусственным мрамором. Отреставрированы даже метлахская плитка на первом этаже (недостающие фрагменты сделаны по аналогам), старые дубовые оконные рамы и двери. Паркет, весь избитый гвоздями, был непригоден, однако новый выполнили точно по его образу и подобию.

Особняк на Новой Басманной аптечный магнат Иван Прове построил специально
для своих детей-двойняшек. Фото: Тимур Аникеев

В числе того немногого, что привнесли реставраторы, — внутреннее окно на маленькой лестнице, превращенное в витраж в стиле ар-деко. «На рубеже столетий были очень модны витражи. Я много занималась Шехтелем и его эпохой — тогда в здании не могло быть ни одного помещения, в котором не было доступа света, хотя бы вторичного. И мы его сделали», — рассказывает Наталия Ивановна.

Кроме витража, из нового в особняке — три зала на верхнем этаже, объединенные в один. Теперь здесь проходят репетиции и камерные концерты. Зал отделан деревянными панелями, модными в конце XIX — начале XX столетий. Оригинальные интерьеры не сохранились, но камин как раз «родной».

Коридоры на всех этажах пронизывают идущие под потолком воздуховоды. Они тоже новые, они заметны, и это было осознанное решение. Век назад в усадьбах такого уровня, как правило, одновременно использовалось четыре вида отопления: печное, каминное, калориферное и паровое, то есть батареи. Все это действовало одновременно, и воздух циркулировал по комнатам. Теперь здесь центральное отопление, и воздуховоды позволяют дому нормально дышать. Конечно, их можно было бы спрятать над фальшивыми новыми потолками, но это как раз тот новодел, которого настоящие реставраторы стараются избегать.

И удается это им все реже. Происходит так в том числе потому, что конкурсы выигрывают не лучшие специалисты, а мощные фирмы. Компанию, которая будет проводить реставрацию здания, находящегося в федеральной или городской собственности, в соответствии с законом выбирают в ходе тендера. Участие в нем стоит 500 тыс. руб. У скромной фирмы, где, возможно, работают исключительного уровня профессионалы (как, например, в созданной в свое время самой Наталией Сафонцевой фирме АРБ-6), просто нет на это свободных средств, а выигрыш не гарантирован. В такой ситуации многое зависит от владельцев и пользователей зданий. То, что для особняка Прове, а вернее, его половины все закончилось хорошо, — заслуга прежде всего руководства хора Минина, которое не захотело мириться с халтурой и потворствовать разрушению памятника регионального значения.

Сегодня хочу рассказать про одну из самых красивых улиц Москвы. Улица Новая Басманная - она возникла в 1640-х гг. В конце XVII в. называлась Капитанской слободкой, так как шла вдоль Капитанской слободы, где жили иноземные офицеры. Название Новая Басманная ул. она получила в начале XVIII в., когда стала служить новой дорогой, ведущей от Мясницкой ул. к Басманной слободе, возникшей в Москве в XVII в. Полагают, что она была заселена мастерами серебряного дела, изготовлявшими басмы - узорные украшения для окладов икон из басманного (тонкого листового) серебра, реже золота, меди или железа.

По другой версии жители слободы - басманники выпекали особый сорт хлеба, по-татарски называвшийся "басманом" (на верхней корке его "басмились" разные фигуры, т.е. хлеб был клеймен. Слово басманник известно с XVII в., - пекарь, выпекающий басманы. Более достоверна именно эта версия. В 1918-1922 гг. называлась ул. Коммуны.

Поликлиника Наркомата путей сообщения.

Построена в 1933-36 гг. в стиле конструктивизма.

В настоящее время - Центральная поликлиника ОАО «РЖД».

Бывшая Куракинская богадельня при усадьбе князя Б. Куракина. Комплекс выстроен в 1730-1740 годах. Богадельная перестроена в 1902 году.

До 1935 г. высилась башня Никольского храма при богадельне.

Бывший главный дом усадьбы князей Куракиных. Построен в 1790-е годы.
1955

В настоящее время в этом здании располагается Центральная научно-техническая библиотека ОАО «РЖД». Сотрудники библиотеки рассказывают, что именно здесь А.С. Пушкин познакомился на балу с Н. Гончаровой.

Доходный дом Московского Басманного Товарищества.

Дом был построен в 1913 году по заказу Московского Басманного (Ново-Басманного) Товарищества. Предполагалось, что здание станет частью большого жилого комплекса, возвести который планировалось вдоль всего Басманного тупика до Старой Басманной улицы, однако война и последовавшая за ней революция помешала реализации этого проекта. Тем не менее дом на момент постройки относится к числу самых больших в городе. Для обслуживания дома рядом были возведены ещё несколько зданий.

Здесь в 1921-25 годах год жил и работал венгерский писатель Мате Залка, а в 1935-48 годы - поэт-песенник Алексей Фатьянов. В середине 1980-х годов всех жильцов выселили.
А незадолго до этого дом представлял собой жуткую картину. В почти пустом доме остались только старики, и, поскольку им было тяжело ходить, они выбрасывали мусор прямо из окон. Вскоре внутренний двор, похожий на высокий гулкий колодец, был завален мусором почти по колено. Изредка из окон вылетал очередной пакет с мусором...

В этом доме происходят события повести Бориса Акунина «Любовница Смерти».

На здании доска. Памятник истории и культуры. Жилой дом, конец XVIII в., архитектор М.Ф. Казаков. Охраняется государством.

Храм апостолов Петра и Павла на Новой Басманной.Первое упоминание церкви Петра и Павла в Капитанской слободе относится к 1695 году, указывается как новопостроенная, деревянная, строительство которой начали в 1692 году. Строительство каменного храма на месте деревянного началось в 1705 году. Строительство храма шло под руководством архитектора Ивана Зарудного по личному указу Петра I по им составленным чертежам.
1882 год

В 1922 году храм захватывают обновленцы. В 1931 году, после сноса храма Христа Спасителя, Петропавловский храм становится резиденцией Первоиерарха православных церквей в СССР А. И. Введенского с его «Богословской академией». Окончательно храм закрывают в 1934 году и размещают в нём склад. В 1960 году прошла реставрация храма, при этом несколько нарушили первоначальный вид здания, установив завершение и шпиль колокольни в «голландском стиле». С 1970 года здание храма отдают в пользование НИИ «Геофизика», который разбил помещение храма на несколько дополнительных этажей. К 1990 году храм настолько обветшал, что пришлось провести косметический ремонт; при этом в тротуар была вмонтирована часть надгробной плиты.
В 1992 храм возвращён Русской Православной Церкви, малое освящение храма состоялось в 1994 году.

Трёхэтажный жилой дом постройки конца XVIII - XIX века.
Дом Плещеева.

Выстроен после 1797 года для директора Воспитательного дома Г. Гогеля, затем перешёл к статс-секретарю С. Плещееву. Впоследствии внешность дома была изменена. Памятник архитектуры.

Флигель городской усадьбы Н. Д. Стахеева 1900 год.
Далее идет Центральный дом детей железнодорожников.

Особняк построен в 1898-99 годах. В 1890-х годах усадьбу приобрёл потомственный почётный гражданин коммерции советник Николай Дмитриевич Стахеев. Состояние, которое он нажил на торговле чаем, мануфактурой и на разработке месторождений золота и нефти, было огромным - 40 млн рублей.
В 1898-99 годах архитектор М. Ф. Бугровский выстроил в усадьбе роскошный особняк в стиле неоклассики, возведение которого стоило Стахееву 1 млн рублей. Особняк использовался под сдачу в аренду богатым москвичам. Так, в 1910-х годах он сдавался Зинаиде Григорьевне Морозовой, вдове мецената Саввы Тимофеевича Морозова за 25 тыс. рублей в год.

С 1918 года особняк находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения. С 1940 года здесь размещается Центральный дом детей железнодорожников.
Интерьеры особняка не раз становились местами съёмки фильмов. Здесь снимали такие телесериалы, как «Семнадцать мгновений весны», «Азазель», «Идиот» и др.
Левое крыло - бывшая картинная галерея (Стахеев был родственником живописца И.И. Шишкина).
Правое крыло - бывший доходный дом, остаётся жилым.
Обычный жилой дом

Построен в 1896 году.
Военная Комендатура города Москвы.

В XVIII веке усадьба принадлежала В. И. Чулкову, служившему у императрицы Елизаветы Петровны. В 1870 году здание перестроено для городской усадьбы И. К. Прове. В данный момент в здании находится Управление коменданта города Москвы.

Новая Басманная дом № 21. Быв. водочный завод Копейкина-Серебрякова.

Усадьба Варенцовых-Штеккер-Голицына.Дом 18 по Новой Басманной – двухэтажный эклектичный особняк, слегка потерявший свою былую красоту от долгого времени своего бытия. Имеет длинную и интересную историю. Сначала тут жил аптекарь Христиан Рихтер.В 1835 году дом приобрел московский 2-й гильдии купец Михаил Маркович Варенцов - торговец москательным товаром. У него была большая семья, в том числе пятеро сыновей. Все они жили в этом доме. После Михаила Марковича усадьбу наследует его сын Сергей Михайлович Варенцов - личность знаменитая.
В 1896 году особняк Штеккеров был отобран Московским управлением Министерства Императорского дворца, поскольку попал в число 25 особняков подходящих по условиям комфорта и оснащения для проживания во время коронационных торжеств высоких иностранных гостей.

Здесь проживали представители Испанского королевства. В апреле 1896 года на казенный счет дом был заново меблирован и отделан. С мая тут поселился посол короля Испании Дон Хуан герцог Нахера с супругой и свитой из 6 человек.
После кончины Г. Л. Штекера в 1903 году его наследники продали дом князю Сергею Михайловичу Голицыну (1843-1915). Он был управляющий Голицынской больницей, егермейстер, вице президент императорского Московского скакового общества. Он продал в казну свой дом на Волхонке и переехал сюда.
Наследникам князя дом принадлежал вплоть до 1918 года.
После национализации здесь находился Музей отдела труда Моссовета, жилые квартиры и госучреждения.

Пожалуй на этом доме первую часть и закончим.

История усадебного владения на нынешней Новой Басманной улице, 16 прослеживается еще с восемнадцатого столетия, когда в 1850-1870-х годах оно находилось в собственности бывшего истопника самодержицы Елизаветы Петровны - Василия Ивановича Чулкова. Со временем участок отошел к племяннику его жены Семену Брюхову, приписанному к царскому двору в должности «придворного танцмейстера».

В великий пожар, случившийся в Первопрестольной в 1812 году, особняк в два этажа, выстроенный из камня, полностью выгорел и был восстановлен и реконструирован 3 года спустя, после чего его главный фасад украсил шестиколонный портик.

Фото 1. Особняк Ивана Карловича и Романа Прове на Новой Басманной улице, 16 в городе Москве

Городская усадьба в 1838 году отошла в собственность Екатерины Петровны Ростопчиной-Протасовой - вдовы бывшего московского генерал-губернатора Федора Васильевича Ростопчина. Здесь же проживала и жена ее сына Евдокия Петровна Сушкова, пребывавшая в Москве в ссылке за свою язвительную балладу с названием «Насильный брак». Цензоры усмотрели в произведении намеки на входившую в состав Российской империи Польшу.

В летние дни 1858 года в доме на Новой Басманной, 16 останавливался Александр Дюма во время своего путешествия с Кавказских гор в Петербург.

Евдокия Петровна ушла из жизни в 1858 году, а спустя год предали земле и Екатерину Петровну. Особняк с территорией перешел по наследству к Наталье Федоровне Нарышкиной, которая практически сразу переуступила его Сергею Васильевичу Шереметеву. После смерти последнего, усадьба отошла к Юлии Сергеевне Шереметевой.

Еще при Сергее Васильевиче комнаты сдавали в аренду. Так, в зимние месяцы 1863-1864 годов здесь проживал писатель Алексей Феофилактович Писемский.

Новая жизни усадьбы

Новым хозяином владений в 1870 году стал Иван Карлович Прове. По его заказу архитектор Роберт Андреевич Гедике, больше практиковавший в Петербурге, полностью меняет декор здания, изменив классические формы на модный тогда стиль эклектики. Таким образом, здание лишилось своего портика с поддерживающимися колонками и приобрело небольшие декоративные элементы фасада. Скульптурное украшение особняка выполнялось в мастерской Александра Михайловича Опекушина.

Помимо главного дома на территории возвели строение под устройство зимнего сада и оранжерею. Также здесь имелись строения конюшни, сарая для скота, каретной и прочих необходимых служб.

После смерти хозяина, владение №16 по Новой Басманной улице отошло к его сыну Роману Ивановичу Прове, который продолжил и семейное дело. С приходом к власти большевиков, последний, вместе с женой, эмигрировал в Германию.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях. А если у вас есть, что добавить по теме, напишите, пожалуйста, в комментариях. Спасибо!

Новые статьи на сайте:

Интересное в блоге:

Построен в 1892 году. Архитектор К. В. Трейман.
Инициалы «ФП» и «АК» на фронтоне принадлежат детям домовладельца.

Прове Иван (Иоганн) Карлович (1833–1901) - коммерции советник, директор правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры, совладелец торгового дома «Людвиг Кноп», член совета Московского купеческого банка, член совета Русско-Китайского банка, директор Московского страхового от огня общества, председатель правления товарищества «Эмиль Циндель», член правления Товарищества Екатерингофской бумагопрядильной мануфактуры, член правления Товарищества Измайловской мануфактуры, член правления Товарищества Вознесенской мануфактуры С. Лепёшкина сыновей, член правления Товарищества мануфактур, основанных И. И. Скворцовым, член правления Товарищества каменноугольных копей и химических заводов Р. Гилля, учредитель благотворительного общества при московской Басманной больнице.

Загородная резиденция Прове: .

Дом-особняк Ивана Карловича Прове по улице Новая Басманная, 22 был построен на месте бывшей усадьбы купеческого семейства Ланиных в 1895 году. Проект выполнил архитектор Карл Васильевич Трейман.

Спроектировано здание в стилистике «французского неоренессанса». Несколько объемов соединены в единый симметричный архитектурный ансамбль, фасадная часть которого декоративно обработана большим рустом и раскрашена в красные и бежевые тона.

Предприниматель заказал этот дом для своих детей-двойняшек Федора и Аделины, а потому и построили его с двумя отдельными входами, над которыми со временем установили их вензели – «ФП» (Федор Прове) и «АК» (Аделина, ставшая в замужестве Калиш).

Аделине принадлежала часть второго этажа в правом крыле, а также западный флигель, а сыну Федору досталась левая половина уже с восточным флигелем.

Внутренний двор ограждал искусно выполненный ажурный кованый забор.

После Октябрьской революции в бывшем особняке Аделины Ивановны и Федора Ивановича Прове открыли противотуберкулезный диспансер.

Сегодня по адресу Новая Басманная ул., 22 располагаются банковское учреждение и Государственный хор им. А. В. Свешникова.

Здание отреставрировано в 2017 году.
Объект культурного наследия регионального значения.

  • Попадая в этот район Москвы , вы погружаетесь в прошлое, в мир великолепных усадеб, домов с мезонинами и тенистых садовых аллей.
  • На Новой Басманной улице находится необычная по своему облику церковь Петра и Павла, которая была построена по чертежу Петра Первого .
  • Заслуживает внимания Роскошный особняк купца Николая Стахеева, построенный в 1898 году в духе эклектики архитектором Бугровским.
  • Великолепное здание Басманной больницы – 3-этажный дворец конца 18 в., принадлежавший М.П. Голицыну. Дом чудом уцелел во время пожара 1812 г.
  • В конце Старой Басманной улицы стоит скромный деревянный дом, где жил Василий Львович Пушкин - дядя прославленного русского поэта.
  • Еще один деревянный дом на Старой Басманной - особняк Муравьёвых-Апостолов. Трудно поверить, но под слоем штукатурки скрываются брёвна, которым больше 200 лет!

Старую Басманную слободу можно назвать московским «Бермудским треугольником». Грани «Басманного треугольника» - Садовое кольцо, Новая Басманная и Старая Басманная улицы. Попадая сюда, вы «проваливаетесь» в прошлое, в мир великолепных усадеб и их сановных владельцев, в мир домов с мезонинами и тенистых садовых аллей. Вы увидите здесь и кусочек средневековых палат, и барочные церкви, и доходные дома купцов, и панельные советские многоэтажки. С Басманным треугольником связаны имена императора Петра I, художника Фёдора Степановича Рокотова; многократно и громко прозвучавшие в российской истории дворянские фамилии Голицыных, Куракиных, Демидовых, Перовских…

История этих мест начинается в XVII веке, когда в этом районе сложилась Басманная слобода. Основная версия происхождения названия района гласит, что здесь жили мастера, которые «басмили» кожу, то есть, делали на ней узорные украшения. Кожевники в силу неприглядности своей профессии всегда жили за Земляным городом (то есть за Садовым кольцом), а неподалеку находилась ещё одна кожевническая Сыромятническая слобода.

Станция метро «Красные ворота»

Прогулку по «Басманному треугольнику» стоит начать со станции метро «Красные ворота». Обратите внимание на форму южного вестибюля этой станции, похожую на портал. На этом месте некогда стояли настоящие Красные ворота - триумфальная арка в стиле московского барокко, построенная архитектором Дмитрием Ухтомским в 1753 году. Ее разобрали в 1927 году, а память о ней - в названии станции и форме её вестибюля.

За Красными воротами начинается Новая Басманная улица. В годы правления Петра Великого это была парадная улица, поскольку по ней он ездил в любимое село Преображенское и . Здесь не было места деревянным хоромам - только каменные дворцы, и обязательно по красной линии!

Куракинская богадельня

(ул. Новая Басманная, дом 4, стр. 1)

Русский дипломат князь Борис Иванович Куракин (1676-1727), будучи послом в Париже, не раз видел знаменитый Дом инвалидов, выстроенный Людовиком XIV. Князю Куракину захотелось, чтобы в Москве появился свой инвалидный дом. К сожалению, он не успел этого сделать при жизни, и, по завещанию отца, московский инвалидный дом построил его сын, князь Александр Борисович Куракин. Москвичи назвали этот дом «куракинской богадельней». Это замечательный образец московского елизаветинского барокко XVIII-го века, с характерными слегка вогнутыми плоскими наличниками. В ХХ-м веке облик богадельни изменился: её надстроили вторым этажом, а стоявшую в центре ансамбля церковь снесли. Первоначальное здание богадельни и надстройку очень легко различить: первая выкрашена в бирюзовый цвет, вторая - в бежевый. Сейчас в здании бывшей богадельни находится Московский дом национальностей.

(ул. Новая Басманная, дом 4-6, стр. 2).
Сразу за богадельней расположилась городская усадьба князей Куракиных. Её в 1790-х годах построил Степан Борисович Куракин - правнук уже знакомого нам Бориса Ивановича. Усадьба Куракиных, с её скульптурными рельефами и портиком из шести пилястр - прекрасный памятник зрелого московского классицизма. Кроме того, это еще и один из немногих «геральдических» домов Москвы: на фронтоне усадьбы сохранился родовой герб князей Куракиных.

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной

(ул. Новая Басманная, дом 11)

Возможно, это самая необычная . В ней нет почти ничего традиционно русского - строгая, лишенная яркого убранства, она гораздо больше похожа на протестантскую кирху, чем на православный храм. Но именно такой хотел видеть её император Пётр Великий - церковь построена по его чертежу! Он же подарил храму икону святых апостолов Петра и Павла. В советские годы её утеряли, но в наше время нашли и отреставрировали.

В середине XVIII-го века архитектор Ухтомский пристроил к церкви нарядную ярусную колокольню. Сейчас церковь Петра и Павла - действующий православный храм. Главные святыни храма - мощевик с частицами покрова Пресвятой Богородицы, власяницы святого Ионна Крестителя, плаща святого Иосифа Обручника, мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла и святителя Григория Великого.

(ул. Новая Басманная, дом 14, стр. 1)

Мало кто знает, что прототип героя романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» Кисы Воробьянинова - купец Николай Дмитриевич Стахеев, житель Новой Басманной улицы. Николай Стахеев занимался добычей угля и нефти, вел дела с недвижимостью в Москве и был очень богат. Социалистическая революция 1917 года застала его во Франции. Не желая потерять свои сокровища, он решил забрать их из тайника в московском доме и перевезти за границу. Но на обратном пути его задержал красногвардейский караул, и драгоценности Стахеева были национализированы.

Роскошный особняк Стахеева построен в 1898 году в духе эклектики архитектором Бугровским. С 1940 года здесь находится Центральный дом детей железнодорожников.

Дом Перовских

(ул. Новая Басманная, дом 27, стр. 1)

Это старая деревянная усадьба, с мезонином в пять окон, изящным пилястровым портиком и декоративными лепными украшениями на фасаде. Ей почти 200 лет - возраст для деревянного дома очень почтенный. Хозяевами дома изначально была семья графа Алексея Кирилловича Разумовского и Марии Михайловны Денисьевой. Брак не был оформлен, дети не имели права носить фамилию отца и потому получили фамилию, образованную от названия имения Разумовских Перово (сейчас это район Москвы) - Перовские. Из этой семьи вышли знаменитые люди - писатель Алексей Перовский и революционерка-террористка Софья Перовская. Удивительный факт: брат её прапрадеда был первым фаворитом и неофициальным супругом императрицы Елизаветы Петровны, а Софья организовала убийство императора Александра II, за что была повешена. Сейчас в здании расположен банковский офис.

Басманная больница, или «несгораемый» дом Голицына

(ул. Новая Басманная, дом 26, корп. 1)

Это великолепный трёхэтажный дворец, с двумя каменными флигелями и сохранившейся исторической оградой, украшенный пилястрами и тонким лепным декором. Его построил в конце XVIII-го века Никита Демидов, выходец из богатейшей и могущественнейшей семьи Демидовых - создателей российской металлургии. Вскоре дворец купил Михаил Петрович Голицын, известный коллекционер. Этот дом стали называть «московским Эрмитажем». Хозяину было чем удивить гостей: полотна Рубенса, фарфоровые вазы севрской фабрики, библиотека старинных книг… Дом уцелел в пожаре 1812 года, после чего его прозвали «несгораемым». Михаил Петрович к концу жизни разорился - он продал и дом, и коллекцию. Сначала там появилось Сиротское училище, а с 1876 года – больница, находившаяся в этом доме до 2015 года.

Площадь Разгуляй

Наверное, это самая странная площадь в Москве. Она не показана на картах города, в городе нет домов по адресу «Площадь Разгуляй, дом №…»). Но есть название остановки троллейбуса: «Площадь Разгуляй». Своё хлёсткое название площадь получила от трактира «Разгуляй». Сюда, на дальнюю окраину города, приезжали любители выпить и погулять со всех концов Москвы, чтобы их не видели родственники и соседи. Трактир был закрыт ещё в середине XIX-го века, а здание трактира снесли в 1970-х гг. Сейчас на этом месте сквер.

Красное здание с белыми колоннами, выходящее лицом на площадь - усадьба графа Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (Спартаковская улица, 2/1) . Известный собиратель и любитель древностей, он прославился на века тем, что нашёл подлинный текст «Слова о полку Игореве», древнейшего светского произведения древнерусской литературы. К сожалению, почти вся коллекция Мусина-Пушкина, включая оригинал «Слова» погибла в пожаре войны 1812 года. После смерти графа Мусина-Пушкина, его дети продали усадьбу городу, и в ней обосновалась 2-ая Московская гимназия. В советское время дом надстроили четвертым этажом. Сейчас здесь размещается Московский государственный строительный университет.

Мы прошли всю Новую Басманную улицу - первую грань «басманного треугольника», миновали его «вершину» - площадь Разгуляй. Теперь перед нами вторая грань «треугольника» - Старая Басманная улица.

По названиям двух Басманных улиц вы уже догадались, какая из них старше другой. Старая Басманная улица - это часть древней Покровской дороги, которая вела в загородные царские усадьбы Преображенское и Покровское-Рубцово.

Дом-музей Василия Львовича Пушкина

(ул. Старая Басманная, дом 36)

В конце Старой Басманной улицы стоит , с небольшим фронтоном по центру, замечательными деревянными воротами и небольшим садом во дворе. После пожара войны 1812 года в Москве было очень много таких домов - погорельцам нужно было быстро и дешево построить новое жильё.

В этом доме жил Василий Львович Пушкин - дядя прославленного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Сам Василий Львович тоже был известным поэтом и входил в литературное общество «Арзамас». Знаменитый племянник неоднократно бывал в гостях у дяди, и благодаря знакомствам того, мог с юных лет мог общаться с Жуковским, Батюшковым и другими яркими творческими людьми этого времени. Интересно, что в 1816 году Батюшков жил по соседству с Вас. Пушкиным, в доме Муравьёвых-Апостолов на Старой Басманной.

Сегодня в старом доме на Старой Басманной - музей, где рассказывают о Василии Львовиче Пушкине и московской жизни начала XIX-го века. Здесь вы окунётесь в мир балов, званых обедов и литературных вечеров, происходивших здесь 200 лет тому назад. Зал на антресольном этаже музея посвящен А.С.Пушкину, который, предположительно, останавливался именно в этих комнатах.

(ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1).
Этот старинный дворянский особняк тоже построен из дерева. Трудно поверить, но под слоем штукатурки скрываются брёвна, которым больше 200 лет и которые пережили пожар Москвы 1812 года.

Возможно, это самый изящный памятник московского классицизма. Перед архитектором стояла очень трудная задача: построить на неровном углу Старой Басманной и нынешней улицы Александра Лукьянова правильной формы особняк - этого требовали вкусы времени. Решением стала полукруглая ротонда, которая сглаживает неровный угол дома. Особое очарование дому придают скульптурные барельефы и портик с шестью коринфскими колоннами.

В этом доме жила семья сенатора Ильи Матвеевича Муравьёва-Апостола - отец, мать и три сына: Сергей, Ипполит, Матвей. Все трое участвовали в восстании декабристов 1825 года. После поражения декабристов Сергея повесили, Матвея отправили на каторгу, а Ипполит застрелился. Однако род Муравьёвых-Апостолов не закончился и сегодня дом арендует потомок его старых владельцев: Кристофер Андреевич Муравьёв-Апостол. Он отреставрировал дом и превратил его в культурный центр.