На этом уроке вы познакомитесь с рассказами Валентины Осеевой «Хорошее» и «Просто старушка», проанализируете их; поговорите о доброте и добрых поступках.

Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств (рис. 2).

Рис. 2. Киевский институт искусств ()

В 1923 году семья Осеевых переезжает в Москву.

С 1937 года Осеева начинает печатать свои книги. Её стихи, сказки, короткие рассказы для малышей вошли в сборники «Рыжий кот», «Волшебное слово» (рис. 3), «Отцовская куртка».

Рис. 3. Обложка сборника «Волшебное слово» ()

Юная Осеева работала педагогом в детских колониях для беспризорных (рис. 4).

Рис. 4. Валентина Осеева за работой ()

Педагогом она проработала шестнадцать лет, помогала вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны.

Заслуги Валентины Александровны в деле подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» (рис. 5).

Рис. 5. Медаль Сталинской премии ()

«Васёк Трубачёв и его товарищи» - трилогия. Трилогия - это три произведения, у которых один автор. Они также объединены замыслом, а их сюжет отличается преемственностью.

По второй части создан кинофильм, который называется «Отряд Трубачёва сражается» (рис. 6).

Рис. 6. Обложка книги «Васёк Трубачёв и его товарищи» ()

Валентина Александровна Осеева прожила 67 лет

Прочитайте рассказ «Хорошее», который был напечатан в сборнике «Рассказы для детей».

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.

И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:

«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Рис. 7. Иллюстрация к рассказу «Хорошее» ()

Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама - некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает:

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

- Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове:

- Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

В рассказе мы видим хорошие мечты, хорошие желания мальчика, но его поступки не очень хороши. Он мечтал совершить подвиг, помочь своим близким, а на самом деле сидел и ничего не делал, а когда его о чём-то просили, отвечал грубо.

Такого мальчика можно назвать фантазёром - он только мечтает, а на самом деле ничего не делает. Но чтобы совершить подвиг или помочь своим близким, не нужно ждать особого случая, нужно действовать.

Какие пословицы подходят к этому рассказу:

  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.
  • Делу время, а потехе - час.
  • Друзья познаются в беде.
  • Добрый человек доброму и учит.
  • Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Ответ: первая пословица (Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить ).

Действующие лица рассказа «Хорошее»:

  • Автор
  • Сестрёнка

Прочитайте отрывки рассказа выразительно:

А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А Юра опять думает:

«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

(рис. 9) тут как тут. Хвостом виляет:

«Дай мне попить, Юра!»

- Пошёл вон! Не мешай думать!

Слова мальчика, обращённые к сестре, няне и собаке надо читать грубо, резко.

А сестрёнка (рис. 10) тут как тут:

- Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Рис. 10. Сестра мальчика ()

А няня (рис. 11) тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама - некогда мне!

Рис. 11. Няня мальчика ()

Прочитайте рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка»

Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? - удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка!

Рис. 12. Иллюстрация к рассказу «Просто старушка» ()

Мальчик так поступил, потому что он увидел, что старушке нужна помощь. А девочка задавала вопросы, потому что никак не могла понять, зачем он бросился помогать посторонней старушке. Мальчик поступил очень правильно, потому что всегда надо помогать пожилым людям, не выясняя, знакомый это вам человек или нет.

Рассказы Осеевой заставляют задуматься о таких качествах, как доброта, внимание, отзывчивость, о том, что нужно делать добрые дела не на словах, а на деле.

Каждый может совершать хорошие поступки каждый день: поиграть с младшими, убрать посуду, убрать игрушки и совершенно не ждать за это награды. А наградой станут улыбки и добрые слова ваших близких.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста.

Если доброта как солнце светит,

Радуются и взрослые, и дети.

Доброту можно сравнить с солнцем, а его лучами являются добрые дела.

Список литературы

  1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
  1. Rulibs.com ().
  2. Metod-kopilka.ru ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитать выразительно рассказ «Хорошее» с родителями по ролям.
  2. Подобрать к рассказам «Хорошее» и «Просто старушка» 2-3 пословицы.
  3. Вспомнить, какие добрые поступки вы совершали, рассказать о них.

Главные герои рассказа «Просто старушка» — мальчик и девочка. Однажды зимой они шли из школы. Перед ними двигалась пожилая женщина. Женщина поскользнулась и упала.

Тогда мальчик попросил девочку подержать его портфель и побежал к старушке. Он помог ей подняться, после чего вернулся к девочке.

Девочка спросила у спутника, кем приходится ему эта женщина? Это его бабушка, мама или знакомая женщина? Мальчик ответил, что незнаком с женщиной, что это просто старушка.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная тема рассказа — тема помощи человеку.

Главная мысль рассказа «Просто старушка» заключается в том, что помощь следует оказывать любому человеку, попавшему в беду, а не только родственникам и знакомым. Мальчик хорошо знал эту истину, и он незамедлительно пришел на помощь к старушке, упавшей на скользком месте. А вот девочке этого никто не объяснил, и она никак не могла понять, почему мальчик помог незнакомой женщине. Рассказ учит оказывать помощь всем людям, попавшим в сложную ситуацию.

В рассказе мне понравился мальчик, который помог старушке. Этот мальчик хорошо воспитан, он доброжелательный и отзывчивый.

Какие пословицы подходят к рассказу «Просто старушка»?

Доброму человеку помощь не убыток.
Кто вовремя помог, тот дважды помог.

Светлана Киселева
Беседа по произведению В. А. Осеевой «Просто старушка» в старшей группе

Цель : Познакомить детей с творчеством В. А. Осеевой .

Задачи :

Совершенствовать умение детей достойно вести себя в разных жизненных ситуациях, оказывать помощь окружающим.

Воспитывать у детей доброту и любовь к окружающим людям, употребление вежливых слов в речи.

Развивать коммуникативные навыки : умение вступать в контакт с окружающими, развивать память, мышление, воображение;

Ход занятия : Сегодня я хочу вас познакомить с замечательной, детской писательницей Валентиной Александровной Осеевой . Она писала добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Просто старушка » , «Три товарища» , «Синие листья» , «Хорошее» . Сама писательница признается, что хотела бы помочь детям научиться читать и думать о плохих и хороших поступках. Действительно, её короткие учат ребят честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах Осеева помогает нам понять , что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых.

Произведения В . Осеевой помогают увидеть , что такие болезни души как жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они приносят детям немало пользы и обогащают внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями».

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами :

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила :

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила :

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».

Это сказала писательница В. А. Осеева .

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Какого человека мы называем вежливым?

Ответы детей : (того, кто делает добрые дела, не обижает малышей, здоровается и говорить вежливые слова, не грубит, заботится о близких людях, благодарит за помощь)

Воспитатель : - Правильно, ребята. Быть вежливым, это делать добрые дела.

Чтение рассказа «Просто старушка » .

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка . Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке . Когда он вернулся, девочка спросила его :

Это твоя бабушка?

Нет, - ответил мальчик.

Мама? - удивилась подружка.

Ну, тётя? Или знакомая?

Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка !

Беседа с детьми после прочитанного.

Воспитатель : Почему старушка упала ?

Дети : Потому что скользко, гололёд.

Воспитатель : Кому жалко бабушку? Кто хотел бы ей помочь? (Представьте, если бы вы оказались рядом с бабушкой, что вы сделали бы)

Почему мальчик так поступил?

Воспитатель : Какой мальчик? (Дети подбирают определения, рассуждают : хороший, внимательный, добрый, заботливый). Можно сказать отзывчивый, добродушный, добросердечный.

Воспитатель : - А почему девочка задавала такие вопросы ?

Расскажите, а что вы думаете о девочке? (плохая, невнимательная.)

Как вы думаете, как поступила бы девочка, если бы была одна?

Почему девочка больше ни о чем не спросила ? О чем она думала?

Как бы вы поступили на месте этих детей?

А приходилось ли вам сталкиваться с подобными ситуациями?

Воспитатель подводит итог.

О каких человеческих качествах заставляют задуматься рассказы В. А. Осеевой ?

Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?

Будете ли вы ждать наград

Публикации по теме:

Беседа в старшей группе «Что мы знаем о птицах» Цель. Уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц; активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывать.

Беседа в старшей группе «Какой я?» Цель: уточнить знания о себе, как о человеке, как о неповторимой личности. Задачи: способствовать развитию умений чувствовать свой организм,.

Цель: формирование у детей чувства любви, патриотизма к своему родному городу. Задачи: Расширять представления детей о достопримечательностях.

Беседа в старшей группе «Безопасность на дорогах» Беседа в старшей группе на тему «Безопасность на дорогах» Воспитатель: Соколова Ольга Михайловна Цель: Активизация деятельности детей.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе. Сказка В. А Осеевой «Сороки» Цель: развивать у детей умения понимать, оценивать поступки и чувства через чтение художественной литературы. Задачи: -развивать у детей.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие по рассказам В. Осеевой» Цель: развивать у детей умение понимать, оценивать чувства и поступки других через чтение рассказов В. А. Осеевой. Задачи: Образовательная.

РАЗРАБОТКА УРОКА

по литературному чтению в 1 классе

Тема: В.Осеева " Просто старушка"

учитель начальных классов

За несколько дней до проведения урока в классе была организована выставка книг В. Осеевой.

Тип урока: Ознакомительный.

Структура урока: Комбинированный урок.

Форма урока: Урок – беседа.

Цели:

Обучающие:

1. Обучать умению прогнозировать текст;

2. Обучать навыкам правильного и осознанного чтения;

3. Учить самостоятельно определять главную мысль произведения;

4. Учить находить в тексте слова, характеризующие героя, выражать свое отношение к нему;

5. Формировать навыки выразительного чтения.

Воспитывающие:

1. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям;

2. Формировать систему нравственно – этических ценностей на основе чтения художественного текста.

Развивающие:

1. Развивать навыки монологической речи;

2. Развивать внимание, память;

3. Развивать умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста, высказывать свое мнение и отстаивать его;

4. Развивать навыки правильного и осознанного чтения.

Планируемые достижения учащихся:

Осознание понятий " великодушие, добрые слова, доброта, добро", " жизнь дана на добрые дела";

Умение определять главную мысль произведения;

Умение находить в тексте слова, позволяющие охарактеризовать героя произведения;

Умение участвовать в коллективной беседе.

Оборудование

1. "Литературное чтение" : 1 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, автор - составитель Л.А.Ефросинина, М: Вентана – Граф, 2009. - (Начальная школа 21 века);

2. Выставка книг В.Осеевой;

3. Русские народные пословицы;

4. Отрвыки из стихов Э Успенского;

5. Перечень слов (на доске);

6. Перечень слвосочетаний (на доске).

Оформление доски:

Беспомощная;

старая;

внимательный;

заботливый;

равнодушная;

спокойноая

Тема: В. Осеева " Просто старушка "

Великодушие – великая душа – большая душа – широкая душа

Уважение, зависть, доброта, злоба.

" Минута час бережет. "

" Жизнь дана на добрые дела. "

" Куда ни придет, ссору заведет. "

Ход урока:

    Организационный момент

Ребята, здравствуйте! Обратите внимание, сегодня к нам на урок пришли гости. Они посмотрят, чему мы с вами научились, как читаем, рассуждаем, отвечаем на вопросы, как умеем доказывать свою точку зрения, как выросли за этот год, какими грамотными стали. Потихоньку садитесь.

2.Проверка домашнего задания:

На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Валентины Осеевой " Кто хозяин". Дома вам нужно было пересказать одну из частей. Приступим к проверке домашнего задания. (На предыдущем уроке рассказ " Кто хозяин" был задан по частям следующим образом: первому ряду – пересказ первой части, второму ряду – пересказ второй части, третьему ряду – пересказ третьей части. В ходе проверки домашнего задания с каждого ряда отвечают по одному человеку, чтобы в итоге получился целостный рассказ.)

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с домашним заданием.

3. Сообщение темы и целей урока:

(Читаю отрывок из стихотворения Э.Успенского.)

" Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Если доброта, как солнце, светит

Радуются и взрослые и дети. "

Ребята, когда-то, очень давно, когда я еще была совсем маленькой девочкой, в одной книге мне повстречалось слово " великодушие ". Тогда я совсем не поняла его смысла. Шло время......... (По ходу рассказа показываю на доске словосочетания, прочитывая их.) Позже я узнала, что великодушие – это великая душа, это и большая душа, это и широкая душа. Узнать то я узнала, но до сих пор не могу понять, что же означает слово "великодушие ", да и все другие слова. Объясните мне, пожалуйста. (Все эти слова говорят о доброте людей). Молодцы! Спасибо!

Ребята, а как вы думаете, доброта зависит от роста, от того, взрослый ли человек, или еще совсем ребенок? (Нет, ни от возраста, ни от роста доброта людей не зависит. Она либо есть, либо ее нет.)

Дети, а как вы думаете, какое качество, черта характера человека в нашей жизни сейчас, да и во все времена, является самой главной? (Доброта)

Молодцы! Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним рассказом Валентины Осеевой о великодушии, о доброте человеческой.

Прочитайте самостоятельно название рассказа. (" Просто старушка ")

Ребята, а как вы думаете, о ком пойдет речь в рассказе? (О старушке.)

4.Первичное восприятие текста с предварительным заданием:

Ребята, прочитайте слова, данные на доске((указкой показываю, какие именно слова нужно прочитать). Уважение, зависть, доброта, злоба.)

Сейчас я вам прочитаю текст, вы внимательно послушайте, подумайте, а потом ответите на следующий вопрос: какие из данных слов подходят к тексту?

(Читаю текст сама.)

5.Работа по содержанию текста:

Вопросы учителя.

Ребята, какие же слова подходят к рассказу?

А почему вы так решили? Докажите.

Предполагаемые ответы детей.

Уважение, доброта.

Мальчик уважал старших, он был добрым, так как помог старушке.

6. Самостоятельное чтение текста:

(Дети читают текст самостоятельно.)

Ребята, глазками прочитайте рассказ самостоятельно, чтобы смогли ответить на мои вопросы.

7. Вторичное восприятие текста с предварительным заданием:

Ребята, мы сейчас еще раз прочитаем текст, а вы подумайте и скажите: быстро ли мальчик пришел на помощь старушке, или ему нужно было время для раздумывания?

(Текст читают "цепочкой, по предложению" хорошо читающие дети.)

8. Работа по содержанию текста:

Вопросы учителя.

Ребята, быстро ли мальчик пришел на помощь старушке, или он раздумывал?

Докажите! Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что мальчик не раздумывал.

Ребята, а что означает слово " бросился" ? Как вы его понимаете?

Ребята, а как вы думаете, чему удивилась девочка?

А старушка кем-то приходилась мальчику: тетей, мамой, бабушкой?

Так, чему же удивилась девочка?

Предполагаемые ответы детей.

Мальчик быстро пришел на помощь старушке.

Стр. 69

" ......бросился на помощь старушке."

Ни минутки не раздумывал, сразу же, быстро помог.

Девочка удивилась тому, что мальчик помог старушке.

Нет, старушка была посторонней.

Девочка удивилась тому, что мальчик помог посторонней, совсем незнакомой старушке.

9.Физминутка:

(Дети проговаривают слова четверостишия, показывают их движениями.)

" Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише......

Деревца все выше, выше. "

10. Соотношение иллюстрации и текста:

Вопросы учителя.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию в учебнике (с. 68). Найдите отрывок из текста, который подходит к картинке.

Назовите героев рассказа.

На доске написаны слова (показываю их, читаю), опишите героев рассказа, используя эти слова.

А почему слова вы распределили именно таким образом? Докажите.

А сами вы можете добавить еще какие-то слова для описания героев?

Предполагаемые ответы детей.

(Дети читают отрывок.)

".....старушка поскользнулась и упала.

Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке....."

Старушка, мальчик, девочка.

Старушка: беспомощная, старая. Мальчик: внимательный, заботливый. Девочка: равнодушная, спокойная.

- (Дети доказывают свою точку зрения с опорой на текст, его перессказ.)

Добрый, хороший, умный........

11. Подготовка к выразительному чтению:

Вопросы учителя.

Ребята, найдите в тексте диалог детей.

Ребята, если бы мы сейчас были в театре и решили поставить спектакль по этому отрывку, сколько бы героев нам понадобилось?

А кто из героев нам был бы необходим?

Почему?

Как, с какой интонацией мы будем читать за мальчика?

Почему торопливо?

А почему именно так?

Предполагаемые ответы детей.

Стр. 69

Для спектакля нужно всего два героя.

Мальчик и девочка.

Три человека.

Для чтения по ролям нужны: мальчик, девочка и автор.

Уверенно, добродушно, торопливо.

Мальчик не раздумывает, быстро бежит на помощь.

Удивленно, равнодушно.

Потому что, она не может понять, почему мальчик помогает старушке, ведь она ему совсем незнакома.

12. Выразительное чтение диалога " по ролям ":

(Ребята читают группами по три человека. Количество прочитавших зависит от того, сколько времени остается до окончания урока.)

Молодцы! Хорошо у вас получилось!

13.Работа с пословицами:

Дети, прочитайте пословицы, данные на доске. (" Минута час бережет", " Жизнь дана на добрые дела", " Куда ни придет, ссору заведет")

Как вы думаете, какая из пословиц подходит к рассказу? (" Жизнь дана на добрые дела")

Почему? Докажите. (В жизни всем нам нужно делать добрые дела, тогда и жизнь будет лучше, и люди добрее.)

14.Подведение итогов урока:

- Итак, с каким рассказом мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с рассказом "Просто старушка ")

О чем он? (Этот рассказ о доброте, помощи, внимательности, заботе.)

Какими нам с вами нужно быть? (Нам нужно быть внимательными, добрыми, заботливыми.)

А как все эти качества можно назвать одним словом? (Нам необходимо быть великодушными.)

15.Домашнее задание:

Молодцы! Вы очень хорошо поработали сегодня на уроке. А теперь откроем дневники, запишем домашнее задание. (Дети самостоятельно с доски списывают домашнее задание, после чего учитель поясняет, что и как нужно сделать.)

16. Пролог урока:

Да, ребята, действительно, сейчас в нашей жизни не хватает уважения, взаимопонимания, доброты, заботы. Не хватает великодушия. Нам нужно учиться быть внимательными друг к другу, заботливыми, великодушными. А сегодняшний урок мне бы хотелось закончить отрывком из стихотворения Эдуарда Успенского:

" Не стой в стороне равнодушным,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку можно

В любую минуту, всегда.

И, если, кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит.

На свете живешь ты не зря. "

(Рисунки детей прилагаются к разработке урока.)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа

" Образовательный центр"