Бывают такие литературные произведения, относительно которых неуместно звучат слова «краткое содержание». «Бежин луг» Тургенева - одно из них. Если сравнивать этот рассказ с живописным полотном мастера, то вы не увидите там плотных мазков насыщенной масляной краски, тщательно «выписанных» деталей. Все прозрачно, мимолетно, как сама жизнь.

Не случайно таких изменяющихся, взрослеющих персонажей подобрал в свой рассказ Иван Тургенев. «Бежин луг» - это и вольница, и огромный мир детства для мальчишек: Вани (7 лет), Ильюши (12 лет), Кости (10 лет), Павлуши (12 лет) и Феди (14 лет). Отдельными штрихами мастера индивидуализирует Иван Сергеевич ребят: Федя - стройный, красивый мальчик из зажиточной семьи; Павлуша - с обычной внешностью, но с ощутимой внутренней силой; подслеповатый и горбоносый Ильюша закомплексован и ведомый по своей сути; Костя - задумчивый и печальный; Ваня же, самый маленький, устав, засыпает, не участвуя в разговоре.

Писатель - безусловно, фаталист, поэтому он создает романтическое ощущение неповторимости и необратимости этого летнего вечера. Ведь мальчишки вырастут, станут другими. Не в этой ли грации «рисунка на песке» таит рассказ свое краткое содержание?! «Бежин луг» Тургенева запечатлел словами охотника, волей случая подслушавшего детский разговор у костра, эту ночь, отблески пламени, одухотворенные лица маленьких рассказчиков, развевающиеся на ветру гривы коней, звезды, догорающие у них в зрачках. Позже впечатление мимолетности, «акварельности», усилится от того, что, читая мини-эпилог рассказа, мы узнаем - Павел вскоре убьется, упав с лошади.

Проследуем же за замыслом рассказа, представив его краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева начинается с того, что рассказчик «от автора», охотясь под Тулой в Чернском уезде, заблудился и к вечеру вышел на степной простор. Он увидел вышеперечисленных ребят, выведших ночью коней пастись в степь (в ночное). Мальчишки рассказывали разные наивно-таинственные истории. Ильюша - о домовом, которого слышал, ночуя на бумажной фабрике. Костя - о встрече плотника Гаврилы с русалкой. Ильюша - инфернальные «страшилки» про псаря Ермила и про бабу Ульяну. Ильюша - о Тришке, являющемся при солнечном затмении. Все это мальчишкам кажется загадочным и значительным. Уже под самое утро, проговорив ночь, они пытаются определить разницу между лешим и водяным. Костя повествует о мальчике, которого утащил водяной. Только под утро ребята засыпают. Формально вышеперечисленной последовательностью историй автор определяет краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева, таким образом, предстает своеобразной поэмой в прозе - о природе, о детстве, а в широком смысле - о красоте Родины.

Возвратимся же к аналогии рассказа Тургенева с акварелью, - легкой, мимолетной и потому - прекрасной. Произведение не несет в себе документальности. В нем нет аналитических рассуждений. Но оно, безусловно, несет в себе настроение. Взрослый читатель наверняка ощутит тоску о том, что детство прошло, и он находится уже далеко от бесхитростных и чистых мальчишечьих грез и фантазий, о том, что не укрыться ему ночью степной ковыльной травой, не вскочить посреди ночи на коня и не помчаться по степи навстречу ветру вслед за мальчишками. Ему станет грустно от того, что детство ушло, словно растаявший под утренними лучами солнца ночной туман.

Про рассказ Тургенева «Бежин луг», наверное, можно сказать словами великого Пушкина, что в нем пронзительно чувствуется «русский дух». И в описании ночной степи, и в приглушенном разговоре мальчишек неуловимо и по-тургеневски гармонично «Русью пахнет». Примерно так же о Тургеневе писал Салтыков-Щедрин, заметивший, что после знакомства с произведениями Ивана Сергеевича «легко верится», «легко дышится», жизнь кажется гармоничней и совершеннее.

БЕЖИН ЛУГ

(из сборника рассказов «Записки охотника»)

«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда по­года установилась надолго. С самого раннего утра небо ясное, утренняя заря не пылает пожаром: она различается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплы­вает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тон­кий край растянутого облачка засверкает змейка­ми; блеск их подобен блеску кованого серебра…»

Рассказчик охотился в лесу. Он «нашел и на­стрелял довольно много дичи».

После этого решил вернуться домой, однако за­блудился и вышел к месту, известному под наз­ванием «Бежин луг». Там горел костер, возле ко­торого находились крестьянские ребятишки. Они стерегли табун.

«Выгонять перед вечером и пригонять на утрен­ней заре табун - большой праздник для кресть­янских мальчиков». Охотник подсел к мальчикам.

Завязался разговор. Была удивительно прекрас­ная ночь. И костер был очень красив. «Картина бы­ла чудесная: около огней дрожало и как будто за­мирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасы­вало за черту того круга быстрые отблески; тон­кий язык света лизнет голые сучья лозника и ра­зом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огонь­ков: мрак боролся со светом».

Мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.

Автор подробно описывает их. Все они совер­шенно разные, но их объединяет много общего - строгость, уверенность в себе, трудолюбие. Маль­чишки варят картошку в котелке. Идет нетороп­ливый разговор о нечистой силе.

Федя задает вопросы Ильюше о домовом:

Ну и что ж, ты так и видел домового?

Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, - отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выра­жению его лица, - а слышал… Да и не я один.

А он у вас где водится? - спросил Павлуша.

В старой рольне.

А разве вы на фабрику ходите?

Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

Вишь ты, фабричные!..»

Ильюша рассказывает о том, что домовой каш­ляет, скорее всего «от сырости».

Разговор о нечистой силе очень увлекает маль­чишек. Затем Костя рассказывает о Гавриле, сло­бодском плотнике. Его знают все мальчики.

Гаврила отличается редкостной угрюмостью. Он всегда молчит. Его состояние объясняется ветре- чей с нечистой силой. «Вот пошел он в лес по оре­хи, да и заблудился; зашел - бог знает куды за­шел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и при­сел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять за­дремал - опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц - все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пе­скарь, - а то вот еще карась бывает такой белесо­ватый, серебряный…»

Русалка звала Гаврилу к себе. Он сначала по­шел. Hо потом одумался и перекрестился. Класть крест ему было очень тяжело. Но после того, как он перекрестился, русалка уже не смеялась, а пла­кала. Гаврила спросил у нее: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка ответила: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на ве­сели до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: уби­вайся же и ты до конца дней». Костя продолжил: «Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, вый­ти… А только с тех пор он все невеселый ходит».

Все присутствующие заинтересованы расска­зом. Обсуждают, есть ли поблизости русалки.

Потом Ильюша рассказывает о том, что при­ключилось на Варнавицах. Там похоронен утоп­ленник. Утоп этот человек очень давно, когда пруд был глубоким. Могила его видна до сих пор. Мест­ный приказчик отправил псаря Ермилу на почту.

Тот задержался в городе. Обратно поехал, будучи не совсем трезвым. Когда он проезжал мимо пру­да, увидел на могиле барашка. Этот барашек был очень красивый, беленький, кудрявый. Ермил ре­шил его взять.

Однако лошадь вела себя очень странно: тара­щилась, трясла головой, сопротивлялась. Но Ермил все-таки взял барашка. Едет и везет его с собой. Смотрит Ермил на барашка и замечает, что бара­шек смотрит ему прямо в глаза.

Мужику стало жутко. Он стал гладить бараш­ка и говорить: «Бяша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша».

Как только мальчик рассказал эту историю, со­баки вдруг вскочили и куда-то убежали, сильно при этом лая. Дети испугались. Но потом оказалось, что собаки просто что-то почуяли. Павел предпо­ложил, что они почуяли волка. Мальчики продол­жают разговор. Речь заходит о покойнике, старом барине. Оказывается, он часто появляется в окру­ге и что-то ищет. Один раз дедушка Трофимыч увидел его и спросил: «Что, батюшка Иван Ива­ныч, изволишь искать на земле?»

И покойный барин ответил, что ищет разрыв- траву. Она ему нужна, потому что «могила давит» и барину «хочется вон…».

Ильюша говорит о том, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суж­дено умереть в этом году. В прошлом году баба Ульяна ходила на паперть. Она сидела долго, но потом вдруг увидела мальчика. Он шел и не под­нимал головы. Он умер весной. Затем Ульяна уви­дела саму себя. Федя возражает, что баба Ульяна еще не умерла. Но Ильюша ответил, что год еще не кончился. Если посмотреть на нее, то непонятно будет, «в чем душа держится».

Мальчики увидели белого голубка и предполо­жили, что это летит на небо праведная душа.

Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша от­ветил, что это удивительный человек, который при­дет, когда наступят последние времена. Ему ничего нельзя будет сделать, он будет соблазнять народ. Тришка - это антихрист.

Во время солнечного затмения началась силь­ная паника. Ситуация усугубилась еще и тем, что издали все увидели человека со странной головой. Все подумали, что это идет Тришка. «А человек- то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».

Мальчики засмеялись и приумолкли. Над ре­кой кричит цапля, дети обращают на ее крик вни­мание.

Павлуша вспоминает о том, что в яме с водой в позапрошлом году утопили Акима-лесника во­ры, и душа его жалуется.

Поэтому, если проходить мимо, можно услы­шать стон.

Мальчики начинают говорить о лешем, о лягуш­ках. Разговор увлекает их, они спорят. Павел со­брался за водой. Ильюша предостерегает его, го­ворит, что может утащить водяной.

Именно это и случилось с Акулиной после че­го она сошла с ума.

Потом Костя вспоминает мальчика Васю, который утонул в реке. Его мать, Феклиста, очень любила сына. Она словно предчувствовала, что сын погиб­нет от воды. Утонул он как раз тогда, когда мать была рядом. С тех пор Феклиста тронулась умом.

Возвращается Павел и говорит, что слышал Ва­син голос. Тот звал его. Однако Павел успел уйти, даже набрал воды. Федя говорит, что звал его во­дяной. Ильюша замечает, что это плохая примета. Однако Павел возражает: «своей судьбы не мину­ешь», поэтому не стоит обращать внимания.

Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Насту­пает чудесное утро, которое описано очень по­дробно. Автор уходит от костра. Позднее автор узнал, что в том же году Павел погиб. «Он не уто­нул: он убился, упав с лошади». Автор с жалостью говорит, что Павел был замечательным парнем.

4.8 (95%) 12 votes

Здесь искали:

  • бежин луг краткое содержание
  • краткое содержание бежин луг
  • краткое содержание бежин луг тургенев

Записки охотника: Бежин луг

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костёр, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. "Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков". Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невесёлый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал под деревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовёт, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в "весельи", теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль - о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить "Бяша, бяша". А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: "Бяша, бяша".

В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались - то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна ещё жива, Илюша отвечает, что год ещё не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что "Тришка придет". На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать - ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали па улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними - надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как её утащил на дно водяной и там "испортил". Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем - картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, но он не утонул, а ушибся, упав с лошади.

  1. Федя -Самый старший из деревенских мальчишек.Его облик говорил о том, что белокурый, с тонкими правильными чертами лица, он был из обеспеченной семьи, для которого событие, собравшее в этот день мальчиков вместе — очередное развлечение, а вовсе не необходимость.
  2. Павлуша -второй мальчик, с виду был неказист, но отличался умным взглядом и сильным голосом.
  3. Ильюша -внешне не выделялся значительным обликом, лицо его не выражало особых эмоций, кроме тупой, болезненной заботливости. Эти двое на вид были чуть младше Феди года на два.
  4. Костя -на вид около десяти лет, самыми выразительными были печальные и задумчивые глаза. В них было так много всего, о чем ему хотелось сказать, но достаточного количества слов в существующем языке просто не находилось.
  5. Ваня -Самый маленький и молчаливый среди них.

Июльский день охотника

Рассказ начинается с описания удивительной природы. Он легко воспринимается несмотря на большое количество старинных слов, которые не применяются в современной разговорной речи. Повествование ведется от лица главного героя, охотника, отправившегося за тетеревами в Тульскую губернию.

Он красочно описывает не свою удачную охоту, а «прекрасный июльский день», который радует теплом и целой гаммой удивительных красок, сменяющих друг друга в течение всех суток. Вместе со своей собакой Дианкой, он держит свой путь, по, казалось бы, знакомым ему местам до самого глубокого вечера. И вот бы уже возвращаться домой, но за холмом не оказалось знакомой долины.

Путник заплутал и попал совсем в незнакомые края, из которых с быстро опускающейся на землю темнотой выйти уже невозможно. Деваться ему некуда, и он просто движется вперед, через некоторое время, натыкаясь на группу деревенских мальчишек, к которым и примыкает до самого утра.

Ребята оказались пастухами, которые в ночное время пасли табун лошадей. Охотник, немного поговорив с ребятами, располагается неподалеку от компании, притворившись спящим и долгое время, почти до самого утра, слушает их беседы.

Истории у костра

Удобно расположившись у костра, мальчишки начинают рассказывать истории о нечистой силе. Ильюша поведал всем о домовом, которого удалось услышать вместе с другими ребятами, заночевав на бумажной фабрике. Он никому не показывался, но создавал много шума, то ступеньки скрипели, то вещи по воздуху передвигались, то кашель жуткий раздавался, наводя страх на всех присутствующих.

Костя поделился историей про слободского плотника Гаврилу, которому случилось увидеть прекрасную русалку, зовущую его к себе. Но вовремя наложив на себя крест, Гаврила спас себя от неминуемой гибели, но навеки лишил себя радости, став угрюмым и невеселым.

Ильюша продолжил беседу новым рассказом о псаре Ермиле, который возвращался однажды домой мимо пруда, рядом с которым когда-то был похоронен утопленник. И встретил поздним вечером на том месте он белого барашка, решив забрать его с собой. Да только лошадь его долго не давала подходить к ней с этим барашком, да и взгляд у него был человеческий. А уж то, что баран заговорил, вовсе невиданное дело.

Истории ребят прервал лай собак. И Павлуша побежал за быстро умчавшимися собаками. Обратно вернулся он на скакуне, бодрый и тяжело дышащий, предположивший, что это могли быть волки, чем вызвал уважение слушавшего их охотника. Не побоялся парнишка один, даже без хворостины, умчаться в темноту, навстречу предполагаемым врагам.

Поведал Ильюша друзьям и о покойном барине, который являлся живым. Искал он все травы, которые помогли бы ему из могилы выйти. И рассказал историю про бабку Ульяну, помнившей о том, что сидя на паперти можно увидеть людей, которые умрут в следующем году, встретила там и мальчика, которого уже и в живых нет и себя саму. И про Тришку услышали ребята.

Являлся он людям в последние земные дни их. Решил народ, что настали такие дни и бочара Вавила, шедшего с новым купленным пустым жбаном на голове, приняли за Тришку. Кинулись все спасаться в разные стороны.

И про водяного ребята говорили. Думают все, что Акулина-дурочка из их мест и потеряла разум, как с водяным встретилась. И про мать вспомнили, у которой сын в реке этой утонул.Предутренняя тишина сморила ребят. Затихло все, и разговоры смолкли. Охотник собрался в дорогу, и оставил ребят.

Спустя время, охотник узнал, что одного их этой компании ночных пастухов не стало. Через некоторое время после этой ночной встречи Павлуша убился на своей лошади.

Тест по рассказу Бежин луг

Рассказ Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Произведение вошло в цикл рассказов автора «Записки охотника». Очерк относится к литературному направлению реализм, но в нем также присутствуют черты романтизма (яркие описания природы, легенды и поверья, которые переплетаются с реальной жизнью героев).

Произведение изучается в программе литературы 6 класса, на нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Бежин луг» онлайн.

Главные герои

Рассказчик – охотник, от его лица ведется повествование.

Илюша – мальчик около 12 лет, знающий много народных поверий и историй о нечистой силе.

Павлуша – мальчик около 12-ти лет, «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

Другие герои

Федя – мальчик 14-ти лет, самый старший из ребят, по всем приметам – выходец из богатой семьи. Поехал с другими ребятами ради забавы.

Костя – мальчик 10-ти лет.

Ваня – мальчик семи лет, который практически всю ночь спал.

В один из теплых июльских дней рассказчик охотился за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Он настрелял «довольно много дичи» и возвращался вечером домой. Заблудившись в сумерках, рассказчик сначала шел мимо осинника, затем оказался в незнакомой распаханной лощине.

Не пытаясь разобрать дороги, он пошел «по звездам» и неожиданно оказался перед «огромной равниной» , называемой Бежин луг, которую огибала широкая река. У подножья холма мужчина заметил два костра и людей.

Повествователь спустился к кострам – возле них расположились крестьянские ребятишки из соседних деревень, сторожившие табун лошадей с двумя большими собаками. Рассказчик попросился к ним переночевать, лег у костра и, наблюдая за ночной природой, слушал беседы ребят.

Всего мальчиков был пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Рассказчик описывает внешность мальчиков. Федя – «стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица» . Павлуша – с черными волосами, серыми волосами, рябым бледным лицом и неуклюжим приземистым телом. Илюша – с горбоносым, вытянутым, подслеповатым лицом, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость» . Костя – мальчик с задумчивым и печальным взором, его глаза, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, <…> - не было слов» . Самый младший Ваня всю ночь спал под рогожкой.

Рассказчик притворился спящим и мальчики у костра разговорились. Илюша рассказал, как заночевав однажды с ребятами на бумажной фабрике, они слышали домового. Ночью над ними кто-то стучал и ходил, а после спустился к ним по лестнице, распахнул двери, но в дверях ребята никого не увидели. Тут у одного чана начала шевелиться форма, у другого – крюк с гвоздя снялся и на место встал. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает» . Мальчики сильно испугались.

Следующую историю рассказал Костя – о слободском плотнике Гавриле. Как-то мужчина пошел в лес по орехи, заблудился и решил переночевать в лесу. Но только он задремает, как просыпается от того, что его словно кто-то зовет. Наконец Гаврила увидел сидящую на ветке русалку, которая звала его к себе. Мужчина перекрестился – тут же русалка, которая до этого весело смеялась, расплакалась: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней» . Тут же и пропала. А Гаврила с тех пор невеселый стал.

Вдали послышался «протяжный, звенящий, почти стенящий звук» . Мальчики вздрогнули, Илья шепнул: «С нами крестная сила!» .

После того как ребята успокоились, Илюша завел разговор о случившемся недавно происшествии на прорванной плотине – «нечистом глухом месте» , где похоронен утопленник. Мальчик рассказал, что как-то приказчик отправил псаря Ермила на почту, но мужчина задержался и возвращался уже ночью. Перебираясь через плотину, он заметил на могиле утопленника барашка. Мужчина взял животное с собой, но пока вез, заметил, что барашек смотрит ему пристально в глаза. Стал он его этак по шерсти гладить, - говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…» .

Вдруг «обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались» . Павлуша побежал за собаками, но вскоре прискакал на лошади и сказал, что думал, что собаки учуяли волка, но там ничего нет.

Мальчики продолжили беседу. Илюша рассказал, что в Варнавицах часто встречали покойного барина, который искал разрыв-траву, потому что на него сильно давила могила. Костя удивился – он думал, что покойников можно только в родительскую субботу увидеть. Илюша ответил, что в родительскую субботу можно еще и узнать, кто умрет скоро: нужно сесть на церковную паперть и смотреть, кто мимо тебя пройдет. Так баба Ульяна, сидя на паперти, увидела идущей сама себя.

Мальчики притихли. Над ними пролетел белый голубок. Ребята вспоминают о недавно случившемся в Шаламове «предвиденьи небесном» – солнечном затмении. Илюша пересказывает поверье о Тришке – лукавом человеке, который появится в затмение и которого нельзя будет ни поймать, ни в тюрьму посадить.

Внезапно над рекой дважды раздался резки крик цапли. Мальчики заговорили о лешем – Косте показалось, что он как-то слышал его крики. Илья возразил: леший не кричит, он немой – «только в ладоши хлопает да трещит» .

Павлуша поднялся и пошел к реке за водой. Илюша в это время рассказал мальчикам, что когда человек черпает воду из реки, его может за руку схватить водяной и к себе утащить. Ребята вспомнили об Акулине-дурочке, которую «водяной испортил» , а также о Васе, который, играя на берегу, случайно утонул. Вернувшись, Павлуша рассказал, что когда он набирал воду, его словно из-под воды Васиным голосом звали.

К утру разговор мальчиков постепенно стих, а рассказчик задремал. Мужчина проснулся еще до рассвета и, кивнув проснувшемуся Павлуше, пошел «вдоль задымившейся реки» . «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Вывод

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» раскрывает перед читателем мир народных поэтических примет и сказок о всевозможной «нечисти»: домовых, русалках, леших, водяных, призраках. В произведении легенды и поверья гармонично дополнены картинами живописной природы, а сама композиция очерка отсылает читателя к просторечному жанру «страшной истории», характерным признаком которой являются элементы мистики и необъяснимый, загадочный трагический конец.

Тест по рассказу

После прочтения краткого содержания рассказа рекомендуем пройти этот тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 4764.