Родился в 1547 году в провинциальном городке Алкала-де-Энарес, что в тридцати километрах от Мадрида, в семье хирурга.

Многодетная семья будущего писателя жила в бедности, зато славилась титулом идальго. В семье Сервантес Мигель был четвертым среди семерых детей.

Даже, имея такой титул, семье Сервантесов во главе с отцом Родриго приходилось переезжать с места на место в поисках заработка.

Существуют непроверенные сведения о том, что он обучался в университете Саламанки. Сервантес покинул родные края и, приехав в Италию, ознакомился с искусством античного времени, эпохи Возрождения.

В Риме он черпал вдохновение, изучил произведения итальянских писателей, что отложило свой отпечаток на более поздние произведения автора.

В 1570 году поступил на службу в морскую пехоту Неаполя. Известно также, что он участвовал в битве при Лепанто, где лишился левой руки. В ходе этой битвы писатель проявил героизм и храбрость, которой по праву гордился.

Кроме того во время службы писатель принимал участие в походах на Корфу и Наварино. Присутствовал при сдаче Туниса и Ла-Глета Оттоманской империи. Возвращаясь домой со службы, Сервантес попадает в плен к алжирским пиратам, которые продали его в рабство. Будущий писатель предпринимал несколько безуспешных попыток к бегству и чудом спасся от казни. Проведя пять лет в плену, был выкуплен миссионерами.

Мигель де Сервантес начал довольно поздно. По возвращении домой он написал свой первый труд «Галатею», вслед за которой выходят множество других драматических пьес. К сожалению, большим спросом его произведения не пользовались, что вынуждало его искать другие источники дохода: то брался за закупку провианта для судов, то работал сборщиком недоимок.

Жизнь будущего автора была сложной, полной невзгод и лишений. Ему пришлось пройти через многое, тем не менее, Мигель постоянно работал над трудом всей своей жизни и в 1604 г. впервые в свет вышла первая часть бессмертного романа «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский». Произведение сразу же произвело фурор, книга буквально разлеталась с прилавков, делались переводы на многие языки. Однако материальное положение автора от этого не поправилось.

Сервантес продолжает активно писать, за 12 лет, в период с 1604 по 1616 гг. родились многочисленные новеллы, драматические произведения, продолжение бестселлера Дон Кихот, а также роман, изданный только после смерти автора «Персилес и Сихизмунда».

Мигель постригся в монахи предположительно в 1616 году, в тот же год известный во всем мире писатель, проживший нелегкую жизнь, скончался. Долгое время могила писателя оставалась затерянной, из-за отсутствия надписи на его гробнице. Нельзя переоценить вклад Сервантеса в мировую литературу, он стал основателем личностного эпоса.

Значимость Сервантеса основывается главным образом на романе Дон Кихот. Это произведение, известное сегодня во всем мире, раскрывает в полной мере его разностороннюю гениальность. Здесь присутствует глубокий анализ природы людей, с двух ракурсов: идеализм и реалистичность. В судьбах его героев, как нельзя лучше дополняющих друг друга отражается вся соль мировой иронии. Проведя своего рыцаря через реальную жизнь, автор раскрывает многообразную панораму испанского общества.

Родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, Идальго Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, мать - Донья Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах его жизни.

Биография

Военная карьера

Мигель Сервантес участвовал в военных кампаниях в Италии (был в Неаполе), Наварино (1572), Тунисе, Португалии, в морских сражениях (Лепанто, 1571), а также осуществлял поездки по службе в Оран (1580-е годы); служил в Севилье.

Битва при Лепанто

Существует несколько версий его биографии. Первая, общепринятая версия гласит, что «в самый разгар войны Испании с турками, он поступил в военную службу под знамена. В Лепантском сражении он всюду являлся на самом опасном месте и, сражаясь с истинно поэтическим воодушевлением, получил три раны и лишился руки.» Однако существует и другая, маловероятная, версия его невосполнимой потери. Вследствие бедности родителей Сервантес получил скудное образование и, не найдя средств к существованию, был вынужден воровать. Именно за воровство его и лишили руки, после чего ему пришлось уехать в Италию. Однако эта версия не вызывает доверия - хотя бы потому, что ворам в то время руки уже не рубили, так как отсылали на галеры, где требовались обе руки.

Герцог де Сессе, предположительно в 1575 году, дал Мигелю рекомендательные письма (утерянные Мигелем при пленении) для Его Величества и Министров, как он сообщил в своем свидетельстве от 25 июля 1578 года. Он же просил короля об оказании милости и помощи храброму солдату.

На обратном пути в Испанию из Неаполя он попал в алжирский плен, где провел 5 лет (1575-1580), четырежды пытался бежать и лишь чудом не был казнен. В плену часто подвергался различным мучениям.

В алжирском плену

Отец Родриго де Сервантес, согласно его ходатайству от 17 марта 1578 года, указывал, что его сын «был захвачен в плен на галере „Солнце“ (la Galera del Sol), под командой Каррильо де Кесада», и что он «получил раны двумя выстрелами из аркебуз в грудь, и получил увечье в левую руку, которой не может пользоваться». У отца не было средств на выкуп Мигеля, в связи с ранее осуществленным выкупом из плена другого своего сына, также находившегося на том корабле. Свидетель этого ходатайства Матео де Сантистебан заметил, что знал Мигеля уже восемь лет, и познакомился с ним, когда тому было 22 или 23 года, в день сражения при Лепанто. Он же засвидетельствовал, что Мигель «в день сражения был болен и у него была температура», и ему советовали остаться в кровати, но он решил принять участие в сражении. За отличия в бою капитан одарил его четырьмя дукатами сверх его обычной платы.

Известие же (в виде писем) о пребывании Мигеля в алжирском плену доставил солдат Габриэль де Кастаньеда, житель горной долины Каррьедо из селения Саласар. Согласно его сведениям, Мигель находился в плену около двух лет (то есть с 1575 года) у обращенного в ислам грека, капитана Арнаутриомами.

В прошении матери Мигеля от 1580 года сообщалось, что она просила «дать разрешение на вывоз 2000 дукатов в виде товаров из королевства Валенсия» для выкупа её сына.

10 октября 1580 года в Алжире был составлен нотариальный акт в присутствии Мигеля Сервантеса и 11 свидетелей с целью выкупить его из плена. 22 октября монах из Ордена Святой Троицы (тринитарии) Хуан Хиль «Освободитель пленников» составил Доклад на основе этого нотариального акта с подтверждением заслуг Сервантеса перед королём.

Служба в Португалии

После освобождения из плена Мигель вместе с братом служил в Португалии, а также у Маркиза де Санта Крус.

Поездка в Оран

По приказу короля Мигель совершил в 1580-х годах поездку в Оран.

Служба в Севилье

По приказу Маркиза де Санта Крус был переведён в Севилью. Брат при этом остался на службе у маркиза. В Севилье он занимался делами Флота по приказу Антонио де Гевары.

Намерение выехать в Америку

21 мая 1590 года в Мадриде Мигель подает прошение в Совет Индий о предоставлении ему вакантного места в американских колониях, в частности в «Ревизионной конторе Нового Королевства Гранада или Губернаторства Провинции Соконуско в Гватемале, или Счетоводом на Галерах Картахены, или Коррехидором города Ла-Пас», и всё потому, что ему до сих пор так и не оказали милостей за его долгую (22 года) службу Короне. Президент Совета Индий 6 июня 1590 года оставил пометку на прошении о том, что податель «заслуживает того, чтобы ему дали какую-либо службу, и ему можно будет доверять».

Мигель де Сервантес о себе

Под портретом мой друг мог бы написать: «Человек, которого вы здесь видите, с овальным лицом, каштановыми волосами, с открытым и большим лбом, веселым взглядом и горбатым, хотя и правильным носом; с серебристой бородой, которая лет двадцать тому назад была ещё золотая; длинными усами, небольшим ртом; с зубами, сидящими не очень редко, но и не густо, потому что у него их всего-навсего шесть, и притом очень неказистых и плохо расставленных, ибо соответствия между ними нет; роста обыкновенного - ни большого, ни маленького; с хорошим цветом лица, скорее светлым, чем смуглым; слегка сутуловатый и тяжелый на ноги, - автор „Галатеи“ и „Дон Кихота Ламанчского“, сочинивший в подражание Чезаре Капорали Перуджийскому „Путешествие на Парнас“ и другие произведения, которые ходят по рукам искаженными, а иной раз и без имени сочинителя. Зовут его в просторечии Мигель де Сервантес Сааведра. Не один год служил он солдатом и пять с половиной лет провел в плену, где успел научиться терпеливо сносить несчастия. В морской битве при Лепанто выстрелом из аркебузы у него была искалечена рука, и хотя увечье это кажется иным безобразным, в его глазах оно прекрасно, ибо он получил его в одной из самых знаменитых битв, которые были известны в минувшие века и которые могут случиться в будущем, сражаясь под победными знаменами сына „Грозы войн“ - блаженной памяти Карла Пятого».

(Мигель де Сервантес. Назидательные новеллы. Перевод с испанского Б. Кржевского. Москва. Издательство «Художественная литература». 1982).

Личная жизнь

Мигель был женат на Каталине Паласиос де Саласар. У него была одна внебрачная дочь - Исабель де Сервантес.

Характер

Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так: «поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романтическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».

Литературная деятельность

Литературная деятельность Мигеля началась довольно поздно, когда ему было 38 лет. За первым трудом, «Галатея» (1585), следует большое количество драматических пьес, пользовавшихся слабым успехом.

Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады». В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время сидит в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.

Посреди всего этого он не прекращает своей писательской деятельности, пока ничего не печатая. Скитания подготавливают материал для его будущей работы, служа средством для изучения испанской жизни в её разнообразных проявлениях.

С 1598 до 1603 годов нет почти никаких известий о жизни Сервантеса. В 1603 году он появляется в Вальядолиде, где занимается мелкими частными делами, дающими ему скудный заработок, а в 1604 году выходит в свет первая часть романа «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский», имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е издание и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки). Материального положения автора она, однако, нимало не улучшила, а только усилила враждебное отношение к нему, выразившееся в насмешках, клевете, преследованиях.

С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежутке между 1604 и 1616 годами появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда».

Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля 1616 года окончилась жизнь (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд».

Последствия

Сервантес умер в Мадриде, куда он переехал из Вальядолида незадолго до смерти. Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его долго оставалась затерянной, так как на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835 году (скульптор Антонио Сола); на пьедестале две надписи на латинском и испанском языках: «Мигелю де Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов, год M.D.CCC.XXXV».

Мировое значение Сервантеса зиждется, главным образом, на его романе «Дон Кихот», полном, всестороннем выражении его разнообразного гения. Задуманное как сатира на наводнившие в ту пору всю литературу рыцарские романы, о чём автор определительно заявляет в «Прологе», это произведение мало-помалу, может быть, даже независимо от воли автора, перешло в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон душевной деятельности - благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности.

Обе эти стороны нашли себе гениальное проявление в бессмертных типах героя романа и его оруженосца; в резкой своей противоположности они - и в этом заключается глубокая психологическая правда, - составляют, однако, одного человека; только слитие этих обеих существенных сторон человеческого духа составляет гармоническое целое. Дон Кихот смешон, изображенные гениальною кистью похождения его - если не вдумываться в их внутренний смысл - вызывают неудержимый смех; но он скоро сменяется у мыслящего и чувствующего читателя другим смехом, «смехом сквозь слезы», который есть существенное и неотъемлемое условие всякого великого юмористического создания.

В романе Сервантеса, в судьбах его героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония. В побоях и всякого рода других оскорблениях, которым подвергается рыцарь - при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, - заключается одно из лучших выражений этой иронии. Тургенев отметил ещё один очень важный момент в романе - смерть его героя: в это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они скоро отправятся на рыцарские похождения, «нет, - отвечает умирающий, - все это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения».

Русские переводы

Первым русским переводчиком Сервантеса по последним данным является Н. И. Ознобишин, который перевел новеллу «Корнелия» в 1761 году.

Память

  • В честь Сервантеса назван кратер на Меркурии.
  • В 1966 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Сервантесу.
  • Площадь Испании в Мадриде украшает скульптурная композиция, центральной фигурой, которой являются Сервантес и его самые известные герои.

Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra ; предположительно 29 сентября , Алькала-де-Энарес - 22 апреля , Мадрид) - всемирно известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Мигель де Сервантес Мир

    ✪ Сервантес Мигель де - Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский

    ✪ Сервантес, великий писатель (рассказывает Илья Бузукашвили)

    ✪ Мигель де Сервантес "Дон Кихот" (АУДИОКНИГИ ОНЛАЙН) Слушать

    ✪ Сервантес, Мігель де

    Субтитры

Биография

Ранние годы

Мигель Сервантес родился в семье обедневших дворян, в городе Алькала-де-Энарес . Его отец, идальго Родриго де Сервантес, был скромным лекарем, мать - Донья Леонор де Кортина - дочь дворянина, потерявшего своё состояние. В их семье было семеро детей, Мигель был четвёртым ребёнком [ ] . О ранних этапах жизни Сервантеса известно очень мало. Датой его рождения считается 29 сентября 1547 года (день Архангела Михаила). Эта дата установлена приблизительно на основании записей церковной книги и существовавшей тогда традиции давать ребёнку имя в честь святого, чей праздник приходится на день рождения. Достоверно известно, что Сервантес был крещён 9 октября 1547 года в церкви Санта Мария ла Майор города Алькала-де-Энарес.

Некоторые биографы утверждают, что Сервантес учился в университете Саламанки , однако убедительных доказательств этой версии нет. Существует также неподтверждённая версия, что он учился у иезуитов в Кордове или Севилье .

По мнению Авраама Хаима, президента сефардской общины Иерусалима, мать Сервантеса вела свой род из семьи крещёных евреев. Отец Сервантеса был из дворян, но в его родном городе Алькала де Энарес дом его предков, который расположен в центре худерии, то есть еврейского квартала. Дом Сервантеса находится в бывшей еврейской части города [ ] .

Деятельность писателя в Италии

Причины, которые сподвигли Сервантеса покинуть Кастилию , остаются неизвестными. Был ли он студентом, или бежал от правосудия, или бежал от королевского ордера на арест за то, что ранил Антонио де Сигуру на дуэли, - это ещё одна тайна его жизни . В любом случае, уехав в Италию , он занимался тем, что так или иначе делали для своей карьеры и другие молодые испанцы. Рим открыл для молодого писателя свои церковные ритуалы и величие. В городе, изобилующем древними руинами, Сервантес открыл для себя античное искусство, а также сконцентрировал своё внимание на искусстве эпохи Возрождения , архитектуре и поэзии (знание итальянской литературы прослеживается в его произведениях). Он смог найти в достижениях древнего мира мощный импульс к возрождению искусства . Таким образом, непроходящая любовь к Италии, которая видна в его более поздних работах, была в своём роде желанием вернуться к раннему периоду Возрождения .

Военная карьера и битва при Лепанто

Существует и другая, маловероятная, версия потери руки. Вследствие бедности родителей Сервантес получил скудное образование и, не найдя средств к существованию, был вынужден воровать. Якобы именно за воровство его и лишили руки, после чего ему пришлось уехать в Италию. Однако эта версия не вызывает доверия - хотя бы потому, что ворам в то время руки уже не рубили, так как отсылали на галеры, где требовались обе руки.

Герцог де Сессе, предположительно в 1575 году , дал Мигелю рекомендательные письма (утерянные Мигелем при пленении) для короля и министров, как он сообщил в своем свидетельстве от 25 июля 1578 года . Он же просил короля об оказании милости и помощи храброму солдату .

В алжирском плену

В сентябре 1575 года Мигель Сервантес со своим братом Родриго возвращался из Неаполя в Барселону на борту галеры «Солнце» (la Galera del Sol) . Утром 26 сентября на подходе к каталонскому берегу галера была атакована алжирскими корсарами . Нападавшим было оказано сопротивление, в результате чего многие члены команды «Солнца» были убиты, а остальных взяли в плен и увезли в Алжир. :236 Обнаруженные у Сервантеса рекомендательные письма повлекли за собой увеличение суммы требуемого выкупа. В алжирском плену Сервантес провёл 5 лет ( -), четырежды пытался бежать и лишь чудом не был казнён. В плену часто подвергался различным мучениям.

Отец Родриго де Сервантес, согласно его ходатайству от 17 марта 1578 года , указывал, что его сын «был захвачен в плен на галере „Солнце “, под командой Каррильо де Кесада», и что он «получил раны двумя выстрелами из аркебуз в грудь, и получил увечье в левую руку, которой не может пользоваться» . У отца не было средств на выкуп Мигеля в связи с тем, что он прежде выкупил из плена другого своего сына, Родриго, также находившегося на том корабле. Свидетель этого ходатайства Матео де Сантистебан заметил, что знал Мигеля уже восемь лет, и познакомился с ним, когда тому было 22 или 23 года, в день сражения при Лепанто. Он же засвидетельствовал, что Мигель «в день сражения был болен и у него был жар », и ему советовали остаться в кровати, но он решил принять участие в сражении. За отличия в бою капитан одарил его четырьмя дукатами сверх его обычной платы.

Известие же (в виде писем) о пребывании Мигеля в алжирском плену доставил солдат Габриэль де Кастаньеда, житель горной долины Каррьедо из селения Саласар. Согласно его сведениям, Мигель находился в плену около двух лет (то есть с 1575 года) у обращённого в ислам грека, капитана Арнаутриомами .

В прошении матери Мигеля от 1580 года сообщалось, что она просила «дать разрешение на вывоз 2000 дукатов в виде товаров из королевства Валенсия » для выкупа её сына .

Служба в Севилье

В Севилье он занимался делами испанского флота по приказу Антонио де Гевары .

Намерение выехать в Америку

Мигель де Сервантес. Назидательные новеллы. Перевод с испанского Б. Кржевского. Москва. Издательство «Художественная литература». 1983

Личная жизнь

Наследие

Памятник Сервантесу поставлен в Мадриде лишь в 1835 году (скульптор Антонио Сола); на пьедестале две надписи на латинском и испанском языках: «Мигелю де Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов, год M.D.CCC.XXXV» .

Мировое значение Сервантеса держится, главным образом, на его романе «Дон Кихот », полном, всестороннем выражении его разнообразного гения. Задуманное как сатира на наводнившие в ту пору всю литературу рыцарские романы, о чём автор определительно заявляет в «Прологе», это произведение мало-помалу, может быть, даже независимо от воли автора, перешло в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон душевной деятельности - благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности.

Обе эти стороны нашли себе гениальное проявление в бессмертных типах героя романа и его оруженосца; в резкой своей противоположности они - и в этом заключается глубокая психологическая правда, - составляют, однако, одного человека; только слитие этих обеих существенных сторон человеческого духа составляет гармоническое целое. Дон Кихот смешон, изображенные гениальною кистью похождения его - если не вдумываться в их внутренний смысл - вызывают неудержимый смех; но он скоро сменяется у мыслящего и чувствующего читателя другим смехом, «смехом сквозь слезы», который есть существенное и неотъемлемое условие всякого великого юмористического создания.

В романе Сервантеса, в судьбах его героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония. В побоях и всякого рода других оскорблениях, которым подвергается рыцарь - при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, - заключается одно из лучших выражений этой иронии. Тургенев отметил ещё один очень важный момент в романе - смерть его героя: в это мгновение всё великое значение этого лица становится доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они скоро отправятся на рыцарские похождения, «Нет, - отвечает умирающий, - всё это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения».

Русские переводы

Первым русским переводчиком Сервантеса, по последним данным является, Н. И. Ознобишин , который перевел новеллу «Корнелия» в 1761 году .

Память

  • В честь героини новеллы Сервантеса «Цыганочка» назван астероид (529) Прециоза , открытый в 1904 году (по другой версии он получил имя по названию пьесы Пия Александра Вольфа, написанной в 1810 году ).
  • В честь героини и героя романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» названы астероиды (571) Дульсинея (открыт в 1905 году) и (3552) Дон Кихот (открыт в 1983 году).
  • В 1965 году Сальвадор Дали сделал серию «Пять Бессмертных Испанцев», которая включала Сервантеса, Эль Сида, Эль Греко, Веласкеса и Дон Кихота.
  • В 1966 году была выпущена почтовая марка СССР , посвященная Сервантесу.
  • В 1976 году в честь Сервантеса назван кратер Сервантес на Меркурии .
  • 18 сентября 2005 года в честь Сервантеса астероиду, открытому 2 февраля 1992 года Э. В. Эльстом в Европейской южной обсерватории , присвоено наименование «79144 Cervantes» .
  • Площадь Испании в Мадриде украшает скульптурная композиция , центральной фигурой которой являются Сервантес и его самые известные герои.
  • Памятник Мигелю Сервантесу установлен в Москве в парке Дружбы .
  • В честь Сервантеса назван аргентинский эскадренный миноносец типа «Чуррука».
  • Памятник Сервантесу установлен в испанском городе Толедо.
  • Памятник Сервантесу установлен в городе Севилья.
  • Памятник Сервантесу установлен в греческом городе Нафпактосе (прежнее название - Лепанто).
  • Именем Сервантеса названа улица в поселении Сосенское Новомосковского административного округа города Москвы.

Все предшествующее развитие испанской литературы Возрождения подготовило появление великого писателя, Мигеля де Сервантеса Сааведра . Его творчество представляет собой вершину испанского литературного Олимпа «золотого века». В нем с наибольшей силой выражены гуманистические идеи. С другой стороны, это творчество наиболее полно отражает кризис, который переживала родина писателя в конце XVI века, а также противоречивое сознание передовых людей того времени. Сервантес стал самым глубоким реалистом, каких только знала литература эпохи Возрождения.

Мигель де Сервантес Сааведра родился в 1547 году в маленьком провинциальном городке Алькала де Энарес в семье бедного лекаря. Хотя нехватка денег и помешала ему получить хорошее образование, Сервантес все-таки закончил университет. Когда Мигелю исполнился 21 год, он поступил на службу к кардиналу Акваве, папскому послу в Испании. Когда кардинал решил вернуться на родину в Италию, то юный Сервантес уехал вместе с ним. После смерти кардинала, Сервантес поступает солдатом в испанскую армию, а затем - во флот. Он храбро сражается, а в одной из битв получает тяжкое увечье левой руки. В возрасте 28 лет Сервантес, по возращению в Испанию, становится пленником алжирских корсаров. 5 долгих и тяжелых лет он проводит в рабстве в Алжире, и не на минуту его не покидает мысль о свободе. Неоднократно Мигель устраивал заговоры с целью побега, но все попытки были безуспешны, пока, наконец, его не выкупают из плена. За время его отсутствия в Испании, семья Сервантеса разорилась, а его военные заслуги давно были забыты. Чтобы как-то подзаработать, он пишет пьесы для театра, а также стихи, которые дарит каким-либо знатным лицам за вознаграждение. Вскоре Сервантес женится. Ненадежность литературного заработка вынуждают его стать сборщиком зерна для армии, а потом принять должность сборщика недоимок. В 1597 году Сервантес, доверивший казенные деньги банкиру, который с ними сбежал, попадает в тюрьму по обвинению в растрате. А спустя 5 лет снова попадает в тюрьму по обвинению в денежных злоупотреблениях. Последние годы жизни Сервантес провел в большой нужде. А между тем, именно на этот период его жизни выпадает расцвет его литературной деятельности. В 1605 году выходит в свет I часть романа, принесшая своему автору мировую славу – « », которое он задумал еще во время второго тюремного срока. В 1615 году в свет выходит II часть романа, а незадолго до этого издается сборник его пьес, а в 1613 году были изданы «Назидательные новеллы». Даже на смертном одре Сервантес не переставал работать. За несколько дней до смерти он постригся в монахи. Величайшего испанского писателя не стало 23 апреля 1616 г. Последним произведением великого испанского писателя был роман «Персилес и Сихизмунда», который напечатали уже после его смерти.

Жизнь Мигеля де Сервантеса была типичной для чуткого и талантливого идальго – пылкие увлечения, неудачи, разочарования, непрерывная борьба с нуждой, косностью и пошлостью окружающего мира. Творчество Сервантеса прошло такой же длинный путь поисков. Он пишет на заказ, разрабатывает «модные» жанры, стремится сказать в литературе свое слово, внести в господствующий литературный стиль содержание и моральную проблематику. Но все эти попытки были безуспешны. Только на склоне жизненных лет Сервантес создает свой собственный стиль и собственные жанры, которыми он талантливо выражает окончательно созревшие мысли.

Мировое значение Мигеля де Сервантеса, как великого испанского писателя основывается, в основном, на его романе «Дон Кихот». Произведение, задуманное как сатира на модные в ту пору рыцарские романы (о чём автор сам говорит в «Прологе»), стало своеобразным психологическим анализом человеческой природы, обоих сторон нашей душевной деятельности - благородного идеализма и реалистической практичности. И обе эти стороны проявились в бессмертных образах героев романа – рыцаря и его оруженосца. В своей противоположности они составляют одного человека. Идеалист Дон Кихот и реалист Санчо Пансо составляют гармоническое целое. Автор симпатизирует бедному рыцарю-идеалисту, каким, несомненно, был он сам. Мигель де Сервантес Сааведра гениально уловил основные тенденции и проблемы своего времени. Но был по-настоящему понят и смог оказать действительное влияние на европейскую литературу лишь в XVIII веке и особенно в XIX веке, когда стала возможной более высокая форма реализма. Сервантес оказал большое влияние на творчество Г. Филдинга, В. Скотта, Д. Диккенса и Н Гоголя.

Такова биография великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра.

Мигель де Сервантес Сааведра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra). Родился предположительно 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес - умер 23 апреля 1616 года в Мадриде. Известный испанский писатель. Прежде всего, известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Мигель Сервантес родился в семье обедневших дворян, в городе Алькала-де-Энарес. Его отец, Идальго Родриго де Сервантес, был скромным лекарем, мать - Донья Леонор де Кортина - дочерью дворянина, потерявшего своё состояние. В их семье было семеро детей, Мигель стал четвёртым ребёнком. О ранних этапах жизни Сервантеса известно очень мало. Датой его рождения считается 29 сентября 1547 года (день Архангела Михаила). Эта дата установлена приблизительно на основании записей церковной книги и существовавшей тогда традиции давать ребёнку имя в честь святого, чей праздник приходится на день рождения. Достоверно известно, что Сервантес был крещён 9 октября 1547 года в церкви Санта Мария ла Майор города Алькала-де-Энарес.

Некоторые биографы утверждают, что Сервантес учился в университете Саламанки, однако убедительных доказательств этой версии нет. Существует также неподтверждённая версия, что он учился у иезуитов в Кордове или Севилье.

Причины, которые сподвигли Сервантеса покинуть Кастилию, остаются неизвестными. Был ли он студентом, или бежал от правосудия, или бежал от королевского ордера на арест за то, что ранил Антонио де Сигура на дуэли, - это ещё одна тайна его жизни. В любом случае, уехав в Италию, он занимался тем, что так или иначе делали для своей карьеры и другие молодые испанцы.

Рим открыл для молодого писателя свои церковные ритуалы и величие. В городе, изобилующем древними руинами, Сервантес открыл для себя античное искусство, а также сконцентрировал своё внимание на искусстве эпохи Возрождения, архитектуре и поэзии (знание итальянской литературы прослеживается в его произведениях). Он смог найти в достижениях древнего мира мощный импульс к возрождению искусства. Таким образом, непроходящая любовь к Италии, которая видна в его более поздних работах, была в своём роде желанием вернуться к раннему периоду Возрождения.

К 1570 году Сервантес был зачислен солдатом в полк морской пехоты Испании, расположенный в Неаполе. Он пробыл там около года, перед тем как приступил к активной службе. В сентябре 1571 года Сервантес отплыл на борту «Маркизы», входившей в состав галерного флота Священной лиги, который 7 октября нанёс поражение Оттоманской флотилии в битве при Лепанто в Патрасском заливе.

Несмотря на то, что Сервантес в тот день болел лихорадкой, он отказывался оставаться в постели и просился в бой. По словам очевидцев, он сказал: «предпочитаю, даже будучи больным и в жару, сражаться, как это и подобает доброму солдату… а не прятаться под защитой палубы». Он храбро сражался на борту корабля и получил три огнестрельных ранения - два в грудь и одно в предплечье. Последнее ранение лишило его левую руку подвижности. В своей поэме «Путешествие на Парнас» ему пришлось сказать, что он «потерял дееспособность левой руки ради славы правой» (он думал об успехе первой части «Дон Кихота»). Сервантес всегда с гордостью вспоминал своё участие в этом сражении: он верил, что принял участие в событии, которое определит ход истории Европы.

Существует и другая, маловероятная, версия потери руки. Вследствие бедности родителей Сервантес получил скудное образование и, не найдя средств к существованию, был вынужден воровать. Якобы именно за воровство его и лишили руки, после чего ему пришлось уехать в Италию. Однако эта версия не вызывает доверия - хотя бы потому, что ворам в то время руки уже не рубили, так как отсылали на галеры, где требовались обе руки.

После битвы при Лепанто Мигель Сервантес оставался в госпитале в течение 6 месяцев, пока его раны не зажили достаточно, чтобы он смог продолжить службу. С 1572 по 1575 годы он продолжил службу, находясь в основном в Неаполе. Кроме того, он участвовал в экспедициях на Корфу и Наварино, был свидетелем захвата Туниса и Ла-Гулетта турками в 1574 году. Кроме того, Сервантес был в Португалии, а также осуществлял поездки по службе в Оран (1580-е годы); служил в Севилье.

Герцог де Сессе, предположительно в 1575 году, дал Мигелю рекомендательные письма (утерянные Мигелем при пленении) для короля и министров, как он сообщил в своем свидетельстве от 25 июля 1578 года. Он же просил короля об оказании милости и помощи храброму солдату.

В сентябре 1575 года Мигель Сервантес со своим братом Родриго возвращался из Неаполя в Барселону на борту галеры «Солнце» (la Galera del Sol). Утром 26 сентября на подходе к каталонскому берегу галера была атакована алжирскими корсарами. Нападавшим было оказано сопротивление, в результате чего многие члены команды «Солнца» были убиты, а остальных взяли в плен и увезли в Алжир. Обнаруженные у Сервантеса рекомендательные письма повлекли за собой увеличение суммы требуемого выкупа. В алжирском плену Сервантес провёл 5 лет (1575-1580), четырежды пытался бежать и лишь чудом не был казнён. В плену часто подвергался различным мучениям.

Отец Родриго де Сервантес, согласно его ходатайству от 17 марта 1578 года, указывал, что его сын «был захвачен в плен на галере „Солнце“, под командой Каррильо де Кесада», и что он «получил раны двумя выстрелами из аркебуз в грудь, и получил увечье в левую руку, которой не может пользоваться». У отца не было средств на выкуп Мигеля в связи с тем, что он прежде выкупил из плена другого своего сына, Родриго, также находившегося на том корабле. Свидетель этого ходатайства Матео де Сантистебан заметил, что знал Мигеля уже восемь лет, и познакомился с ним, когда тому было 22 или 23 года, в день сражения при Лепанто. Он же засвидетельствовал, что Мигель «в день сражения был болен и у него был жар», и ему советовали остаться в кровати, но он решил принять участие в сражении. За отличия в бою капитан одарил его четырьмя дукатами сверх его обычной платы.

Известие же (в виде писем) о пребывании Мигеля в алжирском плену доставил солдат Габриэль де Кастаньеда, житель горной долины Каррьедо из селения Саласар. Согласно его сведениям, Мигель находился в плену около двух лет (то есть с 1575 года) у обращённого в ислам грека, капитана Арнаутриомами.

В прошении матери Мигеля от 1580 года сообщалось, что она просила «дать разрешение на вывоз 2000 дукатов в виде товаров из королевства Валенсия» для выкупа её сына.

10 октября 1580 года в Алжире был составлен нотариальный акт в присутствии Мигеля Сервантеса и 11 свидетелей с целью выкупить его из плена. 22 октября монах из Ордена Святой Троицы (тринитарии) Хуан Хиль «Освободитель пленников» составил на основе этого нотариального акта доклад с подтверждением заслуг Сервантеса перед королём.

После освобождения из плена Мигель вместе с братом служил в Португалии, а также у маркиза де Санта Крус.

По приказу короля Мигель совершил в 1580-х годах поездку в Оран.

В Севилье он занимался делами испанского флота по приказу Антонио де Гевары.

21 мая 1590 года в Мадриде Мигель подает прошение в Совет Индий о предоставлении ему вакантного места в американских колониях, в частности в «Ревизионной конторе Нового Королевства Гранада или Губернаторства Провинции Соконуско в Гватемале, или Счетоводом на Галерах Картахены, или Коррехидором города Ла-Пас», и всё потому, что ему до сих пор так и не оказали милостей за его долгую (22 года) службу Короне. Председатель Совета Индий 6 июня 1590 года оставил пометку на прошении о том, что податель «заслуживает того, чтобы ему дали какую-либо службу, и ему можно будет доверять».

12 декабря 1584 года Мигель Сервантес женился на девятнадцатилетней уроженке города Эскивиас Каталине Паласиос де Саласар, от которой ему досталось маленькое приданое. У него была одна внебрачная дочь - Исабель де Сервантес.

Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так: «Поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романтическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».

Литературная деятельность Мигеля началась довольно поздно, когда ему было 38 лет. За первым трудом, «Галатея» (1585), следует большое количество драматических пьес, пользовавшихся слабым успехом.

Для добывания себе насущного хлеба будущий автор «Дон Кихота» поступает в интендантскую службу; ему поручают закупать провиант для «Непобедимой Армады». В исполнении этих обязанностей он терпит большие неудачи, даже попадает под суд и некоторое время сидит в тюрьме. Его жизнь в те годы представляла собой целую цепь жестоких лишений, невзгод и бедствий.

Посреди всего этого он не прекращает своей писательской деятельности, пока ничего не печатая. Скитания подготавливают материал для его будущей работы, служа средством для изучения испанской жизни в её разнообразных проявлениях.

С 1598 до 1603 годов нет почти никаких известий о жизни Сервантеса. В 1603 году он появляется в Вальядолиде, где занимается мелкими частными делами, дающими ему скудный заработок, а в 1604 году выходит в свет первая часть романа «Хитроумный Идальго Дон Кихот Ламанчский», имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е издание и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки). Материального положения автора она, однако, нимало не улучшила, а только усилила враждебное отношение к нему, выразившееся в насмешках, клевете, преследованиях.

С этих пор до самой смерти литературная деятельность Сервантеса не прекращалась: в промежутке между 1604 и 1616 годами появились вторая часть «Дон Кихота», все новеллы, многие драматические произведения, поэма «Путешествие на Парнас» и был написан напечатанный уже после кончины автора роман «Персилес и Сихизмунда».

Почти на смертном одре Сервантес не переставал работать; за несколько дней до смерти он постригся в монахи. 23 апреля 1616 года окончилась жизнь (умер от водянки), которую сам носитель её в своем философском юморе называл «долгим неблагоразумием» и, уходя из которой, он «уносил на плечах камень с надписью, в которой читалось разрушение его надежд».

Сервантес умер в Мадриде, куда он переехал из Вальядолида незадолго до смерти. Ирония судьбы преследовала великого юмориста за гробом: могила его оставалась затерянной, так как на его гробнице (в одной из церквей) не было даже надписи. Останки писателя были обнаружены и опознаны только в марте 2015 года в одном из склепов в монастыре де лас Тринитариас. Памятник ему поставлен в Мадриде лишь в 1835 году (скульптор Антонио Сола); на пьедестале две надписи на латинском и испанском языках: «Мигелю де Сервантесу Сааведре, царю испанских поэтов, год M.D.CCC.XXXV».

Мировое значение Сервантеса держится, главным образом, на его романе «Дон Кихот», полном, всестороннем выражении его разнообразного гения. Задуманное как сатира на наводнившие в ту пору всю литературу рыцарские романы, о чём автор определительно заявляет в «Прологе», это произведение мало-помалу, может быть, даже независимо от воли автора, перешло в глубокий психологический анализ человеческой природы, двух сторон душевной деятельности - благородного, но сокрушаемого действительностью идеализма и реалистической практичности.

Обе эти стороны нашли себе гениальное проявление в бессмертных типах героя романа и его оруженосца; в резкой своей противоположности они - и в этом заключается глубокая психологическая правда, - составляют, однако, одного человека; только слитие этих обеих существенных сторон человеческого духа составляет гармоническое целое. Дон Кихот смешон, изображенные гениальною кистью похождения его - если не вдумываться в их внутренний смысл - вызывают неудержимый смех; но он скоро сменяется у мыслящего и чувствующего читателя другим смехом, «смехом сквозь слезы», который есть существенное и неотъемлемое условие всякого великого юмористического создания.

В романе Сервантеса, в судьбах его героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония. В побоях и всякого рода других оскорблениях, которым подвергается рыцарь - при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, - заключается одно из лучших выражений этой иронии. Тургенев отметил ещё один очень важный момент в романе - смерть его героя: в это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они скоро отправятся на рыцарские похождения, «нет, - отвечает умирающий, - все это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения».