Товаропроизводители исходят из потребностей людей и про­изводят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует пред­ложение. Предложение - желание и способность производите­лей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь вели­ка, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь сово­купные потребности, как известно, безграничны.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предос­тавляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение - функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величи­ной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существу­ет положительная (прямая) зависимость: при прочих равных ус­ловиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения .

Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения.

Графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое произ­водители хотят предложить на рынке. Кривая предложения име­ет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуаль­ное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение - предложение отдельного производителя. Рыночное предложе­ние - совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителя­ми по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

Неценовые факторы предложения.

Кривая предложения стро­ится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыноч­ной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изме­нение предложения. Это проявляется в смешении кривой пред­ложения вправо или влево.

Когда предложение расширяется, то кривая S 0 смещается вправо и занимает положение S 1 , в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S 2 .

Среди основных факторов, способных изменить предложе­ние и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить сле­дующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):

1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при уве­личении цен на применяемые факторы производства предложе­ние товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенст­вование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресур­сы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождает­ся расширением предложения товара.

3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы - максимиза­ция прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпри­нимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокраще­ние предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек произ­водства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, сти­мулирует расширение производства, и кривая предложения сме­щается вправо.

5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть мо­жет привести к увеличению предложения угля.

6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителя­ми возможного повышения цен (инфляционные ожидания) ока­зывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чут­ко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Ин­фляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение произ­водства и сокращение предложения.

7. Количество производителей (степень монополизации рын­ка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше пред­ложение этого товара на рынке. И наоборот.

Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых и неце­новых факторов, разделяют изменение предложения и измене­ние величины предложения:

Изменение неценовых факторов приводит к смещению са­мого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут про­изойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения ;

Всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыноч­ной ситуации меняется величина предложения, а все фак­торы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных ус­ловиях изменяется количество товара X, предлагаемое про­изводителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения .

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.Шкала предложения – это табличное выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.Кривая предложения – это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет «восходящее» и «вогнутое» очертание (рис. 3.1)Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.«Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.Что лежит в основе кривой предложения?Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются:издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом;технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции;цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ;цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго;количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага;



количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;

налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства;

государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения;

особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить эти изменения?Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.Не следует путать понятия «движение вдоль кривой предложения» и «сдвиг кривой предложения».ДВИЖЕНИЕ ВДОЛЬ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения (рис. 3.2).Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения – это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения (рис. 3.3).Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы – это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага – это движение вдоль кривой предложения.

4/ Цена равновесия, рыночный механизм саморегулирования Рыночный механизм саморегулирования. В условиях товарно-рыночного хозяйства специфической формой согласования хозяйственных пропорций служит меновая стоимость продуктов.

Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйства выступает как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения.Этот закон стал действовать в полной мере в условиях классического капитализма когда господствовала свободная конкуренция. Такие условия, как известно, были в XVIII-XIX вв. в Англии. Не случайно механизм рыночного регулирования национального хозяйства впервые теоретически изучил А. Смит. В знаменитой книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" он выдвинул и обосновал три фундаментальных положения о механизме рыночного регулирования.Первое положение - о невмешательстве государства в регулирование рыночной экономики. Этот принцип получил формулировку "laissez faire" ("Пусть все идет своим чередом", франц.). В книге о богатстве народов А. Смит четко определил все виды государственных расходов: на оборону страны, на отправление правосудия, на некоторые общественные работы и общественные учреждения (для содействия торговле и поощрения ее, для образования). Как видим, в государственных расходах не указаны затраты на развитие производства и управление экономикой. Если государство не является макрорегулятором, то, спрашивается, кто (или что) является им?Второе положение - о "невидимой руке", которая как бы "подталкивает" всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А. Смита, заботящийся о собственной выгоде предприниматель "невидимой рукой" направляется к цели, которая вовсе не входила в его намерения.Невидимой рукой" является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель, стремясь удовлетворить какой-то конкретный платежеспособный спрос, тем самым материально заинтересовывается в общем деле удовлетворения совокупных потребности общества. Третье положение - о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает прямые и обратные экономические связи между товарным производством (предложением товаров) и рыночным спросом. Прямая связь выражается в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все частные, независимые друг от друга предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Однако в условиях классического капитализма единоличные производители, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запросы. Поэтому стихийно складывающаяся связь между производством (предложением) и спросом может Нечасто давать "сбои", не достигая прямо поставленной цели.Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая Ц от рынка к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы-информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяет вносить поправки в производственные действия предпринимателей:Цены переключаются на выпуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и являются более выгодными.Между тем А. Смит не ответил на важный вопрос: как обеспечивается равенство объемов спроса и предложения в масштабах страны. Эту проблему попытался разрешить французский экономист Ж.Б.Сей, считавший себя последователем английской классической политической экономии. Он сформулировал «закон рынка», согласно которому рыночный обмен товара на товар устанавливает равновесие предложения и спроса. Ж. Б. Сею приписывают изречение: "предложение порождает свой собственный спрос".Однако "закон Сея" безусловно верен только для бартерной К Торговли (обмена товара на товар без денег). Когда же имеет место обращение товар-деньги-товар, то чаще всего не устанавливается автоматическое равенство объема предложения и объема спpoca. Например, продавец, получивший за реализованный продукт деньги, может обратить свободные деньги в сбережения. Значит, сбережения подрывают равенство предложения со спросом.Неоклассики предприняли попытку "спасти" закон рынка Сея. Они рассуждали так. Население с выгодой для себя обращает сбережения в инвестиции. Люди знают, что на денежном рынке сбережения за определенный банковский процент преобразуются в производственные капиталовложения. Причем ставка процента как бы "следит" за тем, чтобы сделать выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. Иначе говоря, уровень процента (который устанавливается в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них) саморегулирует и уравнивает объемы сбережений и объемы инвестиций.Представим себе гигантскую ванну. В ней объем "воды" ("запас") соответствует объему выпускаемой продукции и занятости рабочей силы. Сливная труба (Сб) изображает поток сбережений населения. Кран обозначает ставку процента (Пц), которая соединяет поток сбережений и поток инвестиций (И), пополняющий ванну.Согласно этой схеме, "закон рынка" обеспечивает: равенство объемов предложения и спроса (значит, невозможны экономические кризисы); сбалансированность величин сбережений и инвестиций и полную занятость рабочей силы (безработица исключается). Вот так - чисто теоретически, умозрительно - неоклассики решили проблему достижения стабильного (пропорционального) развития рыночной экономики.ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ - такое значение цены, когда объем предложения равен объему спроса. Данные цены балансируют спрос и предложение на товары и услуги. Поэтому всякий раз, когда изменяется цена равновесия, то это равнозначно изменению спроса и предложения на рынке того или иного товара, соответственно, услуги. Таким образом, цена равновесия не может устанавливаться административными методами. Тем не менее, если в рыночных условиях сохраняется длительная устойчивость цены, то это означает стабильность и устойчивость самого рынка.Цена равновесия информирует производителя товара либо продавца этого товара о том, какое количество товара он может изготовить и отправить на рынок с учетом, естественно, своих издержек производства для определения своей потенциальной прибыли. С другой стороны, цена равновесия передает информацию покупателю данного товара, если он намеревается приобрести данный товар, соизмеряя свой спрос со своими доходами. Иначе говоря, равновесная цена совмещает интересы покупателя и производителя данного товара, она поддерживает общее сбалансированное состояние рынка до тех пор, пока не возникает дефицит либо избыток данного товара.В системе определения равновесной цены важное значение приобретает сам механизм количественного определения спроса и предложения с помощью пересечения кривых этих значений. При этом учитываются такие факторы, как природно-климатические условия производства того или иного товара, характер применяемой технологии, сумма налогов и дотаций и т.д. Для покупателя принимаются во внимание следующие параметры: цена данного товара, доходы покупателя, его возрастная и половозрастная структура и т. д.В Российской Федерации в результате обесценения национальной валюты - рубля цены постоянно повышаются. За годы реформ они выросли в десятки, а на некоторые виды - в сотни и тысячи раз. В таких условиях трудно добиться цены равновесия.

I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

5. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Эластичность предложения

Предложение товаров является результатом производственного процесса и отражает желание и возможность продавца продать определенное количество товаров (услуг) по определенной цене.

Кривая предложения (S) показывает, какое количество товара производители могут продать при различных уровнях цены (рис. 5.1). Кривая S демонстрирует действие закона предложения : чем выше цена (P) на товар, при прочих равных условиях, тем больше объем предложения (Q), и наоборот. Свойства кривой S:
1) возрастающая;
2) тангенс угла наклона положительный;
3) отражает прямую зависимость между P и Q.

Предложение испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы

где, P A – цена данного товара;
P X , P У – цены на экономические ресурсы;
Nt – применяемая технология;
T – налоги и дотации.

Изменение цены данного товара (P A), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину предложения (Q S) (то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях, в данный момент времени), что графически выражается в движении вдоль кривой S: при увеличении цены от P 1 до P 2 увеличивается Q S от Q 1 до Q 2 (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Изменение объема предложения и функции предложения

Изменение неценовых факторов (P L , P K , Nt, T), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение предложения (функции предложения), что графически выражается смещением кривой S (рис. 5.1). Т.е. при той же цене P 2 , при снижении издержек, производитель предложит больший объем Q 3 >Q 2 (кривая S 1), при увеличении издержек – меньший объем – Q 1

Степень чувствительности предложения к изменению цены товара называют эластичностью предложения . Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько изменится объем предложения товара (Q S) при изменении P на 1%

.

Коэффициент E S всегда положительный, т.к. по закону предложения P и Q S изменяются в одном направлении. Т. к. производство товаров зависит от степени загрузки производственных мощностей, размеров товарных запасов, способности к инвестициям и сроков их реализации, то эластичность предложения (реакция на изменение рыночной ситуации) в значительной степени зависит от фактора времени . По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три временных периода.

1. Кратчайший период, когда производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства при изменении рыночной цены (кривая S 0 на рис. 5.2). Увеличение спроса до D 1 вызывает лишь рост P->P мах, а Q S остается постоянным – предложение неэластично (E S =0).

2. В короткий период, в течение которого производственные мощности остаются неизменными, но объем производства может быть изменен за счет интенсивности их использования (работа в две смены) (кривая S 1). Т.е. с ростом спроса (D->D 1) значительное изменение цены (P 0 ->P 1) вызывает незначительное увеличение объема до Q 1 – предложение более эластично (1>E S >0).

3. В длительном периоде предприятие имеет возможность перестроить производство за счет замены старого оборудования, увеличения производственных мощностей (кривая S 2), поэтому увеличение D – D 1 стимулирует рост Q S в большей степени, чем изменение P 0 ->P 2 (кривая S 2) – предложение эластично (E S >1).

Рис. 5.2. Влияние фактора времени на эластичность предложения

Таким образом, чем больше времени имеется в распоряжении производителя для реагирования на изменения цены, тем больше будет изменение в объеме предложения.

Предложение – это возможность и желание производителей предложить свои товары на рынке для продажи по определенным ценам в течение конкретного периода времени. Предложение зависит от существующих цен на факторные услуги (заработную плату, процент, ренту); производительности труда; ожидания производителей, экономической политики (налоги, субсидии, стимулы). Так повышение цен на определенные факторы может вызвать резкое снижение предложения товаров, в производстве которых участвуют эти факторы. Сокращение предложения вызывается монопольным положением производителей на рынке факторов. Рост производительности труда ведет к снижению издержек и увеличению предложения.

По аналогии со спросом существует объем предложения и кривая предложения. Объем предложения – это количество товара, которое производители хотели бы продать по установленной цене. Следует отличать объем предложения от объема продаж. Первый определяется только поведением продавца, а второй – и продавца, и покупателя. Объем предложения увеличивается с ростом цены товара.

Зависимость предложения от цены складывается в форме закона предложения , суть которого проявляется в прямой зависимости величины предложения: чем выше цена товара или услуги, тем больше его количество будет предложено для продажи.

Объем предложения зависит от цены товара, а также от цен используемых в производстве факторов и имеющихся в распоряжении продавца производственных технологий. Цена на товар будет расти, уменьшая объем спроса, до тех пор, пока не сравняются спрос и предложение, но уже при высокой цене. Увеличение издержек производства вызывает рост цен и сокращение объема предложения. Как правило, цена и объем движутся в противоположных направлениях. Поведение продавцов можно представить графически в виде кривой предложения. Если кривая спроса всегда является убывающей, то кривая предложения – возрастающей.

Перейдем к анализу предложения. Предложение, как и спрос, - особая, самостоятельная сфера рыночной экономики, со своей экономической логикой поведения ее участников. То, что сегодня в экономической теории обозначается как «предложение», настолько многообразно, что с трудом поддается даже самой общей классификации. В настоящее время в предложении принято выделять пять групп товаров (услуг):

  1. сырье (ресурсы);
  2. товары производственного назначения (оборудование, машины…);
  3. труд (наемный);
  4. капитал (производительный и денежный);
  5. товары потребительского назначения, в том числе:
  6. изделия длительного пользования (автомобили, холодильники…);
  7. изделия краткосрочного пользования (продукты питания, косметика…);
  8. услуги (туризм, рестораны…).

Состав предложения постоянно меняется, объем увеличивается, обновляется, включая все новые товары. Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него при данной цене. Аналогично закону спроса, в рыночной экономике действует и закон предложения: величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Закон показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Теперь проанализируем неценовые факторы, влияющие на предложение.

Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства. Следовательно, чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот. Например, снизились цены на сырье, материалы, топливо и другие факторы производства. Это означает, что производитель при тех же затратах приобретает больше ресурсов, а значит, может увеличить масштабы своего производства.

Технология. Применение совершенной технологии удешевляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а следовательно увеличивается предложение.

Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к уменьшению предложения. Дотации – это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения.
Цены на другие товары также отражаются на объеме производства. Например, если растут цены на мясо птицы, то производители начинают увеличивать производство птицы, а производство говядины может сократиться.

Ожидания. Ожидая роста цен, производители иногда придерживают товар, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.
Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.
Эластичность предложения товара по цене определяется как относительное изменение в величине предложения товара, соотнесенное с относительным изменением в цене данного товара. Формула для исчисления эластичности предложения совпадает с аналогичной формулой для вычисления эластичности спроса.
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Кроме того на эластичность предложения влияют рыночные периоды: кратчайший (мгновенный), краткосрочный, долговременный.

Кратчайший рыночный период настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение цены и спроса. В пределах краткосрочного рыночного периода производственные мощности производителей остаются неизменными. Однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно, повышая тем самым объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда.

Долговременный рыночный период достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям меняющейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить свои производственные мощности. В этот период происходит также расширение предложения за счет появления на рынке новых фирм – производителей данного товара.

Предложение - возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения - это количество продукта (товара, услуг), которую продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.

Между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая зависимость, то есть, чем выше цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) будет произведено и предложено к реализации, и наоборот. В этом заключается закон предложения. Его графическое изображение – кривая предложения S (от английского supply – предложение).

Вся кривая предложения характеризует предложение. Движение по кривой предложения из А в В связано с изменением величины предложения.

Величина предложения – это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах.

Сдвиг кривой S вправо или влево означает, что изменилось предложение (увеличилось или уменьшилось) под действием неценовых факторов.

Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение:

– налоги,

– цены на ресурсы,

– технология,

– таможенные тарифы.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Билет №13.

Закон убывающей предельной производительности

Сущность закона

При увеличении использования факторов растет общий объем производства. Однако, если ряд факторов задействован полностью и на их фоне увеличивается лишь один переменный фактор, то рано или поздно наступает момент, когда, несмотря на увеличение переменного фактора, общий объем производства не только не растет, а даже снижается.

Закон гласит: увеличение переменного фактора при фиксированных значениях остальных и неизменности технологии в конечном счете приводит к снижению его производительности.

Действие закона

Закон убывающей предельной производительности, как и другие законы, действует в виде общей тенденции и проявляется только при неизменности применяемой технологии и в короткий отрезок времени.

Для того чтобы проиллюстрировать действие закона убывающей предельной производительности, следует ввести понятия:

общий продукт

производство продукта с помощью ряда факторов, один из которых является переменным, а остальные – постоянными;

средний продукт

результат деления общего продукта на величину переменного фактора;

предельный продукт

приращение общего продукта за счет приращения переменного фактора.

Эффе́кт масшта́ба связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе . Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.

Ответ на 14 вопрос: Эластичность, ее типы и виды. Практическое значение показателя эластичности.

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

  • эластичность спроса по цене;
  • эластичность спроса по доходу;
  • эластичность предложения по цене;
  • перекрестная эластичность спроса по цене;
  • точечная эластичность спроса;
  • дуговая эластичность спроса;
  • эластичность соотношения цен и заработной платы;
  • эластичность технического замещения;
  • эластичность прямой линии.

Ответ на 15 вопрос: Рыночное равновесие, его условия. Причины нарушения рыночного равновесия

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Рыночное равновесие

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

  1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.
  2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.
  3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.
  4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.