Лексические средства

Родо-видовые понятия В этом лесу много милых сердцу русских деревьев . Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез .
Слова одной тематической группы Зима... мороз… снежок... сугробы... иней...
Слова и словосочетания со значением логических связей (вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог и т. п.) Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.
Лексический повтор (в том числе однокоренные слова) Я с удовольствием читалэту книгу. Читал долго, размышляя о уже прочитанном.
Синонимы (в том числе контекстуальные) Мимо плылиполянки... Убегалиовраги...
Антонимы (в том числе контекстуальные) У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Описательный оборот Над чистым миром стояла огромнаярадуга. Один конец чудесной семицветной дугитонул далеко-далеко за лесами.

Морфологические средства

Синтаксические средства

Помимо названных в тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи предложений: Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (Ч.)

Различают цепную и параллельную связь предложений.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения.

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

Абзац – это часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки.

Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает той или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.

Виды абзацев: 1) логико-смысловые абзацы, построенные по тематическому принципу (новый абзац раскрывает новую микротему). С их помощью оформляются тексты официально-деловые, научные, учебные.

2) акцентно-выделительные абзацы играет роль своеобразного акцента. Особенно эффективен прием выделения в отдельные абзацы повторяющихся синтаксических конструкций. Одинаковое начало каждого из последующих абзацев создает жесткий ритм.

3) экспрессивные абзацы могут разрывать логико-смысловую нить повествования и служить целям воздействия на эмоции читателя, на его психологическое восприятие.

Упражнение 63. Укажите средства связи между предложениями

Елена Ивановна и ее маленькая дочь пришли в деревню пешком. Они прогуливались.
Она говорила весело; очевидно, давно уже привыкла говорить о своей тяжелой жизни. И Родион тоже улыбался.
Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами.
Он пил мало и теперь опьянел от одной рюмки английской горькой. Эта отвратительная горькая, сделанная неизвестно из чего, одурманила всех, кто пил ее, точно ушибла.
Наде долго еще было слышно, как внизу убирала прислуга, как сердилась бабуля. Наконец всё затихло. (по Чехову)
Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. (Фет)
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись. (Ант.)
Знаете, о чем мы спорили? О литературе, музыке, живописи.

Упражнение 64. Разбейте текст на абзацы. Обоснуйте избранный вами принцип членения. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Произведите разборы.

Когда ты сойдеш… на берег в Неаполе сказала мне моя доч… то подари эту матрешку первой же (И,и)тальянской девочке. Возможно, не все представляют себе, что такое матрёшка. Это (н…) что иное как деревя(н,нн)ая кукла изображающая русскую крестьянскую девушку (красавицу). Пароход причал…л в Неаполе. Я вышел на набережную. Я (не)забыл об (И,и)тальянской девочке и нес матрешку завернутую в папиросную бумагу. (Н…) какой девочки я сразу (не)встретил. Правда я легко мог пропустить ее потому (что) часто останавливался и смотрел (в) глубину улиц выходивших на набережную4.(На) встречу мне шла девочка лет десяти с худеньким бледным лицом и светлыми косами. На ней было старенькое ч…рное плат…це протертое на локтях заштопа(н,нн)ые3 светлые чулки и старые тапочки. Когда девочка подошла я развернул папиросную бумагу и вынул из нее матрешку. Она увидела2 матрешку остановилась и засмеялась прижав к груди руч…нки. Так люди смеются когда сбываются их любимые или смешные сны. Я протянул девочке матрешку. Она не взяла ее. Она перестала смеяться сжала темные брови и испуга(н,нн)о метнулась в сторону. Я схватил ее за руку и почти силой заставил ее взять матрешку. Она сказала едва слышно:

– Грацие, синьоро!

Через минуту вокруг нас уже перекрикивалась разноцветная толпа продавщиц. Они оставили без надзора свои л…тки. Матрешка пошла (по) рукам. Толпа р…сла. Девочка вся искрилась от восторга, от всего этого необыкновенного случая в порту. К толпе медле(н,нн)о шел таможенный надсмотрщик. Он подошел к девочке взял у нее из рук матрешку и начал тщательно рассматривать. По толпе прошел тихий восторже(н,нн)ый гул. Надсмотрщик и из зеленой матрешки мгнове(н,нн)о достал желтую, потом синюю, фиолетовую и наконец он вынул двумя пальцами и осторожно поднял последнюю, самую маленькую матрешку – в золотой шали. Надсмотрщик на лома(н,нн)ом францу…ком языке сказал мне наставительно и суховато:

– Вы сделали маленькую оплошность месье.

– Вы могли подарить эту игрушку не одной, а шести девочкам неаполитанкам.

(По К. Паустовскому)

Упражнение 65. Прочтите текст. Проанализируйте текст по плану, предложенному ниже.

Многое в поэтике Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один, например, любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Но в то время, как у других подобный приём сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.

Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. В некоторых стихотворениях, говоря о ней, он пользуется готовыми мифологическими образами («Весенняя гроза», «Полдень»). Однако от них не только не веет архаическим холодком, но они даже под его пером приобретают какую-то новую жизненность. Охотно прибегает Тютчев к олицетворениям («Летний вечер», «Весенние воды»). Но и в тех стихах, где нет ни мифологических образов, ни явных олицетворений, природа рисуется им как некое одушевлённое целое. И это опять-таки не просто художественный приём. Только поэт, действительно веривший в таинственную жизнь природы, мог с такой страстностью и убеждённостью утверждать:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Представлением о всеобщей одушевлённости природы порождены характерные тютчевские образы. У него полдень «лениво дышит», небесная лазурь «смеётся», осенний вечер озарён «кроткой улыбкой увяданья», солнечный луч будит спящую девушку «румяным громким восклицаньем».

Тютчева принято называть «певцом природы». Таким он предстаёт перед нами и тогда, когда стремится философски осмыслить жизнь вселенной, и тогда, когда пишет как бы небольшие «этюды с натуры», запечатлевая в них конкретно-зримые приметы внешнего мира.

(К.Пигарев)

1) Докажите, что данный отрывок статьи можно назвать текстом.

2) Сопоставьте тему и содержание текста, подберите название.

___________________________________________________

3) Определите микротему каждого абзаца, объясните логику выделения абзацев, проследив за развитием мысли автора.

4) Сделайте выводы о строении абзацев, найдите абзацные зачины и комментирующие части.

__________________________________________________________________________

Упражнение 66. Докажите, что в представленных ниже отрывках из различных произведений высказывания связаны параллельной связью. Обоснуйте ответ. Если в тексте присутствуют другие виды связи (последовательная, присоединение), докажите это.

Какую оперу можно составить из наших национальных мотивов! Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша Украина звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Всё дорожное: дворянство и недворянство, летит под песни ямщиков. У Чёрного моря безбородый, смуглый, с смолистыми усами козак, заряжая пищаль свою, поёт старинную песню; а там, на другом конце, верхом на плывущей льдине, русский промышленник бьёт острогой кита, затягивая песню. У нас ли не из чего составить своей оперы? (Н.В. Гоголь)

Ответ: __________

_______________________

_______________________

_____________________________________________________________________

ТЕМА №8 ТИПЫ РЕЧИ

Теоретический минимум

Тип речи (текста) – способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее (описание); динамически отразить действительность, рассказать о ней (повествование); отразить причинно-следственные связи явлений действительности (рассуждение). Выбор того или иного типа речи для представления информации подчинён коммуникативным намерениям автора.

Описание – это словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков путём перечислением их признаков и свойств. Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Виды описания

1. Портрет – изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и т. п.):Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он [Раскольников] был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен (Ф. Достоевский);

2. Динамический портрет , рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу, действия и состояния персонажа: Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека (Ф. Достоевский);

3. Психологический портрет – описание внутреннего состояния персонажа, позволяющее приоткрыть внутренний мир, душевные переживания героя: Глаза его не смеялись, когда он смеялся (Л.);

4. Пейзаж – описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие: Нивы сжаты, рощи голы. // Над водой – туман и сырость… (С.Есенин);

5. Интерьер – изображение внутренней обстановки помещения: Посреди комнаты – тяжёлый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свёрнутые в виде папских тиар, и три тёмных бутылки (М.Булгаков);

6. Изображение места и времени действия : Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском (по Л.Толстому);

7. Описание действий …Слежу за руками Анфисы Ивановны Воронцовой. Она ловко слепила из глиняного теста колокол, негромко обстукала его деревянной лопаточкой – готова пышная юбка. Взяла еще кусочек мягкой глины, старательно вылепила торс с головой, носик пуговкой. Задумалась немного, прикидывая, то ли кокошником увенчать будущую красавицу, то ли нарядную шляпу ей надеть (Л. Лебедев);

Для художественного и публицистического описания характерно широкое использование средств языковой выразительности (метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов и др.): В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина – очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, – и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье легкую изумленную осеннюю синеву (В. Набоков).

Ведущую роль в описании играют прилагательные и причастия , а также назывные предложения, обеспечивающие выразительность и наглядность изображения. Глаголы, причастия и деепричастия обычно стоят в форме настоящего времени, а сказуемое, как правило, располагается после подлежащего: Дверь на крыльцо распахнута (Т. Толстая).

Описание может быть фактографическим и творческим. Фактографические описания встречаются в инструкциях, технических руководствах, в различного рода справочных изданиях. Их отличает, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, а с другой – полнота, чёткость, точность и последовательность. Например: Незабудка (Myosotis), род одно-, дву- или многолетних трав семейства бурачниковых. Цветки мелкие, в завитках, нередко собранных в метельчатые соцветия. Венчик колесовидный, с короткой трубкой и пятилопастным отгибом, голубой, реже белый.

Творческое описание содержит эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других (выделить его) в его единстве, целостности; выявить характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным. Например: Незабудки... Имя-то, какое ласковое! Заслужил. Цветок этот о пяти лепесточках, синь – синью, неба понежнее, а в самой серединке жёлтое сердечко. Незабудки не выгорают, не выцветают, не тускнеют на горячем солнышко лета. Поглядишь – и не забудешь... (В.Бочарников)

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени.

Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое. В повествовании изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга

Композиция повествования, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор.

Ведущую роль в повествовании играют глагольные формы , обеспечивающие развертывание повествования и наглядно представляющие сменяющие друг друга действия, протекание события во времени и пространстве.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.

Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения. Как правило, композиция рассуждения строится по модели : тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод.

Упражнение 67. Составьте в тетради два текста-описания (фактографический и творческий) одной из комнат вашего дома, письменного стола, вида из окна и т.п.

Упражнение 68. Определите типы речи следующих текстов.

1. Зачем нужно изучать синтаксис? Синтаксис нужно изучать для того, чтобы, во-первых, уметь правильно строить предложения и тексты; во-вторых, уметь правильно ставить знаки препинания; в-третьих, выразительно читать и говорить и, наконец, лучше и глубже понимать чужую речь (уметь слушать других людей).
Таким образом, знание синтаксиса помогает совершенствовать устную и письменную речь.

Ответ __________

2. В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, желтизна неудержимо поднималась снизу вверх по страницам, но слова все-таки проступали и на ней. Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела и я кочергой яростно добивал их. (М.Булгаков)

Ответ __________

3. Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги все еще держался хрустально поблескивавший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Только часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров, подъехали к переправе через речку Еланку… Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек. Мы отпустили лошадей. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу. Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода. (Шолохов)

Ответ __________

4. Мы возвращаемся из турпохода. Солнце, почти невидимое сквозь свинцово-черные тучи, обложившие небо, стоит высоко над горизонтом. Дальше серебристые горы, обвеянные мглой, кажутся диковинными. Легонький ветерок колышет травы, не успевшие засохнуть. Стелящееся справа от нас поле уже распахано, но ещё не засеяно. Сквозь ветви деревьев виднеется темно-синее небо, а на сучочках кое-где висят золоченые листья. В мягком воздухе разлит пряный запах, напоминающий запах вина.

Ответ _________________

Упражнение 69. Напишите в тетради сочинение-рассуждение на одну из тем: «Зачем нужна орфография», «Запятая – важный знак препинания».

Упражнение 70. Составьте в тетради небольшой научный текст-рассуждение с тезисом, доказательствами-аргументами, конкретными фактами и выводами. Текст должен отражать логическую последовательность в изложении мыслей и быть информативно насыщенным.


Похожая информация.


Средства связи в тексте

Средства связи предложений в тексте рассматриваются на нескольких уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом. В этой главе будут рассмотрены только те, которые наиболее часто встречаются в заданиях ЕГЭ:

Лексические средства:

Лексические повторы- повторы одного и того же слова или однокоренного слова. Мы долго обсуждали прочитанную книгу . В этой книге было то, чего мы ждали.
Синонимы Бунин в своем рассказе «Легкое дыхание» выразил тревожную мысль о судьбе человека. Сюжет новеллы представляет собой напряженное развитие двух мотивов: смерти и жизни.
Антонимы Недруг поддакивает. Друг спорит.
Описательный оборот - Вы меня удивляете, господа, – промолвила Одинцова, – но мы еще с вами потолкуем.

За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике.

Морфологические средства:

Разбор задания.

Среди предложений 25-34 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи противительного союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

Задание включает в себя два условия: во-первых, предложение должно начинаться с противительного союза, а во-вторых, оно должно содержать личное местоимение. Начнем с первого условия. Из списка предложений только одно начинается с союза – предложение №31. В нем же есть и личное местоимение он .

Таким образом , правильный ответ – предложение №31.

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Тогда возникает вопрос: почему же человек так глух к внутреннему призыву самосохранения? (2) Почему он ломится в двери, на которых висит табличка «Посторонним вход воспрещен»? (3) Что это? (4) Глупость как врожденное качество человека? (5) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (6) А может, неистребимая потребность познания? (7) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность пить, есть, спать… (8) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(1) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным.(3) И беспокойнее. (4) Но их совесть чиста. (5) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6) Их, как правило, уважают окружающие.

3. Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

Николай Михайлович Карамзин - знаменитый русский литератор, историк, крупнейший представитель эпохи сентиментализма, реформатор русского языка, издатель. С его подачи словарный состав обогатился большим количеством новых слов-калек.

Известный литератор появился на свет 12 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1766 г. в усадьбе, находящейся в Симбирском уезде. Отец-дворянин позаботился о домашнем образовании сына, после чего Николай продолжил учиться сначала в симбирском дворянском пансионе, затем с 1778 г. - в пансионе профессора Шадена (г. Москва). На протяжении 1781-1782 гг. Карамзин посещал университетские лекции.

Отец хотел, чтобы после пансиона Николай поступил на военную службу, - сын исполнил его желание, в 1781 г. оказавшись в петербургском гвардейском полку. Именно в эти годы Карамзин впервые попробовал себя на литературном поприще, в 1783 г. сделав перевод с немецкого. В 1784 г. после смерти отца выйдя в отставку в чине поручика, окончательно расстался с военной службой. Живя в Симбирске, вступил в масонскую ложу.

С 1785 г. биография Карамзина связана с Москвой. В этом городе он знакомится с Н.И. Новиковым и другими писателями, вступает в «Дружеское ученое общество», поселяется в принадлежащем ему доме, в дальнейшем сотрудничает с членами кружка в различных изданиях, в частности, принимает участие в выходе журнала «Детское чтение для сердца и разума», ставшего первым русским журналом для детей.

На протяжении года (1789-1790) Карамзин путешествовал по странам западной Европы, где встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями, в частности, с Кантом , И.Г. Гердером , Ж. Ф. Мармонтелем. Впечатления от поездок легли в основу будущих знаменитых «Писем русского путешественника». Эта повесть (1791-1792) появилась в «Московском журнале», который Н.М. Карамзин стал издавать по приезду на родину, и принесла автору огромную известность. Ряд филологов полагает, что современная русская литература ведет отсчет именно с «Писем».

Повесть «Бедная Лиза» (1792) упрочила литературный авторитет Карамзина. Выпущенные впоследствии сборники и альманахи «Аглая», «Аониды», «Мои безделки», «Пантеон иностранной словесности» открыли в русской литературе эпоху сентиментализма, и именно Н.М. Карамзин находился во главе течения; под влиянием его произведений писали В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, а также А.С. Пушкин в начале творческого пути.

Новый период в биографии Карамзина как человека и писателя связан с вступлением на престол Александра I. В октябре 1803 г. император назначает писателя официальным историографом, и перед Карамзиным ставится задача запечатлеть историю Российского государства. О его неподдельном интересе к истории, о приоритете этой тематики над всеми остальными свидетельствовал характер публикаций «Вестника Европы» (этот первый в стране общественно-политический и литературно-художественный журнал Карамзин издавал в 1802-1803 гг.).

В 1804 г. литературно-художественная работа была полностью свернута, и писатель начинает трудиться над «Историей государства Российского» (1816-1824), ставшей главным трудом в его жизни и целым явлением в русской истории и литературе. Первые восемь томов увидели свет в феврале 1818 г. За месяц было продано три тысячи экземпляров - такие активные продажи не имели прецедента. Очередные три тома, опубликованные в следующие годы, были быстро переведены на несколько европейских языков, а 12-ый, заключительный, том увидел свет уже после смерти автора.

Николай Михайлович был приверженцем консервативных взглядов, абсолютной монархии. Смерть Александра I и восстание декабристов, свидетелем которого он был, стали для него тяжелым ударом, лишившим писателя-историка последних жизненных сил. Третьего июня (22 мая по ст. ст.) 1826 г. Карамзин умер, находясь в Санкт-Петербурге; похоронили его в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище.

22.05.1826 (4.06). - Умер писатель, историк Николай Михайлович Карамзин, автор 12-томной "Истории государства Российского"

Карамзин: от масонства к монархизму
К познанию России "от обратного" – 8

А. Венецианов. Портрет Карамзина. 1828

Николай Михайлович Карамзин (1.12.1766–22.5.1826) родился в Симбирской губернии в семье небогатого помещика (из старинного крымско-татарского рода Кара-Мурзы). Получив образование в частных пансионах, Карамзин учился в , некоторое время служил в Преображенском полку. После смерти отца он в 1784 г. вышел в отставку и сблизился с новиковским "религиозно-просветительским" , под влиянием которого сформировались его взгляды и литературные вкусы. Изучал литературу французского "просвещения", немецких философов и поэтов-романтиков, занимался переводами религиозно-нравоучительных сочинений (владел многими древними и новыми языками).

К 1788 г. Карамзин почувствовал в масонстве опасность, замаскированную туманным религиозным благочестием, и разорвал отношения с ложей. Весной 1789 г. он отправился в длительное заграничное путешествие, в котором находился до осени 1790 г., посетил Австрию, Швейцарию, Францию, Англию, встречался с И. Кантом, И. Гете, в Париже был свидетелем событий Французской революции. В результате личного знакомства с Западом стал критичнее относится к его "передовым" идеям. "Век просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя – среди убийств и разрушения не узнаю тебя!", – писал в это время Карамзин ("Мелодор к Филалету"). Впечатления от поездки по западноевропейским странам Карамзин изложил в “Письмах русского путешественника” (опубликованы в основанном им "Московском журнале”, 1791–1792), которые принесли ему всероссийскую известность.

Когда Французская революция переросла в кровавую якобинскую диктатуру, это возбудило в Карамзине сомнения в возможности для человечества вообще достичь земного благоденствия. Но вывод из этого был еще не православным. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые его произведения: повести "Остров Борнгольм" (1793); "Сиерра-Морена" (1795); стихотворения "Меланхолия", "Послание к А.А. Плещееву" и др.

В это время Карамзин издает первые русские альманахи – "Аглая" (ч. 1-2, 1794–1795) и "Аониды" (ч. 1-3, 1796–1799), "Пантеон иностранной словесности" (1798), журнал "Детское чтение для сердца и разума" (1799). Как литератор, Карамзин создает новое направление в русской литературе – сентиментализм ("Бедная Лиза"), которое высоко оценили , К.Батюшков, юный . Одновременно Карамзин вводит в литературный оборот новую форму русского языка, освобождая его от западного вычурного подражательства петровской эпохи, приближая его к живой, разговорной речи.

В 1791 г. Карамзин писал: «В нашем так называемом хорошем обществе без французского языка будешь глух и нем. Не стыдно ли? Как не иметь народного самолюбия? Зачем быть попугаями и обезьянами вместе?». А его повесть "Наталья, боярская дочь" (1792) начиналась словами: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу..?»

Для образа мыслей Карамзина в этот период показательно, что он сближается с консервативно настроенным поэтом . В 1802 г. он выпустил в свет "Историческое похвальное слово , представлявшее собой наказ новому Государю, в котором он выразил программу и значение Самодержавия. В этот период Карамзин стал издавать журнал "Вестник Европы", со страниц которого он выступил в роли политического писателя, публициста, комментатора и международного обозревателя, отстаивавшего русские национальные интересы. «Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подражания в безделках... Хорошо и должно учиться: но горе... народу, который будет всегдашним учеником», – писал Карамзин о заимствованиях с Запада.

В 1803 г. через посредство М. Муравьева Карамзин получил официальное звание придворного историографа. С 1803 по 1811 гг. он пишет "Историю государства российского" (до 1611 г., 12-й том вышел посмертно), впервые использовав хранившиеся под спудом источники. Каждый том имел обширные документальные приложения, не уступающие но своему объему основному тексту. Карамзин как исследователь дотошно стремился постигнуть события глазами современника, руководствуясь выяснением правды истории, как бы горька она ни была. Именно это сделало его "Историю" очень популярной. Пушкин писал: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Коломбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили». (Но к сожалению, остаточное западничество сказалось и в этом труде: в частности, в признании .)

Следует, однако, отметить, что красной нитью в "Истории" Карамзина проходит идея: судьба России и ее величие заключены в развитии Самодержавия. При сильной монархической власти Россия процветала, при слабой – приходила в упадок. Так под влиянием занятий русской историей Карамзин становится убежденным, идейным монархистом-государственником. Хотя надо признать, что должных координат православного смысла истории в этот период даже у таких выдающихся представителей русской патриотической мысли мы не находим. История представлялась Карамзину непрерывным движением к прогрессу, борьбой просвещения с невежеством; а направляет эту борьбу деятельность великих людей.

Через своего родственника Ф.В. Ростопчина Карамзин знакомится с лидером тогдашней "русской партии" при Дворе – Великой Княгиней Екатериной Павловной, а затем и с вдовствующей Императрицей Марией Федоровной, которая с тех пор становится одной из его покровительниц. По инициативе Екатерины Павловны Карамзин написал и подал в марте 1811 г. Александру I трактат "О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" – примечательный документ возрождавшейся русской консервативной мысли, содержащий цельную и оригинальную концепцию Самодержавия как типично русского принципа власти, тесно связанного с Православной Церковью. Самодержавие есть главная причина могущества и процветания России – таковым был вывод "Записки".

В последние годы своей жизни Карамзин жил в Петербурге, общаясь с такими видными консервативными деятелями как В.А. Жуковский, и др. В 1818 г. за составленную им "Историю" Карамзин был принят в члены Российской Императорской Академии. Значение его труда точно выразил : «Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая».

Николай Михайлович Карамзин - известный русский писатель, представитель сентиментализма, выдающийся историк и мыслитель, просветитель. Его основной заслугой перед родным Отечеством, вершиной жизненного пути, является 12-ти томный труд “История государства Российского”. Пожалуй, единственный из российских историков, обласканный высшей монаршей милостью, имевший официальный статус историографа, созданный специально для него.

Биография Николая Михайловича Карамзина (1.12.1776 - 22.5.1826) кратко

Николай Карамзин появился на свет 1 декабря 1766 года в родовом поместье Знаменское, недалеко от Симбирска в богатой дворянской семье. Начальное образование, весьма разностороннее, получил дома. В 13 лет был отправлен в частный пансион Шадена в Москве. В 1782 году отец его, отставной офицер, настоял, чтобы сын попробовал себя на военной службе, поэтому на два года Николай оказался в гвардейском Преображенском полку. Поняв, что карьера военного ему совершенно не интересна, он выходит в отставку. Не испытывая нужды заниматься нелюбимым делом для добывания хлеба насущного, начинает заниматься тем, что ему интересно - литературой. Сначала в качестве переводчика, потом пробует себя в качестве автора.

Карамзин - издатель и литератор

В этот же период в Москве он близко сходится с кружком масонов, дружит с издателем и просветителем Новиковым. Увлекается изучением самых разных направлений в философии и для более полного знакомства с французскими и немецкими просветителями едет в Западную Европу. Его путешествие совпало по времени с Великой французской революции, Карамзин даже становится свидетелем этих событий и, поначалу, воспринимает их с большим воодушевлением.

Вернувшись в Россию, он издает “Письма русского путешественника". Это произведение - размышления мыслящего человека о судьбах европейской культуры. Средневековая догма о человеке, как о подчиненном чьему-то верховному разуму, свергнута с пьедестала. На смену ей приходит тезис о свободе личности как таковой, и Карамзин приветствует эту теорию от всей души. В 1792 году он печатает в собственном литературном журнале «Московский журнал», повесть “Бедная Лиза”, в которой развивает теорию равенства личности не зависимо от социального положения. Помимо литературных достоинств повести, она для русской литературы ценная тем, что написана и издана на русском языке.

Начало царствования императора совпало с началом издания Карамзиным журнала “Вестник Европы”, девизом которого было "Россия есть Европа". Материалы, печатающиеся в журнале, импонировали взглядам Александра I, поэтому он благосклонно отнесся к желанию Карамзина написать историю России. Не просто дал разрешение, но именным указом назначил Карамзина историографом с достойным пенсионом в 2000 рублей, чтобы тот мог трудиться со всей отдачей над грандиозным историческим трудом. Начиная с 1804 года, Николай Михайлович занимается только составлением «Истории государства Российского». Император дает ему позволение работать для сбора материалов в архивах. Всегда был готов предоставить аудиенцию и обязательно сообщать о малейших затруднениях, если те возникнут.

Первые 8 томов “Истории” увидели свет в 1818 году и были раскуплены буквально за месяц. назвал это событие “совершенно исключительным”. Интерес к историческому труду Карамзина был громадный, и хотя он успел описать исторические события от первого упоминания о славянских племенах только до Смутного времени, которые составили 12 томов, значение этого исторического труда невозможно переоценить. Этот грандиозный труд лежал в основе практически всех последующих фундаментальных трудов по истории России. К сожалению, сам Карамзин не увидел свой труд изданным полностью. Он скончался от простуды, которую получил, проведя весь день на Сенатской площади в Петербурге во время . Это произошло 22 мая 1826 года.