Предпросмотр документа

HltlCИYKA
и

ДАТЕ Л ЬСТВО

9/f"IЭ"Я
«Д Е Т С К А Я

Л И Т Е Р А Т У Р А»

МОИ ПЕРВЫЕ КНИЖКИ

Е. Чарушин

НИКИТКА
и

РИСУНКИ дВТОРд

М О С КВд

Л И Т Е Рд Т УРд»

Сижу л RaR-тo и пишу.
НиRита на велосипеде,
спрашивает:

Подъезжает RO мне

Посмотрел

Ты пишешь, папа? Да? А про что ты пи-
шешь? Наверное, про что-нибудь интересное?
- Про интересное, - говорю. - Хочу напи-
сать RНИЖRУ ДJiл реблт. О том, RaR Женл на-
училсл говорить букву «Р». О том, RaR ты учил
воробупm.а летать. И RaRиe сны видит наш Том-
Rа. ТольRо ты мне не мешай.
3

А Никита обрадовалсл и кричит:
- Я тоже хочу писать! Я тебе помогать буду!
- Да ведь ты ещё не научилсл, - говорю. Ты не умеешь.
- Умею! - говорит. - Дай бумагу.
Вот взлл Никита бумажку, карандаш и стал
карандашом что-то на бумаге рисовать.
- Напиши, - говорю, - НикитушRа, назва-
ние первого рассRаза. Пиши вот таR: «Как Ни-
Rита учил летать воробушка».
Никита что-то написал и спрашивает:
- Е1цё про чего писать?

А теперь пиши: «Как НиRита уRусил To�1Ry)>.
- Ну уж про это л не хочу писать! - сказал НиRита. - Я ведь его нечалнно уRусил. Хо-
тел поRазать, RaR львы Rусаютсл. Не надо про
это писать! - Он слез со стула. - На бумагу, говорит. - Вот л тебе и помог!
Начал я эту бумагу читать. . . Ничего не смог
прочесть.
Ну-ка, может, тебе понлтно?

Есть у НиRиты деревлнный тигр, RроRодил
резиновый и слон. Слон из трлпоR сшит, а вну-
три у него вата.
А ещё есть у Ни:Rиты верёвочRа.
Вот заnрлтал Ни:Rита своего тигра под Rро-
вать, RроRодила - за Rомод, слона - под стол.
- Сидите там, - говорит. - Сейчас л на вас
охотитьсл буду!
А верёвочRа стала змеёй. Тоже под стулом
живёт, извиваетсл там.
- Начинаетсл охота! - Rричит НиRита.
Зарлдил он своё ружьё и пополз.
Полз, полз и на тигра наполз.
А тигр RaR зарычит страшным: голосом:
5

«Рррр-ррр-ры! »

А потом замлукал, как кошка:
«Млу-млу!»
Это, Rонечно, не тигр рычал и млукал, а сам
Никита.
- Бух! Ба- бах! - закричал Никита.
Это будто его ружьё выстрелило. Убил охот-
ник тигра и пополз дальше. Полз, полз и на ди-
кого слона наполз. Стоит слон, клыки вперёд
выставил и трубит хоботом, как в трубу:
«Тру! Трррр-ррр-руууу!)>
Это, конечно. Никита за него трубил.
«Бух, ба-бах!)>
Убил Никита слона и дальше пополз. Полз,
полз и до крокодила дополз. Крокодил зубами
ллзгает и мычит, как бык.
Это Никита от папы узнал, что крокодилы
мычат по-коровьи.
«Бух, ба- бах!» - убит кроRодил.
6

«Бух, ба-бах! » - и змея готова.
Всех перестрелял Никита и кричит:
- Вот я какой охотник! Никого не боюсь!

Летом приехали мы на дачу и пошли гулять.
- Ты что же, Никитушка, ружьё с собой не
берёшь? - спрашиваю. - Ведь ты же охотник.
- Ох, верно, я и забыл! - говорит Никита.
Побежал он домой, на1пёл своё ружьё под
кроватью, надел его через плечо и шагает со
мной рядом.
Идём мы лугом среди белых ромашек с жёл-
тенькими пуговками-середиНRами.
С цветов
бабочки
разноцветные слетают.
:Кузнечики от нас в стороны скачут.
И вдруг видим мы сорочонка. Он совсем та-
кой же, как и большая сорока, - чёрный с бе-
лым, только хвост покороче да сам поменьше.
Скачет от нас сорочонок по траве, крыльями
машет, а летать ещё не умеет.
Доскакал
до
рябинного
кустика и затаился в нём.
Гляжу: стал Никитка-охот-
ник на четвереньки - тоже
притаился. Шёпотом спраrпи-
вает меня:
- Папа! Папа! Можно мне
стрелять?

Стреллй, стреллй, - говорю. - Уж раз ты
охотник, так можно.
И вот пополз Никита по траве к сорочон:ку.
Долго полз с ружьём в py-Re. Совсем близко
подобралсл.
Вот прицелилсл. И вдруг как заорёт во всё
горло:
- Бух! Ба-бах!
А сорочонок выскочил из куста да как за-
кричит:
«Криии! Крээээ! Криии!»
Никита сразу ружьё наземь бросил - и ко
мне. Бежит, спотыкаетсл, падает.
Гллжу:

И сорочонок тоже удирает - только

В другую сторону.
Так друг от друга улепётывают: сорока в лес, а Никита - от сороки из лесу.
- Ты что же, охотничек? Чего испугалсл?
- Да как же! - говорит Никита. - Зачем
она, глупал, сама кричит!

Пошёл НиRита с папой гуллть. Идут по до-
рожRе и вдруг слышат - Rто-то чириRает:
«ЧилиR-чилиR!
ЧилиR-чилиR!
ЧилиR-чилиR!»
И видлт они, что это маленьний воробуrпен
прыгает по дороге. Нахохленный таной, прлмо
RaR шариR натитсл.
ХвостиR у него Rоротеньний, нлюв жёлтый,
и ниRуда он не улетает. Должно быть, не умеет.
- Смотри-Rа, папа, - занричал Нинита, воробей не настолщий!
А папа говорит:
- Нет, это настолщий воробей, да тольRо
маленьRиЙ. ПтенчиR это. Он, наверное, вывалил-
сл из своего гнезда.
9

Тут побежал Никита ловить воробьл и п ой

И стал этот воробушек жить у них

Клетке, а Никита кормил его муха"ги, червлчка-
ми и булкой с молоком.

И вот живёт воробей

И день и
есть просит. Ну

У Никиты.

Другой - и всё времл кричит:
и обжора какой! Чуть утром солнце покажетсл,
он зачирикает, всех разбудит.

Тогда Никита сказал:
- Я его научу летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и
начал учить.
Стал перед воробушком на корточки, замахал обеими руками часто-часто.
- Ты крыльлми вот так маrпи,
говорит.
А воробей ускакал под комод.
Ну, покормили воробьл ещё денёк. Опять по-
садил его Никита на пол - за урок принялсл.
Машет, машет руками. . . и: вдруг в о р обей тоже
-

Замахал крыльлми и полетел!
10

Вот он через нарандаш перелетел. Rарандаш
на полу валллсл.
Вот через красный пожарный автомобиль пе-
релетел. А как стал через неживую ношну-игруш-
ну перелетать, натннулсл на неё и упал.
- Плохо ты ещё летаешь, - сказал ему Ни-
кита. - Давай-на л тебл ещё денён понормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробуп1ен
через Никитину снамейну перелетел.
Через стул перелетел.
Через стол с кувшином перелетел.
Вот только через комод не мог перелететь и свалился.
Видно, надо его ещё немножко покормить.
На другой день Никита взлл воробьл с собой в сад и в траву посадил.
Воробей через кирпич перелетел.
Через пенён перелетел.
И стал уже через забор перелетать, да об
него стуннулсл и оплть повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от НиRиты уJ1етел.
Вот RaR здорово Никита научил его летать!

Я давно приметил в лесу одну полян ку с
рыжиками. Они там в траве рассыпаны, как
жёлтенькие пуговки. Такие маленькие, что в гор-
лышко бутылки пролезают. Их очень хорошо
солить.
Взяли мы по корзинке - я большую, а Ни-
кита маленькую - и отправились в лес. И Том-
ка с нами побежал.
Мы ещё и до поллнни с рыж икам и не до12

Томна закрутился, завертелся на одном
месте OROJIO ёлки - и стал принюхиваться.
И вдруг совсем близко от нас кто-то громко
захлопал крыльями.
Посмотрели мы за Rуст, а там ходит какая-
то удивительная курочка, ходит и на нас глядит.
Пёстренькая такая, мохнатые лапки, а на голо-
ве чёрный хохолок
то подымется колпачком,
то ляжет.
- Это кто?
спрашивает Никита.
- Тише, тише, - говорю я ему, - не пугай,
ш�11и, нан

Это рябчиха.
Вдруг курочка поползла по земле, как мышь,
потом встала столбиком, шею вытянула и ещё
громче захлопала крыльями. Похлопала, похло-
пала, взъерошилась вел, будто больная, и по-
скакала куда-то вбок.
- Чего это она так? - спрашивает Никита.
- Это она хитрит, говорю, - нашего
Том-
ну от цыплят отводит.
Тут и Томка увидал
рябчиху, раньше он только
чуял, а как ув идал, тан
сразу и кинулся на неё.
Рябчиха прихрамывает,
подлётывает, еле бежит от
собаки, будто она совсем
больная.
Притворяется.
А Томна рад: визжит,

Лает, вот-вот догонит рлбчиху, вот-вот за хвост
её схватит. Глупый ТоМRа.
Увела его рлбчиха далеко-далеко в лес, а
потом, видно, села на какое-ни будь дерево. Том-
ка где-то на одном месте лает.
Тут л говорю:
- Давай-ка, Никита, поищем с тобою цып-
ллт. Рлбчиха отсюда Томку не зрл увела - зна-
чит, тут где-то и затаились рлбчата.

Мы приподнлли с земли прелую еловую вет-
ку и видим: какой-то гриб поганка торчит на
тонкой ножке. А под поганкой сидит рлбчонок.
Спрлталсл и даже глаза закрыл.
Я цап его рукой и поймал.
- Готово! Попалсл маленький.
Вон он какой. Совсем как настолщий цыплё-
нок. Только поменьше, и весь полосатый и плт-
нистый. Это длл того, чтобы легче было прл-
татьсл.
-14

Ещё пуховый, а на крылышках перья - зна-
чит, уже летает-порхает. Они так и называются
в это времл: поршки.
Я и Никите дал подержать рябчонка.
- Что же будем с ним делать? - спраши-
ваю. - Унесём домой или оставим рябчихе? По-

Жалуй, он умрёт у нас дома без матери.
- Отдадим ря:бчихе, - говорит Никита.
Так мы и сделали.
Я разжал руку. А рябчонок сидит у меня на
ладони и не двигается:, боитсл очень.
Тут л немножко его подкинул, и он полетел.
Пролетел шагов плть, сел на землю да и
с глаз пропал - то ли в лмку сунулся, то ли
под какой-нибудь листочек залез или просто
прижался к земле. Только сразу потерллсл.
Ну и ловко прячутся эти рябчата!
Мы набрали с Никитой полные корзинки
рьпкиков и пришли домой.
А Томка поздно домой прибежал: его рябчи-
ха ещё долго обманывала - от дерева к дереву
водила.

Никита мне помог

Никита - охотник

Рябчонок.

ИЗДАТЕЛЬСТВО <<ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

В серии «Мои первые книжки» для детен дошкольного возраста
,в 1973 году издаются:
Ал е к се ев

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК

А н дерсен Г.-Х.
Ба

СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ

Ба рт о А.

ДОМ ПЕРЕЕХАЛ

Вангели С. - ШАПКА ГУГУЦЭ
В ос кре с енс к а

3. - ПАПИНА ВИШНЯ

Гайдар А. - СКАЗКА О ВОЕННОЙ ТАй НЕ,
О МАЛЬЧИШЕ-КИБАЛЬЧИШЕ И ЕГО ТВЕРДОМ СЛОВЕ
В ор он к ов а

Л. - МАША-РАСТЕРЯША

Марш а к С. - УСАТЫй-ПОЛОСАТЫЙ

Н е к ра с ов Н. - ДЕД МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ
Чу к ов с кий К.

МОйДОДЫР

Евrеннй Иванович Чаруwнн
ННКНТКд

Р�дактор Н. д, ТЕРЕХОВА.. Консультант
по
художественному
оформлению
М. АЛ!IНСКНН. Техннческнй редоктор
Г. Е. ГАФТ.
Корректор
Э. Л. ЛОФЕНФЕЛЬД.
Сдано в набор 3/1 1973 г. Подnнс�но к neч.!!ITJ.1 29/V 1973 r. Формат 70Х 1001/16 Бум. офс. №? 2.
Печ. л. 1. Усл. nеч. л. 1,3. Уч.-"1эд. л. 0,77, Тираж 1 800 ООО экз. Заказ № 189
Ценt1 5 коп.

Ответственнь1"1

Трудового

Кр11сного

Издательство

«Детская

Nнтература».

М. ЧеркасскнН
пер., 1
КалннннскнН
полиграфкомбннат
детском
литературы
Росглавпо-
лнrрофnрома Государственного комитета Совета Министров РСФСР no дел"м 1о1эд"тельств,
noлиrpttф+tн

0761-379
101(03)73

К.нижноН

Торговл1о1. Кt111иУин, проспект 50-летия Октября,


Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.

Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.

Мальчик Женя не умел говорить букву «р». Читать...


Выпал первый снег, и всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце - всё покрылось снегом. Читать...


В прошлом году я всю зиму жил на Камчатке. А ведь это самый край нашей Родины. Там я и весну встречал. Интересно начинается камчатская весна, не по-нашему. Читать...


Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк. Читать...


Есть такая деревня, называется Малые Сосны. Малые не потому, что сосны в лесу невелики, а потому, что ближняя деревня зовётся Большие Сосны. В отличие, значит, от той. Читать...


У Шарика шуба густая, тёплая, - он всю зиму по морозу бегает. Читать...


У нас в клетке жила ручная перепёлка. Такая маленькая дикая курочка. Вся коричневая, в светлых полосках. Читать...


Однажды на даче ко мне прибежал Никита и кричит... Читать...


Я давно приметил в лесу одну полянку с рыжиками. Они там в траве рассыпаны, как жёлтенькие пуговки. Читать...


Сговорились мы с приятелем побегать на лыжах. Зашёл я за ним утром. Он в большом доме живёт - на улице Пестеля. Читать...


Хорошо и привольно на Волге-реке! Читать...


Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору. Читать...


Жил в лесу волчишко с матерью. Читать...


Томка не любит, когда над ним смеются, - обидится, отвернётся. Читать...


Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит - кто-то чирикает... Читать...


Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп...» Читать...


Тюпу побили. Это Непунька, Тюпкина мамка, его отшлёпала. Сейчас ей не до него. Читать...


Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. «Что за зверь?», «Медведь-рыбак», «Перепёлка» - эти и многие другие произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.

С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа. Увлекательные тексты, сопровождаемые талантливыми иллюстрациями, пробуждают в юных читателях яркие чувства.

Никита Евгеньевич Чарушин, как и его отец, известный писатель и художник-график Евгений Иванович Чарушин, почти полностью посвятил своё творчество анималистической детской книге. Родился и вырос в Ленинграде, закончил живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Оформил более 90 изданий, среди которых детские книги В.Бианки, Р.Киплинга, С.Михалкова, С.Маршака, И.Соколова-Микитова, Б.Житкова, И.Сладкова, Е.Чарушина, Ф.Моуэта, Ф.Зальтена, С.Воронина. Лауреат всероссийских, всесоюзных, международных конкурсов детской книги. Работы Н.Е.Чарушина представлены в собраниях Третьяковской галереи, Русском музее, музеях Японии, Германии и других стран.

Художник в восьмом поколении, Никита Чарушин первый свой рисунок сделал в три года девять месяцев. Это был «Тигр», сразу же попавший на детскую художественную выставку. От отца – гениального художника Евгения Чарушина, охотника и знатока природы – сын унаследовал уважение к лесу, внимательность к каждому зверю и птице. Именно отец привил Никите культуру охоты, во время которой нужно больше смотреть, нежели стрелять. Через много лет Никита Чарушин напишет: «Благодаря охоте, когда в сложных условиях видишь зверя, или птицу, или как качается ветка от взлетевшей птицы, всё воспринимаешь острее, и эти впечатления наполняют меня до сих пор».

На формирование юного художника сильно повлияла среда, в которой он рос: среда друзей семьи, художников, придерживающихся традиций ленинградской школы, – В.М.Конашевича, В.И.Курдова, В.М.Васнецова и других. Очень многое, по словам самого Никиты Евгеньевича, в понимании искусства дали ему два года общения с В.В.Лебедевым. Под его руководством молодому Чарушину даже посчастливилось успеть сделать несколько книжных работ.

К книжной графике Никита Евгеньевич впервые обратился в 1959 году. С этого времени он начал сотрудничать с журналами «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Нева».

В ранних работах художественная манера Никиты Чарушина похожа на манеру отца: та же сосредоточенность на конкретном звере или птице, тот же минимализм, та же техника изображения меха и оперения. Причина – не только в неосознанном подражании, но и в том, что после смерти Евгения Ивановича сыну пришлось завершать серии рисунков, начатых им для книг, уже находившихся в портфелях издательств: это привязывало Никиту Чарушина к манере отца. При этом молодой художник находился в постоянных поисках собственного пути.

Никита Чарушин старался передать при изображении зверя и птицы те особенности, по которым их легко было бы узнать ребёнку, потому главной своей задачей считал не точное изображение, а создание образов зверей, отражение их стиля, характера.

Евгений и Никита Чарушины. Друзья. М.: Малыш, 1991

Достижению данной цели помогало изображение среды, из которой художник никогда не вырывал своих персонажей: в его иллюстрациях звери и птицы продолжают жить в природе по своим законам. Для Чарушина идея неразрывности любого создания со средой очень важна, он стремится донести эту идею до читателя.

Некоторая условность изображения вместе с лёгкостью передачи образа делают рисунки Никиты Чарушина похожими на китайскую живопись и на живопись импрессионистов. Сам Чарушин писал, что на него «чрезвычайное эмоциональное впечатление… оказал палеолит, затем архаический Китай …Ассирия – сцены охоты на львов, мексиканское анималистическое искусство». Но главным творческим импульсом для него была природа, ежедневные, пусть и небольшие, открытия, которые Никита Евгеньевич совершал, изучая её.

Евгений и Никита Чарушины. Друзья. М.: Малыш, 1991

Тяжело быть сыном гения. Неизмеримо тяжелее пойти тем же путём, продолжить его дело, ведь со стороны критиков сравнение всегда будет неизбежным и не всегда лестным.

Работы Никиты Чарушина похожи на работы его отца – и в смысле сюжетной и образной близости, и по самой технике рисунка. Но ведь талант отца был настолько велик, техника настолько нова и уникальна для русского искусства, что ученики, продолжатели просто не имели права не появиться!

Никита продолжил заложенные отцом анималистические традиции. Для этого нужна была не только духовная преемственность. Безусловно, требовался талант.

Несмотря на схожесть техник, отец и сын Чарушины – всё-таки разные художники. Их различие прежде всего – в отношении к увиденному в самом взгляде на мир. Если Евгений Иванович скорее портретист – в его работах велика эмоциональная концентрация на одном существе, то для зрелого Никиты зверь или птица – часть целого, природы.

Н.Чарушин, Е.Чарушин. Медведь-рыбак. М.: Малыш, 1981.

Анималистическое рисование для детской книги – не такая простая задача, как кажется: здесь мало хорошо рисовать животных. В данном случае искусство диктует незыблемый закон: достоверность – не в похожести изображения на бумаге на его живой прототип, а в способности передать ощущение жизни.

Обилие подробностей может заслонить образ зверя или птицы. Именно этим грешат многие художники, рисующие для анималистической книги: их книги теряют художественное начало и становятся похожими на справочники.

Про Никиту Чарушина и его отца говорили: «природники», «художники-природники». Это те, кто не «просто срисовывает всё подряд с натуры», а воспринимает своё посредничество между искусством и природой как высокую нравственную миссию. Они понимали, что цель подобного рисования – вызвать у ребёнка «удивление красотой животного» и с этого момента запечатлеть его образ как нечто необходимое в жизни.

Анималистов в детской книге всегда было мало. Талантливых тем паче. Зато если уж вырастает такой мастер, то становится кем-то вроде мага и волшебника, потому что показывает нам то, что мы «видим, да не видим», – природу, которую обычный городской житель даже если замечает, то не умеет или не хочет прочувствовать. А ведь эта слепота грозит нам катастрофой – жизнью в бетонно-пластмассовом мире! Зоркость же, к сожалению, редко проявляется у детей сама собой: чтобы развить её, нужно приложить значительные усилия. И тут-то может помочь анималистическая детская книга.

«Ценность же художника-природника… в высокой нравственной миссии – привнесении в творчество этического отношения человека к природе. Увиденная когда-то ветка или кочка с клюквой мне дороги до сих пор… Я не понимаю тех, кто потребительски относится к природе, – писал Никита Евгеньевич Чарушин. – Она меня поражает и удивляет всегда, и это удивление мне помогает жить в искусстве. Я буду считать, что моя жизнь прожита не зря, если моё искусство опосредованно сохраняет природу, ограждает её от уничтожения».

Анна Штейман. Удивление красотой // Остров сокровищ. - №11. - 2009.
Сканы иллюстраций: fairyroom.ru

Н.Сладков. С севера на юг. М.: Малыш, 1987.

Чарушин Евгений Иванович

Рассказы о животных

Чарушин Е. И. Рассказы о животных.

Что за зверь?

Выпал первый снег. И всё кругом стало белым. Деревья белые, земля белая, и крыши, и крыльцо, и ступеньки на крыльце -- всё покрылось снегом. Девочке Кате захотелось по снежку погулять. Вот она вышла на крыльцо, хочет по ступенькам спуститься в сад и вдруг видит: на крыльце, в снегу, какие-то ямки. Какой-то зверёк ходил по снегу. И на ступеньках следы, и на крыльце следы, и в саду следы.

"Вот интересно-то! -- подумала девочка Катя. -- Что за зверёк, тут ходил? Это надо узнать". Взяла Катя котлетку, положила ее на крыльцо и убежала. День прошёл, ночь прошла. Настало утро. Проснулась Катя -- и скорее на крыльцо: смотреть, съел ли зверёк её котлетку. Смотрит -- котлетка цела! Где её положила, тут она и лежит. А следов ещё больше стало. Значит, зверёк снова приходил. Тогда убрала Катя котлетку и положила вместо неё косточку. Из супа. Утром опять бежит Катя на крыльцо. Смотрит -- косточку зверёк тоже не трогал. Так что же это за зверёк такой? И косточек не ест. Тогда положила Катя вместо косточки красную морковку. Утром глядит -- морковки нет! Зверёк приходил и всю морковку съел! Тогда Катин папа сделал западню. Опрокинул на крыльце ящик кверху дном, подпёр его лучинкой, а к лучинке привязал бечёвкой морковь. Если морковку дёрнуть -- лучинка отскочит, ящик упадёт и накроет зверька. На следующий день и папа пошёл, и мама, и даже бабушка -- все пошли смотреть, не попался ли зверь в западню. А Катя впереди всех. Есть в западне зверь! Прихлопнул кого-то ящик, упал с подставки! Заглянула Катя в щёлочку, видит -- сидит там зверь. Белый-белый, пушистый-пушистый, глаза розовые, уши длинные, прижался в угол, морковку дожёвывает. Это кролик! Унесли его домой, на кухню. А потом сделали большую клетку. И он стал в ней жить. А Катя его кормила морковкой, сеном, овсом и сухарями.

Медвежонок

Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.

В зоопарке их всех посадили в одну клетку - бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью и ростом - кто побольше, кто поменьше.

Самый маленький - самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит.

А другие весёлые: борются, по клетке лазают, барахтаются, кричат, пыхтят - мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.

Один хоть и всех перерос, а есть не умеет по-настоящему.

Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так!

Другой, черноватый, с белым пятном-нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие - два вершка пролезет, на вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше - никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит - вниз съезжает.

Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит - лапы отдыхают.

Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.

Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит.

Медвежишко успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.

Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят.

Вдруг опять кто-то закричал.

Орёт во всё горло, надрывается.

А это тот самый сосун, который по-настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле - у клетки метла стояла.

Полез мишка по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы его по голове ударила.

Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает.

Дали ему опять соску.

Медвежата съели кашу. Так вывозились, что никакой масти не узнаешь - все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть.

Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают.

Медведь-рыбак

В прошлом году я всю зиму жил на Камчатке. А ведь это самый край нашей Родины. Там я и весну встречал. Интересно начинается камчатская весна, не по-нашему.

Как побегут ручьи, как вскроются камчатские речки, прилетает из Индии красный воробей-чечевица и везде поёт свою песню чистым, флейтовым свистом:

Чавычу видел?

Чавычу видел?

Чавычу видел?

А чавыча - это такая рыба лососёвой породы. И тут-то начинается самое интересное в камчатской весне.

В это самое время вся рыба из океана заходит в речки, в ручьи, чтобы в самых истоках, в проточной пресной воде метать икру.

Идёт рыба табунами, косяками, стаями; рыбы лезут, торопятся, толкаются, - видно, тяжело им: животы у них раздуты, полны икрой или молоками. Иногда они плывут так густо, что нижние по дну ползут, а верхних из воды выпирает.

Ох, как много идёт рыбы!

А говорят, в старину, когда на Камчатке было совсем мало людей, рыба шла ещё гуще. В старинных записях так и сказано, что весло в реках стояло и против течения шло «попом».

Все радуются, галдят. И тоже спрашивают друг друга:

Чавычу видел?

Чавычу видел?

Чавычу видел?

А она изредка проплывёт - эта чавыча - огромный, драгоценный лосось.

Плывёт она по дну среди мелкой рыбы - горбуши. Будто свинья с поросятами по двору проходит.

А через несколько дней вся эта рыба сваливается обратно, в солёную воду. Только уж не косяками, не табунами плывёт она, а вразброд, каждая по-своему. Кто - хвостом вперёд, а кого и по дну катит и выкатывает на берег, как гнилое полешко. Вся рыба еле живая, больная, «снулая». Выметала она икру и обессилела.

И теперь уже по всей Камчатке другие рыбаки орудуют. Кто каркает, кто крякает, кто рычит, кто мяучит.

Дикие рыбаки рыбачат.

Пойду-ка, думаю, в лес, отдохну, да и посмотрю лесных рыбаков. Как-то они с делом справляются. И ушёл далеко-далеко от селения.

Хорошо весной в лесу! Берёзы распускают свои клейкие листья, стоят прозрачные, будто не деревья, а дымок зелёный. Среди них темнеют плотные ели и высокий можжевельник.

Воздух чистый, лёгкий, еловой смолой пахнет, молодым листом, прелой землёй.

И хор птичий... И флейта поёт, и трель рассыпается, и чеканье, и посвисты.

Солнце печёт вовсю. А тень ещё холодная.

Я подошёл к берегу речки, притаился и сразу увидел рыбака.

Ай да мужик-богатырь! Ростом с воробья. Рыба его в тридцать раз больше.

Это голоногий куличишка рыбачит. Вокруг рыбы бегает, суетится, суетится, клюёт. А рыбу из воды на берег выкинуло - дохлая.

Пищит кулик, ногами семенит.

Потом прилетели две вороны. Спугнули кулика, а сами рыбу не трогают.

Видно, уже поели досыта. Как сели на отмель, так и заснули. Сидят, носатые, глаза закрыли. Налетели чайки с криком, с гамом. Стали потрошить эту рыбину. Одна голова осталась.

Как удачно я выбрал место!

Тут у речки крутая излучина, и всё, что поверху плывёт, вода выкидывает на берег.

Пока я тут был, трёх рыб к берегу прибило течением.

Гляжу - с того берега по камням спускается лиса. Паршивая такая. Шерсть клочьями на боках висит - сбрасывает зимнюю шубу Лиса Патрикеевна.

Спустилась она к воде, воровато схватила ближнюю рыбу и спряталась с нею за камень.

Потом опять показалась, облизывается. И вторую рыбу утащила.

Вдруг лай, вой, визг поднялся: прибежали собаки деревенские да как бросятся с обрыва к воде, к лисице. Видно, учуяли её сверху. Лиса берегом, берегом наверх - и в лес. Собаки за ней.

Ко мне подъехал Никита на велосипеде и захотел узнать: «Что я пишу?» Наверное, какой – то интересный рассказ.

Да! Придумываю рассказ, чтобы маленькие читатели узнали, как мальчуган Женя научился выговаривать звук «р». А также, про то, как Никита обучал воробья летать. И Никита сказал, что будет помогать. На что я ответил ему, что он не научился это делать. Но, мальчик был уверен, что справится. И стал водить ручкой по белому листу. И тут автор предложил написать о том, как Никита разучил воробья взлетать. Он стал что – то записывать. Он спросил, о чём ещё писать? Как детки на лошадке катались. А потом я предложил Никите написать, как он укусил щенка. На что мальчик сказал, что не специально это сделал. И не захотел об этом записывать. И ребёнок дал мне лист бумаги. И отправился к матери. Она к брюкам пуговичку прикрепляла. Но, когда я попытался прочитать, то увидел непонятные рисунки.

У моего сына – Никиты есть слон, набитый внутри ватой. Он посадил слона с тигром. И начал мяукать за игрушку. Затем, он изобразил звуки стрельбы. И звук из хобота слона.

Летними днями мы дышали свежим воздухом на даче. На прогулку я сыну предложил взять оружие. И здесь мы стали наблюдать за молодым птенцом сороки, у которого всё было меньше, чем у взрослой птицы. Мальчик прицелился и сказал: «Бах!» А птенец тоже по – своему закричал и они разбежались.

Когда мы гуляли, то услышали чириканье воробья. И заметили на земле короткохвостого маленького, похожего на надутый шарик птенчика. Мальчик взял его домой, и мы стали за ним ухаживать. И стал он его учить взлетать. Каждый день кормил и научил.

Надо любить птиц и животных. Внимательно наблюдать за ними на прогулке.

Картинка или рисунок Никита и его друзья

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Приключения Кроша Рыбакова

    В книге рассказывается о летней стажировке 9 класса на автобазе. Крош не обладал никаким техническим образованием, но хотел поводить автомашину при прохождении практики. Вместо этого Крош вместе с Петром Шмаковым работал в гараже

  • Краткое содержание Розенкранц и Гильденстерн мертвы Стоппард

    Посреди пустынной местности двое мужчин в пестрых костюмах придворных сосредоточенно играют. Один вынимает монету из кошеля, бросает ее, другой называет