Ференц Лист краткая биография венгерского композитора, пианиста, педагога и дирижера, изложена в этой статье.

Ференц Лист биография кратко

Ференц Лист появился на свет 22 октября 1811 года около венгерского городка Шопрон в семье разорившегося дворянина. Музыкальной грамоте обучался в Вене. Его педагогами были Черни (обучал игре на фортепиано), Сальери, Рейхи и Паэр (обучали композиции).

С 9-ти лет стал выступать с концертами и прославился как пианист-виртуоз. В период 1823-1835 годов он проживал и выступал в Париже. Здесь начал свою педагогическую и композиторскую деятельность. Ференц Лист познакомился с Шопеном, Сандом и Берлиозом. В 1835-1839 годах совершил путешествие по Италии и Швейцарии. Свое мастерство пианиста довел до совершенства. Также он создал принцип программности – когда музыка сочиняется для определенного образа или сюжета.

До 1848 года вел активную концертную деятельность в Европе, после чего осел в Веймаре. Лист нанялся на должность придворного капельмейстера и продолжал создавать музыкальные произведения. Ференц Лист был очень впечатлительной личностью. Спустя некоторое время его стала разочаровывать окружающая обстановка интриг и зависти. Композитор оставляет работу и вновь переезжает. В 1861 году он проживал в Риме, потом в Будапеште и вновь в Веймаре.

Композитор в 1865 году принимает аббатский сан и посвящает себя педагогической деятельности. По его инициативе в 1875 году в Будапеште открывается Музыкальная академия, в которой Лист стал первым профессором и президентом.

Творчество Ференца Листа — «Годы странствий», «После чтения Данте», Фауст-симфония» «Симфония к “Божественной комедии”», «Этюды трансцендентного исполнения», симфонические этюды, рапсодии и фортепианные концерты.

  • Особенность творчества Листа – оригинальность и богатство произведений.
  • Композитор выделялся аристократичной внешностью и пользовался у женщин успехом. У него были романтические отношения с графиней Мари д’Агу, которая на тот момент была замужем. Но бурные отношения влюбленных привели к тому, что д’Агу ушла от мужа и перестала общаться со всеми своими знакомыми. Ференц и Мари отправились сначала в Швейцарию, потом в Италию. У них родилось 2 дочки и сын. Когда в Венгрии было разрушительное наводнение, то композитор решил отправиться на Родину, чтобы помочь землякам. Но графиня д’Агу отказалась ехать с ним. Ференц Лист в Венгрии познакомился с княгиней Виттенштейн, замужней католичкой. Он захотел на ней жениться, однако русский император и Папа Римский не давали разрешения на развод княгини. В тот период умирает сын Листа и графини д’Агу. Композитор ударился в депрессию и у него развились мистические, религиозные чувства.
  • Он верил, что искусство это инструмент борьбы со злом и влияния на людей.
  • Его называют основателем мастер-классов для музыкантов. Дома он проводил бесплатные мастер-классы для музыкантов из других стран.
  • Император Франц Иосиф в 1859 году возвел Ференца Листа в рыцари. Его полное имя отныне звучало как Франц Риттер фон Лист.
  • Обладал очень длинной кистью руки.
  • Дочь Казима была женой композитора Вагнера.

Ференц (Франц) Лист (Liszt) – один из гениальнейших пианистов и композиторов XIX столетия. Венгр по национальности, он родился 22 октября 1811 г. в Райдинге (венг. Доборьян), близ Оденбурга, в Австро-Венгрии (ныне это селение находится в Австрии). Уже в 9-летнем возрасте замечательный мальчик вызывал удивление и восторг местного общества развитием исполнительской техники и оригинально-вдохновенным характером своих импровизаций. При помощи местных магнатов он получил в Вене прекрасное музыкальное образование, под руководством известного пианиста Черни и композитора Сальери . В 1823 году Лист в качестве виртуоза и импровизатора посетил Вену, Мюнхен, Париж, Лондон и некоторые другие столицы и большие города, повсюду концертируя с необычайным успехом. В 1824 г. Лист написал оперетку «Дон Санчо», имевшую большой успех на сцене парижской оперы. В 1826 г. он изучал контрапункт под руководством Антона Рейха. Около того же времени глубокая религиозность юноши чуть не разрушила его блестящего будущего: в порыве религиозного увлечения, Лист решил посвятить себя богословию, и лишь настоятельные просьбы отца отклонили его от осуществления этого плана.

Ференц Лист, фото 1843

После смерти отца (1827), Лист в качестве учителя музыки и композитора поселился в Париже. Впечатления июльской революции (27 июля 1830 г.), связанные с нею религиозно-церковные движения (сенсимонизм , теории Ламеннэ) и дружный протест против шаблонного классицизма в литературной и музыкальной сфере (Жорж Санд , Виктор Гюго , Берлиоз ) расширили кругозор молодого композитора и определили направление его дальнейшего развития. Не менее глубокое и благотворное влияние на музыкальное развитие Листа имела игра Паганини , концертировавшего в Париже в 1831 г.

Ференц Лист. Лучшее

В 1838 г. Лист появился на венской эстраде уже в полном блеске своей гениальной оригинальности, как основатель новой эпохи в области фортепьянной игры и творец нового музыкального стиля. Колоссальный успех, сопровождавший его во всех путешествиях с 1838 по 1847 г. и делавший концертанта триумфатором, обусловливался не только удивлением перед его поразительной, побеждающей всякие трудности техникой, но также благородством, глубиною и грацией, проникавшими его собственные творения и образцовое исполнение чужих произведений.

Осыпанный наградами и почестями, почетными дипломами и придворными назначениями, Лист в 1848 г. поселился в Веймаре и здесь, в кругу даровитых учеников и последователей, пропагандировал свои музыкальные идеи, как учитель, дирижер, писатель и композитор. В 1861 г. Лист переселился в Рим. С 1876 г. он состоял председателем венгерской музыкальной академии в Будапеште, живя попеременно здесь, в Риме и Веймаре. Он умер 31 июля 1886 г. в Байрейте.

Имя: Ференц Лист (Ferencz Liszt)

Возраст: 74 года

Рост: 185

Деятельность: композитор, пианист, дирижёр, педагог

Семейное положение: не был женат

Ференц Лист: биография

Ференц Лист – один из величайших пианистов XIX века. Признанный во всем мире представитель жанра романтизма в музыке, виртуозный исполнитель, педагог и создатель Веймарской школы. История жизни музыканта Ференца Листа началась в городе Доборьян, в Венгрии. Талантливый парень родился в семье чиновника и домохозяйки. Отец Адам Лист состоял на службе у князя Эстерхази. Детские годы Адам провел в княжеском оркестре. Подростком Лист играл на виолончели.


Анна-Мария Лист родилась в Кремсе-на-Дунае. В 9 лет женщина стала сиротой. Это и стало причиной переезда в Вену. Родители прославленного музыканта поженились в январе 1811 года. В октябре того же года родился Ференц. Парень оказался единственным ребенком в семье.

Адам Лист заботился о развитии музыкального таланта у сына, поэтому с младых лет приступил к урокам. В церкви Ференц учился пению и игре на органе. Первое выступление юного музыканта состоялось в 8 лет. Отец заставлял ребенка играть на рояле в домах знатных вельмож.

Творчество должно развиваться. Так считал Адам Лист, поэтом с сыном отправился в Вену, где жили лучшие учителя музыки. К органу добавилось фортепиано, азы игры на котором Ференц постигал у Карла Черни. Отцу талантливого музыканта удалось договориться о бесплатных уроках.


Великий педагог не пришел в восторг от ребенка, так как мальчишка показался физически слабым. Благодаря сотрудничеству с Черни Лист получил уникальный дар – универсальность. Теоретические занятия проводил Антонио Сальери, который каждый раз поражался таланту юного артиста.

Как и отец, Ференц благоговел перед именитым маэстро . Поэтому когда после очередного концерта, на котором выступал Лист, музыкант подошел и поцеловал парня в знак уважения, Ференц пришел в восторг. Это событие юноша вспоминал до конца дней.


Не все было так гладко в биографии Ференца Листа. В возрасте 12 лет музыкант отправился покорять Париж. Молодой человек желал поступить в Парижскую консерваторию, но из-за того, что Ференц не являлся французом, получил отказ. Покидать Францию отец и сын не хотели. Чтобы заработать на жизнь Ференц выступал с концертами.

Уроки музыки продолжались. Лист посещал педагогов Парижской консерватории, в числе которых были Антонин Рейх, Фердинандо Паер. Настают тяжелые для Ференца времена. Адам Лист скончался, когда сыну было 16 лет. Это потрясение отразилось на моральном состоянии музыканта. Почти 3 года младший Лист находился в депрессии.

Музыка

Музыкальный талант композитора отец Адам Лист развивал с детства, поэтому неудивительно, что Ференц стал сочинять произведения в юном возрасте, в том числе этюды. Когда подростку исполнилось 14 лет, Лист приступил к созданию оперы «Дон Санчо, или Замок любви». Эта работа воодушевила многих, поэтому была представлена на сцене Grand Opera в 1825 году.


После смерти отца музыкант один на один встретился с миром. Как раз в это время началась Июльская революция. Вокруг кипела жизнь, везде звучали речи о справедливости. В голове композитора возникла идея создания «Революционной симфонии». Концерт за концертом, появлялись новые друзья, среди которых присутствовали Гектор Берлиоз и .

Скрипач воодушевил Ференца, поэтому на время музыкант отказался от концертов и вернулся к совершенствованию техники. К этому периоду жизни Листа относится переложение каприсов Паганини. В музыкальном мире данная работа до сих пор признается блестящей и неповторимой.

Ференц понимает, что призвание кроется не только в создании музыки, но и педагогике. До конца жизни Лист учит юных дарований искусству. На работу композитора оказывало влияние творчество .

В те годы ходили слухи, что Шопен скептически относился к работе Листа. Но после встречи в Париже Фридерик признал, что Ференц – это виртуоз и художник-исполнитель. Музыкант дружил с , Альфредом де Мюссе.


В Швейцарии Ференц Лист приступил к работе над сборником пьес «Годы странствий». Творчество оказалось не единственным хобби музыканта. Листа приглашали преподавателем в Женевскую консерваторию. Концерты в Париже не имели популярности из-за того, что жители города увлеклись музыкой Сигизмунда Тальберга.

Вскоре Ференц организовал сольный концерт, исключив участие в мероприятии других музыкантов. Это решение оказало влияние на представление людей о выступлениях. Теперь итальянцы и жители Европы четко разграничивали салонные и концертные события.

Мечта посетить Венгрию долго не оставляла в покое семью Листа, поэтому музыкант отправился в большое путешествие. Ференца торжественно встретили в Венгрии и Австрии. Жители этих стран могли вживую услышать исполнение музыканта, известного во всем мире. После одного из концертов признание выказал давний конкурент Листа Сигизмунд Тальберг.

Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. В течение 6 лет музыкант посетил Россию, объехал Европу, встретился с жителями Турции, Португалии и Испании. Русская музыка в какой-то момент поглотила Ференца. Итогом увлечения стал сборник отрывков из русских опер.


В 1865 году тематика работы Листа изменилась. Это связано с тем, что мужчина принял малый постриг в аколиты. Отныне творчество Ференца перешло в разряд духовной музыки. Позднее композитор представил оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», псалмы, венгерскую коронационную мессу и рекием.

Через 10 лет Лист принимает решение о переезде в Венгрию. В Пеште музыканта приглашают на должность президента Высшей школы музыки. Среди учеников Ференца оказались Карл Таузиг, Эмиль фон Зауэр, Софи Ментер, Мориц Розенталь. В этот период музыкант создаст «Забытые вальсы» и рапсодии для фортепиано, завершит цикл «Венгерских исторических портретов».

Личная жизнь

Вскоре после смерти отца Ференц Лист встретил графиню Мари д’Агу. В те годы девушка с небывалой любовью относилась к современному искусству. Помимо этого, Мари писала книги, но публиковала произведения под псевдонимом Даниель Стерн. Примером для подражания д’Агу считала Жорж Санд.


Роман между замужней дамой и музыкантом закружился стремительно. И спустя некоторое время Мари покинула супруга, а вместе с ним и привычное общество. С Ференцом девушка отправилась в Швейцарию. Молодые люди так и не поженились официально. В этом своеобразном браке родились три ребенка: дочери Бландина и Козима, сын Даниэль.

Бландина Лист позже вступила в союз с французским политиком Эмилем Оливье. Девушка умерла в 27 лет. На счету Козимы оказалось два брака. Первый раз дочь Листа вышла замуж за пианиста Ганса Бюлова, позже ушла от мужчины к . Единственный сын музыканта Даниэль скоропостижно скончался в 20 лет из-за туберкулеза. Это стало серьезным потрясением для отца.


Счастье Мари и Ференца закончилось после знакомства музыканта с супругой Николая Петровича Витгенштейна Каролиной. Это знаменательное событие произошло в 1847 году. Любовь с первого взгляда заставила семейных людей пойти на преступление: бросить все и сбежать.

Из-за религиозности Каролины требовалось разрешение папы римского и русского императора на новый брак. Ференц отправился ради этого в Европу. Годы шли, но получить желаемого так и не удавалось. Тогда Витгенштейн и Лист решили поехать в Рим.

Смерть

В 1886 году Ференц Лист участвовал в фестивале. Погода была плохой, поэтому музыкант простудился. Должного лечения пианист не получил. Это привело к осложнениям – воспалению легких. Постепенно Лист терял физические силы, а болезнь затрагивала и другие органы, в том числе сердце.


Вскоре у Ференца обнаружили сильные отеки ног, которые мешали свободно передвигаться музыканту. Обходиться без посторонней помощи Лист не мог. 19 июля 1886 года прошел последний концерт великого творца. Через 12 лет родственники Ференца заявили о кончине музыканта. Смерть настигла Листа на руках камердинера в гостинице.


Усыпальница Ференца Листа

Автор «Венгерской рапсодии» стал героем картины «Грезы любви» уже после кончины. Двухсерийный художественный фильм рассказывает о путешествии музыканта в Россию. Главной темой сюжета стало знакомство с возлюбленной Каролиной Витгенштейн. На официальном фото к фильму Ференц Лист предстает загадочным персонажем, обладающим двумя сторонами личности – черной и белой.

Произведения

  • 1835 – 1854 - «Годы странствий»
  • 1838, 1851 - Этюды по каприсам Паганини
  • 1840 – 1847 - «Венгерские рапсодии»
  • 1850 - «Прометей»
  • 1850 – 1854 - «Плач о героях»
  • 1854 - «Орфей»
  • 1857 – 1862 - «Легенда о святой Елизавете»
  • 1858 - «Гамлет»
  • 1870 – 1886 - «Венгерские исторические портреты»
  • 1881 – 1882 - «От колыбели до могилы»

Введение

Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt ; 22 октября 1811, Райдинг, Австрийская империя - 31 июля 1886, Байройт, Германия) - австро-венгерский композитор, пианист, педагог, дирижёр, публицист, один из крупнейших представителей музыкального романтизма.

1. Характеристика

Лист стал величайшим пианистом XIX века. Его эпоха была расцветом концертного пианизма, Лист был в авангарде этого процесса, имея безграничные технические возможности. До сих пор его виртуозность остается ориентиром для современных пианистов, а произведения - вершинами фортепианной виртуозности.

В 1843 году Лист совершил вместе с тенором Джованни Батиста Рубини гастрольное концертное турне по Голландии и Германии.

Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 г. (последний концерт был дан в Елисаветграде), после этого Лист выступал редко.

Как композитор Лист сделал массу открытий в области гармонии, мелодики, формы и фактуры. Создал новые инструментальные жанры (рапсодия, симфоническая поэма). Сформировал структуру одночастно-циклической формы, которая намечалась у Шумана и Шопена, но не была развита так смело. Лист активно пропагандировал идею синтеза искусств (единомышленником его в этом был Вагнер). Он говорил, что время «чистых искусств» закончилось (этот тезис выдвигается к 1850-м гг.). Если Вагнер видел этот синтез в связи музыки и слова, то для Листа он более связан с живописью, архитектурой, хотя и литература играла большую роль. Отсюда такое обилие программных произведений: «Обручение» (по картине Рафаэля), «Мыслитель» (скульптура Микеланджело на надгробии Лоренцо Медичи) и множество других. В дальнейшем идеи синтеза искусств нашли широкое применение, вплоть до наших дней.

Лист верил в силу искусства, которое может влиять на огромные массы людей, бороться со злом. С этим связана его просветительская деятельность.

Лист вёл педагогическую деятельность. К нему в Веймар приезжали пианисты со всей Европы. В своём доме, где был зал, давал им открытые уроки, причём никогда не брал за это денег. Среди других его посетили Бородин, Зилоти и Альберт.

Дирижёрской деятельностью Лист занялся в Веймаре. Там он ставил оперы (в том числе Вагнера), исполнял симфонии.

Среди литературных работ - книга о Шопене, книга о музыке венгерских цыган, а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.

2. Биография

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в местечке Доборьян (австрийское название Райдинг), комитат (область) Шопрон.

2.1. Родители

Отец Франца Листа, Адам Лист (1776-1826) служил у князя Эстерхази «надсмотрщиком за поголовьем овец». Это была почётная и ответственная должность, так как стада овец были главным богатством семьи Эстерхази. Князья поощряли искусство. До 14 лет Адам играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном. После окончания католической гимназии в Прессбурге (ныне Братислава) Адам Лист поступил послушником во францисканский орден, но спустя два года решил из него уйти. Говорят, он на всю жизнь сохранил дружбу с одним из францисканцев, что, как предполагают некоторые исследователи, вдохновило его назвать сына Францем, а сам Лист, также поддерживая связи с францисканцами, в поздние годы жизни вступил в орден. Адам Лист сочинял, посвящая свои произведения Эстерхази. В 1805 он добился своего назначения в Эйзенштадт, где располагалась резиденция князей. Там в 1805-1809 в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами, включая Керубини и Бетховена. В 1809 Адам был отослан в Райдинг. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром отца и впоследствии стал кумиром сына.

Мать Франца Листа, урождённая Анна Лагер (1788-1866), родилась в Кремсе (Австрия). Осиротев в 9 лет, была вынуждена переехать в Вену, где работала горничной, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 Адам Лист, приехав в Маттерсбург навестить отца, познакомился с ней, а в январе 1811 года они поженились.

В октябре 1811 г. рождается сын, ставший их единственным ребёнком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист - игре на органе. После трёхлетних занятий, Ференц в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везет его в Вену.

С 1821 г. Лист занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни, который согласился учить мальчика безвозмездно. Великому педагогу мальчик поначалу не понравился, так как был слаб физически. Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери. Выступая на концертах, Лист производил сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.

2.2. Париж

После Вены Лист едет в Париж (в 1823 г.). Целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. Однако отец решил остаться в Париже, несмотря на сложное материальное положение. Из-за этого приходилось постоянно организовывать выступления. Так в раннем возрасте начинается профессиональная деятельность Листа. Занимались с Листом педагоги из той же Парижской консерватории (среди них были такие выдающиеся музыканты, как Фердинандо Паэр и Антонин Рейха), однако никто больше не учил его фортепианной игре. Черни был последним его педагогом по фортепиано.

В этот период Лист начинает сочинять - в основном, репертуар для своих выступлений - этюды. В 14 лет начал оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которая даже была поставлена в Grand-Opera (в 1825 г.).

В 1827 г. умер Адам Лист. Ференц тяжело переживал это событие, около 3 лет был в подавленном состоянии. К тому же его раздражала его роль «паяца», диковинки в светских салонах. Из-за этих причин на несколько лет Лист выключается из жизни Парижа, был даже опубликован его некролог. Возрастает мистическое настроение, и прежде замечавшееся в Листе.

В свете Лист появился только в 1830 г. Это год Июльской революции. Листа увлекла бурная жизнь вокруг него, призывы к справедливости. Возникает идея «Революционной симфонии», в которой должны были быть использованы революционные песни. Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертирует. Очерчивается круг близких ему музыкантов: Берлиоз (создавший в это время «Фантастическую симфонию»), Паганини (приехавший в Париж в 1831 г.). Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. Это был первый и чрезвычайно блестящий опыт в фортепианном переложении, которое впоследствии Лист довел до столь высокой степени. На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен (который к Листу относился скептически, не успев увидеть расцвета его творчества после 1848 г. и видя в нём только виртуоза). Среди знакомых Листа также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.

Около 1835 г. выходят статьи Листа о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую никогда не оставлял.

В начале 30-х гг. Лист знакомится с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд. Она увлекалась современным искусством. Графиня имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Даниель Стерн. Творчество Жорж Санд было для неё эталоном. Графиня д’Агу и Лист были в состоянии романтической влюбленности. В 1835 г. графиня ушла от мужа и порвала все связи со своим кругом. Вместе с Листом она уезжает в Швейцарию - так начинается следующий период жизни Листа.

2.3. «Годы странствий»

С 1835 по 1848 годы длится следующий период жизни Листа, за которым закрепилось название «Годы странствий» (по названию сборника пьес).

В Швейцарии Лист и Мари д’Агу жили в Женеве и по временам в каком-нибудь живописном селении. Лист делает первые наброски пьес для сборника «Альбом путешественника», которые впоследствии стал «Годами странствий» (фр. «Années de pèlerinage» ), преподает в Женевской консерватории, иногда ездит в Париж с концертами. Однако Париж уже увлечён другим виртуозом - Тальбергом, и Лист не имеет былой популярности. В это время Лист уже начинает придавать своим концертам просветительскую тематику - играет симфонии (в своём переложении для фортепиано) и концерты Бетховена, парафразы на темы из опер и др. Вместе с д’Агу Лист пишет статью «О роли искусства и положении художника в современном обществе» (см. выше). В Женеве Лист не выпал из активной европейской жизни. К нему приезжали друзья из Парижа, в том числе Жорж Санд.

В 1837 г., уже имея одного ребёнка, Лист и д’Агу едут в Италию. Здесь они посещают Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию - центры искусства и культуры. Из Италии Лист писал очерки о местной музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. Для них был избран жанр письма. Адресат большей части писем - Жорж Санд, которая отвечала Листу также очерками в журнале.

В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов. Это было смелое и дерзкое решение, которое окончательно обособило концертные выступления от салонных.

К этому же времени относятся фантазии и парафразы на темы из опер (в том числе из «Лючии» Доницетти), переложения Пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию (1839), где оканчивает переложение симфоний Бетховена на фортепиано.

Лист давно мечтал поехать в Венгрию, однако его подруга Мари д’Агу была против этой поездки. В это же время в Венгрии произошло большое наводнение, и Лист, обладая уже огромной популярностью и славой, посчитал своим долгом помочь соотечественникам. Таким образом с д’Агу произошёл разрыв, и в Венгрию он уехал один.

Австрия и Венгрия встретили Листа триумфально. В Вене после одного из концертов к нему подошёл Тальберг, давний его конкурент, признав превосходство Листа. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъема нации. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах, преподносили ему дары. Средства от концертов Лист перевёл в пользу пострадавших от наводнения.

Между 1842 и 1848 гг. Лист несколько раз объехал всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Это был пик его концертной деятельности. В России Лист был в 1842 и 1848 гг. В Петербурге Листа слушали выдающиеся деятели русской музыки - В. В. Стасов, А. Н. Серов, М. И. Глинка. При этом Стасов и Серов вспоминали о своём потрясении от его игры, а Глинке Лист не понравился, он выше ставил Фильда.

Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку «Руслана и Людмилы», сделал фортепианную транскрипцию «Марша Черномора», вёл переписку с композиторами «Могучей кучки». В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, Лист издал сборник избранных отрывков из русских опер.

В это же время достигает пика просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он включает множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 г. были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внес недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору.

Однако через некоторое время Лист разочаровывается в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекращается.

В это время Лист знакомится с Каролиной Витгенштейн, женой русского генерала. В 1847 г. они решили соединиться, но Каролина была замужем, и, кроме того, истово исповедовала католицизм. Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и Папа римский.

2.4. Веймар

В 1848 г. Лист и Каролина обосновываются в Веймаре. Этот выбор был обусловлен тем, что Листу были даны права руководить музыкальной жизнью города, к тому же, Веймар был резиденцией герцогини - сестры императора Николая I. Видимо, Лист надеялся через неё повлиять на императора в деле развода. Лист принялся за оперный театр, обновил репертуар. Очевидно, после разочарования в концертной деятельности он решил перенести просветительский акцент на деятельность постановщика. Поэтому в репертуаре появляются оперы Глюка, Моцарта, а также современников - Шумана («Геновева»), Вагнера («Лоэнгрин») и других. В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Однако и в этой области Листа ждала неудача. Публика была недовольна репертуаром театра, труппа и музыканты жаловались.

Главный итог веймарского периода - напряженная композиторская работа Листа. Он приводит в порядок свои наброски, заканчивает и перерабатывает множество своих сочинений. «Альбом путешественника» после большой работы стал «Годами странствий». Здесь же появляются фортепианные концерты, рапсодии (в которых использованы мелодии, записанные в Венгрии), Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы.В Веймар к Листу приезжают молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки.

Совместно с Каролиной Лист пишет статьи, эссе. Начинает книгу о Шопене. К этому времени относится сближение Листа с Вагнером на почве общих идей. В начале 50-х гг. создается Союз немецких музыкантов, так называемые «веймарцы», в противоположность «лейпцигцам» (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в печати между этими группами возникали ожесточенные конфликты.

В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно тает, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умирает сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усиливаются мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решают ехать в Рим замаливать грехи.

2.5. Поздние годы

В начале 60-х годов Лист и Каролина переселяются в Рим, но живут в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал монахом, и в 1865 г. он принимает малый постриг и звание аббата. Творческие интересы Листа лежат теперь преимущественно в области церковной музыки: это оратории «Святая Елизавета», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса (нем. Kronungsmesse ). Кроме того, появляется третий том «Годов странствий», насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко.

В 1866 г. Лист едет в Веймар, начинается так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжают молодые музыканты - среди них Григ, Бородин, Зилоти.

В 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподает, среди его учеников - Эмиль фон Зауэр, Александр Зилоти, Эжен Д’Альбер, Мориц Розенталь, Игнац Фридман и многие другие. Пишет «Забытые вальсы» и новые рапсодии для фортепиано, цикл «Венгерские исторические портреты» (о фигурах венгерского освободительного движения).

Дочь Листа Козима в это время стала женой Вагнера (их сын - известный дирижёр Зигфрид Вагнер). После смерти Вагнера она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байройте. На одном из фестивалей в 1886 г. Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление легких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отеков ног он передвигался лишь с посторонней помощью.

3. Интересные факты

    В 1842 году Ференц Лист в 24 часа выслан из Петербурга. Кроме того, полицмейстер сообщил ему высочайшую волю: Лист не должен более приезжать в столицу России никогда.

    Лист исполнял в музыкальном обществе в Байройте свое новое произведение. Это была чрезвычайно сложная композиция, написанная в быстром темпе. Лист сыграл ее с присущей ему виртуозностью и закончил игру под восторженные аплодисменты. Польщенный Лист вежливо поклонился публике и гордо сказал:

Только два пианиста в Европе могут так исполнить это произведение - я и Ганс фон Бюлов!Тогда присутствовавший на этом вечере молодой Жорж Бизе подошёл к роялю, сел и с не меньшей виртуозностью исполнил только что услышанное произведение без нот, по памяти. - Браво! - воскликнул смущенный Лист. - Но, мой молодой дружище, не следует так напрягать свою память, вот вам ноты.Бизе вторично, теперь уже по нотам, прекрасно сыграл произведение маэстро. - Поздравляю, - протянул ему руку Лист. - Теперь вы - третий в Европе!

4. Произведения

Всех сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперед в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina comedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым, в 1887 г.), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).

Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851-1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклор­ные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий. При этом следует заметить, что жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа. Рапсодии создавались в следующие года: № 1 - около 1851 года, № 2 -1847 год, № 3-15 - около 1853-го, № 16 - 1882 год, № 17-19-1885 год.

Литература

    Лист Ф. "Письмо о дирижировании"

    Christern, «F. Liszt nach seinem Leben und Wirken aus authentischen Berichten dargestellt» (Лпц.)

    Schuberth, «Franz Liszt’s Biographie» (Лпц., 1871); Heymann, «L’abbé Liszt» (П., 1871)

    П. А. Трифонов, «Франц Лист» (СПб., 1887)

    Janka Wohl, «François Liszt», в «Revue internationale» (1886), L. Ramann, «Franz Liszt, als Künstler und Mensch» (Лпц., 1880)

    К. Pohl, «Franz Liszt. Studien und Erinnerungen» (Лпц.).

    Гаал Д. Ш. Лист. - М. «Молодая гвардия», 1977. - 319 с. - (ЖЗЛ; Вып. 572). - 100 000 экз.

    Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: Сб. научных трудов / Сост. Г. И. Ганзбург. Под общей ред. Т. Б. Веркиной. - Харьков: РА - Каравелла, 2002. - 336 с. ISBN 966-7012-17-4

    Demko Miroslav: Franz Liszt compositeur Slovaque , L´Age d´Homme, Suisse, 2003.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Крупнейший композитор-романтик, пианист феноменального дарования и дирижер, музыкально-общественный деятель неиссякаемой энергии и педагог, воспитавший многочисленных учеников, музыкальный писатель, Ференц Лист внес огромный вклад в мировую культуру. Разные страны могут гордиться тем, что его имя неотделимо от их культуры: Венгрия - родина Листа, Франция, где прошла его юность, и где он стал великим артистом, Швейцария и Италия, где он с особой силой ощутил в себе не виртуоза, но прежде всего художника, Германия, с которой связан центральный, наиболее плодотворный период его творчества. Менялся характер его деятельности, но неизменно сохранялась ее просветительская направленность. И как дирижер, и как пианист-исполнитель, и как музыкальный критик, Лист без устали пропагандировал лучшие сочинения мировой музыки, стремясь приобщить к ним самого широкого слушателя, а также сделать известным творчество композиторов-новаторов.

Лист прожил не просто долгую (75 лет), но необыкновенно интенсивную творческую жизнь. Жанры, к которым он обращался, весьма разнообразны. В его наследии есть опера и оратории, в том числе духовные, симфонии и симфонические поэмы, множество фортепианных сочинений, хоры и сольные песни, а общее число сочинений превышает 1200.

Детские годы Листа прошли в Доборьяне , одном из венгерских поместий князей Эстергази, где отец будущего композитора служил смотрителем овчарни. Ференц Лист рос вундеркиндом. Исключительные музыкальные способности, проявившиеся в очень раннем возрасте, он унаследовал от отца, который и стал его первым учителем. В 9 лет Лист уже дал свой первый сольный концерт, сыгравший в его судьбе решающую роль: несколько богатый венгерских магнатов решили спонсировать обучение гениального ребенка в одном из европейских культурных центров. В конце 1820 года отец повез его в Вену .

В Вене учителем Листа по фортепиано стал знаменитый педагог Карл Черни , ученик Бетховена, занимавшийся с ним бесплатно в течение полутора лет, а по композиции — 70-летний Антонио Сальери, учитель Бетховена. Встретился Лист и с самим Бетховеном, присутствовавшим на одном из его концертов. Бетховен, угадавший в ребенке гениальный талант, подойдя к роялю, при всех поцеловал его (Лист гордился этим всю свою жизнь).

Парижский период (1823 - 35)

Мечтая учиться в прославленной Парижской консерватории, Лист вместе со своим отцом переезжает в столицу Франции. Однако ему, как иностранцу, было отказано в приеме . Юноше пришлось довольствоваться частными уроками. Он стал заниматься у известного итальянского композитора и оперного дирижера Фердинандо Паэра и профессора консерватории Антонина Рейхи .

Очень скоро имя Листа, благодаря его многочисленным концертным выступлениям в разных городах и странах, стало широко известно. Его опера «Дон Санчо, или Замок любви», написанная под руководством Паэра (самое крупное из ранних сочинений Листа), была поставлена в крупнейшем парижском театре Grand Opera .

В августе 1827 года Листа постигло тяжелое горе — во время отдыха на море (в Булони) внезапно умер отец. Теперь ему пришлось зарабатывать на жизнь уроками. И тут Листа ждал новый удар, на этот раз - на любовном «фронте». Среди знатных учениц модного пианиста была 17-летняя графиня Каролина де Сен-Крик. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, но граф отказал музыканту от дома и поспешил выдать дочь замуж за аристократа. Лист заболел, перестал выступать в концертах, погрузился в религию и даже был готов отречься от мира. По Парижу распространился слух о его смерти, в одной из газет даже был помещен некролог. «Излечила» юношу Июльская революция 1830 года. Подобно Берлиозу, который обработал «Марсельезу» «для всех, у кого есть голос, сердце и кровь в жилах», Лист задумывает Революционную симфонию. Он намеревался использовать в симфонии три знаменитые мелодии - гуситскую героическую песню XV века, протестантский хорал «Господь - твердыня наша» и «Марсельезу». Симфония так и не была написана, хотя композитор частично использовал ее материал в других сочинениях.

Бурная атмосфера романтического Парижа захватывает Листа. Он увлекается театром, литературой, философией, в том числе христианским социализмом аббата Ламенне, часто общается с Гюго, Жорж Санд, Ламартином, и все эти впечатления находят позднее отражение в его фортепианных и симфонических программных сочинениях.

В становлении художественного мировоззрения Листа огромную роль сыграли три музыканта. Это Паганини , находившийся в зените своей славы (его игра произвела на Листа «впечатление сверхъестественного чуда» ), Шопен , которому он впоследствии посвятил книгу (это была самая первая монография о Шопене) и Берлиоз . Лист, присутствовавший на исполнении , сразу стал активным сторонником французского новатора. Вскоре он переложил Фантастическую симфонию для фортепиано, сумев передать все богатство оркестрового звучания. Это была его первая «фортепианная партитура», за которой последовал «Гарольд в Италии», а затем все девять симфоний Бетховена.

В конце 1833 года Лист познакомился с графиней Мари д"Агу, писавшей романы под псевдонимом Даниель Стерн. Ради молодого музыканта она оставила мужа и детей, уехав с ним в Швейцарию.

Годы странствий (1835 - 47)

Начинается новый период в жизни Листа. В течение четырех лет (1835—1839) он живет в Швейцарии и Италии, преподает в только что основанной Женевской консерватории, выступает как музыкальный писатель (совместно с графиней д"Агу). Особенно волнует его положение музыканта в буржуазном обществе. Лист размышляет об этом в письмах, в серии статей под характерным названием «О положении художников и об условиях их существования в обществе». Затем последовали «Письма бакалавра музыки», посвященные вопросам программности, синтезу искусств. Рождается его «Альбом путешественника» — сборник фортепианных пьес, навеянных природой и бытом Швейцарии, который затем был переработан в «Годы странствий» (I том) - одно из значительных, новаторских произведений Листа.

В конце 1839 года Лист расстается с графиней д"Агу. Начинаются его «годы странствий». Это пик пианистической карьеры Листа. Бесчисленные гастрольные поездки приносят ему мировую славу. В Венгрии его приветствуют как национального героя. Венгерский сейм прерывает работу, чтобы послушать его игру. На родине Лист живо интересовался народной музыкой, слушал игру цыганских оркестров, записывал народные песни, изучал фольклорные сборники. Все это послужило основой для создания нескольких тетрадей «Венгерских национальных мелодий и рапсодий», которые позднее превратились в популярные Венгерские рапсодии.

На протяжении восьми лет Лист объездил все страны Европы, в т.ч. трижды побывал в России (в 1842, 1843 и 1847 годах), познакомился с Глинкой, которого высоко оценил, пропагандировал его , сделал транскрипции Марша Черномора, «Соловья» и др. Прием был восторженным.

В Бонне по инициативе Листа были организованы музыкальные торжества в связи с открытием памятника Бетховену. Он выступил как пианист, дирижер и композитор, и все доходы от концерта пошли на установку памятника.

Осенью 1847 года, после третьей поездки в Россию, где Лист выступал в городах Украины, он решил завершить свою концертную деятельность. Этому предшествовали некоторые обстоятельства личной жизни Листа. В Киеве он познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн. Дочь богатого польского помещика, выданная в 17 лет за известного русского генерала, она была несчастлива в браке. Несколько месяцев, проведенных Листом в украинском имении Витгенштейн, привели к рождению глубокого чувства. Каролина вслед за Листом покинула Россию, мечтая соединиться с ним навсегда после расторжения брака. Они поселились в Веймаре, где Лист получил пост руководителя придворной капеллы.

Веймарский период (1847 — 1861)

Это наиболее плодотворный период творческой деятельности Листа, когда получили окончательное воплощение его самые значительные творческие замыслы. В Веймаре были созданы 12 (из 13) симфонических поэм. Это новый жанр романтической программной музыки, вдохновленный поэзией, драматургией или живописью: «Что слышно на горе», «Мазепа», «Прелюды», «Идеалы», «Тассо», «Прометей», «Гамлет», «Битва гуннов»и т.д.. Тогда же появились 2 программные симфонии «Фауст» и «Данте», новые редакции 2х фортепианных концертов, «Этюдов высшего исполнительского мастерства» и «Этюдов по каприсам Паганини», «Утешения», «Траурное шествие», два тома «Годов странствий», соната си минор, 15 Венгерских рапсодий (из 19-ти), песни, Гранская месса и другие сочинения.

Небывалый размах получает просветительская деятельность Листа. Под его управлением на сцене Веймарского театра были поставлены 43 оперы — от Глюка и Моцарта до Верди и Вагнера, причем 8 — впервые в мире. Он исполнил все симфонии Бетховена, различные сочинения Шуберта и Берлиоза, Шумана и Глинки, многих других композиторов. К их исполнению писал пояснения и большие статьи, иногда совместно с Каролиной, в которых излагал свои взгляды на пути развития музыки. Стремясь поддерживать современных музыкантов-новаторов, Лист устраивал специальные «музыкальные недели», посвященные творчеству того или иного композитора (неделя Берлиоза, неделя Вагнера и пр.). Он боролся с обветшавшими традициями, рутиной.

Благодаря Листу маленький Веймар превратился в один из культурных центров Германии. Вокруг него группируются друзья, ученики — пианисты, композиторы, которые съезжаются в Веймар со всей Европы. Один из них, выдающийся дирижер и пианист Ганс фон Бюлов становится мужем младшей дочери Листа Козимы.

Однако консервативная веймарская публика совсем не понимала новаторских устремлений Листа. Концерты посещались плохо (симфония «Гарольд в Италии» исполнялась перед пустым залом). Положение композитора осложняла правовая неупорядоченность его личной жизни - Каролине, несмотря на все усилия, так и не удалось получить развод, поэтому Лист не мог вступить с ней в законный брак . Его тяжелое душевное состояние усугубила смерть сына и старшей дочери.

Последний период творчества

Как и в юности, в годы разочарования композитор ищет утешение в религии. Летом 1863 года он поселяется в монастыре под Римом. Здесь его посещает Папа Римский, они беседуют о реформе церковной музыки.

Два года спустя приходит известие о смерти генерала Витгенштейна, и ничто больше не мешает браку с Каролиной, но она отказывается от брака. Вскоре (в апреле 1865 года) Лист принимает сан аббата.

Духовный сан не помешал активной творческой деятельности Листа. В начале 60-х годов он заканчивает ряд произведений духовного содержания. Наиболее значительное среди них - оратория «Легенда о Святой Елизавете», премьера которой состоялась в Пеште. Вскоре была закончена вторая оратория - «Христос» - и написана «Венгерская коронационная месса». Из сочинений светской музыки в Риме были созданы два широко известных фортепианных этюда - «Шум леса» и «Хоровод гномов», «Испанская рапсодия», а также множество фортепианных транскрипций.

Последние 17 лет жизни Лист делит между Римом, Веймаром и Будапештом. Он окружен всеобщим поклонением, в Веймар к нему приезжают многие музыканты, в том числе Бородин, Кюи, Глазунов.

Укрепляются связи композитора с родиной. В 1872 году возникает венгерское Листовское общество, с небывалым размахом празднуются торжества, посвященные 50-летию творческой деятельности Листа. Ему вручают золотой лавровый венок и медаль, выбитую по поводу этого события, а через некоторое время он получает от одного из любителей музыки чайный сервиз, 12 чашек которого украшены темами Венгерских рапсодий. В 1875 году, после длительных хлопот Листа, в Будапеште открывается Музыкальная академия (ныне она носит его имя). Он становится ее почетным президентом и ведет класс фортепиано.

К наиболее значительным сочинениям позднего периода (70 - 80-е годы) следует отнести «Третий год странствий», второй и третий «Мефисто-вальсы», «Мефисто-польку», последние венгерские рапсодии (16-19), 13-ю симфоническую поэму «От колыбели до могилы».

Смерть Листа, подобно всей жизни, свидетельствовала о благородстве его натуры. В свое время его дочь Козима и Вагнер, которого он считал лучшим другом, пошли на открытый скандал. Не дождавшись официального развода с Бюловым, Козима забрала детей, из которых последняя - Изольда - была дочерью Вагнера, и уехала к нему. Она порвала все отношения с отцом и не виделась с ним пять лет. Теперь же, в июле 1886 года, когда Вагнера уже не было в живых, Козима попросила отца приехать в Байрёйт — присутствовать на спектаклях «Тристана и Изольды», чтобы своим авторитетом подчеркнуть дело Вагнера. Заболев воспалением легких, Ференц Лист скончался в Байрёйте 31 июля 1886 года.

Любопытно, что этот бюрократический отказ санкционировал директор консерватории - итальянец Л. Керубини

В октябре 1861 года Лист вслед за Каролиной приехал в Рим, чтобы в день своего 50-летия обвенчаться в церкви Сан-Карло, где все уже было готово к праздничной церемонии. Но его ждал неожиданный удар: накануне вечером к княгине Витгенштейн явился посланец церкви с известием, что венчание должно быть отложено по протесту ее родственников. Она в отчаянии отказалась от бесплодной борьбы и стала вести затворническую жизнь, все больше погружаясь в религию.