КОГДА 35-летнего Валерия Гергиева назначили руководителем Мариинки, ленинградские бабушки-балетоманки со стажем, переступая порог театра, морщили нос и шептали: "Тут пахнет овчинкой". Так они говорили и при Темирканове, прежнем главном дирижере, кабардинце по национальности. И тут еще один с Кавказа - "чабан". Может быть, это театральная легенда. А может быть, и правда.

О борьбе футбола с музыкой

В 7 ЛЕТ мать привела Валеру в музыкальную школу. Преподаватель не удивился. У Тамары и Абисала Гергиевых там уже училась дочь Света, которой прочили большой успех. Мальчик выглядел очень озабоченным и все время поглядывал в окно. Еще бы, его отвлекли от футбола, а там наши проигрывают!

- Ну что, начнем, - сказал педагог и простучал на столе мелодию, - сможешь повторить?

Мальчик, не задумываясь, тут же повторил ритм. Учитель нахмурился.

Попробуй еще раз.

Ритм в пальцах Валеры окончательно запутался.

- Спасибо, постой за дверью, я с мамой поговорю... К сожалению, мальчику ближе футбольный мяч, а слуха у него нет. Может быть, он станет Пеле, - пытался успокоить мать учитель музыки.

Позже Валерий Гергиев, вспоминая тот день, говорил, что он пытался сделать тот музыкальный ряд лучше, но его не поняли. Зато мать с самого начала знала, что ее Валера - гений, и все же добилась, чтобы сына приняли в музыкальную школу. Уже через месяц его преподаватель взял свои слова обратно.

В лучшей владикавказской общеобразовательной школе Валера вообще ничем не огорчал ни учителей, ни родителей. Побеждал на всех математических олимпиадах, и в конце концов директор потребовал у мамы, чтобы будущего выдающегося математика не отвлекали такими глупостями, как музыка. Но с пристрастием к футболу бороться было еще труднее, чем с музыкой. Сколько раз он выбегал на улицу к друзьям с нотами в руках и не замечал вокруг ничего, кроме мяча. А потом, вспомнив о неразученной музыкальной пьесе, возвращался. В общем, ничем не отличался от своих сверстников, даже в Терек прыгал с крутого берега. Там каждый год тонули десятки владикавказских мальчиков, но, если не можешь прыгнуть в бурлящую реку, какой же ты мужчина?

А что такое быть настоящим кавказским мужчиной? Отец-фронтовик, умерший, когда Валерию было 13 лет, успел научить его, что это значит - всегда выполнять данное слово и добиваться цели. После его смерти мать одна воспитала троих детей. До сих пор для всей большой семьи Гергиевых она - центр вселенной, опора и поддержка. Это она смогла найти лучших преподавателей для детей - сначала во Владикавказе, а затем и в Северной столице. "Общежитие Ленинградской консерватории - это моя школа жизни", - обмолвился как-то Валерий Абисалович. Там его ждала первая влюбленность - в русскую классическую музыку и Вагнера, - пронесенная через всю жизнь.

Первый настоящий успех пришел, когда в 24 года он стал обладателем престижной премии Герберта фон Караяна. Затем был Ереванский театр оперы и балета. Гергиев летал туда каждую неделю и тратил на дорогу денег больше, чем зарабатывал. А что делать? Во Владикавказ не то чтобы не пустили, но местная музыкальная элита сделала все, чтобы молодой талант работал где угодно, только не на родине.

О Золушке и Британской Королеве

О ЛИЧНОЙ жизни дирижера даже слухов никаких не ходило. Как только Валерий увлекался какой-нибудь оперной дивой, мать тут же ее отбраковывала, а Валерию говорила: "Подумай, какой она может быть матерью для твоих детей". И на этом все заканчивалось. До определенного момента главным для маэстро считалось восхождение на музыкальный Олимп. А когда вершины одна за другой были покорены, все спохватились - Валерию Абисаловичу за 40, а семьи нет, и все достойные кандидатуры уже имеют взрослых детей. Именно тогда, в 1998 году, Гергиев случайно попал на конкурс молодых исполнителей национальной музыки в Санкт-Петербурге. В число лауреатов попало трио гармонистов из Северной Осетии, и юная студентка Владикавказского училища искусств Наталья Дзебисова сумела, сама того не ведая, завоевать сердце знаменитого дирижера. Роман начался практически сразу и развивался тайно. До объявления даты свадьбы об избраннице ничего не знали даже вездесущие журналисты.

Жених был старше невесты более чем в два раза. Несмотря на его мировую славу, родители девушки согласились на свадьбу только тогда, когда поняли, что Наташа действительно влюблена. И Валерий Абисалович тоже.

Грандиозная свадьба состоялась во Владикавказе осенью 1999 года. Более тысячи гостей собрались в гостиничном комплексе "Интурист", который до 1917 года принадлежал родственникам матери жениха. В годы перестройки им вновь стали руководить потомки бывших владельцев - двоюродный брат Гергиева. Были приглашены все хоть мало-мальски близкие родственники, которых в России назвали бы "седьмая вода на киселе".

Согласно местной традиции жених на своей свадьбе присутствовать не должен. Вся церемония организовывалась исключительно для невесты и гостей. А Гергиев... подглядывал за всем происходящим то из одного гостиничного номера, то из другого. Невеста пыталась вести себя скромно, но даже под тройной фатой, скрывающей лицо, было видно, как сверкают счастьем ее глаза. А на руках и на шее блестели подарки друзей и родных жениха - золотые украшения и бриллианты...

Через год с рождением первенца - сына Абисала - дирижера поздравил Владимир Путин. Президент как раз отмечал свое 48-летие. После дружеского застолья - открытие сезона в Мариинском театре. Кстати, праздновать дни рождения на спектакле Мариинки - это признак хорошего тона. Сама английская королева-мать Елизавета в свой 100-летний юбилей пришла на гастрольный спектакль и встретилась с Гергиевым. Она сказала много добрых слов, а в конце огорченно добавила: "Я надела свое лучшее платье, а вы его даже не заметили". Хотя на что она надеялась? У него уже была Наталья.

О дисциплине и милиции

АВСТРИЙСКИЙ журнал, пишущий об опере, как-то задался целью выяснить, когда спит маэстро Гергиев. Сопоставили графики гастролей, репетиций, перелетов, пресс-конференций и торжественных приемов. И выяснилось - никогда. Видимо, тогда же он ест, общается с семьей (у него теперь два сына), отдыхает. Секрет удивительной работоспособности - в железной дисциплине, которой он подчинил не только себя, но и музыкантов, и даже зрителей. Однажды на гастролях на репетицию оркестра были допущены студенты музыкальных учебных заведений и их преподаватели. Обстановка была непринужденной, и в итоге разговоры в зале заглушили музыку. Гергиев обернулся и на превосходном английском сказал:

Я обращаюсь к вам, полицейские. Если через минуту в зале не станет тихо, концерт будет отменен, и в этом будете виноваты вы.

От страха зрители готовы были залезть под кресла. До конца репетиции (она длилась 4 часа) никто не встал и не чихнул.

К сожалению, московская милиция не испытывает подобного трепета перед маэстро. Для наших стражей порядка всемирно известный режиссер - всего лишь "лицо кавказской национальности". Однажды у него и у знаменитого музыканта Юрия Башмета потребовали на улице паспорта. Сначала друзья подумали, что милиционер шутит, а тот решил, что над ним издеваются, и продержал великих музыкантов до 5 утра, пока друзья не привезли их документы. По признанию Гергиева, нигде в мире подобного с ними не происходило.

Единственное, что ему до сих пор не подчиняется, - это погода. Редкое выступление на открытом воздухе проходит без дождя. Последнее столкновение со стихией произошло на Красной площади в Москве в день 50-летия маэстро. Шел такой ливень, что на сцене остались лишь дирижер в плаще и пианистка. Газеты тогда написали, что господину Гергиеву теперь подвластно все.

Валерий Абисалович Гергиев (осет. Гергити Абисали фурт Валери). Родился 2 мая 1953 года в Москве. Советский и российский дирижёр, педагог, театральный деятель, продюсер. Художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра (с 1988). Народный артист РФ (1996). Герой Труда РФ (2013). Лауреат Государственной премии РФ (1993, 1998, 2016).

По национальности - осетин. Свое имя получил в честь знаменитого летчика .

Отец - Абисал Заурбекович Гергиев, во время Великой Отечественной войны командовал батальоном. Умер, когда Валерию было 13 лет.

Мать - Тамара Тимофеевна Лагкуева.

Сестра - Лариса Абисаловна Гергиева, Народная артистка России и Украины.

Сестра - Светлана Абисаловна Гергиева.

Вырос в Орджоникидзе (ныне Владикавказ), столице Северной Осетии. С ранних лет демонстрировал уникальный музыкальный слух. Окончил музыкальное училище по классам фортепиано и дирижирования.

В 1972 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс дирижирования Ильи Мусина. Во время учебы в 1976 году победил на престижном международном конкурсе дирижёров Герберта фон Караяна в Берлине. В том же году одержал победу на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.

В 1981-1985 годах Гергиев руководил Государственным симфоническим оркестром Армении.

С 1988 года стал занял место главного дирижёра Кировского театра. В свой первый сезон на новом посту Гергиев провёл фестиваль, посвящённый операм М.П. Мусоргского. Далее организовывал музыкальные фестивали регулярно.

Дирижёрское искусство Гергиева характеризуется яркой эмоциональностью и индивидуальностью прочтения партитуры. Обширная дискография дирижёра включает оперные спектакли, симфонические и концертные произведения.

Осуществил записи произведений Белы Бартока, Александра Бородина, Иоганнеса Брамса, Рихарда Вагнера, Джузеппе Верди, Клода Дебюсси, Гаэтано Доницетти, Густава Малера (все симфонии), Модеста Мусоргского (все оперы за исключением «Саламбо» и «Женитьбы»), Сергея Прокофьева (все симфонии, все фортепианные и скрипичные концерты, ряд опер), Мориса Равеля, Сергея Рахманинова, Николая Римского-Корсакова, Игоря Стравинского, Петра Чайковского (все симфонии за исключением «Манфреда» и реконструированной Седьмой, все балеты, ряд опер и симфонических произведений), Дмитрия Шостаковича (все концерты, все симфонии, опера «Нос»), Родиона Щедрина (ряд симфонических произведений и опер, премьеры некоторых из которых прошли под управлением Гергиева).

С начала 1990-х годов стал часто выступать за границей. В 1992 состоялся дебют Гергиева в Метрополитен-опера в опере Верди «Отелло». В дальнейшем он неоднократно выступал там как приглашённый дирижёр.

В 1995-2008 годах занимал место главного приглашённого дирижёра Роттердамского филармонического оркестра. В 2007-2015 годах был главным дирижёром Лондонского симфонического оркестра.

С 2010 года - декан факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. С 15 февраля 2013 года - председатель Всероссийского хорового общества.

Совместно с оркестром Мариинского театра участвовал в церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году и церемонии открытия и закрытия зимней Олимпиады-2014 в Сочи.

В 2015 году возглавил оркестр Мюнхенской филармонии.

Владеет 15% акций производителя мяса индейки «Евродон». По данным Форбс, является наиболее финансово состоятельным российским музыкантом, один из самых богатых деятелей культуры России.

Общественно-политическая позиция Валерия Гергиева

В 2001 году при содействии Валерия Гергиева на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа был открыт памятник на могиле Гайто Газданова - русского писателя-эмигранта, осетина по происхождению.

21 августа 2008 года Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил с концертом в Цхинвале - в память жертв среди мирного населения в войне. Перед концертом он заявил на русском и английском языках: "Мировое сообщество говорит, что русские вошли в Грузию? Но никто не говорит, что тысячи людей заживо были погребены в спящем городе! Так что, бить из танков по детям - это доблесть мужчины-воина на Кавказе?! Это позор!".

В 2012 году был доверенным лицоом кандидата в Президенты РФ .

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку внешней политики России и президента РФ В.В. Путина на Украине. После подписания Гергиевым данного обращения в руководстве Мюнхена и мюнхенского филармонического оркестра возникли дискуссии о правомерности предоставления дирижёру возможности с 2015 года руководить городским филармоническим оркестром.

В мае 2016 года оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал концерт в амфитеатре сирийской Пальмиры, освобождённой армией правительства Сирии при поддержке российских военных. Концерт был посвящён памяти казнённого боевиками ИГИЛ смотрителя Пальмиры Халеда Асаада и российского офицера и героя Российской Федерации Александра Прохоренко, погибшего при освобождении Пальмиры от ИГИЛ.

В ходе президентских выборов 2018 года был доверенным лицом Владимира Путина.

Входит в состав Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации.

Валерий Гергиев в программе "Познер"

Личная жизнь Валерия Гергиева:

Женат. Супруга - Наталья Дзебисова, выпускница музыкального училища имени Валерия Гергиева во Владикавказе. Познакомились в 1998 году на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге. Поженились в 1999 году. Торжество состоялось в гостинице «Интурист», здании, которым до 1917 года владели предки матери Валерия Гергиева.

В браке родились сыновья Абисал (2000 г.р.) и Валерий (2001 г.р.), а также дочь Тамара (2003 г.р.).

Имеет внебрачную дочь Наталью (1985 г.р.) от филолога Елены Остович.

Фильмография Валерия Гергиева:

1991 - Сергей Прокофьев. Сюита жизни (документальный)
1993 - Променад в Мариинском (документальный)
2001 - Русский ковчег - эпизод
2005 - Священная сцена: Мариинский театр (Sacred Stage: The Mariinsky Theater) (документальный)
2006 - Завещание барона Штиглица (документальный)
2016 - После тебя - камео
2016 - Прокофьев наш (документальный)
2016 - Прокофьев: во время пути (документальный)

Продюсерские работы Валерия Гергиева:

2017 - Матильда

Награды и звания Валерия Гергиева:

Герой Труда Российской Федерации (1 мая 2013 года) - за особые трудовые заслуги перед государством и народом;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (24 апреля 2003 года) - за выдающийся вклад в музыкальную культуру;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 мая 2008 года) - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность;
- Орден Александра Невского (4 июля 2016 года) - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность;
- Орден Дружбы (12 апреля 2000 года) - за особые заслуги в подготовке и провидении важных гуманитарных внешнеполитических акций;
- Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003 год);
- Благодарность Президента Российской Федерации (15 января 2009 года) - за проведение концерта Большого симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в поддержку пострадавших в период грузино-осетинского конфликта жителей города Цхинвала;
- Медаль «За освобождение Пальмиры» (Минобороны России) (16 мая 2016 года);
- Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2016) - за культурно-просветительские проекты;
- Медаль «За доблестный труд» (Татарстан) - за плодотворное сотрудничество с Республикой Татарстан, активное участие в реализации республиканских проектов в области культуры, выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства;
- Орден «Слава Осетии» (Северная Осетия-Алания) (14 мая 2016 года) - за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства Республики Северная Осетия-Алания;
- Медаль «Герой Кузбасса» (Кемеровская область) (22 октября 2014 года) - за значительные заслуги и достижения в концертной и просветительской деятельности, а также за большой личный вклад в развитие и сохранение классического искусства;
- Орден Святого Месропа Маштоца (Армения, 2000 год);
- Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 2001 год);
- Орден «Данакер» (2001 год, Киргизия);
- Медаль «Данк» (Киргизия, 1998 год);
- Рыцарь ордена Нидерландского льва (Нидерланды, 2005 год);
- Орден князя Ярослава Мудрого V степени (Украина, 10 мая 2006 года) - за весомый личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, высокий профессионализм и многолетнюю плодотворную творческую деятельность;
- Крест I класса ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (ФРГ, 2001 год) - за личный вклад в популяризацию музыки немецких композиторов;
- Командор ордена Льва Финляндии (Финляндия, 2006 год);
- Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 2007 год);
- Орден искусств и литературы (Франция);
- Орден Восходящего солнца с золотыми лучами и лентой (Япония, 2006 год);
- Орден «Уацамонга» (Южная Осетия, 29 января 2009 года) - за проявленное мужество и высокий патриотизм, неоценимую помощь и поддержку народа Южной Осетии в период ликвидации последствий грузинской агрессии в августе 2008 года;
- Серебряная медаль Валенсии (Испания, 2006);
- Медаль Pro Mikkeli (г. Миккели, Финляндия, 2005 год);
- Медаль имени Йохана ван Олденбарнефелта (Роттердам, Нидерланды, 2008 год);
- Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша, 2011 год);
- Почётный знак Президента Болгарии за вклад в развитие болгарской культуры и духовности (Болгария, 2017);
- Орден Святых Кирилла и Мефодия за вклад в развитие духовности и болгарской культуры (Болгария, 2017);
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (Русская Православная Церковь, 2003 год);
- Орден святого равноапостольного князя Владимира (Украинская Православная Церковь, 2001 год);
- Медаль преподобного Сергия Радонежского I степени (Русская Православная Церковь, 2010 год);
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (Русская Православная Церковь, 2013 год);
- Памятная золотая медаль «Ветка оливы с бриллиантами» (Российско-Армянский (Славянский) государственный университет);
- Народный артист Российской Федерации (20 июня 1996 года) - за большие заслуги в области искусства;
- Народный артист Украины (2004 год);
- Народный артист Северной Осетии - Алании;
- Заслуженный деятель Казахстана (2011 год);
- Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2007 год);
- Почётный гражданин Владикавказа (2003 год);
- Почётный гражданин Лиона;
- Почётный гражданин Тулузы;
- Звание «Дирижёр года» (1994 год) присуждено решением жюри международной организации «International Classical Music Awards»;
- Звание «Артист ЮНЕСКО во имя мира» (2003 год);
- Почётный доктор Санкт-Петербургского государственного университета (2001);
- Почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (2001);
- Почётный дирижёр Роттердамского филармонического оркестра (2008);
- Член Шведской королевской музыкальной академии (2011);
- Почётный гражданин Беломорска (2014 год);
- Почётный доктор наук Национальной музыкальной академии имени профессора Панчо Владигерова (2017);
- Государственная премия Российской Федерации 1993 - За программы фестивалей, посвященных 150-летию М. П. Мусоргского в 1989 году и 100-летию С. С. Прокофьева в 1991 году;
- Государственная премия Российской Федерации 1998 - За спектакли Государственного академического Мариинского театра «Парсифаль», «Летучий голландец» Р. Вагнера, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Симфония до мажор» Ж. Бизе, «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса;
- Государственная премия Российской Федерации 2015 - За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности;
- Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года (30 января 2002);
- Пятикратный лауреат театральной премии страны «Золотая маска» (с 1996 по 2000 гг.);
- Четырёхкратный лауреат театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1997, 1998, 2000 и 2003);
- Российская оперная премия «Casta diva» за лучший спектакль - «Парсифаль» (1998 год);
- Лауреат Царскосельской художественной премии (1999 год);
- Лауреат премии им. Д. Шостаковича (Фонд Юрия Башмета, 1997 год);
- Лауреат премии Шведской королевской музыкальной академии Polar Music Prize (2006 год);
- Лауреат премии имени Герберта фон Караяна (Баден-Баден, 2006 год);
- Лауреат премии Фонда американо-российского культурного сотрудничества (2006 год);
- Международная премия имени Сергея Рахманинова (2015 год)

Немузыкальные тайны Валерия Гергиева October 16th, 2013


Фото с сайта ruslentarss.ru


Директор Мариинского театра Валерий Гергиев известен как гениальный музыкант, много сделавший для популяризации российских исполнителей во всем мире. Но это, так сказать, взгляд с одной стороны. Как стало известно в последнее время, есть у Гергиева и «темная» сторона.

Почему некоторые коллеги не желают с ним работать, коллектив Мариинки требует увольнения с должности директора а финансовая деятельность Фонда Валерия Гергиева привлекла внимание правоохранительных органов? Попробуем разобраться.

На днях в интернете была опубликована петиция в адрес министра культуры РФ Владимира Мединского с требованием освободить от должности главу Мариинки Валерия Гергиева. Авторы послания, которое пока подписали больше 100 человек, напоминают, что Гергиев занимает пост худрука театра на протяжении 25 лет. Причем за эти годы ни разу не проводились перевыборы на должность главы театра.

Кроме того, в театре царит классический, средневековый непотизм. Например, должность художественного руководителя Академии молодых певцов занимает старшая сестра Гергиева, а муж его младшей сестры работает директором Концертного зала театра. «Руководство театра нарушает трудовое законодательство РФ», - гневно пишут авторы послания, приводя в подтверждение своих слов обращение руководителей профсоюза балета театра в Минкульт и обращение художника Михаила Шемякина в судебные органы.

Тем временем профессиональный уровень театральных спектаклей падает. Сам Гергиев бывает в театре крайне редко, передоверив руководство недостаточно компетентным людям. «Состояние Академии молодых певцов Мариинского театра критическое; в результате неправильного руководства эта организация приносит невосполнимые потери в рядах молодых талантливых людей, посвятивших свою жизнь оперному искусству», - пишут активисты.

В последнее время Гергиев плотно занят идеей объединить Мариинский театр, Академию Русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Зубовский институт в единый «Национальный центр искусств», который злые языки уже прозвали «культурной империей Гергиева». Но Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова уже высказалась против этого предложения. Негативную реакцию на предложение высказали и представители профсоюза Российского института истории искусств (Зубовский институт).

Еще один скандал вспыхнул в Петербурге из-за конфликта Гергиева со знаменитым художником Михаилом Шемякиным. Последний заявил, что будет судиться с главой Мариинки из-за того, что театр уже восемь лет отказывается оплачивать его работу над тремя спектаклями. «До сих пор за эти восемь лет, как бы я не просил, сколько бы писем я не писал, мне отказано в оплате за мою работу. Т.е. хореограф получил. Люди, которые работали над спектаклями, бутафоры, все получили свои деньги. А главный художник не получил ни копейки», - жалуется Шемякин.

Немало претензий к маэстро накопилось и у людей менее именитых. «Спустя 10 лет после конкурса на Новую сцену возведено здание в стилистике торгового центра, выбивающееся из характера исторической застройки, - пользователь Анастасия Безгубова. - В новую Мариинку влито 22 млрд. рублей отечественного, нашего бюджета, наших налогов. Известно, что на этапе строительства, были колоссальные утечки капитала. Помимо этих претензий, которые не могут не бросить тень на личность инициатора нового здания Мариинки - Гергиева, - можно упомянуть и о недоступности для широкой аудитории концертов основной сцены бывшего Императорского театра... Эта политика элитарности, возможно, приемлемая в Венской опере, в Метрополитен-опера, в Английской Национальной опере, неприемлемы у нас».

Особняком стоит финансовая деятельность Гергиева и фонда его имени. С 2004 по 2011 год Гергиев привлек на расчетные счета своего фонда и связанные с ним юрлица операторов пасхальных фестивалей порядка $110 млн. На благотворительность из этих средств было потрачено около $23 млн. Куда делись остальные средства? Сказать сложно, поскольку финансовой отчетности на своем сайте фонд не публикует.

По словам бывшего директора фонда Игоря Зотова, часть средств он, по личному указанию Гергиева, перечислял самому Гергиеву в виде гонораров и материальной помощи. Так, в 2008-2010 годах Фонд Гергиева выплатил дирижеру больше 130 млн рублей по договорам пожертвования и материальной помощи, а еще около 10,5 млн рублей оплатил за маэстро НДФЛ.

Здесь, кстати, тоже не обошлось без родственников - юридическим обслуживанием гергиевской компании ЗАО «Московский пасхальный фестиваль» занимался его двоюродный брат Казбек Лакути, возглавлявший фирму «Русправо». Когда Лакути оказался под следствием за сомнительные махинации в этой сложной системе взаимосвязанных компаний, Гергиев подписал отказ от всех претензий в его адрес.

Возможно, метящему в «императоры культурной жизни России» маэстро и впрямь лучше сосредоточиться на музыке?

По материалам Change.org ,

Беседу вела Валентина Серикова

Реальный успех Валерия Гергиева затмевает все мифотворчество «пиара». Гергиев принял Мариинский театр в тяжелейшем моральном и финансовом состоянии. Сейчас слово «Мариинка» превратилось в музыкальный брэнд мировой значимости.
Личная жизнь маэстро - тайна за семью печатями. Известно лишь, что в 1999 году он, знаменитый холостяк, взял в жены 19-летнюю Наталью Дзебисову. Год спустя родился первый наследник, названный в честь Гергиева-деда, а затем еще один сын и дочь.

- Валерий Абисалович, кто помог в свое время преодолеть трудности и поднять театр?
- Прежде всего - коллектив: он трудился. Ведь можно найти спонсора, уговорить дать деньги. Но все усилия сведутся к нулю, если нет качественной труппы, способной, как магнитом, притягивать зрителей не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и других мировых столиц. Конечно, помогли и мои молодые годы, и способность работать чуть-чуть больше остальных. Если б я работал меньше, люди сразу бы почувствовали. Да, я не жалел коллектив, и ему приходилось трудиться в пять, в десять раз интенсивнее, чем прежде, но еще больше не жалел себя. Это все знают. Я никогда не уходил из театра раньше часа ночи.
Очень много было сделано. Надо знать и понимать, что у нас оркестр - 250 человек, Академия молодых певцов - 150 человек, огромная балетная труппа. Ее многие считают лучшей в мире, по крайней мере, одной из двух-трех лучших совершенно точно. За последние 15 лет мы поставили более 100 новых спектаклей, это очень большая цифра.
- Гастроли вашего театра проходят на сценах театров - мировых музыкальных лидеров: нью-йоркской Метрополитен-оперы, лондонского Ковент-Гардена, миланского Ла Скала, парижской Гранд-опера и др.
- Да, Мариинка довольно часто бывает за границей. На гастроли выезжает по 300-400 человек. Правда, не всегда с моим участием. Так что театр активный, и мы стараемся распределять свои силы одновременно чуть ли не на все пять континентов.
В Америке мы выступаем на самых известных площадках с идеальной акустикой, это крайне важно.
- Как продвигается ваша собственная работа в Америке?
- Я много дирижирую в Метрополитен-опере, может быть, даже слишком много. Среди самых интересных последних работ - произведения Стравинского: балет «Весна священная», опера «Соловей» и опера-оратория «Царь Эдип». Но событием едва ли не более важным стало для меня выступление оркестра Мариинского театра на открытии сезона в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Для Америки открытие сезона - очень большая и важная акция, даже не знаю, с чем можно сравнить. В российской современной культуре нет таких параллелей. А там начало и конец театрального сезона, безусловно, главные события года. Один этот концерт, собравший, кажется, всех патронов и спонсоров, принес Карнеги-холлу $2,6 млн.
Оркестр играл замечательно. Мы оказались в центре внимания всей музыкальной Америки. Обычно я не люблю расписывать свои достижения, нет необходимости. Но США - государство, где много всего происходит, один из центров мировой культуры, поэтому такой резонанс важен. А Россия закрепила за собой славу страны, продвигающей на мировую сцену талантливых певцов и музыкантов. Тут мы лидируем. Мою точку зрения, кстати, разделяют многие.
- В Метрополитен-опере работают артисты, уехавшие из России, певцы, в частности. Встречаете ли старых знакомых?
- Там, наверное, 20% - российские певцы. Из них примерно 70% - из Мариинского театра. Америка жителей всего постсоветского пространства считает и называет русскими - и русских, и армян, и украинцев. Я, например, осетин, но мне не обидно, когда меня называют русским, потому что мы всем обязаны колоссальной советской музыкальной школе. Но Россия, может, чуть раньше других бывших республик поняла, что надо укреплять свои главные культурные символы.
- Все это хорошо, Валерий Абисалович, но ведь нужен слушатель, зритель.
- На Пасхальном фестивале в Москве, а он уже стал ежегодным, на открытом воздухе нас слушает до полумиллиона людей. Цифра сопоставима с населением крупного французского или немецкого города. Поэтому я бы не говорил об упадке.
У классической музыки масса поклонников. Уменьшилось ли их число, я не знаю. Но до сих пор на своих концертах я вижу множество людей, в том числе молодых, которые хотят слушать такую музыку. Следовательно, ситуация с классической музыкой не такая уж плохая. И неважно, есть при этом световое шоу или нет.
- Деньги тоже имеют не последнее значение, и вы их нашли…
- Должен сказать, что лет шесть назад спонсорская поддержка в России отсутствовала. А сегодня только спонсорские средства составляют $10 млн в год, причем большая часть - российские деньги.
Я в очередном перелете из Америки не спал и посмотрел два фильма - замечательный чешский и менее качественный американский. И это при том, что бюджет чешской картины раз в сто меньше, чем американской. Мой «мэссидж» читателю в связи с этим такой: далеко не все зависит от денег. Талант, интеллект, острота важнее, чем финансовые вложения.
- Согласна, но вы себе такие «мэссиджи», или послания, позволяете, потому что есть поддержка.
- Да, наш генеральный спонсор - «Газпром». Все изменилось, когда поднялись и железные, и бархатные занавесы. Мы летаем над Европой десятки раз в год и в принципе можем приземлиться и выступить в любом городе. Однажды примерно по такой схеме мы организовали концерты Ла Скала. Я договорился с «Газпромом», который дал два самолета. Останавливались в Вильнюсе, Петербурге и Москве, еще и в Польшу залетели. Красивая получилась акция. «Газпром» и не заметил трат, а для зрителя и слушателя приезд национальной гордости Италии стал грандиозным событием.
Немаловажно, что многих первых лиц страны я знаю лично: прямой разговор всегда результативен.
В целом в России дела идут намного лучше, чем три года назад. Намного! Это касается и поддержки культуры. Правда, вкусы становятся несколько буржуазными, что называется, новорусскими. Но со временем все станет на свои места.
- В ваших, замечу, нечастых интервью вы говорите в основном о работе. Расскажите о собственной жизни. От кого у вас любовь к классической музыке?
- От родителей. Правда, отец - офицер, бывший фронтовик - рано ушел из жизни: сказались полученные раны. Мне тогда было 13 лет, а ему 49. Но он многому успел меня научить.
В музыкальной школе сказали: «У этого мальчика нет чувства ритма и музыкальной памяти». Хотя я упрямо и настойчиво выстукивал нужный ритм (точнее, чем экзаменовавшие), все равно получил двойку. Маме не хотелось мириться с мнением педагогов, и мы пошли к другим.
В школе я побеждал на математических олимпиадах, и в конце концов учителя вызвали родителей в школу и заявили: «Ваш сын - прирожденный математик, а вы отвлекаете его музыкой». Родители рассудили иначе, и я продолжил занятия, поскольку страсть к музыке оказалась сильнее.
В том, что у меня все так сложилось, огромная заслуга моей семьи. Мама никогда не руководила театром, но, когда я в своей работе готов был сделать ошибку, она всегда это понимала и предупреждала меня. И что удивительно, всегда оказывалась права.
- Вы сформулировали для себя принцип руководства театром?
- Безусловно. Лидер должен быть лидером. Если он не идет впереди дивизии или театра, дело не двинется. Вот в семь часов вечера в зрительном зале потушили свет - и надо что-то делать на сцене. Приказами: делай это или то - здесь не ограничишься, тут природные качества нужны. Творческому организму надо ощущать присутствие вожака.
Я не стараюсь намекать на свои лидерские качества, но должен сказать, что себя я не щадил. Не говорю, что был талантливым дирижером, или очень красиво дирижировал, или много думал о музыке - это все лишние слова. Но в жизни физически вожак должен беречь себя в последнюю очередь, а коллектив - в первую, прежде всего. Других удачных рецептов я не знаю.
Лидер ставит перед собой грандиозные цели и идет к ним без ссылок на плохое государство и «про нас забыли». Я категорически не принимаю такие установки. Если ты лидер - пробейся к президенту, премьер-министру, дай гневное интервью, сделай что-то! 1991-1995 годы были для нас самыми жуткими. Но мы были молоды, а я - так еще, можно сказать, и зверски энергичен. Потому что не мог спокойно видеть, как национальные символы рушатся один за другим, будто карточные домики. Сегодня уже можно говорить об этом без надрыва, а в то время все разваливалось и все разбегались. Но нам удалось сохранить былое величие Мариинки.
- Откуда берет начало ваш опыт руководителя?
- С молодости. Дирижеру перед генеральной репетицией с участием 300 человек: оркестра, хора, певцов, ассистентов режиссера, осветителей и так далее - надо уметь заинтересовать их. Как только дал слабину, или даже еще до того - и тебя уже никто не слушает. Иногда стоит решиться на неординарный поступок, неожиданный, заставляющий обратить на себя внимание. Мне едва исполнилось 28 лет, когда мне предложили возглавить оркестр в Армении. Наездами: я не мог уехать из Ленинграда. По сравнению с театром оркестр показался совсем маленьким коллективом. Но он мне был необходим, несмотря на то что затея стоила здоровья: приходилось очень много летать. Зарабатывал я прилично, к тому же меня всегда вкусно кормили в домах моих друзей, спасибо им. Но все гонорары уходили на перелеты. С Божьей помощью я все выдержал и вышел из этой истории с колоссальным опытом.
- Скажите, а солистов из других театров страны вы в свои проекты не думали привлекать?
- Я не хочу никого перетаскивать к себе специально. Мы живем уже в совершенно другом мире: не обязательно приносить трудовую книжку и отмечаться в табеле. Метрополитен-опера, например, не имеет собственных солистов, она просто заключает контракты с дарованиями и дает им возможность через два-три года проявить себя.
Наша система гораздо мобильнее. Если я сам замечаю или мои помощники рекомендуют мне талантливого исполнителя, есть все шансы буквально за три-четыре месяца вывести его в звезды. Я люблю рисковать, хотя иногда риск заканчивается неудачей. Может, и не стоит взваливать на молодые плечи такие испытания, но так мы работали в 90-х годах в трудных финансовых условиях. Не бегали по кабинетам в поисках денег, а просто делали много чего интересного и хорошего. Потом скорее за нами бегали, чтобы показать в Японии, Европе или Америке. Богатство наше измерялось не бюджетами, а идеями.
Не так давно мы поставили весь цикл «Кольцо нибелунгов» Вагнера на немецком языке - огромный труд с фантастическим сценографическим решением. Кому-то нравится, кому-то нет. Но эта работа не уступает образцам, которые по многим показателям считаются сегодня лучшими в мире…
- Кстати, насчет «кому-то нет». Вы следите за критическими отзывами о постановках Мариинки?
- Знаете, великий дирижер Джордж Шолти однажды сказал мне: «Никогда ничего о себе не читай. Потому что если будешь верить хорошему, то должен поверить и плохому». Я его послушался и не читаю, хотя, разумеется, и не пренебрегаю мнением о наших спектаклях.
- О вас изредка можно услышать: «менеджер Мариинки»…
- Для генерального руководства театром не обязательно быть менеджером, но важно не быть полным дураком. Я не Сорос и не Билл Гейтс, у меня нет своего бизнеса. Но я возглавляю один из самых крупных и динамичных театров России и мира. У нас есть спектакли по $3 млн, большие проекты. Что-то я беру на себя, что-то берут на себя мои помощники. Бывает, ругаемся, не сходимся во мнениях, но без оскорблений и без ненависти. Мы стараемся полностью изжить в театре желчную зависть друг к другу. Проявления недружелюбия абсолютно не поддерживаю, эту отраву надо искоренять.
- Своих сыновей на родину, во Владикавказ, уже возили?
- Наверное, я виноват перед сыновьями, что пока не привез их в Осетию. Сам я рос без выставления на показ. У меня были причины считаться не самым незаметным мальчиком в этом городе, но меня никогда специально не «демонстрировали». И слава богу. Я не думаю, что надо портить детство ребенку. Я в этом убежден, иначе с человеком происходят вещи, которые потом трудно поправить.
- Музыкальное училище, где вы учились, носит ваше имя. Что вас с ним теперь связывает?
- Вы знаете, училище названо моим именем, скорее всего, для того, чтобы поощрить надежды как родителей, так и самих юных музыкантов. Все-таки по происхождению я осетин, вырос в Осетии, многие меня там знают и, глядя на мою творческую судьбу, планируют собственное творческое и артистическое будущее. Я бы очень хотел, чтобы на всем Кавказе жизнь быстрее вошла в нормальное русло. Это замечательно красивый край, и там много талантливых людей.
- Вы много лет связаны с Питером. Можете назвать себя петербуржцем?
- Я не случайно попал в Петербург 30 лет назад. Вообще ничего не бывает случайным. Первый раз приехал в апреле, помню, шел снег, дул промозглый ветер - огромная разница с Владикавказом. А экзамены проходили в июне, в период белых ночей. Это было замечательно! Да и кто может выдержать искушение белыми ночами? Только человек без воображения, не способный видеть красоту вокруг себя. Хотя тогда я никак не думал, что свяжу жизнь с этим изумительным городом.
- Вам в Америке не предлагали постоянный контракт?
- Мое будущее здесь. А в Америке у меня масса друзей. Пять лет назад они отказывались верить, что я не ищу постоянное место в Нью-Йорке, хотя я совершенно определенно высказывался на этот счет. Единственный человек, который меня понял, - генеральный менеджер Метрополитен-оперы Джозеф Вольпе. Он сказал: «Мы, конечно, предложим Гергиеву позицию руководителя, но я знаю, что он не согласится, потому что “женат на Маринке”».
- Вы можете на репетиции появиться перед оркестром в футболке с коротким рукавом и на спектакле за пультом - в черной стильной рубашке. Что вам в одежде важно?
- То, что нравится и удобно. Одежда должна быть комфортной, ласкать тело. Не человек должен служить одежде, а она ему. Тем более что мне еще иногда надо размахивать руками. Модные марки для меня особой роли не играют, хотя я уважаю всех, кто добился успеха, модельеров в том числе.
- И последний вопрос. Вы живете в крайне насыщенном временном графике. Наверное, очень устаете?
- Я в таком графике живу уже много лет. Не считаю, что он самый лучший, но иного пока не смог наладить. Те, кто делает девять дел одновременно, всегда найдут время для десятого. Другие не могут сделать ничего, но постоянно жалуются на нехватку времени. По-настоящему деловые люди на поверку оказываются гораздо более талантливыми. Есть даже такая поговорка: хочешь, чтобы что-то было сделано, попроси об этом самого занятого человека.
Хотя в последнее время для меня гораздо более важно чуть больше бывать с семьей, чуть больше заботиться о здоровье. А одно из главных удовольствий в жизни я нахожу в общении. Особенно если оно приносит мысли. С человеком, способным подарить мне мысль, я готов проговорить до трех часов ночи, даже если он и не музыкант. Справка «БОССа» Гергиев Валерий Абисалович, директор и главный дирижер Мариинского театра. Родился в 1953 году в Москве в осетинской семье, вырос во Владикавказе. В 1977 году окончил Ленинградскую консерваторию. В 1976 году одержал победу на конкурсе дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине. С 1978 года - дирижер Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, с 1995-го - руководитель Роттердамского филармонического оркестра, с 1997-го - главный приглашенный дирижер Метрополитен-оперы в Нью-Йорке. Народный артист России, лауреат Государственной и Президентской премий, премии «Триумф» и многих других международных наград.

Валерия Гергиева в Туле любят: в зрительном зале почти не было пустых мест. В наш город дирижер приехал на поезде, с перрона - сразу же на встречу с губернатором Алексеем Дюминым. По признанию артиста, в ходе встречи обсуждались важные для культурной жизни региона вопросы. Один из них - возможность проведения в Туле концерта в честь юбилея известного композитора Родиона Щедрина.

Перед концертом Валерий Гергиев уделил время прессе.

Валерий Абисалович, недавно Вы отпраздновали юбилей. И очень приятно, что вскоре после такого события Вы приехали в наш город. С каким настроением сегодня выходите на сцену?

Настроение прекрасное! Я уже третий раз в Туле. До этого выступал здесь в 2013 и 2016 годах. А сегодня мне удалось пообщаться с Алексеем Геннадьевичем.

У нас есть интересные задумки, благодаря которым через шесть-семь месяцев Тула сможет выйти на интересные проекты.

С нашим участием, разумеется.

У нас плотный гастрольный график. Уже сегодня вечером мы будем выступать в Курске, а потом двинемся на юг России. Позади выступления в 34 городах! Все они - в рамках XVI Московского Пасхального фестиваля.

- Чем порадуете тульскую публику?

Мы сыграем классическую симфонию Прокофьева, симфонию №5 Чайковского, увертюру Мендельсона «Сон в летнюю ночь». «Сон в летнюю ночь - замечательное произведение! Мы исполним не всю сюиту, но рассчитываем, что туляки все равно воспримут ее на ура. Выступать будем с большим удовольствием. Несмотря на то, что вчера была тяжелейшая программа, которая закончилась очень поздно, оркестр настроен позитивно, все в хорошей форме!

- Ваш Пасхальный фестиваль живет не первый год. Какие изменения происходят в программе?

Мы стараемся охватить все больше регионов и аудитории, в том числе - детской. Также играем в гарнизонах, дворцах офицеров, кадетских училищах - везде, где будет понятна наша музыка. Каждый год оркестр уделяет особое внимание одному из великих композиторов - Прокофьеву, Шестаковичу, Рахманинову. При этом исполняем не только знаменитые произведения, но и те, которые на слуху далеко не у каждого. В этом году плотно занимаемся творчеством Стравинского. Я считаю, такая концентрация помогает сотням любителей классической музыки лучше узнать своего любимого композитора. Я принимаю, уважаю и люблю произведения французских, немецких, итальянских и других классиков. Но русскую классику я считаю непревзойденной. Ведь каждую секунду в мире где-то звучит композиция российских композиторов. Я счастлив, что за 28 лет, в течение которых я возглавляю Мариинский театр, мы сумели охватить необъятный мир русской классической музыки.

- А как начинался ваш путь руководителя?

Тогда, 28 лет назад, мы провели прекрасный фестиваль в честь Мусоргского и показали все пять его опер. И этому правилу - делать что-то яркое и запоминающееся - я стараюсь не изменять. И коллектив меня в этом полностью поддерживает. Я считаю, у нас все получается, даже несмотря на большие нагрузки и временные трудности. Во-многом, этим успехом я обязан потрясающему составу оркестра.

Коллектив я бы назвал одним словом - могучий.

Он быстро переходит с одной стилистики на другую и умеет улавливать настроение публики.

- Получается, ваш коллектив - не только виртуозы, но еще и единомышленники…

Именно так. Не хочется говорить об этом слишком громко и часто, но я очень счастливый руководитель. Ведь я возглавляю большой коллектив мирового класса! Сфера оперы, балета, симфонической и оркестровой музыки настолько глобальна, что выделяться и оставлять значимый след в ней - огромная заслуга. У нас это получилось. Об этом можно судить хотя бы по тому, какую географию мы охватываем своими выступлениями. Япония, Польша, Китай, Чили, Бразилия, Куба, Аргентина, Финляндия… Но самое главное - Россия. Выступать по регионам нашей страны - ответственная и интересная миссия. Здорово, что здесь нас встречают с любовью.

Досье myslo

Валерий Абисалович Гергиев - советский и российский дирижер, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра с 1988 года, председатель Всероссийского хорового общества, Народный артист РФ, пятикратный лауреат Государственной премии РФ и премии Правительства РФ.

Самый финансово успешный российский музыкант-2012 (по версии журнала «Форбс»).

жена Наталья Дзебисова,

сыновья Абисал (г.р. 2000), Валерий (2001 г.р.),

дочь Тамара (2003 г.р.),

внебрачная дочь Наталья (1985 г.р.).