Наталья Ард

Психолог, мама троих детей. Работает с подростками в сообществе подростков и родителей TulaTeens, г. Тула.

Давление и упрёки со стороны родителей. Чувство беспомощности и вины у ребёнка.

Мы попали в замкнутый круг. Каждый день не сделанные вовремя уроки, бесконечная работа над ошибками и новые упражнения. Снова ошибки, снова долгие, затяжные занятия. Ребёнок угасает, истощается и тупеет на глазах, а я… я уже не знаю, что делать. Мы тонем в домашних заданиях. Руки опускаются.

Мама третьеклассника

Что же пошло не так и можно ли помочь утопающему? Почему одни ребята быстро и легко справляются с домашними заданиями, а для других это непреодолимая преграда? Обсудим типичные ошибки при выполнении домашних заданий и расскажем, как их избежать.

1. Затянутый старт

«Моя дочь может 30 минут перекладывать учебники, ходить на кухню за стаканом воды, отвлекаться на младшего брата, ныть и объяснять, почему она не хочет делать уроки. Всё, что угодно, кроме выполнения домашней работы».

Привычка долго раскачиваться, откладывать дела и отвлекаться - бич большинства школьников. Привычка, которая незаметно и безжалостно съедает время.

Главное - начать быстро и весело. Как помочь? Пообещать сладкий приз по окончании или другое вознаграждение, например: «Успеешь сделать уроки до 17:00 - пойдёшь на тренировку или в театральную студию».

2. Попытка учить уроки за столом, заваленным тетрадками и книжками

Вы можете не обращать на это внимание, но на рабочем месте - бардак в голове.

Помогите ребёнку. Скажите ему: «Оставь на столе только дневник, учебник и материалы к одному уроку. Выучи и убери, затем доставай следующий». Удивительно, насколько эта простая рекомендация экономит время.

3. Привычка делать домашнее задание перед уроком, а не после

Делать уроки в последний момент, постоянно откладывать и жить с чувством опоздания. Вы не задумывались, что слово «успех» происходит от слова «успевать»?

Измените ситуацию и перестаньте догонять уходящий поезд. Опережайте, атакуйте! Пусть все задания будут сделаны сразу после уроков уже сегодня. Чувство свободы будет лучшей наградой.

4. Неограниченное время на выполнение домашних заданий

Заняты́е дети, у которых расписана каждая минута, делают уроки быстро и качественно. Они интуитивно правильно организуют работу, вычленяя суть и экономно расходуя время. Помните закон Паркинсона? «Работа заполняет время, отпущенное на неё».

Вам могут помочь таймер, звуковой сигнал, песочные часы, ритм чередования рабочих блоков и коротких отдыхов. Никогда не позволяйте детям до бесконечности растягивать выполнение уроков за счёт прогулок, друзей и .

5. Освобождение ребёнка от обязанностей по дому

«Что вы, Любочка учится каждый день до двенадцати или даже до часу. Она ложится позже нас и встаёт раньше. Как придёт домой, перекусит и сразу за уроки. Так и сидит».

Не позволяйте ребёнку сидеть. Домашние хлопоты - это продуктивный отдых. Научите ребёнка чередовать уроки с короткими полезными переключениями по 10–15 минут. Пусть он пропылесосит комнату, помоет полы, погуляет с собакой или уберёт покупки в холодильник. Усталые мозги за такое скажут спасибо. И уроки сделаются быстрее.

6. Обучение только по учебнику

Если ваш ребёнок занимается только по учебникам, он никогда не станет культурным и образованным человеком. Выучить, чтобы ответить и забыть? Да он просто тратит время впустую!

Давайте разберёмся, как же надо. В учебнике даны только выжимки знаний. Они плохо усваиваются, зубрить их бесполезно. Гораздо лучше глубоко и комплексно изучать тему, находить взаимосвязи между предметами, смотреть и читать художественные книги по теме урока.

За каждой фразой из учебника должны вставать картинки, образы, истории, факты. Так знания становятся образованием и остаются с человеком.

Конечно, в рамках учебного года с его калейдоскопической скоростью это нереально. Но выход есть. Откройте YouTube и поищите видео по теме урока. Как правило, по многим темам есть документальные фильмы по 10–20 минут с опорой на учебник.

Научите ребёнка смотреть ролики в ускоренном режиме. Через 15–20 минут он будет владеть материалом, приводить примеры. Отличные оценки в школе и репутация интересного человека гарантированы.

7. Выполнение всех заданий в полном объёме

Наиболее ярко это заметно в начальных классах. Прессинг на ребёнка со стороны родителей необходим традиционной российской школе как рычаг влияния.

Школа же оказывает давление на учителя, требуя хороших показателей по экзаменам, олимпиадам, конкурсам. Поэтому зачастую учителя ведут себя так, будто их предмет - единственный. Но учителей много, а ваш ребёнок один, его ресурсы ограничены.

Берегите силы ребёнка, не позволяйте переутомляться и истощаться. Выберите ключевые предметы, отдайте им предпочтение и спокойнее относитесь к остальным.

Способность ученика справляться с домашней работой - показатель успешности обучения в школе. Родители могут помочь ребёнку организовать этот процесс. Помните при этом, что уроки нужны для закрепления знаний, а не ребёнок для уроков. Будьте на стороне его интересов.

Рассказывает мама пятиклассника: «В школе я была отличницей и всегда делала все уроки. На это уходило всё мое время. Мне некогда было гулять с подругами, читать книги или просто ничего не делать. Моя двоюродная сестра, ровесница, не стремилась хорошо учиться. Она с мамой много читала, путешествовала, разговаривала, играла с подругами. Уроки делала по остаточному принципу.

Я выросла, стала бухгалтером и не очень довольна жизнью. Моя сестра - успешный человек. Она состоялась в семье, работе, бизнесе. Её уважают, у неё есть своё мнение, своя интересная жизнь. Этот пример всегда перед глазами, когда проверяю домашнюю работу сына».

Может быть, причина в отношении к домашним заданиям? Возможно, для в жизни не надо тратить всё время только на уроки?

Проанализируйте ошибки и помогите своему ребёнку подходить к выполнению школьных уроков более эффективно. Порадуйтесь вместе с ним тому, насколько быстрее он будет с ними справляться и как изменится его жизнь.

Чтобы закрепить успех, заранее придумайте, как вы будете вместе радоваться жизни в освободившееся от уроков время.

В младших классах уроки делайте с таймером и установите правило «трех вопросов», в пятом — «домашка» должна быть сделана, пока родители на работе, а старшеклассникам дайте возможность научиться выкручиваться.

1-2 классы

Сейчас, по стандартам НУШ, домашнюю работу не задают до третьего класса. Но ситуации бывают разные, и кто-то из детей может не успеть в школе дописать рядок палочек, а чьи-то родители решили заниматься со своими детьми дополнительно, например, английским. Но не важно, какие внеклассные уроки у вас запланированы, главное — они должны проходить в игровой форме и с перерывами на отдых, когда малыш этого захочет.

Отдых не менее двух часов и так, как хочет ребенок

Из-за ранних подъемов, изматывающей дороги и стресса, вызванного сменой учителя, коллектива и вида деятельности, дети в возрасте 6-7 лет сильно устают. Кроме того, в этом возрасте у них игровая деятельность в приоритете. Потому после того как вы с ребенком пришли из школы, дайте ему отдохнуть. Причем время он должен проводить так, как сам хочет. Некоторые дети могут поспать, другие — посмотреть мультики, третьи — пособирать конструктор, полепить или поиграть с куклами/машинками. Личное время после школы должно быть не менее 1,5-2 часов.

Проговорите задания заранее

После того как ребенок отдохнул, скажите ему, что пришло время садиться за уроки. Вместе откройте задания и обговорите, что и как надо сделать. Спросите, все ли он понял, и займитесь своими делами, но не выходя из комнаты. Пусть младший школьник чувствует ваше присутствие и знает, что если вдруг он что-то забудет или ему станет что-то непонятно, он всегда сможет обратиться к вам за помощью. Но и вы не лежите у телевизора, а займитесь своей работой, чтобы ребенок не чувствовал, что его «загружают».

Поставьте таймер

Чтобы ребенок не уставал и у него не пропало желание делать уроки на следующий день, установите на своем телефоне таймер на 20 минут. Если малыш за это время не успеет сделать домашнее задание, все равно пусть встанет и отдохнет 10-15 минут. Если успел раньше, переменка должна наступить до сигнала таймера.

3-4 классы

С третьего класса детям начинают задавать домашнее задание и ставить за него оценки. К этому возрасту ребенок уже интеллектуально созрел, чтобы осознавать свою зону ответственности и то, что его труды будут оценены. В этом случае главная задача родителей правильно организовать рабочее место и выучить с ребенком схему выполнения задания. Так, в этой схеме первоочередным должно быть правило «чистого стола». На нем не должно быть ничего, кроме учебника и тетради по предмету, по которым он будет заниматься, и канцелярских принадлежностей. Все остальное станет отвлекать.

Во время «домашки» уйдите в другую комнату

Пусть ребенок самостоятельно сделает уроки, а вы их потом проверите, и если что-то будет неверно — объясните, в чем заключалась ошибка. Но не заставляйте ребенка делать уроки, когда вы на работе, а ребенок дома. Не умея себя организовать, ребенок будет постоянно отвлекаться, в результате у него сложится ощущение, что за уроками он проводит все свое свободное время после школы и у него наступит апатия и страх опять «застрять» над книжками на полдня. Идеально, когда ребенок знает, что вы находитесь в другой комнате, и он с вами встретится, как только закончит работу.

Не переживайте, что, пока вы будете в отдельной комнате, ребенок наделает ошибок — это его право. Когда все будет сделано, проверьте домашнее задание и, заметив ошибку, скажите, что вы ее нашли, но не исправляйте, а выделите район, в котором ребенок должен будет сам ее обнаружить. Так, во-первых, ребенок будет чувствовать себя значимым, когда сам найдет ошибку, во-вторых, занимаясь ее поисками, он лучше запомнит правило, и в следующий раз будет меньше вероятность, что он ее допустит.

Установите правило «трех подсказок»

В восемь-девять лет ребенку все еще важно чувствовать поддержку взрослых и знать, что, когда ему понадобится помощь, он сможет ее получить. Но чтобы предотвратить ежеминутное «мамканье» и «папканье», оговорите, что на каждый предмет у него есть право воспользоваться всего тремя подсказками, и пусть он их экономит, ведь если они у него закончатся, то помогать в сложных задачах ему будет некому.

То, что нравится, — в первую очередь

В этом возрасте детям еще не задают много домашних заданий. Немного почитать, упражнение по украинскому и пару задач по математике — это обычно то, из чего состоит «домашка». Но, чтобы у ребенка хватило сил все это выполнить, пусть он начинает с того, что ему больше по душе. Например, ваш школьник больше любит математику — пусть с нее и начинает. Когда он будет видеть, что примеры получились быстро и остались задания всего по одному-двум предметам, у него будет вдохновение и больше энтузиазма работать дальше.

5-8 классы

Как правило, после окончания начальной школы у ребенка мотивация к учебе снижается точно так же, как и оценки в дневнике, ведь любимой и единственной учительницы уже нет, а в каждом кабинете ждет новый, еще малознакомый педагог, который может показаться ребенку «чужим». Кроме того, предметов становится больше — до семи в день, уроки задают по каждому. На загруженность накладывается и переходной возраст, а это максимализм и протест всему, что говорят взрослые. Поэтому заметив нежелание ребенка делать уроки, родители должны в первую очередь снизить планку. Не стоит в пик возрастного кризиса требовать от ребенка идеально знать все предметы.

Все уроки — пока вас нет

Окончив начальную школу, ребенок уже должен сам понимать, что его обязанность — сделать уроки. Здесь единственная задача родителей может заключаться в том, чтобы организовать время занятий. А вот то, какие уроки, в какой последовательности и сколько времени на них выделять, ребенок должен определять сам. Требуйте от школьника, чтобы все уроки были сделаны до того, как вы придете с работы. Он, конечно же, может позвонить и спросить вас, если ему что-то будет непонятно, но учите ребенка самостоятельности, ведь он может спросить совета у одноклассника или поискать информацию в интернете.

Установите график работ по темпераменту

В 10-12 лет ребенку свойственна сильная утомляемость из-за того, что он только входит в переходной возраст. Его тело растет, он становится «новым», вследствие чего у него возникает масса комплексов, которые выматывают его эмоционально. В этот период формируется и индивидуальный, но уже подростковый темперамент. Именно он и поможет вычислить родителям идеальное время для домашних занятий. Например, если ваш ребенок флегматик, то он никогда не сможет делать продуктивно домашку, если хорошенько не отдохнет от школы. Потому не ругайте, если за уроки он садится в пять вечера.

Холерикам очень важна смена деятельности. Потому позвольте ребенку переключаться с математики на английский или с истории на опыты по природоведению, даже если он не закончил предыдущий урок.

Проще всего делать уроки с сангвиниками. Они достаточно активные, чтобы сесть за уроки, как придя со школы, так и после прогулки на улице. Но чтобы усадить их делать, нужен контроль со стороны взрослых, ведь сангвиникам всегда некогда заниматься этими «мелочами».

На то, как успешно будут сделаны уроки меланхоликом, повлияет ваше умение мотивировать. Для того чтобы что-то сделать детям с этим типом темперамента, нужна «морковка впереди ослика». Потому пообещайте ребенку вознаграждение за домашку без напоминаний. Например, в конце недели — семейный поход в парк или прибавка к карманным деньгам.

Если не знаете - не помогайте

Если ребенок что-то не знает и спрашивает у вас, вы можете ему ответить, если уверены в этом сами. Если же вы не знаете ответ, не следует начинать искать его в интернете, вызванивать учителя или подругу с кафедры физики. Поиск информации — одна из главных компетенций в современном мире, которой должен обязательно обладать успешный человек. Именно поэтому учите ребенка данному навыку, пока провалы не будут такими болезненными, как во взрослой жизни. Кроме того, занимаясь поисками правильного решения домашнего задания, вы непременно сами начнете нервничать, ведь почувствуете свою несостоятельность, и ваша нервозность непременно передастся на ребенка. А фразочки вроде «Что за дурацкие задания!», «Зачем это вообще учить в школе?» дадут понять ребенку: все, что он сейчас делает, бессмысленно. Соответственно, его мотивация учиться утратится.

9-11 классы

Это период, когда дети уже готовы покинуть стены родной школы, потому в восприятии многих из них падает авторитет учителя. Соответственно, они уже не боятся прийти на уроки неподготовленными, и, тем более, им не страшно получить замечание по предмету, который, по их мнению, для поступления в вуз им не нужен. Вместе с тем, у школьников в старших классах постоянно возникают стрессовые ситуации: это и мысли о скорых экзаменах, и неизвестность перед будущим, и просто период психологической сепарации от родителей. Потому криками, наставлениями и нотациями хороших оценок в данном случае не добьешься.

Не устанавливайте свои правила

В этом возрасте ученик уже точно понимает, какие из дисциплин даются ему легче всего и как ему удобнее делать уроки. Потому родителям не стоит вообще влезать в процесс «домашки». Если вашего ребенка от выполнения алгебры не отвлекает тяжелый рок — пусть врубает его на полную катушку. Если читать повесть удобнее, улегшись на полу, — это его право. А если изучать параграф по истории проще со смартфона в маршрутке по дороге домой — пусть так и делает. Родителям в старших классах нельзя навязывать ребенку свои правила и «с высоты прожитого опыта» рассказывать, как лучше учиться. В этом возрасте у подростка уже сформировались свои внутренние часы, свои фазы активности и особенности психики. А ломая и подстраивая его под свое понимание правильности, родители рискуют не только отбить желание учиться, но и вызвать агрессию в свой адрес.

Позволяйте увиливать

В старших классах школьник уже четко уяснил, на каких уроках он может увильнуть, а на каких ему придется отвечать, потому и строит свои домашние занятия, исходя из их приоритетности. Кроме того, в этих классах у них появляются дополнительные занятия, курсы и репетиторы по предметам, которые им понадобятся для поступления в вуз. Потому не требуйте от ребенка, чтобы он был круглым отличником во всем, если ему это не дано. И если недоученные уроки не мешают получать хорошие оценки, не старайтесь контролировать их полное выполнение. Пусть школьник сам решит, что ему делать, а что может подождать. В конце концов умение выкручиваться из ситуации ему пригодится и во взрослой жизни.

Выходные без домашних заданий

У старшеклассников в недельном расписании появляются неравномерно загруженные дни, когда приходится делать домашние задания по нескольким важным предметам или когда к ним добавляются кружки и курсы. Поэтому учите ребенка равномерно распределять заданное на дом и не откладывать все на последний день. Особенно это касается выходных, ведь, обрадовавшись пятнице, ученик откладывает домашнюю работу на воскресенье. Но этого делать не стоит, ведь тогда вместо двух законных выходных получится один, потому как половина пятницы уйдет на уроки в школе, а половина воскресенья — на то, чтобы подготовиться к понедельнику. В итоге отдохнуть полноценно перед новой учебной неделей не выйдет.

Уроки по цветам: какую тактику выбрать

Понять, как мотивировать ребенка учиться и что ему поможет полюбить этот процесс, можно при помощи цветов. Часто проблемой становится неправильно выбранная тактика занятий, ведь дети не всегда могут передать словами свои чувства и объяснить, почему они не хотят заниматься теми или иными уроками. Потому психологи советуют искать подходящую методику выполнения домашней работы при помощи коробки с карандашами. «По тому, какой цвет ребенок выбрал, можно судить не только о его темпераменте, но и о его страхах, интересах и талантах в той или иной сфере, — считает детский психолог Марта Юдина. — Тест на цвета можно провести в домашних условиях. Для этого просто предложите ребенку выбрать из коробки с карандашами три цвета: где первый будет — самый любимый, второй — который нравится, но меньше, а третий — не нравится больше всего. После того как ребенок выбрал карандаши, сравните их с обозначением цветов, предложенным ниже, и сделайте выводы. Первый цвет карандаша будет означать, чем можно мотивировать ребенка делать уроки и как правильно поступать родителям, чтобы школьник поверил в свои силы; второй цвет — это те способы, которые тоже могут прийти вам в помощь, а третий цвет карандаша — это то, как не стоит вести себя с ребенком, дабы не отбить у него желание учиться вовсе».

Значение цветов

Красный то дети очень активные, и усадить их хотя бы на 15 минут за домашнее задание — настоящая проблема. И чтобы не отбить желание ребенка делать уроки, договоритесь с ним заранее, что он может сделать паузу, когда сам того захочет, но должен будет потом сесть и продолжить занятия тогда, когда вы его об этом попросите. Чтобы такой ребенок делал домашку с удовольствием — не уставайте его постоянно хвалить. Только без вранья. Если палочка получилась недостаточно ровной, не говорите, что она идеальна. Перефразируйте похвалу: «У тебя получается уже лучше. А если ты постараешься, будет еще прекраснее».

Оранжевый У таких детей энергия бьет ключом, и шустрого непоседу легче усадить за уроки после активных занятий. Поэтому после школы зайдите на футбольное поле, дайте ребенку выбегаться на детской площадке и только потом сообщайте, что пора бы сделать домашнюю работу.

Желтый Такие дети очень солнечные и жизнерадостные. Но для того чтобы им было интересно заниматься, необходимо «присутствие» в уроках сказки. Дело в том, что у таких детей неуемная фантазия. Потому проводите уроки всегда с ассоциациями. Например, если вам нужно написать ряд цифры «2», предложите ему нарисовать «лебедя», а если надо прочитать какой-то стишок, попросите потом додумать его продолжение самостоятельно.

Зеленый Дети, выбравшие этот цвет, остро чувствуют нехватку родительской любви. Поэтому для того чтобы с удовольствием выполнять домашнее задание, им надо присутствие рядом мамы/папы. Если вы будете находиться у такого ребенка «за спиной», то и уроки будут делаться быстрее, и ребенок будет чувствовать себя нужным.

Голубой Дети, выбравшие этот цвет, — юные Цезари. Для того чтобы им нравилось то, чем они сейчас занимаются, необходима постоянная смена вида деятельности. Помогите организовать выполнение домашней работы следующим образом: чередуйте предметы, даже если они сделаны не до конца. Пару примеров по математике могут сменить две выученных строчки из стихотворения, потом — раскрашивание картинки и опять можно вернуться к математике.

Синий Если ребенок раньше предпочитал другой цвет, а сейчас выбрал синий в качестве любимого, — это тревожный сигнал. Дело в том, что синий цвет показывает замкнутость ребенка. Поэтому, если ребенок резко сменил предпочтения на синий, это говорит о том, что он переутомляется в школе, а из-за того, что вы много от него требуете, он боится не оправдать ваших ожиданий и находится постоянно в состоянии стресса. Сбавьте давление. Поговорите с ребенком, что оценки — это не главное. Позвольте ему несколько раз вместо уроков поиграть. Пусть знает, что неидеально выполненные уроки — это не конец света. Так вы снизите градус стресса, и ребенок, отдохнув, сам будет садиться за уроки.

Фиолетовый Выбор этого цвета выдает в ребенке артистичную и чувствительную натуру, которую легко ранить даже повышенным тоном голоса. Потому не начинайте домашнюю работу с указаний — пусть школьник сам выберет, когда и как ему делать задания. А для того чтобы уроки все-таки были выполнены, пусть ребенок перед началом сам расскажет вам алгоритм. Если нужно его поправить, задайте ему вопросы вроде: «Ты думаешь, правильно делать уроки во время того, как включен мультфильм?». Ребенок, конечно же, ответит: «Нет» и воспримет это решение как свое собственное.

Черный Дети редко его выбирают, но если все-таки ваш школьник указал на карандаш этого цвета — задумайтесь. Возможно, у него появилось желание отгородиться от внешнего мира, и ребенка следует немедленно социализировать. Сделать это можно, пригласив его одноклассников вместе делать уроки. Также черный цвет говорит о том, что ребенок боится становиться взрослым. Потому во время выполнения домашних задний задача родителей — показать все прелести взросления и возможность уже сейчас применять полученные знания. Например, введите за правило, что после сделанной домашки вы идете всей семье в какое-то веселое место или в качестве награды ребенок получает любимую сладость. Дети, у которых есть смарт-часы, обрадуется, если вы за оконченную домашку поставите им «лайк».

Рождаясь, ребенок часто попадает сразу в университет. И этот университет – его родители, которые с пеленок начинают растить гения. Вспомним хотя бы методику обучения чтению Глена Домана, которую можно тестировать на годовалом малыше. Стараясь обогнать время и воплотить в детях свои несбывшиеся надежды и амбиции, родители создают условия вечной гонки для ребенка, который часто совсем к этому не готов. И часто, как следствие, к школьному возрасту семилетке становится в лучшем случае неинтересно учиться, в худшем - нервные расстройства из-за умственной нагрузки просто не дают ему это делать. А ведь из школы ребенок приносит домой не просто знания, но и много домашних заданий для закрепления пройденного материала, моральных сил на выполнение которых уже не хватает. Ведь решение математических примеров или заучивание исторических дат не может сравниться с игрой в футбол во дворе или катанию на велосипеде. Когда родители не знают, как мотивировать ребенка в выполнении домашней работы, борьба за знания становится мучительной для обеих сторон. Предлагаем 10 способов мотивации школьника, который с трудом приступает к выполнению домашнего задания.

Способ № 1: Позитивный настрой

Если говорить ребенку примерно следующие слова: «Я знаю, что "домашка" это не совсем то, что тебе охотно хочется делать, но придется, потому что НАДО», то это будет самый верный путь демотивировать ребенка.

Наоборот, мыслите позитивно, основываясь на трех главных китах - целях домашнего задания:

    «Закрепи то, что вы прошли в школе. К тому же, ты узнаешь еще что-то новое и интересное. Это легко и полезно»;

    «Как хорошо, что, делая домашнее задание, ты учишься заниматься самостоятельно, отдельно от класса. Это поможет тебе в жизни»;

    «Как хорошо, что ты учишься планировать свое время, это пригодится тебе в дальнейшей жизни».

Известно, что дети копируют взрослых. Отличный вариант мотивировать ребенка делать домашнее задание, это делать в это время свое. Например, читать литературу, необходимую вам в работе, заполнять счета, убираться в доме, мыть посуду. Дайте ребенку понять, что в каждом возрасте есть своя ответственность и свои обязанности. Если мама/папа не выполняли бы свои обязанности, то не получали бы деньги за работу, в квартире отключили бы свет, воду, газ, дом поглотила бы грязь и мусор, а горы немытой посуды заполонили бы кухню. Чтобы двигаться вперед и жить в социуме достойно, нужно трудиться. Помните, как говорила Мэри Поппинс: «Только тот, кто делает, свершает».

Удобным с точки зрения правильной посадки и наличия необходимых для учебы принадлежностей. Место расположения ребенка зависит от рода занятий, которые он выполняет. Так, для письменных работ самым подходящим местом является специальная парта или письменный стол. Профессор С. М. Громбах, внесший огромный вклад в теоретические основы гигиены и здоровья детей и подростков, указывает, что «наличие достаточного числа точек опоры и есть первое условие правильной посадки».

Правильная посадка включает в себя:

  • постановку ступней на пол или подножку, ноги при этом образуют в коленных и тазобедренных суставах прямые углы или углы в 100-110 градусов;
  • расположение 2/3 - 3/4 длины бедра на посадочном месте;
  • опору поясницы на спинку стула;
  • нахождение обеих рук с опорой на локти на столе, плечи при этом находятся на одинаковом уровне;
  • наклон туловища и головы строго вперед (не в бок) не более, чем на 15-20 градусов;
  • расстояние от глаз до рабочего места примерно 30 см;
  • наличие свободного расстояния между грудью и рабочим столом. Для чтения книг дети могут выбрать более удобные места: кресло, диван, ковер на полу. Но это зона вашего повышенного внимания за осанкой ребенка и расстоянием от его глаз до книги. В любом случае обеспечьте ребенку достаточно света над рабочей поверхностью. Лучше всего, если письменный стол стоит у окна. Дневной или искусственный свет должен падать либо прямо, либо со стороны, противоположной от пишущей руки. Если общее искусственное освещение в комнате имеет желтый или белый свет, то и настольная лампа должна ему вторить.

На время работы выключите музыку, телевизор, не отвлекайте его своими телефонными разговорами. Некоторые дети и взрослые уверяют, что музыка помогает им выполнять задания. Может быть, в некоторых случаях и для некоторых школьников это уместно, но чаще всего шумовой фон позволяет правильно выполнять простые задания. Более сложные упражнения требуют значительной концентрации в отсутствии «бэк вокала».

Не играйте роль учителя, ее уже выполнил настоящий учитель в школе. Ваша задача – лишь помочь ребенку самому сделать упражнения. Подруга моей мамы прошла вместе с сыном не только школу, но и институт, делая вместе с ним (а может, вместо него) рефераты, доклады, курсовую. Я удивилась, что на работу сын пошел без нее и неплохо, надо сказать, справлялся с задачами, но вот к бытовой жизни он оказался не приспособленным: взрослый молодой человек не может сам пойти в продуктовый магазин, купить себе одежду, не хочет обзавестись автомобилем. Если на работе он выполняет поручения, находясь под руководством начальника, то в личной бытовой жизни не может принимать решения самостоятельно, потому что не знает, как ей управлять без чьего-либо руководства, как сделать правильный выбор.

Поэтому не только цените, но и воспитывайте в детях стремление к здоровой самостоятельности даже с дошкольного возраста. Каждый день интересуйтесь домашними заданиями, полученными ребенком в школе, говорите с ним о них, узнавая, как он собирается их выполнять и когда. Направляйте ребенка в правильное русло и лишь слегка подталкивайте, задав нужный курс. Достигнув точки назначения, ребенок должен получить похвалу и одобрение с вашей стороны, ведь это подтолкнет его к новым победам.

Роль домашнего задания заключается не только в том, чтобы помочь ребенку лучше запомнить пройденное, но и в том, чтобы научить планировать свое время и научить самоорганизации. Распланируйте и составьте с ребенком расписание на день и на неделю, в которое будут включены временные отрезки на выполнение как быстрых, так и долгосрочных домашних заданий, а также мероприятия досуга, свободного от школьных дел (см. Таблица 1). Полезно (если это возможно) чередовать выполнение простых и сложных заданий.

Таблица 1

Примерный распорядок на день и на неделю

| план на сегодняшний день | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | | 8.00-13.00 - школа
14.30- обед
15.00-16.00 -отдых
16.00-18.00 -домашнее задание

  • выучить стихотворение; - решить 3 задачи по математике;
  • повторить параграф по английскому языку.
    18.00-18.30 Ужин
    19.30 Музыкальное занятие: гитара
    | 1. Подготовка реферата
  1. Подготовка к тесту по истории
  2. Бассейн | 1. тест по истории!
  3. Подготовка реферата | 1. Реферат по географии
  4. Подготовка к контрольной по математике
  5. Баскетбол | 1. Подготовка к контрольной по математике
    | 1. Контрольная по математике
  6. Поход в кино
    |

Если составленного расписания занятий не достаточно для активации процесса самоорганизации, то попробуйте составить вместе с ребенком целевую таблицу (см. Таблица 2). Эта стратегия может оказаться очень полезной для улучшения успеваемости и развития навыков самостоятельности. Выполняя домашнее задание и отмечая результаты достижений в таблице, ребенок видит немедленные результаты своей деятельности, а значит, может самостоятельно оценить свои труды. Повышение самооценки и улучшение результативности труда станет для него сильным стимулом в дальнейшей работе.

Для этого вам понадобится:

    разделить домашнее задание на части. Каждая часть не должна иметь совсем простую, но вполне достижимую цель. Определите время, требующееся для ее выполнения и допустимое количество ошибок. Например, 10 примеров должны быть решены за 10 минут с 2-мя допустимыми ошибками;

    кухонный таймер или будильник для контроля временного периода, отведенного для каждой части. Главное, чтобы ребенок сам мог контролировать оставшееся время на решение задачи (для младших школьников достаточно будет вашего контроля над временем);

    для приучения ребенка к самостоятельности определить количество допустимых обращений ребенка за вашей помощью;

    заносить результаты в таблицу не только ежедневно, но и выводить общий показатель в конце недели. Таким образом, вы сможете вместе с ребенком устанавливать новые цели на следующую неделю, направленные на улучшение показателей. Главное изначально поставить достижимую для ребенка цель, постепенно усложняя задачу, иначе, не достигнув цели в начале пути, ребенок потеряет интерес к игре.

Таблица 2

|
| цель

| желаемое время | реальное время | допустимое кол-во ошибок | реальное кол-во ошибок | возможное кол-во обращений | реальное кол-во обращений | цель достигнута | | 1. | решить 10 математических примеров | 10 мин | 15 мин | 2 | 4 | 1 | 1 | нет | | 2. | написать диктант по русскому языку | 15 мин | 15 мин | 1 | 0 | 1 | 0 | да | | 3. | прочитать две главы в учебнике истории | 25 мин | 15 мин | - | - | - | - | да | | 4. | выучить стихотворение на английском языке | 30 мин | 25 мин | - | - | - | - | да |

Общее количество поставленных целей: 4
Количество достигнутых целей: 3
Кол-во достигнутых целей в процентах (достигнутые цели, поделенные на поставленные): 75%.

К числу удобных или даже необходимых для работы принадлежностей, помимо стандартного набора (ручки, карандаши, линейки и т.п.) можно добавить такие как:

  • мягкая накладка на письменную зону рабочего стола;
  • подставка для учебника или книги;
  • стикеры для пометок в учебнике;
  • степлер;
  • дырокол;
  • магнитная баночка со скрепками;
  • точилка;
  • закладка.

Имея удобную во всех отношения рабочую зону, ребенку будет не только приятно выполнять домашнее задание, но и делать это без вреда для своего здоровья.

Для младших школьников процесс проверки превратиться в ожидаемое и интересное представление, где их любимый плюшевый мишка найдет ошибки и попросит их исправить. Для школьников постарше можно лишь обозначить количество ошибок и предложить их найти самим.

Опять же вспомним Мэри Поппинс, которая говорила, что «Ложка сахара делает пилюлю слаще». Проверив домашнее задание, первым делом не акцентируйте внимание на сделанных ошибках. Скажите, с какой хорошей интонацией ребенок прочитал стих, как быстро он запомнил столицы стран, как аккуратно он написал диктант, и лишь затем обозначьте ошибки. Простую словесную похвалу за правильно (вовремя, самостоятельно, без принуждения…) выполненное домашнее задание (или за достижение дневных/недельных целей) чередуйте с обещаниями (и обязательным выполнением с вашей стороны) вместе поиграть, сходить в кино или устроить мастер-класс по выпечке воздушного печенья. Но не перебарщивайте, ребенок должен не только знать и чувствовать, что вы цените его труд, но и понять, что он трудится, прежде всего, для своего будущего благополучия, а значит, ради себя.

Дайте ребенку понять, что домашнее задание – это его задание. Импульсивные родители, борющиеся с ребенком за выполнение домашнего задания, часто ведут себя назидательно. При этом сильно расстраиваются и паникуют, если ребенок неверно выполнил задание или не хочет его выполнять, и часто выполняют задание вместо ребенка. Помните пункт №5? Так вот, в дополнение к воспитанию самостоятельности, донесите до ребенка мысль о том, что вы не расстроитесь, если он не выучит стих. Доля расстройства и разочарования в себе самом коснется именно ребенка, если он окажется единственным в классе с несделанным домашним заданием. Младшие школьники более восприимчивы к такому роду ситуации, чем старшеклассники. Но, если соблюдать правильный подход к организации учебной деятельности ребенка с раннего возраста, то в старших классах такая ситуация вряд ли возникнет.

Источники:

www.huffingtonpost.com
www.parenting-ed.org
www.redingroe.com

Исследование, проведённое под руководством американского исследователя Фернандеса-Алонсо, говорит о том, что если ученик средней школы тратит на домашнюю работу более чем 90-100 минут в день, его оценки ползут вниз.

Это касается оценок по математике и естественно-научным дисциплинам. Хотя, может, ребята потому и сидят больше часа над уравнением, потому что никак не возьмут в толк, что вообще происходит с этим «иксом». В любом случае, если вы видите, что работа затягивается на два часа, пригрозите ребёнку двойками и отправьте отдыхать.

4. Внимательные родители помогают ребёнку учиться

В этом уверены исследователи Уокер, Гувер-Демпси и другие. Это те родители, которые отвечают на сложные вопросы, поддерживают в тревожных ситуациях, подбадривают перед публичным чтением стихов русских поэтов и даже звонят в школу: «Наталья Николаевна, вы точно задавали делать дома опыты с возгоранием ворсистой части ковра?».

В общем, от таких помощников, по учёному мнению, сплошная польза: создание связи между семьёй и школой, всесторонняя поддержка и мотивация ребёнка. Только папа с мамой могут популярно объяснить, почему нужно учиться и что грозит в случае провала в четверти.

5. Нет, родителям лучше всё же выйти за дверь

Другие учёные, Пэтэлл, Робинсон и уже упомянутый профессор Купер, в исследовании 2008 года настаивают, что папа, мама и бабушка за спиной ребёнка способны наломать дров. Дети, оказывается, учатся хуже, если чувствуют давление из-за левого плеча: «Давай, Сеня! Ровнее строчку! Тут „пять“ пиши. Опять запятую забыл!».

Подобная настойчивая помощь убьёт остатки мотивации. Поэтому правильной стратегией будет поддержка, но не контроль. Пусть даже взрослым трудно сохранять улыбку на лице, когда речь заходит о спряжениях глаголов, стоит помнить, что внутренний настрой ребёнка важнее всего.


Источник фото: istockphoto.com

6. Сколько можно? Сколько можно делать уроков?

Американская Национальная ассоциация образования поддерживает правило десяти минут. Эти 10 минут на все уроки в первом классе превращаются в 20 во втором и так далее. Однако в выпускном классе домашняя работа не должна превышать двух часов.

Увлекшись воспитанием своих детей и рекомендациями по воспитанию чужих, новостями из мира образования и рекомендациями передовых детских психологов, мы, внезапно осознали ужасную реальность: похоже, что очень многие родители, обзаведясь ребенком, бросают все свои силы и сосредотачивают все свои помыслы единственно на том, как его «развить», как его «улучшить» и «оптимизировать». Чтобы 12 по всем предметам, чтобы прыжки в длину на 10 метров, чтобы танцы, лепка и хоккей, чтобы домашнее задание тихо, аккуратно, с толком, чувством, расстановкой, чтобы стихи ямбами и хореями, в голосах и лицах, отскакивали от зубов. Чтобы минимум проблем и максимум профита. Купите себе ферму курей или огород гороха и добивайтесь от них повышения надоев и покосов. А дети - они не для того, чтобы нам, они для того, чтобы им.

В рамках восстановления справедливости и напоминания нам, родителям, о том, что они, дети, просто так, по любви, а не ради чего-то, мы обращаемся к самому популярному сейчас вопросу: «как делать »?

Итак, от лирики к практике:

Для того чтобы выполнить домашнее задание вам понадобится:

  • Отдохнувший после уроков в школе ребенок, побегавший на свежем воздухе не менее часа

Всеми психологами мира категорически запрещено НЕ делать перерывов между уроками (или другими занятиями) и выполнением домашнего задания.

  • Организованное, грамотно с точки зрения логики и удобно с точки зрения ребенка, его

Не секрет, что в приятной обстановке и гвозди штамповать приятнее, а домашнее задание - всегда процесс творческий, требующий вдохновения. Да и дополнительная мотивация лишней не будет.

  • Спокойная, тихая и дружелюбная атмосфера дома

Не требуйте от ребенка сосредотачиваться на уравнениях или чтении под крики телевизора, но и не пытайтесь обеспечить лабораторные условия.

  • Максимум 2 часа времени для учеников 1-4 класса с учетом выполнения творческих занятий

Дольше - просто нельзя. Это не только психологи, это и педиатры говорят. Если не укладываетесь - ищите системную ошибку, изобретайте другие подходы к учебе, откорректируйте режим дня.

Выбираем того, кто выполняет домашнее задание:

  • Ребенок? Конечно же.

Дело в том, что домашнее задание задается ребенку. Он как раз и в школе был, и тетради на его имя. Однако, самостоятельно, без помощи родителя и без контроля родителя за результатами, никак не обойтись. В этом случае руководствуемся старым добрым принципом: помогаем тогда, когда ребенок просит о помощи. Если ребенок рад, что вы не сидите над душою, о помощи не просит и рад стараться понаписать всякого бреда в тетрадь - приучите его делать задания прежде в черновике. Выполнение домашнего задания производится ребенком максимально самостоятельно на всех этапах: от записывания его в дневник, до складывания рюкзака после выполнения всех домашних заданий по списку уроков на завтра.

  • Родитель? Ни в коем случае.

У вас уже должен быть свой аттестат о законченном среднем образовании. Как минимум. Будьте помощником и советчиком, а не надзирателем. Поскольку основные причины проблем при выполнении домашнего задания следующие:

Рассеянность ребенка в связи с усталостью,

Незнание ребенком методов и принципов самого процесса выполнения домашнего задания,

то, если с первым пунктом проблем нет, родители должны научить ребенка учится, учится самостоятельно, а не писать под диктовку. Также ребенок должен понимать, что его внимание на уроке, когда учитель объясняет материал, а дома его нужно только закрепить - в его же интересах. Потому что мама, папа или бабушка - вне программы, даже если они физики-ядерщики, и их знания, далекие от школьных требований, не всегда помогут, а чаще навредят.

Как именно происходить процесс выполнения домашнего задания:

  • Этап первый - «Прием, как слышно?»

В начале любого учебного года, первый он, или уже четвертый, первые 2-3 недели «повесите» у ребенка над головой. Если это касается - процесс может растянуться на неопределенный срок в зависимости от особенностей ребенка. Для начала убедитесь в том, что он умеет:

Заполнять дневник, записывать домашнее задание и расшифровывать его дома

Заполнять тетрадь (дата, задание)

Пользоваться учебниками (где обозначена страница и параграф, как выглядит типовое задание, как выглядит типовой пример, какие есть условные обозначения в книге)

Пользоваться черновиком (зачем и в каких случаях это необходимо)

Пользоваться справочными материалами (словарями, интернетом)

Проверять выполнены ли все пункты задания, проверять ответы (если есть)

Помогать себе, пользуясь очевидными подсказками из самого задания

  • Этап второй - «Сама-сама, не маленькая»

Ребенок вполне способен выполнить домашнее задание самостоятельно, если он понял материал в школе. Если ребенок понял основные принципы выполнения домашнего задания, то на этом этапе мамы жарят блинчики, папы смотрят футбол, а бабушки вяжут носки. Ребенок учится, не мешайте. Он обращается за помощью - бросьте все и вникните в суть проблемы, не решая саму задачу за ребенка. Дойдите до понимания ребенком данного примера, если есть сомнения - сделайте вместе пару похожих заданий в черновике. Далее дайте возможность решить задачу .

  • Этап третий - «Контрольный выстрел»

Обязательно, пока вы не поймете, что в этом нет вообще никакой необходимости, проверяйте, как именно выполнены ребенком задания. Корректируйте и подсказывайте, как можно облегчить или ускорить решение того или иного предмета. Если ребенок делает много ошибок, проверяйте прежде черновик, потом - чистовик. И, конечно, будьте терпеливы и сдержаны (см. самый первый абзац).

Важно: Позитивный цинизм родителей при выполнении домашнего задания

Здоровый цинизм родителям крайне необходим. Потому что никто не идеален: ни мы, ни наши дети, ни наши школы. Приучая ребенка к ответственности и самостоятельности, не лишайте его свободы и самовыражения. Ведь учеба - это творчество, а творчество иногда, а точнее - очень часто, не терпит строгого режима. Не страшно иногда отдохнуть, «забить», выучить потом или сказать учителю, что забыл тетрадь. Это - так называемая «социальная ловкость», а совсем не вранье. Особенно это необходимо, если ребенок устал, заболел, перевозбудился (семейные праздники и т.п.). также это важно, если вы по объективным или субъективным причинам выпадаете из режима «отдых- работа», то есть если домашнее задание делается после 8-9 вечера. Ничего от него не отвалится, как и от школы, впрочем. Домашнее задание - всего лишь домашнее задание, а не все огромное и прекрасное Детство, которое так быстро проходит и никогда-никогда не возвращается.

*Из личного опыта сумасшедшей матери

Письмо в редакцию