Статья описывает кратко биографию Даниэля Дефо - писателя и журналиста, основоположника английского романа. Прославился произведением о Робинзоне Крузо.

Краткая биография Даниэля Дефо: первые шаги

Дефо родился в 1660 г. недалеко от Лондона. Мальчик был отдан на обучение в духовную семинарию, что принесло ему знание классической литературы и древних языков. Дальнейшее обучение проходило в Духовной академии. Некоторое время Дефо даже занимался сочинением стихов на религиозные темы. Дефо открывалась перспектива стать священником. Но уже с раннего детства его больше привлекала коммерческая деятельность.
После окончания обучения Дефо становится одним из многих действовавших тогда в Англии коммерсантов. Он открывает собственное производство, совершает многочисленные деловые поездки в страны - торговые партнеры Англии. Дефо владел многими европейскими языками. Морские путешествия Дефо приводят к тому, что его однажды ненадолго захватывают в плен пираты. Авантюрная деятельность Дефо повторяет судьбу многих коммерческих предприятий того времени. В конце концов он разоряется в результате неосторожной сделки.
Отличился Дефо и на другом поприще. Активная политическая деятельность приводит его в лагерь восставших против Якова II. Он долгое время вынужден скрываться от правосудия.
Подвергался будущий писатель судебному преследованию и за свои первые попытки литературной деятельности. Его памфлеты и сатирические стихотворения носили острую направленность против существующих общественных пороков. Высмеивал Дефо и знатную аристократию. В конечном счете именно его деятельность как писателя, обличающего общество, подорвала деловую репутацию и послужила причиной банкротства. Дефо был заключен в тюрьму, от которой его избавил будущий покровитель - министр Р. Харли, разглядевший в узнике наличие большого таланта.

Биография Дефо: журналистская деятельность

Дефо был устроен на государственную службу в качестве редактора и автора политических статей в издании "Ревью". Работа Дефо в этой области была очень продуктивной и принесла ему широкую известность. Он считается основателем политической, экономической и криминальной журналистики. Газеты его времени занимались сухим изложением фактов. Дефо пишет интересные статьи, которые люди хотят прочитать. Он печатает в газете интервью с самыми разнообразными людьми, вплоть до осужденных преступников.
Дефо занимается литературной деятельностью. Заслуживает внимания его работа "Всеобщая история пиратов", содержащая в себе абсолютно достоверные сведения.
Робинзон Крузо
Работая журналистом, Дефо пишет роман, которые сделал его имя всемирно известным. "Робинзон Крузо" стал воплощением господствующей тогда идеи о всемогуществе человека и о полном подчинении ему природных стихий. В основу романа был положен реально произошедший случай с А. Селкиром, который был высажен на необитаемом остове и провел на нем долгое время. Плодотворная деятельность человека, оказавшегося на необитаемом острове, полна нереальных событий и подчинена множеству случайностей. Но заслуга Дефо состоит в том, что он показал наличие безграничных возможностей человеческого разума. Даже в самых трудных условиях, когда, казалось бы, нет никакой возможности избежать неминуемой гибели, его герой находит в себе силы для продолжения борьбы за выживание.
Фантастичность романа нисколько не сказалась на его художественной ценности. Более того, детальное описание всех действий Робинзона придавало роману большую правдивость и воспринималось многими людьми за истину. Все исследователи творчества Дефо отмечают исключительный реализм в описании самых незначительных деталей, граничащий с документальным изложением.
Дефо, окрыленный успехом, написал еще две части дальнейших приключений Робинзона, но они практически не пользовались никаким успехом и остались незамеченными.
Писатель создал еще около 500 различных произведений. Однако, они известны только узкому кругу специалистов его творчества. Для истории Дефо остается, прежде всего, автором приключений Робинзона Крузо. Этим романом зачитываются дети и взрослые по всему миру.
Писатель скончался в 1731 г. в Англии.

родился в Лондоне в семье Джемса Фо, торговца мясом и свечного фабриканта. Свою фамилию писатель впоследствии изменил на Дефо.
Интересы семьи, в которой вырос Даниэль, составляли торговля и религия. Отец Даниэля по своим религиозным взглядам был пуританином, диссидентом. Верность кальвинизму, непримиримое отношение к господствующей англиканской церкви были для английских купцов и ремесленников своеобразной формой защиты их буржуазных прав в годы политической реакции и реставрации Стюартов (1660-1688).
Отец Даниэля, заметив исключительные способности сына, отдал его в диссидентскую школу, носившую название академии и готовившую священников для гонимой пуританской церкви.
Дефо отказался от будущности священника и занялся торговлей. В течение всей своей жизни Дефо оставался коммерсантом. Он был чулочным фабрикантом и торговым посредником по вывозу из Англии тканей и ввозу вин. Впоследствии он стал владельцем черепичного завода. В качестве торгового посредника он много путешествовал по Европе, особенно долго пробыл в Испании и Португалии. Самые разнообразные коммерческие планы возникали в голове Дефо, он затевал все новые и новые предприятия, обогащался и разорялся вновь. В то же время он принимал активное участие в политических событиях своей эпохи.
В так называемой «славной революции» 1688 года Дефо принял посильное участие. Он вступил в армию Вильгельма, когда тот высадился на английском берегу, а затем в составе почетного караула, выставленного богатейшими купцами, присутствовал при триумфальном шествии короля.
В последующие годы Дефо вместе с буржуазной партией вигов активно поддерживал все мероприятия Вильгельма III Оранского. Он выступил с рядом памфлетов в защиту его внешней политики и обширных военных ассигнований, предназначенных для войны с Францией. Но особенно большое значение имел его стихотворный памфлет «Чистокровный англичанин» (1701), направленный против дворянско-аристократической партии. В памфлете Дефо защищает Вильгельма III от его врагов, кричавших, что голландец не должен управлять «чистокровными англичанами». Памфлет имел резкую антифеодальную окраску. Дефо отрицает самое понятие «чистокровный англичанин», так как английская нация образовалась в результате смешения различных национальностей, в результате завоевания британских островов римлянами, саксами, датчанами и норманнами. Но с наибольшей резкостью он обрушивается на английских аристократов, гордящихся «древностью рода». Недавние выходцы из буржуазии, они приобрели гербы и титулы за деньги и, забыв о своем буржуазном происхождении, кричат о дворянской чести, о дворянском достоинстве.
Писатель призывает английских аристократов признать уже совершившийся классовый компромисс, забыть о мнимой дворянской чести и окончательно пойти за буржуазией. Достоинство человека отныне должно измеряться его личными заслугами, а не блестящим титулом. Сатирические выпады против дворянства обеспечили памфлету успех в самых широких читательских кругах. Вильгельм III, довольный поддержкой талантливого памфлетиста, стал оказывать Дефо постоянное покровительство.
Смерть Вильгельма III в 1702 г. положила конец тем надеждам, которые Дефо возлагал на этого короля. Он с негодованием обрушился в своем памфлете «Притворные плакальщики» на дворян-ториев, радовавшихся смерти Вильгельма.
Царствование королевы Анны (дочери Иакова II) было ознаменовано временной политической и религиозной реакцией. Анна ненавидела пуритан и втайне мечтала о полной реставрации Стюартов. При ее содействии в 1710 г. произошел торийский переворот в парламенте. Еще раньше под ее покровительством началось жестокое преследование пуритан-диссидентов. Епископы и пасторы, фанатики англиканской церкви, открыто призывали в своих проповедях к расправе с диссидентами.
Дефо чувствовал себя несколько одиноким в своей собственной пуританской партии, так как его возмущали проявления всякого рода религиозного фанатизма. Но в эти трудные для пуритан годы он с неожиданным пылом выступил в их защиту. Писатель избрал для этого путь пародии и литературной мистификации и выпустил в 1702 г. анонимную брошюру «Кратчайший способ расправы с диссидентами». Брошюра была написана от лица Представителя англиканской церкви, призывающего к полному истреблению диссидентов. В этом памфлете-пародии анонимный автор советовал уничтожать английских пуритан, как некогда во Франции уничтожали гугенотов, предлагал заменять виселицами пени и штрафы, а в заключение рекомендовал «распять этих разбойников, распинавших доселе святую англиканскую церковь».
Эта мистификация была настолько тонкой, настолько воспроизводила разнузданный тон погромных проповедей, звучавших в церквах, что обе религиозные партии сначала не поняли ее подлинного смысла. Некоторые сторонники англиканской церкви заявили о своей полной солидарности с автором брошюры. Ее приписывали кому-нибудь из епископов. Смятение и ужас диссидентов, ожидавших поголовного истребления, были так велики, что Дефо был вынужден выпустить «Объяснение к «Кратчайшему способу», где он открыл свой замысел – осмеять кровожадных церковников. Это объяснение, как и сам памфлет, было анонимным, но друзья и враги теперь догадались об авторстве Дефо. Правда, диссиденты еще не вполне успокоились, не вполне поверили своему защитнику, выступившему под маской врага.
Но зато правительство и англиканское духовенство вполне поняли смысл памфлета и оценили опасность, которую представлял для них неукротимый памфлетист. В январе 1703 года был отдан приказ об аресте Дефо, «виновного в преступлении чрезвычайной важности».
Дефо бежал и скрылся от полиции. В «Лондонской газете» появилось объявление о правительственной награде в 50 фунтов стерлингов тому, кто выдаст Дефо, «худощавого человека среднего роста, около 40 лет, смуглого, с темно-каштановыми волосами, серыми глазами, крючковатым носом, и большой родинкой около рта». Дефо был выдан и заключен в Ньюгетскую тюрьму. Памфлет был сожжен на площади палачом.
Приговор, вынесенный писателю, отличался исключительной суровостью. Он был приговорен к уплате большого штрафа, троекратному стоянию у позорного столба и тюремному заключению на неопределенный срок до специального приказа королевы. Дефо мужественно принял наказание. Еще во время предварительного заключения он написал «Гимн позорному столбу» (1703), в котором заявил, что гордится своей участью. Этот гимн был распространен его друзьями, продавался на улицах мальчишками и скоро был у всех на устах. Появление у позорного столба превратилось для Дефо в настоящий триумф. Огромная толпа восторженно приветствовала его, женщины забрасывали его цветами, позорный столб был украшен гирляндами. Однако на этом закончился героический период в жизни Дефо. Он был выпущен на свободу в том же году, тайно приняв условия, предложенные ему торийскими кругами и, прежде всего, Робертом Гарли, впоследствии премьер-министром торийского правительства.
В дальнейшем Дефо уже не подвергался политическим гонениям.
К концу жизни он оказался в одиночестве. В загородном захолустье Дефо доживал свои дни. Собственные дети давно разлетелись из гнезда. Сыновья торгуют в Сити, дочери замужем. И только дети его воображения герои его книг - не бросили старика Дефо, когда судьба нанесла ему роковой удар. Больного и немощного, она снова заставила его покинуть уютный дом, бежать, скрываться. И как когда-то, в минувшие дни, Дефо неожиданно для всех укрылся в так хорошо ему знакомых трущобах Лондона.
Он умер в конце апреля 1731 года. Сердобольная мисс Брокс - хозяйка дома, где Дефо прятался, похоронила его на свои собственные деньги. Газеты посвятили ему короткие некрологи, большей частью издевательского свойства, в самом лестном из которых его удостоили назвать “одним из величайших граждан республики Граб-стрит”, то есть лондонской улицы, где ютились тогдашние борзописцы и рифмоплеты. На могилу Дефо положили белую надгробную плиту. С годами она заросла, и казалось, что и память о Даниеле Дефо - вольном гражданине города Лондона - покрылась травой забвения. Прошло более ста лет. И время, суда которого так опасался писатель, отступило перед великими его творениями. Когда журнал “Крисчен уорлд” в 1870 году обратился к “мальчикам и девочкам Англии” с просьбой прислать деньги на сооружение гранитного памятника на могиле Дефо (старую плиту расколола молния), тысячи почитателей, в том числе и взрослых, откликнулись на этот призыв. В присутствии потомков великого писателя состоялось открытие гранитного монумента, на котором было высечено: “В память автора “Робинзона Крузо”. И это справедливо: из трехсот произведений, написанных Даниелем Дефо, подлинную славу ему принесло именно это сочинение. Его книга - зеркало эпохи, а образ Робинзона, в котором писатель воспел мужество человека, его энергию и трудолюбие, - герой великой эпопеи труда.

Писательская деятельность Дефо была необычайно разнообразной. Им написано более 250 работ различных жанров – от стихотворных и прозаических памфлетов до обширных романов. Помимо упомянутых выше политических памфлетов и «Опыта о проектах», он выпустил после 1703 года огромное количество очерков и статей самого разнообразного содержания. Здесь были исторические и этнографические труды, в которых исключительное внимание уделялось развитию торговли: «Всеобщая история торговли, в особенности британской коммерции» (1713), «Всеобщая история открытий и усовершенствований, в особенности в великих отраслях коммерции, навигации и земледелия, во всех частях света» (1725), «Путешествие по всему острову Великобритании» (1727), «Беспристрастная история жизни и деяний Петра Алексеевича, нынешнего царя Московии» (1723). Здесь были и поучительные трактаты, всячески пропагандирующие буржуазную предприимчивость («Образцовый английский негоциант», 1727, и т.д.). Одновременно появлялись в печати новые проекты Дефо, новые попытки исследований в форме «Опытов» – «Защита печати, или опыт о полезности литературы» (1718), «Опыт о литературе, или исследование о древности и происхождении письма» – и наряду с ними остроумные злободневные памфлеты, иногда в форме пародий («Инструкции из Рима в пользу претендента, адресованные высокопоставленному дону Сачевереллио», 1710, памфлет, вскрывающий близость англиканской церкви с католичеством).
Некоторым своим памфлетам и очеркам Дефо нарочно придает сенсационный характер и снабжает их эффектными, интригующими заголовками. В одном памфлете 1713 года он ставит перед читателем вопрос: «Что делать, если королева умрет?», другой озаглавливает: «Что, если нападут шведы?» (1717). Известную смелость и свободу в постановке таких вопросов позволяло Дефо его сближение с правящими кругами, а также анонимность памфлетов. Английский обыватель, разумеется, с жадностью набрасывался на эти брошюры и искал в них помощи и совета в годы, когда стране угрожала новая реставрация Стюартов или вторжение шведов.
Погоня за литературным заработком заставляла Дефо создавать наряду с серьезными трудами бульварные «истории» о знаменитых грабителях и привидениях, точные и детальные отчеты о совершенно фантастических событиях. Он подробно описал ужасающий ураган, пронесшийся в 1703 году над Англией, будучи его очевидцем; но через несколько лет он дал такое же точное и реалистическое описание извержения вулкана, которого на самом деле не было. В 1705 году им был написан фантастический отчет о путешествии на луну, представляющий сатиру на последние события в Англии, особенно на действия фанатиков англиканской церкви.
Дефо следует считать основателем журналистики в Англии с 1705 по 1713 год он издает газету «Обозрение французских дел». Под этим маскирующим названием имелось в виду обозрение всей европейской политики и внутренних дел Англии. Дефо издавал свою газету один, был ее единственным сотрудником и проводил в ней, несмотря на свою тайную связь с Гарли, прежние прогрессивные принципы, постоянно задевая церковников и крайних ториев. В газете печатались обширные международные обзоры, комментировались и события внутренней политической жизни Англии. На четвертой странице газеты, озаглавленной «Скандальный Меркурий, или Новости Клуба скандалов», помещался юмористический отдел, носивший сатирико-нравоучительный характер. Здесь осмеивались главным образом частные пороки, выводились сатирические образы сварливых или неверных жен, легковерных и обманутых мужей; но иногда разоблачалась также несправедливость подкупленных судей, продажность журналистов, фанатизм и невежество церковников; читатели узнавали в таком случае под вымышленными именами известных в Лондоне лиц, и это способствовало популярности газеты. Ее резко независимый тон, откровенные выпады против реакционных кругов, обстоятельность политических обозрений завоевали ей широкие читательские симпатии. Газета выходила два раза в неделю и предвосхищала во многих отношениях журналы Стиля и Аддисона («Болтун» и «Зритель»), издававшиеся в 1709–1711 годах. Нужна была вся колоссальная работоспособность и энергия Дефо, чтобы в течение ряда лет вести одному эту газету, перевоплощаясь то в серьезного обозревателя, то в остроумного памфлетиста.
Уже стариком, обогащенным огромным опытом публицистической и историографической работы, Дефо приступил к созданию художественных произведений. Его прославленный роман «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) был написан им на 58-м году жизни. Вскоре появились вторая и третья части романа, а затем еще ряд романов: «Жизнь и приключения знаменитого капитана Сингльтона» (1720), «Мемуары кавалера» (1720), «Записки чумного года» (1721), «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс» (1721), «История и замечательная жизнь достопочтенного полковника Жака» (1722), «Удачливая любовница, или История жизни и разнообразных похождений... особы, известной под именем леди Роксаны» (1724), «Записки Джорджа Карльтона» (1724).
Все романы Дефо написаны в форме автобиографии и мемуаров вымышленных лиц. Все они отличаются простотой и сдержанностью языка, стремлением к точным описаниям, к точной передаче мыслей и чувств героев.
Дефо был убежденным сторонником простоты и ясности стиля. Каждый его роман представляет историю жизни и воспитания героя, начиная с детских или юношеских лет, причем воспитание человека продолжается и в его зрелые годы. Разнообразные приключения, тяжелые испытания формируют человеческую личность, а в романах Дефо это всегда энергичная и расчетливая личность, всеми дозволенными и недозволенными средствами завоевывающая себе жизненные блага. Герои Дефо чаще всего плуты, их накопительство сопровождается рядом неблаговидных поступков (исключение представляет Робинзон, любимейший, а потому и положительный герой Дефо). Капитан Сингльтон – пират, Молль Флендерс и «полковник» Жак промышляют воровством, Роксана – авантюристка и куртизанка. При этом все они преуспевают на своем жизненном пути и пользуются известным сочувствием писателя. Автор, хорошо знавший испанский язык, использует традиции испанского плутовского романа с его пестрой сменой приключений, скитаний ловкого одиночки в равнодушном и жестоком мире. Но восприятие жизни и отношение к собственным героям в романах Дефо гораздо сложнее и глубже, чем в плутовском романе. Некоторые герои Дефо отличаются сердечностью и трудолюбием (Молль Флендерс), они сознают свое падение, но жестокая буржуазная среда уродует их, превращает в безнравственных авантюристов. Дефо прекрасно понимает и показывает своим читателям, что вина за моральное падение его героев ложится на общество. Пружиной личной и общественной жизни оказывается эгоизм, как в «Басне о пчелах» Мандевиля. Подобно Гоббсу, Дефо склонен считать эту эгоистическую борьбу индивидов за материальные блага извечным законом человеческого существования.

Даниель Дефо(Defoe) – английский политик и знаменитый писатель. Он родился в 1660 или 1661 в Лондоне и умер там же 26 апреля 1731. Сын мясника Фо, он, как и его отец, был ревностным диссидентом-пресвитерианином .

В молодости Даниэль отказался от духовной карьеры, к которой его предназначали, и занялся торговлей в Лондоне, путешествовал по делам во Франции и Испании, но вследствие увлечения политикой и литературой потерпел банкротство (ок. 1692). Свой опыт он применил в «Опыте о прожектерстве» (напечатанном только 1698). В этом сочинении исследуются экономические и политические недуги того времени, и вместе с тем представлен подробный план улучшения социального порядка. Тут присутствуют рассуждения и проекты о финансовых вопросах, о пауперизме, начавшем возникать именно в ту пору, о необходимости умножения элементарных школ, о недостатках женского воспитания в Англии – вкупе с энергичным призывом в пользу умственной эмансипации. «Это сочинение, полное светлых мыслей и новых и справедливых взглядов, – писал Бенджамин Франклин , – сильно повлияло на мой ум; вся моя система философий и морали изменилась. Главные события моей жизни и участие, которое я принял в революции моей страны , были в очень значительной степени результатами этого чтения».

Портрет Даниэля Дефо

Другое эссе Дефо: «Милостыня не есть благотворительность, а обеспечение работой неимущих – пагуба для нации» – политико-экономический трактат с глубоким смыслом, где автор старается понять социальные причины нищеты. Вообще сочинениями этого рода Дефо в области реформ предшествовал всему, что имела Англия XVIII века блистательного между своими реформаторами. Он бросил свет на многие вопросы политической экономии, высшей администрации, религиозные, исторические, эстетические.

В 1701 он написал для короля Вильгельма III , к которому примкнул волонтером тотчас по его высадке (см. Славная революция), сатирическое стихотворение «Чистокровный англичанин» (1701), где отражал нападки на короля, как на иностранца, доказывая, что англичане сами смешанная раса и обязаны этому обстоятельству многими преимуществами.

Когда после смерти Вильгельма возобновились преследования диссидентов, Дефо написал иронический памфлет на приверженцев «высокой церкви» «Кратчайший путь расправы с диссентерами» (1702), где издевательски «рекомендовал» им, как самое удобное разрешение вопроса, истребить диссидентов поголовно, как французский король истребил протестантов . Автор едкой сатиры был скоро узнан и приговорен к позорному столбу и заключению в тюрьму. Но позорное наказание обратилось в триумф (Дефо забросали цветами), а заключение было коротким.

В тюрьме Дефо начал писать «Review», составлявшийся якобы из материалов «клуба скандалов». Успех этого журнала вызвал вскоре появление других еженедельных изданий с моралистической направленностью. Лишившись из-за тюремного заключения заработка, которым он содержал себя и многочисленное семейство, Дефо был вынужден в своих политических сочинениях лавировать между своей совестью и поддержкой министерства. Во время переговоров об унии между Англией и Шотландией, правительство воспользовалось услугами Дефо, как посредника, и он разрешил свою задачу весьма умело.

Жизнь и Удивительные Приключения Робинзона Крузо. Фильм 1972 г.

Бессмертным Дефо сделало сочинение «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка » (1719). Эта книга, которую поборник «естественного человека» Руссо хвалил как первоклассное и увлекательное произведения для юношества, есть род «философии истории», представляющей собою картину перехода из первобытного грубого состояния к цивилизованному. Главное значение этого сочинения заключается в основной мысли его, которая однако вполне объективно подкрепляется фактами: человек, перенесенный на пустынный остров, должен как бы сам собою снова воссоздать всю культуру со всеми ступенями её развития. Что до чисто литературного достоинства «Робинзона», то здесь автор с блестящим успехом применил на деле тот «реализм фантазии», умеющий сделать правдоподобным самое невероятное, который составляет его отличительное качество, как беллетриста, являющегося в Англии новатором на этом пути.

Странные приключения своего героя он излагает как истинный художник. «Под его рукой романическое перестает быть романом; оно становится действительной, несомненно истинной историей, за которой мы следим шаг за шагом с полным участием. Удивительное искусство, с которым автор достиг этой неотразимой вероятности рассказа, заключается в тонкости и естественности психологического изображения характеров и в крайне одушевленной живописи подробностей». Хотя по сюжету «Робинзон» воспроизводит действительную историю А. Селькирка на острове Хуан Фернандес, в идее его лежит и автобиографический элемент: будучи тайным агентом того правительства, на которое он недавно нападал, Дефо чувствовал себя в глубоком одиночестве и в постоянной опасности. «Робинзон» был переведен на все европейские и многие невропейские языки и еще в XIX веке вызывал много подражаний (Робинзонад ).

Другие романы Даниэля Дефо, с ужасами и приключениями, написанные частью после невероятного успеха «Робинзона» (например, «Капитан Синглтон»), почти совершенно забыты. Свою публицистическую деятельность Дефо продолжал до 1726 под собственным именем, прекрасно описывая жизнь тогдашних средних и низших классов. Позже он прибег к псевдониму и впал в странную боязнь, по-видимому, в манию преследования. Последние дни жизни Дефо провел в жалкой избе на постоялом дворе, вследствие того, что сын обманул его доверие и дотла разорил его самого и всю семью.

Биография

Родился в семье мясоторговца пресвитерианца , готовился в пасторы, но от церковной карьеры вынужден был отказаться. Окончив Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латинский языки и классическую литературу , стал приказчиком у оптового чулочного торговца. По торговым делам часто бывал в Испании и Франции , где ознакомился с жизнью Европы и усовершенствовался в языках.

Впоследствии сам был одно время владельцем чулочного производства и затем сначала управляющим, а потом и владельцем большого кирпично-черепичного завода, но разорился. В общем Дефо был предприниматель-делец с авантюристической жилкой - тип, распространённый в ту эпоху. Он был также одним из самых активных политиков своего времени. Талантливый публицист , памфлетист и издатель , он, не занимая официально никакой государственной должности, одно время оказывал большое влияние на короля и правительство .

Публицистика

Литературную деятельность Дефо начал политическими памфлетами (анонимными) и газетными статьями. Проявил себя как талантливый сатирик -публицист . Писал на разные политические темы. В одном из своих произведений - «Опыт проектов» - он предлагает усовершенствовать пути сообщения, открыть банки, сберегательные кассы для бедных и страховые общества. Значение его проектов было огромно, если принять во внимание, что в то время почти ничего из предлагаемого им не существовало. Функции банков выполняли ростовщики и ювелиры -менялы. «Английский банк », один из центров мирового финансового капитала в настоящее время, лишь открылся в то время.

Особенно широкую популярность Дефо приобрёл со времени появления его памфлета «Истинный англичанин». Восемьдесят тысяч экземпляров было продано полулегально на улицах Лондона в течение нескольких дней. Появление этого памфлета было обусловлено нападками аристократии на защищавшего интересы буржуазии короля Вильгельма III . Аристократы нападали в частности на короля за то, что он был не англичанин, а чужеземец, плохо даже говоривший по-английски. Дефо выступил в его защиту и, не столько защищая короля, сколько нападая на аристократию , доказывал, что древние аристократические роды ведут своё начало от норманнских пиратов , а новые - от французских лакеев , парикмахеров и гувернёров, хлынувших в Англию во время реставрации Стюартов . После издания этого памфлета Даниель Дефо близко сошелся с королем и оказал громадные услуги английской буржуазии в деле получения ею торговых привилегий и закрепления их парламентскими актами. Истинный сын своего бурного века, Дефо не раз испытывал превратности судьбы: пускался в рискованные авантюры, разорялся, богател, снова разорялся и снова наживал капитал . Он испробовал профессии торговца, моряка , журналиста , шпиона , политического деятеля, а в возрасте 59 лет стал писателем.

Буржуазия вела борьбу с аристократией на всех фронтах, в частности и в области религии . И Дефо выступил с ехидным памфлетом под названием «Кратчайший способ расправы с диссидентами ». Аристократы и фанатики из духовенства эту сатиру приняли всерьёз, и совет расправиться с диссидентами виселицей сочли откровением, равным Библии . Но когда выяснилось, что Дефо довёл доводы сторонников господствующей церкви до абсурда и тем окончательно их дискредитировал, церковь и аристократия сочли себя скандализованным, добились ареста Дефо и суда над ним, которым он и был приговорён к семи годам тюремного заключения, штрафу и троекратному выставлению к позорному столбу .

Этот средневековый способ наказания был особенно мучителен, так как давал право уличным зевакам и добровольным лакеям духовенства и аристократии издеваться над осуждённым. Но буржуазия оказалась настолько сильной, что сумела превратить эту кару в триумф своего идеолога: Дефо был осыпан цветами. Ко дню стояния у позорного столба находившемуся в тюрьме Дефо удалось напечатать «Гимн позорному столбу». В нём он громит аристократию и объясняет, за что его выставили на позор. Этот памфлет толпа распевала на улицах и на площади, в то время как приговор над Дефо приводился в исполнение.

«Робинзон Крузо»

Первое издание

К художественному творчеству Дефо обратился поздно. На пятьдесят восьмом году жизни он написал своего «Робинзона Крузо». Несмотря на это, литературное наследие, оставленное им, огромно. Вместе с публицистикой насчитывается свыше 250 произведений Дефо. В настоящее время его многочисленные произведения известны только узкому кругу специалистов, но «Робинзон Крузо», читаемый как в крупных европейских центрах, так и в самых захолустных уголках земного шара, продолжает переиздаваться в огромном количестве экземпляров. Изредка в Англии переиздается ещё «Капитан Сингльтон».

«Робинзон Крузо» - ярчайший образец так называемого авантюрного морского жанра , первые проявления которого можно обнаружить в английской литературе XVI века . Развитие этого жанра, достигающего своей зрелости в XVIII веке , обусловлено развитием английского торгового капитализма.

Некоторые «Путешествия» писались в форме дневника , другие - в форме отчёта или докладной записки, третьи имели повествовательную форму, но выдержанностью изложения не отличались. «Дневник» прерывался повествованием, в повествования включался дневник, в зависимости от требований точности передачи. Если требовалась особенная точность передачи разговора с каким-нибудь лицом, разговор записывался в форме драматического диалога; если требовалась точная передача последовательности ряда событий, они записывались в форме дневника с подразделением на часы и минуты; если требовалось описать что-либо менее детально, прибегали к повествованию.

Но всегда в такого рода произведениях господствовала максимальная точность. Однако документальный жанр путешествий ещё до появления «Робинзона Крузо» обнаруживал тенденцию перейти в жанр художественный. В «Робинзоне Крузо» и завершился этот процесс изменения жанра путём накопления элементов вымысла. Но Дефо использует стиль «Путешествий». Его особенности, имевшие определённое практическое значение, в «Робинзоне Крузо» становятся литературным приёмом: язык Дефо также прост, точен, протоколен. Ему совершенно чужды специфические приёмы художественного письма, так называемые поэтические фигуры и тропы .

В «Путешествиях» нельзя встретить, например, «бесконечное море», а лишь точное указание долготы и широты в градусах и минутах; солнце не восходит в каком-нибудь «абрикосовом тумане», а в 6 ч. 37 м; ветер не «ласкает» паруса, не «легкокрылый», а дует с северо-востока; они не сравниваются например по белизне и упругости с грудями молодых женщин, а описываются, как в учебниках мореходных школ. Возникающее у читателя впечатление полной реальности приключений Робинзона обусловлено этой манерой письма. Дефо тоже прерывает повествовательную форму драматическим диалогом (разговор Крузо с Пятницей и матросом Аткинсом), Дефо вводит в ткань романа дневник и запись конторской книги, где в дебет записывается благо, в кредит - зло, а в остатке получается все же солидный актив .

В своих описаниях Дефо всегда до мелочи точен. Мы узнаем, что доску для полки Крузо делает 42 дня, лодку - 154 дня, читатель вместе с ним продвигается шаг за шагом в работе и как бы вместе с ним преодолевает трудности и терпит неудачи. Крузо терпит много неудач.

Буржуа не закрывал глаза на то, что в мире борьбы не все идёт гладко. В борьбе с природой и людьми он препятствия преодолевал, на неудачи не жаловался, не роптал. Мир хорош, но мир неорганизован, везде бесхозяйственность. На какой бы точке земного шара Крузо ни очутился, везде он смотрит на окружающее глазами хозяина, организатора. В этой своей работе он с одинаковым спокойствием и упорством смолит корабль и обливает горячим варом дикарей, разводит ячмень и рис, топит лишних котят и уничтожает людоедов, угрожающих его делу. Все это делается в порядке обычной повседневной работы. Крузо не жесток, он гуманен и справедлив в мире чисто буржуазной справедливости.

Первая часть «Робинзона Крузо» разошлась сразу в нескольких изданиях. Дефо подкупал читателей простотой описаний реальных путешествий и богатством вымысла. Но «Робинзон Крузо» никогда не пользовался широкой популярностью в среде аристократии. Дети аристократии не воспитывались на этой книге. Зато «Крузо», с его идеей перерождения человека в труде, всегда был любимой книгой буржуазии, и на этом «Erziehungsroman’е» построены целые системы воспитания. Ещё Жан Жак Руссо в своём «Эмиле» рекомендует «Робинзона Крузо» как единственное произведение, на котором должно воспитываться юношество.

Буржуазные писатели охотно подражали «Робинзону Крузо». Из громадной литературы «Робинзонад» можно отметить «Нового Робинзона» Кампе (), в котором развит элемент индивидуализма : Робинзон очутился на острове без всяких запасов и инструментов и должен был все начинать голыми руками. «Швейцарский Робинзон» Висса заострён в сторону коллективизма : Робинзон очутился на острове с четырьмя сыновьями, разными по характеру и индивидуальным наклонностям. В первом «Робинзоне» ставится проблема развития производительных сил, во втором - развития общественных форм, разумеется с точки зрения буржуазии.

Во всей остальной массе переделок центром служит жизнь Робинзона на острове, рассматриваемая с разных точек зрения. Другой характер «Робинзонада» приняла у так называемых продолжателей Дефо. Наиболее видные - Т. Смоллетт и Ф. Марриет . У них резко проявился уклон в сторону морской романтики и проповеди великодержавного британского империализма , обусловленной последующим этапом развития английской буржуазии, её укреплением в колониях, достижением мирового могущества.

Влияние романа Дефо на европейскую литературу не исчерпывается порождённой им «Робинзонадой». Оно и шире и глубже. Дефо своим произведением ввёл чрезвычайно популярный впоследствии мотив опрощения, одиночества человека на лоне природы, благотворности общения с ней для его нравственного совершенствования. Этот мотив был развит Руссо и многократно варьировался его последователями (Бернарден де Сен Пьер и др.).

Многим обязана «Робинзону» и техника западно-европейского романа. Искусство изображения характеров у Дефо, его изобретательность, выразившаяся в использовании новых ситуаций, - все это было большим достижением. Своими философскими и т. п. отступлениями, искусно переплетавшимися с основным изложением, Дефо поднял значение романа среди читателей, превратил его из книги для занятного времяпрепровождения в источник важных идей, в двигатель духовного развития. Этот приём был широко использован в XVIII веке .

Характерно, что современник Дефо - Свифт - стал известен в России с середины XVIII века , а произведения Байрона и В. Скотта читались почти одновременно в Англии и России. Но зато со времени появления в России не только читателя-аристократа «Робинзон» не перестает переводиться и издаваться в разном объёме.

См. также

Библиография

  • The True Relation of the Apparition of one Mrs. Veal, ;
  • Robinson Crusoe, ;
  • Captain Singleton, ;
  • Moll Flanders, ;
  • Colonel Jack, ;
  • Journal of the Plague Year, ;
  • A Tour through Great Britain, - ;
  • A New Voyage round the World, ;
  • The Complete English Tradesman (апология наживы), - ;
  • The Political History of the Devil, ;
  • System of Magic, ;
  • Essay on the Reality of Apparitions, . Изд. Д.: Scott, ; Hazlitt, 1840; Bohn, - - ; Aitken, 16 vv, ;
  • G. H. Moynadier, 16 vv. ;
  • Boston, Constable’s sumptuous reprints, - ;
  • «Abbey Classics» series. Переводы и издания в России: Робинзон Крузо, в двух частях, перев. с франц., СПб., ;
  • Робинзон Крузо, в двух тт. 200 рисунков Гранвилля, гравированных на камне и отпечатанных в два тона, новый перев. с франц., М., ;
  • Робинзон Крузо, перев. П. Кончаловского, М., ;
  • перев. М. Шишмаревой и З. Журавской, СПб., ;
  • перев. Л. Мурахиной, изд. Сытина, М., , изд. 4-е, и мн. др.
  • Радости и горе знаменитой Молл Флэндерс, перев. П. Кончаловского, «Русское богатство», ЇЇ 1-4, отд. изд., М., , со ст. В. Лесевича, Г. Геттнера, Тэна, П. С. Когана, В. М. Фриче;
  • Всеобщ. история литературы, под ред. Корша и Кирпичникова;
  • Каменский А. Даниель Дефо, его жизнь и деятельность, СПб., (в биографич. серии Павленкова);
  • Залшупин А., Англ. публицист XVII в., «Наблюдатель», , Ї 6;
  • Лесевич В., Даниель Дефо как человек, писатель и общественный деятель, «Русск. богатство», , ЇЇ 5, 7, 8;
  • Его же, По поводу «Молл Флэндерс» Д. Дефо, «Русск. богатство», , Ї 1;
  • Алферов А. и др., «Десять чтений по литературе», М., , изд. 2-е, М., . Биографии Д. (англ.): Chambers, ; Lee, ; Morley H., ; Wright, ; Whitten, 1900.
  • Lamb, Hazlitt, Forster, Leslie Stephen, Minto, Masefield, W. P. Trent (Cambridge History of English Literature). На франц. яз.: Dottin, 3 vv., . На немец. яз.: Horten F., Studien über die Sprache Defoe’s, Bonn, ;
  • Schmidt R., Der Volkswille als realer Faktor des Verfassungslebens und D. Defoe, ;
  • Dibelius, Der englische Roman. На англ. яз.: Secord A. W., Studies in the narrative method of Defoe, . Разыскания в области текста - Lannert G. L., . Об источниках «Робинзона Крузо»: Nicholson W., ; Lucius L. Hubbard, ;
  • Lloyd’s Catalogue of edition of Robinson Crusoe and other books by and ref. to Defoe, L., .

О нём

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929-1939 .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Известно, что писатель родился в 1660 году в Лондоне в семье мясоторговца. Отец хотел видеть его пастором (семья была присвиторианская), и будущий писатель даже обучался в духовной семинарии, но, по непонятным причинам, от духовной карьеры пришлось отказаться и Даниэль, как и его отец, занялся торговлей.

С 1681 года он начинает писать стихи на религиозные темы. В 1685 году принял участие в восстании Монмута против Якова II Стюарта, потом поступил в Ньюингтонскую академию, где изучал греческий и латынь, а после ее окончания опять занялся торговлей и много путешествовал по Европе, изучая языки, впитывая быт и нравы людей.

Торговец, писатель, шпион

В 1697 он написал свое первое крупное литературное произведение и научный трактат, потом опубликовал несколько сатирических произведений, в которых высмеивал ксенофобию. За одно из них даже был приговорен к позорном столбу и тюремному заключению. Через некоторое время он был выпущен на свободу и продолжил заниматься предпринимательством.

Известно, что Дефо не просто занимался торговлей, но и шпионил для английского короля; некоторые даже считают, что какое-то время он был главой «разведслжбы» Британии (не состоял официально на государственно службе, но имел огромное влияние на короля и правительство, к его мнению прислушивались; вероятнее всего, его выпустили из тюрьмы только потому, что взяли с него обещания начать активно шпионить в пользу государства).

В 1719 году Дефо написал и издал свой лучший роман «Робинзон Крузо». За основу он взял реальные события, произошедшие в 1704 году. Этот роман не только о простом выживание человека в дикой природе, этот роман – гимн цивилизации и своеобразная ретроспектива пути, проделанного человечеством: от варварства (собирательства и охоты) к прогресс (земледелию, скотоводству, ремеслу).

Другие варианты биографии

  • В 1724 году писатель под псевдонимом Чарльз Джонсон опубликовал произведение под названием «Всеобщая история пиратства» (впервые опубликована в России в 1999 году). Это невероятно интересное произведение, основанное на документах, которые хранились в Министерстве колонии Британии. В этой книге содержится максимально достоверное описание жизни и приключений таких пиратов, как Бартоломью Робертса, Черной Бороды, Стида Боннета, Джона Рэкхема.
  • Мало кому известно, что Даниэль Дефо написал продолжение приключений капитана Крузо. Причем действия романа-продолжения происходят в так называемой Великой Татарии (современная Россия, Монголия и Татарстан). Автор не только описывает природу Великой Татарии, но и пытается раскрыть в своем произведении историю, быт, нравы народов, ее населяющих (русских, сибирских казаков, татар, монголов, китайцев).
  • Краткую биографию Даниэля Дефо изучают обычно в 5 классе, когда на уроках литературы знакомятся с таким произведением, как «Робинзон Крузо».
  • Дефо, известный большинству читателей как автор романа «Робинзон Крузо», написал большое количество самых разнообразных произведений (некоторые специалисты насчитывают более 500): памфлеты и научные эссе, романы до сатирические рассказы, поэмы и эссе от первого лица. Писатель считается основателем такого направления как экономическая журналистика.
  • Известно, что в своих публицистических работах Дефо пропагандировал веротерпимость, свободу слова и буржуазное здравомыслие, что было крайне необычно для того времени.