Конечно, Центр Аллена Карра - не юридическая компания, а международная организация, которая помогает избавиться от курения. Тем не менее, нам часто задают вопросы не о том, как бросить курить, а на другие темы, например:

Работодатель запрещает курение. Вправе ли он это делать?

Поскольку мы сами в прошлом курили, мы прекрасно понимаем курящих и знаем, насколько «важны» перекуры в рабочее время. Возможно, они даже гораздо важнее, чем обеденный перерыв. Но должны сказать: увы, начальник предприятия может совершенно законно запретить работникам курить. К этому его обязывает Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Кроме этого, согласно п. 14 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», курение также запрещено на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах и на сенокосных угодьях, на объектах торговли, добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках.

Более того, с 2014 года вступили в силу новые положения закона, которые запрещают курение в общественных местах, в общественном транспорте и на некоторых территориях, которые относятся к учреждениям образования, медицины и так далее.

Получается, курение на рабочем месте запрещено законом. Тогда что делать курящим?

Закон не запрещает курение полностью, и при желании начальник вправе позволить курить на работе, но только в определенных и/или оборудованных местах для курения и только при условии, что он является собственником помещения и, соответственно, прилегающей территории. Но в этом случае перед многими работодателями встает сложный вопрос о том, где должно быть это место и как оно должно быть оборудовано? Но поскольку для большинства данный вопрос не представляется значительным, он не обсуждается вовсе, а курящие сотрудники самостоятельно находят укромное местечко, чтобы покурить.

Сейчас курящим часто приходится самим искать укромное место,
чтобы покурить в рабочее время

Что может сделать работодатель?

Здесь есть два варианта:

  • Полный запрет на право курить на работе

Начальник может так поступить на абсолютно законном основании. Для этого ему необходимо создать приказ или распоряжение, ознакомить и уведомить каждого сотрудника. В такой ситуации курящим придется выбегать подальше от здания или даже с территории. Но в данном случае нужно подумать об отношениях с начальством, ведь руководитель может запросто обвинить Вас в отсутствии на рабочем месте. И в некоторых компаниях за это очень наказывают: согласно статье № 192 Трудового кодекса РФ, Вы можете получить замечание или выговор. Вас даже могут уволить.

  • Курение разрешено только в специально отведенных местах

Для работодателя этот вариант менее приемлем, поскольку разрешение курения означает, что каждый час сотрудники будут использовать эту возможность устраивать себе перерывы в течение рабочего дня. Это приведет к тому, что каждый из них будет работать на 1,5 часа меньше! Кроме того, на территории предприятия ему будет необходимо оборудовать место для курения, повесить таблички, договориться с собственником здания. И если что-то не будет соблюдено, вышеупомянутый закон возлагает на работодателя ответственность (дисциплинарную, гражданско-правовую, административную).

Это возможности, и все зависит от начальства - запретить или не запретить. Но что зависит от Вас?

А какой выбор есть у курящих?

Странная вещь: когда человеку разрешено курить, он воспринимает это как нечто само собой разумеющееся. А когда запрещено, причем неважно где - на рабочем месте в течение дня, в ресторане или аэропорту, то именно в этот момент люди начинают задумываться о том, что курение - самое настоящее рабство. И, может быть, имеет смысл с ним покончить?

Да, мы уже не раз писали о том, что все эти запреты не помогают бросить курить , но они создают дискомфорт, который может заставить человека задуматься о своем курении.

Если и Вас достало курение, то добро пожаловать в

Огромный процент жителей РФ имеет вредную привычку курения. При этом многие из них признают, что они не согласны с вступившими в силу законами о запрете курения в общественных местах. По их мнению, введение таких строгих мер ущемляет их интересы и гарантированные государством права.

Последние нововведения, действующие в этой области, включают в себя установление запрета на курение в следующих местах:

  • во время пребывания в наземном или воздушном транспорте;
  • во время нахождения на территории железнодорожных и иных вокзалов;
  • в различных зданиях, принадлежащих общественным и государственным учреждениям;
  • на рабочих местах, включая территорию организации - ее подъезды, цеха и т.д.

Как только лицо будет замечено с сигаретой в вышеуказанных местах - у уполномоченного органа будут иметься абсолютно все основания для привлечения его к административной ответственности. При этом совокупность нарушений может привести к применению более серьезных санкций.

Законодательное регулирование

Государство возлагает на работодателей определенные обязанности, включая и осуществление постоянной защиты физического здоровья своих сотрудников. Из этого следует, что в интересах работодателя - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, находится наложение запрета на курение на территории предприятия и в рабочей зоне. В том случае, если работодатель не желает накладывать полный запрет - в его обязанности будет входить организация специального места для курения.

Помимо положений нового закона о запрете курения, к виновному лицу могут быть применены и меры административной ответственности.

В случае фиксирования факта отсутствия специально отведенного места для курения в организации, на работодателя будет возложена ответственность за несоблюдение мер пожарной безопасности, а также санитарно-гигиенических норм. В роли основного наказания будет выступать денежный штраф, точный размер которого зависит от действующего порядка, а также от отдельных, дополнительных нюансов.

Если в организации отсутствует возможность по обеспечению и выделению отдельного места для того, чтобы там могли курить сотрудники, работодателю остается только ввести полный запрет на курение. Игнорирование данного факта по причине того, что в организации просто нет свободного места для оборудования в отдельной комнате, будет признано абсолютным нарушением.

Специальные места

Если работодатель пошел навстречу своим курящим сотрудникам и решил сохранить их привычку, перед ним встанет вопрос о том, как именно оборудовать место для курения, и какие действия следует для этого предпринять.

Место для курения должно отвечать одному из этих двух требований:

  • это место должно быть расположено на открытом воздухе. В таком случае допускается сооружение навеса или беседки, павильона;
  • место для курения может находиться в закрытом помещении, например, внутри предприятия в виде отдельной комнаты или кабинета. Но в этом случае оно должно быть оборудовано мощной вытяжной системой, которая будет быстро ликвидировать дым от выкуренных сигарет.

Место для курения обязательно должно быть отмечено соответствующим знаком, оповещающим сотрудников о том, что здесь курение будет являться правомерным.

Следует отметить, что к оборудованию места для курения работодатель должен отнестись со всей ответственностью. Повесить табличку с соответствующим названием комнаты будет недостаточно. Любая проверка обнаружит несоответствие помещения установленным стандартам. Курительная комната, помимо внутреннего оснащения, должна находиться и на достаточном расстоянии от рабочих мест других сотрудников, а также от помещений, предназначенных для приема пищи. В других же помещениях следует, наоборот, разместить информационные таблички, сообщающие о запрете курения в данных местах.

Как показывает практика, многие сотрудники самостоятельно выбирают себе места для курения, выходя, например, на крыльцо либо на территорию организации. В таком случае следует помнить, что отсутствие специально оборудованного места будет приравнено к нарушению действующих норм. Тогда ответственность может коснуться как и самого работодателя, так и его курящих сотрудников.

В отношении времени курения - законодательство не устанавливает определенных временных периодов для того, чтобы курящие сотрудники могли прерваться от выполнения своих обязанностей. Действующие нормы предполагают обязательное представление сотрудникам определенного времени, выделенного для отдыха и приема пищи в течение рабочего дня. Это значит, что фактически оставление сотрудником своего рабочего места с целью покурить является нарушением трудовой дисциплины и существующего распорядка. При желании работодатель может предъявить соответствующие претензии, например, если считает, что сотрудник выходит курить слишком часто, тем самым оказывая серьезное негативное влияние на рабочий процесс.

Штраф как мера ответственности

С момента, когда нормы о запрете курения вступили в свою законную силу, представитель правоохранительных органов сможет арестовать и предъявить официальные обвинения каждому курильщику, находящемуся с сигаретой в неположенном месте.

Наиболее серьезная сумма штрафа будет грозить тем, кто курит на детских площадках. Отягчающим обстоятельством будет считаться и такая ситуация, при которой нарушитель не только курит сам, но и привлекают к курению лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. При этом самим привлечением будет считаться не только непосредственное угощение сигаретой, но и, например, содействие в покупке табачных изделий, активная пропаганда курения и т.д.

При назначении штрафов следует помнить о том, что сделать это может только уполномоченное лицо. Именно поэтому данное наказание не может быть осуществлено, например, самим работодателем. Также вычитание любой суммы из заработной платы сотрудника будет признано абсолютно незаконным действием работодателя.

В погоне за отказом от пагубных привычек в отношении своих сотрудников работодателю следует проявлять максимальную осторожность. Не допускается дискриминация курящих работников, например, уменьшение размера их заработной платы, лишение премиальных выплат и т.д. Обиженный сотрудник всегда сможет обратиться в судебное учреждение для защиты собственных интересов. В таком случае к работодателю могут быть применены достаточно серьезные меры ответственности за проявление дискриминации.

Какая ответственность может грозить работнику?

Как уже было сказано выше, работодатель не может использовать такую меру как наложение штрафа в качестве наказания сотрудника за курение. Однако руководитель может применить иные санкции, предусмотренные действующими законодательными нормами. К таким санкциям относятся: замечание, выговор и последующее увольнение. Последняя мера должна применяться лишь в исключительных случаях, например, если на сотрудника не действуют ранее предпринятые меры в виде замечания и выговора, и он продолжает нарушать действующий порядок. Увольнение также может быть использовано и в том случае, если нарушения повторились три и более раз одним лицом.

При получении на руки документа от руководителя, свидетельствующего о назначении определенного штрафа, сотрудник имеет полное право отказаться от подписания данного документа и обратиться в учреждение, уполномоченное разрешать трудовые споры.

Как видно из всего вышеизложенного, курение не только является вредной привычкой, но и может доставить серьезные проблемы в области трудовых правоотношений между работником и его работодателем. Помимо этого, постоянное отвлечение на сигарету часто негативно сказывается на рабочем процессе. Сотрудник, постоянно выходящий покурить, в день может терять 1-1,5 часа, не выполняя в это время свои прямые обязанности. Именно поэтому в большинстве случаев установление полного запрета на курение в той или иной организации станет максимально оптимальным решением.

Если же работодатель не может запретить курение по определенным причинам, следует внимательно отнестись ко всем существующим требованиям по поводу оборудования специального помещения.

Как показывают исследования, курящие работники ежегодно берут на три дня больше больничных, чем некурящие. Обобщив результаты 27 исследований, в которых было опрошено более 70 тысяч работников, ученые обнаружили, что курильщики болеют чаще и дольше.

Есть основания полагать, что из-за болезни курильщики не выходят на работу на 30% чаще, чем те, кто не курит, и за год они отсутствуют на рабочих местах на 2,74 дня дольше.

Бывшие курильщики по сравнению с теми, кто никогда не курил, также берут больничный чаще. Однако они болеют реже тех, кто так и не бросил эту вредную привычку, что позволяет сделать вывод о том, что борьба с курением и проведение соответствующей работы с персоналом могут оказаться экономически выгодными для компании.

Ученые из Ноттингемского университета подсчитали, что если результаты их исследований применить к населению всей Великобритании, то ежегодные убытки, которые несут компании из-за того, что их работники проводят на больничном больше времени, достигнут 1,4 миллиарда фунтов стерлингов. В этих цифрах, однако, не учтены другие убытки, в том числе и время, потерянное на перекуры.

С 01.06.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон), запрещающий курение на рабочих местах и в рабочих зонах.

Однако работника, допускающего нарушение положений данного Закона, за сам факт нарушения Закона уволить нельзя. В то же время работника можно уволить за несоблюдение локального акта работодателя, доведенного до сведений работников, - правил внутреннего трудового распорядка и/или грубое нарушение правил противопожарной безопасности. Для этого в локальном акте работодателя, доведенном до сведения работников, должен быть прописан запрет на курение вне отведенных специальных мест для курения (п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона, п. 14 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и вне установленного работодателем времени для перекуров (ст. 107 Трудового кодекса РФ). К работнику, нарушившему такие положения, применяется дисциплинарное взыскание по правилам ст. 193 Трудового кодекса РФ. При наличии у работника дисциплинарного взыскания можно лишить работника премии (полностью или частично) как за несоблюдение одного из условий премирования, установленного положением об оплате труда и премировании компании либо уволить по ч.5 ст. 81 Трудового Кодекса РФ. Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Так, апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 20 августа 2012 г. N 33-11236/2012 было отказано в удовлетворении исковых требований Т., обратившегося в суд о взыскании неначисленной и невыплаченной части премии. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Т. в нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, курил в неустановленном месте в рабочее время, т.е. нарушил трудовую дисциплину, за что Положением о премировании предусмотрено снижение или лишение премии. При этом выбор меры ответственности производится по усмотрению работодателя.

Согласно п. 3.4 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика работникам запрещается курить в неустановленных местах (места для курения определены табличками «Место для курения»).

В ходе рассмотрения дела истец Т. не оспаривал, что курил в неустановленном месте, а именно в комнате для отдыха, которая не является местом для курения, указывая лишь на то, что курение имело место еще до того, как истец приступил к выполнению своих трудовых обязанностей, т.е. в нерабочее для истца время, а премия за нерабочее время не начисляется. Однако истцу не удалось доказать, что он курил до начала рабочей смены, поскольку «рабочая смена для истца началась в 8 час. 36 мин., т.е. в момент прохождения <...>, а курил он после этого, около 8 час. 40 мин».

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец курил в рабочее время в неустановленном месте, за что работодатель имел право, которым и воспользовался, на лишение истца премии.

Апелляционным определением Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014 отказано Я. в требовании об отмене приказов о дисциплинарных взысканиях (замечание и выговор) в связи с нарушением локальных актов работодателя, в том числе за курение на территории работодателя (территория медицинского учреждения) – а именно, в гараже, находящемся на территории больницы.

Данный факт был подтвержден свидетельскими показаниями.

С приказом о запрете курения на всей территории больницы Я. был ознакомлен под роспись. В связи со вступлением в силу Закона, требование к сотрудникам, в том числе Я., о запрете курения на территории больницы, где находится и гараж, работодателем установлено в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем суд пришел к выводу о правомерности вынесения дисциплинарных взысканий в отношении Я.

В обоих рассмотренных случаях факты нарушения работниками локальных актов работодателя были выявлены и зафиксированы надлежащим образом, подтверждены свидетельскими показаниями.

В ситуации с Д. удалось признать незаконным приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности в виде выговора и сокращении премии за выслугу лет за курение табака на рабочем месте, что являлось нарушением локальных актов работодателя.

Однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что акт служебной проверки, на основании которого был издан приказ о привлечении Д. к дисциплинарной ответственности, был составлен неуполномоченными лицами, факта курения Д. никто из членов комиссии не видел, более того, один из членов комиссии, подписавших акт, заявил, что его вынудили к подписанию данного акта, и свою подпись под ним просил считать недействительной. Таким образом, акт считается подписанным только двумя лицами.

При таких обстоятельствах данный акт не может являться бесспорным и достоверным доказательством нарушения трудовой дисциплины и основанием для вынесения приказа о применении к истцу дисциплинарного взыскания.

Поскольку акт является ненадлежащим доказательством вины Д., то приказ работодателя о наложении дисциплинарных взысканий на Д. является незаконным. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 июля 2012 г. N 33-10327/2012. )

Помимо нарушения запрета на курение на рабочих местах работниками, сам работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение Закона.

Статьей 6.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Так, несмотря на установление специальных мест для курения, организация была привлечена к ответственности за нарушение п.3 ст. 6.25 КоАП, а именно: за неисполнение юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Организация допускала курение в слесарной мастерской отделения по производству калия едкого технического чешуированного цеха, где до 23.12.2013 было определено место для курения, в то время как в данном помещении находятся рабочие места и рабочие зоны, что является нарушением требований пункта 9 части 1 статьи 12 Закона, статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Довод организации о выполнении обязанности по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а именно издание приказа N 108 от 18.04.2013 «Об упорядочении мест для курения», не свидетельствует о принятии всех зависящих от него мер для недопущения нарушения, поскольку организация не только обязана установить или запретить места для курения в соответствии с действующим законодательством, но и осуществлять контроль над его соблюдением.

В связи с неосуществлением такого контроля, суд пришел к выводу о правомерности привлечения организации к ответственности. (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2014 г. N 17АП-10411/2014-Аку. )

Однако есть практика, допускающая курение на работе помимо специально отведенных мест.

Так, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее – Управление) привлекло ИП к административной ответственности по части 3 статьи 6.25 КоАПа. ИП успешно обжаловал данное решение. Не согласившись с выводами суда, Управление направило апелляционную жалобу, в которой указало, что в рамках административного расследования 27.03.2014 Управлением проведен осмотр помещений административно-производственного здания, принадлежащего на праве собственности ИП. По результатам осмотра составлен акт от 27.03.2014, из которого следует, что при осмотре помещений Управлением выявлены нарушения в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а именно: на втором этаже административно-производственного здания имеется женский туалет, который не является местом для курения, однако в нем отсутствует информация о запрете курения в виде соответствующего знака; в данном туалете курят сотрудники здания, на подоконнике стоит блюдце с окурками, во всех туалетах и в коридорах здания присутствует стойкий запах табачного дыма.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 14.04.2014 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 6.25 КоАП РФ.

Однако суд не согласился с выводами Управления, указав, что положениями Закона (ст.12) установлен запрет на курение табака на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Оборудование специальных мест для курения, отвечающих требованиям СП 2.2.1.1312-03 относится к усмотрению собственника (владельца) соответствующего помещения .

В материалах дела отсутствуют как доказательства того, что указанные в обжалуемом постановлении туалетные помещения являются рабочим местом, так и доказательства того, что данные помещения относятся к рабочей зоне .

Довод апелляционной жалобы о том, что в коридорах здания присутствует стойкий запах табака, который может также проникать на рабочие места и вредить здоровью некурящих работников, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку положения Закона направлены на предотвращение негативного воздействия на здоровье человека табачного дыма. При этом запах табака не является предметом регулирования указанного Закона .

В связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы Управления было отказано, решение суда первой инстанции оставлено без изменения. (Постановление второго арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А29-3682/2014. )

Отдельного внимания заслуживает вопрос о курении электронных сигарет на рабочих местах. Электронная сигарета не является предметом регулирования Закона, т.к. не является табачным изделием, поскольку не содержит табака. Данный вывод подтверждается также Письмом Минздрава России от 29.04.2013 N 24-4-7000984 «Об электронных сигаретах». Таким образом, данным Письмом установлена возможность курения электронных сигарет на рабочих местах.

В то же время Всемирная организация здравоохранения относит электронные сигареты к электронным системам доставки никотина (ENDS) и отмечает, что их применение недостаточно исследовано в отношении безопасности и эффективности в качестве средства лечения никотиновой зависимости

(Электронные системы доставки никотина, включая электронные сигареты. Доклад секретариата Конвенции сторон рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака; FCTC/COP/5/13, ВОЗ (18 июня 2012).

Привлекаемые к дисциплинарной ответственности работники, допустившие курение на рабочем месте, довольно часто ссылаются на курение электронных сигарет для избежания такой ответственности.

Так, привлеченный к дисциплинарной ответственности сотрудник медицинского учреждения Я. (случай рассмотрен выше) ссылался на курение электронной сигареты на территории медицинского учреждения, мотивируя это отсутствием приказа работодателя, запрещающего курить электронные сигареты, однако данный довод был опровергнут свидетельскими показаниями, согласно которым Я. курил табачную сигарету, что было определено по запаху табачного дыма, а также при курении Я. сбрасывал с сигареты пепел. (Апелляционное определение Самарского областного суда от 4 сентября 2014 г. по делу N 33-8824/2014. )

Привлеченный к дисциплинарной ответственности З., работающий в пожарно-спасательных частях, также ссылался на курение именно электронной сигареты в помещении пожарной части, а именно в гараже. Однако данный довод был опровергнут письменными материалами дела, его собственноручно написанной объяснительной, а также показаниями свидетелей. (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19 июня 2013 г. по делу N 33-2406/2013. )

Таким образом, принимая локальные акты, относящиеся к курению, а также вынося приказы о наложении дисциплинарных взысканий за нарушение таких актов, работодателю следует учитывать, что:

Во избежание курения сотрудниками на рабочих местах электронных сигарет можно локальным актом установить запрет на курение электронных сигарет на рабочих местах, в рабочих зонах, дополнительно к запрету о курении табака. Во избежание обжалования, данный запрет должен распространяться только на рабочее время работника, исходя из требований ч.1 ст. 91 Трудового кодекса РФ;

В то же время установление премий и надбавок за отказ от курения либо выплата таких премий только некурящим сотрудникам может быть расценена как дискриминация в сфере труда (в части установления и изменения условий оплаты труда);

Необходимо фиксировать факт курения и четко соблюдать порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников во избежание признания такого привлечения незаконным.

Курение является весьма пагубной привычкой, и люди об этом прекрасно знают. Но по разным причинам многие не отказываются от вредного курения. Многие курильщики даже заявляют о том, что это часть их стиля жизни. В западных странах уже давно ведут борьбу с курильщиками на рабочих местах, пришли к этому и в России.

Почему работодателю выгодно бороться с курением?

Казалось бы, какая разница руководству организации, что его сотрудники курят. Необходимо лишь организовать специальные места для курения, чтобы выполнить требования противопожарной безопасности. На самом деле причин, почему руководство должно быть заинтересовано в борьбе с вредной привычкой много:

  1. Ухудшается здоровье сотрудников. Как следствие, работники чаще уходят на больничный, приходится перераспределять нагрузку между другими сотрудниками, КПД снижается.
  2. Постоянные перекуры «съедают» значительное количество рабочего дня. Следовательно, руководство оплачивает даже те часы, которые набегают в течение недели, когда сотрудник не выполнял свои обязанности.
  3. Курильщики склонны отвлекать другой персонал от работы. Есть так называемая группа пассивных курильщиков, а также лиц, для которых жизнь в курилке – это часть социализации. В итоге снижается работоспособность всех сотрудников.
  4. Отсутствие на рабочем месте сотрудника, ушедшего на перекур, может привести к тому, что будет пропущен важный звонок или не обслужен клиент. Это скажется на репутации компании.
  5. В организациях, где много курильщиков, царит неприятный запах, выветрить который практически невозможно. Это может вызывать раздражение и дискомфорт у некурящих работников, посетителей и клиентов.

Именно поэтому запрет курения на рабочих местах для организации не является социальной политикой, а имеет прямое экономическое обоснование.

Как руководству организации остаться в правовом поле при борьбе с курением?

Для того чтобы организовать юридически грамотно процесс борьбы с курением на рабочих местах, необходимо внимательно изучить ряд правовых норм. Они представлены в Трудовом кодексе Российской Федерации и в ФЗ «Об ограничении курения табака». Закон о курении на рабочем месте указывает, что кроме специально оборудованных мест, работники нигде не могут вредить своему здоровью. Кроме того, согласно правилам внутреннего трудового распорядка и положениям Трудового кодекса регламентируются перерывы для отдыха и питания. Соответственно, в другое время работник так же не имеет права отлучаться со своего рабочего места. Конечно, контролировать это, особенно в условиях большого штата, крайне тяжело.

Следует все-таки ознакомить сотрудников с положениями нового закона, чтобы они понимали, что штраф за курение на рабочем месте регламентируется на федеральном уровне. Для должностных лиц он составляет 500–1000 руб. Если в каждый незаконный перекур составлять протокол об административном правонарушении, курение становится слишком дорогим удовольствием.

Места для курения работодатель оборудует на свое усмотрение, т. е. нет норм, которые бы говорили, сколько таких зон должно быть создано на конкретной площади или в расчете на количество сотрудников. Получается, даже на огромной площади может быть создано одно оборудованное место для курения, и со стороны работодателя нарушений не будет. Для работников же будет проблематично добраться до места курения, что вынудит их ограничиться в перекурах. К сожалению, есть риск, что работники в нарушение законодательных и организационных норм будут курить в туалетах или других не предназначенных для этого местах.

Как может организация стимулировать отказ от курения?

Кроме того, чтобы выполнять законодательные нормы, руководство организации может внедрять свои дополнительные программы, рассчитанные на повышение мотивации к отказу от курения. Так, не является запрещенным способом:

  1. Выплата дополнительных премий некурящим сотрудникам.
  2. Предоставление ценных подарков или путевок тем, кто отказался от курения.
  3. Предоставление дополнительного времени отдыха тем, кто принял решение расстаться с пагубной привычкой.
  4. Установление портрета сотрудника на агитационном стенде. Например, в рамках компании «Скажи никотину нет».
  5. Организация медицинской и психологической помощи работникам, решившим бросить курить.
  6. Дарение литературы, где освещены способы расставания с табаком, или средств с символикой противотабачной пропаганды (блокноты, ручки и т. п).
  7. Депремирование за нарушение требований правил противопожарной безопасности или обнаруженный факт курения в рабочее время. Причем размер депремирования может достигать 100%.

Заключение

Дополнительно необходимо внести изменения во внутренние документы организации, в том числе, вменить в обязанности сотрудников службы персонала ведение агитации за здоровый образ жизни.