ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
М. Р. ЛЬВОВ, В. Г. ГОРЕЦКИЙ, О. В СОСНОВСКАЯ
МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования»
3-е издание, стереотипное
Москва Издательский центр «Академия»
УДК 808.2-5(075.8) ББК 74.268.1Рус я73 Л891
А в т о р ы:
В. Г. Горецкий (раздел I),
М. Р. Львов (введение, разделы III, IV, V и VI),
О. В. Сосновская (раздел II)
Р е ц е н з е н т ы:
доктор педагогических наук, профессор Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова Т. М. Воителева ;
кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Московского городского педагогического университета Т. И. Зиновьева
Львов М. Р.
Л891 Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
ISBN 5-7695-3638-1
Пособие содержит систематический курс методики обучение грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................... | |
Глава 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НАУКА..................................... | |
Глава 2. НАУКИ О ЯЗЫКЕ – ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ................................................................................ | |
Глава 3. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА................... | |
Глава 4. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ В ШКОЛЕ................................................................ | |
Глава 5. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКИ............................................. | |
РАЗДЕЛ I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ................................................................... | |
Глава 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ..................................................................................................................................... | |
Обучение грамоте как особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения......................... | |
Задачи, стоящие перед обучением грамоте.................................................................................................................. | |
Учебно-методический комплект по обучению грамоте.............................................................................................. | |
Методы обучения грамоте, их классификация............................................................................................................ | |
Глава 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ................................................... | |
История методов обучения грамоте.............................................................................................................................. | |
Буквослагательный метод.............................................................................................................................................. | |
Переход к звуковым методам........................................................................................................................................ | |
Глава 3. СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ.................................................................................. | |
Выбор методики.............................................................................................................................................................. | |
Добукварный период...................................................................................................................................................... | |
Звукослоговыс схемы, схемы буквенные, звуковые................................................................................................... | |
Работа со слогом, слогоделение.................................................................................................................................... | |
Знакомство с ударением................................................................................................................................................. | |
Изучение звуков.............................................................................................................................................................. | |
Знакомство с буквами.................................................................................................................................................... | |
Глава 4. РАБОТА УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ....................................................................................................... | |
Механизм чтения, его составляющие........................................................................................................................... | |
Чтение слогов в букварных «столбиках» ..................................................................................................................... | |
Чтение и разбор букварных текстов............................................................................................................................. | |
Обучение письму............................................................................................................................................................ | |
Уроки обучения грамоте................................................................................................................................................ | |
РАЗДЕЛ II МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ........................................................... | |
Глава I. ОЧЕРК ИСТОРИИ МЕТОДИКИ ЧТЕНИЯ............................................................................................ | |
Зарождение метода объяснительного чтения............................................................................................................... | |
К. Д. Ушинский – родоначальник метода объяснительного чтения.......................................................................... | |
Взгляды Л. Н. Толстого на процесс обучения чтению................................................................................................ | |
Критика метода объяснительного чтения передовыми методистами XIX в............................................................. | |
Развитие и совершенствование метода объяснительного чтения в XIX в. ............................................................... | |
Методика воспитательного чтения Ц. П. Балталона................................................................................................... | |
Метод литературно-художественного чтения.............................................................................................................. | |
Метод творческого чтения............................................................................................................................................. | |
Развитие методики чтения в 30–70-е годы XX в. ........................................................................................................ | |
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ И ЛИТЕРАТУРЕ........................................ | |
Пропедевтический этап литературного образования младших школьников............................................................ | |
Учебныйматериалдлячтенияилитературоведческойпропедевтики в начальных классах......................................... | |
Роль взрослого в формировании ребенка-читателя..................................................................................................... | |
Организация живых впечатлений и творческая деятельность детей в системе литературного образования | |
младших школьников..................................................................................................................................................... |
Глава 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ............................................................................. | |
Качества навыка чтения................................................................................................................................................. | |
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца.......................................................................................... | |
Работа над правильностью и беглостью чтения.......................................................................................................... | |
Работа над сознательностью чтения........................................................................................................................... | |
Работа над выразительностью чтения........................................................................................................................ | |
Глава 4. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ........................... | |
Литературоведческие основы анализа художественного произведения................................................................. | |
Психологические особенности восприятия художественногопроизведениямладшимишкольниками......................... | |
Методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах................................... | |
Глава 5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ И АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В | |
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ........................................................................................................................................ | |
Первичное восприятие текста...................................................................................................................................... | |
Анализ художественного произведения на уроке чтения......................................................................................... | |
Методика работы с художественным произведением на этапе вторичного синтеза............................................. | |
Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения................................................................... | |
Несколько слов о школьном театре............................................................................................................................ | |
Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РАЗНЫХ РОДОВ И ЖАНРОВ.......... | |
О родах литературных произведений......................................................................................................................... | |
Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах............................................................. | |
Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах........................................................... | |
Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах..................................................... | |
Глава 7. РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ............................................................................................................ | |
О воспитательной роли книги..................................................................................................................................... | |
Истоки современной системы работы с детской книгой.......................................................................................... | |
Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников.......................... | |
Подготовительный этап обучения работе с детской книгой.................................................................................... | |
Начальный этап обучения работе с детской книгой.................................................................................................. | |
Основной этап обучения работе с детской книгой.................................................................................................... | |
Типология уроков внеклассного чтения..................................................................................................................... | |
Глава 8. УРОКИ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.................................................................................. | |
Требования к урокам чтения........................................................................................................................................ | |
Задачи современного урока чтения............................................................................................................................. | |
Типология уроков чтения............................................................................................................................................. | |
Подготовка учителя к уроку чтения............................................................................................................................ | |
РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ТЕОРИИ (ФОНЕТИКИ, | |
ЛЕКСИКИ, МОРФЕМИКИ, СЛОВООБРАЗОВАНИЯ, ГРАММАТИКИ – | |
МОРФОЛОГИИ И СИНТАКСИСА) ....................................................................................... | |
Глава 1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО «ШКОЛЬНОЙ ГРАММАТИКЕ» ...................... | |
Глава 2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДМЕТА | |
«РУССКИЙ ЯЗЫК» ................................................................................................................................................... | |
Пути реализации воспитательной функции языка.................................................................................................... | |
Формирование языковых понятий.............................................................................................................................. | |
Изучение закономерностей и структуры языка......................................................................................................... | |
Углубленное изучение русского языка....................................................................................................................... | |
Развивающая роль теории языка................................................................................................................................. | |
Глава 3. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ.................................................................. | |
Языковой анализ как метод......................................................................................................................................... | |
Метод конструирования............................................................................................................................................... | |
Сравнительно-исторический метод............................................................................................................................ | |
Наглядные методы..................................................................................................................................................... | |
Метод рассказа учителя............................................................................................................................................... | |
Эвристические, или поисковые, методы.................................................................................................................... | |
Игра как метод.............................................................................................................................................................. |
Программированное обучение и компьютер............................................................................................................. | |
Глава 4. УЧЕБНИК РУССКОГО ЯЗЫКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ........................................ | |
Роль учебника, его функции........................................................................................................................................ | |
Требования к текстам в учебнике............................................................................................................................... | |
Типы учебников и пособий.......................................................................................................................................... | |
Виды работы учащихся по учебнику.......................................................................................................................... | |
Глава 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛОВ КУРСА. МЕТОДИКА ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ....... | |
Понимание функций произносительных единиц речи.............................................................................................. | |
Умения учащихся......................................................................................................................................................... | |
Процесс обучения. Методы, приемы.......................................................................................................................... | |
Трудности фонетики и графики.................................................................................................................................. | |
Глава 6. МЕТОДИКА ЛЕКСИКИ И СЕМАНТИКИ. МЕТОДИКА МОРФЕМИКИ И | |
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ........................................................................................................................................... | |
Учебный процесс. Методические приемы. Трудности............................................................................................. | |
Обобщения. Обратная связь........................................................................................................................................ | |
Глава 7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ.......................................................................................... | |
Морфология. Части речи.............................................................................................................................................. | |
Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение............................................................................ | |
Тема «Род имен существительных»............................................................................................................................ | |
Тема «Число имен существительных»........................................................................................................................ | |
Тема «Склонение имен существительных»................................................................................................................ | |
Глава 8. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ...................................................................................................................... | |
Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных............................................................................. | |
Тема «Род имен прилагательных» .............................................................................................................................. | |
Тема «Число именприлагательных» .......................................................................................................................... | |
Темя «Склонение имен прилагательных» .................................................................................................................. | |
Словообразование имен существительных и прилагательных................................................................................ | |
Глава 9. ГЛАГОЛ....................................................................................................................................................... | |
Лексическое и грамматическое значение глаголов................................................................................................... | |
Тема «Время глагола». Прошедшее время................................................................................................................. | |
Тема «Настоящее время глагола» ............................................................................................................................... | |
Тема «Инфинитив». Неопределенная форма глагола................................................................................................ | |
Тема «Будущее время глагола (простое и сложное)»................................................................................................ | |
Знакомство с наклонениями и залогами глаголов..................................................................................................... | |
Словообразование глаголов......................................................................................................................................... | |
Глава 10. РАЗНЫЕ ТЕМЫ КУРСА МОРФОЛОГИИ......................................................................................... | |
Знакомство с местоимением........................................................................................................................................ | |
Знакомство с именами числительными...................................................................................................................... | |
Знакомство с наречиями.............................................................................................................................................. | |
Служебные части речи. Союзы. Предлоги................................................................................................................. | |
Глава 11. СИНТАКСИС............................................................................................................................................ | |
Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе................................................................................................... | |
Предложения, их виды................................................................................................................................................. | |
Члены предложения. Словосочетания........................................................................................................................ | |
Однородные члены предложения................................................................................................................................ | |
Сложные предложения................................................................................................................................................. | |
Прямая и косвенная речь............................................................................................................................................. | |
РАЗДЕЛ IV МЕТОДИКА ПРАВОПИСАНИЯ (ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ)... | |
Глава 1. СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ | |
(XIX-XX вв.)................................................................................................................................................................. | |
Грамматические основыобучения правописанию.................................................................................................... | |
Позиция К. Д. Ушинского............................................................................................................................................ |
Антиграмматическое направление.............................................................................................................................. | |
Глава 2. СВОЙСТВА РУССКОГО ПРАВОПИСАНИЯ КАК ОСНОВА ЕГО МЕТОДИКИ....................... | |
Общее понятие.............................................................................................................................................................. | |
Алфавит......................................................................................................................................................................... | |
Графика.......................................................................................................................................................................... | |
Орфография................................................................................................................................................................... | |
Пунктуация.................................................................................................................................................................... | |
Принципы русской орфографии. Морфологический принцип................................................................................ | |
Фонематический принцип........................................................................................................................................... | |
Традиционный принцип орфографии......................................................................................................................... | |
Принцип дифференциации значений.......................................................................................................................... | |
Принцип фонетический................................................................................................................................................ | |
Принципы пунктуации................................................................................................................................................. | |
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ И НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ..... | |
Орфограмма.................................................................................................................................................................. | |
Орфографическая зоркость.......................................................................................................................................... | |
Правила правописания................................................................................................................................................. | |
Мотивация орфографической работы......................................................................................................................... | |
Ступени формирования умений по орфографии....................................................................................................... | |
Речевой слух.................................................................................................................................................................. | |
Семантическая работа в усвоении правописания...................................................................................................... | |
Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЮ................................................................ | |
Выбор методов.............................................................................................................................................................. | |
Языковой анализ и синтез............................................................................................................................................ | |
Запоминание.................................................................................................................................................................. | |
Решение грамматико-орфографических задач........................................................................................................... | |
Алгоритмы..................................................................................................................................................................... | |
Ступени сжатия алгоритма.......................................................................................................................................... | |
Виды упражнений в правописании............................................................................................................................. | |
Имитативные упражнения (виды списывания).......................................................................................................... | |
Виды диктантов............................................................................................................................................................ | |
Грамматико-орфографическое комментирование..................................................................................................... | |
Самостоятельное письмо, выражение мысли, его роль в правописании................................................................. | |
Глава 5. ИЗУЧЕНИЕ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ.................................................................................................... | |
Классификация ошибок............................................................................................................................................... | |
Диагностика и прогнозирование ошибок................................................................................................................... | |
Исправление и предупреждение ошибок................................................................................................................... | |
Глава 6. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА (ГРАММАТИКА И ОРФОГРАФИЯ) .................................................. | |
Общие требования к уроку.......................................................................................................................................... | |
Типология уроков русского языка.............................................................................................................................. | |
Структурные компоненты уроков русского языка.................................................................................................... | |
Планирование уроков и подготовка к ним................................................................................................................. | |
РАЗДЕЛ V МЕТОДИКАРАЗВИТИЯРЕЧИУЧАЩИХСЯ..................................................... | |
Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ «ДАРА СЛОВА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ XIX–XX вв. ............... | |
К. Д. Ушинский............................................................................................................................................................. | |
Основные направления в методике развития речи.................................................................................................... | |
Тенденции 60-х годов XX в. ........................................................................................................................................ | |
Глава 2. ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ................. | |
Речь и ее виды............................................................................................................................................................... | |
Речь имышление.......................................................................................................................................................... | |
Высказывание............................................................................................................................................................... | |
Типы речи (текста)........................................................................................................................................................ | |
Теории строения текста................................................................................................................................................ |
Факторы речевого развития человека......................................................................................................................... | |
Глава 3. КУЛЬТУРА РЕЧИ И МЕТОДИКА......................................................................................................... | |
Критерии культуры речи.............................................................................................................................................. | |
Глава 4. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ......................................................................................... | |
Имитативные методы................................................................................................................................................... | |
Коммуникативные методы.......................................................................................................................................... | |
Метод конструировании.............................................................................................................................................. | |
Риторика в начальных классах.................................................................................................................................... | |
Глава 5. УРОВНИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ............................................................... | |
Уровень произносительный......................................................................................................................................... | |
Направления работы на произносительном уровне.................................................................................................. | |
Уровень лексический (словарная работа) .................................................................................................................. | |
Грамматический уровень работы но развитию речи................................................................................................. | |
Глава 6. УРОВЕНЬ ТЕКСТА В РАЗВИТИИ РЕЧИ............................................................................................. | |
Виды школьных текстовых упражнений.................................................................................................................... | |
Типология ученических работ и компоненты системы развития речи.................................................................... | |
Пересказы и изложения, их значение, цели и виды................................................................................................... | |
Методика изложений отдельных видов...................................................................................................................... | |
Творческие пересказы и изложения............................................................................................................................ | |
Глава 7. УРОВЕНЬ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ). УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ СОЧИНЕНИЯ........... | |
Сочинение как самовыражение личности.................................................................................................................. | |
Подготовительные ступени к сочинению................................................................................................................... | |
Исполнение, реализация подготовленного................................................................................................................ | |
Анализ детских сочинений.......................................................................................................................................... | |
Глава 8. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДАХ СОЧИНЕНИЙ............................................................................................ | |
Сочинения-миниатюры................................................................................................................................................ | |
Описание картины........................................................................................................................................................ | |
Сочинения на литературные темы.............................................................................................................................. | |
Сочинение сказок......................................................................................................................................................... | |
Сочинениянаосновеопытаинаблюденийучащихся.................................................................................................. | |
Литературное творчество школьников....................................................................................................................... | |
Глава 9. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИСПРАВЛЕНИЕ......................... | |
Типы и причины речевых ошибок.............................................................................................................................. | |
Характеристика лексических ошибок......................................................................................................................... | |
Морфологические ошибки........................................................................................................................................... | |
Синтаксические ошибки.............................................................................................................................................. | |
Логические и композиционные ошибки..................................................................................................................... | |
Исправление и предупреждение речевых ошибок.................................................................................................... | |
Глава 10. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ......... | |
Типология организационных форм развития речи.................................................................................................... | |
Язык, речь, ее развитие, языковая личность.............................................................................................................. | |
РАЗДЕЛ VI ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ..................................... | |
Задачи и формы внеурочной работы.......................................................................................................................... | |
Языковые игры.............................................................................................................................................................. | |
Кружок русского языка................................................................................................................................................ | |
Ребенок дома................................................................................................................................................................. | |
Виды внеклассных занятий.......................................................................................................................................... |
Скачать книгу М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах абсолютно бесплатно.
Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.
Пособие содержит систематический курс методики обучения грамматике, чтению, литературе, орфографии и развитию речи младших школьников. В нем нашли отражение реалии последних лет в образовании: ориентированность на современные методы развивающего обучения, на организационные формы разноуровневого образования, на программы и учебники разных типов, направленность на личностно-ориентированное обучение, учитывающее интересы, способности и одаренность детей.
Для студентов высших педагогических учебных заведений. Может быть рекомендовано студентам средних педагогических учебных заведений, а также учителям школ.
Методика обучения грамоте.
Методика чтения и литературы.
Методика изучения языковой теории.
Методика правописания (орфографии и пунктуации).
Методика развития речи учащихся.
Внеурочная работа по русскому языку.
Название
: Методика преподавания русского языка в начальных классах
Автор
: М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская
ISBN
: 5-7695-3638-1
Год
: 2007
Страниц
: 464
Язык
: Русский
Формат
: PDF
Размер
: 106,0 МБ
Дорогие читатели если у Вас не получилось
скачать М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах
напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.Зиновьева Т.И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах
М.: Академия, 2007. - 304 с.
Содержание:
Общие подходы к развитию речи младших школьников.
Совершенствование устной речи младших школьников.
Работа над словом как лексической единицей речи.
Развитие синтаксического строя речи младших школьников.
Работа в области культуры речи младших школьников.
Обучение младших школьников воспроизведению текста и созданию собственных высказываний.
Методика обучения грамоте.
Изучение темы «Звуки и буквы» и совершенствование фонетико-графических умений младших школьников.
Методика обучения орфографии.
Методика изучения основ морфемики и словообразования.
Вопросы теории и практики обучения морфологии в начальной школе.
Изучение элементов синтаксиса и пунктуации.
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах
М.: Просвещение, 1979.
Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах
2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1987.- 415 с.
В книге изложен систематический курс методики русского языка в начальной школе. Во второе издание введены материалы, отражающие реализацию реформы школы: об обучении детей шестилетнего возраста, об упорядочении учебной нагрузки учащихся и пр; учтена специфика новых учебников - «Азбуки» , книг для чтения, учебников русского языка, учебного комплекса в целом.
Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения
Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н., Цукерман Г.А., Горецкий В.Г., Кубасова О.В. и др.
М.: Академия, 1997. - 383 с.
Ладыженская Т.А. (ред.). Методика развития речи на уроках русского языка
Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.
Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка
Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». - М.: Просвещение, 1988. - 240 с. - ISBN 5-09-000507-9.
Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах
Учебно-методическое пособие. — Томск: Пеленг, 1992. — 60 с. — (Библиотека развивающего обучения).
Сборник содержит статьи по изучению русского языка на фонемной основе, что развивает фонетический слух у учащихся, является предпосылкой успешного обучения детей грамоте как основы для совершенствования у них орфоэпических навыков, важнейшего условия овладения графикой и орфографией русского языка, развития интереса к языку.
Автор предлагает практические рекомендации по использованию методов обучения орфографии на фонемной основе, обучению орфографической зоркости как учащихся младших классов, так и студентов, будущих учителей.
Работа предназначается студентам педагогических вузов, работникам системы народного образования, родителям.
Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи
М.: Флинта, 2000. - 104 с.
Книга посвящена первому этапу в подготовке младших школьников по русскому языку — периоду обучения грамоте. в книге даются методические советы по обучению фонетике, графике, орфографии и речи. Приводятся разработки уроков.
Книга может быть полезна при обучении грамоте по любому букварю; она адресована учителям начальных классов, методистам по начальному обучению, преподавателям ВУЗов и колледжей, студентам.
Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах
М.: Академия, 2007. - 464 с. - (Высшее профессиональное образование).
Методика обучения грамоте.
Методика чтения и литературы.
Методика изучения языковой теории.
Методика правописания (орфографии и пунктуации).
Методика развития речи учащихся.
Внеурочная работа по русскому языку.
Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Ее можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития учащихся.
Как и любая другая наука, методика русского языка имеет свой предмет. Предметом ее изучения является процесс овладения родным языком в условиях обучения (овладение речью, письмом, чтением, грамматикой, фонетикой и пр.).
Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка, усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Результаты этого изучения составляют фундаментальную базу для решения задач: на основе познанных закономерностей нужно выработать оптимальную систему обучения языку. Эта система (или, вернее, эти системы) должна обеспечить каждого школьника необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку. Одновременно методика учитывает ряд социальных требований к обучению: обеспечивает такое построение обучения, которое максимально способствовало бы коммунистическому воспитанию учащихся, развитию их мышления, а также было бы эффективным, достаточно экономным.
Зачем учить? Цели обучения (цели, которые ставит сам ученик).
Чему учить ? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения - программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, проверка доступности и эффективности.
Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы обучения, методические приемы, системы упражнений, рекомендации по применению тех или иных видов заданий, пособий, последовательных систем практических работ учащихся, уроков и их циклов и т. п.
Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций и т. д.
Методические основы: философская теория познания (гнесеология), диалектический материализм, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности.
Методика русского языка изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки - речевые, орфографические и пр., находит способы их устранения и предупреждения.
Основные разделы методики:
Методика обучения грамоте», т. е. элементарному чтению и письму. Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа - это его оружие в борьбе за освобождение, за политическое сознание, за культуру. Общепризнанны огромные успехи методики обучения грамоте в СССР.
«Методика чтения». Задача предмета «Чтение» в начальных классах, как известно, состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточно беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения. Начальная школа призвана подготовить школьника к переходу в среднее звено школы и как чтеца, и как читателя.
«Методика грамматики и орфографии». Она включает обучение элементарному письму и каллиграфии, формирование грамматических понятий, первых орфографических навыков - когда нет еще достаточной грамматической основы.
«Развитие речи учащихся». Этот раздел обладает в начальной школе своеобразием. Дети впервые осознают язык, речь как предмет изучения - анализа и синтеза; овладевают речью, которая вызывается не самой ситуацией, а волевым актом: они поставлены в условия, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, о чем очень хочется сказать, не только о том, что интересно; овладевают письменной речью, которая, как известно, отличается от устной не только своей графической формой, но и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.
Методика должна также обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса, их связной речи.
Связь с другими науками: лингвистика, психология, педагогика (принципы).