Вам понадобится

  • - бумага;
  • - простые карандаши:
  • - ластик;
  • - открытки;
  • - посуда и другие предметы простой формы;
  • - гипсовые модели.

Инструкция

Осваивать навыки рисования с натуры начните с рассматривания чужих рисунков. Это могут быть поздравительные открытки с персонажами из мультфильмов, иллюстрации к детским книжкам, репродукции рисунков известных художников и т.д. Попробуйте несложную картинку. Проанализируйте, из каких частей состоит изображение, какую геометрическую фигуру напоминает тот или иной элемент, под каким углом друг к другу располагаются фрагменты, установите соотношение размеров. На первых порах рисуйте твердым карандашом, а ошибочные линии убирайте ластиком.

После того, как научитесь срисовывать изображения с картинок, перейдите к рисованию объемных предметов простой формы. Например, это может быть непрозрачная чашка. Поставьте ее на некотором расстоянии от себя и внимательно рассмотрите. Установите соотношение высоты и ширины, посмотрите, на каком расстоянии от донышка находится ручка и какой она формы. Лучше всего поставить чашку так, чтобы одна сторона ее была очень хорошо освещена, а другая находилась в тени. Внимательно посмотрите, где проходит граница света и тени. Обратите внимание на то, что сторона, находящаяся в тени, выглядит более темной. Присмотритесь, есть ли на передней стенке световой блик. Как правило, он находится на самой выпуклой части. Обратите внимание также на то, что сверху немного видна противоположная стенка, а круг под углом кажется овалом.

Нарисуйте чашку. Начните ее изображать с вертикальной линии. Отложите высоту, проведите горизонтальные линии через отметки. Отложите на них ширину Прорисуйте прямоугольник. Сверху и снизу на осях нарисуйте овалы. Нижний будет виден не весь, а только та его часть, что расположена ближе к зрителю. Прорисуйте толщину стенок. Наметьте место для ручки и нарисуйте ее контуры. Штриховкой передайте форму чашки. Штрихи могут быть как вертикальными, так и дугообразными. В первом случае в затемненных местах штриховка будет гуще. Попробуйте изобразить еще несколько непрозрачных предметов простой формы, затем переходите к рисованию стеклянных вазочек, рюмок и т.д.

Освоив рисование посуды, возьмите гипсовую модель. Для начала больше всего подойдет маска. Прежде, чем браться за работу, очень полезно хотя бы бегло ознакомиться с анатомией для художников. В частности, вам нужен раздел, посвященный строению лица. Там вы найдете основные пропорции и элементарные сведения о том, как строится основа лица. Рисованию гипсовых моделей в художественных вузах отводится большое количество учебных часов. Самодеятельному художнику важно освоить общие принципы, чтобы в дальнейшем научиться рисовать фигуры живых людей.

Попробуйте нарисовать с натуры пейзаж. Сначала нужно выбрать то, что вы хотели бы изобразить. На начальном этапе больше всего подходит несложное архитектурное сооружение. Например, это может быть деревенский дом. Перед тем, как его рисовать, узнайте, перспектива и как она передается в рисунке. На листе наметьте места для всех объектов – дома, забора, дерева, грядки с цветами. Постарайтесь представить на плоскости то, что вы видите. Высота дерева по отношению к высоте дома зависит от расстояния того и другого объекта от зрителя. Предметы, расположенные дальше, кажутся более мелкими. Обратите внимание на то, что стена дома, который стоит к вам углом, кажется короче, чем она есть, а если представить ее на плоскости, она будет располагаться под некоторым углом вверх. Наметьте контуры всех объектов, а потом прорисуйте их, учитывая форму каждого, соотношение частей и т.п. Последовательность работы над пейзажем мало чем отличается от той, что вы применяли, рисуя элементы натюрморта, просто предметов на рисунке больше и соотношения между ними будут более сложными.

Рисование с натуры для учащихся школы восьмого вида представляет определенную сложность, так как они не могут самостоятельно, целенаправленно наблюдать и анализировать объект изображений (его форму, строение, величину отдельных частей, их взаимное расположение и цвет). Глядя на Икой-нибудь предмет, ученики не стремятся рассмотреть его во всех деталях, быстро переходят от одних признаков к другим, огра­ничиваются только Иамым общим узнаванием предмета. В свя­зи с этим рисование с натуры нередко заменяется рисованием по памяти, по представлению (знанию, припоминанию) пред­мета. Фактически процесс обучения приобретает некоторую двойственность: с одной стороны, учитель стремится научить ребенка «видеть» натуру, сформировать у него умение наблю­дать и изучать предмет, с другой стороны, в силу своих воз­растных и психофизических особенностей умственно отсталые дети рисуют по представлению, с воспроизведением лишь об­щих, наиболее характерных и существенных признаков объекта.

Таким образом, первоначальная задача заключается в том, чтобы постепенно научить школьников последовательно и целе­направленно ИДыиюдать натуру, а затем на последующих этапах выработать у них умения правильно воспринимать и гра­фически воспроизводить изображаемый предмет.

Недостаточная активность и слабая целенаправленность процесса восприятия умственно отсталых детей требует от учителя особой организации их деятельности на занятиях по рисованию с натуры. К этому необходимо приступать задолго до проведения урока. В первую очередь учителю следует под­готовить соответствующее оборудование.

Большое значение имеет правильный отбор моделей. При этом необходимо руководствоваться учебно-воспитательными задачами каждого урока рисования и учитывать возрастные и изобразительные особенности учащихся. Отбирая модели для рисования, важно предусмотреть, чтобы они имели четкое строение и не требовали слишком сложного анализа и синтеза. Важно также и то, чтобы предмет изображения был интерес­ным для учащихся. Существенную роль играет цвет предмета. Цветные предметы способствуют лучшему восприятию формы, так как привлекают учащихся в большей степени, чем бес­цветные.

Все объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения учащихся. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки. Это обеспечит хорошую видимость предмета для всех учащихся. Модели не­больших размеров (например, листья деревьев, бабочки из коллекции, бумажные стаканчики, спичечные коробки и т. П.) раздаются Иаждому ученику.

В первом – четвертом классах учащиеся рисуют с натуры в основном плоские, имеющие незначительную толщину пред­меты, которые устанавливаются в наиболее простом для рисо­вания положении (без каких-либо перспективных сокращений). Имеется в виду фронтальное расположение таких предметов, как флажок, книга, папка и т.п. Это обеспечивается наличием в классе двух-трех одинаковых объектов изображения.


Объемные предметы, рекомендуемые учебной программой, как правило, включают в себя какую-либо одну форму и име­ют несложное строение (например, воздушный шар, мяч, яб­локо, огурец, раскладная пирамидка и т.д.). Объекты для ри­сования, сочетающие в себе несколько форм, должны быть хорошо известны учащимся (грузовик, трактор и т.п.).

В связи с тем, что учащиеся школы восьмого вида испы­тывают известные трудности в восприятии предметов, нахо­дящихся в измененном положении относительно вертикальной оси, иногда целесообразно некоторые модели располагать на­клонно. Например, игрушку грузовик можно поставить на наклонную плоскость («поднимается в гору» или «спускается с горы»).

На занятиях по рисованию с натуры очень важно вырабо­тать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рису­нок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Для этого необходимо развивать у детей умения применять среднюю осевую линию, а также пользоваться простейшими вспомога­тельными линиями для проверки правильности. Особое внима­ние этому следует уделять в третьем-четвертом классах.

Для выработки изобразительных навыков следует на каж­дом уроке рисования предлагать учащимся выполнить несколь­ко (в течение 3 – 4 минут) рисунков-набросков основных гео­метрических форм и отдельных простейших предметов. Много­кратное их рисование постепенно обеспечивает более правиль­ИД воспроизведение графических образов.

В первом – третьем классах учащиеся рисуют цветными ка­рандашами. Начиная с четвертого класса достаточное место в.рисовании с натуры занимает работа акварельными и гуашевыми красками, которая направлена в основном на выработку технических умений. Учащиеся упражняются в ровной заливке изображаемых предметов, соблюдая контуры рисунка.

Для того чтобы дети имели ясные и точные представления об изображаемом предмете, необходимо развивать у них уме­ния целенаправленно рассматривать и воспринимать объект рисования – натуру. Наблюдение, подробное изучение и анализ изображаемого предмета должны предшествовать процессу ри­сования. Развивая у детей умение «видеть», учитель должен задать ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего он сделан? Где применяется? Сколько в нем частей? Назовите эти части. Какую они имеют форму? Какого цвета каждая часть? Где они расположены? Что больше, что меньше? Что короче, что длин­нее?»

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют форму частей предмета, отыскивают такую же форму среди геометри­ческих фигур, принесенных учителем на урок. Очень важно, чтобы основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямо­угольник, треугольник, овал), вырезанные из плотного картона, всегда были на уроке рисования.

Для закрепления понятия о какой-либо форме или освое­ния знакомой формы в определенных пропорциях и положениях рекомендуется использовать таблицы с изображением этой фор­мы. Рассматривание таблиц, называние форм, сравнение пред­метов с геометрической формой активизируют умственную дея­тельность школьников, повышают интерес к занятиям.

Для того чтобы учащиеся смогли выделить больше харак­терных признаков изображаемого предмета, следует привле­ИДы их внимание к другим сходным объектам. Например, для более точного восприятия формы квадрата рядом с ним надо расположить предмет прямоугольной формы. Изучая форму круга, желательно сравнить ее с овальной формой. Чтобы точ­нее передать пропорции предметов прямоугольной формы (на­пример, папку для тетрадей), рядом следует поместить другой предмет (например, чертежную линейку).

Чтобы учащиеся более точно передавали пропорции изобра­жаемого предмета, можно использовать следующий методический прием. Модель, установленная для рисования, сопостав­ляется с рядом геометрических форм, представляющих собой варианты общего контура модели. Эти варианты отличаются друг от друга своими пропорциями, и только один из них со­ответствует натурной постановке. Учащиеся, сравнивая модель с вариантами геометрических фигур, должны найти однотипный (похожий, правильный).

Вместо геометрических форм можно предложить для срав­нения несколько рисунков изображаемого предмета, один из которых выполнен правильно, а в других пропорции предмета сильно искажены и не соответствуют натуре. Рассматривая предъявленные рисунки, учащиеся обнаруживают, что один ри­сунок «правильный», «похож», «как настоящий», другие же обычно вызывают единодушный протест и категорически отвер­гаются (рис. 10).

Такой методический прием можно применять и для того, чтобы научить детей красиво размещать изображение на листе бумаги («Правильное расположение предмета», «Неправильное расположение предмета»), должным образом передавать вели­чину рисунка («Рисунок слишком велик», «Рисунок слишком мал», «Величина рисунка передана правильно») (рис. 11).

Чтобы точно нарисовать какой-либо предмет, учитель должен по­могать детям не только определить его форму, но и вычле­нить контур этого предмета, который затем будет изображен на бумаге. Для этого целесообразно, чтобы учитель несколько раз обвел рукой его очертания. Такие же операции должны проделать и сами ученики. Они обводят указательным пальцем предмет по контуру, в результате чего у них возникает двигательно-осязательное восприятие формы, что в свою очередь способствует образованию более четких представлений о пред­мете. Плоские предметы, воспринятые детьми и с помощью зрения, и с помощью тактильной чувствительности, передаются в рисунке значительно лучше, чем только при одном зритель­ном восприятии.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках рисования с натуры целесообразно подбирать такие объекты, которые можно было бы анализировать, расчленяя их на части. Очень полезным в этом отношении может быть дет­ский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты постро­ек, показанных на рис. 12 (домики, башенки, воротца и т. П.).

Собирая постройку из элементов строительного материала, учащиеся практически запоминают последовательность выпол­нения рисунка, так как сам рисунок выполняется в том же по­рядке, в каком составляется модель. Кроме того, дети могут воспринимать составные элементы модели отдельно друг от друга, что позволяет более точно определять их форму, цвет, ИДыиину, пропорции, лучше понимать назначение этих частей. Наряду с наблюдением предмета в натуре иногда целесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета, выполненного на листе бумаги. В этом случае уча­щимся будет легче понять то или иное направление линии, а также характерное строение объекта. Следует заметить, однако, что постоянная опора на готовые изображения при рисовании с натуры значительно ограничивает развитие самостоятельно­сти учащихся, порождает у них неуверенность в себе, они ока­зываются беспомощными, если требуется нарисовать с натуры даже очень несложный предмет. Поэтому готовыми рисунками ИДыьзя злоупотреблять.

Большое внимание на уроках рисования с натуры учитель должен уделять методу показа выполнения рисунка. Объясни­тельный рисунок учителя на классной доске – очень эффек­тивное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы на­глядно показать учащимся сам процесс создания рисунка, приемы проведения линий в различных направлениях, способы изображения от руки простейших фигур (квадратов, кругов, треугольников и др.), последовательность построения рисунка, технические приемы раскрашивания.

Выполняя рисунок на доске, учитель должен показывать и те движения, которые необходимо при этом произвести. Показ сопровождается подробными пояснениями и указаниями. Наи­более важные моменты своего объяснения надо повторить два-три раза. После этого целесообразно вызвать нескольких учеников, чтобы они выполнили построение рисунка на доске.

Соблюдение учащимися определенной последовательности в выполнении рисунка имеет большое значение для планирова­ния работы. Однако способность к планированию у умственно отсталых школьников формируется чрезвычайно медленно. В связи с этим учителю необходимо на каждом уроке объяснять и показывать ход построения рисунка, все этапы его выполнения. В первом – третьем классах надо проводить полный показ всего процесса рисования, в четвертом классе в ряде случаев можно ограничиться частичным показом самого основного, главного. После объяснения меловой рисунок, как правило, сти­рается, и учащиеся рисуют с натуры, соблюдая указанную по­следовательность.

Во всех случаях обязательно должен осуществляться прин­цип перехода от легкого к трудному, от общего к частному. Следует постоянно напоминать учащимся, что нельзя начинать рисунок с деталей, забывая об общей форме предмета. Какое бы пространственное положение ни занимал предмет, первое, что ученик должен определить в нем, а затем отметить на ли­сте, – это отношение высоты предмета к его ширине, после чего переходить к построению составных частей, принимая во вни­мание общую форму модели.

Побуждая учащихся к более активной деятельности, полезно ставить такие вопросы: «Что надо нарисовать сначала? Что вы уже нарисовали? Что еще надо нарисовать?» Включение речи учащихся в процесс изобразительной деятельности поло­жительно влияет на результаты детских работ. Слово помогает ученикам не только лучше познать объект изображения, но и осмыслить основные этапы создания рисунка.

Одна из задач, которая стоит перед учителем школы восьмого ашюючается в том, чтобы развить у учащихся уме­ние рассуждать в ходе работы над рисунком. Между тем можно наблюдать, что на уроках изобразительного искусства дети мало говорят. Такие уроки несовместимы с основными тре­бованиями дидактики специальной школы.

Важным условием, при котором усиливается коррекционное влияние уроков рисования с натуры, является установление тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами, в ча­стности между рисованием и ручным трудом в младших клас­сах. Занятия лепкой на уроках труда и последующее рисова­ние вылепленного предмета служат своеобразным этапом на пути от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объ­емного предмета к плоскостному его изображению (например, лепка из пластилина и рисование овощей, фруктов, грибов; изготовление из рыхлого пенопласта, а затем рисование снего­вика и т.п.).

В общей системе фронтального руководства уроками рисо­вания с натуры большое значение имеет усвоение учениками некоторых правил изображения. Назовем основные из них:

Прежде чем рисовать, хорошо рассмотри рисуемый пред­мет.

Прежде чем рисовать, подумай, как лучше разместить рисунок на листе бумаги – в длину или в ширину.

Располагай рисунок посередине листа.

Изображение не должно быть слишком большим или, наоборот, слишком маленьким.

Симметричные предметы рисуй с помощью осевой линии.

Начинай рисунок легкой линией. Не нажимай на каран­аш.

Раскрашивая рисунок цветными карандашами, не выходи за края рисунка. Накладывай штрихи в одном направлении.

Эти правила в виде таблиц могут быть вывешены в классе. Они помогут предупредить некоторые ошибки учащихся.

Приводим краткое содержание уроков рисования с натуры.

Тема урока. Рисование с натуры игрушки кораблика (I класс).

Цель урока. Развивать у учащихся умения передавать в рисунке строение предмета, состоящего из нескольких частей, соблюдать определенную последовательность работы.

Содержание урока. Урок начинается с анализа натуры. Натура – плоский кораблик из плотного картона. У учи­теля и у детей на партах имеются разборные модели этой иг­рушки. Ученики рассматривают кораблик, называют его части (лодочка, мачта, парус, флажок). Затем строят кораблик из отдельных элементов: сначала берут прямоугольник, к нему, слева и справа прикладывают треугольники (получается ло­дочка), посередине ставят узкую полоску (мачта), на мачту прикрепляют флажок, слева и справа от мачты – два больших треугольника (парус). Учитель показывает на доске последо­вательность выполнения рисунка, после чего учащиеся приступают к работе. Они рисуют кораблик в таком же порядке, в каком строили его из плоских фигурок (рис. 13).

Тема урока. Рисование с натуры носового платка (I класс).

Цель урока. Развивать у учащихся графические пред­ставления формы (круг, квадрат, треугольник) и умения видеть и передавать в рисунке характерные ее особенности. Учить их правильно рисовать предметы, имеющие форму квадрата.

Натура – носовой платок с каймой в полоску и темными уголками. Учащимся раздаются трафареты квадратов, вырезанные из плотного картона. (В начале урока дети находят ква­драты среди различных геометрических фигур, которые пока­зывает им учитель.)

Затем к доске прикрепляется развернутый носовой платок. Учащиеся рассматривают его. Прежде чем приступить к рисо­ванию, они обводят розданные им квадраты (сторона квадра­та равна 10 см) по контуру указательным пальцем (включа­ется зрительно-моторный анализатор).

Ученики рисуют квадрат, отмечают место каймы так, как показывает учитель на доске.

Тема урока. Рисование с натуры портфеля (II класс).

Цель урока. Развивать у учащихся умения видеть и пере­давать в рисунке характерные особенности формы предмета; учить правильно рисовать предметы прямоугольной формы.

Содержание урока. Урок начинается с рассматрива­ния натуры. Учитель напоминает детям, что предметы прямо­угольной формы они рисовали на предыдущих уроках (напри­мер, рамку для картины, аквариум). Он предлагает сравнить несколько прямоугольников, вырезанных из картона и имеющих разные пропорции, с формой, которую имеет портфель. Затем учитель спрашивает, из каких частей состоит портфель (ручка, замок, уголки, клапан), что больше – высота или ширина. Уча­щиеся с помощью мерки проводят измерения.

После этого учитель показывает на доске последователь­ность выполнения рисунка (рис. 14). Затем рисунок стирается.

Тема урока. Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала (II класс).

Цель урока. Учить детей передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму и цвет, аккуратно раскрашивать рисунок: равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выхо­дя за контуры.

Содержание урока. Учитель устанавливает у себя на столе (на ИДыииальной подставке) башенку, построенную из кубиков строительного материала. Один из учеников строит точно такую же башенку у доски, остальные – у себя на партах. В процессе работы уточняются форма, цвет и величина деталей башенки, а также их взаимное расположение. Затем учитель показывает на доске, в какой последовательности нуж­но рисовать. Рисунок с доски стирается, и учащиеся присту­пают к работе.

Сначала по нижнему краю листа слева направо проводится прямая линия – это «земля», затем находится середина листа и проводится прямая линия сверху вниз. На «земле» учащие­ся рисуют длинные узкие бруски; на них устанавливают два кубика: один – слева, другой – справа от средней линии; после этого посередине изображают следующий кубик; наконец – узкий брусок и треугольную крышу.

Учащиеся, закончившие рисунок в карандаше, приступают к раскрашиванию «постройки».

Тема, урока. Рисование с натуры игрушечного домика (III класс).

Цель урока. Учить детей рисовать с натуры предмет слож­ной формы, части которого повторяют известные ученикам гра­фические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), на­зывая формы этих частей (на что похоже).

Особое внимание учитель уделяет композиции и правильной передаче пропорций рисунка.

Тема урока. Рисование с натуры будильника (III класс).

Цель урока. Учить детей рисовать предмет несложной формы, передавая в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки, и характерные для него детали.

Ног нет, а хожу, Слов нет, а скажу: Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.

После этого дети рассматривают натуру, определяют основ­ную форму циферблата (круг), уточняют детали – кнопка звонка, ножки, стрелки (одна большая, другая маленькая) и цифры: вверху – 12, внизу – 6, справа – 3, слева – 9, между ними – остальные цифры.

Для того чтобы нарисовать будильник, сначала нужно по­середине листа нарисовать круг, а затем все необходимые де­тали. Особое внимание следует уделить цифрам (располага­ются они на осевых линиях).

Тема урока. Рисование с натуры игрушки грузовика (IV класс).

Цель урока. Учить детей передавать строение и форму частей предмета, пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий.

Учитель вместе с учащимися выясняет, из каких основных частей состоит грузовик. Радиатор (мотор), кабина, кузов со­единены между собой. Расположены они на раме (тележке), представляющей собой длинный брусок, к которому прикреп­лены передние и задние колеса.

Рисуют грузовик по частям: сначала тележку, затем мотор, кабину и, наконец, кузов.

Особое внимание учитель уделяет пропорциям каждой ча­сти машины и взаимному расположению этих частей.

Темя урока. Рисование с натуры раскладной пирамидки (IV класс).

Цель урок а. Развивать у учащихся умения рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Приступая к выполнению рисунка, надо, прежде всего, нари­совать осевую линию (ось), затем определить высоту пира­ИДы; уточнив ширину нижнего кольца, соединить его с вер­шиной пирамиды; после этого надо сосчитать количество колец и отметить на осевой линии место для каждого кольца (прово­дятся горизонтальные прямые), оставив место для верхушки. Рисуя кольца, необходимо следить за изгибами линий их ос­нования и верха (рис. 16).

Учитель показывает на доске последовательный ход работы над рисунком, затем рисунок с доски стирается, и учащиеся приступают к работе.

Вопросы и задания

1.Какие коррекционно – развивающие задачи решаются на уроках рисования с натуры?

2. Какова роль восприятия в выявлении особенностей, подлежащего изображению объекта?

3. Какие методы и приемы применяются на уроках рисования с натуры?

4. На какие свойства объекта должно быть направленно внимание учащихся в первую очередь?

5. Какова специфика поэтапного построения рисунка? Какие приемы следует использовать при обучении учащихся соблюдать последовательность выполнения рисунка?

6. Каким требованиям должны удовлетворять предметы, которые используются на уроках рисования в качестве натуры?

Рисование с натуры

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Рисование с натуры
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Рисование с натуры для учащихся школы восьмого вида представляет определœенную сложность, так как они не могут самостоятельно, целœенаправленно наблюдать и анализировать объект изображений (его форму, строение, величину отдельных частей, их взаимное расположение и цвет). Глядя на Икой-нибудь предмет, ученики не стремятся рассмотреть его во всœех деталях, быстро переходят от одних признаков к другим, огра­ничиваются только Иамым общим узнаванием предмета. В свя­зи с этим рисование с натуры нередко заменяется рисованием по памяти, по представлению (знанию, припоминанию) пред­мета. Фактически процесс обучения приобретает некоторую двойственность: с одной стороны, учитель стремится научить ребенка ʼʼвидетьʼʼ натуру, сформировать у него умение наблю­дать и изучать предмет, с другой стороны, в силу своих воз­растных и психофизических особенностей умственно отсталые дети рисуют по представлению, с воспроизведением лишь об­щих, наиболее характерных и существенных признаков объекта.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, первоначальная задача состоит по сути в том, чтобы постепенно научить школьников последовательно и целœе­направленно ИДыиюдать натуру, а затем на последующих этапах выработать у них умения правильно воспринимать и гра­фически воспроизводить изображаемый предмет.

Недостаточная активность и слабая целœенаправленность процесса восприятия умственно отсталых детей требует от учителя особой организации их деятельности на занятиях по рисованию с натуры. К этому крайне важно приступать задолго до проведения урока. В первую очередь учителю следует под­готовить соответствующее оборудование.

Большое значение имеет правильный отбор моделœей. При этом крайне важно руководствоваться учебно-воспитательными задачами каждого урока рисования и учитывать возрастные и изобразительные особенности учащихся. Отбирая модели для рисования, важно предусмотреть, чтобы они имели четкое строение и не требовали чересчур сложного анализа и синтеза. Важно также и то, чтобы предмет изображения был интерес­ным для учащихся. Существенную роль играет цвет предмета. Цветные предметы способствуют лучшему восприятию формы, так как привлекают учащихся в большей степени, чем бес­цветные.

Все объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения учащихся. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки. Это обеспечит хорошую видимость предмета для всœех учащихся. Модели не­больших размеров (к примеру, листья деревьев, бабочки из коллекции, бумажные стаканчики, спичечные коробки и т. П.) раздаются Иаждому ученику.

В первом – четвертом классах учащиеся рисуют с натуры в основном плоские, имеющие незначительную толщину пред­меты, которые устанавливаются в наиболее простом для рисо­вания положении (без каких-либо перспективных сокращений). Имеется в виду фронтальное расположение таких предметов, как флажок, книга, папка и т.п. Это обеспечивается наличием в классе двух-трех одинаковых объектов изображения.

Объемные предметы, рекомендуемые учебной программой, как правило, включают в себя какую-либо одну форму и име­ют несложное строение (к примеру, воздушный шар, мяч, яб­локо, огурец, раскладная пирамидка и т.д.). Объекты для ри­сования, сочетающие в себе несколько форм, должны быть хорошо известны учащимся (грузовик, трактор и т.п.).

По причине того, что учащиеся школы восьмого вида испы­тывают известные трудности в восприятии предметов, нахо­дящихся в измененном положении относительно вертикальной оси, иногда целœесообразно некоторые модели располагать на­клонно. К примеру, игрушку грузовик можно поставить на наклонную плоскость (ʼʼподнимается в горуʼʼ или ʼʼспускается с горыʼʼ).

На занятиях по рисованию с натуры очень важно вырабо­тать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рису­нок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Для этого крайне важно развивать у детей умения применять среднюю осœевую линию, а также пользоваться простейшими вспомога­тельными линиями для проверки правильности. Особое внима­ние этому следует уделять в третьем-четвертом классах.

Для выработки изобразительных навыков следует на каж­дом уроке рисования предлагать учащимся выполнить несколь­ко (в течение 3 – 4 минут) рисунков-набросков базовых гео­метрических форм и отдельных простейших предметов. Много­кратное их рисование постепенно обеспечивает более правиль­ИД воспроизведение графических образов.

В первом – третьем классах учащиеся рисуют цветными ка­рандашами. Начиная с четвертого класса достаточное место в.рисовании с натуры занимает работа акварельными и гуашевыми красками, которая направлена в основном на выработку технических умений. Учащиеся упражняются в ровной заливке изображаемых предметов, соблюдая контуры рисунка.

Для того чтобы дети имели ясные и точные представления об изображаемом предмете, крайне важно развивать у них уме­ния целœенаправленно рассматривать и воспринимать объект рисования – натуру. Наблюдение, подробное изучение и анализ изображаемого предмета должны предшествовать процессу ри­сования. Развивая у детей умение ʼʼвидетьʼʼ, учитель должен задать ряд вопросов: ʼʼКак принято называть предмет? Из чего он сделан? Где применяется? Сколько в нем частей? Назовите эти части. Какую они имеют форму? Какого цвета каждая часть? Где они расположены? Что больше, что меньше? Что короче, что длин­нее?ʼʼ

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют форму частей предмета͵ отыскивают такую же форму среди геометри­ческих фигур, принœесенных учителœем на урок. Очень важно, чтобы основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямо­угольник, треугольник, овал), вырезанные из плотного картона, всœегда были на уроке рисования.

Для закрепления понятия о какой-либо форме или освое­ния знакомой формы в определœенных пропорциях и положениях рекомендуется использовать таблицы с изображением этой фор­мы. Рассматривание таблиц, называние форм, сравнение пред­метов с геометрической формой активизируют умственную дея­тельность школьников, повышают интерес к занятиям.

Для того чтобы учащиеся смогли выделить больше харак­терных признаков изображаемого предмета͵ следует привле­ИДы их внимание к другим сходным объектам. К примеру, для более точного восприятия формы квадрата рядом с ним нужно расположить предмет прямоугольной формы. Изучая форму круга, желательно сравнить ее с овальной формой. Чтобы точ­нее передать пропорции предметов прямоугольной формы (на­пример, папку для тетрадей), рядом следует поместить другой предмет (к примеру, чертежную линœейку).

Чтобы учащиеся более точно передавали пропорции изобра­жаемого предмета͵ можно использовать следующий методический прием. Модель, установленная для рисования, сопостав­ляется с рядом геометрических форм, представляющих собой варианты общего контура модели. Эти варианты отличаются друг от друга своими пропорциями, и только один из них со­ответствует натурной постановке. Учащиеся, сравнивая модель с вариантами геометрических фигур, должны найти однотипный (похожий, правильный).

Вместо геометрических форм можно предложить для срав­нения несколько рисунков изображаемого предмета͵ один из которых выполнен правильно, а в других пропорции предмета сильно искажены и не соответствуют натуре. Рассматривая предъявленные рисунки, учащиеся обнаруживают, что один ри­сунок ʼʼправильныйʼʼ, ʼʼпохожʼʼ, ʼʼкак настоящийʼʼ, другие же обычно вызывают единодушный протест и категорически отвер­гаются (рис. 10).

Такой методический прием можно применять и для того, чтобы научить детей красиво размещать изображение на листе бумаги (ʼʼПравильное расположение предметаʼʼ, ʼʼНеправильное расположение предметаʼʼ), должным образом передавать вели­чину рисунка (ʼʼРисунок чересчур великʼʼ, ʼʼРисунок чересчур малʼʼ, ʼʼВеличина рисунка передана правильноʼʼ) (рис. 11).

Чтобы точно нарисовать какой-либо предмет, учитель должен по­могать детям не только определить его форму, но и вычле­нить контур этого предмета͵ который затем будет изображен на бумаге. Для этого целœесообразно, чтобы учитель несколько раз обвел рукой его очертания. Такие же операции должны проделать и сами ученики. Οʜᴎ обводят указательным пальцем предмет по контуру, благодаря чему у них возникает двигательно-осязательное восприятие формы, что в свою очередь способствует образованию более четких представлений о пред­мете. Плоские предметы, воспринятые детьми и с помощью зрения, и с помощью тактильной чувствительности, передаются в рисунке значительно лучше, чем только при одном зритель­ном восприятии.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках рисования с натуры целœесообразно подбирать такие объекты, которые можно было бы анализировать, расчленяя их на части. Очень полезным в данном отношении должна быть дет­ский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты постро­ек, показанных на рис. 12 (домики, башенки, воротца и т. П.).

Собирая постройку из элементов строительного материала, учащиеся практически запоминают последовательность выпол­нения рисунка, так как сам рисунок выполняется в том же по­рядке, в каком составляется модель. Вместе с тем, дети могут воспринимать составные элементы модели отдельно друг от друга, что позволяет более точно определять их форму, цвет, ИДыиину, пропорции, лучше понимать назначение этих частей. Наряду с наблюдением предмета в натуре иногда целœесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета͵ выполненного на листе бумаги. В этом случае уча­щимся будет легче понять то или иное направление линии, а также характерное строение объекта. Следует заметить, однако, что постоянная опора на готовые изображения при рисовании с натуры значительно ограничивает развитие самостоятельно­сти учащихся, порождает у них неуверенность в себе, они ока­зываются беспомощными, в случае если требуется нарисовать с натуры даже очень несложный предмет. По этой причине готовыми рисунками ИДыьзя злоупотреблять.

Большое внимание на уроках рисования с натуры учитель должен уделять методу показа выполнения рисунка. Объясни­тельный рисунок учителя на классной доске – очень эффек­тивное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы на­глядно показать учащимся сам процесс создания рисунка, приемы проведения линий в различных направлениях, способы изображения от руки простейших фигур (квадратов, кругов, треугольников и др.), последовательность построения рисунка, технические приемы раскрашивания.

Выполняя рисунок на доске, учитель должен показывать и те движения, которые крайне важно при этом произвести. Показ сопровождается подробными пояснениями и указаниями. Наи­более важные моменты своего объяснения нужно повторить два-три раза. После этого целœесообразно вызвать нескольких учеников, чтобы они выполнили построение рисунка на доске.

Соблюдение учащимися определœенной последовательности в выполнении рисунка имеет большое значение для планирова­ния работы. При этом способность к планированию у умственно отсталых школьников формируется чрезвычайно медленно. В связи с этим учителю крайне важно на каждом уроке объяснять и показывать ход построения рисунка, всœе этапы его выполнения. В первом – третьем классах нужно проводить полный показ всœего процесса рисования, в четвертом классе в ряде случаев можно ограничиться частичным показом самого основного, главного. После объяснения меловой рисунок, как правило, сти­рается, и учащиеся рисуют с натуры, соблюдая указанную по­следовательность.

Во всœех случаях обязательно должен осуществляться прин­цип перехода от легкого к трудному, от общего к частному. Следует постоянно напоминать учащимся, что нельзя начинать рисунок с деталей, забывая об общей форме предмета. Какое бы пространственное положение ни занимал предмет, первое, что ученик должен определить в нем, а затем отметить на ли­сте, - ϶ᴛᴏ отношение высоты предмета к его ширинœе, после чего переходить к построению составных частей, принимая во вни­мание общую форму модели.

Побуждая учащихся к более активной деятельности, полезно ставить такие вопросы: ʼʼЧто нужно нарисовать сначала? Что вы уже нарисовали? Что еще нужно нарисовать?ʼʼ Включение речи учащихся в процесс изобразительной деятельности поло­жительно влияет на результаты детских работ. Слово помогает ученикам не только лучше познать объект изображения, но и осмыслить основные этапы создания рисунка.

Одна из задач, которая стоит перед учителœем школы восьмого ашюючается в том, чтобы развить у учащихся уме­ние рассуждать в ходе работы над рисунком. Между тем можно наблюдать, что на уроках изобразительного искусства дети мало говорят. Такие уроки несовместимы с основными тре­бованиями дидактики специальной школы.

Важным условием, при котором усиливается коррекционное влияние уроков рисования с натуры, является установление тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами, в ча­стности между рисованием и ручным трудом в младших клас­сах. Занятия лепкой на уроках труда и последующее рисова­ние вылепленного предмета служат своеобразным этапом на пути от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объ­емного предмета к плоскостному его изображению (к примеру, лепка из пластилина и рисование овощей, фруктов, грибов; изготовление из рыхлого пенопласта͵ а затем рисование снего­вика и т.п.).

В общей системе фронтального руководства уроками рисо­вания с натуры большое значение имеет усвоение учениками некоторых правил изображения. Назовем основные из них:

Прежде чем рисовать, хорошо рассмотри рисуемый пред­мет.

Прежде чем рисовать, подумай, как лучше разместить рисунок на листе бумаги – в длину или в ширину.

Располагай рисунок посœерединœе листа.

Изображение не должно быть чересчур большим или, напротив - чересчур маленьким.

Симметричные предметы рисуй с помощью осœевой линии.

Начинай рисунок легкой линией. Не нажимай на каран­аш.

Раскрашивая рисунок цветными карандашами, не выходи за края рисунка. Накладывай штрихи в одном направлении.

Эти правила в виде таблиц бывают вывешены в классе. Οʜᴎ помогут предупредить некоторые ошибки учащихся.

Приводим краткое содержание уроков рисования с натуры.

Тема урока. Рисование с натуры игрушки кораблика (I класс).

Цель урока. Развивать у учащихся умения передавать в рисунке строение предмета͵ состоящего из нескольких частей, соблюдать определœенную последовательность работы.

Содержание урока. Урок начинается с анализа натуры. Натура – плоский кораблик из плотного картона. У учи­теля и у детей на партах имеются разборные модели этой иг­рушки. Ученики рассматривают кораблик, называют его части (лодочка, мачта͵ парус, флажок). Далее строят кораблик из отдельных элементов: сначала берут прямоугольник, к нему, слева и справа прикладывают треугольники (получается ло­дочка), посœерединœе ставят узкую полоску (мачта), на мачту прикрепляют флажок, слева и справа от мачты – два больших треугольника (парус). Учитель показывает на доске последо­вательность выполнения рисунка, после чего учащиеся приступают к работе. Οʜᴎ рисуют кораблик в таком же порядке, в каком строили его из плоских фигурок (рис. 13).

Тема урока. Рисование с натуры носового платка (I класс).

Цель урока. Развивать у учащихся графические пред­ставления формы (круг, квадрат, треугольник) и умения видеть и передавать в рисунке характерные ее особенности. Учить их правильно рисовать предметы, имеющие форму квадрата.

Натура – носовой платок с каймой в полоску и темными уголками. Учащимся раздаются трафареты квадратов, вырезанные из плотного картона. (В начале урока дети находят ква­драты среди различных геометрических фигур, которые пока­зывает им учитель.)

Затем к доске прикрепляется развернутый носовой платок. Учащиеся рассматривают его. Прежде чем приступить к рисо­ванию, они обводят розданные им квадраты (сторона квадра­та равна 10 см) по контуру указательным пальцем (включа­ется зрительно-моторный анализатор).

Ученики рисуют квадрат, отмечают место каймы так, как показывает учитель на доске.

Тема урока. Рисование с натуры портфеля (II класс).

Цель урока. Развивать у учащихся умения видеть и пере­давать в рисунке характерные особенности формы предмета; учить правильно рисовать предметы прямоугольной формы.

Содержание урока. Урок начинается с рассматрива­ния натуры. Учитель напоминает детям, что предметы прямо­угольной формы они рисовали на предыдущих уроках (напри­мер, рамку для картины, аквариум). Он предлагает сравнить несколько прямоугольников, вырезанных из картона и имеющих разные пропорции, с формой, которую имеет портфель. Далее учитель спрашивает, из каких частей состоит портфель (ручка, замок, уголки, клапан), что больше – высота или ширина. Уча­щиеся с помощью мерки проводят измерения.

После этого учитель показывает на доске последователь­ность выполнения рисунка (рис. 14). Далее рисунок стирается.

Тема урока. Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала (II класс).

Цель урока. Учить детей передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму и цвет, аккуратно раскрашивать рисунок: равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выхо­дя за контуры.

Содержание урока. Учитель устанавливает у себя на столе (на ИДыииальной подставке) башенку, построенную из кубиков строительного материала. Один из учеников строит точно такую же башенку у доски, остальные – у себя на партах. В процессе работы уточняются форма, цвет и величина деталей башенки, а также их взаимное расположение. Далее учитель показывает на доске, в какой последовательности нуж­но рисовать. Рисунок с доски стирается, и учащиеся присту­пают к работе.

Сначала по нижнему краю листа слева направо проводится прямая линия - ϶ᴛᴏ ʼʼземляʼʼ, затем находится середина листа и проводится прямая линия сверху вниз. На ʼʼземлеʼʼ учащие­ся рисуют длинные узкие бруски; на них устанавливают два кубика: один – слева, другой – справа от средней линии; после этого посœерединœе изображают следующий кубик; наконец – узкий брусок и треугольную крышу.

Учащиеся, закончившие рисунок в карандаше, приступают к раскрашиванию ʼʼпостройкиʼʼ.

Тема, урока. Рисование с натуры игрушечного домика (III класс).

Цель урока. Учить детей рисовать с натуры предмет слож­ной формы, части которого повторяют известные ученикам гра­фические образы (прямоугольник, квадрат, треугольник), на­зывая формы этих частей (на что похоже).

Особое внимание учитель уделяет композиции и правильной передаче пропорций рисунка.

Тема урока. Рисование с натуры будильника (III класс).

Цель урока. Учить детей рисовать предмет несложной формы, передавая в рисунке не только общий графический образ его, но и существенные признаки, и характерные для него детали.

Ног нет, а хожу, Слов нет, а скажу: Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.

После этого дети рассматривают натуру, определяют основ­ную форму циферблата (круг), уточняют детали – кнопка звонка, ножки, стрелки (одна большая, другая маленькая) и цифры: вверху – 12, внизу – 6, справа – 3, слева – 9, между ними – остальные цифры.

Для того чтобы нарисовать будильник, сначала нужно по­серединœе листа нарисовать круг, а затем всœе необходимые де­тали. Особое внимание следует уделить цифрам (располага­ются они на осœевых линиях).

Тема урока. Рисование с натуры игрушки грузовика (IV класс).

Цель урока. Учить детей передавать строение и форму частей предмета͵ пользоваться правильным движением руки при рисовании прямых линий.

Учитель вместе с учащимися выясняет, из каких базовых частей состоит грузовик. Радиатор (мотор), кабина, кузов со­единœены между собой. Расположены они на раме (телœежке), представляющей собой длинный брусок, к которому прикреп­лены передние и задние колеса.

Рисуют грузовик по частям: сначала телœежку, затем мотор, кабину и, наконец, кузов.

Особое внимание учитель уделяет пропорциям каждой ча­сти машины и взаимному расположению этих частей.

Темя урока. Рисование с натуры раскладной пирамидки (IV класс).

Цель урок а. Развивать у учащихся умения рисовать предметы конической формы с использованием осœевой линии; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.

Приступая к выполнению рисунка, нужно, прежде всœего, нари­совать осœевую линию (ось), затем определить высоту пира­ИДы; уточнив ширину нижнего кольца, соединить его с вер­шиной пирамиды; после этого нужно сосчитать количество колец и отметить на осœевой линии место для каждого кольца (прово­дятся горизонтальные прямые), оставив место для верхушки. Рисуя кольца, крайне важно следить за изгибами линий их ос­нования и верха (рис. 16).

Учитель показывает на доске последовательный ход работы над рисунком, затем рисунок с доски стирается, и учащиеся приступают к работе.

Вопросы и задания

1.Какие коррекционно – развивающие задачи решаются на уроках рисования с натуры?

2. Какова роль восприятия в выявлении особенностей, подлежащего изображению объекта?

3. Какие методы и приемы применяются на уроках рисования с натуры?

4. На какие свойства объекта должно быть направленно внимание учащихся в первую очередь?

5. Какова специфика поэтапного построения рисунка? Какие приемы следует использовать при обучении учащихся соблюдать последовательность выполнения рисунка?

6. Каким требованиям должны удовлетворять предметы, которые используются на уроках рисования в качестве натуры?

Рисование с натуры - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Рисование с натуры" 2017, 2018.

Введение

2. Общие сведения о перспективе

Заключение

Список литературы


Введение

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления - наглядно-образный.

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью.

Цель контрольной работы – рассмотреть методику проведения занятия по рисованию с натуры и дать общие сведения о перспективе.


1. Методика проведения занятия по рисованию с натуры

Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современном ДОУ является развитие личности ребенка путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют занятия эстетического цикла, ИЗО в том числе.

Уроки ИЗО не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Исследования изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать карандаш, кисть; движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением.

С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремится воспроизводить действия воспитателя, сопровождаемые пояснениями.

Исследования Т.Г. Казаковой и Н.Я. Шибановой в области обучения рисованию детей младшего дошкольного возраста показали, что с самого начала обучения рисованию следует идти от образа предмета, а не от овладения навыком. Образное начало должно быть ведущим для ребенка во всем процессе рисования.

Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам и т. д.). Нарисованная часть предмета определяет направление линии, длина которой может быть различной. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.

Дети четвертого года жизни понимают уже смысл рисования, хотя более или менее правильно изобразить предмет они пока не могут. Своим самостоятельным рисункам, представляющим бесформенное сочетание линий, они дают случайные названия, вызванные ассоциациями с каким-либо признаком. Педагог должен поощрять попытки детей найти сходство рисунка с предметом и одновременно учить правильному изображению различных форм.

В этом возрасте на первый план выдвигаются следующие задачи обучения изобразительным умениям и навыкам:

· научить изображению разнообразных прямолинейных и кругообразных форм несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму);

· развивать чувство цвета - умение различать и называть основные цвета;

· развивать композиционные навыки - располагать изображение в середине листа бумаги;

· совершенствовать технические навыки.

В первой младшей группе дети учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии без требования к четкости их направления. Поэтому первой задачей здесь остается обучение рисованию прямых и округлых линий, но без опоры на рисунок воспитателя. Решение этой задачи связано с развитием движений руки.

Программой предусмотрено обучение проведению разнообразных линий: слева направо, сверху вниз, пересеченных и т. д. Система развития движений руки в проведении разнообразных линий разработана известным педагогом Е. А. Флериной и прочно вошла в программу обучения младшего дошкольника.

В этой группе задачи овладения техническими навыками получают дальнейшее развитие.

Трудной задачей для детей второй младшей группы является передача сочетания нескольких форм, которые могут быть однородными (снеговик из двух или трех кругов) или состоящими из двух разных форм (солнце из нескольких прямых полос и круга).

К концу года дети второй младшей группы могут изображать предметы, передавая несколько признаков не только по заданию воспитателя, но и по собственному выбору.

Задачами обучения в этой группе являются следующие:

· научить изображению предметов округлой и прямоугольной форм, передаче их строения, основных частей и деталей;

· научить использованию цвета как художественного выразительного средства;

· развивать композиционные умения в расположении предмета в центре листа;

· совершенствовать технические навыки в закрашивании рисунка карандашами и красками.

В первом квартале, где предлагаемая тематика рисунков знакома детям (рисование мячика, яблока, флажка), усложнение программного материала выражается в более точной передаче формы (овал или круг) и аккуратной раскраске изображения. Решение этих задач требует более развитой способности сравнивать и выделять особенности форм, имеющих округлые очертания, но отличных друг от друга по длине и ширине.

Новым в обучении детей изображению предметов является передача строения с ритмично расположенными частями (вверху - внизу, с одной стороны - с другой стороны), а также некоторых пропорциональных соотношений частей. Это дает возможность анализировать и сравнивать отдельные части между собой. Например, во втором квартале дети рисуют снеговика, форма которого состоит из кругов разных размеров, и елку с ритмично расположенными ветвями.

Впервые в этой группе вводится рисование такого сложного для изображения объекта, как человек. Изображению человека предшествует рисование более простых форм - снеговика, неваляшки, матрешки, кукол, где соотношения и формы частей могут быть несколько нарушены.

Обучение детей старшей группы направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Учебными задачами являются следующие:

· научить правильной передаче формы предмета, его признаков, относительной величины и положения частей;

· научить передаче в рисунке несложных движений;

· развивать и совершенствовать чувство цвета;

· развивать технические навыки работы с карандашом (способы штриховки) и красками (приемы действия кистью);

· научить приемам рисования цветными мелками, углем, сангиной, акварельными красками.

Усложнение учебных заданий обосновано дальнейшим развитием детей. Значительно расширяется их опыт; они приобретают много новых знаний благодаря наблюдению окружающей жизни, чтению художественной литературы, рассказам взрослых и т.д. Для них становится возможным рисование на темы, не связанные с непосредственными восприятиями (сказочные герои), изображение объектов, которых они не видели (например, животных жарких стран и т. д.).

В этом возрасте дети учатся находить и передавать в рисунке сходство и различие однородных предметов. Так, в первом квартале они рисуют с натуры фрукты, овощи, цветы, передавая их характерные особенности (например, 2 яблока разных сортов, отличающиеся формой и цветом, свеклу и репку, имеющие общую для овощей округлую форму).

Для передачи характерной окраски предметов в старшей группе увеличивается набор цветов, с которыми дети работают. В этой группе дошкольники знакомятся с основными цветами спектра и учатся использовать их красивые сочетания в рисунке. Кроме цветных карандашей, дети старшей группы пользуются простым карандашом для предварительной прорисовки основных частей предмета. Старшему дошкольнику доступны понимание и передача в рисунке изменений положения некоторых частей тела человека: поднятые руки, согнутые в коленях ноги (темы «Дети занимаются физкультурой», «Петрушка пляшет» и др.). Выразительность образа в этих темах достигается за счет изображения некоторых характерных деталей (одежда Петрушки, Красной Шапочки, Деда Мороза) или черт лица (длинного носа у Буратино, бороды у Деда Мороза и т. д.).

Умение создавать выразительный образ связано с развитием способности замечать характерные черты предметов (например, при рисовании с натуры веток с почками, листьями, подснежников, а в летний период грибов разных видов, ягод, цветов, бабочек). Если в средней группе для рисования с натуры подбираются предметы с симметричным расположением частей, то в старшей группе используется более сложная натура, иногда не имеющая симметрии.

В подготовительной группе завершается обучение дошкольников изобразительным умениям и навыкам. Дети должны прийти в школу, владея первоначальными навыками в рисовании предметов с натуры и по памяти, способностью видеть в окружающей жизни разнообразие форм, красок, положение предметов в пространстве.

Задачами обучения в подготовительной группе являются следующие:

· научить изображению строения, величины, пропорций, характерных признаков предметов с натуры и по представлению;
научить передавать богатство форм и красок, создавать выразительные образы;

· развивать композиционные умения (расположение предмета на листе в зависимости от характера формы и величины предмета);
развивать чувство цвета (умение передавать различные оттенки одного и того же цвета);

· развивать технические навыки (умение смешивать краски для получения различных цветов и их оттенков;

· накладывать штрихи карандашом или мазки кистью по форме предмета.

У детей шести лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого.

Эта задача осуществляется, начиная с первого квартала, например, в изображении разнообразных деревьев. Каждое дерево имеет вертикально направленный ствол, толстые и тонкие ветви, на них листья, образующие крону. Эти признаки передаются и детьми старшей группы. В подготовительной группе их учат видеть и рисовать деревья разных пород, где все эти общие признаки несколько своеобразны: у елки ствол постепенно суживается кверху и заканчивается тонкой острой верхушкой, а у лиственных тоже суживается, но вверху разветвляется и заканчивается множеством мелких ветвей; у березки толстые ветки идут вверх, а тонкие длинные свисают вниз, а у липы тонкие веточки расположены параллельно земле. Есть деревья согнутые, с раздвоенными стволами, молодые и старые. Умение увидеть это разнообразие и передать в рисунке развивает у детей способность создавать выразительные образы природы. Такое же многообразие в передаче особенностей предмета закрепляется в темах по изображению овощей, фруктов и т. д. Для этого дети в первом квартале знакомятся с получением оттенков цвета и составлением новых цветов.

Умение передавать характерные особенности строения и формы предметов дошкольники осваивают при рисовании с натуры разнообразных предметов, вначале простых по форме и строению: веток елки и сосны, рыбок, птиц, кукол. На основе имеющихся представлений о реальных предметах дети рисуют сказочных героев: Жар-птицу, Конька-Горбунка, Морозко, Бабу Ягу и др. Рисование сказочных героев способствует развитию творческого воображения.

Выразительность рисунка во многом зависит от выбранного вертикального или горизонтального положения листа бумаги. Чтобы успешно справиться с этим выбором, ребенок должен очень внимательно проанализировать предмет в различных поворотах, отметить особенности его строения.

В подготовительной группе дети начинают рисовать с предварительного наброска, в котором намечаются сначала основные части, а затем уточняются детали. Использование наброска заставляет ребенка внимательно анализировать натуру, выделять главное в ней, согласовывать детали, планировать свою работу. Изображения различных предметов закрепляются и совершенствуются в сюжетном рисовании.

Примеры занятий по рисованию в подготовительной группе:

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

Программное содержание. Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Meтодика проведения занятия. Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее). Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.
Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы. Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.

Рисование с натуры керамической фигуры животного

Программное содержание. Учить рисовать керамическую фигурку, передавая плавность форм и линий. Развивать плавность, легкость движений, зрительный контроль. Учить слитному рисованию контура, аккуратному закрашиванию.

Методика проведения занятия. Обследование фигурки с включением движения руки по контуру. Показать на доске прием рисования, подчеркнуть слитность, неотрывность, легкость движения и необходимость зрительного контроля за движением руки («Смотри внимательно, как рисуешь»). Спросить о правилах закрашивания рисунка. В процессе рисования вместе с ребенком анализировать неудачи, включать повторное обведение фигурки по контуру, сопровождая его словами, объясняющими направление движения.
Материалы к занятию. Простой графитный карандаш, цветные карандаши или краски. Лист белой бумаги размером в 1/2 писчего листа.

Основой для разработки экспериментальной программы формирующего этапа настоящего исследования. В дальнейшем исследовании мы намерены рассмотреть современные подходы к комплексному решению вопросов развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. 1.3 Современные подходы к комплексному решению вопросов развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного...

Явление, поставленная перед ребёнком им самим или педагогом, активизирует его представления, заставляет по-новому их осмыслять. 2. Наблюдение натуры – важный метод обучения детей дошкольного возраста основам реалистического изображения предметов Рисование способствует обогащению восприятия, представлений, памяти детей новыми образами, которые при изображении уточняются, обогащаются. ...

Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной группе он сочетается с другими методами, так как иначе невозможно осуществление всех воспитательных задач, стоящих перед детским садом.

При рисовании с натуры в данной возрастной группе имеются некоторые особенности . Ранее дети усваивали типичную форму, строение и цвет группы предметов, теперь - свойства , присущие конкретному предмету . Выбирая для рисования ветку, они должны заметить, что ветка имеет изгиб, известное количество листьев, почек и т. д., заметить и изобразить. Кроме того, несмотря на то, что в начале занятия дети хорошо рассмотрят и проанализируют предмет, тем не менее, возникает необходимость сопоставлять с ним создаваемое изображение, возвращаться к его восприятию.

Рисование с натуры приобретает характер, близкий к требованиям школы . Дети рассматривают и анализируют строение, форму частей, окраску предметов, которые используются в качестве натуры (весной это - ветки, цветы в вазе, комнатные растения). От детей требуется передача основных характерных свойств натуры, в частности оттенков цветов. Обращается также внимание на красивое расположение рисунка на листе (даются большие листы бумаги, рисунки делаются крупными).

Но в то же время методика использования натуры в подготовительной группе отличается от школьной . В детском саду не ставятся задачи обучения объемному изображению, передачи светотени, перспективных сокращений, сложных ракурсов.

В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру , выделяя основные ее особенности . Опыт детей 6-7 лет настолько возрастает, что они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе только зрительного восприятия без дополнительного участия других органов чувств. При этом предполагается, что предложенный предмет или подобные ему были знакомы детям ранее; неизвестные, впервые воспринимаемые предметы таким образом рисовать нельзя.

В изобразительном искусстве всякий рисунок начинается с легкого наброска - положения всего предмета, его частей, их пропорций.

Дошкольнику легче строить рисунок, переходя от одной части к другой, что ведет часто к нарушению пропорций. Поэтому в подготовительной группе следует учить детей воспринимать объект в целом , выделяя самое характерное в его формах, сделать самостоятельно набросок и только после этого приступать к передаче точных форм и деталей .

Сначала они учатся анализировать объект с помощью воспитателя , затем постепенно дети начинают это делать самостоятельно .



На нескольких первых занятиях после рассматривания натуры воспитатель сам показывает, как делать набросок . Когда дети усвоят основное правило - наметить легкой линией общий контур натуры без деталей, необходимость показа воспитателя отпадает. Воспитатель помогает детям сравнивать рисунок с натурой, находить ошибки и способы исправления.

В подготовительной группе становится разнообразнее и сама натура, и ее постановка . Предметы могут быть разного размера : более крупные, которые ставят на расстоянии для всей группы детей, и мелкие, которые ставят на столы для 2-3 детей. У детей старшего возраста уже есть навык зрительного восприятия натуры, им не нужно ощупывать ее, как это делают дети 4-5 лет. В качестве натуры в подготовительной группе могут быть использованы веточки с листьями, цветы, ягоды, игрушки и другие разнообразные предметы небольшого размера . Близкое расположение натуры чаще привлекает к ней внимание ребенка: он сравнивает ее с рисунком.

Кроме того, ценность такой «индивидуальной» натуры в том, что она позволяет сосредоточить внимание на ее характерных особенностях . Воспитатель подбирает однородную натуру с небольшими вариациями: на одной веточке - 3 ответвления, на другой - 2, у одной - все листики смотрят вверх, а у другой - в разные стороны. На это различие обращается внимание детей при объяснении задания и анализе натуры; им предлагается рисовать свою веточку так, чтобы потом можно было ее узнать. В конце занятия может быть проведен интересный анализ отыскания по рисунку натуры или по натуре рисунка. Здесь повышается внимание детей ко всем деталям.

Рисованием натуры помогает развивать чувство композиции при передаче пространства . Дети очень быстро овладевают умением располагать предметы на большом пространстве вблизи и вдали при рисовании с натуры окружающей природы. Например, они рассматривают с воспитателем из окна пространство между двумя деревьями: близко к детям расположена лужайка, за ней - река, далее - поле, а там, где небо как бы сходится с землей, видна узкая полоска леса, где даже нельзя разобрать отдельные деревья. Дети начинают рисовать, переходя от близлежащих предметов к отдаленным, начиная с нижнего края листа. Им становится ясным, что означает рисование на широком пространстве. Пустота между землей и небом исчезает.

В подготовительной к школе группе можно ввести такие занятия, когда рисуют с натуры сразу несколько предметов. Полезно поставить на видном месте не один предмет, а два-три разной величины и формы. Сравнивая один предмет с другим, дети лучше улавливают их сходство, различие и отражают свои представления в рисунке.

Иногда можно проводить такие занятия рисованием, на которых весь процесс изображения соответствует натуре : передается не только форма каждого предмета, но и относительная величина их и взаимоположение (что стоит справа, что слева, в середине, близко или подальше). При этом дети замечают, что с разных мест группу предметов видно по-разному, одни предметы частично загораживают другие. Часть детей быстро, с первого же занятия, овладевают способностью охватывать взором группу предметов в их взаимоотношениях и переносить увиденное целое на бумагу. Другие же в течение нескольких занятий рисуют предметы врозь, располагая их по всему листу бумаги, искажают их величинные и пространственные отношения. Однако через несколько месяцев после начала этих занятий все дети овладевают способами изображения нескольких предметов с натуры в простейшем плоскостном выражении. Новое достижение доставляет детям большое удовольствие. Частичное загораживание одних предметов другими они используют затем в сюжетных рисунках по представлению.

При обучении детей изображению с натуры основное внимание надо направлять на соотношение предметов по величине , а форму каждого предмета дети должны рисовать без особых затруднений.

Рисунки могут выполняться графитным карандашом с последующим раскрашиванием акварелью . Воспитатель учит детей наносить контур легкой тонкой линией, чтобы можно было исправить неточности. Когда правильная линия контура найдена, ребенок просит воспитателя стереть все лишнее, ненужные линии (мы не советуем давать резинку детям в руки: во многих случаях они используют ее недостаточно разумно и портят начатый рисунок). В некоторых случаях можно предложить детям рисовать только мягким графитным карандашом . Для этой цели следует подобрать нецветущие комнатные растения, в окраске которых отчетливо видны разные оттенки зеленого цвета.

Рисование с натуры простым графитным карандашом (узамбарская фиалка)

Рисование с натуры простым графитным карандашом (сансевьера)

Детей надо научить не только передавать форму всех частей натуры, но и тоновые отношения : темные листы покрыть штриховкой более густо, при закрашивании светлых - легко нажимать на карандаш. Этот технический прием детям уже знаком. На данном занятии его надо вспомнить. Не следует думать, что перед детьми ставится задача передать светотень. Достаточно при анализе растения обратить внимание на то, что одни части растения светлее, другие темнее, и это отразить в рисунке.

Рисование с натуры требует особого внимания к цвету . Каждый предмет имеет свой оттенок цвета: он не просто желтый или зеленый, а желтый или зеленый определенного оттенка. Кроме того, одни предметы оказываются темнее, другие светлее. Задача воспитателя - научить детей видеть и передавать эти оттенки.

Многие дети хорошо замечают оттенки цвета в натуре и дают им подчас очень точные названия, но им трудно найти подходящий цвет краски и тем более составить его. Воспитательница предварительно сама пробует найти нужные оттенки акварельных красок или получить их, составляя из нескольких красок. Показывая, какие краски выбирать и как их смешивать, воспитательница задает детям вопросы, старается, чтобы они получали нужные тона самостоятельно или с некоторой ее помощью. Иногда дети превращают смешивание красок в самостоятельное интересное занятие и разводят большое количество краски, тогда как для рисунка ее требуется совсем немного. Надо учить детей брать столько краски, сколько нужно: чаще всего к более светлой краске понемногу прибавляется более темная, например к желтой или светло-зеленой - синяя или коричневая для получения темно-зеленой.

Рассмотрим методику проведения занятий - рисование с натуры.

Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры. «Комнатное растение»

Программное содержание . Учить детей передавать характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Учить видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изображении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе. Закреплять умение хорошо располагать изображение на листе.

Материалы к занятию. Комнатное растение (типа аспарагуса, традесканции).

Методика проведения занятия . Обследовать растение, активно включая детей, вызывая их для показа у доски на правления стеблей, формы горшка. Спросить детей, все ли части растения одинаковы по цвету, предложить отметить, где светлее, где темнее; спросить, как это можно передать в рисунке одним простым карандашом. Если дети не ответят, показать, как разный нажим на карандаш передает разный тон (светлее, темнее). Во время анализа отметить те рисунки, где правильно передан характер растения и тоновые отношения, изображение хорошо расположено на листе.

Связь занятия с другими сторонами воспитательной работы . Рассматривание комнатных растений (разных), сравнение, уточнение характерных особенностей. Уход за растениями.