Транскрипт

1 1) IDm2014_003 ответы конкурсного тура 2) Руководитель команды Пояркова Ольга Сергеевна 3) Технический исполнитель (координатор) нет 4) URL веб-странички с ответами конкурсного тура (если есть) нет 5) Таблица ответов Задания Решетка на рисунке 1 составлена из геометрических фрагментов. Определите наименьший фрагмент, входящий в состав решетки, а затем выберите и вставьте деталь, подходящую для логического завершения рисунка. Ответ: Решение задачи и ответ Пояснение: на рисунке один и тот же фрагмент поворачивается против часовой стрелки. Задача 2 (3б) Рис. 1 Ответ: развертка на рисунке 2(ж) соответствует кубу, изображенному на рисунках 2(а,б)

2 Развёртка какого куба дана на рисунке 2 (ж)? а) б) в) г) д) е) ж) Рис. 2 Для двух кубиков сделали по три развёртки и перемешали их (рис. 5 (ае)). Найдите развёртки каждого кубика. В ответе укажите для каждого кубика соответствующую ему группу разверток. Ответ: развертки первого кубика б, г, д; развертки второго кубика а, в, е. а) б) в) г) д) е) Рис.3

3 Подсчитайте число квадратов, составляющих эту сетку (рис. 4 (а)). Ответ: Было 64 квадрата, а стало 65 квадратов. Лишний квадрат появился из - за зрительного обмана (не совсем прямая линия (диагональ) + толщина линии дают погрешность в один квадрат). Рис 4 (а) Рис 4 (б) Теперь разрежьте эту шахматную доску по нарисованным линиям. Соедините получившиеся части снова так, как показано на рисунке 4 (б). А теперь пересчитайте квадраты. Сколько квадратов содержит новая фигура. Откуда появился лишний квадрат? 1) (8б) Какая часть площадей фигур, изображенных на рисунке 5, закрашена? Задача 5 1) Площадь двух треугольников равна площади одного квадрата. а) 6/12 = 1/2; б) 1/8; в) 8/36 = 4/18 = 2/9;

4 2) г) 3/9 = 1/3. а) б) в) г) Рис. 5 6/12,1/2 1/8, 8/36, 4/18,2/9 3/9,1/2 2) (4б) Некоторые клетки квадрата 4 4 белые, а остальные - черные. Известно, что у каждой белой клетки ровно 3 черные соседки (по стороне), а у каждой черной клетки - ровно 1 белая соседка. Восстановите раскраску по этим условиям. Орнамент состоит из частей, изображенных на последнем элементе рисунка 7, показывающем алгоритм рисования данной фигуры. Рис 6. Ответ: площадь большого круга равна сумме площадей четырех маленьких кругов. Следовательно, площадь пересечений (на рисунке отмечены серым цветом) равна площади частей, закрашенных черным цветом. На покраску элементов равной площади требуется одинаковое количество краски.

5 Некоторые части данной фигуры окрашены в серый и чёрный цвета. Используя тот факт, что если радиус одного круга в два раза больше радиуса другого круга, то площадь первого в четыре раза больше площади второго, покажите, что для окраски частей данного орнамента потребуется равное количество серой и чёрной краски. Фигура, изображенная на рисунке 7 есть «инь и янь» - знаменитый китайский символ равновесия тёмных и светлых сил в природе. Оказывается, проведя всего лишь одну линию, фигуру можно разделить на две равные части, причём на равные части будет разделена каждая из частей черная и белая. Найдите эту линию. Ответ: Рис 7 Используя алгоритм, представленный на рисунке 8, нарисуйте фигуру и искомую линию. Рис 8

6 1. Скачайте ресурс «Программа "Графические диктанты и Танграм"» EC&tg=&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=47&cla ss%5b%5d=48&subject%5b%5d=18 или collection.edu.ru/catalog/res/bd52dc17-c9f a59- dfa9ab96dee1/?interface=catalog&class=47&class=48&subject=18

7 2. Выберете Рисунки и Танграм 3. Выберете Шифровка заданного рисунка

8 4. Выполните «Чаепитие» и выполните задания Отчетом о выполнении задания является скрин экрана с собранным рисунком (нажатие функциональной кнопки Например: Примечание. Чтобы сделать скриншот экрана нажмите клавишу «Print Screen». Находится она в правой верхней части клавиатуры.

9 Учтите, что на некоторых ноутбуках с совмещённой клавишей «Prt Scr» с какой-нибудь другой кнопкой, надо нажимать комбинацию «Fn + Prt Scr». Само по себе нажатие этой кнопки не приводит к сохранению скриншота, а просто копирует картинку с экрана в буфер обмена. Далее нужно вставить картинку в файл ответа и обрезать лишние фрагменты. Помните, размер изображения необходимо уменьшить. На рисунке 9 тела составлены из кубиков с ребром в 1 см. Подсчитайте объёмы тел. а) б) в) Рис.9 Дан кубик с ребром 1. Одну из его граней склеили с центральной клеткой квадрата 3х3 (рис. 10). Объясните, как завернуть кубик в этот лист бумаги, если разрешается (только по линиям сетки) делать надрезы и сгибать лист. Ответ: а) 16 см 3 ; б) 48 см 3 ; в) 36 см 3. Решение: Вычисление объема фигуры сводится к подсчету количества кубиков, из которых состоит фигура (объем каждого кубика равен 1см 3) а) первая фигура состоит из 4*4= 16 кубов (V=16 см 3); б) вторая фигура состоит из =48 кубов (V=48см 3); в) третья фигура состоит из =36 кубов (V=36 см 3). Решение задачи заключается в том, чтобы из квадрата 3*3 получить развертку куба. 1. Намечаем линии разреза

10 Рис Складываем 3. Куб стоит на развертке куба. Складываем.

11 4. Осталось только закрыть «крышечку»! Длину прямоугольника увеличили на 1 м, а ширину уменьшили на 1 мм. Могла ли при этом площадь прямоугольника уменьшиться? В круге отметили точку. Разрежьте круг на две части так, чтобы из них можно было составить новый круг, у которого отмеченная точка будет в центре. Ответ: Да. Пояснение: В любом прямоугольнике с отношением длины к его ширине более 1000, такое изменение сторон всегда будет приводить к уменьшению его площади. Ответ: Проводим вторую окружность с центром в точке А и

12 В стране Полосатии произошёл переворот и новый лидер приказал перекроить старый флаг на новый (рис. 11). Как выполнить такой приказ, если разрешается разрезать старый флаг ровно на четыре части? радиусом равным радиусу первой окружности. Полученный «полумесяц» отрезаем и приставляем к части окружности с другой стороны. Ответ: Рис. 11 Какой формы должен быть четырехугольный торт, чтобы его можно было разделить двумя прямыми разрезами на 6 кусков? Ответ:

13 1) (3б) У Кая есть ледяная пластинка в форме "уголка" (рис. 12). Снежная Королева потребовала от Кая разрезать ее на четыре равные части. Как ему это сделать? Ответ: Рис. 12 а) 2) (3б) Снежная Королева предпочитает идеальные фигуры, поэтому она так любит квадраты. Она дала Каю крест (рис. 13), чтобы тот разделил его на равные части и собрал из них квадрат. Как это можно сделать? б) Рис. 13

14 Каждые две из шести ЭВМ соединены своим проводом. Можно ли раскрасить каждый из этих проводов в один из пяти цветов так, чтобы из каждой ЭВМ выходило пять проводов разного цвета? Ответ: возможно, т.к. каждая ЭВМ соединяется ровно с пятью другими ЭВМ и можно каждый из пяти проводов расскрасить в разные цвета. Пример на рисунке. Некоторые ребра куба красные, а остальные черные. Известно, что в каждой вершине куба сходится не более двух красных ребер. Какое наибольшее число красных ребер возможно? Ответ: 8 Пояснение: у куба восемь вершин. В каждой вершине сходятся максимум два ребра (8*2=16). Каждое ребро соединяет две вершины. Значит, количество красных ребер 16:2=8.

15 Нарисуйте, как из данных трёх фигурок (рис. 14), используя каждую ровно один раз, сложить фигуру, имеющую ось симметрии. Рис.14 Есть три треугольника: остроугольный, прямоугольный и тупоугольный. Саша взял себе один треугольник, а Боря два оставшихся. Оказалось, что Боря может приложить (без наложения) один из своих треугольников к другому, и получить треугольник, равный Сашиному. Какой из этих треугольников взял Саша? Ответ: Саше достался прямоугольный треугольник. Обоснование: Разбить Сашин треугольник на два можно только одним способом: соединив отрезком одну из вершин с точкой на противоположной стороне. Тогда один из получившихся треугольников будет остроугольным, а другой тупоугольным. Значит, Саше достался прямоугольный треугольник.

16 Любознательный турист хочет прогуляться по улицам Старого города от вокзала (точка A на плане, рис. 15) до своего отеля (точка B). Турист хочет, чтобы его маршрут был как можно длиннее, но дважды оказываться на одном и том же перекрестке ему неинтересно, и он так не делает. Нарисуйте на плане самый длинный возможный маршрут и докажите, что более длинного нет. Ответ: В А Рис.15 Обоснование: Двигаясь по этому пути, турист пройдёт 34 улицы. Докажем, что более длинный маршрут невозможен. Всего в Старом городе 36 перекрёстков. Всякий раз, когда турист проходит очередную улицу, он попадает на новый перекрёсток. Таким образом, больше чем 35 улиц турист пройти не сможет (начальный перекрёсток A не считается). Покажем, что посетить 35 перекрёстков (и, следовательно, пройти 35 улиц) любознательный турист тоже не сможет. Для этого раскрасим перекрёстки в чёрный и белый цвета в

17 шахматном порядке. Всякий раз, проходя улицу, турист попадает на перекрёсток другого цвета. И отель, и вокзал расположены на белых перекрёстках. Поэтому любой маршрут содержит чётное число улиц, а число 35 нечётно.


1) IDm2014_006 ответы конкурсного тура 2) Руководитель команды Пояркова Ольга Сергеевна 3) Технический исполнитель (координатор) нет 4) URL веб-странички с ответами конкурсного тура (если есть) не 5) Таблица

И. В. Яковлев Материалы по математике MathUs.ru Разрезания Геометрические фигуры называются равными, если их можно наложить друг на друга так, чтобы они полностью совпали. 1. Разрежьте каждую фигуру на

Задания 12. Геометрические построения 1. 2. На рис. 1 изображены два треугольника. Они разбивают плоскость на четыре части. На свободном поле справа, обозначенном как рис. 2, нарисуйте два треугольника

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 8 КЛАССА Задание 1. Из прямоугольного листа бумаги А4 нужно вырезать ромб наибольшей площади. Какое наименьшее количество разрезов для этого потребуется? Опишите процесс складывания и разрезания.

Задания для 4-5 классов 1-я часть Выберите правильный ответ из приведенных. 1. Во сколько раз минутная стрелка двигается быстрее часовой? А. В 6 раз. Б. В 9 раз. В. В 10 раз. Г. В 12 раз. Часовая стрелка

Геометрия до геометрии. КПК, Геометрия, Третье Занятие (Максимов Д.В.) 28 июня 2017 года Наглядная геометрия Куб 3x3x3 сложен из 13 белых и 14 темных кубиков. На каком из рисунков он изображен? Снизу изображен

Занимательные задачи с кубиками Задача 1. Занумеруйте 8 вершин кубика порядковыми числами (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) так, чтобы сумма номеров на каждой из шести его граней оказалась одинаковой (рис. 1а).

6 класс 6-1. Разрежьте фигуру на три одинаковые части (одинаковыми называются части, которые совпадают при наложении). 6-2. Аня заменила в произведении С И Р И УС одинаковые буквы на одинаковые цифры,

1 ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАСКРАШИВАНИЕ. Задача 1. Квадрат состоит из 9 различных фигур. Четыре из них раскрашены разным цветом: красным, желтым, зеленым, синим (рис. 1, а). Надо раскрасить остальные фигуры

Код раздела Требования (умения), проверяемые заданиями итоговой работы Открытый банк заданий по предмету «Математика» для обучающихся четвёртого класса Задания 4. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ

7 фигур нарисованы по точкам как показано на рисунках ниже. C А G B F Покажите, как из этих элементов составить фигуры на рисунках ниже D E А) (балла балл 0 баллов) Б) (балла балл 0 баллов) В) (3 балла

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Псковской области «Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества» Областной конкурс «Юные дарования» 2016/2017 «Юный знаток

Весенний тур XXV Турнира Архимеда. г. класс.. Составьте числа из восьми четверок, применяя знаки арифметических действий и скобки: а) (баллов балла балла) ; б) (баллов балла балла) ; в) (баллов балла

Условия. Ответы. Критерии. 4-1. Кузнечик прыгает вдоль прямой: вперёд на 80 см, а назад на 50 см. Сможет ли он менее, чем за 7 прыжков, удалиться от начальной точки ровно на 1м 70 см? Решение: Да, сможет.

Задание Это лекции за числа: 26.01; 27.01; 29.01. Их нужно переписать в тетрадь красивым и разборчивым почерком и уметь отвечать на вопросы по теме. По лекциям будет тест! Панель «Инструменты» В левой

1. Множества. Операции над множествами 1. Верно ли, что для любых множеств A, B выполняется равенство A \ (A \ B) A B? 2. Верно ли, что для любых множеств A, B выполняется равенство (A \ B) (B \ A)

Разбор задач третьей части заданий 1 2 Электронная школа Знаника Разбор задач третьей части заданий 4 класс 6 7 8 9 10 А В А В Г Задача 6 Внутри туннеля через каждые 10 м расположены контрольные пункты.

Условия и решения Осенняя интернет-олимпиада «2 2» 6 класс Более 10 лет Творческая лаборатория «Дважды Два» проводит олимпиады школьников. В 2016 году 2 наших ученика стали членами сборной России по математике

Многоугольники: вычисление площадей 1. Найдите площадь треугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных Площадь прямоугольного треугольника

Тест 448 Вертикальные углы 1. Если углы не вертикальные, то они не равны. 2. Равные углы являются вертикальными углами, только если они центрально - симметричны. 3. Если углы равны и их объединение имеет

Банк заданий по математике 6 класс «Многоугольники и многогранники» 1. Многогранник это замкнутая поверхность, составленная из: параллелограммов многоугольников и треугольников многоугольников многоугольников

МЕЖДУНАРОДНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ КЕНГУРУ 27 марта 2009 KADETT (7 8 класс) * Время на решение час и 5 минут * ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАЛЬКУЛЯТОРОМ ЗАПРЕЩЕНО * Каждое задание имеет только один правильный

IX Всероссийская смена «Юный математик». ВДЦ «Орлёнок». VI Турнир математических игр. Математическая игра «Дуэль». Младшая лига. Решения. 08 сентября 2013 года 1. В двух группах учится одинаковое количество

Технологические карты для работы по комплекту для начальной школы «ПЕРСПЕКТИВА» МАТЕМАТИКА 3 класс I полугодие 1 Технологическая карта 2 Раздел Тема Цели Основное содержание темы Термины и понятия Числа

. (6 баллов 4 балла балла) Переставьте кости домино так, чтобы сумма очков на каждой стороне квадрата равнялась 7.. Расставьте цифры от до 9 в квадраты так, чтобы все равенства были верные а) (баллов

ЛЕКЦИЯ 24 ПЛОСКИЕ ГРАФЫ 1. Формула Эйлера для плоских графов Определение 44: Плоским графом называется изображение графа на плоскости без самопересечений. Замечание Граф не есть то же самое, что плоский

Задачи для 5 класса Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина www.mathnet.spb.ru в коробочке 5. Кто выиграет, если будет играть наилучшим образом? 2. В квадрате 5 5 проведены линии, разбивающие его на

Банк заданий для учащихся 6 класса по математике по теме: «Многоугольники и многогранники» В тесте проверяются теоретическая и практическая части. Блок содержания знать уметь Параллелограмм. Построение

Математическая олимпиада школьников Республики Татарстан Муниципальный тур 2012 13 года 7 класс 1. Вся семья выпила по полной чашке кофе с молоком (чашки одинаковые), причем Катя выпила 1/4 всего молока

Наглядные представления тел в пространстве, примеры разверток тел (по материалам Пирютко О.Н.) Вы уже изучали некоторые пространственные тела, например: параллелепипед, куб. Они являются многогранниками.

МАТЕМАТИКА 5.1-5.3 классы (технологический профиль) Банк заданий модуль «Геометрия» «Треугольники и четырехугольники. Прямые и окружность. Симметрия. Многогранники» Основные теоретические сведения, необходимые

Межшкольная олимпиада 30.01.16 4 класс 1. Соедините пять звеньев цепи в одну цепь при помощи только шести операций (операции состоят из расковывания и заковывания колец) 2. Скорый поезд вышел из Москвы

0.06 Сайт олимпиады http://v-olymp.ru класс Вариант. Найдите какое-нибудь натуральное число, сумма всех делителей которого (включая и само это число) равна 06. Решение: Сумма делителей числа n p p p равна

Matemātikas konkurss 4. klasēm Tik vai... Cik? 1. kārta 2016./2017. m.g. Внимательно прочитай задания! В каждом задании кружком обведи один ответ, который считаешь правильным. 1. Вычисли 20 16: 4 + 4 +

Открытая олимпиада по математике для 7-х классов 15 марта 2014 Задачи основного тура Основные задачи 1 Сложите прямоугольник 2 Найдите значения выражения 3 Восстановите пример 4 Игра с гирями 5 Заверни

Семинар 1 Элементы теории графов 1. Проложить маршруты в заданной железнодорожной сети так, чтобы каждый отрезок пути обслуживался ровно одним маршрутом. 2. Пусть G - граф; обозначим через a(k) число вершин

1 Графический редактор Paint 1.1 Создание рисунков в графическом редакторе. Графический редактор - программа для создания, сохранения и печати рисунков. Редакторы бывают растровые и векторные. В растровых

1 научиться использовать геометрический язык и геометрическую символику для описания предметов окружающего мира; проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных

Задания 13. Прямоугольный параллелепипед, куб, шар 1. Из одинаковых кубиков сложили фигуру, а затем положили на неё сверху еще две такие же фигуры (рисунок 1). После этого сверху вытащили ровно один кубик

XII Всероссийская смена «Юный математик». ВДЦ «Орлёнок» XI Южный математический турнир. 24 сентября 2016 года. 3 тур. Старт-лига высшая. Решения. 1. Какое наибольшее количество диагоналей можно провести

Календарно-тематическое планирование 4 класс п/ п 1. Наименование разделов Тема урока Кол-во часов Повторение изученного в 3 классе Повторение изученного в 3 классе Характеристика основной деятельности

Ad Имя Soyad Фамилия Ata adı Отчество 9-10 классы Школа Класс Русский сектор Длительность экзамена составляет 90 минут. Результаты соревнования можно будет узнать на сайте www.ttm.edu.az Вопросы на 3 балла

1. У вас есть странный калькулятор всего с 4 кнопками, которые выполняют следующие 4 операции:,. Ваша задача увеличить числа в заданиях, нажимая эти кнопки. Например, 1 2 с 3 кнопками имеет решение:

Блок 6. Площади и периметры Задания интернет-карусели 1. Второклассник Виктор в качестве домашнего задания по математике должен был нарисовать прямоугольник. Ему нужно найти число A его периметр (в сантиметрах).

Весенний тур XXVII Турнира Архимеда. 208 г. 5 класс.. (2 балла балла 0 баллов) за каждое задание Расставьте знаки действий между цифрами и, где требуется, скобки, чтобы равенства стали верными: а) 2 3

1 1. (7 баллов 5 балла 4 балла) Расставьте цифры от 0 до 9 в квадраты так, чтобы равенство было верным. Каждую цифру нужно использовать ровно один раз. 567 = + + + + + 2. Для каждого числа представлено

М. А. Екимова, Г. П. Кукин МЦНМО Москва, 2002 УДК 514.11 ББК 22.151.0 Е45 Е45 Екимова М. А., Кукин Г. П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002. 120 с.: ил. Серия: «Секреты преподавания математики». Эта

Математические шахматы, 6 класс, клеточные задачи Клетка 1. Найдите 2 решения ребуса, в которых не совпадает цифра, зашифрованная под буквой «А» Ш А Х М А Т Ы=2016, где одинаковые цифры заменили одинаковыми

Планируемые результаты изучения факультативного курса «Мир геометрии» Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,

В.А. Смирнов, И.М. Смирнова, И.В. Ященко КАКОЙ БЫТЬ НАГЛЯДНОЙ ГЕОМЕТРИИ В 5 6 КЛАССАХ Результаты ГИА и ЕГЭ по математике показывают, что основная проблема геометрической подготовки учащихся связана с недостаточно

В.А. Смирнов 1. Распознавание фигур 1. Какой многогранник называется кубом? 2. Сколько у куба вершин, ребер, граней? 3. Изобразите куб на клетчатой бумаге. 4. Какой многогранник называется параллелепипедом?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 30» Центрального района г. Барнаула КОНСУЛЬТАТИВНО-РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Знакомство детей дошкольного

Класс: 7 класс. Раздел программы: Информационные технологии Тема урока: Компьютерная графика Планируемые результаты: Предметные осуществление логических действий в ходе решения учебных задач; систематизация

Задание 5 Ромб. Трапеция Задачи на квадратной решетке 1. На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см 1 см изображен треугольник (см. рисунок). Найдите его площадь 2 На клетчатой бумаге с клетками размером

Практическая работа в Paint 2 Графический редактор Paint. Выделение произвольной области Ластик Выделение прямоугольной области Заливка Выбор цвета Масштаб Карандаш Распылитель Линия Прямоугольник Кисть

Разбор задач ДМиТИ 2015 Задача 1. Графы. Для решения задач на графы важно уметь замечать и формулировать различные свойства графов. Так, например, если степень каждой вершины графа k, то, умножив, число

И. М. Смирнова, В. А. Смирнов Правильные, полуправильные и звездчатые многогранники Москва Издательство МЦНМО 010 УДК 514.11 ББК.151.0 С50 Оглавление С50 Смирнова И. М., Смирнов В. А. Правильные, полуправильные

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Осташевская средняя общеобразовательная школа Урок для внеурочного курса по математике 5 класс на тему: «Прямоугольник, квадрат, куб» Наименование учебного

Олимпиады Зимней математической школы Комбинаторика и теория алгоритмов - 2011 Условия задач 1 2 3 финал дата 01 янв. 15 янв. 22 янв. 15 фев. Интернет-олимпиада 1, дата: 1 января 2011 1. Вася пробовал

7 класс 1. На столе стоят кофейник с кофе и молочник с молоком. Вся семья выпила по полной чашке кофе с молоком (чашки одинаковые), после чего кофейник и молочник остались пустыми. При этом Катя выпила

Задание «Витражи» 1. Запустите Paint. 2. Используя файлы из папки «Витражи», поочередно раскрасьте изображения с помощью инструмента Заливка. (Меню Правка Вставить из Файла- Документы-Графика-Paint- Витражи).

Конечный цикл. Scratch рисует квадраты, линии. Просмотреть видео-урок, размещенный в сети Интернет. Электронные образовательные ресурсы, размещенные в сети Internet: проекты на сайте интернет-сообщества

Если предварительно обдумать последовательность своих действий, то в графическом редакторе достаточно быстро можно построить самые сложные объекты.

Задание 1

2. Задайте рабочую область шириной 25 и высотой 20 см.

3. Заполните всю рабочую область экрана паркетом «ёлочка», работая по следующему плану:


4. Сохраните результат работы в личной папке под именем Паркет.

Задание 2

1. Запустите графический редактор Paint (KolourPaint).

2. Взяв за основу следующий алгоритм, изобразите шахматную доску:

3. Подпишите строки и столбцы шахматной доски.

4. Сохраните результат работы в личной папке под именем Шахматная_доска.

5. Завершите работу с графическим редактором.

Задание 3

1. Запустите графический редактор Paint (KolourPaint).

2. Выполните рисунок счётов (обратите внимание, что в них на одном из стержней всего 4 косточки). Рациональный план рисования вам подскажут следующие картинки:

3. Рамку для счётов изобразите с помощью инструмента Прямоугольник (без заливки). Чтобы стороны прямоугольника были более широкими, предварительно установите самую большую ширину линии для инструмента Линия.

4. Сохраните рисунок в личной папке под именем Счёты.

5. Завершите работу с графическим редактором.

6. При наличии доступа к сети Интернет отправьте файл Счёты по электронной почте учителю информатики.

Задание 4

1. Запустите графический редактор Paint (KolourPaint).

2. Проведите вспомогательный вертикальный отрезок серого цвета - ось симметрии будущей бабочки.

3. Установите основной цвет чёрный, фоновый - белый. С помощью инструмента Многоугольник (без заливки) изобразите контур крыла бабочки (начинайте и заканчивайте рисование на оси симметрии).

4. Разместите на экране четыре копии правого крыла бабочки.

5. Для каждого крыла придумайте оригинальный вариант окраски и воплотите свой замысел с помощью инструментов графического редактора.

6. Выделите прямоугольный фрагмент (режим Прозрачное выделение), содержащий одно из крыльев, строго по оси симметрии будущей бабочки. Скопируйте его и вставьте. Отразите вставленный фрагмент слева направо. Совместите два крыла как можно точнее по оси симметрии.

7. Повторите пункт 6 для других крыльев.

8. В свободной части рабочей области изобразите туловище бабочки (инструменты Скругленный прямоугольник и Линия). Выделите фрагмент, содержащий туловище бабочки, и разместите его вдоль оси симметрии каждой из бабочек.

9. Разместите бабочек так, как показано на рисунке. Для этого выделяйте бабочку и отражайте её слева направо или сверху вниз.

10. При наличии времени изобразите в центре рисунка цветок.

11. Сохраните рисунок в личной папке под именем Бабочки.

12. Завершите работу с графическим редактором.

Задание 5

1. В графическом редакторе Paint (KolourPaint) откройте файл Цветок из папки Заготовки.

2. Путём дополнения и многократного копирования имеющейся заготовки постройте орнамент.

3. Сохраните результат работы в личной папке под именем Орнамент1.

4. В новой рабочей области с помощью инструментов графического редактора создайте рисунок-заготовку для орнамента:

5. Сохраните заготовку в личной папке под именем Фрагмент.

6. На основе полученной заготовки изобразите следующий орнамент:

7. Сохраните созданный орнамент в личной папке под именем Орнамент2.

8. На основе той же заготовки изобразите следующий орнамент:

9. Сохраните созданный орнамент в личной папке под именем ОрнаментЗ.

10. Попытайтесь самостоятельно выделить повторяющийся фрагмент и воспроизвести следующий орнамент:

11. Сохраните созданный орнамент в личной папке под именем Орнамент4.

12. Завершите работу с графическим редактором Paint.

Теперь вы умеете

  • отражать, поворачивать, наклонять и совмещать фрагменты рисунка;
  • планировать работу по созданию рисунка.

1. Цель занятия:

Закрепление навыков работы в редакторе «графическими примитивами» («резиновая линия», овал, прямоугольник). Закрепление навыков тиражирования фрагментов рисунка.

2. Перечень необходимых средств обучения (оборудование, материалы)

– технические средства обучения: персональные компьютеры, локальная сеть, коммутатор для подключения в сети Internet.

Используемое программное обеспечение:

Microsoft Windows XP /7

Графический редактор Paint

Антивирус Касперского 6.0

3. Основные теоретические положения

Слово орнамент происходит от латинского глагола ornare- украшать, ornamentum в переводе – украшение. С геометрической точки зрения в основе орнамента лежит расположение повторяющихся элементов на плоскости. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

Элементами геометрического орнамента могут быть такие геометрические фигуры как прямая линия, овал, прямоугольник, треугольник, точка, ромб, звезда, ломаные зигзагообразные линии.

Существует множество приемов, применяемых при создании орнаментов. Рассмотрим простейшие из них.

Переносы.

Простейший прием создания орнаментального ряда – копирование элемента орнамента и сдвиг его по горизонтали:

Рисунок 27.1 Пример орнамента 1

Создавая различные промежутки между копиями, можно добиваться различного ритма в пределах ряда – например, сдвигать элементы орнамента парами:

Рисунок 27.2 Пример орнамента 2

Можно чередовать пары с одиночными изображениями:

Рисунок 27.3 Пример орнамента 3

Следующий возможный шаг – сдвиг изображения по вертикали:

Рисунок 27.4 Пример орнамента 4

Такой приём используется при создании многорядных орнаментов:

Рисунок 27.5 Пример орнамента 5

Можно инвертировать элемент орнамента и использовать чередование элемента и его инверсии.

Рисунок 27.6 Пример орнамента 6

Зеркальные отображения.

Следующий часто используемый прием – зеркальное отображение. Нагляднее всего его можно представить, вообразив, что наш элемент отображается в зеркале:

Рисунок 27.7 Зеркальное отображение

При использовании зеркального отображения наиболее эффектно выглядят орнаменты, содержащие диагональные элементы.

Рисунок 27.8 Зеркальное изображение диагональных элементов

Выполните работу по одному из следующих образцов:

Работа 1 Работа 2

Работа 3 Работа 4

Рисунок 27.9 Варианты выполнения заданий

5.1 Графическое изображение орнамента

5.2 Описание последовательности выполненных действий

6. Контрольные вопросы:

6.1 Что такое орнамент?

6.2 Как выполнить зеркальное отображение орнамента?

6.3 Способы копирования изображений.

7.1 Гвоздева В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: учебник / В. А. Гвоздева. - М. : ИД "Форум": Инфра-М, 2012. - 544 с.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональный лицей № 24 г. Сибай

Методическая разработка урока по дисциплине

«Основы композиции и цветоведения»

на тему: « Орнамент. Виды орнаментов»

Разработал: мастер п/о I квалификационной категории

Г.К. Зайнулина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент (лат. Ornamentum – украшение) не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет.

При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличии от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах или при перерисовки. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

Тема урока. Орнамент. Виды орнаментов.

Цели урока. 1. Ознакомление обучающихся с орнаментом, с его видами. Рассказать

о структуре орнаментов, о многообразии и единстве орнамен-

тальных мотивов стран и народов.

2. Формирование умений и знаний. Развивать умения анализиро-

ровать, устанавливать связи и отношения. Развивать умения

планировать свою деятельность, память учащихся.

3. Воспитывать приветливость, дружелюбие. Формировать сооб-

разительность, ответственность и решительность.

Тип урока. Урок сообщения нового материала.

Учебно-методическое обеспечение и ТСО. Учебник Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство», «Основы композиции», иллюстрации, репродукции великих художников.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) проверка явки учащихся по журналу;

б) проверка внешнего вида;

в) проверка наличия учебных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

а) Что такое колористика (цветоведение)?

б) Расскажите об истории развития цветоведения.

в) Какой вклад внес в историю развития колористики Леонардо да Винчи?

г) Расскажите об идее шестицветного цветоряда Леонардо да Винчи.

д) Какой вклад в историю развития цветоведения внесли Ньютон, Роже де Пиль, М.В.Ломоносов и Рунге?

3. Сообщение нового материала.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Ритм в орнаменте - это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих фигур.

Плоский узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется мотивом, или раппортом.

Из орнаментов наиболее распространены ленточный, сетчатый и композиционно – замкнутый.

Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль кривой или прямой линии.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы рождают более «живую» композицию с нарастающим и волнообразным ритмом.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, то есть построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.

Контрастность может проявляться и в распределении черно – белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

Большое значение имеет принцип светлотного контраста, выражающийся в том, что любой цвет на светлом темнеет, а на темном – светлеет. Это явление относится в разной степени как к ахроматическим (черно – белым), так хроматическим цветом.

Ленточный орнамент может быть в виде горизонтальной, вертикальной или наклонной полосы. Для такого орнамента характерна открытость, то есть важность его продолжения. Последовательно проследим, как строится полосной орнамент, расположенный вертикально, горизонтально или в виде наклонной полосы. Проводим полосу для необходимого по ширине орнамента, разбивая его соответственно на квадраты, прямоугольники и проводим в них оси симметрии. Затем предварительно стилизованные формы, взятые, например, из зарисовок растений, размещаем на плоскости, строя чередующиеся элементы орнамента.

После этого смотрим, устраивает ли нас то, что получилось. Если нет, добавляем более мелкие или средние формы (по принципу трехкомпонентности этих форм).

Завершая композицию, нужно определить, где будут самые темные и самые светлые пятна, как они будут повторяться на плоскости, где расположатся серые пятна и, что они будут дополнять – темные или светлые элементы орнамента.

В основе сетчатого орнамента лежит ячейка с вписанным в неё орнаментальным мотивом – раппортом. Размер ячейки может быть различной.

Сетчатый орнамент характерен для тканей в большей степени. Ячейка может неоднократно повторяться. Сетчатый орнамент строится аналогично полосному. Основная задача при его построении – правильно нанести оси симметрии.

Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

История Возникновения

Орнамент (лат. ornemantum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15-10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась - украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок - молитва.

Виды и типы орнамента

Существуют четыре вида орнаментов:

Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Типы:

Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный) . Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.

Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность - достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента - это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира - растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете - геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.

Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.

Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап "фотографирования"). Смысл перевоплощения - переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап - трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.

Закономерности композиционных построений

ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА

Композиция (от лат. composito) - составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
Создание композиции из лоскутов ткани - это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей.
Орнаментальная композиция - это составление, построение, структура узора.
К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура . Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика.

РИТМ И ПЛАСТИКА

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм - главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Ритмическая организация - это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный);

2) неравномерный.

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.
Мотив - часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

Раппорт - минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.

В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент - это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.

Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов - горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент - это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.

В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней - такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.

Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.
В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.

Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся

элементы орнамента.

Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить

организующуюся роль в композиции.

Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.
Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.

Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие . К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким - линия, прямоугольник, эллипс.

СИММЕТРИЯ

Симметрия - это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии.
В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.
Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.
Плоскость симметрии - воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части

Фигуры с одной плоскостью симметрии,

Фигура с двумя плоскостями симметрии,

- с четырьмя плоскостями симметрии.

4. Правила построения орнамента.

Показ и объяснение построения орнаментов:

а) ленточного;

б) сетчатого.

5. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальный опрос:

Каково назначение орнамента?

Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?

Какие типы орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов вы знаете?

Найдите приметы орнаментов разных народов мира с одним и и теми же мотивами.

Какие виды орнаментов вы знаете?

Что такое орнамент? Что такое искусство орнамента?

Что такое ритм в орнаменте? Что такое раппорт?

Что называется симметрией в искусстве?

Что такое плоскость симметрии?

2. Выполнение упражнений:

а) построение ленточного орнамента;

б) построение сетчатого орнамента.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Придумать свои орнаменты в круге, в квадрате и в полосе, используя геометрические фигуры или растительность.

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный , включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный , образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный , представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный(небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов , представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Украинский орнамент

Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

Готический орнамент

Орнамент эпохи Возрождения.

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.