МОСКВА, 4 окт — ПРАЙМ, Анна Подлинова . Торговый конфликт с США вынудил Китай отказаться от покупки американской нефти. По словам президента China Merchants Energy Shipping (CMES) Се Чуньлиня, китайские импортеры прекратили закупку сырья в сентябре.

Поставки нефти из США в Китай составляют всего 2% из общего объема импорта, поэтому КНР легко сможет найти замену американскому сырью, говорят опрошенные агентством "Прайм" аналитики. К тому же, последние несколько месяцев Китай наращивал нефтяные запасы и планомерно снижал импорт из США.

Новым поставщиком для Китая может стать Иран. Не исключено, что он предложит китайским потребителям скидки в обмен на большое количество импорта. В целом, ни США, ни Китай сильно не пострадают от такой меры, однако она ставит под удар глобальные товарные рынки.

НЕЗАМЕНИМЫХ НЕТ

Китаю не составит больших проблем заместить импорт нефти из США поставками из других стран, к тому же КНР в последние годы наращивает запасы нефти, говорит эксперт Центра энергетики Московской школы управления "Сколково" Екатерина Грушевенко. "Доля поставок нефти в Китай из США невелика — около 2%. Поэтому больших проблем заместить этот объем за счет того же Ирана будет несложно. Не стоит забывать и о запасах нефти, которые Китай в последние годы наращивает", — отмечает она.

По ее словам, ситуация не спровоцирует дефицита на рынке, однако временно может осложнить работу НПЗ, которые полагались на эту нефть.

Новак: РФ продолжит программу "нефть в обмен на товары" с Ираном, несмотря на санкции США

Возможно, китайские импортеры сейчас максимально переориентируются на иранскую нефть, соглашается старший аналитик по нефти и газу "Уралсиба" Алексей Кокин. "Трудно сказать, какую роль в этом сыграл риск введения Китаем импортных пошлин на нефть из США и были ли прямые указания властей отказаться от американского импорта. Так или иначе, Китай, видимо, станет основным покупателем иранской нефти с ноября, поскольку все другие импортеры - Япония, Корея, Индия, крупные европейские компании - с большой вероятностью прекратят все закупки", — рассуждает он.

Не исключено, что Иран предложит китайским компаниям скидки в обмен на максимально возможные объемы импорта нефти и конденсата, полагает Кокин, добавляя, что в такой ситуации китайские импортеры вполне могут отказаться от поставок из США. В то же время американская нефть может уйти на рынки, куда иранская нефть перестанет поставляться, говорит аналитик.

Экспорт нефти из США в КНР действительно небольшой и составляет около 9,7 миллиона баррелей в месяц, утверждает замдиректора аналитического департамента "Альпари" Анна Кокорева.

"Для Поднебесной не составит труда заместить эти объемы, да и в структуре экспорта США поставки в Китай занимают лишь шестую часть", — отмечает она.

Объемы поставок нефти в КНР из Штатов снижались несколько месяцев подряд. "Для самых бдительных сообщение о прекращении поставок не стало неожиданностью", — считает она.

По словам главного аналитика "БКС Премьер" Антона Покатовича, экспортные позиции США на мировом рынке все еще сравнительно слабы, несмотря на активный рост производства и экспорта в течение 2017-2018 годов. Экспорт сырой нефти США в Китай по итогам июля составлял порядка 380 тысяч баррелей в сутки, или 18,3% от общего объема американских экспортных поставок нефтяного сырья. В то же время в составе нефтяного импорта Поднебесной на долю США приходится всего 3%.

"Данные объемы поставок для Китая смогут возместить страны-участники ОПЕК+, РФ в данном случае получит очередной шанс еще сильнее укрепить свои экспортные позиции в азиатском регионе", — не исключает он. В свою очередь, американское нефтяное предложение может найти покупателей среди стран, которые откажутся от иранской нефти под угрозой американских санкций.

КТО КОГО

Китайские импортеры беспокоились, что потенциальное повышение таможенных пошлин в отношении нефти из США может привести к росту издержек импорта нефти, говорит заместитель главы постоянного комитета исследовательского центра России и Средней Азии при Китайском нефтяном университете (Пекин) Лю Цянь "Поэтому в июне этого года начали постепенно сокращать импорт американской нефти", — сказал он.

Новак: Россия не достигла пика добычи нефти, способна нарастить ее

По его словам, прекращение закупок американской нефти не создаст проблем для Китая, он может компенсировать это за счет увеличения поставок из России, Ирана и других стран. В этом году Россия почти вдвое увеличила по сравнению с прошлым годом поставки нефти в Китай по трубопроводу, напомнил он.

Негативным является сам факт дальнейшего обострения отношений между двумя странами, который отражается на товарных рынках, говорит Кокорева.

"Чем ответит Пекин на действия Вашингтона, пока не известно, нет уверенности, что КНР вообще будет предпринимать какие-либо действия", — рассуждает она.

Данная ситуация оказывает более негативное влияние на США, чем на Китай, полагает Покатович. "Планомерное сведение на нет торговых отношений между двумя державами в рамках конфликта торговых интересов рано или поздно должно было затронуть и нефтяные поставки", — считает он. По его оценке, действия США в данном случае в очередной раз носят характер жесткого торгового давления.

Торговая война между Китаем и США началась после того, как 6 июля этого года в силу вступили взаимные повышенные таможенные пошлины между государствами. США ввели пошлину в 25% на импорт 818 наименований товаров из Китая общим объемом поставок в 34 миллиарда долларов в год. В качестве контрмеры Китай в тот же день ввел пошлину в 25% на импорт равнозначного объема американских товаров.

В конце сентября вступили в силу новые пошлины США в размере 10% на товары из Китая объемом импорта в 200 миллиардов долларов в год. Китай в ответ ввел пошлины в размере 10% и 5% на американский импорт объемом 60 миллиардов долларов. При этом нефть не подпадает под эти пошлины.

Андрей Карабьянц, обозреватель Агентства экономической информации "Прайм"

Поставки нефти в Китай выросли в прошлом году до рекордных объемов, а собственная добыча снизилась - впервые с середины 80-х годов. По объему импорта нефти Китай обогнал США и стал основным партнером ОПЕК. Состояние китайской экономики теперь будет определяющим фактором для мирового рынка нефти.

Россия в 2016 году значительно увеличила экспорт нефти в Китай, догнав Саудовскую Аравию. Поставки в восточном направлении будут только расти.

ДОБЫЧА НЕФТИ В КИТАЕ ОКАЗАЛАСЬ УБЫТОЧНОЙ

Обвал нефтяных цен стал тяжелым испытанием для нефтегазовой промышленности КНР. По результатам трех кварталов прошлого года чистая прибыль PetroChina - крупнейшей нефтяной компания Китая, добывающей больше половины всей нефти в стране - резко упала на 94% по сравнению с тем же периодом годом ранее до 1,73 млрд юаней (около 250 млн долларов). При этом добыча нефти принесла исключительно убытки, которые удалось компенсировать за счет переработки и маркетинга. Китайские нефтяные компании были вынуждены сократить инвестиции и пересмотреть свои планы добычи в сторону понижения, поскольку разработка месторождений внутри страны стала убыточной.

Впервые с середины 80-х годов прошлого века в Китае произошло значительное снижение добычи нефти. По данным китайских официальных источников, в 2016 году добыча упала ниже 4 млн барр./сут. (менее 200 млн т/г) по сравнению с 4,31 млн барр./сут. годом ранее. Специалисты Международного энергетического агентства (МЭА) оценивают падение в 335 тыс. барр./сут.

Причины падения - высокие затраты, которые не окупают добычу на старых истощенных месторождениях, а также на месторождениях, где залегает трудноизвлекаемая нефть. Даже существенное ослабление юаня по отношению к доллару США и всесторонняя поддержка нефтяных компаний со стороны государства не сделали добычу нефти в Китае рентабельной. Китайским НПЗ выгоднее купить дешевое сырье на международном рынке, чем покупать нефть у отечественных компаний. Ничего личного, только бизнес.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИМПОРТА РАСТЕТ И БУДЕТ РАСТИ

Потребление углеводородного сырья, наоборот, достигло рекордного уровня на фоне увеличения объемов переработки, прежде всего, на независимых НПЗ. Более того, несмотря на существующие экономические проблемы, было продано рекордное количество легковых автомобилей - 28 млн новых машин, что привело к увеличению спроса на моторное топливо.

По данным Главного таможенного управления КНР, поставки нефти в страну за прошлый год выросли на 13,6% по сравнению с годом ранее, достигнув 381 млн т. При этом потребление нефти в стране выросло на 2,8% по сравнению с 2015 г. - до 556 млн т. Таким образом, доля импортной нефти в структуре потребления Китая достигла 65%.

По объему импорта нефти Китай обогнал США и стал основным партнером для стран ОПЕК, включая Саудовскую Аравию - крупнейшего экспортера нефти в мире. В связи с этим Эр-Рияд рассматривает возможность использования юаня в качестве валюты для расчетов за поставки углеводородного сырья.

Тенденция роста потребления и увеличения доли импорта продолжится и в 2017 году. В CNPC - материнской компании PetroChina - ожидают увеличения потребления нефти в стране до 594 млн т, а импорта - до 396 млн т (около 8 млн барр./сут). При этом добыча "черного золота" сократится на 40-50 тыс. барр./сут., полагают специалисты CNPC. МЭА, Bernstein & Co. и Nomura Holdings прогнозируют более значительное снижение - на 240 тыс. барр./сут. Более того, ряд экспертов уверены, что зависимость от поставок углеводородов из-за рубежа будет только расти, а доля импорта в структуре потребления нефти этой страны увеличится до 70% к 2020 году.

НЕФТЯНОЙ ПОТОК ИЗ РОССИИ НА ВОСТОК

Китай стал крупнейшим потребителем российской нефти. По предварительным данным, импорт из России в прошлом году составил около 52 млн т - на 26% больше чем в 2015 году. В прошлом году Россия догнала Саудовскую Аравию по объему поставок нефти на китайский рынок.

Поставки из России осуществляются, в основном, по ответвлению трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) и через Казахстан по трубопроводу Атасу - Алашанькоу, что является большим преимуществом перед конкурентами.

Трубопроводные поставки из России будут только расти. "Транснефть" завершила работы по расширению пропускной способности ВСТО. Теперь китайские партнеры должны выполнить необходимый объем работ со своей стороны границы. Ожидается, что по трубопроводу Сковородино - Мохе - отвод ВСТО в Китай - в 2018 году будет прокачано до 30 млн т нефти.

Сейчас отгрузки китайским потребителям осуществляются также через терминал Козьмино - конечной точки ВСТО. В прошлом году в Китай было отгружено 22,2 млн т - почти 70% от всего объема экспорта через дальневосточный терминал.

Также в Китай экспортируется нефть с острова Сахалин и терминала Де-Кастри в Татарском проливе.

Восточное направление имеет все большее значение для российской нефтегазовой промышленности, поэтому объемы экспорта в ближайшие годы будут только расти, чему будет способствовать запланированное увеличение мощности ВСТО с нынешних 58 млн т/г до 80 млн т/г.

Эксперты исследовательской и консалтинговой компании WoodMackenzie прогнозируют снижение собственной добычи нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе с 7,5 млн барр./сут. до 6,5 млн барр./сут. к 2020 году. При этом потребление углеводородов продолжит расти.

В Китае впервые за много лет обнаружено крупное нефтяное месторождение. Удача улыбнулась компании Xinjiang Oilfield - региональному подразделению нефтегазового гиганта PetroChinа. Крупные запасы нефти были обнаружены в Джунгарском бассейне в районе озера Ма в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Как сообщило в пятницу агентство «Синьхуа», речь идет об геологических запасах сырья на 1,24 млрд тонн. Доказанные запасы, по данным PetroChinа, составляют 520 млн тонн.

Это больше, чем у месторождений Хэмлок в США (штат Аляска) и бразильского нефтегазоносного бассейна Кампус (акватория Атлантического океана), подчеркивает геолог Xinjiang Oilfield Тан Юн.

По его словам, в результате геологоразведки возле озера Ма были получены данные о том, что в данном районе есть потенциал для обнаружения еще как минимум одного месторождения с запасами свыше 1 млрд тонн. Для Китая эти открытия - масштабное событие.

КНР несколько десятилетий ведет собственную добычу нефти и в 70-е годы прошлого века даже экспортировал углеводороды в Японию, Вьетнам и КНДР. Но точных данных о запасах нефти в КНР нет. По официальной оценке китайских властей, на территории страны находится 5,3 млрд тонн доказанных нефтяных запасов, на шельфе Тихого океана - еще порядка 4 млрд тонн. Основная добыча - примерно 2,2 млн тонн нефти в год - ведется на северо-востоке страны.

Крупнейшим по запасам считается Дацинское нефтегазовое месторождение, расположенное в провинции Хэйлунцзян. Разведанные запасы обнаруженного в 1959 году месторождения оценивались в 5,7 млрд тонн.

В последние годы собственное производство нефти в КНР падает. В 2016 году объем добычи в Китае сократился на 7% и составил порядка 4 млн баррелей в сутки. Аналитики и эксперты прогнозировали, что спад объемов извлечения углеводородов в КНР в этом году продолжится примерно в тех же параметрах из-за сокращения дебита на зрелых месторождениях и снижения инвестиций в разведку новых.

Еще в начале года Bloomberg отмечал, что

Китай лидирует по снижению добычи нефти во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По прогнозам Wood Mackenzie, добыча нефти во всем регионе к 2020 году упадет примерно на 1 млн баррелей — до 6,5 млн баррелей в сутки, при этом 47% снижения придется на Китай.

По мнению экспертов, эта позитивная новость для КНР, но она существенно не изменит расклад на мировом рынке нефти, и Китай не сможет существенно сократить импорт углеводородов.

Разработка такого месторождения займет годы, и на пике оно будет добывать не более 1% от общемирового объема добычи, что эквивалентно одному году роста потребления, отмечает старший аналитик «БКС Глобал Маркетс» Кирилл Таченников.

С такой оценкой соглашается и старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Артем Малов.

Для страны открытие такого большого нефтяного месторождения с доказанными запасами 520 млн тонн значит, что в течение ориентировочно 40-50 лет они смогут добыть примерно 156 млн тонн или 1 110 млн баррелей нефти, отмечает аналитик.

Соответственно можно предположить, что если в течение 4-6 лет данное месторождение будет введено в эксплуатацию, то потребность в импорте будет снижаться на величину годовой добычи до 100 тыс. баррелей в день, в зависимости от применяемых методов интенсификации добычи: в общей сумме нефтяного импорта Китая — около 8 млн баррелей в день — эта цифра составляет чуть более 1%, добавляет эксперт.

Китай - это регион с высокой себестоимостью добычи, поэтому реализация такого проекта во многом зависит от конъюнктуры,

обращает внимание Таченников.

По некоторым оценкам до 2025 года спрос на нефть в Китае может увеличиться до 12-14 млн баррелей в день. На фоне этой цифры добыча нефти с этого месторождения кажется не существенной, добавляет Малов.

Сейчас КНР является вторым по величине в мире импортером сырой нефти. По данным таможенной статистики КНР, страна в январе-сентябре 2017 года импортировала 320 млн т сырой нефти, что на 12,2% больше, чем за январь-сентябрь 2016 г. При этом поставки из РФ в Китай за этот период составили 45 млн тонн (на сумму $17,28 млрд).

Объем импортируемых Китаем нефтепродуктов по итогам января-октября 2017 года также вырос на 4,7% относительно аналогичного периода прошлого года - до 24,35 млн тонн.

В Минэкономразвития ранее отмечали, что Китай в 2017 году может обогнать США по объему импорта нефти.

«Мир вздрогнет, когда Китай проснется»
Наполеон Бонапарт

Основные нефтегазовые провинции Китая
Политика правительства Китая направлена на экономическое развитие регионов в рамках программы «Стабилизация Востока - развитие Запада». Западные и северные районы Китая менее развиты, чем восточные и юго-восточные приморские провинции.
В настоящее время почти 3/4 сырой нефти в Китае добывается на трех месторождениях северо-восточного побережья, запасы которых значительно сократились (Дацин, Даган, Цзидун, Цзилин, Шэнли и Ляохэ).

Самая большая группа месторождений нефти под общим названием Дацин располагается в Северо-Восточном Китае в бассейне рек Сунхуацзян и Ояохэ (т.н. бассейн Сунляо). Месторождение, открытое в 1959 году, включает нефтяные поля Дацин, Дацин-Е, Шэнпин, Сунпантун, Чанво, Чанцунлинь, Синьчэкоу, Гаоси, Путаохуа-Абобаота. Запасы нефти в Дацине оценивались в 800-1000 млн. т, но извлекаемые запасы ежегодно сокращаются. Падание добычи составляет в среднем 12% в год, если в начале 1980-х гг. добыча составляла 55-56 млн т в год, то в середине – уже 50 млн т в год.
К Дацинскому месторождению примыкает месторождение Ляохэ, дававшее в 1986-1987 годах до 10 млнт т сырой нефти в год и месторождение Фуюй с добычей 1-2 млн т. Из Дацина проложен экспортный нефтепровод в порты Далянь и Циндао, а также в Пекин, Аньшань и к месторождению Даган - крупнейшему в Северном Китае, которое в конце 1980-х-начале 1990-х гг. давало 3-3,5 млн т нефти в год.
В Восточном Китае наиболее известной является группа месторождений под общим названием Шэнли: Цзинцю, Ихэчжуан, Чэндун, Янсаньму, Хэкоу Гудао, Гудун, Юнаньдунсинь, Чунь Хаочжэнь, Шэнто, Хацзя, Шаньдянь. В 1990 году добыча нефти здесь достигла 33 млн т. От месторождения проложены нефтепроводы в Сиань и Чжэнчжоу. В провинции Хэбэй в Восточном Китае имеется месторождение Цзинжун, где в 1990 году добыча нефти составляла 5 млн т.
Добыча на восточных месторождениях Китая неуклонно снижается, если в 1990-х гг. объем добычи составлял более 105 млн. т в год, то в 2004 г. - 75 млн.т в год, что на 1,6 % меньше, чем в 2003г. Естественно, в условиях неизбежного снижения добычи нефти на большинстве истощенных восточных нефтепромыслах возлагаются большие надежды на северо-западные районы, обладающими крупными запасами нефти и газа.
В связи с этим китайское руководство объявило ориентацию на развитие нефтедобычи в западных районах страны основным направлением государственной нефтяной политики.
Северо-западный регион Китая в основном охватывает две провинции - Цинхай и Ганьсу и два автономных района - Синьцзян и Тибет. Территория этого региона составляет 40% всей суши Китая, но там проживает всего лишь 4 % населения. Доля региона составляет в добычи нефти страны -13,9%, потреблении нефти- 5,8%, а мощность НПЗ - 10,0%. Более 90% площади региона занимают горы, высокие плато, безлюдная пустыня Гоби и другие пустынные территории. Территория сравнительно богата полезными ископаемыми, однако из-за удаленности, суровых климатических условий и плохой инфраструктуры регион является одним из слабо-развитых в Китае.
В Северо-западном регионе находятся шесть нефтегазовых провинций, где сосредоточено 30% от общих запасов по стране.
Добыча в Синьцзяне и Цинхае увеличивается более высокими темпами, чем в среднем по стране. В пяти из этих нефтяных зон на северо-западе, за исключением Юймыня, старейшего нефтепромысла Китая, прогнозируется увеличение добычи в ближайшие 10-20 лет. Объем добычи нефти в 2004 г. на западных месторождениях составил более 30 млн. т в год, что на 6,0% больше, чем в 2003 г.
В поисках новых месторождений Китай большое внимание уделяет проведению геологоразведочных работ в районах самых крупных нефтяных бассейнов - Таримского, Джунгарского и Цайдамского.
Бассейны Тарим, Джунгар и Турпан-Хами находятся в Синьцзяне. Добыча нефти по этим трем бассейнам в 1998 году составляла около 15,5 млн.т/г, достигла более 20 млн. т/г в 2000-2005 г. и возможно 29,6 млн.т/г к 2015 г.
Таримский бассейн является крупнейшим малоисследованным нефтяным месторождением в мире площадью 560 тыс. км2. За восемь лет его освоения было обнаружено 27 крупных нефтеносных пластов, открыто 10 нефтегазовых полей мощностью 600 млн. т, на пяти из которых уже ведется промышленная добыча сырья. По некоторым оценкам, потенциальные запасы нефти в Таримском бассейне достигают 20 млрд. т и 9,8 трлн. м3 натурального газа, что превышает совокупные уже разведанные запасы Китая более чем в шесть раз.
В северной части Таримской впадины имеются месторождения Кань, Тамарик, Ичкелик, Дунцулитагэ, Дунчэтан, Бостан, Якела, Тугалмин, Терген, Акекум, Сантаму, Цюнькэ, Луньнань. В южной части впадины находится группа месторождений Тачжун (Тачжун-й, Тачжун-4, Тачжун-6, Тачжун-10), соединенных с северным месторождением Луньнань трубопроводом длиной 315 км. Кроме того, месторождения нефти открыты в самой западной части Тарима на границе с Таджикистаном и Кыргызстаном (Карато, Башэтопу). Добыча нефти растет небольшими темпами: в 1996 г. - 3,5 млн. т, в 1999 г. - 4,7 млн т, в 2000 г. – 5 млн т, а к 2010 ожидается рост до 14 млн. т в год.
Разработка в Таримском бассейне обещает быть наиболее масштабной и капиталоемкой в истории развития нефтяной отрасли Китая. Потребности в капиталовложениях для данного месторождения оцениваются в несколько миллиардов долларов. Другая проблема состоит в том, что у Китая в настоящее время отсутствуют технические возможности для проведения разведки и разработки столь сложного бассейна. Скважины здесь - самые глубокие в мире (5000 м и более). Геологические образования также отличаются высокой сложностью (имеются многочисленные разрывы), что существенно усложняет поиски залежей нефти. Эти факторы делают бурение в Таримском бассейне очень дорогостоящим (по оценкам CERA, 2-3 тыс. долларов за метр). Значительные трудности с материально-техническим обеспечением, а также недостаток производственных и транспортных мощностей, в свою очередь, способствуют повышению стоимости геологоразведочных работ.
С 1993 года Китай провел 3 раунда по лицензированию добычи нефти в Таримском бассейне, так как район нуждался в сейсмической разведке или разведочном бурении. Однако впоследствии иностранные компании не были допущены к развитию месторождения. Развитие бассейна Тарим замедлено в силу отдаленности и суровыми условиями в регионе.
Следует отметить, что высокие издержки железнодорожного транспорта серьезно подрывают стоимость франко-скважины таримской нефти и таким образом, не способствуют интенсивному ведению разведки и разработки месторождения Тарим.
Кроме того, чтобы доставить нефть к основным промышленным центрам, которые расположены на побережье, необходимо построить нефтепровод протяженностью около 3 000 км. Его потенциальная стоимость оценивается в 10 млрд. долларов. Это связано с тем, что он должен пересечь Таримский бассейн в районе, который является одним из самых высокогорных в мире. Но если все вышеперечисленные трудности удастся преодолеть, то Таримский бассейн станет самым крупным источником сырой нефти в Китае.
По оценкам Международного Энергетического Агентства (IEA) полное развитие бассейна Тарим и строительства нефтепровода произойдет только, если размер подтвержденных резервов будет достаточен для поддержания добычи на уровне, по крайней мере от 25 до 50 млн. т в год, тем самым обеспечив соответствующий прирост добычи, достаточный для строительства трубопровода.
На территории Джунгарского бассейна, расположенного на севере СУАР, находится одно из крупнейших китайских месторождений Карамай, разведанного еще 1987 году. Запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд т (Карамай, Душаньцзы, Шиси, Мабэй, Урхо, Сянцзыцзе). Имеются трубопроводы Карамай - Урумчи и Карамай - Шаншань. В 2004 г. объем добычи на этом месторождении составил более 11 млн. в год. Кроме того, важное значение придается месторождениям Кайман и Шиси.
Разведочное бурение в Цзидамском бассейне, северо-западнее провинции Цинхай, началось в середине 50-х годов. Но до начала 80-х годов, когда работы по разведочному бурению и освоению были расширены, регион обладал довольно ограниченными возможностями нефтедобычи.
По данным Министерства нефтяной промышленности КНР, за последнее время китайские геологи обнаружили 72 новых нефтеносных пласта на севере Цайдамского бассейна. По мнению китайских экспертов, район Наньбасянь станет еще одним перспективным источником углеводородного сырья в Китае. Площадь бассейна составляет 240 тыс. км2. Ежедневно в нем добывается 4 300 т нефти и газового конденсата (в эквиваленте 1000 м3 газа на одну тонну нефти). Построен нефтепровод Лэнху-Ланьчжоу.
В 1998 г. в этом бассейне добывали более 1,7 млн.т нефти, но в последнее годы там были обнаружены новые запасы нефти и газа. В 2000 г. отбор с месторождений возрос до 2 млн.т в год, а к 2015 возрастет до 5 млн.т в год.
Чанцинское нефтяное месторождение расположено в бассейне Шэнь-Ган-Нин, простирающемся на территории провинции Ганьсу Нинся-Хуэйского автономного района и провинции Шэньси. Несмотря на то, что к разведочному бурению в этом бассейне приступили в 50-х годах, промышленное освоение месторождения до 70-х так и не начиналось. Недавнее открытие и освоение крупного газового месторождения, запасы которого оцениваются более чем в 20 трлн.куб.футов, намного повышают перспективность этого бассейна. Добыча там нефти в 2004 году составила более 8 млн. т и может возрасти к 2015 г до 11 млн.т/г.
Юймынь - старейшее и обладающее промышленными запасами месторождение Китая - называют колыбелью нефтяной промышленности страны. В конце 50-х годов добыча нефти там достигла 1,5 млн.т в год и с тех пор по мере истощения и старения промысла она снижается. В настоящее время объем нефтедобычи в Юймыне составляет около 0,5 млн. т в год и будет год от года снижаться.
В настоящее время более 90% нефти в стране добывается на суше. Однако параллельно с разработкой новых месторождений на западе Китай активизировал геологическую и геофизическую разведку на континентальном шельфе в Бохайском заливе, в южной части Желтого моря, а также в акваториях Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Месторождения нефти открыты также на шельфе о. Хайнань (Вэньчан, Линьтоу, Ледун). Потенциальные запасы нефти на шельфе Южно-Китайского моря (на который претендуют, однако, по крайней мере 12 стран региона) оцениваются в 10-16 млрд т. В районе Южно-Китайского моря в 1990-х годах добывалось 150-200 млн т нефти в год (все страны региона), из этого объема на всем шельфе Китая - более 16 млн т.
К проведению работ на континентальном шельфе активно привлекаются крупнейшие зарубежные нефтяные компании. Крупные запасы нефти (300 млн т) разведаны в заливе Бохай или комплекс Бочжун. Нефтяные поля здесь разделены на блоки, и с 1997 года разрабатываются иностранными компаниями (Chevron, Agip, Samedan, Esso China Upstream, Wood Mackenzie, Phillips Petroleum International Corporation Asia (совместно с китайской компанией CNODC). В 2000 году добыча нефти в Бохайском заливе составила 4 млн т в год.
Общие запасы на шельфе Китая оцениваются в 20-25 млрд т, из них разведано пока менее 1/10. На сегодняшний день пробурено 280 скважин и ведется разведка 42 нефтяных структур. При этом наличие нефти и газа пока показали 84 скважины.
До последнего времени объемы добычи нефти на континентальном шельфе росли наиболее высокими темпами (в 1996 г. они увеличились сразу с 9 до 15 млн т и составили 10% от общего производства в стране). Однако в последующем (примерно до 2010 г.) достигнутый уровень добычи нефти предполагается стабилизировать. По оценкам зарубежных специалистов, получение нового столь же существенного прироста производства нефти связано со значительными финансовыми расходами и может быть достигнуто только в течение довольно продолжительного отрезка времени.

Нефтеперерабатывающие мощности Китая
Суммарная мощность нефтеперерабатывающий заводов в настоящее время составляет порядка 315 млн т в год и занимает по большому счету второе месторождение в Азии после Японии.
Значительная часть мощностей по переработке нефти размещена на северо-западе и севере страны, где находятся крупнейшие нефтепромыслы страны. Бурный рост экономики и возросшая необходимость в импорте нефти дали импульс для строительства новых НПЗ и расширения существующих мощностей в юго-восточных прибрежных регионах, а также в дельте реки Янцзы. В начале 1990-х гг. коэффициент использования производственных мощностей на большинстве китайских НПЗ не достигал и 70% от проектной и повысился лишь в результате политики запрета импорта на бензин и газойля в конце 1990-х гг.
По мнению экспертов, национальные компании КННК и СИНОПЕК столкнулись с необходимость проведения технической модернизации действующих НПЗ и повышение их производительности. В основном, расширение производственных мощностей, как полагают, произойдет в юго-восточных приморских регионах, хотя в юго-западном регионе, где нет крупных центров переработки нефти, планируется строительство новых НПЗ. Например, в Даньяжоу провинции Хайнань недавно был сооружен самый крупный и современный в КНР нефтеперерабатывающий завод, стоимость первой очереди которого составляет около 2,2 млрд. долларов. Рост общих производственных мощностей НПЗ страны прогнозируется довести к 2010 г. до 360 млн.т в год и 400 млн т в год к 2015 г. (См. таблицу 1).
Таблица 1

Прогнозируемый рост мощностей нефтепереработки в Китае, млн. т/г

Район 2000 2005 2010 2015
Северо-восточный 80 73 84 88
Северо-западный 25 25 34 39
Северный и Центральный 60 69 80 88
Восточный 69 83,5 99 105
Южный 35 44 53 65
Юго-западный 1 1,5 10 15
Всего 270 296 360 400

В северо-западном регионе имеется пять нефтеперерабатывающих заводов, а также два нефтехимических завода в Ланьчжоу и Урумчи мощностью до 1 млн т в год. НПЗ в Ланьчжоу, Душаньцзы и Юймыне располагают довольно прогрессивными установками вторичной переработки нефти и способны удовлетворять спрос на разные нефтепродукты на внутреннем рынке. Другие НПЗ относительно просты и в своих схемах установок для сложных технологических процессов не имеют (См. таблицу 2).

Таблица 2
Мощности нефтепереработки на северо-западе Китая, млн. т в год

НПЗ Мощность
Душаньцзы 6,0
Карамай 3,6
Урумчи 2,7
Ланьчжоу 5,7
Юймынь 4,0
Голмуд 1,0
Всего 23

Транспортная инфраструктура
Китай располагает вполне достаточной сетью нефтепроводов для транспорта нефти, добываемой в настоящее время. Эта система протяженностью 11 тыс. км позволяет транспортировать более 90% сырой нефти, добываемой на нефтепромыслах. Однако, несмотря на то, что объемы добычи нефти не увеличиваются, охват нефтепроводной сетью на некоторых территориях оказывается недостаточным.
Большинство существующих нефтепроводов уложены на северо-востоке и севере страны для доставки нефти на расположенные в этом же регионе НПЗ. Большинство НПЗ, расположенных на юге и в бассейне реки Янцзы, получают нефть морским путем, и лишь незначительное число заводов в центральной части Китая все еще ориентированы на доставку сырья железнодорожным транспортом.
В стране отсутствует трубопроводная инфраструктура для транспорта нефтепродуктов, за исключением линии малого диаметра, соединяющий Голмуд в провинции Цинхай с Лхасой в Тибете. Все требуемые объемы нефтепродуктов поставляют потребителям железнодорожным, водным или автомобильным транспортом.
Транспортная инфраструктура на западе и северо-западе неразвита по сравнению с другими районами страны, и общая протяженность системы во всем регионе составляет около 5 000 км. (См. таблицу 3).

Таблица 3
Нефтепроводный транспорт на западе и северо-западе Китая

Наименование Протяженность, км Пропускная способность, млн т/г
Карамай-Урумчи 370 4
Кармай-Душаньцзы 322 4
Ланьчжоу-Голмуд 438 3
Голмуд-Лхаса/нефтепродукты/2 лупинга 1 143 1
Ланьчжоу-Юймынь 628 3
Мэйлинь-Чжоннинь 315 6
Тачжон-Луннань 330 6
Луннань-Корла 103 10
Корла-Шаньшан 475 10

Урумчи с центральным Китаем соединяет только одна крупная железная дорога и несколько железнодорожных линий имеются в Синьцзяне, Цинхае и Ганьсу.
Наряду с освоением ресурсов в северо-западном регионе построено несколько местных трубопроводов для транспортирования сырой нефти на НПЗ и к центрам потребления. Основные нефтепроводы соединяют Карамай с НПЗ в Урумчи и Душаньцзы в провинции Синьцзян, а с месторождения Ленху проложены нефтепроводы до НПЗ в Голмуде (провинция Цинхай) и в Юймыне (провинция Ганьсу). Нефть с промысла Чэнцин по трубопроводу поступает до Чжонниня в Нинся-Хуэйском автономном округе и затем перегружается в железнодорожные цистерны для доставки в Ланьчжоу. В последние году было также построено несколько местных нефте и газопроводов в Таримском бассейне для отгрузки нефти из этого региона.
Вследствие того, что добыча нефти в Сицзяне превышает мощности НПЗ в Урумчи и Душаньцзы, избыточную нефть вывозится на юг и восток страны. В настоящее время объем синьцзянской нефти, перевозимой железно-дорожным транспортом в восточном направлении, составляет более 10 млн. т в год.
Как отмечалось выше, требуемый объем нефти из Синьцзяна должен достигнуть по меньшей мере 25 млн т в год и выше для загрузки магистрального нефтепровода внутри страны - сначала до Ланьчжоу, Центральный Китай (1 800 км) и затем далее на восточное побережье Китая в провинцию Сычуань (1 000 км).
Проект строительства магистрального нефтепровода из Синьцзяна до Ланьчжоу в КННК неоднократно лоббировался в целях более эффективного обеспечения нефтеперерабатывающих заводов на юге и востоке страны. Однако ограничения в потенциальных объемах добычи нефти в Тариме поставили экономическую состоятельность строительства нефтепровода под сомнение. Только подписав с Казахстаном в 1997 г. пакет нефтяных соглашений, в том числе о строительстве трубопровода из Западного Казахстана в Китай, Китай решил проблему реализации внутреннего трубопровода на восток своей страны.
Строительства первого этапа нефтепровода Атасу (Казахстан)- Алашанькоу (Китай) в 2005-2006 гг., а также реализация второго этапа Кенкияк-Кумколь-Атасу (Казахстан) в 2009-2010 гг. мощностью 20 млн т в год позволит обеспечить загрузку нефтепровода «Запад-Восток» в Китае.

Перестанет ли Китай добывать нефть через пять лет, а Россия через девятнадцать, как в своем интервью агентству Bloomberg 5 октября наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Дауд?

Это, по меньшей мере, очень спорный прогноз. Китай, вопреки этому прогнозу, имеет реальную возможность резко увеличить добычу и существенно сократить импорт нефти, а положение России на рынке будет зависеть от того, насколько деятельно индустрия страны сможет перестроиться в условиях новой конъюнктуры.

Китайский рынок чрезвычайно важен для нефтеэкспортёров. Сокращение импорта нефти Китаем за счёт роста собственной добычи окажет огромное давление на индустрию.

В отличие от России Китай нефть не экспортирует. Добывая свои 3,5 млн баррелей нефти в день, он импортирует около 9 млн баррелей . Разрыв этот увеличивается. Месторождения-супергиганты Дацинг и Шенгли, некогда обеспечивающие львиную долю добычи страны, истощены. Освоение громадных ресурсов нефти бассейнов Джунгар и Тарим требует инновационных технологий добычи высоковязких и тяжёлых нефтей и природных битумов, которыми Китай пока не обладает. То же касается ресурсов сланцевых нефти и газа, крупнейших в мире запасов бурых и битуминозных углей. Технологии эти, однако, уже существуют и могут быть применены на месторождениях Китая уже сегодня.

Для стран - экспортёров нефти, в числе которых крупнейшими являются Россия и Саудовская Аравия, важны рынки потребления. Европа импортирует порядка 19 млн баррелей в сутки. США, несмотря на растущую рекордными темпами добычу сланцевой нефти, все ещё импортирует порядка 10 млн баррелей. Индия, Турция и целый ряд других экономик с растущим потреблением нефти и газа не разрабатывают собственные ресурсы углеводородов, а импортируют их извне. В целом по миру потребление углеводородов превышает 100 млн баррелей. При этом существенная доля этого потребления может быть покрыта странами-импортёрами за счёт производства собственных ресурсов нефти и газа, что возможно при наличии соответствующих технологий.

В ряде стран усиливается тенденция замещения углеводородов, как источников энергии, на возобновляемые ресурсы. Однако, как справедливо отметил принц Мухаммед ибн Салман в своем интервью, темпы этого замещения пока незначительны и не покрывают растущих потребностей в углеводородах. В то же время рост рынка продуктов нефтехимии способен существенно увеличить потребности производства нефти. То есть потребности мира в углеводородах в перспективе не уменьшатся, однако не стоит опасаться дефицита нефти, заверяет кронпринц. Saudi Aramco надёжно обеспечит мир поставками нефти несмотря на (МБС) снижение добычи рядом стран. Важное заверение в предверии планируемого IPO Saudi Aramco.

В этой связи стратегическим решением последнего года, призванным защитить национальные и корпоративные интересы, явилось соглашение Saudi Aramco с TOTAL о строительстве гигантского петрохимического комплекса на Аравийском полуострове.

В Казахстане эта стратегия все ещё находится в стадии обсуждения. Казалось бы, проблема ресурсной базы для будущего НПЗ нашла свое разрешение и технические препятствия для реализации этой стратегии сняты, но решения пока нет. Казахстан не вправе допустить того, чтобы оказаться мухой меж двух верблюдов, то есть попасть в зависимость от конкуренции главных игроков на уплотняющемся рынке нефтеэкспорта. Да и создание 5-8 тыс. новых рабочих мест в социально напряжённом Мангистауском регионе - мера совсем не лишняя.

В логике кронпринца отсутствует очень важный аргумент, а именно: технологии высокоэффективной добычи трудноизвлекаемых углеводородов, в том числе остаточных запасов нефти истощённых месторождений, залежей высоковязких нефтей и природных битумов, месторождений с дефицитом природной энергии и др., уже начали свое вхождение в индустрию и в течение относительно короткого времени станут превалирующим фактором воздействия на рынок нефтедобычи . Это плохая новость для Его Высочества, и не только для него, поскольку импорт нефти будет прогрессивно снижаться, а конкуренция за потребителя нефти среди экспортёров резко обострится, соответственно, цена упадет. Кто не выдержит этой конкуренции, тот и выпадет из перечня нефтепроизводителей. Кто сумеет вовремя отреагировать на разворот индустрии нефтедобычи в сторону высокоэффективных и экономичных технологий нефтедобычи, те смогут приспособиться к новым реалиям нефтяного рынка. Ключевым словом в процессе станет конкурентоспособность .

О том, что Китай уже включился в эту гонку, говорит тот факт, что PetroChina (CNPC) анонсировала выделение $22 млрд на развитие технологий нефтедобычи в бассейнах Джунгар и Тарим. SINOPEC находится в активном поиске прорывных технологий, CNOOC и другие наверняка не отстанут. Так что Китай скорее всего своё присутствие в перечне нефтепроизводителей сохранит и даже потеснит экспортёров. Что касается России, Саудовской Аравии - посмотрим.

Ближайшие несколько лет покажут, кто устоит, а кто нет. Время пошло.

Алекс Барак, директор Galex Energy Corporation (Хьюстон, США)