Перед вами сочинение на тему «Береги честь смолоду». Это сочинение-рассуждение по произведению «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. В сочинении исследуется характер Гринева.

Вам также могут быть полезны эти страницы:

А сейчас – к делу.

Сочинение БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ

Поверьте мне, я чист душою., Н. Рубцов

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин - полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину» . Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Надеюсь, вам понравилось это сочинение-рассуждение «Береги честь смолоду» по творчеству А.С. Пушкина.

Пословицы используются человеком уже на протяжении многих веков. Они не являются обычными строками, которые имеют созвучие или рифму. Это нечто большее, что дает возможность осознавать нормы и правила поведения в обществе, а также отражает моральные убеждения и противоречивость высказываний. Используя всего пару фраз пословицы, можно объяснить многим важную концепцию бытия в целом. К сожалению, не каждый правильно расшифровывает их, тем самым нарушает всю картину описываемого действия.

Народная мудрость

Как правило, все существующие пословицы в мире считаются народными, то есть их придумывал не один человек, а многие люди. Таким образом, в них сокрыт громадный опыт, накопленный столетиями, который и по сей день является уместным. Понятное дело, что все они были преобразованы многократно, с момента своего появления на свет, и тем не менее сама суть таких посланий из прошлого будет важной до скончания веков.

Среди множества подобных народных высказываний в современной жизни очень часто используется такая пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду». Но что она означает и правильно ли ее толкуют люди разных возрастов? Как показывает практика, чаще всего ее понимают правильно те люди, которые уже имеют большой жизненный опыт. А предназначается она скорее для молодых, которые только начинают взрослую жизнь. Поэтому крайне важно из этих красивых слов выделить и понять истину.

Учение на века

Трудность понимания многих пословиц заключается в их метафорическом высказывании, которое порой тяжело понять без подсказок и трактовок. Таким образом, пословица «Береги платье снову, а честь смолоду» может быть понята буквально, т. е. как напутствие ухаживать за нарядом. Но только главной составляющей здесь является именно вторая половина фразы. Она гласит, что человеческую честь нужно беречь изначально, ведь, запятнав ее, уже никогда не получишь возможности очиститься. Точно так же и старому платью никогда не стать новым, сколько бы его ни чистили и ни стирали.

Высказывание «Береги платье снову, а честь смолоду» значение имеет большое для всех молодых людей. Ведь именно они, начиная взрослую жизнь и не зная, как правильно себя вести во многих ситуациях, допускают массу ошибок, которые очень часто ставят жирное пятно на их репутации. Поэтому эта пословица считается скорее наставлением и указателем на жизненном пути для всех подростков.

Когда приходит осознание

В основном о всевозможных пословицах люди узнают еще в школе, когда изучают устное народное творчество на уроках литературы. И, как правило, они не имеют никакого значения для ребенка, а идут как навязанный учителями материал, который нужно учить только ради оценок. Просто ребенок еще не обладает тем багажом знаний, которые будут столь важны во взрослой жизни. Поэтому пословица «Береги платье снову, а честь смолоду» для школьника является лишь красивой фразой, и ничем более.

Осознание важности этого высказывания придет только во времена, когда ребенок вырастает и попытается самостоятельно сделать выбор между решающими его судьбу вещами. Возможно, в этот период он сможет вспомнить и проанализировать сие мудрое изречение и впоследствии примет правильное решение.

Была бы честь!

Многие люди иногда думают, что поступают правильно, согласно высказыванию «Береги платье снову, а честь смолоду», а на самом деле они очень сильно заблуждаются. Все происходит оттого, что не каждый понимает верно определение «чести». Или даже правильней будет сказать, что у каждого оно свое. Например, если взять двух человек, один из которых будет бандитом, а другой офицером, то каждый из них будет действовать согласно своим нормам поведения и устоявшимся взглядам. И каждый, по его меркам, будет защищать свою честь, вот только бандитская будет противоречить всем правилам поведения в обществе.

Таким образом, в пословице «Береги платье снову, а честь смолоду» смысл кроется глубокий, нужно только правильно истолковать понятие чести. А оно, в свою очередь, должно быть единым для всех жителей планеты и базироваться на общих нормах поведения. Другими словами, человек чести - это личность, обладающая благородством, смелостью, справедливостью, честностью, а также многими другими положительными качествами.

Наедине с собой

Бывают в жизни ситуации, когда человек, в прямом смысле этого слова, идет на сделку со своей совестью. Утешая себя тем, что о его поступке никто и никогда не узнает. Но этим утверждением он загоняет себя в ловушку. Ведь самые страшные муки - это муки совести, от которых никуда не спрятаться. Поэтому нужно прислушаться к высказыванию «Береги платье снову, а честь смолоду». Пословица эта указывает не только на возможные, видимые для людей ошибки человека, но и на его собственные переживания, терзания от выполнения плохих поступков.

Только с чистым сердцем и хорошими помыслами можно прожить счастливую жизнь. Поэтому их, согласно народной пословице, нужно все время беречь от гнилых и черных мыслей. Ведь в противном случае невозможно будет все повернуть вспять.

Многозначительная репутация

Репутация для каждого человека имеет большое значение, ведь по ней можно понять, что он собой представляет. Конечно же, никто не захочет иметь дело с тем, кого считают вором или, скажем, обманщиком, аферистом. Поэтому пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду» объяснить в этом ракурсе очень просто. Чем больше человек будет следить за своими словами и поступками, тем лучше к нему будут относиться окружающие.

Следует уделять внимание своим поступкам и мыслям, многократно обдумывать предстоящие дела, и так - на протяжении всей своей жизни. К сожалению, в нынешние времена не многие живут по таким принципам. А раньше, в эпоху рыцарей, придавали огромное значение каждому сказанному слову и никогда не бросали их на ветер. Потому что их репутация ценилась, слава и почет передавались от прадедов к внукам. Очень жаль, что нельзя вернуть те времена, тогда бы, наверное, каждый смог понять и оценить выше упомянутую пословицу. Ведь ответить за содеянное, поплатиться за нарушение чести и достоинства пришлось бы не простыми оправдательными фразами, а своей жизнью и фамильными ценностями.


Честь - это честность, бескорыстность, справедливость, благородство. Честь - это значит быть верным голосу совести, следовать моральным принципам. Также есть такое понятие как бесчестие. Это полностью противоположное понятие по смыслу слову честь. Хотелось бы отметить, что честь и бесчестие это понятия, характеризующее человеческую личность. Я считаю, что каждый человек должен жить по чести, то есть иметь доблестные благородные чувства, которые позволяют достичь поставленной цели, заслужить уважение других и не потерять уважение к самому себе. Развивать все эти качества нужно начинать с детства, главную силу в воспитании которых должна приложить семья.

На примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» можно в подробностях рассмотреть, как понятие чести воспитывается в человеке с самого детства. Главный герой этой повести Пётр Гринёв.

Он с самого детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. «Береги честь смолоду, а платье снову»- такое наказ получает Петруша от своего отца, отправляясь на службу в далекую и глухую крепость. И вот по дороге в эту крепость происходит ситуация, в которой Пётр Гринёв поступает по совести: он проигрывает Зурину в бильярд 100 руб. По тем временам это были огромные деньги. И, ругаясь с Савельичем, отдает, поступая честно. Далее, подъезжая к Оренбургу, кибитка Гринёва и Савельича попадает в буран. Повстречавшийся на дороге человек выводит заблудившуюся кибитку на правильный путь. Гринёв снова, ругаясь с Савельичем, благодарит этого человека: дает ему заячий тулуп и деньги на водку, поступая благородно, по-совести.

По приезде в Белогорскую крепость у Гринёва начинается новая жизнь. Там он знакомится с Машей Мироновой - дочкой коменданта и поручиком Швабриным. Но вскоре между Гринёвым и Швабриным происходит ссора: поручик критиковал любовную песенку и позволил себе грязные намеки относительно Маши Мироновой. Гринев, как человек чести, не мог допустить этого и вызывает Швабрина на дуэль. Во время дуэли Гринёва ранили, но его поступок оказался также благородным и совестным. От поступка к поступку Гринев восходит на вершину нравственного воспитания, и когда перед ним встает вопрос жизни и смерти: нарушить присягу и сохранить свою жизнь или погибнуть честным офицером, сохранив доброе имя, то Гринев выбирает последние.Только Воля Пугачёва спасает героя от виселицы. Данный поступок слова говорит о Гриневе, как человеке чести.

Итак, мы видим, что в любой ситуации Петр Гринев ведет себя достойно, по-чести, следует наставлениям отца. Хочется сказать, что если человек живёт по-чести то это чувство у него нельзя отнять. С этим не справятся никакие невзгоды, опасность и жизненные сложности. Сила и человечность личности заключается именно в его чести.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-07-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

180 лет назад, меньше чем за год до своей гибели, Пушкин пишет жене (из Москвы в Петербург, 18 мая 1836 года): "Твои петербургские новости ужасны. То, что ты пишешь о Павлове, помирило меня с ним. Я рад, что он вызвал Апрелева... У нас в Москве всё, слава Богу, смирно: бой Киреева с Яром произвел великое негодование в чопорной здешней публике... По мне, драка Киреева гораздо простительнее, нежели... благоразумие молодых людей, которым плюют в глаза, а они утираются батистовым платком, смекая, что если выйдет история, так их в Аничков не позовут..."

Пушкин удивляется: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, "которым плюют в глаза, а они утираются" вместо того, чтобы защищать свою честь? Иногда я чувствую, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. Звон упругой стали более не слышится нам в слове "честь", а бесчестие пугает куда меньше, чем курс рубля.

О чести и бесчестии вспоминают теперь, кажется, лишь тихие учительницы литературы, когда рассказывают о "Капитанской дочке" с ее эпиграфом "Береги честь смолоду".

"Вы мне дадите сатисфакцию"

Письмо Пушкина было написано как раз в те дни, когда он работал над "Капитанской дочкой" - повестью о чести и бесчестии, о верности и предательстве, о любви и ненависти. По большому счету русскому человеку достаточно иметь под рукой одну лишь эту книгу, чтобы в любой момент сверить свои нравственные часы. Стоит хотя бы перечитать диалог Пугачёва и Гринёва:

"- Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в Потемкины. Как ты думаешь?

Нет, - отвечал я с твердостью. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице..."

"Капитанская дочка" - не только историческая повесть. Это послание Пушкина дворянству, которое после восстания декабристов прониклось страхом, потеряло независимость в мыслях, засуетилось перед монаршим престолом, который решил сделать своей опорой не дворянство, а полицию.

Александр Сергеевич поставил точку в повести 19 октября 1836 года, в день лицейской годовщины. В тот же день он переписал набело стихотворение "Была пора: наш праздник молодой...", чтобы вечером прочесть его однокашникам-лицеистам. "Была пора... мы жили все и легче и смелей..." - вот одна из самых горьких строк в этом последнем послании Пушкина друзьям.

Поэт видел, как испуганное общество теряет способность к самостоятельным мыслям и отважным поступкам, как страх связывает всех и каждого в отдельности, а понятие чести становится декоративной условностью. Пушкин не мог, не хотел присоединиться к притихшему большинству.

Дуэль Петра Гринёва и мерзавца Швабрина была написана человеком, который уже шел на Черную речку.

"- А почему ты об ней такого мнения? - спросил я, с трудом удерживая свое негодование.

А потому, - отвечал он с адской усмешкою, - что знаю по опыту ее нрав и обычай.

Ты лжешь, мерзавец! - вскричал я в бешенстве, - ты лжешь самым постыдным образом.

Швабрин переменился в лице. Это тебе так не пройдет, - сказал он, стиснув мне руку. - Вы мне дадите сатисфакцию.

Изволь, когда хочешь! - отвечал я, обрадовавшись..."

Николаю I вряд ли понравилась эта глава ("Капитанская дочка" появилась в печати в декабре 1836 года), ведь он всеми средствами боролся с дуэлями в армии, называя их "варварскими", беспощадно карая и правых, и виноватых, и дуэлянтов, и секундантов. Правила русской дуэли и правда были необыкновенно жесткими, это был "сумасшедший с бритвою в руке", но вместе с уничтожением дуэльной традиции исчезал и "вопрос чести".

"Благородство души и чистая совесть"

И вот сегодня надо лезть в словарь Даля, чтобы вспомнить: что же это было такое, за что без раздумья человек шел под пистолет на десяти шагах? Во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд, гениальных замыслов?..

Итак, "ЧЕСТЬ - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть". И тут же примеры: "Человек незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Поступок, несовместный с честью... Знал бы ты честь... Поле чести... Честь моя требует крови..."

Честь требует крови. Вот почему за словом "честь" эхом следовало слово "дуэль". Дуэль! Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.

Нравственность быстрого реагирования!

Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. Самое позднее - завтра утром. Пошляк остерегался говорить двусмысленности вслух, боясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. Негодяй таился и соблюдал приличия.

В грозном свете дуэльных правил слова быстро отливались в свинец. За оскорбление или неисполненное обещание требовалось отвечать сразу. Богатый повеса прежде, чем бросить обесчещенную девушку, невольно вспоминал об участи императорского флигель-адьютанта Новосильцева, которого от пули не спасло ни богатство, ни принадлежность к аристократии (подробности знаменитой дуэли поручика Чернова, вступившегося за честь сестры, и Новосильцева были известны даже детям).

И опять, и главное - Пушкин!

Какая непоправимая и бессмысленная гибель... Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, "невольник чести", но ведь чести, а не чего-то другого!

"Клянусь честью!"

"Швабрин переменился в лице". Дуэль с Дантесом должна была переменить не только наглое лицо заезжего гастролера, но и лицо тогдашней общественной жизни, столь похожей на нынешнюю. Сорвать маски приятных деловых улыбок, патриотического пафоса, притворной озабоченности мировыми проблемами и хамской снисходительности к собственному народу.

Но маски остались, а наглец спокойно покинул Россию, так и не поняв, что произошло и кого он погубил.

Всё в тот же день 19 октября 1836 года (вот уж поистине: "и дольше века длится день"!) Александр Сергеевич написал письмо Петру Чаадаеву в ответ на его публикацию "Философического письма": "Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству поистине могут привести в отчаяние..."

Но Пушкин не был бы русским дворянином, если бы не продолжил свою мысль: "Но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал..."

И уже совсем незадолго до дуэли Пушкин написал князю Репнину: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям".

Вот и все, что остается детям: честь и имя.

Н апутственные слова бывают разными. Отпуская своё чадо во взрослую жизнь, кто-то говорит: «Береги копейку», а у кого-то родительское благословение укладывается в «береги честь смолоду, а платье снову». Если с платьем всё понятно, чем бережней относишься к одежде, тем дольше она служит. А как быть с честью? Вернее, как её беречь? И к огда появляется честь?

В юном возрасте редко кого называют человеком чести, несмотря на то, что это чувство дается с рождения. До определённого момента оберегание чести ребёнка является прямой обязанностью родителей. По мере взросления увеличивается потребность в ощущении персональной значимости в своём окружении. Личную ценность для социума человек доказывает поступками.

Честь делают только те поступки, которые не идут вразрез с собственным достоинством. Поэтому людям, у кого это чувство высокоразвито, легче заработать не фиктивную положительную репутацию в обществе. Особенно это важно «смолоду», когда неопытность нередко приводит к невольным ошибкам. Чувство собственного достоинства выступает предохранителем от бесчестных поступков.
Была бы честь…

Понятие чести включает в себя справедливость, благородство, преданность, правдивость. Наличие одного качества подразумевает присутствие всех остальных. Человек не может быть только лишь благородным или справедливым. Преданно относиться к своей Родине, но при этом не уважать права своих соотечественников. Наличие чести — залог высокой нравственности и целостности личности.
Своя честь побуждает бережно относиться к чужой чести. Это дает и силу и право защищать не только собственное достоинство, честь своего мундира, семьи, фирмы, компании, но и доброе имя других людей.

Сегодня, когда нравственный вектор смещен в сторону прагматизма, потребительства, можно услышать мнения, что быть человеком чести нерентабельно. Такое отношение к одной из высших нравственных ценностей нередко принимает иную, ложную форму. За честь выдаются бравада, фальшивое благородство. Внешними атрибутами пытаются скрыть отсутствие внутреннего ощущения морали.

Итак, беречь честь смолоду – это не совершать поступков оскорбляющих, прежде всего, собственное достоинство. Самоуспокоение в виде: «Сегодня я пойду на маленькую сделку с совестью, но это один раз. Впереди целая жизнь и я успею переписать всё набело» — дорога к бесчестию.

Популярную пословицу хорошо объясняет высказывание римского писателя Апулея: «Стыд и честь, как платье – чем больше они потрепаны, тем беспечнее к ним относишься».

*** Внимание! Копирование статьи на другие сайты запрещено

На этой странице: значение (толкование) пословицы «Береги честь смолоду»