Молодой художник и студент факультета живописи лондонского университета University of Arts Степан Мянник написал картину в поддержку видеоблогера Руслана Соколовского, обвиняемого в оскорблении чувств верующих из-за ловли покемонов в храме. Мянник изобразил евангельский сюжет "Тайная вечеря". В центре стола на месте Иисуса Христа восседает пикачу, а рядом вместо двенадцати апостолов – покемоны. Художник заявил, что картину “Тайная вечеря покемонов” он планирует продать за полмиллиона рублей. Деньги от продажи работы Мянник хочет отдать Соколовскому, который сейчас находится под домашним арестом.

Художник рассказал в интервью Радио Свобода, что недавно в Москве отменили выставку его работ. Мянник уверен: это произошло из-за его высказывания в защиту Соколовского.

– Степан, почему вы решили поддержать Соколовского?

– Я узнал из интернета, что какого-то блогера собираются судить из-за покемонов! Я не мог поверить, что человека из-за игры Pokemon Go вытащили из дома и отправили в следственный изолятор. Я посмотрел видеоролики Руслана Соколовского и понял: происходит нечто абсурдное. В ответ на этот несправедливый и вероломный поступок у меня родилась идея написать картину “Тайная вечеря покемонов”, чтобы показать всю нелепость происходящего. Я хотел защитить не только Соколовского, но и здравый смысл. Просто так лишать человека свободы – это безумие.

– Не “просто так”, а из-за оскорбления чувств верующих. Руслана Соколовского обвинили по этой статье, и ему грозит до пяти лет лишения свободы.

Церковь должна действовать последовательно и отвечать за свои слова

– Я думаю, многие люди были оскорблены арестом Соколовского. Я был крещен в православной церкви, но меня пещерные методы, которыми РПЦ защищает чувства верующих, расстраивают больше самых резких антиклерикальных высказываний. Мне не понравилось, что после ареста Соколовского митрополит Екатеринбургский Кирилл сказал, что готов ходатайствовать об освобождении блогера. Однако позже Екатеринбургская епархия заявила, что не будет просить суд о помиловании. На мой взгляд, Церковь должна действовать последовательно и отвечать за свои слова. Если бы Церковь защитила Соколовского, то она показала бы всем принцип всепрощения, которым руководствовался Христос.

– Вам удалось продать картину “Тайная вечеря покемонов”?

– Пока нет, я сейчас получаю предложения от покупателей. Меня не устраивает цена, за которую картину хотят купить. Буду продавать ее на аукционе, а деньги, как и обещал, отдам Руслану. Кроме того, мне пришлось отвлечься на свои проблемы. В середине сентября в ресторане Buddha-Bar должны были открыть выставку моих картин. Почти накануне открытия администрация Buddha-Bar сказала агенту, который ведет мои дела в Москве, что выставку отменили. Сначала менеджер, с которым мы вели переговоры, объяснил это решение техническими проблемами. Но никаких технических проблем быть не могло. Выставка была готова: мы сделали буклеты, разместили анонсы в СМИ, пригласили гостей. Потом менеджер признался: выставку отменили из-за моих слов в поддержку Соколовского.

Картина Степана Мянника для выставки "СпасиБо"

– Московский Buddha-Bar входит в большую международную сеть ресторанов по всему миру. Брендом Buddha-Bar владеет французская компания George V Eatertainment. В Москве этот ресторан открыли по франшизе. Владельцы московского Buddha-Bar как-то объяснили вам свое решение?

– Они не конкретизировали, а я не стал требовать подробных объяснений.

– Администрация московского ресторана Buddha-Bar не предоставила комментарий на эту тему Радио Свобода.

– Мне их мотивы понятны. До того, как я поддержал Соколовского, Buddha-Bar планировал со мной длительное сотрудничество. Они хотели проводить в ресторане выставки современного восточного искусства. Моя выставка должна была стать только началом нашей совместной работы. Я даже разработал концепцию, но они отменили все договоренности.

Отменили все договоренности и отказались от сотрудничества

– Жители Бурятии, например, считают, что использование статуй Будды в интерьере ресторанов Buddha-Bar оскорбляет чувства верующих буддистов. Интересно, что владельцы Buddha-Bar об этом думают.

– Я не спрашивал. Мне ясно, что люди, у которых в России есть бизнес, стараются держаться подальше от политики и остерегаются лишний раз высказывать свое мнение. Сейчас я ищу в Москве новое место для своей выставки.

– Как называется ваша выставка?

Картина Степана Мянника "Допамин"

– “Доза”. Я нарисовал различные виды алкоголя под микроскопом. Мне очень нравится весь этот спрятанный под микроскопом мир. Мне интересно, используя увеличительный прибор и воображение, показывать внутреннюю сущность химических веществ. Год назад в Москве прошла моя первая персональная выставка “Раскол? Раскол!”. Она состояла из двух частей. Первая – разные виды наркотиков, как бы увеличенные под микроскопом. Я делал эту работу по просьбе лондонской благотворительной организации для мероприятия, посвященного помощи людям с наркозависимостью. Я слушал рассказы наркоманов об ощущениях, которые они испытывают под действием химических веществ. Потом попытался передать эффект от разных видов наркотиков с помощью цвета и формы. Мне хотелось показать, как можно получать эстетическое удовольствие от наркотиков, вместо того чтобы принимать их внутрь. Вторая часть выставки – увеличенное под микроскопом изображение минералов. Я объединил в своей работе раскол, который создает природа, и раскол в сознании наркоманов.

Мне хотелось показать, как можно получать эстетическое удовольствие от наркотиков, вместо того чтобы принимать их внутрь

Зимой должна пройти другая моя выставка в одной из московских галерей. Она называется “СпасиБо”. На полотнах изображены известные библейские сюжеты, только вместо людей я нарисовал мешки с песком. Например, Каин лежит на Авеле, их обоих засасывает пылесос. На другой картине – три мешка подвешены на строительном кране и символизируют распятие. Песок постепенно высыпается, время постоянно уходит. Что же тогда остается? Действие на моих работах происходит на фоне индустриальных пейзажей. Так я попытался ответить на вопрос, что есть Бог в наше время высоких технологий.

"Каин и Авель"

– Вы не боитесь, что эти работы оскорбят чувства верующих и на вас заведут уголовное дело?

– Не нужно оскорбляться, лучше включить рассудок. Пока еще не поздно, надо показать грань, где кончаются законы Церкви. И начинаются законы светского государства. Я еще помню то время, когда церковные иерархи не высказывались по любому политическому поводу. И Церковь казалась мне местом отдыха от мирской суеты. Сейчас РПЦ превратилась в постоянный раздражитель, если не источник опасности.

Кроме того, художники всегда обращались к религиозной теме. Мне очень нравится эпоха Ренессанса. Я читал "Ветхий Завет" и "Новый Завет", много размышлял о религии, чтобы понять искусство Возрождения.

– К чему пришли?

Пока еще не поздно, надо показать грань, где кончаются законы Церкви

– Религия, в моем понимании, тесно связана с надеждой. Но когда человек разочаровывается в религии, он находит утешение в эстетическом наслаждении, которое дает искусство.

– Может быть, открыть выставку “СпасиБо” от греха подальше в Лондоне, где вы сейчас учитесь и работаете?

– Конечно, в Лондоне работать проще, потому что там уже сформирован рынок современного искусства. Но мне хочется создать в России интерес к современному искусству. В нашей стране долгое время массовый зритель ничего не видел, кроме соцреализма. Когда в 90-е россиянам показали сразу всё, они были шокированы. К восприятию современного искусства публику надо готовить постепенно, иначе оно вызовет отторжение. Я считаю важным просвещать жителей России, несмотря на то что современный политический контекст не способствует формированию сознания, способного понимать современное искусство.

– Каким образом вы планируете это делать?

– Если люди не идут к искусству, то оно должно прийти к ним. Например, мы с друзьями собираемся взять в руки любимые картины и спуститься с ними в московское метро. Будем ездить по кольцевой линии и показывать наши работы пассажирам. Мы недавно провели подобный перформанс в лондонском метро. Лондонцы подходили к нам, задавали вопросы. Некоторые зрители так увлекались, что пропускали свою остановку. Мне кажется, в Москве эта акция будет еще более интересной: людей в метро больше, чем в Лондоне. Кроме того, молодым художникам в Москве иногда негде показывать свои работы. В России очень мало выставочных пространств.

– Зато очень много храмов. Вы знаете о программе строительства храмов шаговой доступности? Для этого в Москве сначала было выделено более 200 земельных участков. Сейчас речь идет о строительстве уже 350 храмов. А патриарх Кирилл считает , что в Москве необходимо построить около 600 храмов.

– Московские власти уверены, что людям необходимо столько церквей? Мне кажется, лучше сделать мобильный храм в виде автобуса с иконами вместо окон, который будет приезжать в разные районы Москвы. Или можно в этих православных храмах по вечерам проводить выставки современных художников. В Лондоне в зданиях различных церквей регулярно проходят выставки, музыкальные вечера, научные семинары. Местное духовенство считает, что храмы не должны пустовать, значит, в них надо проводить интересные для людей проекты. Может быть, мое предложение не согласуется с канонами православной церкви. Но если РПЦ вторглась во все сферы жизни людей (уже освящает ракеты на Байконуре), то будет справедливо, если она свои каноны поменяет и станет более открытой.

Лучше сделать мобильный храм в виде автобуса с иконами вместо окон, который будет приезжать в разные районы Москвы

– Вы уже давно живете в Лондоне. Планируете после окончания учебы вернуться в Россию?

– Сейчас я готовлюсь к защите диссертации, потом буду учиться в магистратуре. Я не собираюсь переезжать в Лондон навсегда. Россия – это моя страна, мои корни, моя история. Я подарил потомку русских царей принцу Ростиславу Ростиславовичу Романову свою картину "Предчувствие Революции". Нет, я совсем не монархист. Я таким образом просто хотел выразить свое сочувствие потомкам людей, которые пережили страшные события. Царская семья была расстреляна на месте Храма-на-Крови в Екатеринбурге, где блогер Соколовский ловил покемонов. И он тоже стал жертвой политического безумия.

Творческая биография художника Степана Мянника складывается на удивление удачно. Он учился в московской школе до 2010 г., затем продолжил образование в Англии, блестяще закончив King"s School, Ely и с 2013 г. является студентом факультета живописи престижного университета University of Arts, London (UAL).

Темы и техника живописи Степана Мянника - это трудный путь самоидентификации. Любознательный и вдумчивый от природы молодой художник пристально вглядывается в мир и в художественное наследие мастеров разных стилей и эпох. Ему интересно все.

А что лежит в основе мироздания? На этот вопрос ему дала ответ наука, а точнее микроскоп, с помощью которого он пытается проникнуть в тайны различных веществ. Итак, разглядывая минералы под микроскопом, он увидел загадочный мир природы минералов, формировавших свой рисунок миллионы лет. Как говорит сам Степан: «Это и есть самый настоящий пейзаж со времен создания мира, увеличенный в несколько тысяч раз, это история первых красок и соединений. Минерализм - это не абстракция, а фантазия природы, которой я восхищен!» Так возник первый цикл работ «Минерализм». Это путь постижения тайн природы».

На первой персональной выставке в Москве будут представлены работы из цикла «минерализм» и «ядовитые вещества». В этих картинах все подчиненно логике, эмоциям и осознанному обоснованию. Увеличенная структура минералов и веществ рассматриваются автором как первоначально формообразующий элемент, в котором заложены скрытые смыслы созидания матрицы будущего и скрытые смыслы разрушения матрицы будущего. Художник пытается расшифровать графические ребусы, соотнести их с опытом абстрактного рисунка природы и художественного мышления. Так, за границами видимого человеческим глазом рождаются полотна Степана Мянника, на первый взгляд - абстрактные, но по сути своей - это пейзажи самой Земли.

В Лондоне Степан Мянник был приглашен для выполнения социального заказа на благотворительную художественную выставку «ARTEFAX» , где были представлены его работы на тему проблем молодого поколения. Это была выставка Степана в Лондоне, которую поддержал своим присутствием принц Ростислав Романов. Картины на выставке были экстраконтроверсальные: это ядовитые вещества, раскалывающие дух, волю, сознание, личность и жизнь молодых людей. И художник, пользуясь только своим воображением и наукой, увеличил то, что скрыто от глаз, что тайно и запретно, показав ядовитые вещества раскола в масштабе общества в целом. Так, в одном из произведений на полотне остался маленький, свободный от вещества островок с парящими в чистом небе птицами. Это тот островок надежды, который пока еще остался у человека, захваченного ядовитым пленом. Художник говорит: « Минералы можно увидеть только расколов их, тогда как ядовитые вещества - раскалывают саму жизнь человека». И поэтому не случайно свою первую персональную выставку Степан Мянник назвал «Раскол? Раскол!» Молодой автор пытается познакомить зрителей со своей художественной и личностной позицией.

Степан Мянник так же поддерживает своим творчеством благотворительные мероприятия, так как считает это важным делом для любого человека. В день празднования Дня России в Лондоне в июне 2015 г. при поддержке фонда Его Величества Принца Майкла Кентского и в рамках показа фильма «Спасти Императора», режиссера Олега Фомина, он передал в дар потомку русский царей Принцу Ростиславу Ростиславовичу Романову свою картину «Предчувствие Революции». Организатор и соавтор вечера - Алена Бубнова.

Так же Степан передал свою картину для благотворительного ежегодного аукциона «Русского Бала в Лондоне», который состоится в ноябре 2015 г. Художник принял решение всегда связывать свой творческий путь с благотворительностью.

Степан Мянник пробует свои силы и в жанре художественной литературы: уже подготовлен к печати первый роман «Дрейф Айсберга» который выйдет этой зимой, где иллюстрациями к роману будут служить некоторые картины с выставки «Раскол? Раскол!».

Степан Мянник находится только в самом начале своего творческого пути. Однако его искусство уже заинтересовало серьезных галеристов в Москве и за рубежом. Очевидно, в ближайшем будущем новые циклы его живописных работ, а так же роман «Дрейф Айсберга» будут представлены на суд широкой публики.

Часть средств от данной выставки будет направлена в фонд Принца Майкла Кентского. Средства пойдут на: сохранение исторического культурного наследия России; культурное развитие творческого потенциала молодежи, помощь детям, пострадавшим от ожогов и языковые программы, способствующие взаимопониманию между народами России и Европы.

Степан Мянник

1994 - родился в Москве

2010-2013 - King`s School Ely

2013 - University of Fine Art, London (UAL)

Основные выставки

06.2014 - «Rebirth», The Gallery, Edwards Lane, Stoke Newington, London, UK 02.2015 – «Mother Russia», The Rag Factory, 16 Heneage Street, London, UK 06.2015 – «Come Coser», Apiary Studios, Hackney Road, London, UK06.2015 – «The 20th Annual Russian Summer ball», Lancaster House, Stable Yard, St James’s, London, UK07.2015 – «Artefax», London, UK

Степан Мянник следует добру, исследуя зло.

В минувшем сентябре посетителям московской «Галереи кино» была представлена первая персональная выставка молодого художника Степана Мянника под эпатирующим названием «Раскол? Раскол!». Если одним словом попытаться выразить впечатление от его работ, то это будет – неоднозначное. Видно, что автор обременен поиском своего «я», что приводит к сложным, подчас эксцентричным композициям. Подробнее об открывшейся выставке, об исследовании запретного, о творческой карьере в Великобритании и отношении к благотворительности 21-летний Степан рассказал «Русскому Меценату»:

– Выставка состоит из работ, которые являются квинтэссенцией моих творческих исканий. Долгое время я изучал строение минералов и различных психотропных веществ под микроскопом. Исследуя структуру, рисунок, цветовую палитру камней, я пришел к выводу, что это сложнейшая материя, которая формировалась тысячелетиями, и то, что мы видим, – срез прошедшего. Я долго всматривался в абстрактные формы гранита. Его краски и соединения сформировали уникальный рисунок: такой гармоничный и вместе с тем актуальный во все времена. Так возник первый цикл работ «Минерализм». И это не абстракция, а фантазия природы, которой я восхищен! Изучение и проекция этих естественных шедевров – мой путь постижения тайн природы. Я поставил перед собой задачу расшифровать графические ребусы, по сути своей – это пейзажи самой Земли.

Степан Мянник, князь Ростислав Романов, Никита и Регина Мянник на выставке «ARTEFAX» в Лондоне

– Помимо минералов ты так же изучал строение алкоголя и прочих ядов. С какой целью?

– Я пошел на неоднозначный эксперимент: изучил структуру ядовитых веществ под микроскопом и воспроизвел увиденное на холсте. Взглянем, к примеру, на алкоголь. Мы видим изображение, состоящее из каплеобразных пятен в темной, тяжелой цветовой гамме. Да и другие токсичные вещества поражают колоратурой своего минерального состава. Возникает ощущение автоматического нанесения красок на полотно, исключительно под влиянием психических и эмоциональных состояний.

– Ты уже довольно долго живешь в Лондоне. Как складываются твои дела в британской столице?

– На самом деле, в Лондоне я только начинаю свой профессиональный путь, однако успел поучаствовать в некоторых благотворительных инициативах, чем особенно горжусь. Полагаю, что мое творчество должно приносить не только эстетическое удовольствие, но и быть полезным обществу. К примеру, я был участником художественной выставки «ARTEFAX», тематика которой оказалась близка моим поискам, отражала трудности, с которыми сталкивается молодое поколение. На ней я впервые продемонстрировал самые нестандартные свои полотна, посвященные ядовитым веществам. Я стремился показать все то, что тайно и запретно, как в миниатюре, так и в масштабе общества. На одном из полотен был сохранен маленький, нетронутый островок с парящими в чистом небе птицами – тот островок надежды, который пока еще остался у человека, захваченного ядовитым пленом. Минералы можно увидеть, только расколов их, тогда как токсиканты раскалывают саму жизнь человека. Собственно, осознание этого и натолкнуло меня на мысль назвать свою московскую выставку «Раскол? Раскол!».

Режиссер Рашид Тугушев на открытии выставки «Раскол? Раскол!»

– Благотворительность – тонкая материя, поскольку сегодня иные деятели, те только искусств, прикрывают ею подчас не самые благие намерения. Ты уже выработал к ней внятное отношение?

– В данном случае, мне кажется, мои действия говорят больше, нежели мои рассуждения. К примеру, в рамках Дня России в Лондоне в июне 2015 г. после показа фильма «Спасти Императора» я, при поддержке фонда Его Высочества принца Майкла Кентского, передал в дар потомку русской царской семьи князю Ростиславу Ростиславовичу Романову свою картину «Предчувствие Революции». Для меня важно, что это произведение напоминает о моих корнях, истории моей страны, привлекает внимание к теме национальной самоидентификации. Также я передал свою картину для ежегодного благотворительного аукциона «Русского Бала в Лондоне», который состоится в ноябре 2015 года. То же относится и к выставке в московской «Галерее Кино»: часть средств, вырученных в ходе ее проведения, будет направлена в фонд Принца Майкла Кентского. Средства пойдут на сохранение исторического культурного наследия России; развитие творческого потенциала молодежи, помощь детям, пострадавшим от ожогов, и языковые программы, способствующие взаимопониманию между народами России и других стран Европы.

– Выражаешь ли ты себя в других творческих формах, кроме живописи?

– Предстоящей зимой выйдет в свет мой первый роман «Дрейф Айсберга». Иллюстрациями послужат некоторые мои работы с выставки «Раскол? Раскол!». Это сложная и запутанная история о человеке с раздвоением сознания. Сюжет книги перекликается с моими картинами, можно сказать, что процесс создания картин натолкнул меня на более глубокое исследование темы раскола и раздвоения сознания, что и вылилось в художественное произведение.

Беседу вела Лариса КАЛАШНИКОВА