Эти воззрения, за малым исключением, не отличались особой оригинальностью и были почерпнуты как они есть из бурлящего водоворота австрийской политической жизни начала двадцатого века. Дунайская монархия разваливалась под бременем собственных противоречий. Германо-австрийское меньшинство на протяжении столетий правило многоязычной империей, в состав которой входило более десятка разных национальностей, навязывая им свой язык и свою культуру. Но с 1848 года позиции монархии пошатнулись. Образно выражаясь, Австрия перестала быть котлом, переваривающим противоречия национальных меньшинств. В 60-е годы прошлого столетия от империи откололась Италия, а в 1867 году венгры добились равенства с немцами в рамках так называемой двуединой монархии.

Теперь же, в начале двадцатого века, потребовали равенства или по крайней мере национальной самостоятельности славянские народы - чехи, словаки, сербы, хорваты и другие. В политической жизни Австрии доминирующее место заняла острая национальная борьба.

Но это было еще не все. Назревал также социальный протест, зачастую превосходивший по своим масштабам расовые волнения. Низшие классы, лишенные избирательного права, добивались участия в выборах, а рабочие боролись за право создавать профсоюзы и проводить забастовки, выдвигая требования не только о повышении заработной платы и улучшении условий труда, но и о предоставлении политических свобод. И действительно, всеобщая забастовка в итоге привела к предоставлению избирательного права мужчинам, что по существу положило конец политическому доминированию германо-австрийцев, составлявших треть населения австрийской части империи.

Гитлер, этот молодой германо-австрийский националист из Линца, был ярым противником подобных перемен. Он считал, что империя стала скатываться в "зловонное болото". Спасти ее можно лишь при условии, если высшая раса немцы сохранят за собой абсолютную власть. Негерманские расы, особенно славяне, а прежде всего чехи, считались низшими. И поэтому ими должны править немцы железной рукой. Следовало распустить парламент и вообще покончить со всякой демократической ерундой.

Хотя Гитлер не занимался политикой, он живо интересовался деятельностью трех основных политических партий старой Австрии: социал-демократической, христианско-социалистической и пангерманских националистов. И вот у этого неопрятного завсегдатая благотворительных кухонь проклюнулись первые ростки политической проницательности, позволившие ему с удивительной ясностью увидеть всю силу и слабость современных политических течений. Дальнейшее развитие этого качества способствовало его превращению в ведущего политического деятеля Германии.

Гитлер с первого взгляда лютой ненавистью возненавидел социал-демократическую партию. "Наибольшую неприязнь во мне, - заявлял он, вызывало их враждебное отношение к борьбе за сохранение германизма и постыдное заигрывание с "товарищами" славянами... За несколько месяцев я получил то, на что в другие времена требовались десятилетия: понимание заразной шлюхи {Во втором и всех последующих изданиях "Майн кампф" это слово было заменено выражением "заразных больных". - Прим. авт.}, прикрывающейся общественной добродетелью и братской любовью".

И все же он был достаточно умен и погасил в себе чувство ненависти, которое испытывал к партии рабочего класса, чтобы внимательно изучить причины ее популярности. Он пришел к выводу, что таких мотивов несколько, и спустя годы припомнил их и использовал при создании национал-социалистской партии Германии.

Однажды, говорится в "Майн кампф", он явился свидетелем массовой демонстрации венских рабочих. "Почти два часа я стоял и, затаив дыхание, наблюдал, как огромная грозная толпа проплывала мимо. Затем в подавленном состоянии я не спеша направился домой".

Дома он занялся чтением социал-демократической прессы, изучением речей их лидеров и самой организации, анализом психологии и политических методов и подведением итогов. Гитлер пришел к выводу, что социал-демократы добились успехов, во-первых, потому, что знали, как сделать движение массовым, без чего существование любой политической партии не имеет смысла; во-вторых, потому, что научились вести пропагандистскую работу в массах; в-третьих, потому, что хорошо понимали силу "внутреннего и физического страха".

Третий вывод, хотя и основывался на ошибочных представлениях и предубеждениях самого Гитлера, заинтересовал его. Через десять лет он использовал этот принцип в собственных целях.

"Я понял, какой постыдный внутренний страх это движение наводит, в частности, на буржуазию, которая ни морально, ни психически не готова к подобным нападкам; в заданный момент самая настоящая лавина оскорблений и лжи может обрушиться на любого противника, который представляется наиболее опасным, пока у лиц, подвергающихся нападкам, не сдадут нервы... Подобная тактика основывается на точном учете всех человеческих слабостей, и с ее помощью почти с математической точностью можно добиться успеха...

Я пришел также к пониманию того, что такое значение физический страх имеет как в отношении отдельного человека, так и масс в целом... В то время как в рядах сторонников этого движения достигнутые успехи рассматриваются как подтверждение правильности выбранного ими пути, противник, потерпевший поражение, в большинстве случаев понимает всю бессмысленность какого-либо дальнейшего сопротивления".

Более точного анализа нацистской тактики, разработкой которой впоследствии занимался Гитлер, никто никогда не давал.

Пристальное внимание начинающего осознавать себя в Вене Гитлера привлекли две политические партии. Деятельность обеих он подверг беспристрастному скрупулезному анализу. Поначалу, как указывал Гитлер, его симпатии принадлежали пангерманской националистической партии, созданной Георгом Риттером фон Шенерером, выходцем из Нижней Австрии, как и семья Гитлера.

В то время пангерманская партия вела непримиримую борьбу за германское превосходство в многонациональной империи. И хотя Гитлер считал Шенерера "глубоким мыслителем" и с энтузиазмом поддерживал его основополагающую программу воинствующего национализма, антисемитизма, антисоциализма, союза с Германией, оппозиции Габсбургам и Ватикану, он вскоре понял причины неудач этой партии.

"Пангерманское движение в недостаточной мере оценило важность социальных проблем, и это стоило ему того, что оно потеряло поддержку по-настоящему активных народных масс. Участие, партии в парламенте лишило движение мощной притягательной силы и одновременно выявило изъяны, свойственные ему. Борьба против католической церкви... оттолкнула от движения многих передовых людей, которые составляют гордость нации".

Хотя Гитлер забыл об этом, придя к власти в Германии, одним из уроков, извлеченных им в венский период жизни, о котором фюрер довольно подробно пишет в "Майн кампф", явилось понимание тщетности усилий какой-либо политической партии противопоставить себя церкви.

"Независимо от того, насколько вескими были основания для критики того или иного направления, - пишет Гитлер, объясняя, почему тезис Шенерера "отдельно от Рима" был тактической ошиб-кой, - политическая партия ни на минуту не должна упускать из вида тот факт, что за всю предшествующую историю партия, преследующая чисто политические цели, ни разу не добилась успеха в проведении реформации церкви".

Однако Гитлер полагал, что самой большой ошибкой пангерманской партии оказалась ее неспособность вести за собой массы, ее нежелание попытаться понять психологию простого народа. По оценке Гитлером идей, которые начали у него формироваться, едва ему исполнился двадцать один год, очевидно, что такую позицию пангерманистов он считал в корне ошибочной. Гитлер был не намерен повторять подобных просчетов, создавая свое собственное политическое движение.

Не имел он права и на другую ошибку, допущенную пангерманской партией. Пангерманцам не удалось добиться поддержки от мощных институтов страны церкви, военных, кабинета министров или главы правительства. До тех пор пока политическое движение не заручится подобной поддержкой, по мысли молодого Гитлера, ему будет трудно, а то и невозможно прийти к власти. В решающие дни января 1933 года Гитлеру удалось изловчиться и получить в Берлине такую поддержку, что и позволило ему и национал-социалистской партии прийти к власти.

В бытность Гитлера в Вене один политический лидер хорошо понимал это, а также необходимость создания партии, опирающейся на массы. Это был доктор Карл Люгер, бургомистр Вены и лидер христианско-социалистической партии, который в большей, чем кто-либо другой, степени являлся политическим наставником Гитлера, хотя они ни разу не встречались. Гитлер всегда считал его "величайшим германским мэром всех времен... государственным деятелем более важным, чем все так называемые дипломаты того времени... Если бы доктор Карл Люгер проживал в Германии, его с полным основанием можно было бы отнести к великим представителям нашего народа".

Правда, надо заметить, что между Гитлером, каким он потом станет, и Люгером, этим добродушным кумиром мелкой венской буржуазии, было мало общего. Люгер действительно слыл самым влиятельным политическим деятелем Австрии, будучи председателем партии, состоящей из представителей недовольной мелкой буржуазии, нажив политический капитал, как позднее и сам Гитлер, на яром антисемитизме.

Однако Люгер, который не отличался знатным происхождением, учился в университете и был человеком высокообразованным. Даже его оппоненты, включая евреев, соглашались с тем, что он был порядочным, галантным, по-рыцарски щедрым и вполне терпимым. Стефан Цвейг, известный австрийский писатель, еврей по национальности, живший тогда в Вене, подтвердил, что официальный антисемитизм никогда не мешал Люгеру помогать евреям и проявлять дружеские чувства к ним. "При нем, - вспоминает Цвейг, - городом управляли довольно справедливо и даже в типично демократической манере... Евреи, которых привела в ужас победа антисемитской партии, как и раньше, пользовались теми же правами и уважением".

Это не нравилось молодому Гитлеру. Он считал, что Люгер был слишком терпим и не понимал всей значимости расовой проблемы евреев. Гитлер возмущался неудачными попытками бургомистра принять пангерманизм, скептически воспринимал его католический клерикализм и лояльность по отношению к Габсбургам. Разве не престарелый император Франц Иосиф дважды отказывался санкционировать избрание Люгера на пост бургомистра?

Однако в конце концов Гитлер был вынужден признать гениальность этого человека, человека, который знал, каким образом можно добиться поддержки масс, хорошо разбирался в современных социальных проблемах и понимал, какое значение пропаганда и ораторское искусство имеют для воздействия на сознание масс. Гитлер не мог не восхищаться тем, как Люгер контактировал с влиятельной церковью: "политику он проводил с большой проницательностью". И наконец, тот же Люгер "умел эффективно использовать все имеющиеся средства для завоевания поддержки традиционных институтов власти, с тем чтобы получать максимальные преимущества для своей партии со стороны этих влиятельных сил".

Таковы вкратце идеи и методы, которыми позже воспользовался Гитлер для создания своей собственной политической партии и завоевания этой партией власти в Германии. Исключительная изобретательность Гитлера состояла в том, что он оказался единственным правым политическим деятелем, который применил эти идеи и методы в Германии после окончания первой мировой войны. Именно в тот период нацистскому движению - единственному среди прочих националистических и консервативных партий - удалось привлечь на свою сторону широкие массы и благодаря этому добиться поддержки армии, президента республики и представителей большого бизнеса - другими словами, трех традиционных институтов верховной власти, которые помогли Гитлеру найти пути к посту рейхсканцлера Германии. Уроки, полученные в Вене, действительно не прошли даром.

Доктор Карл Люгер был блестящим оратором, а пангерманская партия испытывала недостаток в людях, умеющих хорошо говорить. Гитлер обратил на это внимание и впоследствии в "Майн кампф" не преминул порассуждать о значении ораторского искусства в политике.

"Истоки той силы, которая с незапамятных времен лежала в основе крупнейших религиозных и политических преобразований, скрываются в магическом притяжении сказанного слова, и в нем одном.

Недаром массы можно всколыхнуть лишь силой слова. Все крупные движения - это популярные движения, сгусток человеческих страстей и эмоциональных всплесков, подогретых либо жестокой богиней горя и лишений, либо зажигательными призывами, произнесенными перед массами; такие движения нельзя взрастить слащавыми речами литературных эстетов и салонных героев".

Несмотря на то что молодой Гитлер воздерживался от непосредственного участия в политической жизни Австрии, он уже тогда начал совершенствовать свое ораторское искусство в общедоступных аудиториях Вены, выступая то в ночлежках, то в благотворительных кухнях, то на углу улицы. Позднее он развил эти данные, что я могу подтвердить лично, поскольку присутствовал на его наиболее важных выступлениях. Мало кто из политических деятелей Германии периода между двумя мировыми войнами мог сравниться по ораторскому таланту с фюрером, именно это мастерство в значительной степени содействовало его поразительному успеху.

И наконец, Гитлером были накоплены в Вене определенные знания по еврейскому вопросу. В Линце, как позднее вспоминал он, проживало немного евреев.

"Я не помню, чтобы дома отец когда-либо говорил о них. В средней школе учился один еврейский мальчик, но мы не придавали этому никакого значения... Я даже принимал их (евреев) за немцев".

Однако друг юности Гитлера писал впоследствии, что это не соответствовало действительности. "Когда я впервые встретился с Адольфом Гитлером, - отмечал Август Кубичек, вспоминая о днях, проведенных вместе с другом в Линце, - у него уже тогда были заметны антисемитские настроения... Гитлер отправился в Вену убежденным антисемитом. И хотя жизненный опыт, накопленный им в Вене, мог усугубить эти чувства, они зародились в юноше задолго до этого".

"Затем я переехал в Вену. Растерявшись от обилия впечатлений... собственной неустроенности, я первое время еще не осознавал всего многообразия социального расслоения обитателей этого огромного города. Несмотря на то что в двухмиллионной Вене еврейское население составляло около двухсот тысяч, я не обращал на них никакого внимания... В ту пору еврей по-прежнему казался мне не кем иным, как человеком другого вероисповедания, поэтому просто из человеческой терпимости я в данном случае, как и во всех других, оставался противником каких-либо религиозных нападок. Стало быть, тональность антисемитской прессы Вены казалась мне недостойной культурных традиций великой державы".

Однажды Гитлер отправился погулять в центр города. "Я вдруг увидел мужчину в черном кафтане и с темными пейсами. "Это, наверное, еврей", подумал вдруг я. Но в Линце они выглядели совсем иначе. Исподтишка я стал пристально наблюдать за незнакомцем, и, чем внимательнее я всматривался в лицо этого человека, изучал его черты, тем назойливее терзала меня мысль: "И это немец?"

Нетрудно догадаться, к какому выводу пришел Гитлер. Однако сам он утверждает, что прежде он решил, чтобы попытаться рассеять свои сомнения, поискать ответа в книгах. Он с головой ушел в изучение антисемитской литературы, которая в те времена довольно широко продавалась в Вене. Затем перенес свои наблюдения на улицы города, чтобы непосредственно проследить за этим "феноменом".

"Куда бы я ни шел, я везде теперь встречал евреев, и, чем чаще я их видел, тем более четко выделял среди остальной части населения... Позднее мне нередко становилось дурно до тошноты от одного только запаха, исходившего от людей, облаченных в кафтаны".

Впоследствии Гитлер писал, что понял "всю моральную нечистоплотность этих "избранников божьих"... Разве порок или разврат, особенно в сфере культурной жизни, не встречаются там, где действует хотя бы один еврей? Если вы более внимательно попробуете подойти к рассмотрению подобных порочных явлений, то обнаружите, что и тут, стоит только направить свет на разлагающийся труп, который гложут черви, имеется еврей!"

Евреи в значительной степени, по убеждению Гитлера, были ответственны за расцвет проституции и работорговлю белыми людьми. "Когда впервые, говорит в этой связи Гитлер, - я до конца осознал суть евреев как хладнокровных, бесстыжих и расчетливых организаторов, этих отвратительных поставщиков разврата среди отребья большого города, меня в буквальном смысле холодный пот прошиб".

В пространных высказываниях Гитлера по поводу евреев просматривается явно болезненная сексуальность. Это было характерно для антисемитской прессы Вены того времени, впрочем, как впоследствии и для сомнительного еженедельника "Дер штюрмер", издававшегося в Нюрнберге одним из любимцев фюрера Юлиусом Штрейхером, нацистским вождем Франконии, известным извращением, прославившимся в третьем рейхе своей дурной репутацией.

"Майн кампф" изобилует намеками на нечистоплотных евреев, которые соблазняют невинных христианских девушек, что самым неблагоприятным образом сказывается на последующих поколениях. Гитлер часто пишет о том, что "представлял себе кошмарные сцены совращения сотен тысяч девушек отвратительными кривоногими евреями-ублюдками".

Как указывает Рудольф Олден, антисемитизм Гитлера мог быть порожден его болезненным воображением. Хотя Адольфу к тому моменту, когда он проживал в Вене, уже исполнилось двадцать лет, он, насколько известно, не состоял в каких-либо отношениях с женщинами.

"Так постепенно, - констатирует Гитлер, - я возненавидел их... Именно тогда наступил период высочайшего духовного подъема, когда-либо испытанного мною. Я покончил с малодушным космополитизмом и стал антисемитом".

Таким слепым и ярым фанатиком Гитлер оставался до конца своих дней. В последнем завещании, написанном за несколько часов до смерти, Гитлер не удержался от того, чтобы снова не обрушиться на евреев, ответственных за войну, которую сам развязал и которая теперь должна была покончить с ним и созданным им третьим рейхом. Лютая ненависть, поразившая столь многих немцев в рейхе, в конечном счете привела к массовому уничтожению народов и оставила страшный след в истории цивилизации, который сохранится до тех пор, пока на земле будет существовать человечество.

Весной 1913 года Гитлер решил распрощаться с Веной и переехать в Германию, которой, как он писал, всегда принадлежало его сердце. Молодому человеку было двадцать четыре года, и всем, не считая, разумеется, его самого, он казался полным неудачником. Он не стал ни художником, ни архитектором. Для многих он был не кем иным, как бродягой, правда довольно эксцентричным и начитанным. У Гитлера не было ни друзей, ни семьи, ни работы, ни дома. Тем не менее его отличала непоколебимая уверенность в себе и своем предназначении.

Не следует исключать, что Гитлер покинул Австрию, чтобы избежать военной службы {Начиная с 1910 года, по исполнении двадцати одного года, Гитлер вступил в призывной возраст. Как вспоминает Хайден, австрийские власти не могли добраться до него, пока он жил в Вене. Им удалось разыскать его лишь в Мюнхене, и молодому человеку было предписано явиться для освидетельствования в Линц. Йозеф Грейнер в книге "Конец гитлеровского мифа" приводит некоторые эпизоды переписки Гитлера с австрийскими военными властями, из которых явствует, что он отверг обвинение в том, что перебрался в Германию, чтобы избежать военной службы. Ссылаясь на отсутствие достаточных средств, он попросил разрешения пройти освидетельствование в Зальцбурге, который находился недалеко от Мюнхена. Он прошел освидетельствование 5 февраля 1914 года, и его признали негодным к строевой и даже вспомогательной службе по причине слабого здоровья - видимо, было не все в порядке с легкими. Тот факт, что он не стал призывником до тех пор, пока власти в конце концов не установили его местопребывание, а ему к тому времени исполнилось двадцать четыре года, очевидно, беспокоил Гитлера, когда взошла его звезда в Германии. Грейнер подтверждает слух, ходивший в антинацистских кругах, когда я работал в Берлине, относительного того, что после оккупации Австрии в 1938 году немецкими войсками Гитлер отдал распоряжение гестапо найти официальные документы, касающиеся его призыва на военную службу. Попытки обнаружить эти бумаги в Линце не увенчались успехом, отчего Гитлер пришел в бешеную ярость. Документы эти были изъяты одним из членов местного управления, который после войны показал их Грейнеру. - Прим. авт.}.

Но так произошло не из-за трусости Гитлера. Просто он и мысли не допускал о том, чтобы служить бок о бок с евреями, славянами и представителями других национальных меньшинств, населявших империю. В "Майн кампф" Гитлер указывает, что переехал в Мюнхен весной 1912 года, однако сведения эти не соответствуют действительности. В документах венской полиции значится, что он проживал в Вене по май 1913 года.

Собственное объяснение Гитлером причин его отъезда из Австрии звучит довольно высокопарно:

"Постепенно во мне нарастало внутреннее неприятие государства Габсбургов... конгломерата различных этнических рас, заполнивших столицу... Меня выворачивало наизнанку это смешение чехов, поляков, венгров, русинов, сербов, хорватов, и везде было полно этих выскочек - евреев. Огромный город стал для меня олицетворением расового осквернения... Чем дольше я жил в этом городе, тем сильнее крепла во мне ненависть к чужеродному смешению людей, из-за него стал разлагаться древний центр германской культуры... Все это пробудило во мне жгучее желание отправиться наконец туда, куда с самого детства меня влекли тайные устремления и скрытая любовь".

Судьба Гитлера в стране, которая была ему столь дорога, сложилась так, как не представлялось даже в самом безумном сне. Живя в германском рейхе, Гитлер формально был иностранцем, австрийцем, и оставался им вплоть до своего назначения на пост канцлера. Чтобы понять его до конца, необходимо подходить к нему как к австрийцу, который достиг совершеннолетия незадолго до краха империи Габсбургов, но не смог пустить корни в просвещенной столице этого государства. Он впитал в себя все самые нелепые предрассудки и ненависть, распространенные в ту пору среди германо-язычных экстремистов, но не понял, что большинство окружавших его были людьми порядочными, честными и благородными независимо от их национальности и социального положения, то есть будь они чехи, евреи или немцы, бедные или богатые, художники или ремесленники. Сомневаюсь, чтобы какой-либо немец, проживающий на севере страны или на западе, в Рейнской области, в Восточной Пруссии или в Баварии, мог сочетать в себе, опираясь на имеющийся жизненный опыт, такие качества, которые выдвинули Адольфа Гитлера на те высоты, которых ему в итоге удалось достичь. Правда, сюда следует добавить ярко выраженную непредсказуемость гения.

Однако весной 1913 года его гениальность еще не проявилась. В Мюнхене, как и в Вене, Гитлер жил без средств, без друзей и постоянной работы. Летом 1914 года началась война, взявшая его вместе с миллионами других людей в свои безжалостные тиски. 3 августа Гитлер подал прошение королю Баварии Людвигу III разрешить ему вступить добровольцем в полк, формировавшийся в Баварии, и его просьба была удовлетворена.

Гитлеру представилась благоприятная возможность. Теперь молодой бродяга мог не только удовлетворить свое желание служить вновь обретенному отечеству, что, по словам Гитлера, выливалось в борьбу за будущее Германии, когда встал вопрос "быть или не быть", но и избежать неудач и неприятностей в личной жизни.

"Эти несколько часов, - писал Гитлер в "Майн кампф", - будто освободили меня от бремени, висевшего надо мной на протяжении всей моей юности. Мне вовсе не стыдно признаться в том, что меня охватил восторг и, упав на колени, я от всего сердца возблагодарил всевышнего за то, что он ниспослал мне великое счастье жить в такое время... Для меня, как и для всех немцев, начался самый памятный период жизни. На фоне событий той гигантской борьбы все мое прошлое кануло в небытие".

Таким образом, прошлому Гитлера со всеми его разочарованиями, убогостью и одиночеством суждено было остаться в тени, хотя именно прошлое сформировало сознание и характер фюрера. Война, принесшая смерть многим миллионам, для Гитлера, которому тогда было двадцать пять лет, знаменовала начало новой жизни.

Редькин И.Н. СГФ 31И

Роль личности Адольфа Гитлера в истории

Уже с раннего возраста он обладал незаурядными способностями. Гитлер, будучи ещё маленьким мальчиком, интересовался мистицизмом и философией, пел в церковном хоре. Он не получил систематического образования и не приобрёл какой- либо специальности. Он даже не закончил средней школы, а на экзаменах в Академию изобразительных искусств в Вене провалился. Приобретение профессии «ради заработка на хлеб» он считал ниже своего достоинства. Полный самомнения, он готовил себя к карьере «свободного художника», не связанного с упорным повседневным трудом.

У Гитлера была прекрасная память. В юношеские годы, имея достаточно свободного времени, он много читал, обычно всё, что попадало под руку, и хорошо запоминал прочитанное. Отрывочные знания, популярных исторических, социологических, философских работ, стали основой, на которой формировались его убеждения.

В дальнейшем сильное воздействие на него оказали деклассированные элементы, с которыми он вынужден был общаться после смерти в 1908г. Матери, У него кончились средства к существованию, и он попал в категорию изгоев общества, люмпенов. Местом пребывания на несколько лет для него стали ночлежки и благотворительные учреждения Вены. Приходилось самому заботиться о хлебе насущном. Не имея профессии, он нанимался на какую-либо временную работу (помогал на стройках, убирал улицы, подносил чемоданы), а затем стал рисовать акварелью картинки, изображавшие различные архитектурные памятники в Вене и Мюнхене.

К 25 годам у будущего фюрера не было ни постоянной работы, ни друзей, ни любимой женщины, но уже сформировался характер, выработались твёрдые взгляды на окружающий мир. Он испытывал неудовлетворённость этим миром и готов был, при появлении такой возможности, попытаться изменить его. Гитлер был человеком необычайной самодисциплины, отличался большой работоспособностью, мог упростить сложную проблему, сделать её понятной каждому, а в личной жизни был прост и строг. Он не курил, не пил кофе и алкогольных напитков, ел только вегетарианскую пищу. С искренней любовью относился к детям и домашним животным, проявлял заботу о подарках ко дню рождения своим сотрудникам и их детям.

В юношеские годы Гитлер любил одиночество, но с возрастом стремился к общению с людьми. Имея феноменальную память, он рассказывал многие забавные истории, умело, подражая голосам и 4 выражениям своих героев. Он любил юмор, но никогда не прибегал к непристойным шуткам и грязным анекдотам. Гитлер умел убеждать людей. Многие, возражавшие ему, после беседы с ним чаще всего отказывались от своих возражений и признавали его правоту.

После того, как Гитлер принимал какое-либо решение, его почти невозможно было заставить изменить его. Он боялся подорвать свой авторитет. Важные решения Гитлер обдумывал долго, сознательно рассматривая их разные стороны с точки зрения целесообразности. Но в самый последний момент по интуиции, исходя, согласно его выражению, из «политической принципиальности». По мелким вопросам, когда его разум не мог подсказать наиболее целесообразное решение, он мог даже прибегнуть к метанию монеты.

Политические и военные соображения у Гитлера всегда были очень тесно связаны друг с другом. Поэтому принимаемые решения имели далеко идущие последствия. Каждое военное решение учитывало политические, и даже пропагандистские аспекты.

В сентябре 1919г. Гитлер случайно попал на собрание карликовой Германской рабочей партии. У неё не было ни программы, ни устава, но высказываемые её членами идеи, сдобренные шовинизмом, ненавистью к Версальскому договору и антисемитизмом, оказались близки собственным убеждениям Гитлера. Они привлекли его, и он решил вступить в эту партию. С этого момента началась его политическая карьера.

Он оставил свою работу «доверенного лица» и полностью посвятил себя партийной деятельности. Менее чем через 2 года он стал руководителем партии с диктаторскими полномочиями. Вместо коллегиального руководства в партии был введен принцип фюрерства. Партия стала называться Национал-социалистической германской рабочей партией (НСДАП) и превратилась в личное орудие Гитлера для достижения власти. У неё появилась собственная газета («Фелькшер беобахтер»), свой символ (свастика) и своё приветствие («Хайль!, превратившееся позже в «Хайль Гитлер!»), были созданы партийные вооружения силы в виде штурмовых отрядов.

30 января 1933г. Гитлер как руководитель самой крупной фракции в рейхстаге был назначен канцлером Германии. Так нацисты мирным парламентским путём пришли к власти, которая была использована ими, чтобы подготовить и развязать самую кровопролитную и разрушительную в истории человечества войну Тирания Гитлера в нацистской Германии основывалось, прежде всего, на его полном контроле над массами.

Хотя в стране действовали возглавляемые Гитлером карательные органы и искусная пропаганда во главе с Геббельсом, главным в овладении массами было непосредственное воздействие на них личности фюрера. По определению английского биографа Гитлера А.Буллока, Гитлер «был самым крупным демагогом в истории». Он не стеснялся в средствах, без угрызения совести использовал чувства, страх и предрассудки, злобу своих слушателей. С дьявольским мастерством он мог взывать к тёмным силам внутри человека, приводить в движение самые низкие его чувства.

При общении с людьми Гитлер оказывал на них сильное психологическое воздействие, в какой-то степени подчинял их своей воле, как это делают сейчас экстрасенсы. От него, по рассказам свидетелей, исходили своеобразные биоволны, заставлявшие собеседника соглашаться с ним, делать его приверженцем. Особенно Гитлер зачаровывал людей своими голубыми глазами. Многие, с кем он беседовал, не могли выдержать его проникающий взгляд. Зная об этом, он смотрел прямо в глаза собеседника, не моргая.

Сам Гитлер не сразу осознал наличие у себя гипнотических способностей очаровывать людей, привлекать их на свою сторону. Такое осознание пришло к нему после окончания первой мировой войны, когда он в 1919-1920 гг. стал выступать с политическими речами на собраниях и митингах в Мюнхене. Обычно полчаса ему было достаточно, чтобы в ходе собрания полностью завладеть вниманием и чувствами слушателей, добиться от них единодушного одобрения высказанных положений.

Когда люди слушали его выступления, часто начинало сказываться «стадное чувство». При этом, чем больше была аудитория, тем сильнее это чувство проявлялось. Слушатели постепенно превращались в однородную, податливую массу. Достигал Гитлер этого не своим ораторским искусством, а прежде всего воздействием на подсознание слушателей. Его выступления не отличались логической последовательностью и чёткостью содержания, голос у него был грубым, хриплым и гортанным, мысль развивалась медленно, в речи сказывался австрийский акцент, но он хорошо чувствовал аудиторию и умел подчинить её своей воле. В такой способности воздействия на людей, Гитлер увидел своё преимущество перед другими ораторами и научился, затем широко его использовать в собственных целях.

Первоначально это был его единственный политический капитал. Подобно двуликому Янусу Гитлер обладал способностью перевоплощаться, представать перед собеседником в том образе, который мог вызвать доверие. Немецкие и иностранные политики, общественные и государственные деятели, журналисты, встречавшиеся с ним, видели только одно его лицо, привлекательное, а другое, недоброжелательное, злое, было для них скрыто.

Представляет в этой связи интерес впечатление, сложившееся от встречи с Гитлером у известного английского историка А.Тойнби. В 1936 году незадолго до ввода германских войск в Рейнскую область нацистский фюрер пригласил его к себе в резиденцию на дружескую беседу, пусть, мол, учёный-англичанин убедится, что германский рейхканцлер не бандит с большой дороги, о чём панически заговорили во всём мире в связи с массовым преследованием евреев, коммунистов и других оппозиционно настроенных лиц. «Вас, может быть, ошеломит то, что я вам скажу, - вспоминал Тойнби о встрече с Гитлером. – Он меня очаровал, был очень вежлив и в некотором роде интеллигентно красноречив.… После первоначальной сдержанности и натянутости заговорил, раскрепощено, свободно, много жестикулировал. Но высказывался связно, ясно, как бы 6 собираясь прочесть мне лекцию о своей политике.

При этом взгляд его был устремлён на восток. Кривая его рассуждений кончалась Лениным, чей коммунизм и антиколониализм стали заклятыми врагами капитализма Запада». Когда Тойнби поинтересовался созданными в Германии при нацистах концентрационными лагерями, Гитлер объяснил ему, что сам сидел в тюрьме и на себе почувствовал, как жить без солнечного света и свежего воздуха, потому, придя к власти, сразу решил вытащить заключённых из каменных мешков на свободу, на Богом данную природу, устроив для них лагеря.

Вторая мировая война тесно связана с личностью Адольфа Гитлера. Нет, пожалуй, ни одной работы об этой войне, где бы имя Гитлера не упоминалось много, много раз. В этом нет ничего удивительного. Гитлер был тем политическим и государственным деятелем, который больше всех способствовал развязыванию второй мировой войны, явился её инициатором. В годы войны он возглавлял самую мощную военную машину фашистской коалиции, определял стратегию Германии. Особенно ненавистен Гитлер стал советским людям. Подавляющее большинство людей стало его проклинать как самого крупного преступника, называли его исчадием ада, хотели его смерти. Это по его указанию германские войска напали на СССР и принесли с собой смерть и разрушения. Нападение стоило Советскому Союзу более 20 миллионов жизней. 5 миллионов граждан СССР были насильственно вывезены в Германию в качестве рабов.

Там, где прошли гитлеровские захватчики, оставалась выжженная и обезлюдевшая земля. В СССР не было почти ни одной семьи, которая не пострадала бы во время развязанной Гитлером войны. Западные историки и публицисты рассматривают решение Гитлера предпринять ничем не спровоцированное нападение на Советский Союз как самую большую ошибку, предопределившую исход войны. Произошло это, по их мнению, из-за недооценки возможностей СССР, его армии и народа. Гитлер, мол, трезво оценивал слабости советских Вооруженных Сил. Но ему не удалось правильно оценить общий потенциал страны и народа, сражающегося против иноземных захватчиков, несущих с собою смерть и рабство.

Противоречивость и двойственность Гитлера способствовали тому, что он сумел оказать значительное влияние на историческое развитие. Если бы он действовал традиционно, в соответствии со сложившимися канонами, что было характерно для большинства тиранов прошлого, он с помощью одной грубой силы не сотворил бы то, что им было сделано. Для него сила была только средством захвата власти. Во многом он полагался на интуицию, но это касалось большей части вопросов тактики. В области политической стратегии фюрер действовал в соответствии с довольно строгой и логичной системой взглядов, которые не исчезли полностью со смертью Гитлера.

Можно и ныне встретить людей, которые всё ещё разделяют идеи гитлеризма. Итак, каким же мы видим Адольфа Гитлера? Безусловно, это очень необычный человек, неординарная личность. С одной стороны – жестокий 7 тиран, проводивший политику уничтожения национальных и других групп, вследствие чего появились такие понятия как «расизм», нацизм». «Гитлеровская Германия» стала для европейской истории примером тоталитарного государства с его стремлением к контролю над сознанием граждан и искоренением инакомыслия. С другой – трудолюбивый, общительный человек, обладающий феноменальной памятью. Он любил детей, животных. Никогда не забывал о своих сотрудниках, близких людях. В нем сочетались противоречивые черты характера: безграничная жестокость и бесконечная любовь. Его называют тираном, диктатором своего времени, ненавидят, обвиняют в убийствах тысячи людей. Но в то же время, о нём снимают документальные, художественные фильмы.

Список литературы и источников

    Руперт Колли. Гитлер.Издательство КоЛибри,Азбука-Аттикус,2014

    Библиотека исторических документов. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/171285/gitler-i-totalitarnaya-germaniya

    Тайны истории. [Элетронный ресурс]. Режим доступа:http://witnesses-umbrella.jimdo.com/тайны-истории/

    Библиотека роли личности в истории. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://худобина.рф/sites/default/files/pdf/rol.pdf

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Адольф Гитлер, наверное, один из самых значимых людей в истории 20 века. Родился он 20 апреля 1889 года в Австрии, в городе Браунау-на-Инне, по адресу Salzburger Vorstadt 15. Его отец – Алоис, был сапожником, потом стал таможенным служащим. Алоис был женат три раза. С последней женой, Кларой, у него было 6 детей (по другим источникам было 5 детей), из которых Адольф и младшая сестра Паула прожили довольно долго Политические взгляды Гитлера. Дед Клары был отцом Алоиса. В 16 лет Адольф окончил школу в Линце. На его националистические воззрения во многом повлиял профессор Петш. После смерти отца он пытался поступить в Венскую академию, но потерпел фиаско. Мальчик имел хорошее чувство юмора, увлекался музыкой, живописью. После смерти матери, он отправился жить в Вену. Там жил очень плохо. Жил в приютах для бездомных. Зарабатывал себе на жизнь физическим трудом, плохо питался. Накануне войны он переехал в Мюнхен. Здесь о продолжал жить по-прежнему. В первые годы войны он стал добровольцем в германской армии, где проявил себя с очень хорошей стороны, за что и был награжден Железными крестами I и II степени. Был ранен два раза.

Очень близко к сердцу принял Адольф Гитлер поражение в войне. Далее Адольф был принят в Немецкую рабочую партию, где быстро стал её лидером, и переименовал партию в «Немецкую национал-социалистическую рабочую партию Германии» (НСДАП). Партия начала разрастаться. Было принято решение свергнуть правительство Веймарской республики. 9 ноября Гитлер и другие лидеры партии возглавили нацистов, направившихся к центру города. Дорогу преградила полиция, началась перестрелка. В итоге операция «Пивной путч» была провалена.

Гитлер был осужден за государственную измену. Со скамьи подсудимых Гитлер обвинил власть республики в предательстве, и дал клятву, что накажет своих обвинителей. Он вышел из тюрьмы меньше, чем через 1 год, хоть и был осужден на целых пять лет. В 1924 Гитлер направился в Оберзальцберг, где жил на протяжении нескольких лет, а в 1928 снял виллу, которую позже приобрел и назвал «Бергхоф». Он расформировал партию и начал привлекать электорат. Адольф Гитлер призывал отомстить за Версальский договор, убить всех евреев и коммунистов, возродить великую страну. Поддержку он получил от крупных промышленников. Еще огромную помощь ему оказал Земельный союз. Гитлером был произведен сговор с Ф.фон Папеном, в результате которого он стал канцлером.

В 1934 Гитлер столкнулся с оппозицией с Э.Рема, которые требовали более совершенных соц. реформ, призывали к новой революции. Гитлер, нуждавшийся в поддержке армии, выступил против бывших соратников. Рем был обвинен в подготовке убийства Гитлера, и в резне (так называемая «ночь длинных ножей») был уничтожен, как и несколько сотен руководителей СА. Получив от рейхстага полномочия, Гитлер начал готовится к войне. В августе 1939 Германия и Советский Союз подписали договор о ненападении, который дал Гитлеру возможность объединить все силы на захват Европы.

1 сентября 1939 Германия напала на Польшу – это и стало началом Второй мировой войны. Гитлер принял командование вооруженными силами. Он составил свой план завоевания Европы. Политические взгляды Гитлера После захвата Дании, Голландии, Норвегии, Бельгии и Франции Гитлер решился на вторжение в Великобританию. В его планы также входило и завоевание СССР. 20 июля 1944 была последняя попытка убить Гитлера. Это было под Растенбургом. Там была Взорвана бомба с часовым механизмом, однако каким-то чудесным образом Фюрер выжил. Британские, американские и советские войска взяли в кольцо Берлин. В это время Гитлер скрывался в бункере, под землей. 30 апреля 1945 года, написав завещание, в коем просил будущих руководителей страны к борьбе с «отравителями всех народов – международным еврейством» - застрелился.

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день - а мгновенье.

Он был крещен и конфирмован, однако впоследствии католическая религия не занимала большого места в его жизни. Вместе с тем он не стал атеистом, но продолжал называть себя христианином и во многих выступлениях высказывался в поддержку религии и христианства в частности .

Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства… фактически, наше движение - христианское. Адольф Гитлер. Речь в Пассау , 27 октября 1928

Сразу после прихода к власти Гитлер запретил организации, поддерживающие свободу вероисповедания (такие как немецкая Лига Вольнодумцев) и организовал «движение против безбожников». В 1933 году он заявил: «Мы начали борьбу против атеистического движения, и она не ограничилась несколькими теоретическими декларациями: мы его искореняли »

Данные обстоятельства не помешали Гитлеру провести своеобразную реформу христианского вероучения на территории Германии. Институт, основанный по приказу Гитлера, переписывал библейские тексты, уничтожая все упоминания об особой роли еврейского народа. По версии Гитлера, Христос был проповедником арийских идей.

В мае 1939 года по приказу фюрера в Айзенахе был основан теологической институт по вопросам «деевреизации». Его сотрудники редактировали церковные тексты, вычеркивая «неарийские» пассажи. Десятки печатных трудов института были опубликованы огромными тиражами. Немецкий церковный архивариус Хансйорг Бусс обобщил для газеты эти сомнительные достижения гитлеровских приспешников. «Немцы с Господом - немецкая книга веры»: обновленная версия священного писания содержала 12 заповедей вместо десяти. Два дополнительных предписания: «Содержи кровь свою в чистоте» и «Чти вождя и учителя твоего». В новом издании псалмов еврейское имя Бога было заменено на «спаситель страждущих». В издании 1940 года сказано: «Евангелический Иисус может стать спасителем только нашего немецкого народа, потому что он не воплощает идеи еврейства, а беспощадно борется с ними». «Немецкий народ боролся против разрушения своей жизни и сущности евреями», - пишет директор института Вальтер Грундманн. Гитлер лично подписывает указ о присвоении ему профессорского звания.

Высказывания Гитлера, связанные с христианством

24.10.1941 «Церковь ищет выход, утверждая, что библейские сюжеты не следует понимать буквально. Скажи это кто‑нибудь 400 лет тому назад, его бы точно сожгли на костре под молебны.»
11.11.1941 «Партия хорошо делает, не вступая ни в какие отношения с церковью. У нас никогда не устраивались молебны в войсках. Пусть уж лучше - сказал я себе - меня на какое-то время отлучат от церкви или предадут проклятию. Дружба с церковью может обойтись очень дорого. Ибо, если я достиг чего-либо, мне придется во всеуслышание объявить: я добился этого только с благословения церкви. Так я лучше сделаю это без ее благословения, и мне никто не предъявит счет.» «В наши дни человек, знакомый с открытиями в области естествознания, уже не сможет всерьез воспринимать учение церкви: то, что противоречит законам природы, не может быть божественного происхождения и господь, если пожелает, поразит молнией также и церковь.» «Поскольку любые потрясения суть зло, лучше всего будет, если нам удастся, просвещая умы, постепенно и безболезненно преодолеть такой институт, как церковь».
3.12.1941 «Война идет к концу. Последняя великая задача нашей эпохи заключается в том, чтобы решить проблему церкви. Только тогда германская нация может быть совершенно спокойна за свое будущее. Догматы веры меня совершенно не интересуют, но я не потерплю, чтобы поп вмешивался в земные дела. Сделав государство полным хозяином, мы положим конец организованной лжи. В юности я признавал лишь одно средство: динамит. Лишь позднее я понял: в этом деле нельзя ломать через колено. Нужно подождать, пока церковь сгниет до конца, подобно зараженному гангреной органу. Нужно довести до того, что с амвона будут вещать сплошь дураки, а слушать их будут одни старухи. Здоровая, крепкая молодежь уйдет к нам. Я ничего не имею против целиком государственной церкви, как у англичан. Но мир просто не может так долго держаться на лжи. Только в VII, VIII и IX веках князья, которые были заодно с попами, навязали нашим народам христианство. Раньше они жили без этой религии. У меня шесть дивизий СС, ни один из этих солдат не ходит в церковь, и тем не менее они со спокойной душой идут на смерть.» «Христианство же стремится заставить уверовать нас в „чудо преображения“, ничего более нелепого человеческий мозг в своем безумии и выдумать не мог; чистейшей воды издевательство над любым божественным началом.»
"Наша религиозность - это вообще наш позор. У японцев-христиан религия преобразована применительно к их миру. Но им легче. Религия японцев возвращает их назад к природе. Христианский тезис о загробном мире я ничем не могу заменить, поскольку он совершенно несостоятелен. "
«Очень хорошо, что я не пустил попов в партию. 21 марта 1933 года - в Потсдаме - встал вопрос: идти или не идти в церковь? Я завоевал государство, не испугавшись проклятий обеих конфессий.»
26.01.1942 «Кровожадность, подлость и ложь - вот что было характерно для этой эпохи Я вовсе не считаю, что все должно оставаться так, как оно было. Провидение дало человеку разум, чтобы он поступил разумно. Именно разум говорит мне, что следует положить конец власти лжи. Но он же подсказывает, что в данный момент это сделать невозможно. Не желая способствовать распространению лжи, я не пустил попов в партию. И я не побоюсь вступить в борьбу и стану сразу действовать, если проверка покажет, что время настало.»
27.01.1942 «Если бы не христианство, кто знает, какой была бы история Европы. Рим завоевал бы всю Европу, и его легионы отразили бы натиск гуннов. Именно христианство погубило Рим, а не германцы и гунны.»
19.02.1942 «Если бы не опасность распространения большевизма по всей Европе, я бы не стал препятствовать революции в Испании, там бы истребили всех попов. Если у нас попы придут к власти, то в Европу вернутся самые мрачные времена средневековья.»
27.02.1942 «Я иду в церковь не для того, чтобы слушать службу. Я только любуюсь красотой здания.» «21 марта 1933 года мы должны были идти в церковь, но я отказался. В партии меня никогда не интересовало, кто из моего окружения какой веры придерживается. Но я бы хотел, чтобы в радиусе 10 километров от моей могилы не было ни одного попа. Если подобные субъекты сумели бы мне помочь, я бы усомнился в Провидении. Я действую в соответствии с моими убеждениями и мыслями. Я не могу помешать кому-либо молиться; но я не потерплю проклятий с амвона.»
09.04.1942 За ужином фюрер заметил: собственно говоря, удивительное дело, но такие христианские народы, как англичане и американцы, несмотря на все их молитвы, получили столь мощные удары от японцев, этих отъявленных язычников. Очевидно, бог стоит не за святош в Англии и США, а за героев-японцев.
05.06.1942 «Немец, наделенный разумом, должен был просто за голову схватиться, видя, как еврейский сброд и попы с их болтовней побудили немцев вести себя наподобие высмеиваемых нами завывающих турецких дервишей и негров. И особенно злит то, что - когда в других частях света такие религиозные учения, как конфуцианство, буддизм и мусульманство, бесспорно, представляли прочную духовную основу для верующих - немцы попались на удочку теологии, которая воистину лишена какой бы то ни было глубины.»
04.07.1942, «Но в одном мы обязаны быть непреклонны: любые петиции церкви, выражающие ее намерение вмешаться в мирские дела, должны быть безоговорочно отвергнуты государством, которое даже не должно их рассматривать.»

См. также

Примечания

Весьма противоречивы.

Его труды и методы были часто адаптированы к потребностям и обстоятельствам, хотя были некоторые устоявшиеся темы, в том числе антисемитизм, антикоммунизм, анти-парламентаризм, немецкий экспансионизм, вера в превосходство "Арийской расы"и крайняя, радикальная форма немецкого национализма.

Его взгляды были более или менее сформированы в течение трех периодов:

1. Его лет в Вене и Мюнхене до Первой Мировой Войны, в ходе которой он обратился к националистически ориентированным политическим памфлетам и антисемитским газетам из-за недоверия к ведущим газетам и политическим партиям.

2. Когда Германия проиграла Первую Мировую войну.

3. 1920-е годы. Гитлер находился под влиянием Бенито Муссолини который был назначен премьер-министром Италии в октябре 1922 году после его «Похода на Рим».

Германская рабочая партия

Антикоммунизм

Литература

  • Evans Richard J. The Third Reich in Power. - New York: Penguin, 2005. - ISBN 978-0-14-303790-3.
  • Haffner, Sebastian, The Meaning of Hitler (first published in German in 1978)
  • Hitler, Adolf, Mein Kampf (first published in German in 1925)
  • The History Place: The Rise of Adolf Hitler
  • Kershaw, Ian (2008), «Hitler: A Biography», New York: W. W. Norton & Company, ISBN 0-393-06757-2
  • Mitcham Samuel W. Why Hitler?: The Genesis of the Nazi Reich. - Westport, Conn: Praeger, 1996. - ISBN 978-0-275-95485-7.
  • Shirer, William L. (1960), «The Rise and Fall of the Third Reich», New York: Simon & Schuster, ISBN 978-0-671-62420-0
  • Stackelberg Roderick. The Routledge Companion to Nazi Germany. - New York: Routledge, 2007. - ISBN 978-0-415-30860-1.
  • Toland John. Adolf Hitler. - New York: Doubleday & Company, 1976. - ISBN 0-385-03724-4.

Политические убеждения Адольфа Гитлера Информацию О