Картина *Приезд гувернантки в купеческий дом* в Третьяковской галерее
2 января (21 декабря по старому стилю) исполнилось 183 года со дня рождения выдающегося русского живописца Василия Перова.
Его имя обычно ассоциируется со знаменитыми картинами «Охотники на привале» и «Тройка», куда менее известны другие работы, как, например, «Приезд гувернантки в купеческий дом».
В деталях этой картины скрыто немало интересных фактов.

И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881 |

Василия Перова нередко называли продолжателем дела художника Павла Федотова, с картинами которого Перова роднит выбор остросоциальных тем, критическая направленность работ, особенное значение незаметных на первый взгляд деталей. В 1860-х гг. каждая новая картина Перова становилась общественным явлением, его работы, вскрывающие язвы социума, были созвучны эпохе великих реформ. Художник одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени.

В. Перов. Автопортрет, 1870 |

Одной из таких работ стала картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Композиционно и стилистически она очень близка жанровым полотнам П. Федотова, в первую очередь переклички заметны со «Сватовством майора». Но произведение Перова более трагично и безысходно. В 1865 г. в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на нижегородскую ярмарку, куда съезжались купцы со всех городов России и «подсмотрел» там нужные типажи.

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Эскиз |

Они словно сошли со страниц произведений А. Островского. Эти заметные аналогии иногда приводили даже к обвинению Перова во вторичности по отношению к художественному миру писателя. Так, например, И. Крамской об этой картине писал: «Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят».

Вряд ли можно полностью согласиться с мнением Крамского. Остальные персонажи отнюдь не были «лишними». Колоритна фигура молодого купчика, сына хозяина, который стоит рядом с отцом и без стеснения разглядывает барышню. Комментируя эту картину, Перов говорил о «бессовестном любопытстве» - это словосочетание характеризует купчика как нельзя лучше.

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |

Купец чувствует себя не только полноправным хозяином дома, но и полновластным хозяином положения. Он стоит подбоченясь, широко расставив ноги, выпятив живот и откровенно разглядывает вновь прибывшую, хорошо осознавая тот факт, что с этого момента она будет находиться в его власти. Прием нельзя назвать теплым - купец смотрит на девушку снисходительно, сверху вниз, словно сразу указывая ей на ее место в этом доме.

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |

В склоненной голове гувернантки, в неуверенном движении ее рук, когда она достает рекомендательное письмо, чувствуется обреченность и словно предчувствие будущей гибели, неизбежной из-за явной чужеродности этой бедной девушки темному царству купеческого мирка. Критик В. Стасов содержание этой картины определял следующим образом: «Не трагедия покуда, но настоящий пролог к трагедии».

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |

На стене висит портрет купца, видимо, основателя этого рода, представители которого в настоящий момент пытаются скрыть свою истинную сущность за благопристойной внешностью. Хотя не всем это удается в равной степени. Жена купца смотрит на девушку с нескрываемым недоверием и недоброжелательностью. Сама она явно далека от тех «манер» и «наук», которым гувернантка будет обучать ее дочь, но хочет, чтобы в их семье было все «как у людей», поэтому и согласилась пустить девушку в дом.

2 января (21 декабря по старому стилю) исполнилось 183 года со дня рождения выдающегося русского живописца Василия Перова .

Его имя обычно ассоциируется со знаменитыми картинами «Охотники на привале» и «Тройка» , куда менее известны другие работы, как, например, «Приезд гувернантки в купеческий дом» .

В деталях этой картины скрыто немало интересных фактов.

И. Крамской. Портрет В. Перова, 1881 |


Василия Перова нередко называли продолжателем дела художника Павла Федотова, с картинами которого Перова роднит выбор остросоциальных тем, критическая направленность работ, особенное значение незаметных на первый взгляд деталей. В 1860-х гг. каждая новая картина Перова становилась общественным явлением, его работы, вскрывающие язвы социума, были созвучны эпохе великих реформ. Художник одним из первых заострил внимание на бесправности простых людей его времени.

В. Перов. Автопортрет, 1870 |


Одной из таких работ стала картина «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866). Композиционно и стилистически она очень близка жанровым полотнам П. Федотова, в первую очередь переклички заметны со «Сватовством майора». Но произведение Перова более трагично и безысходно. В 1865 г. в поисках натуры для задуманного произведения художник отправился на нижегородскую ярмарку, куда съезжались купцы со всех городов России и «подсмотрел» там нужные типажи.

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Эскиз |


Они словно сошли со страниц произведений А. Островского. Эти заметные аналогии иногда приводили даже к обвинению Перова во вторичности по отношению к художественному миру писателя. Так, например, И. Крамской об этой картине писал: «Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят».
Вряд ли можно полностью согласиться с мнением Крамского. Остальные персонажи отнюдь не были «лишними». Колоритна фигура молодого купчика, сына хозяина, который стоит рядом с отцом и без стеснения разглядывает барышню. Комментируя эту картину, Перов говорил о «бессовестном любопытстве» – это словосочетание характеризует купчика как нельзя лучше.

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |

Купец чувствует себя не только полноправным хозяином дома, но и полновластным хозяином положения. Он стоит подбоченясь, широко расставив ноги, выпятив живот и откровенно разглядывает вновь прибывшую, хорошо осознавая тот факт, что с этого момента она будет находиться в его власти. Прием нельзя назвать теплым – купец смотрит на девушку снисходительно, сверху вниз, словно сразу указывая ей на ее место в этом доме.

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |

В склоненной голове гувернантки, в неуверенном движении ее рук, когда она достает рекомендательное письмо, чувствуется обреченность и словно предчувствие будущей гибели, неизбежной из-за явной чужеродности этой бедной девушки темному царству купеческого мирка. Критик В. Стасов содержание этой картины определял следующим образом: «Не трагедия покуда, но настоящий пролог к трагедии».

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |

На стене висит портрет купца, видимо, основателя этого рода, представители которого в настоящий момент пытаются скрыть свою истинную сущность за благопристойной внешностью. Хотя не всем это удается в равной степени. Жена купца смотрит на девушку с нескрываемым недоверием и недоброжелательностью. Сама она явно далека от тех «манер» и «наук», которым гувернантка будет обучать ее дочь, но хочет, чтобы в их семье было все «как у людей», поэтому и согласилась пустить девушку в дом.

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |


В левом углу в дверном проеме столпились слуги. Они тоже с любопытством разглядывают барышню, но на их лицах нет надменности – только интерес к той, что скоро составит им компанию. Наверное, девушка, получив хорошее образование, мечтала вовсе не о такой судьбе. Вряд ли хоть кто-то в этом доме понимает, зачем купеческим дочерям знать иностранные языки и великосветские манеры.

В. Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866. Фрагмент |

Единственное светлое пятно на картине – это фигурка дочери купца, к которой и пригласили гувернантку. Розовый цвет Перов обычно использует, чтобы подчеркнуть душевную чистоту. Лицо девочки – единственное, на котором, кроме любопытства, отражается искреннее сочувствие.

Картина *Приезд гувернантки в купеческий дом* в Третьяковской галерее

Описание картины Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Невозможно не отметить, что Перов хорошо владел техникой написания портретов.
Каждая деталь картины - это целая тема для обсуждения, каждый персонаж - открытая книга, которую можно прочитать до конца, поняв все стороны характера.
Вот и данная картина мне понравилась тем, что психологически тонко замечены все детали.

Собрались люди, всем интересно посмотреть на нового человека, который будет жить в этом доме.
Эта девушка нанимается гувернанткой в купеческий дом для самой младшей из дочерей.
Ей страшно перед неизвестным будущим, она в отчаянии, что пришлось решиться на этот шаг.
Но никто не думает о состоянии будущей прислуги, которое явно доводит ее до слез.
Напротив, ее осматривают, как товар на рынке.
Как такое отношение может не пугать ее, и не вселять в ее сердце волнение?

Самым грозным персонажем на картине является хозяин дома.
Его властный внешний вид, цепкий, недобрый взгляд, страшат молодую девушку.
Одной своей позой, он хочет «задавить» любое свободомыслие в прислуге.
Старшие дочери, выглядывающие из-за его плеча, уже переняли привычку отца видеть в людях низшее существо.
И теперь с презрением разглядывают новоприбывшую.
Даже секретарь купца, роль которого немногим выше того положения, которое отведено гувернантке, и тот со смехом и издевкой посматривает на девушку.

Может быть, молодая особа получит поддержку от челяди? Нет, я не увидел на лицах прислуги и намека на жалость и симпатию.
На их лицах насмешки, они глумятся над небольшим багажом, над унижениями неопытной девушки, над скромным ее внешним видом.
Но, на картине все же есть человек, который рад приезду гувернантки.
Это младшая дочь купца.
Она освещена восторгом и любопытством.
Художник подарил ей одной светлое платье и ясное лицо.
И только этот лучик надежды сможет согреть сердце перепуганной гувернантки.

Мне нравится, что Перов попытался передать даже историю дома.
На стенах просторной комнаты нет привычных для того времени икон, вместо этого висит портрет, видно отца или деда купца, к которому он питает уважение.
Прочная мебель, простое убранство.
Все это показывает современную семью с новаторскими взглядами и понятным укладом жизни.
Такое дополнительное знакомство с семейством помогает лучше понять его взгляды.

19 век…бурный, стремительный, противоречивый. Отмена крепостного права в 1861 году вывела Россию на путь капиталистического развития. Россия, словно поезд, мчится вперёд, к новой жизни.

Крестьяне, хотя и освобождены, но по-прежнему ограблены и бесправны, влачат нищенское существование в нужде и горе.
Теперь уже новые хищники: фабрикант, купец и зажиточный крестьянин, наряду с помещиком - алчные и ненасытные, рвутся к власти над простым русским народом…

Новые «хозяева жизни» страдают бездушием и ограниченностью, цинизмом и беспощадностью – всё пущено в ход, лишь бы унизить, задавить русский народ, подчинить себе. Против угнетения боролись многие выдающиеся деятели искусства второй половины 19 века, в том числе и Василий Григорьевич Перов.

Талантливый художник, имя которого стоит в одном ряду с И. Репиным, В.Суриковым, В.Саврасовым, обвинялся в вольнодумстве, сочувствии к угнетённым людям, поэтому его при жизни не жаловали власти. И всё – таки, несмотря ни на что, его талант был признан и по достоинству оценён.

За свою жизнь Василий Перов сумел создать много картин, и в каждой из них протест и борьба против угнетения и бесправия народа. Возьмём хотя бы «Приезд гувернантки в купеческий дом», картина с детства знакома и любима, но каждый раз внимательно рассматриваю её, как будто вижу впервые.

Добротный купеческий дом, большой зал, заполненный светом: нежные обои с блестящими звёздами, светлые ажурные шёлковые занавеси в проёме, увитом гирляндами зелени, лакированные стулья – всё красиво. Так почему же эта красота кажется призрачной? А потому что светло только в этом зале, за которым пугающая темнота. Распахнута дверь в тёмный коридор, из которого на молодую девушку с испугом и интересом смотрят слуги. Они пытаются понять: кто она?

Изящно, со вкусом одетая, хотя её наряды весьма скромны: коричневое платье с белым воротничком и манжетами, капор и голубая ленточка – вот и весь изыск. Тоненькая и хрупкая, словно стебелёк, она предстала перед купеческой семьёй. Нежный профиль лица и тонкие руки, выписаны художником с особым чувством.
Девушка достаёт из сумочки документы, которые дают ей право стать учительницей, если на то последует согласие хозяина.

Сейчас она вся, как будто под прицелом, её оценивают сразу несколько пар глаз, решается её судьба…
Хозяин дома и глава семейства так торопился на встречу с молодой особой, что позволил себе выйти в бархатном халате. А впрочем, торопился ли? А может, не счёл нужным одеться, как полагается, дескать, невелика персона, не стоит того, чтобы для неё…

Пожалуй, эта версия более реальная, именно её подтверждает и поза хозяина. Он стоит перед молодой девушкой, выпятив вперёд живот – своё главное достоинство. Положение рук: левая упирается в бок, а правая придерживает полу халата - лишний раз подчёркивает его уверенность, перед нами хозяин. Именно от него зависит исход этой встречи. Чувствуя своё превосходство перед беззащитной девушкой, он рассматривает её оценивающим взглядом, как товар, как вещь, которую собирается купить.

Особенно хочется отметить, огромную работу великого мастера в поисках этого образа, как нелегко он ему дался. Присутствуя на ярмарках, где велись сделки, в кабаках и ресторациях, где отмечался их исход, Василий Перов изучал позы, жесты, взгляды купцов, ведущих торги, в огромном количестве делал зарисовки, прежде, чем нашёл тот единственный, самый удачный образ, который и разместил на картине.

Однако, вернёмся в купеческий дом. Вместе с хозяином на юную гостью с огромным интересом смотрят и другие члены его семьи. Во всём старается подражать отцу сын, стоящий по правую руку от него, взгляд его тоже оценивающий, но в нём больше цинизма и издевательства, как и в его позе тоже. Становится понятно, что положению девушки – гувернантки, если она будет принята в этот дом, не позавидуешь.

Хозяйка и её старшая дочь, что находятся за спиной главного человека в доме, с испугом смотрят на гостью. Для них она – явление из другого, неизвестного им мира. Эти женщины никогда не смогут её понять, она навсегда останется чужой, вот почему так испуганны их взгляды.

Но есть к гувернантке и искренний интерес восторженных детских глаз младшей купеческой дочери. Она уже поняла, что эта учительница здесь для того, чтобы заниматься с ней, её учить языкам и манерам, поэтому интерес огромен. Детское любопытство связано с чувством радости, которое девочка не может скрыть в силу своего возраста. Она мечтает, как можно скорее с ней познакомиться, гувернантка уже понравилась своей будущей воспитаннице.

Хочется надеяться, что всё так и будет. Однако, ощущение тревоги чувствуется во всём: светлое пространство зала ограничено двумя тёмными проёмами. Идёт борьба света и тьмы, цинизму противостоит нравственная чистота: кто кого?

И всё-таки, художник оставляет надежду на лучшее: гувернантка не одинока, как это кажется зрителю вначале, а значит, есть надежда на светлое будущее. Именно в этом заключается ещё один нравственный взлёт, очередная победа великого мастера, позволившая занять этой картине особое место в его творчестве, стать одной из самых любимых для зрителей.