Детей, имеющих дефекты звукопроизношения, за последние годы значительно прибавилось. Еще десятилетие назад картина была другой. Самые распространенные проблемы - в картавости, искажении звуков, замене или пропуске тех из них, которые труднопроизносимы. Эти виды дефектов считаются легкими и обозначаются термином дислация. Они относительно легко поддаются корректировке на занятиях с логопедом.

Но существуют и более сложные варианты их кроются в поражении ЦНС, при котором имеются проблемы с нормальным функционированием языка или всей нижней челюсти. Такие дефекты исправляются очень и очень тяжело. При этом, произнося шипящие и свистящие звуки, ребенок высовывает язык между зубов, отчего вместо свистящего звука у него выходит звук "ф" ("мафына" - вместо "машина"). Очень распространено и неправильное произношение звука "р" (гортанное или полное его отсутствие). Как правило, начинают логопедические 3-4 лет, иногда раньше.

Природа логопедических нарушений

Сложные дефекты возникают по целому ряду причин - таких как перенесенные инфекционные заболевания мамой на протяжении беременности, родовые травмы или гипоксия плода. Если родившийся ребенок подвергся впоследствии серьезной болезни, результатом может оказаться нарушение кровообращения с поражением нервных окончаний и, как следствие, речевые дефекты.

К числу причин относится и неправильный прикус, а источником определенных нарушений (например, горлового "р") может стать даже подражание малыша кому-то из взрослых, кто так же коверкает речь. Кроме того, копировать ребенок может и героев современных мультиков, весьма вредных для развития.

Неграмотность напрямую зависит от неправильного произношения. Именно поэтому родители каждого дошкольника должны позаботиться о том, чтобы у малыша были вовремя исправлены. Проблема может заключаться в неспособности родителей обнаружить у детей речевой дефект. Считается, что любой малыш картавит, и это пройдет само.

Когда начинать беспокоиться

Но чаще всего без регулярных занятий с логопедом не обойтись. Если полуторагодовалый малыш не умеет составлять фразы из отдельных слов, или речь у двухлетнего ребенка практически отсутствует, обращение к логопеду, скорее всего, потребуется. Планирование логопедических занятий предусмотрительными родителями ведется загодя, с учетом динамики детского развития.

С каждым из детей логопед работает в индивидуальном порядке. Постановка одного отдельного звука, как правило, происходит в течение нескольких занятий. Если же имеют место серьезные отклонения в развитии, посещать логопедические сеансы придется гораздо дольше.

Бывает, что причиной нарушений служит слишком плотная уздечка языка, при этом органических поражений нет. Тогда дома следует проделывать с малышом упражнения на ее растяжку. Уроки логопеда в этом вам помогут.

Родительская семья - основа всего

Зачастую в семье не принято много разговаривать с малышом. С ним могут общаться на сюсюкающем "детском" языке. Или же он становится свидетелем семейных скандалов. Во всех этих случаях, как правило, развитие речи бывает заторможено.

Для нормального становления языковых навыков чрезвычайно важна благоприятная домашняя обстановка. С малышом нужно беседовать всегда - во время игры или прогулки, за едой и перед сном. Обязательно нужно учить наизусть стихи и читать малышу вслух книги.

Если вами зафиксировано даже незначительное нарушение звукопроизношения у сына или дочки, не отгораживайтесь от проблемы. Вполне возможно организовать логопедические занятия дома, благо специализированной литературы сейчас пруд пруди. Например, можно устроить игру с напеванием специальных песенок. И лишь когда домашние занятия не дают желаемого эффекта, следует задуматься о посещении специалиста.

Нужен ли логопедический детсад?

Часто родители стремятся отдать своего малыша не в обычный детский сад, а в логопедический. Бытует мнение, что условия там предпочтительны для решения возникших проблем. Действительно ли настолько важно туда попасть? Если да, то с какого возраста? Принесут ли реальную пользу логопедические занятия в детском саду именно вашему ребенку?

Как правило, отдавать ребенка моложе 3-4 лет в руки специалистов не слишком эффективно. С самыми маленькими успешно могут заниматься родители, предварительно проконсультировавшись с логопедом. Тот подскажет комплекс мер и нужных занятия с ребенком 3-4 лет уже способны дать стойкий эффект.

Арсенал родительского общения с детьми огромен. Это постоянное правильное и активное речевое общение с малышом, пальчиковая гимнастика, множество речевых игр, кистевой массаж, специальные упражнения, призванные развивать мелкую моторику, рисование, лепка и так далее.

Когда туда отправляться

Чаще всего дефекты речи малыша, не достигшего 3-4 летнего возраста, относятся к разряду физиологических. Если к четырем годам самостоятельного исправления речи не произошло, можно обращаться к специалистам. К этому моменту первоначальные речевые навыки у ребенка должны быть уже сформированы. И именно тогда есть смысл отдать малыша в логопедический детсад.

Преимуществом последнего является экономия родительского времени и средств на занятиях со специалистом в частном порядке. В государственных детских садах существуют бесплатные логопедические занятия. Если же польза от посещения группы долгое время не обнаруживается, вероятнее всего, вам потребуются услуги логопеда-дефектолога с целью общего развития речи.

Постарайтесь в общении с малышом навсегда отказаться от забавного детского языка, чем нередко страдают мамы и, особенно, бабушки. Как было упомянуто выше, общение в такой "исковерканной" манере тормозит развитие нормальной детской речи.

Что должен уметь малыш к 4 годам

Но даже если в семье все говорят правильно, а проблемы, тем не менее, имеются, не спешите расстраиваться. Организовать логопедические занятия с ребенком 3-4 лет в домашних условиях не так уж сложно. А главное здесь - чуткое отношение к речи малыша и внимательное отслеживание любых изменений.

Как правило, словарный запас двух-трехлетнего ребенка составляет порядка тысячи слов. Четырехлетний малыш в норме должен уметь что-то рассказать или описать с использованием предлогов и различных частей речи, построить несложный диалог. Но речевой аппарат его может быть еще недостаточно натренирован, отчего чистого произношения сложных фонематических конструкций не получается.

Ну а если же и в 5-6 лет имеют место речевые нарушения, это серьезный повод задуматься. Приведенные ниже несложные упражнения, относящиеся к помогут родителям в домашних условиях получить результаты.

Занятия с ребенком на дому

Для растяжения короткой уздечки языка по 5 или 10 минут ежедневно следует выполнять следующие действия. Нужно попросить ребенка облизать верхнюю губу язычком, предложить ему постучать им по зубам, как лошадка копытами, пошире раскрыть рот и попробовать дотянуться языком до верхних зубов.

Все знают, что участки мозга, отвечающие за мелкую моторику и развитие речи, взаимосвязаны. То есть чем более ловко малыш орудует руками и пальцами, тем меньше проблем у него с речью.

Существуют несложные упражнения для логопедических занятий, обучающие выговариванию свистящих звуков ("с", "з"), а также шипящих ("ж", "ш", "ч" и "щ"). Кроме того, часты проблемы со звуками "р" и "л", но и это можно откорректировать самостоятельно в домашних условиях. Занимаясь, ребенка нужно посадить, поставив напротив него зеркало для самоконтроля. Домашние логопедические занятия "р" смогут "поставить" не всегда, этот звук считается одним из самых сложных и обычно требует вмешательства специалиста.

Примеры упражнений

  • Упражнение "Дудочка". Попросите малыша сомкнуть зубы, вытянуть губы дудочкой так далеко, как сможет. Проследите, чтобы при подъеме языка нижняя губа оставалась неподвижной. Упражнение следует повторять от 3 до 5 раз.
  • Упражнение "Чашечка". Открыть рот пошире, высунуть язык и попробовать придать ему форму чашечки, приподнимая кончик и края. Пока вы считаете до определенного числа, пусть ребенок пытается удержать язык в таком положении. Упражнение также повторяется от 3 до 5 раз.
  • Упражнение "Маляр". Улыбнуться, затем открыть рот. После этого кончиком языка, словно кисточкой, "покрасить" небо изнутри.
  • "Барабанщик". Быстро ударять кончиком языка за верхним рядом зубов, держа рот открытым. Еще одно - убирать кончик языка поочередно за верхние и нижние зубы. Делается упражнение под счет.
  • "Едим варенье". Улыбнуться, приоткрыв рот. Широко облизать верхнюю губу, следя за неподвижностью нижней челюсти.

Закончив выполнение упражнений, переходите к повторению слов, содержащих проблемные звуки. Можно заранее приготовить карточки с ними. Звук, над которым идет работа, следует повторить вначале отдельно несколько раз (от 7 до 10), затем в словах. Очень полезно подобрать с нужными словами скороговорки, их проговаривание значительно ускоряет коррекцию недостатков.

Откуда берутся нарушения речи

Дефекты речи могут появиться и у взрослого человека - из-за тяжелой операции, перенесенной травмы или серьезного эмоционального переживания. Таковым может стать потеря или смерть близкого, развод, серьезные финансовые неурядицы. Возникают речевые недостатки и тогда, когда травмированы основные органы, связанные со звукопроизношением - язык, зубы, губы, связки и мышцы гортани, а также нёба.

Происходит это в том случае, когда имеются повреждения центра, находящегося в коре головного мозга и отвечающего за нашу речь. Даже хроническое эмоциональное напряжение может послужить причиной речевых проблем.

Под нормальной речью подразумеваются произношение всех без исключения букв языка внятно и четко. Такая речь обязана быть ритмичной и плавной. Если же слова говорящего трудно разобрать, речь несомненно идет о нарушении. Взрослым и детям с нарушением речи присущи одни и те же виды речевых недостатков. К ним относятся немота, заикание, шепелявость, отсутствие правильного произношения отдельных звуков и многое другое.

Виды речевых патологий

Наиболее широко распространенными из них являются:

  • Афония . Под этим термином понимается нарушенная фонация (то есть неправильное звукопроизношение). Развивается афония (или дисфония) как результат изменений в речевом аппарате, носящих патологический характер.
  • Дислалией называют фонетические дефекты речи взрослого или ребенка при нарушенном слухе и грамматически правильной речи.
  • Заикание - вид расстройства, имеющий место в случае судорожного сведения мышц, относящихся к голосовому аппарату. Обнаруживается как нарушение темпа речи, ее ритма и размеренности.
  • Еще одно нарушение, проявляющее себя в ненормально медленном речевом темпе, именуется брадилалией .
  • Противоположное ему (когда человек говорит излишне быстро) - тахилалией .

  • Ринолалия - вид речевой патологии, связанный с нарушением анатомического характера органов, образующих речевой аппарат. Проявляется в искаженном звукопроизношении и голосовом тембре.
  • Дизартрия - вид нарушения, когда обеспечивающие связь коры мозга с речевым аппаратом нервные окончания функционируют недостаточно.
  • Афазией именуют полную или частичную потерю речи, возникающую как следствие поражения центральной нервной системы.
  • Если же речь ребёнка или взрослого недоразвита, что часто имеет место при поражениях коры головного мозга, речь идет об алалии .

Специалисты вам помогут

Причинами перечисленных аномалий могут служить различные факторы. Это врожденные дефекты типа незаращения неба или верхней губы, аномальный прикус, неправильно сформированные челюсти, дефекты губ, языка или зубов. Приобретенными нарушения оказываются в случаях заболеваний ЛОР-органов или ЦНС. Нарушения могут быть как постоянными, так и временного характера.

Особенность маленьких детей в том, что у каждого из них строго индивидуально протекает такое явление, как развитие речи. Логопедические занятия проводятся в каждом детском саду - не только в специализированном.

Если вашего ребенка направили на логопедические занятия, отказываться не следует - никакого вреда ребенку они не принесут, а польза будет несомненной.

Для детей 3-4 лет логопедические занятия существует в двух формах - индивидуальной или групповой. Занятия один на один со специалистом (индивидуальные) наиболее эффективны. В свою очередь, занимаясь в группе, малыш чувствует себя более комфортно и раскованно.

Индивидуальное логопедическое занятие

В чем же заключаются такие занятия по развитию речи? Обычно они проходят в виде простых игр и мероприятий. Малыши чаще всего не понимают, что с ними ведется какая-то целенаправленная работа. С логопедом они играют, веселятся и развлекаются.

На индивидуальное логопедическое занятие ребенок направляются обычно, когда нарушение заключается в неправильном произношении каких-либо отдельных звуков. С помощью специально подобранных игр и упражнений логопед корректирует дефект. Если малыш заикается, уже упомянутые упражнения для языка (а также другие) сочетаются с обучением навыку правильно распределять дыхание.

Напевая песенки, ребенок тренируется правильно дышать, и заикание самопроизвольно исчезает. Постепенно дети учатся контролировать собственное дыхание, и чем лучше усвоен данный навык, тем больше вероятность, что от заикания удастся избавиться раз и навсегда.

Фронтальные занятия

Групповые логопедические занятия (по другому их называют фронтальными) ведутся среди детей с разнообразными отклонениями в развитии речи. К таковым относятся не только нарушение звукопроизношения и проблемы со слухом. Например, малыш может не различать парные звуки. Другие проблемы этого же ряда - нарушение речевой грамматики, отсутствие связи между произносимые словами.

Группы для занятий подбираются в количестве 6-8 человек одинакового возраста, имеющих сходные речевые проблемы. Планы логопедических занятий содержат общую цель - расширить словарный запас и улучшить Дети целенаправленно обучаются устной речи, занимаются практической отработкой усвоенных на индивидуальных занятиях навыков. Чаще всего большинство детей занимаются как в группе, так и индивидуально.

Логопедическое занятие на тему "Осень"

Рассмотрим, как можно построить коррекционное занятие с детьми, используя определенную тематику, например времена года. Пусть у нас будет "осеннее" занятие. Его хорошо проводить в сентябре или октябре, украсив помещение желтыми листьями.

На занятии логопед, используя тематику осени и природных явлений, расширяет и активизирует лексику по теме, учит детей по картинкам составлять вначале отдельные предложения, а затем из них - связный рассказ. Попутно дети закрепляют навыки ответа полным предложением и согласования речи и движений.

Логопедическое занятие на тему "Осень" решает задачу коррекционно-развивающего плана - улучшение мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, развитие памяти, мышления путем упражнений и игр. Дети разучивают стихи русских поэтов об осени, слушают музыку «Звуки осеннего леса», перечисляют погоды, отгадывают загадки на "осеннюю" тему.

Малыши собирают букеты из листьев, сжимая пальчики в кулачки дуют на листочки, изображая осенний ветер (дыхательная гимнастика).

Продолжаем дома

Те навыки, что дают уроки логопеда, должны быть обязательно отработаны и закреплены в семье, в домашних условиях. Для этого специалисты ведут разъяснительную работу с родителями, дают самые подробные рекомендации по построению домашних занятий.

Очень многое здесь зависит от ответственного подхода родителей к решению проблемы. Если мама или папа не ленятся регулярно выделять несколько минут в день на развитие речи ребенка, то успех не заставит себя ждать. Важнейшая задача родителей при этом - помощь ребенку в обретении чувства уверенности в борьбе со страхом общения и выступлений на публике.

Будущим мамам и папам следует поощрять ребенка. Даже самый маленький успех должен быть оценен по достоинству. В результате самооценка малыша растет, появляется стимул к дальнейшим достижениям.

Будьте тактичны

В то же время не следует слишком усердствовать и принципиально заставлять ребенка постоянно употреблять лишь правильно выстроенные слова и фразы. Это приведет к лишнему напряжению, может отбить у малыша желание заниматься. Позвольте ему остаться ребенком. Напоминаем еще раз - логопедические занятия с ребенком 3-4 лет должны строиться исключительно в форме игры!

С малышом упражнения следует выполнять ненавязчиво, не заостряя внимание на имеющихся проблемах. Если в результате малыш будет в расстроенном или подавленном состоянии, успехов такое обучение не принесет. Вы ничего не добьетесь, кроме замкнутости и агрессивной реакции.

В промежутках между занятиями позвольте ему говорить по-прежнему с ошибками, которые могут исчезнуть самопроизвольно. В один прекрасный момент родители с удивлением и радостью обнаружат, что малыш сам пытается контролировать правильность речи.

Для развития мелкой моторики полезно массировать ребенку каждый пальчик, сгибать и разгибать их, играть в настольные игры. Почаще давайте малышу перебирать крупу или возиться в песке. Дома вместо него годится любой сыпучий материал. Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Как можно больше внимания уделяйте чтению, разучивайте с малышом несложные песенки и стишки.

Наука о недостатках речи, изучающая способы их упразднения, а также специальные упражнения для языка – логопедия. К этой науке обращаются не только дети, но и взрослые, чтобы правильно и красиво произносить звуки и иметь успех в любом деле, где нужно переубеждать, воодушевлять, делиться информацией с другими людьми. Для корректировки речевых дефектов используют регулярные логопедические упражнения для детей и взрослых.

Некоторые родители сталкиваются с проблемами речи у своих детей

В нашей статье вы найдете полезные советы и для себя по приобретению навыков правильной артикуляции, а также массу ценных приемов для корректировки произношения звуков вашими детьми.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в бизнесе и обладать способностью убеждения, необходимо не только безукоризненно владеть речью, но и четко и разборчиво выражать свои мысли. Не всем сразу удается освоить эту науку, поэтому для усовершенствования навыков существуют различные практики.

Логопедические упражнения для взрослых

Наблюдается нечеткость речи и у взрослых, поэтому расспросите знакомых, есть ли у вас недостатки в произношении. Можно просто записать на диктофон несколько фраз, а затем внимательно прослушать свой голос.

Существуют логопедические упражнения для взрослых, основным из которых является заучивание и штудирование скороговорок. Если для детей лучше предлагать в игровой форме, то взрослым достаточно дать задание для отработки навыка.

Итак, каждый должен соблюдать следующие правила во время тренировки:

  • прочитать скороговорку 3-4 раза;
  • медленно повторить ее, четко и внятно проговаривая;
  • когда выйдет все произнести правильно, можно ускорить темп;
  • важно качественно произнести все звуки, а не быстро;
  • короткие скороговорки нужно проговаривать на одном дыхании.

Для взрослых и для малышей подходят одни и те же задания:

  1. поклацать языком, изобразить, как скачет лошадь;
  2. улыбнуться, а языком постараться достать нёбо;
  3. представить, что слизываете мед с губ, не касаясь уголков губ;
  4. прижать язык между зубами и двигать его вверх-вниз.

Чтобы убедиться в правильности выполняемых заданий, воспользуйтесь зеркалом. Для отслеживания прогресса прочтите отрывок из повести с выражением или стихотворение, обращая внимание на все знаки препинания.

Логопедические упражнения для детей

Все логопедические упражнения для детей следует выполняться незаметно для малыша, чтобы это все было безмятежным времяпрепровождением в игровой форме.

Можно придумывать шуточные названия для каждого задания, ведь ребенок любит ассоциации, порой самые неожиданные. Так, ребятам понравятся такие, как «Лошадка», «Цыплята».

Определив проблемные звуки можно подобрать определенные упражнения для исправления проблемы

Выполнение заданий способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, позволяет убрать недочеты произношения, сформировать необходимые речевые навыки.

  • «Ворота»: нужно широко открыть рот, чтобы расслабить губы, повторить 6 раз.
  • «Лопатка»: следует положить язык на нижнюю губу.
  • «Вазочка»: язык кладем на верхнюю губу, повторяем 5 раз.
  • «Шарик»: надувать то одну, то другую щеку, будто во рту катается шарик.

Произношение у малыша будет четким, если для тренировки взять слова с большим количеством согласных: тарелка, подружка, интурист, каратист, гроздь, кровать, кружка, скакать. Их нужно ежедневно выговаривать и тренироваться слышать каждый звук.

Логопедические упражнения на шипящие звуки

Детям зачастую долго не удается правильно произносить шипящие, порой тренироваться нужно до самой школы. Хорошо, если окружение ребенка владеет речью и может корректировать произношение малыша. Рассмотрим, какие логопедические упражнения на шипящие звуки наиболее актуальны. Они подойдут и для взрослых, и для малышей, если такие проблемы существуют.

Логопедические упражнения на букву ж

Важно знать, что нужно делать при артикуляции. Итак, сначала округляем губы и округляем их, зубы не смыкаются, края языка прижимаются к зубам, а сам он образует ковш. Выдыхаем воздух с добавлением голоса при произнесении шипящего ж.

Вот основные логопедические упражнения на букву ж:

  • «Гармошка» для укрепления мышц языка в вертикальном положении: открыть рот, улыбнуться, а язык прижать к нёбу. 5 раз открывать и закрывать рот.
  • «Пирожок»: рот открыть и улыбнуться, скрутить язык, приподняв края. Досчитать до 15, а затем повторить.

Занятия для исправления дефекта произношения звука ж

Их можно использовать и при тренировке произношения других шипящих.

Логопедические упражнения на звук ч

Есть также логопедические упражнения на звук ч:

  • «Грибок» для растягивания подъязычной уздечки: рот открыт, губы растянуть, а языком прикасаться к нёбу так, чтобы края его плотно прижимались. Повторяя, рот открывать нужно шире.
  • «Фокус»: высунуть язык, улыбаясь, кончик поднять, сдувать ватку с носа. Повторять 5-6 раз.

Такие занятия помогают укрепить мышцы языка и разработать его подвижность, что пригодится при выговаривании шипящих.

Логопедические упражнения на букву ш

Существуют также логопедические упражнения на букву ш:

  • «Чашечка»: положить язык на нижнюю губу, а затем приподнять его и удерживать несколько секунд. Повторить 8 раз.
  • «Футбол»: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватку в форме мячика, пытаясь попасть в импровизированные ворота.

Занятия на исправление проблем со звуком ш

Данные задания следует выполнять в процессе игр каждый день, чтобы артикуляционный аппарат ребенка развивался и произношение совершенствовалось.

Логопедические упражнения на согласные звуки

Часто и взрослые, и дети с трудом выговаривают определенные согласные, поэтому для корректировки речи нужны логопедические упражнения на согласные звуки.

Логопедические упражнения на букву л

Рассмотрим теперь логопедические упражнения на букву л:

  • «Гудок поезда»: высунуть язык и громко гудеть «у-у-у».
  • «Песня язычка»: язык нужно прикусить и пропеть «лёк-лёк-лёк».
  • «Маляр»: нужно прижать язык зубами и двигать им вверх-вниз, будто красите дом.

Отработка движений для правильности произношения звука л

Если тренировка предназначена для детей, то можно придумать игру, в которой нужно будет выполнять эти задания.

Логопедические упражнения на букву с

Разберем теперь логопедические упражнения на букву с:

  • показать, как насос накачивает колесо;
  • изобразить, как дует ветер;
  • передать, как сдувает шарик;
  • покажите, что слышно, если подуть в бутылочку с узким горлом.

Для того, чтобы приблизить ребенка к пониманию того, что от него хотят, положите на его язычок зубочистку и попросите прижать ее зубами, улыбнуться и выдуть воздух.

Логопедические упражнения на звук р

Выясним логопедические упражнения на звук р, являющийся наиболее проблемным для всех детей:

  • «Чистим зубки»: нужно водить язычком по зубах внутри в разные стороны.
  • «Музыкант»: открыв рот, побарабанить языком по альвеолам, произнося «д-д-д», напоминающее барабанную дробь. Проверить правильность выполнения можно, поднеся лист бумаги ко рту. Он должен шевелиться от потока воздуха.
  • «Голубь»: язычком нужно водить по верхней губе вперед-назад, копировать птицу «бл-бл-бл».

Тренировка для языка верного произношения звука р

Эти тренировочные задания помогут одолеть самый сложный для малышей звук, так как артикуляционный аппарат будет более подвижен. Вслед за этим можно начинать подбирать слова с буквой р.

Логопедические упражнения на звук т

Иногда простые звуки людям сложно правильно произнести, когда трудно понять значение слова или даже высказывания. С такими проблемами следует бороться. И вот какими являются наиболее эффективные логопедические упражнения на звук т:

  • кончик языка прикасается к верхним зубам и произносим «т-т-т»;
  • подражание молотку «тук-тук» или часам «тик-тик»;
  • ходим с малышом по дороге, повторяя «топ-топ-топ»;
  • разучивание скороговорки «От топота копыт пыль по полю летит».

Как правильно делать упражнения для верного произношения звука т

Полезно также будет повторять эти занятия каждый день для того, чтобы тренировки были эффективными. Следите за тем, что слушает ваш малыш, так как речь формируется в зависимости от того, как мы воспринимаем звуки на слух. Позаботьтесь о том, чтобы все члены семьи не «сюсюкали» и не употребляли слова в уменьшительно-ласкательной форме при малыше.

Логопедические упражнения при заикании

Все логопедические упражнения при заикании направлены на формирование плавности речи. Старайтесь расслабить малыша перед занятиями, используйте игровые формы работы, наиболее приемлемые в детском возрасте.

Ознакомимся с самыми необходимыми в такой ситуации заданиями:

  • Прочитайте стихотворение под спокойную музыку без слов, сначала небольшое, а со временем усложняйте задание.
  • Хлопайте в ладоши на гласные звуки, которые встречаются в слове.
  • «Дирижер»: произнести нараспев несколько слов, слогов, гласных звуков, ориентируясь на взмахи руками и соблюдая ритм.
  • «Карусель»: нужно ходить по кругу, повторяя фразу «Мы веселые карусели опа-опа-опа-па-па».

Помните, что обязательно нужно обращать внимание во время занятий на речевое дыхание. Начинайте каждое занятие постепенно и плавно, а затем можно ускорять темп, если у вас все получается.

Проблемы с речью и артикуляцией решаются со временем и благодаря ежедневным тренировкам, силе воли и мотивации.

Желаем вам успехов!

Успеваемость ребёнка в школе напрямую зависит от правильности произношения и восприятия звуков. В первую очередь, это влияет на фонематический слух, в последствии на грамотность устной и письменной речи. Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком рекомендуется осуществлять в возрасте 4-7 лет, именно в этот возрастной период у детей можно без особых усилий провести коррекцию родной речи и поставить правильное произношение звуков.

Логопедические занятия положительно влияют на общее развитие детей. Исправлять нарушения произношения в устной речи можно не только с педагогом, но и дома в игровой форме, когда ребёнок положительно настроен на занятие.

Развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на развитие речи. Занятия с ребёнком в игровой форме идут только на пользу, это отличный способ совместить развивающие упражнения с весёлой ободряющей игрой. Данные занятия учат детей координировать движения в соответствии со словами в стихотворной форме, развивают речь, память и воображение. Упражнения жестикуляции кистей и пальцев рук, развивают письменную речь.

Пальчиковая игра «Сороконожки»

  1. У сороконожки заболели ножки (опускаем кисти рук вниз и расслабляем пальцы).
  2. Десять ноют и гудят (каждый пальчик гладким, жалеем).
  3. Пять хромают и болят (пять пальчиковая жалеем и считаем при этом).
  4. Помоги сороконожке сосчитать больные ножки (считаем 15 пальчиковая, прикасаясь к ним).
  5. Пусть бежит сороконожка по извилистой дорожке (перебираем пальцами по поверхности).
    Артикуляционная гимнастика.
  6. Упражнения для губ и языка тренируют мышцы и делают из более подвижными, что способствует ускоренному развитию правильного произношения наиболее сложных звуков [ж],[р],[ш],[л] и т.п..
  7. Занятия артикуляционной гимнастикой дома позволяют предотвратить или свести к минимому речевые дефекты. Упражнения лучше всего проводить перед зеркалом, чтобы ребенок смог сравнить своё отражение с рисунком на картинке.
  8. В помощь родителями существуют различные иллюстрированные методические пособия, где чётко сформулированы упражнения по возрастным категориям. Рекомендации некоторых авторов: «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Куликовская Т.А. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» Краузе Е.Н.

Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь и произношение малыша

Игры со звуками

Правильно слышать, произносить и различать звуки, значит иметь отличный фонематический слух. Нарушение фонематического слуха у детей приводит к дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение процесса чтения), поэтому обратить внимание на произношение звуков и своевременно скорректировать дефекты следует ещё в дошкольном периоде. Упражнения для детей в игровой форме помогут родителям подготовить ребёнка к школе.

Игра «Веселые картинки»

Положите несколько карточек с тематическим изображением предметов;

Игра 1 . Попросите ребёнка указать на рисунки в названиях, которых присутствует заданный звук, например [с].

Игра 2 . Попросите ребёнка выбрать лишнюю картинку, где нет заданного звука, например, коромысло, кран, цветок, крот, пирамида.(основной звук [р]).

В такую игру можно играть не только с изображениями на рисунках, но и с реальными предметами, например в комнате.

Простые чистоговорки

Упражнения в форме различных стишков корректирует нечёткое произношение звуков. Рифма чистоговорки состоит из трудных сочетаний букв и звуков, поэтому для правильного произношения ребёнок использует разные положения языка и губ, тем самым тренирует и улучшает дикцию.

Чистоговорки для детей 6-7 лет

Шипящие буквы и звуки не редко произносятся с нарушением фонетики.

Основные упражнения:

  • Ритмичная ходьба в стихотворном или музыкальном сопровождении.
  • Музыкальной речевые игры; ритмичное пение в такт музыки.
  • Психологическая гимнастика; произношение ритмичных фраз с выражением действий их содержания, используя двигательные и мимические жесты.
  • Тренировка дыхания.
  • Пальчиковые игры.
  • Логоритмические упражнения для детей обычно выполняют в группах под руководством педагога, но начать подготовку можно для информирования ребёнка можно дома.
  • Суть упражнений сводится к повторению ритмичных движений и стихотворных фраз за взрослым.

Логоритмика

Упражнения по логопедической ритмике развивают у детей способность координировать движения в соответствии а ритмом музыкального, стихотворного или словесного сопровождения. Такой метод всестороннего развития ребёнка положительно влияет на физическое и психологическое здоровье. Ежедневные занятия способствуют коррекции нарушений фонетики и речи, развивают координацию и внимание.

Логоритмика Стихи для развития речи малышей


Логопедические занятия дома. Статья о том, как родителям организовать занятия дома и какие упражнения для развития речи и улучшения звукопроизношения можно делать самостоятельно.

Роль речи нельзя недооценивать. Она позволяет человеку выражать свои мысли, общаться с другими людьми. Речь - это основа взаимодействия в социуме. Нарушения речи мешают ребенку выражать свои мысли и поддерживать разговор, они могут привести к появлению комплексов и повлиять на успеваемость в школе.

При обнаружении в речи у малыша звуков, которых нет в родном языке или если вам кажется, что речь ребёнка недостаточно развита для его возраста, нужно сразу же обратиться к логопеду. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем быстрее и эффективнее можно будет ее исправить. Как правило, проводятся с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Но сейчас появилось новое направление - «логопедия раннего возраста», ориентированная на предупреждение и исправление доречевых и первичных речевых проявлений отклоняющегося развития у детей в период до трёх лет. В Детском Центре «ЛОГОС» есть логопеды, которые работают как с детьми от 3-х лет, так и логопеды, которые специализируются именно на раннем возрасте.

Чтобы достичь максимального эффекта и помочь ребенку сделать его речь правильной, грамотной и четкой, мало отдать ребенка в детский центр, где с ним будет работать логопед. Не менее важную роль играют занятия ребенка с родителями дома. Максимально эффективна будет совместная работа логопеда на занятиях и родителей дома. Важно, чтобы логопед объяснял и показывал родителям не только какое упражнение делать дома с ребёнком, но и как именно его выполнять. Ведь только специалист знает нюансы выполнения того или иного упражнения и секреты, которые помогут сделать задание или упражнение максимально эффективным для конкретного ребёнка. Кроме того - никто не отменял главное правило всех врачей и педагогов «Не навреди». А навредить по незнанию не так уж и сложно, к примеру, закрепив в речи неправильно поставленный звук. Зачастую это происходит, когда родители самостоятельно пытаются вызвать звук. Исправить такой звук будет непросто. Поэтому в нашем Центре приветствуется присутствие родителей на занятии — это помогает родителям понять, как именно продолжать заниматься дома. Но есть простые упражнения, которые мамы и папы могут легко выполнять с малышом самостоятельно. Эти упражнения никак не навредят малышу, а напротив, укрепят его речевой аппарат, моторику и слуховое внимание, подготовив его к произнесению трудных звуков.

Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.

Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки - это неотъемлемая часть процесса обучения.

Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживаете, если что-то не выходит. Если срываться и ругать малыша, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.

Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа. В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день.

Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.

Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по пять раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счёт, который ведёт взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.

Базовый комплекс артикуляционных упражнений:

  • «Заборчик» - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.
  • «Трубочка» - вытягивание губ вперёд трубочкой (зубы сомкнуты).
  • «Заборчик-трубочка» - чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  • «Лопатка» - удерживание широкого языка на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Иголка» - удерживание узкого языка между резами.
  • «Лопатка-иголка» - чередование соответствующих упражнений.
  • «Шлагбаум» - поднимание языка за верхние зубы (рот открыт, но не слишком широко).
  • «Качели» - чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.
  • «Блинчик» - удерживание языка за нижними зубами в спокойном, расслабленном состоянии.
  • «Потягушки» - высунуть язык и тянуться им к носу, к подбородку, к правому уголку рта и к левому.

Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Делайте упражнения вместе с ребенком. Лучше купить большое зеркало, в котором будет видно не только ребенка, но и вас. В этом случае малыш сможет повторять все действия. Так как оптимальный вариант - упражняться сидя, то лучше приобрести настольное зеркало.

Упражнения со специальной литературой.

В настоящее время ассортимент методических пособий огромен. При выборе нужно ориентироваться на издания с яркими иллюстрациями, они привлекают внимание и поддерживают интерес у ребенка.

Если ваш малыш выговаривает все звуки, но испытывает трудности в согласовании слов и в пересказе или имеет скудный словарный запас, то отдавайте предпочтение литературе: Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать», Н.Э. Теремков «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика».

Упражнения для развития мелкой моторики.

Уровень развития речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. Для её тренировки эффективным инструментом станет даже обычный пластилин. Малышам достаточно мять этот материал и лепить простые одноцветные фигуры. С детьми постарше учитесь делать более сложные многоцветные фигурки, к примеру, разных животных.

Во время игр с пластилином изучайте цвета и формы.

Можно слепить несколько фигурок и придумать им историю, в этом случае у ребенка будут развиваться воображение, и увеличиваться словарный запас. Например, история про поход в овощной магазин - можно слепить фрукты и овощи, выставить их на «прилавок» и играть в продавца и покупателя. Благодаря такой игре ребёнок расширит свой словарный запас, запоминая названия овощей и фруктов, сможет повторить цвета и формы.

Вот ещё несколько идей и приёмов как развить моторику малыша:

* Купите шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.

* Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.

* Заверните в фольгу мелкие предметы - пусть малыш их разворачивает.

* Пусть ребёнок летом, по дороге с дачи, обрывает по одному лепестку с ромашки.

* Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.

* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.

* Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи - попросите ребёнка рассортировать.

* Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Вариант игры на море - собирание мелких камушков в бутылку. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.

* Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.

* Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!

Игра «Кто что ест» должна быть в арсенале как специалистов, так и мам. В этой игре реализуется большое количество педагогических задач, а самое главное - она привлекательна и интересна для детей (да и для взрослых). Можно отработать грамматику, лексику, автоматизировать непослушный звук. А ещё такая игра полезна для неговорящих малышей: используя правильные игровые инструкции, взрослый может стимулировать речевую деятельность ребёнка.

* Очень полезно заняться аппликацией. Движения руки, которые задействованы в вырезании с использованием ножниц - очень хорошо влияют не только на мелкую моторику, но и отлично развивают мозг. Полезно будет сделать аппликацию и придумать историю про неё. Например, делая аппликацию стрекозы, предложите ребёнку придумать про неё рассказ. Помогите малышу, задавая ему наводящие вопросы:

Как зовут твою стрекозу? Какая она? Что она любит делать? Где она летала? Кого встретила?

Вот пример рассказа, который может получиться:

«Стрекоза Забава»

Жила-была стрекоза. Её звали Забава. Она была разноцветная и крылышки у неё переливались на солнце всеми цветами радуги. Однажды, стрекоза полетела охотиться на пруд. Она мечтала поймать комара пожирнее. Над прудом она увидела толстого-претолстого комара, который летал над водой и весело распевал песенку: зу-зу-зууууу, зу-зу-зууууу, не борюсь я стрекозуууу!

Песенка так понравилась стрекозе, Забаве, что она передумала ловить комара и решила с ним подружиться. Она подлетела к комару и стала подпевать ему: за-за-заааа, за-за-заааа - я большая стрекозааааа. Так и началась первая в истории дружба стрекозы и комара.

Такая аппликация будет способствовать не только развитию моторики, но и фантазии, связной речи, укрепит добрые отношения со взрослым, поднимет настроение, а также будет способствовать закреплению в речи звука [З], если этот звук находится на этапе автоматизации.

Закрепление отдельных звуков.

Нередко бывает, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, но в речи его не употребляет. В этом случае нужно автоматизировать трудный звук.

Важно, чтобы автоматизация звука была поэтапной: сначала звук автоматизируется в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и только затем в связной речи. Правильно подобрать материал для автоматизации поможет специалист (подберёт слова, где автоматизируемый звук будет находиться в правильной позиции, исключит слова со смешиваемыми звуками или слова со звуками, которые ребёнок искажает).

Чтобы ввести звук в спонтанную речь, максимально используйте в повседневном общении с ребенком слова, где есть сложный для него звук. К примеру, если малыш не справляется со звуком «р», то в магазине, подходя к рыбному отделу, спросите ребёнка: «что здесь продается»? Если видите что-то красное, то попросите ребёнка называть это слово: к примеру, «красная крыша», «красный шарик» и пр. Открывая дверь, попросите ребёнка проговорить действие: «поворачиваю ручку» и т. д.

Полезным будет заучивание стихов с трудным звуком, например для дифференциации (различения) и закрепления в речи звуков Р, РЬ и Л, ЛЬ, ребёнку будет полезно выучить стихотворение Самуила Маршака «Мэри»:

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет,
- Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Но только смотри береги!

Роль родителей в обучении и воспитании ребенка огромна. Справятся ли родители самостоятельно с трудностями малыша будет зависеть в первую очередь от того, какое нарушение явилось причиной нарушения речи. Например, связанные с дислалией, могут выровняться сами по себе, а вот дизартрические нарушения нуждаются в подключении логопеда и часто - невролога. Но в любом случае важно заниматься с малышом дома, тогда ребенок быстрее сможет справиться со всеми речевыми трудностями и освоить навыки общения.

Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.


Вот какова характеристика ребенка данного возраста:

  1. К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
  2. У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
  3. Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
  4. Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
  5. Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
  6. Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.

Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.

В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.


Логопедические занятия дома

На помощь мамам приходит различная литература.

Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.

Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с -х летнего возраста.

Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:

  • Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
  • Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
  • Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
  • Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» - ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
  • Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого - после завтрака и после дневного сна.
  • Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
  • Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).


Этапы домашних занятий

Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Гимнастика для органов артикуляции.
  • Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
  • Развитие речи, пополнение словарного запаса.

Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.

Гимнастика для пальчиков

Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.

Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.


Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.

В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:

  • поглаживание одной ладонью другую;
  • массаж пальчиков одной руки другой рукой;
  • совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
  • совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.

Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.

Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.

Основные упражнения показаны в этом видео:

Артикуляционная гимнастика

Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.

Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.

Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.

Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.

Среди упражнений можно выделить следующие:

  • на развитие и укрепление мышц языка;
  • на развитие и укрепление мышц губ;
  • на развитие и укрепление мышц щек;


Вот некоторые из этих упражнений:

«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.

«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.

«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя...».

«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.


«Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.

«Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.

«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).

«Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.

Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.










Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.

Основные упражнения показаны в следующих видео.

Развитие фонематического слуха

Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.

Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.


Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:

  • Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
  • Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
  • Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
  • Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)

Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах?..


Развитие речи

Работа по развитию речи ребенка включает два направления:

  1. Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
  2. Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.

Словарная работа решает следующие задачи:

  • уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
  • обогащение лексикона новыми словами;
  • формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.


Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.

Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.

Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.

Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.


Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.

Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.

В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.

Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.

Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.


Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.

Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.

Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет - наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.

Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.


Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.