Что такое доброта? Это проявление заботы по отношению к человеку. Это помощь нуждающимся, бережное отношение к природе, любовь к нашим «меньшим братьям». Есть много примеров доброты в нашем мире, ведь это качество всегда ценилось русскими людьми. Его даже можно назвать основой нашего характера. В литературе мы найдем немало примеров добрых, отзывчивых героев.

Вспомним, например, Соню Мармеладову, героиню произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Мать девушки умерла, она воспитывалась отцом, который многое сделал для нее. Но наступила тяжелая пора, когда он лишился работы и запил. На ее плечи легла забота не только о нем, но и о мачехе, о сводных братьях и сестрах. Девушка от безысходности пошла «по желтому билету». Она была вынуждена торговать собой, чтобы спасти свою семью не просто от голода и нищеты, но и от смерти.

Разве можем мы ее осуждать? И Раскольникову, главному герою романа, помогла именно Соня. К ней он пошел за помощью после совершения страшного преступления – убийства старухи-процентщицы и ее сестры. Соня осудила его поступок, ведь для нее убийство человека – это великий грех. Но именно она оказала ему духовную поддержку. Она заставила его признаться в убийстве и поехала за ним на каторгу. Соня терпеливо ждала, когда он поймет чудовищность своего преступления, и оказалась рядом в момент его прозрения. В финале мы видим, как они вместе читают Библию, и понимаем, что, хотя до настоящего воскресения Раскольникову еще далеко, Соня будет рядом с ним.

Именно в ней заключается нравственный идеал автора, потому что это настоящий пример доброты и великодушия.

Из произведений 20 века мне вспоминается «Матренин двор» А.И.Солженицына. Матрена, главная героиня произведения, – необыкновенно добрый человек. Она не отказывает в помощи никому. Если надо помочь по хозяйству – идут к Матрене. Выкопать картошку – снова к ней. И никогда она не просила вознаграждения, помогала просто так, по зову души. Весь ее дом – это олицетворение характера. В нем удивительно тепло и уютно всем: и фикусам, которые «привольной толпой» скрашивали одиночество хозяйки, и немолодой кошке, из жалости подобранной Матреной, и мышам, нагло шуршавшим под обоями, и даже тараканам, которые «уважали» порядки Матрены и не пересекали границу между комнатой и кухней. Да и сам рассказчик признается, что уже с утра его радовал певучий голос Матрены, которая звала его к завтраку. Конечно, в финале нам жаль Матрену: она погибла, возможно, тоже из-за своей доброты: на железнодорожном переезде она бросилась помогать мужикам, перевозившим ее горницу приемной дочери Кире. Однако именно на таких, как она, держится мир. Не случайно автор называет ее «праведником».

Таким образом, доброта – это основа характера русского человека. Это то, благодаря чему наше общество выстояло в самые трудные времена. И хочется, чтобы в наше сложное время люди не забывали о доброте.

Обновлено: 2018-09-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Кто людям помогает - лишь тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя», - распевала в своей песенке зловредная героиня детских повестей Эдуарда Успенского старуха Шапокляк. Вместе со своей подопечной крысой Лариской, находящейся в ее ридикюле, она регулярно устраивает жителям города коварные розыгрыши. Но даже ехидная Шапокляк, несмотря на все свои проделки, попав в капкан, встаёт на путь исправления и добрых поступков.

В каждом из нас в той или иной степени присутствует желание творить благие дела. Ведь когда человек совершает добрые и альтруистичные поступки, на душе у него становится легко, а каждое по-настоящему доброе дело вызывает в людях энтузиазм такой силы, что одно маленькое событие способно привести к множеству дел, наполненных любовью, светом и теплом. Одним из таких примеров является международный праздник - День добрых дел , который по традиции отмечается ежегодно 15 марта.

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки. Лев Толстой

История этого праздника берет свое начало в 2007 году в Израиле. Впервые в этом событии приняли участие около 7000 человек, решившие претворить в жизнь идею о том, что каждый человек может совершать добрые поступки. Это и каждодневная небольшая помощь окружающим, и глобальные социальные проекты, помогающие детям, пенсионерам и нуждающимся людям. Данная традиция не оставила равнодушным и население других стран. С каждым годом в этой акции принимают участие все больше и больше людей из разных уголков мира.

По другой версии - история возникновения Дня добрых дел в России берет свое начало еще в XIV-XV столетии. По преданию, 15 (25) марта точно неизвестно какого года, в Москву въехал купец. Он вмиг стал объектом людской молвы. Купец творил добро, раздавая деньги нуждающимся людям. Но делал это не просто так, а давал определенные суммы на конкретные потребности - ремонт протекающей крыши, покупку домашней утвари, на одежду для детей. Время прошло, но благие дела не забываются, и в память о купце, люди, ставшие свидетелями добрых дел, стали ежегодно 15 (25) марта помогать друг другу.

Во многих странах подобный день отмечается в другие дни календаря и называется «Днем спонтанного проявления доброты» . Например, в это время многие книжные издательства проводят акции под названием «Подари ребенку книгу», где каждый желающий может выбрать любую детскую книгу, оплатить и передать представителю фонда.

Кто свершит прекрасные дела,
В небесный мир он переходит. Будда

Но для совершения добрых дел не обязательны крупные денежные вложения. Можно помочь старушке перейти дорогу или убрать мусор на ближайшей детской площадке, или просто подарить улыбку проходящему мимо человеку - в этом и заключается доброта. Любой благодушный поступок, совершенный одним человеком, может воодушевить на добрые дела многих. Ведь главное - это положительный духовный всплеск в людях, принимающих участие в таких благородных делах, как с одной, так и с другой стороны.

Как известно, реальные и литературные примеры всегда воодушевляют и придают силы. Рассказывая о добрых и положительных поступках своих героев, многие писатели вдохновляют и вселяют уверенность в том, что каждый человек может творить добро, изменяя этот мир к лучшему. Погружаясь в мир литературы, человек облагораживает свой внутренний мир, познавая прекрасное, учится внутренней красоте и возможности видеть ее вокруг себя. Правильно подобранная литература для детей развивает мышление, формирует систему духовных ценностей и идеалы. Очень важно, чтобы у ребенка был близкий ему герой, на которого ему хотелось бы походить.

Давайте вспомним самый яркий литературный пример - повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда» , написанная в 1940 году. После выхода книги и фильма о Тимуре в СССР началось движение юных «тимуровцев», пионеров, помогающих людям, которые нуждались в такой помощи: семьям войны в годы Великой Отечественной войны, старикам. Можно сказать, что тимуровское движение предшествовало современным российским волонтёрским организациям. А главную идею повести выражает, обращаясь к Тимуру, Ольга следующей фразой: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

Верю я: придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. Борис Пастернак

Еще один яркий герой, столь привлекательный для писателей, поэтов и художников и реализующий принципы добра и взаимовыручки -персонаж средневековых английских легенд Робин Гуд . Ему посвящают литературные произведения, ставят спектакли, снимают фильмы, а его популярность не угасает. Он один из немногих легендарных героев, которые вышли за рамки фольклора и стали источником вдохновения. Существуют десятки художественных версий о Робин Гуде. По одной из них, это лучник, который жил в лесу со своей армией вольных стрелков, людей смелых и по-своему благородных, боролся с несправедливостью и защищал бедных.

А чего стоит ждать от трех свирепых вооруженных разбойников, которые носят черные плащи и высокие черные колпаки? Согласитесь, зрелище весьма устрашающее. Но три разбойника из одноименной книжки-картинки Томи Унгерера совсем не наводят страха на детей. Однажды им попадается карета с одним-единственным сокровищем - девочкой Тиффани. Эта встреча меняет их жизнь, и они решают заняться благородным делом - устроить в шикарном замке приют для сироток! Эта трогательная история сопровождается красочными авторскими иллюстрациями Томи Унгерера.

Все мы помним и светлый поступок маленькой девочки Жени - главной героини произведения В. Катаева «Цветик-Семицветик» . В её руки попадает волшебный цветок с семью лепестками, каждый из которых может исполнить только одно желание. Сначала героиня легкомысленно растрачивает лепестки на свои сиюминутные детские «хочу», но потом приходит осознание, что она делает что-то не так, и самый последний драгоценный лепесток Женя уже использует для того, чтобы помочь больному мальчику.

Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

Или другой замечательный пример -знаменитая сказка великолепной шведской писательницы Сельмы Лагерлёф о заколдованном мальчике Нильсе , который отправился в удивительное путешествие вместе со стаей гусей. Непослушный хулиган Нильс постепенно становится добрым и внимательным мальчиком, его новые друзья помогают ему понять, что значит сочувствие, взаимопомощь и ответственность за других.

Радость, доставленная нами другому, пленяет тем, что она не только не бледнеет, как всякий отблеск, но возвращается к нам еще более яркой. Виктор Гюго

Ключевая тема знаменитого цикла Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» - дружба и взаимовыручка. Герои заботятся друг о друге, черпают друг у друга поддержку и утешение (в плену у Бастинды), получают радость от общения и взаимовыручки. Страшила все время просит Железного Дровосека, чтобы он не плакал, а то от этого он может заржаветь. Все вместе они достают Страшилу из реки, спасают Льва из макового поля.

Для самых маленьких читателей хочется отметить удивительно добрые и поучительные сказки детского писателя и художника-иллюстратора Владимира Григорьевича Сутеева . Трогательные истории с зайкой, утенком, ёжиком и котенком непременно оставят глубокий след в душе каждого ребенка, научат доброте и взаимопомощи.

Всякое доброе дело несет награду в себе самом. А. Дюма-отец

Из современных детских книг невозможно не отметить и трогательную книжку-картинку канадской художницы Марианны Дюбюк. «Лев и Птичка» - это нежная история о том, как дружба и забота помогают скоротать долгую зиму. Одинокий лев подбирает раненую птичку, отставшую от своей стаи. Её крыло должно постепенно зажить, да и догонять сородичей уже слишком поздно - и птичка остается зимовать у льва.

Многие педагогические идеи Василия Александровича Сухомлинского сохраняют свою актуальность и сегодня, ведь подход Сухомлинского к воспитанию детей основан на исключительно гуманистических принципах. Как сохранить Человека в себе и как вырастить его в своем ребенке - вечная тема, отраженная Сухомлинским просто и мудро.

Мы постарались собрать для вас лучшие детские книжки, которые смогут рассказать ребенку о важном. Тут есть из чего выбрать! Читайте книги, творите добро, и оно обязательно к вам вернется!


Доброта и жестокость - Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Примеры сочинений по направлению Доброта и жестокость

Сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

Уже очень долгое время проблема доброты и жестокости остается актуальной для обсуждения. В мире происходит вечное противоборство между добром и злом. Добро облагораживает все вокруг, делает мир ярче и светлее, в то время как жестокость селит хаос и беспорядок. Подобное можно проследить и в поведении людей. Жестокий человек, игнорируя основные правила морали, будет совершать бесчестные и бессердечные поступки. Будучи хладнокровным, такой человек безжалостно относится к слабым и бедным. Однако, совершенно иное можно ожидать от доброго человека.

Из этих рассуждений исходит вопрос: «Кого можно назвать добрым человеком?». Доброта всегда направлена на благодеяние и проявление сострадания по отношению к нуждающемуся, на свершение бескорыстного шага. Люди с добрым сердцем и чистой душой искренне помогают другим, оказывают поддержку, когда она им так нужна. Именно благодаря сильной любви ко всему окружающему миру такие люди готовы пойти на свершение самоотверженного подвига, готовы отдать жизнь за другого. Добрым можно назвать человека, способного проявить отвагу, отдать все свои силы ради помощи нуждающемуся. По-истине добрым и великодушным человеком можно назвать главную героиню рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор».

С ранней молодости и до глубокой старости Матрёну преследовала нелегкая судьба. Она не искала богатства, совершая нечестные поступки, как делают остальные жители ее деревни, не пыталась нажиться за счет других. Все свое время Матрёна посвящала себя другим: оказывала помощь своим соседям, работала на колхоз, при этом никогда не прося взамен денег. Она даже отдала свою последнюю горницу приемной дочери, после чего и погибла, пытаясь помочь с перевозом.

Матрёна является ярким примером доброго человека, она старалась помочь каждому по своей доброй воле, она ради других шла на риск, порою не задумываясь о своем здоровье. Добрые люди - это уникальные личности, способные пожертвовать собственными интересами ради блага окружающих. По моему мнению, именно с такими людьми мир становится лучше, именно благодаря им он продолжает существовать. Важно в любой ситуации оставаться собой, оставаться человеком и творить добро, не взирая на трудности.


Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добрый человек всегда благожелателен по отношению к окружающим, обладает мягкостью характера. Проявляя милосердие и сострадание, он никогда не пройдёт мимо того, кто нуждается в помощи.

Жесткость противопоставлена доброте, это крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Жестокого человека не трогают страдания окружающих, напротив, он может сам причинить боль, как физическую, так и нравственную своему ближнему, в нём нет милосердия, сочувствия, сострадания и жалости к другим людям.

Пример доброты можно найти в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского". Действие происходит в суровое, голодное послевоенное время, в 1948 году. Рассказчик вспоминает своё детство. Единственный из деревни он получил возможность продолжить образование после начальной школы в райцентре, где его поселили на квартире у чужих людей. Мальчику было грустно и одиноко и очень голодно. Чтобы хоть как-то поддержать себя, он стал играть в чику на деньги, выигрывая в день по рублю и покупая на эти деньги банку молока. Но уличные мальчишки проявили жестокость. Им не нравилось, что мальчик выигрывает рубль и выходит из игры. За это его жестоко избили. Учительница французского языка и классный руководитель по совместительству Лидия Михайловна не стала жаловаться директору, узнав, что её ученик играет на деньги, ведь за это сразу бы исключили из школы. После беседы с ребёнком она поняла, что он голодает, и решила ему помочь, придумав дополнительные занятия по французскому языку после уроков у себя на дому. Но гордый и стеснительный деревенский мальчишка напрочь отказался садиться за обеденный стол. И посылка с продуктами якобы от матери не помогла Лидии Михайловне, ученик догадался, что это посылка от учительницы и с возмущением вернул её классной руководительнице. Единственную возможность хоть как-то помочь голодающему ученику Лидия Михайловна нашла в игре на деньги. За этим занятием и застал ученика и учительницу директор. Лидия Михайловна взяла всю вину на себя, защищая мальчика. Она вынуждена была уволиться и уехать к себе домой на Кубань, а мальчику выслала посылку с красными кубанскими яблоками, которые раньше сибирский мальчик видел только на картинке. На всю жизнь запомнил герой уроки доброты, которые преподала ему учительница.

Жестокое отношение к человеку раскрывается в рассказе А. П. Платонова "Юшка", где к заглавному герою, которого на самом деле звали Ефим Дмитриевич, среди жителей слободы укоренилось резко отрицательное мнение. Этого худого, слабого, измождённого болезнью сорокалетнего человека все пренебрежительно звали Юшкой, презирали, обижали и унижали его. А дети, подражая взрослым, преследовали помощника кузнеца, когда тот шёл по улице, кидали в него землю, камни, ветки. Только после смерти Юшки все узнали, что этот презираемый ими человек, который зиму и лето ходил в одной и той же старой одежде и никогда не пил сладкого чая, все заработанные за год деньги относил в город с одну семью, куда поместил сироту. Девочка выросла, получила медицинское образование и стала врачом, чтобы так же бескорыстно, как и её благодетель Ефим Дмитриевич, помогать нуждающимся. Сначала только столяр попросил прощения у Юшки: "Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!" Но осознание своей несправедливости пришло и к другим людям.

Подводя итог, скажем, что доброта, милосердие и сострадание делают и самого человека, и мир вокруг него лучше, чище и благороднее. Жестокость - это отвратительное качество, которое разъединяет людей, разобщает их, ведёт мир к разрушению. Делайте добро и избегайте проявлять жестокость не только к ближнему своему, но и к животным.


Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Доброта и жестокость. Вовсе не совместимые понятия.
Что же такое доброта?
Это положительное нравственное качество человека. Добрый,отзывчивый человек всегда готов помочь другим в трудную минуту, не требуя ничего взамен. Такой человек пропускает чужие беды через себя, тем самым ещё больше понимая человека, оказавшегося в трудной ситуации.
Добрый человек - это сильный человек. Доброта способствует внутреннему процветанию человека.
Говоря о жестокости, я могу сказать, что это негативное качество.
Жестокий человек зачастую является эгоистом, он завистлив, им руководит злоба и ненависть. Как правило, жестокость - это несбывшиеся мечты, недостигнутые цели и задачи. Жестокость делает человека несчастным, разрушает его изнутри, не позволяет полюбить себя и других, полностью насладиться жизнью.

Вспомним повесть Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". Главные герои данного произведения порочны, хладнокровны, жестоки. Екатерина Измайлова - жена богатого купца, но так как она не испытывает к нему настоящей искренней любви влюбляется в своего работника Сергея. Наряду с прекрасным, нежным чувством любовью, в ней присутствует и жестокость, бесчеловечность. Понимая,что незаконная связь может быть разорвана,вместе с Сергеем убивает мужа и свёкра, но и это еще не конец.

Екатерина идет на убийство племянника Феди,чтобы остаться единственной наследницей состояния. Такие поступки олицетворяют равнодушие, эгоизм, жестокость. Отходя от темы жестокости, хочется привести в пример произведение А. И. Куприна "Чудесный доктор", одной из главных тем которого является доброта и отзывчивость. В центре сюжета обедневшая семья, дети которой болеют и голодают. От безысходности отец семьи хочет покончить жизнь самоубийством, нот в этот момент он встречается с мужчиной. Он оказывается доктором, который выслушивает историю семьи Мерцаловых. Без капли сомнений и раздумий, он помогает семье.

Такой поступок характеризует человека как отзывчивого, доброго, сердечного. Я хочу, чтобы в мире было больше добрых людей, ведь доброта способна изменить мир к лучшему. Это прекрасное чувство, заставляющее излучать яркость и душевную теплоту. Добро и зловечные понятия, и пока существует человек, будет существовать добро и зло. Зло помогает нам анализировать поступки, а добро направляет на верную дорожку истины.


Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Почему добрые люди становятся злыми и жестокими? На это, как правило, есть много причин, которые иногда даже заставляют нас оправдать человека, совершившего такое перевоплощение. Бывает, что на добро ответили неблагодарностью, или удары судьбы обрушились на него один за другим, и он сломался под ними. Рассмотрим характерные примеры из литературы.

В романе-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон» героиня столкнулась со страшным испытанием. Ее изнасиловал родной отец. На ее глазах мужчину убили мать и брат, но попранной чести было не вернуть, и семья была рада любому случаю выдать опозоренную Аксинью замуж. Такой шанс подвернулся, ведь Степан был поражен яркой внешностью девушки и не вникал в подробности ее жизни. Однако сама Аксинья не полюбила мужа, и в молодой семье начались конфликты. Как мы помним, супруга воспользовалась отсутствием Степана и стала любовницей Григория Мелехова. В деревне ее осуждали, а родители молодого человека и вовсе были в ярости. Супруг вернулся и побил героиню за неверность. Но можно ли быть к ней такими строгими? То, что она пережила, не может пройти бесследно. Ее душа ранена, вера в людей подорвана. Самый близкий родственник надругался над ней, как же после этого требовать от нее уважения к чужим семейным узам? Таким образом, личность может ожесточиться против мира, если ее сильно оскорбили родные или дорогие сердцу люди.

В рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» главного героя в округе недолюбливали. Он занимал должность лесника и никому не давал поблажек. Всех тех, кто рубил лес незаконно, он задерживал. Ни разу не сжалился он над бедняками, которые покушались на деревья от нужды и безысходности. Его даже прозвали «Бирюк», намекая на его нелюдимость и суровость. Этого человека и подкупить было нельзя, настолько он был принципиальным. Но рассказчик случайно попал в логово этого злобного лесника, и что же он увидел? Маленьких детей, которых ему оставила неверная жена, ушедшая за лучшей жизнью с мещанином. Все они ютились в убогой избенке, состоящей из одной комнаты. Естественно, что мужчина ожесточился и перестал верить людям, ведь его предала самая близкая женщина. Однако при ближайшем рассмотрении его доброта все равно никуда не пропала: он помог путнику, выпустил застигнутого врасплох вора по его просьбе. Просто он глубоко прятал свое доброе сердце, чтобы его снова не растоптали. Значит, тот, кто кажется жестоким, может быть, и не жесток вовсе, а просто скрывает свою доброту, чтобы не быть вновь обманутым.

Таким образом, добрые люди могут меняться к худшему, если их очень больно задели те, от кого они этого не ожидали. Удар в спину заставит человека утратить всякое доверие, без которого невозможно делать добро. Но даже если такое превращение совершилось, не стоит ставить на личности крест: возможно, ей просто нужно время, чтобы снова открыться миру с лучшей своей стороны.


Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Жестокость.
К сожалению, нам довольно часто приходится сталкиваться с ней в своей жизни.
Это может быть просто грубое слово, произнесенное человеком в наш адрес. Или кто-то может намеренно толкнуть нас в метро, освобождая себе путь. Агрессивное поведение по отношению к окружающим может привести и к более страшным последствиям, таким как гибель людей и животных или тяжелое причинение вреда их здоровью.

Жестокость - это качество, которое либо присуще человеку, либо нет. Если мужчина или женщина по природе жестоки, то это уже очень сложно исправить, поскольку данная черта, скорее всего, появилась у них еще в раннем возрасте. И такие люди даже могут испытывать удовольствие, причиняя боль другому человеку.

Бывает и так, что человек способен проявлять жестокость лишь в определенном состоянии, например, когда он очень зол. Тогда можно просто научиться самостоятельно контролировать свои эмоции или записаться на курсы управления гневом.

Мне всегда очень тяжело становится на душе, когда я сталкиваюсь с какими-либо проявлениями жестокости. Поэтому, если я вижу, что кого-либо из моих одноклассников обзывают другие ученики, я сразу же стараюсь защитить этого человека, ведь иногда слово может ранить больнее, чем грубое физическое действие.

Я не люблю смотреть новости, потому что там часто рассказывают о различных трагедиях и катастрофах. Я всегда переживаю за людей, попавших в беду, и за их близких.

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем мире было как можно меньше жестокости. Я всегда радуюсь, если на государственном уровне принимаются какие-либо меры по ее ограничению, например, закон о защите прав животных. Надеюсь, в будущем ситуация также будет меняться исключительно в лучшую сторону.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Не за горами декабрь, а значит, до написания итогового сочинения остаётся ровно месяц.

Это не так уж мало, если учесть, что за четыре недели, изрядно потрудившись, можно написать от 5 до 10 пробных сочинений.

Данная статья посвящена одному из тематических направлений, предложенных выпускникам в 2018 году. Оно сформулировано так: сочинение «Доброта и ». Чтобы успешно написать текст по данной теме, достаточно совершить несколько простых действий.

Формулируем конкретные темы сочинения

Для начала предлагаем осмыслить заявленное направление и сформулировать 5 приблизительных тем. Это не означает, что они достанутся вам на экзамене. Зато, хотя бы по одной-двум из них, вы приблизитесь к пониманию проблемы. Для примера возьмём следующие темы :

  1. — «Как доброта и жестокость уживаются в сердце человека?»;
  2. — «Способен ли жестокий человек на добрый поступок?»;
  3. — «Почему добрые люди становятся жестокими?»;
  4. — «Где кончается доброта и начинается жестокость в ситуации войны?»;
  5. — «Отчего дети бывают жестокими по отношению друг к другу?».

Выбирайте тему, которая вам ближе, и приступайте к следующему этапу работы.

Ищем цитаты

Разнообразить сочинение помогут цитаты. Их лучше всего поместить во вступлении к сочинению. Хорошо подобранная цитата даёт возможность оттолкнуться от неё и сформулировать собственный .

Для связи предложений используйте выражения, построенные :

«Известный учёный высказал мысль о том, что жёлтые единороги – довольно редкие существа, и с этим нельзя не согласиться / эта мысль находит подтверждение в художественной литературе, / и жизненный опыт подтверждает это…»

или на основе его опровержения:

«Писатель предлагает рассматривать жёлтых единорогов как нормальное явление, но мы попробуем… доказать обратное / поспорить с этой точкой зрения / рассуждать иначе…»

Например, используя афоризм Оноре де Бальзака:

«Жестокость и страх пожимают руки друг другу»

Можно прокомментировать сочинение о причинах жестокости.

А цитата Льва Толстого станет лучшим началом собственного рассуждения:

«Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются…»

Аргументы из литературы на тему доброты и жестокости

Хорошей иллюстрацией по заявленному направлению станет поведение Пугачёва в «Капитанской дочке » А.С. Пушкина.

Ужасающие своей жестокостью сцены расправы повстанцев над капитаном и капитаншей сменяются эпизодом необъяснимого добродушия бунтовщика по отношению к Петру Гринёву. Что заставляет одного и того же человека быть то бессердечным, то милостивым?

Знаменитая гоголевская повесть «Тарас Бульба » рассказывает о быте казаков, цель жизни которых защищать в ратном бою. В ситуации войны мир делится на «своих» и «чужих», поэтому сердечный и справедливый в мирной жизни Тарас Бульба становится беспощадным к сыну, когда речь заходит о верности Отчизне.

Веря, что правый карает неправого, «свой» – «чужого», отец жестоко убивает собственного сына. Жестокость Бульбы обусловлена эпохой, в которой он живёт, культурой и традициями его среды.

М. Горький в пьесе «На дне » рисует образы героев, оказавшихся вне нормальной социальной среды. Все они, по разным обстоятельствам, становятся обитателями ночлежки, в которой царят жестокость, зависть, стремление к обману.

Только Лука-утешитель добр. Но на поверку его доброта оказывается недостаточной для их спасения: она растворяется в словах и не подтверждается делами. Такая доброта хуже жестокости: она становится губительной для персонажей.

Помимо названных произведений , допустимо обращаться за аргументами к:

  1. рассказу И. С. Тургенева «Му-му»
  2. его роману «Отцы и дети»
  3. роману И. А. Гончарова «Обломов»
  4. поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»
  5. рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор
  6. роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  7. роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон»
  8. и другим литературным источникам.

Приступаем к работе

Постараемся максимально ёмко сформулировать главную мысль , проиллюстрировать её логичными, взаимосвязанными аргументами и сделать вывод, соответствующий основному тезису, озвученному вначале.

Набросаем план : «Доброта и жестокость. Сочинение». Он должен состоять из трёх элементов:

  1. — вступления;
  2. — основной части;
  3. — заключения.

Дополнительные советы принимайте здесь:

Для примера возьмём третью тему: «Почему добрые люди становятся жестокими ». На черновике запишем аргументы, которые помогут проиллюстрировать злое, агрессивное поведение человека, прежде бывшего на хорошем счету.

К двум основным аргументам не лишним будет добавить третий (лучше – из западноевропейской литературы). Каждый абзац должен заканчиваться мини-выводом, а весь текст работы – обобщающим умозаключением.

Пример итогового сочинения: «Почему добрые люди становятся жестокими?»

Китайский мудрец Конфуций сказал: «Все люди рождаются добрыми». С этим трудно поспорить: младенцы не знают зависти, лукавства, лжи. Они беззащитны перед людьми и одинаково открыты для добра и зла. Почему же происходит так, что добрые люди становятся жестокими?

В любящих семьях растут спокойные сыновья и ласковые дочери. А если семья неблагополучная (родители ссорятся, занимаются только собой, пропадают совсем), детство рушится. Каким будет человек – зависит от среды, в которой он растёт. Если некто добродушный проявляет агрессию и чёрствость по отношению к другим, значит, ему сделали больно, его обидели, оскорбили, заставили разувериться в людях.

Пример тому – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель». Честно служа в своём департаменте, «маленький человек» ни о чём не мечтал, но стоило Акакию Акакиевичу пожелать новую шинель, как провидение над ним посмеялось. Шинель воспринималась чиновником как живая – так много он думал о ней, так долго готовился к новой жизни, символом которой она стала.

И вот когда шинель, наконец, перешла к нему во владение, неизвестные отобрали её. Башмачкин умер от потрясения. Призрак Акакия Акакиевича начал отбирать шинели у всех, кто ему встретится. Так Н.В. Гоголь описал модель рождения жестокости: обиженный становится обидчиком. Правда, происходит только после смерти героя.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема достигает апогея. Убийство старухи студентом Раскольниковым – это реакция на жестокость окружающего мира, которая тяготит героя. Кровь порождает кровь, зло не может остановить зло.

Только жертвенная любовь Сони Мармеладовой прерывает эту цепь. Гордость уступает место раскаянию, жестокость уступает место доброте, которая жила в сердце Раскольникова ещё тогда, когда он был ребёнком. Другой пример превращения доброго человека в жестокого иллюстрирует о прекрасной девушке Лорелее, записанная немецким поэтом-романтиком Клеменсом Брентано.

Речная фея Лореляйн (или Лорелея) сидит на вершине скалы и поёт сладостные песни, которые сводят с ума каждого, кто их услышит. Красота Лорелеи губительна, но она не радует девушку, ведь её сердце разбито безответной любовью. Пострадав от жестокости возлюбленного, Лорелея равнодушно губит других юношей, а потом гибнет сама. Так жестокость разрушает всё вокруг и внутри человека.

Какими бы добрыми мы ни были, жизнь посылает нам суровые испытания, и выстоять хватает сил не у каждого. Мало кто сохраняет такие качества, как сердечность и , на всю жизнь. Люди становятся жестокими, чтобы защитить себя от новой боли, отомстить, дать отпор тем, кто их обидел. Размокнуть этот круг может только любовь. Именно она дарит силы жить дальше.

Анализируем результаты и готовимся к ЕГЭ

Итоговое сочинение покажет, насколько вы готовы к ЕГЭ по русскому языку.

Даже если зачёт успешно получен, честно задайте себе вопросы:

  1. — Много ли литературных произведений мною прочитано?
  2. — Умею ли я подбирать цитаты и аргументы?
  3. — Получается ли у меня делать логичные выводы?
  4. — Легко ли мне далось написание эссе?

Если ответ хотя бы на один из этих вопросов будет отрицательным, есть смысл продолжать писать пробные сочинения, доводя этот навык до совершенства. Тогда часть С вашего письменного экзамена стопроцентно порадует и вас, и проверяющих.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения Что такое жестокость - причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости Что такое доброта, хорошо ли быть добрым и как им стать (7 шагов) Что такое характер человека - черты, виды, типы и сила характера Как писать сочинение - что это такое, план подготовки и пример сочинения-рассуждения на тему мечты

Горшкова Елена Павловна

Скачать:

Предварительный просмотр:

Добро и зло в произведениях русской литературы

Научная работа

Выполнила: Горшкова Елена Павловна

Ученица 11 класса А школы №28

Проверила: Сабаева Ольга Николаевна

преподаватель русского языка и

литературы школы №28

Нижнекамск, 2012

1. Введение 3

2. «Житие Бориса и Глеба» 4

3. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» 5

4. М.Ю. Лермонтов «Демон» 6

5. Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» 7

6. А.Н. Островский «Гроза» 10

7. М.А. Булгаков «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» 12

8. Заключение 14

9. Список используемой литературы 15

1.Введение

В моей работе речь пойдет о добре и зле. Проблема добра и зла – это вечная проблема, которая волновала и будет волновать человечество. Когда нам в детстве читают сказки, то в конце-концов в них практически всегда побеждает добро, и сказка заканчивается фразой: «И все они жили долго и счастливо…». Мы растем, и со временем становится понятно, что это не всегда так. Однако не бывает такого, чтобы человек был абсолютно чист душой, без единого изъяна. В каждом из нас существуют недостатки, и их немало. Но это не значит, что мы злые. В нас очень много и хороших качеств. Так тема добра и зла возникает уже в древнерусской литературе. Как говорится в «Поучении Владимира Мономаха»: « … Подумайте, дети мои, как милостлив к нам Человеколюбец Бог и премилостлив. Мы вот люди грешные и смертные, а все же, если кто причинит нам зло, мы готовы, кажется, тут же приколоть его и отмстить; а Господь нам, Владыка живота (жизни) и смерти, терпит нам грехи наши, хотя они превышают главы наши, и во всю жизнь нашу, как отец, любящий свое дитя, и наказывает, и опять привлекает нас к Себе. Он указал нам, как избавиться от врага и победить его, - тремя добродетелями: покаянием, слезами и милостынею…».

«Поучение» - не только литературное произведение, но и важный памятник общественной мысли. Владимир Мономах, один из наиболее авторитетных киевских князей, пытается убедить современников в пагубности междоусобных раздоров – ослабленная внутренней враждой Русь не сможет активно противостоять внешним врагам.

В своей работе я хочу проследить, как видоизменялась эта проблема у разных авторов в разные времена. Разумеется, я остановлюсь подробнее только на отдельных произведениях.

2. «Житие Бориса и Глеба»

Ярко выраженное противопоставление добра и зла мы встречаем в произведении древнерусской литературы «Житие и погубление Бориса и Глеба», принадлежащее перу Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря. Историческая основа событий такова. В 1015 году умирает старый князь Владимир, желавший назначить наследником своего сына Бориса, которого в это время не было в Киеве. Брат Бориса Святополк, замыслив овладеть престолом, велит убить Бориса и его младшего брата Глеба. Возле их тел, брошенных в степи, начинают происходить чудеса. После победы Ярослава Мудрого над Святополком тела были перезахоронены и братья провозглашены святыми.

Святополк помышляет и действует по наущению дьявола. «Историографическое» введение в житие отвечает представлениям о единстве мирового исторического процесса: события, происшедшие на Руси, лишь частный случай извечной борьбы Бога и дьявола – добра и зла.

«Житие Бориса и Глеба» - рассказ о мученической смерти святых. Основная тема определяла и художественную структуру такого произведения, противопоставление добра и зла, мученика и мучителей, диктовала особую напряженность и «плакатную» прямоту кульминационной сцены убийства: она должна быть долгой и нравоучительной.

По-своему взглянул на проблему добра и зла А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин».

3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Своих персонажей поэт не разделяет на положительных и отрицательных. Он дает каждому из героев несколько противоречащих друг другу оценок, заставляя взглянуть на героев с нескольких точек зрения. Пушкин хотел добиться максимального жизнеподобия.

Трагедия Онегина заключается в том, что он отверг любовь Татьяны, боясь потерять свою свободу, и не смог порвать со светом, поняв его ничтожность. В подавленном состоянии духа Онегин уехал из деревни и «начал странствия». Герой, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он уже теперь не сможет, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивался, и думать только о себе. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим, теперь он способен к сильным чувствам, целиком захватывающим его и потрясающим его душу. И тут судьба снова сводит его с Татьяной. Но Татьяна отказывает ему, так как она смогла увидеть то себялюбие, тот эгоизм, который лежал в основе его чувства к ней.. В Татьяне говорят оскорбленные чувства: настала ее очередь отчитывать Онегина за то, что он не сумел вовремя разглядеть в ней всю глубину ее души.

В душе Онегина происходить борьба добра и зла, но, в конце концов, побеждает добро. О дальнейшей судьбе героя мы не знаем. Но возможно он стал бы декабристов, к чему вела вся логика развития характера, изменившегося под влиянием нового круга жизненных впечатлений..

4.М.Ю. Лермонтов «Демон»

Тема проходит через все творчество поэта, но я хочу остановиться только на этом произведении, т.к. в нём проблема добра и зла рассматривается очень остро. Демон, олицетворение зла, любит земную женщину Тамару и готов ради неё возродиться к добру, но Тамара по своей природе не способна ответить на его любовь. Земной мир и мир духов не могут сойтись, девушка погибает от одного поцелуя Демона, и его страсть остается неутоленной.

В начале поэмы Демон- это зло, но к концу становится понятно, что это зло можно искоренить. Тамара же изначально представляет добро, но Демону она причиняет страдание, раз не может ответить на его любовь, а значит, для него она становится злом.

5.Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

История Карамазовых – это не просто семейная хроника, а типизированное и обобщенное изображение современной интеллигентской России. Это эпическое произведение о прошедшем, настоящем и будущем России. С точки зрения жанра – это сложное произведение. Оно представляет собой сплав «жития» и «романа», философских «поэм» и «поучений», исповедей, идеологических диспутов и судебных речей. Основная проблематика – философия и психология «преступления и наказания», борьба «Божьего» и «дьявольского» в душах людей.

Основную идею романа «Братья Карамазовы» Достоевский сформулировал в эпиграфе «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то принесет много плода» (Евангелие от Иоанна). Это мысль о неизбежно происходящем в природе и в жизни обновлении, которое непременно сопровождается умиранием старого. Широта, трагизм, неодолимость процесса обновления жизни исследованы Достоевским во всей глубине и сложности. Жажда преодоления уродливого и безобразного в сознании и поступках, надежда на нравственное возрождение и приобщение к чистой, праведной жизни переполняют всех героев романа. Отсюда «надрыв», падение, исступленность героев, их отчаяние.

В центре этого романа фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, который поддался новым идеям, новым теориям, носящимся в обществе. Раскольников – человек мыслящий. Он создает теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать собственную мораль. Он убежден, что человечество делится на две категории: одни – «право имеют», а другие – «твари дрожащие», которые служат «материалом» для истории. К этой теории раскольников пришел в результате наблюдений современной ему жизни, в которой меньшинству позволено все, а большинству – ничего. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. И для выяснения этого он решается на страшный эксперимент, намечает себе в жертву старуху – процентщицу, приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели. Действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и последующее его выздоровление. Убив старуху, Раскольников поставил себя вне общества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Чувство отрезанности, одиночества становится страшным наказанием для преступника. Раскольников убеждается в том, что ошибся в своей гипотезе. Он испытывает муки и сомнения «обычного» преступника. В конце романа Раскольников берет в руки Евангелие – это символизирует духовный перелом героя, победу доброго начала в душе героя над его гордыней, которая порождает зло.

Раскольников, как мне кажется, вообще очень противоречивая личность. Во многих эпизодах современному человеку его сложно понять: многие его высказывания опровергаются друг другом. Ошибка Раскольникова в том, что он не увидел в своей идее самого преступления, того зла, которое он совершил.

Состояние Раскольникова характеризуется автором такими словами, как «мрачный», «подавленный», «нерешительный». Я думаю, это показывает несовместимость теории Раскольникова с жизнью. Хотя он и убежден в своей правоте, эта убежденность что-то не очень уверенная. Если бы Раскольников был прав, то события и его чувства Достоевский описывал бы не мрачно – желтыми тонами, а светлыми, но они появляются только в эпилоге. Он был не прав в том, что взял на себя роль Бога, имел смелость за Него решать, кто должен жить, кто должен умереть.

Раскольников все время колеблется между верой и неверием, добром и злом, и Достоевскому не удается убедить читателя даже в эпилоге, что евангельская правда стала и правдой Раскольникова.

Так в поисках, душевных муках и мечтаниях Раскольникова отразились собственные сомнения, внутренняя борьба, споры с самим собой, которые непрестанно ведет Достоевский.

6.А.Н.Островский «Гроза»

А.Н.Островский в своем произведении «Гроза» так же затрагивает тему добра и зла.

В «Грозе», по мнению критика, «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий. Катерину Добролюбов считает силой, которая может противостоять костному старому миру, новой силой, воспитанной этим царством и потрясающей его основы.

В пьесе «Гроза» противопоставлены два сильных и цельных характера Катерины Кабановой, купеческой жены, и её свекрови Марфы Кабановой, которую давно прозвали Кабанихой.

Главное различие между Катериной и Кабанихой, различие, которое разводит их на разные полюса, заключается в том, что следование традициям старины для Катерины является душевной потребностью, а для Кабанихи это попытка обрести необходимую и единственную опору в предчувствии крушения патриархального мира. Она не вдумывается в суть порядка, который оберегает, она выхолостила из него смысл, содержание, оставив только форму, превратив его тем самым в догму. Прекрасную сущность старинных традиций и обычаев она превратила в бессмысленный обряд, что сделало их противоестественными. Можно сказать Кабаниха в «Грозе»(так же как и Дикой) олицетворяет собой явление, свойственное кризисному состоянию патриархального уклада жизни, а не присущие ему изначально. Мертвящее воздействие кабаних и диких на живую жизнь с особой очевидностью проявляется именно тогда, когда жизненные формы лишаются прежнего содержания и сохраняются уже как музейные реликвии.. Катерина же представляет собой лучшие качества патриархальной жизни в их первозданной чистоте.

Таким образом, Катерина принадлежит патриархальному миру- в его все остальные персонажи. Художественное назначение последних –обрисовать причины обреченности на гибель патриархального мира настолько полно и многостроение, насколько это возможно. Так, Варвара научилась обманывать и пользоваться случаем; она, как и Кабаниха, следует принципу:«делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».Получается что Катерина в данной драме – добро, а остальные персонажи – представители зла.

7.М.А.Булгаков «Белая гвардия»

В романе рассказывается о событиях 1918-1919 гг., когда Киев был оставлен германскими войсками, сдавшим город петлюровцам. Офицеры бывшей царской армии были преданы на милость врага.

В центре повествования - судьба одной такой офицерской семьи. Для Турбиных, сестры и двух братьев, основополагающее понятие – честь, которая понимается ими как служение отечеству. Но в перипетиях Гражданской войны отечество перестало существовать, и привычные ориентиры исчезли. Турбины пытаются найти для себя место в меняющемся на глазах мире, сохранить в себе человечность, добро души, не озлобиться. И это удается героям.

В романе звучит апелляция к Высшим силам, которые должны спасти людей в период безвременья. Алексею Турбину снится сон, в котором на небо (в Рай) попадают и Белые, и Красные, потому что и те, и другие любимы Богом. А значит, в итоге добро должно победить.

В Москву с ревизией приезжает дьявол – Воланд. Он наблюдает за московскими мещанами и выносит им приговор. Кульминация романа – бал Воланда, после которого он узнает историю Мастера. Воланд берет Мастера под своё покровительство.

Прочтя роман о себе, Иешуа (в романе он представитель сил Света) решает, что Мастер, создатель романа, достоин Покоя. Мастер и его возлюбленная умирают, и Воланд провожает их к месту, где им теперь предстоит жить. Это – угодный дом, само воплощение идиллии. Так человек, уставший от битв жизни, получает то, к чему стремился душой. Булгаков намекает, что кроме посмертного состояния, определяется как «Покой», есть и другое высшее состояние – «Свет», но Света Мастер не достоин. Исследователи до сих пор спорят, почему Мастеру отказано в Свете. В этом смысле интересно высказывание И. Золотусского: «Это сам Мастер карает себя за то, что из его души ушла любовь. Тот, кто покидает дом или кого покидает любовь, не заслужил Света… Даже Воланд теряется перед этой трагедией усталости, трагедией желания уйти из мира, покинуть жизнь»

Роман Булгакова об извечной борьбе добра и зла. Это произведение, посвященное не судьбе определенного человека, семьи или даже группы людей, как–то между собой связанных, - он рассматривает судьбы всего человечества в его историческом развитии. Временной интервал почти в два тысячелетия, разделяющий действие романа об Иисусе и Пилате и романа о Мастере, лишь подчеркивает, что проблемы добра и зла, свободы духа человека, отношения его с обществом – это вечные, непреходящие проблемы, актуальные для человека любой эпохи.

Пилат у Булгакова вовсе не показан классическим злодеем. Прокуратор не хочет зла Иешуа, к жестокости и социальной несправедливости привела его трусость. Именно страх делает неплохих, неглупых и храбрых людей слепым оружием злой воли. Трусость – это крайнее выражение внутренней подчиненности, несвободы духа, зависимости человека. Она особенно опасна ещё и тем, что, раз смирившись с ней, человек уже не в силах от нее отделаться. Таким образом, могущественный прокуратор превращается в жалкое, безвольное существо. Зато бродяга философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут отнять у него ни страх наказания, ни зрелище всеобщей несправедливости. В образе Иешуа Булгаков воплотил идею добра и неизменной веры. Несмотря ни на что, Иешуа продолжает верить в то, что злых, плохих людей нет на свете. Он и умирает на кресте с этой верой.

Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представлено в конце романа А.Н.Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Воланд со своей свитой покидает Москву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа.

8.Заключение

Что есть добро и что есть зло на земле? Как известно, две противоположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, поэтому вечна борьба между ними. Пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда будет происходить борьба добра со злом.

Таким образом, я пришла к выводу, что силы добра и зла в мире литературы равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха, и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро.

9.Список используемой литературы

1. С.Ф.Иванова «Введение во храм слова». Изд. 3-е, 2006 г.

2. Большая школьная энциклопедия, том 2. 2003 г.

3. Булгаков М.А., пьесы, романы. Сост., вступ. и примеч. В.М.Акимова. Правда, 1991 г.

4. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»: Роман – М.: Олимп; ТКО АСТ, 1996 г.